Фильмы эльдара рязанова, которые стыдно не знать. Топ самых известных фильмов эльдара рязанова

3 декабря вся страна прощается с легендарным режиссером Эльдаром Рязановым, который скончался 30 ноября в Москве на 89-м году жизни.

«Апрель» вспомнил 10 главных женских образов из кинофильмов знаменитого режиссера, поскольку все они - такие разные и такие родные - часть нашей общей истории.

1. Леночка Крылова

Актриса: Людмила Гурченко
Фильм: «Карнавальная ночь»
Год: 1956
Цитата: «Но пока я песню пела, пять минут уж пролетело - Новый год, часы XII бьют»


Героиня Гурченко Леночка Крылова многие десятилетия остается одним из главных символов Нового года - веселая, легкая, игривая, в умопомрачительном по тем временам платье с такой тонкой талией, что, кажется, ее можно обхватить пальцами одной руки.

Интересно, что первые пробы Гурченко провалила, так как снимал ее, по словам актрисы, неопытный оператор. Несмотря на отличные вокальные данные, которые были необходимы для исполнения роли Леночки, Рязанов с первого раза так и не заметил будущую звезду. Однако пробивная студентка так хотела сниматься и так упорно верила в счастливый случай, что он просто не мог не произойти.
Как писала актриса в своих мемуарах, она «шла подпрыгивающей походкой по коридору студии «Мосфильм» в огромной широченной юбке, затянутой в талии так, что Лолите Торрес и не снилось», и в этот момент ее увидел директор киностудии Иван Пырьев. Он взял ее за руку и повел на съемочную площадку к Эльдару Рязанову.

Так Людмила Гурченко получила свою главную первую роль, а советский зритель - новый идеал женщины, джазовый оркестр и чечетку в придачу.

2. Шурочка Азарова

Актриса: Лариса Голубкина
Фильм: «Гусарская баллада»
Год: 1962
Цитата: «А девкой был бы краше»


На роль Шурочки Азаровой пробовались и Светлана Немоляева, и Алиса Фрейндлих, но получила ее дебютировавшая в кино Лариса Голубкина. Именно она смогла блестяще воплотить на экране роль разудалой девицы, которая наравне с вышиванием и пением, могла и верхом на лошади прокатиться, и стрельнуть из мушкетона, и перед товарищами-гусарами лицом в грязь не упасть.

Как вспоминал сценарист фильма Александр Гладков, Рязанову настойчиво советовали привлечь для «укрепления» фильма какую-нибудь уже популярную кинозвезду. Однако актерскую неопытность Голубкиной режиссер сумел «искусно положить на характерность образа, сделав ее естественной чертой житейской застенчивости юной героини».

3. Надя Шевелева

Актриса: Барбара Брыльска
Фильм: «Ирония судьбы, или С легким паром
Год: 1975
Цитата: «У меня такое ощущение, что за эту ночь мы прожили целую жизнь...»


С 70-х годов прошлого века роль главной Снегурочки, которая стала олицетворять собой Новый год, перешла от Леночки Крыловой еще одной киногероине Рязанова - Наде Шевелевой. Ее исполнила польская актриса Барбара Брыльска в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Именно с легкой руки Нади и художника по костюмам «Иронии» Ольги Кручининой советские модницы принялись щеголять зимой в объемных меховых шапках (даже в помещении). Образ героини фильма - завитой блондинки в лисьей шапке и платье бежевого крепа - стал культовым в 70-х годах для советских женщин.

Россияне также с ним отлично знакомы и с детства почти наизусть знают все диалоги и песни из этого фильма Рязанова: его начинают показывать по всем каналам 30 декабря, а заканчивают уже к Старому Новому году, когда все салаты подъедены и пора обновлять запасы.

4. Людмила Прокофьевна

Актриса: Алиса Фрейндлих
Фильм: «Служебный роман»
Год: 1975
Цитата: «Людмила Прокофьевна, где вы набрались этой пошлости? Вы же виляете бедрами, как непристойная женщина!»


Знаменитая на весь СССР и Россию «мымра» в исполнении Алисы Фрейндих до сих пор остается одним из самых ярких женских образов в отечественном кино. Превращение из гусеницы в бабочку, произошедшее с директором Статистического учреждения в момент влюбленности, не может не трогать и сейчас.

К тому же в картине есть еще одна незабываемая женская роль, которую исполнила Лия Ахеджакова, - именно ее героиня Вера научила всех советских женщин, что походка должна быть от бедра, брови - тоненькие, как ниточка, удивленно приподнятые, а «жуткие розочки» нужно оставить бабушкам.

5. Настенька Бубенцова

Актриса: Ирина Мазуркевич
Фильм: «О бедном гусаре замолвите слово»
Год: 1980
Цитата: «Да вы что? Я девушка порядочная»


Сложно не затеряться в фильме с таким актерским составом - Леонов, Басилашвили, Садальский, Гафт... Однако у Ирины Мазуркевич это получилось на славу. Даже тонкий голосок, распевающий про «очаровательных франтов», завитушки и кружевные шляпки не вводят в заблуждение - перед нами одна из самых ярких женских ролей и Мазуркевич как актрисы, и всего советского кино.

Настенька Бубенцова за всей своей нежностью и невинностью скрывает особу решительную и страстную - коня на скаку, может, и не остановит, а вот ради родных и близких уж точно пройдет огонь, воду и медные трубы.

6. Вера Нефедова

Актриса: Людмила Гурченко
Фильм: «Вокзал для двоих»
Год: 1982
Цитата: «Это не объедки - это остатки. Я вам уже объясняла, что это большая разница»


Фильм «Вокзал для двоих» - простодушная, мудрая и слегка наивная картина о жизни провинциалок среднего возраста, которые еще надеются встретить свою любовь. Вера, работающая официанткой на станции Заступинск, - одна из таких неустроенных в личной жизни женщин, которая все-таки ждет своего принца. Что и говорить, подобных ей героинь по всей России и сейчас немало.
«Верунчика» - хваткую, неунывающую и преданную женщину - в этой картине с блеском сыграла одна из самых любимых актрис Рязанова Людмила Гурченко. Может быть, поэтому образ получился таким многогранным - от прижимистой работницы общепита, спекулирующей дынями и отличающей объедки от остатков, до верной и самоотверженной жены заключенного.

7. Лариса Огудалова

Актриса: Лариса Гузеева
Фильм: «Жестокий романс»
Год: 1984
Цитата: «Так не доставайся же ты никому»


Несмотря на, мягко говоря, прохладные отзывы советских кинокритиков, которых возмущал фривольный образ Ларисы, - «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему» («Литературная газета», 1984) - зрителям киногероиня Ларисы Гузеевой запомнилась и понравилась не меньше книжной «Бесприданницы».

О своей героине Эльдар Рязанов как-то точно сказал: «Она - существо, созданное для любви… и простодушна в самом лучшем понимании этого слова. Романтична, но не лишена житейских прозаичных соображений. Бескорыстна, не гонится за богатством, но почему-то все-таки влюблена в персону состоятельную. Способна ради любви на любую жертву и одновременно ужасающе эгоистична…».

8. Лида

Актриса: Татьяна Догилева
Фильм: «Забытая мелодия для флейты»
Год: 1987
Цитата: «Между прочем, кто-то обещал музыку... и забыл, обманул»


Показать странную любовь «зажиточного» советского чиновника Филимонова к простой медсестре Лиде на фоне заката советской власти вышло бы не так ярко, если бы на главную женскую роль не пригласили Татьяну Догилеву.

По словам Рязанова, вся чиновничья серость и замшелость на ее фоне выглядит именно так устрашающе, как ему и хотелось. Лида - героиня будущего, которого так ждали в СССР, - непосредственная, пластичная, смешливая и удивительно живая.

9. Елена Сергеевна

Актриса: Марина Неелова
Фильм: «Дорогая Елена Сергеевна»
Год: 1988
Цитата: «Вы не женщина, вы - тетрадь в клеточку»


«Дорогая Елена Сергеевна» среди других картин Рязанова в первую очередь выделяется тем, что это была первая попытка режиссера снять фильм на молодежную тему и в жанре социальной психологической драмы. Конечно, во всем была виновата перестройка.

Несмотря на то, что роль Елены Сергеевны - простотой и кроткой учительницы на страже добра и справедливости - немного прямолинейна, благодаря тонкой игре Марины Нееловой она получилась по-настоящему трогательной.

10. Старые клячи

Актрисы: Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Ирина Купченко
Фильм: «Старые клячи»
Год: 2000
Цитата: «Лучше с незнакомым в машине, чем ни с кем и никогда»


В начале нулевых Рязанов решил запечатлеть на экране не одну, а сразу четырех легендарных актрис отечественного кино - пусть и в возрасте, но молодых душой. «Клячи» вышли задорные, афористичные и, как и полагается, немного грустные.

При этом смотреть, как в одном кадре уживаются четыре самобытных и разноплановых актрисы (а в одной из сцен одна из них свистит двумя пальцами, а вторая отбивает чечетку за тюремной решеткой) - это то удовольствие, с которым сталкиваешься реже, чем хотелось бы.
Татьяна Барботина

18 ноября замечательному российскому кинорежиссеру Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. Диапазон эмоциональной насыщенности его фильмов необычайно широк: от трагического «Жестокого романса» до безудержно жизнерадостной «Карнавальной ночи». О том, что Рязанов - настоящий мастер, можно догадаться уже по тому, насколько «живучи» его персонажи и цитаты из его работ: тут вам и анекдоты про поручика Ржевского на грани фола (кто вообще помнит, откуда этот поручик Ржевский взялся?), и «какая гадость эта ваша заливная рыба!» вместе со всей троицей влюбленных Жени и Нади и несчастного Ипполита, и девиз «свободу Юрию Деточкину!»…

Все фильмы Рязанова - своего рода «раскрашенные картинки из жизни». Они реалистичны, но чуть-чуть сказочны. Они назидательны, но нисколько не нравоучительны. Его герои порой могут выглядеть очень нелепо, но сквозь все их несуразность просвечивает напоминание о вещах по-настоящему серьезных и важных.

  1. Юрий Деточкин

Объективно говоря, Юрий Деточкин - совсем не положительный герой. На одно мгновение вообразите себе такого человека в жизни: лезет в частную жизнь людей, собирает на них досье, а потом еще и вершит справедливость, вместо того чтобы передать преступников в руки правосудия. Вспомним Канта: «Ты всегда должен поступать так, чтобы максима твоей воли послужила основой для всеобщего законодательства». Это что же за общество получится, если всеобщим законодательством станет угонять машины у воров, пусть даже и переводя деньги за нечестно нажитое добро нуждающимся? Хаос. Жизнь по понятиям.

Но есть в Деточкине одна черта, которая перекрывает все его недостатки. И делает похожим на юродивого. Искание правды определяет все его существо. Именно за это он и гоним. Трагедия Деточкина в том, что закон юридический не успевает за ним в его утопической погоне за правдой.

А для нас все же этот очевидно чокнутый, уж простите за простонародное выражение, герой - напоминание. Напоминание о том, как важны искренность и ясность в «различении духов». О том, что в отношение ко злу нет места компромиссам. Пусть метод, который избрал Деточкин, и спорный, но цель - верная.

  1. Корнет Шурочка

Фильм «Гусарская баллада» - практически гимн женскому равноправию (если не считать того, что женщины вовсе не обязаны бояться мышей, это, как нынче принято говорить, ложный гендерный стереотип).

Начало XIX века, то есть время, когда о равноправии полов думать просто смешно. Девушка, обученная фехтованию и верховой езде, отлично вписывается в обстановку Отечественной войны 1812 года и утирает нос молодым да и опытным офицерам. Шурочка не просто успешно притворяется юношей - она совершает настоящие подвиги, она удостаивается заслуженной награды, она продолжает военную службу…

Автор сценария Александр Гладков утверждал, что его Шурочка нисколько не списана с «первой женщины-офицера» Российской армии Надежды Дуровой. Действительно, в Шурочке больше того, что мы бы назвали «безбашеностью», а целеустремленность - та же. И это огромный урок.

За ее хитростью, на самом деле стоит простота. Сначала она подшучивает над самоуверенным женихом, но вскоре ее игра превращается в полную опасностей жизнь. Шурочка очень ясно дает понять, что человека следует ценить по тому, что он сделал.

Ничто не мешает девушке, владеющей навыками военного, спасти императорского адъютанта. Дерево познается по плоду, а не по форме.

  1. Надя Шевелева

Вообще-то, «Ирония судьбы, или С легким паром» - фильм откровенно вредный. Начнем с того, что нельзя так ужасно напиваться, даже на Новый год (тем более накануне). Кроме того, очень жаль и Галю, невесту Жени, и Ипполита, жениха Нади. Они совершенно не виноваты, что их предполагаемые будущие супруги встретят свою судьбу в сказочную новогоднюю ночь и покинут их без малейшего сожаления. Говорят, в современном сиквеле «Иронии судьбы» все-таки оказалось, что Надя вернулась к Ипполиту, а Женя - к Гале, и это очень реалистично. Но это будет через двадцать лет, а пока - обратимся к оригиналу.

Описанная в фильме новогодняя ночь крайне сумбурна, и понять характер героев не так-то просто. Но у Нади есть одно неотъемлемое качество - доброта.

Это по доброте своей Надя не выставляет навязчивого гостя с милицией, особенно когда он начинает вести себя откровенно неприлично, выкидывая портрет ее жениха и так далее. Это по доброте (а вовсе не только потому, что он ее раздражает в ее же собственной квартире) она готова одолжить ему денег на билет до Москвы. Она, в конце концов, поет просто добрые и светлые песни!

И в развязке ее доброта сливается с надеждой на чудо. Пьяный, но мудрый Ипполит прямо и честно признал, что сломать отношения за одну ночь - можно, построить - нет. Но Надежда слишком хотела сказки и чуда. Она берет Женин портфель с веником и отправляется в Москву. Просто вернуть забытый веник. И чудо происходит.

  1. Новосельцев

«Что может быть поучительного в этом слабохарактерном мужичке - ни рыба ни мясо?» - удивится читатель. Напрасно.

«Служебный роман» - одна из лучших и глубоких работ Рязанова. При всей нереалистичности происходящего: не превращаются гадкие уточки в царевен-лебедей только от разового мужского внимания, не превращаются невзрачные мужчины в мачо от симпатии со стороны начальницы. Но суть уловлена гениально: нам всем нужны любовь, внимание и забота. Только они сдирают маску Мымры с прекрасной благородной внешности, подаренной Людмиле Прокофьевне великой актрисой Алисой Фрейндлих. Только они делают незаметного сотрудника бессмысленного учреждения мужественным и открытым человеком.

Догадаться о том, что Новосельцев не так прост, как кажется, можно уже по тому, что он не вдовец - детей он отсудил у «угулявшей жены». И это - «плюс один к карме», как говорят живущие в компьютерных играх люди. Дело не в том, что Новосельцев мстительный мерзавец, не допускающий несчастную оступившуюся (а может и не оступившуюся, а просто полюбившую другого - не велик грех в эпоху застоя был официально развестись) мать до воспитания детей. Дело в том, что мать на протяжении фильма не появляется и не упоминается ни разу. Хоть бы единожды в разговорах с сослуживцами Анатолий в сердцах бросил, что она караулит детей у садика или школы. Или что пытается судиться.

Нет этого. Новосельцев - достойный отец, очень точно понимающий свой долг перед брошенными матерью детьми.

Новосельцев - порядочный человек. Он категорически не хочет приударять за начальницей ради повышения по совету как раз непорядочного приятеля Самохвалова. Его неловкие попытки привлечь ее внимание к себе - только доказательство того, что под бесхарактерностью скрывается неумение лгать.

Наконец, когда роман уже развивается «на полную катушку», Новосельцев еще раз проявляет свою порядочность, на этот раз уже по отношению к коллеге Рыжовой, опозоренной Самохваловым, когда дает пощечину последнему. Что, Анатолий не понимал, что Самохвалов и его заложит? Да он просто об этом не думал. Он думал про обиженную ни за что наивную влюбленную женщину.

Конец истории закономерен. Новосельцев, даже преданный «другом» может доказать своей «железной леди» силу своих чувств. Да, на истерике, да со скандалом. Но смог. Потому что в основе его характера - вовсе не мягкотелость, а стальной стержень порядочности.

  1. Елена Павловна Малаева

«Гараж» - никакая не комедия, а трагедия советского быта. Люди ради блага превращаются в нечто страшное. Благо - это гаражи, по которым должно пройти скоростное шоссе. В наше время люди бы устроили скандал, написали бы в блоги, в Фейсбук, Путину - и добились бы не компенсации, так общественного внимания. Но на календаре -– глубокий застой, конец семидесятых. Руководство коллектива просто предлагает жертв. А коллектив готов этих жертв загрызть.

И тут на арену этого цирка человеческих отношений выходит маленькая и не очень красивая женщина, которую никто в жертвы не назначал. Елена Павловна Малаева, младший научный сотрудник, по-детски наивно заявляет, что так нечестно, запирает помещение, где происходит совещание, и требует разобраться. Между прочим, прекрасно понимая, что «разобраться» могут и не в ее пользу.

Ох, и получит она за свое правдолюбие. Обругают, публично распустят сплетни про ее личную жизнь, не пожалев даже ее ребенка. Ей бы рассердиться, кинуть ключ и уйти вон: «Решайте, как знаете, можете и меня выкинуть». Но нет. Малаева способна на обиду, но не способна ни на гордыню, ни на гнев. Она тоже, как и первый наш герой - прирожденный правдоискатель.

«Гараж» заканчивается так же печально, как и «Берегись автомобиля» - правду восстановить не удалось. Ни за что ни про что был исключен из числа пайщиков спящий заведующий отделом насекомых (дело происходит в загадочном НИИ охраны животных от окружающей среды). Но по крайней мере два шага к правде с помощью Елены Павловны сделать удалось - выставили «блатных», а не тех, кто не мог себя защитить.

Был ли Эльдар Александрович христианином, я не знаю. Но своих героев он наделял простыми человеческими добродетелями. Которые по сути и есть христианские.

Кадр из фильма "Зигзаг удачи"

У Эльдара Рязанова с новогодними чудесами сложились особенные отношения, и мы еще не раз упомянем об этом празднике в контексте его фильмов, но начнем с комедии 1968 года «Зигзаг удачи». Главный герой картины, фотограф Орешников в исполнении стремительно набирающего популярность Евгения Леонова , в предпраздничные дни выигрывает большие деньги в лотерею. Беда заключается в том, что деньги на счастливый билет он взял из общих денег, накопленных всеми работниками фотоателье. В наши дни из подобной завязки можно было бы сделать авантюрную приключенческую комедию, но Рязанов пошел по более романтичному пути - в сюжете его больше интересовало не внешнее богатство героев, а их внутреннее состояние.

Ключевая фраза: «Давно известно: деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его ещё больше».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Небеса обетованные"


Особый пиетет Рязанов питал и к Италии, сразу несколько его фильмов так или иначе связаны с этой южной европейской страной. Например, «Небеса обетованные» в какой-то мере являются парафразом картины «Чудо в Милане » режиссера Витторио де Сика . Последний являлся этакой притчей-фантазией о вознесении, поэтому решение жюри одного из международных фестивалей вручить Рязанову приз за лучший фантастический фильм вызвало у режиссера саркастический смех - для него-то «Небеса обетованные» были едва ли не документальным фильмом о новой России, в жестокой переходной экономике которой не нашлось места слишком многим. Лента должна была стать очередной работой Георгия Буркова , которому была уготована роль президента, но незадолго до начала съемок актер сначала попал в больницу, а затем скончался.

Ключевая фраза: «Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек, Я другой такой страны не знаю… Не знаю другой… страны… нигде не была! Никогда!»

Камео Рязанова: Человек в кафе.

Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна"


Перестроечные и новые российские годы вообще дались Эльдару Александровичу тяжело, из режиссера он был вынужден переквалифицироваться и в продюсера, и в администратора, и в менеджера, что никак не могло не сказаться отрицательно на творческих порывах. Однако есть в перестройке страны и плюс, она заставила и самого Рязанова перестроиться - снять драму о молодежи. Задумка экранизировать пьесу Людмилы Разумовской возникла у Рязанова еще в начале 80-х, но тогдашнее руководство «Мосфильма» не позволило снимать столь резкую по отношению к школьникам картину. Зато с приходом к власти Горбачева цензура пала, и Рязанов выдал одну из самых ярких, но незаслуженно обходимую вниманием работу с блистательной Мариной Нееловой в главной роли. Валерии Гай Германике , Ивану Твердовскому и Андрею Зайцеву только сейчас удалось подойти к такой же глубине понимания внутреннего мира подростков.

Ключевая фраза: «Вы не женщина, вы тетрадь в клеточку!»

Камео Рязанова: Сосед.

Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"


Свой отпечаток цензура оставила и на трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». Во-первых, ленту отказался снимать «Мосфильм», и Рязанову пришлось работать с телевизионщиками. Во-вторых, строгая сценарная комиссия внесла в скрипт Григория Горина и Эльдара Рязанова множество правок, вылившихся в сюжетные дыры, заполнять которые не было уже ни времени, ни средств. Наконец, готовый фильм руководство Госкино тоже «покромсало», лишив ленту трагического глубокого финала. Впрочем, даже в этих условиях Рязанов остался на высоте - блистательные актерские работы Валентина Гафта и Станислава Садальского , глубокий смысл и выпуклые персонажи, фирменная сатира и вплетение исторических фактов и персоналий в канву рассказа - все это заставляет зрителей бежать к экранам при первых звуках въезжающего в город гусарского полка.

Ключевая фраза: «Ну, вы мой полк не марайте. Мои орлы газет не читают, книг в глаза не видели — никаких идей не имеют!»

Камео Рязанова: Кондитер.

Кадр из фильма "Старики-разбойники"


В наше стремительное время под напором энергичной молодежи за свое рабочее место непросто удержаться не только пенсионеру, но и тому, кому едва перевалило за сорок. Во времена советские опасность потерять работу была не так велика, но вот страх оказаться выброшенным за пределы уютного мира своих привычек, навыков и знакомств был таким же сильным, как сейчас. В 1971 году Эльдар Рязанов совместно со своим другом Эмилем Брагинским написал сценарий фильма «Старики-разбойники», поднимающего тему следователя, отправленного на пенсию, а выпустив фильм, режиссер заслужил всенародную любовь старшего поколения. Великолепный дуэт Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева и в одиночку справился бы с любыми задачами, но блестящий второй план актеров делает картину и вовсе незабываемой.

Ключевая фраза: «Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от 18 до 35 лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку».

Камео Рязанова: Прохожий у окон тюрьмы.

Кадр из фильма "Жестокий романс"


Ленты Рязанова редко вызывали споры в среде критиков или между зрителями, но «Жестокий романс», вольная интерпретация пьесы Островского «Бесприданница», по-настоящему всколыхнул общественность и породил полновесные культурологические войны. С одной стороны, картина получила несколько наград, а читатели главного киножурнала страны «Советский экран» назвали «Романс» фильмом года, с другой - критики, особенно театральные, в гневе топтали афиши и рвали на себе волосы от злости на Рязанова, существенно сместившего акценты, расставленные Островским, и фактически изменившего толкование сюжета. Все гневные выпады «акул пера», впрочем, моментально растворяются в воздухе с первыми цыганскими аккордами картины, а работы Алисы Фрейндлих , Никиты Михалкова и Андрея Мягкова вошли в учебники актерского мастерства - кино получилось душевным.

Ключевая фраза: «Я искала любви и не нашла… На меня смотрели и смотрят как на забаву. Значит, буду искать золота».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"


Сложно представить себе, но пьеса «Аморальная история», легшая в основу сценария фильма «Забытая мелодия для флейты», была написана Рязановым и Брагинским еще в 1976 году. Конечно, тогда о ее постановке не могло быть и речи, а вот с провозглашением Эпохи Гласности воплощение на экране сатирической истории о противоречии чиновничества и простого народа стало для Рязанова делом чести. Увы, но работа над картиной серьезно подорвала здоровье режиссера, на съемках Эльдар Александрович перенес инсульт и совмещал труд с отдыхом в стационаре. Наверняка Рязанов своей картиной хотел изменить страну, сделать ее чище, более открытой и искренней, но суровый ход времени растоптал эти мечты - чиновничества стало еще больше, разрыв между руководством и народом только усилился, а нынешняя бедность и рядом не стоит со скудностью быта советского человека.

Ключевая фраза: «Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы».

Камео Рязанова: Астроном.

Кадр из фильма "Гусарская баллада"


Сегодняшнее пафосное празднование юбилеев многих заставляет задуматься о том, насколько глубоко и серьезно мы погружены в дела минувших дней и как плохо представляем себе свое будущее. В советские годы к годовщинам относились проще (за исключением, пожалуй, празднования дня 7 ноября), а юбилей вполне могли отметить легкой комедией. Музыкальный фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», например, вышел к 150-летию Бородинского сражения, причем премьера его прошла в день битвы, 7 сентября, но сравнить его с нынешними «Василисой », «Батальоном » или «Битвой за Севастополь » не поднимется рука - это совершенно иной подход к истории. «Баллада» - игривое обращение к самым светлым чувствам, изящное стимулирование патриотических настроений и вера в большую любовь, то, чего часто не хватает современным лентам о боевых заслугах нашей Родины.

Ключевая фраза: «Корнет, вы женщина?»

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Гараж"


Сегодня предложить посмотреть фильм «Гараж» четырнадцатилетнему школьнику равносильно демонстрации ему ленты о жизни тропического племени, причем на оригинальном языке и без субтитров - ничегошеньки не понятно! И это правда: ну кто сейчас с радостью вспоминает о дефиците мяса на рынке, о командировках научных сотрудников в колхозы, о коммунистических субботниках и профсоюзных сборах - время изменилось кардинально. Но для тех, кто в своей жизни успел постоять в очередях за синюшними курами, кто застал талоны на мыло или открытки с номером очереди на чешский гарнитур, «Гараж» остается настоящей ностальгической энциклопедией советской жизни, каталогом того, от чего мы с радостью избавились, но с нежностью вспоминаем.

Ключевая фраза: «Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину родину продал!»

Камео Рязанова: Начальник отдела насекомых.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих"


Пользуясь бешеной популярностью на родине, Рязанов редко имел удовольствие представлять свои картины зарубежным зрителям, особенно из стран так называемого капиталистического мира. И все же его творчество в Европе не осталось незамеченным - мелодраму «Вокзал для двоих» в свою конкурсную программу отобрал престижнейший Каннский кинофестиваль. Никаких призов во Франции наша лента не получила, но внутри Союза ей это и не было нужно, лента к тому стала лучшим фильмом по мнению читателей «Советского экрана», а Людмила Гурченко этим же журналом была признана лучшей актрисой. И все произошедшее абсолютно обоснованно. Действительно, лента не очень понятна за рубежом, слишком много в ней «советских нюансов», которые делают ее ни с чем не сравнимым зрелищем для наших соотечественников, ну а к талантливому исполнению своей роли любимой рязановской актрисой Людмилой Гурченко и вовсе не подкопаешься - вот уж действительно символ советской женщины, одинокой, любящей, работящей.

Ключевая фраза: «Я те чё велел делать-то, козёл? Я те велел дыни стеречь! А ты чё натворил?»

Камео Рязанова: Заместитель начальника станции.

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"


Если уж говорить о Людмиле Гурченко, то никак нельзя оставить без внимания ее блистательный комедийный дебют, совпавший с полновесным дебютом самого Эльдара Рязанова, - музыкальную «Карнавальную ночь». Картина о столкновении двух поколений, желающих по-своему отметить общий праздник, имеет десятки аналогов, от старинной «Республики Шкид » до недавнего «Горько », но даже в ряду десятка коллег «Ночь» возвышается прекрасной башней. Редкий режиссер может похвастать тем, что его первый фильм становится лидером проката, но Рязанов с легкостью одолел этот рубеж. Нечасто в картинах дебютантов соглашаются играть заслуженные мэтры, но в «Карнавальную ночь» с удовольствием пришли и Сергей Филиппов , и Игорь Ильинский . Наконец, вспомните великолепную песню «Пять минут» из фильма - она до сих пор мотивирует и поднимает настроение. И это спустя 60 лет после выхода картины на экраны!

Ключевая фраза: «Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок, больше, я думаю, не надо».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Служебный роман"


Не секрет, что многие сценарии рязановских фильмов выросли из его же пьес, написанных в соавторстве с Эмилем Брагинским. Естественно, пьесы часто попадали на театральные подмостки, прежде чем стать достоянием Госфильмофонда, и среди постановок попадались весьма талантливые. Но не в случае с «Сослуживцами», предтечей «Служебного романа». Пьеса обошла множество театров, но ни одно из режиссерских решений не удовлетворило Рязанова, и тогда постановщик решил сам перенести свою историю на большой экран, благо актеры были готовы идти за Эльдаром Александровичем в огонь и в воду. Лирическая комедия стала одной из любимейших картин советских женщин, талантливо сыгранная Фрейндлих и Мягковым пара, чья энергетика во многом построена на импровизациях актеров, превратилась в эталон романтических героев позднесоветского периода. А уж как разлетелись по миру фразы из фильма…

Ключевая фраза: «Мы называем её “наша мымра”. Конечно, за глаза».

Камео Рязанова: Пассажир автобуса.

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"


За сценарий лирической комедии «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский (это их первая совместная работа) сели еще в 1963 году, но продвинуть через литующие органы историю о современном Робин Гуде, угоняющем машину у жуликов и передающем деньги за них в детские дома, оказалось делом непростым. Только после того, как переделанный в повесть сценарий был опубликован в журнале и получил положительные отзывы руководителей страны, фильму был дан зеленый (на самом деле черно-белый) свет. Рязанов стоял перед сложнейшим выбором, кому отдать роль Деточкина - на нее пробовались Юрий Никулин , Леонид Куравлев и даже Ватерлоо » Сергея Бондарчука . Продюсер европейского партнера Дино Де Лаурентис был недоволен сценарием, но когда Рязанов добавил в скрипт несколько экшен-сцен с самолетом и погонями и ввел в сюжет живого льва, стороны пришли к согласию и совместная работа стартовала. Лента пестрит знаменитостями, съемки прошли в самых узнаваемых местах Ленинграда, многие трюки исполняли сами актеры - от такого фильма дух захватывает до сих пор. «Итальянцы» стали одной из самых кассовых комедий, снятых СССР совместно с кинокомпаниями других стран.

Ключевая фраза: «Да при чём здесь я, вы посмотрите, что у вас на дорогах творится!»

Камео Рязанова: Доктор на крыле самолета.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"


Вот уж без какого фильма Рязанова свою жизнь совершенно невозможно представить, так это без «Иронии судьбы». Песня «Я спросил у ясеня», мокрый от слез Ипполит и 3-я улица Строителей стали таким же неотъемлемым атрибутом новогоднего праздничного стола, как мандарины, шампанское и бенгальские огни. Сколько бы каждый год в Интернет ни выплескивалось негатива о том, каким инфантилом на самом деле является Лукашин и насколько легкомысленно себя ведет Надя, пара героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльски все равно остается любимой миллионами зрителей. Из года в год телеканалы бьются за право транслировать этот фильм Рязанова в тот самый час, когда куранты пробьют двенадцать раз, чтобы еще раз продемонстрировать чудо неожиданной влюбленности, блеск искренности и благородство авантюризма. Первенство в своем хит-параде мы, без сомнения, отдаем этому гимну здоровой самоиронии и готовности к новогодним приключениям.

Ключевая фраза: «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…»

Камео Рязанова: Пассажир самолета.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Когда речь заходит о наследии Эльдара Рязанова, все, я думаю, вспоминают в первую очередь «Служебный роман» – фильм, который много раз смотрели, с удовольствием пересматривают и будут смотреть еще долгие годы. Этот фильм интересен не только блестящим актерским составом и тонким добрым юмором, но и тем, как в нем показана Москва семидесятых годов. Работая над сценарием, Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский филигранно распределили дома главных героев по карте столицы – с учетом их социального статуса. Судите сами. Героиня Алисы Фрейндлих, мымра Калугина живет в статусном доме-свечке на Большой Никитской.

К моменту съемок эти дома только-только сдали в эксплуатацию. Это было престижное жилье в самом центре столицы, сюда заселялась очень непростая публика, так что директор статистического учреждения товарищ Калугина, общающаяся с министрами на короткой ноге, вписалась сюда просто идеально. Или вот товарищ Самохвалов, которого играет Олег Басилашвили, – столичный франт, недавно вернувшийся из длительной командировки в Швейцарию. Его Рязанов и Брагинский поселили в самом центре Москвы, на улице Горького – в доме, где жил министр культуры CCCР Екатерина Фурцева (сегодня это дом № 9 по Тверской улице).

Главный герой недотепа Новосельцев (Андрей Мягков) живет не в элитном по тогдашним меркам московском районе, хотя и почти в центре города. Его дом находится недалеко от современной станции метро «Достоевская» в переулке Чернышевского – там он ходит после работы в местный магазин, а по утрам отводит своих мальчишек в обычную школу. Романтичная Оленька Рыжова в исполнении Светланы Немоляевой по сценарию картины живет за городом. Эпизоды снимали на железнодорожной станции Лосиноостровская, что довольно любопытно, потому что к моменту съемок фильма «Служебный роман» этот район был вполне себе уже Москвой.

В фильме подмосковную станцию можно узнать по специфической архитектуре: деревянный вокзальчик, старая платформа с навесом. Сейчас облик станций унифицирован, а тогда у каждой были свои отличительные признаки. Секретарь Калугиной Верочка (Лия Ахеджакова) живет в Чертанове. В 1970-х годах это был один из лучших новых спальных районов – экспериментальные дома, жилые кварталы строились сразу с социальной инфраструктурой. В начале фильма есть такой момент: Верочка выглядывает посмотреть, не идет ли трамвай, под закадровый голос Мягкова, который сообщает, что наряды у нее заграничные, а зарплата – секретарская.

В это время можно разглядеть, что Верочка стоит на Чертановской улице. Еще одно интересное место – собственно само статистическое учреждение, где работают герои. Съемки проходили сразу в двух домах – киношники часто прибегают к таким приемам. Подъезд, холл и буфет – это здание Министерства речного флота Советского Союза на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Крыша, где Калугина поливает цветы и плачется в жилетку Новосельцеву, – это крыша знаменитого Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке с видом на Тверскую улицу и окрестности. Рабочие места героев обустроили прямо на киностудии «Мосфильм».

«Девушка без адреса»

«Девушка без адреса» – это один из ранних фильмов Эльдара Рязанова, и с момента съемок в Москве произошли значительные перемены, многое, к сожалению, было утрачено со временем. Пожалуй, самое замечательное здесь – вереница московских адресов, которые перебирает влюбленный строитель Паша в исполнении талантливого актера Николая Рыбникова, разыскивающий главную героиню Катю (Светлана Карпинская), с которой познакомился в поезде, следующем в Москву. Прощаясь с ним, она выкрикнула адрес своего дедушки, к которому приехала в гости, однако шум заглушил ее голос, и Паша услышал только начало: «Николо…»

В столе справок ему сообщают, что улиц и переулков, названия которых начинаются так, в столице очень много – чтобы обойти каждый дом, потребуются годы. Но влюбленный юноша не сдается и начинает методично обходить все возможные адреса. Интересно, что Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но даже по адресам, не начинающимся с заветного «Николо…». Например, в фильме есть смешная сцена, в которой герой Рыбникова попадает в коммуналку, откуда его забирает милиция. Эта квартира находится в знаменитом доме со львами на улице Молчановке, построенном в 1914 году.

Кстати, эти знаменитые московские львы мелькают не только в рязановской комедии, но и в других советских фильмах – «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая и «Офицеры» Владимира Рогового. Еще в «Девушке без адреса» можно разглядеть Новокузнецкую улицу (как раз в доме № 33 живет дедушка главной героини), Старую и Новую площади. С дедушкой связан интересный момент. По сценарию фильма он работает в горкоме: для съемок сцены, в которой Паша приходит к дедушке, съемочной группе место искать не пришлось – и горком, и улица, в конце которой виден универмаг, являются декорациями, созданными на киностудии «Мосфильм».

«Гараж»

99 процентов действия картины «Гаража» происходит в одном помещении. Тем не менее Москва в фильм все-таки попала, хотя и немного странным образом. НИИ охраны окружающей среды снимали в двух городах, соединив фасад одного здания с интерьером другого. Помните момент, когда героиня Лии Ахеджаковой вбегает в институт? Снаружи – это усадьба Воронцовых-Раевских, которая находится на Петровке (дом № 14), а внутри… ленинградский Зоологический музей РАН. Показывают нам и сцену субботника – в самом начале, когда идут титры. Ее во 2-м Мосфильмовском переулке. Там тогда активно строились гаражи, и натура получилась самая что ни на есть подходящая.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Пожалуй, самый известный рязановский адрес Москвы находится на юго-западе. Это проспект Вернадского, 125 – дом, где жил со своей мамой любитель предновогодних походов в баню Женя Лукашин. Этот дом не пропустишь – на нем есть даже мемориальная доска. Любопытно, что ленинградская квартира героини Барбары Брыльской Нади снималась не в Ленинграде, а практически тут же, на проспекте Вернадского, в доме № 113. В «Иронии судьбы» вообще отлично показан юго-запад, в 1970-е годы активно застраивавшийся и обживавшийся, – улица Новаторов, церковь в Тропареве. Есть забавный момент, который замечают все, кто хорошо знает Москву и Санкт-Петербург.

Помните, как Надя запирает спящего Лукашина у себя в квартире и идет покупать ему билет до Москвы? В ее прогулке до вокзала удивительным образом смешались ленинградские и московские ландшафты. Сначала она идет по стрелке Васильевского острова, потом вдруг оказывается в Лефортове, а потом снова возвращается в Ленинград. Одна из главных загадок «Иронии судьбы» – та самая баня, в которой герой Андрея Мягкова в начале фильма входит в измененное состояние сознания. Говорят, эти банные сцены снимались в Сандунах, но так ли это в действительности – неизвестно, и утверждать это со стопроцентной уверенностью мы не беремся.

«Берегись автомобиля»

Начнем с героя Андрея Миронова – Димы Семицветова, который продает из-под прилавка дефицитные приемники. Он живет на Смоленской набережной, в доме № 2а. На кадрах хорошо виден метромост – рядом с ним как раз находится гараж, в котором Дима держит свой автомобиль, – а также набережная Тараса Шевченко. Комиссионка, в которой работает Дима, – это трехэтажный дом № 1 на Сретенке. Правда, комиссионного магазина там не было – здесь работал магазин «Цветы». Там же, в конце Рождественского бульвара, стоит церковь, возле которой была припаркована «Волга», ставшая капканом для благородного угонщика Юрия Деточкина.

Церковь Успения в Печатниках на момент съемок не функционировала, там в 1960-е годы был музей морского флота. Если присмотреться, в фильме у входа в церковь-музей видна фигура моряка со штурвалом. Конечно, важное место – Садовое кольцо, на котором снимали знаменитую сцену погони за Деточкиным на такси: Каретный Ряд, Самотечная площадь. Ну и незабываемый финал кинокартины, в котором Деточкин произносит сакраментальную фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!», обращаясь к своей невесте, героине Ольги Аросевой, – это узнаваемая эстакада возле парка культуры и отдыха имени Горького, которая тогда только-только открылась.

В Москве на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов. Режиссер оставил после себя около 30 фильмов, каждый из которых становился хитом советского и российского кинопроката. Многие картины Рязанова разошлись на цитаты, его фильмы, снятые более 40 лет назад, до сих пор смотрятся на одном дыхании и можно с полной уверенностью утверждать, что нет зрителя в России, который не знал бы имени этого режиссера…

Сам Рязанов отзывался о себе скромно: “Я себя никогда не ощущал классиком – ни кино, ни литературы “, – говорил народный артист СССР.

Музыкальная комедия “Карнавальная ночь” , вышедшая в широкий прокат в 1956 году, считается первым художественным фильмом Эльдара Рязанова.

Несмотря на скепсис худсовета, назвавшего отснятый режиссером черновой материал “скучным и бездарным”, картина имела невероятный по тем временам успех у зрителей: на нее было продано свыше 48 млн билетов. Молодая актриса Людмила Гурченко, исполнившая в “Карнавальной ночи” одну из главных ролей, по словам критиков, в одночасье стала звездой.

Фильм “Гусарская баллада” , одним из главных героев которого был знаменитый в народе поручик Ржевский (роль Юрия Яковлева), снимали к 150-й годовщине Бородинской битвы, а его премьера прошла в Москве в кинотеатре “Россия” 7 сентября 1962 года.

На роль Шурочки Азаровой, которую с блеском сыграла Лариса Голубкина (это был ее дебют в кино), пробовались также Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих.

В 1966 году зрителям была представлена лирическая комедия Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля” , которую он снял по повести Эмиля Брагинского.

По воспоминаниям режиссера, сюжет был основан на популярной в те годы легенде о “народном Робин Гуде”, который угонял и продавал автомобили “расхитителей социалистической собственности”, а деньги переводил в детские дома.

Как впоследствии выяснили Рязанов и Брагинский, история о благородном похитителе оказалась полностью вымышленной.

“Этот тип поднял руку на самое святое, что у нас есть – на Конституцию!” – говорит один из героев фильма.

В итальянском варианте комедия “Невероятные приключения итальянцев в России “, снятая в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери, называлась “Одна безумная, безумная, безумная гонка по России” – Una matta, matta, matta corsa in Rusia.

Рассказывают, что продюсер Дино ди Лаурентис, первоначально ознакомившись со сценарием, написанным дуэтом Рязанов-Брагинский, объявил его полной ерундой, которую итальянский зритель смотреть не станет.

По требованию ди Лаурентиса Рязанов переписал сценарий, превратив его фильм-погоню с разнообразными трюками и сценами с живым львом.

Рязанов любил играть в своих картинах эпизодические роли. В “Невероятных приключениях” он появился в фильме в образе доктора на крыле самолёта, который отбивал лёд с заледенелого мафиози.


Диалог из фильма:

– А вы что, не знаете, что я по происхождению русский – Да?

– А что, разве не заметно?

– Очень заметно! У вас прекрасный украинский акцент!

“Ирония судьбы, или С легким паром” (1975) до сих пор считается одним из самых популярных советских фильмов и традиционно демонстрируется по российскому телевидению под Новый год.

Фильм снят по пьесе “С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь”, которая была написана в 1969 году и к моменту выхода картины в прокат шла в различных театрах.

Сыгравшую одну из главных ролей польскую актрису Барбару Брыльску дублировала Валентина Талызина, но ее имени нет в титрах, как и указания на то, что песни за героев Брыльской и Мягкова исполняли Алла Пугачева и Сергей Никитин.

Сам Эльдар Рязанов сыграл в фильме пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.

Диалог из фильма:

– Нет, я серьезно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям. – Да… Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого.

Фильм “Служебный роман” , вышедший на экраны в 1977 году, был экранизацией пьесы “Сослуживцы”, написанной в 1971 году Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским.

Слова к знаменитой песне “У природы нет плохой погоды” на музыку Андрея Петрова были написаны самим Рязановым.

Во время съёмок “Служебного романа” песни исполнял сам Андрей Мягков (в “Иронии судьбы” за него пел Сергей Никитин).

“Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем”, – говорит главный герой фильма Анатолий Ефремович Новосельцев.

В фильме “Гараж” (1979), основанном на реальных событиях, Рязанов не изменил себе и вновь снялся в эпизодической роли. Герой Рязанова – начальник отдела насекомых, который проспал все собрание кооператива, облокотившись на чучело бегемота.

“Гараж”, вышедший в прокат в 1979 году, повествует о заседании гаражного кооператива, на котором нужно решить, кого из присутствующих лишить гаража. Действие происходит в СССР в конце 1970-х годов в вымышленном НИИ “Охраны животных от окружающей среды”.

Цитаты из фильма:

– Машинисту крана была выплачена премия, которая проведена строго по смете как оплата дневного сторожа. Дневной сторож был оплачен, строго по смете, как укладка асфальта, а работы по укладке асфальта были оплачены, строго по смете, как работы по озеленению.

– Чем ты занимаешься, аспиранточка? Изучаешь серебристого журавля, а он, между прочим, гнездится за границей… Этот журавль в небе – вообще не наша птица.

– Серебристый журавль – птица тёмная. Она газет не читает и поэтому представления не имеет, наша она или капиталистическая.

Главные роли в фильме “Вокзал для двоих” сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко.

Картина участвовала в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

“Жестокий романс” снят в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского “Бесприданница”. Для Ларисы Гузеевой роль Ларисы Огудаловой стала кинодебютом.


“Забытая мелодия для флейты” , вышедшая в 1987 году, снята по пьесе “Аморальная история”, которую Рязанов написал в соавторстве с Брагинским. Главные роли исполнили Леонид Филатов, Татьяна Догилева и Ирина Купченко в главных ролях.


Диалог из фильма:

– Ветчины у меня, извините, нет. Чем вы меня ещё обольщали?

– Ой, икра есть как раз! Кабачковая!

Рязанов о себе:

Я считаю, что человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать “.

Про себя могу сказать одно – я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил “, – говорил Рязанов несколько лет назад.

От репрессий – к комедиям: долгая жизнь Рязанова

Будущий режиссер родился 19 ноября 1927 года в Куйбышеве (сейчас – Самара). Там жили родители матери Рязанова в девичестве Софьи Шустерман. Александр Рязанов с супругой работали в советском торговом представительстве в Тегеране. Там Рязанов провел первые годы жизни.

Однако уже в 1930-е годы отец будущего режиссера получил распределение в Москве, куда и переехал с семьей. Вскоре после переезда в Москву отец и мать режиссера разошлись. Впоследствии отец завел новую семью. В 1938 году Александр Рязанов был репрессирован, всего он отсидел в тюрьме больше 17 лет.

Эльдара воспитывала мать, а затем и отчим.

Подростковые годы режиссера пришлись на Великую Отечественную войну. К ее началу ему было всего 14 лет.

В различных биографиях отмечают любовь Рязанова к чтению. Например, чтобы ходить в библиотеку, в третьем классе он подделал справку, выдав себя за пятиклассника.

Первые работы

Рязанов после школы поступает во ВГИК, причем он смог попасть в мастерскую известного в то время режиссера Григория Козинцева, снявшего “Шинель”, “Новый Вавилон”, “Гамлета” и другие фильмы.

Рязанов также учился и другого знаменитого режиссера – Сергея Эйзенштейна. С ним он много общался, ходил к нему в гости.

В 1950 году Рязанов закочнил ВГИК. Его выпускной работой стала документальная лента “Они учатся в Москве” в соавторстве с однокурсницей Зоей Фоминой. Она стала первой супругой режисера, однако этот брак распался. В этом браке родилась дочь Ольга.

Сразу после института Рязанов устроился работать в Центральную студию документальных фильмов. Там он снимал сюжеты для киножурналов “Пионерия”, “Советский спорт” и “Новости дня”.

Лишь пять лет спустя Рязанов ушел работать на “Мосфильм”. Первой его крупной работой на “Мосфильме” стал широкоэкранный фильм-концерт “Весенние голоса”, который он поставил вместе с Сергеем Гуровым.

Руководитель студии Ивань Пырьев внимательно следил за работой Рязанова. Он и уговорил своего подчиненного снять фильм “Карнавальная ночь”, ставший дебютом Рязанова в игровом кино. Фильм стал самым кассовым в 1956 году. Он же сделал знаменитой молодую актрису Людмилу Гурченко. Да и сам Рязанов превратился в звезду, за творчеством которой стал следить весь СССР.

После “Карнавальной ночи” последовало множество комедий Рязанова, которые также оказывались успешными. В 1958 году вышла “Девушка без адреса”, в 1961 году – “Человек ниоткуда”, а еще через год – знаменитая “Гусарская баллада”. В съемках “Гусарской баллады” Рязанову опять помогал Пырьев, который уговорил сняться в картине Юрия Яковлева. Самому режисеру пришлось убеждать киноначальство в том, что фильм романтизируют российскую историю.

На “Мосфильме” Рязанов познакомился и со своей второй женой Ниной Скуйбиной, работавшей там редактором. С ней он прожил до ее смерти в 1994 году.

Литературное творчество

Детская мечта Рязанова о писательской карьере также сбылась. В 1960-е годы он начал активно сотрудничать со сценаристом Эмилем Брагинским. Именно в соавторстве с ним были написаны сценарии для многих знаменитых работ Рязанова.

Первым совместным фильмом Рязанова и Брагинского стала картина “Берегись автомобиля”, вышедшая на экраны в 1966 году. В основе фильма лежит история о советском “Робин Гуде”, воровавшим машины расхитетелей госсобственности. В итоге, история оказалась выдуманной. Но Брагинский с Рязановым смогли прописать все повороты сюжета, диалоги и перепитии характеров героев так, чтобы зритель в них поверил.

Рязанов и Брагинский закрепили успех множеством других фильмов. Они стали соавторами сценариев таких фильмов, как “Зигзаг удачи”, “Служебный роман”, “Старики-разбойники”, “Невероятные приключения итальянцев в России”, “Вокзал для двоих”, “Гараж” и “Иронии судьбы, или с легким паром!”.

В 1977 году вышли книги Рязанова “Грустное лицо комедии” и “Эти несерьезные, несерьезные фильмы”. До этого в виде книге был опубликован и “Зигзаг удачи”.

Зрелые годы

Постепенно вокруг Рязанова начинает складываться круг единомышленников, в который вошли известные актеры советского времени: Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили и другие.

В 1970-1980-е годы Рязанов много работает на телевидении. Он вел программу “Кинопанорама”, а также создавал авторские телепередачи, среди которых оказались, например, “Парижские тайны Эльдара Рязанова” и “Разговоры на свежем воздухе”.

Помимо этого он преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов.

В 1991 году вышла трагикомедия “Небеса обетованные”, а затем поставленной по собственной пьесе “Предсказание”. В 2000 году Рязанов снял трагикомедию “Старые клячи”.

Последними фильмами режиссера стали сказка “Андерсен. Жизнь без любви” и “Карнавальная ночь – 2”.

Рязанов также был президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”, а также основателем киноклуба Эльдара Рязанова.

Рязанов снял около 30 фильмов и получил множество премий и наград.

Он был женат в третий раз на киноредакторе Эмме Абайдуллиной.