Кружок по астрономии "Юный астроном" (7 класс). Рабочая программа на тему: Программа "Юные астрономы"

Пояснительная записка.

Школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Такими знаниями должен владеть любой человек. Например, каждый знает, что солнце утром восходит, а вечером заходит, время восхода и захода изо дня в день меняется, не удивляет нас и то, что луна бывает то тонким месяцем, то круглой. Нас не только не удивляют такие перемены, но мы можем точно сказать, когда они произойдут. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях.

На протяжении многих лет кандидатом на имя «мусорной корзины древних астронавтов» было месторождение урановых руд в Окло, которое даже называлось «диким атомным реактором». Происходящие там ядерные реакции были аналогичны ядерным реакторам. Хотя сегодня это считается причудливой работой природы, нельзя исключать, что могут быть места, где незнакомые люди, посетившие нашу планету, оставили ядерные отходы, сказал Дэвис.

Проблема с совершенно другим баррелем - это то, что они есть и как выглядели гипотетические предыдущие помещики. Хотя Райт не ответил на этот вопрос несколько лет назад, Дейл Рассел - канадский геолог и палеонтолог, спрашивающий, могут ли динозавры развиваться в разумные существа, начал очень интересный мысленный эксперимент.

Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия, заниматься научными исследованиями. Программа астрономического кружка нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.

Рассел утверждал, что если бы не метеор, который поразил 65 миллионов лет назад Землю и способствовал изменению климата, эволюция динозавров могла бы быть совершенно иной, и по крайней мере один вид трансформации превратился бы в человекоподобное разумное существо. Они были двустворчатыми хищниками с очень высокой скоростью энцефализации.

По словам Рассела, они были самыми умными из не-динозавров, и их было немного, что могло бы превратиться в динозавров - гуманоидов-ящериц, которые могли бы конкурировать с людьми. Троодоны могут превращаться в двухногих рептилий с роговым клювом вместо морды и трех пальцев рук, позволяющих создавать инструменты.

Программа кружка призвана выработать у школьников:

    Стремления к приобретению новых знаний,

    Творческого отношения к делу,

    Умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, лабораторным оборудованием,

    Умения наблюдать и делать выводы,

    Умения анализировать материалы наблюдений.

Цель программы :

Хольц, который не согласился с видением Рассела. По его мнению, даже если бы эволюция превращала людей в гуманоидов, у них все равно был бы хвост, характерный безрезультатный силуэт и ноги птицы. Более ранние земские хосты популярны также среди эзотериков и уфологов. По ее словам, в отличие от нас еще четыре человека были еще людьми. Несколько десятков лет назад была также гипотеза о назначении наблюдений за летающими пластинами древней «расе», существовавшей до людей, а затем почему-то она укрылась на основаниях на Земле.

Как вы можете видеть, в некоторых областях наука - это рука об руку с научной фантастикой. Название «Кровавый месяц» дается всем полным лунным затмениям, учитывая цвет - оранжевый красный - тот, который получает естественный спутник Земли, когда он проходит сквозь тень Земли.

Образовательная:

    расширить и углубить основы знаний, приобретаемые на уроке физики;

    получить дополнительные знания в области естественных наук;

    изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

    изучить влияние небесных объектов на Землю;

    повысить эрудицию и расширить кругозор.

Воспитательная:

Существует два типа затмений Луны, в зависимости от их положения на конусе тени Земли: в полутени или полутени - которые могут быть тотальными или частичными, и в основном наблюдаются астрономами, потому что они не вызывают значительных изменений в появлении Луны, но лишь незначительное изменение цвета - тени, когда Луна входит в тень Частичной Ландшафт - что приводит к частичному затмению - или полностью - когда покрывается лунный лунный свет. Затмения Луны не имеют места в определенном порядке.

Лунные затмения происходят только во время фазы полной луны. Самое последнее общее затмение видимой луны в Румынии состоялось 10 декабря. Следующее полное затмение видимой луны из Румынии состоится 28 сентября. Явление «падающей звезды» хорошо известно. Световой луч с неба оставляется частицей диаметром менее 1 мм, которая горит в атмосфере Земли при протирании воздухом. На долю секунды мы видим это явление, называемое метеорной астрономией, создаваемое космической пылевой частицей, которая горит в атмосфере.

    воспитывать самостоятельность и ответственность;

    воспитание нетерпимого отношения к невежественным суждениям о мире;

    воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу

Развивающая:

    развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;

    развивать навыки самостоятельной работы;

    Принимая во внимание хорошую активность Персеидов в конце июля, желательно оставить наблюдение и ночи, прилегающие к максимуму. Самый большой враг Персеидов - Луны, который может предотвратить наблюдение этого явления, будет в ночь, когда активность метеорного потока достигнет максимума, близкого к фазе Луны. Эти условия позволят очень легко увидеть в этом году блестящие метеоры. Самый лучший период наблюдения - после полуночи до утра. Любой метеор, чья обратная траектория достигает созвездия Кассиопеи, является «персидским».

    По словам Агерпреса, лучшее место, чтобы увидеть Персеиды или большинство других метеоритных дождей, является самым темным местом от искусственного света городов. Даже если частицы облака редко крупнее горошины, очень высокая скорость, с которой они движутся, дает этим крошечным снарядам захватывающую энергию. Трение с помощью воздуха тормозит их, они нагревают и ионизируют длинную очередь воздуха на своем пути.

    развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;

    развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;

    развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 7-8 класс. Количество часов – 17ч. в год. Занятия проводятся 1 раз в 2 неделю, практические занятия – 1 раз в четверть.

Явление, известное как «звездный дождь» или «падающие звезды», имеет сияние в созвездии Персея, откуда и называется его имя. Он богат звездами, в том числе двойной звездой Алгол. Это первая открытая переменная звезда, которую также наблюдают арабы. Метеорный ток Персейда наиболее известен широкой публике всех основных течений в течение года, как из-за того, что он проявляет регулярную активность с течением времени, просто потому, что его длительный период активности предлагает идеальные условия наблюдения для тех, кто находится в северном полушарии.

Необходимые условия для реализации программы:

    Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.

    В своем орбитальном движении Земля сталкивается с метеорными потоками в тех же областях, их пиковая активность создается в определенное время года. Эти метеорные потоки несут название созвездия или звезды, в которой расположен лучистый: Персеид, Леонид, Акариде, Каприкорнид. Первые наблюдения о видимости такого явления встречаются в китайских хрониках, в которых говорится, что в 36-м году за одну ночь было замечено более ста метеоров.

    Он обнаружил тесную связь явления с орбитой кометы Свифт-Таттл, которая проходит через близость Солнца до 120 лет. Мы можем использовать глобус диаметром 30 сантиметров в виде планеты Земля и теннисный мяч или оранжевый цвет для луны. Между этими двумя объектами должно быть расстояние 9 метров. Тогда создатель эксперимента может разместить рядом с «Землей», чтобы увидеть, насколько велика «Луна».

    Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа составлена согласно педагогической целесообразности перехода от изучения физики к раннему изучению астрономии, использования любознательности, пытливости ума младших школьников

Чтобы привести Луну в состояние Супер-Луны, оранжевый должен быть близок к 8, 5 м от земного шара, и может быть небольшое различие в размере, похожее на то, что видно на небе в ночь на 14 ноября. Этот эффект называется «иллюзией Луны», и ученые объясняют это тем, что зритель может сравнить ночь ночи со зданиями, которые поднимаются в плоскости наблюдения.

Кроме того, человеческий мозг имеет тенденцию рассматривать объекты на горизонте как большие, чем объекты подобного размера в небе. Те, кто живет вблизи океана, видели чуть выше прилива, чем обычно. Такие приливы происходят в полной Луне или Луне, потому что в эти периоды Земля, Луна и Солнце выровнены друг с другом, а гравитационное притяжение Луны и Солнца действует согласованно на океане Земли.

В работе используются следующие методы:

    лекция;

    беседа;

    семинар;

    практические наблюдения;

    решение практических задач;

    подготовка и представление докладов.

Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.

В конце этого года можно наблюдать три явления суперлуны. Такое событие произошло в октябре, супер-луна в ночь на 14 ноября - вторая, а третий супер-луна состоится 14 декабря. Явление суперлуны может сорвать самодеятельных астрономов, не только желая наблюдать другие отдаленные космические объекты, которые из-за увеличения яркости Селены становятся более трудными или даже невозможными.

Блестящий исторический уровень для суперлуны в ноябре

Фаза полной луны возникает, когда Земля, Луна и Солнце выровнены

Полные луны возникают, когда Солнце, Земля и Луна выровнены, Земля находится посередине. Однако эта космическая геометрия не идеальна, однако Земля не может заблокировать солнечные лучи, чтобы достичь лунной поверхности. Время от времени такое идеальное выравнивание происходит, и результат - полное затмение Луны.

Формы контроля за обучением:

    Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.

    Представление детьми своих результатов работы в виде сообщений, докладов, рефератов или научных работ.

    В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.

    Черная дыра, с возрастом 30 лет, предлагает уникальную возможность увидеть этот тип небесного тела и его развитие с раннего возраста. Молодой возраст около 30 лет для этой черной дыры, его наблюдение продолжительность или старше остаток сверхновой захватили в картинках. Астрономы век космических объектов таких заметок из-наблюдательной природы их полей, в котором знание о Вселенном практически полностью зависит от электромагнитного излучения, обнаруженных телескопами.

    Черная дыра может помочь ученым лучше понять, как массивные звезды взрываются, какие из них создают черные дыры или нейтронные звезды или много таких тел существуют в нашей Галактике. Это наводит на мысль о существовании черной дыры подается либо материала, проведенной внутри сверхновой или бинарной системы.

    При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать : предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.

Многочисленные черные дыры в далекой Вселенной были обнаружены после того, как извержений космических гамма-лучей. Черные дыры и поверхностное натяжение. Одной из актуальных теорий описывают черные дыры горизонт, как растянутая мембрана с определенным поверхностным натяжением. Статья опубликована в этом году весной, предложила использовать жидкие капли в качестве модели, чтобы понять, как он ведет себя черную дыру. Некоторые звезды заканчивают их деятельность взрывом настолько мощным, что остается позади гораздо плотнее и тяжелее, чем все известные.

Учащиеся должны уметь : пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.

Так плотный и тяжелый, что «поймать» все или гравитационное поле, включая свет. Кроме того, гравитационное поле настолько сильно, искажать пространство и время странным образом, то, что завораживает астрофизик, математик и специалист в области космологии. Внутри черной дыры там так называемые «особенности» областей, где наши физики уравнения перестают функционировать.

4, 5 миллиарда лет назад вместо Земли и Луны была молодая и враждебная планета. Огромное столкновение с объектом размера Марса навсегда изменило бы его существование. Два тела боролись, сливались, а их части проецировались на сотни тысяч километров. В последующие 10 миллионов лет скалы вокруг новой Земли сгруппировались и родили наш единственный естественный спутник. И все же, как бы это было, если бы история нашей планеты заняла совершенно новый оборот?

Литература:

Учебно-тематический план 1-го года обучения.
7 класс.

1 . Земная наука о небесных телах.
Ознакомление с предметом астрономии, способами изучения, особенностями изучения. Знакомство со строением и принципом действия телескопа.

2. Астрономия начинается с Земли.
Ранние представления о нашей Земле. Становление мировоззрения. Способы измерить форму и размеры Земли.

Что произойдет, если бы Луна имела вдвое большую или большую таблицу?

Эта гипотеза, сформулированная на основе информации астронавтов во время программы «Аполлон», кажется лучшим объяснением образования Луны. Симуляции большого воздействия еще не смогли полностью разобраться в тайне. Минодумность о происхождении Луны. Роль, которую играет Луна в жизни нашей планеты, - это вопрос, по которому исследователи еще не смогли сформулировать полный ответ. профессор астрономии Нил Ф. месяц с массой в два раза ниже, так что уменьшенный диаметр примерно на 20% в идее, в которой плотность небесного тела сохранили бы, позволило бы только частичные затмения Солнца и кольца, что Луна никогда не «полностью» покрыла бы звезду, если бы расстояние между этими двумя телами должно было сохраниться, - говорит американский профессор.

3. Наши ближайшие соседи.
Солнечная система. Планеты и их спутники. Луна. Влияние Луны на Землю. Малые тела Солнечной системы.

4. Солнце .
Что представляет из себя Солнце. Откуда у него столько тепла.

5. Звездное небо над головой.
Мифы о созвездиях. Далеко ли до звезд. Звездное небо в различные времена года.

6. Это странное слово – галактика.
Начальные сведения о многообразии мира галактик. Строение Вселенной.

Календарное планирование.
7 класс, 17 часа, 1 час в 2 неделю

1

Январь

Солнце – звезда или божество. Что мы знаем о нем?

Пусть всегда будет Солнце.

Наблюдение зимнего неба.

Февраль

Мифы о созвездиях. Что на самом деле представляют собой созвездия.

Звездное небо в различные времена года. Почему оно меняется?

Далеко ли до звезд.

Март

Что такое Млечный путь?

Много ли во Вселенной галактик.

Апрель

Подготовка сообщений по различным темам.

Май

Летние созвездия.

Задание на лето

Итого

2-ой этап обучения.
8 класс.

1 . Астрономия – звездная наука.
Особенности астрономических наблюдений. Основные точки и линии небесной сферы. Зодиак и эклиптика. Изучение строения и принципа действия телескопа.

2. Наша Земля.
Закон всемирного тяготения в жизни. Знания о Земле и небе. Различные модели Земли и небесной сферы. Птолемей и Коперник.

3. Мир солнечной системы.
Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники планет и Луна. Малые тела, орбиты и периодичность комет.

4. Солнце .
Ближайшая звезда. Пятна и факелы на солнце. Вращение солнца и обращение вокруг центра Галактики.

5. Звезды и галактики близкие и далекие.
Мифы о созвездиях. Звездное небо в различные времена года. Виды и характеристика звезд. Черные дыры и белые карлики. Галактика Млечный путь. Строение и возраст Вселенной.

6. Освоение Вселенной.
Происхождение Солнечной системы. «Есть ли жизнь на Марсе?» Открытие реактивного движения и его роль в полетах в космос. Существуют ли доказательства существования инопланетян.

Календарное планирование.
8 класс, 34 часа, 1 час в неделю

1

Наблюдение зимнего неба. Мифы о зимних созвездиях.

Январь

Солнце – ближайшая звезда.

Пятна и факелы на Солнце. Движение Солнца.

Особенности наблюдения Солнца.

Наблюдение зимнего неба.

Февраль

Мифы о созвездиях. Звездное небо на других планетах и в других мирах.

Измерение расстояний до звезд.

Наблюдение зимнего неба, луны, планет.

Март

Виды галактик. Млечный путь.

Черные дыры и белые карлики. Возраст Вселенной.

Наблюдение весеннего неба. Весенние созвездия.

Апрель

Подготовка пресс-конференции «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Подготовка празднования дня космонавтики.

Наблюдение весеннего неба. Планет.

Май

Летние созвездия.

Задание на лето

Итого

Литература:

    Дорожкин Н.Я. «Космос», ООО «Издательство Астрель», 2004

    Карл Саган «Космос», С-Петербург, ЗАО ТИД Амфора, 2004

    Бердышев С., «Законы космоса» , М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002

    Я.И. Перельман «Занимательная астрономия», - Д., ВАП, 1994

    А. Шимбалов. Атлас созвездий. Москва. 2005

    Н. Д. Козлова. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001

Что дает подросткам занятие в коллективах юных астрономов?

Во-первых, знакомство с астрономией, с историей формирования представлений человека о Вселенной, с разнообразными методами исследований космоса необычайно расширяет их кругозор.

Во-вторых, в процессе серьезных занятий астрономией развивается умение работать с литературой, вести систематические наблюдения, обработку результатов, формируются навыки обращения с разнообразным оборудованием, приобретается умение многое делать своими руками.

В-третьих, широкий интерес окружающих к загадкам Вселенной и относительно малое число специалистов-астрономов создают предпосылки для превращения каждого члена коллектива в активного пропагандиста знаний.

В-четвертых, древнейшая наука астрономия до сих пор остается одной из немногих областей, где подростки могут внести свой посильный вклад в исследовательскую работу.

И наконец, занятия астрономией делают жизнь более содержательной и интересной.

Лишь немногие из сегодняшних юных любителей астрономии станут завтра астрономами-профессионалами. Но всегда над нами будет звездное небо, созерцание которого принесет тем большую радость, чем полнее наши знания о небесных объектах. Не следует забывать также, что серьезную исследовательскую, конструкторскую и пропагандистскую работу в избранной области можно будет вести в дальнейшем, став действительным членом Всесоюзного астрономо-геодезического общества.

Знания, умения и навыки, приобретенные в коллективе юных астрономов, несомненно, окажутся полезными специалистам любой профессии.

Фотографирование Солнца

Солнце - самый яркий небесный объект, и его фотографирование, как и другие наблюдения, требует крайней осторожности и строгого соблюдения правил безопасности. Нужно всегда помнить, что смотреть на Солнце без темного фильтра ни в коем случае нельзя. Нарушение правил безопасности может привести к потере зрения, слепоте.

Основная трудность, которую нужно преодолеть при фотографировании Солнца, - это ослабление яркого солнечного света с тем, чтобы получить на негативе нормальное по плотности изображение Солнца. При фотографировании Солнца в прямом фокусе, без увеличительных систем, следует взять пленку самой низкой чувствительности (например, позитивную или «Микрат»), установить перед объективом красный светофильтр хорошего оптического качества и до предела задиафрагмировать объектив. Красный светофильтр можно поставить в переходном патрубке вместе с желтым светофильтром, назначение которого - повысить резкость изображения Солнца на негативе. Экспозиция при этом составит не более 1/100 с.

Запомните, что, пользуясь видоискателем фотокамеры, перед ним также нужно установить ослабляющий светофильтр.

Ослабить световой поток от Солнца можно также и с помощью установленных в переходном патрубке двух поляризационных светофильтров (их можно приобрести в магазине фототоваров). Поворачивая один светофильтр относительно другого, добейтесь максимального ослабления света и зафиксируйте в этом положении оба фильтра.

Фотографирование Солнца в главном фокусе позволит вам выяснить картину распределения солнечных пятен на его диске, увидеть потемнение диска от центра к краям. Систематически фотографируя Солнце, вы можете изучить закон солнечной активности, определить период вращения Солнца.

Изображение Солнца может проецироваться на экран с помощью окуляра телескопа; изображение получается увеличенным, причем тем большим, чем дальше от окуляра находится экран. На этом принципе изготавливается камера для фотографирования Солнца с большим увеличением. Камера представляет собой светонепроницаемый ящик с кассетой для фотопленок или фотопластинок форматом 9×12, 13×18 см или трубу, если в качестве кассетной части применяется фотоаппарат (без объектива). Ящик и труба должны быть оклеены внутри черной матовой или бархатной бумагой.

Приближенно увеличение такой камеры можно вычислить, разделив расстояние (1) от окуляра до фотопленки на фокусное расстояние (f) окуляра. Например, при 1 = 400 мм и f = 20 мм увеличение составит 20. Диаметр изображения Солнца в фокальной плоскости школьного рефрактора равен примерно 7,2 мм. Следовательно, диаметр увеличенного вашей камерой изображения Солнца составит около 14,5 см. Естественно, что такое большое изображение Солнца целиком на фотопленке не поместится и вам придется фотографировать его по частям.

С увеличением размеров изображения Солнца яркость его падает, так что необходимость в ее ослаблении частично отпадает. Иногда приходится переходить к фотопленке средней чувствительности (32 ед. ГОСТа) с тем, чтобы экспозиции составляли не более десятых долей секунды.

Астрономические кружки. Каждый год возникают в нашей стране новые коллективы юных астрономов.

Больше всего таких кружков в европейской части РСФСР и на Украине. Крупные объединения юных астрономов, в которых занимаются сотни школьников, действуют в Москве и Ленинграде, в Горьковской и Ярославской областях, в Симферополе и Челябинске.

Что представляют собой коллективы юных астрономов?

Большинство из них - небольшие школьные кружки, созданные под руководством учителей на базе физических кабинетов. Ведь в обязательном перечне оборудования этих кабинетов есть телескопы, спектроскопы, наборы линз и зеркал, другие приборы и наглядные пособия, необходимые для юных астрономов. В некоторых школах благодаря настойчивости учителей и школьников построены свои обсерватории и планетарии. Чаще всего школьные астрономические комплексы создаются руками самих ребят.

Более крупные объединения юных любителей астрономии создаются в Домах и Дворцах пионеров, клубах и станциях юных техников. Во многих Дворцах пионеров, построенных в последние годы, обсерватории и планетарии предусматриваются проектом.

Несколько десятков кружков для ребят успешно работают при планетариях и обсерваториях. Одним из старейших кружков, является кружок Московского планетария.

Осенью 1935 г. газета «Пионерская правда» пригласила всех ребят, желающих вести астрономические наблюдения, в планетарий для получения консультаций. В зале планетария собралось более 100 школьников, многие принесли самодельные инструменты для наблюдения. Собравшиеся с энтузиазмом восприняли предложение объединиться в кружок. С тех пор на регулярных собраниях кружковцы выступали с докладами, проводили наблюдения на различных инструментах, мастерили простейшие телескопы. Ребят особенно привлекала возможность изучать звездное небо с помощью первого и тогда единственного в стране аппарата планетарий. Со временем в Московском планетарии стали работать 3 кружка: для школьников младшего, среднего и старшего возраста.

В кружках при планетарии сложилось много интересных традиций. Кружковцы проводят дни открытых дверей, организуют научно-теоретические конференции, выпускают стенные газеты. Ребятам младшего возраста помогают в работе старшеклассники.

Многие из ребят, работавших в кружках Московского планетария, стали сейчас видными учеными-астрономами.

В ряде случаев астрономические объединения школьников входят на правах секций и филиалов в научные общества учащихся (НОУ). Здесь под руководством специалистов (ученых, аспирантов, студентов, преподавателей школ, инженеров) школьники ведут посильную исследовательскую работу. В ряде случаев именно коллективы юных исследователей Вселенной становились ядром будущего многопрофильного общества. Так было, например, в Симферополе, Иркутске, Волгограде. Бывает и наоборот: появлению астрономических коллективов способствует создание научных обществ.

Как правило, в научных обществах, имеющих поддержку городских и областных организаций, легче решаются вопросы подбора руководителя кружка, материального обеспечения занятий, появляется возможность публиковать результаты проводимых исследований. Кроме того, областные и республиканские научные общества организуют загородные лагеря, слеты и конференции, где могут встречаться и обмениваться опытом и юные астрономы - представители различных коллективов.

Детские и юношеские астрономические коллективы, несмотря на то что у всех у них один предмет изучения - Вселенная, различаются по содержанию своей работы.

Работа крупных, развитых кружков чаще всего многопланова: теоретические и лабораторные занятия по программе, учебные и исследовательские наблюдения, изготовление приборов и наглядных пособий. Члены кружка становятся пропагандистами знаний в школе, во дворе. Они проводят астрономические беседы и викторины, организуют конкурсы научно-фантастических проектов, диспуты, вечера вопросов и ответов, демонстрируют в телескоп небесные объекты. Именно так строят свою работу коллективы Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Симферополя, Баку, Горького, Ярославля, Киева, Челябинска, Саратова.

Но и в этих комплексных коллективах существуют «любимые» направления работы. Так, у юных астрономов Москвы наиболее успешно ведется исследование предполагаемых метеоритных кратеров, наблюдение серебристых облаков и изучение солнечно-земных связей; в Новосибирске прекрасно налажены наблюдения переменных звезд, комет, серебристых облаков, интенсивно ведется астроприборостроение; коллектив наблюдателей Крыма издавна славен исследованиями метеоров и телескопостроением; в Баку создаются мощные телескопы и совершенные астрографы.

Вместе с тем некоторые коллективы работают в узком направлении. Одни из них уделяют основное внимание пропаганде знаний и почти не ведут наблюдений, другие ограничивают свою деятельность постройкой телескопов, в отдельных кружках все внимание отдается наблюдениям и почти не проводятся теоретические занятия. На первом этапе существования кружка такое положение вполне оправданно и допустимо. Но со временем все-таки надо стремиться к разнообразным формам работы. Ведь именно в комплексном кружке юный любитель астрономии сможет с наибольшей полнотой проявить и развить свои способности и интересы.

Юношеская секция ВАГО. В настоящее время сложилась стройная система работы с юными астрономами Советского Союза. Их деятельностью руководит Центральный совет Всесоюзного астрономо-геодезического общества и Бюро юношеской секции ВАГО. В составе бюро наиболее опытные руководители юношеских астрономических коллективов страны. Все общесоюзные мероприятия юных астрономов планируются, готовятся и осуществляются юношеской секцией ВАГО совместно с ЦК ВЛКСМ, правлением Всесоюзного общества «Знание» и Министерством просвещения СССР. В сотрудничестве с этими организациями ВАГО проводит Всесоюзные слеты и конференции юных астрономов, смотры творческих работ, семинары руководителей детских и юношеских астрономических коллективов.

По инициативе Бюро юношеской секции ВАГО активисты астрономических кружков Советского Союза получили возможность ежегодно встречаться и обмениваться опытом во время Всесоюзной недели науки, техники и производства. Такие слеты школьников ЦК ВЛКСМ и другие центральные организации проводят в дни зимних каникул поочередно в столицах союзных республик и других крупных городах страны. Секция юных астрономов и космонавтов под руководством ВАГО работает также во время Всероссийских слетов актива научных обществ учащихся.

В дни слетов юные любители науки встречаются с крупнейшими учеными нашей страны, посещают научно-исследовательские и учебные институты, промышленные предприятия. На секциях проходит конкурсное прослушивание докладов исследовательского и реферативного характера. Последняя Всесоюзная тематическая конференция юных астрономов, посвященная обсуждению программы научно-любительских наблюдений кометы Галлея и связанных с ней метеорных потоков, состоялась летом 1984 г. Участники конференции прослушали интересные доклады, для них были организованы встречи с учеными в Институте космических исследований и Государственном астрономическом институте им. П. К. Штернберга в Москве.

Расскажем подробнее о Всесоюзных слетах юных астрономов.

Первый слет был проведен в июле 1969 г. в Баку и на Шемаханской астрофизической обсерватории АН Азербайджанской ССР. Место проведения большого сбора юных астрономов выбирается обычно таким образом, чтобы его базой могли стать и профессиональная обсерватория, и сильный коллектив любителей астрономии. Именно такой коллектив сложился в Бакинском Дворце пионеров.

Базой второго слета, который состоялся в Москве в 1972 г., стали Астрономический институт им. П. К. Штернберга, отдел астрономии и космонавтики Московского городского Дворца пионеров и школьников. Несколько дней участники слета работали в павильоне «Юные натуралисты и техники» на ВДНХ СССР. Дело в том, что начиная с 1971 г. одновременно со слетом проводится смотр творческих работ юных астрономов. В павильоне в дни слета был широко развернут показ работ любителей астрономии: самодельных телескопов и приспособлений к ним, астрографов, лабораторных приборов, наглядных пособий, журналов наблюдений, снимков астрономических объектов, опубликованных статей, докладов и т. п. Лауреаты смотров (вне зависимости от места проведения слета) награждаются медалями ВДНХ.

Участники второго слета побывали в гостях у советских космонавтов в Звездном городке.

А через несколько лет на третий слет юные астрономы страны собрались в своем «Звездном городке». Так назвали палаточный городок в Шемахинской обсерватории, сотрудники которой вновь радушно принимали своих юных коллег из всех союзных республик. И вновь на 10 дней удивительно молодым стал преобладающий состав наблюдателей Шемахинской обсерватории. Ведь население «Звездного» более 200 мальчишек и девчонок. В гости к ребятам приехали летчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза Н. Н. Рукавишников, астрономы из Москвы, Ленинграда и Горького.

Программа слета обширна и разнообразна: смотр творческих работ и научно-теоретическая конференция, лекции крупнейших ученых и диспут о. внеземных цивилизациях, астрономическая олимпиада и вечера вопросов и ответов, вечер дружбы.

И все-таки самым интересным для ребят оставались ночные астрономические наблюдения. На слете работали секции наблюдателей Солнца, Луны и планет, метеоров, комет и переменных звезд. Наиболее результативно прошли метеорные наблюдения. А Казимиру Чернису из Вильнюса и Дмитрию Фомину из Москвы в одну из ночей посчастливилось переоткрыть новую комету.

Четвертый слет юных астрономов прошел осенью 1979 г. В этот раз на целый месяц собрались на берегу Черного моря 540 юных астрономов и космонавтов. Они разместились в дружине «Звездная» Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок». Для проведения слета в «Орленке» есть все условия. Здесь функционирует Дом авиации и космонавтики с действующей парашютной вышкой и тренажерами, астрономическая обсерватория с оптическим телескопом в башне и радиотелескопом, с лабораториями и площадкой для наблюдений.

Все делегаты слета стали участниками игры «Звездный десант». Каждый «космический экипаж» выбрал цель полета, составил программу, разработал проект необходимых космических комплексов и изготовил их макеты. Руководил «Звездным десантом» летчик-космонавт Н. Н. Рукавишников. Результаты «Звездного десанта» ребята использовали в своих научно-фантастических проектах, которые они успешно защитили перед учеными, гостями слета.

На этом слете состоялись конкурсы астрономов-наблюдателей, юных лекторов, космический карнавал, «межпланетные» олимпийские игры, театрализованное представление «У моря Мечты».

Хозяином пятого слета (лето 1982 г.) стал коллектив Симферопольского общества юных любителей астрономии (СОЛА). Во время работы слета была развернута выставка творческих работ учащихся, прошли заседания секций, состоялись встречи с учеными, летчиком-космонавтом СССР дважды Героем Советского Союза Г. М. Гречко. Каждый вечер ребята могли вести наблюдения на инструментах юношеской обсерватории СОЛА. Участники слета посетили Крымскую астрофизическую обсерваторию, Центр дальней космической связи, побывали в Артеке, в городе-герое Севастополе.

Всесоюзные слеты не только школа юных астрономов, но и незабываемый праздник дружбы и товарищества.

Бюро юношеской секции ВАГО определило несколько основных центров для оказания практической помощи юным любителям астрономии. Эти центры поддерживают переписку с коллективами юных астрономов, высылают им инструктивно-методические материалы, проводят очные и заочные консультации. Бюро юношеской секции и его центры организуют патрульную службу неба юных астрономов. Цель службы - обнаружение новых звезд и комет, наблюдения болидов и метеорных потоков.

Юношеская секция ВАГО поддерживает связи с любителями астрономии социалистических стран, которые накопили значительный опыт научно-любительской и массовой работы. В особенности эффективна и разветвлена сеть детских и юношеских астрономических коллективов в Чехословацкой Социалистической Республике и Венгерской Народной Республике. Происходит обмен делегациями юных астрономов социалистических стран. В будущем предполагается провести интернациональный слет юных любителей астрономии.

Юношеские секции работают практически во всех местных отделениях ВАГО. Работой секции руководит ее бюро.

Зачастую ядром юношеских секций становятся астрономические кружки. Наиболее серьезные старшие кружковцы, проявившие устойчивый интерес к занятиям астрономией, получают рекомендации для вступления в члены юношеской секции ВАГО. В юношеской секции получают возможность работать и отдельные любители астрономии, по тем или иным причинам не занимающиеся в кружках.

Юношеские секции отделений ВАГО проводят свои собрания, на которых принимается план работы, обсуждаются итоги сделанного, заслушиваются научные доклады. Члены юношеской секции дежурят у телескопов во время массовых демонстрационных наблюдений, становятся помощниками руководителей астрономических кружков, руководят кружками в школах, во дворах, пионерских лагерях.

Бюро юношеской секции координирует деятельность всех детских астрономических коллективов в пределах территории отделения ВАГО.

Отдельные любители астрономии или группы их могут при желании вступить в юношескую секцию ВАГО, примкнув к ближайшему отделению общества. Они должны обратиться с письмом в Бюро юношеской секции ВАГО или в один из местных центров.

Юные друзья и любители астрономии! Не беда, если там, где вы живете, пока не работает астрономический кружок и поблизости нет планетария или обсерватории. Ведь главное, что надо для систематических занятий астрономией, доступно всем. Начинать астрономические наблюдения следует невооруженным глазом, а со временем можно изготовить телескоп самостоятельно. Советы о содержании своей работы можно почерпнуть из книг и журналов. Кроме того, поможет переписка с ближайшим астрономическим кружком. Отвечают на письма юных астрономов и сотрудники профессиональных обсерваторий. Советуем обращаться к специалистам лишь после того, как вы самостоятельно овладели «азбукой» звездного неба.

О новостях астрономии и космических исследований можно узнать из самых разных источников.

Специально для юных любителей астрономии с 1977 г. стал выходить телевизионный журнал «Звездочет», а с 1978 г. Радиожурнал «На космических орбитах». На страницах этих журналов выступают крупнейшие советские ученые и космонавты.

Тележурнал «Звездочет» ведет репортажи из обсерваторий и исследовательских институтов, показывает работу юных любителей астрономии. Зрители «Звездочета» получают возможность проверить свои знания и навыки наблюдателя. В выпусках журнала объявляются конкурсы или викторины. Лучшие снимки и зарисовки астрономических объектов, выполненные любителями, демонстрируются по телевидению. Победители олимпиад и конкурсов «Звездочета» получают приглашение на слеты юных астрономов.

Астрономическую информацию, рассказы о любителях астрономии помещают на своих страницах журналы «Юный техник», «Квант», «Пионер». Редакции этих журналов проводят конкурсы по космической тематике. Так, читатели «Пионера» могли принять участие в конкурсах «Обживаем космический дом» (о проекте долговременной орбитальной станции), «Экспедиция на Марс» (обоснованный выбор места посадки на планете, прокладка разведывательных маршрутов, выбор главной научной проблемы экспедиции).

Подобные конкурсы научно-фантастических проектов, конкурсы наблюдателей, астрономические олимпиады и викторины юные астрономы могут организовать в своих классах, школах, в пионерских лагерях, кружках.

Очные состязания по проблемам астрономии и космонавтики проводятся во многих городах нашей страны. Они организуются с помощью актива местной юношеской секции или городского астрономического кружка. В ряде случаев заключительному туру олимпиады предшествуют школьные и районные состязания. С некоторыми олимпиадными задачами и их решением можно познакомиться в журналах «Земля и Вселенная», «Квант». Задания для олимпиады можно выбрать из сборника задач по астрономии для X класса Б. А. Воронцова-Вельяминова. В некоторых астрономических коллективах перед школьной и городской олимпиадами объявляют конкурс на составление лучшей задачи или вопроса.

Большую поддержку юным астрономам оказывают ученые. Помощь юным любителям астрономии со стороны астрономов-профессионалов - давняя и прекрасная традиция в нашей стране. Внимание работе с юными астрономами уделяют практически все астрономические учреждения нашей страны. Ученые и сотрудники обсерваторий и институтов ведут занятия со школьниками, выступают перед ними с лекциями, знакомят с работой своих обсерваторий и лабораторий. В летнее время наиболее серьезные любители астрономии по рекомендации руководителей кружков проходят стажировку на обсерваториях. На стажировку в южные обсерватории приезжают кружковцы издалека, например из Сибири.

Уделять внимание юным любителям астрономии находят возможным руководители советских обсерваторий, известные ученые. «Ребят влечет мир познания, - сказал академик В. А. Амбарцумян. - Мы же, взрослые и ответственные люди, должны сделать все, чтобы этот огонь не угас с возрастом, а развился в устойчивое пламя. Это будет на пользу и самим ребятам и всему обществу».

Расскажем о некоторых коллективах юных астрономов нашей страны.

Отдел астрономии и космонавтики Московского городского Дворца пионеров и школьников. В живописном районе столицы на Ленинских горах расположились светлые корпуса Дворца пионеров и школьников. Здесь в отделе астрономии и космонавтики в 50 кружках и секциях занимаются около 700 школьников столицы.

Как строятся занятия в отделе? Самые маленькие ребята (III-V классы) могут записаться в подготовительные кружки занимательной астрономии. Они участвуют в викторинах, тематических играх, воображаемых космических путешествиях под куполом планетария, r конкурсах научно-фантастических проектов. В кружке занимательной астрономии ребята изготовляют простейшие приборы: подвижные карты звездного неба, солнечные часы, угломерные инструменты. Они изучают созвездия и приобретают навыки ориентирования по звездам, Луне, Солнцу.

Школьники VI-VIII классов занимаются по специальной двухгодичной программе в кружках общей астрономии. Ребята овладевают теорией, ведут учебные наблюдения, выполняют практические работы в лабораториях отдела, мастерят свой первый телескоп, с помощью которого ведут самостоятельные наблюдения. О своих наблюдениях, о прочитанных книгах и статьях, школьники делают доклады на занятиях кружка.

Старшеклассники ведут работу в одной из специализированных групп. Это кружки телескопостроения, физики космоса, радиофизики, космологии, астрономов-наблюдателей и др. Здесь главное внимание уделяется самостоятельной работе. Занятия со старшеклассниками проводят научные сотрудники институтов и обсерваторий. Несколько кружков работают ежегодно по заданиям ученых.

Расскажем об одной из самых крупных и интересных научно-исследовательских программ. Это программа «Геос» по изучению солнечно-земных связей. Она осуществляется с 1977 г., рассчитана на много лет и выполняется в несколько этапов. В ее выполнении принимают участие многие кружки Дворца пионеров.

Астрономы-наблюдатели ведут визуальное патрулирование пятнообразований на Солнце, зарисовывают и фотографируют пятна и факелы, определяют их координаты и занимаемую площадь, строят карты и определяют числа Вольфа. В подмосковном г. Железнодорожном ведутся спектральные исследования Солнца. В лаборатории физики космоса Дворца с помощью самодельного телескопа школьники регистрируют вариации вторичных космических лучей, интенсивность которых зависит от солнечной активности, а в астрономическом кабинете ведется обработка данных, полученных со спутника «Прогноз» о солнечных космических лучах.

Радисты по характеру радиоприема следят за изменением свойств ионосферы. В лаборатории астрофизики участники программы изучают мезосферу по данным наблюдений серебристых облаков. Другие кружковцы регистрируют метеорологические данные, снимают показания, поступающие в лабораторию с метеостанции, установленной на крыше Дворца. Кроме того, анализируются ежедневно присылаемые синоптические карты. Юные физиологи исследуют изменения деятельности организма человека в условиях меняющегося уровня солнечной активности.

Все получаемые результаты ежемесячно обрабатываются, по ним ребята составляют графики и таблицы. С 1979 г. в программу «Геос» включились юные математики и программисты, и обработка данных ведется теперь с помощью электронных вычислительных машин. Научное руководство программой осуществляет совет кураторов. В него входят специалисты научно-исследовательских институтов.

Отдел астрономии и космонавтики организует экспедиции, во время которых кружковцы изучают серебристые облака в Прибалтике, Марийской АССР, в Подмосковье и Ярославской области. Воспитанники Дворца участвовали в астроклиматических экспедициях на Кавказ, Тянь-Шань, Памир, наблюдали метеоры в Крыму и Московской области; выезжали в Казахстан для наблюдений полного солнечного затмения.

Некоторые старшие кружковцы выезжают каждое лето в пионерские лагеря, где проводят занятия кружков юных астрономов и космонавтов.

Для старших кружковцев ученые ежемесячно читают лекции по актуальным проблемам астрофизики. Ребята среднего и младшего возраста принимают участие в устном журнале «Космические чтения», первый выпуск которого состоялся в 1972 г.

Большой популярностью среди кружковцев пользуются клубные дни, а также праздники, посвященные дням весеннего и осеннего равноденствия.

Клубные дни проходят чаще всего в форме диспутов, которые готовят поочередно все лаборатории отдела. Путем опроса намечается тематика диспутов на учебный год. Вот, например, некоторые из тем: «Природа Тунгусского метеорита», «Квазары - что это?», «Обитаем ли космос?», «Космическое будущее человечества», «Астрономия XXI в.».

Актив лаборатории, проводящей диспут, составляет и распространяет список литературы и перечень проблем, которые предполагается обсудить по данной теме на диспуте. Например, на диспуте о Тунгусском метеорите предлагалось высказать и обосновать свою точку зрения на природу Тунгусского метеорита; предложить программу исследований, которые еще следует провести в районе катастрофы; предложить эксперимент на Земле или в космосе, который бы помог разгадке Тунгусского метеорита. После горячих споров на диспуте у ребят возникает желание глубже изучить рассмотренную тему.

Интересно, с большой выдумкой проходят праздники весеннего и осеннего равноденствия. На первом из них ребята демонстрируют свои работы, а на празднике осеннего равноденствия новичков посвящают в ранг юных астрономов. На праздники приглашаются юные астрономы из других коллективов столицы.

Интересна и разнообразна работа клуба космонавтики Дворца. В клубе свой устав, единая форма одежды. Членские билеты вручаются ребятам на торжественной линейке в День Советской Армии после присяги вступающих. Всей работой клуба космонавтики руководит совет командиров. Почетным председателем клуба был избран летчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза А. Г. Николаев. Старшеклассники, закончившие двухгодичный курс в группах юных космонавтов, могут выбрать для дальнейших занятий одну из секций: космическое проектирование, космическая техника, космическая биология и медицина, физика космоса. Наибольшей популярностью у ребят пользуются отряд юных летчиков и секция авиационной техники. В распоряжении членов клуба - авиационные и космические тренажеры; ребята могут заниматься с тренером по общей физической подготовке. Окончившие занятия получают свидетельство.

За годы работы отдела астрономии и космонавтики там учились сотни ребят. Многие из них связали свою судьбу с небом. Сейчас некоторые воспитанники Дворца работают в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, стали астрономами-профессионалами.

Коллектив юных астрономов и космонавтов Московского городского Дворца пионеров и школьников оказывает разнообразную помощь юным астрономам и космонавтам Москвы и всего Советского Союза. Коллектив сотрудников Дворца совместно с учеными подготавливает к выпуску сборники программ для кружковых занятий по астрономии и космонавтике в школах, пионерских лагерях, внешкольных учреждениях. Отдел астрономии и космонавтики выпускает практические рекомендации для юных астрономов: «Как сделать телескоп», «Знакомьтесь - астрограф», «Звездное небо зовет».

Крымское общество юных любителей астрономии. В 1947 г. группа ребят из г. Симферополя организовала кружок любителей астрономии. Членов кружка становилось все больше, и он был преобразован в Симферопольское общество любителей астрономии (СОЛА), а его члены стали называть себя соловцами. Основное внимание члены общества уделяют наблюдению метеоров.

Работа ребят привлекла внимание ученых. Они были приглашены на Всесоюзную метеоритную конференцию в Москву. К этому времени СОЛА имело уже некоторый опыт визуальных наблюдений метеорных потоков и ребятам было о чем рассказать.

А вскоре начались фотографические наблюдения метеоров. Были построены два метеорных патруля из нескольких фотокамер. Для них на средства, выделенные Всесоюзным астрономо-геодезическим обществом, были построены два павильона: один - в Симферополе, а другой - в селе Перевальное, в 20 км от города. По фотографиям, полученным с двух пунктов, можно было определить высоту метеора, а с помощью обтюратора (своего рода пропеллера, перекрывающего объективы камер) - и скорость метеора в атмосфере.

С тех пор прошло много лет. На смену старым, кустарным патрулям пришли новые, построенные в мастерских Крымской станции юных техников. В центре Симферополя создана Крымская областная юношеская астрономическая обсерватория. Почти все приборы и телескопы этой обсерватории сделаны руками ребят, но по качеству они не уступают фабричным.

Сейчас юные любители астрономии объединены в Крымское общество юных любителей астрономии (КОЛА). Кроме Симферополя отделения общества возникли в 30 других городах и поселках Крыма. И руководят ими тоже бывшие кружковцы. Раз в год собирается конференция КОЛА, 3 раза в год проводятся специальные метеорные экспедиции. Базисный пункт переведен из Перевального в Судак, где построена небольшая обсерватория. В Крыму получено несколько десятков спектров метеоров, наблюдения ребят публикуются в научных журналах. К ним в гости, чтобы познакомиться с опытом работы крымчан и вместе понаблюдать, приезжают ребята из Москвы, Ярославля, Ленинграда и других городов. Хорошо наблюдать под крымским небом!

Астрономический кружок Бакинского Дворца пионеров и школьников им. Ю. А. Гагарина. В 1986 г. исполнилось 36 лет астрономическому кружку Бакинского Дворца пионеров. Кружок был организован в 1950 г. Начинали с малого: строили телескопы из очковых стекол, изучали общую астрономию. Но трубы с объективами из очковых стекол не удовлетворяли ребят. И они решили строить телескоп-рефлектор системы Ньютона (см. Рефлекторы). Попутно осваивали основы астрономической оптики. Телескоп получился хороший. Это ободрило ребят. Начали строить еще несколько приборов: специальный телескоп для наблюдений Солнца с непосеребренным зеркалом, астрограф для фотографирования неба.

Вместе с учеными кружковцы проводили экспедиции в горы Азербайджана, чтобы выбрать место для постройки большой астрофизической обсерватории. Несколько мест забраковали: у них был неблагоприятный астроклимат. Наконец нашли самое удачное место: плато Пиркули, в 22 км от г. Шемахи. Теперь там возвышаются купола Шемаханской астрофизической обсерватории АН Азербайджанской ССР. А рядом, на большой поляне, высятся два купола «Малой Шемахинской обсерватории», построенные членами кружка для своих телескопов.

А телескопы бакинцы строить умеют. Умелые руки ребят построили 50-см телескоп-рефлектор (когда-то такие телескопы считались крупными даже в специальных обсерваториях), 26-см телескоп системы Кассегрена, несколько астрографов. На фотографиях звездного неба, полученных с помощью этих приборов, видны звезды до 14-й звездной величины, темные и светлые туманности, далекие галактики.

Многие члены кружка избрали астрономию своей специальностью. На смену им в кружок приходят все новые и новые ребята. Изучают астрономию, оптику, теорию астроклимата. Они - частые гости Шемахинской астрофизической обсерватории. Сюда же приезжают бывшие ученики, чтобы рассказать сегодняшним кружковцам, как они начинали свою работу в кружке, чем занимаются сейчас.

Клуб юных техников Сибирского отделения АН СССР. Новосибирск, Академгородок. Один из крупнейших центров советской науки. Здесь при клубе юных техников Сибирского отделения академии наук СССР создан кружок юных любителей астрономии.

Астрономический коллектив клуба юных техников Новосибирска возник около 20 лет назад.

Коллектив имеет свою астрономическую обсерваторию с двумя куполами башен. Телескопы - фабричные, но к ним ребята сделали немало полезных приспособлений: электрофотометры нескольких конструкций, фотокамеры, солнечный экран. Систематически ведутся наблюдения — переменных звезд, периодически меняющих свой блеск. Наблюдения не остаются в журналах, они обрабатываются, а результаты публикуются в регулярно выпускаемых бюллетенях «Юные астрономы» и в других изданиях. Ребята наблюдают кометы, солнечные и лунные затмения, планеты, серебристые облака, Солнце. А чтобы удобнее было делиться своим опытом с другими кружковцами, в тех же бюллетенях печатают описания своих приборов и новых методов наблюдений. Юные телескопостроители построили немало хороших телескопов.

Коллектив взял на себя роль методического центра для всех астрономических кружков Сибири и Дальнего Востока. О работе юных астрономов Новосибирска не раз сообщал журнал «Земля и Вселенная» и другие журналы. О них писали в газетах.

Астрономический кружок школы №5 г. Углича Ярославской области. Это один из лучших школьных астрономических кружков в нашей стране. Кружок является общесоюзным методическим центром юных астрономов по наблюдению Солнца.

Своими руками оборудовали ребята на школьном дворе астрономическую площадку с металлическими тумбами для переносных инструментов, обсерваторию с подсобными помещениями. Кружковцы сами изготовляют приборы, необходимые для занятий. Они сделали три астрографа, два фотогелиографа, солнечную фотокамеру, несколько телескопов, теодолит, прибор для исследования астрономических негативов, демонстрационную подвижную карту звездного неба, телевизор для сверхдальнего приема, радиоприемник. Для физического кабинета ребята изготовили кодоскоп, оптическую скамью, установку для программированного опроса, диапозитивы.

Работа кружка многопланова. Вот уже много лет успешно работает секция Солнца. Кружковцы на обсерватории ведут визуальные наблюдения Солнца, получают снимки Солнца. Для получения снимков отдельных групп пятен ребята используют самодельный рефрактор, перемонтированный на вилочную установку с фотокамерой «Зенит». Параллельно с наблюдениями Солнца ведутся геофизические исследования, чтобы выявить их зависимость от солнечной активности. Кружковцы фиксируют грозы, полярные сияния, изучают состояние ионосферы.

Значительных успехов добилась секция астрофотографов. Уже получены сотни фотографий различных участков звездного неба, а также снимки Луны, планет, комет, метеоров, серебристых облаков. И сделаны они с помощью самодельного астрографа с автоматическим ведением камер. На снимках, полученных с помощью этого прибора, видны звезды 13-й звездной величины.

Полученные негативы юные астрономы исследуют с помощью измерительного прибора, изготовленного в кружке. Снимки нужны ребятам для изучения переменных звезд и для изготовления учебного атласа звездного неба.

Исследовательскую и конструкторскую работу ребята сочетают с чтением лекций и беседами. Члены астрономического кружка из Углича - непременные участники всех Всесоюзных слетов юных астрономов и смотров творческих работ. Приборы, изготовленные в кружке, неоднократно экспонировались на ВДНХ СССР. 12 воспитанников награждены медалями «Юный участник ВДНХ».

Астрономический кружок школы №2 г. Новополоцка Витебской области. Несколько лет подряд победителями конкурсов юных любителей астрономии Витебской области становятся воспитанники астрономического кружка этой школы. Победы эти не случайны. Кружок имеет прекрасную базу для занятий астрономией: хорошо оборудованный кабинет, планетарий и обсерваторию. Многое здесь сделано руками самих ребят: оборудование планетария, на обсерватории установлен самодельный телескоп-рефлектор системы Ньютона с диаметром зеркала 120 мм.

Кружок новополоцкой школы № 2 - коллектив комплексный. Его воспитанники ведут учебную и исследовательскую работу, изготовляют приборы и наглядные пособия, выступают с лекциями по астрономии и космонавтике. Сотни лекций прочли в своем планетарии кружковцы и их учителя. Посетителями планетария были не только жители Новополоцка, но и гости из других городов и республик. О своих достижениях ребята рассказывали членам иностранных делегаций, приезжавшим в школу.

Разнообразна тематика лекций в школьном планетарии. Здесь можно познакомиться с мифами о созвездиях, услышать рассказ о строении Солнечной системы и ее происхождении, узнать о последних достижениях в исследовании космоса и о возможности жизни на других планетах.

Значительных успехов добились ребята и в астрономических наблюдениях. Так, летом 1975 г. один из воспитанников кружка пере-открыл в созвездии Лебедя комету Кобаяси - Бергера - Милона и он же заметил в этом созвездии новую звезду. Он был 11-м наблюдателем, сообщившим об открытии звезды в Астрономический институт им. П. К. Штернберга.

За годы работы ребята сфотографировали несколько солнечных и лунных затмений, наблюдали появление серебристых облаков, некоторые известные кометы.

В кружке юных астрономов работают секции службы неба, службы Солнца, патрулирования серебристых облаков. Кроме того, на обсерватории ведутся наблюдения Луны и планет.

Достижения коллектива юных астрономов новополоцкой школы № 2 отмечались на Всесоюзном слете юных астрономов и на Всесоюзной неделе науки, техники и производства. Свой опыт и знания кружковцы передают другим коллективам юных астрономов Белорусской ССР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .