Сочинение на тему: царица и царица-мачеха — похожи ли они? (а. с

І. Введение

Актуальность исследования………………………………………………2 стр.

ІІ. Основная часть

    Образ царицы - матери в "Сказке о царе Салтане..."……………3 стр.

    Роль женщины - матери в обществе……………………………8 стр.

ІІІ. Заключение …………………………………………………………10 стр.

Список литературы…………………………………………………11 стр.

Приложение

I . Введение

Актуальность исследования

Сказки А.С. Пушкина - это те произведения, с которых начинается большая любовь к классической русской поэзии. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, свое духовное развитие. Со стихотворениями великого поэта мы знакомимся в начальной школе, начиная с первого класса, как только начинаем самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках в школе. Глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя.

Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…" . Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.

Исследуемая тема актуальна еще и потому, что творчество А. С Пушкина остаётся современным, так как и в наше время людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Особое место занимает образ матери, т.к. именно она является двигателем к успеху, залогом всего положительного.

Разработанность темы исследования. Теория литературной сказки в науке разработана еще недостаточно. Несмотря на то, что существует довольно много исследований посвященных ее анализу, это исследования В.А. Бахтиной, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Ю.М. Лотмана, И.П.Д.Н. Лупановой, Е.М. Медриша, Мелетинского и др., остаются аспекты, требующие осмысления, доработки.

Объект исследования - сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане...".

Предметом исследования является образ царицы-матери в "Сказке о царе Салтане...".

Цель исследования - изучить образ матери в сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане" как символе доброты, всепрощения.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

определить нравственность сказки;

проанализировать значение образа матери в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина;

сравнить и выяснить роль женщины - матери в современном обществе

Методы исследования:

текстуальный анализ произведения;

метод систематизации и обобщения;

сравнительно-сопоставительный метод;

описательный метод.

Базу исследования составляют основополагающие справочная и энциклопедическая литература, труды ученых по литературоведению, теории литературы, культурологии, методике преподавания литературы.

Тема работы, предмет исследования определяют структуру научной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Практическая значимость исследования. Написанная работа имеет большой интерес для учителей литературы и самопознания, её можно использовать во внеклассных чтениях и мероприятиях.

II . Основная часть

Образ царицы - матери в "Сказке о царе Салтане..."

Семья, семейное счастье привлекает в эти годы Пушкина и остается его идеалом до конца. В письме к жене от 8 июня 1834 года он отметил: «Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным». Волшебная сказка представила семью как жизненную норму личной судьбы человека, поэтому она и была так привлекательна для Пушкина. Ее герой достигает не только полной свободы, выразившейся в идеальном представлении о царствовании, но и счастливого супружества. Испытания героя всегда завершаются свадебным пиром, он становится счастливым супругом прекрасной, сказочной невесты.

Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта. В своих сказках Пушкин большое внимание уделял семейной жизни героев, создав своеобразный кодекс семейной жизни.

Особенно он отражается в «Сказке о царе Салтане», и это не удивительно, так как эта сказка была написана почти сразу же после женитьбы, как своеобразное величание невесты-красавицы, выражение переполнявших поэта чувств.

Как будто не задумываясь, женился царь Салтан на простой девушке, так как та обещала осуществить, видимо, давнишнюю его мечту о сыне-богатыре. И он не зря поверил ее словам: не обманула.

Кротость, послушание, всепрощение являются главными внутренними силами качеств персонажей. У образа царицы - матери нет имени, для нее главное - это материнство.

А царица молодая,

Дела вдаль не отлагая,

С первой ночи понесла...

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца...

Казалось бы, царица – наиболее успешная женщина из всех трех девиц. И замуж вышла, и ребенка Батюшке обеспечила. Однако же, мы можем наблюдать картину крайне нелицеприятную. Прежде всего, у Царицы нет личных целей, о чем она в светлице говорит со всей искренностью. Она совершенно социально не защищена: лишь только у Царя изменяется к ней отношение – и она незамедлительно в прямом и переносном смысле этого слова оказывается «за бортом», в бочке социальной изоляции, брошенная на произвол судьбы.

Царица-мать воплощает всепрощение. Несмотря на то, что ее посадили в бочку, сбросили в океан (якобы по приказу царя), несмотря на все тяготы, которые она перенесла, когда вместе с ребенком плыла по волнам океана жизни ("словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица:"), царица- мать простила своего мужа и не упрекнула его ни в чем. Царица-мать - это земной образ. Воплощение материнства, доброты, заботы и сочувствия к людям. Она милостива, поэтому её образ так импонирует.

Сначала рушится семья царя Салтана, но царица - мать старалась заменить сыну Гвидону отца, старалась дать сыну как можно больше материнской любви и сохранить в сыне любовь к отцу. Но даже взрослому ребёнку, уже женатому, нужна семья и любовь обоих родителей.

Разные судьбы взрослых и детей рассматриваются через призму материнской любви и заботы. И именно материнской любовью и воспитанием движется и сохраняется жизнь, именно любовь матери делает мир органичным и гармоничным.

В сказке «О царе Салтане…» показаны отношения не только между мужем и женой, но и между детьми и родителями. Дети относятся к своим родителям с большим уважением, почтением. Князь Гвидон обращается к матери со словами: «Государыня- царица». Пушкин словами царевны лебеди излагает требования к жениху, правила семейной жизни:

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнёшь,

Да за пояс не заткнёшь...

Пораздумай ты путём,

Не раскаяться б потом...

На что князь Гвидон даёт клятву жить в совете и любви. И ведёт невесту к матери просить благословения. Ведь раньше на Руси молодые люди не могли жениться без благословления отца и матери. И князь соблюдает эти традиции. В те времена отношение к браку было серьёзнее, жить вместе супруги обещали «пока смерть не разлучит». Такое отношение к браку объяснялось духовностью, набожностью людей в старые времена, а церковь тогда запрещала разводы, поэтому прежде чем сделать такой серьёзный шаг, нужно было всё обдумать. Отношения князя Гвидона и царевны - лебеди являются примером настоящей любви, целомудрия.

Но Гвидон не может быть счастлив, если несчастна мать, которая в душе давно простила своего мужа и продолжает его любить. Сын, не открывая себя, как правитель своего государства, зовёт в гости своего батюшку – царя, вызывая любопытство к своему краю благодаря сказочным чудесам. И вот семья воссоединилась, царь увидев своих любимых жену и сына признаёт свою ошибку, просит прощения у своих родных, и всё заканчивается хорошо. Гармония во всём, что касается семьи, – вот одна из главных мыслей этой сказки. Любви и счастья достойны все – и дети, и родители.

В сказке Пушкина отражены не только отношения в браке между супругами, но отношения детей к родителям, а также отношения младших к старшим. Дети относятся к родителям с большим уважением и почтением, Например, отношение князя Гвидона к матери:

Государыня – царица!

Выбрал я жену себе

Дочь послушную тебе

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья.

Итак, волшебные сказки Пушкина поэтизировали тему семейного счастья, послужили предупреждением для тех, кто забывал старые традиции семейной жизни. В сказках А.С. Пушкин создал своеобразный кодекс семейной жизни, то есть на примере своих героев показал правила поведения членов семьи: супругов между собою, родителей и детей, и отношений между ними. Поэтому изучение сказок А.С. Пушкина будет способствовать формированию семейных ценностей у учащихся.

Роль женщины в современном обществе

Самый близкий человек на земле - мама. С самого рождения мы учимся от мамы близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мама показывает нам, как справляться с неудачными и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем.

То, что и как мама говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.

Только она умеет искренне любить, безответно, без претензий, без условностей, без взаимностей, просто так и только потому что она - Мама. Наверное, самая важнейшая роль женщины в современном обществе – быть матерью. Именно женщина дает жизнь человечеству, и в этом ее уникальность.

Исключительно высоко оценивает Ризаитдин Фахретдинов роль женщины и матери в обществе. «Матери выполняют самую трудную службу в народе, - написал он. В общественной жизни место матери настолько высоко, что в мыслях людей не измеряется ничем - это понимают все мыслящие люди. И если матери не смогут воспитывать своих детей надлежащим образом, то одним лишь обучением в учебных заведениях нация не сможет жить на равных с другими народами». Провозглашая почитание матери в семье и обществе самым большим долгом людей, он предлагает брать отношение к женщине - матери за мерило их оценки. «Если хотите знать, является ли кто-то толковым человеком, человеком дела, вглядитесь в его отношение к своей матери и вообще к матерям нации. Тот, кто хорошо относится к ним, поистине человечен и толковый работник»,- утверждает он.

Мою маму зовут Лилия, она работает в школе учителем информатики. При всей ее занятости она успевает все: и меня выслушать, и уроки со мной сделать, и с папой обсудить домашние дела. Мама-это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви

и работе. Я провела наблюдение, и действительно, мои и папины успехи в учебе и в работе "зависят" от мамы. Именно она "двигает" нас к успеху.

Заключение

Сказки Пушкина раскрывали секреты семейного счастья, служили напоминанием для тех, кто забывал традиции семейной жизни. На примере своих героев Александр Сергеевич показал поведение членов семьи, будь то муж с женой, родители и дети. Сказки Александра Сергеевича Пушкина являются энциклопедией семейных отношений. Эти сказки учат нас строить семью на основе любви и взаимоуважения.

Список используемой литературы

1.Абрамюк, С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы / С.Ф. Абрамюк. - Петрозаводск, 1971. - 260 с.

2.Азадовский, М.К. История русской фольклористики: в 2-х томах / М.К. Азадовский. - М.: Гос. Учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958 - 1963г. Т.1, 1958. - 480 с.

3.Алексеев, М.П. Пушкин и мировая литература / [отв. ред. Г.П. Макогоненко, С.А. Фомичев]. - АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1987. - 616 с.

4.Андреев, Н.П. Открывая сказки А.С. Пушкина // Новый мир / Н.П. Андреев, № 2, 2010 - 60 с.

5.Бахтина, В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о животных / В.А. Бахтина. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1972. - 52 с.

6.Бойко, С.П. В волшебной пушкинской стране: Художественное исследование "Пушкин и сказка" / С.П. Бойко. - М.: Ставрополь: Илекса, Сервисшкола, 2001 - 272 с.

7.Большая универсальная энциклопедия: в 20-ти т. - М.: Астрель, 2010. - 800 с.

Василевская, Е.А. Лексика сказок А.С. Пушкина. // Ученые записки Московского педагогического института / Е.А. Василевская. - Кафедра русского языка, вып.2, 1938. - 250 с.

13.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. - 376 с.

14.Высочина, Е.И. Образ бережно хранимый. // Жизнь Пушкина в памяти поколений / Е.И. Высочина. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

16.Гордин, А.С. Пушкинский заповедник / А.С. Гордин. - М.: Искусство. 1968. - 302 с.

18.Даль, В.И. Словарь русского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, Т.4, Р - Я, 1978. - 688 с.

22.Квятковский, А.П. Сказка // Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.

23.Кунин, В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками / В.В. Кунин. - М.: Дрофа, 2007. - 561 с.

24.Леонова, Т.Г. Русская литературная сказка и ее отношение к народной сказке / Т.Г. Леонова. - Томск, 1982. - 210 с.

25.Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980 гг.) / М.Н. Липовецкий. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 184 с.

27.Лупанова, И.П. Своеобразие сказок А.С. Пушкина /И.П. Лупанова. - Русская литература, 2010. - 55 с.

28.Лотман, Ю.М. Пушкин / Ю.М. Лотман [вступ. ст. Б.Ф. Егорова]. - СПб.: Искусство-СПБ, 1995. - 846 с.

29.Макогоненко, Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы / Г.П. Макогоненко. - Л.: Художественная литература, 1982 - 210 с.

30.Минералова, И.Г. Детская литература / И.Г. Минералова. - М.: Гуманит. Изд. цент Владос, 2002. - 176 с.

31.Никифоров, А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров. - М.: Нация и культура. Научное наследие, 2009. - 376 с.

32.Никольский, Н.М. Язык сказок А.С. Пушкина // Уч. зап. Ульяновского пед. ин-та, Пушкинский сборник" / Н.М. Никольский. - Ульяновск, 1949. - 250 с.

33.Пелисов, Г.А. О фольклорных основах сказок А.С. Пушкина / Г.А. Пелисов. - Советская этнография, 1950. - 65 с.

34.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 41089 словарных статей. - М.: Азь, 1994. - 750 с.

35.Померанцева, Э.В. Сказка // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Э.В. Померанцева, т.6. - М.: Современная энциклопедия, 1971. - 1039 с.

37.Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня. / В.Я. Пропп, [составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф. Шевченко]. - М.: Лабиринт. 2001. - 368 с.

38.Пушкин, А.С. Избранные произведения / А.С. Пушкин. - М.: Эксмо, 2006. - 656 с.

39.Пушкин, А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1994. - 735 с.

43.Сказка // Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, институт лингвистических исследований [под. ред.А.П. Евгеньевой]. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, т.4, С - Я, 1999. - 797 с.

44.Сказка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / [под. ред.А.Н. Николюкина]. - М.: НПК "Интелвак", 2001. - 342 с.

45.Сказка // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / [под ред.А.П. Горкина]. - М.: Росмэн, 2007. - 1123 с.

46.Скатов, Н.Н. Пушкин / Н.Н. Скатов. - Л.: Детская литература, 1991 - 350 с.

47.Словарь литературоведческих терминов / [под ред. С.П. Белокуровой]. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.

48.Соколов, Ю Сказка // Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2-х т. / Ю. Соколов. - М.; Л.: Л.Д. Френкель, 1925. - 550 с.

49.Стахорский, С.В. Литературная сказка. Русская литература. Популярная иллюстрированная энциклопедия / С.В. Стахорский. - М.: Дрофа - Плюс, 2007. - 608 с.

50.Сурат, И.З. Пушкин: Биография и лирика: Проблемы. Разборы.3аметки. Отклики / [рос. акад. наук. ИМЛИ им.А.М. Горького]. - М.: Наследие, 2000. - 240 с.

51.Структура волшебной сказки / Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т высш. гуманит. исслед. / [отв. ред.С.Ю. Неклюдов]. - М.: РГГУ,2001. - 232 с.

52.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Рад. школа, 1985. - 557 с.

53.Тихомирова, И.И. Воспитание сказками Пушкина / И.И. Тихомирова. - Дошкольное воспитание, 2003. - 68 с.

54.Тынянов, Ю.Н. Пушкин. / [отв. ред.В.А. Каверин, А.С. Мясников]; [изд. подгот.е.А. Тоддес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова]. - М.: Книга, 2003. - 403 с.

55.Шаврыгин, С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов): Учебно - методическое пособие для студентов / С.М. Шаврыгин. - Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1991 - 31 с.

56.Шнеерсон, М.А. Фольклорный стиль в сказках Пушкина // Учёные записки Ленинградского государственного университета, № 46, серия филол. наук, вып.3, 1939. - 400 с.

59.Яворский, Ю.А. К истории пушкинских сказок / Ю.А. Яворский. - Львов, 1899. - 260 с.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

по теме: «Путешествие в Книгоград»

(по произведениям А. С. Пушкина).

Провела учитель начальных классов Уварова М.А.

Цели:

1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина, расширять читательский кругозор учащихся.

2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.

3. Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа),

формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: выставка книг А. С. Пушкина, портрет писателя, мультимедийная установка, презентации, костюмы, выставка рисунков детей, творческих работ: кроссвордов, книжек – малышек, мини – сочинений.

Подготовка.

Ученики готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, на уроках трудового обучения подготовили поделки, аппликации по произведениям А. С. Пушкина, писали мини сочинения: «Чем мне симпатичны герои произведений А. С. Пушкина», по желанию составляли свои кроссворды и загадки. Разучивание стихов, сценок держится в тайне.

На доске:

«Книга не самолет, а за тридевять земель унесет» .

«Всем хорошим во мне я обязан книгам ».

М. Горький.

« Книга твой друг, без нее как без рук ».

« Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде».

«Одна книга тысячу людей учит».

Ход внеклассного мероприятия:

Вступление.

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете.

Что же это за чудо? Послушайте и скажите:

Ты беседуй чаще с ней -

Будешь в четверо умней. (книга).

Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?

Мы отправляемся в Книгоград.

(Открывается название на доске). Выходят ученики и читают стихи.

1 уч. Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

2 уч. Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаешь.

3 уч. В одиночестве, в покое,

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам друзья и карты в руки.

Пусть герои оживут.

4 уч. Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

5 уч. Мы веселые ребята, не умеем мы скучать.

И собрались мы сегодня книгу новую создать.

Ребята, обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно, книги А. С. Пушкина.

(учитель открывает портрет).

Какие произведения А.С. Пушкина вы читали?

Чем запомнились произведения Пушкина?

Какие у него стихи, сказки? (веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал А. С. Пушкин?

Учитель и ученик рассказывает о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

2. Деление на команды и выполнение заданий.

Учитель: - Путешествовать будем группами. Определим 2 команды игроков. А сейчас активно отвечайте на « Спринт- вопросы » и занимайте места за столиками.

1. Назовите имя и отчество Пушкина.

2. Как звали няню А. С. Пушкина?

3. Как Пушкин относился к своей няне? Как ее называл?

4. В каких странах изучают произведения Пушкина?

5. Что называется восьмистишием? В каком произведении Пушкин использовал восьмистишие? («Зимний вечер») Как поэт описывает зимний вечер? С кем сравнивает бурю?

6. Как начинается «Сказка о царе Салтане…»? Сравните мать-царицу и ее сестер. Отчего царь Салтан все время грустил? О чем печалился князь Гвидон?

7. Назовите все чудеса в «Сказке о царе Салтане…»

8. В каком стихотворении Пушкин относится к зиме как к живому существу? («Вот север, тучи нагоняя…»). Опишите, какую картину вы представляете, читая это стихотворение.

9. Куда был сослан Пушкин по приказу царя? (село Михайловское) Чем Пушкин занимался в Михайловском?

11. Откуда Пушкин брал образы для своих героев?

12. Кого высмеивал Пушкин в своих сказках? Приведите примеры.

13. Из каких сказок Пушкина эти присказки?

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.

Входит Незнайка и говорит:

Почему - то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся. смотри и учись, а ребята тебе помогут. Если участники команд затрудняются ответить, помогают болельщики и получают жетоны.

1 конкурс. « Театральные подмостки».

Проверим артистические способности.

Приготовить чтение эпизода по ролям:

1 команде - из произведения «О попе и работнике его Балде»;

2 команде – из произведения «Сказка о мертвой царевне…».

2 конкурс « Розыск».

Разгадывание кроссвордов. (презентация)

Незнайка: А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл. Есть «миниатюрные книги», длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (показывает).

Есть книги – великаны. В Самарканде это книга Великий Коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.

Книга - скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

3 конкурс « Объяснялки».

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

1). Белка песенки поет…

2). Ветер по морю гуляет…

3). Приплыла к нему рыбка, спросила…

4). Ты прекрасна, спору нет…

5). Живет Балда в поповcком доме…

6). А сама-то величава…

7). Три девицы под окном, пряли…

8). Я сегодня поймал было рыбку…

9). Бедненький бес под кобылку подлез…

10). Сказка – ложь, да в ней намек…

4 конкурс «Викторина по сказкам А. С. Пушкина.»

1. Кем мечтала стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

(крестьянка, дворянка, царица, владычица моря).

2. Где встретились Балда и поп? Прочитайте наизусть эти строчки.

(Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда идет,сам не зная куда.)

3. Кого и как перехитрил Балда в этой сказке?

(чертей –

Обежать около моря – зайцы;

Поднять и снести полверсты кобылу.

4. Какая расплата ожидала попа?

(С 1 щелчка прыгнул поп до потолка, со 2 щелчка лишился поп языка, с 3 щелчка вышибло ум у старика.)

5. С какими словами обращается царица к зеркальцу? Как называется эта сказка?

(Свет мой, зеркальце, скажи… «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»)

6. Кто отправляется на поиски пропавшей молодой царевны?

(Королевич Елисей, помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу за красавицей – душой, за невестой молодой.)

7. Как звали сына царя Салтана?

8. В кого оборотился Гвидон, чтобы попасть тайно к царю Салтану?

(комар, муха, шмель)

9. О каких диковинках там услышал Гвидон?

Белка там живет ручная…

33 богатыря в чешуе, как жар горя все красавцы молодые, великаны удалые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…

За морем девица есть, что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

10. Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон)

11. Из какой сказки эти слова?

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

(Сказка о золотом петушке)

5 Сказочные объявления.

– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин)

– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин)

Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин)

– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин)

- Ребята, что интересного вы узнали из книг А. С. Пушкина?
- Почему вам нравится читать произведения Пушкина?
- Как вы думаете, почему сказки, стихи, поэмы Пушкина не стареют?
- Как нужно обращаться с книгами?
- Какую книгу приятно держать в руках?

Инсценировка стихотворений Ильина « Две книжки».

Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? -
Одна спросила у другой?
-Ох, милая мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я учу не как – нибудь, а на « отлично»!
-Ну, мой на тройки едет еле – еле
И даже двойки получил на той неделе.
И в басне нет загадки:»
« Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик».

Незнайка: Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за книгу грязными руками. Надеюсь, вы так не обращаетесь с книгами. Пусть наши книги надолго сохраняться, даже после того как мы их прочитали.

1 уч. Пока книга сделается книгой

Огромный путь она пройти должна.

И столько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она.

2 уч. Я к вам обращаюсь, дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книга друзьями заходит в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

3 уч. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.

Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Ученики показали хорошие знания, талант. Самых активных участников, мы отметим грамотами..

А теперь, посмотрите какая получилась у нас книга по творчеству А. С. Пушкина. Это книга – сюрприз. Здесь собраны все ваши работы, рисунки, стихи, кроссворды и сочинения.

Презентация «книги» в Книгограде.

Подведение итогов.

Вам понравилось наше мероприятие? Кто доволен своей работой. знаниями? Чьи работы, выступления вам больше всего понравились? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? Участникам команд и победителю вручили книги.

Вручение грамот учащимся (презентация). (под музыку)

«Лучший рисунок»,

«Книжка – малышка»

«Знайке».

« Юному поэту»,

« Лучший актер»

« Лучший чтец »,

За активное участие.

Литература:

1. Внеклассные мероприятия.. Авт.– сост. О.Е.Жиренко, Л,Н,Яровая М., ВАКО 2007г..
2. Педсовет №3 1998 г. Мой любимый писатель - Н.Н. Носов.
3. Я иду на урок в начальную школу. Чтение (2 часть).М. «Первое сентября» 2000г.
4. Поурочные разработки по чтению 3 класс (1- 4) . Москва. « ВАКО» 2004г.
5. Сухин И. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все- все- все.
Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. – Москва. Новая школа. 1994 .
6. Н.Н.Носов « Фантазеры» . Москва. 1998.
7. И.П. Иванов «Энциклопедия КТД» М. 1989г.

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая.). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.