Помешательство на черных. Чёрные археологи нарыли загадочную вещицу «Звёздный диск

Посвящённая авантюре "любителя металлопоиска" Сергея Кулиничева. Естественно тут же всплыли комментаторы и прямо таки "закричали" о беззаконии, продажных "архах" и беспорочных любителях металлопоиска. В связи с этим, не могу удержаться от ряда замечаний об этой истории и её героях.

1. Об "археологической мафии" и "безобидном хобби"
Кулиничев и сотоварищи, доказывая свою "пушистость", любят обвинять археологическое сообщество во всём, что угодно. Вот свеженький комментарий от одного из "копателей":

Николай - Питер
Этот Кулиничев реальный человек борящийся с официальными археологами-коммерсантами - археологической мафией, которые стремятся запретить реальное изучение истории и хобби десятков тысяч людей, вводят в заблуждение полицию сообщая туда заведомо ложную информацию. Всё это делается для сокрытия арх. находок с последующей реализацией нечестными официальными археологами и для разворовывания средств выделяемых государством на деятельность археологов, в большинстве случаев предоставляющих нулевые отчёты при разворовывании ими обнаруженных арх. находках. Наиболее алчные археологи бросаются на любого человека с металлодетектором, будь он в перепаханом поле или идущего по дороге суля ему нешуточные проблемы...

Так вот, я и есть тот самый "алчный археолог, бросающийся на любого человека с металлодетектором". А о том, что я скрываю или не скрываю можно судить по этому журналу, ну или просто приехать в экспедицию во время раскопок. Про "нулевые отчёты" (и находки которые "скрывают") можно узнать зайдя на любой археологический портал с новостями, электронную базу данных археологических находок или почитав свежие археологические сборники. Про вред "безобидного" хобби я пытался образно объяснить вот в этой .

2. О Сергее Кулиничеве и его борьбе
Сергей Кулиничев из Брянска личность неоднозначная и даже в "стане копателей" к нему отношение противоречивое.
Своей деятельностью он пытается добиться возможности безнаказанно копать с металлодетектором в любом месте, которое не огорожено забором из колючей проволоки с пулемётными вышками по углам не обозначено как объект культурного наследия. Смысл его доводов примерно такой: "законы, запрещающие несанкционированные археологические раскопки, касаются только археологов, а "неархеологи" могут искать и выкапывать древности совершенно свободно". Утверждение весьма бредовое (хотя иногда срабатывает даже в суде). В принципе, это всё равно, что сказать: "законы об охоте касаются только охотников имеющих охотничьи билеты". Примерно так:

А: "Гражданин вы охотитесь в заповеднике и должны (в соответствии с законодательством) понести наказание"
Б: "Дык, меня это не касается. Я не охотник. У меня охотничьего билета нет. Без него я просто придурок с ружьём"
А: "Но вы здесь с ружьём. Вы стреляли в заповеднике!"
Б: "Так я по банкам стрелял. У меня вообще цели охотится не было, я просто люблю свежий воздух, активный отдых и пустые банки! А кабан сам за банки прыгнул, я его случайно подстрелил и собирался к ветеринару отнести. Да и зверей в вашем заповеднике нет, кого тут охранять-то?".
А: "Так потому и нету, что вы всех истребили!"
Б: "Я животных не истребляю, я их люблю и спасаю для людей. Ведь учёные же до них всё равно никогда не доберутся и они все вымрут из-за кислотных дождей. Зато у меня есть отличная коллекция чучел. Хотите покажу? Часть из них (те, которые моль поела) я даже подарил в школьный музей".
А: "???" [впадает в истерику, начинает биться головой о ствол ближайшего дуба, его неожиданно выносят].

Короче, как у Хармса: "тут же побледнел, как полотно, и как тростинка закачался и неожиданно скончался".
.....

Сам Кулиничев прекрасно осознаёт, что занимается поиском древних предметов, которые находятся на территории археологических памятников. А памятник является памятником по самому факту своего существования, независимо от того, внесён он в реестр или нет (это примерно, как считать что человек без паспорта и не человек вовсе). Именно поэтому археологи обследуют участки (уходящие под освоение и застройку), на которых не значатся никакие памятники и ежегодно выявляют десятки и сотни новых селищ и могильников.

А господин Кулиничев готовится и дальше разорять культурное наследие России. Вот как он об этом говорит на одном из форумов (где известен под ником Plotnik) -

3. О бескорыстных "любителях металлопоиска"

Касаясь других герое этой истории и полей, "на которых ничего нет", предъявлю ещё несколько фактов.
Вечером, 19 мая, после задержания Д. А. Харькина и В. М. Ластовки на популярном среди "копателей" форуме Reviewdetector появилось следующее сообщение от пользователя под ником -=Demon=- -

Интересно, чем же этот -=Demon=- здесь занимается?
Посмотрим предыдущие сообщения.
6 мая 2012 г. а -=Demon=- выставил на определение и оценку только что добытую привеску, сделанную из золотой западноевропейской монеты XV в., найденной где-то недалеко от Новгорода. Любому ежу понятно, что такой предмет может, залегать только в культурном слое археологического памятника, да и то не всякого. Монета выдающаяся. Однако, оставим её нумизматическую значимость за скобками. Она гораздо важнее как исторический источник, свидетельствующий о контактах жителей Новгородской земли с Западной Европой. Но именно эта составляющая в результате "демонических" действий безвозвратно утрачена - мы никогда не узнаем к какому памятнику относится это свидетельство.

То есть, как видите, этот человек давно и активно промышляет разграбление археологических памятников. Нашего с вами общего культурного наследия.

Ещё один "борец с беззаконием", приехавший защищать Харькина и Ластовку на место происшествия. Он оказался новгородским дилером компании Minelab (чужеземного производителя металлодетекторов) и владельцем магазина "Эхо войны" на новгородском автовокзале, в котором продаются, среди прочего, предметы, которые могут быть получены только в ходе незаконных раскопок. Вот его витрины -

Вот такие они, бескорыстные любители истории с металлодетекторами...

Есть среди "металлодетектеристов" те, кто не понимает что творит или просто бездумно развлекается. Обращаясь к ним, скажу:
- Бросьте вы это. Это не хобби, это уничтожение нашей с вами истории и нашей с вами культуры.

P. S. Вчера ездили на очередное обследование в Поозерье (ключевой район для изучения ранней истории Новгорода и Новгородской земли). Были как раз рядом с Васильевским, где разворачивались первоначальные события этой истории. В нескольких километрах от него находится средневековое городище Георгий с сопутствующими селищами. И рядом с городищем (на фотографиях - возвышенность поросшая деревьями), и на расположенном напротив селище (где мы ловили "кладоискателя" в 2011 г.) свежие следы металлопоиска.

Какая уж тут культура...

Черная археология была ещё в глубокой древности. И в наши дни по размаху она уступает разве что отмыванию денег и торговле оружием. Мы расскажем, как появилась черная археология, кто ей промышляет и как работает рынок черного антиквариата.

Ограбленные фараоны

Черная археология зародилась еще в древнем Египте. Уже с самой ранней египетской истории известны осквернители гробниц, которых не смущали ни соседство смерти, ни обещания жестокой расплаты, ни мифы о мести мертвых фараонов. Они разоряли и разрушали камеры своих царей, сдирая позолоту даже с мумий.

Как рассказывает один древнеегипетский папирус Амхерста-Капара, профессия грабителей гробниц – одна из древнейших в криминальной области. Причем занимались этим обычно не одиночки, а целые группировки.

Чтобы защититься от них, уже в Среднем царстве фараоны были вынуждены прибегать ко всяким ухищрениям: строить замысловатые лабиринты с ловушками и пустыми комнатами, писать многочисленные таблички с проклятьями, казнить строителей гробниц и даже нанимать специальную стражу, которая бы стояла на страже их вечного сна.

Но с охраной всегда можно было договориться, а многочисленные ритуальные статуэтки и надписи наподобие: «Пусть у тебя, о нечестивец, отсохнут руки и отнимутся ноги, если ты сейчас же не вылезешь из моей могилы...» грабители просто игнорировали, продолжая вскрывать один каменный саркофаг за другим, иногда унося с собой голову мумии, веря, что так месть Ка (души человека) их точно не постигнет.

Черные копатели

Разумеется, разграбление происходило не только в Египте, а во всех странах мира, в любых местах, где был шанс найти зарытое сокровище. В России времен Петра I целые «паломничества» отправлялись к скифским и сарматским курганам, чтобы потом переплавить и по дешевке сбыть золото степных царей.

Историков и археологов беспокоят не столько пропавшие клады, сколько уничтожение менее ценных с точки зрения прибыли, но совершенно незаменимых для науки памятников: надписей, предметов из керамики, органики, бронзы, и культурных слоев, которые позволяют не только датировать поселение и гробницу, но и реконструировать ее. В нетронутом слое даже простой разбитый горшок может представлять для археолога бОльшую ценность, чем орнаментированная подвеска из кургана, где успел «поработать» черный копатель.

Как ни прискорбно, но иногда к разрушению памятников прибегали и сами археологи. История знает множество случаев, когда чтобы докопаться до следов определенной эпохи, уничтожались все предыдущие. Эта «методика» раскопок была распространена в XIX веке среди первооткрывателей археологии. Именно так Генри Шлиман искал Трою, а Артур Эванс – Кносский дворец.

Династии

Во многих странах ремесло черного копателя превратилось в наследственное. В особенности такая картина наблюдается в развивающихся государствах, на чьи территории в основном и приходятся все древнейшие центры человеческой цивилизации.

В Египте доходы от «теневых раскопок» являются главным источником доходов для целых поселений. Так, коллекционер и общественный деятель, Петер Элебрахт писал о жителях селения Эль-Курны (на месте фиванского некрополя): «Когда в XIX веке европейские ученые бросились на штурм египетских древностей, фиванский некрополь сделался магазином самообслуживания, где поставками в ночи и уединении занимались жители Эль-Курны. Обитатели этого селения построили над погребальными сооружениями свои дома-башни и стойла для скота. Погребальные камеры они используют в качестве прохладных погребов. Кроме того, они представляют собой надежное место для занятия таинственным побочным промыслом. Ни один рьяный блюститель закона не увидит, как там, в совершенной безопасности из стены вырубают рельеф или роспись. Пока дедушка в «погребе» работает как забойщик, старший сын у дома предлагает туристам маленькие недорогие сувениры».

На теневом рынке

Черный рынок продажи антикварных ценностей появился вместе с первой вскрытой гробницей, развивался вместе со спросом на реликвии и «мумие» в Средние века и расцвел вместе с ростом интереса к предметам старины в XIX веке, когда из Египта, Вавилона и других древнейших центров вывозили все, что только можно было увезти.

«Чем древнее - тем дороже!» - вот лозунг спроса и предложения на «черном рынке» антиквариата. В последние десятилетия, по данным уже упомянутого Петера Элебрахта, из стран бассейна Средиземного моря ежегодно вывозятся культурные ценности на сумму в 7 млн. долларов. Подлинные или фальшивые – все вещи оцениваются семизначной цифрой.

Процесс купли-продажи на черном рынке подчиняется строгому распорядку, не меньше чем официальная сделка. Нарушение правил не приведет ни к чему кроме убытков или даже смерти. Если покупатель вызывает самое легкое недоверие осведомителя, для него вход на черный рынок может закрыться на долгие годы или вовсе навсегда, поскольку все важные сведения мгновенно распространяются в тесном кругу агентов и торговцев.

Египетский аукцион

Скупщики из самых разных стран являются настоящими мастерами своего дела. Это люди «надежные», их платежеспособность и репутация хорошо известна бандам. Элебрахт приводит рассказ о том, как работает теневой аукцион в Египте.
Все начинается с письма осведомителя «надежному лицу», то есть проверенному покупателю, о том, что продается предмет, представляющий особый интерес. Далее следует краткое описание без указания стоимости. Покупатель через посыльного дает понять, что хочет установить связь с продавцом. Далее организовывается встреча.

Покупателю предлогают профессиональные фотографии предмета: вид спереди, вид сбоку. После подробного изучения заходит разговор о цене. Торговаться черные археологи не любят, но за назначенную цену могут также помочь с прохождением таможни, оформлением декларации и пересылкой товара до заказчика. Как правило, заказчики - люди обеспеченные, и за скиду предпочитают не воевать.

Все дороги ведут в Швейцарию

Одной из главных стран антикварного бизнеса, как законного, так и теневого, считается Швейцария. Этому способствуют: удобное географическое положение – близость к древним цивилизациям Средиземноморья, комфортабельные пути сообщения, состоятельные туристы.

Все это превратило Швейцарию в международный центр торговли уникальными предметами культуры и искусства всех времен и народов. По мнению исследователей вопроса, это хорошо знает отдел Интерпола, занимающийся поиском пропавших ценностей. Поэтому, в случае ограбления музея или частной коллекции, ищут в первую очередь в антикварных магазинах Женевы, Цюриха, Базеля, Берна или Лозанны. Иногда это приносит плоды, но обычно швейцарские антиквары просто разводят руками: «Нет, не видели...Как можно?».

Эту фразу можно часто услышать у тебя за спиной, в какой-то деревне, когда приехал на место копа. На самом деле это не совсем так, черная археология и обычное хобби поиск старинных монет, это две разных вещи.

Чёрные археологи – люди занимающиеся раскопками на исторических ценностях, не имея при этом разрешения на право производства раскопок археологических памятников.Ни какой ценности эти люди в государство не несут. Как правило находки сдаются на черный рынок.

По мнению ученых, черная археология, это такое же варварство, как вырывание страниц из старинной книги. Ведь вещи найденные черными археологами, как правило оседают в частных коллекциях и оказываются потерянными для науки.

Но сами черный копатели, считают что лучше они будут оседать в частных коллекциях, чем сгнивать в земли. Ведь государство не выделяет на раскопки археологам деньги, придя на место так называемых раскопок, там не ведется никаких работ годами.

Жаль что этих людей не интересуют поля после распашки, или старинные села. Их цель, это курганы, места раскопок, солдатские могилы. А прочитавши мой , можно понять, что на могилах не всегда хорошо копать.

Ежегодно в нашей стране, действует тысячи армии таких черных копателей, разрушая тонкий слой земли и наполняя черный рынок находками. Как говорят белые археологи «если решил что-то ценное продать, так благодаря черным уродам цена жутко занижена»

Черная археология и закон

Существует закон, правда он утвержден в Украине. За незаконные раскопки, на местах которые несут археологическую ценность, можно получить штраф 2550 гривен, (раньше было 1700), или два года тюрьмы. Правда как всегда черных копарей награждают условным сроком.

Для белых археологов с металлодетектором есть зона от курганов, которую следует соблюдать. Она составляет 50 м, от насыпи. Будьте внимательны, а то можно хорошенько попасть.

ст. 243 Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

ст. 243.1 Незаконная добыча археологических предметов, имеющих историческую, культурную или научную ценность.

Кстати внимание! Наша рада хочет ввести закон, «уклонение от обязательной передачи на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда археологических предметов», но его вводят уже около года. А если введут, будет плохо.

Черная археология второй мировой войны

Куча солдат считают пропавшими без вести. Есть клубы, которые находят такие захоронения и сообщают родственникам. Их не стоит путать с черными делами.

Черные копари мешают работу таким клубам и волонтерам. У них это «черный бизнес». Часто снимая ордена и значки отправляют за границу, не оставляя родственникам таких солдат ничего. А ведь возможно их кто-то искал?

Очень охотно продаются ордена наших солдат и немецких в германию. Так же немецкие коллекционеры готовы купить места где находятся остатки танков. Хоть в каждой деревне есть легенды о затонувшем в озере тигре.

Если вас задержала милиция, что делать?

Это не как не относится к черным археологам. Если их задержали правоохранительные органы, то это на долго. А бывает гуляешь с металлодетектором по пляжу, или идешь к машине по обочине, а тут к тебе подходит жирный дядька в форме и начинает качать права, думая «этот дурень все равно законов не знает».

Поэтому чтобы такого не было в первую очередь вы должны не волноваться, волнение видно сильно, и тогда натиск со стороны милиции может усилится, в итоге отдадите мд и все.

В первую очередь милиционер должен представится и показать удостоверения. Если такого не произошло, попросите об этом его, причем грозно попросите. Если милиционер не реагирует на вашу просьбу, то вы должны сказать «Согласно ч.2 ст.5 Закона Украины «о милиции»» вы как сотрудник милиции при обращении к гражданину, должны представится, сказать свою должность, показать удостоверение. Так, как он этого не сделал вы можете смело идти.

Другой разговор, если милиционер представился и показал удостоверение. Тогда, вы должны записать его фамилию и имя. Хоть вам это и не пригодится, если будете действовать согласно моей схеме. Ну все равно запишите, так он поймет что не с тем связался и возможно даже побоится продолжать разговор.

Главное не сопротивляться, не убегать, не показывать взволнованный вид, пугать законом, ничего не подписывать. Можете требовать соблюдения своего конституционного права, включите в телефоне камеру или запись аудио, это не противозаконно.

Ну на этом я закончу свою статью, теперь вы знаете что такое черная археология и черная археология второй мировой войны и самое главное, знаете что делать если вас остановили правоохранительные органы милиции.

P.S . И на последок советую посмотреть видео, один день с черным археологом.

Где-то начиная с 2005 года мне в лесах и в полях стали попадаться люди в камуфляже, с металлоискателями и небольшими, нездешними, лёгкими лопатами. Жители отдалённых деревень в беседах тоже стали рассказывать мне, что по их огородам и в полях бродят какие-то чужие люди, что-то ищут, роют ямки в земле. Ямками этими, вырытыми на всех грунтовых дорогах и часто не закапанными, они селян достали. Люди жаловались, что и старые кладбища по ночам эти приезжие раскапывают, и по домам заброшенным лазают, углы приподнимают домкратом, печки ломают. Местным мужикам это не нравилось, доходило до ругани и до стычек. Из рассказов деревенских людей я понял, что это новое явление их беспокоит и решил в нём разобраться. Тем более что селяне просили меня прояснить ситуацию и написать хоть какую-нибудь статью, чтоб им было ясно, кто к ним пожаловал в гости и как им к этим гостям относиться.

Поразмыслив и наслушавшись селян, я задумал писать статью обличительную, направленную против незваных гостей. Мол понаехали тут, ходят везде, вынюхивают, высматривают, расспрашивают, ищут, копают, расхищают историческое наследие и всё такое. Но по своей въедливой деревенской привычке решил сначала серьёзно вникнуть в суть вопроса, понять то, о чём собираюсь писать, чтоб потом не стать посмешищем в глазах понадеявшихся на меня земляков. И неожиданно для себя открыл новый, интересный мир, который существует в лесах и полях параллельно со мной и независимо от моего отношения к нему. Мир, населённый увлечёнными людьми. В результате, статья моя получилась совсем иная, чем была задумана изначально.

Она была опубликована в одной из местных газет. Потом я её дополнил новыми данными, рассуждениями и она долго ходила среди поисковиков и их оппонентов и вызвала много откликов. Поисковики благодарили меня за объективный подход и за поднятые в ней вопросы. Эта статья памятна мне ещё тем, что рассорила меня с официальными археологами и, по выражению одного молодого, горячего учёного, «навсегда закрыла передо мной дверь в их сообщество». Ну да ладно. В этой жизни много других дверей, а в лесу – много дорог.

Вот эта статья.

Погожий, солнечный, летний день 2011 г. Я на своем стареньком, надёжном, добром велосипеде «Минск» еду в Хахлево ─ деревню ныне не существующую, которая располагалась ранее между и Мощаницами, чуть западнее от них. Старая, прямая, как струна, красивая, ныне не ездовая дорога с заросшими берёзами дренажными рвами по обочинам выводит меня к краю глубокого, непролазного дремучего оврага, который начинается от Алёшкова и уходит к Винёвским Дворикам. Здесь, вытянувшись вдоль оврага и находилась раньше деревня Хахлево. Ныне это пустошь, поросшая мелколесьем и густой, высокой, в человеческий рост травой. Глухомань несусветная, кругом ни души. Даже гадюка, свернувшаяся кольцами на пне и греющаяся на солнышке, долго раздумывает: уползать ей при моём приближении или нет, и наконец лениво так, нехотя, сползает с пня в заросли одичавшей малины.

Вдруг из густой травы прямо на меня с рёвом выезжает крутой (не «асфальтовый») внедорожник с «кенгурятником» на капоте, объезжает меня и едет в сторону Мощаниц. Я лишь успеваю разглядеть троих молодых ребят в хорошем камуфляже и с металлодетекторами, сидевших в машине и с удивлением смотревших на меня: «Откуда этот болван здесь взялся?!»

«Чёрные». В последнее время я постоянно, повсеместно их встречаю, даже в самых глухих местах. Они стали обязательной и неотъемлемой деталью любого сельского пейзажа.

Кто же они такие – эти «чёрные», откуда взялись?

Попробуем разобраться.

Термин «чёрные археологи», «чёрные копатели» появился в начале шестидесятых годов прошлого века, когда предприимчивые молодые люди стали раскапывать места кровопролитных сражений Великой Отечественной войны в поисках прежде всего оружия, а ещё орденов, медалей, знаков различия и т.д. Этому способствовало то обстоятельство, что останки геройски павших в боях наших (и не наших) солдат не были должным образом захоронены. Раскопки тех далёких годов носили чисто коммерческий характер. Существовал целый нелегальный (а порой и легальный) рынок сбыта всего, что извлекалось из земли. Занятие это было рискованным. «Чёрные» частенько подрывались на минах и снарядах Второй Мировой. Да и местные жители относились к ним с ненавистью и презрением и порой устраивали над ними самосуд. Ведь ещё свежи были в сердцах воспоминания о той страшной войне.

Постепенно движение это стало сходить на нет. Нераскопанных мест становилось всё меньше, годы шли, металл в земле ржавел. К тому же появились конкуренты –официальные, легальные отряды энтузиастов-поисковиков, зачастую состоявшие из бывших, но одумавшихся «чёрных», которые теперь занимались поиском, установлением личности и захоронением останков павших бойцов, т.е.благородным делом.

В шальные девяностые эстафету «чёрных археологов» приняли копатели могил на старых, деревенских кладбищах. Отдалённые кладбища Ростиславля, Алёшкова, Рёброва, Кобякова были безжалостно разрыты. Это было что-то ужасное, это была невиданная доселе в наших краях беда. Огромные ямы, отвалы свежевыкопанной земли, кости, черепа, безмолвно взирающие пустыми глазницами на деяния своих потомков. Черепами этими, насадив на палки, мальчишки в нашей округе пугали девчонок. Сразу наплыв на стихийном рынке в Измайлово наперстных крестов, перстней, орденов и медалей всех войн. А чего тут удивляться? Сколько церквей в своё время было взорвано и разрушено? Сколько кладбищ осквернено, срыто бульдозерами? (У нас кладбища наших предков – излюбленное место для застройки. «Литерные» дома стоят на кладбище, а в совхозе «Озёры» на кладбище построены гаражи.) Если государству можно это делать, то почему отдельным людям нельзя?

В начале двухтысячных годов, с поступлением в продажу импортных, чутких металлодетекторов появилось третье поколение охотников за удачей, гордо именующих себя поисковиками. Это — люди очень увлечённые, хорошо знающие историю, зачастую имеющие высшее образование, знакомые с методой ведения поиска и археологических раскопок. Человек в камуфляже, с металлодетектором и лёгкой лопаткой в руке прочно «прописался» в наших краях.

Говорят об этих людях много, зачастую рассказывая небылицы о найденных кладах, несметных сокровищах, тайниках и т.д, наподобие истории про графа Монте Кристо. Я часто бываю в поле, в лесу и общаюсь с разными людьми: грибниками, собирателями трав, охотниками, браконьерами, лесорубами, а теперь вот и с поисковиками. И у меня, естественно сложилось своё представление о них и о их деятельности.

Люди это в основном молодые, от 17 до 35 лет, крепкие, спортивные, хотя встречаются «ребята» сорока-пятидесяти лет, и постарше. Хорошо ориентируются на местности, умело используя древние карты, военные карты, навигаторы, электронные карты, снимки из космоса. Читают специальную литературу по археологии, владеют информацией о поисках и находках официальных археологов (многие из поисковиков сами работали в археологических экспедициях.). Некоторые из них так увлечены поиском, что ходят вблизи деревень даже ночью, с налобным фонариком, пугая местных старушек и порождая легенды о блуждающих огнях, инопланетянах, неупокоенных душах и т.д. Находки свои классифицируют, заносят в каталоги, обмениваются, консультируются со специалистами. У некоторых из них есть коллекции находок, которые смогли бы сделать честь любому серьёзному музею. У поисковиков есть свои сайты, свои газеты и журналы, посредством коих они общаются, делятся впечатлениями и информацией, знакомятся. Есть специализированные магазины, где можно купить всё, что необходимо охотнику за удачей. Одним словом – это целый свой мир, со своими понятиями, правилами, законами, языком, кодексом чести. Мир вовсе не опасный, дружелюбный и (как ни парадоксально) открытый для интересующихся людей и даже для ненавидящих поисковиков археологов. За всё время моих долгих хождений по лесам и полям и сбором материала для этой статьи у меня ни разу не было конфликтов и каких-либо напрягов с поисковиками. Наоборот, узнав, что я хочу написать про них объективную (не знаю, насколько мне это удалось) статью, они всячески помогали мне, рассказывали много чего интересного, с пониманием относились к моему дилетантству и терпели мои наивные вопросы.

Большинство из них не копают могил, курганов. Презирают мародёров, называя их «стервятниками», не ведут поиски в местах официальных, археологических памятников. Не мешают работе федеральных археологов и не спорят с ними, безоговорочно признавая за «лицензированными» право первенства.

Выкопанные, не представляющие интереса железки выкладывают на видное место, чтобы те, кто пойдет после них, не повторяли уже проделанные работу. С удовольствием экспонируют свои находки в музеях (при условии обеспечения их сохранности) и даже любезно предоставляют их для составления каталогов и лекций по краеведению.

К сожалению, идеального портрета бескорыстного «рыцаря полей» у меня пока что не получается. Некоторая часть поисковиков, а это немалая армия, не гнушается раскапывать старые кладбища, «бомбить» курганы, «ныряют» на территории официально объявленных и известных памятников, нанося своими действиями огромный вред. (Я уже не говорю о моральной стороне раскопок кладбищ, если разговор о морали здесь вообще уместен). Так были частично или полностью уничтожены многие старые кладбища в нашей округе.

Язык поисковиков

Язык поисковиков очень информативен и интересен. Например:

  • Поднять – т.е. найти вещь;
  • Оброн – вещь, найденная вне древнего поселения, случайно оброненная в поле, на лесной дороге;
  • Домонгол – находка домонгольского периода.
  • Новодел – современная находка.
  • Конинка (конина) – медная или бронзовая деталь конской упряжи.
  • Чернина – «чёрный» металл (сталь, чугун)
  • Цветнина – «цветной» металл (серебро, медь, бронза, латунь, свинец, алюминий и т.д.)
  • Чешуя – мелкая, действительно напоминающая рыбью чешую, монета.
  • Удел, удельная чешуя – довольно редкая монета удельного княжества.
  • Империя – монеты, начиная с Петра Первого и до 1917 г.
  • Советы – монета Советских времен.
  • Ходячка – современная, находящаяся в обращении монета.
  • Гирька – цельнолитая или пустотелая медная (иногда бронзовая) пуговица.
  • Лицензированные – официальные археологи.
  • Репутация – особый статус человека в полях. Вроде как княжеский алый плащ или рыцарские знаки отличия. Человеку с Репутацией всегда найдётся место у костра, его накормят, напоят, всё ему расскажут, покажут и отнесутся к нему с уважением. Репутацию заслужить очень непросто, а потерять – легко.
  • Понятия– негласные правила поведения в лесу и в полях, правила вежливого обращения с любым встреченным на поиске человеком.

Почему это движение поисковиков ширится, разрастается, набирает обороты?

Ну, во-первых, это хороший, интересный, интенсивный отдых после работы. Тут и азарт, и адреналин, и свежий воздух, и чудесная, не тронутая (поисковики зачастую ходят по глухим местам), природа. В любом случае – это, наверняка, лучше, чем проводить свободное время, стоя у винного магазина. Изучение родной истории, опять же. Большинство поисковиков — хорошие историки и краеведы. Не скрою, от них я узнал много для себя нового и интересного. И потом. У нас есть лишь федеральные, официальные археологи и, к огромному сожалению, нет археологов областных и уж тем более – районных. Так что археологическим краеведением в нашем районе вообще, по крупному счету, заниматься и некому. Тем более что предметы старины не могут долго лежать в земле и ждать своего «официального» часа. «Ничто не вечно под Луною» ─ банальная истина! Предметы старины съедает коррозия (особенно в полях, где сыплют удобрения), их увечат и ломают плугом при распашке. (Плуг «берет» на 40 см, а прибор поисковиков — на 15 см. И ведь никто тракториста за уничтожения культурного слоя и находок не ругает!). Дробят дисковыми фрезами при рыхлении почвы. На местах их залегания строят дачи, (а дачи и строят, в основном, в живописных и удобных для проживания местах, где раньше были древние поселения), роют траншеи под прокладку коммуникаций. Если бы не поисковики, то многие из находок давно и безвозвратно были бы утеряны. А так они сохранены, целы, и это уже неплохо, хоть и находятся пока в частных коллекциях. А там видно будет! Кстати многие поисковики готовы хоть сейчас передать часть своих коллекций музеям. Только вот не все музеи наши могут гарантировать им сохранность их коллекций. Хорошо помню, как во времена моего далекого детства в нашем Озёрском краеведческом музее стоял большой стол, где под стеклом лежало много различных монет. А на стене висело штук пять каких-то старинных сабель. Сейчас ни монеты, ни сабли в нашем музее почему-то не экспонируются.

Хотим мы того, или не хотим, но движение поисковиков ширится, набирает силы. И с этим нельзя не считаться. Это, как седина в висках. Можно сколь угодно сокрушаться по этому поводу, негодовать, но это мало что изменит. Как говорят у нас в Болотове: «Мужик семь лет на базар серчал, а базар и не знал!» Ругая движение поисковиков, мы тем самым создаем им рекламу. В конце концов, Генрих Шлиман, открывший миру Трою, по меркам официальных археологов тоже был «чёрным»! Ведь у него не было специального археологического образования! Другое дело – направить это движение в более цивилизованное русло. Разработать правила, ввести аттестацию, членские билеты наподобие охотничьих, лицензии на поиск в определённых районах. (Мы ведь не осуждаем и не запрещаем охотников – любителей, хотя есть и профессиональные охотники – промысловики. Параллель явная.). Обозначить места, где любительский (и любой другой) поиск запрещён (чего до сих пор не сделано). Использовать армию энтузиастов – поисковиков для благих целей: разведка, привязка к местности и т.д. Ведь не секрет, что официальная археология малочисленна, недофинансирована и при всем желании не может вести такой масштабный, «ковровый» поиск, как это делают поисковики. Археологи зачастую просто не имеют возможностей и средств, чтоб обследовать все перспективные места, а в некоторые из них они вообще никогда не доберутся. А как известно: «Свято место пусто не бывает». Когда в лихие девяностые было туго с врачами, появились разного рода «экстрасенсы», «целители», «ясновидящие». Вот и сейчас поисковиков в наших полях пожалуй больше, чем рыбаков на Оке. К нам едут из Москвы, Каширы, Зарайска, Рязани – отовсюду! И это уже начинает напрягать. Все поля, все проселочные дороги ямами изрыты. Эти, всем уже намозолившие глаза ямы я встречал в самых глухих и труднодоступных местах. В Кобякове, Хахлеве, Гремячеве, Фофанове. Надо бы всё это как-то упорядочить, но опять же разумно и без противостояния и гонений. Ведь гонимых и обиженных у нас на Руси издавна любят и жалеют!

Запретительные меры здесь вряд ли эффективны. К тому же, для сравнения, весной нынешнего года по посаду древнего Ростиславля была прорыта с помощью экскаватора огромная траншея для укладки труб. По мнению археологов, безвозвратно утерян буквально напичканный предметами старины культурный слой, площадь которого составляет более 400 кв. метров! Куда там поисковикам с их саперными лопатками! Никого за это не наказали. Был суд, на котором выступали мы с Максимом Муромским, на котором действие людей, выкопавших траншею, признаны законными. Археологи (которых мы приглашали), на суд так и не явились, хотя до этого негодовали, рвали рубаху на груди и всё такое.

Послесловие.

24 сентября. Мы с Максимом Муромским едем к Обуховскому пруду – фотографировать осенний закат. Чуть в стороне, едва различимые в камуфляже, по свежевспаханному полю, растянувшись цепью, как пехота, идут пятеро поисковиков. Ловко работая металлодетекторами, сосредоточенно «чешут» всё «под гребёнку». За ними, как танк поддержки, ползёт огромный внедорожник с московскими номерами. При виде этой картины почему-то стало тревожно на душе.

Я изложил свою, сугубо личную точку зрения на проблему, отмахнуться от которой так просто уже нельзя. Хотелось бы узнать мнение по этому вопросу уважаемых читателей и самих героев моей статьи.

Сердечная благодарность за консультации, поездки «в поле», беседы у костра и рецензию статьи поисковикам Ивану, Александру и Михаилу.

Сложившийся в сознании обывателя образ "черного археолога" не очень привлекателен. В СМИ их представляют как беспринципных охотников за наживой, глумящихся над древними могилами и уничтожающих бесценное культурное наследие. Иногда, конечно, такое случается. Однако на самом деле чаще их деятельность приносит пользу исторической науке.

Начнем с того, что серьезной коммерческой выгоды их деятельность, как правило, не приносит. Согласно свидетельствам самих "копарей" (именно так называют себя эти неофициальные любители старины), один "раскоп" приносит каждому его участнику не более пяти тысяч чистой прибыли. Остальные средства, полученные от продажи артефактов, идут на то, чтобы окупить расходы на экспедицию.

Конечно, речь идет о средних доходах, - иногда прибыль от продажи может исчисляться сотнями тысяч долларов. Однако такое бывает крайне редко и в большинстве случаев не в нашей стране, а где-нибудь на островах Карибского моря.

По рассказам отечественных черных археологов, только один из десяти раскопов способен принести хоть какую-то прибыль. Остальные девять - сплошные убытки. Правда, следует заметить, что среди копарей очень много тех, кто собирает древности не для продажи, а для пополнения собственной коллекции или обмена на недостающие экземпляры. Понятно, что для них раскопки вообще никогда не бывают прибыльными.

Да и рыночные цены на древние артефакты сейчас довольно низкие. Как рассказывают украинские копари, за 9 полтораков (серебряных монеток первой половины XVII века) дают всего лишь около 20 долларов. Рядовые древнеримские динарии стоят от 10 долларов за штуку, что тоже достаточно дешево. Не дороже стоят и другие предметы, которые чаще всего попадаются черным археологам: фибула или бляха идут всего за 10 долларов, а железный наконечник копья X века покупают за 1,5-2 доллара.

Так что, как видите, особой прибыли раскопки действительно не приносят. Поэтому логично предположить, что в большинстве случаев черными археологами движет не жажда наживы, а любовь к древностям, а также азарт и страсть к приключениям. Ну и, конечно, стремление разгадать тайны истории.

Что касается осквернения могил, то мне, если честно, не совсем понятно, почему осквернителями не считают вообще всех археологов (и антропологов заодно). Ведь копаться в захоронениях - их любимое дело. Однако, если официальная научная экспедиция вскрывает гробницу какого-то царя и уносит его останки в музей, - это почему-то считается в порядке вещей. А вот если то же самое сделают черные археологи (которые, как правило, забирают лишь ценные артефакты, а кости закапывают обратно), - все вокруг сразу начинают вопить об осквернении захоронений.

Обвинение в том, что черные археологи разрушают культурные ценности, также представляется весьма неубедительным. Хотя бы потому, что "белые" археологи сплошь и рядом занимаются тем же самым. Те, кто хоть раз принимал участие в археологической экспедиции, прекрасно знают, что в основном "копачем" занимаются не многоопытные профессора и доценты, а студенты и наемные рабочие. По моим личным впечатлениям, да и не только моим, эти "рядовые" армии археологов в процессе работы умудряются разрушить столько всего, что каждый вечер начальники раскопок за традиционным стаканчиком водки клянутся и божатся никогда больше не допускать до древностей этих "вандалов".

Происходит подобное в основном потому, что большинство "рядовых" совершенно не заинтересованы в результатах своей работы - им вовсе не хочется аккуратно раскапывать на жаре какие-то непонятные кирпичи, черепки и прочие камешки. Значительная часть таких работничков думают лишь о том, чтобы поскорее закончить смену и вернуться в прохладную палатку к припрятанной бутылочке охлажденного пива. Поэтому большинство работ и проводится, что называется, тяп-ляп.

В отличие от официальных археологов, копари проводят раскопки более тщательно, поскольку их интересует именно результат. И разрушений от их деятельности куда меньше, чем от экспедиции, в которой участвуют молодые балбесы, абсолютно не заинтересованные в сохранности культурных памятников. Не спорю, случается, что во время раскопок черные археологи разрушают объекты, не представляющие для них особой ценности. Но это следствие того, что их постоянно преследуют сотрудники правоохранительных органов и бандиты.

Кстати, чаще всего как вандалы ведут себя охотники за скифским золотом. Скифские артефакты из золота ценятся весьма дорого - от 100 долларов за грамм и выше. Неудивительно, что данная отрасль черной археологии не менее опасна, чем изыскания легендарного профессора Индианы Джонса (тоже, кстати, типичного черного археолога). Поэтому, как правило, "скифские копари" не работают в одиночку с лопатой, а "по-быстрому" сносят древние курганы и могильники экскаватором. Потому что, если действовать традиционными методами, можно легко расстаться со свободой и даже с жизнью.

В чем еще обвиняют копарей? В том, что они дилетанты, поскольку не ведут подробных описаний места и хода раскопок. Однако в нашей стране это просто невозможно: такого рода описания - неопровержимая улика, доказывающая преступление (ст. 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры"). Самое интересное, что больше никак нельзя доказать, что археологи нарушили закон: наличие раскопа или древних артефактов само по себе, как вы понимаете, ничего не доказывает. А вот обнаружение плана раскопок или детального описания - это уже доказательство правонарушения. Неудивительно, что никому из копарей и в голову не придет составлять подобные документы.

Что касается утверждения, будто черные археологи сплошь дилетанты, то это большое преувеличение. Их знаниям по истории и археологии может позавидовать любой профессор. Подобные нападки со стороны ученых, по всей видимости, объясняются тем, что эти дилетанты в свободное от основной работы время занимаются любимым делом - ищут древности, а не тратят свои силы на защиту бесполезных, с их точки зрения, диссертаций, составление отчетов и прочие бюрократические процедуры.

Возможно также, что именно поэтому копари и не стремятся вписаться в официальное научное сообщество. Устраивать же собственные музеи, институты и курсы по черной археологии у них нет никакой возможности, ведь во многих странах, в том числе и в России, их деятельность считается преступной. (Как вы думаете, разрешили бы, к примеру, наркоманам организовать Институт по изучению наркотиков?) Однако, как показывает опыт, если закон не запрещает черным археологам вести раскопки, то многие из них, как правило, создают частные музеи, в которых проводят исследования ученые из многих стран мира.

Хороший пример - история знаменитого "короля кладоискателей" Мелвина Фишера. Этот гражданин США больше половины своей жизни потратил на поиски затонувших кораблей знаменитого "серебряного каравана" - испанских галеонов, перевозивших награбленные сокровища индейцев из колоний в метрополию. За полвека им было найдено около десятка затонувших кораблей, самым известный из которых - испанский галеон "Аточа", налетевший на рифы в 1622 году. Стоимость клада, обнаруженного на "Аточе", исчислялась сотнями миллионов долларов. Это было воплощение мечты кладоискателей о старинном корабле, перегруженном золотом и драгоценностями.

Фишер не передал сокровища в музеи США. Часть добытого груза он распродал, причем за весьма большие деньги (в числе покупателей были не только частные коллекционеры, но и музеи многих стран мира), а другая часть до сих пор хранится в созданном им под конец жизни частном музее во Флориде. Причем на этом материале уже написаны десятки диссертаций и научных статей. Получается, что типичный черный археолог оказал мировой науке такую услугу, которую до него никто оказать не сумел. Кроме того, в ходе многолетних подводных экспедиций "король кладоискателей" создал оригинальную методику поиска и обследования затонувших кораблей. Ею до сих пор пользуются и официальные ученые.

Фишер, кстати, не единственный черный археолог, создавший собственный музей. Так, например, в 1982 году американец Барри Клиффорд нашел корабль "Уайда", капитаном которой был знаменитый пират Сэмуэль Беллами. Правда, Клиффорд не обнаружил на его борту золота и драгоценностей, о которых говорили многочисленные легенды. Зато нашел огромный арсенал пиратского оружия, обладающий немалой исторической и коллекционной ценностью.

Поэтому после экспедиции, чтобы окупить расходы, Клиффорд организовал парк-музей, в котором поднятые со дна предметы воссоздавали атмосферу жизни на пиратском судне. Этот "пиратский уголок" ежегодно посещают не только ученые, но и весьма далекие от науки люди. Например, съемочная группа фильма "Пираты Карибского моря".

Так что, как видите, не такие уж они и вредные эти черные археологи. Если бы их не преследовал закон и им разрешалось организовывать собственные музеи и исследовательские центры, то они могли бы разгадать множество исторических загадок. Как показывает опыт, у них это получается куда успешнее, чем у официальных ученых.