Поклонение волхвов да винчи. Саймон Кокс Взламывая код да Винчи: Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна - История России

Наверное, невозможно найти в современном мире человека, которому не доводилось слышать имени величайшего итальянского архитектора и художника, учёного и скульптора, мыслителя и философа, изобретателя и инженера, гениального представителя эпохи Возрождения — непревзойденного Леонардо да Винчи.

Наследие

Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека. Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства. Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.

Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.

Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью. По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания. Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, - до сих пор не раскрыта тайна его замысла.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: история создания

Благодаря содействию отца, нотариуса монастыря, в 1481 году Леонардо да Винчи получил крупный заказ на большое полотно для алтаря церкви монастыря Огастина в Сан-Донато Скопето. Договор заключили на два с половиной года. Но картина осталась незавершенной. В 1482 году Леонардо покинул Флоренцию. Местный банкир Лоренцо Великолепный отправил его в Милан к герцогу Лодовико Сфорца, как «посланника муз»: художнику предстояло продемонстрировать созданную им лиру, поскольку только он умел на ней играть.

Краткосрочная, казалось бы, поездка затянулась на восемнадцать лет. Этот поступок художника монахи Сан-Донато сочли бесчестным и предложили завершить начатую работу другому живописцу. Он согласился и стал вносить в картину собственные изменения. Возможно, они были продиктованы требованиями церкви. Но, к счастью, сохранилось множество эскизов, которые помогают понять задумку да Винчи.

Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов»: описание картины

«Поклонение волхвов» является воплощением придуманного Леонардо языка «говорящей» живописи. Удивительная выразительность эмоций, интенсивность жестов спустя столетия будут воплощены в немом кино. Многие искусствоведы считают, что картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» — это некий набросок, состоящий из нескольких тем, которые не связаны со смысловым фокусом полотна - Марией с младенцем Иисусом.

Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. Ее окружают почитатели, преклонившие колена. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары. На заднем, более темном плане, изображено большое дерево, прописанное с натуралистической точностью. Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. Справа находятся два всадника в поединке. В нижнем правом углу расположился молодой человек, который отвернулся от того, к чему прикованы все взгляды, хотя на Святое Семейство указывают его жесты.

Исследователи и искусствоведы уверены, что в этом юноше просматривается портретное сходство с юным Леонардо. Вся композиция построена на фоне горных вершин, что очень характерно для творчества да Винчи.

Сюжет картины

«Поклонение волхвов» (1481) — полотно да Винчи, анализ которого довольно сложен, поскольку его содержание не совсем вписывается в привычные рамки. Композиция построена по принципу пирамиды, где ее вершину определяет голова Марии. Главная тема — поднесение дара одним из волхвов будущему Спасителю. Когда самый старый из царей припадает к ногам Богородицы, второй, прижимаясь к скале, одаривает святого младенца. Собирается опуститься на колени и третий волхв.

Существует версия, что три эти фигуры олицетворяют народы Европы, Азии и Африки, которые готовы принять новую веру. Расположенные слева руины — символ дворца Давида. На его развалинах уже выросли два молодых дерева, символизирующие новое время - эру любви и милосердия. Центральное дерево тянется своими корнями к голове младенца Иисуса, словно намекая на его прямое родство с самим царем Давидом.

Два вооруженных всадника, сражающихся в смертельной схватке, напоминают враждующих королей, которые, посетив Вифлеем, решили помириться. Композиция в целом подчеркивает резкий контраст между ярким светом, который исходит от Марии с Иисусом, и темнотой, их окружающей.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу. Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле. В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Что означает жест Иоанна Крестителя?

Итальянский художник Леонардо да Винчи использовал в своей работе интересный элемент — он изобразил один, но очень значимый жест Иоанна Крестителя. Он трактуется в католицизме как призыв к покаянию. Под центральным деревом да Винчи изобразил старца с указующим перстом.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» акцентирует внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Этот жест прекрасно виден, и молодые персонажи, расположенные на втором плане, смотрят не на Марию с Иисусом, а на человека, воздевшего палец кверху.

Дерево Иоанна

Все исследователи сходятся во мнении, что да Винчи разместил над Марией рожковое дерево (цератонию) неспроста: оно ассоциировалось в символике католицизма с Иоанном Крестителем, который во время странствий по пустыне питался его бобами. В те времена они были пищей самых бедных слоев древних египтян. Значительно позже ими стали кормить домашний скот.

Но Иоанн был настолько неприхотлив во время скитаний, что ему хватало для насыщения всего нескольких стручков с этого дерева. В эпоху Возрождения изображение этого дерева ассоциировалось с присутствием самого Иоанна.

Куда ведут лестницы?

В левом верхнем углу картины можно увидеть две лестницы, каждая из которых насчитывает по шестнадцать ступеней. Они ведут наверх, к площадке, где завершается восхождение. В сумме лестницы насчитывают тридцать три ступени. Это число стало «кодом да Винчи», который дал возможность предположить некоторым исследователям, что Леонардо был связан с орденом тамплиеров. Это число совпадает с числом посвящения в члены ордена.

Так, под слоем краски Серачини обнаружил на верхней площадке сооружения строителей, занятых возведением стен. По замыслу автора стало ясно: «символ язычества» должен был возродиться.

Битва или дуэль?

В верхнем правом квадрате, где изображены два сражающихся воина, высветилось настоящее побоище. Серачини утверждает, что вид этой битвы вызвал у него шок. Вероятно, картина содержала в себе первоначально замысел батальной темы, которую автор позже реализовал в «Битве при Ангьяри».

В этой части картины художник отобразил свое отношение к войнам и к Крестовым походам в частности. Под батальной сценой видны лица людей, которые повернуты в сторону будущего храма новой веры.

Описание и анализ картины, сделанные Серачини, проясняют многие подводные камни, которые стали предпосылками для создания шедевров да Винчи, однако он уверен, что главные открытия еще ждут нас впереди.

Реставрация

Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В ноябре 2011 года специалисты из института Opificio delle Pietre Dure заявили о том, что картина, не покрытая лаком, начинает разрушаться. Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. По их утверждениям, все фигуры, изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета - более живыми, а сама картина — яркой. Однако в ходе дискуссий было принято решение пока не проводить восстановительные работы, чтобы не исказить замысел да Винчи.


Картина "Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи в последние годы была объектом пристального внимания со стороны как профессионалов, так и дилетантов. Наконец шестилетние реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 17 марта по 24 сентября на выставке "Волшебный космос. Возрожденное Поклонение волхвов".

Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер. Из-за этого специалисты боялись приступать к восстановлению, чтобы не исказить первоначальный замысел.

Заказчики картины, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли - Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо. На выставке эта картина Липпи составит пару восстановленному шедевру. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

Поклонение волхвов. Фра Филиппо Липпи, 1496, 200×219 см

Картина "Поклонение волхвов" была начата Леонардо во Флоренции, когда там правила династия Медичи, в то время возглавляемая Лоренцо Великолепным. Леонардо только вступил в Гильдию святого Луки и получил диплом мастера, но слава о нём уже прогремела.

Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана. На втором плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию. Свободное место на переднем плане оставлено для зрителя. Молодой человек справа, предположительно, - сам художник в возрасте 29 лет. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку.

Интересно, что Леонардо акцентирует внимание и на группе сражающихся всадников в верхней части картины, не имеющих отношения к евангельской истории. Изучение подготовительных рисунков позволило специалистам утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее содержание произведения.

Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил сцену "поклонения злу". Персонажи второго плана буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник - страшное воплощение мирового зла. Ближе к центру - еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника, другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Мир как бы разделился: часть людей поклоняется злу, другие - добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные сомневаются.

Среди группы сражающихся всадников прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага - страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над злом - вот главная идея произведения.

Огромное значение Леонардо придавал жесту. В "Трактате о живописи" он говорит: "Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела". Именно этим приёмом, отработанным в подготовительных рисунках, он выразил всю гамму переживаний персонажей картины.

Леонардо да Винчи. Перспективный набросок "Поклонения волхвов", 1481, 16.3×29 см. Тушь, Бумага. Уффицы

"Поклонение волхвов" не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой трактовкой содержания. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр "Мадонна в скалах".

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483-1486. Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см. Лувр, Париж

"Поклонение волхвов" да Винчи послужила высоким примером для многих художников. Филиппино Липпи, который и написал новое "Поклонение", также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. В 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции.

Доменико Гирландайо (1449-1494). Поклонение волхвов,1488. Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция

Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из "Поклонения волхвов".

Рафаэль Санти. Станца "Добродетели и закон", 1509-1511

Вокруг "Поклонения волхвов" строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь творчества Леонардо - Маурицио Серачини, находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Он по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые достраивают рабочие. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине. Некоторые искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481. Доска, масло. 246 × 243 см. Уффици, Флоренция

В Галерее Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Кто такая Джаконда?

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

(Леонардо да Винчи)

В одной из своих работ, я обещал рассказать читателю о загадке Мона Лизы. Тема эта очень щепетильная, требующая долгого осмысления и бережного отношения к ней. И дело не в наследии великого художника Леонардо да Винчи или его великого таланта. Дело в духовной составляющей этой работы, которую ныне воспринимают за портрет. Поэтому, приступая к написанию этой миниатюры, я спешу сообщить читателю, что она, будет продолжением тех работ, которые повествуют об альбигойцах, катарах, богомилах, о моих предках – славянах, покоривших во время великого славянского завоевания всю Западную Европу-Ливонию, и поставивших в местах пересечения торговых и военных путей, знаменитые замки, названия которых, нам знакомы с самого детства. Кого оставит равнодушным слова Бержерак, Каркасон, Альби, Минерва, Рокфиксар, Артаньян, Тулуза и конечно мой Монсегюр. Достаточно вспомнить многочисленные романы, и перед глазами встают величественные стены, на вершинах которых стоят бессменные часовые мужеств и благородства, возникают времена истинного уважения к женщине и матери, идет бесконечная череда исторических персонажей.

Вот замок Фуа. Кажется, что то, слышал о нем? Ну как же! Здесь родился капитан мушкетеров короля Франции де Тревиль. А вот и Артаньян! Кто не знает, знаменитого гасконца, ставшего маршалом Франции. Вот чудный и утопающий в цветах городок Ферте. Что мы о нем знаем? И несмышленый малыш ответит – это родовое поместье графа де Ла Фер, Атоса. И пусть знаменитые мушкетеры никогда не встречались в жизни, по причине того, что жили в разные времена, Лангедок Руссильон – Лангедок Земля Русов, манит читателя, совершенно не знающего настоящую историю этого края.

Если, кому из вас придется путешествовать в тех краях, и возникнет желание посетить скорбные развалины Монсерюра, последнего оплота катарской Церкви Любви Марии Магдалены, красивая и ухоженная автострада, медленно уходящая в Пиренеи, обязательно пробежит мимо красивейшего замка, стоящего посреди искусственного озера, замка с круглыми славянскими башнями, зубчатыми стенами и пиками двух часовен, как рыбные кости, вонзающиеся в небо. Это замок моих предков Андровер, замок видама, управителя и сына епископа-графа Розеса, нашедшего свое последнее пристанище на вершине Спасовой горы или Монсегюра.

Здесь, мой предок Владислав, будет целую неделю держать 25 000 войско папистов, не пуская его по единственной дороге ведущей к Монсегюру. Маленький гарнизон видама Лангедока Руссильон, совершит чудеса храбрости и даст возможность крепости Монсегюр подготовиться к обороне, а жителям деревеньки у подножья горы, укрыться в его стенах или уйти в неприступные скалы Пиренеев.

87 смельчаков, среди которых были и женщины, держали армию де Монфора, а мой Андровер огрызался на любые попытки врага пройте по дороге, орудийным гулом крепостных орудий, множеством стрел и бесстрашными вылазками в контратаку.

Что ты знаешь, читатель, об этих событиях? Разве случайно пробежал глазами полузабытое стихотворение Франсуа Виньона, которое сегодня почти никто не понимает:

«Привиделся мне бой

У грозных стен видама

Бой конных Ла Пантель

Закованных в метал...»

Да и слова, какие то непонятные, что за видам такой?

А между тем, это древний титул дворянина, означающий вице-домини или вице-господин. В раннем средневековье, вся европа в административном порядке делилась на графства. Если графства были удельные, то есть имевшие марку, то правили ими не простые графы а маркизы или марк-графы. Разновидностей графов было много, и приставка к титулу означала степень значимости территории в королестве У всех графов были старшие сыновья, которым отец на правах вассала выделял территории и поручал военно-админстративное управление в своей родовой вотчине. Так появились вице-графы или виконты. Однако, не все графы были мирскими, некоторые имели и духовный сан епископа или аббата, который передавался по наследству. У них так же были старшие сыновья или воспитанники. Так вот у епископа или архиепископа управляющим делами был видам или вице-господин, а у аббата правил от его имени на землях монастырей адвокат или аво. Если же земли были католические и принадлежали рисскому папе, то вице-графом являлся коадьютор. То есть видам это собственно виконт у духовного феодала, священник-воин, чья должность стала титулом.

Если посмотреть на короны достоинства королей и герцогов Европы, то можно увидеть в их основе три лапчатых (мальтийских) креста. Такие кресты означают только одно – основополжником всех королевских династий Европы, стали именно видамы, аво или коадьюторы. Обладая властью над армией сюзерена, финансами, творя суд в графствах и маркизатах, они были реальной силой, которая постепенно вытеснила своих сюзеренов на второй план. Так короли Франции это аво аббата Сен-Дени, а королева Англии в основе своей короны носит лапчатые кресты короны достоинства видама-викария епископа Норфолка, который ныне именуется Архиепископ Вестминстера - глава Католической Церкви Англии и Уэльса (отдельно существует Католическая Церковь Шотландии).

Строго говоря, все короли и герцоги Европы, это узурпаторы власти своих сюзеренов. И так произошло во всем католическом мире, кроме Ватикана. Однако эта тенденция не коснулась Акситании, края где жили катары. Огромное королевство Арагон, тянувшееся от Барселоны до Тулузы не ведало католицизма, и в дохристианские времена (а время реальной жизни Христа 1152-1185 гг. нашей эры, то есть 12 век) исповедало богомилизм, то есть веру в единого Бога по имени Род (Зевс). По-научному, вера в Бога Добра и отрицание бога Зла, именуется дуализмом. Никакого язычества не существовало никогда, и славяне покорившие Европу, принесли в нее свой пантеон богов, который скопирован в Риме и Греции. Это не боги, а современные угодники - угодные Богу люди. Бог же был один во всем известном тогда мире.

Появление в Византии славянского князя Андроника Комнина, ставшего императором Киевской Руси (Киув переводится как царь и означает все тот же Царьград или Византий, а не придуманный хазарский город Самбат на Днепре, именуемый ныне Киевом) и распятого в результате переворота своим «министром обороны» Ангелом Исааком Сатаной, привело к современной легенде о христианстве.

Сам Христос не создавал церквей своего имени. Он тоже был прихожанином русской веры богомилов и ее новой формы церкви Иоанна Крестителя. Ведь именно от него он и принял крещение, в знак согласия с новым толкованием веры.

Все церкви его имени создали три категории последователей: апостолы (современное христианство) родственники Исуса по матери Марии Богородицы – славянской княжны, выданной в Византию с Великой Руси, замуж за севастократора Исаака Комнина (родовое христианство). Третьим родоначальником церкви раннего христианства, стала женщина, жена и мать детей Спасителя, Мария Магдалена. Она не смогла бежать на Великую Русь и с детьми высадилась с корабля на юге Франции, где стояли гарнизоны славян. Ее церковь Христа станет семейной церковью и получит название Церковь Любви. В ней Исус не сын Бога, а самый обычный человек, которого любит земная женщина, ставшая Святым Граалем, то есть чашей, давшей материнство ей от семени Христа. Это и есть церковь катаров, которая станет самым жестким противником ватиканского епископа, называющего себя папой.

Сегодня много можно услышать версий и неправды про эту церковь, именуемую катарской ересью. Говорят, что и катары были полностью уничтожены и даже называют дату сожжения на костре последнего катара в 14 веке. Все это не правда. Мы живы и автор самый настоящий катар.

Ты спросишь, где же вы?! Да везде, мой друг. Особенно много нас на Руси, например на Волге. Это кулугуры-чашечники, староверы, скитники, те, кого называют раскольники. Правда последнее не совсем правда, потому, что раскольники это старообрядцы, вышедшие их староверия и имевшие попов. Староверы же беспоповцы и наши епископы это не церковные иерархи, а скорее учителя, старосты в общинах.

Вот скажи, читатель, есть ли у тебя своя собственная чашка из которой ты пьешь и которую никому не даешь? Если таковая имеется, то посмотри на нее внимательнее и запомни, что она наследие Святого Грааля, семейной чаши, которая принадлежит только тебе, память о том, что твои предки тоже были староверами и почитали Марию Магдалену, девушку из богатого пригорода Византии-Царьграда – Магдалы, ставшей второй женой императора Андроника и родившая ему детей. Да, читатель, дети Христа среди нас и у них есть своя миссия, которая, вскорости, будет исполнена. Это великая миссия по возврату мира к древней вере предков, к христианству без профессиональных верующих – попов.

Тема Марии Магдалены, главная тема творчества Леонардо да Винчи, такого же потомка катаров, как и я. Правда, он принадлежал уже к иному варианту нашей разгромленной в Европе веры. Леонардо был тамплиером. Участь последних так же страшна, как и участь моих предков-мучеников катаров.

Ты извини, за такое долгое вступление, но без него я не смогу пояснить, кто такая Джаконда или Мона Лиза.

Я не буду рассказывать официальной версии историков и искусствоведов. Они один другого стоят. Желающие пусть сами поищут их россказни.

Я просто поясню, что Джа Конда, это жена Конда, где джа это измененное произношение слова жена. Например, певица Джамала это всего лишь жена Мала, а город Джакарта это жена карта или залива.

Ну как, интересно читатель? Хочешь узнать, кто такой Конда?

Тогда слушай. В русском языке конд- присутствует повсеместно: Кондрат, конденсатор, кондитер, кондер, кондуктор и т.д. . А давай-ка вместе поинтересуемся, что означает имя Кондрат. И вот разочарование – кондрат это квадрат или прямоугольник, дословно четырехугольный. Странное имя для мужчины, разве для кондрашки походит. Помнишь выражение «схватил кондрат»? Вот в нем вся и разгадка. Кондрат схватит тогда, когда Христос к себе призовет, тот кто и есть четырехугольник веры или КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ. То есть Исус и есть КОНД.

Конд или краеугольный камень – это первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии, где в основном использовалось как метафора.

Скажу сразу, катары не ведают Библии, как не знала ее Россия до 1863 года. Кормчая, Палея, Святое писание, состоящее из 200 книг, запрещенных в иных христианских церквях и конечно устное предание, вот что документальная основа веры моих одноверцев. Поэтому рассматривать библейскую версию о храме Соломона не буду, тем более я прекрасно знаю, что строил его не еврей Соломон, а турок-сельджук Сулейман Великолепный, и стоит он по сей день на Босфоре-Иордане, под именем Аль-Софи или святая София.

Так вот Христос и есть краеугольный камень Христианства, то есть конд или Кондрат. И если последний хватит как положено и по полной, то не ходи к гадалке, скоро беседовать с самим Исусом.

Для усиления впечатления, объясню, что слово кондовый в старину означало исконный, то есть все тот же изначальный и древний символ.

Жена Конда, это жена Христа или Джаконда и русский мужик Леонардо, потомок катаров Руссильона прекрасно знал, кого он рисует. А рисовал он Марию Магдалену, жену Исуса, основательницу Церкви катаров – христианства Любви, неугасимого огня-памятника этому чувству и верности делу мужа, земной женщины к избранному и совершенному человеку. В нашей церкви есть три Марии: мать, жена и дочь Спасителя и каждая из них сияют чистой красотой души и преданностью своему дорогому человеку, указавшему миру путь к спасению от лжи фарисеев. Про Мать Марию, читатель и сам многое знает, а я рассказал о ней с точки зрения катар. О жене Исуса рассказываю сейчас, а о дочери и вообще детях и потомках, я расскажу как ни будь отдельно.

Пора разобраться и с Мона Лиза. Это тоже не сложно.

Монсегюр – мое спасение, Монреаль – моя жизнь, Монблан – мое облако или вообще небо в смысле высоты и т.д.

Значит и Мона не что иное, как слово МОЯ. Посмотрим значение имени Елизавета. И снова разочарование.

Справочники дают только еврейское пояснение, в то время как славянское и греческие значения совпадают: «Богом клянусь", "Бог - моя клятва", что означает данный обет Всевышнему, его почитание.

Скажи читатель, приходилось ли тебе вечаться в церкви со своей честной женушкой? Если нет, то не расстраивайся, катары тоже не ведают такого обряда, а просто призывают в свидетели Бога, говоря о любви к своей избраннице, то есть давая клятву о верности, принимая обет женатого мужчины (замужней женщины), которая продлит его род. Все таже клятва перед Богом, что и в церкви современного христианства. Кстати, прошу заметить, что в староверии и старом обряде никаких разводов не существует, в отличие от современного христианства. Априори не существует! Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Выбрал суженную, терпи и воспитывай себе жену добрую. А если мозгов нет, то лучше не морочь голову женщине и разводи улиток. Кстати, это и женщин касаемо, например, в книге «Домострой». Почитайте, полезная вещь для семьи.

Итого: Мона Лиза Джаконда это Моя клятва Богу, жена Исуса. Мария Магдалена.

Перед вами не портрет соседской девушки, а икона, лик, писанный с какого то, катарского изображения, а возможно, с девушки, которая была потомком Марии. Все таки, времена жизни Леонардо да Винчи и жизни Марии Магдалены разнятся почти в три века. Все Марии Леонардо похожи и они явно не иудейские матроны.

Вот в принципе и все, что я хотел сказать о Марии Магдалене, оставив читателю право на собственное осмысление ее образа. Мне эта женщина предельно ясна и имя ей жена, честная, верная, любящая. Я рад, что принадлежу к ее церкви и верю, что ее образ из кающейся грешницы, придуманный в Ватикане, приобретет у людей настоящие очертания.

Современные искусствоведы утверждают, что имя модели с которой писал Леонардо свою работу Лиза Герардини, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Однако никаких доказательств нет. А вот если знать, что означает фамилия Герардини, то появится еще одно доказательство правильности моей версии. Герард это твердое копье. Второе значение копье Судьбы, то есть копье Лонгина, которым и убили Исуса на кресте. Интересным будет и имя "мужа" модели, Франческо. Означает оно "из племени франков". Для читателя сообщаю, что французы, обязаны своим названием племени воронов, вранцев, франков. Это славянское племя, которое возглавлял славянскийкнязь Мировей, богомил, давший начало роду франкский королей Мировингов.

Как видите, слишком много совпадений, для принятия иной версии, чем рассказанная ныне читателю.

Можно было бы и заканчивать. Но я вижу, что читатель, хочет задать мне вопрос; «В чем тайна улыбки Джаконды?». Я знаю на него ответ, но передаю слово специалисту, который больше меня понимает в женщинах и их метморфозах в жизни. Слово главному врачу родильного дома, моему давнем приятелю, врачу-акушеру, которого, к сожалению уже давно нет в живых. Я помню наш разговор с ним о Джаконде.

Вот его мнение:

А никакой улыбки нет. Это лицо и мимика беременной женщины, там все признаки этого явления. Могу даже срок определить – начало третьего месяца.

Сегодня мало кто знает, что при рассмотрении портрета под увеличительным стеклом, на одежде, пейзаже, в зрачках, волосах Мона Лизы вписано множество цифр. Это код да Винчи. И нашли их не ученые, а самые обычные полицейские, мои коллеги по службе в органах правопорядка. Такие цифры действительно есть и сегодня они переданы криминалистам и дешифровщкам. Я уверен, что послание Леонардо будет открыто, ведь за дело взялись карабинеры, а это не попы с произвольным толкованием правил собственного обогащения.

Вот на этом, пока все.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень,Франция) - итальянский художник (живописец, скульптор,архитектор и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Катары таких людей зовут совершенными.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя - итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана.

Леонардо Да Винчи. «Поклонение волхвов». Масло. 1481–1482.

Второй план произведения – пейзажный фон с развалинами и сражающимися всадниками. В отличие от первого он создает в сочетании с высоким горизонтом иллюзию углубленного пространства. Но точка схода перспективных линий оказывается не на центральной оси картины, а несколько сдвинутой вправо, переключая внимание зрителя на группу сражающихся всадников. Это подчеркнуто также нарочитым смещением от центральной линии в правую сторону ствола дерева, направлением лестницы из левого верхнего угла к всадникам.

Если внимательно приглядеться к картине, то нетрудно заметить, что она точно делится по горизонтали на три равные части: дальний план, группа коленопреклоненных волхвов и центральная часть с поясным изображением Марии, младенцем Христом и группой персонажей за ними. Тот же принцип прослеживается и по вертикали. Если мысленно провести линии от колонны, венчающей развалины, и вершины ближнего дерева до нижнего края картины, то получится аналогичное трехчастное деление. Этот прием дал возможность Леонардо гармонически соединить все части композиции.

Каждый фрагмент составляет одну девятую часть картины и несет смысловую нагрузку. Зачем же художнику потребовалось столь сложное построение? Казалось бы, сюжет «Поклонения волхвов» раскрыт полностью, а Леонардо акцентирует внимание на группе сражающихся всадников, не имеющих отношения к евангельской истории.

Изучение подготовительных рисунков позволяет утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее, глубинное содержание произведения. Попробуем проследить за мыслью Леонардо. Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил еще одну сцену «поклонения». Но как она отличается от центральной! Вместо спокойного, сосредоточенного созерцания персонажи второго плана в порыве экстаза буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник с отвисшим животом и звериной мордой вместо лица. Поистине страшное воплощение мирового зла!

Ближе к центру – еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника и как бы удивленно вопрошают, кто это? Другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Итак, мир разделился. Часть людей поклоняется Злу, другие – Добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные же сомневаются.

Где же выход, что предсказывает человечеству художник? Ответ дает изображение группы сражающихся всадников. Недаром Леонардо да Винчи самой композицией подчеркивает значение этой сцены. Прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага – страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над Злом – вот главная идея произведения.

Обращает внимание то, какое значение Леонардо придавал жесту. В «Трактате о живописи» он говорит: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела». Именно этим приемом, отработанным в подготовительных рисунках, он смог выразить всю гамму переживаний персонажей произведения.

«Поклонение волхвов» не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой, более углубленной трактовкой содержания. Необходимы стали композиционные построения, не перегруженные многочисленными персонажами. Слишком литературными оказались аллегорические фигуры, недостаточным представлялось и точное следование натуре при изображении человека. Леонардовский подход к содержанию требовал иного художественного выражения идеи произведения и максимально выразительной формы. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр «Мадонна в скалах».

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи может служить условным рубежом, отделяющим искусство Раннего и Высокого Возрождения. Эта картина послужила высоким примером для многих художников. Уже в 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции. Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из «Поклонения волхвов».

Заказчики картины – монахи монастыря Сан Донато, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли – Филиппино Липни, который и написал новое «Поклонение». Он также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

(Нажмите для увеличения)

Картина «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи – одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее. «Поклонение волхвов» — важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв. Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов.

Леонардо родился в 1452 году в Итальянском селении Анкиано, близ городка Винчи, который и дал прозвище художнику. Крестили Леонардо во Флоренции, в базилике Святого Креста. В тринадцать лет Леонардо отказался от карьеры юриста и пожелал заниматься искусством. Он был отдан на обучение к Андреа дель Верроккьо, прославленному живописцу того времени. В годы пребывания в мастерской Верроккьо Леонардо формировался не только как художник. Он обучался и инженерному искусству, и механике…

Леонардо был дитя эпохи Возрождения. Идея, что наш мир – это отражение той гармонии, которая существует на небесах, ярко отразилась в его творчестве. Художник видел в центре вселенной человека, однако человек был для него ценностью не сам по себе, а в сочетании с духом. Мысль Леонардо: где нет Духа Божия, там нет искусства, а где мысль не работает рядом с рукой – там нет художника.

В 1472 году Леонардо открыл собственную мастерскую, постепенно получил признание. Ему начали заказывать работы. Самые лучшие из них связаны с Божией Матерью. «Мадонна с гвоздикой» , где Младенец тянет руки к цветам, а красный цвет гвоздик символизирует Распятие. «Благовещение» , где Мария сидит у дома, занимается рукоделием, Архангел Гавриил устремляется к Ней, но в то же время замирает в молитвенном почитании. На заднем плане пейзаж, который как будто застывает в тот момент, когда Архангел произносит слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»

Поклонение волхвов

«Поклонение волхвов» — картина датирована 1481 годом. Ее заказал монастырь Сан-Донато под Флоренцией. Картина должна была украсить алтарь. Леонардо конечно, гений, но был человек необязательный: незаконченная картина «Поклонение волхвов» – яркий тому пример.

В самом центре холста здесь Божия Матерь с Младенцем, все остальные фигуры группируются вокруг Нее. Это самые разные люди, но основная цель у них общая – увидеть, дотянуться, поклониться Младенцу. Леонардо специально сделал смысловой акцент на физиономических типах людей второго плана. Все они очень разные по возрасту, по выражению лиц, по динамике, по тому, как они склоняются перед Богородицей… Тут же присутствуют и животные – лошади, они как будто разделяют человеческие чувства.

Но можно сказать и иначе… Да Винчи прекрасно знал Священное Писание, не чужд был богословия. И в «Поклонении волхвов» есть очень важная мысль. С Рождеством Христа для человека появляется возможность вернуть себе утраченный рай, то состояние Эдема, прямое богообщение, которое было доступно ему до грехопадения и было утрачено. Так вот животные не просто разделяют человеческие чувства. Как пишет апостол Павел, всякая тварь вместе с человеком ждет окончательного преображения. Поскольку животные были созданы для человека, то разделили его участь. Поэтому всякая тварь с воздыханием ждет преображения человека, ждет восстановления вселенской гармонии, а потому разделяет и радость Рождества Спасителя. В «Поклонении волхвов» это очевидно проявляется.

Другой смысловой момент связан с деревьями – пальмой и дубом. На холсте они являются своеобразными осями, вокруг которых разворачивается композиция. Здесь да Винчи выступил и как символист. Пальма отсылает нас к Иерусалиму, дуб – к кельтской культуре, где он почитался как символ вечности. Когда христианские миссионеры просвещали языческий Рим, они наполнили символ дуба новым содержанием. Пальма – это растение, ветвями которого приветствовали Спасителя в Иерусалиме, исповедуя Его как Царя. Но это еще и то растение, которое паломники издавле привозили со Святой земли. Таким образом, дуб – символ Рима и Италии, пальма – символ Иерусалима, и на холсте происходит соединение этих двух пространств.

(Нажмите для увеличения)

Смысловой центр композиции – Пресвятая Богородица, именно к Ней и к Младенцу все здесь устремлено. Волхвы приносят Ему дары. У да Винчи был излюбленный прием: Спаситель у него как будто играет. Христос очень по-человечески протягивает руку к Дарам волхвов. Божия Матерь с любовью, с человеческими чувствами смотрит на Младенца. Но в то же время Она понимает, что у Нее на руках Христос, Который эти Дары принимает и откликается на человеческий зов. Во всем здесь проявляется особая сущность Христа, божественная и человеческая одновременно.

А на заднем плане холста разворачивается битва. Не очень понятно, что на самом деле там происходит. Но можно допустить такую мысль: в Рождестве Христовом должно быть преодолено то зло, та разрозненность и враждебность, которые есть в мире. И битва уже началась…

Слева на холсте – изображение разрушенного храма. Видно, что он был грандиозных форм. Так символически обозначено, как рушится ветхий античный мир, потому что приходит новое Слово. Но в то же время, можно дальше проследить богословскую мысль о пришествии Христа и значении этого события для мира. Тогда получится, что перед нами не разрушенный храм, а тот, который, напротив, только начинает строиться – сначала с Рождеством Богородицы, а затем – с Рождеством Христовым. Этот храм – приношение молящегося человечества Господу, образ синергии, образ сотрудничества человека и Бога: люди начинают строить храм – Бог откликается на это Рождеством. Так прослеживается мысль: когда-нибудь Божественная и человеческая воля соединятся, и тогда мир преобразится. Начало этому уже положено, и оно в Рождестве Христовом.

Сюжет «Поклонения волхвов» хотя и ограничен холстом, но как-бы выходит за рамки картины. Леонардо использует для этого такой прием: полукругом за Божией Матерью он располагает огромное число людей, но перед Богородицей он оставляет свободное пространство. Оно как бы высвобождено для зрителя. Смотришь на холст и понимаешь: вокруг все занято, кроме одного места, которое осталось специально для тебя. Именно этот прием сделал картину очень личностной, адресованной каждому человеку. Леонардо понимал: только тогда картина станет иконой, когда в ней будет оставлено место для молящегося. Как вокруг Богородицы собрались волхвы, так и для каждого из нас есть возможность припасть к Божией Матери, стать соучастником события. Это очень важная мысль.

В 1482 году Леонардо уехал из Флоренции в Милан. Там начался иной период его творчества. Там Леонардо создал целый ряд своих шедевров, там он написал

Поклонение волхвов - картина Леонардо да Винчи.

Среди незавершенных работ великого итальянского художника Высокого Возрождения картина «Поклонение волхвов» не избежала традиционной для творчества Леонардо да Винчи таинственности и загадочности.

История создания

Молодой художник должен был выполнить заказ монахов - августинцев для католического монастыря в Скопето на заданную библейскую тему.

Леонардо приступил к выполнению контракта и начал писать в 1481 году, но оставил полотно не дописанным, переселившись в Милан. Для завершения полотна, монахи передали ее другому художнику и тот дописал его в соответствии с собственным пониманием изображаемого сюжета.

Исследователи картины считают, что он совершенно не церемонился с замыслом Леонардо. Это подтверждают сохранившиеся наброски эскизов. Судя по этим зарисовкам Леонардо задумал совершенно необычную для традиционной итальянской живописи композицию.

На его картине большое количество деталей и персонажей. Задним фоном служат развалины. Можно предположить, что они символизируют языческую веру. Вдалеке всадники на конях и скалы.

Огромное дерево с обнажившимися корнями, которые подбираются к голове будущего Спасителя – это намек, что он из рода царя Давида? В центре композиции сама Мария с новорожденным младенцем. Их окружают фигуры паломников. В благоговейном жесте поклонения склонились пожилые волхвы с дарами.

картина Поклонение волхвов Леонардо да Винчи

Предполагают, что молодой юноша справа это сам Леонардо. Художники Возрождения частенько прибегали к такому приему, Леонардо он также был не чужд. Все человеческие фигуры выполнены с отличным знанием анатомии, поэтому выглядят не бестелесными созданиями, живущими одной духовной пищей, а людьми из крови и плоти. В этом проявилось новаторство да Винчи – соединить в изображаемом образе внешность и внутренний мир.

Загадки картины Поклонение волхвов

Современные технологии позволили увидеть первоначальное изображение картины, которое во многом кардинально отличается от общеизвестного. Исследователи насчитали на замазанном изображении 66 персонажей. Среди них и традиционные для этого сюжета фигуры животных, которых почему-то нет в окончательном варианте.

Вместо двух фигур всадников изображена целая батальная битва. Вместо позднейших развалин художник вначале нарисовал строящееся здание с большим количеством рабочих. Среди паломников Леонардо изобразил себя дважды - не только молодым, но и в старости. По прошествии более пяти веков великий мистификатор опять задал нашим современникам массу новых загадок.