Доктор живаго с иллюстрациями леонида осиповича пастернака. Пастернак, леонид осипович

Леонид Осипович Пастернак - разносторонняя и очень талантливая личность. Он сумел передать свой дар и творческие способности своим детям, среди которых был всемирно известный писатель Борис Пастернак - автор гениального романа «Доктор Живаго».

Детство будущего художника, графика, иллюстратора и писателя прошло в Одессе, в большой еврейской семье с шестью детьми. Отец Леонида, которого тогда еще звали Аврум Ицхок-Лейб Пастернак (или Постернак, такое написание встречается в нескольких исторических документах), да и вся семья, не одобрял увлечения мальчика из еврейской семьи искусством, но и не препятствовал ему. В те времена Одесса была одним из немногих крупных городов Российской Империи, где евреи могли свободно проживать и заниматься бизнесом, поэтому в их среде особенно процветала коммерция. Дед Леонида, Кива-Ицхок, был одним из тех людей, кто основал еврейское погребальное братство в Одессе.

Но мальчик несомненно был талантлив и безмерно увлечен своим искусством, поэтому не пошел по стопам предков и начал обучение в рисовальной школе, впоследствии ставшей знаменитым художественным училищем имени М. Грекова. Однако к будущей профессии он пришел не сразу, попытавшись найти себя в медицине (Московский университет, 2 года) и юриспруденции (одесский Новороссийский университет, с 1883 по 1885 год). Даже в годы учебы он не оставлял своего увлечения живописью и вскоре осознал, что именно ею он и хочет в дальнейшем заниматься.

Уровень его мастерства был настолько высок, что одно из полотен оказалось приобретенным . После этого Пастернак решил переехать на жительство в , где он успешно женился и обзавелся семьей. Всего в семье родилось четверо детей - двое сыновей и две дочери.

Художественная карьера Пастернака в Москве благополучно развивается. Он становится участником регулярных выставок передвижников, членом знаменитого объединения «Мир искусства». В течение десятилетия в 1880 года преподает в Училище изящных искусств Гунста А.О., в 1894 году его приглашают на работу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое впоследствии стало знаменитым на всю страну ВХУТЕМАСом. Интересно, что при согласии на преподавании Пастернак специально указал, что креститься в православие не намерен. Но имя все-таки использовал не то, что ему дали при рождении родители.

Революцию он воспринял сдержанно, но не принял. В 1921 году Пастернак с дочками и женой уехал на операцию в Германию и больше на родину уже не вернулся. Во время жизни за границей он создал известные портреты знаменитых людей, например, Альберта Эйнштейна, Райнера Марии Рильке и Джона Осборна. В 1924 году ему довелось попасть в экспедицию в Палестину, которая вела историко-этнографические исследования. За год до этого он написал и издал книгу «Рембрандт и еврейство в его творчестве».

Когда жизнь в Германии из-за прихода к власти нацистов стала опасной для евреев, Пастернак покинул в 1938 году страну и поселился в Великобритании, в Оксфорде, где и скончался в 1945 году.

Заслуги художника оценены в Израиле - его имя носит одна из улиц Тель-Авива. В Одессе открыта мемориальная доска в честь талантливого уроженца города.

Леонид Осипович Пастернак — живописец и график. Родился в Одессе 22 марта (3 апреля) 1862 г. в семье содержателя небольшой гостиницы. Был младшим из шести детей в семье.
Способности к рисованию проявились у мальчика в раннем детстве. С 1874 г. он сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой предпринял безуспешную попытку поступить в художественное училище. Родители не одобряли увлечения сына, и по их настоянию в 1881 г. Леонид стал студентом медицинского факультета Московского университета. Через два года он перевелся в Новороссийский университет (Одесса), где до 1885 г. изучал юриспруденцию.
Одновременно Пастернак продолжал заниматься живописью: в 1882 г. учился в московской школе-студии Е.С.Сорокина, в 1883-1886 гг. — в мюнхенской Академии художеств у И.К.Гертериха и А.Лицен-Мейера. Брал уроки офорта
у И.И.Шишкина.
Участие в ежегодных выставках Товарищества передвижников принесло молодому художнику первый серьезный успех: в 1889 г. его картина «Письмо с родины» была приобретена П.М.Третьяковым. Окрыленный успехом, Пастернак переезжает в Москву. Он женится на пианистке Розалии Исидоровне Кауфман (1868-1939); в 1890 г. у них рождается первенец Борис — будущий русский поэт.
Вскоре художник предпринимает поездку в Париж. По возвращении Пастернака оттуда его произведения становятся более изысканными и динамичными, он начинает использовать новую технику — сочетание темперы, пастели и угля.
В основе творческого метода Пастернака лежат быстрые, почти мгновенные зарисовки, которые сам он называет школой «настоящего импрессионизма». Ощущение фиксации впечатления художнику удается сохранить и в живописных произведениях — за счет выбора будто бы случайного движения, раскрывающего образ. Работы Пастернака отличает своеобразная, основанная на контрастах света и тени, передача световоздушной среды.
Пастернак проявил себя как замечательный художник книги: им созданы рисунки к собранию сочинений М.Ю.Лермонтова (1891), четыре акварели к роману «Война и мир» (1893). По приглашению Л.Н.Толстого в 1898-1899 гг. он выполнил иллюстрации к роману «Воскресение», остающиеся непревзойденными до сих пор.
Л.О.Пастернак был членом объединения «Мир искусства» и одним из учредителей Союза русских художников. С 1894 по 1921 г. он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии — ВХУТЕМАС),
а в 1905 г. получил звание академика живописи.
Талантливый портретист, Пастернак проникновенно передает внутреннюю жизнь своих моделей. Наиболее известны его групповые композиции: «Л.Н.Толстой с семьей в Ясной Поляне» (Государственный музей Л.Н.Толстого), «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (обе — 1902, Русский музей), «Поздравление» (портрет детей художника; 1914, Третьяковская галерея).
В 1921 г. Пастернак выезжает на лечение в Германию. С женой и дочерьми он поселяется в Берлине, где создает портреты выдающихся современников:
А.М.Ремизова (1924), А.Эйнштейна (1924, Иерусалимский университет),
Р.М.Рильке (1926), Г.Гауптмана (1930) и др. В 1927 и 1932 гг. в Берлине проходят две персональные выставки мастера. В период эмиграции его интерес привлекает еврейская тематика: он участвует в историко-этнографической экспедиции
в Палестину, издает монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве», пишет цикл портретов выдающихся деятелей еврейской культуры. В 1932 г. в Берлине была издана книга его воспоминаний о Л.Н.Толстом, но большая часть тиража погибла при публичном сожжении книг нацистами.
Покинув Германию в 1938 г., Леонид Осипович перебрался в Англию, где тогда проживали его младшая дочь. Некоторое время работал в Лондоне, в последние годы жил в Оксфорде, в доме дочери Лидии.
Умер Л.О.Пастернак в Оксфорде 31 мая 1945 г.

Большинство подлинников, а также множество авторских повторений, эскизов и вариантов иллюстраций Л.О.Па-стернака к «Воскресению» хранится в Государственном музее Л.Н.Толстого в Москве. Ряд черновых набросков находится в собрании Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна».
Первоначально эти иллюстрации были опубликованы в журнале «Нива» за 1899 г. (№11-52), где ро-ман впервые стал печататься. Их количество было пополнено в отдельном издании «Воскресения», выпущенном А.Ф.Марксом в 1900 г. непосредственно вслед за напечатанием ро-мана
в «Ниве». По цензурным требованиям две иллюстрации — зарисовка политических на полуэтапе и эпизод раздачи англичанином Евангелий — в издании Маркса отсутствуют. Две эти иллюстрации воссоединились с остальными в том же году в одном из английских изданий «Воскресения» в издательстве «Сво-бодное слово». Все 33 иллюстрации были также выпущены «Свободным словом» в 1901 г. в виде папки.
Все эти издания включали в себя только черно-белые иллюстрации, оригиналы которых представляют собой рисунки на бумаге или картоне, выполненные итальянским карандашом с использованием белил (в двух случаях — живопись маслом на картоне).
В 1915 г. в издательстве И.Д.Сытина вышло отдельное роскошное издание романа, в котором, помимо 24 черно-белых иллюстраций (включая впервые публикуемый лист «По дороге из суда в тюрьму»), были помещены 10 авторских вариантов, выполненных в цвете.
При жизни художника иллюстрации печатались в отдельных изданиях еще дважды: в берлинском издательстве «Нева» в 1923 г. и в издательстве «Academia» (Москва; Ленинград) в 1935 г.
В последнее из указанных изданий вошли 35 иллюстраций (включая — впервые — вариант иллюстрации «Весна» с силуэтом Л.Н.Толстого), воспроизведенные в основном по оригиналам из Государственного Толстовского музея (однако только четыре из них были напечатаны по цветным оригиналам). Редактор этого издания обратил внимание читателя на то, что две иллюстрации Пастернака не соответствуют толстовскому тексту. Эти несоответствия возникли либо в силу обычной корректорской небрежности при печатании «Воскресения» в «Ниве», либо в связи с исправлениями редактора журнала Р.И.Сементковского:
«Так, иллюстрация к XIV главе первой части изображает две фигуры (кроме ямщика), едущих в санях к тетушкам Нехлюдова в страстную субботу, — священника и дьякона — в связи со следующим текстом „Нивы“: „Вечером в субботу, накануне Светлого Христова Воскресения, священник с дьяконом... приехали служить заутреню“. В подлинном же толстовском тексте (и в издании „Свободного слова“) говорится, что к тетушкам приехали „священник с дьяконом и дьячком“, то есть в санях, кроме ямщика, должны были находиться три фигуры. Иллюстрация к XXIV главе той же части изображает стоящую фигуру Масловой, кото-рую трогает за рукав халата жандарм. Это соответствует следующему тексту „Нивы“: „Когда Картинкин и Бочкова вышли, она все еще стояла на месте и плакала, так что жандарм должен был тронуть ее за рукав ха-лата“. Но в подлинном толстовском тексте (и в издании „Свободного слова“) вместо „стояла“ читается „сидела“».

Леонид Осипович Пастернак (согласно документам Аврум Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак, также Постернак; 22 марта (3 апреля)1862, Одесса — 31 мая 1945, Оксфорд) — российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог.

Пастернак Л.О. Автопортрет. 1908. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Л.О. Пастернак принимал участие в иллюстрировании Собрания сочинений М.Ю. Лермонтова (1891, Кушнерев). К драме «Маскарад» создал 15 иллюстраций (местонахождение оригиналов, за исключением одного, неизвестно). Внутренний мир персонажей драмы раскрывается в живых мизансценах; большое внимание уделено позам, жестам, мимике. Художник показал многогранный, противоречивый характер Арбенина: в соответствии с меняющимися художественными задачами он использовал разные приемы — живописное пятно, штриховку, силуэт.


Пастернак Л.О. Игра в карты. Иллюстрация к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». 1891


Пастернак Л.О. Нина. Иллюстрация к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». 1891

В 1-м томе даны иллюстрации Л.О. Пастернака к лирике М.Ю. Лермонтова. В иллюстрации к стихотворению «Умирающий гладиатор» удачно сочетаются реальное — страдания поверженного гладиатора — и фантастическое — его видения, изображенные на втором плане; иллюстрация к стихотворению «Воздушный корабль» в издании Кушнерева была ошибочно отнесена к стихотворению «Последнее новоселье» (в облике Наполеона передано трагическое одиночество). Иллюстрации Л.О. Пастернака к лирике неравноценны: рисунок к стихотворению «Ангел» не свободен от слащавости; 2 иллюстрации к стихотворению «Смерть поэта» («Стреляющий Дантес» и «Пушкин в гробу и оплакивающая его Муза») отмечены натуралистичностью. Невыразительны рисунки к стихотворению «Поэт».

Во 2-м томе того же издания появились рисунки Пастернака к поэмам Лермонтова: 3 иллюстрации к «Хаджи-Абреку»; заставка к «Мцыри» («И ныне видит пешеход / Столбы обрушенных ворот...») и 4 иллюстрации, наиболее значительная из них «Исповедь Мцыри». Художник создал образ, полный романтического пафоса: взволнованное осунувшееся лицо, горящие глаза, порывистое движение вытянутой руки, контрасты света и тени — все передает неукротимый, мятежный дух юного Мцыри.



Пастернак Л.О. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Хаджи-Абрек»


Пастернак Л.О. «Печально я гляжу на наше поколенье». 1891


Пастернак Л.О. «Я знал одной лишь думы власть...». 1891


Пастернак Л.О. «Тогда на землю я упал. И в исступлении рыдал...». 1891

Иллюстрации Л.О. Пастернака к «Маскараду» и рисунки к поэме «Мцыри» — ценный вклад в художественную трактовку наследия поэта.

Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 367

April 3rd, 2012

Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

Леонид Пастернак К родным 1891 г.

Обратимся к судьбе и творчеству Леонида Осиповича Пастернака (по еврейскому имени он Аврахам Лейб бен - Йосеф, но когда он сменил данное еврею на восьмой день жизни первоначальное имя, - установить не удалось).



Леонид Пастернак (фото 1880 г.)
Леонид Пастернак Автопортрет 1908 г.

Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид - самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.

Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди - стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены. В 7 лет он уже встретил своего первого "мецената": это был дворник, любитель искусства, который за небольшую плату заказывал мальчику рисунки.

Молодой Пастернак окончил Одесскую рисовальную школу (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом - на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию. Это были три года (1882—1885) вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства. Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.

После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман.

Л.О.Пастернак с женой Розалией Исидоровной

Розалия в 13 лет

Л.Пастернак Автопортрет с женой 1927 г.

Л.О.Пастернак. Муки творчества

Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок - еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину "Вести с родины", ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.

Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными.
В 1890 году в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэ т. Другой сын художника, Александр, станет видным архитектором.

Л.О.Пастернак с женой и сыновьями

Л.Пастернак. Сыновья Борис и Александр

Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. На этом посту Пастернак останется более четверти века. Получение этой должности, как и все перемены в его жизни, сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи - креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: "Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения".

Л.Пастернак Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.

Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.

Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О.Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.

На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака "Дебютантка" привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.

.
Портрет Льва Толстого

Л.Пастернак.Под лампой ,Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г.

Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к "Войне и миру" и "Воскресению", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". За чтением. Нехлюдов читает Катюше.
Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". В зале суда

Художник внес немалый вклад в утверждение своеобразия московской живописной школы. Одним из первых он стал рассматривать искусство книжной иллюстрации как независимый художественный жанр.
Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).


В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок.

В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Розалия, Лидия, Жозефина и Леонид Пастернак по приезде в Берлин 1921 г.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

Л.Пастернак Автопортрет в желтом халате
Лорис Коринт Портрет Леонида Пастернака 1923 г.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".
В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.
Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.
Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.

Вот несколько наиболее известных его работ:


Л.Пастернак За работой. Этюд

Л.Пастернак. Урок музыки 1909г.

Л.Пастернак Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей д*Орсе, Париж

Л.Пастернак Московский концерт Ванды Ландовской 1907 г.

На берегу, 1906 г.

В интерьере. 1907г.

У окна.Осень.1913 г.

Л.Пастернак Москва зимой 1912 г.
Л.Пастернак Р.Рильке в Москве 1928

Портрет Е.Левиной.1917 г.

Л.Пастернак. Выгрузка вагонов в Одесском порту.1912г .

Золотая осень.Воровьёвы горы

Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых - гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.

Умер Л.О. Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде, и спустя годы на намогильном камне дочери начертали строфу Бориса Пастернака, к тому времени - ушедшего из жизни:

«Прощай, размах крыла расправленный, \ Полета вольное упорство, \ И образ мира, в слове явленный, \ и творчество, и чудотворство»

Судьба благоволила к художнику: он покинул этот мир задолго до того, как его первенец написал роман «Доктор Живаго», а в нем, вложив свои сокровенные мысли в уста главных героев: «Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления от страдания и дать им свободно присоединиться к христианству», или: «В среде евреев не живет красота, тогда как христианство пронизано эстетическим началом», и множество других речений, недостойных ни своего праведного отца - живописца, ни великого предка царя Давида, к роду которого они, Пастернаки, принадлежали (blog.i.ua)


Отец Бориса Пастернака, Исаак (Ицхок) Иосифович, родился 22 марта 1862 года
в Одессе. Он был шестым, младшим ребёнком в семье. Его отец держал небольшую
гостиницу. В трёхмесячном возрасте Исаак заболел крупом и чуть не задохнулся
от сильного приступа кашля; отец швырнул об пол фаянсовый горшок - мальчик
испугался и перестал кашлять; как водится в иудейских семьях, после тяжёлой
болезни ему дали другое имя, чтобы ввести демона в заблуждение, и он стал
Леонидом.

Дровни. Карандаш. 1892 г.


Москва, Красная площадь. Карандаш. 1894 г.


Улица. Карандаш. 12 июня 1898 г.

Исаак-Леонид ни о какой другой карьере, кроме артистической, не мечтал, но родители
желали дать ему более надёжное занятие и отправили учиться медицине. Проучившись год,
он сбежал с медицинского факультета Московского университета и перешёл на юридический
факультет, оставлявший больше времени для художественных занятий. С юридического в
Москве он перевёлся на юридический в Одессе - там правила были ещё либеральнее,
разрешалось надолго выезжать за границу без отчисления; юридическое образование Леонид
Пастернак в результате получил, но с двухлетним перерывом на Мюнхенскую королевскую
академию художеств.


Пара с пристяжной. Карандаш. 1903 г.


Волхонка, д. 14. Карандаш. 1913 г.


Москва. Ит. карандаш, уголь. 1916 г.


В саду. Карандаш. 1918 г.

После окончания Новороссийского университета он должен был год находиться на
военной службе и выбрал артиллерию. После военной службы Леонид Осипович познакомился
с молодой пианисткой Розалией Кауфман, которая стала его женой. К моменту
знакомства с Леонидом Пастернаком она была одной из самых популярных концертирующих
пианисток в России. Они поженились 14 февраля 1889 года. Год спустя, в Москве, родился
их первый ребёнок - сын Борис. В том же 1889 году на выставке передвижников картину
Пастернака "Письмо с родины" покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.



У фортепиано. (Р.И.Пастернак) Тушь. 1890 г.


За столом, спящая. Карандаш. 1890 г.


За книгой (Р.И.Пастернак) Тушь. 20 дек. 1890 г.


На диване (Р.И.Пастернак). Тушь. 1892 г.


Спящий гимназист (Б.Пастернак). Ит. карандаш. 22 июля 1902 г.


Борис Пастернак за фортепиано. Уголь. 1909 г.


Б.Пастернак. Уголь 1918 г.


Борис Пастенрак. Уголь, карандаш. 1918 г.

В 1893 году Пастернак познакомился с Толстым: на очередной выставке Товарищества
передвижников Лев Николаевич похвалил его картину "Дебютантка", Леонид Осипович
признался, что собирается иллюстрировать "Войну и мир", и попросил аудиенцию для
разъяснений. Толстой назначил встречу, эскизы Пастернака понравились ему необыкновенно,
художника пригласили бывать в доме, приходил он и с женой. Леонид Осипович рисовал
писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.
Многие работы художника этого периода находятся сейчас в Третьяковской галерее.


Л.Н.Толстой. Уголь. 1906 г.

В 1900 году в Москву приехал молодой австрийский поэт Райнер Мария Рильке.
Желая посетить Толстого, Рильке познакомился с его любимым иллюстратором,
получив рекомендательное письмо и самый любезный приём.


Р.-М.Рильке в Москве. Уголь.

Леонид Пастернак был дружен с Левитаном, с которым они вели долгие
разговоры об участи еврейства в России; с Нестеровым, Поленовым, Врубелем,
С.Ивановым; Поленовы познакомили его со стариком Ге. Леонид Осипович пишет
портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Скрябина,
Рахманинова, главного раввина Москвы Мазе.


А.Н.Скрябин. Ит. карандаш. 30 окт. 1913 г.


Скрябин на репитиции "Прометея". Уголь. 1915 г.

16 сентября Леонид и Розалия Пастернаки с дочерьми уезжают на лечение в Германию:
художнику требовалась операция глаза. После операции Леониду Осиповичу предлагали много
новых и интересных работ, и художник так и не вернулся в СССР. В 1933 году Пастернак с
женой уезжает в Англию, к дочерям.

Работы художника сегодня представлены во многих
музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии

Другие репродукции Леонида Осиповича:


У окна. Карандаш. 1894 г.


Узкая улица. Цв. карандаш. 12 июля 1900 г.


У ворот. Уголь. 1904


Пейзаж с готической церковью. Пастель. О-в Рюген. 1906 г.


На прогулке. Ит. карандаш. Райки, 1907 г.


Лондон, парламент. Уголь. 1 авг. 1907


Дом на окраине. Пастель. 1908 г.


За чаем. Акварель. Райки, 11 июля 1909


У моря. Уголь. 1911 г.


Венеция, мосты. Пастель. 1912 г.


Венеция. Цв. бумага. Пастель. 1912..


Полевые работы. Карандаш. 1918 г.

Репродукции из книги "Борис Пастернак. Воздушные пути".
(Москва.Советский писатель. 1982).

Текст по книге серии ЖЗЛ Дмитрия Быкова "Борис Пастернак" и
статье Майи Басс "Счастливая судьба Л.Пастернака"