Канадская писательница - диссидентка.

Автор серии детективов об Армане Гамаше) на своем официальном сайте рассказывает о своем опыте и дает советы начинающим писателям. Я примерно перевела:-)
Да, много советов в стиле "Капитана Очевидность", а что-то нам не подходит, я слегка сокращала. Однако мне эмоционально очень близка эта писательница, поэтому привожу ее советы.

"Во-первых, убедитесь, что вы отшлифовали свою рукопись. У вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление. Попробуйте вначале найти литагента, они во многом вам сумеют помочь (...).
Как написать синопсис. Синопсис обычно состоит примерно из 500 слов. Все синопсисы пишутся серьезно, без исключений.
У агентов еженедельно несколько сотен таких заявок. Возможно, они читают только первую строчку. У вас всего лишь доля секунды, чтобы захватить внимание агента. На самом деле он ищет повод взять и выбросить ваш синопсис в мусорку. Не давайте ему этого повода. Пусть синопсис будет профессиональным, коротким и затрагивающим читателя лично.


Как и большинство писателей, я сталкивалась с отказами гораздо чаще, чем я хотела бы вспоминать или признаваться в разговоре со своим агентом. Теперь уже ей слишком поздно меня бросать, поэтому я могу это признать. Мне бы помогло, если бы я раньше знала вот о чем (постараюсь сделать вашу жизнь чуточку легче, если вы автор пока без опубликованных книг).

Во-первых, закончите книгу . Большинство людей, которые начинают писать книги, никогда их не заканчивают. Не будьте одним из них. Закончите книгу, ради Бога. Вам нечего бояться - это вас не убьет. Это вас даже не укусит. Это ваша мечта, это ваш шанс. Конечно, вы не хотите лежать на смертном одре и жалеть, что не закончили свою книгу.

Много читайте.

Читайте книги о писательском мастерстве и о том, как опубликовать свою книгу. Я читала "Writing Mysteries" под редакцией Сью Графтон, опубликованную Writers Digest. Я также читала "Бестселлер" Силии Брэйфильд и кучу других пособий, включая "Как опубликовать свою книгу: Гид для "чайников"".

Если вы первый раз пишете книгу, почему вы думаете, что вы знаете, что делаете? Зачем подвергать себя такому давлению и весу завышенных ожиданий? Вполне возможно, что у вас есть интуитивное понимание героев, структуры, темпа. У некоторых оно есть, им эти пособия не нужны. Если честно, я не уверена, насколько они мне были полезны. Но я точно знаю, что они мне не навредили. Меня успокаивало, когда я "слушала" других писателей и узнавала, что им приходилось бороться с теми же самыми проблемами. Тогда я чувствовала себя менее одинокой и менее неспособной.

Я страдала от "писательского кризиса" на протяжении многих лет. Меня захватывал ужас. Я боялась, что, когда дойдет до проверки, подтвердится мой самый сильный страх: что я отвратительный писатель. Меня вылечило неожиданное осознание, что я принимаю себя чересчур всерьез. И что я старалась написать самую лучшую книгу, когда-либо опубликованную за всю историю земного шара. А если я такую не напишу, то я - стопроцентная неудачница.

Я решила вместо этого просто получать удовольствие. Писать то, что мне нравилось читать. И населить книгу такими героями, с которыми я хотела бы дружить.
Ясно, что мы все выбираем собственных персонажей - но убедитесь, что вам и правда захочется проводить со своими много времени. Они могут не быть привлекательными, добрыми, вдумчивыми. Но им надо быть убедительными. Посмотрите на Скарлетт О"Хара. Мелочная, ревнивая, своевольная, мстительная героиня, у которой нет почти ни одной положительной черты, а ее трагедия в том, что она неспособна измениться. Но она очень привлекательна.

Будьте верны себе. Пишите то, что хотите, даже если друзья и родственники считают, что вы сошли с ума. Будьте очень осторожны, решая, кому вы покажете свой первый черновик. Когда вы его закончите, я настоятельно рекомендую составить список первых читателей: друзей, знакомых, друзей друзей, которые будут читать его и высказывать критические замечания. Это решающая стадия. Помните, ваше "дитя" пока хрупкое, как и ваше эго на этой стадии. У меня-то точно было так. Я так много души вложила в свое творение, что жесткая критика или жестокое замечание (высказываемое всегда с улыбкой знатока) могли заставить меня взять и выбросить все. Хотелось бы мне рассказывать вам, что я была сильной, целеустремленной, смелой и уверенной в своем первом черновике "Убийственно тихой жизни", но это не так. Возможно, и вы не вполне уверены в своей первой книге.

Вот в чем фокус. Вам необходимо передать черновик в руки другим людям. Нужно быть открытым для критики, наставлений и предложений. Но надо мудро выбирать этих людей. Некоторые люди просто ограниченные. Другие видят свое предназначение в том, чтобы придираться. Но ведь дело не в том, чтобы выискивать недостатки. Придраться сможет любой, честно. Это легко. Любая книга несовершенна. Дело-то в том, чтобы сделать книгу сильнее. Вам нужны люди, которые вас поддержат, подбодрят, вдумаются в то, что вы пишете. Те, кто предложит конструктивную критику по-доброму, кто понимает разницу между истиной и мнением.

Роман - это текст длиннее 70 000 слов (имеется в виду английский язык. - Phontanka). Издатели и литагенты судят о длине не по количеству страниц, но по количеству слов. Компьютер легко может посчитать слова в вашем документе. Для первой книги хороший результат - между 60 и 90 тысячами слов. Всегда есть исключения, есть громадные и при этом успешные дебютные книги, но вам просто будет сложнее найти издателя. Однако превыше всего - верность самому себе. Если вам обязательно нужны 150 тысяч слов, пишите их. Однако мой первый черновик составлял 168 тысяч слов. Когда я сократила его вполовину, книга стала намного сильнее. Я смогла отставить в сторону собственное эго и собственную гордость и "убить" своего отпрыска.

(Насколько мне известно, в России считают по количеству знаков - и по авторским листам (а.л. = 40 000 печатных знаков с пробелами), а оптимальным размером рукописи считается 12-15 а.л.)

Упорно продолжайте начатое. Верьте в себя.
Если вы уже закончили свою первую книгу - вы просто ПОТРЯСАЮЩИ! Вы настолько опередили большинство, что они уже не видят и пыли, которую вы подняли, проскакав мимо них! Большинство даже не начинает свою первую книгу. Из тех, кто начинает, большинство не заканчивает. Если вы ее закончили - прекрасно! Если честно, я в детстве обещала себе написать книгу - и воплотила это в жизнь. Вы написали книгу. Вы сделали это. И, если ее никогда не напечатают, не стоит об этом жалеть. Я серьезно. Вы достигли чего-то, о чем многие только мечтают.

Однако, скорее всего, вы хотите продвинуть ее в печать, почему бы и нет. Вот как я это сделала, и вот мои предложения (но помните, что у каждого писателя собственная история, и никто из нас не может считаться "правым", это просто наш опыт и наше мнение).

Убедитесь, что ваша первая рукопись лучше стать уже не может. Редактируйте, редактируйте, редактируйте.

Распечатайте для себя копию. Когда вы решите, что закончили, отложите ее на несколько недель, а потом сядьте и перечитайте распечатку. Я обычно распечатываю на обеих сторонах листа, через одинарный промежуток (между строками) и скрепляю листы. Так удобнее держать рукопись, и так она гораздо больше похожа на настоящую книгу! Это так волнующе.
Когда пора будет рассылать рукопись в издательство, сделайте распечатку по-другому: двойной промежуток между строчками, 12 кегель, белая бумага, на одной стороне листа.
Не переплетайте рукопись.
Поместите свою фамилию и ключевое слово заглавия на КАЖДОЙ странице сверху, в углу. Например, Пенни/Тихая. Для этого в компьютере есть автоматическая функция, не надо делать этого вручную.
Пронумеруйте страницы от первой до последней, не начинайте нумеровать заново с каждой новой главы.
Не волнуйтесь, что рукопись покажется огромной. Меня это всегда пугает. Она похожа на собачью будку.
Цельтесь как можно выше. Если вам откажут, так пусть откажут лучшие (издатели). Купите эти громоздкие сборники контактов литературных агентов и издателей в вашей стране и прочтите их внимательно. Там будет рассказано, как подавать заявки, и про каждое издательство будет написано, в чем их специализация. Не тратьте свое и чужое время даром, посылая им детектив, если они публикуют только нехудожественную литературу.
Рассылайте рукопись по нескольким издательствам сразу. Вам все равно придется долго ждать ответа.
Ездите на встречи писателей, литературные семинары, обрастайте контактами.
Участвуйте в конкурсах.

Ну вот теперь расскажу, как у меня получилось заполучить ведущего лондонского литагента и контракт на три книги в Великобритании и США. Готовы?
Я участвовала в конкурсе.
Я путешествовала по интернету и наткнулась на британский сайт "Ассоциации авторов детективов", прочла об их конкурсе дебютного детективного романа Debut Dagger. В этом конкурсе может участвовать любой, у кого не было коммерческих публикаций книг. http://www.thecwa.co.uk/
В тот год (2004) было 800 заявок со всего мира. В короткий список вошло 14, моя книга - одна из них. Я знала, что моя жизнь изменилась. В награду за то, что книги вошли в шорт-лист, всех авторов пригласили в Лондон на ланч, где должны были объявить победителя. Мы с Майклом (муж) поехали.
Я стала второй - и обзавелась диким количеством связей. Я не могу переоценить важность этой награды в моей карьере. Через пару вечеров я встретила Терезу (агента), на самом деле - на частной вечеринке, но она знала мое имя и мое произведение, присланное на конкурс. Все хорошие лондонские агенты прочли произведения, вошедшие в шорт-лист.

А еще... я сделала кое-что еще, что сыграло решающую роль. Еще до награждения я "выполнила домашнюю работу" и выяснила, кто считался лучшим агентом в Лондоне. Когда Тереза назвала себя на вечеринке, я могла прямо взглянуть ей в глаза и честно признаться, что я о ней слышала и что она входит в число самых лучших агентов. Думаю, это произвело на нее впечатление. По крайней мере, это показало, что я была заинтересована в сотрудничестве и готова над этим работать. По моему опыту, получаешь столько же, сколько вложишь. Чем усерднее работаешь, чем больше исследуешь, чем больше знаний у тебя есть, тем больше шансы на успех. Ну, на самом деле некоторые приходят безо всякой подготовки и имеют ошеломительный успех - но почему бы и нет? Мне это не мешает. Все, что работает, мне подходит. Для себя, чем лучше я подготовлена, чем я спокойнее, тем лучше работает мой мозг. Я даю себе как можно больше шансов на успех, а не "подставляю" себя из-за лени или страха.

Когда вы разошлете первую книгу по издательствам, не сидите сложа руки. Работайте над следующим произведением. Удачи!

(в сокращении)


Для интереса: Луиза Пенни родилась в 1958 году. Таким образом, к 2004 ей было 46 лет.
С тех пор она пять раз получала "Награду Агаты " (премию имени Агаты Кристи), пять раз получала "Награду Энтони ". Ее романы переведены на 23 языка. Это я добавила по англоязычной Википедии.

ПИСАТЕЛИ КАНАДЫ

ИРИНА АНОХИНА

Анохина Ирина Анатольевна родилась на Украине в 1960 году. Училась в Таллинне, окончила Ленинградский институт авиационного приборостроения. С 1998 года живет в Канаде.

Писать стихи начала в 1982 году, первые публикации в журналах «Таллинн» (№ 6, 1989) и «Радуга» (1990). Автор книги стихов: Витражи для птиц (Таллин: Aleksandra, 1991). В предисловии Виктор Кривулин так пишет об ее поэтическом слове: «Акмеистическая „вещность“, графически жесткая прорисовка деталей - иногда необыкновенно точных - создает необыкновенную среду, тот подлинно поэтический уют, где „и даль и слово ближе и яснее“». Участница коллективного сборника «Белым по черному» (Таллинн, 1998) вместе с Людмилой Даниловой, Светланой Бломберг и Мариной Тервонен.

АЛЕКСЕЙ БЕРДНИКОВ

Бердников Алексей Аркадьевич родился 4 декабря 1937 года в Саратове в семье горного инженера. Окончил 1-й Московский педагогический институт иностранных языков. Живет в Ванкувере, преподает в Университете Британской Канады.

Печатается с 1960 года: журнал «Советская музыка». Его рожденные в андеграунде огромные романы в стихах при советской власти расходились в списках, и существует легенда о о том, как Борис Слуцкий в конце 1970-х сказал на одном совещании молодых писателей, что готов отказаться от публикации собственных произведений, чтобы увидеть напечатанными хотя бы главы из романа «Жидков». «Кто знает, - будто бы заметил Слуцкий, - может быть, когда-нибудь скажут, что все мы жили в эпоху Бердникова». Это мнение не было ни подтверждено, ни опровергнуто, когда книги Бердникова стали издаваться, впрочем, только и исключительно коллекционными тиражами: Жидков, или О смысле дивных роз, киселе и переживаниях одной человеческой души: Роман в венках сонетов / Предисл. А. Фельдмана, Н. Новикова (М.: Просодия, Аналитика-Пресс, 1999); Иволгин: Роман в стихах (М.: Просодия, 2000); Городок всегда: Роман в стихах / Предисл. А. Самарцева (Ванкувер: Prosodia, 2001); XX век: фуги и шлягеры: Роман (М. - Ванкувер: Priosodia, 2003); Семантика графоманства (Ванкувер: Prosodia, 2003); На полях Петрарки (Ванкувер: Prosodia, 2004);. Розы и тернии браков на небесах (Ванкувер: Prosodia, 2004); Нищий Принц (Ванкувер, 2004); Некий муж, или Низложение Ренессанса (Саратов: Prosodia, 2005); Книга форумов (Саратов: Prosodia, 2007). Переводит стихотворные произведения Т. Тассо, Ф. Петрарки, В. Шекспира, П. Верлена, А. Рембо. В бердниковских романах в стихах и других его книгах, столь же впечатляющих своим объемом и специфичностью, Л. Аннинский видит «драму духа, загнавшего себя в подпол и безостановочно перерабатывающего вокруг себя земную породу: факты, быт, историю, литературу».

ЭЛЛА БОБРОВА

Боброва (урожд. Рунг, по второму мужу Цукерт) Элла Ивановна родилась 12 декабря 1911 года в Николаеве в семье заводского техника-приемщика. Работала в кооперативно-финансовой конторе. С 1943 года жила в Германии; в 1950 году получила контракт на фермерскую работу в Канаду.

Пишет стихи с 1946, печатается с 1960 года: журнал «Современник». Автор книг: Сказка о том, как смелые снежинки помогли девочке Маринке (Торонто, 1961); Ирина Истомина: Поэма (Торонто, 1967); Я чуда жду: Стихи (Торонто, 1970); Янтарный сок: Стихи, легенды, переводы (Торонто, 1977); Ирина Одоевцева: Поэт, прозаик, мемуарист: Лит. портрет (М.: Наследие, 1995). Кроме русского, пишет на английском и немецком языках. Выпустила книгу стихов на английском языке: Auttummal Cadenza (Oakville, 1985). Печаталась в «Новом журнале». Входит в СП Северной Америки.

ЮЛИЯ БОЛЬШАКОВА

Большакова Юлия Борисовна - кандидат философских наук. Живет в Канаде, занимается журналистикой.

Автор книг фантастической и криминальной прозы: Эсмеральда на Пангалее: Роман-сказка (М.: Пальмира, 2004); Амазонкам дозволено все: Роман (М.: Рипол классик, 2005); Наследники карающего Будды: Роман (М.: Рипол классик, 2005); Лучшие друзья девушек предпочитают убийства: Роман (М.: Армада, Альфа-книга, 2006). Отмечена премией «Заветная мечта» в номинации «Лучшее произведение в жанре фантастики или фэнтези» (2006).

АЛЕКСАНДР БОНДАРЬ

Бондарь Александр родился в 1972 году в Краснодаре. Учился на факультете журналистики Кубанского университета и в Кубанском филиале Московского экстерного гуманитарного университета. Работал журналистом в Краснодаре, Сочи и Туапсе (1991–1995). Эмигрировал в Канаду (1995), живет в Торонто, где занимался русской литературой в Университете Торонто.

Печатается как прозаик с 1996 года, выступая преимущественно в жанрах боевика и детектива, а также публикуя ремейки по произведениям Аркадия Гайдара. Выпустил книги, в т. ч.: Ночной кабак: Повести и рассказы (Торонто: Кленовые листья, 2004); Криминальная проза. В 3 т. (Торонто: Наша Канада, 2007). Является членом СП Северной Америки (2003).

ОЛЬГА БУТЕНКО

Бутенко Ольга родилась в 1937 году в Москве. Окончила Московский институт стали и сплавов; кандидат технических наук. Эмигрировала в Канаду (1977), где работала в университете Лаваль в Квебеке, открыла бюро переводов, преподавала русский язык в колледже. Живет в Монреале.

СТЕПАН ВАРТАНОВ

Вартанов Степан Сергеевич родился 26 августа 1964 года в Москве. Окончил химический факультет МГУ (1987) и аспирантуру Института биохимии РАН. Живет в Галифаксе (с 1994).

Печатается с 1988 года. Опубликовал фантастический комикс: Кошки-мышки (Симферополь: Таврия, 1990). Выпустил книги фантастической прозы в изд-ве «АСТ»: Смерть взаймы: Роман (1998); Тысяча ударов меча (2000); Легионеры: Роман, рассказ (2001, 2002); Смерть взаймы. Тысяча ударов мечом. Вирус контакта: Роман, рассказы (2002); Путь в тысячу ли: Роман, повести, рассказы (2002, 2003); Легионеры. Вирус контакта. Путь в тысячу ли: Романы (2003).

ЗАХАР ДАВЫДОВ

Давыдов Захар Давидович родился 3 мая 1945 года в Киеве. После окончания Киевского инженерно-строительного института (1969) работал инженером-строителем. Эмигрировал (1991) в Израиль. Окончил докторантуру и работал на кафедре славистики Еврейского университета в Иерусалиме (1995–1996), затем преподавал в Университете Лион-3 во Франции (1997). Доктор философии, профессор кафедры славянских языков и литератур Университета Торонто в Канаде (с 1999).

Печатается как критик с 1984 года: журнал «Литературное обозрение». Автор книг, в т. ч.: Крым Максимилиана Волошина (в соавт. с В. Купченко; Киев); «…И голос мой - набат»: О книге М. Волошина «Демоны глухонемые» (в соавторстве с С. Шварцбандом; Пиза, Италия). Печатался в журналах «Наше наследие», «Юность», «Радуга», «Родник», «Памир», «Литературная учеба», «Страницы», «Новый журнал». Является членом СП Израиля (1994), входил в жюри премии им. А. Штейнберга (2007). Награжден памятным знаком участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

КАРЕН ДЖАНГИРОВ

Джангиров Карен Эдуардович родился в 1956 году в Баку. Окончил отделение кибернетики экономического факультета МГУ и аспирантуру при нем. Эмигрировал (1991), живет в Монреале (с 1995). Президент Ассоциации защиты прав русскоязычных иммигрантов в Канаде, лидер литературно-художественной группы «Мефисто».

Известен как один из ведущих теоретиков и практиков свободного стиха, основатель и президент Ассоциации русских верлибристов (1991). Автор книг: Прикосновение: Книга свободных стихов (М.: Сов. писатель, 1990); Простые числа: Стихи (М.: Прометей, 1991); Осенний волк: Книга тихотворений (М.: Звонница-МГ, 1994); 16 тонн: Контрроман (Монреаль, 2001); Небо для посвященных: Тихотворения (Монреаль, 2002); Словечность: Сборник свободных стихов (Монреаль, 2003); Звук: Сборник свободных стихов (Монреаль, 2003). Его стихи включены в антологии «Строфы века» (М.: Полифакт, 1995), «Русская поэзия: XX век» (М.: Олма-Пресс, 2001). Он составил антологию верлибра «Белый квадрат» (М.: Изд-во МГПИ, 1989), а также наиболее полную на сегодняшний день (360 авторов) «Антологию русского верлибра» (М.: Прометей, 1991). Печатается в журнале «Футурум Арт».

ТАТЬЯНА КАЛАШНИКОВА

Калашникова Татьяна Ильинична родилась 2 декабря 1965 года в Полтавской области в семье служащих. После окончания факультета кибернетики Киевского университета работала инженером-математиком. Эмигрировала в Канаду (1997), живет в Оттаве. Заместитель главного редактора журнала «День» (Бельгия), редактор и ведущая поэтической рубрики «Камертон» в газете «Столичная» (Оттава).

Автор книги стихов: Ангел любви (Лубны, 1999); Прощальный спектакль (Киев: Радуга, 1999). Ее стихи опубликованы в журнале «Другие берега», включены в антологию «Киев. Русская поэзия. XX век» (Киев: Юг, 2004). Является членом СП Северной Америки, СП Москвы (2006). Отмечена премиями сетевого издания «Русский переплет» (2003), международного поэтического конкурса «Золотая осень», литературного конкурса «Глаголь».

БАХЫТ КЕНЖЕЕВ

Кенжеев Бахыт Шукурлаевич родился 2 августа 1950 года в Чимкенте в семье ишана Южного Казахстана. Окончил химический факультет МГУ (1973). Эмигрировал (1982), живет в Канаде. Работал в русской службе «Радио Канады» (1982–1988), в фирме TTL (1989–1991), переводчиком в Международном валютном фонде (с 1991).

Его юношеские публикации с 1972 года были многообещающими (газеты «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», журналы «Юность», «Простор»), однако первая книга стихов пролежала в архивах СП Казахстана 20 лет, а книги в Москве так и не были изданы. Кенжеев входил в неофициальную литературную группу «Московское время», был одним из авторов самиздатских журналов «Московское время», «Часы», «Обводный канал», «37». С 1977 года печатался в эмигрантских журналах «Континент», «Глагол», «Эхо», «Третья волна», «Стрелец», «Синтаксис». С 1989 года печатается на родине: «Митин журнал», «Огонек», «Знамя», «Октябрь», «Волга». Выпустил книги: Избранная лирика. 1970–1981 (Анн Арбор: Ардис, 1984); Стихотворения последних лет (М., 1992); Из книги «Amo ergo sum» (М.: Независимая газета, 1993); Стихотворения (М.: ПАК, 1995); Избранное (Алматы: Жыбек Жолы, 1995); Сочинитель звезд: Стихи (СПб.: Пушкинский фонд, 1995); Осень в америке: Стихи (Н.-Й.: Эрмитаж, 1996); Снящаяся под утро: Стихи (М.: Клуб «Проект ОГИ», 1997); Из семи книг: Стихи / Послесл. С. Аверинцева (М.: Независимая газета, 1998); Золото гоблинов: Романы (М.: Независимая газета, 2000, 2001); Послания: Избранные стихотворения. 1972–2002 (Алматы: Искандер, 2004); Невидимые: Стихи (М.: ОГИ, 2004); Вдали мерцает город Галич: Стихи мальчика Теодора (М.: Арго-Риск; Тверь: Колонна, 2006). Называя творческий метод Кенжеева «славянотюркизмом» и подчеркивая, что «в русской поэзии нет такого второго голоса», А. Касымов заметил: «Кенжеев часто пишет так, как будто ему кто-то возражает. То ли жизнь, то ли степь, то ли Россия. (…) Муза риторики здесь встречается с просто музой» («Знамя», 2000, № 11). Стихи Кенжеева включены в антологии «Строфы века» (М.: Полифакт, 1985), «Самиздат века» (М.: Полифакт, 1997), «Русская поэзия: XX век» (М.: ОЛМА-Пресс, 2001), «Освобожденный Улисс» (М.: НЛО, 2004), переведены на английский, казахский, немецкий, французский и шведский языки. Он является членом Русского ПЕН-центра, входил в жюри премии «Дебют» (2000), «Русской премии» (2006–2007), был сопредседателем жюри Международного конкурса «Муравей на глобусе» (2007). Отмечен премиями журнала «Октябрь» (1992), Союза молодежи Казахстана (1996), «антибукеровской» премией «Незнакомка» (2000), журнала «Новый мир» (2004), «Anthologia» (2005), «Киевские Лавры» (2007). Книга Кенжеева «Невидимые» входила в шорт-лист премии Андрея Белого (2005).

ВИТА ЛАГИНА

Лагина (Штивельман) Вита Карловна родилась 11 октября 1960 года в Казани. Окончила Казанский университет. Эмигрировала (1990) в Израиль, где окончила Хайфский технион и работала программистом на заводе, затем переехала в Канаду; живет в Торонто.

ГЕННАДИЙ НОРД

Премент Геннадий Эдуардович родился 1 февраля 1954 года в Пинске. С 1959 года жил в Калининграде, где окончил филологический факультет Калининградского университета (1976) и в течение нескольких лет выступал в вокально-инструментальном ансамбле «Акварели». С 1978 года жил в Нефтеюганске и Нижневартовске, учился в Тюменском индустриальном институте, записывал свои первые магнитоальбомы. Живет в Монреале.

Наиболее известен как автор и исполнитель собственных песен. Выпустил книги стихов, в т. ч.: «Наедине со всеми», «Ляпухи», «Траектория памяти», «Звоны», «Високосный век», «Прощение». Печатался в журналах, альманахах и газетах России, Германии, Украины, США, Канады, Израиля. Является членом СП Москвы, Международного ПЕН-клуба. В 2003 году организовал и возглавил СП Северной Америки. Международное общество пушкинистов присвоило ему звание «Поэт 2002 года Русского зарубежья», он награжден Почетной грамотой Министерства культуры России (2004), дипломом конкурса «Я ни с кем никогда не расстанусь», организованного Росзарубежцентром при поддержке Правительства Москвы и при участии «Литературной газеты» (2007).

МАКС РОЙЗ

Ройз Макс работал в Якутии, Мурманске, на Камчатке. Живет в Канаде с 1980 года. Работал консультантом в министерстве по делам индейцев и территорий, в 1984 году основал газету «Наша Канада» и стал ее главным редактором, в 1987 году, работая обозревателем газеты «The Ottava Sun», стал первым советским евреем - гражданином Канады, который добровольно пошел служить в Армию обороны Израиля.

Пишет на русском и английском языках. Автор книг прозы: Чужак в Кремле: Записки канадского журналиста / Предисл. В. Буковского (М.: Бизнес-Пресс, 1993); Кровавый пасьянс: Политический триллер (М.: Глосса, 1994); Спаренный рейс (М.: Глосса, 1998); Гаврилыч: Повесть (М.: Глосса, 2001). Был первым выходцем из СССР, баллотировавшимся на выборах в Федеральный парламент Канады (2004). Является президентом Русской литературной ассоциации Канады, руководителем канадского представительства международной общественной организации бывших военнослужащих «Марс-Меркурий». Отмечен премиями им. Чехова (1988), СЖ России (1997).

ГРИГОРИЙ СВИРСКИЙ

Свирский Григорий Цезаревич родился 29 февраля 1921 года в Уфе. Участник Великой Отечественной войны. Окончил филологический факультет МГУ. Был членом КПСС (исключен в 1968) и СП СССР (исключен в 1971). Эмигрировал (1972) в Израиль, затем переехал в Канаду.

В Советском Союзе печатался с 1947 года. После отъезда в эмиграцию изданы книги: Заложники: Роман-документ (Париж, 1974); Полярная трагедия (Франкфурт-н/М.: Посев, 1976); На лобном месте: Литература нравственного сопротивления. 1946–1976 (Лондон: OPI, 1979); Прорыв: Роман (Анн Арбор: Эрмитаж, 1983); Прощание с Россией: Повесть (Тенефли: Эрмитаж, 1986). В новой России вышли книги: Башкирский мед: Рассказы / Предисл. Б. Сарнова (М.: Правда, 1990); Ветка Палестины: Еврейская трагедия с русским акцентом. В 3 т. (М.: Крук, 1995); На лобном месте: Литература нравственного сопротивления. 1946–1986 (М.: Крук, 1996, 1998); На островах имени Джорджа Вашингтона (М.: Крук, 2000); Полярная трагедия (М.: Крук, 2000); Ряженые: Сказание о вождях (М.: Крук, 2000); Избранное. В 3 т. / Предисл. Б. Сарнова (М.: Пик, 2006). Он - член СП Москвы (с 1993).

САША СОКОЛОВ

Соколов Александр Всеволодович родился 6 ноября 1943 года в Оттаве (Канада) в семье торгового советника советского посольства, который на самом деле являлся одним из руководителей разведгруппы (агент «Дэви») по сбору сведений о производстве американской атомной бомбы и был с шумным скандалом выслан из Канады в 1947 году. По настоянию отца Саша поступил в Военный институт иностранных языков (1962), где готовят кадры для разведывательных спецслужб, но более трех лет там не выдержал, провел, симулируя психическое заболевание, три месяца в военном госпитале для душевнобольных, а в итоге перевелся на факультет журналистики МГУ, откуда, впрочем, с третьего курса перешел на заочное отделение и уехал в провинцию. Работал в многотиражной газете (с. Морки Марийской АССР), затем вернулся в Москву, где стал сотрудником еженедельника «Литературная Россия» (1969–1971) и окончил наконец МГУ (1971). С 1971 по 1973 год был егерем в охотничьем хозяйстве на Верхней Волге, где и написал свой первый роман «Школа для дураков», затем какое-то время служил в пятигорской газете «Ленинское знамя», а вернувшись в Москву, работал истопником. В 1975 получил разрешение на выезд из СССР для того, чтобы заключить брак с гражданкой Австрии Иоханной Штайдль. Жил в Канаде, получив канадское гражданство в 1977, затем переехал в США. В 1988 году попробовал вернуться в Россию, прожил здесь несколько лет, но затем вновь вернулся в Канаду.

Начинал Саша Соколов как поэт в неофициальной литературной группе «СМОГ» (Союз молодых гениев). Печатается с 1967 года: рассказ «За молоком» в газете «Новороссийский рабочий», - после чего в СССР был опубликован только еще один рассказ «Старый штурман», да и то в журнале для слепых «Наша жизнь» (1971). Литературный успех пришел к Соколову только на Западе, когда К. Проффер издал его роман «Школа для дураков», о котором В. Набоков отозвался так: «Обаятельная, трагическая и трогательная книга». Сейчас, не считая разовой публикации соколовских стихов («Ковчег», № 6, 1980), на счету у писателя всего три романа, каждый из которых в новой России впервые появился на журнальных страницах («Школа для дураков» / Послесл. А. Битова - «Октябрь», 1989, № 3; «Между собакой и волком» - «Волга», 1989, №№ 8–9; «Палисандрия» / Предисл. П. Вайля и А. Гениса - «Октябрь», 1991, №№ 9-11). Тем не менее, подавляющим большинством экспертов Саша Соколов оценивается как «русский Сэлинджер» («День литературы»), «великий стилист» и «лучший из пишущих по-русски за последние 50 лет» («Ex libris НГ», 20.11.2003). У него изданы книги: Школа для дураков: Роман (Анн Арбор: Ардис, 1976; переиздан изд-вом «Симпозиум» в 2001 и изд-вом «Азбука-классика» в 2007); Между собакой и волком: Роман (Анн Арбор: Ардис, 1979; переиздано изд-вом «Симпозиум» в 2001 и изд-вом «Азбука-классика» в 2006); Палисандрия: Роман (Анн Арбор: Ардис, 1985; переиздано изд-вом «Глагол» с предисл. Д. Бартона-Джонсона в 1992, изд-вом «Симпозиум» в 1999, изд-вом «Азбука-классика» в 2007); Школа для дураков. Между собакой и волком: Романы (М.: Огонек; Вариант, 1990; переиздано изд-вом «Симпозиум» в 1999); Палисандрия: Роман. Эссе. Выступления (СПб.: Симпозиум, 2001; переиздано в 2004); Тревожная куколка: Эссе / Послесл. А. Цветкова (СПб.: Азбука-классика, 2007). Произведения Саши Соколова переведены на английский и другие языки. Член Русского ПЕН-центра. Отмечен премией журнала для слепых «Наша жизнь» (1971), премиями Андрея Белого (1982), журнала «Октябрь» (1989), Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1996).

ИГОРЬ СОХАНЬ

Сохань Игорь Павлович родился в 1957 году в Харькове. Окончил Ленинградский университет. В начале 1990-х эмигрировал из Санкт-Петербурга в Канаду, живет в Торонто.

Печатается с 1986 года: киевский журнал «Радуга». Автор книг прозы, в т. ч.: Письма другу: Рассказы (М.: Книжная палата, 1989); Заложники безумия: Повесть (Киев, 2001); Беспомощный мир: Рассказы (Киев: Наукова думка, 2001); Время Нового мира и человек (Киев, 2001; совместно с Л. В. Сохань); Ласковая женщина (М.: Вагриус, 2003); Орден четырех: Роман (Киев: Юриз, 2005).

Из книги Большая книга афоризмов автора

Писатели См. также «Книги», «Классика и классики», «Поэзия и проза» Плох тот писатель, которому не верят на слово. Эмиль Кроткий Рассказать содержание слова - писательское искусство. Станислав Ежи Лец Мы вовсе не врачи - мы боль. Александр Герцен Есть три причины, по

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Писатели Писатели Писатель превращает свое пламя в бумагу. Жан Ростан (1894–1977), французский биолог и писатель Рассказать содержание слова – писательское искусство. Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист Мы вовсе не врачи – мы боль. Александр Герцен (1812–1870),

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Писатели Писатель превращает свое пламя в бумагу. Жан Ростан (1894–1977), французский биолог и писатель Рассказать содержание слова – писательское искусство. Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист Мы вовсе не врачи – мы боль. Александр Герцен (1812–1870), писатель,

Дюкро Франсуаза Пресс-секретарь премьер-министра Канады Жана Кретьена Франсуаза Дюкро известная адвокат, общественный и государственный деятельница Канады. Она является членом коллегии адвокатов провинции Квебек (1986 год) и имеет степень в странах общего и гражданского

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ПИСАТЕЛИ США ВАСИЛИЙ АГАФОНОВГантман Юлиан Нахимович родился в 1942 году в Москве. Учился на математическом и биологическом факультетах МГУ. Печатал статьи в советской периодике. Эмигрировал в США (1979), живет в Нью-Йорке.Автор книг прозы: Скажите маме - я в порядке (Н.-Й., 1984);

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

«Писатели» Играющие получают карточки со следующими словами: бабушка, сметана, печка, овраг, облако, петух, автобус, сказка. Слова можно придумать любые, их количество можно увеличить или уменьшить в зависимости от возраста играющих. За 5–7 минут дети должны написать

Из книги автора

ПИРСОН, Лестер (Pearson, Lester, 1897–1972), в 1948–1957 гг. министр иностранных дел, в 1963–1968 гг. премьерминистр Канады 245 На смену равновесию сил пришло равновесие страха. //…Balance of terror. Речь по случаю 10-летия подписания Хартии ООН (июнь 1955) ? en.wikipedia.org/wiki/Balance_of_terror О «равновесии сил» писал

Канадский поэт Его преподобие Эдвард Хартли Дьюарт писал в 1864 г.: «Национальная литература – это необходимый элемент для формирования национального характера». Канадская литература и музыка действительно связаны с самоопределением нации, но отражают и культурное многообразие страны. И англоязычное, и франкоязычное население Канады частично впитало традиции многих стран, из которых сюда прибывали эмигранты. Отношения европейцев и коренного населения Канады также нашли выражение в стиле и содержании произведений литературы, так же как и суровые реалии жизни в огромной дикой стране.

Истоки

Большинство самых ранних сочинений о Канаде (середина XVI-XVIII вв.) были написаны исследователями, торговцами мехом, солдатами и миссионерами. Histoire de La France (История Новой Франции, 1609) французского правоведа Марка Лескарбо – это ранний пример путевых записок, в которых автор живо рассказывает о своих приключениях в Новой Шотландии. После английского завоевания в 1760 г., Новая Франция была покорена, но к XIX в. французские поэты стали писать патриотические поэмы, такие как Le Vieux Soldat (Старый солдат, 1855) Октава Кремази (1827–1879); так началось возрождение поэзии, котрое продолжается до сих пор.

В английской литературе часто поднимались темы борьбы человека с природой и жизни в новом мире. Roughing it in the Bush (1852) Муди – это история о борьбе в далеком северном Онтарио. Канадской художественной литературе XIX в. свойственна идеализация прошлого, это очень заметно в произведении Уильяма Кирби (1817–1906) Golden dog (Золотой пес, 1877), в котором описывается Квебек XVIII в. Эпические новеллы того времени сфокусированы на жизни и культуре коренных народов, например, Wacousta (Вакуста, 1832) Джона Ричардсона (1796–1852). Арчибальд Стансфилд Белани (1888–1938), писавший от имени Индейца Серая Сова, стал одним из самых любимых авторов. Писал о своем путешествии в Квебек в поисках почти полностью истребленных популяций бобров, о забытых традициях и утерянной дикой природе.

Классики начала XX века писали о семейных делах. Об этом речь идет и в книге Anne of Green Gables (Анна из Зеленых Мезонинов, 1908) Л. М. Монтгомери (1874–1942). Много юмора вы найдете в произведениях Стивена Ликока и Томаса Чандлера Халибертона (1796–1865), написавшего под псевдонимом Сэма Слика знаменитого The Clockmaker (Часовщик), (1876). В произведении художницы Эмили Карр A house of all Sorts (1944) описывается ее жизнь в роли хозяйки большого дома.

Поэзия

Стихотворения ранних поэтов, писавших на английском языке, Стандиша О"Трейди (1793–1843) и Александра Маклахена (1818–1876) отражали колониальный образ мыслей. Они критично относились к несправедливому отечеству (Англии) и восхваляли возможности Нового Мира. Создатели «новой» канадской поэзии 70-х и 80-х гг. XIX в. использовали подробнейшие описания пейзажей, чтобы показать усилия человека, покоряющего природу. Двумя заметными авторами того времени были Чарльз Мэр (1838–1927) и Изабелла Велансия Крофорд (1850-1887). К XX в. тема дикой природы оставалась центральной в канадской поэзии, но она раскрывалась уже в несколько ином стиле, который уподоблялся художественному стилю «Группы семи». Известные баллады Роберта Сервиса (1874–1958) посвящены историческим сюжетам, автор прославился своими поэмами The spell of the Yukon (1907) и более поздней Rhymes of a Roughneck (1950). Джон Маккрей (1872–1918) написал одну из самых известных поэм о Первой мировой войне In Flanders Fields (1915).

Современная английская и французская поэзия имеет почитателей во всем мире, среди самых известных авторов Энн Уилкинсон, Ирвинг Лейтон, Эрл Верни, Е.Д. Пратт, Леонард Коуэн и Патрик Андерсон. В простых, но в то же время весьма впечатляющих поэмах французской писательницы Энн Эбер, например, Le Tombeau des Rois (1953), поднимаются всегда актуальные темы детства, воспоминаний, смерти.

Литература коренных народов

Не считая устного творчества – когда истории и премдания устно передавались от поколения к поколению – литература канадских коренных народов стала развиваться в XIX в. Тогда появились первые автобиографии, детские книги, пьесы, рассказы, стихотворения и новеллы. Одна из самых популярных автобиографий того периода была написана коренным жителем племени оджибве Джорджем Копвеем (1818-1869). Она называется The Life, History and Travels of Kah-ge-ga-ga-bohw (1847) издавалась шесть раз в год. В 1927 г. вышла Cogewea, The Half-Blood (1972) Муринг Дов (1888-1936) из племени оканаган. Еще один автор этого племени, Джанет Армстронг (р. 1948), опубликовала свою книгу Slash в 1985 г. Борьба женщины-метиса в современной Канаде описана в бестселлере – автобиографии Марии Кемпбелл Halfbreed (1973).

В большей части художественной литературы коренных народов смешиваются легенды и политические ходы в борьбе за права «первых наций», так происходит и в книге Паулины Джонсон White Wampum (1895). Первым произведением инуита на английском языке стала книга Harpoon of a Hunter (1970), история взросления человека в Арктике, написанная Маркузи (род. 1942). Один из самых востребованных современных драматургов – Томпсон Хайуэй (род. 1951).

Современная художественная проза

С 40-х годов XX в. многим канадским писателям удалось добиться мировой известности. Маргарет Атвуд (р. 1939) прославилась своими новеллами, стихами и критическими очерками, а Кэрол Шилдс (1935-2003) в 1996 г. удостоилась престижной Букеровской премии за свое произведение Дневники Стоуна (The Stone Diaries). Мордекай Ричлер и Робертсон Дэвис известны своим влиянием на современное канадское общество. По роману Габриэль Руа Случайное счастье (Bonheur d"Occasion; 1945) в 1982 г. был снят фильм The Tin Flut; по новелле Кинселлы Shoeless Joe – фильм Поле грез (1989) с участием Кевина Костнера; а фильм Английский пациент по роману Майкла Ондаатжи в 1996 г. получил девять Оскаров. В Канаде сильна традиция коротких рассказов, одним из самых заметных мастеров в этой области стала Элис Манро (род. 1931). Очень любимы также исторические книги; (в частности Пьера Бертона).

Музыка в Канаде

Традиции фольклорной музыки воплотились в творчестве таких артистов как Леонард Коуэн, Кейт и Энн Магарригл, Джони Митчелл и Нил Янг. Среди представителей нового поколения исполнителей и авторов песен, продолжающих традиции мелодичной, наводящей на размышление музыки, – Аланис Мориссетт. А группа «Ковбой Джанкис» и Шанайя Твейн играют в новом стиле кантри-музыки. Суперзвезды Селин Дион и Брайан Адамc прогремели по всей Европе и США. Что касается классической музыки, Монреальский симфонический оркестр, известен по всему миру, так же как и пианист Гленн Гулд. Джазовая музыка представлена пианистом Оскаром Питерсоном, а в Монреале каждый год проходит один из самых известных мировых фестивалей.

Нобелевская премия по литературе снова удивила. Нобелевским лауреатом по литературе стала малоизвестная канадская писательница Элис Манро (Мунро) (Alice Munro)

Если бы Элис Манро была россиянкой

Макс Фишер (Max Fisher)

Канадской писательнице Элис Манро присудили Нобелевскую премию по литературе. Публикации о Манро, скорее всего, будут сосредоточены на ее работе и профессиональной жизни. Однако в этой статье, заимствуя очень хорошую идею у обозревателя журнала Slate по внешней политике Джошуа Китинга, представлена cатира - материал, который вы могли бы прочитать, будь Манро представительницей авторитарной, развивающейся страны, такой как Китай или Россия, откуда родом множество лауреатов Нобелевской премии. Повторяю: это сатира.

Женева - Писательнице-диссиденту Элис Манро утром в четверг присудили Нобелевскую премию по литературе за ее критикующие канадский режим произведения.

Пусть и не касаясь политики напрямую, Манро известна своими рассказами о трудностях, с которыми сталкиваются обыкновенные канадцы. Хотя правительство и терпит ее произведения, они воспринимаются как вызов руководству страны. Впервые международное признание она получила в 1968-м году за свой сборник «Танец счастливых теней» - чуткий портрет жизни под жестоким руководством находившегося на тот момент на посту премьер-министра Пьера Трюдо.

Манро уже давно знаменита среди западных писателей. Американский романист Синтия Озик назвала ее «нашим Чеховым», сравнив Манро с российским драматургом, известным за свои произведения, в которых он бросает вызов ограничительным социальным нормам царской эпохи.

Канадские государственные СМИ радостно встретили эту новость, назвав ее великой победой для нации и государственной идеологии. Однако все же ожидается, что значительное давление на Манро будет оказано со стороны сообществ канадских эмигрантов, которые уже призывают автора использовать этот момент, чтобы привлечь больше внимания к отсутствию политических свобод в Канаде.

Такие правозащитные организации, как Amnesty International, призывают Оттаву позволить Манро выехать из страны для получения премии в декабре. И хотя в прошлом лауреатам из Канады позволяли путешествовать в Осло на церемонию награждения, на этот раз политическая природа работы Манро и недавние трения Канады с Европейским Союзом ставят ее поездку под вопрос.

А тем временем некоторые фанаты Манро на Западе надеются на то, что произведения автора будут наконец-то полностью переведены на английский язык.

БИОГРАФИЯ

В 1995 году за «Open Secrets» Мунро получила премию «W.H. Smith Award», как за лучшую книгу опубликованную в Англии, а в 1999 году в США этот сборник получил награду «National Book Critics" Circle Fiction Award». В 2004 году за сборник рассказов «Runaway» она получила премию Гиллера, а в 2005 году премию Содружества писателей.

Элис Мунро - канадская писательница, родилась 10 июля 1931 года в городе Вингхем, провинция Онтарио, Канада. В 1949 году, после окончания школы, урожденная Эллис Лейдлоу, поступила в Университет Западного Онтарио. Там она познакомилась со своим будущим мужем Джеймсом Мунро. В 1951 году они поженились, и Эллис, бросив университет, едет с мужем в Ванкувер.

В 1963 году Элис Мунро едет в город Виктория, провинция Британская Колумбия, где открывает книжный магазин «Munro"s Books», который стал одним из лучших книжных магазинов Ванкувера. В 1968 году Мунро за сборник коротких рассказов «Танец счастливых теней» получает награду «Governor General’s Award». В 1971 году она была удостоена премии Канадской ассоциации книготорговцев за роман «Lives of Girls and Women».

За двадцать восемь лет писательской деятельности Элис Мунро опубликовала один роман, «Lives of Girls and Women», и семь сборников рассказов. Она была удостоена многих литературных премий и наград. Кроме вышеназванных произведений можно упомянуть сборники рассказов «Who Do You Think You Are?» 1978 года и «The Progress of Love» 1986 года, которые были удостоены премии «Governor General’s Award», а «Who Do You Think You Are?» был также отмечен Букеровской премией.

В 1986 году Элис Мунро стала первой победительницей «Marian Engel Award» с вознаграждением $10,000. В 1995 году за «Open Secrets» Мунро получила премию «W.H. Smith Award», как за лучшую книгу опубликованную в Англии, а в 1999 году в США этот сборник получил награду «National Book Critics" Circle Fiction Award». В 2004 году за сборник рассказов «Runaway» она получила премию Гиллера, а в 2005 году премию Содружества писателей

Рассказы Элис Мунро публикуются в престижных журналах, таких как «The New Yorker», «The Paris Review» и «Atlantic Monthly». Истории, рассказанные ею, адаптированы для радио и кино. Фильм-адаптация «Мальчики и девочки» в 1986 году выиграл премию «Оскар», как лучший короткометражный фильм.

После развода в 1972 году Элис Мунро переезжает в Онтарио. В 1976 году она второй раз выходит замуж. Ее мужем стал Джеральд Фремлин. У Элис есть дочь Шейла, которая опубликовала мемуары, посвященные своей матери. Элис Мунро живет в Онтарио в своем доме «Huron County».

рио в своем доме «Huron County».




Известная писательница Маргарет Этвуд почти шестьдесят лет радует своих почитателей новыми романами, многие из которых отмечены литературными премиями и наградами. Несколько ее произведений экранизированы, в том числе и самый известный роман «Рассказ служанки», принесший автору мировую известность. Первую свою книгу Маргарет опубликовала в 1961 году, а ее последний роман увидит свет в 2114 году.

Биография

Маргарет Этвуд появилась на свет 18 ноября 1939 года в Оттаве (Канада). Отец ее занимался исследованиями лесной энтомологии, и Маргарет большую часть детства провела на севере Квебека, разъезжая между Оттавой, Торонто и Су-Сент-Мари.

До восьми лет она не посещала постоянную школу, поэтому стала страстным читателем сказок Гримм, комиксов и историй о животных. Окончила в 1957 году среднюю школу Leaside в Торонто. В этом же городе продолжила обучение в университете, в 1961-м получила степень бакалавра английского и французского языков и философии.

Пьесы и стихи Маргарет начала сочинять в шестилетнем возрасте, в шестнадцать поняла, что хочет писать профессионально. Размещала свои стихи и статьи в литературном журнале колледжа Acta Victoriana. В конце 1961 года она опубликовала книгу стихов Double Persephone и выиграла медаль Пратта, что позволило ей пойти в аспирантуру Колледжа Рэдклифф в Кембридже. В 1962 году, получив степень магистра, Маргарет Этвуд продолжила в течение двух лет докторантуру в Гарвардском университете.

Карьера

С 1964 года преподавала английскую литературу в университете Ванкувера, в 1965 году в Монреальском университете. В 1967 году Маргарет, уже доцент английской литературы, преподает в Йоркском университете.

С 1971 года - редактор и член совета директоров в House of Anansi Press. Занимала должность писателя-резидента в Йоркском университете с 1971 по 1972 год и Университете Алабамы в Тускалусе в 1985 году.

В 1986 году Маргарет - приглашенный профессор английского языка в Нью-Йоркском университете. В 1987 году работает писателем-резидентом в Университете Маккуори (Австралия).

Канадская писательница Маргарет Этвуд является также изобретателем и разработчиком LongPen и технологий, связанных с ним. Она - соучредитель и директор Syngrafii Inc. - компании, созданной в 2004 году для разработки и распространения LongPen.

Общественная деятельность

В начале 1970-х Маргарет, как редактор «Ананси пресс» и политический карикатурист «Зис мэгэзин», внесла большой вклад в возрождение канадской литературы. В 1972 году Этвуд опубликовала исследование по канадской литературе «Выживание».

В 80-е Маргарет принимала активное участие в борьбе с тоталитаризмом и цензурой, будучи членом организации «Международная амнистия» и занимая с 1980 года пост вице-председателя Ассоциации писателей Канады, а с 1984 года пост президента канадского ПЕН-центра.

Поэтические сборники

В период, когда Маргарет Этвуд была уже известна как романистка, она опубликовала пятнадцать поэтических сборников, в том числе Talismans for Children (1965) и The Animals in That Country (1968). В 1980-м ее «Дневники Сюзанны Муди» стали стихотворным переложением автобиографических набросков первых поселенцев Онтарио. На метафорах «замкнутости» строятся стихи, вошедшие в сборник Procedures for Underground, опубликованный в 1970 году.

В сборнике поэзии «Политика с позиции силы», вышедшем в 1971 году, писательница язвительно говорит о своем воинственном феминизме. Продолжает развивать эту тему Маргарет и в сборнике, опубликованном в 1974 году, «Вы счастливы», в котором, переделав гомеровскую «Одиссею», она пишет от имени Цирцеи, пересматривая мифологические образы с феминистских позиций.

Сборники рассказов

Этвуд публиковала короткие рассказы в журналах Tamarack Review, «Алфавит», Harper"s Magazine и многих других. В 1973 году последовал сборник рассказов «Постижение». Тему насилия «по половому признаку» Маргарет отразила в книге «Убийство в темноте», вышедшей в 1984 году.

В книгу «Вторичные слова», увидевшую свет в 1982 году, вошли статьи и рецензии Маргарет Этвуд. В книге «Замок Синей Бороды», опубликованной в 1983 году, автор выявляет женоненавистничество сказочных образов. В 1991 году выходит сборник рассказов Wilderness Tips, в 1992-м - Good Bones.

Романы Этвуд

В 1968 году Маргарет опубликовала свой первый роман «Съедобная женщина» - метафорическую, остроумную историю девушки, которая собирается замуж. Вскоре она почувствовала себя трофеем жениха, делающего все по правилам своего круга. Мэриан, героиня романа, не ест ничего, что было живым. Вскоре и морковка ей кажется живой. Девушка чувствует, что теряет себя, свою личность и скоро будет съедена Питером, своим женихом.

В 1976-м выходит роман «Мадам Оракул», о девушке, инсценировавшей свою смерть и сбежавшей на другую сторону океана, где она вспоминает прошлое. Роман Life Before Man, опубликованный в 1979 году, рассказывает о любовном треугольнике. Казалось бы, что может быть банальнее? Но если речь идет о произведении Этвуд, об обыденности можно забыть. Взгляд этого автора на отношения между людьми не похож ни на какой другой.

Действие романа «Телесные повреждения», вышедшего в 1982 году, происходит на одном из Карибских островов, во время политических волнений. Здесь звучит убежденность автора в том, что ответственность за беззакония несут все люди. В 1985 году выходит принесший автору популярность роман «Рассказ служанки».

Республика Гилеад

Книга Маргарет Этвуд «Рассказ служанки», которая была отмечена несколькими наградами, в том числе и Букеровской премией, рассказывает о тоталитарном государстве будущего - Республике Гилеад. В новой республике постоянно идут войны, сильно снижена рождаемость, а лидеры страны относятся к женщинам как к собственности. Здесь только одна из ста женщин может иметь ребенка. Поэтому простолюдинок отправляют в специальные центры, где готовят только к одному - к зачатию и рождению ребенка.

В Гилеаде женщины не имеют прав на собственность и работу, на чтение и письмо. Они не могут любить и вторично выходить замуж. Женщин превратили в рабынь. Фредова, героиня романа, рассказывает немыслимую историю. У нее больше нет мужа, нет дочери, нет даже имени. То, как ее сейчас зовут, говорит только о принадлежности к хозяину, которого зовут Фред. Ее лишили даже одежды. Вместо платьев теперь только красный балахон, символизирующий плодородие.

Она - служанка. Ей не положено вспоминать, разговаривать. Один раз в день разрешено выходить за покупками, раз в месяц - встречаться с хозяином и молиться, чтобы у них получился здоровый ребенок. Неспособные родить рабыни объявляются «неженщинами» и отправляются в лагеря, где быстро умирают.

Вся мерзость нового мира прикрыта Божьими законами и цитатами из Библии. Полиция - «защитники веры», автомобили - «колесницы», солдаты - «Ангелы». У магазинов библейские названия. Но религиозная терминология в этом мире не что иное, как попытка прикрыть политическое надувательство. Отбирая книги, они говорят женщинам, что это для их пользы, чтобы не расстраивались. Отключили радио и телевизор - опять же забота о женщинах, чтобы не думали о плохом.

Тема романа Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» - положение женщин в обществе. О том, насколько тонка грань между тиранией и защитой. О том, насколько легко убить свободу мыслей и выбора. О том, как легко подчинить личность. Активный борец с тоталитаризмом, автор этого обжигающего нервы романа как будто говорит: «Не дайте себя ослепить!»

Другие книги

Маргарет написала такие романы, как «Кошачий глаз», опубликованный в 1989 году. За роман «Слепой убийца», вышедший в 1989-м, автор была отмечена тремя наградами, в том числе и престижной О судьбе человечества в новом тысячелетии Маргарет рассказывает в «Трилогии Безумного Аддама». В нее вошли романы: «Орикс и Коростель», отмеченный Букеровской премией, «Год потопа» и «Безумный Аддам».

В дополнение к «Пенелопиаде» (2005) и сборнику The Tent (2006) Маргарет выпустила книгу эссе «В других мирах: SF», в которой рассматривает нюансы фантастического жанра. В 2016 году Этвуд опубликовала графический роман Angel Catbird, посвященный канадскому художнику Д. Кристому, который рассказывает о супергероических приключениях генного инженера.

«Ведьмино отродье» - первый роман из придуманной книгоиздательством серии пересказов пьес Шекспира. Для пересказа Маргарет Этвуд выбрала самый сложный его текст - «Бурю». Главного героя отстраняют от руководства театральным фестивалем, и он уезжает. Живет один в глуши, беседует с призраком умершей дочери. Через много лет он находит работу в колонии, где ставит шекспировские пьесы. Когда на его представление придут, в полном составе, его обидчики, он придумывает месть - театральное приключение с непредвиденным финалом.

В 2014 году стартовал проект шотландской художницы К. Патерсон - "Библиотека будущего". Раз в год на протяжении века в специально созданную библиотеку будут передаваться рукописи современных писателей. Недалеко от Осло высажена одна тысяча деревьев для печати книг. Но срубят эти деревья только через сто лет - в 2114 году. На протяжении века список книг будет пополняться неопубликованным ранее произведением, и прочесть их можно будет в том же 2114-м.

Интрига в том, что большинство авторов еще не появились на свет, но первым писателем, предоставившим свою рукопись в 2014 году, стала Маргарет Этвуд с книгой It’s Scribbler Moon, содержание и сюжет которой станут известны только через сто лет.