Новый балет «Гамлет. Билеты на балет Гамлет (Большой театр)

Премьера балет

На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера двухактного драматического балета "Гамлет", поставленного на музыку Шостаковича международной командой авторов. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.


Англичане Деклан Доннеллан (режиссер), Ник Ормерод (сценограф) и молдаванин Раду Поклитару (хореограф) уже ставили Шекспира в Большом: в 2003 году они показали современную версию "Ромео и Джульетты", не похожую на традиционный балет. Спектакль, исполненный риска и драйва, был принят критикой и молодой публикой, но долго в репертуаре не продержался: наследники Прокофьева сочли, что с музыкой композитора обошлись некорректно, и спектакль запретили. Память об этой успешной работе надолго пережила саму постановку, заставив худрука балета Большого Сергея Филина вновь обратиться к творческому триумвирату — на сей раз с предложением поставить "Гамлета".

По признанию хореографа Поклитару, по собственной воле постановщики эту пьесу не выбрали бы — слишком интеллектуальна. Тем не менее заказ они приняли и целых три с половиной года сообща подыскивали музыку (в итоге выбрали 5-ю и 15-ю симфонии Шостаковича), разрабатывали концепцию и писали либретто, доминантой которого стала тема утраты (близких людей, своего места в жизни, самой жизни) — как самая "эмоциональная" из всех возможных.

Отказав в интеллектуальных способностях балету как жанру, соавторы столь же скептически оценили интеллектуальный уровень балетной публики. "Гамлета" нам рассказывают, как мыльный сериал. Вот день рождения малолетнего принца (Гамлету, Лаэрту и Офелии лет по десять): любящие родители, почтительные придворные, Йорик в виде клоуна с зонтиком. Вот малолетних героев подменяют взрослые, и деятельный дядя, всучив Гамлету чемодан, выпихивает его за границу. Вот старого короля, распростертого на кровати-каталке, свора медиков залечивает до смерти, а горюющую у тела Гертруду лицемерно утешает Клавдий. Вот вернувшийся Гамлет попадает на свадьбу дяди и матери; вот призрак отца в больничной пижаме, материализовавшись из дымной квадратной дыры в заднике, показывает сыну правду об убийстве: в той же клубящейся белым дымом потусторонней дыре разыгрывается пантомима — Клавдий наливает яд в ухо спящему королю. И таким вот образом — серией пантомимных эпизодов с минимальным вкраплением пластических отступлений — трио авторов добирается до конца пьесы.

Выглядит это не просто наивно — удручающе старомодно: персонажи спектакля, одетые как в 1950-е годы, по существу, ничем не отличаются от обряженных по-средневековому актеров архаичного немого фильма, который Гамлет демонстрирует королю в качестве "мышеловки". Грандиозная музыка Шостаковича (под руководством маэстро Дронова оркестр Большого звучит с трагической мощью) самым жестоким образом разоблачает убожество режиссерского решения и особенно хореографии. За 12 лет, прошедших с "Ромео и Джульетты", хореограф Поклитару наработал небогатый набор штампов, позволяющий ему процветать в качестве руководителя камерного "Киев модерн-балета", но явно недостаточный для постановки в Большом. "Гамлет" просто кишит авторскими клише и откровенными заимствованиями. В который раз руки влюбленного очерчивают силуэт любимой (выражение нежности), балерину раскручивают за ногу-за руку, как в фигурном катании (демонстрация отчаяния), рука героя извивается "рыбкой" (намек на неуверенность) — список можно продолжить. И снова кордебалет таскает персонажей на руках, как в "сцене у балкона" 12-летней давности, и опять Гамлет баюкает на руках призрак отца, как в поклитаровской "Палате N6" доктор Рагин качал в объятиях своего несчастного пациента. Свои вымученные комбинации иссякший хореограф рачительно использует дважды: во втором акте они проходят по разряду "воспоминаний".

Похоже, Раду Поклитару сам чувствует, что переборщил со штампами: во всяком случае, в сцене сумасшествия Офелии, скопированной с "Жизели" (разве что шпага заменена пистолетом), он вроде бы намекает на некую постмодернистскую игру. Однако правила ее непонятны ни зрителям, ни актерам, выкладывающимся в этом спектакле с самоотдачей, достойной лучшего применения и вызывающей искреннее сочувствие. Умный, тонкий, интеллигентный Денис Савин (Гамлет) выжимает максимум смысла из галопа актерских мизансцен, из скукоживающихся в воздухе разножек своих обрывистых монологов, из пластически скудных объяснений с Офелией (Анастасия Сташкевич), из встреч с покойным Йориком, пророчески пронзающим его зонтиком в спину,— точно так нанесет смертельную рану Гамлету вояка Лаэрт. В этой роли творческие возможности и темперамент Игоря Цвирко буквально скованы постоянной муштрой: под предводительством Лаэрта прекрасный мужской кордебалет Большого беспрестанно играет в "солдатики", маршируя строем вдоль и поперек рампы.

Этот — военный — мотив балетного "Гамлета", тщательно маскируемый семейной мелодрамой с криминальной начинкой, предстанет во всей наглядности в финальной сцене, когда все "покойники" поднимутся с пола и уйдут в клубящиеся белым дымом ворота на заднике, а сцену заполнят "войска Фортинбраса" — десантники в камуфляже и беретах, с автоматами наперевес.

Так зрителю дают понять, что на самом деле этот спектакль о гибели одряхлевшей империи, тщетно умножающей зло в попытках сохранить свой фасад. Военная доктрина Клавдия, весь первый акт пестующего щеголеватых гвардейцев, а во втором бросающего их в решающее закулисное сражение одновременно с организацией убийства своего чувствительного племянника, оборачивается крахом. Сценография это подтверждает со всей очевидностью: исполинская гравюра с изображением интерьера имперского дворца, которой Ник Ормерод покрыл всю сцену, под финал окажется разорванной в клочья. Политическую подоплеку своего спектакля соавторы преподнесли с опасливостью нашкодивших мальчишек, а зря: в стране, где в разгар брежневской цензуры Театр на Таганке играл своего отважного "Гамлета", такая трактовка встретила бы большее понимание, чем байки про клоуна Йорика и его одинокого затравленного подопечного. Правда, для того, чтобы сделать настоящий политический балет, игрушечных солдатиков и "десантников" мало. Надо обладать духовной силой и мощным талантом Любимова, Боровского и Высоцкого. А вот с этим у международного трио большие проблемы.

Новый балет «Гамлет» Большой театр представил совсем недавно, весной 2015 года. Эта нашумевшая постановка хореографа Раду Поклитару и режиссера Деклана Доннеллана стала их второй совместной работой в стенах БТ. Кстати, первый раз они здесь ставили «Ромео и Джульетту» - также шекспировское произведение - в 2003 году.

Особенности спектакля «Гамлет» в Большом театре

Для своей новой работы тандем Поклитару-Доннеллан выбрал музыку Дмитрия Шостаковича - Пятую и Пятнадцатую симфонии. По словам режиссера, этот композитор жил в эпоху, когда на творческую личность оказывалось огромное общественное и идеологическое давление. Поэтому в музыке Шостаковича ощущается «какой-то глубинный смысл, то, о чем он не мог сказать во весь голос».

Либретто для этой постановки создавалось 3 года. На репетициях режиссер подолгу беседовал с артистами, раскрывая все нюансы поведения героев и вкладывая в каждый их жест особый глубинный смысл. Основная тема балета «Гамлет» в Большом театре - потеря, ее осознание и принятие или непринятие героями. А потому перед зрителями предстанет довольно необычная интерпретация шекспировского произведения.

Так, действие начинается с детства Гамлета: теплые воспоминания о счастливой семье. Здесь же еще живой придворный шут Йорик. Призрак датского короля предстает перед нерешительным Гамлетом-юношей в белой пижаме. Под занавес - Офелия в гробу и бутафорские автоматы, нацеленные на зрительский зал... Однако театральная Москва такой спектакль «Гамлет» в Большом театре приняла на ура. Шекспировская трагедия по-прежнему никого не оставляет равнодушным.

«Гамлет» в Большом театре: балет или не балет - вот в чем вопрос

Некоторые критики говорят о том, что новая постановка - это компиляция балета, пантомимы и классического драмтеатра. Однако известный провокатор и мастер эпатажа Раду Поклитару вовсе не ставит первенство и главенство танца под сомнение. Просто ему отведена равная роль вместе с драматической составляющей, а потому, как говорил Джорж Баланчин, если вам не нравится балет, просто закройте глаза и послушайте музыку. Кстати, в 1970 году советский хореограф Константин Сергеев уже ставил свой балет «Гамлет», но и тогда не обошлось без трудностей и даже скандалов. Премьер Михаил Барышников наотрез отказался играть главную роль, аргументировав это тем, что он не представляет, каково это, стоять полчаса в аттитюде, изображая вечный вопрос: «Быть или не быть»?

На одной из пресс-конференций журналисты задали вопрос Доннеллану, ощущает ли он нехватку слов при создании этого сложнейшего произведения. Режиссер ответил, что танец способен передать эмоции, которые не имеют словесных ограничений. Можно ли станцевать шекспировское произведение? Опыт Поклитару и Доннеллана показывает, что можно.

Мы предлагаем вам самостоятельно найти ответ на вопрос, возможна ли постановка балета «Гамлет», и заказать билеты в Большой театр.

Как попасть в зрительный зал?

С нами вы сможете купить билеты на балет «Гамлет» в Большой театр в режиме онлайн не выходя из дома. Для этого в разделе «Афиша» выберите подходящую дату, а затем перейдите на интерактивную схему зрительного зала. На ней указаны свободные и занятые места. Чтобы купить билеты в Большой театр на балет «Гамлет», вы можете выбрать подходящие по цене ряд и кресло, добавить их в веб-корзину и сразу оплатить.

Если у вас появились вопросы по процедуре оформления заказа или вам не удается совершить онлайн-покупку, вы всегда можете связаться с нашими операторами, позвонив по номеру телефона, который видите на экране.

Это интересно

Раду Поклитару был хореографом церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи.

Британский режиссер Деклан Доннеллан - обладатель наград «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска».

В новом «Гамлете» много возрастных партий. Для их исполнения были приглашены бывшие солисты БТ.

Знаменитый британец Деклан Доннеллан не любит слов. В отношении режиссера драмы это звучит странно, но что есть, то есть. Тембр, интонация, динамика фраз в его постановках порой важнее вербального смысла. Хореограф Раду Поклитару коллегу хорошо понимает, поскольку в своем искусстве занимает аналогичную позицию — не любит танец. Прекрасная бессмыслица чистого движения для него нечто вроде морока, а история, рассказанная почти бытовыми жестами, имеет полное право на существование.

«Гамлет», созданный этим тандемом, - находка для теоретиков жанра. Балет - не балет, драма - не драма, намек на фильм (сцена «Мышеловки» идет на экране) так и остается намеком. Пластический дайджест? Тоже не в точку - в сокращенном пересказе отдельные события и персонажи могут выпасть, здесь же их с избытком. Есть, например, отсутствующие у Шекспира именины Гамлета-подростка и клоун с зонтиком, он же «бедный Йорик», который в оригинале присутствует лишь в виде черепа.


Пожалуй, правильнее назвать новый спектакль Большого театра пантомимным комиксом. Расширение сюжета и появление персонажей, упоминаемых в первоисточнике мельком, для этого жанра ход привычный. И выстроенные в серию «картинки» из жизни королевского двора соответствуют данному формату. Для каждой найден выразительный стоп-кадр. Концептуальные моменты - Гамлет с черепом, погибшие герои, удаляющиеся в белый дым, - этим кадром исчерпываются. Для остальных предусмотрена серия объясняющих движений.

Вот Лаэрт с Гамлетом склонились над гробом Офелии. Секунды всматривания в дорогое лицо - и пошел бодрый «оживляж» с постепенным нарастанием количества персонажей. Гамлет заключает в объятия безжизненное тело, Лаэрт пытается ему помешать, у обоих находятся противники и сторонники из числа участников похоронной процессии. Потасовка обрывается так же неожиданно, как и началась, - на очереди следующая «картинка».

Ноу-хау комиксовой технологии от Доннеллана и Поклитару - быстрота и натиск. На смену декораций («дворцовые» кулисы и задник от Ника Ормерода) времени нет. На лирические отступления и философские раздумья - тоже. В проигрыше остаются и зрители (все-таки на балет пришли, а танца нет), и критики: судить об исполнителе роли Гамлета по паре сольных пробежек - занятие бесперспективное.

Но самое главное - нет времени сообразить, о чем, собственно, спектакль. Буклет с интервью авторов подсказывает: о потерях, которые нас меняют. И в самом деле - Гамлет, прежде чем уйти в белый дым, теряет Йорика, отца, Офелию, мать. Уходят в мир иной и менее дорогие ему Полоний, Лаэрт, Клавдий. Но как действуют на героя эти утраты и действуют ли они вообще, совершенно непонятно. Никаких примет, кроме изменившегося выражения лица, не наблюдается. Причем тот, кто сидит дальше партера, не видит и этого.


«Ромео и Джульетта», предыдущий балет творческого дуэта, повествовал о преградах, разделяющих людей. Чтобы осознать это, не требовалось ни буклета, ни напряжения мимических мышц. Достаточно было мощного сценического образа - персонажей разъединял и возвращал друг другу живой балкон. В «Гамлете» ничего подобного нет, а комиксовых ресурсов для выведения сюжета на символический уровень явно недостаточно.

А что же музыка Шостаковича? - возникает закономерный вопрос. Неужели Пятая и Пятнадцатая симфонии не в состоянии рассказать о потерях и обретениях?

Музыка прекрасна. И оркестр под управлением Игоря Дронова справляется со сложными симфоническими задачами. Но с таким же успехом можно было сыграть эти произведения в концертном зале - контакт музыкального и сценического действия исчерпывается метроритмическими совпадениями. Как в немом кинематографе, где таперу предписывалось подобрать соответствующее по временным параметрам сопровождение. Тем не менее, Шостакович «Гамлету» в помощь. С качественной партитурой и слабый спектакль имеет шанс задержаться на сцене. Особенно если при просмотре следовать совету Джорджа Баланчина: «Не нравится балет - закройте глаза и слушайте музыку».

Мировая премьера в Большом театре. На новой сцене сегодня впервые покажут балет «Гамлет» на музыку Шостаковича. Создатели спектакля балетмейстер Раду Поклитару - хореограф церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Сочи; и режиссёр Деклан Доннеллан - обладатель премий «Золотая маска» и «Хрустальная Турандот». Больше десяти лет назад на сцене Большого театра они поставили свою версию балета «Ромео и Джульетта», в этот раз снова творческий союз, и снова Шекспир.

Полдесятка драматических театров выпускали в прошлом году к юбилею Шекспира на сцену своих «Гамлетов». И вот настал черед здесь, в Большом, станцевать принцу датскому.

Но, вопреки ожиданиям, именно к драматургии здесь было внимание особое. Артисты Большого под впечатлением: впервые половина репетиционного времени у них уходила на работу с режиссером - одним из самых крупных специалистов по Шекспиру, британцем Декланом Доннелланом.

«Всё начиналось с того, что с нами разговаривали - это было очень необычно. Деклан нас всех собирал - сажал рядом с собой, и разговор мог длиться от десяти минут до часа. Каждому он объяснял, что сегодня будем делать. Столько мы не думали ни в одном балете!» - поделился солист Большого театра Денис Савин.

Над чем подумать было! На создание либретто ушло три года. В итоге балетное повествование получилось гораздо шире шекспировского. Начинается оно с детства Гамлета. В нём ведь сокрыты все мотивы и причины дальнейшего развития событий и переживаний - они для этой постановки важней!

«Все спрашивают меня - не чувствовал ли я нехватки слов? Отвечаю, - я так счастлив поработать наконец без них! Все великие писатели - Пушкин, Чехов, Шекспир - знают, что слова на самом деле не работают. Эту трагедию мы не рассказываем здесь, через неё с помощью танца мы передаём эмоцию, которая как раз в своём выражении не ограничена», - отметил Деклан Доннеллан.

О партитуре думали долго. Это теперь Деклан Донналлан говорит: связь между «Гамлетом» и Шостаковичем существовала для него всегда. Ведь оба жили в эпоху «подавленного и скрываемого». Изначально же была даже идея специально заказать музыку.

«Хороший композитор расписан на очень много лет вперед. Поэтому, к сожалению, мы получили отказ. И сейчас мы понимаем, что к счастью - потому что когда мы нашли Пятую и Пятнадцатую симфонии Шостаковича, то поняли, что это наш первый и второй акты. До нас была написана музыка гениальная абсолютно, которая точно соответствует нашему либретто», - рассказал хореограф Раду Поклитару.

Главный акцент в этой истории - на теме потери. Восемь смертей за два часа - артистам балета надо было не просто станцевать, пережить!

«Нас очень часто всех ругают за то, что за последнее время из театра уходит театр - сегодня как раз тот самый случай - когда театр возвращается на нашу сцену!» - заявил художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин.

Искушенный русский зритель «Гамлета», танцующего на сцене, видит всё же впервые. И удивится он, скорее всего тому, что «как станцевать "быть или не быть"» - здесь не вопрос.