Картины босха смотреть в хорошем качестве. Иероним Босх

(Иеронимус Антонисзон ван Акен)
Часть 1

Иероним Босх - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

Раздел выполнен по материалам:

"100 знаменитых художников 14-18вв.", (Харьков, издательство "Фолио", 2001г)
Лувр-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Прадо-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Bosch: Between Heaven and Hell (Basic Series: Art) by Walter Bosing. TASCHEN America , 2000.
The Secret Heresy of Hieronymus Bosch by Lynda Harris. Floris Books, 2002.
Hieronymus Bosch: The Complete Paintings and Drawings by Jos Koldeweij, Paul Vandenbroeck. Harry N. Abrams, 2001.
Сайты музеев, где находятся картины

Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи . До нашего времени сохранились также части триптихов.

После Босха многие художники в живописи создавали полотна на сюжеты его картин(например,“Искушение святого Антония”).

Иероним Босх родился в Нидерландах в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году.

Его настоящее имя - Ерун Антонисон ван Акен. Художниками были дед Босха - Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Иероним взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Там он вступил в религиозное общество Братство Богоматери.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойарт ван дер Меервене. Она происходила из знатной Хертогенсбосской семьи. Благодаря её денежным средствам Босх становится в один ряд с богатейшими людьми своего родного города. После смерти всё состояние Алейт Гойартс перешло мужу. Детей у них не было.

Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена . В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством , за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ . Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.

В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая - Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами , предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века , извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию .

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.

Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ;

сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ,

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония». Национальный музей древнего искусства , Лиссабон

В центральной части триптиха пространство буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

Центральная сцена — совершение чёрной мессы . Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка , другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Еще одна из наиболее известных картин Босха - это часть триптиха под названием «Корабль дураков». Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом , вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Произведений Босха нет в Эрмитаже , но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха , началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр , сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии . Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста» ). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент

Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры.

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха

Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений". Прадо. Мадрид

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах , в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки , представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. На картине » изображены странные птицы : весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Оно усиливается видом огромной красной ягоды , принесенной в клюве одной из птиц.

Или так называемое меланхолическое чудовище: «ноги» состоят из древесных стволов, а «тело» представляет собой надколотое яйцо. В зияющем отверстии, как в темной пропасти, виден кабак, заполненный пьющими и жующими людьми. Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» - застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок.

Первым расшифровать это произведение попытался один испанский монах в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.

Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид

Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости») . Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас ». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны , а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость . Вашингтон

Могила художника , находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор, из которых изготавливались надгробия. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450-1516. А над могилой - фреска его руки: распятие, освещенное странным зеленоватым светом.

И все же лучше судить о Босхе по его работам. Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах . Туман, покрывающий жизнь великого живописца, спровоцировал в наше время немалое количество литературных и исторических спекуляций. Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня, и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной , который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.

Особенное место в его творчестве занимает Конец света : сюжет, в который его современники не просто верили - его ждали. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Многие современные исследователи, в том числе голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.

Другие идут еще дальше. Они полагают,что сам художник был пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати, говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»…

Искусство Иеронима Босха всегда было предметом толков и пересудов. Его пытались расшифровать, однако большинство его работ до сих пор таят в себе загадки, ответы на которые мы вряд ли получим в ближайшее время.

Сад земных наслаждений. Триптих посвящен греху сладострастия.
Изначально считалось, что картины Босха служили для развлечения толпы и не несли большого смысла. Современные ученые же пришли к выводу, что в работах Босха таится нечто большее и многие тайны до сих пор не раскрыты.


Страшный суд
Многие считают Босха сюрреалистом XV века. Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.


Воз сена
Для современников Босха его картины значили гораздо больше, чем для современного зрителя. В большинстве своем это связано с символикой картин, большая часть которой утрачена и не может быть расшифрована, так как символы менялись с течением времени и что они значили в период жизни Босха сейчас сказать если не невозможно, то по крайней мере достаточно сложно.


Несение креста
Большинство символом Босха были алхимическими. При этом Босх придает алхимии зловещий оттенок.


Блудный сын. Картина знаменует собой последний этап в творчестве художника и отличается строгой и сбалансированной композицией, тонкой нюансировкой приглушённой и лаконичной гаммы красок.
Босх творил на грани воображения, и хотя он и считается мастером “неподражаемого”, многие последующие художники пытались копировать его.


Поклонение волхвов – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части.


Ад.


Концерт в яйце.


Смерть распутницы.

Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch , лат. Hieronymus Bosch ; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) — ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество — источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов .

Особенности творчества художника Иеронима Босха : густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.

Известные картины и триптихи Иеронима Босха: «Сад земных наслаждений », «Искушение святого Антония ». «Несение креста ».

Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот« тренды» тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции.

Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти.

Картины художника Иеронима Босха — сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность — такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово« вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.

Колокола и органы

Предки Иеронима, вероятно, имели германские корни. Судя по фамилии, они, вероятно, были выходцами из города Ахен. В семье ван Акенов почти все мужчины были художниками. Художниками были дед Иеронима — Ян, его отец Антоний, его брат Гооссен, а также трое его дядьев. Так что ремеслу Иероним учился в домашней мастерской. Вероятно.

Предположительно он родился в 1453 году(большинство биографов осторожно говорит о 1450-х) в Хертогенбосе — одном из центров графства Брабант на юге Голландии. Это был крупный торговый город с оживленной рыночной площадью. Впрочем, музыку — не только ту, что исполнялась на колоколах и органах, — в Хертогенбосе заказывала католическая церковь. Вокруг нее вертелась местная экономика, с ней, так или иначе, были связаны любые проявления здешней культурной, интеллектуальной или светской жизни. Одним из основных градообразующих элементов было Братство Богоматери — влиятельная светско-религиозная организация, основанная в начале XIV века. Ван Акены обслуживали Братсво в течение двух столетий: Яну ван Акену приписывается авторство фресок в соборе св. Иоанна, множество заказов Братства выполнил и Антоний ван Акен. Семья не бедствовала: работая на Братство, Антонию удалось построить каменный особняк на главной площади города. Что касается Иеронима, первое упоминание о нем как о художнике встречается в архивах Братства Богоматери лишь в 1481-м. По меркам тех лет 28 — возраст для художника более чем зрелый. Это(в пользу такой теории говорит также отнюдь не поверхностное знакомство Босха с богословием) позволяет некоторым биографам сделать вывод, что живопись не была его первым выбором: изначально Иероним готовился стать священником.

Как бы то ни было, гены взяли свое. Иероним унаследовал« семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством — расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.

Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия — Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.

Разумеется, он тотчас вошел в Братство Богоматери — уже на правах почетного члена. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что Иероним не раз председательствовал на заседаниях Братства, которые проходили в его доме. Он по-прежнему много писал — за символическую плату и не ради . Картины художника Иеронима Босха тем временем все меньше соответствовали образу респектабельного бюргера. В них все заметнее проступало то, за что позднее сюрреалисты назовут Босха« почетным профессором ночных кошмаров».

Король ужаса

Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как« христианский рок» — многие« богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха. Босх тоже прославлял Бога, но сделался знаменит за счет присутствовавшего на его полотнах Дьявола.

Он определенно был мизантропом. Пожалуй, худшими из грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость. Его знаменитые работы(«Воз сена », «Фокусник », «Корабль дураков «), репродукции которых представлены на нашем портале, — отнюдь не похвала глупости. Впрочем, Босх не делал скидок ни для кого. Простак не менее грешен, чем вор, запустивший руку в его карман. Священник торгующий индульгенциями, будет гореть в адском пламени вместе с купившим прощение убийцей. Человечество обречено и надежды нет.

Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.

Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии. Такое мнение подпитывает написанная художником картина« Распятая мученица »(репродукцию и описание этой картины Иеронима Босха можно посмотреть на нашем сайте), предположительно посвященная св. Юлиане, культ которой был особенно распространен в северной Италии. Кроме того, искусствоведы усматривают влияние Иеронима Босха в работах Джорджоне и даже Леонардо да Винчи .

Другие биографы уверены, что Босх никогда не покидал Хертогенбос, в то время как его картины, его слава уже при жизни распространились не только за пределы родного города, но и за границы Нидерландов. Именно поэтому он начал подписывать свои работы« Jheronimus Bosch"*.

В числе его заказчиков(помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II . Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем — «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.

Дьявол внутри

Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных версий насчет того, кем на самом деле был Иероним Босх . Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот — судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. Жизнь, которая во времена Клайва Баркера и Ганса Руди Гигера кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым — самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.

Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как« выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой« спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.

Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх(Den Bosch).

Также мы приготовили для вас два увлекательных теста по творчеству Иеронима Босха:

1. «Босх в деталях»: угадайте, из каких картин Босха взяты фрагменты с демонами и святыми.

2. «Босх или не Босх? »: в каждой паре картин только одна принадлежит Босху — выбор за вами.

Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Хертогенбос - один из четырех самых крупных городов Брабансткого герцогства, располагавшегося на юге современной Голландии.

Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской, которая выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

К сожалению, сведений о биографии художника очень мало. Не существует ни писем, ни зафиксированных воспоминаний художника и его близких, и ни на одной из его картин не стоит дата. В распоряжении биографов Босха лишь скудные документы из городского архива. К тому же в ХХ веке появилось множество псевдобиографий, которые лишь запутывают и дезинформируют. В вышеупомянутых документах впервые имя Иеруна ван Акена появляется в 1474 году: Босх упоминается вместе с двумя своими братьями и сестрой.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 - 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса. Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался.

На изображении: памятник Иерониму Босху в Хетогенбосе

Также известно, что художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году. Именно из сохранившихся документов Братства известно несколько точных фактов из жизни художника.

Братство Богородицы, существующее и по сей день, во времена Босха играло очень важную роль в жизни Хертогенбоса. Предметом поклонения членов Братства был чудотворный образ Богородицы, находившийся в городском храме. Кстати, величественный Собор святого Иоанна и сейчас украшает центральную площадь Хертогенбоса.

Согласно документам Босх появился в списках членов Браства в 1486-м году. Но еще раньше, в 1480-м году, его имя упоминается касаемо покупки Босхом двух створок старого алтаря, работу над которым не успел завершить его отец.

В 1488-м году он был приглашен почетным гостем на ежегодное пиршество Братства и тогда же стал почетным членом организации. Иерун ван Акен был единственным художником, избранным в почетные члены Братства за всю историю существования организации, и несомненно, что он пользовался большим уважением среди адептов Братства. (по официальным правилам Братства почетным членом мог стать только человек с образованием богослова, но были и исключения).

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония»

В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя», по заказу которых выполнил некоторые работы от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства до написания створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. К сожалению, работы Босха для Братства не сохранились.

Благодаря своему членству в Братстве Босх приобрел различные связи и первым получал заказы от знатных соотечественников. Например от бургундского герцога Филиппа Красивого, который в год своего воцарения заказал художнику большой алтарный образ. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Работал художник и для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для сестры Филиппа и регентши Нидерландов Маргариты Австрийской.

Имя художника исчезает из городских документов на четыре года - с 1499-го по 1503-йпредполагается, что, это время художник провел в Италии. В подтверждение этому свидетельствует предположения некоторых исследователей, что на картине «Три философа» (около 1500 г., Венеция) Джорджоне изображены сам автор, Леонардо да Винчи и Иероним Босх.

Последние годы своей жизни Босх провел, скорее всего, в Хертогенбосе и посвятил их работе для Братства. Последнее упоминание художника в книгах «братьев лебедя» датировано 9 августа 1516 года. В этот день в соборе святого Иоанна состоялась торжественная заупокойная месса по «брату Иерониму». Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. И сегодня одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

Искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков, которые хранятся в самых разных музеях мира. Были у него копиисты, последователи, подражатели. Но мир на картинах Босха по-прежнему не поддается никаким объяснениям и теориям, и остается нетипичным для европейской живописи XV века.