Литература 20 века тема гражданской войны. Гражданская война в произведениях искусства

Вообще тема гражд. войны – это ведущая тема прозы, драматургии и поэзии 20-х гг. Создается огромное кол-во разнообр. произв-й, романы, повести, рассказы, очерки, все с разных точек зраения, т.к. нет еще жесткой цензуры, т.к. авторам необх. зафиксировать этот совсем недавний момент истории. Это попытки осознать войну как явление, представ. хар-ры людей, попавш. в колесо истории. В 20-е гг. в России романы, повести, рассказы о войне пишут: Серафимович («Железный поток»), Фурманов («Чапаев»), Бабель («Конармия»), Федин («Города и годы»), Леонов («Барсуки»), Шолохов («Донские рассказы», «Лазоревая степь», начало «Тихого Дона», закончил в 30-е), Фадеев («Разгром»1927), Малышкин («Падение Даира»), Булгаков («Белая гвардия»1924), Лавренев (рассказы), Платонов («Сокровенный человек», «Чевенгур»).

Первые 2 романа о гр. войне появл-ся в 1921 – это роман Зазубрина «Два мира» и роман Пильняка «Голый год» . Зазубрин был мобилиз. сначала в Колчаковск. армию, но бежал оттуда к красным, увидев издеват-ва над красными со стороны колчаковцев. (Кр. Армию он описал позднее в повести «Щепка» ).

В эмиграции Гражд. война и революция также находят свое отраж. в прозе, война воспринимаются более однозначно: «Окаянные дни» Бунина, «Взвихренная Русь» Ремизова, «Солнце мертвых» Шмелева, рассказы Газданова и «Вечер у Клэр» и др.

Серафимович. «Железный поток». Роман. Здесь наиб. ярко выраж. эта идея: человек в потоке истории.. Железный поток истории перемалыв. всех, кто стоит у него на пути, даже если человек и не сам выбрал себе это место:

Фадеев. «Разгром». Роман (1927). Среди хар-ров, представл. в романе, выдел-ся своеобр. треугольник: Левинсон на вершине, Мечик и Морозка. Левинсон – идеал руководителя партизанского отряда. Он спокоен, выдержан, вынослив, Левинсон, как своеобр. стержень отряда, остается в живых. Только в конце романа он проявл. слабость: плачет о смерти своего юного помощн. Морозка, сын шахтера, сам шахтер, в отлич. от Левинсона, весь на виду, он открыт, импульсивен, есть в нем что-то бесшабашно-бунтарское:. Мечик – интеллиг. мальчик, «чистенький», «желторотый», только после гимназии. После ранения он попад. в отряд Левинсона. Он давно уже проклинает себя за то, что ушел к партизанам, в отлич. от Левинсона и Морозки не видит смысла в том, что делает, а видит лишь то, что его обижают. Мечик, озабоченный только своим существов-ем, когда его посылают дозорным вперед отряда, натыкается на казаков и спасает собств. жизнь, вместо того, чтобы предупред. отряд и погибнуть. Когда же он поним., что сделал подлость, ему станов-ся жаль не погибающ. из-за него людей, а себя-прежнего, «такого хорошего и честного, никому не желавшего зла».

Булгаков. «Белая гвардия». Роман (1923-1924). Задуман в 1921, Задумана была трилогия, и «Белая гвардия» первонач. называлась «Полночный крест» (или «Белый крест»). вывод-ся ряд образов, Это семья Турбиных, друзья семьи – Мышлаевский, Карась, Шервинский, полковник Най-Турс, для которых честь важнее всего.

Бабель. «Конармия». Доминантой стало изображ-е персонажей конармейцев изнутри, с помощью их собств. голосов..В такой сказовой стилистике были написаны новеллы «Соль», «Измена», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионовича», «Письмо» и др. Много новелл было написано от имени интеллиг. рассказчика Лютова. Его одиноч-во, его отчужд-ть, его содрогающееся при виде жестокости сердце, его стремл-е слиться с массой, которая грубее, чем он, но и победительнее, его любопытство, его внешний вид - все это биографич. напоминало Б.

Рассказы Лавренева 20-х гг. («41», «7-й спутник»).

«Сорок первый» (1924). В бою в туркестанск. пустыне остаются в живых 25 красноарм-цев: «малиновый комиссар Евсюков, двадцать три и Марютка».. Нападают на караван, а там офицер и еще 5 чел., отстреливаются. Марютка хочет уже офицера подстрелить, 41-го своего, но промахивается от холода,. берут его в плен, Захваченный офицер оказыв-ся синеглазым красавцем по фамилии Говоруха-Отрок. На Арале попадают в бурю, двоих, что были с поручиком и Марюткой, смывает за борт. Марютка с офицером добираются до о-ва Барсы.

«Седьмой спутник» (1926-1927). Кр. содерж-е. Действие происх. в 1918-1919, в Петербурге и окрестностях. Гл. герой рассказа Евгений Павлович Адамов – пожилой человек, бывш. генерал, профессор юр. академии.. Голодное время, он идет на базар продавать запонки и видит на стене постановл-е о преследов. бывших в отместку за покуш. на Ленина (воззвание о красном терроре). В тот же день его забирают в арестный дом.

В двух этих рассказах Л. выводится образ военного интеллигента . Но это интеллигенты, сделавш. разный выбор. Поручик Говоруха-Отрок воюет на стороне Колчака, и помыслить не может ни о чем ином. Другое дело – Е.П. Он осознает с одной стороны, что «все криво стало», но с другой – говорит о новой власти «Не судим, да не осудят и нас», ему кажется, что с города, с улиц облетает некая шелуха, но при этом город похож не на больного, а на выздоравливающего

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

*Открывается сейчас возможность посмотреть на те события с разных т.зр. Книги о гражданской войне: рассказы М.Шолохова, повести А.Малышкина, А.Серафимовича, роман Фадеева. Принадлежность к тому или иному лагерю определяла подход автора к событиям. Участники белого движения создали свои книги о России уже в эмиграции. В 20-е издавалась серия «Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев». Среди них «Очерки русской смуты» Деникина, «От двуглавого орла к красному знамени» Краснова. Мысли о судьбе России.

О России и революции писал Бунин («Окаянные дни»), Гиппиус «Петербургские дневники», Ремизов «Слово о погибели земли Русской». Саркастическая ирония перемежалась у них с чувством стыда и горечи. Преодолевать апокалиптические настроения помогали мысли о покаянии, вера в высшую справедливость.

В 1923 году В. Зазубрин написал повесть «Щепка». Ее герой Срубов - человек с твердыми убеждениями, сам себя считающий «ассенизатором истории». Подзаголовок «Щепки» - «Повесть о Ней и о Ней». «Она» - героиня души. Революция. Она - мощный поток, несущий людей-щепки. «Пусть выжжена будет тайга, пусть вытоптаны будут степи... Ведь только на цементе и на железе построится железное братство - союз всех людей».

Готовность Срубова на все ради идеи превращает его в палача. Эта готовность подчеркивается отношением к отцу. Не услышал сын его предупреждений: «Большевизм - это временное, болезненное явление, припадок бешенства, в который впало большинство русского народа». Перекликаются финалы «Двух миров» и «Щепки». Первая завершалась пожаром в церкви, устроенным фанатиками революционной идеи. События второй происходят в дни Светлой Пасхи. «Срубову кажется, что он плывет по кровавой реке. Только не на плоту он. Он оторвался и щепкой одинокой качается на волнах».

Ю. Либединский («Неделя», 1923), и А. Тарасов-Родионов («Шоколад», 1922) в повествование о бескомпромиссной твердости приверженцев революционной идеи включали мотив сомнения, бреда.

В ряде произведений начала 20-х годов героем была сама новая армия - революционная толпа, «множества», героически настроенные, устремленные к победе. То, что путь этот был кровавым сопряженным с гибелью тысяч людей,- отодвигалось на задний план

А. Малышкин был не рядовым участником боев в районе Крыма, а членом Штаба. Соответственно, знал о потерях с обеих сторон знал о массовом расстреле белых офицеров, которым обещали жизнь в случае сдачи оружия. Но «Падение Дайра» (1921) «не о том» Это книга романтическая, стилизованная под древние исторические повести. «И в черной ночи, впереди, видели - не глаза, а что-то еще другое - темный от века поднятый массив лютый и колючий, и за ним чудесный Даир - синие туманы долин, цветущие города, звездное море».

В «Конармии» И. Бабеля (1923-1925) сталкивались с реальностью революционной мечты. Главный герой книги (К. Лютов) занимал, казалось бы, созерцательную позицию, но был наделен правом судить. Непреодоленное одиночество Лютова не мешает его искреннему желанию понять, если не оправдать, то попытаться объяснить непредсказуемые поступки конармейцев. Убийство воспринимается как наказание, идущее от всей России.

Для многих писателей, и принявших революцию, и её противников, магистральным был мотив неоправданности пролитых рек крови.

Б. Пильняк изображал человека, связанного с революцией идеями и поступками, своей и чужой кровью. В 1926 году в «Новом мире» была опубликована и сразу же запрещена «Повесть непогашенной луны». Олицетворяющий тоталитарную власть негорбящийся человек посылал на смерть командарма. Гаврилов, погибающий на операционном столе, тоже нес вину за пролитую кровь людей. Ледяной свет луны освещал город.

А ночью выплывет луна. Ее не слопали собаки: Она была лишь не видна Из-за людской кровавой драки.

Эти стихи С. Есенина написаны в 1924 году. Луна фигурировала во многих произведениях техлет, без нее не обходилась ни одна научно-фантастическая книга. Непогашенная луна Б. Пильняка как бы давала дополнительный свет реальному миру - свет тревожный, настораживающий.

Историк и наблюдатель революции, Б. Пильняк не восторгался размахом разрушений, но давал почувствовать угрозу для всего живого, прежде всего для личности, от новой государственной машины

Жанровое разнообразие и стилевое своеобразие. Воспоминания и дневники, хроники и исповеди, романы и повести. Некоторые авторы стремились к максимальной объективности. Для других характерна повышенная субъективность, подчёркнутая образность, экспрессивность.*

Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя годы Б.Пастернак в романе "Доктор Живаго". Герой романа оказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго - судьба русской интеллигенции в XX веке.

У Фадеева герои “обыкновенные”. Наиболее сильное впечатление в “Разгроме” производит глубокий анализ вызванных гражданской войной перемен в духовном мире рядового человека. Наглядно об этом говорит образ Морозки. Иван Морозка был шахтером во втором поколении. Дед его пахал землю, а отец добывал уголь. С двадцати лет Иван катал вагонетки, матерился, пил водку. Он не искал новых путей, шел старыми: купил сатиновую рубаху, хромовые сапоги, играл на гармошке, дрался, гулял, воровал ради озорства овощи. Сидел в тюрьме во время стачки, но никого из зачинщиков не выдал. Был на фронте в кавалерии, получил шесть ранений и две контузии. Он женат, но семьянин плохой, делает все необдуманно, и жизнь ему кажется простой и немудреной. Морозка не любил чистеньких людей, ему они казались ненастоящими. Он считал, что им нельзя верить. Сам он стремился к легкой однообразной работе, потому и не остался ординарцем у Левинсона. Товарищи порой зовут его “балдой”, “дураком”, “чертом потлатым”, но он не обижается, дело для него важнее всего. Морозка умеет размышлять: подумывает о том, что жизнь становится “хитрей” и надо самому выбирать дорогу. Нашкодив на бахчах, он трусливо удрал, но после раскаивается и сильно переживает. Гончаренко защитил Морозку на собрании, назвал его “боевым парнем” и поручился за него. Морозка поклялся, что кровь свою отдаст по жилке за каждого из шахтеров, что готов к любому наказанию. Его простили. Когда Морозке удается на переправе успокоить людей, он почувствовал себя ответственным человеком. Он смог организовать мужиков, и это ему было приятно. В отряде шахтеров Морозка был исправным солдатом и считался хорошим, нужным человеком. Он даже пытается бороться со страшным желанием запить, понимает, что есть красота внешняя, а есть подлинная, душевная. А задумавшись об этом, понял, что он обманут в прежней жизни. Гульба и работа, кровь и пот, а впереди не видно ничего хорошего, и ему показалось, что всю жизнь он старался выйти на прямую, ясную и правильную дорогу, но врага, который сидит в нем самом, не замечал. Такие люди, как Морозка, надежны, они могут самостоятельно принимать решения и способны к раскаянию. И хотя у них слабая воля, подлости они никогда не совершат. Они сумеют найти выход из любого, даже самого безвыходного положения. Только перед героической гибелью Морозка понял, что Мечик - гад, трусливый гад, предатель, думающий только о себе, и воспоминание о близких, дорогих людях, которые ехали позади него, заставило его пойти на самопожертвование. В произведениях о гражданской войне важна мысль, что побеждает часто не тот, кто совестливее, мягче, отзывчивей, а тот, кто фанатичнее, кто бесчувственней к страданиям, кто более подвержен собственной доктрине. В этих произведениях поднимается тема гуманизма, которая неразрывно связана с чувством гражданского долга. Командир Левинсон забрал единственную свинью у бедняка-корейца, применяя оружие, заставил рыжего парня лесть в воду за рыбой, дал добро на вынужденную смерть Фролова. Все это ради спасения общего дела. Люди подавляли личные интересы, подчиняя их долгу. Этот долг калечил многих, делая их орудием в руках партии. В итоге люди черствели, переходили грань дозволенного. “Отбор человеческого материала” ведет и сама война. Чаще погибают в боях лучшие - Метелица, Бакланов, Морозка, сумевший осознать значимость коллектива и подавить свои эгоистические устремления, а остаются такие, как Чиж, Пика и предатель Мечик.

Выберите документ из архива для просмотра:

350.76 КБ freundlich_cvetaeva_06_rastoyaniya.mp3

2.01 МБ Пионерские_песни_-_Юный_барабанщик___Мы_шли_под_грохот_канонады.._ 00_00_00-00_02_11.mp3

Две русские литературы или одна.docx

Библиотека
материалов

И. Сухих Две русские литературы или одна? 1920-е годы

Лицо Настоящего Д вадцатого Века в России окончательно определилось в 1917 году. Две революции, произошедшие в начале и конце одного года, не только изменили название страны, но и на многие десятилетия определили новые правила ее жизни.

Октябрьская революция была событием великим, огромным, эпохальным - это объективно осознавали люди противоположных убеждений. Такая позиция была естественной для ее сторонников. Маяковский благословляет ее в «Оде революции» (1918) и начинает сотрудничать в «Окнах РОСТА», сочиняя рассчитанные на красноармейцев агитационные стихи и плакаты. Блок призывает слушать «музыку революции» и утверждает, что интеллигенция «может и обязана» сотрудничать с новой властью.

Но и Михаил Булгаков, воспринимавшийся другими и сам ощущавший себя внутренним эмигрантом, скажет в письме Правительству СССР: «Пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать НЕВОЗМОЖНО» (28 марта 1930). И Марина Цветаева, которая вслед за мужем - белым офицером уехала в эмиграцию, заметит: «Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос - нет» («Поэт и время», 1932). Отношения писателей к революции оказались частью общей проблемы, которую Цветаева обозначила в заглавии своей статьи: поэт и время .

В строительстве нового социалистического общества большевики огромную роль отводили культуре. Борьба за новую культуру в эпоху «диктатуры» (на самом деле не пролетариата, а победившей большевистской партии) началась со всяческого ущемления, а часто просто уничтожения культуры прежней. Уже в первые месяцы после Октябрьской революции практически все старые журналы и газеты, в которых печатались Салтыков-Щедрин и Чехов, Блок и Горький, перестали существовать. В 1922 году было рганизовано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) - могущественное цензурное учреждение, которое почти семьдесят лет определяло судьбы журналов, книг, отдельных писателей. С этого времени в СССР установилась предварительная цензура: обязательное рассмотрение всех печатных изданий до их публикации. В условиях свободы, таким образом, русская литература жила меньше двух десятилетий: цензура была отменена во время революции 1905 года.

Новые советские журналы, большинство из которых просуществует весь ХХ век, были идеологичны уже начиная с заглавий: «Красная новь», «Звезда», «Новый мир», «Октябрь», «Знамя». Их редакторами назначались люди, которым приходилось руководствоваться не только литературными вкусами, но и политическими интересами: за любое реальное или мнимое упущение они могли быть отставлены от должности или даже подвергнуться преследованиям. После революции великий раскол переживают русская культура и русская литература: его последствия придется изживать весь XX век.

Положение писателей, их общественная репутация в 1920-е годы зависела, таким образом, не столько от их творчества, сколько от того, в какой лагерь их заносила критика. Пролетарских писателей лелеяли и поддерживали, попутчиков постоянно одергивали и воспитывали.

Тем не менее ранняя советская литература была художественно многоликой и духовно самобытной. Свое место в ней занимали многие писатели, поэты, чье творчество началось в предреволюционные годы: А. Ахматова, М. Цветаева, М. Горький, В. Вересаев, В. Маяковский, Б. Пастернак, О. Мандельштам, С. Есенин.

Послереволюционное десятилетие ознаменовалось появлением новых писательских имен: М. Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов, А. Фадеев, И, Бабель, М. Зощенко, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров.

Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили в известной степени итоговый характер. В 1927 году вышли два романа: “Разгром” Фадеева и “Белая гвардия” М. Булгакова. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали к разным направлениям в русской литературе двадцатых годов.

Булгаков продолжал традиции классической русской культуры, Фадеев же был писателем, пытавшимся создать образы литературы нового времени, нового героя революции, отстаивавшим позиции революционного гуманизма. Он по-иному освещает духовные ценности, такие, как героическое, борьба, жалость, любовь, верность, долг. Если героям Булгакова уровень их культуры, воспринятой от нескольких поколений интеллигенции, не позволяет опуститься, стать зверем, то герои Фадеева бывают жестокими, беспощадными, нечестными. Однако условия жизни тех и других все-таки несопоставимы.

Для героев Фадеева нравственно то, что на пользу рабочим и крестьянам, что служит победе революции и ее защите. Все средства допустимы и преступления оправданы высшей идеей. Герои Фадеева руководствуются такими моральными принципами.

Булгакова ужасает гражданская война. Особенно его пугает стремление тёмных личностей, предлагающих себя в качестве кумиров и вождей толпы, использовать “мужичонков гнев” для достижения собственной власти.

Ещё одна книга, написанная в 1926 году, обращает на себя наше внимание. Это “Донские рассказы” М. Шолохова. Автору исполнился только 21 год, а за его плечами было уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет Михаил Шолохов в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов. В “Донских рассказах” Шолохов стремился изобразить гражданскую войну, ее последствия как для судьбы Дона, так и для судьбы России в целом. В них автор показывает ужас братоубийственной войны, которая разрушает уклад жизни казаков.

С небывалой силой звучала гражданская лирика, разрабатывались наиболее действенные, обращенные непосредственно к массам жанры: марш, песня, стихотворное воззвание, послание: «Ода революции» В.Маяковского, «Первомайский гимн» В.Кириллова, «Кантата» С.Есенина.Традиции лирики любви, природы, философских раздумий отступали на второй план.

Не остался в стороне от социальных потрясений М.Волошин. Октябрьская революция и Гражданская война застают его в Коктебеле. Принимая революцию как историческую неизбежность, Волошин видел свой долг в том, чтобы помогать гонимому, независимо от «окраски» – «и красный вождь, и белый офицер»находили в его доме «убежища, защиты и совета».

В.Брюсов выпускает сборник «В такие дни». В стихах этого сборника основными становятся мотивы созидания, «встречи времен», «дружбы народов». Он использует героические ассоциации, уводящие в глубь веков, архаику.

Трагические мотивы звучали в лирике М.Цветаевой (сб. «Версты» и «Лебединый стан»). Основными темами ее творчества становятся тема Поэта и России, тема разлуки, утрат. С этим связано появление народных, песенных мотивов в ее стихотворениях.

Героическая романтика окрашивает стихотворения Э.Багрицкого в 20–е годы. Стихи Багрицкого отличались образной яркостью, свежей интонацией, ритмикой и быстро вывели его в первый ряд поэтов революционного романтизма. Поэт правдиво показал весь трагизм Гражданской войны, он подчеркнул, что устраниться от нее, занять нейтральную позицию практически невозможно.

Выбранный для просмотра документ Конспект урока - копия.docx

Библиотека
материалов

Образовательные задачи:

    формировать

    умение отбирать главное;

    ,

Воспитательные задачи: .

Развивающие задачи чеников способности к

    компьютер, проект ор, экран

Методы

Этап урока

Слайды презентации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предполагаемые ответы:

Частично-поисковый метод

песни.

Метод ассоциаций

2. Организация восприятия и осмысления новой информации

Предполагаемые ответы:

Метод ассоциаций

3. Запись темы урока

К слайдам №6 - №10 можно переходить по гиперссылкам, чтобы не только слышать, но и видеть информацию

Метод аналитического чтения

Обобщают, делают вывод

Выразительное чтение, беседа

1. Выполнить сложный план статьи И. Сухих.

Вопросы на выбор:

1. Что общего и какие различия в изображении революции и гражданской войны вы увидели в творчестве М. Шолохова и М. Булгакова? (прочесть рассказы М. Шолохова «Родинка», «Жеребёнок»)

2. Как изобразил события Гражданской войны Б. Лавренев в повести «41»?

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Библиотека
материалов

Урок литературы в 11-а классе. Тема: «Изображение Гражданской войны в литературе 20-х годов»

Образовательные задачи:

    формировать

    умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи;

    умение отбирать главное;

    систематизировать явления, объединённые одной темой;

    применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации;

    развивать навыки монологической речи;

    совершенствовать навыки анализа эпизода литературного произведения ,

Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, чувство гуманизма .

Развивающие задачи : развивать ассоциативное мышление; развивать навыки работы в группе; способствовать формированию у у чеников способности к самостоятельной оценке произведения.

Материалы и оборудование к уроку:

    статья И. Сухих «Две русские литературы или одна? 1920 г»,

    отрывок из романа А. Фадеева «Разгром»,

    стихотворения М. Цветаевой «Пастернаку», «Ой, грибок ты мой, грибочек, белый груздь», песня на стихи

М. Светлова «Юный барабанщик», стихотворения В. Набокова, Р. Рождественского,

    компьютер, проект ор, экран

Тип урока: групповое исследование.

Формы: фронтальная работа, групповая работа.

Методы : выразительное чтение, беседа; практическая работа, связанная с анализом эпизода.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы, использованные на этапе урока

1. Этап мотиваци, постановка целей совместно с обучающимися

Представляет обучающимся 11-а класса результаты анкетирования по теме «Гражданская война в истории и литературе». Выявляет совместно с обучающимися проблемы:

(Какую проблему выявило анкетирование?)

Предполагаемые ответы:

Частично-поисковый метод

2. Организация восприятия и осмысления новой информации

Прослушайте песню «Юный барабанщик» на стихи поэта

М. Светлова (1903 - 1964). Запишите ассоциации, которые у вас возникают при прослушивании

песни.

Предлагает вопрос: «Охарактеризуйте эпоху, в которую могла быть написана песня?»

Слушают песню, записывают слова-ассоциации;

анимация на слайде позволяет учителю показать, какие ассоциации возникли у него во время прослушивания;

1-2 предложениями отвечают на поставленный вопрос

Метод ассоциаций

2. Организация восприятия и осмысления новой информации

Прослушайте стихотворение «Пастернаку» поэта

М. Цветаевой (1892 - 1941), которое было написано в 1925 году. Запишите ассоциации, которые у вас возникают при прослушивании стихотворения.

В одно и то же время были написаны прослушанные вами произведения. Почему у них такое разное звучание?

Слушают стихотворение в актерском исполнении, выполняют те же задания.

Предполагаемые ответы:

Авторы по-разному относились к происходящим в стране событиям, у них разное восприятие времени: для М. Светлова это эпоха героизма и жертвы во имя победы революции, у Цветаевой это трагедия, которая приведет к расколу и разъединению людей.

Метод ассоциаций

Метод сопоставления произведений по характеру, тематике, художественной идее

3. Запись темы урока

На слайде портреты писателей, о которых пойдет речь на уроке, о них обучающиеся узнают из статьи И. Сухих.

Оформление записей в тетрадях

4. Организация изучения нового материала

Предлагает познакомиться с текстом статьи И. Сухих «Две литературы или одна?», распределяет задания в группах, инструктирует, обозначает время работы со статьей – 7 минут.

Знакомство с заданиями в группах, внимательное прослушивание инструкции выполнения заданий.

Метод поиска и выделения нужной информации в тексте

5. Обсуждение результатов деятельности групп

Проверяет выполнение задания, определяет уровень сформированности умения работать с текстом информационной статьи

Отвечают в группе на поставленные вопросы, знакомят с результатами работы в группе весь класс.

Планирование приемов и формы работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов)

6. Анализ эпизода из романа «Разгром» по вопросам разного уровня

Предлагает выполнить анализ эпизода в группах по проблемным вопросам (последний вопрос предполагает установить связь художественных произведений, написанных в разное время – в ЕГЭ по литературе задание С2)

Читают и анализируют эпизод по предложенному для группы вопросу.

Метод аналитического чтения

После обсуждения выполненной работы предлагается обратиться к общему выводу, что позволит обучающимся обобщить весь материал, наработанный в группах.

Обобщают, делают вывод

7. Знакомство с позицией писателей, вставших «над схваткой» белых и красных

На слайде отрывок из романа Булгакова «Белая гвардия» и стихотворение Цветаевой. Предлагает подумать над вопросом: «Какая мысль объединяет отрывок из романа Булгакова и стихотворение Цветаевой?»

Предполагаемый вывод по вопросу: «Булгаков и Цветаева изображают события гражданской войны дает с общечеловеческих позиций».

Выразительное чтение, беседа

8. Обобщение изученного на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Белых и красных смогло рассудить время. Раскол, произошедший в стране в результате войны, принёс трагедию в жизнь людей, которым выпало жить в переломную эпоху

Чтение наизусть стихов Набокова и Рождественского.

Выразительное чтение наизусть

10. Подведение итогов урока, домашнее задание

Выбранный для просмотра документ Критерии оценки деятельности обучающегося в группе.docx

Библиотека
материалов

Критерии оценки деятельности обучающегося в группе

1 обучающийся

2 обучающийся

3 обучающийся

обучающийся

обучающийся

    Генерация идей, высказывание своей точки зрения в группе

    Устный ответ на уроке, содержащий выводы, сделанные группой

    Осуществляет поиск путей решения проблемы

    Задает вопросы, консультирует других членов группы

    Проявляет умения работать с информацией, анализировать текст художественного произведения

Набранный балл

Выбранный для просмотра документ Отрывок из романа А Фадеева.docx

Библиотека
материалов

Отрывок из романа А. Фадеева «Разгром». Глава 11 «Страда»

Мечик зашел глубже в чащу, лег под кусты и забылся в тревожной дремоте...

Проснулся внезапно, будто от толчка. Сердце неровно билось, потная рубаха

прилипла к телу. За кустом разговаривали двое: Мечик узнал Сташинского и

Левинсона. Он осторожно раздвинул ветки и выглянул.

Все равно, -- сумрачно говорил Левинсон, -- дольше держаться в этом районе немыслимо. Единственный путь -- на север... -- Он расстегнул сумку и вынул карту. -- Вот... Здесь можно пройти хребтами, а спустимся по Хаунихедзе. Далеко, но что ж поделаешь... Сташинский глядел не в карту, а куда-то в таежную глубь, точно взвешивал каждую, облитую человеческим потом версту. Вдруг он быстро замигал глазом и посмотрел на Левинсона.

А Фролов?.. ты опять забываешь...

Да -- Фролов... -- Левинсон тяжело опустился на траву . Мечик прямо перед собой увидел его бледный профиль.

Конечно, я могу остаться с ним... -- глухо сказал Сташинский после некоторой паузы. -- В сущности, это моя обязанность...

Ерунда! -- Левинсон махнул рукой. -- Не позже как завтра к обеду сюда придут японцы по свежим следам... Или твоя обязанность быть убитым?

А что ж тогда делать?

Не знаю...

Мечик никогда не видел на лице Левинсона такого беспомощного выражения.

Кажется, остается единственное... я уже думал об этом... – Левинсон запнулся и смолк, сурово стиснув челюсти.

Да?.. -- выжидательно спросил Сташинский.

Мечик, почувствовав недоброе, сильней подался вперед, едва не выдав своего присутствия.

Левинсон хотел было назвать одним словом то единственное, что оставалось им, но, видно, слово это было настолько трудным, что он не смог его выговорить . Сташинский взглянул на него с опаской и удивлением и...понял.

Не глядя друг на друга, дрожа и запинаясь и мучась этим, они заговорили о том, что уже было понятно обоим, но чего они не решались назвать одним словом, хотя оно могло бы сразу все выразить и прекратить их мучения. "Они хотят убить его..." -- сообразил Мечик и побледнел. Сердце забилось в нем с такой силой, что, казалось, за кустом тоже вот-вот его услышат.

А как он -- плох? Очень?.. -- несколько раз спросил Левинсон. -- Если бы не это... Ну... если бы не мы его... одним словом, есть у него хоть какие-нибудь надежды на выздоровление?

Надежд никаких... да разве в этом суть?

Все-таки легче как-то, -- сознался Левинсон. Он тут же устыдился, что обманывает себя, но ему действительно стало легче. Немного помолчав, он сказал тихо: -- Придется сделать это сегодня же... только смотри, чтобы никто не догадался, а главное, он сам... можно так?..

Он-то не догадается... скоро ему бром давать, вот вместо брома... А может, мы до завтра отложим?..

Чего ж тянуть... все равно... -- Левинсон спрятал карту и встал. -- Надо ведь -- ничего не поделаешь... Ведь надо?.. -- Он невольно искал поддержки у человека, которого сам хотел поддержать.

"Да, надо..." -- подумал Сташинский, но не сказал.

Слушай, -- медленно начал Левинсон, -- да ты скажи прямо, готов ли ты? Лучше прямо скажи...

Готов ли я? -- сказал Сташинский. -- Да, готов.

Пойдем... -- Левинсон тронул его за рукав, и оба медленно пошли к бараку.

"Неужели они сделают это?.." Мечик ничком упал на землю и уткнулся лицом в ладони. Он пролежал так неизвестно сколько времени. Потом поднялся и, цепляясь за кусты, пошатываясь, как раненый, побрел вслед за Сташинским и Левинсоном.

Остывшие, расседланные лошади поворачивали к нему усталые головы; партизаны храпели на прогалине, некоторые варили обед. Мечик поискал Сташинского и, не найдя его, почти побежал к бараку. Он поспел вовремя. Сташинский, стоя спиной к Фролову, протянув на свет

дрожащие руки, наливал что-то в мензурку.

Обождите!.. Что вы делаете?.. -- крикнул Мечик, бросаясь к нему с расширенными от ужаса глазами. -- Обождите! Я все слышал!..

Сташинский, вздрогнув, повернул голову, руки его задрожали еще сильнее. Вдруг он шагнул к Мечику, и страшная багровая жила вздулась у него на лбу.

Вон!.. -- сказал он зловещим, придушенным шепотом. -- Убью!..

Мечик взвизгнул и не помня себя выскочил из барака. Сташинский тут же спохватился и обернулся к Фролову.

Что... что это?.. -- спросил тот, опасливо косясь на мензурку.

Это бром, выпей... -- настойчиво, строго сказал Сташинский.

Взгляды их встретились и, поняв друг друга, застыли, скованные единой мыслью...

"Конец..." -- подумал Фролов и почему-то не удивился, не ощутил ни страха, ни волнения, ни горечи. Все оказалось простым и легким, и даже странно было, зачем он так много мучился, так упорно цеплялся за жизнь и боялся смерти, если жизнь сулила ему новые страдания, а смерть только избавляла от них. Он в нерешительности повел глазами вокруг, словно

отыскивал что-то, и остановился на нетронутом обеде, возле, на табуретке. Это был молочный кисель, он уже остыл, и мухи кружились над ним. Впервые за время болезни в глазах Фролова появилось человеческое выражение -- жалость к себе, а может быть, к Сташинскому. Он опустил веки, и, когда открыл их снова, лицо его было спокойным и кротким.

Случится, будешь на Сучане, -- сказал он медленно, -- передай, чтоб не больно уж там... убивались... Все к этому месту придут... да... Все придут, -- повторял он с таким выражением, точно мысль о неизбежности смерти людей еще не была ему совсем ясна и доказана, но она была именно той мыслью, которая лишала личную -- его, Фролова, -- смерть ее особенного, отдельного

страшного смысла и делала ее -- эту смерть -- чем-то обыкновенным, свойственным всем людям. Немного подумав, он сказал: -- Сынишка там у меня есть на руднике... Федей звать... Об нем чтоб вспомнили, когда обернется все, -- помочь там чем или как... Да давай, что ли!.. -- оборвал он вдруг сразу отсыревшим и дрогнувшим голосом.

Кривя побелевшие губы, знобясь и страшно мигая одним глазом, Сташинский поднес мензурку. Фролов поддержал ее обеими руками и выпил.

Вопросы к анализу эпизода

    Как в романе решается вопрос о ценности человеческой жизни в эпоху перелома?

    Фадеев ввел в литературу понятие «революционный гуманизм». Как вы понимаете его значение? Может ли слово «гуманизм» иметь определения?

    Кто прав – Левинсон, командир отряда, и врач Сташинский или Мечик, узнавший о готовящемся убийстве партизана Фролова?

    Что даёт Левинсону силы принять страшное решение убить безнадёжно больного Фролова?

    Кто из русских писателей 19 столетия также ставил своего героя перед выбором и как решал проблему гуманизма на страницах своего произведения?

Выбранный для просмотра документ Стихи Набокова и Рождественского.docx

Библиотека
материалов

Малая церковка. Свечи оплывшие.

Камень дождями изрыт добела.

Здесь похоронены бывшие. Бывшие.

Кладбище Сан-Женевьев-де-Буа.

Здесь похоронены сны и молитвы.

Слезы и доблесть.

"Прощай!" и "Ура!".

Штабс-капитаны и гардемарины.

Хваты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.

Белое воинство, белая кость…

Влажные плиты травой порастают.

Русские буквы. Французский погост…

Не было славы. Не стало и Родины.

Сердца не стало. А память - была..

Ваши сиятельства, их благородия -

Вместе на Сан-Женевьев-де-Буа.

Плотно лежат они, вдоволь познавшие

Муки свои и дороги свои.

Все-таки - русские. Вроде бы - наши.

Только не наши, скорее, ничьи…

Как они после - забытые, бывшие

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на неё -

Победившую, пусть непонятную,

Пусть непростившую,

Землю родимую, и умереть…

Полдень.

Березовый отсвет покоя.

В небе российские купола.

И облака, будто белые кони,

Мчатся над Сан-Женевьев-де-Буа.

Роберт Рождественский

Расстрел В. Набоков

Бывают но́чи: только лягу,
В Россию поплывёт кровать;
И вот ведут меня к оврагу,
Ведут к оврагу убивать.

Проснусь, и в темноте, со стула,
Где спички и часы лежат,
В глаза, как пристальное дуло,
Глядит горящий циферблат.

Закрыв руками грудь и шею, -
Вот-вот сейчас пальнёт в меня! -
Я взгляда отвести не смею
От круга тусклого огня.

Оцепенелого сознанья
Коснётся тиканье часов,
Благополучного изгнанья
Я снова чувствую покров.

Но, сердце, как бы ты хотело,
Чтоб это вправду было так:
Россия, звёзды, ночь расстрела
И весь в черёмухе овраг!

Выбранный для просмотра документ Тема Гражданской войны в литературе 20-х – 30-х.ppt

Библиотека
материалов









Произведения (список) по данной теме: И.Бабель «Конармия», М.Булгаков «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег» А.Веселый «Россия, кровью умытая», Б.Лавренев «Сорок первый», Б.Пастернак «Доктор Живаго», Серафимович «Железный поток», А.Фадеев «Разгром», И.Шмелев «Солнце мертвых», М.Шолохов «Донские рассказы»

В конце ХХ века после тех событий, которые произошли в нашей стране, мы можем относительно беспристрастно посмотреть, как изображали наши соотечественники события, которые были названы гражданской войной. Конечно, те, кто писал о войне, имели свою четко выраженную позицию.

Писатели-большевики

Это Серафимович, Шолохов, Фурманов, Фадеев, для них:

  • война справедлива,
  • ведется против врагов советской власти,
  • герои в их произведениях четко делятся на своих и чужих. Вражда их непримирима.

Писатели-интеллигенты

Для писателей беспартийной ориентации (это И. Шмелев, М.Булгаков, Б.Пастернак):

  • война братоубийственна,
  • власть большевиков вносит разруху, губит людей,
  • но и действия белых не менее страшны.

В одном все русские писатели сходятся: война жестока, человек на войне ожесточается, ему приходится преступать общечеловеческие нравственные законы.

Понятие войны и образ человека в произведениях

Как братоубийственная война предстает во всех произведениях, независимо от социально-политических оценок. Михаил Шолохов в рассказе «Родинка» показывает, как отец убивает сына и только по родинке узнает, что стал сыноубийцей. В «Конармии» Бабеля мальчик-красноармеец диктует автору письмо, в котором рассказывает, как старший брат пытал отца, потому что тот был врагом, как сам потом был убит. Братоубийственный характер гражданской войны ощущает на себе Юрий Живаго, герой романа Б.Пастернака, врач, предназначение которого спасать жизни людей. Герой пьесы М.Булгакова «Бег» белогвардейский генерал Хлудов тяжким бременем несет в себе память о повешенных по его приказу людях.

Почти во всех произведениях в центре стоит человек, который берет на себя ответственность за других людей — командир.

В центре романа А.Фадеева «Разгром» — образ командира партизанского отряда Левинсона. Жизнь этого человека подчинена служению революции, именно во имя революционной целесообразности действует командир. Он воспитывает своих бойцов (Морозка), он в любом случае берет ответственность на себя. Но революционная целесообразность требует жестокости не только к тем, кто является и считается врагом, но и к тем, кто просто мешает революции. При этом деятельность Левинсона становится абсурдной: он и его отряд сражаются за трудовой народ, но ради сохранения отряда Левинсон вынужден отнять свинью у корейца (простого крестьянина, ради которого и ведется война), семья корейца скорее всего погибнет зимой от голода, Левинсон отдает приказ отравить смертельно раненного Фролова, так как раненые мешают продвижению отряда.

Так революционная целесообразность подменяет понятие гуманизма и гуманности.

Именно офицеры являются героями романа и пьес М.Булгакова. Алексей Турбин — русский офицер, прошедший германскую войну, настоящий боевой офицер, цель которого защищать родину, а не воевать с собственным народом. Булгаков показывает, что власть Петлюры в Киеве ничуть не лучше власти большевиков: грабежи, карьеризм во власти, насилие над мирным населением. Алексей Турбин не может воевать с собственным народом. А народ, по мнению героя, поддерживает большевиков.

Итог войны смерть, опустение.

Именно пафос опустения, мертвой земли, людей без будущего звучит в «Солнце мертвых» Ивана Шмелева. Действие происходит в Крыму, который до революции был цветущим раем, а сейчас, после гражданской войны, превратился в пустыню. В пустыню превращаются и души людей.

Любовь и нравственный выбор в романах о гражданской войне

Ложно понятая идея социальной справедливости нарушает социальное равновесие и превращает пролетариев в грабителей, впрочем, не делая их от этого богаче.

Революция и гражданская война — не время для любви.

Но писатели не могут не говорить о вечном. Герои рассказа Б.Лавренева «Сорок первый» — белогвардейский офицер Говоруха-Отрок и красноармеец Марютка. Волею судьбы и автора они оказываются на острове вдали от гражданской войны, между ними вспыхивает чувство. Но Марютка убивает любимого тогда, когда перед нею встает социальный выбор — революция превыше всего, превыше человеческого счастья и вечной любви.

Абстрактная идея общечеловеческой любви заслоняет перед героями революции и гражданской войны любовь к конкретному человеку.

Так, герой «Чевенгура» А.Платонова Копенкин преданно любит Розу Люксембург, которую никогда не видел.

Любая война ставит перед человеком проблему нравственного выбора.

Как уже говорилось, для революционеров такой нравственный выбор однозначен: целесообразно все, что служит революции.

Для российской интеллигенции этот выбор крайне труден.

  • С одной стороны, именно интеллигенция принимала участие в революции или сочувствовала ей.
  • С другой стороны, ужас гражданской войны, большевистский террор отвратил интеллигенцию от происходящего или заставил служить ее идеям, несмотря на внутренние противоречия.

» Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая в ответ одно на другое, точно перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу, бросалась в голову, ею заплывали глаза»,

— так пишет Борис Пастернак. Его герой не хочет быть ни на чьей стороне, как истинно русского интеллигента его привлекает общечеловеческая истина. Но стать в стороне от войны не удается никому. Совсем иная судьба — судьба, приводящая героиню в стан большевиков, у Любови Яровой. Позиция автора пьесы, К.Тренева, однозначна — жизнь Любови Яровой обретает смысл только в служении народу, революции, т.е.большевикам. Правда, в жертву героиня должна принести своего мужа — поручика Ярового.

«Россия, кровью умытая» — так называется роман Артема Веселого, писателя, погибшего в сталинских застенках. Многоголосая Россия, сражающаяся, запутавшаяся в выборе, страстная, сильная, такой предстает страна в романе. Название же его символистично. Так можно определить и отношение всех отечественных писателей к теме гражданской войны, независимо от их политической и социальной ориентации.

Читая произведения о гражданской войне, мы в конце ХХ века не можем не вспомнить слова Пушкина:

«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.»

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Конспект урока по литературе

в 11 классе

Всеволожск

Тема: «Гражданская война в прозе 20-х годов».

Семинар (2 часа)

Цели урока:

образовательные:

    проследить, как в прозе 20-х годов отражена тема Гражданской войны;

    определить, что объединяет все рассмотренные произведения о Гражданской войне;

    отрабатывать навык анализа с учётом идейно-художественного и жанрового своеобразия произведений;

воспитательные:

развивающие :

    развитие познавательного интереса через обращение к различным источникам;

    стимулирование познавательной активности учащихся;

    развитие умения логически мыслить, убедительно строить свои рассуждения;

    развитие самостоятельности мышления;

    поощрять умение поддержать дискуссию и выйти на обобщение материала;

    развитие устной и письменной речи;

    развитие памяти.

Технологии:

Личностно-ориентированная;

Информационно-коммуникационная;

Проблемно-развивающая.

Формы организации деятельности:

Индивидуальная;

Групповая;

Коллективная.

Виды деятельности:

Работа с учебником;

Работа со справочниками;

Работа с текстом;

Творческая работа;

Самостоятельная работа;

Выразительное чтение;

Развёрнутый ответ на вопрос;

Сообщение по теме;

Дискуссия.

Частично-поисковый;

Репродуктивный;

Проблемный;

Исследовательский.

Оборудование:

Учебник;

Тексты художественных произведений;

Раздаточный материал;

Видеозапись фрагментов художественного фильма «Чужая кровь».

Виды контроля:

Размышление над произведением о Гражданской войне;

Контрольные вопросы;

Творческая работа (составление синквейнов).

Эпиграфы к уроку на доске:

Когда на арене европейской истории

появилась новая движущая сила – не личность,

а масса, наступил кризис гуманизма…

А.Блок.

Хорошие дела делает хороший человек.

Революция – это хорошее дело хороших

людей. Но хорошие люди не убивают…

И.Бабель.

Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.

М.Горький.

План урока.

    Мотивация учебной деятельности (вступительное слово учителя):

      проза 20-х годов о Гражданской войне – особая страница нашей литературы;

      новое время – новая концепция личности: отказ от «я» в пользу «мы», не личность, а масса;

      произведения, которые будут рассмотрены на уроке: И.Бабель «Конармия», М.Шолохов «Донские рассказы», А.Фадеев «Разгром».

2.Работа учащихся по группам.

Первая группа: И.Бабель «Конармия».

    История создания книги.

    Каковы оценки критиков 20-х годов, данные книге И.Бабеля.

    Дискуссия С.М.Буденного и А.М.Горького о «Конармии»:

    1. Что ставит в вину Бабелю Буденный?

      Убедительны ли доводы М.Горького?

    Какие рассказы из «Конармии» запомнились? Какие из них, по-вашему, отражают авторскую позицию?

      анализ рассказа «Переход через Збруч»

(проследить, как в рассказе проявляется мастерство

писателя; композиция, пейзаж,

изобразительно-выразительные средства);

b) анализ рассказа «Письмо».

    Повествование ведется от лица Васи Курдюкова. С какой целью?

    Какие особенности речи можете указать?

    Какие мысли возникают после чтения письма?

    Какие художественные детали подчёркивают античеловеческую сущность гражданской войны – войны, в которой нет ни победителей, ни побежденных?

Вторая группа: М.А. Шолохов «Донские рассказы».

    История создания. Место в творчестве.

    Как в рассказах «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя» выражается авторское отношение к Гражданской войне?

Третья группа: А.Фадеев «Разгром».

    История создания романа.

    «Разгром» - один из первых советских романов о Гражданской войне. Как в нём была отражена новая концепция личности.

    Проблематика романа:

а) интеллигенция и революция;

      проблема гуманизма;

3.Подведение итогов, выводы по теме урока.

4.Срезовая работа:

I. Ответы на вопросы.

    В чем заключалась новая концепция личности?

    Почему Гражданская война – это война, в которой нет ни побежденных, ни победителей?

    Какое из прочитанных произведений (или эпизод) произвело наибольшее впечатление?

    Как, по-вашему, решается одна из основных проблем романа «Разгром» - проблема гуманизма?

II. Творческое задание.

Составление синквейнов (Гражданская война)

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Наш урок мы посвящаем разговору о том, как изображена Гражданская война в прозе 20-х годов. Сегодня мы продолжаем разговор об одной из самых трагичных страниц нашей истории.

События Гражданской войны не могли оставить равнодушными писателей. Естественно, что уже в литературе20-х годов появились произведения, повествующие о них.

Мы поговорим лишь о нескольких книгах, в которых достаточно ярко отражены события того времени и, что самое главное, авторское отношение к ним.

Проза 20-х годов о Гражданской войне – это особая страница нашей литературы. Особенность её заключается в том, что произведения были написаны по следам событий, а авторы были их свидетелями и участниками.

Работая на уроке, мы проследим, как в выбранных вами произведениях показаны события и герои, с какой точки зрения подходит автор к изображаемому. Что представляется главным: мораль, гуманизм, нравственные качества или служение «высокой идее» и подчинение всего именно ей?

В ходе предварительной лекции мы отмечали, что в советской литературе была выдвинута новая концепция личности: не «я», а «мы», не личность, а масса. Размышляя о том, чем это грозит, А. Блок писал: (обращение к первому эпиграфу).

И.Бабель, подчёркивая античеловечность войны, в книге «Конармия» размышлял: (второй эпиграф).

М.Горький, говоря о том, что человек должен сохранить в себе человека, призывал: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения».

    Работа учащихся по группам.

Итак, предоставляем слово первой группе.

    Мы работали по вопросам, связанным с книгой И.Бабеля «Конармия». Первые рассказы из будущей книги «Конармия» были напечатаны в 1923-1924 годах. Они сразу привлекли внимание читателей и критики и получили довольно высокую оценку (их называли образцами истинно революционных произведений).

    Автор ничего не выдумывал, он писал о том, что знал и видел. Очень скоро оценка критики меняется, и писатель назван декадентом, клеветником и пасквилянтом. Вокруг имени и произведения Бабеля велись споры, в которых писателю и его книге давались как отрицательные, так и положительные характеристики: «Бабелю удалось раскрыть одну из труднейших тем – тему революционной войны. Впервые художник становится так прямо против жуткой, нечеловеческой по своему напряжению, еще живой истории…» (Яков Бенни).

    Буденный отмечал, что «гражданин Бабель рассказывает нам про Конную Армию бабьи сплетни…, выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиро-коммунистов, фантазирует и просто лжет. Гражданин Бабель не мог видеть величайших сотрясений классовой борьбы, она была ему чужой, противной…»

    М.Горький, отвечая Буденному, писал, что книги, подобной «Конармии», не было еще в литературе. Автор правдиво показал трудный путь бойцов Красной Армии. Трудный, трагический и героический путь. Горький отмечал правдивость и талантливость книги.

    В рассказах Бабеля описывается жестокая, кровавая сторона революционной действительности. С кажущимся спокойствием автор повествует, как, например, «папаша» Курдюков «порубали» сына, а сын – «кончали папашу». Или не менее страшные строки о «пенистом коралловом ручье», который вылился из перерезанного горла пленного белогвардейца. В таких детализированных описаниях было много натурализма, и критики говорили, что запах «сырой крови» - самый обычный запах на страницах «Конармии».

    Подобные эпизоды не исключения или какие-то экстремальные случаи. Это «будничные злодеяния». От сознания «обычной», «привычной» жестокости становится страшно. Бабель показывает, как жестокость, война буквально переворачивают сознание людей, разрушают ту шкалу нравственных ценностей, которая создана многовековой историей человечества. Особенно ярко это прослеживается в рассказе «Письмо».

    Рассказ необычен в цикле «Конармия». Это письмо, продиктованное мальчиком Васей Курдюковым. Подросток, вовлеченный в страшные события эпохи, рассказывает о том, что произошло за последний год.

    Трагизм рассказа заключается в том, что мальчик совершенно спокойно описывает матери смерть брата и отца. Причем на его шкале иерархии событий эти происшествия не занимают первого места, не являются чем-то из ряда вон выходящим. На первое место Вася ставит заботу о коне и просьбу прислать посылку.

    Он пишет матери, как убивали отца и брата, вовсе не задумываясь, какую боль могут причинить эти слова. Гражданская война разделила мир на части: брат идет на брата, сын – на отца. Это трагедия. В этом рассказе она еще более страшна, так как описана с точки зрения ребенка, который воспринимает это буднично, не сожалея, не задумываясь. Семья Курдюковых уничтожена гражданской войной. По разные стороны оказались представители этой семьи. Невозможно ответить, почему так произошло, что они делят между собой. Это трагедия гражданской войны, которая разламывает, разрывает судьбы людей, как та линия, что пересекла фотографию семьи Курдюковых. Бессмысленно, необъяснимо…

    Стиль И.Бабеля особенный: сжатость, темы его прозы. Мышление передается через слово, жест, действие. «Стремительность» повествования чувствуется с первых строк. Это можно увидеть в рассказе «Переход через Збруч». В стилистике «Конармии» совмещены две речевые стихии: письменно-книжная, романтическая и просторечно-разговорная– единство патетики и скорби.

«Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи», красивы, ярки эти эпитеты: «девственная гречиха», «жемчужный туман». И неожиданно фраза заканчивается страшным сравнением: «оранжевое солнце катится по небу, как обрубленная голова»… Это сочетание возвышенно прекрасного и уродливого, жестокого заставляет читателя вздрогнуть.

    Величие природы и уродливый ужас смерти – контраст, на котором построен рассказ Бабеля. Пейзаж еще и еще подчеркивает несчастье, охватившее человечество, трагедию, которую не в силах охватить человеческий разум.

    Таким образом, мы видим, что в книге «Конармия» Бабель показывает Гражданскую войну не как один из этапов борьбы за новое общество, а как страшную трагедию, как войну, в которой нет ни победителей, ни побежденных: воюет весь народ.

Вторая группа .

    Мы работали по «Донским рассказам» М.А.Шолохова. «Донские рассказы» относятся к раннему творчеству Шолохова. Были написаны в 1925 году и отражали главную шолоховскую тему 20-х годов - участие казаков в гражданской войне. Раскрывая эту тему, Шолохов с самого начала соглашался на компромисс классовых и общечеловеческих идей, допускает возможность приспособления к революционным лозунгам ради сохранения в человеке природного, «нутряного». Та борьба, которая, вероятно, происходила в сознании автора, отразилась в его рассказах.

В одних рассказах мы видим, как автор стремится подчеркнуть главную роль классового над человеческим, например, в рассказах «Шибалково семя» и Чужая Кровь», в других – например, «Родинка» - Шолохов на первое место ставит закон человечности. Мы видим трагедию семьи, которую Гражданская война расколола на части, поставила друг против друга. И в этом рассказе Шолохов подчеркивает мысль о том, что братоубийственной войне нет оправдания. Отец, «случайно» убивший сына, выносит и себе смертный приговор.

    В «Донских рассказах» проявилась противоречивость Шолохова. С одной стороны, он стремился писать правду, с другой стороны, должен был писать так, как требовалось официальными властями.

    Поэтому почти во всех рассказах чувствуется стремление прийти к компромиссу между классовой и общечеловеческой идеей.

Третья группа .

    Мы работали по роману А.Фадеева «Разгром». Роман «Разгром» написан в 1926 году, события, о которых повествует автор, имеют реальную основу. Но, рассказывая о гибели партизанского отряда на Дальнем Востоке, писатель выполнял «заказ времени». Фадеев этот «заказ» выполнил, и на долгие годы «Разгром» стал числиться первым и лучшим социально-психологическим романом. Выполняя «заказ», А.Фадеев создает образ интеллигента, преодолевшего свою физическую слабость и обретающего внутреннюю силу для служения революционной идее. В герое «Разгрома» Левинсоне соединилось искомое и должное. А противостояние Морозки и Мечика продемонстрировало превосходство рабочего человека над «чистеньким» интеллигентом по всем статьям. Не помешала этому ни политическая неподготовленность, ни нравственная грубость Морозки.

    По-своему стремился Фадеев разрешить и проблему гуманизма, оправдывая гибель людей и даже убийство раненого партизана классовой борьбой. Мы видим, как изначально безнравственная ситуация не позволяет ответить на вопрос о том, правильно ли поступил командир, согласившись на убийство своего товарища.

    С точки зрения человеческой – это, конечно, безнравственно. А с точки зрения служения «высокой идее» революции – эта жертва оправданна.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в романе Фадеева Гражданская война показана как один из этапов в борьбе за «светлое будущее». Эти «высокие» цели, как показывал Фадеев, оправдывали страшные жертвы, которые были принесены нашей страной.

Учитель:

    Обсудив три произведения, мы увидели, что почти в одно и то же время в литературе появились книги, в которых авторы рассказывают об одном и том же историческом событии, подходя к нему со своих точек зрения.

    Кто из авторов отвергает войну, подчеркивая ее античеловеческую сущность? Кто из них пытается найти компромисс? Кто оправдывает гибель людей, объясняя тем, что дело революции без жертв не обходится? Что объединяет все эти произведения?

4.Срезовая работа по вопросам (в плане).

Результативность: справилось – 100 %

качество - 76%

Домашнее задание.

Сочинение: «Изображение революции и Гражданской войны в литературе

20-х годов».

Конкретизировать тему. Сделать выбор произведений.

(См. приложение. Сочинение)

В конце урока заданы вопросы:

1) Как вам работалось на уроке?

2) Какие мысли вызвали произведения о Гражданской войне?

3) С каким настроением уходите с урока?

МОБУ «СОШ №6»

Конспект урока по литературе

в 11 классе

Тема: «Гражданская война в прозе 20-х годов».

Учитель: Винюкова Татьяна Васильевна