Писатель максим горький -уходящая натура? Неизвестные факты из жизни Горького.

Менее чем через 15 месяцев будет 150-я годовщина со дня рождения А.М.Горького. Думается, правительству России, общероссийским писательским объединениям, театральным и другим культурным организациям целесообразно начать подготовку к проведению общественных мероприятий, приуроченных к этой юбилейной дате. Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький достоин памяти современного российского общества. ОН гениальный художник слова и искренний человек, увлекавшийся социалист и романтический реалист, его выдающееся и масштабное литературное наследие является связующим звеном между старой и новой Россией.

В связи с данной темой ниже приводится обстоятельная и интересная статья «Именитый и отверженный», опубликованная 21.11.2016г. на интернет -портале SUBNET , автор материала Resepter.

И ИМЕНИТЫЙ И ОТВЕРЖЕННЫЙ

«Он пришёл в литературу вовремя, с высокой волной революции, и знал, зачем пришёл». Самуил Маршак, русский и советский поэт, драматург, (1887-1964гг.)

Русский писатель, прозаик, драматург Алексей Максимович Горький (Алексей Максимович Пешков, 16 (28) марта 1868г.- 18 июня 1936г.) также известен как Максим Горький. На рубеже XIX и XX веков являлся одним из самых читаемых авторов в мире. Он был признанным создателем произведений с революционной настроенностью, лично близким социал-демократам, находившимся в оппозиции царскому режиму. Начав литературную деятельность с изображения романтизированных деклассированных персонажей («босяков»- протестующих героев, не находящих себе места в жизни), пройдя мировоззренческий путь идеолога богостроительства и литературного евангелизма, Горький затем стал литературным выразителем интересов всех трудящихся людей, проводником идеи коренного социального, политического и культурного преображения России. Горький видел в литературе не столько способ художественно-эстетического самовыражения, сколько нравственно-политическую деятельность с целью изменить мир. Он выступил литературным провозвестником грядущих глобальных социальных преобразований.

Писатель быстро получил мировую известность. По словам А.В. Луначарского: «Уже первое появление, первые успехи Горького обратили на него пристальное внимание Европы. Поражало то, что это выходец из «низов». Поражала его разнообразная многострадальная биография. Особенно поражал только ему присущий тон - и в его гневных разоблачениях того ада, который общество устроило своим «низам», и в полётах его мечты к грандиозному и лучезарному человеческому счастью».

В начале ХХ века слава Максима Горького сравнялась с популярностью замечательных русских художников слова - А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.21 февраля 1902г. А.М.Пешков (Максим Горький) был избран в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Но, прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано царским правительством, под предлогом того, что новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим мировые авторитеты –писатели В.Г.Короленко и А.П.Чехов отказались от членства в Академии. После свержения монархии, 20 марта 1917г. Горький был избран почётным членом повторно. Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918г., 1923г., 1928г., 1930г. и 1933г. В 1923-1924 годах в Берлине было выпущено 22-х томное собрание сочинений А.М. Горького. В 1949-1955 годах в Москве осуществлено издано собрание произведений писателя из 30 томов (включая художественные сочинения, письма и критические статьи). Максим Горький являлся самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918-1986 годы. Общий тираж 3556 изданий его литературных произведений составил 242,6 млн. экземпляров. Если же принимать в расчёт не только советских писателей, то в тот период А. М. Горький уступил лишь корифеям литературы Л.Н. Толстому и А. С. Пушкину.

Однако, в последние 20 лет отечественные литературные критики и политики делают вид, что Максима Горького, как писателя и человека, в культурной жизни России не было.

Горький – явление мировой литературы

Максим Горький как писатель появился на исторической грани двух миров - мира капитализма и мира социализма. По образному выражению видного литературоведа, Горький миру отходящему, умирающему - пел отходную, миру нарождающемуся, идущему ему на смену - он пел «Многая лета». Максим Горький выступил Буревестником скорой социальной революции и художником нового прогрессивного общественного строя ещё до того, как вышедший на историческую арену рабочий класс похоронил русский капитализм. В 1898 году вышли два тома очерков и рассказов Горького, и он становится едва ли не самым популярным писателем современности, властителем дум передового русского общества. Талант молодого художника слова заметили и приветствовали классики отечественной литературы и словесности Лев Толстой и Антон Чехов. Их личное знакомство с Максимом Горьким состоялось в период 1900-1901гг. Чехов видел важнейшую заслугу Горького в том, что он «первый в России и вообще в свете заговорил с презрением и отвращением о мещанстве и заговорил именно как раз в то время, когда общество было подготовлено к этому протесту». Знаменитые горьковские «Заметки о мещанстве» впервые появились легальной большевистской газете «Новая жизнь» (1905г., 27 и 30 октября, 13 и 20 ноября). Этот остро акцентированный очерк В.И. Ленин высоко оценил как образец боевой революционной публицистики.

А.М. Горький – русский писатель с мировым именем, собеседник и постоянный корреспондент выдающихся классиков зарубежной литературы Ромена Роллана, Герберта Уэллса и Бернарда Шоу. Максима Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи с прогрессивными прозаиками Европы и Америки: Т. Драйзером, Дж. Лондоном,А.Барбюсом, М.Андерсен-Неске, А.Франсом. Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя системами общечеловеческого устройства, Горький являлся связующим звеном между старой и новой Россией. «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами - прошлым и будущим, а также между Россией и Западом» (из письма Ромена Роллана к А.М. Горькому от 18 марта 1918г.).

В начале ХХ века российская и мировая культура пополнилась новым самостоятельным направлением творчества Максима Горького - литературным портретом. Этот жанр дал возможность писателю донести будущим поколениям светлые образы представителей передовой русской интеллигенции - носительницы прогрессивной культуры. Обладая феноменальной художественной памятью, хранившей неисчерпаемые запасы наблюдений, Горький создал яркие литературные портреты Льва Толстого, Антона Чехова, Владимира Стасова, Владимира Короленко, Александра Блока, Леонида. Андреева, Николая Каронина, Николая Гарина-Михайловского, Иннокентия Анненского и многих других. Шедевром этого ряда горьковских эссе считается литературный портрет В.И.Ленина (1930г.).

В мировой литературе о Максиме Горьком вряд ли найдётся более проникновенная по глубине и более яркая по форме характеристика его творческого гения, чем та, которую дал Горькому прославленный на Западе писатель и поэт Стефан Цвейг. В речи, произнесенной ко дню 60-летия со дня рождения А.М.Горького, в 1928 году, австро-британский прозаик и литературный критик сказал:

«Зоркую память Горького я причисляю к немногим подлинным чудесам нашей эпохи, и я не знаю ничего в современном искусстве, что могло бы хоть отдаленно сравниться с ясностью и точностью его глаза. Ни намека на мистический туман не застилает глаз этого художника, ни пузырька лжи не застряло в кристально чистой линзе, которая не увеличивает и не уменьшает, никогда не даёт искажённого или перекошенного изображения, неверной картины, никогда не усиливает света и не углубляет тьму; глаз Горького видит только ясно, только правду, и это непревзойдённая правда и недосягаемая ясность...». «Когда Максим Горький рисует образ, то я готов поклясться, что этот человек был именно такой, каким увидел и описал его Горький, точь-в-точь - не лучше и не хуже; здесь ничего не примыслено и ничего не убавлено, ничего не приукрашено и не умалено, здесь в чистом, незамутненном виде схвачена неповторимая сущность одного человека, постигнута до конца и претворена в образ. Нет снимка среди тысяч фотографий Льва Толстого, нет описания в рассказах тысяч его друзей и посетителей, где бы он предстал перед нами более живым, более явственным в своей современной истинности, чем на неполных шестидесяти страницах, которые Горький посвятил ему в своих «Воспоминаниях». И точно так же, с той же правдивостью и таким же беспристрастием, как этого величайшего из русских, с кем ему довелось повстречаться, Горький описывал ничтожнейшего бродягу, презреннейшего цыгана, с которым судьба столкнула его на большой дороге. Гениальность горьковского видения носит одно имя - правдивость...». «Этот честный, справедливый человек, этот великий художник никогда не мнил себя вождём, не притязал на роль судьи, не пытался слыть пророком-он только отстаивал права своего народа, свидетельствовал о его душевной глубине и нравственной силе. Как и надлежит чистосердечному свидетелю, он не приукрашал правду и не отрицал её, не произносил речей, а давал отчёт, не декларировал, а повествовал. Без пессимизма в мрачные годы и без ликования в годы успеха, стойкий в час опасности и скромный в час удачи, он выстраивал людей, одного подле другого, в своих книгах, пока они сами не стали множеством, не стали народом и образом извечного народа - основы основ всякого искусства и всякой творческой силы. Поэтому эпопея Горького (трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Воспоминания» - ред.) не туманный миф о русской душе, а сама русская действительность, подлинная и неопровержимая. Благодаря книгам Горького мы можем по-братски понять Россию как близкий, родственный нам мир, без отчуждённости, без внутреннего сопротивления, а это и есть наивысший долг писателя - разрушить преграды между людьми, далёкое сделать близким и объединить народы с народами, сословия с сословиями в конечном всечеловеческом единстве...».

Достоинство творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную миссию. Писатель стремился разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости. Он принял посильное участие в организации первой мировой социалистической революции, а затем включился в процесс созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

Творчество Максима Горького - богатейшая палитра красок, картин, людей, образов, глубокой и мудрой мысли. Это героическая ода о человеке и его труде. Для великого гуманиста Горького человек был центром и гордостью вселенной, мерилом всех вещей. Писатель провозгласил: «Человек! Это звучит гордо!». Он утверждал: «Человек есть орган природы, созданный ею как бы для её самопознания и преобразования».

Горьковский гимн человеку неотделим от утверждения им великой преобразующей роли труда. Во всей мировой литературе никто с таким благоговением не относился к труду, как Максим Горький. Он был певцом человеческого труда. Слитность человеческих усилий в труде звучала для него музыкой. Коллективный труд воспринимался им как своего рода оркестр. Общечеловеческий труд Горький воспринимал как всепланетную симфонию человеческого созидания.

Горький и советская литература

В эпоху Серебряного века русской словесности (начало XX века) Максим Горький был весьма значимой фигурой в отечественной литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного преобразования общества, оказало заметное влияние на творчество многих действующих и вновь мастеров слова, появившихся в первой в мире социалистической стране. С особой остротой Горький чувствовал великую роль и значение художественной литературы в эпоху революционного перелома в жизни народа. Он утверждал, что писатель, властитель дум и чаяний народа, «никогда не является случайностью, он всегда историческая необходимость; он - явление, вызванное к жизни духовной работой нации, насыщенное её творческой силою, оправданное её потребностью видеть свою жизнь отраженной в искусстве...».

В тяжком и голодном 1918 году, в советской России Максим Горький организовал новое издательство «Всемирная литература» при Наркомпросе РСФСР. Его великий замысел заключался в том, чтобы «русский гражданин получил в своё распоряжение все сокровища поэзии и художественной прозы, созданные в течение полутора веков». В предисловии к большому каталогу будущих изданий, составленному на нескольких европейских языках, торжественно на весь мир Горький провозгласил вещие, непреходящие мысли о литературе. Он утверждал: «Литература - сердце мира, окрылённое всеми радостями и всем горем его, мечтами и надеждами людей, отчаянием и гневом их, умилением человека перед красотою природы, страхом перед её тайнами; это сердце неугомонно и бессмертно бьётся жаждой самопознания: как будто в нём все вещества и силы природы, создавшие в лице человека высшее выражение своей сложности и разумности, стремятся уяснить сущность и цель своего бытия.

Литературу можно также назвать всевидящим оком мира, оком, взор которого проникает в глубочайшие тайники жизни человеческого духа; книга - простая вещь, так привычная нам, - есть, в сущности своей, одно из величайших и таинственных чудес земли: кто-то неведомый нам, иногда говорящий языком непонятным, отделённый от нас на тысячи верст, начертил на бумаге различные соединения трех десятков знаков, именуемых буквами, литерами; и, глядя на них, мы, чуждые и далекие создателю книги, таинственно постигаем смысл всех слов, идей, чувств, образов, любуемся описанием картин природы, восхищаемся красивой мерностью речи, музыкой слова... Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Гениальный художник новой эпохи Алексей Максимович Горький был подлинным реалистом и одновременно самым возвышенным романтиком. В этом творческом сплаве реализма и романтизма писатель выступил родоначальником нового направления, новаторского стиля мировой литературы, который впоследствии получил название социалистический реализм.

Главной задачей этого метода литературного творения М.Горький считал «возбуждение социалистического, революционного миропонимания, мироощущения». «Гордый, радостный пафос...придаст нашей литературе новый тон, поможет ей создать новые формы, создаст необходимое нам новое направление - социалистический реализм» .

Он указывал, что для верного изображения и осознания сегодняшнего дня надо чётко видеть и представлять день завтрашний, будущее, исходя из перспектив развития, показывать сегодняшнюю жизнь, ибо, только зная и правильно представляя будущее, можно переделывать настоящее. По утверждению писателя, «смотреть на настоящее из будущего» ничуть не означает тягу к приукрашиванию действительности, её идеализации: «Социалистический реализм - искусство сильных! Достаточно сильных для того, чтобы бесстрашно смотреть в лицо жизни...».

Социалистический реализм Горьким трактовался как реалистически верное изображение жизни в её развитии с позиций марксистского мироощущения. Он писал: « Научный социализм создал для нас высочайшее интеллектуальное плоскогорье, с которого отчётливо видно прошлое и указан прямой и единственный путь в будущее...». Писатель требовал правды, но правды не отдельного факта, а истины, озаренной великими идеями великого завтра.

Горький не отождествлял свою личную писательскую манеру с методом социалистического реализма, считая, что широкие рамки этого художественного метода способствуют выявлению и развитию различных художественных индивидуальностей и стилей. Ни свои, ни чьи-либо другие формулы и «установки» по литературному процессу он не рассматривал как директивные и окончательные. На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович написал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».

Алексей Максимович Горький был великим тружеником литературного дела. Его жизненный подвиг столь же непостижим, как и широта художественной одаренности писателя. В это же время он занимался огромной общественной работой в литературной сфере. Создал издательство «Academia»(1921/1922г.), журнал « Литературная учёба»(1930г.), книжные серии «История фабрик и заводов»(1931г.), «История гражданской войны в СССР», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия». Возобновил издание книжной серии «Жизнь замечательных людей» (с1933г.). По инициативе Горького в Москве был организован первый литературный институт(1933г.).

А.М.Горький воспитал целое поколение прозаиков и поэтов, многие из которых завоевали мировую славу. Нет ни одного советского писателя, поэта или прозаика -современника Горького, к творческому росту которого он оставался бы равнодушным, не сказал ему нечто очень важное для его творческого будущего.

Крупный русский советский писатель Константин Федин (1872-1977гг.) вспоминал: «В письмах ко мне Алексей Максимович касался многих тем, отвечая на мои вопросы, возражая мне, иногда вступая в обстоятельный спор, переходящий из одного письма в другое... Но главной темой переписки всегда была литература. О писателе, его труде, его произведении Алексей Максимович писал с любовью и великой страстью. Его письма жгут, как огонь: прикосновенье к ним захватывает дыхание. Он считал дело литературы священным и сумел внушить такое отношение к ней младшим писателям, которые имели счастье общаться с ним, своим ученикам и друзьям».

Любое мало- мальски значительное событие в русской литературе, в литературе советских национальных республик и в мировой литературе встречало пристальное внимание русского писателя Алексея Максимовича Горького.Его мощный интеллектуальный потенциал художника, [мат] гениального литературного дарования и авторитет организаторского таланта явились в буквальном смысле духовной школой возродившихся или вновь возникших советских национальных литератур в республиках и краях необъятной социалистической страны.На литературных традициях Максима Горького выросла целая плеяда ныне широко известных писателей старшего поколения.По праву считается, что Максим Горький явился отцом великой дружбы культур всех советских народов.

В области литературы, культуры вообще, Горький пользовался огромным авторитетом, но всегда слушал мнение других, никогда не считал своё суждение «истиной в последней инстанции», в своих статьях и выступлениях выражал концепции, выработанные советской литературой тех лет в целом. Он считал дело литературы делом коллективным, окрик, приказ, команда в литературе представлялись Горькому недопустимыми. В 1927г. он написал прозаику и драматургу Борису Лавреневу (1881-1959гг.): «Я не квартальный надзиратель и вообще не «начальство», а такой же русский литератор, как и Вы». На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович начертал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».

Во всех своих выступлениях Горький подчеркивал значение культурной традиции. Это было тем более важно, что нигилистические наскоки на классическое наследие прошлого были нередким явлением в первые годы становления новой, советской культуры.

Максим Горький, будучи больным, в 1922-1930 годах находился на излечении в Италии. Но, и здесь за тысячи километров от России, писатель жил жизнью своего народа, следил за всем, что совершалось на его родной земле, своими публицистическими статьями и выступлениями участвовал в литературном процессе советской страны. По возвращении на Родину Горький много сил, энергии и воли отдал созданию Союза советских писателей. Он был вдохновителем и «первым среди равных» участником Первого съезда писателей СССР в 1934 году, на котором многонациональная советская литература предстала как единая, всесоюзная, всенародная.

Алексей Максимович Горький видел величайшее значение съезда в том, чтобы творческая работа писателей впредь вдохновлялась «основной, организующей идеей», идеей большевизма - «коренного преобразователя мира». Народность и партийность, глубокая осознанность писателем своего долга перед народом, перед историей - вот что должно определять направление и смысл творчества каждого советского писателя. «Отныне, - говорил Горький, - понятие «беспартийный литератор» останется только формальным понятием, внутренне же каждый из нас почувствует себя действительным членом ленинской партии...».

В письме И.В.Сталину Максим Горький 2 августа 1934г.писал о состоянии советской литературы того периода: «…мы имеем дело по преимуществу с людьми 30 лет, т.е. пережившими в отрочестве и юности «тяжелые времена», а эти времена отразились на психике многих 30-летних весьма вредно: люди слишком жадны к удовольствиям жизни, слишком спешат насладиться и не любят работать добросовестно. А некоторые «спешат жить» так стремительно, что поспешность их вызывает такое впечатление: люди не уверены в том, что действительность, создаваемая партией, достаточно окрепла и будет развиваться именно так, как развивается, думают, что мужик только притворяется коллективистом и что у нас есть все посылки к фашизму и что «война может возвратить нас дальше, чем к нэпу». Если б это думал только мещанин, обыватель, тогда неважно, но так думают некие «партийцы», это мне кажется тревожным, хотя, как известно, я - «оптимист».…Все выше - и очень неполно - сказанное убеждает меня в необходимости серьезнейшего внимания к литературе - «проводнику идей в жизнь», добавлю: не столько идей, как настроений. …Союз литераторов необходимо возглавить солиднейшим идеологическим руководством… Культурно-революционное значение литературы понимается немногими».

Горького удивляло, что отечественных писателей недостаточно привлекает тема труда, тема советского рабочего класса: «Для трех тысяч литераторов, зарегистрированных в Союзе (Союзе советских писателей - ред.), любимым героем остается всё ещё интеллигент, сын интеллигента и его драматическая возня с самим собою». Невыносимо тяжёл, подневолен был труд в царской России, беспощадно и ярко описанный Горьким. Но вот пришёл Октябрь, и писатель, обращаясь к свободному, вдохновленному созиданием советскому труженику, восклицает: «Ты - неистощимая [мат], создающая всё, неиссякаемый источник творчества!». «В нашей стране всякий труд должен превращаться в искусство преображать мир». В одной из своих статей Алексей Максимович написал: «Всю мою жизнь я видел героями только людей, которые любят и умеют работать, людей, которые ставят целью себе освобождение всех сил человека для творчества, для украшения земли, для организации на ней форм жизни, достойных человека».

Крупнейший писатель своего времени, Максим Горький считал, что любой прозаик (поэт) не вправе рассматривать литературу как личное, индивидуальное дело. Он считал своё творчество, как и творчество других писателей - старых и молодых, знаменитых и малоизвестных, - частью огромного дела всей советской литературы, всего советского народа. Горький был равно добр и равно строг к литератору, заслужившему почёт и признание, так и к автору первой в жизни книги. Известный поэт, прозаик, литературовед Корней Чуковский (1882-1969гг.) вспоминал: «...не следует думать, что мы, писатели, получали от него (Горького- ред.) одни лишь хвалебные письма. Для оценки наших литературных работ у него был единственно твёрдый критерий: интересы советских читателей, и если ему казалось, что мы наносим этим интересам ущерб, он чувствовал себя вынужденным высказывать нам самую жестокую правду».

Горького отправляют в забытье

В постсоветской России буржуазная интеллигенция оседлала культурную жизнь страны и подмяла под себя литературный процесс. Её либеральные идеологи и практики намерены изъять (выбросить) из общественного сознания и памяти народа писателя Максима Горького, чьи мировоззрение и творческий талант были обращены к выражению жизненных интересов трудящихся классов. Авангардисты изящной словесности - «литературные чистильщики» стремятся не допустить молодое и подрастающее поколения россиян к чтению горьковских произведений, остро обличающих уродливые пороки капитализма и восторженно воспевающих величие человеческих отношений в социалистическом обществе. В ход пущены разнообразные приёмы и способы очернения личности, принижения писательского мастерства и охаивания общественной деятельности А.М.Горького.

Российские неолибералы считают А.М. Горького средним, в общем – то, прозаиком и драматургом. Политические диссиденты и литературные оппоненты всех направлений умышленно обыгрывают идейные и творческие метания Горького, акцентируют внимание на его неоднозначных отношениях с вождями большевизма в разные периоды жизни.Утверждается, что с чисто литературной стороны большинство произведений А.М.Горького качественно довольно слабые. Лучшими в его творчестве снисходительно считают ранние автобиографические повести, где дана реалистическая и живописная картина русской жизни конца XIX века.

Прежде всего, праволиберальные литературные деятели упрекают пролетарского писателя в том, что он поставил своё творчество на службу коммунистическому движению. Очевидным примером считается тенденциозный, по их мнению, роман «Мать», написанный Максимом Горьким в 1906г. сразу по следам декабрьских (1905г.) протестных выступлений рабочих в крупных городах царской России. По мнению неокритиков, тема этого весьма посредственного в художественном отношении произведения, была выбрана автором конъюнктурная –присоединение к революции простой рабочей женщины после ареста её сына, участвовавшего в рабочей забастовке.

Особенно рьяно и гневно креативные современные «литвожди» осуждают опубликованную Горьким (март 1932г.) в двух центральных советских газетах «Правда» и «Известия» статью-памфлет под названием, которое стало крылатым, «С кем вы, мастера культуры?».Утверждают: выдержанная в стиле ленинско-сталинской пропаганды, она призывала писателей, художников и артистов заниматься творчеством, руководствуясь марксистским мировоззрением. Оппоненты злонамерено полагают, что именно в силу социалистической ориентации творчества Максима Горького советское руководство выставляло его крупнейшим русским писателем своего времени, выходцем из народа, верным другом компартии. После возвращения в СССР в 1930г., в последние годы жизни Максим Горький был окружён официальным признанием как «буревестник революции», «великий пролетарский писатель», отец «социалистического реализма». Во время праздничных демонстраций на Красной площади в Москве Горький поднимался на трибуну мавзолея вместе со Сталиным и другими членами Политбюро компартии.С 1929г. А.М. Горький являлся членом ЦИК СССР. Его скульптуры и портреты распространили по всей стране. Одна из главных московских улиц, Тверская, была переименована в честь писателя, так же, как и его родной город, Нижний Новгород (1932г.) Самый большой самолет в мире, АНТ-20, построенный в середине 1930-х годов авиабюро Туполева, назвали « Максим Горький ». Имя М. Горького было присвоено многим областным драмтеатрам, одной из центральных киностудий в Москве. Практически в каждом крупном населённом пункте союзных республик СССР имелась улица Горького. В 1933г. связи с 65-летием со дня рождения Максим Горький награждён высшей государственной наградой орденом Ленина.

Российские неолибералы видят в творчестве Горького воплощение скользкого соглашательского компромисса. Они постоянно подчеркивают колебаниия его взглядов на советский строй, припоминают неоднократную критику Горьким большевицкого режима. Вместе с тем, критики настаивают, будто творчество Горького было встроено в арсенал сталинской пропаганды. Так, 20-23 июня 1929г. Максим Горький совершил поездку в Соловецкий лагерь особого назначения, где получил от лагерников подробные сведения о страшных жестокостях, которые там творятся. Тем не менее, по итогам поездки на Соловки он написал хвалебную статью о советской карательной системе. На Западе эта статья о Соловецком лагере вызвала бурную критику. Тогда Горький стал стыдливо пояснять, что находился под давлением советских цензоров на Соловках. Позже, в 1934г. А.М. Горький выступил соредактором литературного сборника, который славил построенный рабским трудом заключённых Беломоро-Балтийский канал. Книга убеждала, что в советских «исправительных» лагерях совершается успешная «перековка» бывших «врагов пролетариата».

Максим Горький утверждал, что центром его творчества является глубокая вера в ценность человеческой личности, прославление человеческого достоинства и несгибаемости посреди жизненных тягот. В самом себе писатель видел «мятущуюся душу», которая стремится найти выход из противоречий надежды и скептицизма, любви к жизни и отвращения перед мелочной пошлостью окружающих. Однако, «литературные чистильщики» уверяют, что эти заявления были по большей части аффектированными. В этом их.якобы убеждают стиль книг Горького и подробности его общественной биографии. Трагизм и запутанность в жизни и литературных произведениях писателя отразили крайнюю двусмысленность его радужных обещаний полного революционного преображения мира, маскировавших корыстную жажду власти и звериную жестокость противоположных по общественно-социальным устремлениям людских страт.

Зоилы от литературоведения пишут, что когда Максим Горький изображал жизнь нищих с самых низов общества («босяков»), с сильными преувеличениями живописуя их трудности и унижения, то он будто бы усиленно вносил в свои рассказы наигранную патетику « человечности». И стало быть, благодаря такому приёму, писатель снискал репутацию единственного литературного выразителя интересов рабочего класса, сторонника идеи коренного социального и политического переустройства России. Между тем, творчество А.М. Горького восхваляли интеллигенты и «сознательные» рабочие. Антагонисты же считают, что те художественные достоинства его произведений, о которых обычно говорят, не искупают вредного значения содержащихся в них проповеди и идеализации «босячества». «Босяк», - этот новый, кабацкий Фауст, не нашедший в мире ничего его удовлетворяющего, этот новый вертепный Демон, не желающий благословить ничего во всей природе- идет походом на Бога, потому что Он не так создал мир, на людей, потому что они - гады, жулье и лицемеры, на жену, потому что она ему мешает, на города и деревни, потому что они ему противны. «Литературные чистильщики» утверждают: не будь этого босяцкого катехизиса, проповедуемого Горьким, его сочинения никогда не имели бы того успеха, который они получили в своё время. Либеральные эстеты от литературы полагают, что «Босяк», мечтающий всех передушить,- существо, вовсе не безопасное для общественного спокойствия.

Нападая на А.М. Горького, «мастера» закулисных провокаций не гнушаются грязными наветами и спекуляциями. Так, по утверждению некоторых литературоведов возвращение Горького на Родину, в советскую страну в 1930г. обусловлено отнюдь не политическими убеждениями писателя, его давними симпатиями к большевикам.Якобы здесь главным обстоятельством было искреннее стремление Горького избавиться от сделанных во время жизни за границей крупных долгов (в том числе по денежным авансам у издателей его литературных произведений.).Также стали говорить, что значение М.Горького в организации и проведении Первого съезда писателей СССР было преувеличено. Утверждают, что на самом деле его роль являлась чисто декоративной. Якобы,зачитанный Горьким на том съезде основной доклад о советской литературе составлен в аппарате ЦК ВКП(б) при участии Кагановича,Жданова, Мехлиса и отредактирован Сталиным. К тому же, подготовку съезда осуществлял Оргкомитет, деятельность которого направляли секретарь ЦК партии А.А.Жданов и замзав орготделом ЦК А.С. Щербаков. Последний на съезде писателей был избран секретарём правления СП СССР. Вновь муссируется давно запущенная байка о том, что мол- де, Сталин затаил злобу на Максима Горького за отказ написать его художественную биографию, подобной созданному писателем эссе о В.И.Ленине. Такое литературное произведение должно было ещё больше возвеличить Сталина как единственного законного наследника Ленина. Когда Горький под разными предлогами уклонился от выполнения «заказа» генсека ВКП(б), то писатель с мировым именем, считавшийся к тому же идеологическим соперником вождя, был умещвлён по приказу Сталина. Затем, смерть «Буревестника» тот использовал для организации в стране кровавой чистки старых партийных кадров. Стало быть, по утверждению доморощенных «политэкспертов» ,хотя и невольно, «упрямство» Горький явилось предтечей жестоких политических репрессий конца 1930-х годов.

Какой вклад внёс в мировую и русскую литературу Алексей Максимович Горький? Ведь не могли же ошибаться все вместе: Короленко, Чехов и Лев Толстой, относившиеся к дарованию Горького очень серьёзно. И вряд ли Федору Шаляпину изменило природное чутье, когда до последних лет долгой дружбы верил он, что главное у писателя Горького - искренность. Наконец, читатели. Ведь это только потом, начиная с 1930- годов, Максима Горького сделали в Советском Союзе официальным классиком, которого каждый обязан знать. Но, ведь тридцать лет до этого Россия знала и читала Горького без всякого приказа.

ГОРЬКИЙ, Максим (Горький, Максим; автонім: Пешков, Алексей Максимович - 28.03.1868, м. Нижний Новгород, теперь - Горький - 18.06.1939, Горки под Москвой) - русский писатель.

Алексей Максимович Пешков, который избрал себе литературный псевдоним Максим Горький, является одной из самых противоречивых фигур в русской литературе 1-ой пол. XX ст. Талантливый писатель, достойный продолжатель лучших традиций русской литературы XIX ст., мыслитель-моралист, который всегда и везде вставал на защиту Человека, оказался жертвой собственных романтических иллюзий, певцом и винтиком страшной машины идеологического террора, которая, в конце концов, уничтожила и его самого.

Горький родился 28 марта (по новому стилю) 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Пешкова. После смерти отца воспитывался в семье своего деда, который имел собственную красильню. Начальное образование Алексея составили два класса училища, которое он не смог закончить из-за недостатка средств. С тех пор будущий писатель, по его собственному признанию, вынужден был «пойти в люди», зарабатывая на пропитание нелегким трудом. Сначала он прислуживал в лавке, потом нанялся к чертежника, мыл посуду на пароходе, работал в иконописной мастерской. Летом 1884 г. Горький попытался поступить в Казанский университет, но вместо учебы «университетами» для него стала жизнь, тяжелая борьба за существование. Начались годы сложных скитаний, во время которых Горький сменил десятки профессий, пережил несколько тяжелых духовных кризисов, открыл для себя мир литературы, сблизился с революционно-народническим движением. Уже тогда его размышления о смысле жизни не были лишены внутренних противоречий, что даже подтолкнуло его в 1887 г. до попытки самоубийства. В записке, которая, к счастью, не стала посмертной, он написал: «В моей смерти прошу считать виновным немецкого поэта Гейне, который придумал зубную боль в сердце...» После револьверного выстрела Горький остался жить, но ранение спровоцировало туберкулезом, на которые он будет страдать всю жизнь. В 1888-1889 и 1891-1898 гг. Горький путешествует Российской империи (Поволжье, Ясная Поляна, Москва, Дон, Украина, южная Бессарабия, Крым, Кавказ). В этих путешествий, по словам самого писателя, его побудило «желание видеть - где я живу, что за люди вокруг меня». В 1889 году Горький был впервые арестован полицией, а после освобождения находился под наблюдением. На этот же период приходится и начало его творческой деятельности. Первая литературная публикация Горького состоялась в газете «Волжский вестник» 26 января 1885 года. Это был мелодраматический стихотворение о смерти девушки, которую против воли выдали замуж и она наложила на себя руки.

В 1889 г. состоялась встреча Горького с известным российским писателем В. Короленко, которому он показал свою поэму «Песнь старого дуба «. Несмотря на негативные отзывы на эти первые попытки, Горький продолжал писать и уже в 90-х годах XIX в. стал одним из самых значительных русских писателей. В 1892 году вышло в свет рассказа Горького «Макар Чудра». Им и принято датировать начало первого (раннего) периода творчества писателя, который условно длился до 1899 г. Небольшие рассказы, вошедшие во 2-томный сборник «Очерки и рассказы» (1898), принесли ему бешеную популярность не только в России, но и в Европе (с 1896 по 1904 гг. критическая литература о Горьком насчитывала свыше 1860 названий, а по свидетельствам современников писателя, его успех превзошел популярность Л. Толстого и Ф. Достоевского). Раннее творчество одновременно является и найдовершенішою частью творческого наследия Горького. Она, как считают, в наиболее сконцентрированной форме отразила литературные модернистские веяния эпохи и духовные и философские поиски самого писателя.

Философскую основу взглядов Горького этого периода составляет поиск нового гуманистического мировоззрения, который, по мнению писателя, должен вывести человека из состояния глубокого духовного кризиса, который охватил общество на рубеже веков, проявив себя в отрицании традиционной морали и кризисе человечности. Выход Горького усматривал в формировании активной позиции самого человека, в опираются на народные моральные основы, которые корректируют погрешности цивилизации. В философской позиции Горького этого времени много общего с Ф. Ницше. Оба они ставили человека выше Бога, в обоих прослеживаются элементы бунтарства, нигилизма. Впрочем, в отличие от Ницше, Горький шел не от Человека, а к ней, пытался морально оправдать нигилистическое бунтарство своих героев, отыскать в нем ростки природного гуманизма. Внутренний трагизм духовных поисков писателя заключался в том, что, ища пути преодоления крайнего субъективного индивидуализма Ницше, он пришел к теории коллективного, «общинного» индивидуализма.

Основная тема раннего творчества Горького - это поиск Человека («В наши дни, - писал он, - очень много людей, но нет Человека»), моральных принципов, которые будут определять достоин подражания идеал человеческой личности.

В своих ранних рассказах писатель соединил элементы реализма (социальная критика действительности, стремление к типизации) с приемами романтической поэтики: экзотические образы (босяки, цыгане, контрабандисты, мифологические и аллегорические фигуры) и пейзажи, необычные и даже экстремальные ситуации, придают произведениям фабульной остроты; четкая символика, родственная с мифологическими образами и сюжетами, ориентация на фольклорные жанры (легенда, сказка, песня).

В плоскости проблематики художественное новаторство Горького наиболее отчетливо проявилось в разработке нового типа героя - с активной, жизнеутверждающей позицией, с «солнцем в крови», сильного, гордого и красивого, способного укрепить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности...». Эта своеобразная «борьба за человека», за ее моральное самоутверждение составляет основной конфликт. Она присутствует практически во всех ранних произведениях писателя.

Творческий путь Горького принято рассматривать с рассказа «Макар Чудра» (1892). Оно открывает в прозе писателя цикл произведений, художественную основу которых составляет поэтика неоромантизма, а содержание направлено на раскрытие черт и моральных принципов, определяющих характер «настоящего» человека. Кроме «Макара Чудри», в этот цикл входят рассказы и стихотворения в прозе, в частности «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике «и др.

В композиционном плане «Макар Чудра» - рассказ в рассказе. Вмонтированную в повествование быль о романтической любви рассказывает старый цыган Макар Чудра. Героями его повествования является красавица Рада, дочь солдата Даниила, который пристал к цыганскому табору, и молодой цыган, Лойко Зобар. И Рада и Лойко более всего ценят чувство собственной независимости, они гордые и свободные, с «солнцем в крови». Они любят друг друга, но когда Совет ставит Лойко условие уступить его понятиями о мужском достоинстве и чести, признать превосходство его воли, Лойко предпочитает скорее принять смерть. Он убивает Раду и сам гибнет от руки ее отца. Таким же гордым и независимым предстает в произведении и рассказчик Макар Чудра, который решительно восстает против любых посягательств на свободу человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» («Старуха Изергиль», 1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа - старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической форме раскрывают полемику писателя с философией Ф. Ницше. Главный герой первой легенды, что воплощает образ ницшеанскому «Сверхчеловека», - Ларра, сын женщины и орла. Он убивает девушку, которая отказала ему в любви, через что люди прогоняют его, считая, что вечное одиночество будет для него самым ужасным из возможных наказаний. Герой другой легенды - Данко. В критический для народа момент он вырывает из груди собственное сердце, которым освещает дорогу посреди темного леса. Это помогает найти выход из лесной чащи, но люди быстро забывают о подвиге Данко, который спас их от гибели ценой собственной жизни.

Жизненная философия Изергиль находится как бы посередине этих двух мировоззренческих позиций. Поэтому и композиционно ее жизненная история размещена между двумя легендами. Основным содержанием жизни Изергиль была любовь - сначала к рыбалке, потом - до разбойника-гуцула, до турка - хозяина гарема и его сына, к монаху-поляка.

Одним из наиболее резонансных произведений Горького романтического цикла стал его знаменитое стихотворение в прозе «Песня о Буревестнике» («Песня о Буревестнике», 1901). «Песню о Буревестнике» он написал в Нижнем Новгороде 12 марта 1901 p., где Горький проводил революционную пропаганду среди студентов и рабочих. «Песня «вызвала бурю восторга в кругах революционно настроенной молодежи, превратившись в своеобразный гимн революции. Царская цензура запретила и «Песню», и журнал «Жизнь», в котором она была опубликована. Впрочем, проблематика произведения не такая уж и однозначная, как это пытались трактовать большевистские идеологи. Несмотря пов"язуваний с ее идейной направленностью революционный пафос, произведение, учитывая особенности мировоззрения раннего Горького, можно толковать и в других смысловых связях (горьківське видение настоящего человека, ее бунтарство против духовной косности мира). Отсюда вытекает и алегоризм образов «Песни», которые изображены по принципу контраста: на одном полюсе - идеал духовно возвышенной личности (Буревестник), а на другом - напуганные житейскими бурями людишки, воплощенные в образах чаек, гагар, пингвинов. Интересной деталью, характеризующей образ Буревестника, является сравнение его с демоном, в чем можно видеть скрытое эхо ницшеанских идей о Сверхчеловеке, которая восстает против Бога. Признаки неоромантизма в произведении такие: аллегорическая основа, обостренный эмоциональный пафос, исключительная личность в центре изображения, исключительность условий, в которых она изображена, подчеркнутость героического первоистока и т.д.

Примерно с середины 90-х pp. XIX ст. Горький начал писать цикл рассказов о т. н. «босяков» (воров, пьяниц, нищих, проституток и т.п.). Писатель считал, что они - социально отверженные, но не подавленные духом, морально богатые люди, выходцы из общественных низов, которые вобрали в себя лучшие черты народа, его психологию и мировоззрение. «Босяки были для меня, - писал Горький, - «необычными людьми»... они не жадны, не душат друг друга, не стремятся к обогащению... Меня очень привлекало в них то, что они не жаловались на свое существование.., а про приличное жизни «обывателей» говорили насмішливо, иронично, но совсем не из чувства зависти, а как бы из гордости, из осознания, что живут они бедно, а все же они лучше тех, кто живет обеспечено».

К циклу «босяцьких» рассказов вошли следующие произведения: «Емельян Пилай», «Дед Артем и Леня», «Нищенка», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и другие.

Один из лучших рассказов «босяцкого» цикла, в котором описывается история трагической жизни одного из типичных босяков конца XIX ст., - «Коновалов « (1897). Рассказ ведется от имени мальчика Максима - подручного Коновалова в пекарне, где они вместе работают на хозяина. Коновалов - мастер-«золотые руки». Кроме того, он - «стихийный» философ, человек, который задумывается над жизнью, пытается найти объяснение всем невзгодам, найти свою «точку равновесия», но ему это так и не удается.

Коновалов - человек с высокими моральными качествами, наделенная богатой, способной к сопереживанию душой. Он пытается помочь бывшей любовнице-проститутки освободиться из тисков проституции, с уважением относится к людям, но его духовным поискам недостает моральной твердости. «Ржавчина растерянности перед жизнью и яд размышлений над ним, - как замечает рассказчик, - разъедали его могучую фигуру, рожденную, к несчастью, с добрым сердцем. Таких «задумчивых» людей много в русской жизни, и все они очень несчастны, потому что тяжесть их дум побільшений слепотой их ума». Поэтому Коновалов спивается, путешествует по стране в поисках работы, делает даже попытку нелегально перейти границу и, в конце концов, попав в тюрьму, из отчаяния перед жизнью, которое, как он думает, не сложилось, прибегает к самоубийству.

На 90-е годы приходится и знакомство Горького с Украиной. Уже его первый рассказ «Макар Чудра» был навеян впечатлениями от путешествия по украине в 1891 г. Украинские впечатление или украинский материал положены в основу многих произведений писателя - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Емельян Пилящей», «Коновалов», «Мой спутник», «На Чунгулі», «Валашская легенда» и др. В 1891 г. писатель впервые посетил Киев, а, впоследствии несколько раз приезжал на летний отдых в село Мануйловку на Полтавщине. Здесь он познакомился не только с бытом и обычаями украинского народа, но и с его литературой. В одном из писем, написанных в Мануйловке, он признавался: «Впервые я читал Шевченко еще юношей, в Казани, в конце 80-х годов... Потом, летом 97 и 98-го годов, когда жил в Мануйловке... я читал Шевченко на украинском языке крестьянам... Стихи Шевченко вообще очень мне понравились... Очень хотелось бы выдать Гулака-Артемовского, Основьяненко, Котляревского - особенно!»

В 1889 г., находясь на лечении в Ялте, Горький познакомился с А. Чеховым, А. Куприным, И. Буниным, а в следующем году в Москве встретился с Л. Толстым. Тогда же Горький начал принимать активное участие в революционном движении, его несколько раз арестовывала полиция. Угрозы новых арестов заставили его в 1906 г. эмигрировать (Германия, Франция, Америка, Италия). Революционные события 1905 г. Горький встретил одобрительно. В то же время его оценка этих событий не лишена внутренних колебаний и скепсиса в том плане, не станет ли революция стихийной силой, которая сметет все на своем пути. Сомнения писателя отразились в его тогдашней публицистике: «Исповедь», «О цинизме», «Разрушение личности». В 1913 г. Горький вернулся в Россию. Большевистскую революцию 1917 г. он поддержал, но его собственная политическая позиция относительно нее была далеко неоднозначной. В своей тогдашней публицистике («Революция и культура» и «Несвоевременные мысли») Горький осудил насилие и жестокость и выразил свой скептицизм в отношении перспектив социально-исторического развития, намеченных большевистской партией: «Больше всего меня поражает то, что революция не имеет признаков духовного возрождения человека»; «Во время погромов людей убивают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего».

В 1921 г. Горький снова покинул Россию и семь следующих лет жил в Италии, Франции, Германии, где пытался осмыслить изменения, которые происходили на его родине. В 1928 г. он вернулся в Россию, где сотрудничал с правительством большевиков. В стране сталинизма писатель активно занимался литературной и культурно-просветительской деятельностью. В 1934 г. на i съезде советских писателей его провозгласили основателем социалистического реализма - метода, который, по мнению тогдашних идеологов от культуры, должен был объединить всех художников советской эпохи. От Горького пытались скрывать истинные масштабы сталинских репрессий, в то же время именно ему принадлежит известное высказывание: «Если враг не подчиняется - его уничтожают», который стал основным лозунгом сталинской политики. В последние годы жизни писатель тяжело болел чахоткой, а 18 июня 1936 года умер. По одной из версий, его могли отравить, поскольку Сталин опасался, что Горький может открыто выступить против политики репрессий и это получит международную огласку.

Писательская судьба Горького трагическая. Осужденный большинством литераторов эмиграции, в СССР он еще при жизни был провозглашен классиком и считался основателем и идейным вдохновителем социалистического реализма. После смерти Горького долгое время считали непревзойденным гением, «хрестоматийным» литературным образцом, а в постсоветскую эпоху пытались провозгласить бездарностью и ничтожеством. Впрочем, настоящая мировоззренческая и идейная позиция Горького была далека от навязываемого ему идеологического схематизму и однолінійності, хотя она и не лишена внутренних противоречий и идейных искажений, а художественная ценность написанного им признавалась бесспорной даже его идейными противниками.

В творчестве Горького первой трети XX в. выделяют два периода. Первый, который охватывает 1899 - 1912 годы, считается наиболее тенденциозным и политически ангажированным, поскольку он связан с революционной идеологией. В это время были созданы социальные романы и повести «Фома Гордеев» (1899), «Трое» (1900-1901), «Маты» (1907), «Исповедь» (1908), «Городок Окурів» (1910), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911).

Все эти произведения, по словам одного из современных писателю критиков, «рисуют широкую картину жизни русского провинциального - со всем его бессмысленным варварством, грязью и невежеством, где лишь отдельные личности пытаются понять «смысл жизни», вырваться из топи и указать темным и угнетенным массам светлый путь». На этот же период приходится и расцвет драматургии Горького, в которой обычно нарушается та же проблематика, что и в его прозе («Мещане», 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904; «Дети солнца», 1905; «Враги», 1907 и др.).

1913 - 1936 гг. - это второй период творчества Горького, который в основном охватывает автобиографические произведения и воспоминания (автобиографическая трилогия «Детство», 1913; «В людях», 1915; «Мои университеты», 1923; роман «Дело Артамоновых», 1925; эпопея «Жизнь Клима Самгина», 1926-1936 и др.). В творчестве Горького первой трети XIX ст., как и ранее, ведущей темой остается тема гуманизма, поисков духовных основ, определяющих гуманистический идеал, «моральное лицо» «настоящего» Человека. Но общая идейная тональность этих поисков несколько меняется. С одной стороны, это проявляется в усилении морализаторских тенденций, которые особенно четко проявляют себя в драматургии Горького, а с другой стороны - в прозе более явно и неоднозначно определяются его политические симпатии и приоритеты, которые, фактически, прямо вытекающие из лозунгов и идеологии тогдашнего образца. Изменяются и художественные ориентиры Горького: в его поэтике начинает доминировать реалистический метод, который существенно потеснят романтические приемы раннего творчества.

Найприкметнішими в контексте общей идейной и художественной эволюции Горького первой трети XX в. является его драма «На дне» и роман «Мать».

«На дне» («На дне», 1902) - пьеса, которая по жанру социально-философской драмой, составляет вершину драматургии Горького. Тематически она соединена с его прозой 90-х годов и завершает в творчестве писателя цикл произведений о «босяков». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», - писал позже сам Горький. Действие происходит «на дне», как метафорически назван в драме приют для бездомных, в котором собрались представители различных социальных слоев тогдашней России. Все они отличаются по возрасту, характерам, профессиям, каждый из них по разным причинам попал на «дно» жизни, но всех их объединяет чувство собственной социальной неполноценности и иллюзорная вера в то, что, в конце концов, им удастся вырваться из тюрьмы, с которой ассоциируется для них жизнь в приюте.

В романе «Мать» («Мать», 1907-1908) Горький изображает неуклонный рост в народных массах революционного сознания. Все звенья этого процесса показаны прежде всего в связи с его главными героями - Нілівною (Пелагеей Нілівною Власовой) и ее сыном Павлом. Павел - фабричный рабочий, судьба которого изначально является типичной для людей его круга и профессии. В юноше зреет социальный протест, но следствием является лишь пьянство и агрессивное поведение. Встреча с большевистским подпольем решительно меняет сознание Павла. Со временем он становится профессиональным революционером, а после ареста по приговору суда должен быть выслан в Сибирь. Аналогичную эволюцию проходит и его мать Нілівна, которая с затурканої жизнью, слабой женщины превращается в волевого и мужественного революционера, сознательного борца с социальной несправедливостью.

Этот роман признают наиболее тенденциозным и в художественном плане довольно слабым произведением Горького.

Жизнь и творчество Горького тесно связаны с Украиной. Впервые Горький побывал в Украине в 1891 г., посетил могилу Т. Шевченко в Каневе. В 1897 г. жил в с Мануйловка, что на Полтавщине, где организовал хор и самодеятельный украинский театр. Во второй раз приезжал сюда в 1900 г. Впоследствии бывал в Одессе, Киеве, Харькове. Дружил с М. Коцюбинским. Пропагандировал и способствовал изданию произведений украинских писателей.

Произведения Горького на украинском языке переводили В. Щурат В. Гнатюк, В. Бобинський, А. Головко, П. Панч, С. Скляренко и др. Воспоминания о встрече и творческое общение с Горьким оставили П. Тычина, М. Рыльский, А. Крымский, П. Панч, С. Тудор, А. Копыленко и др. Жизнь и творчество Горького исследовали О. Белецкий, Н. Крутикова, Есть. Шабліовський, Есть. Кирилюк, М. Пархоменко, П. Колесник и др. украинские литературоведы. Пьесы Горького идут на сценах Украины. На Киевской киностудии в 1955 г. по роману «Мать», а в 1957 - по рассказу «Мальва» сняты одноименные фильмы. По поэме «Девушка и Смерть» композитор Г. Жуковский создал одноименный балет (пост. 1971). В с. Мануйловка Полтавской области был открыт музей писателя.

Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом. Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».

Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.

Обучение и начало литературной деятельности

В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.

Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.

Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность.

В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым .

В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902), повести «Детство» (1913-1914) и «В людях» (1915-1916), роман «Жизнь Клима Самгина»(1925-1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.

Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.

Эмиграции, возвращение на родину

В 1906 году в биографии Максима Горького произошел переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина , и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.

Последние годы и смерть

На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область) при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и многие в этом обвиняли Сталина . Однако эта версия так и не подтвердилась.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Пройдите наш тест – после этого вы намного лучше запомните краткую биографию Горького.

Буря! Скоро грянет буря!

Пусть сильнее грянет буря!

М. Горький. Песня о Буревестнике.

18 июня 1938 г., 80 лет назад, ушёл из жизни великий писатель Максим Горький. Великий русский, а затем советский писатель Максим Горький действительно имел очень тяжёлую и сложную судьбу.

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков) родился (16) 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье Максима Савватьевича Пешкова с Варварой Васильевной Кашириной. По официальной биографии его отец был столяром-краснодеревщиком (по другой версии - управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина), а мать – дочь владельца красильни. Супружество длилось недолго, вскоре отец умер от холеры. Алексей Пешков заболел холерой в 3 года, отец сумел выходить его, но при этом заразился сам и не выжил. Мальчик почти не помнил отца, но рассказы близких о нём оставили глубокий след - даже псевдоним «Максим Горький», по утверждению старых нижегородцев, был взят в память об отце. Мать не захотела возвращаться к отцу и вновь вышла замуж, однако вскоре скончалась от чахотки. Таким образом, в раннем возрасте маленький Алексей осиротел и его воспитывали дед и бабушка.

Бабушка Максима - Акулина Ивановна заменила мальчику родителей. Алексей провёл детские годы в доме своего деда Каширина в Нижнем Новгороде. Василий Васильевич к концу своей жизни разорился, но внука обучал. По большей части Алексей читал церковные книги и знакомился с жизнеописаниями святых. Уже в одиннадцать лет он познакомился с жестокими реалиями трудовой жизни, так как остался совершенно один. Алексей работал помощником на пароходе, в магазине, пекарем, учился писать иконы и т. д. Полного образования Горький так и не получил, хотя учился в местном ремесленном училище. Уже в этот период Алексей Максимович увлекся литературой, и написал первые произведения.

С 1878 началась его жизнь «в людях». Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. В 1884 году Горький поступал в университет в Казани, но его не зачислили. Однако Максим в свои шестнадцать лет оказался уже достаточно сильной личностью. Он остался в Казани и начал работать. Здесь он впервые познакомился с марксизмом. Жизнь и творчество Максима Горького, впоследствии, были пронизаны идеями Маркса и Энгельса, он окружил ореолом романтики образ пролетария и революции. Юный писатель рьяно включился в пропаганду и уже в 1888 году был арестован за связь с революционным подпольем. За молодым писателем был установлен строгий полицейский надзор. Работая на железнодорожной станции, он написал несколько рассказов, а также поэтических произведений. Избежать заключения Горький смог, отправившись в странствие по стране. Дон, Украина, Бессарабия, Крым, далее Северный Кавказ и, наконец, Тифлис – вот маршрут путешествия писателя. Он много работал и вел пропаганду среди своих сослуживцев, а также крестьян. Эти годы жизни Максима Горького отмечены первыми произведениями «Макар Чудра» и «Девушка и смерть».

В 1892 году Алексей Максимович после длительных странствий возвращается в Нижний Новгород. «Макар Чудра» публикуется в местной газете, после чего выходит в свет ряд его фельетонов, а также обозрений. Его первоначальным псевдонимом было странное имя Иегудиил Хламида. Сам Максим Горький в биографии и интервью не раз вспоминал его. Его «Очерки и рассказы» вскоре превратили практически неизвестного провинциального писателя в популярного автора-революционера. Внимание властей к персоне Алексея Максимовича значительно выросло. В этот период свет увидели произведения «Старуха Изергиль» и «Челкаш» – 1895 год, «Мальва», «Супруги Орловы» и другие – 1897 год, а в 1898 году был издан сборник его сочинений.

Этот период станет временем расцвета его таланта. В 1899 году появилась известная «Песнь о соколе» и «Фома Гордеев». В 1901 г. вышла «Песня о Буревестнике. После выхода в свет «Песни о буревестнике»: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: - Пусть сильнее грянет буря!..». Также он написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. После этого писатель был выслан из Нижнего Новгорода в Арзамас.

С 1901 года он обращается к драматургии. В этот период Максим Горький, характеризуется как активный революционер, сторонник марксизма. Его выступление после кровавых событий 9 января 1905 г. стало поводом для ареста и заключения в Петропавловскую крепость. Однако Горький был в то время на пике популярности. В его защиту выступили известные деятели искусства, включая представителей творческого и научного мира из Германии, Франции, Англии и Италии. И его отпустили. Горький принимал непосредственное участие в революционной борьбе 1905 года. В ноябре 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В связи с угрозой расправы был вынужден уехать в Америку. Первый раз за рубежом писатель пробыл недолго.

Надо сказать, что Горький, как и другие видные творческие деятели, имел не только активную общественную, но и бурную личную жизнь. Он был женат на Екатерине Воложиной, у него имелись сожительницы и любовницы, а также множество родных и приемных детей. Так, Горький ушёл из семьи, и его гражданской женой стала известная московская актриса Мария Андреева.

В эмиграции писатель пишет различные памфлеты сатирического характера о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Вернувшись осенью в Россию, пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». Едва вернувшись на родину, Алексей Максимович вновь выезжает за границу. К 1910-м годам имя Горького стало одним из самых популярных в Российской империи, а затем и в Европе, его творчество вызвало огромную критическую литературу: за 1900-1904 гг. опубликована 91 книга о Горьком; с 1896 по 1904 год критическая литература о нём составила более 1860 названий. Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.

До 1913 года он проживает в Италии из-за проблем со здоровьем. Недуг матери передался и сыну, он страдал от чахотки. Вернулся на родину Горький, воспользовавшись амнистией. С первых дней Первой мировой войны занял антимилитаристскую, интернационалистическую позицию. Февральскую революцию 1917 года Максим Горький встретил восторженно, видя в ней победу демократии, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в феврале-марте 1917 года походила на «штаб», где собирались различные политические, и общественные деятели, литераторы, писатели художники, артисты, рабочие. Горький стал инициатором ряда общественно-культурных начинаний, уделял большое внимание делу охраны памятников культуры и в целом проявил огромную активность. Написал ряд статей, возмущаясь массовым вывозом из России художественных ценностей на «американские миллионы», протестовал против ограбления страны.

Чтобы общество могло выполнить задачу духовного возрождения и нравственного очищения страны, считал Максим Горький, необходимо было прежде всего объединить «интеллектуальные силы старой опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции». А для этого надо «встать над политикой» и направить все усилия на «немедленную напряжённую культурную работу», вовлекая в неё рабочую и крестьянскую массу. Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в рабстве, дать пролетариату, широким массам систематические знания, ясное понимание своей всемирно-исторической миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии. Одним из важнейших научно-просветительских начинаний Горького в эти дни было создание «Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук».

По убеждению великого писателя, «без демократии нет будущего», «сильный человек - это разумный человек», а потому необходимо «вооружиться точными знаниями», «привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу». Горький отмечал: «Источник наших несчастий - наша малограмотность. Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много работать, учиться любить труд».

Наибольшую активность литературная и общественная работа Горького получила в это время в основанной им газете «Новая Жизнь». Она выходила в Петрограде с 18 апреля под редакцией Горького, его соредакторами были В. А. Базаров, В. А. Десницкий, Н. Н. Суханов, А. Н. Тихонов. Газета активно выступала против продолжения России в империалистической войне (Первая мировая война), за объединение всех революционных и демократических сил для удержания социальных и политических завоеваний Февральской революции, развитие культуры, просвещения, науки, чтобы идти по пути дальнейшего осуществления социалистических преобразований в России под руководством социал-демократической партии. Кроме нового цикла «Русских сказок», рассказов, очерков, Максим Горький опубликовал в газете свыше 80 статей (58 из них в серии «Несвоевременные мысли»). Публицистика в «Новой жизни» составила две дополняющие друг друга книги писателя – «Революция и культура. Статьи за 1917 г.» и «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре».

На этом этапе его жизни возникли первые противоречия со взглядами Ленина, с которым он был знаком лично. Так, Горький осуждал «бессмысленную бойню», разоблачал стремление Временного правительства довести войну до победного конца (в ответ представители буржуазного лагеря Горького обвинили в «шпионаже, измене родине»). С другой стороны, Горький выступил против восстания 4 июля начавшегося под влиянием социалистической пропаганды. Отстаивая социальные завоевания Февральской революции, выступая против реакции, консервативных сил, буржуазных партий и политики Временного правительства, газета Горького очень скоро вступила в полемику и с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруженном восстании и проведении социалистической революции. Горький был убеждён, что Россия ещё не готова к социалистическим преобразованиям, что восстание будет потоплено в море крови, а дело революции отброшено на десятилетия назад. Он считал, что прежде чем осуществить социалистическую революцию, народ должен «много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства», что сначала он «должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнем культуры». По его мнению, «самый страшный враг свободы и права - внутри нас», «наша жестокость и весь тот хаос тёмных, анархических чувств, который воспитан в душе нашей бесстыдным гнётом монархии, её циничной жестокостью». И с победой революции только начинается «процесс интеллектуального обогащения страны». Россия ещё не была готова к соцреволюции. Культура, наука, искусство являлись, по мысли Горького, как раз той силой, к-рая «позволит нам преодолевать мерзости жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, красоте жизни, к свободе».

Поэтому Октябрьскую революцию писатель встретил прохладно. Ещё за неделю до Октября в статье «Нельзя молчать!» он призывает большевиков отказаться от «выступления», боясь, что «на сей раз события примут ещё более кровавый и погромный характер, нанесут ещё более тяжкий удар революции». После Октября «Новая Жизнь» во главе с Горьким по-прежнему занимала оппозиционные места и стала оппонентом новой власти. Газета выступала с критикой «издержек» революции, её «теневых сторон», форм и методов осуществления социальных преобразований в стране - культивирования классовой ненависти, террора, насилия, «зоологического анархизма» тёмных масс. Одновременно Горький защищает забытые в вихре революции высокие гуманистические идеалы социализма, идеи демократии, общечеловеческие ценности, права и свободу личности. Он обвиняет вождей большевиков, Ленина и «приспешников его» в уничтожении свободы печати, «авантюризме», в «догматизме» и «нечаевщине», «деспотизме» и т. д.

Понятно, что такая позиция Горького резкую критику властей. Полемизируя с ним, большевистская партийная и официальная печать писала, что писатель из «буревестника» превратился в «гагару», «которой недоступно счастье битвы», что он выступает как «хныкающий обыватель», что у «него пропала совесть», что «он изменил революции» и т. д. 16 июля 1918 с согласия Ленина газета была закрыта (до этого издание несколько раз временно прекращалось).

Горький остро, тяжело воспринимал эту критику. Для Горького социализм не был утопией. Он продолжал верить в его идеи, он писал о «тяжёлых муках родов» нового мира, «новой России», отмечая, что, несмотря на все ошибки, преступления, «революция, всё-таки, доросла до своей победы», и выражал уверенность, что революционный вихрь, потрясший «до самых глубин Русь», «излечит нас, оздоровит», возродит «к строительству и творчеству». Горький отдаёт должное и большевикам: «Лучшие из них - превосходные люди, которыми со временем будет гордиться русская история...»; «… психологически - большевики уже оказали русскому народу услугу, сдвинув всю его массу с мёртвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без которого наша страна погибла бы».

Несмотря на свой особенный взгляд на революцию, Горький продолжил свою творческую деятельность и подарил молодому Советскому государству еще множество патриотических произведений. После покушения на Ленина Горький вновь сблизился с ним и с большевиками. Впоследствии Горький, оценивая свои позиции 1917-1918 гг., признавал их ошибочными, объясняя это тем, что недооценил организаторскую роль партии большевиков и созидательные силы пролетариата в революции. Горький стал одним из организаторов литературно-общественных. и издательских начинаний: издательства «Всемирная литература», «Дома литераторов», «Дома искусств» и др. Как и раньше, он призывал к единению старой и новой интеллигенции, выступал в её защиту от необоснованных преследований со стороны властей. В декабре 1918 г. избран в состав Петроградского Совета, вновь избран в июне 1920 г. Писатель работал в основанной по его инициативе в Петроградской комиссии по улучшению быта учёных, стал её председателем. Выступал против военной интервенции западных держав, призывал передовые силы мира к защите революции, помощи голодающим.

В 1921 году, по настоятельной рекомендации Ленина, Горький выехал в Италию. Общественности сообщили, что он вынужден лечиться за границей. В 1928–1929 годах приезжал в Союз, а в 1931 году окончательно возвратился в Москву и в последние годы жизни получил официальное признание как основатель социалистического реализма. В 1932 году родной город писателя - Нижний Новгород - по случаю 40-летия его литературной деятельности был переименован в Горький (город носил название Горький по 1990 год).

Максим Горький в последние годы жизни писал свой роман, так и оставшийся незавершенным – «Жизнь Клима Самгина». 18 июня в 1936 году он неожиданно умирает при странных обстоятельствах. Был похоронен на Красной площади Москвы у Кремлевской стены.



Оцените новость

Новости партнеров:

Если спросить: "Что вы думаете о творчестве Алексея Горького?", то мало кто сможет дать ответ на этот вопрос. И не потому, что эти люди не читают, а из-за того, что не все знают и помнят, что это всем известный писатель Максим Горький. А если вы решите ещё сильнее усложнить задачу, то спросите о произведениях Алексея Пешкова. Тут точно только единицы вспомнят, что это настоящая фамилия Алексея Горького. Это был не просто литератор, но и активный Как вы уже поняли, речь пойдёт о поистине народном писателе - Максиме Горьком.

Детские и юношеские годы

Годы жизни Горького (Пешкова) Алексея Максимовича - 1868-1936. Они пришлись на важную историческую эпоху. Биография Алексея Горького богата событиями, начиная с самого его детства. Родным городом писателя является Нижний Новгород. Его отец, работал управляющим пароходной компании, он умер, когда мальчику было всего 3 года. После смерти мужа мать Алёши повторно вышла замуж. Её не стало, когда ему было 11 лет. Дальнейшим воспитанием маленького Алексея занимался дед.

Будучи 11-летним мальчиком, будущий писатель уже "ходил в люди" - зарабатывал на хлеб сам. Кем он только ни работал: был пекарем, работал рассыльным в магазине, посудомойщиком в буфете. В отличие от сурового дедушки, бабушка была доброй и верующей женщиной и прекрасной рассказчицей. Именно она привила Максиму Горькому любовь к чтению.

В 1887 г. писатель попытается совершить самоубийство, которое он свяжет с тяжёлыми переживаниями, вызванными известиями о бабушкиной смерти. К счастью, он остался жив - пуля не попала в сердце, но повредила лёгкие, что стало причиной проблем с работой дыхательной системы.

Жизнь у будущего писателя была непростой, и он, не выдержав, сбежал из дома. Мальчик много бродил по стране, видел всю правду жизни, но удивительным образом смог сохранить веру в идеального Человека. Он опишет свои детские годы, жизнь в доме дедушки в "Детстве" - первой части своей автобиографичной трилогии.

В 1884 г. Алексей Горький пытается поступить в Казанский университет, но из-за своего финансового положения узнает, что это невозможно. В этот период будущий писатель начинает тяготеть к романтической философии, согласно которой, идеальный Человек не похож на Человека реального. Тогда же он знакомится с марксисткой теорией и становится сторонником новых идей.

Появление псевдонима

В 1888 г. писателя на небольшой промежуток времени арестовали за связь с марксистким кружком Н. Федосеева. В 1891 г. он решил начать странствие по России и в итоге смог дойти до Кавказа. Алексей Максимович постоянно занимался самообразованием, копил и расширял свои познания в разных областях. Соглашался он на любую работу и все свои впечатления бережно хранил, они потом появились в его самых первых рассказах. Впоследствии он назвал этот период "Моими университетами".

В 1892 г. Горький возвращается в родные места и делает первые шаги на литературном поприще как писатель в нескольких провинциальных изданиях. Впервые его псевдоним "Горький" появился в этом же году в газете "Тифлис", в которой был напечатан его рассказ "Макар Чудра".

Псевдоним был выбран не случайно: он намекал на "горькую" русскую жизнь и на то, что писатель будет писать только правду, какой бы горькой она ни была. Максим Горький видел жизнь простого народа и не мог со своим складом характера не замечать несправедливости, которая была со стороны богатых сословий.

Раннее творчество и успех

Алексей Горький активно занимался пропагандой, за что и находился под постоянным контролем органов полиции. С помощью В. Короленко в 1895 г. в крупнейшем российском журнале был напечатан его рассказ "Челкаш". Следом были напечатаны "Старуха Изергиль", "Песнь о Соколе", Они не были особенными с литературной точки зрения, но они удачно совпали с новыми политическими взглядами.

В 1898 г. вышел его сборник "Очерки и рассказы", который имел необыкновенный успех, и Максим Горький получает всероссийское признание. Пусть его рассказы не были высокохудожественными, но они изображали жизнь простого народа, начиная с самых его низов, что принесло Алексею Пешкову признание как единственного писателя, который пишет о низшем классе. В тот период он был популярен не меньше, чем Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

В период с 1904 по 1907 г. были написаны пьесы "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Дачники". Его самые ранние произведения не имели какой-либо социальной направленности, но персонажи имели свои типажи и особое отношение к жизни, что очень нравилось читателям.

Революционная деятельность

Писатель Алексей Горький был ярым сторонником марксисткой социал-демократии и в 1901 г. написал "Песнь о буревестнике", которая призывала к революции. За открытую пропаганду революционных действий он был арестован и выслан из Нижнего Новгорода. В 1902 г. Горький знакомится с Лениным, в этом же году его избрание в члены Императорской академии по разряду изящной словесности было отменено.

Писатель был и прекрасным организатором: с 1901 г. он был главой издательства "Знание", в котором печатались лучшие писатели того периода. Он поддержал революционное движение не только духовно, но и материально. Квартира писателя использовалась в качестве штаба для революционеров перед важными событиями. На его квартире в Петербурге даже выступал Ленин. После в 1905 г. Максим Горький из-за опасений ареста решил на время покинуть Россию.

Жизнь за границей

Алексей Горький отправился в Финляндию и уже оттуда - в Западную Европу и США, где собирал средства на борьбу большевиков. В самом начале его там встретили дружелюбно: писатель свёл знакомство с Теодором Рузвельтом и Марком Твеном. В Америке издаётся его известный роман "Мать". Однако позже американцы стали возмущаться его политическими акциями.

В период с 1906 по 1907 г. Горький жил на острове Капри, откуда продолжал поддерживать большевиков. В это же время он создаёт особую теорию "богостроительство". Смысл был в том, что нравственные и культурные ценности гораздо важнее политических. Эта теория легла в основу романа "Исповедь". Хотя Ленин отверг эти убеждения, писатель продолжал их придерживаться.

Возвращение в Россию

В 1913 г. Алексей Максимович возвращается на Родину. Во время Первой мировой войны он потерял веру в могущество Человека. В 1917 г. его отношения с революционерами ухудшаются, он разочаровывается в вождях революции.

Горький понимает, что все его попытки спасти интеллигенцию не встречают отклика у большевиков. Но после в 1918 г. признаёт свои убеждения ошибочными и возвращается к большевикам. В 1921 г., несмотря на личную встречу с Лениным, ему не удаётся спасти от расстрела своего друга, поэта Николая Гумилёва. После этого он покидает большевистскую Россию.

Повторная эмиграция

В связи с усилением приступов туберкулёза и по Ленина Алексей Максимович уезжает из России в Италию, в город Сорренто. Там он и завершает свою автобиографическую трилогию. В эмиграции автор находится до 1928 г., но продолжает сохранять контакты с Советским Союзом.

Он не оставляет писательскую деятельность, но пишет уже в соответствии с новыми литературными веяниями. Вдали от Родины им был написан роман "Дело Артамоновых", рассказы. Было начато обширное произведение "Жизнь Клима Самгина", которое писатель не успел закончить. В связи со смертью Ленина Горький пишет книгу воспоминаний о вожде.

Возвращение на Родину и последние годы жизни

Алексей Горький несколько раз приезжал в Советский Союз, но там не оставался. В 1928 г. во время поездки по стране ему показали "парадную" сторону жизни. Восхищённый писатель написал очерки о Советском Союзе.

В 1931 г. по личному приглашению Сталина он возвращается в СССР навсегда. Алексей Максимович продолжает писать, но в своих произведениях он восхваляет образ Сталина и всего руководства, не упоминая про многочисленные репрессии. Конечно, такое положение вещей не устраивало писателя, но в то время заявлений, противоречащих власти, не терпели.

В 1934 г. умирает сын Горького, а 18 июня 1936 г. при невыясненных до конца обстоятельствах умирает Максим Горький. В последний путь народного писателя провожало всё руководство страны. Урна с его прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Особенности творчества Максима Горького

Его творчество уникально тем, что именно в период краха капитализма он смог очень ярко передать состояние общества через описание простых людей. Ведь никто до него не описывал с такой подробностью жизнь низших слоёв общества. Именно эта неприкрытая правда жизни рабочего класса снискала ему народную любовь.

Его вера в человека прослеживается в ранних его произведениях, он считал, что человек может с помощью своей духовной жизни совершить революцию. Максим Горький сумел сочетать горькую правду с верой в нравственные ценности. И именно это сочетание делало его произведения особенными, героев - запоминающимися, а самого Горького сделало писателем рабочих.