Как злобный санта клаус стал добрым. Рождественские монстры

Многие читатели, наверное, в детстве боялись визита Дедушки Мороза. С одной стороны, подарков хотелось, с другой стороны, большой бородатый дядька в шубе внушал определенные опасения. Мало ли, что у него на уме…

Как выяснилось, опасения эти были не беспочвенными. И Деды Морозы в России, и Санта Клаусы на Западе неоднократно оказывались вовсе не лучшими друзьями детей, а опасными преступниками, способными на самые ужасные поступки. И ладно бы речь шла только про фильмы ужасов! Оказывается, и в обычной жизни люди в костюмах Санта Клаусов и Дедов Морозов часто идут на тяжкие преступления.

Специально к праздникам мы составили список пяти самых опасных и жестоких героев Рождества и Нового Года. Половина из списка – киноперсонажи, вторая половина – реальные люди, попавшие в криминальные хроники.

Как выяснилось, американские Санта Клаусы больше склонны к насилию и преступлениям против общества, чем российские Дедушки Морозы, которые, как правило, тихо страдают только от хронического алкоголизма. Знающие люди говорят, что это все потому, что за Дедом Морозом приглядывает заботливая Снегурочка, которая не дает ему погулять на славу. Что ни говори, а румяная русская баба – это лучше, чем эльфы и олени.
Санта Клаус – маньяк-убийца

Многие поколения американских детей верили в то, что Санта Клаус – это добрый толстый старик в очках, который приезжает на оленях с мешком подарков. Так продолжалось до 1984 года, когда был снят скандально знаменитый фильм ужасов «Тихая ночь, смертельная ночь». В нем описывалась кровавые похождения маньяка в костюме Санта Клауса, жестоко убивающего людей.

Как это часто бывает в американских фильмах, во всем была виновата детская психическая травма. Когда маньяк был маленький с кудрявой головой, его папу с мамой убил грабитель в костюме Санты. С тех пор главный герой фильма довольно нервно реагировал на начало рождественских распродаж, а один раз не выдержал, надел костюм Санта Клауса, схватил топор и устроил кровавую баню.

Фильм «Тихая ночь, смертельная ночь» вызвал огромную волну протестов добропорядочных американских граждан, которым не понравилось, что любимец всех детей изображен в картине в виде серийного убийцы. Однако фильм имел успех в прокате, зрителям понравилось, что по сюжету герой вдохновенно гонялся с топором за голыми тетеньками, душил своих жертв елочными гирляндами, а одного из персонажей насадил на оленьи рога.

До 1992 года было снято четыре продолжения, каждое из которых было хуже предыдущего. С тех пор Санта-убийца на экранах не появлялся.
Санта Клаус – похититель детей

В реальной жизни Санта Клаусы не так опасны, однако молодым родителям следует с ними быть настороже. 17 декабря этого года в американском штате Южная Каролина человек в костюме Санта Клауса похитил 8-летнюю девочку и пытался скрыться с ней на мотоцикле.

Драма разыгралась около супермаркета на одном из крупных шоссе. Большая семья с детьми приехала за покупками, и отец семейства обратил внимание на странного мужчину в костюме Санта Клауса, который заправлял свой мотоцикл с коляской и предлагал ребятишкам сфотографироваться на память. Наивные родители разрешили своей дочке подойти к мотоциклу, чтобы посмотреть на игрушку – трогательного олененка Рудольфа, который лежал в коляске.

Неожиданно странный Санта Клаус схватил девочку, усадил ее в коляску и на большой скорости поехал прочь. Взволнованный отец побежал к своей машине и бросился в погоню. Санта-мотоциклист гнал по шоссе со скоростью 100 км/час, однако отец девочки сумел обогнать его и заставил остановиться. Преступник оставил ребенка и быстро уехал, позже полиция нашла его в одном из местных баров.

55-летний Джон Майкл Бартон утверждает, что регулярно катал местных детей на мотоцикле и вовсе не хотел причинить ребенку вред. Однако теперь ему грозит до 30 лет лишения свободы за похищение.
Санта Клаус – вор и алкоголик

Одним из самых асоциальных и аморальных Санта Клаусов последнего времени стал главный герой фильма «Плохой Санта» (2003), роль которого исполнил Билли Боб Торнтон. Его персонаж Вилли – сорокалетний алкоголик и взломщик сейфов, промышляющий рождественскими грабежами. Каждое Рождество он вместе со своим напарником, чернокожим карликом Маркусом устраивается работать в крупный супермаркет. Вилли должен в костюме Санта Клауса веселить детей, а Маркус играет его помощника – рождественского эльфа. В ночь накануне праздника веселая парочка грабит все сейфы супермаркета и «ложится на дно» до следующего Рождества.

Проблема в том, что Вилли уже не может контролировать свое поведение из-за прогрессирующего алкоголизма. В костюме Санта Клауса он орет на детей, в пьяном угаре дерется с чучелом рождественского оленя и занимается анальным сексом с покупательницами в примерочных кабинках.

Спасение приходит, откуда не ждали. Вилли знакомится с толстым туповатым мальчиком, который искренне верит, что этот пьяный похотливый дядя с отваливающейся бородой – настоящий Санта Клаус. В финале картины перевоспитавшийся герой крадет из супермаркета не деньги, а игрушечного слона, которого мальчик так хочет получить в качестве рождественского подарка.
Санта Клаус – извращенец-педофил

В реальной жизни отношения ряженых Санта Клаусов и маленьких мальчиков не столь чисты и невинны. В декабре прошлого года полиция американского города Ньюбурга арестовала 57-летнего Рэнсфорда Джорджа Пэрри, обвинив его в попытке совращения несовершеннолетнего мальчика.

Как и герой фильма «Плохой Санта», Пэрри работал Санта Клаусом в большом местном супермаркете. В рамках благотворительности он должен был развлекать детей покупателей и фотографироваться с ними. Желая еще ближе общаться с детьми, Пэрри создал «Агентство талантов Рона Пэрри» и начал ходить по домам в поисках особо одаренных ребятишек.

Как-то раз Пэрри в костюме Санта Клауса постучал в дом, где ему открыл дверь 15-летний мальчик, объяснивший, что родителей нет дома. Добрый дедушка Санта начал рассказывать ребенку про свое агентство талантов, потом стал показывать порнофильмы, а под конец беседы снял штаны и пытался склонить подростка к оральному сексу.

К счастью, мальчик не повелся на провокацию и обратился в полицию. Сейчас Санта Клаус из «Агентства талантов Рона Пэрри» коротает время в тюрьме.
Дед Мороз – террорист

А что же наши родные Дедушки Морозы? Неужели они все белые и пушистые? А вот и нет. Наиболее радикальные Снегурочки и Деды Морозы неожиданным образом обнаружились в городе Владивостоке.

4 января 2002 года в здание местного Дома молодежи вошли Дед Мороз и Снегурочка. Они зашли в офис компании «Прим-Ойл», торгующей нефтепродуктами, зашли в кабинет к руководству, поздравили всех сотрудников с Новым Годом и вручили подарок – нечто, завернутое в подарочную упаковку. Когда Дед Мороз и Снегурочка ушли, сотрудники компании развернули сверток и обнаружили внутри светильник. Когда они включили его в розетку, раздался взрыв.

Три сотрудника компании попали в больницу с осколочными травмами различной тяжести. Владивостокская милиция начала розыскные мероприятия и смогла поймать Дедушку Мороза с внучкой. Ими оказались две женщины, регулярно выступающие на новогодних елках. За три дня до трагедии к ним обратился неизвестный мужчина, который за хорошее вознаграждение попросил доставить «подарок» своим деловым партнерам. Надо отметить, что «посланцы» сильно рисковали сами, когда трясли взрывоопасный подарок. К счастью для них устройство не сработало без электродетонатора.

Итак, как можно убедиться, Деды Морозы и Санта Клаусы могут быть очень опасны. Российские специалисты по криминалистике предупреждают, что в последнее время под видом службы «Дед Мороз по вызову» в квартиры часто приходят грабители. Работники милиции предупреждают: не следует приглашать себе в гости незнакомых седобородых людей с мешками.

Иногда Деды Морозы не то, чем кажутся. С Новым Годом!

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. "старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего - а не рождественского - праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Ни колауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...

Здесь они вместе:








В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:



Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста".
Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:




В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:


И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.
На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:


И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж...


Дополнение от 13.01.2013 г.:
Оказывается такая же история произошла и с "Добрым Санта-Клаусом" из Лапландии - Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса: "Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл".

Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появился сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.

Изначально языческий обычай постепенно "христианизировался", стал гуманнее и с недавней поры вовсе превратился в рекламного персонажа "Кока-Колы". Рогатого злодея из Лапландии навсегда сменил "охохокающий" увалень с мешком подарков. Судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее и дети его точно слушались..."



Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство. Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. " старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай".

Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая". В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus).

Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо - крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус.

С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...

Здесь они вместе:

В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста".

Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает.

Продолжим создавать праздничное настроение в нашей кино-рубрике. Сегодняшнюю тему я намеренно раскрываю заранее, так как вкусы у всех разные. Кому-то нравится щекотать себе нервы, а кому-то ужастики в преддверии самого любимого семейного праздника весь настрой собьют. Если вы относитесь к первой категории - смело читайте и смотрите.
Фильм режиссера Боба Кларка, выпущенный в Канаде. В свое время не привлек много внимания, но сейчас считается классикой. В канун рождества в университетском городке девушки получают странные звонки и начинают погибать одна за другой...

«Черное Рождество» (Black Christmas, 2006)

Без ремейков никуда, только вместо университета - школа сестер милосердия.

«Тихая ночь, смертельная ночь» (Silent Night, Deadly Night, 1984)

Еще одна культовая лента прошлого века. В свое время была скандальной, многие не принимали идею воплощения Санта Клауса в роль психопата и серийного убийцы. Фильм со временем получил 4 сиквела, но они не заслуживают внимания.

«Не открывай до наступления Рождества» (Don"t Open Till Christmas, 1984)

Очередной классический фильм из прошлого, снят в Великобритании. На костюмированной вечеринке героя, одетого в костюм Санты, убивают стрелой в затылок. Начинается расследование, а люди продолжают погибать.

«Гремлины» (Gremlins, 1984)

Пожалуй, это наиболее удачный рождественский ужастик. Наверное, потому, что это не «мясорубка», а фантастическая комедия для всей семьи. Стоит лишь упомянуть, что автор сценария - Крис Коламбус, режиссер фильмов «Один дома» и трех лент о Гарри Поттере. А продюсер - Стивен Спилберг. Кино про симпатичных пушистых зверушек, которые могут вести себя очень странно. Увлекает на ура.

«Снеговик» (Jack Frost, 1997)

Главное - не путать этот фильм с милой семейной драмой 1998 года с одноименным названием. В данном случае перед нами классический ужастик. Тюремная машина везет маньяка-убийцу на казнь. По дороге случается авария - фургон сталкивается с правительственным автомобилем, который перевозит секретный груз с экспериментальными химическими веществами. Эти вещества способны оживлять мертвых, но так как от преступника из-за аварии почти ничего не осталось, адская смесь его ДНК и «химии» попала на снег. В итоге в городе появляется ужасный снеговик… Фух, даже звучит страшно.

«Санта-Киллер» (Santa"s Slay, 2005)

Этот фильм не назвать очень страшным и кровавым. Неплохая черная комедия про демона Санту. Оказывается, что любимый детьми дедушка на самом деле не добрый. Просто много сотен лет назад он проиграл долг в карты и вынужден был разносить детям подарки каждый год. Но наконец срок долга истек и пошло-поехало...

«Пряничный злодей» (The Gingerdead Man, 2005)

Не самый качественный ужастик с элементами комедии про то, как душа казненного-маньяка убийцы переселяется в … домашнюю выпечку. И пряничный человечек начинает терроризировать город. У ленты есть два сиквела, не сильно лучше оригинала.

«Парковка» (P2, 2006)

Не самый плохой рождественский ужастик. В канун праздника молодая и грудастая бухгалтер Анжела покидает офис позже всех и оказывается запертой на парковке. И виной тому не какие-нибудь технические проблемы - таким образом маньяк-охранник (который оказывается давним поклонником красавицы) решает похитить её и отпраздновать рождество вместе.

«Санта на продажу» (Rare Exports, 2010)

Довольно странная лента, после просмотра которой я могла только думать «боже, что в голове у этих долбанутых финнов…». В результате промышленных раскопок в финской Лапландии на месте искусственной сопки находят Санта Клауса. Точнее, это прокатчики так постарались, а на самом деле речь про Йолупукки. И он совсем не добрый дедушка, а древний демон, который заживо варит в котле и съедает непослушных детей. Сначала нашедшие «Санту» герои решают его продать... Правда, это оказывается не сам «Санта». В общем, сюжет закручен.

«Кровавый Санта» (Sint, 2010)

Нидерландский фильм, пусть и не является шедевром, но для поклонников жанра - сойдет. Другой вариант названия - «Дед-Отмороз». Лента повествует о святом Николасе, который опять же не милый дедушка в красном пальто, а кровожадный убийца. Он начинает охоту на детей в ночь 25 декабря.

Как можно видеть, в 70-80-х годах фильмы ужасов были особенно популярны, вышло немало ставших уже классическими картин. Ну а в нынешнее время хоррор - это скорее ленты «третьего сорта», хотя случаются и исключения.

P.S. Редакция сайт не остается в стороне от предновогоднего ажиотажа и подготовки сюрпризов. Вместе с интернет-магазином Apple Jesus мы приготовили один из лучших подарков для любого праздника - новенький iPhone 6s любого цвета по вашему усмотрению. Для участия в розыгрыше нужно выполнить всего лишь пять простейших заданий. , участвуйте и удачи вам!

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. "старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего - а не рождественского - праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...

Здесь они вместе:

В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста".

Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:

В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:

И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.

На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:

И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж...

Дополнение от 13.01.2013 г.:

Оказывается такая же история произошла и с "Добрым Санта-Клаусом" из Лапландии - Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса: "Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл".

Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появился сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.

Изначально языческий обычай постепенно "христианизировался", стал гуманнее и с недавней поры вовсе превратился в рекламного персонажа "Кока-Колы". Рогатого злодея из Лапландии навсегда сменил "охохокающий" увалень с мешком подарков. Судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее и дети его точно слушались..."

Подпишитесь на нас