Основы штриховки карандашом. Виды штриховки

Рисунок академического направления качественно передает объём, воздушное пространство и у зрителя появляется ощущение трёхмерности на плоской поверхности листа. Во время рисовании художник создает иллюзию объема с помощью штриховки, старательно нанося штрих за штрихом, в живописи форму лепится цветовым мазком.

Прорабатывая светотеневую структуру рисунка художник моделирует форму предмета, постоянно сравнивая тень (самое темное тоновое пятно) и блик (самое светлое тоновое пятно), а также прослеживать от куда идет свет, который создает собственную тень, рефлекс и падающую тень изображаемого предмета.

Внимательно изучая контрастность этих участков, а не пассивно срисовывая увиденное тоновое пятно, создавая плавный переход полутонов из света в тень, прослеживая границы собственной и падающей теней предметов, можно создать объемный рисунок.

Некоторые мастера рекомендуют штриховать по форме, как хочется погладить этот предмет рукой. Данную штриховку можно заметить на денежных купюрах. Но это не единственная техника нанесения штриха, а одна из многих, перечисленных ниже.

1. Штрих по диагонали дает динамичность и легкость рисунку. Используется для создания воздушного пространства и передачи полутона, перехода от света к тени. Накладываются штрихи параллельно друг другу остро заточенным грифелем как мягким так и твердым карандашом. Стоит отметить, что линия и тон — это два главных средства передачи предмета в рисунке. Штрих средствами линии формирует пространство и создает сам пластический образ. Основные виды штриховки: горизонтальна, вертикальная, наклонная и перекрестная.

2. Крестообразная штриховка создает глубину рисунку, тональную насыщенность и реалистичность. Вследствие крестообразной штриховки тень стает глубже, а свет стает ярче. Благодаря наслоением разнообразных линейных штрихов прорабатываются детали, уточняя их форму. Таким образом линия имеет не только композиционную и конструктивную силу, а и пластическое её выражение через построение изображаемого образа.

3. Хаотичный, непроизвольный штрих имеет свои привилегии и хорошо подходит как для набросков, так и для более серьезных и проработанных рисунков. В зависимости от задумки и предмета изображения эта манера может помочь передать определенное состояние или характер предмета, её фактуру. Сами штрихи разной формы и длины дают ощущение шероховатости, линии как «бегают» по форме и обволакивают светотенью.

Различные подходы к штриховке дает широкий выразительный диапазон, линия в её многообразной интерпретации дает возможность для передачи любой поверхности и изображаемый предмет. Этот метод широко используется в дизайне и искусстве иллюстрации, графики. Подача одного и того же предмета вариативна.

Стоит заметить, что видов графических карандашей очень много: графический стержень может быть разного диаметра, что дает больше возможности для художественных эффектов. Также он помещается как уже в готовую деревянную оправу цилиндрической, округлой, треугольной, шестигранной формы, так и в цанговый, металлический карандаш. Каждый грифель имеет свою твердость и указывается определенными буквами и цифрами. Это отображается в соотношении графита и обожжённой глины в составе стержня.

4. Штриховка короткими параллельными линиями передает фактуру на гладких поверхностях и воздушное пространство. Эта классическая штриховка, сочетая в себе как менее насыщенные штрихи, так и более глубокого оттенка, а именно тонкие и толстые линии. Данные сочетания и реализацию графических приемов возможно благодаря сильному или слабому давлению на карандаш, а также в зависимости от наклона грифеля во время рисования на бумаге. Сочетание светлого и более темного штриха по тону создает тонкий переход от света к тени, таким образом появляется объем. Используя в своем художественно-графическом арсенале разные виды нанесения тона (штриховку) и накладывая их друг на друга, можно изобразить свето-теневую градацию в полной мере. Варьируя толстую, темную и короткую штриховку в тенях и светлые, длинные линии на свету поможет создать интересный и объемный рисунок.

Если вспомнить искусство Высокого Возрождения и его главного представителя Леонардо да Винчи, то можно заметить, что рисунки для художника — это маленькие рассказы, в которых он отображает свой взгляд на природу вещей. Это графическое послания людям, в котором помещаются его мысли-формы и их направленное движение. Вместо того, чтобы использовать всем привычные буквы, слова и предложения он выражается средствами линии своего серебряного карандаша, пера или угля.

Как известно Леонардо был не только отличным художником, скульптором, архитектором, ученым и инженером, а и являлся основоположником палеонтологии, утвердил ботанику, как самостоятельную дисциплину. Также глубоко изучал механику, эмбриологию и сравнительную анатомию. В его многообразии увлечений и широте творчества, он искал какой-то тайный смысл бытия. Часто в его записях и набросках можно встретить изображения аллегорического и эмблематического содержания. Как утверждал сам Леонардо да Винчи: «Проси совета у того, кто умеет одержать победы над самим собой».

С художественной точки зрения можно отметить, что Леонардо да Винчи как художник был очень грамотный и придерживался классических образцов того времени, что актуально и сейчас. А именно использование четких параллельных штрихов по форме, плавно изгибая все рельефы поверхности. Дополнительно прорисовывал воздушную среду в рисунке наклонной штриховкой.

Ознакомившись с творчеством ещё одного художника Винсента Ван Гога, можно проследить как он хорошо передает средствами мазка ритмичность в картине, её воздушность и декоративность одновременно. Аккуратно нанося штрих одного размера через определенный регулярный промежуток можно добиться эффекта колебания на поверхности картины, её динамичности. С помощью различных вариаций длины штриха можно передать воздушную перспективу в рисунке или же акцентировать на определенном участке, создать мнимое, нервозное, эмоциональное настроение в графической картине.

5. Тушевка — следующий вид штриховки, которую более подробно изучим. Она передает мягкость тоновых переходов и наделяет рисунок реалистичностью, отлично изображает глубину и бархатистость теневых соотношений. Подходит как для экспрессивных смелых, грубых рисунков, например, быстрых набросков или эскизов к картинам. Передает мягкие, плавные переходы в сентиментальной фотографичной манере. Этой манерой часто пользовался Репин в своем портретном творчестве: на фоне грубых темных штрихов выделял мягкое светлое лицо. Также применяют этот тип штриховки к пейзажу: передний план проработан грубой штриховкой, а задний – мягкой тушевкой. Наклонив графитный карандаш ближе к бумаге и оголив графит на 1 см от деревянной оправы, наносим плашмя широкие и мягкие линии в зону теней. Также можно добиться этого эффекта, используя в своем художественном арсенале графит в форме прямоугольного бруска, особенно это уместно для больших форматов.

6. Рисунки, в которых объем передается точками, прекрасно отображают тончайшие переходы тона и фактуру поверхности предмета. Часто такой техникой пользовались ботаники для передачи изображения растений и животных средствами графики (пера и чернила) в своих научных трудах по изучению живого мира. Также точками можно передать линию или контур предмета в более мягкой форме, избегая резких границ и очертаний, грубого контура.

Иллюстрации, выполненные точками, легкие и немного расплывчатые, не такие четкие, как выполнены перекрестной штриховкой. Зато можно избежать риска ошибиться, наметив предварительно тоновые переходы на предмете. Хоть перекрестная штриховка и имеет свою энергию, динамику и направленность, но в конечном итоге рисунок может выйти немного хаотичным и тяжеловесным. Стоит заметить, что в рисунке для передачи свето-теневой градации используют не только традиционные материалы, как карандаш, тушь, уголь, а и акварель. Карандашом чертят тонкие линии, а акварелью мягко оттеняют и одновременно делают рисунок более контрастным и реалистичным.

На первый взгляд техника пуантилизм или узор точками покажутся доступны каждому в исполнении, потому что результат работы довольно предсказуем: точка за точкой и ваша работа готова! Но это только кажется… Пуантилизм многому не под силу из-за монотонности, однообразия и больших затрат времени в целом. Зато рисунок в конце вас порадует, ваши затраты будут вознаграждены!

Как заштриховать фон карандашом

Урок № 1. Виды штриховки.

Штриховка

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Микеланджело (фрагмент наброска «Мадонна Тадди»)

Штриховка, поддерживающая форму




Штриховка, не поддерживающая форму

2. Крестовая


3. Контурная

4. Точечная


5. Случайная (зигзагообразная)




Примеры некачественной штриховки:


Урок № 2. 5 секретов красивого штриха.

На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки. + Видео - Урок.


Юдаев-Рачей Юрий, «Бананы»
На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)

Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии — смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.

Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать — то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки — от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.

Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними — плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.

Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане — там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой — так показывается воздушная перспектива.

И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

Урок №3. Практическая часть.

Штриховка может показаться сложной. Однако правильная штриховка сама по себе простой не бывает, её отрабатывают годами, и она может стать личным почерком мастера.

Тональная штриховка.

Нарисуйте простой прямоугольник и попробуйте его равномерно заштриховать, используя только один угол наклона. Штрихи должны быть лёгкими. Ваши штрихи должны плавно начинаться и потом также плавно сходить на нет. При этом очень хорошо должно работать запястье, выполняя взмахи, как рука дирижёра, а не пальцы.

1) Почему начинают учиться рисовать сначала карандашом? Не потому что это дешевый материал, а потому что в ч/б цвете больше всего заметны ошибки.
2) Прежде чем рисовать предмет, натюрморт или портрет проложите раскладку от самого светлого до самого темного. Можете на первом этапе пронумеровать и определить на рисунке, где какой цвет будет.


3) Штрихуем не одним движением, а несколькими, отрывайте карандаш от бумаги.
4) Штрих накладываем по форме предмета.
5) некоторые художники начинают рисовать с самых светлых мест, но они в процессе рисования затираются, даже если вы правильно держите карандаш. Я обычно начинаю штриховать с самых темных мест.
6) Вредная привычка рисовать все по отдельности. Эта проблема встречается у многих и её надо ликвидировать. Т. Е. человек рисует сначала один цветок, потом другой лепесток, а через пару дней все остальное. И в целом мы получаем разбитый рисунок. Все надо прорисовывать равномерно, не зацикливаясь на одном объекте. Рисуйте целостно, начиная от фона, пусть он будет на первом этапе светлым, затемнить Вы всегда успеете. И двигайтесь дальше.
7) Не старайтесь сразу же затемнить работу одним штрихом. Накладывайте его постепенно слой за слоем. Штрихуйте в разных направлениях, но не крест на крест.

Непрерывная штриховка:

Для лучшей практики, выполните еще непрерывное и постепенное затемнение от светлого к темному и наоборот. Штриховка в различных направлениях в этом случае поможет ровнее передать градиент. Сначала используйте один карандаш средней мягкости, посмотрите как будет получаться. если тона будет недостаточно, то подключите карандаши большей мягкости. Ни в коем случае не используйте растушёвку пальцами или другими специальными растушёвками. Вместо этого постарайтесь чтобы штриховка получилась многослойная с различным давлением на грифель.

Тренируя руки, добейтесь, чтобы штриховка была равномерной, а линии ровнее. Как можно больше тренируйтесь, свободными вечерами или на выходных.

Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если «поставить руку», но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку - не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок.
Итак берем карандаш вот так.

Есть два направления упражнений - на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.

Качество штриха
Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро - мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона
Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.


После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.



В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники

Виды штриховки.

Для создания объёма и освещения в рисунке художники пользуются штриховкой. С помощью неё производится тональная проработка листа. Ниже я расскажу о восьми видах штриховки, которые чаще всего используются в классическом рисунке:

1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.

2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».

3. Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».

4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие же как в штриховке под номером 3, только по окружности.

5. Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.

6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.

7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.

8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.

При работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производит плохое впечатление.

Соединение линий штриха в единое целое.

В рисунке часто приветствуется короткий штрих, который можно «укладывать» по форме изображаемого предмета. Но как проработать, например, плоскость стены короткими штрихами? В таком случае штрихи соединяются в блок. В таблице ниже, я привёл пример того, как это можно сделать:

Сочетание широких и острых линий штриховки.

Ещё одним важным моментом в рисунке является сочетание работы плоскостью и остриём карандаша. Штрих может быть «пушистым», т. е. широким и размытым. А может стать четким и острым. В штриховке используется каждый из этих подходов - как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. В таблице, приведенной ниже, показаны сочетания острого и широкого штриха:

Первый способ. Широким штрихом можно сделать основу рисунка - первый слой. А поверх, во втором слое, использовать острый штрих и детальную проработку.

Второй способ. Соседство широкого и острого штрихов создает интересную фактуру. Если штрих делать коротким и разнонаправленным, то им можно прорабатывать массу листвы в кроне дерева.

Третий способ. Мягкие материалы тканей, мех, листва… - прорабатываются широким, мягким штрихом. Он хорошо передает материальность такой поверхности. Острым штрихом прорабатываются предметы из металла, стекла, гипса и т. д. Т. е. там где нужна чёткость и жесткость.

В заключении, хочу сказать, что существуют разные техники ведения тонального рисунка, большое количество разновидностей штриховки, разные подходы в работе. Но описанные в этой статье ключевые моменты, являются основой, на которой базируется работа над академическим рисунком.

Как на практике реализуется вышесказанное Вы можете посмотреть на примере моих работ в разделе «Рисунки».

5 секретов красивого штриха.

На курсе «Я художник», который я сейчас провожу, возник вопрос «Как научиться красиво штриховать?» Я думаю, это интересно не только участникам курса, поэтому публикую ответ здесь)

Обсуждение началось с этого рисунка:

На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

  1. Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)
  2. Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии - смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.
  3. Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать - то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки - от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.
  4. Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними - плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.
  5. Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане - там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой - так показывается воздушная перспектива.
  6. И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

    Еще одно важное замечание: особенности штриховки во-многом зависят от характера человека и темперамента. Это как почерк. Поэтому не расстраивайтесь, если ваша манера штриховать отличается от манеры других художников, и сравнивайте свои рисунки только с собственными!

    Учимся рисовать - Штриховка карандашом и ручкой

    На этом занятии мы с вами узнаем, каким образом можно пользоваться ручкой и карандашом при штриховке.

    На рисунке ниже нанесён обычный эскиз лица в исполнении шариковой ручки, и глаз в крупном плане, изображенный с помощью размазанной и мягкой штриховки простым карандашом.

    Перед вами самая обычная иллюстрация, которая отображает основной способ использования карандаша при штриховке.

    Такой штриховки легко добиться, для этого нужно лишь водить карандашом взад и вперед.

    Этот вид штриховки является самым простым не только для карандаша, но и для ручки, он, безусловно, подойдет любому.


    Давайте рассмотрим еще несколько методов штриховки. Чтобы получить очень темный фон, взгляните на тот пример, что приведен слева. Если на карандаш с каждым разом нажимать немного сильнее, можно делать темнее тон. Нужную нам область рисунка можно закрасить именно таким способом.

    Более жесткая штриховка показана на примере справа. Для этого в конце каждой линии, мы слегка отрываем карандаш от бумаги. Остальное делаем так, как описывалось ранее.

    Приведем еще пару примеров штриховки карандашом. На рисунке слева показано, что каждый раз, нанося все более короткие штрихи, мы незаметно сводим их на нет, аналогично конусу. Это может благотворно влиять на большинство областей штриховки.

    На рисунке справа штрихи изображены движениями по кругу. Также это иногда пригодно для использования в небольших областях тонкой штриховкой, либо при изображении ткани, либо для рисования других «специальных» структур. При использовании таких движений можно придать рисунку некую беспорядочность.

    Ниже изображен эскиз, который был нарисован простой шариковой ручкой, рядом с ним находится увеличенный план штриховки, которую я использовал в области скулы. Здесь можно детально рассмотреть, какими видами штриховки я пользовался.

    На изображении можно увидеть, как одни линии отличаются от других более глубокой затененностью, для этого я гораздо сильнее нажимал на ручку, чтобы тона казались темнее.

    Сей-Хай

    Современное интернет издание о творчестве

    Основы рисования: техника рисования карандашом

    Эта статья будет посвящена рисованию карандашом. Если вы хотите научиться рисовать, но никак не можете приступить, сейчас самое время заняться обучением. Возьмите лист бумаги, карандаш и пробуйте Начнем с техники рисования.

    Техника рисования карандашом

    Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

    С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

    В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

    Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

    Растушевка

    Растушёвка - один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

    Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

    1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.
    2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.

    С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

    10 частых ошибок, которые совершают новички

    Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Мы хотим написать о 10 возможных ошибках, с которыми наверняка сталкиваются все начинающие художники.

    1. Неправильно подобранный карандаш

    Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.

    2. Рисунок с фотографий

    Каждый художник начинает срисовывать с фотографий. Но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.

    3. Ошибочные основные пропорции

    Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.

    4. Искривленные черты

    Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать черты лица. В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.

    5. Рисунок животных

    Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.

    Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от темного к светлому.

    Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.

    8. Неправильная бумага

    Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.

    9. Объемность

    Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.

    Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.

    Сначала может показаться, что рисунки карандашом слишком обычные, тусклые. Но с помощью карандаша можно передать огромное количество эмоций.

    Небольшая подборка видео каналов по рисунку карандашом:

    От автора: Если вас интересует живопись, рисунок, композиция, и искусство в целом, то вам сюда! По специальности я Живописец-Монументалист. Окончила МГАХИ им. Сурикова. На канале Art Shima вы найдете ролики на которых я рисую и пишу маслом, и ролики с советами. Так как я владею многими техниками, вы можете смело задавать вопросы, и я с радостью на них отвечу. Подписавшись на мой канал, вы сможете видеть все мои новые видео.

    Интересные видео уроки на любую тематику.

    Работы посложнее, но с хорошим описанием. Если очень захотеть, и такое выйдет.

    Техника рисования: растушевка и штриховка карандашом


    Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Большинство тех, кто учился в художественной школе, выберут вторую технику рисования. Именно ее считают правильной техникой рисования, а растушевку и вовсе не признают. Но есть и те, кто не проходил художественные курсы, и не имеют художественного образования, в том числе и я, но тоже рисуют и очень часто используют растушевку.

    Мы не будем разбираться, какая техника лучше и правильнее, а просто поговорим об этих двух техниках рисования.

    Правила рисования карандашом

    Как вы уже знаете, существует два способа передачи тона – растушевка и штриховка карандашом . Штриховка подойдет больше для рисования иллюстрации, а растушевка придает реалистичности рисунку.

    В учебниках по рисованию можно найти много статей о правилах работы карандашом, о правильной постановке руки, о вырабатывании художественных навыков.

    Ни в коем случае, не стоит подвергать сомнению все эти правила, но, на мой взгляд, они подходят не для всех. В силу разных характеров, художественных навыков, желания свободы в рисовании – люди ищут те техники рисования, которые им более удобны. Не хотят загонять себя в рамки правил. Я думаю, именно поэтому, многими людьми используется не штриховка карандашом, а растушевка, которую многие называют не правильной.

    Растушевка карандашом

    В уроке «Как нарисовать нос человека карандашом поэтапно», как прочем и других уроках, я использовал две техники рисования – сначала растушевку, а затем штриховку. Растушевка, как упоминалось ранее, поможет сделать рисунок более реалистичным.

    Существуют основные правила растушевки, которые помогут вам сделать ее качественнее. Первое - это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывайте рисунок пальцем! Используйте ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги.

    Штриховка карандашом

    С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.

    Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.

    Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.

    Рельефная штриховка

    В заключение, хотелось бы сказать пару слов о рельефной штриховке. Такой вид штриховки используется тогда, когда нужно передать рельеф поверхности рисуемого объекта. Например, губы в уроке «Как рисовать губы простым карандашом: поэтапный урок» я рисовал дугообразными штрихами.

    Как правило, рельефная штриховка карандашом – это использование не прямых штрихов.

    Штриховка - такой метод рисования простым карандашом, когда в качестве главного элемента заполнения рисунка тоном используются многочисленные короткие линии (штрихи) в разных вариациях и сочетаниях.

    Я считаю, что каждый уважающий себя художник должен непременно владеть навыком правильного наложения штриховки.

      Во-первых, это позволяет необыкновенно быстро и эффективно набить руку. А это пригодится даже в том случае, если вы предпочитаете работать красками.

      Во-вторых, на учебных работах, которые выполнены простым карандашом (а значит в черно-белом цвете) очень хорошо видны все ошибки. Этот нюанс активно используется в художественных школах, и пригодится нам при обучении.

    Еще перед началом урока я считаю необходимым отметить несколько организационных моментов.

      Карандаши обязательно должны быть остро заточены.

      Под руку лучше всего класть лист чистой бумаги, чтобы рисунок не засаливался и не размазывался. Избавиться от «грязи» в работе потом будет очень сложно. Легче ее не допустить.

      Я советую по минимуму использовать ластик. Я прекрасно понимаю, что иногда что-то может не получаться, могут возникать сложности или иметь место ошибки. Однако всегда есть способ свести их появление к минимуму. Об этом далее. Если же все-таки случилось нечто страшное, то лучший вариант - начать заново. Вы ведь наверняка не возьметесь за групповой портрет на ватмане в первый же день обучения. Для начала подойдут простые геометрические формы. Такие как куб, шар, цилиндр, конус и др.

    Кроме штриховки некоторые советуют использовать растушевку (грубо говоря, «размазывание»). Я этого делать категорически не советую. Во-первых, так вы не научитесь действительно хорошо рисовать. А во-вторых, работы начинающих художников, которые пытаются освоить этот метод выглядят очень грязными. Мне кажется, что лучше сделать непрофессионально, но зато чему-то от этого научиться, присвоить некий опыт, нежели гнаться за быстрыми результатами . Они придут. Самое главное - наслаждаться процессом.

    Основные принципы чистой и аккуратной штриховки

      Пусть штрихи будут короче, но увереннее и ровнее, чем наоборот. Даже какую-то большую плоскость можно аккуратно заполнить тоном, не прибегая к длинным линиям. Для нас с вами намного ценнее аккуратность.

      Необходимо помнить о законе воздушной перспективы. Все предметы, находящиеся на заднем плане будут намного менее детализированными, а также переходы светотени будут мягче, контраста будет меньше.

      В рисунке простым карандашом очень ценятся эти маленькие «просветы», за счет чего можно различить отдельные штрихи. Считается, что так работа выглядит более профессионально.

      Штриховка должна осуществляться по форме предмета. Вертикальные плоскости - вертикальная штриховка. Горизонтальные - горизонтальная. Округлая - лунообразные. За счет этого на рисунке появляется объем.

    Как правильно штриховать? Практика.

    Для начала необходимо усвоить, что вся суть штриховки - отдельные линии, которые между собой не соединяются. Очень распространенная ошибка начинающих художников - вовсе не отрывать карандаш от бумаги. Но в этом случае мы не имеем ничего общего ни с рисунком, ни с штриховкой, ни с художественным мастерством.

    Художники используют карандаши разной твердости. Самый твердый - 6Н, самый мягкий - 6В. Твердо-мягкий (самый средний) – НВ. Наверняка существуют и еще более дальние варианты, однако они нам однозначно не понадобятся. Я в своих рисунках использую всего 4 варианта: 5Н, НВ, 2В, 6В и мне пока что с головой этого хватало.

    Почему так?

    Чем мягче карандаш, тем темнее и «жирнее» получается штриховка. Но ее становится очень легко смазать. Чем он тверже, тем более светлые выходят линии, но при сильном нажиме бумагу легко поцарапать.

    Начинать штриховку лучше с самого твердого из имеющихся карандашей. Затемнить всегда успеешь, а ластик - вещь неблагодарная. Вечно заденешь что-то лишнее, смажешь что-то важное, а эффекта нужного все равно не получишь.

    Есть несколько способов получить более темный тон. И пользоваться ими нужно именно в той последовательности, в какой я о них расскажу. Конечно, в том случае, если вы хотите добиться аккуратности исполнения в своих рисунках.

      Многослойность. После того, как первый слой твердым карандашом со средним нажимом был нами сделан, можно наложить еще один в тех местах, где необходим более темный тон. При этом второй слой штриховки нужно накладывать немного под другим углом, но не делать никакого ткацкого полотна на своем рисунке из перпендикулярных линий.


      После этого может все равно остаться необходимость сделать кое-где тон еще темнее. Во вторую очередь в ход идет более сильный нажим. Но эта сила должна быть ограниченной, чтобы лист не продавить и не поцарапать.

      И только в последнюю очередь мы можем позволить себе взять в руки карандаш большей мягкости в самых темных местах. При необходимости этот цикл повторяется со всеми имеющимися карандашами по возрастанию мягкости.

    Также существует еще одна техника штриховки, которая очень сильно выручает.

    Растяжка по тону. Проводим темную линию и начинаем от нее штриховать, с каждым штрихом делая тон все светлее и светлее, пока он вовсе не сойдет на нет. Это можно делать от прямой, а можно от кривой. Я рекомендую предварительно потренироваться в этой технике, прежде чем использовать ее в своих работах.


    Как видите, тема достаточно широкая и возможностей у штриховки просто масса. Главное понять основные принципы, а на практике все получится за счет тренировок и удовольствия от самого процесса.

    Вся информация из этой статьи пригодится нам в следующий раз, когда мы будем учиться работать со светотенью на объемных геометрических телах: кубе, шаре, конусе, цилиндре и других.

    До скорого, я буду скучать!

    Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями - есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке - это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

    Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:

    Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
    Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.

    Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:

    Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
    Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.

    Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
    Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

    Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:


    А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости


    В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться - копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео - очень полезное для начала.

    Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.

    При написании поста использовались материалы из

    ВИДЫ ШТРИХОВКИ И ТУШЕВКИ

    Штриховка и тушевка являются одними из основных технических умений в рисунке. Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых однотипных упражнений.

    Прямая штриховка

    Крестовая

    Контурная

    Точечная

    Случайная (зигзагообразная)

    Начинаем ставить руку и осваивать элементарную тушевку без градации, изучая композиции. Не стоит упорствовать, добиваясь совершенного качества на начальных этапах (хотя стремиться к нему, конечно же, надо) . В итоге все равно всегда получается так, как требуется, но плавно и без трагедий.

    Помимо простых графитных карандашей используйте цветные разной жесткости. Также понадобятся тушь и перо – крайне чувствительный к нажиму инструмент. Перо можно заменить роллером.

    Материалы: тушь черная, перо (роллер), чернила, фломастеры, шариковая ручка, баночки для воды, простые и цветные карандаши, ластик, ватман и писчая бумага А-4, тряпочка.

    Штриховка

    Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

    Тушевка однородная (заливка)

    Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима остается постоянной. Если используется «мокрый» материал (материал в инструменте): фломастер, тушь (чернила) и кисть и т.п., то применяется термин «заливка». Материалом называется то, что наносится на лист: уголь, графит, тушь, акварель и т.д. Инструментом – предмет, которым материал наносят. Например: чернила – материал, ручка – инструмент.

    Тушевка с градацией

    Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима постепенно ослабляется или усиливается, в зависимости от эффекта, которого надо достичь. Качественная тушевка отличается мягкими переходами без ярко выраженной «полосатости».

    Заштрихуйте 6 квадратиков, нарисованных от руки, со сторонами приблизительно 3х3 см, подобно аналогу по качеству исполнения, но с любым наклоном штрихов. Три – простым карандашом, три – тушью.

    Затушушуйте 3 квадратика разными материалами

    Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

    Для чего нужна штриховка?

    Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом , то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

    Основные принципы штриховки карандашом

    Неправильно

    1. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку . Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
    2. Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального - горизонтально.
    3. Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
    4. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.

    Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

    1. Штриховка по тем же линиям.
      Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.

    Практическое упражнение №1

    Практическое упражнение №2

    Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

    В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

    Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

    Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:

    Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

    с чего начать рисунок портрета человека поэтапно? как научиться простраивать лицо человека. Как правильно прокладывать полутени и добиться нужного сходства в портретах карандашом. Как правильно штриховать портрет. Расскажут художники МАСТЕРСКОЙ PORTRET-ART.

    Большинство художников-портретистов, работающих в технике «карандаш» творили в различных школах, где обучались мастерству изображения человека. Все художники, исходя из своего образования, создали для себя свою собственную основу того как нужно вести работу над созданием портрета. В этой статье мы поделимся собственными секретами самой распространенной техники рисования.

    начало работы и построение головы

    Художники нашей мастерской работают механическими карандашами, т.к. они обеспечивают чистоту во время работы, в отличие от классических карандашей их не нужно долго затачивать, они позволяют справляться с мелкими деталями гораздо быстрее. Чтобы нарисовать портрет качественно нам понадобится «кляча», это такой художественный ластик, с помощью которого вы сможете исправить свои ошибки и не испортить портрет. Для рисунка механическим карандашом нам понадобятся стержни. Мы рекомендуем использовать стержни мягкостью НВ, В, 2В, 4В и 7В (где В – означает мягкий, а Н – твердый). Теперь нам нужно взять обычный листик А4 и подложите его под вашу рабочую руку так, чтобы он закрывал ту поверхность, которую вы уже заштриховали.

    В первую очередь, вы должны изучить фотографию, а именно общий вид головы, как она повернута относительно горизонтали и вертикали. Чтобы нарисовать портрет человека карандашом правильно, нам необходимо знать некоторые особенности строения черепа. Это можно посмотреть в любом анатомическом атласе. Исходя из формы головы человека, которого вы изображаете, нужно легкими линиями нанести на бумагу общий контур волос, овала лица и обозначить линию губ, носа и его высоты, глаз и бровей.

    работа с плоскостями

    Теперь, когда общие линии нанесены, мы можем переходить к разбору плоскостей лица. Мы должны обозначить высоту носа плоскостью (при желании ее можно заштриховать, чтобы увидеть объем, так можно поступать со всем участками, находящимися в тени), плоскость скулы, которая находится ближе всего к нам, плоскость губ и плоскость глаз, соединяющуюся с бровями. На этом этапе мы не вырисовываем лицо плавными линиями, мы стараемся очень легко наметить геометрические особенности лица человека.

    детализация лица

    На этом этапе работы, мы берем клячу и, проводя ею по плоскости листа, снимаем верхний слой карандаша, то есть делаем линии, нанесенные прежде, почти невидимыми. В этом и есть отличие рисования портретов с фотографии от академических портретов, во втором случае линии построения наводятся и останутся в конечном виде портрета, из-за чего он может получиться грязным. Нам это не подходит. После того, как мы сделали линии построения невидимыми там, где это было нужно, начинаем вырисовывать все черты лица, округлять их и придавать лицу сходство с фотографией. Для того, чтобы добиться сходства можно замерять размеры и отношения их к другим размерам лица, тем самым подбирая оптимальные пропорции. К примеру, сколько ширина носа вмещается в ширину лица, и т.д. Замерять можно все что угодно, здесь нет никаких ограничений.

    начало штриховки

    Для нала штрихования, вы должны закончить все построения и вытереть все ненужные линии на рисунке, т.к. после начала прокладывания тона у вас не будет возможности сделать это аккуратно. Единых правил штриховки не существует, каждый художник делает это так, как ему удобно. Это может зависеть от того как вы привыкли держать карандаш/ручку, от того, правша вы, или левша и т.д. Мы советуем начинать штриховку с самых темных областей портрета. Так как от них позже вы сможете отталкиваться, не затемнив слишком кожу, одежду и глаза.

    проработка полутона

    Далее мы должны перейти на полутона, то есть придать тон коже лица, волосам и одежде, если она не черная, так как на черной одежде чаще всего стоит сделать акцент, (даже если одежда белого цвета , на ней обязательно будут присутствовать полутень, для выявления рельефа и текстуры). На данном этапе мы не должны вытирать что либо клячей (если только не поставили пятно или не размазали что-то). Начинать интенсивную штриховку полутонов стоит (если вы правша), с левого верхнего угла листа, чтобы не размазывать рукой то, что вы уже сделали, и соответственно, если вы левша все нужно делать зеркально. На этом этапе допускается мелкая проработка фона портрета.

    работа с высветлением

    Когда вы закончили со штриховкой, у вас должен получиться почти готовый портрет, но он не будет выглядеть объемно. Не стоит расстраиваться, один из самых приятных этапов в рисовании портрета карандашом, это этап, когда вы высветляете самые светлые места на лице. Чаще всего это кончик носа, белки глаз, верхняя часть скул, надбровные дуги, нижняя губа и в некоторых случаях подбородок. Так же, с помощью клячи, вы можете вырисовать складочки на губах и мелкие морщинки, которые сделают ваш портрет более живым. Волосы нужно осветлять на самых больших переломах форм, тогда они кажутся блестящими и живыми.

    затемнение глубин и чистка

    После высветления, нужно снова затемнить места, где нужно показать пространство, это могут быть: шея, кромка волос, уши, складки на волосах, фон. С помощью этого затемнения мы будем ощущать, что человек, которого мы рисуем, не «приклеен» к листу, а смотрит оттуда. Это очень важный фактор создания портрета карандашом.

    Наш портрет уже готов. Но у вас обязательно останутся какие либо ненужные штрихи или пятна от ваших пальцев, потому что они будут испачканы в карандаш (кстати, во избежание грязного портрета, мы советуем вам несколько раз вымывать руки и хорошенько их вытирать), поэтому вам стоит взять клячу в последний раз и вытереть все, что вам зрительно неприятно. Даже при абсолютном сходстве портрета с фотографией, мы всегда оставляем место для творчества, вы не обязаны перерисовывать то, что вам на портрете рисовать не хочется, вы можете творить и придумывать новую одежду , цвет волос, глаз и т.д. Фото не всегда получается удачным по всем параметрам, поэтому, мы додумываем, корректируем и делаем то, что не смог сделать фотограф, в силу специфики своей работы, а именно – создавать идеальный образ.

    С любовью и трепетом, Мастерская