Саксофон - история создания.

Кто изобрел саксофон?
Саксофон относительно молодой музыкальный инструмент, который появился примерно 150 лет назад. Инструмент был изобретен музыкантом и скрипичным мастером, по имени Адольф Сакс, позднее инструмент назвали его именем.
Патент на саксофон впервые зарегистрирован в марте 1846 года. Однако Сакс начал разработку духового инструмента много лет назад, когда Адольф работал в магазине музыкальных инструментов своего отца. Его отец, Чарльз Сакс, был мастером музыкальных инструментов, и научил сына всем тонкостям изготовления музыкальных инструментов. Чарльз позволял Адольфу экспериментировать над своими собственными проектами в магазине.
В молодости Адольф обучался игре на флейте и кларнете в Консерватории музыки Брюсселя. В то время юный Адольф заметил, что духовые инструменты обладали очень узким диапазоном. И он начал искать решение этой проблемы.
Эксперименты Сакса с бас-кларнетом привели его к изобретению инструмента, который представлял собой духовой инструмент, изготовленный из металла.
Когда он показал новый инструмент композитору Гектору Берлиозу в 1841 году, композитор был в восторге от изобретения. Позднее Берлиоз написал статью в престижном журнале «Jounal des Debats» в Париже, в котором он дал положительную оценку изобретению Сакса.
В 1842 году он переехал в Париж, где открыл скромную мастерскую на улице Сент-Джордж. Однако проект Сакса включал в себя не один инструмент. Его патент 1846 года описывал 14 различных версий саксофона от F contrabass вплоть до E flat sopranino. Среди них бфли E плоский контрабас, C бас, B басовый, E плоский баритон, C тенор, B плоский тенор, F alto, E flat alto, C сопрано и B плоское сопрано.
1844 и 1845 годы были весьма плодотворными для молодого изобретателя. Переехав в Париж в 1842 году, Сакс направил свои силы на популяризацию своего творения. Парижская промышленная выставка 1844 года оказалась платформой, позволившая ему продемонстрировать свои особенности. В том же году состоялся дебют хорового концерта «Chant Sacre» Гектора Берлиоза, в которой использовался саксофон.

В 1845 году Адольф смог убедить французских военных заменить традиционные французские рожки и фаготы на саксофоны. Через три года после дебюта «Chant Sacre» Берлиоза, в 1847 году в Париже открылась первая специализированная школа игры на саксофоне.
В 1866 году первоначальный патент Сакса истек и другие производители инструментов начали попытки модернизацию инструмента и выпускать собственные версии. В течение следующих нескольких десятилетий было много экспериментов по изменению дизайна скасофона и созданию альтернативных версий. Сам Адольф обновил свой первоначальный патент в 1881 году. В новом патенте Сакс сделал несколько нововведений, увеличив длину колокола и расширив диапазон, обеспечиваемый четвертым октавным ключом.

Когда Сакс умер в 1894 году,бизнес был продолжен его сыном Адольфом Эдуардом. Саксофоны обрели широкую популярность в 1920-х годах когда джазовые группы начали использовать саксофоны в качестве основного инструмента. Среди величайших джазовых саксофонистов были Лестер Янг, Коулман Хокинс, Чарли Паркер, Сонни Роллинз, Орнетт Колман и Джон Колтрейн
Эксперименты, направленные на увеличение звукового диапазона и улучшения дизайна инструмента продолжались после Второй мировой войны.
Сегодня обширная семья саксофонов, созданная Адольфом Саксом, была сокращена до пяти: сопрано, альт, тенор, баритон и бас-саксофоны. Из них саксофоны тенор и альт являются наиболее предпочтительным инструментами для саксофонистов.

Музыкальный инструмент: Саксофон

Если кому-нибудь задать вопрос, какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувственным? Несомненно, в ответ услышите - саксофон - инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его с трастный и экспрессивный тембр, умеющий передавать нежность и страсть, может уносить человека в самые потаённые воспоминания. Не зря поэты в своих лирических стихах поющий и плачущий голос саксофона часто связывают с романтическими переживаниями героев. Но не только слезы и печаль характерны для этого инструмента, который обладает большими выразительными возможностями. Он весьма многолик и может быть серьёзным философом в произведениях И.С. Баха , нежным и лиричным у композиторов-романтиков, дерзким и свободным в джазе. В этом жанре саксофон - король, так как фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Нельзя не отметить импровизационные возможности инструмента, сделавшие его в джазовом искусстве непревзойдённым лидером.

Звук

Серебристый, бархатный, волшебный, магический - такими красивыми словами обычно описывают голос саксофона. Его певучий и сочный тембр зачаровывает с первых нот. Звук инструмента узнаваем без труда.

Его выразительные возможности очень велики, саксофон отличается не только певучестью и мелодичностью, но и техничностью, являясь одним из самых виртуозных в группе духовых инструментов, ведь ему посильны различные исполнительские задачи. Плавное легато с глиссандированными звуковыми переходами, отчётливое стаккато, фруллато, вибрация звука с большой амплитудой, а также использование очень высокого регистра с флажолетным звучанием - это только небольшой перечень приёмов, которыми пользуются саксофонисты.

Диапазон инструмента, составляющий более двух октав, делится на три регистра: низкого, среднего, и высокого звучания. Их выбор зависит от характера произведения заложенного композитором.

Звукообразующий элемент на инструменте - трость, которую исполнитель заставляет колебаться, вдувая в саксофон воздух. Принцип извлечения звука близок к звукоизвлечению на кларнете , а вот аппликатура саксофона похожа на аппликатуру гобоя .

Фото :





Интересные факты

  • Граждане Бельгии очень гордятся тем, что человек, создавший саксофон, является их соотечественником. В знак признания великого изобретателя, ещё до введения единой валюты для стран «еврозоны», национальным банком страны была выпущена банкнота 200 франков с изображением Адольфа Сакса.
  • Детство Сакса было очень драматичным, мать называла его ребёнком, обречённым на неудачу. В два года он упал со второго этажа, сильно ударившись о камень. Родители думали, что сын не выживет. В три года Адольф отравился серной кислотой и проглотил булавку. Далее были сломанная нога, корь и три дня в коме, ожоги от порохового взрыва, сломанная рука, сильное отравление от испорченного вина и другие неприятные ситуации.
  • Зависть конкурентов А. Сакса после изобретения саксофона не имела границ. Для борьбы с ним ненавистники создали целое сообщество. Его трижды банкротили в 1852, 1873 и 1877 годах. У него переманивали рабочих, выкрадывали чертежи, музыкантам запрещали использовать его инструменты, обворовывали его мастерские, публиковали клеветнические статьи и даже организовывали покушение на убийство.
  • Памятник, а также самый большой музей А. Сакса находится в г. Динант, на родине великого изобретателя. Его жители, очень гордящиеся своим земляком, выбрали саксофон символом своего города. Логотип в виде саксофона здесь можно встретить везде: в барах, ресторанах, кафе, магазинах. Именем изобретателя названа улица, и на зданиях висят фигурки, изображающие саксофон.
  • В 1948 году в СССР постановлением ВКПб от 10 февраля слова джаз и саксофон, как элементы враждебной культуры, попадают под запрет, этот период, который длился восемь лет, вошел в эпоху советского джазового искусства, как время, когда разгибали саксофоны.
  • В Германии, в период третьего Рейха, саксофон попал под запрет, как инструмент, не имеющий арийского происхождения, то есть неблагородный и недостойный.
  • Билл Клинтон, президент США с 1993 по 2001 год, очень любит музицировать на саксофоне. Еще в юности, руководя школьным джаз-бэндом, он хотел стать профессиональным музыкантом. Таким мечтам будущему главе Белого дома сбыться не удалось, но на своей инаугурации в 1993 году на саксофоне он все же сыграл.
  • Под эгидой Всемирных конгрессов саксофонистов, постоянно проходящих начиная с 1969 года, регулярно проводятся конкурсы и фестивали, издается специальная литература. А 1995 год ознаменовался открытием во французском городе Бордо Европейского центра саксофона, который занимается популяризацией инструмента, а также собирает данные об исполнителях.

  • Каждый год саксофонисты со всего мира съезжаются на родину великого бельгийца А. Сакса в бельгийский город Динант для участия в параде саксофонистов. Освещенное факелами и под звучание инструментов шествие проходит вечером по набережной вокруг города, создавая мистический эффект. Завершает мероприятие концерт саксофонистов на центральной площади.
  • Памятники саксофону и саксофонистам можно встретить в разных уголках планеты. Самый большой: 12-метровый находится на родине А. Сакса в Бельгии в г. Денау. Скульптуру саксофониста из бронзы, являющимся символом норвежского города Молде, местные жители ласково называют «Джаз мальчик». Памятники саксофону установлены в Латинской Америке, в Японии (остров Хоккайдо), в России (Ростов-на-Дону), в Грузии (Тбилиси), в Таиланде (Бангкок), а в Калифорнии (США) фанаты инструмента построили дом-саксофон.
  • Международные конкурсы исполнителей на саксофоне проходят по всему миру, но самый важный - это конкурс саксофонистов в Бельгии в Денау, на родине А. Сакса. По своей значимости его можно сравнить с конкурсом имени П.И. Чайковского. Настоящим и долгожданным триумфом для российского саксофона стала победа музыканта Сергея Колесова, завоевавшего первое место и три специальных приза.
  • Наиболее известные фирмы, которые изготавливают саксофоны находятся во Франции(Selmer и Buffet), Японии(Yamaha), Чехии (Amati), Германии (BS).
  • Саксофонисты в своей технике для исполнения длинных звуков очень часто используют перманентное дыхание. Первоначально рекорд был установлен Д. Кенни, который непрерывно исполнял одну ноту в течение 45 минут без остановки. Однако его рекорд был побит Д. Эскаланте, который продержал звук в два раза дольше - 1 час 30 минут.

Исполнители

С самого начала своего появления саксофон своим необыкновенно красивым тембром и большим потенциалом выразительных и технических возможностей всегда привлекал к себе особое внимание. Поэтому на протяжении всей истории своего развития каждый период выявлял замечательных саксофонистов-виртуозов. А поскольку саксофон очень активно применялся в различных музыкальных жанрах, то в каждом направлении были свои выдающиеся исполнители. Во второй половине XIX века, когда инструмент только начал появляться на концертной сцене, меломаны наслаждались исполнительством таких мастеров, как Л. Майера, Ж. Суаля, Ж. Мурмана, А. Вюиля и, несомненно, самого изобретателя саксофона Адольфа Сакса, который великолепно играл на инструменте. Чуть позже, в последней четверти столетия, когда саксофон пересек Атлантический океан, то очаровал американцев своим звучанием в лице Э. Лефебра, а также Э. Холл, очень много сделавшей для популяризации инструмента на континенте.

В начале XX века, с появлением новых направлений в музыке, в том числе джаза, интересы исполнителей стали разделяться. Джазовый саксофон, который доминировал в первой половине столетия был представлен такими выдающимися именами, как Д. Ходжес, Л. Янг, Д. Колтрейн, К. Хокинс, С. Роллинс и Ч. Паркер.

Во второй половине века джаз подарил миру: Д. Колтрейна, П. Дезмонда, О. Коулмана, Д. Маллигена, Б. Марсалиса, Ч. Паркера, И. Бутмана, Г. Гараняна, А. Козлова, Д. Голощёкина, Д. Эддерли, Д. Маллигэна, Б. Шенка, Ф. Вудса.

Классический саксофон связан с именами Ф. Мондельчи, М. Мюля, С. Рашера, Ж. Лонде, М. Шапошниковой, Л. Михайлова, Г. Бумке, С. Лизона, Ж. Вриса, Ж. Лондейкса.

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры, представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя, а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете. При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Говорят, что саксофон - инструмент, способный ближе всего передать теплоту и нежность, схожую с человеческим голосом. Без саксофона сложно представить себе оркестр Гленна Миллера, лучшие песни Брюса Спрингстина, “Money” Pink Floyd…. и все это благодаря одному человеку - Адольфу Саксу, родившемуся 6 ноября 1814 года. Soyuz.Ru вспоминает мастера, история жизни которого сама по себе могла бы стать сюжетом романа, а также предлагает послушать 10 знаменитых композиций с саксофоном.

«...Некий Сакс -
Алхимик, энергетик и магистр,
Герр, натюрлих, хотя и не министр,
Вдруг изобрел свой гениальный сакс»,

Так писал Майк Науменко в шутливом стихотворении «Письмо другу о музыке». Конечно, ни алхимиком, ни магистром, ни даже герром (то есть немцем) бельгиец Адольф Сакс никогда не был. Родился он в городке Динант на берегах Мааса и с самого начала словно пытался выйти за грань дозволенного - падал с высоты трех этажей и глотал булавки, выпил воды с серной кислотой, приняв ее за молоко, сильно обгорел, экспериментируя с порохом, а однажды едва не утонул.

Впрочем, были и эксперименты другого года: с детства Сакс работал у отца, музыкального мастера, и постоянно выискивал способы улучшить инструменты, которые помогал создавать. Кларнеты и фаготы Шарля-Жозефа Сакса быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Кларнет стал и первым инструментом Сакса-младшего: Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера. А со временем он задумался над тем, как заполнить тембровое пространство между деревянными и медными секциями духовых оркестров, заменив чем-нибудь распространенные тогда басовые офиклеиды - громоздкие и несовершенные инструменты, по форме напоминающие фагот. По мысли Сакса, звучание нового инструмента должно быть ближе к струнным инструментам, но мощнее и интенсивнее их.

Интересно, что в течение жизни Сакс подал в патентные бюро еще около 50 патентов и сертификатов, среди которых - улучшенная звуковая система для железных дорог, проект концертного зала в форме яйца, а также туннель под холмом на Монмартре и «Саксоканнон» - гигантский миномет для стрельбы полукилотонными снарядами, способными сровнять с землей целый город. И все же главное его изобретение было вдохновлено не пушками, но музами: приехав в 1836 году в Париж, Сакс заинтересовался грядущей реформой в местных военных оркестрах и понял, что мощный духовой инструмент, который он разрабатывал, окажется как нельзя более кстати и в парадах и на войне. Первый такой инструмент, в котором Сакс соединил коническую трубку с тростью кларнета, клапанным механизмом гобоя и очертаниями бас-кларнета, был представлен на промышленной выставке 1841 года в Брюсселе. Музыкант, представивший его, играл за занавесом: инструмент был не до конца завершен, а воровство идей было не редкостью и в те времена.

Вскоре страстным поборником саксофона стал небезызвестный Гектор Берлиоз, который в июне 1842 года опубликовал в парижском “Journal des Debats” статью об инструменте, который впервые назвал саксофоном. Он же стал автором первого сочинения с участием саксофона — Хорала для голоса и шести духовых инструментов, в котором использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом. В том же году саксофон был представлен на промышленной выставке в Париже.

"Фирменный" саксофон производства Адольфа Сакса

Продолжая бороться за участие в реформе военных оркестров, Сакс предложил проект реформы, включавший, помимо активного использования его собственных инструментов, и кое-какие изменения в самом обучении военных музыкантов. Его соперники, возглавляемые неким Мишелем Карафра, настаивали на прежнем составе инструментов и прежней методике обучения и, разумеется, перетянули на свою сторону большую часть изготовителей инструментов. Тем не менее в апреле 1845 года на парижском Марсовом поле состоялось своего рода состязание, по итогам которого саксофоны вместе с другими инструментами, сконструированными Саксом (такие, как саксгорн и саксотруба), были введены во французские военные оркестры на место гобоев, фаготов и валторн. Состязание, которое один из журналистов сравнил с наполеоновскими войнами, посетили 20 тысяч человек.

21 марта 1846 года Сакс получил во Франции патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. А всего за пять месяцев до получения патента Сакса обвинили в «мошенничестве и фальсификации» - решение суда гласило, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать». Тем не менее понемногу саксофоны стали выпускать и во Франции, и не только на фабрике Сакса: конкуренты неоднократно пытались обвинить его в том, что тот якобы украл их идею, но потерпели неудачу, когда мастер вызвал их на состязание, предложив сконструировать новую модель инструмента.

Триумф Сакса не мог не вызвать зависти у конкурентов: объединившись в «Ассоциацию объединенных изготовителей инструментов», те принялись действовать самыми бесстыдными методами. Патенты на саксофон и другие инструменты Сакса неоднократно пытались объявить недействительными через суд, рабочих пытались переманить, фабрику духовых инструментов - сжечь дотла, а на самого него совершили два покушения. В 1854 году суд все же признал право Сакса на изобретенный им инструмент, но когда тот попытался получить компенсацию морального вреда за нелегальное производство саксофонов, последовали судебные издержки и новые процессы.

Сам Сакс к тому времени успел подготовить множество первоклассных музыкантов, преподавая игру на саксофоне в военном училище при Парижской консерватории, однако в 1870 году большинство учеников ушли на фронт франко-прусской войны, и спустя некоторое время училище было закрыто. Сам мастер в 1877 году был признан банкротом, его фабрика закрылась, а материалы и инструменты продали с аукциона (как тут не вспомнить горькую шутку «Сатирикона» о том, что если автор такого-то изобретения умер в нищете, значит, он и есть настоящий изобретатель). Умер Сакс действительно в нищете 7 февраля 1894 года и спустя несколько дней был похоронен на кладбище Монмартра.

Казалось, та же печальная участь ждет и его инструмент: в 1903 году римский Папа Пий X издал официальный запрет на использование саксофона в музыке, издатели американского “The Ladies Home Journal» прямо обвинили слушателей саксофона в том, что те «не могут различить добро и зло», а нацисты в 1930е годы выпустили плакат, на котором чернокожий, играющий на саксофоне, носит звезду Давида. К счастью, время оказалось мудрее: музыка Дюка Эллингтона, Каунта Бейси и «Болеро» Равеля реабилитировали саксофон, сделав его неотъемлемой частью джаза, а затем рока, современной поп-музыки и R’n’B. Детище Адольфа Сакса разменивает уже второй век и выходить из моды не собирается - и за это мы должны сказать спасибо человеку, с раннего детства не боявшегося ставить на карту многое, если не все.

10 самых знаменитых мелодий для саксофона

Генри Манчини (Henry Mancini) - Тема из фильма "Розовая пантера"


Дэйв Брубек (Dave Brubeck) - "Take Five"

По принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры .

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с , возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

  • Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
  • Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
  • Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
  • Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
  • Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
  • Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
  • Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
  • Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
  • Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
  • Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
  • Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
  • Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
  • Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
  • Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
  • Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
  • Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
  • Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
  • Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
  • Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;
  • Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;
  • Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
  • Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

История саксофона и его роль в музыке

Первый саксофон был создан Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот инструмент обладал всеми характеристиками современного саксофона: металлическим коническим корпусом, мундштуком (почти без изменения заимствованным у кларнета) с одинарной тростью и системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, и имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон , принадлежит перу Гектора Берлиоза, всегда положительно относившемуся к нововведениям в музыке. Это сочинение - Хорал для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные Саксом (бас-кларнет, корнет и др.). 3 февраля 1842 Берлиоз сам первым продирижировал этим произведением, а уже в декабре того же года саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи».

В 1844 году саксофон был впервые представлен на промышленной выставке в Париже, а 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. В 1845 году инструменты, сконструированные Саксом (саксофоны, саксгорны и саксотромбы) были введены в военные духовые оркестры.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви - «Вечный жид» (1852), Мейербер - «Африканка» (1865), Тома - «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб - «Сильвия» (1876), Массне - «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс - «Генрих VIII» (1883), д’Энди - «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения - музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручено большое соло.

В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской Консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона. Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.

Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона - сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке ХХ века.

Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, «Концерт памяти ангела» и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в 1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартина, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадинс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Эти произведения исполняются очень редко. Среди советских композиторов, создававших произведения для саксофона - Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль - джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х - начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло - Лестер Янг (1909-1954), Коулмэн Хокинс (1904-1969), позднее - Чарли Паркер (1920-1955).

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975), Джон Колтрейн (1926-1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс и многие другие.

Видео: Саксофон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!