Что нужно знать чтобы разбираться в искусстве. Учимся разбираться в искусстве

Придумала и нарисовала отличные шпаргалки, которые помогут разбираться в направлениях искусства и взрослым, и детям. Они невероятно полезные и интересные.

Впрочем, Наташа сама расскажет о них. И, конечно, покажет. Кстати, каждую шпаргалку вы можете скачать и распечатать.

Как родилась идея

Идея шпаргалок по истории искусства появилась не случайно - я постоянно ищу эффективные методы обучения истории искусства. При этом сталкиваюсь с типичными проблемами в изучении и преподавании предмета:

Во-первых, лекции в виде сплошных записей на несколько листов очень быстро забываются.

Во-вторых, у большинства людей нет времени на глубокое погружение в материал, а тем более на проверку достоверности фактов и критическую оценку источников.

Шпаргалка по примитивизму. Автор - Наташа Кайя.

В-третьих, искусство - это об идеях. Оно как зеркало исканий каждой эпохи: в произведении отражаются представления о мире и его устройстве, об истине, о красоте и морали, о месте человека в жизни. Но большинство лекций почему-то построены на биографиях конкретных художников, перечислении произведений и дат их создания. На деле же, не так важны названия картин, даты и унылые факты из биографии вроде « родился-учился-женился » . Ведь все это забывается моментально.

В-четвертых, при преподавании истории искусства в формате « родился-учился-женился » не формируется понимания художественных процессов и их истоков.

Шпаргалка по кубофутуризму. Автор - Наташа Кайя.

Мне очень хотелось найти способ донести информацию в сжатом виде (= экономия времени), но при этом осветить явление с разных ракурсов, дать представление о конкретных художественных задачах и способах их решения (= понимание художественных процессов). И добавить несколько интересных фактов, которые могли бы завладеть воображением и остаться в памяти. Так и родилась идея шпаргалок по искусству.

Почему шпаргалки помогут вам быстро разобраться в искусстве

- Все емко и по делу. Формат листа позволяет вместить только действительно важную информацию.


Шпаргалка по аналитическому искусству. Автор - Наташа Кайя.

- Иерархия главного и второстепенного. Что-то непременно забудется: дата, факт из биографии или название третьего по счету манифеста именно этого великого художника. Зато в памяти останется главное - понимание сути художественного явления (будь то конкретный мастер, направление или стиль).

- Формат шпаргалки позволяет визуально разделить всю информацию на разные блоки. Так проще запоминать, поскольку одновременно работают разные виды памяти.

Шпаргалка по абстракционизму. Автор - Наташа Кайя.

Почему эффективны шпаргалки, написанные искусствоведом

- Они помогают сформировать у читателя грамотное представление об искусстве определенной эпохи, так как только человек, который разбирается в теме искусства, может выбрать самое значимое и правильно расставить акценты.

- Порядочный искусствовед прочитал научную литературу об эпохе/направлении/мастере, проверил факты, изучил дневники и документы - профессиональный взгляд позволяет выделить действительно ключевые особенности.

Шпаргалка по реализму. Автор — Наташа Кайя.

Шпаргалки по шести направлениям русского искусства

В книге «Играем в искусство» речь идет о русском искусстве рубежа XIX-XX веков и о шести основных направлениях того времени: реализме, модерне, кубофутуризме, примитивизме, аналитическим искусстве и абстракционизме. Поскольку книга для детей вызвала большой интерес и у взрослых, в дополнение к книге я сделала шесть шпаргалок по каждому из направлений.

Бытует мнение, что «реализм» - это когда изображаемое похоже на окружающий мир. Но всегда ли реализм действительно «реализм» ?


Модерн

Какие художественные ценности разделяли мастера эпохи модерна? И как научиться быстро определять, что произведение относится к стилистике модерна? Обо всем этом подробно рассказано в шпаргалке.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

- направление в русском искусстве начала ХХ века, появившееся в результате синтеза французского кубизма и итальянского футуризма. В шпаргалке подробно разбираемся, какие черты кубофутуризма откуда пришли, в чем его уникальность и каковы особенности « продвижения » нового направления на арт-сцене.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Примитивизм

Многих волнует вопрос, почему картины примитивистов признаются шедеврами искусства. Или, например, по каким причинам возник примитивизм? Почему примитивисты сознательно « забывают » ремесло и отворачиваются от реализма в пользу эмоций и чистых идей? И самое главное - на что обращать внимание, чтобы по достоинству оценить своеобразную красоту полотен примитивистов? В шпаргалке есть множество ответов на самые разные вопросы об этом направлении.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Одним из первых направлений в искусстве ХХ века, имевшим глубоко проработанную теоретическую базу, было аналитическое искусство. В шпаргалке разбираемся во взглядах на искусство основателя направления - Павла Филонова. А также наблюдаем, как художник благодаря своей технике переводит идеи в художественные образы.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Первые абстракционисты поставили один из самых важных вопросов в современном искусстве: « Достаточно ли одной точки для произведения искусства? » . В шпаргалке рассказывается о причинах рождения абстрактной живописи, основных идеях ключевых мастеров и о том, что на самом деле показывает абстракция.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Ну что, любопытно? У нас еще один сюрприз напоследок.

Мастер-класс по направлениям искусства для детей

Наташа Кайя придумала необычное творческое задание, которое поможет ребенку быстро разобраться в направлениях в искусстве (реализм, модерн, кубофутуризм, примитивизм, аналитическое искусство и абстракционизм) и легко отличать одно от другого.

Вам понадобятся:

шесть фруктов одного вида или муляжи фруктов (продаются в магазинах для дома и сада или в магазинах для творчества)

гуашь или акрил разных цветов

большая и маленькая кисточки.

Идея: каждый фрукт будет символизировать одно из направлений искусства.

Каждый из раскрашенных перцев представляет одно направление искусства

РЕАЛИЗМ. Один фрукт оставляем неокрашенным - он будет «представителем» реализма.

Остальные фрукты покрываем белой краской.

Задания для детей по направлениям:

МОДЕРН. Раскрашиваем фрукт красивыми орнаментами.

КУБОФУТУРИЗМ. Обозначаем линией все грани фрукта. Грани можно покрасить в разные цвета

ПРИМИТИВИЗМ. Нужно старательно рисовать плохо. Например, выбирать только неправильные цвета, которыми фрукт не бывает окрашен в природе.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Рисуем частички или атомы, из которых природа «собрала» фрукт.

АБСТРАКЦИОНИЗМ. Раскрашиваем фрукт одним цветом, ведь форма превыше всего.

Теперь перед вами 6 фруктов, которые наглядно демонстрируют особенности каждого направления искусства.

Обложка поста - шпаргалка по модерну.

Как начать разбираться в искусстве

Самое интересные ответы художников, искусствоведов, культурологов и кинокритиков, с которых стоит начать восполнение пробелов в своем образовании в области искусства.

11 вопросов

1. Что почитать чтобы начать разбираться в искусстве? 2. Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство? 3. Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы? 4. Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной? 5. Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита? 6. Что посоветуете почитать о современном театре? 7. Каков список книг о театре, обязательных к прочтению? 8. Что почитать и посмотреть на тему искусства Барокко? 9. Какие страны были главными поставщиками новых стилей и направлений в искусстве ХХ века? 10. Может ли искусство не нести никакого послания? 11. Может ли художник, не имея представления о современном ему искусстве, стать признанным гением?

Я бы посоветовала начать с "Истории искусства" Гомбриха, Эта книга впервые была издана в 1950 году, и нельзя сказать, что это недавно. И все же ее продолжают переиздавать не только в ее собственной стране, но и за ее пределами, улучшая только качество иллюстраций. В ней очень простым и доступным языком рассказывается обо всех периодах и стилях. Как пишет в предисловии сам автор: "Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы".

К ряду вводной в искусство литературе можно отнести книгуХорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона "Основы истории искусств", которая посвящена истории живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии -- словом, "от бизона до Барбизона", а точнее -- до конца XX века.

Если копать глубже, то советую хрестоматийную и настольную для всех начинающих искусствоведов книгу Бориса Виппера "Введение в историческое изучение искусства". В отличие от двух предыдущих книг, здесь очень подробно и обстоятельно освещаются жанрово-технические проблемы и специфика технических основ каждого из жанров изобразительного искусства.

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку:

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей - и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят - "Что такое кино" Андре Базена и "Кино" Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг "Нового литературного обозрения", где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия - интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино - это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие - открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках - Леклезио "Смотреть кино", фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это "Беспечные ездоки и бешеные быки") и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги - в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях - отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director"s Cuts (Columbia University Press) - очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс - от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная - Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга - просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана - это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

4/11 Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной?

5/11 Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита?

На мой субъективный взгляд, книги по кураторству часто довольно бессмысленны. Кураторству нельзя научить. Для человека, решившего стать куратором, принципиально важно знать историю выставок, ориентироваться в современных дискурсивных практиках, знать историю искусства и историю самого кураторства. Когда тот или иной куратор подробно разжевывает свой метод, это отнюдь не ведет к пониманию собственных целей и задач его читателями. Безусловно, у кураторов очень много отличных книг, но они не о кураторстве. Мне кажется важным, дабы "держать нос по ветру" читать периодику о выставках. Это журналы Afterall, Springerin, The Exhibitionist, Mousse Magazine, E-Fluх Journal, Manifesta Journal, On Curating, и некоторые другие. Это поможет пониманию того, что происходит именно сейчас в выставочных практиках. А вообще, почитайте про выставки, найдите куратора, которому доверяете и читайте его тексты. У меня таких много, вот например, прочитал большинство текстов и статей прекрасной Марии Линд, Хуана Гайтана, WHW, и не устаю за ними следить.

6/11 Что посоветуете почитать о современном театре?

Ответить на этот вопрос сегодня очень легко: за последние два года были переведены на русский язык и прекрасно изданы две ключевые монографии о современном театре, без учета которых не обходится ни один исследователь или эксперт в этой сфере. Это, во-первых, «Постдраматический театр» немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана . Во-вторых, это «Эстетика перформативности» немецкой исследовательницы Эрики Фишер-Лихте . Оба автора исследуют границы (возможностей) театра как уникального языка современности и помогают освежить и обновить зрительскую оптику, выйдя за пределы сложившихся стереотипов восприятия театрального спектакля. Если вы не боитесь того, что ваши представления о театре изменятся и усложнятся, если вы готовы к новому и часто экстремальному театральному опыту – начните с чтения Лемана и Фишер-Лихте.

Для тех, кому интересно пофилософствовать о современном театре и его истоках, рекомендую также яркую и провокативную книгу Кети Чухров «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства».

А еще читайте хороших театральных критиков – на или на . Там умеют отслеживать самое главное и актуальное. И качественно его описывать и оценивать.

7/11 Каков список книг о театре, обязательных к прочтению?

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с театром, жизненно необходимо прочесть следующие книги: Михаил Туманишвили "Режиссер уходит из театра", Питер Брук "Пустое пространство", Ролан Барт "Работы о театре", осилить 4-томник Эфроса, книги Алексея Бартошевича и, конечно, Станиславского.

Существуют сотни и тысячи книг про барокко, но среди них есть одна, с которой просто необходимо начать знакомство с этим стилем. Это книга Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко». В России она впервые была напечатана в 1913 году. Вёльфлин легко и изящно вывел формулу барокко, показав, как появился этот всеобъемлющий стиль и на каких принципах он основан. Он тщательно проанализировал мельчайшие детали архитектуры римского барокко и виртуозно раскрыл философскую основу стиля. После Вельфлина вас больше никогда не будет мучить вопрос: «И все-таки, при чем тут жемчужина неправильной формы?»

Так, испанцы Грис и Пикассо имеют весьма отдаленное отношение к испанскому искусству, румын Тристан Тцара - к румынскому, белорусский еврей Марк Шагал - к белорусскому и т. д. Всю первую половину XX века, прошедшую под знаком войн и потрясений, с Францией на вторых ролях уживались Германия, Австрия, Италия, в меньшей степени Британия.

Во второй половине столетия неоспоримым лидером становятся США, хотя это не значит, что в Европе наступили разгром и упадок. Лондон - законодатель вкусов галерейного мира последней четверти XX века: английские художники - в числе самых дорогих на аукционах. По причине дешевизны жизни очень привлекателен для художников Берлин, хотя жить в нем и не означает быть немцем.

Вообще, концепция национального в искусстве поблекла и увяла раньше, чем в других областях. Нет национальных традиций - есть просто художники.

10/11 Может ли искусство не нести никакого послания?

Искусство может вообще всё что угодно. При этом оно ничего не должно. Здравый смысл, ориентированный на выживание в конкретной среде, часто склоняет нас к упрощению во всех сферах жизни. Искусство же - необходимый инструмент усложнения, без которого человек деградирует. В этом смысле оно всегда несет какое-то послание, но его дешифровка зависит от способностей воспринимающего. Даже самое беспредметное искусство вступает с нами в диалог, и не его вина, если мы капризно ждем, что нам будет всё понятно. Если требуются какие-то усилия для понимания, мы уже недовольны. Но если какие-то навыки мы просто вынуждены осваивать, то искусство вызывает особое раздражение обывателя, который привык презрительно отвергать все, что, по его мнению, бесполезно. В отличие от сложной и опасной науки искусство беззащитно, поэтому его всегда берут на прицел разнообразные блюстители нравов, традиций и прочей чистоты. Они не понимают, что уже это является ярким доказательством того, что послание достигло адресата.

В данной публикации рассмотрим такие направления в искусстве, как Реализм, Импрессионизм, Фовизм, Моде́рн, Экспрессиони́зм, Куби́зм, Футури́зм, Абстракциони́зм, Дадаи́зм, Супремати́зм, Метафизическая живопись, Сюрреали́зм, Активная живопись, Поп-а́рт и Минимали́зм.

Но сначала коллаж:)

Нажмите на картинку для увеличения

Теперь кратко рассмотрим указанные направления искусства.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Фовизм - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века, характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.

Моде́рн - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Экспрессиони́зм - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Куби́зм - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Футури́зм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали,скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности .

Абстракциони́зм - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации

Дадаи́зм , или дада - модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.

Супремати́зм - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Метафизическая живопись – направление в итальянской живописи начала XX века. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Сюрреали́зм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Активная живопись - ташизм (разновидность абстрактного искусства: нанесение красок по интуиции ) - течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Поп-а́рт (англ. pop-art , сокращение от popular art , этимологию также связывают с англ. рор - отрывистый удар, хлопок) - направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:

  • изменяются масштаб и материал;
  • обнажается приём или технический метод;
  • выявляются информационные помехи и др.

Минимали́зм - художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство минимализма обычно включало в себя геометрические формы, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

Если ты только про "Девятый вал" Чайковского слышал(а), а соответствовать надо:))
Интилихента, например, из себя построить, человека грамотного, просвещенного и утонченного...
То этот пост будет суперполезен.
Здесь тебя научат тонко разбираться в живописи и поражать всех эрудицией.
Придется правда умишко слегка напрячь...
Но тут немного, выучишь быстро.

На этой репродукции - Тициан.
Как понять, что это именно он и отличить от других - читай дальше.

Давным давно, на первом курсе ещо, была у нас история искусств. Сам предмет - жутко интересный, но препод - говно, какое днем с фонарем не отыщешь. Насколько я знаю, нет ни одного студента, которому бы он нравился. Лекции он проводил в субботу, в 8 утра и с безпяти стоял у двери, а потом закрывал ее на замок. И все. Не успел до восьми - пропуск. А много пропусков - большое горе. Щас расскажу почему. Весь год он показывал нам слайды картин, скульптур, мозаик и прочего-прочего, начиная от наскальной живописи и заканчивая русскими художниками 80х годов. И все эти слайды были у него в виде открыток. Воттакенная пачка. А в конце года, как водится, экзамен. Сначала два вопроса, а потом доп. экзекуция в индивидуальном порядке. По количеству твоих пропусков за год (!) он доставал из пачки открытки. Вразнобой. И надо было назвать автора и название или хотя б автора ну или хотя б название. Мону Лизу и еще парочку все запомнили быстро. А с остальным мульёном надо чето делать. Особенно потому, что все сходили на пересдачу уже по разику. И вот, для угадывания автора мы в группе вывели классификацию. И знаете, в 97 случаях из ста оно работает! До сих пор!

Запомнив несколько нехитрых пунктов, в компании не слишком близкой к изо, вы сможете прослыть знатоком и вообще. Итак:

1. Если видишь на картине темный фон и всяческие страдания на лицах - это Тициан .


Исключение - вот эта голожопая особа без признаков мысли на лице.
Уж одну-то можно запомнить.
Венера, не Венера, но что-то венерическое в ней есть.

2. Если на картине воттакенные жопы и целлюлит даже у мужиков - не сумлевайтесь - это Рубенс .



3. Если на картине мужики похожи на волооких кучерявых баб или просто на итальянских педиков.
Вне сомнений - это Караваджо .


Баб он вообще рисовал полтора раза.
На следующей картине - женьщина.
Горгонян Медуза Арутюновна.
Почему она похожа на Джонидепа - загадка почище улыбки Монылизы.

4. Если на картине много маленьких людишек - Брейгель .



5. Много маленьких людишек + маленькой непонятной фигни - Босх .



6. Если к картине можно запросто пририсовать пару толстожопых амуров и овечек, не нарушив композиции.
Или они уже там есть в различной комплектации, то могут быть:

а) Буше


б) Ватто



7. Красиво, все голые и фигуры как у культуристов после сушки - Микеланджело .


8. Видишь балерину - говоришь Дега . Говоришь Дега - видишь балерину.


9. Контрастно, резковато и у всех вот такие тощие бородатые лица - Эль Греко .


10. Если все, даже тётки, похожи на Путина - это ван Эйк .



Оригинальная подборка и текст: .
Я лишь репродукции кой-какие поправил, да мат убрал.

Последние несколько лет изобразительное искусство стоит в одном ряду с экзистенциализмом, постмодернизмом, фотографией, поэзий и прочими вещами, которые из среднестатистического человека делают интеллектуала. Не разбираться в искусстве стало просто-таки неприличным. Если в сфера арта вам ориентироваться пока тяжеловато, мы не дадим вам сесть в лужу или унизиться перед какой-нибудь начитанной студенткой НГАХА или искусствоведом. TNR учиняет свой экспресс-ликбез, который позволит вам разбираться в искусстве не хуже Розалинды Краусс.

Допустим, вы согласились пойти на свидание в краеведческий музей или в Новосибирский художественный музей. Опрометчивый поступок, но с кем не бывает. Множество тяжелых картин, белки глаз бегают в приглушенном свете, умеющие говорить обсуждают жирные мазки, а вы невольно подслушиваете и чувствуете себя непросвещенной биомассой.

Во-первых, не стоит обращать ни на кого внимания и чувствовать себя изгоем или плебеем, ведь вы в правильном направлении! Чтобы разбираться в искусстве, недостаточно прочесть тонну книг, необходимо сначала научиться смотреть, а затем — видеть. Конечно, умение смотреть без определенных знаний не поможет вам поддержать беседу друга о кубизме Пикассо, но это станет хорошим началом и фундаментом для дальнейших знаний.

Искусство - самая привередливая женщина. Она никогда не посмотрит на вас, не будь у вас хотя бы примерных знаний философии, анатомии, физики и геометрии. Но на уровне Новосибирска не обязательно знать абсолютно все, чтобы обнаружить себя в постели с искусством в первый же вечер. Наш город редко может порадовать любителей минимализма, ориентализма, полиреализма и других не типичных для России видов изобразительного искусства с глубоким смыслом.

В Новосибирске обычно проводят выставки сюрреализма, натурализма, классицизма, иконописи, реализма и эстетики совриска. А это значительно облегчает вам задачу и экономит время.

Прежде всего, вам необходимо понять, что интернет - первый враг искусству, оценивать произведения через монитор, все равно, что смотреть порнографию, вместо того, чтобы заниматься сексом. Ваш желательный максимум в данном случае - скачивание книг людей, которые потратили на изучение арта чуть больше пяти минут, которые прочие диванные искусствоведы потратили за чтением «Ответов Mail.ru».

Например, вы можете скачать книгу Сэма Филлипса, Екатерины Андреевой, Дворжака Макса и других искусствоведов, разбирающихся в феномене интересующих вас художников. Но, вероятно, вы ничего не будете скачивать и не захотите тратить личное и интимное время на изучение книг, поэтому мы постараемся легко и доступно объяснить вам самые популярные виды изобразительного искусства, которые вы можете встретить в музеях, лофтах и галереях Новосибирска.

Сюрреализм — деформированная реальность

Картины сюрреалистов похожи на имитацию фантазий, паранойю, фантастические сны, попытку соединить несоединимое и изобразить невозможное — застывшую реальность. Рецепта удачной картины не существует, идеальный сюрреализм - это наша жизнь между мечтой и действительностью, скачущий на метле голый Дали и Джигурда во время поста. Сюрреализм легко распознать среди современного искусства: к нему относится все, что иррационально и не соответствует общепринятым стандартам, например, летящие слоны, коллажи, фантастические существа, места и явления. В общем, все, что имеет фантасмагоричный сюжет с экспрессивным выражением - сюрреализм.

Наверное, нам стоит повторить, что в Новосибирске крайне редко проходят выставки футуристов, неоавангардистов и магических реалистов, поэтому вам тяжело будет перепутать сюрреализм с прочими последствиями фрейдизма и наркотиков. Новосибирск искренне любит Дали и Магритта: если вы пойдете на сюрреалистическую выставку, то скорее всего на ней будут представлены картины именно этих художников.

Сюрреалисты: Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст, Иероним Босх, Рене Магритт, Фрида Кало, Тито Саломони, Роберт Веноза, Андрей Дугин.

Натурализм — запах навоза и скошенной травы

Если сюрреалистов считают создателями мифической природы, то натуралистов причисляют к выдающейся когорте художников, калькулирующих природу в ее настоящем, монументальном облике. Задача натурализма нарисовать фотографию, зафиксировать объективную реальность, чтобы от рыбака веяло застарелым потом, а солнце нагревало воздух внутри музея.

Натуралисты: Жюль Бастьен-Лепаж, Найт («Окликая паромщика»), Лермит («Выдача жалованья жнецам»).

Импрессионизм — секундный коуб

Картины импрессионистов выглядят как секундный коуб: как художник выдергивает на холст свои впечатления, чувства, подвижную картинку без каких-либо контуров и временных ограничений. Вот здесь вам пригодится умение видеть. Сейчас в Новосибирске проходит выставка постимпрессиониста Ван Гога на Вокзальной магистрали, 16.

Знания об импрессионизме рождаются на глазах и только в галерее: Ван Гог должен вас окружить, тогда у вас даже может случиться так называемый синдром Стендаля - это особое официально утвержденное медициной психической расстройство, которое вызывает чересчур проникновенный контакт с искусством. Это как оргазм, только хуже: смотришь на картину или слушаешь какую-нибудь мощную оперу, и у тебя учащается сердцебиение, кружится голова, может начаться натуральная истерика со слезами и обмороками.

Импрессионисты: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо

Классицизм — пояс верности

Любимый вид искусства Новосибирского государственного художественного музея. Классицизм вы ни с чем не перепутаете, для него характерны строгость, логичность и выдержанность.

Классицисты : Никола Пуссен, Агостино Карраччи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Экспрессионизм — эмоциональная отдача

Экспрессионисты изображают свое эмоциональное состояние. Чтобы понять этот вид искусства, лучше всего самому стать экспрессионистом, плеснуть виски в стакан и нарисовать свою реакцию на санкции или государственный долг Новосибирска. Если вы нарисуете кричащего человека на Бугринском мосте, то вы испытали те же ощущения, что и во время заката.

Экспрессионизм - это прежде всего эмоциональная реакция, запечатленная маслом. В этих словах заключается счастье, потому что вы тоже так можете, только никогда не продадите свою мазню за баснословные деньги. И даже за 100 рублей.

Экспрессионисты: Эдвард Мунк, Джеймс Энсор, Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель.

Кубизм — геометрия маслом

Картины кубизма похожи на прозрачный алмаз, который находится в четырехмерном измерении и обнажает все свои грани. Кубисты дробят объекты на геометрические формы, а для оптического насыщения наслаивают стороны друг на друга, нарушают законы Евклида, придавая картинам собственное пространство.

Кубисты: Пабло Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан

Теперь, когда вы имеете максимально краткое представление о самых популярных видах изобразительного искусства в Новосибирске, мы вам расскажем самое главное, что вы должны знать об искусстве. Все эти виды — лишь жалкие ярлыки, которые помогают сориентироваться дилетантам, на самом деле, искусство отвергает любые привязки и нумерацию. Оно стирает временные и творческие рамки, становясь внутренним диалогом между зрителем и художником. Поэтому задавайте как можно больше вопросов картинам, а не «гуглу», и не бойтесь, что они покажутся неуместными или банальными. Когда картины начнут вам отвечать, вы искренне полюбите искусство, научитесь его читать и не пропустите не одной выставки в Новосибирске.