Шолохов тема войны. Тема гражданской войны в творчестве шолохова

Серафимович, Маяковский, Фурманов, а за ними и молодые писатели выступили против изображения революции, гражданской войны как стихии, подчеркивали организующую роль партии в народном движении. Шолохов обратился к теме гражданской войны вслед за Фурмановым и Серафимовичем. Со стороны именно этих писателей он получил высокую оценку и признание. Можно полагать, произведения Шолохова о гражданской войне встретили одобрение Фурманова прежде всего потому, что они были близки его идейным позициям, потому что им была чужда идеализация стихийного начала в революционном движении. За жизненную правдивость ценил «Донские рассказы» и А. Серафимович. Он первый отметил особенности творческой манеры Шолохова; жизненную простоту, динамичность, образность языка рассказов, чувство меры в «острых моментах», «тонкий схватывающий глаз», «умение вырвать из многих признаков наихарактернейшее»,

В ранних рассказах Шолохов реалистически зримо, с идейных позиций писателя нового мира объясняет социальный смысл событий, происходивших на Дону в первые годы становления Русской власти. Первый сборник Шолохова «Донские рассказы» (1926) открывался рассказом «Родинка». Командир красного эскадрона Николай Кошевой ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Однажды его эскадрон сталкивается с одной из банд, во главе которой стоит отец Николая Кошевого. В бою отец убивает сына и случайно узнает его по родинке. Открывая сборник этим рассказом, Шолохов тем самым обращал внимание на одну из центральных мыслей всего сборника – острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Одна сторона защищает собственнические, сословные интересы, другая – завоевания революции. Коммунисты, комсомольцы, молодежь деревни смело порывают со старым миром, героически отстаивают в суровых схватках с ним интересы и права народа.

Второй сборник «Лазоревая степь» (1926) начинается одноименным рассказом, вступление к которому, написанное в 1927 году, носит откровенно полемический характер. Автор иронизирует над писателями, очень трогательно сюсюкающими «о пахучем седом ковыле», о крас-ноармейцах-«братишках», которые якобы умирали, «захлебываясь напыщенными словами». Шолохов утверждает, что красные бойцы гибли за революцию в степях донских и кубанских «безобразно просто». Решительно выступая против идеализации, ложной романтизации действительности, он изображает борьбу народа за Советскую власть как сложный социальный процесс, прослеживает рост революционных настроений в казачьей среде, преодоление трудностей и противоречий на путях к новой жизни.

Почти одновременно с Шолоховым такие писатели, как С. Подъячев, А. Неверов, Л. Сейфуллина и другие, раскрывали остроту жестокой классовой борьбы в деревне в годы гражданской войны, показывая то новое, что несла в деревню революция. Однако ряд писателей продолжал акцентировать внимание на «идиотизме» деревни, на якобы извечной косности «мужика», не замечая революционного обновления деревни и ее людей. Вс. Иванов в сборнике «Тайное тайных» искусственно изолировал крестьян от социальной борьбы, увлекся изображением их биологических инстинктов. К. Федин в повести «Трансвааль» и рассказах одноименного сборника не заметил торжества новых, социальных отношений в русской деревне. Преувеличивая роль кулака, он тем самым нарушал реальное соотношение сил, обращал преимущественное внимание на косность, застойность деревенской жизни.

В 1925 году вышел в свет роман Л. Леонова «Барсуки», в котором писатель, в отличие от ранних рассказов, утверждал победу организующего начала в революции над стихией старого мира. Однако автор еще не добился четкого показа расслоения деревни. Классовая борьба подменялась случайной тяжбой двух деревень за владение покосами. Этой тяжбой и определялось отношение крестьян к Русской власти. Рисуя двух братьев, Семена и Павла Рахлеевых, участвующих в борьбе на стороне двух враждебных лагерей, Л. Леонов руководствуется не столько необходимостью показа классовой борьбы, размежевавшей даже семьи, сколько стремлением положить в основу произведения психологически напряженный конфликт.

Шолохова же интересовала классовая, социальная борьба, обусловившая идейное размежевание членов одной и той же семьи. В рассказе «Червоточина» писатель изображает «разлом» богатой кулацкой семьи. Против отца и брата, враждебно настроенных к Русской власти, выступает младший сын, комсомолец Степан. Он не может молчать, зная,
что они обманывают Советскую власть, скрывают излишки хлеба. Вражда в семье доходит до того, что Яков Алексеевич и его старший сын Максим убивают ненавистного им Степана.


Михаил Шолохов сказал: «Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать». В годину бедствий каждый человек невольно задумывается о том, насколько важна для него Родина. Для многих людей - это не просто слово. А сражаться за Родину, защищать ее - не пустая обязанность в выполнении воинского долга. Военное время является серьезным испытанием для человека. Война приносит кровь, боль, слезы, смерть.

В своих произведениях «Тихий Дон», «Судьба человека» Михаил Шолохов заставляет своих героев пережить все ужасы военного времени. Однако, несмотря на явное сходство событий, война здесь представлена в совершенно ином виде. Чем же отличается Гражданская и Великая Отечественная война?

В рассказе «Судьба человека» Шолохов раскрывает патриотизм, истинную любовь людей к своей Родине. Соколов - шофер, потерял во время войны семью, пережил все ужасы немецкого плена, трудности военной жизни. Несмотря на все это, герой сумел сохранить в себе большую нежность и любовь к людям. Как герой проявляет себя в битве? Во время стремительного наступления немцев часть нашей армии осталась без боеприпасов.

Соколову было поручено довезти снаряды, при этом путь его лежал под прямым немецким обстрелом. Струсил ли герой? Нет. «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Соколов жертвовал собой ради спасения своих сослуживцев. Попав в плен, он не теряет веры. Каждый военнопленный искренне переживает за судьбу своей Родины. Автор хотел донести до нас, что Великая Отечественная война - это бедствие, сплотившее каждого человека, у которого осталась единственная цель в жизни: либо спасти, либо погибнуть, спасая.

В романе - эпопее «Тихий Дон» писатель раскрывает нам подлинное лицо Гражданской войны. В чем ее смысл? Люди воюют не ради спасения страны и народа. Передовая фронта изображается как сплошной ад. Люди не заботятся о своей Родине и о тех действиях солдат, которые наносят ей огромный урон: «Вызревшие хлеба – топтала конница», сотня «железными подковами мнет хлеб» . Писатель подчеркивает, что для людей в гражданской войне является настоящим подвигом: больше убить противников, грабить и мародерствовать: ««А было так: столкнулись на поле смерти люди…, натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбегались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченными. Это назвали подвигом». Люди воюют друг с другом, забыв о морали и нравственности, убивают товарищей, забывают о родственных узах. Многим людям было сложно определиться с тем, чью сторону им лучше всего принять. Никто не понимал, где правда? За что сражаться?

Миша Кошевой убил Петра Мелехова, Митька Коршунов зарезал всю семью Кошевого, Григорий Мелехов зарубил пленных матросов. Автор показывает нам, что Гражданская война делает человека жестоким, бессердечным, заставляет убивать близких людей. А все ради чего? Идеология подстраивает их под себя.

«Война есть противное человеческому разуму и природе событие». Однако Великая Отечественная война закаляет душу честного, верного и самоотверженного человека. Гражданская война - жестокая и фальшивая. Сам Шолохов наводит нас на мысль о «чудовищной нелепице войны». В «Тихом Доне» писатель не показывает описание подвигов, геройств, воинской отваги, как в произведениях о Великой Отечественной войне, на которой люди не сражались за идеологию и не уничтожали сотни жизней для достижения поставленной цели, для приобщения всех к единой вере. Они лишь проявляли заботу о стране, которая их воспитала.

Обновлено: 2018-03-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект на конкурс: «Певец земли донской» Тема: Человек на войне в произведениях М. Шолохова. Муниципальное образовательное учреждение лицей «Политэк» Автор: Шепетина Ксения Юрьевна ученица 10 А класса. Адрес: пр-т Мира д. 31, кв. 135. Телефон: 89185377196 Руководитель: Миронова Елена Ивановна, Учитель русского языка и литературы. г. Волгодонск-2015

2 слайд

Описание слайда:

С историей надо обращаться осторожно, по правде исследовать и писать. М. Шолохов.

3 слайд

Описание слайда:

Содержание: 1. Введение 2. 2.1. М. Шолохов – продолжатель гуманистических традиций русской классической литературы 19 века. 2.2. Человек на войне в произведениях М. Шолохова - «Донские рассказы» - «Тихий Дон» - «Наука ненависти» - «Они сражались за Родину» - «Судьба человека» 2.3. Особенности гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в произведениях М. Шолохова 3. Вывод. 4. Использованные ресурсы.

4 слайд

Описание слайда:

Введение: Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что произведения М.А. Шолохова были написаны в советскую эпоху. За последние десятилетия изменилось отношение и к самой эпохе, и к произведениям, написанным в это время. Но именно М.А. Шолохов, на мой взгляд, в своих произведениях сумел так отразить серьезные проблемы своего времени, что они не утратили своей актуальности и в наши дни. Цель работы: исследовать произведения М.А. Шолохова, в которых выражено отношение писателя к войне. Объект исследования: творчество Михаила Александровича Шолохова. Предмет исследования: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека» М.А. Шолохова. Методы исследования: анализ и синтез произведений М.А. Шолохова, изучение литературоведческой литературы, критических статей, интернет ресурсов. Гипотеза: тема человека на войне в произведениях Шолохова – это «поклон народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору». Произведения М. Шолохова о войне - свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к людям, как следование традициям классической литературы 19-го века.

5 слайд

Описание слайда:

Главное в этой летописи жизни – судьба народа. Шолохов учит понимать и ценить людей, знать их бытие, души, высокие стремления и неисчислимые страдания. Он стал примером поиска истины в ее главнейшем содержании – гуманистическом. Самым высоким определением писателя в устах В.Г. Белинского было – «адвокат человечества». Шолохов воспринял, продолжил, развил эту устремленность, благородный пафос деятелей эпохи Возрождения, Пушкина, Достоевского, Толстого, Горького. Наше время – новый этап в развитии общественного самосознания. Мы ищем полноту правды. И Шолохов близок нам теперь именно тем, что он был правдивым с начала творчества до конца. Это была его сознательная творческая установка, близкая той, которую определил для себя Л.Н. Толстой в конце рассказа «Севастополь в мае»: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». Ф.Г. Бирюков

6 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Больше всего Шолохова волнует утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет разложение людских душ, начинается братоубийственная война. Даже звери кажутся более милосердными, им не нужно, например, выбирать, кого из детей оставить жить («Семейный человек»), стоит ли спасать брата ценою жизни отца («Бахчевник»), убить ребенка, если он «прижит от белогвардейской шпионки», или оставить в живых («Шибалково семя»). Они живут по привычным законам своего мира. И этот упорядоченный мир живых существ Шолохова противопоставлен изуверству людей. Закрутила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре», муж жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе «Шибалково семя», сын отца и брата в «Коловерти», отец своих детей в рассказе «Семейный человек», трагическим убийством заканчивается любовь в «Кривой стежке», на глазах у ребенка убивает обиженный его отца в «Обиде», лишает жизни сына отец вместе со старшим сыном в «Червоточине», издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе «Лазоревая степь».

7 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего, пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов «Жеребенок», «Чужая кровь» и «Алешкино сердце». Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию (рассказ «Один язык»). Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель показывает и выход из кровавого месива человеческой жестокости.

8 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Трагедия Григория Мелехова. Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны. На широком эпическом фоне движения народных масс в революции особым смыслом наполняются противоречивые искания и трагическая судьба Григория Мелехова, подлинно философская проблема взаимоотношения личности и народа, места личности в революционной борьбе. В его сложном пути с крутыми поворотами, с муками и сомнениями - не путь отщепенца, а путь самого народа. В Григории Мелехове сильнее, чем в других, воплотилась гуманистическая сущность, которая постоянно, на всем протяжении произведения, подвергается труднейшим испытаниям. Так, еще в самом начале войны с Германией Григорий глубоко, до боли переживает, что он убил человека. "Я, Петро, уморился душой," - говорит он брату. И далее: "Меня совесть убивает... Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой". Именно Григория так возмутило, когда казак Чубатый убил пленного. Человеческое начало не позволяет шолоховскому герою принять чью-то правду - правды он не находит ни у белых, ни у красных. И там, и здесь его отталкивает жестокость, бесчеловечность.

9 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Насилие рождает другое насилие. М. Шолохов раскрыл свой взгляд на историю, показал ее страшную правду, заглянул в глаза беспощадной истине: не было и не могло быть правых в той войне, было зло, братоубийство, утрата человеческого в людях. И всего этого не может принять душа Григория Мелехова. "...Людей стравили; и не попадайся! Хуже бирюков стал народ. Злоба кругом". Эти слова говорит шолоховский герой еще во время войны 1914 года. Но еще страшнее и лютее проявляется злоба во время гражданской войны. Эта война была страшна и тем, что она сделала врагами близких людей, породив недоверие друг к другу, вражду и ненависть. Сам Григорий Мелехов, бывший активным участником той войны, ощущает в себе это зло и глубоко его переживает. Бесконечным отчаянием наполнены его слова, когда он, пройдя такой трудный путь, сам себе признается: "Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву - и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал... В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе".

10 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. В конце произведения герой окончательно постигает, что нет той правды, которой стоит служить, жертвуя жизнью своей и других людей: "Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить... нехай оно все идет пропадом!". Знаменательно и то, что Григорий идет домой, в свой хутор, не дожидаясь обещанной амнистии. Он не сломался во всех испытаниях, его личность не разрушена. Он готов понести наказание – «согласен отсидеть за восстание», не ждет себе прощения. В его судьбе выразилась одна из самых значительных философских проблем бытия – проблема личности и истории, судьбы отдельного человека, семьи в переломный момент. Писатель сравнивает судьбу Григория с выжженной весенними пожарами, зловеще черной, мертвой, обуглившейся степью, вокруг которой «весело зеленеет молодая трава», ключом бьет жизнь. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория… Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других». Так, несмотря на желание многих видеть благополучный конец судьбы Григория Мелехова, Шолохов предпочел сказать читателю правду, как бы она горька ни была. И это судьба не только Григория Мелехова, это судьба народа.

11 слайд

Описание слайда:

Наука ненависти. Великий сын России М. Шолохов в годы Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом. В очерке «Наука ненависти» он раскрывает характер русского человека, проходившего в боях «науку ненависти». Рассказ о судьбе Герасимова начинается метафорой: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Могучий дуб, в который попал вражеский снаряд, весною ожил. Рано поседевший лейтенант Герасимов, глядя на него, улыбнулся «простой и милой, ребяческой улыбкой». Автор сравнивает своего героя с могучим дубом, обращает внимание на тесную связь русского человека с родной землёй. Лейтенант Герасимов надломлен страданиями в плену, но не сломлен морально. Его могучий дух помогает справиться с тяжкими испытаниями и трудностями. В самые суровые дни Великой Отечественной войны Шолохов утверждал: народ, проникнутый священной ненавистью к врагу и сыновней любовью к Родине, непобедим.

12 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. В романе «Они сражались за Родину» М. Шолохов обращается к самым горьким страницам истории Великой Отечественной войны – отступлению армии. Шолоховская картина 1942 года, которую он стал писать тут же, в дни самих боев, поражает откровенностью рассказа о всех трудностях, какие выпали тогда на долю наших людей, нашей армии, испытываемой бедой. О трудностях, ошибках, о хаосе во фронтовой диспозиции «по степям бродят какие-то дикие части, обстановки не знает, должно быть, и сам командующий фронтом, и нет сильной руки, чтобы привести все это в порядок... И вот всегда такая чертовщина творится при отступлении!». И вместе с тем - о подвиге на передовой. Шолохов тогда так его написал, что стал виден не только пламень души, но и реальная мука, и весь ужас разъятой смертельным металлом человеческой плоти». Петелин В.В. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества - М.: Воениздат, 1974. - С. 20..

13 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. Художник дал нам внутренне все пережить: состояние изнурительного марша, молитву под бомбами, безумие боя, боль на операционном столе, мгновение перед смертью... Шолохов в этой сложности вовсе не хочет растворить то острое, священное чувство ненависти к врагу, на котором тогда объединялось все подлинно человеческое: «Все, что было в жизни дорого и мила сердцу, все осталось там, под властью немцев... И снова, в который уже раз за время войны, Лопахин ощутил вдруг тот удушающий приступ немой ненависти к врагу, когда даже ругательное слово не в силах вырваться из мгновенно пересыхающего горла...» Описывая наши временные поражения, Шолохов тем не менее писал не психологию отступающей армии, но состояние будущих победителей, испытуемых в данный момент военной бедой, горькими неудачами. По всему их поведению, образу мышления, душевному настрою достаточно отчетливо можно представить, как любой из этих бойцов будет вести себя и в Сталинграде, и по дороге на Берлин, и в самом логове...

14 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. М.Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну...» И.Араличев. В гостях у Михаила Шолохова. - «Вымпел», 1947, № 23, с. 24.. В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась М.Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Впечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний. М.Шолохов в своих произведениях об Отечественной войне остается верен единой демократической линии своего творчества: в центре их простые люди, рядовые великой войны, труженики - шахтер Петр Лопахин, комбайнер Иван Звягинцев, агроном МТС Николай Стрельцов, шофер Андрей Соколов... Солдаты в романе М. Шолохова не только сражаются. Они напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых... Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды. Эта глубина, эта полнота жизни - весьма примечательное качество романа М.Шолохова. Она позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть истоки героического.

15 слайд

Описание слайда:

Судьба человека. «Судьба человека» открыла новый этап в изображении событий Отечественной войны, наметила новые пути, ведущие к более глубокому раскрытию нравственных истоков великого подвига советского народа. М. Шолохов обращается к теме фашистского плена. Для того времени это была запретная тема. И писатель заставил читателя не жалеть своего героя, а восхищаться им. Великую народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов - герой рассказа «Судьба человека». Это обыкновенный человек, отец семейства, честный труженик. Из жестоких испытаний он вышел победителем, не растеряв гуманистических, идейно-нравственных ценностей, сохранив жизнестойкость, до конца выполнив свой солдатский и гражданский долг. В поединке с Мюллером перед лицом смерти он думает о том, как сохранить честь русского солдата: «Захотелось мне им, проклятым показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Судьба русского война в рассказе Шолохова "Судьба человека"
В конце 56г. М.А.Шолохов опубликовал свой рассказ "Судьба человека". Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине.Андрей Соколов - скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других,ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом. Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все - таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине.Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны - от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: "Ночью - то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горяЕ"Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность. И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.