Сочинение на тему «Любовь и дружба в жизни Печорина. II

Урок по 2 главе «Княжна Мери» из «Журнала Печорина».

Тема: Вернер и Печорин. Отношение Печорина к дружбе.

Орг. Момент

Мы продолжаем работу над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Из каких частей состоит этот роман? Какую часть мы сейчас изучаем?

Актуализация знаний

Где происходят события главы?

Составим план событий повести «Княжна Мери» (краткий пересказ)

1) Печорин приезжает в Пятигорск, где встречает своего давнего приятеля Грушницкого.

2) Печорина и Грушницкого приглашают на бал, где Грушницкий заинтересован княжной Мери, а Печорин к ней относится равнодушно

3) Грушницкий распускает сплетни про Печорина и княжну Мери

4) Печорин хочет отомстить Грушницкому и влюбляет в себя Мери

5) Мери влюбляется в Печорина

6) Грушницкий в гневе, происходит дуэль между Печориным и Грушницким, второй погибает, Печорин выигрывает дуэль

7) На балу Печорин видит Веру, давнюю свою возлюбленную, ухаживает за ней, Мери видит все это, Печорин бросает Мери, она ему скучна, Вера замужем, она уезжает. Печорин расстроен.

Проверка домашнего задания

Подберите описание внешности к действующим лицам

Персонажи

Описание

Грушницкий

Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем

Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего! На второй было закрытое платье gris de perles 1, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce 2 стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.

У нее такие бархатные глаза — именно бархатные.

глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят

родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная.

она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка; ее лицо меня поразило своей выразительностью.

Введение в тему

Кто такой Вернер (найдите его описание в тексте)

Что сближает Печорина с Вернером?

Что ценит Печорин в Вернере?

В чем отличие Вернера от Печорина?

Работа с текстом

Почему они не стали друзьями? (найдите подтверждение в тексте)

«Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги»

Как вы понимаете это высказывание?

Что общего у этих героев?

(ум, противоречивый характера, проницательность, эгоизм)

Докажите словами с текста

Ум: «Посмотрите, вот нас двое умных людей»

Противоречивость: «Печальное нам смешно, смешное грустно»

Эгоизм: «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»

Проницательность: «решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга»

Вернер - двойник Печорина

Итог урока

Как по-вашему, можно ли назвать Вернера двойником Печорина?

Григорий Печорин и доктор Вернер становятся приятелями во время их пребывания на Кавказе. Григорий Печорин и доктор Вернер оба умны, образованы и остры на язык. Они оба любят женщин, но не хотят жениться. Их главные различия в том, что доктор Вернер - более добродушный и слабохарактерный человек, чем Печорин.

Вы согласны с мнением Печорина о дружбе?

Это неправда, что из двух друзей всегда один раб другого, такая же неправда, как то, что нет любви. Эту неправду выдумали, чтобы легче было жить, люди, которые не сумели полюбить и найти друзей. Дружба - это большой труд и работа над собой. Для Печорина дружба - это утомительный труд.

Домашнее задание: Найти и подготовить пересказ историю отношений Мери и Печорина.

Урок развития речи в 9 классе (подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Цель урока - попытка найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», который является темой классного сочинения;подобрать эпиграф, составить план будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

Просмотр содержимого документа
«урок Смольниковой»

МБОУ «СОШ №112»

Г.Трёхгорный

Урок развития речи в 9 классе

Печорин в системе мужских образов романа.

(Подготовка к написанию сочинения

по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Урок разработан

учителем русского языка и литературы

Смольниковой Ириной Александровной

2013 год

Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

(Подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи: 1. Дать ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

2. В процессе работы составить план будущего сочинения, собрать рабочие материалы.

3. Развивать коммуникативную компетенцию, навыки работы с текстом.

4. Воспитывать в обучающихся бережное и осознанное отношение к понятию «дружба».

Оборудование:

    Текст произведения.

    Домашние заготовки.

    Презентация.

Ход урока.

Этап урока

Оборудование

    Орг.момент

Создание положительного настроя на работу.

    Проверка домашнего задания

    Вспомните, в чём состоит отличие системы образов романа «Герой нашего времени» от системы образов романа в стихах «Евгений Онегин»? (этот роман моногеройный)

    Что значит «моногеройный»? (в центре только характер Печорина)

    Для чего нужны остальные персонажи? ( В се образы подчинены раскрытию центрального)

    Перечислите мужские образы романа, с которыми тесно взаимодействует главный герой. (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич)

    Тема урока, целеполагание

    Дома вы рассмотрели систему мужских образов и попытались ответить на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

Ответу на этот вопрос и будет посвящён сегодняшний урок. Кроме того, эта тема является одной из тем сочинения по роману Лермонтова, поэтому нам предстоит сегодня разработать план вашего будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

    Всё, что я буду записывать на доске и что вам понадобится для вашего сочинения, обязательно фиксируйте в тетради.

Записи в тетради «Дружба в жизни Печорина»

    Подбор эпиграфа.

    Как вы считаете, какую цитату из романа мы можем взять в качестве эпиграфа к нашему сочинению? (…Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.)

    Какие ещё эпиграфы вы бы предложили? (обсуждение)

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда. Руссо Ж.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света. Цицерон

То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого - обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.

Ларошфуко

    Казалось бы, что в высказывании Печорина уже можно найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», но мы с вами всё-таки попробуем разобраться. Неужели не было хотя бы одного человека, с которым Печорин дружил?

Записи в тетради

Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

    Составление плана, подбор материалов, работа с текстом

1 часть сочинения

    Из каких частей должно состоять сочинение? (1 – вступление, 2 – основная часть, 3- вывод)

    Как вы считаете, с чего можно начать сочинение по этой теме? (с размышления о том,что такое дружба; актуально ли это понятие в современном мире; какими качествами должен обладать настоящий друг)

    К каким источникам информации вы можете обратиться?

Записи в тетради

I .Что такое дружба? (учитель дублирует запись на доске)

2 часть сочинения

    Как озаглавить 2 часть сочинения?

    На примере каких образов вы будете рассматривать понятие «дружба»? Можно ли включить сюда женские образы? Почему?

    В каком порядке вы будете выстраивать этих персонажей?

Записи в тетради

Печорин и Максим Максимыч.

    В каких частях романа мы встречаемся с этим персонажем?

    Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину?

    Что Печорин даёт в ответ М.М.? Как проявилось отношение П. к М.М. в сцене их последней встречи? Какими способами автор передаёт взволнованность М.М. и равнодушие П.? (работа с текстом)

    Какова роль М.М. в раскрытии образа Печорина? (описывая поступки и не пытаясь даже объяснить их причин, способствует созданию тайны характера главного героя)

    Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

    (противопоставлен Печорину. Проще относится к жизни; не анализирует ни своих чувств и поступков, ни чужих; не размышляет.)

    Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения между этими героями?

    Можно ли эти взаимоотношения назвать дружбой?

Записи в тетради

1.Печорин и Максим Максимыч.

Слайд №4-5

(проектор ставится на тёмный экран)

    Когда мы встречаемся с этим героем?

    Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

    Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня)

    Какова художественная задача образа? (Грушницкий - своеобразная пародия и на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, у Грушницкого -поза, рассчитанная на то, чтобы произвести впечатление на окружающих.)

)Записи в тетради

(проектор ставится на тёмный экран)

Печорин и Вернер.

    (- Сходство: 1) отношения с обществом: ...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных,- больные взбеленились, почти все ему отказали. 2) остроумие: У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком... 3) скептицизм: ..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.)

    В чём состоит различие? (1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен: Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...2) Вернер - натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.)

    Какова роль Вернера в понимании характера Печорина? (приятель и «двойник» Печорина)

    Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?( Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»)

Записи в тетради

2. Печорин и Вернер.

Слайд №10

(проектор ставится на тёмный экран)

Слайд №11

Печорин и Вулич.

    В какой части романа мы встречаемся с этим персонажем?

    Какова роль Вулича в романе?

    Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?

Слайд №12

(проектор ставится на тёмный экран)

3 часть сочинения.

III . Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?

Слайд №13-14

(проектор ставится на тёмный экран)

Итог урока. Рефлексия.

    Так что же такое дружба в жизни Печорина? Составьте синквейн.

работа в парах// группах//индивидуальная (по желанию)

Задание на дом

  1. П. и девушка-ундина

Слайд №15

Список использованной литературы

    Азарова Н.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX века. Ч. 1. - М.: Издательство МПГУ «Прометей», 2000.

Просмотр содержимого презентации
«урок Смольниковой»


  • «Герой нашего времени» - моногеройный роман.
  • В центре характер Печорина.
  • Все другие характеры группируются вокруг главного героя.
  • Образная система подчинена задачам раскрытия проблемы личности.

Дружба в жизни Печорина .


Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени


Печорин и Максим Максимыч

В. Г. Белинский: «...вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконического в словах Максима Максимыча.»

1.- Доброта, простота:

Мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста,- к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке.

(Максим Максимыч Печорину).

- Очень предан своему делу, что типично для «маленького человека»

В. Г. Белинский: « Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе...»

(«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»)

- Прекрасное знание кавказской жизни и местных нравов:

Ужасные бестии эти азиаты!.. Ужасные плуты! Любят деньги драть с проезжающих... Избаловали мошенников!.. Уж я их знаю, меня не проведут.


Печорин и Максим Максимыч

- Некоторая сентиментальность:

Поверите ли, я, стоя за дверью, также заплакал...

(объяснение Бэлы и Печорина)

- А... ты... а вы? - пробормотал со слезами на глазах старик.

(встреча с Печориным)

- Ощущение своей незначительности:

И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью? Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая...


Дружба поневоле, отеческая забота

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

РАВНОДУШИЕ

«..из двух друзей

Всегда один раб


  • Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня) .
  • Какие чувства вызвал П. у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

соперничество

ГРУШНИЦКИЙ

Зависть, соперничество, неискренность, злоба, тщеславие

«..из двух друзей

Всегда один раб


Печорин и Вернер

- Сходство:

1) отношения с обществом:

...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих бо льных,- больные взбеленились, почти все ему отказали.

2) остроумие:

У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком...

3) скептицизм:

..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.


Печорин и Вернер

- Различия:

1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен:

Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...

2) Вернер - натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.


Взаимоотношения интеллектуалов

Интерес, тяга к интеллектуальному общению


Печорин и Вулич

Отношения противоположностей, ситуативное общение

Чужд сомнений, храбр, но не верит в силу воли и разум

«…из двух друзей всегда один раб другого»



Мужские образы романа- двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души,слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу. Но именно благодаря им образ Печорина раскрывается перед читателем наиболее ярко и полно.


  • П. и Бэла
  • П. и девушка-ундина
  • П. и Мери
  • П и Вера

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе психологический роман, повествующий о душевных перипетиях главного героя Г.А. Печорина, раскрывающий психологию дружбы и психологию любви героев.

Позиция Печорина

В романе ярко выражена позиция Печорина по отношению к дружбе: «Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого». На протяжении всего романа эти эго слова подтверждаются многочисленными примерами, ситуациями. Печорин так и не нашел человека, которому мог бы всецело доверять.

В романе представлено, по крайней мере, три человека, с которыми мог бы сойтись Печорин: Максим Максимыч – штабс-капитан, доктор Вернер, молодой юнкер Грушницкий.

История взаимоотношений Печорина и Максима Максимыча представлена в первой главе романа. Штабс-капитан – важнейший типаж, являющий собой собирательный образ простого русского человека того времени. Имея с Печориным колоссальную разницу в возрасте, в социальном положении, во взглядах на жизнь, Максим Максимыч не способен понять его, адекватно оценить причины тех или иных его поступков. Он любит его просто как «славного малого».

Григорий Александрович

История с похищением Бэлы и ее смертью делают Печорина в глазах штабс-капитана героем романтическим, таинственным и непонятным. Встреча с Григорием Александровичем – одно из самых ярких событий в его жизни. Однако, молодой человек, встретившись со стариком после долгой разлуки, лишь небрежно протягивает ему руку. Такое отношение непонятно капитану, он прячет от окружающих слезы обиды.

Почему Печорин так жесток? Возможно, он просто боится стать очередной причиной несчастья своего давнего приятеля? Или воспоминания о Бэле настолько тягостны, что он не хочет слышать даже намека на прошлое? Скорее всего, и то, и другое.

Кроме того, в отношениях Максима Максимыча и Печорина отражена вечная для России тема народа и интеллигенции.

Грушницкий

Молодой юнкер Грушницкий, с которым он встречается на водах в Кисловодске и вовсе считается двойником Печорина. По натуре он весел, немного глуповат, но пытается строить из себя того, кем является Григорий – лишнего человека, одинокого, несчастного, некоего романтического героя.

Грушницкий искренне считает Печорина другом, тогда как Печорин порой откровенно издевается над ним. В конце концов, обострившийся конфликт приводит к дуэли, где Печорин, не раздумывая, убивает приятеля.

Знакомый Печорина доктор Вернер привлекает героя своими циничными суждениями, близкими герою философскими размышлениями. Этот проницательный человек, с высоким интеллектом мог бы стать другом Печорина, однако его нравственная трусость, проявившаяся в истории с дуэлью Грушницкого, сильно оттолкнула Печорина.

Я считаю, что Печорин не стремится добиться чьего-либо расположения, он занимает позицию наблюдателя и сталкивает людей друг с другом ради собственного развлечения, заставляя их любить, страдать и ненавидеть. Его «эксперименты» над людьми приводят к тому, что окружающие начинают его ненавидеть.

М. Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» саркастически отзывается о дружбе, дает нелестную оценку ей. С его точки зрения, каждая индивидуальность враждебна по отношении к другой и силится переделать ее на свой лад, поработить. Такое мироощущение появляется под влиянием времени, эпохи скептицизма и безверия, когда обесценились нравственные качества человеческой личности, да и сама человеческая жизнь.

Герой романа Печорин — фигура вымышленная, собирательная, но очень близкая автору по своим жизненным взглядам. Типичен и характер доктора Вернера, прототипом которого явился доктор Майер. С ним писатель познакомился во время службы на Кавказе в 1837 году. Вернер и Печорин встретились в Пятигорске случайно «Вернер - человек замечательный по многим причинам», - пишет Печорин в своем дневнике. С одной стороны, он скептик и материалист, как все медики, с другой - поэт, хотя и двух стихов не написавший. Он беден и мечтает о миллионах, но шагу не сделает лишнего ради денег. «Мы, - пишет Печорин, - скоро сделались приятелями». Далее герой говорит о себе и о том, что он к дружбе не способен: «из двух друзей всегда один раб другого». Рабом он быть не может, а повелевать - «труд утомительный».

Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат. Это обстоятельство и определяет характер их взаимоотношений. Вернер и Печорин не нужны друг другу. Встречаются они скуки ради, с целью развлечься метафизическими прениями, посплетничать, позлословить.

Печорин - человек деятельный, активный, натура мятежная, он жаждет новых ощущений для удовлетворения своего эгоизма. Вернер пассивен, его идея - созерцание. Если Печорин для достижения своей, хотя и жалкой, цели идет до конца, то Вернер пальцем о палец не ударит ни для чего, а будет гопорить о том, что бы он сделал, если бы…

Так, он слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя дело это ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни. Но когда дело уже сделано — Груш-ницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину эгоизма Печорина. Он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: «Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете». Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг. Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания. Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество. Настоящая дружба - это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел - одиночество, безотрадное и бессмысленное прожигание жизни.

Это неправда, что из двух друзей всегда один раб другого, такая же неправда, как то, что нет любви. Эту неправду выдумали, чтобы легче было жить, люди, которые не сумели полюбить и найти друзей. Не был Пущин рабом Пушкина, а Пушкин - рабом Дельвига. Здесь другое. Во всякой любви (а дружба - тоже любовь), во всякой дружбе (а любовь - тоже дружба), есть радость отдавать себя, свое, а Печорин невольно выдает свою и Вернера горькую тайну: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Мучительно больно осознает Печорин невозможность для себя любить кого-то, дорожить кем-то, ненавидит и презирает себя за это, и эта ненависть и презрение распространяется на близких людей, на все человечество. Трагична его судьба. Кто-то случайный наскоро похоронит Печорина, еще молодого, в чужой земле. Пророчески звучат слова Максима Максимы-ча: «Нет проку в том, кто старых друзей забывает».

Образ Вернера, как и Грушницкого, играет в романе вспомогательную (служебную) роль и способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа. Их отношения подтверждают известную истину: «Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе».

­Дружба в жизни Печорина

«Герой нашего времени» – уникальное произведение русского классика М. Ю. Лермонтова , его первый лирико-психологический роман. В нем нет последовательности изложения сюжета, но все повести связаны с Григорием Александровичем Печориным – человеком загадочным и противоречивым. Такие понятия, как любовь и дружба, по большей части для этого героя ничего не значили. Как он сам считал, настоящей любви или привязанности у человека не могло, и не должно было быть.

Как же складывались у него отношения с людьми, которых он встречал на своем жизненном пути? Каждый новый знакомый или «друг» открывал в Печорине новые и совершенно разные черты. В самой первой повести его другом и компаньоном выступает бесхитростный штабс-капитан Максим Максимыч . Несмотря на то, что он не ободряет отношения Печорина к Бэле , он искренне привязан к молодому офицеру и считает его своим другом. Печорин, в свою очередь, не обещает никому дружбы и открыто говорит о своей «испорченной душе и беспокойном воображении. Следующая встреча героев показывает нам, как поверхностно он относится к вопросам дружбы.

От него веет холодом и не чувствуется радости от долгожданной встречи с человеком, которого он давно не видел. Максим Максимыча обижает такое отношение и ему приходится сказать горькие слова: «Полно, всякому своя дорога». Когда речь заходит о путевом журнале Печорина, который остался у Максима Максимыча, мы понимаем, что именно этому человеку должен быть благодарен главный герой публикацией своих рассказов. Увы, таков Печорин – ни проявлений любви, ни дружбы он не брал в расчет.

В одной из повестей мы наблюдаем встречу старых приятелей в Пятигорске, Грушницкого и Печорина, и трагический финал. Хоть они и связаны давней дружбой, Григория всегда терзает мысль, что они «когда-нибудь столкнутся на узкой дороге и одному из них несдобровать». Так и вышло. Влюбленный в молодую княжну Мери , Грушницкий начинает ревновать приятеля и провоцирует дуэль, в результате которой умирает. Совершенно новые черты в характере Печорина открываются после встречи с Вернером , который такой же скептик, эгоист, но «поэт» в душе.

В этой дружбе раскрываются все лучшие и худшие черты характера главного героя. Мы видим его развитый интеллект, сильную волю, аналитический склад ума, искренность, но параллельно этому проходят эгоизм и бесчувственность. Вернер, в отличие от Печорина, умеет «плакать над умирающим солдатом», ценить душевную красоту людей. При этом отрицательной чертой этого героя является нравственная трусость, которую он проявляет после дуэли Печорина с Грушницким.

Таким образом, понятие «дружбы» главный герой романа не связывает ни с одним из вышеперечисленных персонажей. Но значит ли это, что он­ не понимает самой сути дружбы? Автор показывает, как «в свете» все употребляют обращение «мой друг», но при этом ничего не подразумевают. Он также рисует сцену, где Печорин перед дуэлью старается облагоразумить Грушницкого словами «мы были когда-то друзьями», чтобы избежать печального финала. В результате, оглядываясь на свой жизненный путь, герой понимает, что ему не с кем поговорить, некому излить душу.