Характеристика бориса григорьевича из пьесы гроза. Характеристика бориса в пьесе гроза сочинение

Неясность дальнейших судеб новых устремлений и современных творческих сил народа, так же как трагическая судьба героини, не понятой и ушедшей из жизни, не снимают оптимистического тона драмы, пронизанной поэзией свободолюбия, воспевающей сильный и цельный характер, ценность непосредственного чувства. Эмоциональное воздействие пьесы было направлено не на осуждение Катерины и не на возбуждение жалости к ней, а на поэтическое возвеличение ее порыва, оправдание его, возведение его в ранг подвига трагической героини. Показывая современную жизнь как распутье, Островский верил в будущее народа, но не мог и не хотел упрощать проблем, стоявших перед его современниками. Он будил мысль, чувство, совесть зрителей, а не усыплял их готовыми простыми решениями.

Драматургия его, вызывая сильный и непосредственный отклик у зрителя, делала подчас не очень развитых и образованных людей, сидящих в зале, участниками коллективного переживания общественных коллизий, общего смеха над социальным пороком, общего гнева и порожденного этими эмоциями размышления. В Застольном слове, сказанном во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в 1880 г., Островский утверждал: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть. Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт дает и самые формулы мыслей и чувств. Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием. Высшая творческая натура влечет и подравнивает к себе всех» (13, 164).

С Островским русский зритель плакал и смеялся, но главное - думал и надеялся. Пьесы его любили и понимали люди разной образованности и подготовленности. Островский служил как бы посредником между великой реалистической литературой России и массовыми ее аудиториями. Видя, как воспринимаются пьесы Островского, писатели могли делать выводы о настроениях и способностях своего читателя.

Упоминания о воздействии пьес Островского на простой народ есть у ряда авторов. Тургенев, Толстой, Гончаров писали Островскому о народности его театра; Лесков, Решетников, Чехов включили в свои произведения суждения мастеровых, рабочих о пьесах Островского, о спектаклях по его пьесам («Где

лучше?» Решетникова, «Расточитель» Лескова, «Моя жизнь» Чехова). Помимо этого драмы я комедии Островского, относительно небольшие, лаконичные, но монументальные по своей проблематике, всегда непосредственно связанной с основным вопросом об историческом пути России, о национальных традициях развития страны и ее будущем, явились художественным горнилом, выковавшим поэтические средства, которые оказались важными для развития повествовательных жанров. Выдающиеся русские художники слова внимательно следили за творчеством драматурга, нередко споря с ним, но чаще учась у него и восхищаясь его мастерством. Прочтя за границей пьесу Островского, Тургенев писал: «А „Воевода“ Островского меня привел в умиление. Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него! <...> Какая местами пахучая, как наша русская роща летом, поэзия! <...> Ах, мастер, мастер этот бородач! Ему и книги в руки <...> Сильно он расшевелил во мне литературную жилу!»

Тема пьесы «Гроза» А. Островского, проблематика, жанр

При определении жанра пьесы «Гроза» А.Островского выделяют несколько особенностей. В первую очередь «Гроза» - это социально – бытовая драма. Автор уделил большое внимание бытовым характеристикам, герои пьесы вступают в конфликт с существующим укладом жизни и морали в купеческой среде. С другой стороны в произведении присутствуют элементы трагедии по исходу конфликта и характеру главной героини.

Темой пьесы «Гроза» является освобождение человеческого сознания от обветшалых догм, подчиненности авторитету религии на примере трагической любви Катерины.

Проблематика произведения выходит за рамки социально-бытовой драмы. На первый план выходят сразу несколько конфликтов. Во-первых, это столкновение старого патриархального уклада жизни, где старшие властвуют над младшими, богатые - над бедным, и где общество, власть и церковь поддерживают веками сложившиеся жестокие обычаи, с новым, ориентированным на свободу личности и выбора.

Во-вторых, это проблема нравственности и личного выбора. Катерина воспитана в соответствии с традиционным укладом жизни, во многом она придерживается правил и догм, воспитанных в ней самого детства. Полюбив другого мужчину, Катерина чувствует муки совести тяжёлый внутренний разлад. Нравственный долг перед мужем не позволяет ей скрывать правду и она публично сознается в своем грехе. Но в тоже время новая любовь побуждает в Катерине смутное стремление к личной свободе, поиску настоящих нравственных идеалов. Развязка становится для Катерины трагической. Муки совести и жестокие укоры свекрови, вечная «тюрьма» домашних стен, а также невозможность счастья с любимым человеком - все это лишает Катерину последних сил. И поэтому Катерина решается ещё более страшный грех – она бросается с обрыва в Волгу.

Во многом название «Гроза» передают атмосферу произведения. Действия в пьесе создают цепь связанных между собой и нарастающих конфликтов, предающих кризис сложившегося уклада жизни.

Анализ пьесы «Гроза» А. Островского

Пьеса А.Островского «Гроза» по праву считается одной из вершин его литературной деятельности. Изданная накануне реформ 1861 года, она во многом описала перелом, происходящий в общественном сознании народа.

Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое внимание автор уделает описанию красот природы и обычной жизни провинциального города. Калинов как будто застыл в замкнутой патриархальной эпохе, ему чужды нововведения и новости из «внешнего» мира. Повседневную жизнь жителей города с её нищетой, бесправием и жестокостью автор противопоставляет редким моментам ночных гуляний молодежи, воспоминаниям Катерины о счастливом детстве и картинам волжских пейзажей. По мере развития сюжета нарастает ощущение удушливой замкнутости калиновского мира.

Автор «населяет» город разнообразными жителями. С первого взгляда кажется, что они все разные, но всех их объединяет схожие понятия и представления этого маленького замкнутого мира. В первую очередь это Кабаниха и Дикой, поборники калиновской патриархальной морали и обычаев. Многие, такие как Варвара и Кудряш, предпочитают формально признавать над собой власть обычаев, хотя на практике тайно идут против неё. Даже ученый Кулигин, пытающийся внедрить свои изобретения, рассуждает о научной мысли, которая глубоко устарела даже для 19 века. Приезжий из Москвы Борис, человек образованный и воспитанный, тоже вынужден покорится этому городу, принять его правила.

Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. Две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду. Кабаниха представляет собой мир устаревшей патриархальной морали, она всеми силами отстаивает этот уклад жизни, стремится отсрочить его отмирание и угасание. Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность. При этом во многом невестка и свекровь схожи – обе сильны духом и безкопромиссны, а также глубоко религиозны.

В душе Катерины просыпается любовь, но не к своему мужу. Она влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Для неё измена мужу – страшный грех, нарушение нравственных и религиозных законов. Для Катерины заповеди церкви и патриархального мира имеют сильнейшее значение. Она хочет быть чистой и безупречной. Однако в своих терзаниях Катерина не находит поддержки ни в муже ни в Варваре.

После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время счастье настоящей любви. Она не видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Поэтому решается на ещё более страшный с религиозной точки зрения грех - самоубийство.

Для Кабанихи – публичное признание Катерины и последующий бунт сына, страшное потрясение. Она чувствует как гибнет её мир и наступает хаос.

Произведение «Гроза» выходит далеко за рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия Катерины на своем примере показала перелом, происходивший в народном сознании, когда на первое место стала выходить свобода личности и волеизъявления, противостоя существующим традициям и укладу жизни.

Характеристика Кудряша

Ваня Кудряш - герой пьесы «Гроза» А.Островского, молодой человек, конторщик Дикого. Кудряш предстаёт в начале пьесы и знакомит читателей с нравами и укладом жизни города Калинова. Этот молодой человек достаточно смел и весел, обладает определённой самоуверенностью, отстаивает свои права. Сам рассказывает о том, что противостоит своему начальнику Дикому, на его грубость и нахальство отвечает тем же. Кудряш является представителем молодежи Калинова, которая больше не хочет покорятся патриархальным порядкам и устоям. Вместе с Варварой, они, хотя внешне и соблюдают заведённый уклад жизни, на самом деле живут по собственным правилам. По вечерам они с Варварой тайно встречаются, способствуют встречам Катерины и Бориса. В отличие от Бориса Кудряш борется за свою любовь. Он не бросает Варвару, а убегает с ней вместе. Если Кудряш поставил перед собой цель, то он ее обязательно выполнит.

Характеристика Бориса

Борис Григорьевич - герой пьесы «Гроза» А.Островского, племянник Дикого, молодой человек, порядочно образованный. Про себя Борис рассказывает, что он с сестрой воспитывался и вырос в Москве, был любим в семье, получил превосходное образование. После смерти родителей, из-за наследства был вынужден переехать к дяде Дикому, самодуру и грубияну. По завещанию дядя должен был выплатить часть наследства племянникам, при условии, что они будут с ним почтительны. Однако Борис понимает, что дядя слишком жаден и никогда не отдаст наследства. Но даже осознавая это, он продолжает жить с дядей и сносить его упреки.

Молодой человек влюбляется в Катерину и ищет с ней встреч. Он не задумывается о том, что Катерина замужняя женщина, и сколько несчастья это может ей принести. Но Борис достаточно эгоистичен и думает только о счастье, которое приносят ему встречи с Катериной. Будущее его не интересует. Он не понимает глубину души и моральных принципов возлюбленной, не пытается помочь ей в её горе. В многом безответственность и эгоизм Бориса приводят к трагической гибели Катерины.

Марфа Игнатьевна Кабанова - одна из главных персонажей пьесы Островского «Гроза». Кабаниха – богатая купчиха, упрямая, своенравная женщина преклонных лет. В произведении представляет собой главного антагониста Катерины. Она показывает себя ярым поборником старой патриархальной морали и обычаев. Кабаниха является явной главой семьи, всех домашних упрекает в несоблюдении традиций, пресекает всякую возможности непокорности:

«Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят».

Изматывая домашних она постоянно насаждает свою волю, убивает всякую возможность к сопротивлению. Ей постоянно кажется что дети выходят из повиновения старших, не уважают старость и жизненный опыт. Она чувствует, что настает конец старому укладу жизни, постоянно жалуется на неисполнительность, невежество и неуважение молодёжи.

«Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются».

Её деспотизм особенно распространяется на сына Тихона и его жену Катерину. Сына она корит за бесхарактерность и постоянное потакание жене, неумение поставить жену на положенное ей «место»:

«Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

В Катерине же она вообще видит противника, постоянно упрекает её за её поведение и несоблюдение общепринятых правил:

«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж - глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

При этом Кабаниха очень религиозна, во всем видит грех, чувствует наступление апокалипсиса. Она постоянно стращает всех адовыми муками за грехи. Кабаниха ненавидит все новое, верит всем нелепым выдумкам. Она внимательно слушает россказни странницы Феклуши, страшится всего неизведанного.

Итог произведения печален. Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Тихона она сделала безвольным калекой, не способным на самостоятельные поступки, Катерину довела до гибели, а Варвару вынудила убежать из дома.

ХОЗЯЕВА И ЖЕРТВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА» Действие драмы "Гроза" происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. Центральными фигурами этого "темного царства" невежества и произвола являются в драме Дикой и Кабаниха.Дикой - купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты "жестоких нравов", которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя "темного царства".Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления "своей воли". Деспотизм ее в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, аТихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев "темного царства".Центральным в драме "Гроза" является образ Катерины. Натура поэтически-мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу "любящим, идеальным", по определению Добролюбова, Катерина обладает в то же время пылкой и страстной душой. Она борется между двумя чувствами: любовью к Борису и сознанием "незаконности" этой любви. Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. После родительского домашнего рая Катерина попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. ПопыткиКатерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования.Катерина готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать. Катерина не хочет и не может таить своего "греха". Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против "темного царства". По словам Добролюбова, в ее трагическом конце "дан страшный вызов самодурной силе..."Светлым лучом в "темном царстве" можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы найти вечный двигатель. Кулигин думает не о своей личной выгоде, а о благоустройстве родного города, о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе. Кулигин и Катерина, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак над мертвым "темным царством".К жертвам "темного царства" в пьесе относятся Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться своей матери. Единственное заветное желание Тихона - это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под ее опеки, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему любит жену. Он от всей души жалеет ее и желает облегчить ее тяжелое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен.Отказав ей в поддержке в самый критический момент ее жизни, он невольно становится одним из виновников ее гибели.Борис искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но у него недостает решимости отстоять свою любовь, он не в силах помочь ей. Так "темное царство", превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло обоих на то, чтобы "жить да мучиться".В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов того времени -освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Главная героиня «Грозы» Островского

«Герой», «действующее лицо», «персонаж» - такие, казалось бы, похожие определение. Однако в сфере литературоведения эти понятия различаются. «Персонажем» может быть как и эпизодически появляющийся образ, так и субъект, которого автор не наделил отличительными чертами. Например, в городе Глупове у Салтыкова-Щедрина показаны именно персонажи - оболочки, лишённые внутреннего составляющего. В пьесах обычно дан список действующих лиц, указывающий на то, что «действующие лица» должны действовать, то есть совершать какие-то поступки, благодаря которым будет развивать сюжет. «Герой» обязательно наделён отличительными чертами характера. Конечно же, в каждом произведении классической литературы есть главные герои. Главный герой должен выражать определённые авторские идеи, утверждать или же опровергать некие установки. Главная героиня «Грозы» Островского - Катерина Кабанова. Почему же именно её автор делает главной героиней драмы «Гроза»? Что хотел показать драматург, отобразив именно такой характер?

Пьеса была написана в 1859 году, а уже в 1861 было отменено крепостное право. Казалось бы, учитывая роль литературы и театра, пьеса должна была быть посвящена проблемам крестьян. Но в «Грозе» об оппозиции крестьянин - барин не сказано практически ни слова! Почему же пьеса была актуальна в то время и почему её актуальность нисколько не уменьшилась сейчас? Перед написанием «Грозы» Островский совершил экспедицию по Волге, целью которой было изучение обычаев местных жителей. Нельзя отрицать того, что писатель не видел печальное и безвыходное положение крестьянства, но в «Грозе» конфликт неравенства перерастает в борьбу свободы и застоя, в противостояние света и тьмы. Для выражения подобных идей нужен был сильный персонаж, но для придания конфликту остроты и в то же время некой возвышенности и вместе с тем роковой обречённости главной героиней «Грозы» становится девушка.

«Луч света в тёмном царстве» - так называл Катерину Кабанову критик Добролюбов. Катя противопоставлена остальным действующим лицам трагедии. Её отличает отсутствие безропотного и слепого подчинения сильным мира того. Дело в том, что в городе Калинове живут не по законам христианства, даже не по законам общего сосуществования, а по каким-то извращённым, изуродованным правилам. Власть принадлежит тем, у кого есть деньги. Условно говоря, сила влияния прямо пропорциональна накопленному капиталу. Калиновцы к такому совершенно привыкли, как и к тому, что купцы на них наживаются, обманывают и обсчитывают. Из Дикого и Кабанихи люди сделали некий неприкосновенный образ, идола, чуть ли не бога (такие мотивы проскальзывают в разговоре Феклуши и Глаши о Марфе Игнатьевне). Катерине всё это чуждо. Можно сказать, что такие высокие моральные принципы заслуга исключительно девушки. Островский ничего не упоминает о получении Катей какого-либо образования, воспитывалась девушка в типичной христианской семье, где учили уважать старших и слушаться мужа. Тем не менее до замужества в Кате было сильно внутреннее ощущение свободы, чувство, что все должны быть равны и поступать «по совести». Девушка была очень религиозна. Это видно в её монологах: «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». Она исполнена лиризмом и «повышенным чувством жизни». Именно христианская мораль в её оригинальном виде так сильно повлияла на формирование Кати как личности. На этом стоит сделать акцент: Катерину, в отличие от других действующих лиц произведения, можно назвать личностью, человеком. Катерина не может смириться с существующими нормами, жить по тем правилам. Ей больно думать о том, что она может соврать. Кроме того, девушку пытается сломить свекровь с характером диктатора. Кабаниха всячески оскорбляет Катю, показывая перед Тихоном «неправильность» жены. Например, Марфа Игнатьевна с полной уверенностью обвиняет Катю в изменах, хоть и знает, что это ложь. Катя не игнорирует нападки свекрови, а отвечает ей. Девушка обращается к Кабанихе на ты, хоть та вдвое старше её. Таким образом Катя защищает себя и своё право на равное сосуществование со свекровью. Девушка вежливо подчёркивает, что слова Кабанихи - ложь, что пагубно влиять на Тихона Катя не будет, а к Марфе Игнатьевне, несмотря на её истерики, она относится с уважением. Так говорить может только по-настоящему сильный, ответственный и разумный человек.

К сожалению, Катя понимает, что жить в таком мире больше не сможет. Выхода действительно нет. Пороки, присущие жителям Калинова, есть повсеместно, Кате некуда бежать. И ни в Москве, ни в другом городе девушка не сможет жить так, как хочет.

Гроиня «Грозы» Островского принимает тяжёлое решение. Она уходит из жизни не победив «тёмного царства», но и не став побеждённой.

Душевная драма Катерины в пьесе «Гроза»

«Почему живые, творческие, добрые и порядочные люди мучительно отступают перед бесформенной серой массой, заполняющей мир?» - эта фраза стала бы замечательным эпиграфом к одному из произведений Островского. Конфликт трагедии реализуется на нескольких уровнях. Во-первых, драматург показал ущербность устоявшихся порядков, конфликт патриархального строя и новой, свободной жизни. Этот аспект реализовывается на уровне таких персонажей, как Кулигин и Катерина. Если говорить кратко, то существование, а уж тем более сосуществование людей чувствующих, справедливых, стремящихся к духовному обогащению и честному труду невозможно рядом с обозлёнными, обделёнными и лживыми обитателями Калинова. Причём нужно сделать оговорку, что Калинов - вымышленное пространство, а значит пространство становится условным. Во-вторых, показана душевная драма Катерины в «Грозе».

В этом случае речь идёт о конфликте внутри персонажа. Такие типы конфликтов всегда интересны, ведь противоречия делают образы живыми, многогранными. Островский сумел создать персонаж, который вызвал совершенно противоположные мнения среди критиков. Добролюбов называл главную героиню пьесы «лучом света в тёмном царстве» и искренне полагал, что в Катерине воплощены самые лучшие качества русского человека. А вот Писарев вступил с Добролюбовым в полемику, заявив, что проблемы Катерины были надуманными и решаемыми. Однако обоих критиков так или иначе заинтересовала душевная драма Катерины Кабановой.

Катя живёт с мужем, его сестрой и свекровью. В таком составе семья впервые появляется на сцене. Пятое явление начинается с разговора Марфы Игнатьевны с сыном. Тихон во всём поддерживает мать, соглашается даже с откровенной ложью. Муж Кати, Тихон Кабанов, слабый и безвольный человек. Ему надоели истерики матери, но вместо того, чтобы хоть раз высказать своё мнение или же защитить жену от жестокости и злых слов, Тихон идёт выпивать с Диким. Тихон похож на взрослого ребёнка. Он любит Катю, потому что ощущает в ней внутреннюю силу, вот только его чувства не взаимны: Катя чувствует к Тихону только жалость.

Варвара, кажется, единственный человек, который хоть как-то интересуется Катериной. Она беспокоится за Катю, старается ей помочь. Однако Варвара не понимает насколько тонко Катерина чувствует этот мир, Варвара практична, ей невдомёк почему Катерине так тяжело научиться «врать во благо», почему Катя хочет стать птицей, почему чувствует приближающуюся смерть.

Сама Катя ценит моменты, когда ей удаётся побыть одной. Она жалеет, что у неё нет детей, ведь тогда она любила бы и заботилась о них. Счастье материнства позволило бы Кате реализовать себя как женщину, как мать и как человека, ведь воспитанием занималась бы она. Детство самой Кати прошло беззаботно. У неё было все, о чём она могла мечтать: любящие родители, посещение церкви, свобода и чувство жизни. До замужества Катя чувствовала себя по-настоящему живой, а теперь мечтает стать птицей, чтобы улететь из этого места, которое лишило девушку внутренней лёгкости.

Итак, Катя живёт в доме со свекровью, склонной к тирании и манипуляциям, и мужем, который во всём подчиняется матери, не может защитить жену, любить выпить. Вдобавок к этому, в окружении девушки нет человека, с которым бы она могла поделить своими переживаниями, который не просто слушал её, а услышал бы. Согласитесь, в такой обстановке жить довольно трудно, если учесть, что воспитание и чувство собственного достоинства не позволяют ответить агрессией на агрессию.

Ситуация усугубляется с появлением Бориса, а точнее, чувств Кати к Борису. В девушке была заложена огромная потребность любить и отдавать свою любовь. Возможно, в Борисе Катя увидела того, кому бы смогла отдать нереализованные чувства. Или же она увидела в нём возможность наконец-то быть собой. Скорее всего, и то, и другое. Чувства молодых людей вспыхивают внезапно и развиваются стремительно. Катерине было очень сложно решиться на встречу с Борисом. Она долго думала о муже, о своих чувствах по отношению к Тихону, о том, что к чему всё может привести. Катя бросалась из одной крайности в другую: либо смириться с несчастливой семейной жизнью, забыв Бориса, либо развестись с Тихоном, чтобы быть с Борисом. И всё же девушка принимает решение выйти в сад, где её ждал возлюбленный. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - такой была позиция Кати. Она пренебрегает законами христианства, совершая грех, но девушка твёрдо уверена в своём решении. Катя берёт на себя ответственность за свою жизнь: «что меня жалеть? Сама на то пошла». Тайные встречи, продолжавшиеся десять дней, завершаются с приездом Тихона. Катя боится, что правда о её измене вскоре станет известна мужу и свекрови, поэтому сама хочет рассказать им. Борис и Варвара стараются уговорить девушку молчать. Разговор с Борисом открывает Кате глаза: Борис такой же человек, как все те, от кого она мечтала сбежать. Крушение иллюзий было для Катерины очень болезненным. В таком случае получается, что выхода из «тёмного царства» нет, но жить тут Катя больше не может. Собрав все силы, Катя решает прекратить свою жизнь.

Пьеса «Гроза» Островского известна каждому. Жизнь в маленьком городке течет своим чередом. Все изменилось с приездом Бориса, встретившего и полюбившего замужнюю женщину. Образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» неразрывно связан с любовной линией. Отношения Бориса и Катерины сыграли большую роль в трагедии, развернувшейся в пьесе. Он не смог защитить любовь, что привело к гибели девушки, не сумевшей справиться с душевными терзаниями и решившей, что лучшим выходом в сложившейся ситуации станет самоубийство.

Борис – молодой юноша, приехавший из столицы за наследством. Состоит в родственных связях с Диким.

Образ и характеристика

О внешности Бориса известно немного. Одевался как щеголь по последней моде. Получил хорошее образование. Воспитан. Оказался в Калинове неслучайно. Приехал за наследством, доставшимся от бабки. Из семьи осталась только сестра. Родители умерли.

Хорошее образование получил, учась в Коммерческой академии.

«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, сестру в пансион».


Модный, стильный. Это неудивительно, ведь в Москве все одеваются с иголочки. В сравнении с жителями Калиново его внешний вид разительно отличался.

«Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».


Цель приезда в город одна - получение наследства. Это возможно при единственном условии, если парень будет с почтением и уважением относиться к дядьке (Дикому).

«Бабушка умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием, если мы будем к нему почтительны».

Борис постоянно терпит унижения от дядьки. Тот вечно находит повод придраться и унизить парня. Ему приходится терпеть и молча сносить оскорбления, ведь на кону стоит слишком много. Он уже не уверен, что удастся получить хоть какую-то копейку от дядьки. Работает, работает, а толку никакого.

«Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость».


Слабохарактерен. Слабость характера Бориса не однократно проявлялась на протяжении всей пьесы. Он знает в себе эту черту, но изменить ее не может. Заискивает перед дядей, лебезит, терпя его выходки. В случае с Катериной ему не хватило силы духа защитить любимую женщину. Вскружив ей голову, он бросает ее в трудную минуту, сбежав из города, как трусливый заяц от погони. Прояви он хоть чуть-чуть характер, забрал бы ее с собой, тем самым спас бы ей жизнь, но, увы.

Добрый. По натуре Борис парень добрый, отзывчивый. Кулигин про него говорил:

«Хороший он человек, сударь…»

Нерешительный. Совершать поступки это не про нашего Бориса, смелости не хватит. Когда о любовной связи с Катериной становится всем известно, он запаниковал, предпочитая «метаться, плакать», но при этом ничегошеньки не предпринимать. В момент прощания с ней он уповал сам на себя:

«Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь…Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!».

Но силе взяться неоткуда. Борис это сам прекрасно понимает.

Ему проще убежать от проблем, чем взяться за их решение. Он видел, что с Катериной творится что-то неладное, но не соизволил поинтересоваться, что ее беспокоит и чем она встревожена. Подлил масла в огонь, сказав, что уезжает надолго, дядя так велел, а ослушаться его, значит, потерять надежду заполучить наследство. Нести ответственность за поступки Борис не привык. Может он не любил Катерину, просто проводил с ней время, скрашивая досуг. Как только она начала доставлять ему проблемы он предпочел ретироваться.

Эгоист. В первую очередь Борис всегда думал только о себе и собственной выгоде. Интересы и проблемы других людей его мало волновали. Он не в силах был понять глубину натуры Катерины и оценить трагизм ее личности, что в итоге привело к печальному финалу. Его малодушие довело Катерину до трагедии. Если бы он хоть раз подумал о ней, все могло быть по-другому.

Островский в драме “Гроза” изобразил плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что “у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом”. Дикой называет Кулигина “татарином” за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что “гроза-то нам в наказанье посылается”, молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается способности к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, “тузов” этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле “сокрушают ребра” своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка приспосабливаться и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали.
Примером первого типа молодых людей являются Тихон Кабанов и Борис Григорьевич. Лучше всего их характеризуют слова Тихона: “Нет.. . своего-то ума. И, значит, живи век чужим”. Всю жизнь они находятся под пятой своих родственников и не могут изменить такого положения, а способны лишь жалеть себя. Они не способны совершить сколько-нибудь значимый поступок: Тихон завидует смерти Катерины, но сам не может решиться на самоубийство; Борис подчиняется дяде, даже когда тот велит ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь. Эти люди не могут по-настоящему сильно любить: Тихон относится к Катерине как к одной из составных частей своей “неволи”: “Недели две никакой грозы надо мною не будет, кандалов этих на ногах нет, так дожены ли мне? ” Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”.
Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”. Расставаясь с Катериной, он просит Бога, “чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! ” Борис и Тихон - марионетки в руках “темного царства”, безвольные куклы, неспособные ни на поступок, ни на истинное чувство.

Известный критик Аполлон Григо-рьев считал, что главный худо-жественный недостаток «Грозы» — «это безличность Бориса... Во что тут было влю-биться? — невольно спрашивал себя каждый, но, вероятно, никто из добросовестно мыслящих людей не сомневался в том, что Катерина должна была, по роковой необходимости своей обстановки, влюбиться в кого-нибудь».

Да, было в любви Катерины что-то от роковой необходимости, но влюбиться она должна была не в кого-нибудь, а именно в Бориса. Немало в Калинове было молодых парней — да хоть того же Кудряша можно вспомнить или его товарища Шапкина. И все-таки мы понимаем, что Катерине как героине трагического плана нужен был другой избранник, не похожий ни на кого из калиновцев и — по ин-стинктивному ее прозрению — чем-то похожий на нее. Чем? Да той же странностью, необычностью, тем одиночеством, даже неприкаянностью, что могло не броситься в глаза Катерине.

В городе Борис всем чужой, и Островский под-черкивает это с самого начала в авторском предуве-домлении: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-рус-ски». Он один ходит в непривычном для Калинова европейском костюме. Нравы, обычаи провинциаль-ного городка ему совершенно не знакомы: что-то его пугает, но что-то кажется поэтическим и прек-расным. Он восторгается красотой ночи, радостью любовных свиданий. «Это так ново для меня, так хорошо, так весело!»

Но обратили ли вы внимание, что во время первого свидания с Катериной Борис, несмотря на самые клятвенные уверения («я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!»), думает преж-де всего об удовольствиях, которые сулят ему встре-чи с молодой и красивой женщиной? Он не хочет вначале даже думать о том, к чему могут привести эти свидания, чем грозят они той, которую он, по его же словам, так пламенно любит.

«...Не печаль меня, — обращается он к Катерине, которая говорит ему о своих трагических предчувст-виях. — ...Ну, что об этом думать, благо нам те-перь-то хорошо!» А узнав, что Тихон уехал на две недели, Борис с нескрываемым удовлетворением во-склицает: «О, так мы погуляем! Время-то довольно».

Так еще раз возникает в пьесе тема времени. За пределы двух недель Борис просто не желает загля-дывать. Для него и этого времени вполне довольно. А ведь в этом небольшом временном промежутке (на самом деле Тихон вернулся даже раньше) реши-лась судьба и Катерины, и его самого. Но понял это он (как и Тихон) лишь тогда, когда Катерину потерял.

Не кажется ли вам странным, что Тихон, уже переживший мучительный внутренний кризис, видит в Борисе не только врага (что вполне объяснимо), ио и глубоко страдающего человека, даже испы-тывает до определенной степени сочувствие и жа-лость к нему? Вспомните или же перечитайте нача-ло пятого действия, разговор Тихона с Кулигиным. Сцена эта много дает для понимания молодого Кабанова, его нового образа мыслей. Но она же заставляет по-другому взглянуть и на Бориса, о котором Кулигин с участием спрашивает: «Ну, что же он, сударь?» Тихон отвечает: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сде-лался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет». Справедливый Кулигин делает вывод: «Хороший он человек, сударь».

Надо быть всегда внимательным к тексту. Поче-му при характеристике Бориса мы часто стара-тельно обходим этот разговор? Потому, что он не соответствует устоявшейся точке зрения? А между тем сцены из пятого действия свидетельствуют о том, что Борис тоже изменился — и изменился в лучшую сторону. Теперь-то он уже не о себе ду-мает, а о Катерине, не о своих удовольствиях, а о ее судьбе. Ему самому можно бы и не поверить, но об этом говорит Тихон, объективность которого сом-нений не вызывает. Материал с сайта

Первое и последнее свидания Бориса и Катерины очень различны. Обратите, в част-ности, внимание на тональность речей Бориса. Теперь его слова проникнуты грустью и болью: «Ну, вот и поплакали вместе, привел Бог». И реплику его: «Не застали б нас здесь», — которую часто цитируют в укор Борису, необходимо рассматривать в общем кон-тексте разговора. Он же не о себе, а о ней беспо-коится. И в минуту острейшего душевного волнения прорываются у него такие народные, почти деревен-ские слова: «Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе».

Не такой уж безличный Борис, как казалось некогда А. Григорьеву. В конце пьесы в нем стано-вятся заметны проблески искреннего чувства, спо-собность к глубоким переживаниям. В этом он до некоторой степени схож с Тихоном, хотя, как нам кажется, Тихон все же в большей степени прояв-ляет в сложнейшей психологической ситуации ду-шевный такт, благородство и человечность.

И все же не быть Борису «вольной птицей», как он сам себя называет. Увы, сидит он в тесной клетке, откуда ему никогда не вырваться. Судя по всему, не вырваться и Тихону. В пьесе это удалось только Катерине — но ценой жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитаты варвары гроза
  • борис в грозе островского
  • характеристика бориса в пьесе гроза цитаты
  • островскийгрозаобраз бориса
  • островский гроза характеристика бориса

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.