Как система мужских образов романа помогает понять характер Печорина? Список использованной литературы. в этом не признаётся

Урок 34

Печорин в системе художественных образов романа. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер

Цель:

Показать образ Печорина в системе художественных образов романа, в его взаимоотношениях с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером;

Развивать аналитическое, ассоциативное и образное мышление, память, речь;

Воспитывать гуманизм и нетерпимость к эгоизму, индивидуализму; формировать читательскую культуру учащихся.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Беседа

Охарактеризуйте жанр романа «Герой нашего времени». В чем его своеобразие?

Каковы особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова? В чем заключается своеобразие его фабулы и сюжета?

Какие художественные задачи позволяет решить такая композиция?

Как бы вы объяснили смысл заглавия романа?

А существует ли, по вашему мнению, герой нашего с вами времени?

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Беседа

Сегодня наш урок будет посвящен главному герою романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Григорию Александровичу Печорину. И в самом начале разговора я хотела бы вас спросить: какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя? Случаен ли ее выбор?

Фамилия главного героя романа напоминает нам о реке Печоре и тем самым ассоциативно подводит нас к образу Онегина – через название реки Онеги. И это не случайно. Что образ Печорина ориентирован на образ Онегина, заметил уже В.Г. Белинский («это Онегин нашего времени», «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»), а Б.М. Эйхенбаум обнаружил, что в рукописи «Княгини Лиговской» Печорин назван Евгением.

И, тем не менее, образ Печорина глубоко самобытен и своеобразен, в нем, помимо черт поколения, заключено и глубоко личностное, субъективное начало, присущее личности создателя Печорина, то есть самому Лермонтову. Образ Печорина так же глубок и полноводен, как сибирская река Печора. Впрочем, личность героя может стать гибельной темной бездной, пучиной глубоководной Печоры, где тонут и гибнут некоторые герои романа, ступившие на край этой на вид спокойной, но коварной широкой реки.

А теперь я попрошу вас, опираясь на текст романа, дать портретное описание Печорина. Чем примечательна его внешность?

Посмотрите на портрет самого Лермонтова. Какие черты портрета Печорина вы увидели в нем?

Лермонтов действительно наделяет Печорина некоторыми чертами собственной внешности. Сравним портрет героя глазами автора и портрет самого Лермонтова в изображении И.С. Тургенева: в этих портретах поразительно совпадают некоторые детали. Вот эти детали в описании Печорина: «В его улыбке было что-то детское. (...) о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! (...) холодный взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса, если бы не был столь равнодушно-спокоен».

А вот портрет Лермонтова: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от этих больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти по-детски нежных и выдававшихся губ». Не исключено, что Тургенев держал в голове портрет Печорина и, глядя на Лермонтова, бессознательно уподобил Лермонтова Печорину. Тем не менее, это сходство показательно. Ведь Тургенев был современником Лермонтова, и его оценка - оценка по свежим следам, глазами очевидца.

А теперь скажите, к какому типу литературных героев относится Печорин?

Печорин - романтический байронический герой (одинокий, противопоставленный обществу, разочарованный в жизни), это модификация байронического героя на русской почве, которую можно назвать демоническим типом . Отчетливо прослеживается сходство Печорина и Демона, героя одноименной поэмы.

Давайте сравним этих героев, а для наглядности представим наши наблюдения в виде таблицы.

Черта

Демон

Печорин

свободолюбие

Тяга к свободе заставила Демона восстать против власти Бога.

Свободолюбие Печорина выражается в его нежелании привязываться к одному месту или человеку.

разочарование в жизни

Демон за прошедшие тысячелетия успел изучить всю вселенную, ему надоело абсолютно все, потому что все виды занятий он перепробовал по многу раз.

Печорин пресыщен жизненными удовольствиями, его ничто не интересует после бурно проведенной молодости.

одиночество

Демон низвергнут с неба, но в то же время он не примкнул к Сатане. Он «ни мрак, ни свет». С людьми ему сойтись трудно из-за принадлежности к другой сфере – Демон сверхсущество, наделенное мистическими способностями и бессмертием

Печорин по собственному желанию отдалился от дворянского общества, порвал связи с привычным окружением, уехав на Кавказ, и среди светских людей держится отчужденно. В то же время ему не дано сблизиться с простыми людьми, в силу происхождения

стремление преодолеть одиночество

Демон, в отличие от стандартного романтического героя, старается преодолеть свое одиночество, ищет любви, в которой надеется обрести смысл жизни.

Печорин, несмотря на печальный опыт, каждый раз с надеждой завязывает новые отношения, хотя ни одна любовная история не закончилась для него благополучно.

отсутствие осознанного стремления к злу и роковые совпадения, приводящие к трагедии

Демон «сеет зло без наслаждения», потому что злодеяния наскучили ему так же, как и все остальное в этом мире, однако даже тогда, когда его намерения не имеют ничего общего со злом (любовь к Тамаре), финал трагичен (Демон оказывается виновен в смерти Тамары, хотя этого вовсе не хотел).

Печорин не ориентируется на сознательное причинение людям зла, однако большинство его поступков имеют негативные последствия (например, влюбившись в Бэлу, он разлучает девушку с семьей и в результате становится виновником ее гибели; познакомившись с Грушницким, в итоге убивает его на дуэли, и т. п.).

отношение к миру как к театру марионеток, позиция «кукловода»

Демон рассматривает людей как своеобразный «материал» для разыгрывания собственных сценариев. Он устраивает гибель жениха Тамары, потому что заинтересовывается девушкой, и не склонен воспринимать молодого человека как самостоятельно мыслящее и чувствующее существо. Взгляд на мир свысока во многом обусловлен тем, что Демон обладает сверхъестественными способностями.

Печорин ставит себя выше всех остальных людей и считает, что он имеет право вмешиваться в чужую судьбу, поворачивая ее по собственному разумению. Наиболее яркий пример «режиссирования» ситуации представлен в «Княжне Мери», где Печорин в прямом смысле играет людьми, как марионетками, заранее просчитывая их реакцию и подталкивая к определенным действиям.

трагизм фигуры

Демон в авторской интерпретации не столько злодей, сколько жертва обстоятельств. Его душевное состояние, разочарование в жизни, озлобленность продиктованы оторванностью от всего живого, в чем, в свою очередь, повинен не сам персонаж, а Творец, который обрек Демона на вечное одиночество и среди ангелов, и среди демонов, и среди людей.

Печорин показан автором как трагическая фигура: его характер обусловлен временем и общественными условиями. То, что Печорин не находит смысла в жизни – результат сложившейся общественной ситуации, превращающей молодых дворян в «лишних людей».

Как видите, кроме несомненного сходства, между героями есть и некоторые различия. Самое главное отличие заключается в том, что Демон – бесспорно романтическая фигура, сверхсущество, действующее в мистических сферах и иных мирах, а Печорин – обычный человек, хотя и обладающий некоторыми особенностями романтического персонажа. В связи с принадлежностью к роду человеческому трагизм существования Печорина несколько менее выражен, чем у Демона, потому что страдания Демона усугубляются его бессмертием, тогда как Печорин имеет возможность избавиться от мучений с приходом смерти.

А теперь давайте рассмотрим вторую составляющую этого образа - « лишний человек ». «Лишний человек» 1830-х гг. - дворянин, одаренный различными достоинствами, но не нашедший своего предназначения, жертва воспитания, продукт общества, не нужный самому обществу. Его отличие от предшественников, «лишних людей» 1820-х гг., заключается в том, что Печорин воплощает следующую ступень эволюции типа, в его жизни, по сравнению, например, с пушкинским Онегиным, больше активных действий (поездка на Кавказ, путешествие в Персию, участие в войне), однако вся эта активность не приносит никакого результата, Печорин по-прежнему чувствует себя никчемным, и с общественной точки зрения его перспективы гораздо более сомнительны, чем у Онегина, хотя бы потому, что 1830-е гг.в России отмечены спадом политической активности после поражения декабристов, гораздо большим пессимизмом и инертностью общества, что не может не отражаться на жизни людей.

Таким образом, Печорин представляет собой двойственный характер , сочетающий в себе романтические и реалистические черты. Он романтический герой, но его постепенно развенчивают и свергают с пьедестала, он вынужден действовать в реальных земных условиях, и это заставляет его меняться. В нем отчетливо просматривается распространенный тип «лишнего человека», который существовал в российской реальности на протяжении первой половины XIX в.

Если проследить эволюцию героя в соответствии с хронологическим порядком событий, то мы увидим постепенное развенчание романтической составляющей характера героя и нарастание реалистических черт, «снижение» образа.

Каким предстает он перед нами в главе «Тамань?

В главе «Тамань» Печорин представлен как романтичный молодой человек, интересующийся тайнами, переживающий романтическую влюбленность в красавицу-«ундину». Только в финале истории он задается нетипичным для романтика вопросом о смысле своих поступков, подвергает сомнению с точки зрения разумности уже реализовавшийся романтический сценарий.

Каков Печорин в главе «Фаталист»?

Здесь Печорин, сохраняя облик романтического героя, начинает сомневаться в незыблемых для романтика ценностях (рок, предопределение), находя рациональное объяснение мистическим совпадениям.

А каким мы видим его в главе «Бэла»?

В главе «Бэла» Печорин ведет себя в романтической ситуации недостаточно романтично, его любовь заканчивается разочарованием и скукой, и он медлит, вместо того, чтобы принять решение. Его уже есть за что осуждать – он разрушил судьбу Бэлы из-за каприза и стал косвенным виновником ее гибели.

Какое впечатление производит Печорин в главе «Максим Максимыч»?

Печорин производит на офицера-путешественника удручающее впечатление своей вялостью и апатией («тридцатилетняя бальзакова кокетка»), а его поведение, сохраняя внешние признаки романтизма (принципиальное одиночество, отказ от встречи со старым другом), становится отталкивающим и достойным порицания.

И наконец – что мы узнаем о герое из предисловия к Журналу Печорина?

Герой умирает, не выдержав столкновения с действительностью, утратив стимул к дальнейшему существованию.

Итак, очевидным становится тот факт, что в лермонтовской интерпретации романтического героя и окружающей его «среды» наблюдается эволюция. Образ героя явно снижается, попадая в критическую сферу авторского анализа и в зону реальных обстоятельств, изображение которых обусловлено антиромантической тенденцией эпохи, наблюдаемой в это время в русском литературном процессе. Лермонтов как «исторический писатель» стоял на грани постепенно уходящего прошлого и рождающегося будущего. Это сказалось и на художественном методе автора «Героя нашего времени». Принципы реалистической поэтики в его художественном арсенале становятся доминирующими, но романтическая поэтика остается в творческом арсенале Лермонтова как часть новой художественной системы. Следует отметить, что лермонтовская фантастика часто соотносима по художественной функции не с романтической «классикой», а с произведениями Н. В. Гоголя, основоположника «натуральной школы».

2. Характеристика героя

А теперь, обобщая все сказанное и опираясь на текст романа, дайте характеристику Печорина.

Материал для учителя

Печорин – натура странная, двойственная, и странность эта явно проступает во всём его облике, противоречивом даже для постороннего взгляда. Он отстранен от окружающих его людей, ощущает себя как бы над ними. Герой равнодушен к людям, их чувствам, иначе своей холодностью не оскорбил бы Максима Максимыча, столь преданного дружбе с ним.

С другой стороны, Печорин беспощаден и к самому себе. Он словно наводит на свою душу увеличительное стекло, и она предстаёт перед нами без прикрас, без попытки что-то утаить, сгладить, дать в более выгодном свете, ибо он исповедуется самому себе, зная, что самого себя обмануть невозможно: для этого его ум слишком проницателен.

Печорин постоянно рефлексирует, занят постоянным самокопанием, самоедством - его беспокоят внутренние противоречия собственных стремлений и поступков.

При этом Печорин проницателен и видит порой человека насквозь, предугадывает его мысли и поступки и, вооруженный этим знанием, незримо руководит действиями и поступками окружающих, навязывая им свою волю и тем упиваясь. Добиваясь власти над душой княжны Мери, Печорин на несколько ходов вперед предугадывает развитие событий. И даже недоволен этим - всё становится скучным: «Я всё это знаю наизусть - вот что скучно!»

Он точно рассчитывает поведение Грушницкого на дуэли, складывая по своей воле обстоятельства так, что, по сути, лишает противника права на прицельный выстрел, и тем ставя себя в более выгодное положение, обеспечивая собственную безопасность и одновременно возможность распорядиться жизнью бывшего приятеля по собственному усмотрению.

Он весь переполнен гордыней, сознавая собственное превосходство над окружающими. Но гордыне всегда сопутствует комплекс неполноценности, они борются между собой в душе человека, становятся его мучением и постоянно требуют себе в качестве пищи борьбу с кем-то, противоречие кому-то, власть над кем-то: «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»

Однако для того чтобы перед самим собой так безжалостно обнажать свои пороки, как это делает Печорин, - нужно особого рода мужество. Человек чаще стремится скрыть от самого себя нечто мучительное в своей натуре, в жизни, - даже убежать от действительности в мир опьяняющей и глушащей сознание грёзы, выдумки, приятного самообмана. Трезвая самооценка - часто дополнительная причина внутренней депрессии, терзаний. Печорин становится поистине героем своего времени, ибо не прячется от настоящего ни в прошлом, ни в мечтах о будущем, он становится исключением из правила, представленного Грушницким, этим напыщенным обманщиком самого себя.

Печорин - герой. Но героизм его - душевный, не духовный по природе своей. Упиваясь своей силой или терзаясь внутренними муками, он вовсе не смиряет себя даже тогда, когда видит в себе явные слабости, явные падения, наоборот: он постоянно склонен к самооправданию, которое соединяется в душе его с тяжким отчаянием. Печорин готов переложить вину на «дурное сообщество», но своей вины осознать отнюдь не стремится.

Печорин становится своего рода нравственным садистом, находящим особое удовольствие от созерцания душевных мучений тех, кто вверял ему свою душу (прежде всего женщин, любви которых он добивался).

«...Я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться». И каков итог? – «... остаётся удвоенный голод и отчаяние!»

Как и всякий человек, смутно сознающий свою вину во всех собственных (и не только собственных) бедах и стремящийся оправдаться хотя бы перед собой, и прежде всего перед собой, своей совестью, Печорин старается отыскать для себя какие-то смягчающие обстоятельства, если не полное избавление от всех обвинений и укоров совести. Это не может не подтолкнуть его к размышлениям о судьбе как о внешней силе, определяющей его поступки и снимающей с него хоть какую-то долю вины.

Словарная работа

Фатализм - это вера в предопределенную, неотвратимую судьбу, не зависящую от воли и поступков самого человека. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум.

Фатализм мог иметь для него определённый интерес. Прежде всего, существование непреложной судьбы снимает с человека всякую ответственность - а Печорин весьма склонен к этому. Но фатализм порождает и безволие, бездействие, безысходность. И действительно, чего ради суетиться и чего-то желать, когда всё определяет безликая судьба?

Поэтому спор, что разгорелся между персонажами повести «Фаталист» относительно предопределения, для всех участников объясняется обычным любопытством, но в душе Печорина он обретал значение величайшей важности. И склонность к признанию всевластного рока побеждает. «Фаталист» недаром завершает роман: в ней подводится итог, разъясняющий окончательно все загадки характера героя.

Только в самом конце становится понятен тот жестокий смех, каким ответил герой на утешения Максима Максимыча: это был смех холодного отчаяния.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа в группах

Класс делится на четыре группы, каждая из которых получила опережающее задание подготовить сообщение на одну из предложенных тем, опираясь на текст романа и статьи учебника (стр. 154-162). Выслушиваются сообщения групп:

1 группа - Печорин и Максима Максимыч;

2 группа - Печорин и Грушницкий;

3 группа - Печорин и доктор Вернер;

4 группа - Печорин и Вулич;

5 группа – дружба в жизни Печорина.

Материал для учителя

Отношение к прошлому

Печорина

Максима Максимовича

Все прошедшее мучительно.

Все прошедшее мило.

Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой.

Общие воспоминания становятся основой для беседы, которой с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.

Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы.

Воспоминания о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.

Различия между героями

Печорин

Максим Максимович

Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и, прежде всего, своего характера.

Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.

Всегда старается преодолевать обстоятельства.

Покорен обстоятельствам.

«Двойники» Печорина

Грушницкий - карикатура на Печорина

Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».

- «…Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»,

Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект его наслаждение».

В его душе нет «ни на грош поэзии».

Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).

- «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.

Грушницкий все время пытается кому-то подражать.

Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.

Вернер - приятель и «двойник» Печорина

По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».

Он «скептик и материалист».

Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.

У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).

Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.

Вернер и Печорин не могут быть друзьями , так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»

Вернер

Печорин

Сходство

    Близки духовно и интеллектуально.

    Скрывают способность любить и сострадать.

    Учатся равнодушию и эгоизму.

    Боятся проявления нормальных человеческих чувств.

    Подавляют в себе все человеческое.

Различия

Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны.

Пытается понять смысл и цель своей жизни.

Грушницкий

Печорин

Сходство

Люди одного круга, вместе служили.

Различия

Позер, любит пышные фразы.

Мечтает стать героем романа.

Провинциальный романтик.

Мелок в своих амбициях и желаниях.

Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать их поступки.

Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы.

Обладает тонкой интуицией.

Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута».

Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая действиями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».

«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»

Вулич пытается доказать, что фатум существует, в отличие от свободной воли, и доказывает он это довольно странным способом: выстрелив себе в висок. Происходит осечка. Хотя пистолет был заряжен, Вулич остается жив. Другой выстрел, сделанный им в фуражку на стене и продырявивший ее насквозь, по мнению Вулича, несомненное доказательство того, что случайность фатально запрограммирована.

Первая странность: все участники спора безмолвно соглашаются с Вуличем, как будто доказавшим свою правоту в споре с Печориным хотя бы уже тем, что он остался в живых. Вторая странность: Печорин, который в споре с Вуличем выступает против фатализма и отстаивает свободу воли, перед тем как Вулич должен нажать курок, видит на его бледном лице печать смерти и заявляет: «Вы нынче умрете!» Получается, что Печорин выступает здесь как фаталист: печать смерти подразумевает неизбежную смерть, а фаталист Вулич на это отвечает Печорину: «Может быть, да, может быть, нет...» - становясь в это мгновение поборником свободной воли, ибо его слова означают свободу выбора и неясность грядущих событий.

Другими словами, Вулич и Печорин то и дело меняются местами, занимая противоположные идеологические позиции и совсем не замечая собственной непоследовательности.

V . Этап информации о домашнем задании

2. Подготовить характеристики женских образов романа (по группам):

VI . Этап рефлексии

Главная тема романа – социально-типическая личность дворянского круга после поражения декабристов. Ведущая его мысль – осуждение этой личности, а ещё резче – породившей её социальной среды.

Сюжетообразующим персонажем, проходящим через роман и связующим всего его части, кроме рассказчика, выступает Печорин. Это центральная фигура, средоточие романа, его движущая сила. Печорин, преемник Онегина, «лишний человек» 30-х годов.
Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли.
Ему были свойственны самые высокие стремления к общественной деятельности и пылкие желания свободы. «Я готов, - говорит Печорин, - на все жертвы… но свободы моей не продам».

Он возвышается над любыми своей среды и разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии.
Ему ведомы социально-философские теории утопистов (Фурье), объективных (Гегель) и субъективных (Фите) идеалистов.
Сам он материалист и атеист. Горестный недостаток видит он в неспособности своего поколения «к великим жертвам для блага человечества». Ненавидя и презирая аристократию, Печорин ближе сходится с людьми демократического склада: Вернером и Максимом Максимычем.

Печорин не лишён добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание захватило его с такой силой, что «ещё минута» - и он бы «упал к ногам её». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулича.
Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым. Вот почему, читая в ночь перед дуэлью роман В. Скотта «Шотландские пуритане» о народном восстании против тиранов, он «забылся, увлечённый волшебным вымыслом». Нельзя сомневаться в его симпатиях к сосланным на Кавказ декабристам. Ведь это о них сказано в его дневнике, что жены кавказских властей «привыкли… встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Именно их он имеет в виду, когда говорит о приятелях Вернера – «истинно порядочных людях».
Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция, ушившая всё живое, духовная пустота высшего общества исказили и заглушили возможности Печорина, невероятно изуродовали его нравственный облик, необратимо снизили свойственную ему жизненную активность.

Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило так свойственный ему безудержный скептицизм пессимизм, убеждение, что жить «скучно и гадко».
Сомнения опустошили Печорина до того, что у него осталось только два убеждения: рождения – несчастье, и смерть неизбежна.

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого, деспотического эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже себе.
«Насыщенная гордость» - так определяется им человеческое счастье.
Лермонтов впервые в русской литературе наделил действующих лиц своего романа способностью глубокого самоанализа. Одной из форм печоринского самоанализа являются его размышления, внутренние монологи.

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, углубляя и приближая к читателю: глазами Максима Максимыча, «издателя», наконец, через дневник самого героя.
В каждом повествовательном эпизоде герой романа раскрывается новой стороной своего духовного облика. Лермонтов рисует не только героя своего времени, но и окружающие его обстоятельства. Кого он видел, с кем встречался, помимо прошлого, пустого, лживого высшего света, в котором родился и вырос?
Ближайший его приятель в Пятигорске – разночинец, врач Вернер. Это человек прогрессивных, материалистических убеждений, необычайного, критико-сатирического ума, высокой, благородной и сострадательно-доброй душой и большой культуры.
Уступая Печорину в силе отрицания действительности, Вернер превосходит его своей человечностью.
Если Вернер относится к редким, лучшим людям 30-х годов, то Грушницкий, знакомый Печорина, по представляет собой эталон «идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу» (Белинский).
Явно по всем контрастируя с Печориным, он в своих ведущих особенностях олицетворяется тогда модную разочарованность. Недалёкий по уму, безличный, мелочный, самолюбивый, сотканный весь из фальши, он предпочитает ложную позу. Он любит производить эффект.
Самоанализ, разъедающий Печорина, свойствен в какой-то мере и Грушницкому. Именно анализ свой ложной, нечестной позиции обусловил происходившую в Грушницком в последние минуты жизни тяжёлую борьбу, проявленной в прямом признании собственной неправоты.
Самодовольно-легкомысленный Грушницкий уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Что касается Максима Максимыча – его смирение и верноподданичество обусловили холодность к нему Печорина.

(из лекции) Лермонтов во многом становится первооткрывателем – он показывает проблему личности в её отношении с окружающим миром, обществом, миром природы.
При этом Лермонтов делает акценты на философских проблемах.
Мы можем наблюдать вместе с автором и повествователем проблему обусловленности характера человека внешним миром, его поведения в определенных обстоятельствах (история дуэли с Грушницким, в которых Печорин просто не может выйти за рамки правил приличий, принятых в современном ему обществе); и в дуэли с Грушницким больше именно проблемы свободы воли личности – Печорин не может отказаться просто так – а не предопределенности и фатума.
Огромное значение в романе имеют размышления о смысле жизни человека. Не то, чтобы у Пушкина этого не было, но это перед Лермонтовым в данном случае стоит совсем другая задача.
Набоков в своих лекциях о Лермонтове говорил, что Лермонтову не надо ему доверять вполне в том, что в романе поднимаются проблемы только поколения 30х годов. Это пороки гораздо большего времени.
Особенность психологии того же Евгения Онегина заключается в том, что он вместо того, чтобы действовать, скорее замкнётся и уедет с заднего двора; Чацкий вступит в бой, а Печорин (входящий в круг мыслящей европеизированной дворянской молодежи) - бешено гоняется за жизнью и ощущением собственной нереализованности и бессмысленного риска (глава "Фаталист"). Ему нужен не столько сам риск, сколько он просто испытывает судьбу: тут нет высокой цели. Проблема назначения личности - центральная проблема романа. Потребность в осмыслении есть у каждого века, поколения, человека и для 30-х годов эта проблема была особенно актуальна. И тут нельзя не согласиться с Герценом, который написал, что Печорин - лишний человек. Лишний Печорин в силу того, что он развился в личность в эпоху безличностного существования. Для правительства было важно, чтобы он чувствовал себя винтиком некой общей машины, и он не должен был смешивать вопросы смысла жизни и назначения человека.
Иной полюс – Печорин - герой с явной двойственностью, в котором борются явно темные и светлые начала.
Лермонтов не показывает человека лишенного нравственности: он показывает человека, который жаждет веры и истинных ценностей, высшего смысла своего существования. С этой точки зрения важна повесть «Фаталист» - она не случайной в конце венчает все повествование.
В «Фаталисте» Лермонтов дает слово самому Печорину, который после всего страшного произошедшего идёт ночью по улице и вспоминает о прошлом поколении, о двойственности его сознания, вере в солнце и прочие небесные светила. «А мы, - заключает он, - жалкие потомки». Мы не способны более к великим жертвам ни для общей благости, ни для человеческого счастья. Древние были велики хотя бы в своей вере и своих надеждах. А мы лишены даже этого.

(из энциклопедии) В сущности и Печорина, и автора интересуют две философские проблемы: проблема судьбы в её отношении к самосознанию и жизненному самоопределению человека и проблема добра и зла, поставленная в «Княжне Мери» особенно остро.
Судьба может играть им, не считаясь с его прихотями, но, по убеждению Печорина, он обязан ни при каких обстоятельствах не изменять себе.
Спор с судьбой осмыслен в финале повести «Княжна Мери» как право человека быть самим собой, жить и действовать вопреки тому, что ему предписано судьбой.

Как и любое настоящее произведение классической литературы, роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» уже почти два столетия не утрачивает своей художественной ценности и социальной значимости. Каждое новое поколение находит в нем собственные смыслы. Это произведение словно соткано из противоположных тем и литературных приемов, которые гармонично сливаются в единое целое.

Первая часть романа как внешняя характеристика главного героя

В этой новелле рассказ идет от лица Максима Максимыча, поэтому его нельзя считать прости действующим лицом. Михаил Лермонтов не заостряет внимание на характеристике его внешности и внутреннего мира. Читатель должен сфокусироваться на самом рассказе, который дает первое знакомство с личностью главного героя. Но из этого повествования мы узнаем не только о Печорине и черкешенке Бэле, но и о Максиме Максимыче. Скупая информация о рассказчике не позволяет рассматривать его в качестве одного из центральных персонажей повести. Он не становится на первый план.

И все же Максим Максимыч - законченный и емкий образ. Его нельзя считать заурядным человеком, он отличается подлинным участием в судьбах других людей. Его способность сочувствовать и сопереживать, полное отсутствие эгоистических мотивов - это настоящий дар. Именно поэтому многие исследователи творческого наследия М. Ю. Лермонтова приходили к выводу, что подлинный авторский идеал человека выражен не в сложной и противоречивой натуре Григория Печорина, а в цельном характере Максима Максимыча.

Писатель особо отмечает, что собирается «нарисовать его (Печорина) портрет» до того, как дает характеристику главному герою. Для раскрытия образа центрального персонажа используются разные приемы. С одной стороны, мы видим его глазами стороннего наблюдателя, с другой, - через его собственные дневники. Эта особенность обусловливает разделение романа на две части, каждая из которых обладает внутренней целостностью. В первой дается внешняя характеристика Печорина, во второй - мы становимся читателями искренней исповеди главного героя.

Вторая часть романа - исповедь Печорина

Эта часть открывается маленькой новеллой «Тамань». В ней используются как романтические, так и реалистические приемы. Но в результате все сводится к весьма прозаическим вещам, хотя первое впечатление исключительно романтическое, даже несколько поэтическое.

Вместе в главным героем читатель начинает осознавать, что контрабандистка играет роль влюбленной, чтобы избавиться от незваного гостя из армии.

Во второй повести «Княжна Мери» раскрывается тема взаимодействия героя и так называемого «водяного общества». В этой новелле создана целостная и тщательно продуманная система образов. Из первых же записей Григория Печорина читатель узнает об основных действующих лицах: Грушницком и Мери, Вере и Вернере.

Жизненные принципы этих персонажей становятся сразу же известными. С одной стороны находятся Грушницкий и Мери, во взаимодействии с ними раскрывается внешняя сторона личности Печорина. С другой - Вера и Вернер, образы которых позволяют нам понять подноготную главного героя, лучшие стороны его личности.

На фоне внешней непривлекательности Вернера особо выделяется его сложный внутренний мир, возвышенные стороны его души.

Грушницкого и Вернера можно считать двумя реально существующими ипостасями личности Печорина. В первом присутствуют несколько утрированные внешние черты главного героя, во втором мы видим важные внутренние качества центрального персонажа. Грушницкий - эгоист, Вернер может глубоко и подлинно чувствовать и др. И все же арифметическое сложение качеств этих действующих лиц не позволит создать полноценные образ Печорина. Главный герой намного сложнее и многограннее, хотя иногда действительно ведет или чувствует себя как Грушницкий или Вернер.

Мери - юная девушка, воспитанная в светском обществе. Она не лишена внутренней духовности и склонна романтизировать окружающее, и в этом видна ее незрелость и наивность, что в общем-то простительно в ее возрасте. Положительным свойством ее романтизма - стремление к более содержательной жизни.

Именно эта наивная девочка с присущими ей порывами к идеальному становится очередной жертвой Печорина. Вероятно, бездумная кокетка не вызвала бы такого сочувствия читателей. Скорее всего, девушка бы переросла свой нежный возраст и поэтические устремления, превратившись в заурядную светскую даму, не появись на ее пути Печорин.

В некоторой степени образ Веры приоткрывает нам возможные версии судьбы княжны Мери. Вера задолго до княжны испытала на себе влияние главного героя, приобщившего ее к сложному миру нравственных ценностей, которым нет места в светском обществе, полном условностей.

В повести «Княжна Мери» автор раскрывает двойственное отношение Григория Печорина к женщинам и любви как самому сильному из человеческих чувств. С одной стороны, главный герой способен играть в любовь, что он и делает, когда жестоко смеется над юной княжной, проявляя в полной мере светскую испорченность и неумение подчиняться искренним стремлениям сердца. С другой стороны, раскрывается его способность увлекаться даже крошечными проблесками внутренней красоты.

Урок развития речи в 9 классе (подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Цель урока - попытка найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», который является темой классного сочинения;подобрать эпиграф, составить план будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

Просмотр содержимого документа
«урок Смольниковой»

МБОУ «СОШ №112»

Г.Трёхгорный

Урок развития речи в 9 классе

Печорин в системе мужских образов романа.

(Подготовка к написанию сочинения

по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Урок разработан

учителем русского языка и литературы

Смольниковой Ириной Александровной

2013 год

Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

(Подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи: 1. Дать ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

2. В процессе работы составить план будущего сочинения, собрать рабочие материалы.

3. Развивать коммуникативную компетенцию, навыки работы с текстом.

4. Воспитывать в обучающихся бережное и осознанное отношение к понятию «дружба».

Оборудование:

    Текст произведения.

    Домашние заготовки.

    Презентация.

Ход урока.

Этап урока

Оборудование

    Орг.момент

Создание положительного настроя на работу.

    Проверка домашнего задания

    Вспомните, в чём состоит отличие системы образов романа «Герой нашего времени» от системы образов романа в стихах «Евгений Онегин»? (этот роман моногеройный)

    Что значит «моногеройный»? (в центре только характер Печорина)

    Для чего нужны остальные персонажи? ( В се образы подчинены раскрытию центрального)

    Перечислите мужские образы романа, с которыми тесно взаимодействует главный герой. (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич)

    Тема урока, целеполагание

    Дома вы рассмотрели систему мужских образов и попытались ответить на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

Ответу на этот вопрос и будет посвящён сегодняшний урок. Кроме того, эта тема является одной из тем сочинения по роману Лермонтова, поэтому нам предстоит сегодня разработать план вашего будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

    Всё, что я буду записывать на доске и что вам понадобится для вашего сочинения, обязательно фиксируйте в тетради.

Записи в тетради «Дружба в жизни Печорина»

    Подбор эпиграфа.

    Как вы считаете, какую цитату из романа мы можем взять в качестве эпиграфа к нашему сочинению? (…Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.)

    Какие ещё эпиграфы вы бы предложили? (обсуждение)

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда. Руссо Ж.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света. Цицерон

То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого - обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.

Ларошфуко

    Казалось бы, что в высказывании Печорина уже можно найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», но мы с вами всё-таки попробуем разобраться. Неужели не было хотя бы одного человека, с которым Печорин дружил?

Записи в тетради

Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

    Составление плана, подбор материалов, работа с текстом

1 часть сочинения

    Из каких частей должно состоять сочинение? (1 – вступление, 2 – основная часть, 3- вывод)

    Как вы считаете, с чего можно начать сочинение по этой теме? (с размышления о том,что такое дружба; актуально ли это понятие в современном мире; какими качествами должен обладать настоящий друг)

    К каким источникам информации вы можете обратиться?

Записи в тетради

I .Что такое дружба? (учитель дублирует запись на доске)

2 часть сочинения

    Как озаглавить 2 часть сочинения?

    На примере каких образов вы будете рассматривать понятие «дружба»? Можно ли включить сюда женские образы? Почему?

    В каком порядке вы будете выстраивать этих персонажей?

Записи в тетради

Печорин и Максим Максимыч.

    В каких частях романа мы встречаемся с этим персонажем?

    Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину?

    Что Печорин даёт в ответ М.М.? Как проявилось отношение П. к М.М. в сцене их последней встречи? Какими способами автор передаёт взволнованность М.М. и равнодушие П.? (работа с текстом)

    Какова роль М.М. в раскрытии образа Печорина? (описывая поступки и не пытаясь даже объяснить их причин, способствует созданию тайны характера главного героя)

    Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

    (противопоставлен Печорину. Проще относится к жизни; не анализирует ни своих чувств и поступков, ни чужих; не размышляет.)

    Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения между этими героями?

    Можно ли эти взаимоотношения назвать дружбой?

Записи в тетради

1.Печорин и Максим Максимыч.

Слайд №4-5

(проектор ставится на тёмный экран)

    Когда мы встречаемся с этим героем?

    Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

    Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня)

    Какова художественная задача образа? (Грушницкий - своеобразная пародия и на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, у Грушницкого -поза, рассчитанная на то, чтобы произвести впечатление на окружающих.)

)Записи в тетради

(проектор ставится на тёмный экран)

Печорин и Вернер.

    (- Сходство: 1) отношения с обществом: ...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных,- больные взбеленились, почти все ему отказали. 2) остроумие: У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком... 3) скептицизм: ..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.)

    В чём состоит различие? (1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен: Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...2) Вернер - натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.)

    Какова роль Вернера в понимании характера Печорина? (приятель и «двойник» Печорина)

    Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?( Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»)

Записи в тетради

2. Печорин и Вернер.

Слайд №10

(проектор ставится на тёмный экран)

Слайд №11

Печорин и Вулич.

    В какой части романа мы встречаемся с этим персонажем?

    Какова роль Вулича в романе?

    Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?

Слайд №12

(проектор ставится на тёмный экран)

3 часть сочинения.

III . Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?

Слайд №13-14

(проектор ставится на тёмный экран)

Итог урока. Рефлексия.

    Так что же такое дружба в жизни Печорина? Составьте синквейн.

работа в парах// группах//индивидуальная (по желанию)

Задание на дом

  1. П. и девушка-ундина

Слайд №15

Список использованной литературы

    Азарова Н.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX века. Ч. 1. - М.: Издательство МПГУ «Прометей», 2000.

Просмотр содержимого презентации
«урок Смольниковой»


  • «Герой нашего времени» - моногеройный роман.
  • В центре характер Печорина.
  • Все другие характеры группируются вокруг главного героя.
  • Образная система подчинена задачам раскрытия проблемы личности.

Дружба в жизни Печорина .


Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени


Печорин и Максим Максимыч

В. Г. Белинский: «...вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконического в словах Максима Максимыча.»

1.- Доброта, простота:

Мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста,- к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке.

(Максим Максимыч Печорину).

- Очень предан своему делу, что типично для «маленького человека»

В. Г. Белинский: « Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе...»

(«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»)

- Прекрасное знание кавказской жизни и местных нравов:

Ужасные бестии эти азиаты!.. Ужасные плуты! Любят деньги драть с проезжающих... Избаловали мошенников!.. Уж я их знаю, меня не проведут.


Печорин и Максим Максимыч

- Некоторая сентиментальность:

Поверите ли, я, стоя за дверью, также заплакал...

(объяснение Бэлы и Печорина)

- А... ты... а вы? - пробормотал со слезами на глазах старик.

(встреча с Печориным)

- Ощущение своей незначительности:

И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью? Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая...


Дружба поневоле, отеческая забота

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

РАВНОДУШИЕ

«..из двух друзей

Всегда один раб


  • Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня) .
  • Какие чувства вызвал П. у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

соперничество

ГРУШНИЦКИЙ

Зависть, соперничество, неискренность, злоба, тщеславие

«..из двух друзей

Всегда один раб


Печорин и Вернер

- Сходство:

1) отношения с обществом:

...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих бо льных,- больные взбеленились, почти все ему отказали.

2) остроумие:

У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком...

3) скептицизм:

..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.


Печорин и Вернер

- Различия:

1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен:

Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...

2) Вернер - натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.


Взаимоотношения интеллектуалов

Интерес, тяга к интеллектуальному общению


Печорин и Вулич

Отношения противоположностей, ситуативное общение

Чужд сомнений, храбр, но не верит в силу воли и разум

«…из двух друзей всегда один раб другого»



Мужские образы романа- двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души,слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу. Но именно благодаря им образ Печорина раскрывается перед читателем наиболее ярко и полно.


  • «Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина»:
  • П. и Бэла
  • П. и девушка-ундина
  • П. и Мери
  • П и Вера

Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина — это веяние века.
дальше...
2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и под твердите каждое цитатой. (Максим Максимыч— удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин — безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).
2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).
2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

1. Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
2. Оцените поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем смысл такой авторской позиции?
3. Какова роль образа Вулича в романе?

В заключение урока возможно составление плана сопоставительного анализа мужских образов романа или опорной схемы.

Вариант плана сопоставительной характеристики героев

1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство — контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.

II. Дружба в жизни Печорина

Итог урока

Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, ме нее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

Домашнее задание

Пользуясь планом сопоставительной характеристики героев, составить сообщение на одну из тем: 1) Печорин в системе мужских образов романа; 2) Сравнительная характеристика двух мужских образов романа. Подготовить письменный ответ на проблемный вопрос «Можно ли отношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?» (по выбору).