Теория слияния народов в единый советский народ. Советская нация: миф или реальность

В ходе социалистического строительства в СССР достигли высокого расцвета социалистические нации.

Исчезло сложившееся издавна деление страны на промышленные и сырьевые районы. Во всех республиках выросли крупные индустриальные центры. Была создана национальная интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян.
Между советскими республиками сложились отношения дружбы и тесного сотрудничества в области экономики и культуры, шел интенсивный процесс обмена техническим и научным опытом. Представители всех республик участвовали в разработке природных богатств страны, и сооружении новых индустриальных центров. Совместными усилиями велись работы по освоению целины.
Политика Коммунистической партии, направленная на ликвидацию различий в уровне развития наций, привела К усилению процесса их политического, экономического и культурного сближения.
Это сближение достигло такой высокой степени, что в каждой нации и народности появились общие черты и качества. Важнейшая из этих черт - единая для всех наций и народностей политическая система. Она возглавляется Коммунистической партией Советского Союза.
Другая черта - общность экономической жизни. В единой советской экономике органически взаимосвязаны хозяйства отдельных республик и областей. Экономика страны развивается по единому общегосударственному плану в интересах трудящихся всех наций и народностей. Каждая республика в своем развитии использует не только местные природные ресурсы, но и богатства всей страны.
Получила развитие социальная общность советских наций и народностей. Во всех республиках создана однотипная социальная структура и идет процесс стирания граней между классами и группами общества. В СССР возникла единая социалистическая культура, интернациональная по содержанию. Она впитала в себя лучшие черты и достижения культуры всех народов страны. Господствующей идеологией советских граждан стал марксизм-ленинизм - мировоззрение рабочего класса. Сближение наций, базирующихся на однотипной экономике и социальной структуре, имеющих общее мировоззрение -- марксизм-ленинизм и одну цель - построение коммунизма, привело к появлению общих черт в духовном облике и психологии всех трудящихся СССР.
Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм.
В Советском Союзе сложилась новая историческая общность - советский народ , который представляет собой союз всех трудящихся СССР, характеризующийся социальным и идейно-политическим единством.

Согласно старой официальной версии, в СССР было 15 наций, оформленных в союзные республики и соответственно имеющих право на самоопределение вплоть до отделения, а также - энное количество народностей, оформленных в автономные республики, автономные области, национальные округа и т. п., такими правами не обладающих. И тогда превращение 15 республик СССР в 15 независимых (весьма условно независимых, как показывают сегодняшние события) государств выглядит если и печально, то тем не менее относительно обоснованно. Однако если этот тезис и был верен в первые десятилетия существования СССР, то к 80-м годам реальное положение существенно изменилось.

Вообще, существуют две основные трактовки термина «нация». Одна, характерная в свое время для немецкой традиции и использовавшаяся Гитлером, предполагала, что «нация» - это единство «крови, происхождения и культуры». Другое определение было характерно как для франко-американской традиции, так и для традиционного советского обществоведения сталинского формата, здесь под «нацией» понималась историческая общность людей, включавшая общность и территориально-географическую, и историко-культурно-языковую, и государственно-политическую, и экономическую.

С этой точки зрения нация – это относительно позднее историческое образование, которому, в общем-то, не более пятисот лет. Нации появляются тогда, когда возникает национальный рынок, то есть складывается экономическое единство страны, устанавливается более-менее единый социально-экономический образ жизни.

И если исходить из этого понимания (а говоря о тезисах советского обществоведения нужно исходить из его методологии), нельзя никуда деться от того обстоятельства, что каждая из союзных республик в составе СССР, конечно, не представляла собой «единство людей, объединенных исторической территорией, особым языком, особой культурой, особой экономикой». Даже с чисто этнической точки зрения, большое количество межнациональных и межэтнических браков в СССР существенно размыло грани между старыми нациями и этносами, образовав не только новый национальный, но и новый этнический сплав.

Незаконность образования новых государств на территории бывшего СССР всегда была очевидна для того, кто смотрел на вопрос не с точки зрения пропагандистских штампов тех лет, а с точки зрения юридической. Разница между Новоогаревским процессом (проект создания Союза Суверенных Государств вместо СССР. В первый раз подписание союзного договора было сорвано в связи с так называемым «августовским путчем» и Беловежскими соглашениями была в том, что Новоогаревский процесс пытался оправдать раздел СССР видимостью права, а Беловежские соглашения открыто ему, праву, противоречили.

Нужно признать, что сегодня в мире полиэтнические нации превалируют над моноэтническими, поэтому цивилизованное понимание нации сегодня связано, по большей части, не с этносом, а с гражданством и исторической общностью.

Если говорить об СССР, то, по мнению экспертов, уже как минимум в ходе Великой Отечественной войны в Советском Союзе стала складываться, а к 1970-80-м годам в основном сложилась, идентификация большинства живущих в стране людей с одной территорией, одним государственным субъектом, с общей для всех историей, единым языком межэтнического общения и единой экономикой. Позднее советское обществоведение назвало эту сложившуюся общность «многонациональным советским народом», и это определение заложило понятийную базу разделения по национальному признаку.

Однако некоторые эксперты полагают, что в стране действительно родилась новая, «советская нация» - не в смысле «нации советской власти», а в смысле нации, образующей народ страны под названием СССР. В США тоже признается существование американской нации, но никто не называет нацией, например, афроамериканцев, а в других случаях нация «американец» как понятие всегда доминирует над, условно говоря, старыми нациями, чьи представители создали страну в ее нынешнем виде и за века переплавились в новую наднациональную общность.

Советское обществоведение ввело и использовало достаточно спорную категорию «советский народ», который определялся как «новая историческая общность». Предполагалось, что он состоял из названного числа наций и народностей. Собственно, советское обществоведение никогда не могло внятно, структурно объяснить, чем эта «новая общность» отличается от такой «старой» общности, как нация. Точнее, не пыталось этого сделать. Однако, по мнению экспертов, оно ухватило главное: формирование на пространстве СССР того, что и принято называть «политической», то есть не этнической нацией. Но в этом случае советские обществоведы должны были заявить, что старые нации атрофируются, умирают. Однако сделать это они не решались, поскольку в этом случае получалось бы, что социализм вроде как уничтожил национальные образования, тогда как было провозглашено, что социализм обеспечивает их расцвет, что было верно, если говорить об СССР, относительно реальности первых десятилетий советской власти, когда нации получили возможность широкого развития, но к 1970-м годам этот реальный расцвет привел уже к процессу слияния, хотя и не полного, в единую союзную нацию.

Чем был на деле «советский народ»? Общностью территориально-географической, языково-культурно-исторической (реально в каждой «социалистической советской нации» не менее двух третей считали родным языком русский), общностью государственно-политической и экономической. То есть, с этой точки зрения, он был не абстрактной «новой общностью», а реальной новой нацией, хотя следует признать, что процесс ее образования до конца не был завершен.

Верный по сути принцип права наций на самоопределение в соединении с виртуальной мифологемой о пятнадцати нациях и энном количестве народностей на пространстве СССР на фоне социально-политического и экономического катаклизма, рожденного деградацией поздней советской элиты в 1970-80 годах и вызванного этой деградацией усугубления противоречий тогдашнего этапа социализма в СССР (общественные отношения обогнали производительные силы), для многих стал мотивацией и оправданием раздела страны.

Однако, по мнению ряда экспертов, раздел СССР был не осуществлением принципа признания права наций на самоопределение, а его полным игнорированием, поскольку игнорировалось право этой новой политической союзной «советской» нации на обладание своим национальным государством. Интересы этой реальной нации были ущемлены. Вслед за расчленением единой политической советской нации сегодня наблюдается разрушение самоидентификации претендента на роль ее преемника - «российской протонации».

Между тем, согласно теории «единой политической советской нации», признание за данной нацией права на самоопределение, то есть на обладание своим собственным национальным объединенным государством в границах СССР, и в прошлом, и сегодня могло бы решить проблему «разделенного народа» и обеспечить нормальное развитие страны, поскольку и сегодня интересы советского национального единства на пространстве бывшего СССР объективно расходятся с интересами современных «первых сословий», разделивших некогда единую страну, интересами этнократических режимов, утвердившихся на некоторых территориях СССР, попирающих любые международно признанные нормы, «национальными интересами» государств, которые заинтересованы, чтобы единое государство на территории СССР не существовало и не превратилось в технотронную сверхдержаву XXI века. Однако сегодня даже многие из тех, кто хотел бы этого, зачастую боятся об этом говорить публично и официально, опасаясь упреков в стремлении к «реставрации империи» и «попранию прав других наций», «приверженности сталинизму и великодержавности».


Советский народ

Эйнарс Граудиньш Георгий Гачев Рудольф Лившиц Дмитрий Сухарев Жорес Алферов Всеволод Емелин
Численность
2002 год (согласно переписи РФ):
2010 год (согласно переписи РФ):
Ареал расселения
Союзное государство:
Союзные республики:


Украинская ССР
Белорусская ССР
Узбекская ССР
Казахская ССР
Грузинская ССР
Азербайджанская ССР
Литовская ССР
Молдавская ССР
Латвийская ССР
Киргизская ССР
Таджикская ССР
Армянская ССР
Туркменская ССР Эстонская ССР

Язык
Язык межнационального общения:
Мировоззрение
Официальная идеология:

Советский народ - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы , в морально-политическом и духовном облике которых закрепились такие общие черты, как социалистический патриотизм и , высокая общественно-политическая и трудовая активность, непримиримость к эксплуататорам и угнетению, национальным и расовым предрассудкам, классовая солидарность с трудящимися всех стран . Советский народ - одна из переходных общностей к будущей мировой, общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма . Опыт становления и развития советского народа как социально-классовой и интернациональной общности является бесценным достоянием человечества, освещает ему путь к единству, к коммунистическому братству

В годы гражданской войны

В Красную Армию и партизанские отряды уходили целыми семьями. Под Владикавказом, например, сражался отряд из 18 человек -- членов семьи ингуша Дальгиева Керим-Султана из селения Долакова… :63

К концу 1920 года основные силы интервентов и белогвардейцев были разгромлены. В. И. Ленин 6 февраля 1920 года сказал, что в борьбе против международного капитала удалось одержать победу, которой не видывал мир. Правильная национальная политика Советской власти обеспечила активное участие в войне с интервентами всех народов страны во главе с русским рабочим классом. Русский народ, Красная Армия оказали братскую помощь народам России в освобождении их от интервентов и белогвардейцев. Русский народ и Красная Армия пришли на помощь азербайджанскому, армянскому и грузинскому народам и вместе с ними освободились от интервентов и белогвардейцев Закавказье. Образовались Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Борьба продолжалась только в Средней Азии и на Дальнем Востоке. :82

ЦК РКП(б) и Советское правительство отправили для помощи трудящимся Средней Азии полномочную комиссию. М. В. Фрунзе и В. В. Куйбышев возглавили Туркестанский фронт, войска которого помогли народам Туркестана очистить территорию республики от врагов. В результате народной революции, начавшейся в августе 1920 года, в Бухаре, как и в Хиве, были созданы народные Бухарская и Хорезмская советские республики, признанные Советским правительством суверенными государствами. :82-83

Народно-революционная армия Дальневосточной республики и партизаны Приморья в конце октября 1922 года полностью освободили Дальний Восток от интервентов и белогвардейцев. :83

На фронт большевистская партия направляла лучшие силы: в 1918 году в Красной Армии было до 30 тыс. коммунистов, в 1919-120 тыс., а в 1920-300 тыс., то есть половина всего состава партии. Коммунисты проявляли беспримерную стойкость и героизм, увлекая своим примером миллионы беспартийных. Партия сплотила рабочий класс и трудовое крестьянство в нерушимый союз, сыгравший решающую роль в достижении победы над врагом. :85

Советский народ проявил массовый героизм и самоотверженность. За боевые подвиги в годы войны высшей награды республики - ордена Красного Знамени - удостоены 14 тыс. бойцов и командиров, 36 воинских частей и соединений. :85

Борьба против российской контрреволюции и мирового империализма носила «глубоко интернациональный характер». В рядах Красной Армии героически сражались тысячи бойцов многих стран, а рабочие Англии, Франции и других стран - участниц интервенции протестовали против политики своих правительств, бастовали, отказывались грузить оружие для армий белогвардейцев, организовывали комитеты под лозунгом «Руки прочь от Советской России». :85

Советский народ в годы Великой Отечественной войны

Социализм дал советским людям могучие силы, которые в ходе войны превзошли силы фашистской Германии и её союзников и привели в всемирно-исторической победе. Эта победа была достигнута благодаря нерушимому социально-политическому и идейному единству советского народа, благодаря братской дружбе всех народов СССР, их преданности социалистическому строю. :7

Чтобы сломить дух советских людей, гитлеровцы установили в оккупированных районах режим кровавого террора. Зверски замучили или угнали в фашистское рабство не один миллион советских граждан. :582 Главной формой сопротивления врагу было массовое партизанское движение, вооружённая борьба народа. Партийные организации создали огромную партизанскую армию. За годы войны в тылу противника действовало около миллиона вооружённых партизан. Это были рабочие, крестьяне, интеллигенты. Большой силой являлись женщины, число которых в отдельных отрядах достигало 10-25 % общего количества партизан. В партизанском движении и в деятельности подполья на оккупированной территории участвовали представители многих национальностей Советского Союза. Например, в партизанских отрядах Краснодарского края сражались русские, белорусы, грузины, азербайджанцы, армяне, узбеки, туркмены, эстонцы, молдаване, татары, башкиры, евреи, адыгейцы, мордвины, чуваши, марийцы и другие. Таким же многонациональным был состав партизан и подпольщиков других областей, краёв и республик. В этом ярко проявилось боевое содружество народов социалистической державы. :584

За годы оккупации гитлеровцы пытались отравить сознание советских людей ядом фашистской пропаганды. Большинство сохраняло верность Советскому правительству и компартии, но некоторая часть, особенно выходцы из буржуазных и мелкобуржуазных слоёв западных областей Украины, Белоруссии и прибалтийских республик в какой-то степени поддались влиянию врага. Наиболее распространённой и действенной формой работы в сёлах освобождённых районов являлись собрания и совещания жителей, на которых обсуждались вопросы о возвращении крестьянам отобранной у них земли, о буржуазных националистах, как злейших врагах народа, о событиях на фронтах, международном положении. С докладами выступали партийные и советские работники, а также крестьяне. :445

Герои Советского Союза - представители всех 15-ти республик

Представители всех народов СССР сражались на фронтах Отечественной войны в рядах Красной Армии. Имелись и национальные формирования: азербайджанские, армянские, грузинские, латвийские, эстонские и другие, действовавшие в общем строю со всеми соединениями. :578

О массовом героизме солдат, офицеров и генералов свидетельствуют награждения их орденами. Всего состоялось 5 млн. 300 тыс. награждений орденами Советского Союза, в том числе орденом Ленина 8,8 тыс., Красного Знамени - 238 тыс., Отечественной войны 1-й степени - 324 тыс., 2-й степени - 951 тыс., Красной Звезды - 2 млн. 811 тыс. и т. д. Сотни тысяч солдат, офицеров и генералов были награждены не одним, а многими орденами. Героями Советского Союза стали представители ста наций и народностей: 7998 русских, 2021 украинец, 299 белорусов, 161 татарин, 107 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 89 армян, 67 узбеков, 63 мордвина, 45 чувашей, 43 азербайджанца, 38 башкир, 31 осетин, 16 туркмен, 15 литовцев, 15 таджиков, 12 киргизов, 12 латышей, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 8 карелов, 8 калмыков, 6 адыгейцев, 6 кабардинцев, 4 абхаза, 2 молдаванина, 2 якута, 1 тувинец и другие. В числе Героев Советского Союза - 73 женщины: военные лётчицы, санитарки, партизанки, подпольщицы и т. д. :573

Холодная война. 1953 - 1985

Период «Перестройки». 1985 - 1991

Согласно точке зрения председателя исполкома съезда граждан СССР, кандидата философских наук Татьяны Михайловны Хабаровой, после 1991 года «советский народ никуда не делся, он продолжает существовать, и ему принадлежит великое будущее, его надо только вывести из шокового состояния, в которое он погружён благодаря информационно-психологической войне». После победы СССР в Великой Отечественной войне над фашистской Германией началась новая «жесточайшая истребительная, диверсионная психо-информационная война… самая настоящая третья мировая война». Основными орудиями в этой войне являются обман, имитация, умение притвориться тем, чем в действительности не являешься. «Мы потерпели в этой войне тяжелейшее поражение, результатом которого стала оккупация».

Следствием этой оккупации стало образование триады: во-первых, в течение последних 20-ти лет действует совершенно нелегитимный по своему происхождению режим, который успешно имитирует законную власть, во-вторых, одновременно преступное сообщество имитирует буржуазию, являясь в действительности лишь так называемыми «транзитными собственниками», успешно распродавая за границу природные и интеллектуальные ресурсы, в-третьих, имеет место и имитация сопротивления режиму в виде псевдокоммунистического движения, одной из главных фигур которого является председатель .

Истоки псевдокоммунизма, по мнению учёного, следует искать в , когда при Н. С. Хрущёве были реабилитированы и полностью восстановлены в правах те, кто был справедливо осуждён за пособничество врагу в Великой Отечественной войне. Именно эти лица впоследствии пополнили ряды интеллигентской и партийно-бюрократической элиты, которые и совершили диверсию против Советского государства. На сегодняшний день основная риторика псевдокоммунистов, по мнению Т. М. Хабаровой, сводится к следующим тезисам:

Как следствие, основным врагом следует считать не столько оккупационный режим, сколько псевдокоммунистическое движение, которое во-первых, не даёт организоваться народу для действительной борьбы, во-вторых, рисует извращённую картину реальности и, в-третьих, предлагает тупиковые варианты действия, например «бесконечные хождения на выборы».

Т. М. Хабарова утверждает, что идеология советского патриотизма разрабатывалась ещё со времён Великой Отечественной войны, и на сегодняшний день она представлена как «идеология современного советского патриотизма», основными элементами которой являются следующие:

Взгляды буржуазных политиков

Сходные мысли высказал в ряде интервью член генерального совета буржуазной партии «Единая Россия», кандидат экономических наук Евгений Алексеевич Фёдоров:

«В 1991 году произошло поражение одной стороны по отношению к другой. Советский Союз проиграл войну, потому что противник изучил нас хорошо и применил операцию продвижения своего агента Горбачева, который за шесть лет сумел создать механизм ликвидации страны. Горбачеву расчистили дорогу. На него у спецслужб был ещё военный компромат по его родственникам, который попал через гестапо к американцам. Они его с молодости вели».

Война изначально была направлена «против советского народа, частью которого был тогда российский народ». «создал искусственный, якобы национальный конфликт между регионами, которого вообще не было в принципе, и те, кто жил в Советском Союзе, понимают, что этого не могло быть по определению».

В результате развала СССР американцами было создано новое государство - « », которое обречено платить «дань» победителю - США. По мнению Е. А. Фёдорова, первое время победители управляли новым государством напрямую, а «Козырев, Гайдар были просто фигурами, прикрывающими американское правительство, которое работало в Москве через систему советников». В дальнейшем, с 1996 года «американские советники» создали особый олигархический механизм («семибанкирщину»), посредством которого управляли чиновничьим аппаратом подконтрольного государства. Наконец, благодаря осознанию фиктивности своего правления избрал своим преемником В. В. Путина, который «обозначил свою позицию национального лидера - лидера национально-освободительного движения». Новый президент стал восстанавливать суверенитет страны, однако «он не изменил систему влияния американцев на Россию, но убрал эксцессы внешнего управления». Политик признаётся:

«Америка - хозяин ситуации в России: политической, экономической, стратегической, идеологической, - а не Путин, не Кремль, не Медведев, не "Единая Россия". Это спектакль, в котором эти - артисты, а режиссеры - там. Это следствие отсутствия суверенитета с 1991 года. Кто-то поддается этой режиссуре в силу манипулирования, а кто-то понимает, что это сила и против силы не попрешь».

Промышленность на 95 % принадлежит иностранным оффшорам. Информационное пространство, средства массовой информации не подконтрольны российскому государству в силу отсутствия двух факторов, которые были в Советском Союзе, - национальной идеологии и органа цензуры.

Истоки подобного поражения Е. А. Фёдоров видит в географических и национальных факторах, обусловивших особый тип властной системы:

«Американцы нащупали наше слабое место - вертикаль власти. Российская система власти в силу национального состава, географического и северного расположения, географии в целом, совмещает в себе реальную власть, в отличие от Европы, с властью публичной. Это связано с бюрократическим характером российской исторической государственности. По этому слабому месту они долбали последние 200 или 300 лет. И дальше они запустили таких, как Горбачев, несколько сот человек. Он добежал до самой верхушки, возглавил страну, и через его рычаг они ликвидировали страну».

Кроме того, буржуазный политик далёк от негативной оценки американской политики:

«Американцы не несут в своих решениях какого-то зла. У них нет задачи России что-то ухудшить. Так же, как не было задачи у Москвы ухудшить ситуацию в Польше, во времена Советского Союза… Просто таковы взрослые игры наций. Так же, как и взрослые игры людей. Это, если хотите, амбициозное соревнование наций, которому тысячи лет. И формы этого соревнования такие. Никто же не говорит, зачем страны тратят деньги на оружие? Потому что они обязаны это делать, в силу соревнования с другими странами. Вот так же они тратят деньги на политику. <…> Эта система, так она устроена, ей тысяча лет».

Ряд высказываний о советском народе и его судьбе позволил себе и другой буржуазный политический деятель, кандидат юридических наук Дмитрий Анатольевич Медведев. Так, в интервью российской газете «Известия» он признал значение советского народа во Второй Мировой войне:

«Если бы не роль Красной Армии, если бы не колоссальная жертва, которую принёс на алтарь войны советский народ, Европа была бы другой. Современной, благополучной, процветающей, богатой, хорошо развивающейся Европы не было бы – это совершенно очевидно».

Также на встрече с российскими гражданами - пенсионерами и ветеранами - он дал высокую оценку советской модели общности людей и выразил сожаление, что подобной общности больше нет:

«Мы очень часто критикуем, например, какие-то прежние порядки. Делают это все: и молодёжь делает, и люди среднего и старшего возраста. Но есть неоспоримые ценности, которые, как мне кажется, должны иметь вневременной характер. В нашей стране создавалась единая общность – советский народ. Кто-то с воодушевлением об этом говорил, кто-то подтрунивал, но тем не менее эта модель работала, мы все дружили, общались. Это абсолютная правильная установка. <…> К сожалению, в силу известных причин эта модель потерпела крах. Это самое печальное, что можно себе представить… Нам, мне кажется, не нужно стесняться возвращать те идеи, которые будут носить объединительный характер».

Однако в интервью европейскому новостному каналу «Евроньюс» Д. А. Медведев заявил, что советский народ существовал лишь в теории:

«В советские времена, напомню, использовался даже такой термин: «единая общность – советский народ». Во многом это оказались теоретические построения».

Особый взгляд

Сравнение людей советской и нынешней эпох, высказанное писателем-фантастом Е. И. Парновым (1935 - 2009) в последнем при его жизни интервью:

«Я вообще не верю в гибель великого русского народа, великой страны. Мне не нравился режим, который был. Я не вступал в партию, но это было моё правительство, моя страна, и я старался ей служить, не пресмыкаясь. Как мог, существовал, где-то делал полезные дела, где-то меня мучили, уничтожали, где-то приподнимали - дали орден… Правда, с 70-летием меня ни Союз, ни журналы не поздравили. И только «Литературка» дала заметку с портретом. Всякое было… Я гордился Советским Союзом. Это был великий эксперимент, и разрушить его вот так… Он бы мог ещё существовать и существовать. Начали раздирать страну, которая могла бы быть эталоном будущего мира . А как измельчала литература и наука, так измельчали и политики - ничтожные люди, марионетки. <…> Пришло общество потребления - деньги вышли на первый план. И то, что даже учёные скатились в шарлатанство ради денег, говорит о многом. Врачи, которые раньше были бесплатными, теперь без денег и шагу не сделают, преподаватели вузов стали брать взятки… Чего ждать дальше, когда в стране никто не говорит о таких вещах, как чувство собственного достоинства, совесть, - нет таких понятий . А как без этого можно существовать! <…> История России показывает, что маятник начинает раскачиваться, когда что-то выводит его из крайней точки, в данном случае - кризис. Уже все понимают, что надо что-то делать. Пойдёт в другую сторону наверняка - другого выхода нет. Великая страна, великий народ с великой культурой погибнуть не может - выход найдётся».

Национальный состав

Советский Союз был одним одним из самых многонациональных государств мира, его населяли свыше ста больших и малых народов, различных по происхождению, языку и культуре. Согласно исследованию доктора географических наук, заместителя директора Института этнографии АН СССР С. Брука, в развитии народов Союза ССР выявляются две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, имело место бурное и всестороннее развитие каждой нации и национальной культуры, а с другой - всё большее сближение всех социалистических наций.

Так как изучение национальных процессов имело первостепенное значение для социального и культурного строительства в СССР, то в число основных задач советские переписи населения включали и определение национального и языкового состава.В послевоенных переписях 1959, 1970 и 1979 годов определение национальности записывалось со слов опрашиваемых. Национальность детей определялась родителями. Если мать и отец принадлежали разным национальностям, и им было затруднительно определить национальность ребёнка, то им рекомендовалось сделать выбор в пользу национальности матери.

Сопоставление переписей показало значительные изменения в численности народов и в соотношении между национальностями:

  • в первые десятилетия Советской власти имели место процессы консолидации - мелкие этнические группы объединялись в более крупные народы: «…Так, в начале 1920-х годов около 20 таких групп объединились в две народности - алтайцев и хакасов». К концу же 1970-х годов стало очевидно, что подобные процессы перестали играть существенную роль;
  • до второй мировой войны колебания рождаемости и темпы прироста населения в республиках были невелики. Только после 1950 года начинается дифференциация в уровнях рождаемости населения республик Средней Азии и Закавказья (за исключением Грузии), с одной стороны, и остальных республик - с другой. По состоянию на начало 1980-х годов уровень рождаемости в республиках Средней Азии не менее чем в 2 раза выше уровня рождаемости в РСФСР, УССР, БССР и прибалтийских республиках, а также в полтора раза выше, чем в остальных республиках (см. таблицу 1);
  • общий рост населения СССР с 1959 по 1979 годы составил 25,7 %, рост населения различных национальностей колеблется примерно от 10 до 100 %. Менее 10 % отмечен рост у эстонцев, латышей и шорцев. Численность же мордвы, карелов, евреев, поляков и финнов, наоборот, уменьшилась;
  • наиболее высокие темпы среднегодового роста характерны для народов среднеазиатских республик - от 3,0 до 3,5 % в год. Показатели роста у русских и остальных народов также «выше, чем у большинства народов, живущих в развитых странах»;
  • тем не менее, темпы среднегодового прироста за период с 1970 по 1979 годы несколько сократились по сравнению с 1959 годом: в целом по стране этот показатель сокращения среднегодовых темпов роста составил 31,3 %;
  • снизилась общая доля славянских народов в населении страны: 77,1 % в 1959 году, 74,6 % в 1970, 72,8 % в 1979 (таблица 1).

Таблица 1. Удельный вес народов в населении Союза ССР (в %)

Факторы подобных изменений следующие:

  • неодинаковый уровня рождаемости;
  • миграция населения;
  • процессы растворения в инонациональной среде.

Процессы смешения различных этических групп ускоряются в условиях тесных экономических и культурных связей, что наиболее заметно в городах, где нередки межнациональные браки и переход с одного языка на другой. «В результате существенно изменилась динамика численности некоторых народов Поволжья и европейского Севера… а также евреев и поляков. Они особенно активно смешиваются, главным образом с соседними этносами». Как следствие, в одних союзных республиках увеличился удельный вес коренных народов (республики Средней Азии и Закавказья, Казахстан, Литва), в других, наоборот, уменьшился (таблица 2).

Таблица 2. Удельный вес народов в населении союзных республик в 1979 году (в %)

Коренной народ Русские Украинцы Наиболее крупный из остальных народов
82,6 - 2,7 3,6 - татары
Украинская ССР 73,6 21,1 - 1,3 - евреи
Белорусская ССР 79,4 11,9 2,4 4,2 - поляки
Узбекская ССР 68,7 10,8 0,7 4,2 - татары
Казахская ССР 36,0 40,8 6,1 2,1 - татары
Грузинская ССР 68,8 7,4 0,9 9,0 - армяне
Азербайджанская ССР 78,1 7,9 - 7,9 - армяне
Литовская ССР 80,0 8.9 0,9 7,3 - поляки
Молдавская ССР 63,9 12,8 14,2 3,5 - гагаузы
Латвийская ССР 53,7 32,8 2,7 4,5 - белорусы
Киргизская ССР 47,9 25,9 3,1 12,1 - узбеки
Таджикская ССР 58,8 10,4 0,9 22,9 - узбеки
Армянская ССР 89,7 2,3 - 5,3 - азербайджанцы
Туркменская ССР 68,4 12,6 1,3 8,5 - узбеки
Эстонская ССР 64,7 27,9 2,5 1,6 - белорусы

Русские являются важным компонентом в населении республик. Согласно исследованию динамики численности населения в союзных республиках, которое провёл С. Брук, во всех республиках, за исключением Средней Азии, Казахстана и Закавказья, доля русских увеличилась. Только в РСФСР удельный вес русских уменьшился. Перепись 1979 года показала также, что в последние годы почти не было притока русских в республики Закавказья.

Язык

По утверждению доктора филологических наук Магомета Измайловича Исаева, «Советская власть унаследовала от царизма исключительно запущенное и запутанное «языковое хозяйство». Из 130 народов нашей страны лишь 20 имели более или менее разработанную письменность. Большинство народов были поголовно безграмотными, а о существовании многих из них вообще ничего не было известно».

Развитые литературные языки имели только русские, грузины и армяне. Представители остальных народов в той или иной степени пользовались кириллическим, латинским, арабским, древнеуйгурско-монгольским и древнееврейским письмом.

«Однако следует отметить, что эта письменность была практически недоступна народу, хотя ею пользовались выдающиеся писатели прошлого…»

Процент неграмотности у «письменных» и бесписьменных народов был очень большим. Если добавить к этому отсталость Российской Империи в сфере экономики и культуры, а также хозяйственную разруху в первые годы после Октябрьской революции, то разрешение языковой проблемы представлялось «чрезвычайно сложным».

Для строительства социализма требовалось решить две основные задачи:

В результате «многотрудной организационной работы» в 1920-е годы ряд народов перешёл на латинский алфавит, а также были созданы новые литературные языки для 50 народов Советского Союза. По оценке учёного, «латинизация» принесла безусловную пользу для народов, не имевших письменности, - способствовала развитию грамотности, появлению письменной литературной традиции». Была идея латинизации и русского языка: «…В начале 20-х годов интеллигенция жила с мыслями о всемирной революции, с которой ассоциировался латинский алфавит». Однако уже в 30-е годы почти все алфавиты были переведены на кириллицу: «В 1937-1940 годы народы Средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа, Азербайджана с латиницы перешли на русскую графику письма, армяне и грузины сохранили свои алфавиты, имевшие вековые традиции. Народы Прибалтики пользуются издавна латиницей».

Общее количество языков народов СССР составляет приблизительно 128-132. Более точное число определить затруднительно по следующим причинам:

В процессе сближения народов СССР важную роль сыграл русский язык, который стал языком межнационального общения. Согласно переписи 1979 года, свободно владеет русским языком 62,1 % нерусского населения Советского Союза.

Нравственно-психологические черты

Доктор философских наук Ибрагим Меликов утверждает, что историческая реальность - советский народ - отражала не политическую и экономическую, а человеческую составляющую социалистического строя: «Советский народ - это, собственно говоря, есть советский человек». По мнению учёного, можно выделить четыре основных отличительных признака советского народа, делающим его уникальным явлением в истории:

«Идейность, романтизм и моральность и были основой советского характера, который обеспечил устойчивость советского общества и победу в Великой Отечественной войне».

Образ жизни

Культура

Культура советского народа, которая была, согласно доктору исторических наук В. Шерстобитову, социалистической по содержанию и национальной по форме, достигла высокого уровня развития: более 40 народностей обрели за время советской власти свою письменность(по мнению филолога М. И. Исаева, 50 народов ), выработали развитые литературные языки; преподавание в школах СССР велось на 57 языках; культура советского народа вбирала в себя всё ценное и прогрессивное, что было в каждой национальной культуре, а фестивали дружбы, обмен гастролями театральных коллективов и иные культурные мероприятия способствовали взаимному освоению народами положительного художественного опыта.

Показателен широкий размах творческой деятельности советских трудящихся: только за 10 лет (1970-1980) число рационализаторов и изобретателей в стране удвоилось и достигло 9,6 млн. Ещё около 25 млн. советских людей участвуют в художественной самодеятельности, многие тысячи являются членами творческих объединений. «Будучи одним из проявлений социальной активности человека, самодеятельное творчество расширяет интересы и кругозор трудящихся, способствует выявлению индивидуальных склонностей и способностей, формированию новых духовных потребностей, и прежде всего - потребности в творческой самореализации и творческом общении, которые являются решающим фактором в развитии культуры, в формировании личности».

Воспитание и образование

В первые месяцы после Октябрьской революции были предприняты решительные меры для создания необходимых предпосылок культурной революции: во-первых, была национализирована материальная база культуры (издательства, библиотеки, музеи, театры), а во-вторых, осуществлены меры по ликвидации безграмотности. В декабре 1919 года был принят Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в июле 1920 года создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации неграмотности. Обучение в школах и вузах стала бесплатным, дети рабочих и крестьян получили значительные льготы, а нерусское население - возможность обучаться на родном языке.

Литература и искусство

Традиции и праздничные дни

Важная роль в преодолении религиозных пережитков принадлежит советским праздникам, обрядам, традициям, которые всем своим содержанием утверждают нравственно-этические ценности социалистического образа жизни - гуманизм, уважение к трудящемуся человеку, подлинно атеистическое мировоззрение.

Советская обрядность формировалась в процессе классовой борьбы пролетариата по мере по мере накопления боевых и трудовых традиций рабочего класса. Первым общепролетарским, а впоследствии государственным праздником стало 1 Мая, ещё в 1889 году объявленное решением учредительного конгресса праздником международной солидарности трудящихся. Статус общегосударственных праздников получили также годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День Победы 9 мая. Залогом непоколебимости и прочности социалистической идеологии, морали является безмерное уважение и любовь советского народа к наследию В. И. Ленина, что выражалось и в праздновании трудящимися юбилейных дат, посвящённых памяти основателя Советского государства.

Обретенное в трудовой деятельности чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи в производственных коллективах вызвали к жизни праздники и обряды, прославляющие человека труда: посвящение в рабочий класс, праздник трудовой славы, праздник Серпа и Молота, первого звонка и многие другие.

Важную роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании мироощущения, свободного от религиозных и иных предрассудков, играют гражданские и бытовые праздники, связанные с событиями личной жизни человека, - его рождением, обретением гражданского статуса - получением паспорта, проводами в Советскую Армию, вступлением в брак. Советская семейно-бытовая обрядность, вобравшая в себя лучшие из народных традиций, прочно вошла в жизнь советского человека, стала неотъемлемой частью социалистической духовной культуры.

Физкультура и спорт

Наука и технология

Атеизм и религия

Посещение советскими гражданами Львовского музея истории религии и атеизма. 1980-е годы.

Однако нередко религиозные организации выступали яростным врагом первого в мире социалистического государства, активным проповедником националистических идей. Так, митрополит униатской церкви А. Шептицкий призывал верой и правдой служить немецко-фашистским оккупантам, с которыми духовные пастыри активно сотрудничали. Ряд документальных материалов свидетельствуют также о роли униатского духовенства в создании дивизии СС «Галичина» в Западной Украине. Например, в 1943 году униатский капеллан Василь Лаба приводил к присяге новобранцев этой дивизии. Тесное сотрудничество греко-католического духовенства с немецко-фашистскими оккупантами, бандами украинских буржуазных националистов окончательно скомпрометировало униатскую церковь, разоблачив её антинародную сущность. Как следствие, в марте 1946 года во Львове собор униатского духовенства принял решение о ликвидации Брестской церковной унии и передаче всех приходов в состав Русской православной церкви. Через два года, в 1948 году греко-католический священник, писатель и публицист Гавриил Костельник, принимавший активное участие в соборе 1946 года был убит «агентом Ватикана». В 1949 году погиб от рук униатско-оуновских экстремистов и украинский советский писатель Ярослав Галан, развенчивавший фашизм, украинский буржуазный национализм, католицизм и униатство.

Большую роль в процессе отхода советских людей от религии играли примеры бывших священнослужителей, сложивших с себя сан и решительно порвавших с религиозными взглядами и ставших на путь переоценки иллюзорных ценностей. Так, бывший протоирей православной церкви А. К. Самостяк стал заведующим отделом Кабардино-Балкарского краеведческого музея, а бывший иеговист Г. К. Гнидце - бригадиром цеха Николаевского цементно-горного комбината.

Достижения

Хайман Джордж Риковер, адмирал флота США, в 1960 году заявил:

«Серьезность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования» .

Нерешённые проблемы

Партийный популизм

Информационная война

В своём открытом письме Александру Солженицыну Дин Рид заметил следующее:

«Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и недостатки, но ведь все в мире относительно. В принципе и на деле ваше общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества. Принципы, на которых построено ваше общество - здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Очевидно, в жизни могут быть ошибки и некоторые несправедливости, однако несомненно, что общество, построенное на справедливых началах, имеет больше перспектив прийти к справедливому обществу, нежели то общество, которое строится на несправедливости и эксплуатации человека человеком. Общество и правительство моей страны отстали от времени, потому что их единственная цель заключается в стремлении сохранить во всем мире статус-кво. Именно ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за мужество и стремление прокладывать новые пути» .

Межнациональные отношения

Национальная политика

По мнению доктора философских наук Константина Петровича Матвеева, за время существования Советского Союза накопилось «много противоречивых и острых вопросов в межнациональных отношениях, в развитии наций и народностей». Одну из причин такому положению дел учёный находит в «глубоком расхождении» между В. И. Лениным и И. В. Сталиным по вопросу о характере Союза ССР:

«Ленин, как известно, отстаивал принцип федерации равноправных республик против сталинского принципа «автономизации», предполагавшего вхождение республик в РСФСР, как главную, «первую среди равных», - лишь на началах некоторой автономии, весьма ограниченной самостоятельности».

И несмотря на уступку, которую сделал И. В. Сталин в этом вопросе, верность ленинским заветам оказалась формальной. Другая причина - теория Сталина по национальному вопросу:

«Согласно его концепции, нация - это общность людей, которые имеют единую территорию, единый литературный язык, единый экономический рынок, общность культуры. Но, допустим, нет общей территории, единого рынка, - вот, скажем, тысячи корейцев живут в Узбекистане, - считать их нацией или нет?»

55 млн. человек, то есть пятая часть населения Советского государства проживала за пределами своих республик или вообще не имела национально-территориальных образований, что не означало отсутствие у них собственных национальных интересов. Однако правом посылать своих депутатов, например, в Верховный Совет СССР имели только те нации и народности, которые имели свои республики, автономные области и округа. К. П. Матвеев приводит несколько следствий пренебрежения подобными проблемами национальной политики:

Воспитание и образование

Религия

См. также

Примечания

  1. Белонучкин Г. Госкомстат насчитал в России 27 тысяч людей советской национальности // СЦИЛЛА. - 26 июня 2012 г.
  2. Шерстобитов В. Советский народ - новая историческая общность людей // Знание-сила. - 1972. - № 8. С. 4.
  3. Советский народ // Научный коммунизм: Словарь. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1983. С. 278.
  4. Шерстобитов В. Советский народ - новая историческая общность людей // Знание-сила. - 1972. - № 8. С. 5.

Построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистич. преобразований и возникновения прочного социально-политич. и идейного единства всех классов и слоев, наций и народностей. С. н. представляет собой многонац. тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистич. строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистич. идеалами рабочего класса, принципами интернационализма. У С. н. единые высшие органы гос. власти и гос. управления СССР, Конституцией СССР для всех сов. людей установлено союзное гражданство. Общим языком межнац. общения в СССР является рус. язык, что является выражением той роли, которую играет рус. народ в братской семье народов СССР.

В образовании С. н. важнейшая роль принадлежит КПСС - партии, интернац. по своей идеологии, политике, составу и строению. Объединяя в своих рядах наиболее сознат. часть дружеств. классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего С. н., цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность сов. людей получила всестороннее в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности сов. общества, его социальнополитич. единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенар. привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернац. экономич. общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный нар.-хоз. , включающий нар. хозяйство всех республик и развивающийся по единому гос. плану в интересах всей страны и каждой республики.

На основе экономич. и социально-политич. общности социалистич. наций и народностей растёт их духовная общность, происходит дальнейшее сближение нац. культур. Усиление интернац. черт в нац. культуре и характере говорит не о том, что национальное якобы приносится в жертву интернациональному, а о том, что меняется, обогащается само национального. Величайшим результатом революц. переустройства общества явилось рождение нового духовного и психологич. облика сов. людей, которые, сохраняя свои нац. особенности, в главном имеют интернационалистские черты. Нац. общность находится в органич. единстве с более высокой, интернац. общностью, и представители любой нации и народности СССР считают себя прежде всего сов. людьми, что нашло в возникновении чувства общенац. гордости сов. человека. С. н. как новая социальная и интернац. общность стал важнейшим фактором дальнейшего прогресса развитого социализма в СССР и прообразом будущих более широких интернац. общностей людей.

Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая , Соч., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, ПСС , т. 10; его же, Положение и задачи социалистич. Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко II конгрессу Коммунистич. Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС , М., 1971 ; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Дорогами дружбы, М., 1972 ; Советский народ - строитель коммунизма, т. 1-2, Фрунзе, 1977 ; Развитие советского народа - новой исторической общности, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


    СОВЕТСКИЙ НАРОД - СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая история, социальная и интернац. общность людей, образовавшаяся в СССР в результате социалистич. преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, наций и народностей, имеющих общую родину и терр., единую, основанную на … Демографический энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель построение коммунизма; возникла в СССР в… …

    Советский народ - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате… … Научный коммунизм: Словарь

    1) в широком смысле слова всё население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч.… … Философская энциклопедия

    НАРОД, народа, м. 1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны. «Красная Армия это вооруженный советский народ.» Ворошилов. «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами… … Толковый словарь Ушакова

    Содержание 1 Главные положительные черты советского человека … Википедия

    народ - , а, м. == Счастливые народы Советской страны. патет. Купина, 51. == Подлинно свободные народы. патет. О народах Советского Союза. ◘ В рамках содружества подлинно свободных народов обеспечена полная победа социализма. М лы XXII съезда… … Толковый словарь языка Совдепии

    1) в широком смысле слова всё население определённой страны. 2) В историческом материализме Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению… … Большая советская энциклопедия

    Прил., употр. часто Морфология: нар. по советски 1. Советским называли то, что было основано на управлении Советами как органами государственной власти. Советская власть. | Советское государство. | Союз Советских Социалистических Республик. |… … Толковый словарь Дмитриева

новая историческая, социаль­ная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, единую по социалистич. содержанию и многообразную по нац. особен­ностям культуру, федеративное общенародное государ­ство и общую цель - построение коммунизма; возник­ла в СССР в результате социалистич. преобразований и возникновения прочного социально-политич. и идей­ного единства всех классов и слоев, наций и народно­стей. С. н. представляет собой многонац. коллектив тружеников города и деревни, объединенный общностью социалистич. строя, марксистско-ленинской идеологи­ей, коммунистич. идеалами рабочего класса, принципа­ми интернационализма. У С. н. единые высшие органы гос. власти и гос. управления СССР, Конституцией СССР для всех сов. людей установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнац. общения в СССР является рус. язык, что является выражением той ро­ли, к-рую играет рус. народ в братской семье народов СССР.

В образовании С. н. важнейшая роль принадлежит КПСС - партии, интернац. по своей идеологии, по­литике, составу и строению. Объединяя в своих рядах наиболее сознат. часть дружеств. классов и групп, на­ций и народностей, КПСС выражает жизненные инте­ресы всего С. н., цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность сов. людей полу­чила всестороннее развитие в условиях зрелого соци­ализма. Усиление социальной однородности сов. об­щества, его социально-политич. единства, перераста­ние государства диктатуры пролетариата в общенар. гос-во привели к еще большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и на­родностей СССР, у представителей к-рых становится все больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства ком­мунизма усилилась интернац. экономич. общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный нар.-хоз. комплекс, включающий нар. х-во всех республик и развивающийся по единому гос. пла­ну в интересах всей страны и каждой республики.

На основе экономич. и социально-политич. общности социалистич. наций и народностей растет их духовная общность, происходит дальнейшее сближение нац. куль­тур. Усиление интернац. черт в нац. культуре и харак­тере говорит не о том, что национальное якобы прино­сится в жертву интернациональному, а о том, что меня­ется, обогащается само понятие национального. Вели­чайшим результатом революц. переустройства общества явилось рождение нового духовного и психологич. об­лика сов. людей, к-рые, сохраняя свои нац. особенно­сти, в главном имеют интернационалистские черты. Нац. общность находится в органич. единстве с более высокой, интернац. общностью, и представители любой нации и народности СССР считают себя прежде всего сов. людьми, что нашло выражение в возникновении чувства общенац. гордости сов. человека. С. н. как новая социальная и интернац. общность стал важней­шим фактором дальнейшего прогресса развитого со­циализма в СССР и прообразом будущих более широких интернац. общностей людей. См. также Дружба наро­дов, Нация, Национальный вопрос.

Отличное определение

Неполное определение ↓

новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате построения развитого социалистического общества и утверждения теснейшего, нерушимого единства всех классов и социальных слоев, всех наций и народностей, гармонических отношений между ними. Это - социалистический союз, своего рода социальный сплав всех трудящихся нашей страны, имеющих общую Родину - Союз ССР, общее мировоззрение - марксизм-ленинизм, общую цель - коммунизм. Образование исторически новой социальной и интернациональной общности - С. н. означает, что решающее значение у нас постепенно приобретают общие, не зависящие от социальных и национальных различий черты поведения, характера, мировоззрения советских людей. Экономическую основу С. н. составляют общественная социалистическая собственность на средства производства и плановое народное хозяйство в масштабах всей страны. Экономика СССР - единый высокоразвитый народнохозяйственный комплекс, представляющий собой прочную материальную основу дальнейшего упрочения социального и интернационального единства С. н. С. н. характеризуется однотипностью социальной структуры развитого социалистического общества и неуклонно усиливающейся его социальной однородностью. Политической основой С. н. является единое Советское социалистическое многонациональное общенародное государство - общее для представителей всех советских наций и народностей социалистическоеОтечество. Государственно-правовой формой служит советская союзная федерация - Союз Советских Социалистических Республик, олицетворяющий государственное единство С. н. Формирование С. н. - длительный, сложный и многогранный процесс, включающий два основных этапа: переходный период от капитализма к социализму, в рамках которого создаются важнейшие предпосылки и основы новой исторической общности, и период построения развитого социализма, когда происходит непосредственное становление этой общности. На различных этапах развития советского общества понятие С. н. имело неодинаковое содержание. До победы социализма оно отражало главным образом государственное объединение трудящихся нашей страны в рамках Советской власти и на основе ее принципов, опиравшееся прежде всего на политическое сознание передовых рабочих во главе с коммунистами. Победа социализма создала основу единства всего общества, ибо теперь за этим понятием стояло общество трудящихся, состоящее только из однотипных социалистических классов и наций. В условиях развитого социализма речь идет о С. н. как исторически новой общности людей. Это отражает качественно новый уровень единства и сплоченности советского общества, когда неуклонно и интенсивно расширяются и приобретают все большее значение общие черты советских людей, не зависящие от их социальной и национальной принадлежности. С. н. является исторически новым типом общности людей, потому что, во-первых, это - общность по своей природе социалистическая, порожденная новой формацией, возникшая как закономерный результат социалистического преобразования всех классов и наций, всех сторон общественной жизни на внутренне присущих социализму началах коллективизма иинтернационализма. Во-вторых, С. н. - общность более широкая, чем отдельный класс или нация, т. е. межклассовая и межнациональная (многонациональная, интернациональная) общность. В-третьих, С. н. характеризуется невиданной в истории глубиной, устойчивостью и прочностью социальных (межклассовых, межнациональных и межличностных) связей, определяемых единством коренных целей и интересов входящих в эту общность классов, наций, людей. В-четвертых, образование С. н. - это качественно новый этап на пути осуществления коммунистического идеала единого человечества, не знающего ни классовых, ни национальных различий. С. н. - это органическое единство и гармоническое сочетание общего, всенародного, интернационального и особенного, специфически классового, национального при ведущей роли общесоветского, интернационального. Поэтому образование этой общности неправильно рассматривать как исчезновение классов и достижение полной социальной однородности общества или как слияние наций и образование «единой советской нации». При обсуждении проекта Конституции СССР указывалось на ошибочность понимания С. н. как единой советской нации. Важнейшей и наиболее общей закономерностью развития С. н. является дальнейшее упрочение его монолитного социального и интернационального единства. В основе этого лежат неуклонно прогрессирующие процессы сближения всех классов и социальных групп советского общества, усиление его социальной однородности (см. Стирание социально-классовых различий,Социально-политическое и идейное единство общества) и интернационализация всех сторон жизни советских наций и народностей (см. Национальные отношения при социализме, Дружба народов). Интернационализация всех сторон жизни советских наций и народностей - закономерный прогрессивный процесс, вытекающий прежде всего из материальных условий строительства социализма и коммунизма в многонациональной стране. Огромный объем задач, решаемых в процессе строительства социализма и особенно коммунизма, быстрый рост производительных сил, все более перерастающих рамки отдельных национальных районов, небывалые масштабы сооружаемых объектов, социалистическое разделение труда и другие факторы определяют объективную необходимость углубления и расширения сотрудничества и взаимопомощи всех советских наций и народностей, объединения их творческих усилий, материальных и трудовых ресурсов в решении общенародных задач. Усиление подвижности населения приводит к росту его многонациональности во всех советских национальных республиках и областях. Преданность делу коммунизма, советский патриотизм и социалистический интернационализм, высокая трудовая и общественно-политическая активность, социалистический коллективизм и товарищеская взаимопомощь, непримиримость к эксплуатации и угнетению, к национальной и расовой неприязни, к врагам мира, дружбы и свободы народов, классовая солидарность с трудящимися всех стран - таков далеко не полный перечень важнейших общих черт духовного облика советских людей. Советским людям не чуждо чувство национальной гордости. Но это чувство не ограничено у них узкими рамками лишь своей нации, оно значительно шире и глубже, ибо включает в себя прежде всего чувство любви и гордости за общую многонациональную социалистическую Родину. Становление бесклассовой структуры советского общества, осуществление общенародной по своему характеру политики КПСС ведет к дальнейшему упрочению единства, сплоченности С. н. На примере С. н. видны закономерности и пути постепенного стирания классовых и национальных различий. Путь к единому бесклассовому и безнациональному коммунистическому человечеству лежит не через механическое отбрасывание классовых и национальных форм общественной жизни, а через полное использование их потенциальных возможностей, через всемерное раскрытие и синтез на высшем уровне всего того лучшего и прогрессивного, что присуще каждому классу, каждой нации. Этот процесс не имеет ничего общего ни с социальной нивелировкой, ни с денационализацией общественной жизни, как нередко изображается он в кривом зеркале буржуазной и ревизионистской пропаганды. С. н. - одна из переходных общностей к будущей мировой, общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма.