Главная тема творчества куприна. Творчество А.И

Александр Иванович Куприн – очень яркий и самобытный писатель конца XIX – начала XX столетия. В его таланте современники видели первозданную мощь русского народа, что-то могучее и сильное. Таковы и его лучшие произведения – в них отразилась жизнь различных классов и сословий русского общества.
В своем творчестве Куприн продолжал демократические и гуманистические традиции русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Он всегда старался затрагивать актуальные события своего времени.
Заниматься литературой Куприн начал еще когда учился в кадетском корпусе. Тогда он писал стихи. В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн напечатал свой первый небольшой рассказ в журнале “Русский сатирический листок”, который называется “Последний дебют”. За этот поступок его арестовали и посадили на гауптвахту. В 1841 году Куприн вышел в отставку, поселился в Киеве и стал писать для газет.
Куприн написал очень много рассказов, все они прекрасны, необычны, поднимают актуальные проблемы нравственной ответственности интеллигенции за страдания и плохую

жизнь народа. Мне хотелось бы остановиться на двух произведениях А. И. Куприна – “Молохе” и “Гамбринусе”.
“Молох” написан после того, как Куприн побывал в Донецке и увидел жизнь рабочих. Надо сказать, что жизнь у рабочих сталелитейного завода была страшная. И Куприн очень красочно и достоверно воспроизводит ее в своей повести. В ней Куприн показывает противоречия между богатыми и бедными, между теми, кто работает, и теми, кто наживается на их труде. Мы видим будни крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих, их нищету, а также нежелание так жить, которое выливается в мятежи и грабежи. Главный герой повести – инженер Бобров, который все это видит и задумывается над происходящим. Он очень остро и болезненно реагирует на несправедливость, на страдания и боль. Писатель сравнивает капиталистический порядок со злым и страшным богом Молохом, который требует человеческих жертв. В повести служителем этого Молоха является хозяин завода – Квашнин. Он делает деньги на всем, но также он хочет быть вождем своей буржуазной партии: “Нам принадлежит будущее”, – говорит он. На заводе Квашнина боятся и делают все, чтобы ему угодить и не разозлить его. Ему даже отдают лучшую девушку – невесту Боброва Нину Зиненко.
Это вызывает в Боброве протест, и он хочет взорвать заводские склады, уничтожив это чудище. Однако дальше мысли дело не идет. Здесь Куприн показывает, что интеллигенция того времени еще не готова к решительным действиям. И в этом ее трагедия.
Тем не менее будущее Куприн связывает с восстанием народа – повесть заканчивается бунтом рабочих. Они все-таки подожгли завод, Квашнин убежал, а из Москвы прислали карателей для усмирения восставших. Так писатель показал, что изменить жизнь и сложившиеся устои может только сам народ.
Еще мне очень нравится замечательный рассказ “Гамбринус”, который был написан в 1907 году. Здесь опять возникает тема революции – очень актуальная тема для того времени. Только здесь нет ни революционеров, ни заговоров. “Гамбринус” – это рассказ о маленьком человеке, который посмел бросить вызов властям. Это рассказ о том, что у каждого должна быть своя позиция и ее надо отстаивать. Главный герой произведения – еврейский музыкант Сашка, которого все любят. У него есть талант скрипача, и он собирает своей музыкой всех простых людей. Он играет разные мелодии, но больше всего всем нравится “Марсельеза” – революционная музыка. Эта музыка необходима, потому что идет революция. Однако вскоре наступила реакция, и Сашка отказывается играть гимн по заказу полицейских. Тогда его избивают, ломают ему пальцы, чтобы впредь неповадно было.
Но Сашка не унывает – он вернулся в кабачок и продолжил играть веселую и задорную музыку. Так Куприн хотел показать, что сила искусства и дух свободы непобедимы. Эта тема будет продолжаться и в других рассказах писателя.
Рассказ “Гамбринус” учит нас не предавать свои идеалы и не падать духом ни при каких обстоятельствах.


Другие работы по этой теме:

  1. Александр Иванович Куприн – русский писатель начала XIX – конца XX века. Он относился к реалистическому направлению, поэтому его произведения красочны, достоверны, содержат много подробностей....
  2. Тема любви была одной из главных тем писателей 20 века. О любви писали во все века, и даже с наступлением нового времени она не остается...
  3. “Тапер” – рождественский рассказ А. И. Куприна В рассказе “Тапер” Александр Иванович Куприн знакомит нас с семьей Рудневых, которая “принад­лежала к одной из самых безалаберных,...
  4. 1. Главная героиня повести, ее жизнь в замужестве. 2. Чувства таинственного Г. С. Ж. 3. Любовь в рассуждениях генерала Аносова. 4. Смысл любви для главного...
  • 1. Творчество А. И. Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность автора и удивительное правдоподобие, с которыми он описывает жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны.
  • 2. а) Это дало Куприну возможность создать в 1896 году крупное произведение «Молох», посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе.

Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек, потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные действия. В «Молохе» наметились мотивы, характерные для всего последующего творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателей пройдут длинной вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность.

  • б) Страницы, исполненные огромной разоблачающей силы, посвятил Куприн описанию царской армии. Армия являлась оплотом самодержавия, против которого в те годы поднимались все прогрессивные силы русского общества. Вот почему произведения Куприна «Ночная смена», «Поход», а затем и «Поединок» имели большое общественное звучание. Царская армия, с ее бездарным, морально выродившимся командованием, предстает на страницах «Поединка» во всем своем неприглядном облике. Перед нами проходит целая галерея тупиц и выродков, лишенных всяких проблесков человечности. Им противостоит главный герой повести подпоручик Ромашов. Он всей душой протестует против этого кошмара, но не способен найти пути к его преодолению. Отсюда и вытекает название повести -- «Поединок». Тема повести -- драма «маленького человека», его поединок с невежественной средой, который заканчивается гибелью героя.
  • в) Но не во всех своих произведениях Куприн придерживается рамок строго реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

В замечательном рассказе «Олеся», проникнутом подлинным гуманизмом, Куприн воспевает людей, живущих среди природы, не тронутых стяжательством и растлевающей буржуазной цивилизацией. На фоне дикой, величественной, прекрасной природы живут сильные, самобытные люди -- «дети природы». Такова Олеся, которая так же проста, естественна и прекрасна, как сама природа. Автор явно романтизирует образ «дочери лесов». Но ее поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть реальные перспективы жизни. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает ненадолго утраченную им естественность переживаний. Таким образом, в повести описывается любовь человека-реалиста и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир героини, а она -- в его реальность. куприн рассказ проза поединок

  • г) Тема природы и человека волнует Куприна на протяжении всей его жизни. Мощь и красота природы, животные как составная часть природы, человек, не потерявший с ней связь, живущий по ее законам, -- вот грани этой темы. Куприна восхищает красота лошади («Изумруд»), верность собаки («Белый пудель», «Собачье счастье»), женская молодость («Суламифь»). Куприн воспевает прекрасный, гармоничный, живой мир природы.
  • д) Только там, где человек живет в ладу с природой, любовь прекрасна и естественна. В искусственной жизни людей любовь, подлинная любовь, которая бывает раз в сто лет, оказывается неузнанной, непонятой и гонимой. В «Гранатовом браслете» этим даром любви наделен бедный чиновник Желтков. Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня -- княгиня Вера Шеина -- не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его письма, подарок -- гранатовый браслет -- как нечто ненужное, нарушающее ее покой, привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что мимо прошла «любовь, о которой мечтает каждая женщина». Взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный подарок -- поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности и устойчивого быта.
  • 3. Размышляя об индивидуальности героя, его месте среди других, о судьбе России в кризисное время, на рубеже двух веков, Куприн изучал духовную атмосферу эпохи, изображал «живые картины» окружающего.

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся».

Каждого писателя формируют его жизненные обстоятельства (в детстве умирает отец, нет средств к существованию, московский вдовий дом, с 7-ми лет отдан в Разумовский пансион, казённое обеспечение, в 10 лет – ученик военной! Гимназии, строгие порядки, которая впоследствии была преобразована в кадетский корпус – карьера военного. После поступил в Александровское Юнкерское училище. 1890 год, подпоручик, 4 года отдал военной карьере. Днепровский полк квартировал в провинциальных городках – наблюдал эту жизнь. Подольская губерния, провинция.

1894 – Куприн выходит в отставку избрав путь профессионального писателя. Детство – унижение перед ʼʼблагодетелямиʼʼ, годы детства ʼʼбезрадостные на казённых харчахʼʼ, строгость, порядок. Юность – заштатный полк, бесцветное существования в пошлости и обыденности.

Писатель – нет денеᴦ. Исходил, изъездил среднюю полосу, южную, кем работал? Грузчиком, управляющим имением, землемер, рыбак, кузнец, пел в хоре (провинциальная сцена), газетное дело: репортёр (очерки и другое). Все испытания закалили его характер и дали много жизненных наблюдений. Материал данный очень важен. Куприн стал своим в различных сферах.

Писателя всœегда притягивали (на раннем этапе) глубины человеческой души и её скрытые возможности, первые его рассказы были написаны на военную тематику: ʼʼДознаниеʼʼ о всœечеловечных порядках, ʼʼНочлегʼʼ, прапорщик армейский. Большое внимание уделял внутреннему миру человека, необычные условия, психология, подсознание. Особые ракурсы темы: игрушка, воробей, ужас. Пограничные состояния.

Тема любви его волновала: тоже дала богатый материал. Много рассказов о гибели любви, красоты, он говорит о расточении врождённых способностей ʼʼПогибшая силаʼʼ. Для его важны потенциально заложенные, яркие порывы жизни. ʼʼСвятая любовьʼʼ, ʼʼСтрастная минутаʼʼ. С большой симпатией описывает своих героинь, часто вступают в столкновение с жестокостью, эгоцентризмом жизни. Яркие характеры на цирковую тематику ʼʼАллесʼʼ, ʼʼЛоллиʼʼ, часто это самоотверженные героини, которые идут на жертвы ради своей любви. Купрн создал 10-ки романтических историй. Руководствовался любовь даёт напряжённые переживания. Повод для изображения ярких характеров. Любовные переживания естественное раскованное проявление духовного мира.

Малая жанровая форма не давала Куприну изложить всœе свои мысли и чувства. Переходит к повести ʼʼМолохʼʼ и ʼʼОлесяʼʼ. Эти повести связаны между собой ʼʼот противногоʼʼ. Обе они написаны по впечатлениям от поездок Куприна в донецкий угольный бассейн и в полесье. Условно: связаны молох о вреде научно-технического прогресса гибельная его сторона. А Олеся идеал естественного человека. В Молохе, прежде всœего, отмечали социальный мотив и эксплуатацию рабочей буржуазии. Трагическое положение. Использует очерки о донецких предприятиях. Невыдуманное, очень убедительно воссоздаёт условия, изображает желœезный закон за борьбу существование. Главный герой – инженер Бобров. Рефлексирующий герой. Инженер бобров принадлежит именно к такому типу героев. Завод уподоблен богу – Молоху. Ради развития научно-техническог прогр.
Размещено на реф.рф
ʼʼХороша ваша цивил, в случае если её плоды исчисл…ʼʼ. Острый социальный конфликт приобретает философское осмысление. Содержание повести: наблюдения инженера за работой завода и безнравственной заводской элитой. Предприниматель Квашнин и его окружение.

Тема молоха – божества.

Драма не реализовавшей себя души. Драма честного по природе человека, который не сумел найти себя и реализовать. Для Куприна самое страшное следствие желœезной цивилизации – гибель душевной чистоты в людях.

Куприн ищет свой идеал в области неподвластной молоху – естественный человек, возникает повесть Олеся. Представитель интеллигент, рефлексирующий, Олеся цельная, страстная, дикая. Интеллигент проигрывает. В начале повести Олеся говорит о Своём возлюбленном: вы хотя и добрый, только слабый. У героя отсутствует цельность натуры, глубина чувств, в данном его слабость. Олеся выросла вдали от фальшивых общественных устоев. Куприн идеализирует образ ʼʼдочери лесовʼʼ. Как часто у Куприна это бывает, эта любовная история заканчивается крахом. Нет хэппи-энда, выхода для героя. Эта повесть поэтичная. Куприн описывает картины природы. Природа им тоже содействует, украшает их историю. Первые рецензенты назвали эту повесть ʼʼлеснойʼʼ симфонией. Слияние с природой даёт полноту и чистоту душевного мира. Эта повесть – одно из звеньев Полесского цикла Куприна. Это рассказы как ʼʼЛесная глушьʼʼ, и пр.

Перекличка с ʼʼзаписками охотникаʼʼ Тургенева, поэтизация природы. Хотя герои другие. Куприн очарован живописным краем. Среднерусская полоса. Её обитатели и их интересные характеры.

Выразились творческие принципы: писатель должен наблюдать жизнь. Куприн был мастером точной детали и насыщенного информацией стремительно повествования. Всегда присутствует сюжет. Иногда в одном абзаце совмещалась сконцентрированность. Определённость позиции: что любишь, а что ненавидишь, что собственно хочешь сказать. Свой взгляд выражал определённо и эмоционально.

Формы: рассказ в рассказе. При этом возникает субъективное восприятие человека и это позволяет достоверно представить информацию. Глазами непосредственно активного участника – чужая речь (приём), более глубоко видеть ситуацию.

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся»." 2017, 2018.

Сочинение по произведениях «Молох», «Олеся», «Поединок». А. И. Куприн в лучших своих произведениях отразил бытие различных сословий российского общества конца XIX — начала XX века. Продолжая гуманистические традиции русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн — был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он пишет стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы («Сны»). В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает в журнале «Русский сатирический листок» небольшой рассказ, который называется «Первый дебют». За публикацию рассказа без разрешения начальства Куприн был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы». Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей России.

Здесь встречаются образы студента, квартирной хозяйки, паломница-ханжи, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб. Уже в девяностых годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы. В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Байгузина, что даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящим, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовной связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате — взрыв стихийного недовольства. В этих рассказах чувствуется влияние Л. Толстого в вопросах о моральной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую судьбу народа. В середине 90-х годов в творчестве Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих.

Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, создает фабрики и заводы, с удивительным идолом Молохом требующий человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является делец Квашнин, не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не против выступить в роли политическогоа и пьяница Слива — все эти офицеры показаны далекими правдоискателей Ромашов. В условиях произвола и бесправия они теряют не только настоящее понятия о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к обзору, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, рвут барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнемогая от жары, задерганный человек. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат русский Хлебников, украинские Шевчук, Борийчук, литовец Солтис, Черемис Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка-рафутдинов и многие другие.

Все они — неловкие крестьяне, рабочие, — тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гайнана и солдата Хлебникова. Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и поэтому ему приходится выносить на себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитного перед грубостью начальства. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Ромашов знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебникову, который пытается броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовые преграды между ними. Остро нарушив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем нужно идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно-офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой — Шурочки. Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, потому что это навредит ее мужу, что хочет поступить в академию. «Поединок» стал необычайно популярен в России и вскоре был переведен на европейские языки. Атмосферой революционных дней дышит замечательное повествование Куприна «Гамбринус».

В лучших своих произве-
дениях отразил бытие различных сословий
русского общества конца XIX - начала
XX столетия. Продолжая гуманистические
традиций русской литературы, особенно
Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, -был
чуток к современности, к ее актуальным про-
блемам. Литературная деятельность Купри-
на началась в пору его пребывания в кадет-
ском корпусе. Он пишет стихи, где звучат то
ноты уныния и тоски, то слышатся героичес-
кие мотивы («Сны»). В 1889 году воспитанник
юнкерского училища печатает в
журнале «Русский сатирический листок» не-
большой рассказ, который называется «Пер-
вый дебют». За опубликование рассказа без
разрешения начальства был под-
вергнут аресту на гауптвахте.
Выйдя в отставку и поселившись в Киеве,
писатель сотрудничает в киевских газетах.
Интересным литературным явлением была
серия очерков «Киевские типы». Созданные
им образы отражали существенные черты
пестрой городской обывательщины и людей
«дна», характерные для всей России. Здесь
встречаются образы студента-«белоподкла-
дочника», квартирной хозяйки, богомолки-
ханжи, пожарного, неудавшейся певицы, ху-
дожника-модерниста, жителей трущоб.
Уже в 90-е годы на материале армейского
быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писа-
тель ставит острые нравственные проблемы.
В рассказе «Дознание» возмутительный факт
наказания розгами солдата-татарина Муха-
мета Байгузина, который даже не мог понять,
за что его наказывают, заставляет подпоручи-
ка Козловского по-новому ощутить мертвя-
щую, бездушную атмосферу царской казармы
и свою роль в системе угнетения. Пробуж-
дается совесть офицера, рождается чувство
духовной связи с загнанным солдатом, недо-
вольство своим положением и в результа-
те - взрыв стихийного недовольства. В этих
рассказах чувствуется влияние Л. Толстого в
вопросах о нравственной ответственности ин-
теллигенции за страдания и трагическую
участь народа.
В середине 90-х годов в творчество Ку-
прина властно входит новая тема, подсказан-
ная временем. Весной он едет корреспонден-
том газеты в Донецкий бассейн, где знако-
мится с условиями труда и быта рабочих.
В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох».
В повести дана картина жизни крупного ка-
питалистического завода, показан убогий быт
рабочих поселков, стихийные протесты рабо-
чих. Писатель показал все это через воспри-
ятие интеллигента. Инженер Бобров болез-
ненно и остро реагирует на чужую боль, на
проявление несправедливости. Герой срав-
нивает капиталистический прогресс, созида-
ющий фабрики и заводы, с чудовищным идо-
лом Молохом, требующим человеческих
жертв. Конкретным воплощением Молоха
в повести является делец Квашнин, который
не брезгует никакими средствами для того,
чтобы нажить миллионы. В то же время он
не прочь выступить в роли политического
деятеля и вождя («нам принадлежит буду-
щее», «мы соль земли»), Бобров с брезгливо-
стью наблюдает сцену пресмыкательства пе-
ред Квашниным. Предметом сделки с этим
дельцом становится невеста Боброва Нина
Зиненко. Герою повести свойственны двойст-
венность и колебания. В момент стихийной
вспышки протеста герой стремится взорвать
заводские котлы и тем отомстить за свои
и чужие страдания. Но потом угасает реши-
мость, и он отказывается от мести ненавист-
ному Молоху. Повесть кончается рассказом
о бунте рабочих, поджоге завода, бегстве
Квашнина и вызове карателей для расправы
с восставшими.
В 1897 г. служит управляющим
имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно
сближается с крестьянами, что и отразилось
в его рассказах «Лесная глушь», «Конокра-
ды», «Серебряный волк». .Пишет замечатель-
ную повесть «Олеся». Перед нами поэтичес-
кий образ девушки Олеси, выросшей в избе
старой «колдуньи», вне обычных норм крес-
тьянской семьи. Любовь Олеси к случайно
заехавшему в глухую лесную деревушку ин-
теллигенту Ивану Тимофеевичу - это сво-
бодное, простое и сильное чувство, без огляд-
ки и обязательств, среди высоких сосен, ок-
рашенных багровым отблеском догорающей
зари. История девушки получает трагичес-
кий конец, здесь вторгаются в привольную
жизнь Олеси и корыстные расчеты деревен-
ских чиновников, и суеверия темных кресть-
ян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена
бежать из лесного гнезда.
В поисках сильнрго человека по-
рой поэтизирует людей социального «дна».
Конокрад Бузыга («Конокрады») выведен как
могучая натура, автор придает ему черты
великодушия - Бузыга заботится о своем
мальчике Василе. Изумительны рассказы о
животных («Изумруд», «Белый пудель»,
«Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие). Неред-
ко сильные и красивые животные становятся
жертвами стяжательства, низменных чело-
веческих страстей.
В 1899 г. происходит знакомство а
с Горьким, в горьковском издательстве «Зна-
ние» в 1905 г. публикуется повесть а
«Поединок». Своевременность и обществен-
ная ценность произведения заключалась в
том, что он правдиво и ярко показал внут-
реннее разложение российской армии. Герой
повести «Поединок» - молодой поручик Ро-
машов, в отличие от Боброва («Молох»), по-
казан в процессе духовного роста, постепен-
ного прозрения, освобождения из-под власти
традиционных понятий и представлений сво-
его круга. В начале повести, несмотря на до-
броту, герой наивно делит всех на «людей
черной и белой кости», думая, что он принад-
лежит к особой, высшей касте. По мере того
как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов
начинает размышлять о порочности армей-
ских порядков, о несправедливости всей жиз-
ни. У него возникает чувство одиночества,
страстное отрицание нечеловечески грязной,
дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный
Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтова-
тый Бобеинский, армейский служака и пья-
ница Слива - все эти офицеры показаны
чуждыми правдоискателю Ромашову. В ус-
ловиях произвола и бесправия они теряют не
только подлинное представление о чести, но
и человеческий облик. Это особенно сказыва-
ется в их отношении к солдатам.
В повести проходит целый ряд эпизодов
солдатской муштры, уроков «словесности»,
подготовки к смотру, когда офицеры особен-
но жестоко бьют солдат, рвут барабанные пе-
репонки, сваливают кулаками на землю, за-
ставляют «веселиться» изнемогающих от жа-
ры, задерганных людей. В повести правдиво
нарисована солдатская масса, показаны ин-
дивидуальные характеры, люди различных
национальностей с присущими им традиция-
ми. Среди солдат русский Хлебников, укра-
инцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс,
черемис Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка-
рафутдинов и многие другие. Все они -
неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые -
тяжело переносят отрыв от родных мест и
привычного труда, особенно выделяет автор
образы денщика Гайнана и солдата Хлеб-
никова.
Хлебников, недавно оторванный от земли,
органически не воспринимает армейские «на-
уки», и потому ему приходится выносить на
себе всю тяжесть положения запуганного
солдата, беззащитного перед грубостью на-
чальства. Судьба солдат волнует Ромашова.
В этом внутреннем протесте он не одинок.
Своеобразный философ и теоретик, подпол-
ковник Казанский резко критикует порядки
в армии, ненавидит пошлость и невежество,
мечтает об освобождении человеческого «я»
от пут прогнившего общества, он против дес-
потизма и насилия. Ромашов знает, что сол-
даты придавлены и собственным невежест-
вом, и общим рабством, и произволом, и на-
силием со стороны офицеров. Сцену встречи
Ромашова с замученным Хлебниковым, пы-
.тавшимся броситься под поезд, и их откро-
венный разговор Паустовский справедливо
относит к «одной из лучших сцен в русской
литературе». Офицер признает в солдате
друга, забывая о кастовых преградах между
ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлеб-
никова, Ромашов умирает, так и не найдя
ответа, каким путем надо идти к освобожде-
нию. Смертельная для него «дуэль с офице-
ром Николаевым является как бы следстви-
ем нарастающего конфликта героя с военно-
офицерской кастой. Повод для дуэли связан
с любовью героя к Александре Петровне Ни-
колаевой - Шурочке. Чтобы обеспечить
карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе
лучшие человеческие чувства и просит Ро-
машова не уклоняться от дуэли, ибо это по-
вредит ее мужу, который хочет поступить в
академию. «Поединок» стал необыкновенно
популярным в России и вскоре был переве-
ден на европейские языки.
Атмосферой революционных дней дышит
превосходный рассказ а «Гамбринус».
Тема всепобеждающего искусства сплетена
здесь с идеей демократизма, смелого протес-
та «маленького человека» против черных сил
произвола и реакции. Кроткий и веселый
Сашка своим незаурядным талантом скрипа-
ча и душевностью привлекает в одесский
кабачок разноплеменную толпу портовых
грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С вос-
торгом встречают они мелодии, в которых от-
ражается сцена общественных настроений
и событий - от русско-японской войны до
революции, когда Сашкина скрипка звучит
бодрыми ритмами «Марсельезы». В дни на-
ступившего террора Сашка бросает вызов пе-
реодетым сыщикам и черносотенным «мерзав-
цам в папахе», отказываясь играть по их
требованию монархический гимн, открыто
обличая их в убийствах и погромах. Искале-
ченный царской охранкой, он возвращается
к портовым друзьям, чтобы играть для них
на окраине оглушительно-веселого «Чабана».
Свободное творчество, сила народного духа,
по мысли