Несколько слоёв смысла — картины китайского художника Лю И. Liu Yi: достояние нации

Есть такой китайский художник Лю И (刘溢), довольно известный в Китае. Его кисти принадлежит картина «Китайская прислуга» (中国女仆), которая дает очень хорошее понимание о геоцентрической системе мира китайцев, в центре вселенной которых располагается Поднебесная. Для интересующихся Китаем далеко не секрет, что китайцы нация надменная, и хотя китайцы не будут это говорить вам в лицо, но все народности находящиеся за китайской стеной продолжают считать варварами.

Для начала предлагаю посмотреть на картину в большом разрешении.

Сюжетец довольно странный. Голые и не очень голые белые тетки на переднем плане, некоторые сидят на земле. А самих китайцев и не видно, только проглядываются где-то на заднем плане. Сразу встает вопрос о названии картины. Где, собственно, прислуга. Известно, кто китайский язык чрезвычайно богат на символы и намеки, что способствовало широкому распространению аллегорий не только в литературе, но и в китайском искусстве в целом. Я уж не говорю о богатстве нумерологии, восходящей к ицзину. Для понимания сюжета картины, надо иметь в виду, что она написана в начале 2009 года, когда мировой кризис, порожденный США, охватил планету. Китай, единственная страна, которая смогла противостоять ему, и на которую Запад теперь возлагает надежды, что она вытащит его из экономического кризиса. Поэтому три тарелки, доверху наполненные едой, можно рассматривать как намек – жрите западные варвары, Китай достаточно богат, чтобы не дать подохнуть с голоду и вам. Понятное дело, что у варваров не может быть никакой культуры еды. Они не владеют палочками, поэтому самое лучше для них есть руками и подобно собаке с земли.

Сейчас любимый лозунг китайцев: 五千年文明,十三亿和谐! Пять тысяч лет цивилизации, тринадцать раз по сто миллионов живущих в гармонии! Ни одна страна в мире не имеет историю, сопоставимую по продолжительности с историей Китая. Ни одна нация не имеет численности, сопоставимой с численностью китайцев. В настоящее время руководит Китаем Ху Цзиньтао. Обратите внимание на китайца на заднем плане и сравните с фотографией Ху.

Ху Цзинтао выведен в качестве китайского работяги, плодами трудов которого кормится и западное отребье на переднем плане, которое никак не ценит это, расплескивая еду на землю.

Еще один намек содержится в форме разлитого пятна. Сравните его с картой США. Разбитое яйцо тоже неспроста, оно символизирует кокнувшуюся финансовую систему Америки.

Кстати, о США. Вполне возможно, что разжиревшая тетка в центре картины, как раз и является образом Америки.

Интересные аналогии прослеживаются и с другими лицами.

Думаю, что в картине масса других аллегорий, которые западному взгляду просто не понятны. Таким образом название картины заставляет задуматься, а кто будет на самом деле слугой в этом мире?

В Китайский художник Лю И нарисовал картину с "девушкой Россией" в соблазнительной позе

Собственно, текст:
Хочу вам рассказать о картине китайского художника Лю И (刘溢), живущего в Торонто, под названием "Пекин 2008" (北京2008). Эта картина была выставлена на Нью-Йоркской выставке в 2005 году.

Эта картина в последнее время вызвала большой резонанс в западном обществе, особенно в интернете. Художник - Лю И, канадский китаец. 6 марта 2005 года на одной выставке в Нью-Йорке он выставил картину, которая вызвала много размышлений и спекуляций, потому что называлась она "Пекин 2008".

Эта картина очень необычная, на ней изображены четыре девушки, играющие в мацзян (маджонг). В картине скрыт глубокий смысл.

Азиатская девушка, сидящая на первом плане, спиной к зрителю, с татуировкой на спине - это Китай.

Сосредоточенно играющая в мацзян девушка слева - Япония.

Девушка в длинных одеждах, склонившая голову - США.

Лежащая в соблазнительной позе - Россия.

Девочка, стоящая сбоку - Тайвань.

Девушка "Китай" собрала "пэн" "восточный ветер" [прим. 1]. Что это означает? Здесь есть два уровня смыслов. Во-первых, Китай пользуется "восточным ветром", чтобы активно развиваться; во-вторых, "Дунфэн" - "Восточный ветер" - название серии баллистический ракет, принятых Китаем на вооружение. С одной стороны, у Китая уже хорошая ситуация, с другой - неизвестно, что сложится из оставшихся костей. Но что-то эта девушка делает с другими костями под столом.

У Америки вид полного понимания происходящего, четкого плана. Она смотрит на Тайвань с глубоким и задумчивым выражением лица, как будто она с одной стороны хочет прочитать что-то на лице Тайваня, а с другой - как будто на что-то ей намекает своим выражением лица.

Россия лежит с как будто незаинтересованным происходящим видом, но это не совсем так. Ее нога стоит на колене у Америки. Рука же передает Китаю кости, как будто они вдвоем, Россия и Китай, тайно ведут взаимовыгодную игру.
Японка сосредоточенно смотрит на стол, и не имеет понятия, что творят остальные игроки, только смотрит себе в "руку" [прим. 2]

Тайвань одета в красный "дудоу" [прим. 3]. Может быть, это говорит о том, что она - последняя настоящая преемница китайской культуры. В одной руке у нее чаша с фруктами, в другой - нож для фруктов. Она с мрачным, даже злобным выражением лица смотрит на Китай. Но она ничего не может поделать, не может присоединиться к игре. И неважно кто победит, она только лишь может чистить им фрукты.

За окном берег реки, облачное небо, должно быть это намек на кризисное состояние по обе стороны пролива [прим. 4], способное перейти в критическую фазу от малейшего дуновения ветра.

Необычен и портрет на стене. Усы от Сунь Ятсена, лысина от Чан Кайши, общие черты лица от Мао Цзедуна.
Стоит поговорить и об одежде четырех девушек.

Китай с обнаженной грудью, на ногах юбка и нижнее белье.

Америка в халате и белье, но обнажена ниже пояса.

На России осталось только нижнее белье.

Япония полностью обнажена.

Это тоже отражение состояния каждого государства.

С первого взгляда кажется, что Америка одета приличнее всех, и она самая сильная. На остальных игроках не хватает одежды, чтобы прикрыть все части тела, Америка же одета с иголочки. Но она уже обнажила "нижний предел", а Китай и Россия, хоть и выглядят голыми, все же пока держат свои потайные места прикрытыми.

Предположим, что эта партия - на раздевание. Кто проигрывает - снимает следующую деталь одежды.

Если в этом раунде проигрывает Китай, то, сняв один предмет гардероба, она окажется в таком же состоянии, как сейчас Россия (так же, как при распаде СССР).

Если проиграет Америка, то тоже разденется до состояния России.

Если проиграет Россия, то останется без единой тряпки.

А на Японии уже ничего и так не осталось.

Похоже, что Россия взяла лишнюю кость [прим. 5] и теперь просто подыгрывает остальным игрокам. Но она меняется костями с Китаем, и получается, что на самом деле Япония выполняет роль подыгрывающего. Но ей уже нечего проигрывать, и если она проиграет, то выйдет из игры.

Подведем итог.

Америка больше всех прикидывается приличной девушкой, выглядит самой одетой. Но и опасность ей грозит немаленькая. Если она сейчас проиграет, то уступит место гегемона.

У России, похоже, сговор с обеими сторонами, она здесь самая коварная и лицемерная. Ситуация похожа на Китай после освобождения [прим. 6], который склонялся и к Советскому Союзу, и к Америке. Своих собственных сил у нее не хватает, и она может существовать и развиваться, только колеблясь между двумя сторонами.

Костей Китая мы не видим. Сколько реальной китайской силы от нас скрыто? Но под столом она меняется костями с Россией. А Америка может только строить предположения о том, чем там занимаются Россия и Китай, пытаясь прочесть выражение лица Тайваня. Япония в полном неведении, продолжает играть в свою игру. Самые непостижимые для нас кости - Китая.

Япония… Прочие совершают столько действий, и у нее практически нет возможности выиграть. А если она проиграет, то сразу же выйдет из-за стола.

Тайвань. Она наблюдает за всем со стороны и видит все, что творят игроки, и все понимает. Но у нее нет ни статуса, ни возможностей вступить в игру, и нет права голоса. Но её недовольство ситуацию не изменит, она может только быть прислужницей и чистить фрукты победителю.

Победителем будет либо Китай, либо Америка, здесь сомневаться не приходится. Но нужно четко понимать, что у Америки сила есть, но играет-то она в мацзян, китайскую игру, не в западный покер, и играет по китайским правилам. Что тогда останется от её тщательно продуманного плана?

Примечания.

"Пэн" (碰) - комбинация из трех одинаковых костей мацзяна, в данном случае костей "дунфэн" - восточный ветер.
"Рука" - набор костей, сданный игроку.
"Дудоу" - аналог бюстгальтера в Китае, популярный при династиях Мин и Цин (XIV - XX века).
Имеется в виду Тайваньский пролив, отделяющий остров Тайвань от материкового Китая (провинции Фуцзянь).
Игрок, взявший лишнюю кость в мацзяне, не имеет права выиграть, то есть сложить выигрышную комбинацию, а может только продолжать игру, помогая другим игрокам собирать их комбинации.
Освобождением в Китае называют 1949 год и приход к власти Коммунистической партии во главе с Мао Цзедуном.

Хочу вам рассказать о картине китайского художника Лю И (刘溢), живущего в Торонто, под названием "Пекин 2008" (北京2008). Эта картина была выставлена на Нью-Йоркской выставке в 2005 году.

Эта картина в последнее время вызвала большой резонанс в западном обществе, особенно в интернете. Художник – Лю И, канадский китаец. 6 марта 2005 года на одной выставке в Нью-Йорке он выставил картину, которая вызвала много размышлений и спекуляций, потому что называлась она "Пекин 2008".

Эта картина очень необычная, на ней изображены четыре девушки, играющие в мацзян (маджонг). В картине скрыт глубокий смысл.

Азиатская девушка, сидящая на первом плане, спиной к зрителю, с татуировкой на спине – это Китай.

Сосредоточенно играющая в мацзян девушка слева – Япония.

Девушка в длинных одеждах, склонившая голову – США.

Лежащая в соблазнительной позе – Россия.

Девочка, стоящая сбоку – Тайвань.

Девушка "Китай" собрала "пэн" "восточный ветер" [ прим. 1 ]. Что это означает? Здесь есть два уровня смыслов. Во-первых, Китай пользуется "восточным ветром", чтобы активно развиваться; во-вторых, "Дунфэн" – "Восточный ветер" – название серии баллистический ракет, принятых Китаем на вооружение. С одной стороны, у Китая уже хорошая ситуация, с другой – неизвестно, что сложится из оставшихся костей. Но что-то эта девушка делает с другими костями под столом.

У Америки вид полного понимания происходящего, четкого плана. Она смотрит на Тайвань с глубоким и задумчивым выражением лица, как будто она с одной стороны хочет прочитать что-то на лице Тайваня, а с другой – как будто на что-то ей намекает своим выражением лица.

Россия лежит с как будто незаинтересованным происходящим видом, но это не совсем так. Ее нога стоит на колене у Америки. Рука же передает Китаю кости, как будто они вдвоем, Россия и Китай, тайно ведут взаимовыгодную игру.
Японка сосредоточенно смотрит на стол, и не имеет понятия, что творят остальные игроки, только смотрит себе в "руку" [ прим. 2 ]

Тайвань одета в красный "дудоу" [ прим. 3 ]. Может быть, это говорит о том, что она – последняя настоящая преемница китайской культуры. В одной руке у нее чаша с фруктами, в другой – нож для фруктов. Она с мрачным, даже злобным выражением лица смотрит на Китай. Но она ничего не может поделать, не может присоединиться к игре. И неважно кто победит, она только лишь может чистить им фрукты.

За окном берег реки, облачное небо, должно быть это намек на кризисное состояние по обе стороны пролива [ прим. 4 ], способное перейти в критическую фазу от малейшего дуновения ветра.

Необычен и портрет на стене. Усы от Сунь Ятсена, лысина от Чан Кайши, общие черты лица от Мао Цзедуна.
Стоит поговорить и об одежде четырех девушек.

Китай с обнаженной грудью, на ногах юбка и нижнее белье.

Америка в халате и белье, но обнажена ниже пояса.

На России осталось только нижнее белье.

Япония полностью обнажена.

Это тоже отражение состояния каждого государства.

С первого взгляда кажется, что Америка одета приличнее всех, и она самая сильная. На остальных игроках не хватает одежды, чтобы прикрыть все части тела, Америка же одета с иголочки. Но она уже обнажила "нижний предел", а Китай и Россия, хоть и выглядят голыми, все же пока держат свои потайные места прикрытыми.

Предположим, что эта партия – на раздевание. Кто проигрывает – снимает следующую деталь одежды.

Если в этом раунде проигрывает Китай, то, сняв один предмет гардероба, она окажется в таком же состоянии, как сейчас Россия (так же, как при распаде СССР).

Если проиграет Америка, то тоже разденется до состояния России.

Если проиграет Россия, то останется без единой тряпки.

А на Японии уже ничего и так не осталось.

Похоже, что Россия взяла лишнюю кость [ прим. 5 ] и теперь просто подыгрывает остальным игрокам. Но она меняется костями с Китаем, и получается, что на самом деле Япония выполняет роль подыгрывающего. Но ей уже нечего проигрывать, и если она проиграет, то выйдет из игры.
Подведем итог.

Америка больше всех прикидывается приличной девушкой, выглядит самой одетой. Но и опасность ей грозит немаленькая. Если она сейчас проиграет, то уступит место гегемона.

У России, похоже, сговор с обеими сторонами, она здесь самая коварная и лицемерная. Ситуация похожа на Китай после освобождения [ прим. 6 ], который склонялся и к Советскому Союзу, и к Америке. Своих собственных сил у нее не хватает, и она может существовать и развиваться, только колеблясь между двумя сторонами.

Костей Китая мы не видим. Сколько реальной китайской силы от нас скрыто? Но под столом она меняется костями с Россией. А Америка может только строить предположения о том, чем там занимаются Россия и Китай, пытаясь прочесть выражение лица Тайваня. Япония в полном неведении, продолжает играть в свою игру. Самые непостижимые для нас кости – Китая.

Япония… Прочие совершают столько действий, и у нее практически нет возможности выиграть. А если она проиграет, то сразу же выйдет из-за стола.

Тайвань. Она наблюдает за всем со стороны и видит все, что творят игроки, и все понимает. Но у нее нет ни статуса, ни возможностей вступить в игру, и нет права голоса. Но её недовольство ситуацию не изменит, она может только быть прислужницей и чистить фрукты победителю.

Победителем будет либо Китай, либо Америка, здесь сомневаться не приходится. Но нужно четко понимать, что у Америки сила есть, но играет-то она в мацзян, китайскую игру, не в западный покер, и играет по китайским правилам. Что тогда останется от её тщательно продуманного плана?
Примечания.

"Пэн" (碰) – комбинация из трех одинаковых костей мацзяна, в данном случае костей "дунфэн" – восточный ветер.
"Рука" – набор костей, сданный игроку.
"Дудоу" – аналог бюстгальтера в Китае, популярный при династиях Мин и Цин (XIV – XX века).
Имеется в виду Тайваньский пролив, отделяющий остров Тайвань от материкового Китая (провинции Фуцзянь).
Игрок, взявший лишнюю кость в мацзяне, не имеет права выиграть, то есть сложить выигрышную комбинацию, а может только продолжать игру, помогая другим игрокам собирать их комбинации.
Освобождением в Китае называют 1949 год и приход к власти Коммунистической партии во главе с Мао Цзедуном.

Мастер Лю И (Liu Yi) является выпускником шанхайского университета, он обучался на художественном факультете Восточно-китайского педагогического.

После этого он отправился продолжать образование в Академию искусств Китая, для того чтобы пройти класс акварели. Лю И на протяжении своей деятельности занимал значительные должности в разных китайских ассоциациях искусств. Художник появился на свет в 1958 году в Шанхае. Там собственно Ли И и начал обучаться рисованию с самого детства, а в дополнение постигал искусство балета. Живопись в итоге стала приоритетом, но обучение балету оставило определенный отпечаток на творчестве художника.

На протяжении обучения художник всегда отличался прилежностью и получал высокие оценки от педагогов, первым из которых был Чень И Вей, который преподавал живопись маслом. Помимо этого интересы Ли простирались в область традиционной китайской живописи .

К слову, эти направления живописи самые популярные на территории Китая и могут легко обеспечить профессионального художника существенным доходом. И такой мастер как Лю И запросто мог стать очень богатым. В Китае доход весьма ценится и не считается чем-то предосудительным, напротив высокий достаток считается частью семейного благополучия и процветания каждой отдельной личности в целом.

Но все сложилось иначе. Лю И посетил выставку акварели в 1982 году, и сразу же стал поклонником именно этого жанра и отказался от предыдущих увлечений. Если смотреть на самого Лю И, то создается впечатление человека, который существует в каком-то собственном возвышенном и романтичном измерении, немного эфемерном и удивительно красивом, таком как акварельная живопись.

В итоге, поступив в университет, художник стал обучаться именно акварели и там стали приобретать собственную уникальную технику. Об этом следует сказать отдельно.

Отличительной чертой создания портретов является использование ярких базовых цветов: голубого и ярко-розового. Для того чтобы создавать серые оттенки Лю использует сиену смешанную с ультрамарином, а для теплых участков просто чистую жженую сиену. При этом Лю практически не использует белильные цвета, только розовый.

Следующей удивительной деталью является работа ограниченным количеством кисточек . Художник берет только кисть (традиционную китайскую) с темным ворсом, которую сплющивает, так чтобы пишущая часть являлась плоской. Ребром пишутся мелкие детали, а основной плоскостью заливки цвета.

Такую крупную кисть Лю предварительно готовит в течение полугода, используя для промывки палитры. Благодаря этому крупная кисточка становится более мягкой и приобретает нужные свойства.

Помимо этого мастер использует мягкий флейц, которым пишутся фоны, и смачивается бумага. Для того чтобы выбирать светлые участки используется плоская и короткая синтетическая кисть. Более кисточек Лю не использует, а бумагу берет только полностью из натурального хлопка, с зерном rough fin или grain fin.

В зависимости от разновидности рисунка применяется разная техника. К примеру, пейзажи мастер пишет только по сухой поверхности.

Для того чтобы начать работу художник смачивает полностью и растягивает полотно на оргстекле или планшете и приклеивает по периметру скотчем. Далее после легкого подсыхания пишет изображение при помощи светлой охры, дает подсохнуть и снова смачивает. Портреты пишутся (в отличие от пейзажа) по немного влажноватой поверхности.

Для того чтобы создать на портрете эффект мягкого растекания Лю берет отдельный влажный участок и заполняет сначала яркие базовые тона, а потом использует более темные и теплые детали. Влажные участки пишутся до схватывания акварели, темные части и детали (например, глаза) пишутся вторым слоем. При этом для того чтобы передать свежее впечатление портрет Лю всегда начинает писать с головы.

Отличительным умением мастера является филигранное дозирование воды и умение смачивать бумагу. В работе Лю не пользуется феном, но умеет делать даже крупные картины, работая постепенно. Помимо этого Лю не пользуется белилами, как знают многие ценители, отсутствие использования белил в работе является признаком мастерства.

У мастера Лю И есть цикл замечательных акварельных работ на тему его родной Янцзы. Так же много произведений живописца на тему родного города: мосты, аллеи, сады и т.д. Все работы очень наполнены художественной, воздушной атмосферой и очень поэтичны.

Лю И с детства занимался балетом, но как шутит сам мастер: «лицо у меня слишком круглое, не для балета» — то победила акварель. Но и балет остался в сердце художника на всю жизнь, поэтому множество картин посвящены именно ему.

При этом произведения живописца невероятно романтичны, это своеобразный мир, где все выглядит воздушно и красиво.

Лю И несет красоту другим людям. В этом он и видит предназначение художника: позволить увидеть красоту мира. По словам самого мастера, многие не могут оценить красоту балета, к примеру, но посмотрев на его картины обретают видение красоты и понимание этого искусства.

C 6 по 12 июня я была на курсе у китайского мастера акварели Liu Yi. Как это было, я писала .

А я просила читателей написать свои вопросы к мастеру. Большую часть из них мне удалось задать, поэтому сегодня расскажу вам о нем.

Ну что вам сказать, от Лю И я в восторге. Не только как от художника, но и от личности.

Лю И – очень близкий и понятный нам человек. В противовес международной тусовке он также, как и мы, русские, томился по-испански длинными ужинами, без следа звездности общался и стремился всем помочь – что-то подвинуть или поднести чемодан.

Liu Yi консультирует студентов по их домашним работам

Он сам подчеркивал, что русские люди и искусство ему близки. Китайцы многому научились у нашей академичекой школы живописи и всегда смотрят на творчество российских художников. Наверно, поэтому в процессе мастер-класса у меня постоянно возникало ощущение, что я смотрю на работы мастера периода соцреализма.


Конечно, работы Лю И при этом очень романтичны. Глядя на него, возникает ощущение, что он живет в каком-то своем мире, где все выглядит красиво и возвышенно. Написанные им с натуры портреты были совсем не копией портретируемого. Яркая Мона из Мадрида, чьи иранские черты вдохновили мастера на два портрета, в его акварелях была такой же светлокожей и светлоглазой, как и все его балерины.

В своих портретах Лю И, похоже, ставит задачу не отобразить образ человека, который сидит перед ним, а создать красивое произведение искусства. Поэтому черты лица моделей он подвергает корректировке в соответствии со своим представлением о красоте: кожу побелее, носик поменьше, глаза … да, глаза тоже чуть меньше, чем в натуре… Видимо, это китайская ментальность…

Мастер начал обучаться рисованию с детства. И с детства же занимался балетом . Но поскольку “лицо у меня слишком круглое, не для балета”- шутит Лю И, то победила живопись. И балет стал ее частью.

В школе живописи Лю И всегда был в отличниках. Начинал он с живописи маслом у известного китайского живописца Чень И Вэя, также изучал китайскую традиционную живопись. У художника были все шансы стать успешным и богатым, “ездить на Феррари”, поскольку именно эти виды живописи востребованы в Китае. Но в 1982 г. Лю И посетил выставку акварели и, что называется, пропал. Он понял, что акварель – его судьба. И пусть эта живопись в Китае не ценится, пусть у него будет Порш вместо Феррари, но он будет писать именно акварелью! Так что в университете Лю И учился рисовать акварелью.

О технике живописи Liu Yi.

Мастер использует краски в тюбиках фирм Winsor&newton, Van Gog и корейские Mission.
Что интересно, для живописи портрета он использует очень яркие базовые цвета: ярко-розовый и голубой. Активно использует жженую сиену для теплых участков и смешивает ее с ультрамарином для создания серых оттенков. Белильных цветов в его наборе нет. Разве что розовая.

Кисти в пенале мастера парные. Сначала я думала, что он использует разные для теплых и холодных оттенков. Однако оказалось, что на деле он активно использует лишь одну – крупную китайскую кисть темного ворса (видимо, это волк). В процессе работы он ее сплющивает так, чтобы получился плоский кончик вместо тонкого. И таким образом он пишет и крупные заливки, и, повернув ребром, мелкие детали.

Примечательно, что Лю И не рисует сразу новой кистью. Сначала он полгода ее оббивает, моет ею палитру. Кисть становится мягче, податливее, приобретает нужное ему качество.
Вторая рабочая кисть – широкий мягкий флейц для смачивания бумаги и написания фонов.
А третья – плоская кисть из жесткой синтетики с коротким ворсом. Этой кистью мастер выбирает светлые места.

Сорта бумаги для работы: Аrshes, Fabriano, 100% хлопок, зерно grain fin или rough fin.

Перед работой Лю И смачивает лист с обеих сторон, растягивает его на планшете или оргстекле и фиксирует клейкой лентой по краям. Как только сверху бумага подсохнет, делает рисунок сразу кистью, светлым раствором охры. Дает рисунку подсохнуть и опять смачивает. Портрет пишет по едва-едва влажной поверхности., пейзаж – по сухой.

В работе над портретом , чтобы сделать мягкое растекание краски, движется “от куска”. Т.е. выбирает участок, который успеет написать по влажному, сначала заполняет его светлыми оттенками нежно розовых и сиреневых цветов, в них вводит более теплые и темные. Пишет это место, пока краска не схватилась. Детали и темные участки, глаза, например, пишет вторым слоем.

В работе над натюрмортом начинает писать с фона, чтобы создать среду, а в портрете – с головы, чтобы не потерять свежесть впечатления.
Если работа крупная, то может писать ее несколько сеансов, продолжая идти от участка к участку. Фен художник не использует. Он виртуозно дозирует количество воды на кисти и влажность бумаги.

Лю И не исключает использования резерважа , маск флюида, но никогда не пользуется белилами. Подтверждает, что отказ от белил – признак мастерства.

О композиции, предназначении и творческом кризисе.

Китай, в силу особенности традиционной живописи и каллиграфии, дал много виртуозных акварелистов. Причина, как думает Лю И, в том, что китайцы с детства приучены к работе кистью. У них уже изначально есть чувство линии и пятна, ощущение сухости-влажности кисти при работе тушью по рисовой бумаге. Кроме того, сама китайская живопись с ее стилизацией и символизмом, особой перспективой, формирует правильное отношение к акварели как к графической технике. Художник в этом случае не становится рабом натуры, он трансформирует ее под нужный ему образ.

Для больших серьезных работ мастер обязательно делает эскизы . Он говорит, что особенно важно продумать композицию до ее нанесения на большой лист. Ведь акварель ошибок не прощает. Поэтому порой он пишет и вторую, и третью версию картины. Хотя иногда этюд с натуры на пленэре бывает гораздо свежее и интересней, чем его возможный дубль. В нем есть главное – впечатление.

Лю И видит предназначение художника в том, чтобы открывать другим красоту мира. “У художника другой взгляд на мир. Есть много людей, которые не понимают и не любят балет. Но глядя на мои картины, они видят, как это красиво. И им открывается эта сторона жизни.”