Слепой афроамериканец. Знаменитые слепые музыканты

В архиве Рэя Чарльза более семидесяти альбомов

Ray Charles Robinson – слепой джазовый музыкант, плодотворности которого могут позавидовать многие звезды современной эстрады. Более семидесяти альбомов в его активе говорят сами за себя.

Вы можете сказать, что, быть может, это один из тех самых случаев, когда количеством пытаются возместить недостаток качества. Но слышали ли вы о таком музыканте, как Фрэнк Синатра? Лично он отзывался о Рэе Робинсоне как о единственном гении в мире шоу-бизнеса. Его песня What’d I say попала на пятое место в списке самых лучших песен всех времен и народов. Вы ее знаете? Да наверняка слышали, но даже и не знали, кто же это ее исполняет, не говоря уже о том, как она называется. Она воспринимается как один из самых убойных рок-н-рольных стандартов!

В современном мире он является одной из ключевых фигур в развитии мирового шоу-бизнеса. И хоть символические списки самых лучших музыкантов двадцатого века обычно носят совсем уж поверхностный характер, он в них попадает с завидной частотой.

Ну так что, не слышали? Ничего, сейчас мы это все исправим.

Сам я впервые познакомился с биографией этого незаурядного артиста, когда посмотрел фильм «Рэй». Это отличный биографический фильм, который довольно точно и бесстрастно описывает значительную часть жизни популярного музыканта.

Лично у меня фильм вызвал противоречивые чувства. Насколько он был честен? Не знаю. Но после просмотра не создается впечатления о Рэе Чарльзе как о каком-то ханжеском святоше или погрязшем в пороках отпрыске шоу-бизнеса.

Короче, весело, прикольно, с ноткой глубокой тоски и рок-н-ролльным задором. Рекомендую к просмотру! А уж фанатам Рэя этот фильм и вовсе обязателен к просмотру.

Так давайте попытаемся рассмотреть, что же это был за человек.

Итак, начнем по порядку:

Родился, вырос, умер… не все сразу. Городок Олбани, штат Джорджия – вот родина Рэя Чарльза. Семья Чарльза была не просто бедна. Она была непривычно бедна даже по меркам чернокожих. Как впоследствии говорил сам музыкант: «Ниже нас была только земля».

Когда ему было всего несколько месяцев, семья переехала в Южную Флориду, в поселок Гринвиль. Бросив Рэя и его младшего брата Джорджа, отец оставил семью и ушел куда глаза глядят.

Когда Рэю было пять лет, произошел случай, который довольно подробно описывается в фильме. Его младший брат случайно упал в лохань с водой и не смог выбраться. Рэй пытался ему помочь выбраться оттуда, но у него не хватило сил. И его младший брат погиб.

Есть предположения, что именно из-за перенесенного потрясения Рэй и стал понемногу терять зрение, пока полностью не ослеп в возрасте семи лет. См же Рэй говорил, что никому не известно, отчего же он ослеп. Возможно, это было следствием перенесенной болезни. Когда музыкант прославился, он попробовал приобрести зрение. Он даже давал объявления о том, чтобы хоть кто-нибудь пожертвовал ему один глаз, но врачи отказались делать операцию, посчитав ее слишком рискованной и бессмысленной.

В детстве он стал ходить в школу для слепых, где изучил шрифт Брайля. Кроме того, с трех лет он стал учиться игре на фортепиано, да и в баптистском хоре также стал проявляться его музыкальный талант. Но когда ему было всего пятнадцать лет, умерла его мать, а спустя еще пару лет умер и его отец.

Как все начиналось

Когда Рэй закончил обучение в школе, он стал участвовать во многих музыкальных проектах. Тогда он в основном играл в стиле джаз и кантри. Как и полагается молодым музыкантам, свое вдохновение он черпал у других известных джазовых музыкантов, таких как и Арти Шоу. Его первая группа называлась The Florida Playboys.

Когда ему исполнилось семнадцать лет, он собрал шестьсот долларов и отправился в Сиэттл, где вскоре познакомился с гитаристом Госсади Макги, с которым стал играть и основал группу. Сначала они записывались на лейбле Swingtime Records. Также он сотрудничал с Фуллсоном, когда выпустил свой первый хит. Он называется Confession Blues. Потом выпустил знаменитую Baby, Let Me Hold Your Hand и перешел под лейбл Atlantic records. Ему просто нужна была большая степень творческой свободы.

Первую жену Рэя звали Эйлин Вильямс, на которой он женился 31 июля 1951-го года. Их брак продержался всего год, после чего они развелись. Позже он женился на Делле Беатрис, это произошло в 1956-м году и этот брак продержался уже дольше, до 77–го года. Кстати, в фильме о его первой жене не говорится ни слова, зато лейтмотивом идет повествование о его жизни со второй женой.

Всего у Рэя было двенадцать детей, но лишь троих он родил (в библейском смысле) в браке. Но оставим старое грязное белье покойного и вернемся к его светлому и чистому творчеству.

На новом лейбле Atlantic его поощряли искать свое собственное, неповторимое звучание. Что он и делал со всей страстью, на которую был способен. В пятьдесят третьем году он записал свой знаменитый сингл Mess Around. Потом вместе с гитаристом Гитар Слин он записал сингл The Things That I Used To Do.

Когда же он в 55-м году написал песню I Got a Woman, она заняла первое место в чартах. Есть мнение, что это первая запись в стиле соул. Рэй в основном играл музыку, которая наполовину состояла из госпелов, а оставшуюся часть занимали блюзовые баллады. Получается, что Рэй Чарльз был одним из тех, кто популяризовал исконно черную музыку среди населения.

История композиции What’d I Say

В пластинке Ray Charles in Person можно услышать те самые характерные особенности, которые были присущи раннему творчеству Рэя Чарльза. Этот альбом был записан довольно необычно для тех лет. Это была не студийная запись, а концертное выступление. Тогда же он сыграл и What’d I Say, которая стала одной из самых узнаваемых его композиций. Говорят, это была просто импровизация во время репетиции перед концертом. Но именно она оказала в свое время громаднейшее влияние на мир рок-н-ролла.

Сам Чарльз рассказывал историю создания этой песни следующим образом: он как раз играл последнюю песню из своей программы под названием The Night Time. Дело было в ночном клубе в Милуоки. Когда он доиграл, администратор клуба поставил его перед фактом, что он должен проиграть еще 12 минут. И тогда он решил сымпровизировать. И играл все двенадцать минут. Публика была в восторге, хотя потом студия звукозаписи отказалась выпускать ее, мотивируя свой отказ тем, что она уж слишком длинная.

Тогда ее записала радиостанция WOAK и включила в альбом автора. Песня моментально стала хитом. Когда Atlantic Records в результате все-таки сдалась, песню разбили на две части. Потом еще много кто из популярных ныне исполнителей делал на нее кавер-версии. Как говорил Пол Маккартни, эта композиция дала ему огромнейший импульс для творчества.


Развитие стиля

Вскоре Рэй Чарльз продолжил развивать свой стиль, выйдя за границы госпелов в сочетании с блюзом, и стал записываться с крупными оркестрами. Тогда же он написал свою первую песню в стиле кантри. За блюзовую композицию Let the Good Time Roll он получает Грэмми. В ней он продемонстрировал редкостный по своей силе и экспрессии голос.

Когда же Рэй перешел в ABC Records, он заключил такой фантастический контракт, который сделал его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов своего времени. Он переселился на Беверли-хиллз, где приобрел самый большой особняк в округе. Там он и прожил до самой своей смерти, до которой на тот момент оставалось еще много и много лет.

Его работа на ABC имела отличительный характер. С одной стороны, он получил еще большую свободу, а с другой – перестал участвовать в экспериментальных проектах и начал писать музыку, ближе стоящую к мэйнстриму. На подпевке у него был хор, в аккомпанементе – биг-бенд и струнные оркестры.

Это создало разительно отличающийся звук. В Атлантик он писал почти камерную музыку, а в АВС стал производить оркестровые джазовые стандарты. При этом репертуар музыканта просто потрясал воображение своим разнообразием и объемами. Тогда же он пишет свою знаменитую Hit The Road Jack. Точнее, ее пишет Перси Мейлфилд, перед записью певица из бек-вокала сказала Рэю, что беременна от него. Музыкант был далеко не в восторге, и эта смесь ярости и надрыва, звучащая в песне, которую мы сейчас знаем, была как-то… совсем уж натуральной.

И вот отрывок из фильма:

Georgia on My Mind записывали многие музыканты. Среди них были и Элла Фицджеральд, и Луи Армстронг, и Рэй Чарльз. Это была его визитная карточка времен АВС. Ее автор, Хог Кармайкл, посвятил ее девушке по имени Джорджия, а вот несколько позже она стала гимном штата Джорджия. Но девушка была все же раньше, поэтому пусть у вас возникают правильные ассоциации!

Но так или иначе Рэй исполнил Georgia on My Mind в здании Законодательного штата собрания. И, по сути, вошел в оборот музыки кантри. Для чернокожего музыканта это был просто невообразимый успех. Да и вообще Рэй всегда выступал против расизма. Однажды он даже отменил концерт в той же Джорджии, так как чернокожие и белые слушатели должны были сидеть отдельно. Его это глубоко возмутило.

Наркотики

Эта идиллия продолжалась до 65-го года, пока его не арестовали за хранение марихуаны и героина. От этих двух «счастливых препаратов» музыкант был зависим вот уже больше двадцати лет, то есть почти всю свою взрослую жизнь. Наркотики находили у него и раньше, но до сих пор Рэю удавалось выкручиваться, и его не арестовывали. В первый раз у полиции не было ордера на обыск, и дело не получило продолжения, во втором он согласился на лечение от наркотической зависимости, а в третий раз ему пришлось сесть в тюрьму.

Сам он мало воспринимал себя в качестве наркомана. Это уже потом, во время отсидки, ему пришлось бросить наркотики, а до тех пор он воспринимал их, словно аспирин. То есть в реальной жизни он-то понимал, насколько ужасно его положение, а когда выходил на сцену, начинал воспринимать их как аспирин. То есть тебе плохо – и ты начинаешь принимать лекарство, чтобы убрать боль.

Очень ярко эта “наркозависимая” часть его жизни показана в фильме «Рэй»

А вот что было дальше, это уже просто интересно. Например, завязав с наркотиками, он больше ничего выдающегося не написал. Зато делал фантастические каверы. Но своих шедевров у него больше не было. Совпадение? Вряд ли. Дело в том, что эти препараты при употреблении замещают часть естественных гормонов, выделяемых мозгом, и когда пациент прекращает прием «лекарств», то он вполне оправданно теряет вдохновение и попросту впадает в депрессию.

Кроме того, после очищения своего образа жизни, Рэй Чарльз изменил и свой музыкальный стиль. Он стал еще ближе к мейнстриму. Так что после семидесятых его стали воспринимать далеко не так однозначно. Лично мне вспоминается история с бодибилдерами: все осуждают их страсть к стероидам и прочим экспериментам над собственными организмами, а с другой, только стероидных качков и печатают на плакатах. Се ля ви.


Он стал записывать очень много проходного материала, поэтому его творчество в этот период стало казаться более однообразным. Самой примечательной его песней того времени стала America the Beautiful. Потом эта песня вошла в The Message for People, который стал первым политически окрашенным альбомом музыканта.

В те годы он больше играл не на классическом фортепиано, а на , что сделало звук его альбомов в семидесятых особенно выделяющимся на фоне других лет.

Примерно в это же время Рэй начинает активно экспериментировать с синтезаторами. Он часто и много эмитировал ими другие инструменты, а его соло на клавишных приобрело совершенно новый оттенок. Оно стало больше напоминать соло на электрогитаре. Особенно это проявилось в том, как он управлялся с питч-колесом, что в девяностых годах он стал делать просто в совершенстве.

Зрелые годы

Обычно в зрелом возрасте аудитория музыканта начинает несколько смещаться… точнее, она не смещается, она остается в своем поколении, меняется лишь возраст слушателей – они стареют. А вот Рэю Чарльзу удалось заполучить молодежную аудиторию. Особенно это стало очевидным после альбома Friendship.

Выступал он и на инаугурации Рейгана, что полсужило поводом для злых языков: стали уверять, что Рэй бросил тень на свою репутацию. Дело в том, что Рэй был демократом, а вот Рейган – республиканцем. Поэтому Рэй согласился выступать лишь за ошеломительный гонорар в сто тысяч долларов. Потом его агент комментировал это таким образом: «За такие деньги мы бы согласились выступать и на собрании Ку-Клукс-Клана».

В начале девяностых годов Рэй Чарльз стал выступать во многих музыкальных проектах, в том числе в классическом госпеле с Лондонским оркестром в рамках благотворительной акции.

Все альбомы Чарльза до последнего становились популярными. 30 апреля 2004 года он последний раз выступил с концертом. Но его записи выпускались даже после его смерти.

«Я не буду жить вечно. Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только - насколько красивой будет моя жизнь».

Американец Рэй Чарльз - пианист, вокалист и автор песен в стиле джаз, блюз, рок-н-ролл и кантри, сплетающий эти стили в единое целое. Гениальность поставила Чарльза в один ряд с лучшими музыкантами ХХ века и превратила в один из символов американской культуры. Журнал Rolling Stone назвал его имя на десятом месте в «Списке Бессмертных» и на втором – в сотне лучших вокалистов всех времен.

Детство и юность

Родился Рэй Чарльз Робинсон 23 сентября 1930 года в семье Ареты и Бэйли Робинсонов. Но вскоре родители расстались, и Арета с сыновьями переехала из Джорджии в Южную Флориду, в крошечный поселок Гринвилл. Там она воспитывала сыновей, пытаясь выбраться из беспросветной нищеты. Когда Рэю было пять лет, утонул его младший брат Джордж. Старший брат не смог его спасти.

После этой трагедии Рэй начал терять зрение и к семи годам ослеп. С этим надо было учиться жить, и мальчика отправили в школу-интернат. Там Рэй развил свои музыкальные способности. Он пел в хоре, научился играть на пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете. После смерти родителей слепому юноше предстояло пробиваться в жизни самостоятельно. В семнадцать лет Рэй Робинсон создал группу MacSon Trio. В 1949 году впервые его песня стала хитом.

Музыка

В 50-е годы родился официальный псевдоним музыканта. Фамилия была отброшена во избежание путаницы с боксером Рэем Робинсоном. Рэй Чарльз ищет свой стиль, добиваясь уникального звучания композиций. Экспериментирует с голосом, включая в песни хрипы, крики и другие звуки, усиливающие эмоциональную окраску слов.


В 1955 году его сингл в стиле соул I Got a Woman поднялся на высшие позиции в R&B чартах. В это время Рэй пел госпелы и блюзовые баллады. Он исполнял традиционную «чёрную» музыку, открыв ее красоту всем.

Первая знаковая песня, написанная полностью Рэем, - What’d I Say - стала классикой рок-н-ролла. Рэй сотрудничал с крупными оркестрами, джазменами, экспериментировал с кантри. Итогом стало присуждение ему «Грэмми». Мощный и объемный экспрессивный голос вокалиста впечатлил музыкальных критиков и простых слушателей.

К началу 60-х певец зарабатывал столько денег, что смог не только пройти полное медицинское обследование у именитых врачей, но и приобрести роскошный особняк в "Золотом треугольнике" Беверли-Хиллз. Впрочем, вернуть хотя бы частично зрение Рэю не удалось.


Получив свободу творчества, певец расширил совместную работу с другими музыкантами. Песню Hit The Road Jack Рэй исполнил дуэтом с Маржи Хендрикс. Новое звучание на две недели вынесло композицию на вершину популярности. Слава была так велика, что докатилась и до России: советские джаз-бэнды включили ее в репертуар.

В этот же период записана «визитка» Рэя, Georgia On My Mind. Изначально автор песни Хог Кармайкл посвятил ее девушке с этим именем. Но исполнитель сделал песню хитом, а впечатленные его вокалом жители штата Джорджия объявили ее своим гимном.

После 70-х годов музыкант много выступал, уделял все больше внимания композициям кантри-направления. В последние десятилетия жизни Рэй Чарльз включал в свои мелодии звучание электронных инструментов. Сплетал в единое целое музыку разных народов, ставших к ХХ веку населением США. Классическая песня America the Beautiful родилась заново благодаря исполнению Рэя и аранжировке в стиле госпел/ритм-н-блюз.

Личная жизнь

Музыкант любил женщин, и девять из них стали матерями его детей. Но лишь с двумя женщинами Рэй заключил официальный союз: с Эйлин Уильямс (31 июля 1951 г) и Деллой Беатрис Говард Робинсон (5 апреля 1955 г). Первый брак распался через год, второй союз продержался 22 года, супруги воспитали троих сыновей: Дэвида, Рэя Чарльза и Реверенда Робинсонов.


Помимо них, Рэй признал еще девять внебрачных детей. Перед тем, как завершить жизненный путь, отец выдал каждому ребенку по миллиону долларов. Последней спутницей музыканта была Норма Пинелла.

Смерть

Последние два года жизни Рэй Чарльз боролся с онкологией. Он тяжело восстанавливался после хирургической операции. Тем не менее, даже лишившись возможности ходить, музыкант ежедневно ездил на собственную студию звукозаписи RPM, где работал над альбомом Genius Loves Company. Умер 10 июня 2004 года у себя дома. Похоронен на кладбище Инглвуд-Парк в Инглвуде, что в Калифорнии.


Осенью в Лос-Анджелесе концерт памяти Рэя Чарльза собрал в одном зале двадцать тысяч зрителей и знаменитых музыкантов, исполнивших его песни, ставшие культовыми.

Биография певца отражена в фильме «Рэй», вышедшем в прокат в октябре того же года. Сюжетом послужила автобиография «Брат Рэй», написанная в 1978 году. В процессе работы съемочная группа консультировалась с Чарльзом. В главной роли снялся , награжденный за нее «Оскаром». Иногда фото актера в этой роли путают с фотографиями музыканта.


Второй посмертный альбом включил в себя новые работы с современными поп- и соул-звёздами. Для записи третьего посмертного альбома использовались достижения компьютерной обработки звука. Отреставрированные вокальные записи певца удалось совместить с мелодиями в исполнении оркестра Каунта Бэйси.

Современные технологии позволяют певцу общаться со слушателем даже спустя десятилетие после ухода из жизни. Concord Records продолжает работу со старыми записями Рэя, возвращая поклонникам его композиции в новом звучании.

Дискография

  • 1956 - The Great Ray Charles
  • 1960 - Basin Street Blues
  • 1961 - Modern Sounds in Country & Western Music
  • 1962 - Hit the Road Jack
  • 1963 - Ingredients in a Recipe for Soul
  • 1965 - Country & Western Meets Rhythm & Blues
  • 1972 - A Message from the People
  • 2000 - Sittin" on Top of the World
  • 2004 - Genius Loves Company
  • 2005 - Genius & Friends
  • 2005 - Genius Remixed
  • 2006 - Ray Sings, Basie Swings
  • 2009 - Genius The Ultimate Ray Charles
  • 2010 - Rare Genius:The Undiscovered Masters
  • 2012 - Extraordinary Ray Charles
Рэй Чарльз (полное настоящее имя Рэймонд Чарльз Робинсон) – это выдающийся музыкант, ставший настоящей легендой для всех ценителей блюза, джаза и музыки в стиле соул. Его композиции пленят и завораживают, его потрясающий голос невозможно забыть.

Именно поэтому наш сегодняшний герой уже много лет подряд остается эталоном для многих-многих музыкантов нашей планеты, а также звездой номер один для всех ценителей качественной музыки.

Ранние годы, детство и семья Рэя Чарльза

Рэй Чарльз появился на свет 23 сентября 1930 года в городе Олбани, расположенном в центральной части штата Джорджия. Его семья была очень бедна, а потому с самых ранних лет великий музыкант привык к безденежью и постоянным лишениям. Отец Рэя – Бэйли Робинсон – оставил семью, бросив своих двоих сыновей на попечение их матери и бабушки. После этого незадачливый отец практически не принимал участия в жизни своих детей, появляясь в их доме от силы раз в год.

В пять лет в жизни маленького Рэя Чарльза случилось еще одно тяжелое потрясение. Во время купания в лохани утонул его младший брат Джордж. Ребенок умирал прямо на глазах будущего музыканта. Пятилетний Рэй пытался помочь брату, однако вытянуть его из глубокой кадки так и не сумел.

Данное событие настолько потрясло нашего сегодняшнего героя, что уже совсем скоро он начал испытывать проблемы со зрением. К семи годам Рэй Чарльз полностью ослеп. Впоследствии версия о психологическом характере слепоты музыканта была самой популярной среди всех его поклонников.

Однако много лет спустя американские врачи, проводившие обследование музыканта, выдвинули версию о том, что потеря зрения случилась в результате глаукомы.

Возвращаясь к теме детства выдающегося мастера, отметим, что на этом потрясения в жизни музыканта отнюдь не закончились. Уже в 1945-м году певец потерял мать, оставшись, таким образом, на попечении престарелой бабушки.

Возможно, именно череда жизненных ударов заложила основы знаменитого музыкального стиля Рэя Чарльза. Ведь в его музыке всегда было много тоски и совсем мало радости…

Музыкальная карьера певца Рэя Чарльза

Проявлять интерес к музыкальным занятиям наш сегодняшний герой начал еще в раннем возрасте. Во время обучения в специализированной школе в городе Сент-Огустин талантливый парень не только быстро освоил азбуку Брайля, но и научился прекрасно играть на тромбоне, саксофоне, пианино, органе и некоторых других инструментах.

Рэй Чарльз. Одна из самых популярных песен.

Именно с этого момента началось его страстное увлечение музыкой. Ведь ничего другого в его жизни, по сути, и не было.

В семнадцать лет наш сегодняшний герой переехал в большой и оживленный Сиэтл, который в те времена считался американской столицей инструментальной музыки. Здесь такие направления как соул, блюз и джаз были особенно популярны. А потому Рэй Чарльз выбрал для продолжения своей музыкальной карьеры именно штат Вашингтон.

В Сиэтле наш сегодняшний герой основал свой первый музыкальный ансамбль и уже вскоре он стал довольно-таки популярен на севере США. Известный исполнитель Лоуэлл Фулсон предложил ему поработать вместе. Впоследствии с предложениями о долгосрочном сотрудничестве на Рэя Чарльза стали выходить также представители известных звукозаписывающих компаний.

Таким образом, в 1949-м году наш сегодняшний герой записал свой первый полномасштабный хит «Confession Blues», который очень скоро стал звучать даже на федеральных радиостанциях Америки. С этого момента Рэй Чарльз стал часто гастролировать по различным городам США, давая небольшие концерты и записывая выступления для центрального телевидения.

Рэй Чарльз - Confession Blues

В 1953-м году талантливый чернокожий певец записал синглы «It Should Have Been Me» и «Mess around», которые три года спустя легли в основу его первого сольного альбома – «The Great Ray Charles».

На протяжении всей своей карьеры наш сегодняшний герой выпустил более ста (!) альбомов, а также официальных записей концертных выступлений. География его гастрольных туров протянулась от США до Японии и от Германии до России. Многие из его композиций – такие как «Hit The Road Jack», «You Are My Sunshine», «Unchain My Heart» - стали бессмертными хитами. Именно поэтому влияние Рэя Чарльза на мировую музыку очень сложно переоценить. Как отмечают признанные деятели сцены, именно музыка Рэя Чарльза заложила основы таких направлений как современный джаз, блюз и даже рок и R&B.

Среди наград Рэя Чарльза – есть своя собственная звезда на Алее Славы, а также 17 премий Грэмми, Орден искусств и литературы, награда National Medal of Arts и некоторые другие награды. В настоящее время имя великого музыканта значится одновременно в Зале Славы Рок-н-Ролла и в Зале Славы Джаза. Именем Рэя Чарльза названо несколько улиц в США и даже целое почтовое отделение.

Последние годы жизни Рэя Чарльза

В последние годы своей жизни артист сильно болел. В 2002-м году у него начали проявляться симптомы характерные для рака печени. В какой-то момент великий музыкант потерял возможность ходить. Говорить ему удавалось с огромным трудом. Однако, даже несмотря на это, до последних дней своей жизни Рэя Чарльз регулярно работал в студии, записывая новые мелодии и исполняя клавишные партии для свежих композиций.


Десятого июня 2004-го года выдающийся мастер музыки умер в своем доме в городе Беверли-Хиллс. Спустя два месяца после его кончины в США был официально выпущен его последний альбом «Genius Loves Company». На прощальном концерте песни музыканта исполняли Би Би Кинг, Элтон Джон, Ван Моррисон и многие другие выдающиеся музыканты, считавшие себя друзьями и последователями Рэя Чарльза.

Личная жизнь Рэя Чарльза

Несмотря на то, что музыкант был женат всего два раза, в его жизни было множество любовниц. Так, доподлинно известно, что матерями его двенадцати детей (!) являются девять (!) разных женщин. Незадолго до смерти наш сегодняшний герой дал каждому из них по одному миллиону долларов в качестве последнего подарка.

Последние годы своей жизни музыкант провел с женщиной по имени Норма Пинелла

Открытия, ревью на фильм "Рэй" Тейлора Хекфорда January 14th, 2010

О фильме

Достаточно обычный байопик о музыканте, гении и просто сильном человеке. Любят американцы легенды. Создавать, читать и слушать. В этом их неувядающий дух патриотизма. Тем более, что Рэй Чарльз Ро́бинсон заслуживает такого внимания.

Про фильм я знал с 2004 года. Еще учился. Посмотреть его не удалось. Но кадры про слепого пианиста запали в память. Периодично в голове у меня всплывали кадры, но фильм ускользал из поля зрения.


Ну вот 2010 год. Я очень много времени посвящаю кино. Так что "Рэй " не мог пройти мимо. Тем более, что появилась необъяснимая любовь к американским музыкальным байопикам ("Девушки мечты", "Кадиллак Рекордс ").

Музыка, биография, женщины, наркотики, музыка, наркотики, женщины... снова музыка. Кроме музыки конечно и гениальность слепого негра. Что еще можно написать о байопике, который сделан добротно и по канонам. О таком фильме просто невозможно говорить плохо.

Открытия

Первое:

Главное открытие, конечно после прекрасной музыки, - это Джейми Фокс . Всегда смотрел на него как хорошего, статного статиста. Высокий, достаточно красивый, ну и конечно удобный для политкорректности. Тут же он меня удивил.

Фокс настолько влился в роль, что не сразу поймешь кто на фото - Рэй Чарльз Ро́бинсон или кадры из фильма. Походка взгляд, губа... Классный актер, который сыграл велекого человека. Это чудесно и прекрасно.

Ну и просто так Оскары не раздают.


Второе:

Очень простое и прекрасное. Песенка и ее рождение:

«Hit The Road Jack» («Проваливай, Джек») — ритм-энд-блюзовая композиция, написанная и исполненная в 1961 году Рэем Чарльзом. Женский вокал принадлежит Маржи Хендрикс — гражданской жене Чарльза и матери его ребёнка.

Песня построена на шутливом диалоге женщины, которая упрекает своего мужчину в том, что у него за душой ни гроша, и требует, чтобы он собрал свои вещи и покинул её дом, и ответов мужчины, который обвиняет женщину в сварливости и обещает наверстать упущенное.

В течение двух недель, с 9 октября 1961, сингл Чарльза лидировал в Billboard Hot 100. Это одна из немногих песен Чарльза, которая вошла в репертуар советских джазовых оркестров.

Немного о Рэй Чарльзе Ро́бинсоне


Рэй Чарльз (полное имя Рэй Чарльз Ро́бинсон , англ. Ray Charles Robinson ; 23 сентября — 10 июня ) — американский музыкант, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул , джаз и ритм-энд-блюз . Был награждён 17 премиями «Грэмми », попал в залы славы рок-н-ролла , джаза , кантри и блюза , в зал славы штата Джорджия , его записи были включены в Библиотеку Конгресса США .

Фрэнк Синатра назвал Рэя «единственным настоящим гением в шоу-бизнесе». И в 2004 году журнал Rolling Stone поставил Рэя Чарльза под номером 10 своего «Списка Бессмертных»: 100 величайших артистов всех времён и под номером 2 в списке «100 лучших вокалистов всех времён». Его песня What’d I say удостоилась 10-го места в рейтинге «500 лучших песен всех времён» того же журнала.

Плейлист OST:

Рей Чарльз Робинсон (Ray Charles), американский джазовый и кантри-певец, пианист, композитор, один из основоположников стиля соул родился в Олбани (шт. Джорджия) 23 сентября 1930 года. Имя музыканта может служить классическим примером американской мечты. Можно сказать, что вся его жизнь неразрывно связана с музыкой.


Его отец, Бэйли Робинсон, был механиком, а мать работала на лесопилке. В разгар Великой депрессии семья переехала в Гэйнсвилль, Флорида. Когда Рэю было пять, его младший брат утонул в корыте, которым мать пользовалась для стирки. Еще через год Рэй ослеп. В качестве причины называли глаукому, но диагноз так и не был толком поставлен. Он вспоминал потом, что его спасли мама и музыка. С трех лет Рэй начал напевать, подражая таперу из соседнего кафе. У него был талант от Бога. В интернате для глухих и слепых детей он одновременно научился читать слова и ноты - по системе Брайля. Играл на множестве инструментов - трубе, кларнете, органе, саксофоне и пианино.



После того как Рей осиротел в пятнадцатилетнем возрасте, во Флориде он создал собственную кантри-группу. Затем в 1948 году будущая звезда поддалась внезапному порыву, и на собранные $600 уехал на другой конец континента, в Сиэтл, где основал трио Maxim. В этот период Чарльз начал употреблять героин.


Обосновавшись в конце 1940-х годов в Лос-Анджелесе, он записал первую пластинку. Заключив контракт с фирмой грамзаписи Atlantic, Чарльз выпустил несколько пластинок, две из которых – ритм-энд-блюзовая «Им должен был быть я» («It Should`ve Been Me») и рок-госпел «Я обрел женщину» («I Got a Woman») – в 1954 попали в хит-парады, а певец снискал славу новатора, трансформировавшего меланхолический жанр госпел (религиозный гимн) в энергичный ритм-энд-блюз. Во многом благодаря Чарльзу сложился «черный» рок-н-ролл, выросший из традиционного блюза и госпела.

В 1950-е годы Чарльз выпускает многочисленные записи, составившие «канон» фирменного стиля певца и пианиста, – «Зелененькие» («Greenbacks»), «Моя малышка» («This Little Girl of Mine»), «Аллилуйя, я ее люблю» («Hallelujah I Love Her So»), «Что мне сказать» («What`d I Say») и др.

Понимая, что студия звукозаписи Atlantic всегда будет отдавать предпочтения R$B-музыкантам, Рей Чарльз принимает решение сменить лейбл и в 1959 году подписывает контракт со студией ABC-Paramoumt. А уже в начале 1960-х годов выходят его основные соул-хиты: «Палочки и камешки» («Sticks and Stones»), «Проваливай, Джек» («Hit the Road, Jack»), «Джорджия в моей душе» («Georgia On My Mind»), «Руби» («Ruby»).

В 1959 году песня «What`d I Say» сделала его звездой. Некоторые радиостанции снимали ее с эфира, находя голос Чарльза чересчур эротичным. Вскоре он уже выступал в Карнеги-холл и на джазовом фестивале в Ньюпорте.

Именно в этот период к нему и приходит первый значительный, когда его выбрали в качестве исполнителя гимна американского штата Джорджия, написанного Ходжи Кармайклом - бродвейским классиком 30-60-х гг. Казалось бы, гимн не подразумевает ничего, кроме стандартно-патриотического излияния чувств. Но Чарльз, исполняя «Georgia on my mind» достигает настоящего катарсиса. «Georgia on my mind» стала мировым хитом, а имя Джорджия - модным женским именем.

Экспрессивный надтреснутый голос, виртуозная игра на клавишных, неподдельное обаяние слепого исполнителя снискали ему любовь и успех, как среди черных, так и белых слушателей еще в пору существования жестких расовых барьеров в американском шоу-бизнесе.

В 1959 году вышла его знаменитая «What`d I Say», с которой и началась история «соула» - неподражаемого сочетания рока, r&b, джаза и кантри.

С течением времени жанровый диапазон певца существенно расширялся, по мере того как в его репертуар включались новые вещи самых разных жанров – от классики кантри до старомодных романтических баллад, от рок-н-ролла до современных поп-шлягеров.

В те же золотые годы Чарльз записывает знаменитую версию хита группы «Граундхогз» «I can`t stop loving you», чуть позже - свои необычные и таинственные вариации на битловские «Eleanor Rigby» и «Yesterday». Все та же искренность грусти поражала американцев.

Сам Рэй Чарльз говорил о себе скромнее. «Музыка была на свете очень давно, и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что-то хорошее».