Сценарий музыкального развлечения для детей средней группы на тему: Музыкальные инструменты.

гульнара даминдарова
Конспект занятия «Знакомство с музыкальными инструментами»

Пояснительная записка

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка, повышает интерес к музыкальным занятиям , способствует развитию музыкальной памяти , внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание .

У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя : наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности .

При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков , различают красоту звучания различных инструментов . У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально -ритмических движений (четче воспроизводят ритм) . Игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, способствует развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Знакомство с инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях , уделяя обучению 5–7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Применяем разнообразные методические приемы : показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр , фланелеграфа, музыкальных лесенок , слушание музыки в записи и т . д.

Готовимся к занятиям заранее : раскладываем все атрибуты (флажки, султанчики, платочки) на стульчиках вдоль стены, готовим необходимые пособия, музыкальные инструменты , подбираем записи для слушания.

Задания объясняем четко. С учетом возрастных особенностей знакомим дошкольников с музыкальными инструментами .

Тема занятия : Знакомство с музыкальными инструментами .

Цель : Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах .

Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора , пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности .

Задачи :

Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.

Формировать умение правильно называть шумовые инструменты , ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.

Обогащать словарный запас детей.

Методы :

Словесный (загадки, беседа) .

Наглядный (презентация, шумовые инструменты ) .

Практический (игра на ложках, игра с бубном, танец с погремушками, песня - танец) .

Игровой (игра с бубном) .

Ход занятия:

Дети под музыку заходят в зал , встают в общий круг.

Музыкальный руководитель : «Здравствуйте» (музыкальное приветствие )

Дети тоже поют приветствия.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки хлоп - хлоп - хлоп

Здравствуйте, ножки - топ - топ - топ

Здравствуй те, глазки - мырг, мырг, мырг

Здравствуй, мой носик - пип - пип - пип

Здравствуйте, ушки - ух - ух - ух

Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Музыкальный руководитель : Ребята, хотите отправиться на экскурсию в Городок музыкальных инструментов ?

Ответы детей.

Хорошо. Чтобы отправиться на экскурсию мы должны выполнить ритмическую разминку. Вы готовы? Будьте очень внимательны, прислушивайтесь к музыкальному сопровождению , движения выполняйте ритмично.

Ритмическая разминка

После проведения Ритмической разминки дети рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель : Ребята, мы с вами прибыли в Городок музыкальных инструментов .

Какие инструменты вы знаете ?

Ответы детей.

Нас почему-то никто не встречает. Давайте потанцуем и поиграем. Может быть, кто-нибудь выйдет из домика? Танец по показу.

Музыкальный руководитель : Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют.

Из одного домика появляется загадка :

Я круглый словно солнышко, только с бубенцами

Звучу я очень звонко услышите вы сами,

Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой

Звучать я буду громко-громко

Угадайте, кто я? (Бубен)

Музыкальный руководитель : Правильно, ребята, это бубен.

Бубен - это ударный инструмент , потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном.

Игра с бубном

Дети стоят по кругу, трое детей стоят в кругу с бубнами. Дети с бубнами ритмично ударяют в бубен под музыкальное сопровождение , остальные дети двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети присаживаются и «засыпают» , а дети с бубном тихонько выходят из круга, кладут бубны за своих товарищей и присаживаются рядом. На громкий аккорд дети просыпаются, оглядываются, находят бубны, встают в круг и игра продолжается.

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим.

Музыкальный

Из домика появляется загадка :

Две подружки удалые, расписные, хохломские

Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья? (Ложки)

Музыкальный руководитель : Правильно, ребята, это ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками - горбинками, поглаживая их.

Давайте попробуем, как у нас получится.

Песня «Ложки»

Музыкальный руководитель : Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей» . Хорошо. Положите ложки обратно в горшочек, пусть они отдыхают. А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет?

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют.

Из домика появляется загадка :

Попаду в руки ребенку

Заиграю звонко - звонко

Не зря веселая игрушка

А зовусь я …. (Погремушка)

Музыкальный руководитель : Правильно, ребята, это погремушка.

Погремушки в руки взяли

Они громко зазвучали

Погремушки веселят

Сидеть на месте не велят

В круг скорее все вставайте

С ними пляску начинайте!

Пляска с погремушками

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Поплясали от души. Но у нас еще один домик не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем.

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют.

Из домика появляется загадка :

Инструменты всем на диво

Смотрите - загляденье

В них фасоль и макароны - просто объедение

Как звучат они? Не знаем

Очень хочется узнать

Нужно смело взять их в руки

И всем дружно поиграть!

Музыкальный руководитель : Ребята, что же это за инструменты такие ? А у нас здесь есть сундучок. Вы хотите узнать, что же в нем лежит? Сейчас мы его откроем. Ой, какие -то незнакомые инструменты . Не про эти ли инструменты была загадка ? Посмотрите, здесь фасоль, а здесь макароны, а здесь рис, горох… Давайте на них поиграем и послушаем как они звучат.

Ребята играют на инструментах из бросового материала, затем говорят свои впечатления.

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : Ребята, вам понравилась экскурсия?

Где мы с вами побывали? С какими инструментами повстречались ?

Вы хотели бы еще отправиться в Городок музыкальных инструментов ?

Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами.

Музыкальный руководитель поет «До свидания» .

Дети поют «До свидания» и уходят.

Публикации по теме:

Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами «Музыкальные посиделочки» Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами для детей старшей, подготовительной групп. «Музыкальные.

Мои первые инструменты Добрый день дорогие родители и коллеги. Сегодня хочется обсудить очень интересную вещь- это детские музыкальные инструменты.

Конспект музыкального занятия в младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами» Конспект музыкального занятия в младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами». Подготовила: Музыкальный руководитель Машненкова.

Конспект тематического занятия «Знакомство с русскими народными инструментами» (средняя группа) Программное содержание: - Знакомить и расширять знания детей о русских народных инструментах через разные виды деятельности. - Учить играть.

Тема урока: знакомство с музыкальными инструментами.

Цель урока: продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

КОРРЕКЦИОННЫЕ: Развивать речь учащихся при анализе музыкальных пьес, чувство ритма, развивать вокально-хоровые навыки. Развивать творческие способности, активность учащихся, культуру мышления.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать знания учащихся о музыкальных инструментах, продолжить развивать навыки умения анализировать, высказываться о прослушанной музыке, сознательно подбирая подходящие слова к характеру музыкальных пьес.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические качества на основе музыкальных пьес, интерес и любовь к изобразительному искусству, музыке, литературе, уважение друг к другу и мнению товарищей, усидчивость на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, иллюстрированные страницы музыкального материала, диски с записью музыкальных пьес, изображение нот, цветы, для отображения настроения, презентация, ТСО.

Ход урока

Вход в класс. Организационный момент .

«Здравствуйте»

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в мир музыки, добра и красоты.

Мы познакомимся будем продолжать знакомиться с музыкальными инструментами.

Но сначала, я предлагаю вам посмотреть внимательно на свои парты. Перед вами лежат три цветка, которые помогут нам определить ваше настроение (где белый цветок – плохое настроение, жёлтый цветокхорошее настроение, а красный цветок – отличное настроение). Подумайте и поднимите тот цветок, который больше подходит вашему настроению в начале урока. Теперь опустите их и отложите на край парты, они нам ещё пригодятся в конце урока.

А помогут нам оценить вашу работу карточки, на которых изображены ноты. За правильный ответ вы получите по ноте, а в конце урока мы посчитаем, сколько нот вы получили, а соответственно узнаем, как вы работали на уроке. Где 7-6 ноты – ты молодец, 4-5 нот - это хорошая работа на уроке, 3 ноты и менее - ты старался.

Но для начала давайте вспомним, как называется этот инструмент (СЛАЙД фортепиано). Я предлагаю послушать звучание фортепиано и представить себя в роле пианиста. Для этого нужно сесть ровно руки мы поставим на парту как будто это фортепиано, а ваши пальчики будут бегать по парте как будто по клавишам фортепиано. (ЗВУК ФОРТЕПИАНО)

Молодцы, а как звучала музыка громко или тихо?

Дети:

Молодцы, а этот инструмент как называется? (СЛАЙД СКРИПКА)

Дети: скрипка.

А как играют на нём? Покажите. (ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, КАК ИГРАЮТ НА СКРИПКЕ)

Давайте встанем на ножки и как маленькие, начинающие скрипачи поиграем на скрипке (МУЗЫКА. Звучание скрипки).

Вы отлично справились и с этим заданием.

А теперь послушайте загадку. Что это?

Все мы очень любим слушать

Как поёт у нас Тамара.

И в руках её послушна

Шестиструнная…

(гитара)

Итак, садимся как настоящие гитаристы и представляем, что у нас у руках какой инструмент?

Дети: гитара.

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ЗВУЧАНИЕ ГИТАРЫ)

Вы большие молодцы, помните название и манеру исполнения на каждом музыкальном инструменте, который мы с вами проходили. Пришло время познакомиться с таким музыкальным инструментом как треугольник (СЛАЙД И РАССКАЗ О ТРЕУГОЛЬНИКЕ) Послушаете звучание этого инструмента.

Ребята, вы так хорошо позанимались, давайте вспомним какие музыкальные инструменты вы знаете. (ЕСЛИ ЗАТРУДНЯЮТСЯ ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ИНСТРУМЕНТАМИ).

А сейчас мы с вами отдохнем встанем из за парт и немного подвигаемся.

Физминутка.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ
(высоко поднимаем колени)
Качаем головой
(головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика («Нюхаем цветочек».) гимнастика для мимики лица(краткая распевка).

Вопрос. Ребята, какую песню мы с вами учили на прошлом уроке?

Ответ. «Два весёлых гуся».

Давайте вспомним первый куплет песни и споём.

Дети исполняют первый куплет песни «Два весёлых гуся»

Разучивание.

Разучивание 2 куплета песни, работа с текстом.

Итог урока:

Ребята, наше путешествие в мир музыки, добра и красоты подошло к концу. Давайте вместе с вами скажем тему нашего урока.

Тема нашего урока: Знакомство с музыкальными инструментами.

Цель урока: продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

Скажите, какие музыкальные инструменты вы знаете?

Как мы играем на фортепиано? Скрипке? Гитаре? Треугольнике?

Кроме слушания на уроке, чем ещё занимались? (Пели, играли на музыкальных инструментах, отгадывали загадки.)

Ребята, пришло время вернуться к нашим цветам, они помогут узнать ваше настроение в конце урока. Поднимите цветок, который соответствует вашему настроению.

А сейчас подчитайте сколько нот вы получили за урок (выставление оценок).

Цикл занятий

«Знакомство с музыкальными инструментами»

Музыкальный руководитель:

Цикл занятий предназначен для детей старшего, среднего дошкольного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Создан для использования музыкальными руководителями детских садов,

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку.

Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?

К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о цикле занятий, в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. В этом помогла сказка в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Автором предлагаемых видеороликов является Оксана Титоренко Продолжительность роликов небольшая, от 2 до 3,5 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать внимание и не утомляет.

Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров.

    развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей; учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического и народного оркестра; дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.

Ресурсы: Мультимедийная система или телевизор с DVD-плеером; печатные дидактические пособия, раскраски (по количеству детей); набор детских музыкальных инструментов К. Орфа, музыкальные игрушки.

Тематический план

    1занятие – знакомство с клавишно-духовыми инструментами (гармонь, баян, ). 2занятие – знакомство с клавишно-ударными инструментами (рояль, фортепиано). 3занятие – знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, контрабас). 4занятие – знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан). 5занятие – знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба). 6занятие – знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, саксофон, фагот). 7занятие –знакомство со струнно-щипковыми инструментами (арфа, гитара, ). 8занятие – повтор и закрепление пройденного материала.

Примерная структура занятия:

Музыкальное приветствие Просмотр видеоролика Ответы на вопросы Творческое задание, дидактическая игра Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов Домашнее задание Рефлексия

Рекомендуемый дидактический материал и творческие задания: Авторские видеоролики (7 частей), видео-сюжеты выступлений симфонического и народного оркестров, иллюстрации, познавательная информация (как устроен инструмент; история инструмента; как используется); развивающие задания («Дорисуй недостающее», «Четвертый лишний», «Нарисуй по памяти», «Раскрась по образцу»); разрезные картинки, музыкальное «Лото», дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.

1 занятие

«Знакомство с клавишно-духовыми инструментами

(гармонь, баян, аккордеон)».

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (гармонь, баян, аккордеон). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Ход занятия

Муз. рук.: Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. С давних времен люди слушают музыку, а музыка, как известно, исполняется на музыкальных инструментах. Вот сейчас назовите знакомые для вас музыкальные инструменты.

Ответ детей.

Муз. рук.: Сегодня мы еще лучше узнаем музыкальные инструменты. Такие, как гармонь, баян, аккордеон. У них есть общее название, клавишно-духовые их называют. Клавишные потому что у них есть клавиши, а духовые потому что звук они издают при помощи воздуха. Сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм про эти инструменты.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Муз. рук.: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Он играет на баяне,
На рояле, на гитаре.
Он известнейший талант
Кто же это?

Дети: Музыкант!

Воспитатель: Мы с вами будем музыкантами, давайте посмотрим, как умеют играть наши маленькие помощники-пальцы на инструментах.

Дети исполняют:

Мы пришли и встали, и на дудке заиграли.
Ду-ду-ду… (Шагают на месте. Имитация игры на дудке.)
Мы пришли и встали, на барабане заиграли.
Тра-та-та … (Шагают на месте имитация игры на барабане.)
Мы пришли и встали на балалайке заиграли.
Ля-ля-ля… (Шагают на месте. Имитация игры на балалайке.)
Мы пришли и встали, на гармошке заиграли.
Ти-ли, ти-ли, ти-ли… (Шагают на месте. Имитация игры на гармошке.)

Муз. рук.: Молодцы ребята! А сейчас мы познакомимся с новой песней «Веселый музыкант»

Дети слушают песню в исполнении муз. рук. Отвечают на вопросы о характере и сюжете песни. Разучивают первый куплет.

Песня «Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко, сл. Г. Волгиной

Муз. рук.:

Валеологическаяраспевка:

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети (фонарики)

Помогай нам солнышко побыстрей расти (медленно поднимают руки)

Топ, топ ножки прямо по дорожке (ритмичные притопы)

Хлоп, хлоп, малыши, до чего мы хороши (ритмичные хлопки)

Муз. рук.: Ребята наше занятие подходит к концу давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами инструментами мы познакомились.

Ответы детей.

2 занятие

знакомство с клавишно-ударными инструментами

(рояль, фортепиано).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (фортепиано, рояль). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами, сегодня у нас очень интересное занятие. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадки.

1. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?

2. Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его...

Ответы детей.

Муз. рук:Эти инструменты называют клавишно-ударными. Клавишные потому что у них есть клавиши, а ударные, потому что звук они издают при помощи удара молоточков о струны. Сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм про эти инструменты.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Муз. рук: На прошлом занятии мы с вами разучили песню композитора А. Филиппенко. Как она называется?

Ответ детей.

Ответ детей.

(Дети садятся)

Муз. рук:А сейчас мы поиграем в игру «Веселый музыкант».

Игра «Веселый музыкант»

(Музыкальные занятия в детском саду стр.260)

Муз. рук.: Ребята наше занятие подходит к концу давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились.

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

3 занятие

знакомство со струнно-смычковыми инструментами

(скрипка, виолончель, контрабас).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…

Ответы детей

Муз. рук.: У этого инструмента есть брат и сестра и зовут их контрабас и виолончель. А общее название у них, струнно-смычковые. Струнные, потому что у них есть струны, а смычковые, потому что играют на них смычком и звук извлекают при помощи смычка.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Дыхательное упражнение«Воздушные пузыри».

Большой и указательный палец соединяем в кольцо, лёгкий вдох и глубокий выдох в кольцо из пальцев. 3-4 раза.

Логоритмическаяраспевка «Лиса».

Муз. рук: На прошлых занятиях мы с вами разучили песню композитора А. Филиппенко. Как она называется?

Ответ детей.

Муз. рук:Я предлагаю её сейчас спеть. Как мы её будем исполнять?

Ответ детей.

Песня: “Веселый музыкант” муз. А. Филиппенко, сл. Г. Волгиной

(Дети садятся)

Муз. рук.: Ребята наше занятие подходит к концу давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились?

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

4 занятие

знакомство с ударными инструментами

(литавры, тарелки, большой барабан).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, контрабас). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадку.

Ответы детей

Муз. рук.: Ребята, как вы думаете как называются музыкальные инструменты в которые бьют, по которым ударяют.

Ответы детей

Муз. рук.: Правильно ударные.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Муз. рук.: А сейчас я предлагаю пройти всем за столы. Я раздам вам картинки с музыкальными инструментами, чтобы вы их раскрасили цветными карандашами.

Дети раскрашивают картинки.

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

5 занятие

знакомство медными духовыми инструментами

(труба, тромбон, туба).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, контрабас). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие «С добрым утром»

Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадку.

Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт!

Ответы детей.

Муз. рук:Дети скажите, как извлекают звук из трубы?

Ответы детей.

Муз. рук:Правильно при помощи воздуха, можем мы этот инструмент назвать духовым?

Ответы детей.

Муз. рук:А сделан этот инструмент из меди. Поэтому он называется медно-духовой. А какие еще инструменты называют медно-духовыми, сейчас узнаем из нашего фильма.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Дыхательная гимнастика упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»

Муз. рук.: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой песней «Не уроните шарик». Сейчас вы послушаете песню, а потом расскажите о чем она.

Разучивание 1 куплета

Муз. рук: предлагаю вам поиграть в игру «Музыкальный зонтик»

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный зонтик» м. р. №1 2012 стр.10

Муз. рук.:Ребята наше занятие подходит к концу вы отлично справились с заданием. Давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились?

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

знакомство с деревянными духовыми инструментами

(флейта, саксофон, фагот).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, контрабас). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие «С добрым утром»

Муз. рук: Здравствуйте, ребята. Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Сегодня я хочу рассказать опять о духовых инструментах. Но сначала давайте вспомним какие духовые инструменты вы знаете.

Ответы детей

Муз. рук: Ребята, эти инструменты называют медно-духовые. А сегодня мы познакомимся с деревянно-духовыми музыкальными инструментами. Давайте посмотрим мультфильм.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Дыхательная гимнастика упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»

Муз. рук: ребята, предлагаю вам продолжить разучивать песню

«Не уроните шарик».

Работа над песней.

Муз. рук: А сейчас мы поиграем в игру «Музыкальное лото»

Игра «Музыкальное лото»

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

знакомство со струнно-щипковыми инструментами

(арфа, гитара, балалайка).

Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..

Программное содержание:

    Познакомить детей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, контрабас). Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке. Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки). Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие «С добрым утром»

Муз. рук.:Здравствуйте ребята, продолжаем знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадки

Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная... . (гитара)

Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.

Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная… (балалайка)

Богиня инструментов всех – звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат. (арфа)

Муз. рук.:Все эти инструменты имеют струны, поэтому их называют струнными, а играют на них приемом щипком. Значит назвать их можно струнно-щипковые. Вы уже знаете музыкальные инструменты струнно-смычковые, назовите их.

Ответы детей.

Просмотр видеоролика

Ответы на вопросы

Просмотр видеоролика еще раз

Муз. рук.: продолжаем знакомство с новой песней «Не уроните шарик».

Давайте вспомним 1 куплет песни и припев и будем учить дальше.

Разучивание песни «Не уроните шарик».

Логоритмическая распевка «Лиса».

Са-са, са-са, в гости к нам пришла лиса.

Су-су, су-су, не боимся мы лису.

Сы-сы, сы-сы, она хочет колбасы.

Си-си, си-си, ей кусочек отнеси.

Муз. рук.:А сейчас хочу предложить вам поиграть на арфе.

Дети по очереди играют на арфе.

Муз. рук.:Ребята наше занятие подходит к концу вы отлично справились с заданием. Давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами вы познакомились?

Ответы детей.

Что вам еще запомнилось?

Ответы детей.

Муз. рук.:Молодцы! До свидания!

Наш рассказ поможет дать детям представление о различных музыкальных инструментах. С самого рождения человека окружает музыка. Прислушайтесь и вы обнаружите, что музыка в мире разлита повсюду. Она в щебетании птиц, в шуме моря, стрекотании кузнечика, дуновении ветерка… Нужно только уметь слушать. Чтобы извлекать звуки и создавать музыку, люди придумали и создали множество музыкальных инструментов, все их не перечесть. Мы с вами познакомимся лишь с небольшой частью этих удивительных изобретений.

Самая шумная, самая древняя и многочисленная группа музыкальных инструментов – ударная. Самый известный из них конечно барабан . Он и сейчас выглядит также как много столетий назад.Вы никогда не задумывались, почему барабан круглый а не квадратный? Оказывается потому чтобы кожа натягивалась равномерно, а это возможно только на круге. Играют на барабане деревянными палочками. С их помощью можно вызывать самые разные звуки - от слабого шороха до раскатов грома, но самое т рудное это барабанная дробь! Барабан незаменим в любом оркестре. ОН подчеркивает ритм музыки, придаёт звучанию оркестра большую силу, а его краскам большее разнообразие.

Духовые - Произошли от старинного русского слова «дух», что значит воздух, а может и от слова душа. Ведь для того, чтобы звучание стало по настоящему музыкальным, нужно играть с душой, вкладывать всю душу. Торжественные ликующие голоса этих инструментов, отливающих солнечным блеском, открывает парады, шествия, Олимпийские игры. Они приветствуют гостей, чествуют победителей.

ВОЛТОРНА (лесной рог) – духовой инструмент. Современные волторны – это согнутая в круг медная или латунная трубка длиной более трёх метров, со множеством завитков, с широким раструбом. Она отличается мягкостью и полнотой звучания, необычным приглушенным тембром. Играют на волторне очень своеобразно. При игре кнопки нажимают левой рукой, а правую руку сжатую в кулак, помещают в раструб и двигают её вглубь и обратно для придания музыке особых оттенков.

САКСОФОН – ещё молодой духовой инструмент. Его в 1841 г. В Париже сконструировал мастер А.Сакс, в честь которого и был назван инструмент. И сейчас при исполнении джаза и блюза этот необычный инструмент просто незаменим.

А вот и король всех духовых инструментов – ОРГАН. Кстати слово орган - греческое и обозначает «инструмент». Орган – очень большой, сложный и красивый инструмент. Он устанавливается в больших залах и состоит из целой системы духовых труб разных размеров, воздушных насосов, клавиатур и регистровых ручек… По силе звучания и объёму звуков орган равен целому симфоническому оркестру! Вы представляете такую мощь!? Музыканты, играющие на органе называются органистами. Это пока ещё очень сложная и редкая профессия.

Гармонь, гармоника… без этого инструмента а также его разновидностей – баяна и аккордеона, не обходится не одно выступление. В народе эти инструменты имеют огромную популярность. Кажется, гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. Гармоника была изобретена в 1822 г Фридрихом Бушманом. Оттуда она очень быстро распространилась по всему миру. Все разновидности гармоники клавищно-духовые инструменты. Только у аккордеона с одной стороны, а у баяна с обеих сторон, находятся вместо клавиш кнопки. Меха у гармони разводятся вручную. Простым нажатием на клавишу или кнопку из гармони, баяна и аккордеона можно извлечь не один звук, а целый аккорд. Поэтому на гармошке можно правой рукой играть мелодию, а левой перебирать аккорды. Вот какие богатые возможности у этого инструмента, она звучит как несколько инструментов сразу! И играть на ней удобно можно сидя, стоя, и даже на ходу.

АРФА - какое звучное название! Появилась она ещё на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. В оркестре она занимает особое место. Её голос звучит обычно тогда, когда происходит что-нибудь необыкновенное. Арфа может изображать и нежное дуновение ветерка и грозные порывы бури. Все громогласные инструменты замолкают, когда начинает звучать её дивный голос. И хотя родилась она в древности, говорят её создал один из античных богов, до сих пор она остается молодой и прекрасной. Соло могут играть на арфе только настоящие виртуозы.

Королева оркестра СКРИПКА очень популярный струнный смычковый инструмент. Корпус скрипки очень изящен, С плавными закруглениями, тонкой талией. На верхней деке красивые вырезы, которые называются эфы. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На скрипке четыре струны и они носят название тех звуков на которые настроены «ми» »ля» »ре» »соль». Скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и поддерживает её подбородком. В правой руке музыкант держит смычок и водит им по струнам.

Говорят, скрипка поет… и правда звучание её похоже на трепетный человеческий голос. Но она умеет не только петь, в оркестре ей поручают очень ответственные этюды. Мы слышим пение скрипок то широкое и спокойное, то взволнованное, а то и драматично напряженное. История музыки знает много имен прославленных скрипачей. Легендарное имя Никола Поганини, его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил не верилось, что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы, так может играть на скрипке!

О ГИТАРА, гитара! Сколько возвышенных слов в её адрес написано и сказано. Гитара, пожалуй, самый любимый и популярный инструмент. И это не случайно. Гитара сопровождает музыканта повсюду. На гитаре можно сыграть и старинные русские романсы, и страстные цыганские песни, и классическую музыку. Этот инструмент как бы сливается с музыкантом. Она всегда рядом с ним в горе и в радости, в походе, на отдыхе и дома.

Говорят, гитара родилась в Испании. Первые упоминания о ней относятся к 14 веку. Современные гитары различаются между собой. Есть испанская шестиструнная гитара, русская семиструнная и особая гавайская шестиструнная. Гитара относится к струнным щипковым инструментам. Чтобы овладеть настоящим искусством игры на гитаре потребуется много лет.

А вот музыкальные инструменты всего с тремя струнами. Что на них можно сыграть? Оказывается множество всяких мелодий. У этих инструментов длинная узкая шейка, она называется гриф. Вдоль неё натянуты всего три струны. Если прижимать струну к грифу в определенном месте, то можно сделать звуки длиннее и короче. Речь идет о домре и балалайке. Это щипковые струнные инструменты. Чаще всего их можно услышать в оркестре русских народных инструментов.

Домра появилась в шестнадцатом веке, а балалайка в семнадцатом. Домра лирична, напевна, нежна, а у балалайки характер легкий. Что на ней не играй, все будет получаться весело, беззаботно, а когда и дурашливо. Эти музыкальные инструменты любят веселых, энергичных исполнителей, и они очень любимы народом.

Вот и закончилось наше знакомство с удивительными музыкальными инструментами . А может только началось? Ведь это лишь малая часть огромной страны, где правит её Величество Музыка. Путешествовать можно в этой стране долго и увлекательно. Здесь можно встретить ещё очень много интересных, загадочных, даже таинственных обитателей. «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане» - так сказал знаменитый испанский гитарист Андрес Сиговия.

Ищите, друзья, свой остров! Счастливого вам пути!

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Знакомство с духовыми музыкальными инструментами»

Из музыкального проекта
«Что мы знаем о музыкальных инструментах»

Ганичева Татьяна Авенировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск

Самусева Юлия Николаевна ,
воспитатель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск

Задачи:
1. Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах.
2. Развивать восприятие музыки.
3. Приобщить воспитанников к классической музыке через изучение инструментов симфонического оркестра.

Дети входят в зал и исполняют приветствие «Здравствуйте» М. Ю. Картушиной.
Воспитатель: Возьмите каждый по одной карточке, сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Музыкальные инструменты» , украинская нар. мелодия
1 часть – дети с карточками музыкальных инструментов бегут по кругу.
2 часть – пружинки, руки с карточкой вправо – влево, кружение.
По окончании музыки дети по очереди (на кого покажет воспитатель) называют инструмент, и к какой группе симфонического оркестра он относится.

Дети садятся к фортепиано.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая необычная птичка (дует в свистульку). Что это, ребята? Свистулька – народный духовой инструмент. Почему духовой? Потому что в нее дуют! А на чем играет пастушок? (показ иллюстрации). Правильно, на дудочке или свирели. Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт для флейты №1» В.А. Моцарта.

Музыкальный руководитель: Как звучит музыкальный инструмент? Звук легкий, изящный, свистящий. Это играет флейта (иллюстрация).
Флейта – духовой инструмент, очень похожий на дудочку.
Мы сегодня познакомимся с вами с духовыми инструментами симфонического оркестра. Назовите группы инструментов, которые вы уже знаете? (Плакат – инструменты симфонического оркестра).
Дети называют инструменты.
Музыкальный руководитель: Прежде всего, знайте, что существует 2 группы духовых инструментов, в зависимости от материала, из которого эти инструменты изготовлены. Из дерева – (дети говорят: деревянные), из меди (дети говорят: медные) духовые инструменты.
К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта, фагот, кларнет и гобой (показ карточек).
У флейты самый высокий голос. Флейта – деревянный духовой инструмент, но сейчас чаще всего её изготавливают из металла, иногда из пластика и стекла. Послушайте флейту.
На экране слайд – флейта (из музыкальной презентации «Духовые инструменты»).

Коррекционное упражнение «Соедини по точкам» (контур флейты).

Музыкальный руководитель: Гобой – голос у него пониже, чем у флейты. Голос у Гобоя немного гнусавый (как у человека, который говорит «в нос») (слайд – гобой). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт для гобоя с оркестром ми бемоль мажор» В. Беллини.

Игра «Музыкальные картинки» (найти силуэт гобоя на картинке) фото.

Музыкальный руководитель: Кларнет (плакат) обладает мягким, теплым, ласковым тембром (голосом). Может петь и высоко и низко (слайд – кларнет). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт № 1 для кларнета с оркестром» Вебера.

Показать на плакате «инструменты симфонического оркестра».
Музыкальный руководитель: Фагот – деревянный духовой инструмент с самым низким голосом (тембром звучания), исполняет басовые партии в оркестре (слайд – фагот). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Соло на фаготе» , Петр Стоянов.

Игра «Лабиринт» (провести по линиям, ведущим к деревянным духовым инструментам).

Музыкальный руководитель: Самая громкая группа в симфоническом оркестре – медные духовые инструменты. Сегодня я только познакомлю вас с ними (плакат). Какой инструмент вам знаком? Правильно, это труба.
Труба – инструмент с высоким, чистым звуком. Трубы бывают разных размеров, у каждой свой тембр (голос).
Валторна (рожок) – звук её может быть мягким, может – скрипучим. В оркестре она не одна (от 2 до 8).
Тромбон – чаще исполняет не мелодию, а басовый аккомпанемент. Только у тромбона есть специальная выдвижная деталь, с помощью которой изменяется звучание инструмента (показать).
Туба – самый низкий голос, как контрабас у струнных инструментов. Тембр у тубы суровый, массивный.

Музыкальный руководитель: Помните, мы с вами смотрели сказку «Музыкальный теремок». Пусть сегодня в нашем музыкальном теремке поселятся только духовые инструменты.

Игра «Найди карточку заданного инструмента и размести в окошке теремка» (дети выполняют по одному по желанию, остальные дети проверяют правильность выполнения задания, помогают).

Музыкальный руководитель: Послушайте.

Исполняется «Забвение» A. Пьяццолла (исп. Вероника Кожухарова (саксофон) и Московский Симфонический Оркестр).

Музыкальный руководитель: Это звучит саксофон. У него певучий вибрирующий звук. Саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя изготовлен из металла. Этот инструмент только иногда вводится в состав симфонического оркестра. Чаще он звучит в джазе и на эстраде.
Музыкальный руководитель: Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? С какой группой симфонического оркестра мы сегодня познакомились? Какой духовой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию). Мы приготовили для вас карточки с загадкой, которую вы попробуете разгадать с мамой или папой и нарисуете отгадку (на обороте силуэт – точками). Подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу вас поблагодарить и попрощаться (дети закрывают глаза, музыкальный руководитель гладит их по голове).