Музыкальный диктант на уроках сольфеджио. Как научиться писать музыкальные диктанты

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки , так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Первое проигрывание музыкального диктанта.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть :

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио – проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы , какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это - целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно - написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) - тоника, серединная каденция (4 такт) - наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) -

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;


Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное - с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта - с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте - серединная каденция - наличие V ступени, 7–8 такт - заключительная каденция - V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта - в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант - интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта - не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат) , а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневый диктант - педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками - на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей - исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами - полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти - анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача - верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант - педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий . Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант - запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный) - отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта - своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:


Примеры диктантов для 3 класса:


Примеры диктантов для 4 класса:


Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам - юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

________________________________________

По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу

«Методы работы над диктантом на уроках сольфеджио музыкального отделения ДШИ»

Составитель:

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДШИ

Рыбакова Людмила Валерьевна

г.Северобайкальск

2014 год

Содержание методической работы:

    Введение.

    Выбор музыкального материала.

    Фиксация нотного текста.

    Исполнение диктантов.

    Процесс записи.

    Различные формы диктантов:

    Диктант показательный.

    Диктант эскизный, по частям.

    Диктант с настройкой и в произвольной тональности.

    Список литературы.

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ДИКТАНТОМ.

    Введение

По программе обучение сольфеджио подразумевается не только практическую работу над упражнениями данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, которая способствует закреплению его знаний. Таким «закрепляющим» моментом является запись музыкального диктанта. Для того, чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошей памятью, развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Чтобы проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно записать эту музыку. В этом случае можно провести параллель с навыками в обучении чтению и письму на родном языке. Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы создать неразрывную связь видимого – слышимого, связи непосредственной и прямой.

При написании диктанта установление такой связи является основной задачей, которая должна быть особенно сильной, так как написанное и видимое получает смысл только тогда, когда оно звучит.

Вторая задача в работе над записью музыкального диктанта заключается в том, чтобы способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой и часто рассматриваются как одно и то же. Но на самом деле это две разные стороны музыкальных способностей ученика.

Внутренний слух – это есть способность в воображении представлять себе один или ряд звуков. Причем, этот слух может быть вначале интуитивным, бессознательным, что характерно почти каждому человеку, но в процессе работы должно стать целенаправленным, осознанным.

Музыкальная память проявляется через внутренний слух. Многие авторы учебников по сольфеджио отмечают, что воспитание слуха будущего музыканта-профессионала - это, прежде всего, всемерное развитие музыкальной памяти. Таким образом, музыкальная память – это не просто способность запоминания мелодии, гармонического сопровождения музыкального отрывка в целом, а те элементы, которые обычно выявляются при зрительном анализе нотного текста – аналитическая память, то есть запоминание и одновременно понимание структуры горизонтали и вертикали: мелодия, музыкальная форма, строение, расположение и функции аккордов, их взаимосвязь, особенности фактуры и голосоведения.

Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта «слышу – понимаю – записываю «требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать музыкальный диктант.

В педагогической практике работа над записью диктанта построена в большинстве случаев так,. ч то развивается лишь одна сторона памяти: осознание и затем запоминание того, что слышишь Недостаточно тренируется память музыкальная, так сказать эмоциональная, не анализирующая, а основанная на внутреннем слышании звучания. Еще меньше используются творческие возможности учеников, не привлекается к работе тот музыкальный материал, который накоплен их практической музыкальной деятельностью. Методически не разграничены и не разработаны приемы работы над развитием памяти и внутреннего слуха.

Именно работа над диктантом в классе сольфеджио должна ставить своей целью развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Третья задача в работе над диктантом – это практическое освоение и закрепление теоретических понятий и того опыта, который накоплен в результате практической музыкальной деятельности учащегося. Многие ошибки говорят о практическом неумении записать музыку, о неумении применить свои знания на практике. И в этом отношении письменные работы (диктант) являются полезной формой для закрепления теоретических знаний и практических умений.

В данном случае прежде всего очень важна тесная связь между теоретическими предметами (элементарная теория музыки, гармония, анализ) и параллельно идущим курсом сольфеджио. Несомненно, что слуховая проработка теоретических понятий осуществляется во всех формах работы по сольфеджио, то есть в пении интонационных упражнений, анализе на слух, чтении с листа. Но именно форма диктанта, как наиболее самостоятельная и требующая полной конкретности в анализе слышимого, особенно полезна для закрепления тех или иных теоретических понятий. Весьма важным является и тот факт, что в диктанте нужно не только осознать слышимое, но и уметь его выразить в записи. В практике мы часто встречаемся с тем, что учащийся, обладающий прекрасным слухом и действительно слышащий все в данном примере, может назвать ноты, гармонию, отдельные аккорды, но не умеет написать их.

Разнообразие музыкального материала используемого на занятиях по сольфеджио, и в частности в диктантах, имеет большое воспитательное значение, расширяет кругозор учащихся, обогащает их музыкальную память.

Если бы в процессе занятий по сольфеджио педагоги анализировали нотный текст, приводили примеры из детского репертуара по специальности, определяли на слух не отдельные элементы, а отрывки из музыкальной литературы, давали задания на списывание, транспонирование знакомых произведений, - то такое накопление опыта создало бы необходимые предпосылки для развития навыка записи диктанта. А работа над диктантом стала бы не «специфическим» упражнением в классе сольфеджио, а естественной передачей музыки на бумаге, в записи.

Суммируя все вышеизложенное. Следует сделать вывод, что в системе занятий по развитию слуха (то есть сольфеджио) запись музыки (музыкальный диктант) является очень важной суммирующей и практически полезной формой работы.

Основные задачи, которые ставятся в работе над диктантом, должны способствовать развитию слуха, то есть:

1. Создавать и закреплять связи видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым.

2. Развивать память и внутренний слух.

3. Служить средством для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных в курсах теории, гармонии, анализа, а также в занятиях по специальности.

II .МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ НАПИСАНИИ ДИКТАНТА

II .1 Выбор музыкального материала.

Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух», первым условием качественной записи является правильный выбор музыкального материала для диктанта.

Дореволюционная методика черпала материал для диктанта из специально составленных упражнений. Основой их являлись та или иная тема из области теории музыки. Чаще всего это были метро-ритмические или интервальные трудности. В зависимости от творческой одаренности авторов, музыкальное качество этих примеров-упражнений было лучше или хуже, но всегда подчинено главной идее.

В настоящее время методика составляемых сборников другая – материалом для записи служат образцы из подлинной музыкальной литературы. Чем примеры будут более яркими и художественно убедительными, тем лучше будет достижение цели музыкального диктанта.

Педагог или составитель сборника, отбирая материал, заботиться о том, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Нельзя допускать, чтобы пример был слишком коротким, от этого он теряет смысл и художественную ценность. Также недопустимы искажения с целью его облегчения - это нарушает цельность художественного образа.

Очень важно определить трудности музыкального примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метро-ритмические особенности диктанта. Это, несомненно, основные признаки. Но кроме них, большое значение имеет также стиль и жанр отрывка.

Еще большее значение определения трудности диктанта имеют интонационные особенности стиля произведения. Отбирая пример для диктанта, надо стремиться к тому, чтобы музыка примера была яркой, выразительной, легко запоминаемой.

Из всего сказанного можно сделать вывод – в работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала.

II .2. Фиксация нотного текста.

При записи музыки педагог должен обратить особое внимание на точность и полноту фиксации на бумаге учащимися того, что они слышали. К сожалению, многие педагоги удовлетворяются тем, что учащийся верно записывает звуки и правильно группирует их ритмически. Никаких обозначений темпа, динамики, штрихов и структуры от учащихся не требуется. Такая запись уже считается правильной и «заслуживает отличной оценки». Постепенно подводя учащихся к необходимым требованиям, следует научить их:

1. Правильно и красиво писать ноты.

2. Расставлять лиги.

3. Отмечать цезурами фразы, дыхание.

4. Различать и обозначать легато и стаккато, динамику.

5. Определять темп и характер отрывка, а также выбирать правильный размер и счетную единицу для записи.

6. Знать и уметь оформить вокальную группировку как в одноголосии, так и в многоголосии.

8. Различать и употреблять условные обозначения мелизмов.

II .3. Исполнение диктантов.

Для того, чтобы учащийся мог полно и грамотно зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего следует исполнять пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или отдельных выделений делать ненужно. Трудных интонаций или гармоний нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать, искусственно громко выстукивая, сильную долю такта. Вначале следует исполнять отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В дальнейшем, при многократном проигрывании, этот первоначальный темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.

Особенно тщательно следует соблюдать голосоведение при исполнении многоголосных примеров. Умение правильно слышать движение голосов и записывать, - должно быть результатом слухового осознания, а не заранее подготовленным условием, когда педагог вначале говорит: «Диктант будет двухголосный».

II .4. Процесс записи.

Большое значение имеет та обстановка, которую педагог сумеет создать перед началом работы над записью. Если внимание учащихся фиксировать сразу на том, что сейчас будет сыгран диктант, который надо скорее записать, да еще сказать двух или трехголосный, то учащийся не будет слушать и вникать в звучащую музыку, а сразу будет думать о том, как это записать, с какой начать ноты, какой счет и т.д. Некоторые педагоги даже считают, что для лучшего восприятия и запоминания примера надо учащихся предварительно настроить в тональности.

Опыт говорит, что наилучшая обстановка для работы над записью – это создание интереса к тому, что учащиеся сейчас услышат. Педагог должен познакомить учащихся с автором и произведением, рассказать откуда этот отрывок, какие инструменты его исполняют. Собрав таким образом внимание учащихся – педагог проигрывает пример. Таким образом, основными этапами при проведении на уроке музыкального диктанта надо считать следующее:

1. Учащиеся слушают музыку. Для того, чтобы она понравилась, произвела впечатление, исполнение должно быть по возможности более выразительным и точным.

2. Вместе с педагогом весь класс делится своими впечатлениями о прослушанном.

3. Педагог или класс называет тональность, играет настройку.

4. Снова проигрывается музыка для того, чтобы учащиеся уже анализировали ладо-гармонические, структурные и метро-ритмические ее особенности.

5. Учащиеся приступают к записи, главным образом, по памяти. В конце отведенного для записи времени диктант проверяется.

Для проверки, написанного диктанта, существуют различные приемы:

1) пропевание всем классом;

2) индивидуальная проверка педагогом тетради ученика;

3) коллективный разбор диктанта учителем и классом;

4) проигрывание каждым учеником своей записи по тетради и самостоятельной проверки и исправления ошибок;

5) задание на дом - сверить свою запись с оригинальным нотным текстом.

Такая методика проведения диктанта даст возможность правильно воспитать восприятие ученика: от общего к частному, от восприятия художественного образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка, и в итоге – записи на нотном стане всего воспринятого, фиксация слышимого.

Эта методика будет также содействовать развитию памяти и внутреннего слуха учащихся.

III . РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДИКТАНТОВ

1. Диктант показательный.

Показательный диктант проводится учителем. Цель и задача его - показать на доске процесс записи. Учитель вслух, перед всем классом, рассказывает учащимся, как он слушает, дирижирует, напевает мелодию и тем самым осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой диктант очень полезен перед тем, как перейти после подготовительных упражнений к самостоятельной записи, а также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов. Его очень удобно применять и в тех случаях, когда педагог, начиная работу с новой группой учащихся, хочет сразу дать всей группе правильное, нужное ему методическое направление.

Полезно иногда проводить такой диктант не педагогу, а одному из учеников. Это поможет выяснить правильность процесса и приемов записи ученика.

2. Диктант с предварительным анализом.

После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает предлагаемый пример. Установив темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их.

После такого анализа диктант проигрывается снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи. Эта форма диктанта очень удобна при освоении каких-либо новых трудностей в диктанте: новой ритмической фигуры или появления альтерированных звуков и т.д.

В некоторых случаях, когда надо обратить внимание учащихся на одну какую-нибудь деталь, педагогу можно не делать общего анализа, а разобрать лишь одну, трудную для класса деталь.

3. Диктант эскизный, по частям.

Проиграв пример и установив с классом его структуру, педагог предлагает учащимся записывать его не с начала, а только со второго предложения. Можно также предложить записать отдельные элементы формы, например, мотив секвенции, каденции обоих предложений и т.д. При этом не обязательно закончить потом весь пример, можно ограничиться записью фрагментов примера.

При использовании этого приема учащимся можно рекомендовать разграфить нотоносец на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. При этом педагогу нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: сначала - каденции, затем – начало первой и второй фраз и т.д.

В дальнейшем, овладев этим приемом, учащийся должен сам, прежде всего записывать те фрагменты, которые он лучше запомнил, а потом пополнять недостающее.

Эта форма работы над диктантом должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью. Самостоятельно, без напоминания педагога. Материалом может служить любой пример из музыкальной литературы, ясный и завершенный по форме.

4. Диктант с настройкой и в произвольной тональности .

Обычно, после ознакомления с музыкой примера и перед тем, как приступить к записи, дается «настройка». Его формы могут быть различны:

А. Весь класс поет тонику и затем ряд интонационных комплексов.

Б. Педагог играет на фортепиано каденцию.

В. Педагог играет только тоническое трезвучие.

Чем более подготовлен и развит класс, тем меньше должна быть закреплена звучанием тональность. В конечном итоге учащиеся, прослушав музыку, должны сами мысленно настроиться.

После настройки устанавливается тональность. Ее может назвать педагог, кто-либо из учеников или весь класс. В процессе занятий по сольфеджио следует развивать в учащихся чувство краски тональности, учить их определять высоту тональности, используя при этом накопленный слуховой опыт.

Время от времени следует давать диктанты без определения тональности, предложив каждому записать ее в той тональности, какая ему слышится. Конечно, проверка таких диктантов может быть только индивидуальная, а не общеклассная. После проверки педагог должен сообщить, в какой тональности исполнялся пример, и предложить всем транспонировать свою запись в нужную тональность.

5. Диктанты для развития памяти.

Несмотря на то, что вся работа над диктантом основана на музыкальной памяти и внутреннем слухе и в любой форме способствует их дальнейшему развитию, все же в процессе занятий следует применять и специальные формы диктантов. В них главной задачей учащихся будет именно запоминание, удержание в памяти исполняемого примера, а самая запись – второстепенной задачей. Методика их проведения:

Педагог два или три раза играет пример. Учащиеся сидят и слушают. Затем, по знаку педагога, вернее, при дирижировании педагога, весь класс пытается мысленно повторить на память мелодию. Педагог спрашивает: «Все ли смогли вспомнить ее до конца?». Если у некоторых есть неясности, пробелы, педагог играет пример еще раз. После этого называется тональность и учащиеся приступают к записи того, что они запомнили. Во время записи диктант больше не играется. По мере окончания учащимися записи педагог проверяет тетради каждого из них, но только не проигрывая и не напевая. В классе должна быть полная тишина. Когда кончится отведенное время, диктант еще раз проигрывается и проверяется уже всем классом.

Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии. Сперва очень короткие (2, 4 такта) с небольшим количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны представлять собой одну фразу, как-бы тему. Когда учащиеся овладеют своим вниманием, следует переходить к запоминанию небольших предложений и, далее, периодов.

Структура их тоже должна усложняться постепенно. При упражнениях на развитие памяти часто используют для проверки не запись примера, а исполнение его учеником на фортепиано, то есть его подбор. В таком случае важно для учащихся со средними музыкальными данными, у которых при запоминании нет точных и четких звуковых представлений, и поэтому звучание фортепиано при подборе помогает им уточнить их.

6. «Самодиктант» или запись знакомой музыки.

В качестве проверки самостоятельности ученика в записи музыки, а также как форма домашней работы учащихся, используется запись по памяти знакомой на слух музыки. Конечно, эта форма не заменит диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием.

Самодиктант может быть использован и в условиях классных занятий по сольфеджио с разными вариантами:

1) Называется песня или музыкальное произведение, знакомое всему классу, устанавливается его тональность и размер, и затем учащиеся приступают к записи по памяти, без прослушивания.

2) Педагог предлагает каждому учащемуся записать то, что он хочет, что лучше помнит. Необходимое условие при этом – полная тишина и молчание в классе. Эта форма труднее, так как педагог не может каждому помочь ни в нахождении тональности и первого звука, ни в определении размера. Поэтому и используется она после первой формы. Проводя проверку записей, лучше всего предложить каждому учащемуся пропеть то, что он написал. Тогда будет видно педагогу, что является ошибкой, а что – не точно усвоенной мелодией или ее вариантом.

3) Определяя доступность музыкального материала для этой формы работы, следует учитывать, что легче всего записать песни куплетной формы, затем вокальные произведения типа песни-романса и т.д..

4) Форма «самодиктанта» помогает также развитию творческой инициативы учащихся. Можно предложить записать мелодию своего сочинения или дописать второе предложение. И, конечно, это очень удобная форма для самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.

IV. Список литературы.

1. А. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио» - изд. Музыка, Л.,1970 г.

2. Л. Фокина « Методика преподавания музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1969 г.

3. Г. Фридкин «Музыкальные диктанты» - изд. Музыка, М., 1965 г.

4. Н. Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1981 г.

5. Т.Серковская. «Сборник занимательных диктантов для юных музыкантов (для учителей)», «Сборник занимательных диктантов для юных музыкантов (для учеников)», Белгород, 2002.

6. Г.Калинина. «Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ», Москва, 2004.

М.: Музыка, 1983. Учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. Составитель: И. А. Русяева

Данный сборник является первой частью учебного пособия по одноголосному музыкальному диктанту, состоящего из двух выпусков и рассчитанного на использование в курсе сольфеджио в средних специальных музыкальных школах с первого по одиннадцатый класс. Это пособие полностью базируется на методике, разработанной и проверенной в практике преподавателей Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В своей основе это традиционная методика, опирающаяся на ладотональное осознание музыки, и этим обусловлен как подбор материала и его систематизация, так и применяемые в пособии формы работы и виды изучаемых трудностей (интонационных, ритмических, структурных).

В работе над диктантом по нашей методике основной целью является научить правильно определять ладовые интонации и уверенно разбираться в них. Для этого требуется длительная и кропотливая работа не только в классе, но и дома. (То же относится и к определению на слух интервалов и аккордов.)

Пособие составлено в соответствии с требованиями для специальных музыкальных школ. За первые четыре года пребывания в школе (начальный период обучения) дети должны научиться свободно ориентироваться в тональностях до четырех знаков включительно (хотя теоретически им полагается знать все тональности): уметь быстро и точно определять отдельно взятые ступени, а также отдельные интервалы и аккорды (в тональности и вразбивку), уметь определить на слух или спеть небольшую последовательность ступеней, а также небольшую интервальную, аккордовую или смешанную цепочку (такую цепочку нужно суметь воспроизвести голосом после прослушивания и разбора или построить ее по цифровке); уметь после двух (не более) прослушиваний пропеть — с названиями звуков — мелодию в форме четырехтактного предложения (а если такая мелодия заканчивается неустойчиво — «вопросом» — то, повторив ее, сразу же спеть и «ответное» построение).

Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида (ритмический, мелодический или гармонический) и сделать это в течение строго ограниченного промежутка времени. Такой багаж вырабатывается у детей лишь в результате определенного комплекса тщательно продуманных упражнений. Именно с этой целью в настоящий сборник включены и разные типы диктантов, и специальные упражнения для устной тренировки в классе (в Приложениях) — важнейшим требованием нашей методики и является гармоничное сочетание разных форм работы.

Все диктанты в пособии расположены по принципу возрастания трудностей — в соответствии с программой. Некоторые темы педагог может поменять (например, можно сначала пройти ритмическую тему, а потом интонационную и наоборот; для прохождения программы это несущественно). Большинство диктантов сочинено автором, что позволило выстроить сборник одень подробно в методическом плане, отразить все тонкости отрабатываемых трудностей и сделать все разделы равноценными по объему. Все авторские диктанты многократно проверены на практике в разных по составу и уровню группах. Остальные диктанты взяты из произведений композиторов разных эпох, из народной музыки и из детских песен. Сравнительно обильный материал по каждой теме даст возможность педагогу выбрать те диктанты, которые ему больше подходят в данный момент.

Упражнения, приведенные в Приложениях, по мысли автора, должны для детей, занимающихся сольфеджио, являться тем же, чем являются для инструменталистов гаммы и этюды, позволяющие им выработать необходимую технику. Упражнения первых двух разделов Приложений составлены автором. Что же касается последнего раздела, то весь его материал специально подобран из народных песен и детских песенок, среди которых могут встретиться и мелодии, знакомые детям по детскому саду или по занятиям хора, — и это позволит сделать уроки живее и интереснее (кроме того, всегда можно сравнить сочиненные детьми фразы с первоисточником и проанализировать все варианты).

Желая по возможности всесторонне отразить в пособии работу над диктантом, автор включает в сборник все известные его формы: устный (двух видов), письменный ритмический и письменный мелодический.

Устный диктант особенно часто используется на начальном этапе обучения. Ему принадлежит важное место, так как именно в этом виде диктанта отрабатывается развитие таких необходимых музыканту качеств, как быстрое запоминание проигранной два-три раза мелодии, быстрота реакции, концентрация внимания, свободная ориентировка в ладу (в большинстве случаев мелодию нужно спеть с названиями звуков); вырабатывается навык запоминания мелодии путем осмысления деталей, ее составляющих (секвенций, повторов — точных или варьированных, знакомых интонационных оборотов). Конечно, все это не приходит сразу и для достижения нужного эффекта необходима долгая и упорная тренировка.

Устный диктант удобен еще и тем, что он занимает мало времени и позволяет за короткое время опросить всю или большую часть группы. Упор на данный вид диктанта делается в первом классе (в первом полугодии это единственный вид), в последующих же трех классах работа над ним ведется параллельно с другими, не менее важными видами диктанта. (В средних и старших классах надобность в устном диктанте отпадает, так как он уже не приносит должного эффекта.)

Устный диктант можно проводить по-разному. В пособии он представлен в двух формах. Первая (в основной части сборника) — повторение голосом (обычно. с дирижированием и с названием звуков) мелодии, вслед за проигрыванием ее педагогом. Вторая форма (которой мы придаем большое значение) — такое же повторение мелодии, сыгранной частично и оканчивающейся неустойчиво («вопрос»), и досочинение ее учеником,- с условием доведения до тоники. Такие упражнения (включенные, в Приложения) широко практикуются на уроках сольфеджио и полезны тем, что вырабатывают у каждого ребенка активное и самостоятельное отношение к музыке. Крометого, творческий процесс обогащает ученика как личность.

Любой устный диктант проигрывается не более двух-трех раз.

Ритмический диктант полезен не только для развития чувства ритма, но также и для выработки необходимых навыков записи (на разных стадиях обучения). В отличие от устного, ритмический диктант не является тем упражнением, которое постоянно находится на вооружении педагога; его целесообразно использовать в тех случаях, когда в мелодию вводится новый ритмический рисунок.

Ритмический диктант — самый важный вид работы в первом классе: он позволяет ученику освоить первоначальную технику записи нот, приобрести отчетливое понимание в различии между длительностями, привыкнуть к их определенному сочетанию — то есть служит хорошей подготовкой к письменному мелодическому диктанту. Поэтому настоящий сборник начинается именно с ритмических диктантов, выделяемых здесь в самостоятельный раздел: после отработки на этом материале техники записи ученикам будет значительно проще освоиться с записью мелодического диктанта. В остальных трех классах ритмический диктант сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности. (Он не теряет своей актуальности и в средних и в старших классах, где последовательные упражнения в этом виде диктанта позволяют брать.для диктовки мелодии, все более трудные в ритмическом отношении.) Ритмический диктант никогда не следует играть на одном звуке или простукивать карандашом по столу; как и любой другой диктант, он должен иметь напевную мелодию. Играется такой диктант 8-9 раз; перед учениками ставится задача — записать только ритмическое строение мелодии (на любой ноте).

Письменный мелодический диктант должен сопровождать ученика на протяжении всех лет обучения его в школе и в училище. Этот диктант концентрирует в себе те или иные метроритмические, ладовые и интонационные трудности, воспитывает слуховую память, собирает внимание, тренирует важный навык улавливания и осознания всех сторон мелодики. Кроме того, здесь неизбежно и очевидно проявляются теоретические познания ученика, степень развития его внутреннего слуха, уровень музыкального мышления. Таким образом, письменный мелодический диктант в компактном виде вбирает в себя практически все, над чем ведется работа на уроках сольфеджио. Поэтому непременным условием курса является диктовка на каждом уроке с постепенным наращиванием трудностей. В каждом классе дан обобщающий раздел, в котором используются все пройденные за год темы. Диктанты этого раздела лучше давать ц IV четверти, когда идет повторение пройденного.

Проигрывание мелодии нельзя растягивать на 30-35 минут. По общепринятой методике диктант играется 8-9 раз (в зависимости от сложности) с небольшими интервалами. Первые два раза нужно проиграть подряд, так как первое прослушивание — это общее ознакомление с мелодией, а со второго раза ученики должны запомнить наиболее яркие моменты: сильную долю, ступень, с которой началась мелодия; или начальную интонацию, размер, повторы, секвенцию и т. д. Вполне понятно, что с первого раза все это могут запомнить лишь единицы, но со второго раза подобный анализ должен быть освоен большинством учеников. После второго проигрывания делается более длительный перерыв, и каждый последующий раз педагог играет диктант тогда, когда убедится, что все ученики записали все, что помнили. Обычно на это уходит полторы-две минуты. Необходимо напомнить, что при записи диктанта от ученика требуется не формальное, механическое отношение, а полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического рисунка записываемой мелодии. Поэтому следует всячески бороться с еще распространенной записью диктанта точками вслед за проигрыванием его педагогом.

Запись и мелодического и ритмического диктанта начинается со второго полугодия первого класса, когда ученики уже получили начальные сведения по музыкальной грамоте и научились устно повторять маленькие песенки. К концу четвертого класса, который завершается экзаменом, маленькие музыканты должны уметь записать период повторного или единого строения в размерах 2/4, 3/4 или 4/4, с затактом, паузами, разнообразными скачками, с шестнадцатыми и пунктирным ритмом.

Первый класс

Устный диктант в первом классе предшествует мелодическому, а затем сопровождает его. Оба типа диктанта даются в тональностях без знаков и с одним знаком (минор только натурального вида); в ритмическом отношении они элементарны: состоят из четвертей, восьмых и половинок. Ритмическая сторона мелодии отрабатывается в первую очередь — в ритмическом диктанте. Его на первых порах можно давать по-разному: запись ритма мелодии, спетой педагогом (с текстом или названием звуков), или оформление ритма песенки, записанной педагогом на доске без тактовых черт и длительностей. После запоминания мелодии можно предложить ученикам спеть мелодию на слоги: «дон», «ди-ли», «до-он» («дон» — четверть, «ди-ли» — восьмые, «до-он» — половина). По объему диктанты не превышают четырех-шести тактов.

Второй класс

Диктанты этого класса разнообразнее по тематике, в них вводятся затакты, новые ритмические фигуры, размеры и интонации. Важным является введение периода повторного строения (записываемого обязательно с вольтами) и периода с варьированным вторым предложением. Здесь очень важно сознательное отношение ученика к вопросам формообразования (так, например, в устных диктантах из Приложений, при сочинении «ответа» к заданному «вопросу» можно ставить дополнительное задание — либо чтобы второе предложение периода имело точную повторность, либо чтобы оно было варьированным).

Начальные примеры на любую трудность и в ритмическом и мелодическом диктанте могут подвергаться предварительному разбору, причем объектом анализа должны служить новые элементы музыкального языка — интонационные, тональные или ритмические. При прохождении нового интервала или аккорда можно использовать и начатки гармонического диктанта, то есть небольшую последовательность. Во втором классе такого рода диктант пока стоит использовать в малых дозах, так как гармонический слух у детей этого возраста только еще начинает вырабатываться.

Третий класс

В этом классе используются все формы диктанта — в том числе и начатки гармонического, так как запас хорошо изученных интервалов и аккордов уже достаточно велик: все диатонические интервалы, кроме тритонов, трезвучие тоники с обращениями, трезвучия IV и V ступеней. Примеры такого диктанта приведены в I разделе Приложений. Педагог играет ту или иную цепочку, ученики анализируют ее и записывают ее нотами по- памяти; или же записывают ее в течение двух-трех проигрываний без разбора. Постепенно диктант можно удлинять, дойдя до масштабов схем, данных во II разделе Приложений. Каждый педагог сам в состоянии сочинить такой диктант в зависимости от того, какая тема проходится в данный момент.

В третьем классе вводится период единого строения. Ученики должны не только знать этот термин, но и уверенно отличать эту структуру от изученных во втором классе разновидностей периода повторного строения. Сложность при записи диктанта такого строения состоит в том, что память должна, удержать довольно большой кусок музыки, непрерывно развивающейся, так что сами эти диктанты — чтобы задание не было непосильным — не перегружены интонационными и ритмическими сложностями (тем более что. они играются педагогом не более 8- 9 раз).

Четвертый класс

Четвертый класс является итоговым, так как завершает начальный период ббучения. Новых форм диктанта здесь не вводится, но все освоенные ранее даны на более высоком уровне. Становится более разнообразной интонационная сторона мелодики, включаются в работу новые мелодические ходы, ритмические группы, тональности. Существенную трудность представляет собой, появление внутритактовой и междутактовой синкопы (грамотное оформление залигованных длительностей через тактовую черту в смысле графики является новым элементом, и поэтому педагогу нужно сначала тщательно отработать технику записи в ритмическом диктанте).

Экзаменационный диктант четвертого класса должен заключать в себя максимум пройденных трудностей. По форме это чаще всего период единого строения с разнообразными скачками, ходами по аккордовым звукам, пунктирным ритмом и шестнадцатыми. На экзамен выносится только письменный мелодический диктант. (Кроме сольфеджирования выученных наизусть мелодий и чтения с листа, на экзамене каждый ученик должен спеть гамму в любой тональности, свободно ориентироваться в знаках и повышенных ступенях в миноре, определить любой из пройденных интервалов и аккордов, определить и спеть по цифровке цепочку любого вида и спеть диатоническую секвенцию.)

Приложения

Материал, данный в Приложениях, должен сопровождать работу над диктантом и помогать в ней. В Приложениях три раздела, в которые включены разного типа упражнения. Об устном диктанте вопросно-ответного строения (с досочинением второй половины), составляющем содержание III раздела, уже шла речь; эти упражнения вводятся в работу со второго класса. Большую пользу приносят и упражнения, приведенные в I разделе: определение на слух цепочек интервалов и аккордов в тональности способствует лучшей ориентировке в ступенях лада, в их взаимоотношениях; кроме того, такие упражнения чрезвычайно эффективны для формирования гармонического слуха, а также для тренировки памяти. Особое внимание целесообразно уделить смешанным интервально-аккордовым цепочкам, которые дают возможность добиваться большей концентрации внимания и умения переключать его, так как ученик не знает заранее, с чего начнется цепочка и в каком месте произойдет смена одного элемента другим.

Упражнения этого раздела рассчитаны на применение, начиная с,третьего класса. Каждую цепочку следует играть не более двух раз, добиваясь запоминания учениками маленького гармонического оборота. Ученики, которые не справляются с этим, должны получать дополнительное задание на дом, которое заключается в пении определенного количества цепочек, а также их проигрывания на фортепиано в разных тональностях (кроме того, желательно по возможности использовать пластинки или магнитофонные ленты, на которых записаны интервальные и аккордовые цепочки). Для таких дополнительных заданий можно использовать и материал, содержащийся во второй части II раздела Приложений — схемы для пения (также рассчитанные на проработку в третьем и четвертом классах).

Пение по схеме интервальных и аккордовых, а также смешанных цепочек является чрезвычайно полезным вспомогательным упражнением. (Кроме всего прочего, это приучает детей с младших классов к грамотному прочтению цифровки.) Первые примеры заданий этого типа необходимо делать предельно легкими. В интервальных схемах под каждым названием обозначается ступень (римской цифрой), на которой должно быть раположено основание интервала. Педагог указывает тональность, играет тоническое трезвучие, и ученик последовательно строит то, что ему предложено. Такие упражнения можно выполнить голосом или за фортепиано.

В Приложениях предлагается еще один вид упражнений для интонирования голосом — пение диатонических секвенций (рекомендуемые мотивы для них приведены в первой части II раздела). Значение этого вида упражнений трудно переоценить: с помощью секвенций легче отрабатываются любые трудности — интонационные и ритмические, прочнее осваиваются изучаемые тональности и т. д. Заниматься пением секвенций можно уже со второго класса. Как правило, шаг секвенции, используемой в младших классах, — секундовый. После настройки в тональности и проигрывания педагогом мотива секвенции ученик должен спеть его с названием звуков и, не искажая ритма, двигаться вверх или вниз (по указанию педагога), постепенно доходя до исходного звена. Начальные секвенции должны быть построены с таким учетом, чтобы окончание одного звена плавно переходило в начало другого.

Автор надеется, что данный сборник диктантов найдет применение на уроках сольфеджио как в специальных средних музыкальных школах, так и в детских музыкальных школах общего профиля и поможет педагогам в их работе с учащимися младших классов.

По многочисленным просьбам наших учащихся, которые прямо-таки бомбардируют сайт этим вопросом, помещаем несколько рекомендаций на столь животрепещущую тему.

(Спасибо, что не закрыли текст после предыдущего абзаца. Продолжаем.)

Быстро обучиться хорошо писать диктанты – это нечто из серии «английский за 2 недели», «обогащение за 2 дня» или «похудение за 2 часа». Музыкальный диктант (в дальнейшем – МД) – зверь дикий, и приручать его надо постепенно, лаской-с, приноравливаясь к его повадкам и особенностям. А повадок у него много, и все работают против вас. У него есть мелодия, которую надо не только запомнить, но и перевести в ноты. У него есть ритм, который тоже надо как-то запомнить и уложить среди тактовых чертей . И наконец эти, не тем будь помянуты, злосчастные случайные знаки, особенно мерзкая VII ступень гармонического минора, которую еще надо не забыть поставить в виде диеза или бекара... Педагогу, в общем, понятно состояние коллективного помешательства, в которое впадают студенты при словах «а сейчас – диктант». Это состояние сопровождается частичной атрофией всех органов чувств. Уши не слышат, голова не работает, и только рука с карандашом конвульсивно вздрагивает во время проигрывания, оставляя на нотной бумаге какие-то точки: Успеть! Настрочить! Пока играют! Потом сразу все забуду! В результате на нотном стане появляется тайнопись, в которой восходящий ряд означает нисходящий, вместо движения по аккорду мы видим поступенное и наоборот, а ритм так и вовсе берется с потолка или неизвестно с чего.

Выберите среди его мелодий несколько одноголосных (так называемая полифонúя не подойдет не только из-за неправильного ударения в слове), которые вы хорошо знаете, слышите каждый день и уже намереваетесь заменить другими. Не торопитесь это делать. Последнее, чем вы можете досадить вашим надоевшим мелодиям, – это записать их на нотную бумагу.

Мелодия не должна быть чересчур быстрой, длинной или джазовой по стилю (джазовые мелодии изобилуют необычными ступенями и требуют подготовленного слуха).

Прежде всего мелодию пропойте (на инструменте не подбирать!). Выберите для нее тональность (если вы, конечно, не слышите ее при «исполнении» телефоном; но тогда вы обладатель абсолютного слуха и с МД вы справитесь и без нашей помощи). Например, в минорной мелодии – ля минор, в мажорной – До мажор. Высота тональности может не соответствовать действительности, но это и не существенно. Какая разница, если телефон пищит ее в Ми, а вы примете за тонику До? Это даже более показательно: смоделировав себе условную тональность, вы будете воспринимать звуки мелодии не как абсолютные и отдельные ноты, а в связи друг с другом, как ступени .

Пропев мелодию, спойте отдельно ее I ступень. Попытайтесь найти ее голосом. В мелодии она может и не встретиться (!), но она есть та самая печка , от которой надо искать все остальное. Спойте теперь гамму с названием нот, а можно и знаков. А теперь еще раз врубите мелодию и вырубите сразу после нескольких начальных звуков. Ощутили, какие это ступени и какие ноты? Прекрасно. Дальше по памяти. Сложные скачкинужно заполнять (мысленно или вслух) гаммообразным движением! При непонятных нотах следует останавливаться и допевать от этой ноты до тоники (или, наоборот, от тоники до ноты).

С ритмом сложнее. Если вы пытаетесь писать эстрадную мелодию, она, как правило, вся изрешечена синкопами и другими вещами, плохо поддающимися нотной записи. В таком случае постарайтесь расставить хотя бы тактовые черты (задача тоже не из легких).

Когда ваша способность к записыванию мелодии иссякнет, то есть вы поймете, что точнее записать уже все равно не сможете, – сыграйте на инструменте все, что получилось. Теперь (но не раньше!) вы имеете полную власть распоряжаться инструментом, биться о его клавиши или порожки. Особенно плодотворно вы сможете использовать слухоразвивающие возможности вашего мобильника, если сами наберете на нем какую-либо знакомую мелодию (записав ее предварительно нотами на бумаге).

Там тоже есть мелодии, которые крутятся non stop. Их можно услышать в совершенно любой произвольно избранный момент на одной из радиостанций. Произведите с ними вышеуказанные операции. Для повторного прослушивания достаточно повернуть тюнинг. И мелодия обнаружится сама собой.

Но кошка-то у вас должна быть! Кошки, между прочим, очень музыкальные животные. Некоторые из них даже не могут выносить профессионально поставленного голоса: усиленный всеми резонаторами певческий звук напоминает, очевидно, кошачий сигнал опасности, и четвероногое спасается бегством.

Прислушайтесь к ее сигналам. Попытайтесь перевести их в нотные знаки. И, кто знает, может быть, скоро вы научитесь беседовать с любимой животиной на ее же музыкальном языке...

Если у вас даже кошки нет - идите прямиком в интернет. Там (то есть тут) можно найти множество интерактивных программ для развития музыкального слуха, в том числе для записи мелодий разной сложности.

Написание диктанта – процесс отнюдь не мгновенный. При каждом прослушивании вспоминайте фразу из фильма: «Дичь не улетит, она жареная». Никуда диктант от вас не денется. В течение ближайших 15-25 минут вся ваша жизнь будет протекать в теснейшем контакте с этой мелодией. Так что никакой паники.

Не пытайтесь судорожно строчить за проигрыванием. Особенно за первым. Вы же еще ничего не поняли: ни размера, ни повторов, ни ритма... Когда вы слышите МД в первый раз, следите за рукой (вашей). Она начнет отсчитывать доли такта, причем помимо сознания. Не мешайте ей. Лучше включите счетные способности и определите, сколько в такте долей.

Раз-два, раз-два...

Раз-два-три, раз-два-три...

Вот, собственно, и всё. Размер 4/4 – это двухдольный, но в музыке широкой, протяжной. Размер 6/8 (о нем студенты часто забывают!) – тоже двухдольный, в котором внутри каждой доли слышно деление не на 2, а на 3 более мелкие единицы.

А ноты? С первого раза их можно и не запоминать. Сами запомнятся.

Во второй раз уже можно обратить на них особенное внимание. Очень важно правильно услышать первую ноту (или первую крупную ноту после мелких длительностей затакта). Больно бывает видеть у студента в начале мелодии I ступень, когда в действительности там V. Ведь педагог только что воспроизвел вам трезвучие! И не использовать эту настроечную подсказку себе на пользу просто глупо.

Мелодия, как известно, состоит из фраз. Запомните, какие из них повторяются. Повторы облегчают написание МД, и наше счастье, что музыка почти не может существовать без повторов. Не пользоваться ими опять же неразумно. Если две абсолютно одинаковые фразы (копии друг друга и по мелодии, и по ритму) в тетради студента становятся разными, это говорит об абсолютном отсутствии работы головного мозга в данный момент.

Поняв, сколько в мелодии фраз, постарайтесь примерно определить, сколько в ней тактов. Чаще всего их, конечно, 8, но бывает и другое количество. Попытайтесь наметить, какие из записанных нот приходятся на сильные доли, уяснить ритм каждого такта. И, пожалуйста, запомните: если в первой фразе был затакт, то в остальных он (в 99 % случаев) сохранится. Поэтому не ставьте тактовую черту перед началом новой фразы: она наверняка вам понадобится лишь после начала фразы.

При следующих проигрываниях уточняйте движение (по гамме, по аккорду, опевание), интервалы, ступени, скачки... Много чего надо уточнить. Но и проигрываний впереди немало!

И пожалуйста, не забывайте случайные знаки! Уже на первом году обучения появляется гармоническая и мелодическая ступени в миноре, чуть позже – они же в мажоре, а там и прочие альтерированные ступени. Их легко услышать, если хорошо представляешь себе звучание обычной натуральной гаммы и соотношение ее простых ступеней.

Так что пойте гаммы, пойте аккорды, пойте интервалы в тональности и вне. Это можно делать и в домашних условиях.

А на уроке – никакой паники!

Успехов!

© Сергей Богомолов,

кандидат искусствоведения,

преподаватель ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова

(специально для нашего сайта, 2015)