Венера чья богиня. Богиня Венера – кто она? Как выглядит богиня Венера

Аналогичность сюжетов греческой и римской мифологии при том, что одни и те же герои зовутся по-разному, часто вносит путаницу в сами истории. Поэтому о сегодняшних героях расскажу информацией, взятой с сайта греко-римской мифологии.

Марс (греческий Арес) - нелюбимый сын Юпитера-Зевса и Юноны-Геры, бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой.
Римская Венера (она же греческая Афродита) - богиня любви и красоты.
Мужем Афродиты является Вулкан (он же Гефест) - самый искусный в кузнечном ремесле мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Вулкан трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна.

Diego Velázquez The Forge of Vulcan 1630 г. Museo del Prado

Frans Floris Venus at Vulcan"s Forge 1560-64 гг.

Paolo Veronese Vulcan and Venus 1560-61 гг. Fresco Villa Barbaro, Maser.

Jan Brueghel the Elder Venus at the Forge of Vulcan (An Allegory of Fire) 1606-23 гг.

Palma Giovane Venus and Cupid at Vulcan"s Forge 1610 г.

Jan van Kessel I Venus at the Forge of Vulcan 1662 г.

Georg Raphael Donner Venus in Vulcan"s Workshop 1730 г.

Sigismund Christian Hubert Goetze Venus Visits Vulcan 1909 г.

Francesco Albani Summer Venus in Vulcan"s Forge 1616-17 гг.

Giorgio Vasari Vulcan"s Forge 1567-68 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Bartholomaeus Spranger Venus and Vulcan 1610 г.

Brothers Le Nain Venus at the Forge of Vulcan 1641 г.

Giovanni Battista Tiepolo Venus and Vulcan 1762-66 гг. Fresco Halberdiers" Room, Palacio Real, Madrid

François Boucher The Visit of Venus to Vulcan 1754 Wallace Collection, London

Богиню любви, впрочем, выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса (он же Арес), бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От их связи родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот, всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

Sandro Botticelli Venus and Mars circa 1445-1510 гг.

Nicolas Poussin Mars and Venus 1626-28 гг.

Узнав о связи жены от всевидящего Гелиоса, законный супруг Венеры - Афродиты, Вулкан решил по-свойски наказать неверную. Раздосадованный и обиженный, он выковал тончайшую, невидимую глазу, но очень прочную сеть и приладил ее к ложу. В нее-то и попались незадачливые любовники.
Во время свидания Венера и Марс оказались в ловушке, - и тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.
- Смотри, Юпитер (он же Зевс)! - крикнул Вулкан-Гефест. - Вот как я наказываю за неверность.
Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных, боги тоже развеселились, хотя многие из них сами не прочь были бы занять место Марса - Ареса.
Освобожденные Вулканом по просьбе Нептуна (он же Посейдон) любовники немедленно расстались. Марс умчался во Фракию, где немедленно разжег новую кровопролитную войну, а Венера-Афродита - на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.

Гомер в восьмой песне Одиссеи повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

Tintoretto Venus, Mars, and Vulcan 1551 г. Alte Pinakothek, Munich

Maerten van Heemskerck Vulcan Showing the Gods His Net with Mars and Venus. 1536-40 гг.

Diego Velázquez Mars 1639-41 гг. Museo del Prado

Как и другие боги, Венера - Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев. Она пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса, а перед битвой просит у своего мужа Вулкана-Гефеста, чтобы тот выковал меч для Энея.
В Риме греческая Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать" - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

Имя скифской "Афродиты Урании" (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень "арт", "артем" - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но... Артемида ведь не Афродита?

Неужели Геродот перепугал? Ничего подобного. Просто в античные времена греки уже успели забыть, что некогда Афродита была,., тоже Артемидой!

Дело в том, что в некоторых индоевропейских языках наблюдается чередование типа "раб - арб" (ср. "работа" и "арбайт"), "род...

Богиней - покровительницей животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где она иногда охотилась, была Диана. Ее особенно почитали сельские жители, которым она облегчала тяжелые труды и помогала при врачевании болезней людей и животных.

Царь Сервий Туллий воздвиг первый храм Дианы на Авентинском холме в Риме, и поскольку этот холм был заселен людьми среднего достатка или просто бедняками, то она стала покровительницей низших классов (плебеев и рабов). Одновременно ее почитали как богиню...

Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески - афрос).

Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В...

Праздник Наваратри.

Божественная Мать почитается в течение девяти и ночей Наваратри. Она почитается в трех формах - как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати.

В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги.

Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью, гордостью, ревностью. От этого необходимо очиститься в первую очередь.Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и уничтожает...

Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируестя с чистотой, невинностью и творением нового.

Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати.

Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на ее берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати. На...

Первые упоминания о eshata pragmata («последних вещах») можно встретить уже у Зосима Панополитанского (IV в.) и Псевдо-Демокрита (VI в.) (Именно о нем Томас Манн в «Волшебной горе» писал, что с него и «началось вторжение иррационального бродильного материала в мир разумно-полезных идей совершенствования человечества»).

И, если первый говорит об этом вскользь («...последние вещи появляются на излете времени» то второй более пространно рассуждает об этом в своем трактате «Имут»: «Время вещи не...

В Индийской мифологии описывается время, когда злые силы сражались с добрыми, причем сражения эти происходили довольно активно, т.е. с тысячами жертв, пострадавшими и с той, и с другой стороны. Об этом повествует книжка "Деви Махатмья".

В этом трактате описывается Богиня (Деви). Богиня в Индуизме это Шакти, Сила и Желание Бога Всемогущего. Именно Она, согласно Индуизму, и разрушает все зло в мире. Ее называют по-разному, отражая Ее многогранность - Махамайя, Кали, Дурга, Деви, Лолита...

Дурга ("труднодоступная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов - уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Богиню обычно изображали десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами разных богов: с трезубцем Шивы, диском Вишну, луком Ваю, копьем Агни, палицей Индры...


Они нашли петуха, пение которого возвещает рассвет, и изготовили зеркало, украшенное драгоценными камнями.

По их просьбе богиня Амэ-но Удзумэ плясала на перевернутом чане, и это напоминало...

Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] 293 г. до н. э. был построен самый первый известный храм Венеры, и 18 августа стал праздноваться фестиваль Vinalia Rustica. 23 апреля[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] 215 г. до н. э. на Капитолии был построен храм Венеры в ознаменование поражения в битве у Тразименского озера во второй Пунической войне .

В русской традиции принято использовать греческое имя богини любви - Афродита , пришедшее через Византию, в то время как подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются варианта Венера . Обобщенно два этих варианта можно рассматривать как синонимы.

В честь богини названа вторая внутренняя планета Солнечной системы Венера .

Венера в искусстве

Венера в живописи

  • Рождение Венеры . Боттичелли . 1485-86. Флоренция, Уффици
  • Венера Урбинская . Тициан . О.1536. Флоренция, Уффици
  • Спящая Венера . Джорджоне . 1508-10. Дрезден
  • Марс и Венера. Паоло Веронезе . 1580-е гг. Турин , галерея Сабауда
  • Венера с зеркалом . Веласкес . 1657. Лондон , Национальная галерея
  • Рождение Венеры . Адольф Бугро . 1879. Париж , Музей Орсе .
  • Марс и Венера играют в шахматы . Падованино . 1530-40. Landesmuseum für Kunst und Kulturgeschichte Augusteum, Ольденбург .

В кино

  • 1961 - Похищение сабинянок (Il Ratto delle sabine) - худ. фильм, режиссёр - Ришар Поттье, Венеру играет Розанна Скьяффино.

См. также

Напишите отзыв о статье "Венера (мифология)"

Литература

  • Венера (мифология) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Венера (мифология)

Девушка лишь скупо улыбнулась и опять отвернулась к окошку... Она была очень красивой, но это была жестокая, холодная красота. Застывшее в её лучистых, голубых глазах нетерпеливое и, в то же время, скучающее выражение, как нельзя лучше показывало, насколько ей хотелось как можно быстрее закончить этот затянувшийся разговор.
Экипаж остановился около красивого большого дома, и она, наконец, облегчённо вздохнула.
– Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!..
Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал:
– Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!..
Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту...
Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами...
Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал.
Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей.
Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

АФРОДИТА (ВЕНЕРА)

Богиня любви, как свидетельствует ее имя (Рожденная из пены), появилась обнаженной из морской пены; в раковине она добралась до берега. Правда, высказывались и другие версии ее рождения. Уточнялось, что пена была не простая, а возникшая в результате того, что Крон, оскопив Урана, забросил его гениталии в море.

Ее появление в Греции со стороны моря - одно из свидетельств того, что эта богиня заморского происхождения. У нее есть другое имя - Киприда, указывающее на то, что ее высоко чтили на этом острове.

Согласно мифам, она относится к числу древнейших богов. Во всяком случае она старше Зевса и олимпийцев. Появление Афродиты привнесло в древний довольно мрачный мир любовь и красоту. По одной из поздних версий, она - дочь Зевса и океаниды Дионы, однако в таком случае придется признать, что до этого на земле не было подлинной любви, а только, как теперь говорят, секс.

Хотя она вышла на сушу, по мифам, на островах Кифера и Кипр, образ ее заимствован, как считают специалисты, у ближневосточных племен (финикийская Астарта и более древние богини: египетская Исида и ассирийская Иштар). Однако подобные заимствования мало что объясняют по сути дела. Ведь и прекрасную Европу Зевс вывез из Малой Азии, но это еще не означает, будто европейская культура заимствована оттуда. С развитием цивилизации греки стали преклоняться перед женской красотой и боготворить любовь; это и было той «пеной», из которой возник образ прекрасной любвеобильной богини.

2,6 тысячелетия назад греческий лирик Мимнерм (родившийся, кстати сказать, в Малой Азии) писал: «Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость. Я бы хотел умереть, раз перестанут манить тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе».

А через пятьсот лет, уже в Риме, поэт-философ Тит Лукреций Кар свою поэму «О природе вещей» начал с прославления Венеры (Афродиты), ибо любовь вдохновляет людей:

Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,

О благая Венера

Под небом скользящих созвездий

Жизнью ты наполняешь и все судоносное море

И плодородные земли, тобою все сущие твари

Жить начинают и свет, родившиеся, солнечный видят…

Всюду внедряя любовь упоительно-сладкую в сердце,

Ты возбуждаешь у всех к продолжению рода желанье

Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы,

И ничего без тебя на божественный свет не родится.

Радости нет без тебя никакой и прелести в мире.

Будь же пособницей мне при создании этой поэмы…

Считается, что в ее власти усмирять диких зверей и что она всегда окружена цветами, словно весной. Она игрива, кокетлива, легкомысленна. Муж ее, самый уродливый из богов, зато искусный мастер Гефест, постоянно занят в своей кузнице. Это позволяет Афродите одарить своей любовью некоторых богов и людей. Она обладала волшебным поясом, который делал каждого влюбленным в его хозяйку.

Наиболее долгая связь была у нее со вспыльчивым, буйным, драчливым и нередко пьяным богом войны Аресом. Они встречались так долго, что у них было трое детей.

Гефест, узнав об изменах жены, смастерил тонкую и прочную металлическую сеть, которую незаметно прикрепил к подножью кровати, опустив с потолка. После этого он, простившись с женой, отбыл на остров Лемнос в свою кузницу. Афродита, призвав Ареса, возлегла с ним на ложе любви. Предаваясь страсти, они поздно заметили, что попали в прочную сеть Гефеста Так они и лежали обнаженные, когда изобретательный муж вернулся, взяв в свидетели своего супружеского бесчестия богов Они вынуждены были - не без интереса к прелестям Афродиты - констатировать прелюбодеяние. Аполлон подтолкнул Гермеса и заметил с усмешкой: «Мне кажется, ты бы и сам не прочь оказаться на месте Ареса». Гермес не возражал, и оба рассмеялись.

Однако дело приняло нешуточный оборот. Гефест потребовал от приемного отца Афродиты, Зевса, возврата всех богатых свадебных даров. Однако Зевс рассердился и заявил, что Гефест сглупил, выставив напоказ неверность жены. И хотя семейный конфликт был улажен, у Афродиты появились новые страстные поклонники: Гермес и Посейдон. От первого у нее родился Гермафродит, в которого влюбилась нимфа Салмакида и, не добившись взаимности, упросила богов слить ее с прекрасным юношей; так появилось первое двуполое существо. От Посейдона же у Афродиты, по некоторым сведениям, было двое детей.

Вот слова А. А. Тахо-Годи: «Богиня сохраняет милый нрав даже в самые неприятные минуты, например, когда она застигнута мужем и другими богами на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет людей и богов силой любви и влекущей прелестью».

Любовные приключения Афродиты многочисленны, и детей у нее немало. Возможно, многие из них были «присочинены» сравнительно поздно, для того чтобы умалить авторитет этой богини. Дело в том, что ее почитали прежде всего на островах и в Малой Азии; не случайно в Троянской войне она вместе с Аполлоном, Аресом, Артемидой выступает против ахейцев на стороне троянцев.

Есть предположение, что сеть, в которую она угодила с Аресом, была в более древних мифах ее атрибутом как богини, связанной с морем. Ее позор, в таком случае, был своеобразной местью греков, снижением величия ее образа. Как отметил А. Ф. Лосев, Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей. Столь унизительное положение великий философ Платон определил «Афродите Пандемос» (Всенародной), доступной каждому, отличая «Афродиту Уранию» (Небесную), доступную немногим; именно она возвышает душу влюбленных, вдохновляет поэтов и мыслителей.

В римской мифологии Венера была сначала богиней садов и плодов. В связи с почитанием героя Энея, сына Анхиса и Афродиты, качества последней перешли к Венере. Ее культ достиг апогея около двух тысячелетий назад, когда ее считали богиней удачи и победы такие знаменитые римляне, как Сулла, Помпеи и Цезарь. С распространением в Римской империи восточных культов, Венеру стали отождествлять с богинями Исидой, Астартой. Мифологический круг замкнулся.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора

Афродита Вначале Хаос был и облекал светила; Пространства и века без меры мчались в нем; Потом большой груди обильным молоком Земля, благая мать, титанов напоила. Титаны пали. Стикс их принял, как могила. И никогда весна под неумолчный гром Не зажигала солнц сияющим

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Афродита и Адонис Удивительна история любви богини к прекрасному смертному юноше Адонису . Греки считали его то сыном нимфы Алфесибеи от героя с финикийским именем Феникс, то производили от ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны, то от кипрского царя Кинира и его

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.17.3. Красавица Кримхильда и Афродита, богиня красоты В отличие от суровой Брюнхильды, королева Кримхильда (и её «двойник» Флоригунда, см. выше) характеризуется германо-скандинавским эпосом как исключительная красавица, без каких-либо воинственных, боевых черт.

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4.4.8. Венера в основном гороскопе рис.4.39Изображения Венеры в основном гороскопе на различных зодиаках представлены на рис.4.39. Каждая из клеток рисунка соответствует одному зодиаку, условное обозначение которого проставлено в кружке. Если кружок закрашен серым, то Венера

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

2. Венера В первую очередь необходимо упомянуть истинную богиню любви, по крайней мере согласно популярным представлениям, то есть Венеру – богиню, которая приобрела большую известность после того, как Вергилий написал «Энеиду», включив в этот национальный эпос многие

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Богиня любви: скифская Лакшми - Лада - Афродита Имя скифской Афродиты Урании (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень «арт», «артем» - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но… Артемида ведь не Афродита?

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.15. Венера во Льве Далее в Апокалипсисе сказано: «КТО ПОБЕЖДАЕТ… ДАМ ЕМУ ЗВЕЗДУ УТРЕННЮЮ» (Ап.2:26–28). Утренней звездой, как хорошо известно, в средние века называли ВЕНЕРУ. А из зодиакальных созвездий «самым побеждающим» является, конечно, созвездие ЛЬВА. То, что

Из книги Загадка Фестского диска и змеепоклонники автора Кучиньский Мачей

ВЕНЕРА Этот цикл длится 584 дня. В течение 236 дней Венера является людям как Утренняя Звезда, потом исчезает на 90 дней; снова возникает на 250 дней, но уже как Звезда Вечерняя, а затем в течение 8 дней вообще не видна на небе. Эти «исчезновения» планеты древние объясняли ее

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Венера Книдская и Венера Милосская Когда мы произносим имя «Афродита-Венера», перед нами сразу же встает воспетый в древнегреческих мифах образ «прекрасновенчанной» богини, «улыбколюбивой» девы с «ресницами гнутыми»… Вот она, рожденная из морской пены, выходит на

Из книги Клеопатра. Последняя царица Египта автора Вейгалл Артур

Глава 10 Афродита Можно почти не сомневаться в том, что в сложившейся ситуации Антоний очень хотел заключить прочный союз с Клеопатрой, потому что ему для осуществления его замыслов был нужен как раз такой союзник. Отношения Антония с Октавианом были напряженные, а

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5.2.2. ВЕНЕРА Но если обнаженный мужчина – Солнце, то какую планету изображает стоящая рядом обнаженная женщина, обращенная к нему? Ответ в общем-то ясен. Скорее всего, это Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, см. рис. 1.75. Венера, она же Афродита, является

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

ГЛАВА III ВЕНЕРА Венера Продолжительность года была точно известна во втором и третьем тысячелетии, сознательное пренебрежение четвертью дня каждый год, что составляло потерю двадцати пяти дней за столетне, было скорее всего намеренным отклонением от точности,

Из книги Религия эллинизма автора Зелинский Фаддей Францевич

Глава V. Адонис и Афродита § 20 В предыдущих главах мы изучили вклады Анатолии и Египта в религию эллинизма. Переходя теперь к третьей греко-восточной области, к Сирии, мы должны прежде всего заметить, что ее роль, как оплодотворительницы античной религии, почти вся еще

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

6. Мадонна и Венера. (Параллели) Одна дама на парижском конгрессе феминисток разразилась следующей живописной фразой: «Мать! мать! - говорят нам, и ставят перед нами как идеал рафаэлевский образ мадонны с младенцем на руках, но для меня ничуть не ниже Венера Милосская,

Из книги Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003–2004 годов [Новая хронология Египта, часть 2] автора Носовский Глеб Владимирович

4.2.6.2. Венера Но если обнаженный мужчина – это Солнце, то какую планету изображает стоящая обнаженная женщина, обращенная к нему и находящаяся рядом с ним? Ответ ясен. Скорее всего, это – Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, рис. 4.81. Венера, она же

Вероятнее всего, ни одну из античных богинь художники разных времен и эпох не изображали на своих полотнах так часто как римскую Венеру , отождествляемую с греческой богиней любви и плодородия Афродитой.
Но известно ли вам (я сейчас обращаюсь к любителям искусства, а не к профессиональным искусствоведам, которым, как известно, все известно, и не к тем, кому совершенно безразлично, каким именно смыслом наполнена та или иная картина), что именно художник хотел сказать, изображая Венеру с теми или иными атрибутами, в той или иной позе, одетой или обнаженной?
Если нет, то этот пост вам будет, я надеюсь, интересен.

Среди многочисленных атрибутов, с которыми изображается Венера, чаще всего встречаются: пара голубей или лебедей (и те, и другие могут везти ее колесницу), створка раковины, дельфины (и то, и другое напоминает о ее рождении из моря), ее волшебный пояс, горящий факел (оба служат для разжигания любви), пламенеющее сердце, красная роза, окрашенная ее кровью, вечнозеленый, подобно любви, мирт (и роза, и мирт являлись священными растениями Венеры).

Венера - часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких как зеркало или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его покровителя. Обнаженная Венера может принимать большое количество канонизированных поз - стоя или лежа.
Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной скульптуре, например, Venus Pudica (Венера Целомудренная), которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в "Рождении Венеры".

Типичная поза лежащей Венеры возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве образца для более поздних художников.


Любовь небесная и любовь земная.

Идея двух Венер - сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, тогда как Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения человеческого рода. Для гуманистов обе они были добродетельными - Земная Венера считалась ступенью к Венере Небесной. В искусстве их можно различить по убранству.
Земная Венера богато одета, украшена драгоценностями - символами земной суетности;

Небесная Венера - обнаженная и иногда держит вазу, в которой горит огонь божественной любви.

Для искусства эпохи Ренессанса нагота означала чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве - одна обнаженная, другая нет - олицетворяют контрастные идеи, например, такие как Старая и Новая Ева (Новая - Дева Мария).

"Sine Baccho et Cerere fliget Venus" ("Без Вакха и Цереры в Венере жара нет").

Эта фраза римского комедиографа Теренция означает, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была особенно популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближается Церера, предлагая ей рог изобилия, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.


Триумф Венеры.

Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Эта тема чаще всего встречается в итальянской живописи XV - начала XVI века, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств.

Мифологические сюжеты


Венера и Адонис.
Венера воспылала неразделенной любовью к кипрскому царевичу Адонису, причиной которой явилась царапина от случайной стрелы Купидона. Но Адонис был убит на охоте вепрем. Венера, услышав стоны своего умирающего возлюбленного, спустилась к нему с небес на своей колеснице, но было поздно. Художники изображают две сцены:

Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак уходит, в то время как Венера старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, иногда держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса.

В лесу скорбящая Венера склоняется над мертвым телом Адониса, проливая нектар, чтобы его кровь оплодотворила землю. Ей помогает Купидон.

Венера и роза.

Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка вписать ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, окрасив их в красный цвет. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, а Купидон ей помогает.


Рождение Венеры.

Согласно древнегреческой мифологии, Венера (Афродита) родилась из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана, выброшенные в море Кроносом. Она плывет к берегу в раскрытой раковине и причаливает на Кипре - одном из главных мест почитания ее культа в античности. Венера, выходящая из воды, изображенная выжимающей воду из волос, - один из самых популярных сюжетов в искусстве.