Клоун из бэтмена. Множество раз была рассмотрена смерть Джокера от рук Бэтмена

У всемирно известного издательства комиксов DC за всю его долгую историю было немало удачных персонажей. И это не только супергерои, но и злодеи. Одним из самых таинственных и зловещих является Джокер. Его популярность во все десятилетия была столь велика, что с началом экранизации графических новелл DC, в них часто фигурировал этот негодяй. Причем исполнять эту роль доверяли одним из самых лучших актеров Голливуда. Давайте познакомимся с теми, кто играл Джокера в «Бэтмене» и других экранизациях, а также побольше узнаем о самом персонаже.

Немного о Бэтмене

Темный рыцарь впервые появился на страницах комиксов в 1939 году и вскоре стал одним из любимейших супергероев читателей. В отличие от Супермена, Зеленого фонаря и подобных, Бэтмен был обычным человеком, пусть и сказочно богатым.

Протестуя против разгула преступности и продажности полицейских в своем родном Готэме, он решил восстанавливать справедливость самостоятельно. Бороться с преступностью ему помогали его физические навыки и вполне человеческие приспособления.

За многолетнюю карьеру у Темного рыцаря было немало противников, каждый из которых был уникален и страшен одновременно. При этом самым известным из них считается именно Джокер. Более того, в умах миллионов людей имена этих двух персонажей давно уже стали антонимами.

Кто такой Джокер в комиксах вселенной DC

Хотя этому суперзлодею уже около семидесяти лет, его прошлое до сих пор покрыто тайной. Большинство полагает, что данный персонаж вырос в цирковой семье, отсюда его страсть к клоунской атрибутике. Позже он либо пошел по родительским стопам и стал комедиантом (не особо успешным) или превратился в гангстера.

Книжная биография этого героя начинается с того, что он, переодевшись в костюм Красного колпака, пытался ограбить карточную фабрику. Это преступление было остановлено Бэтменом, но злодей случайно упал в чан с кислотой.

Джокеру удалось выжить, но в его организме и сознании произошли необратимые изменения. Кожа приобрела смертельно-белый оттенок, волосы позеленели, а на лице навсегда застыла улыбка. Кроме того, в Джокере проснулась гениальность, правда, она граничила с сумасшествием.

Вскоре после своего преображения этот персонаж стал наводить ужас на многих готэмовцев. И хотя Бэтмену с комиссаром Гордоном удалось поймать его и посадить в психиатрическую лечебницу, Джокер еще не раз сбегал оттуда и терроризировал Готэм.

Первое появление на телеэкране

Впервые этот суперзлодей появился в кинофильме 1966 года «Бэтмен». Эта картина фактически была продолжением мегапопулярного телесериала о Темном рыцаре Готэма.

Актера, игравшего Джокера в «Бэтмене», звали Сесар Ромеро. Будучи потомком кубинцев, он мало чем походил на классического злодея со страниц комиксов. Однако в те годы и сам кинофильм был мало похож на серию одноименных графических новел.

После роли Джокера, впрочем, как и до нее, карьера Ромеро складывалась полнее успешно. Он много снимался, чаще в телесериалах. Наиболее известные его роли в проектах «Зорро», «Напряги извилины» (1966-1970), «11 друзей Оушена» (1960), «Она написала убийство» и другие.

Джек Николсон - тот, кто играл Джокера в «Бэтмене» 1989 года

Одним из лучших исполнителей этой роли на протяжении почти двадцати лет считался Джек Николсон. Будучи артистом, тем гением, кто играл Джокера в фильме «Бэтмен» 1989 года, он известен зрителям не только благодаря этой работе.

Наиболее популярные картины с его участием: «В ясный день увидишь вечность», «Волк», «Ворон» (1963), «Пролетая над гнездом кукушки», «Иствикские ведьмы», «Лучше не бывает», «Отступники» и многие другие.

Этот многогранный актер, несмотря на весьма прозаическую внешность, сумел сделать головокружительную карьеру. Он первый исполнитель роли Джокера, который стал обладателем заветного «Оскара». Правда, именно за исполнение этого персонажа Николсона не номинировали на заветную золотую статуэтку, зато он был претендентом на «Золотой глобус» и BAFTA.

Стоит отметить, что имидж, созданный ему для роли Джокера, довольно сильно отличался от канонического, но это не помешало Джеку Николсону создать объемный и притягательный образ гениального маньяка.

Кто играл Джокера в «Бэтмене: Темном рыцаре»?

Хит Леджер, актер, который воплотил новый образ Джокера, хотя долгие годы казалось, что никому не суждено переплюнуть Джокера Николсона. В 2008 году на экраны вышел стильный боевик Кристофера Нолана «Темный рыцарь».

В нем зрителям показали новую ипостась главного бэтменовского злодея. Он был еще более жесток и безумен, но при этом чертовски умен и притягателен. Прошло уже почти десять лет, но до сих пор именно этот образ Джокера продолжает оставаться любимым зрителями во всем мире. Кроме того, он стал героем многочисленных мэмов и мотиваторов.

Столь невероятная популярность во многом заслуга Хита Леджера - актера, кто играл Джокера в «Бэтмене». Он так и не узнал о том, как высоко будет оценена его работа. Ведь актер скончался от передозировки болеутоляющих еще до премьеры. Несмотря на это печальное событие, Леджера (впервые в мировой кинопрактике) посмертно наградили за роль Джокера не только «Оскаром», но и «Золотым глобусом», а также Премией Гильдии киноактеров США.

Стоит отметить, что кроме вышеупомянутой роли артист сыграл в других известных лентах: «Горбатая гора», «История рыцаря», «Братья Гримм», «Казанова», «Воображариум доктора Парнаса» и других.

Джаред Лето - новый Джокер киновселенной DC

Маловероятно, что кто-то способен исполнить эту роль лучше, нежели Хит Леджер (тот, кто играл Джокера в фильме «Бэтмен: Темный рыцарь»), попытки найти новое лицо не иссякают.

В 2016 году в рамках создания единой киновселенной DC был снят боевик «Отряд самоубийц». В нем зрителям была представлена новая трактовка образа популярного суперсзлодея. Эту роль получил известный в Голливуде рок-музыкант и обладатель «Оскара» - Джаред Лето.

Решив создать его непохожим на предыдущих персонажей, внешность нового Джокера приблизили к классической (зеленые волосы, белая кожа, грим и вечная улыбка). Для разнообразия ему вставили металлические зубы и нанесли массу татуировок.

Справедливости ради стоит отметить, что злодей у Лето вышел весьма убедительный. Особенно впечатляли его безумные бездонные глаза. Однако новый исполнитель уступает покойному Леджеру (тому артисту, кто играл Джокера в картине «Бэтмен: Темный рыцарь»), зато стоит на одном уровне с Николсоном («Бэтмен» 1989 года).

А если учесть, что Лето в ближайшем времени появится в других лентах о супергероях DC, это значит, что у артиста еще будет шанс добиться большего зрительского признания.

Камерон Монахэн - исполнитель роли Джокера в телесериале «Готэм»

Рассматривая имена тех, кто играл роль Джокера в «Бэтмене», обратите внимание не только на полнометражные кинофильмы, но и телесериалы.

Вот уже четыре сезона на экранах успешно транслируется сериал «Готэм», рассказывающий о становлении личности Бэтмена и его будущих врагах.

Помимо таких злодеев как Пингвин, Загадочник, Женщина-кошка, Ядовитый Плющ и другие, в этом проекте появляется и молодой Джокер. Его исполняет Камерон Монахэн.

В данной статье от «Джокер от А до Я», попытаюсь составить полную картину, описывающу историю и характер главного злодея и самого заклятого врага Бэтмена – Джокера.

Имя: Джокер (The Joker). Настоящее имя неизвестно.

Известен также как: Джек Нэпиер, Джейсон Реипэн, Джонни Трейп, Джозеф Керр, Тромп Меркюри, Джонни Джейп, Слэппи, Красный Колпак, мистер Генесиус, сэр Реджинальд Арлекин, Дж. Коломбин, Х. А. Лафлин и т. д. и т. п.

Место проживания: Город Готэм. Большую часть времени проводит в психиатрической больнице для преступников “Аркэм”.

Род занятий: Профессиональный преступник.

Вес: 86 кг.

Рост: 189 см.

Глаза: Зеленые.

Волосы: Зеленые.


Все версии Джокера

Внешние приметы: Белая кожа; рубиновые губы, вечно растянутые в широкую улыбку; длинный нос, вытянутый подбородок.

Сексуальная ориентация: Гетеро. Утверждает, что был женат и что жена погибла в результате несчастного случая. Искренне радуется, когда приходится иметь дело с противницами женского пола (что не мешает ему обращаться с ними с не меньшей жестокостью, чем со всеми остальными). Неравнодушен к некоторым обитательницам “Аркэма”, что, как правило, приводит их в ужас. Начиная с 90-х его постоянная подруга – Харли Квинн, бывший психиатр “Аркэма”, пожертвовавшая ради Джокера карьерой и рассудком и ставшая его послушной рабыней. Он периодически вышвыривает ее из окна, а в остальном у них почти идеальные отношения.

Любимая одежда: Фиолетовый костюм и шляпа, желтый жилет, желтая или зеленая рубашка, белые перчатки.

Любимая пища: Рыба.

Любимое животное: Гиена.

История: Одной жуткой ночью банда уголовников, возглавляемая человеком в красном колпаке, проникла на фабрику “Ace Chemical Processing Inc.”, чтобы ограбить карточную компанию, которая находилась в том же здании. Через несколько минут они были обнаружены и столкнулись с полицией и таинственный мстителем в костюме летучей мыши. Все бандиты, кроме Красного Колпака (Red Hood), погибли от пуль полицейских. Главарь же смог найти выход из безвыходной ситуации: перемахнув через перила, он прыгнул в чан с химикатами, пролетел через сточные трубы и очутился в реке, куда “Ace Chemical” сбрасывала свои ядовитые отходы. Преступник успешно скрылся от преследования и, выбравшись на берег, снял свой колпак. Оказалось, что плавание в отравленной жидкости оставило свои следы: из отражения в реке на несчастного уставилась кошмарная клоунская физиономия. Белая как мел кожа, волосы цвета искусственной травы и рубиновые губы, растянутые в жуткую зубастую улыбку, — вот что увидел незадачливый грабитель. И с этого момента он исчез… его личность растворилась в безумии.

НИКТО не знает, кем был этот человек до этого дня. НИКТО, даже он сам – в его воспаленном мозгу смешались истинное и воображаемое, правда и ложь, реальность и фантазия. Был ли он хладнокровным головорезом или обычным неудачником, рискнувшим преступить закон, чтобы добыть денег для своей семьи? Несомненно одно: что-то плохое произошло еще до его визита на “Ace Chemical”, и физическая трансформация стала для него лишь последней каплей. (Это ни в коей мере не оправдывает того, что этот человек сделал ПОТОМ.)

Ночную тишину разорвал безумный хохот: изуродованный преступник оценил по достоинству шутку, которую сыграла с ним судьба. И решил пошутить в ответ. “Я выгляжу, как злой клоун… Клоун? Не клоун, а… ДЖОКЕР!!!” И перерожденный приступил к делу.

Очень скоро газеты называли его не иначе как Клоун – Принц Преступного Мира (Clown Prince of Crime). Действуя с потрясающей изобретательностью и безжалостностью, безумец завоевал репутацию самого опасного существа в городе Готэм. Ограбления, массовые убийства, ядерный терроризм, альянсы с другими суперзлодеями, а также (кратковременное) мировое господство и чуть было не случившийся конец света – вот далеко не полный перечень деяний Джокера. Он даже успел (я не шучу) побыть послом ООН от Ирана и отсидеть в советском концлагере.

Джокер совершает свои преступления в особом стиле. Воплощение в жизнь фразы “умереть от смеха” стало целью его жизни. Он обожает превращать свои злодеяния в зловещие представления, сопровождая абсурдные по жестокости действия буффонадой и паясничаньем. Его преступные планы тщательно продуманы, но в то же время оставляют простор для импровизации и включают множество разных вариантов отступления.

Бэтмен: Что тебе нужно от города?

Джокер: Я хочу новый велосипед… Я хочу побывать во Флориде… Я хочу…

Сцена из сценария фильма “Бэтмен” Тима Бертона, не вошедшая в сам фильм.

Версия из фильма 1989 года: Джек Напье, правая рука мафии, всегда носит с собой свою счастливую колоду, и свой любимый фиолетовый костюм. Но вдруг мафия решает избавиться от него (Джеку приглянулась девушка главаря), и натравливает на него полицию. Место действия Эксис Кэмикалс. Тут конечно же появляется Бэтмен. И по его вине Джек Падает в кислоту. лицо его становиться обезображенным, кожа приобретает оттенок синего. Не помогает даже пластическая хирургия. Пытались сделать все что в их силах, но увы, теперь наш Джек обречен носить на своем лице ехидную улыбку. Когда Джек после операции посмотрел на себя в зеркало, то потерял всяческий рассудок. Теперь ему нечего терять. По сути Джек умер, и как феникс возродился из пепла убийцей-психопатом. Ах да… Новая жизнь – новые «визитки» (надо же поддержать имидж =)), и это конечно же карта Joker. Оружие конечно имело вид клоунского реквизита. И перед нами предстает тот самый Джокер, которого мы знаем на сегодняшний день.

Мишень преступлений: Потенциально все и каждый. Джокер никому не доверяет и с равной жестокостью относится к жертвам, врагам, союзникам, помощникам и тем, кто просто “проходил мимо”. Он “дикая карта” в любой человеческой колоде, изгой в любой компании, никем не контролируется и не поддается никакому влиянию. Те, кто считают его союзником, как правило, умирают первыми. Те, кто нанимают его для “грязной работы”, должны быть готовы к непредсказуемым результатам. Его помощникам лучше держать рот на замке (“Научитесь не задавать глупых вопросов”, — говорит Джокер, швыряя под колеса проезжающей машины одного из своих подчиненных, остальным членам банды в одном из комиксов). Порядочным людям…

Порядочным людям не место в этом городе. Им лучше жить где-нибудь еще.

Джокер в “Бэтмене” Тима Бертона.

Есть у шута-маньяка и круг любимых жертв. В первую очередь, конечно, Бэтмен – супергерой Готэма, загадочный ночной мститель, защитник невинных. Именно от него удирал Красный Колпак, прыгая в химические отходы. Но речь идет не о тривиальной мести. В большинстве своих комиксовых и экранных “инкарнаций” злобный арлекин не считает Бэтмена виновником своих несчастий; он думает, что судьба ударила по нему случайно, и ответный удар наносит точно так же – наугад. Но соревнования в хитроумии с Человеком — Летучей Мышью быстро превратились в саму сущность существования преступника-клоуна. Ему необходим достойный оппонент, на котором можно играть смертельные шутки, и постоянные поражения лишь стимулируют его. Джокер всегда говорит, что убьет Летучую Мышь, что ненавидит Рыцаря Ночи и т. д., но на самом деле все гораздо сложнее – без противника его жизнь лишится смысла, ибо некому будет с ним “играть”.

Джокер: Ты еще не догадался, почему я до сих пор не убил тебя?

Бэтмен: Нет.

Джокер: Давно собирался тебе сказать… э-хе-хе-хе-хе… я ПОЗВОЛЯЮ тебе побеждать. Игра такая, понимаешь? Я творю беспорядок, ты ловишь меня… Если побеждаешь ты, я возвращаюсь в “Аркэм”, убегаю, и все начинается снова. Но если побеждаю я… БУМ! КАПУТ! Игра окончена! И кому это нужно?

Поэтому-то Джокер, хотя и имел немало возможностей покончить с Черным Мстителем навсегда, всегда оттягивал расправу до последнего момента или давал шанс на спасение своему врагу. И он ни разу не воспользовался шансом узнать истинную личность загадочного оппонента. Впрочем, по мнению многих фанов, он узнал ее давным-давно – просто для него это не имеет значения.

Один из обитателей “Аркэма”: Я говорю – снимем с него маску. Я хочу увидеть его настоящее лицо.

Джокер: О, не будь так предсказуем, Бога ради! ЭТО его истинное лицо.

Из комикса “Психушка “Аркэм”.

Следующие в списке – союзники Летучей Мыши. Они-то как раз подвергаются наибольшей опасности – Джокеру они нужны лишь как способ причинить боль Бэтмену. Затем – полицейские, законники, политические деятели – все, кто олицетворяет столь ненавистные ему закон и порядок (чем известнее, тем лучше – мэр или комиссар полиции, например). Наконец, врачи, лечащие Джокера в готэмской психушке “Аркэм” – после очередного побега он иногда навещает своих докторов, чтоб пообщаться в домашней обстановке (разумеется, с летальным исходом).

Причины и цели преступлений: Причины как таковой нет. Все, что делает Джокер, он делает для собственного удовольствия, испытывая психотический экстаз от своих социопатических деяний. Его основная цель – доказать всем, что он одновременно величайший комедиант и величайший преступник всех времен. Клоун – Принц Преступного Мира уверен, что добиться этого он может только одним способом – победив Летучую Мышь, причем обязательно с помощью какого-нибудь остроумного трюка (банальный выстрел в сердце не годится ни в коем случае!). Конечно, во многих историях злодей преследует меркантильные цели, но все же деньги для него не главное. Он может ограбить банк, а на следующий день купить 20 тысяч “чертиков в коробочке” по, мягко говоря, малопонятной причине.

Силы: У Джокера нет никаких сверхчеловеческих способностей, нет международной преступной империи, нет миллионов в швейцарском банке, нет даже очень развитых мускулов. И тем не менее в DCU (DC Universe – вселенная, существующая в воображении тысяч авторов и художников, работающих в компании комиксов DC) именно он является самым страшным и опасным психопатом, вселяющим ужас в сердца намного более могущественных и физически сильных злодеев. Джокер любит говорить, что его сила – в безумии, и это действительно так. Он готов на все во имя достижения своих целей и реализации своих планов; опасности и даже смерть не пугают его (по крайней мере, во многих историях), хотя инстинкт самосохранения всегда срабатывает в нужный момент, спасая психа от неминуемой гибели. Его сумасшествие проявляется в неконтролируемо несерьезном отношении к жизни и реальности: он высмеивает все на своем пути и, высмеяв, уничтожает. Поэтому он готов смеяться и над смертельной опасностью, и над грозным противником. В некоторых комиксах напрямую говорится, что Джокер не слишком разбирается в том, что творится как вокруг него, так и в его собственной голове (в фильмах этот момент, как правило, не акцентируется).

Доктор Рут Адамс, психиатр в “Аркэме”: Джокер – особый случай. Некоторые из нас чувствуют, что он вне лечения. Фактически, мы даже не уверены, может ли он быть назван безумным… Мы начинаем думать, что это некое неврологическое заболевание вроде синдрома Торетта. Вполне возможно, что здесь мы на самом деле видим некое суперздравомыслие, блестящую новую модификацию человеческого мышления, более подходящую для городской жизни в конце ХХ века. В отличие от Вас и меня, Джокер, кажется, не имеет контроля над информацией, которую получает от своих органов чувств из окружающего мира. Он может справляться с этим хаотическим загромождением на входе, только плывя по течению. Поэтому в одни дни он озорной клоун, в другие – психопат-убийца… Он создает себя заново каждый день. Он считает себя властелином хаоса, а окружающий мир – театром абсурда.

Бэтмен: Скажите это его жертвам.

Из комикса “Психушка “Аркэм”.

Тем не менее, особо не вникая в сущность происходящего, зловещий шут ориентируется в опасной ситуации намного лучше здоровых людей и умеет переломить ход поединка с, казалось бы, предрешенным исходом: его больной мозг всегда подсказывает неожиданные и остроумные решения. Ему нет равных в умении находить слабые места своих противников и использовать против них их же оружие. Наконец, Клоун – Принц Преступного Мира никогда не заботился о таких глупостях, как честность поединка.

Безумие дает ему еще ряд способностей. Как известно, физическая сила сумасшедших увеличивается вследствие адреналиновой реакции организма. Джокер никогда не изучал боевые искусства и рукопашный бой и в драке ему особо похвастать нечем, но иногда безумная ярость дает ему силы по-звериному бросаться на врага и сражаться на равных даже с Бэтменом, экспертом во всех возможных единоборствах. Кроме того, перманентный сдвиг по фазе наградил шута-убийцу необычайно подвижной нервной системой: на него не действуют никакие психотропные, одурманивающие и т. д. средства (правда, они часто потом действуют на докторов, которые их дают), а также “газ страха”, изобретенный безумным ученым по кличке Пугало, и ботанические чары злодейки Ядовитый Плющ.

За годы преступной жизни Джокер приобрел ряд практических навыков: он хорошо стреляет (любимая тактика – палить во все живое без разбора), неплохо владеет холодным оружием, отлично разбирается во взрывчатых и отравляющих веществах, не говоря уже о разных хитрых уловках и подлых фокусах, часто демонстрирует несомненный актерский талант и мастерство перевоплощения, является экспертом во всевозможных пытках и садистских способах промывки мозгов. Но все же главное его оружие – смекалка, беспринципность и… безумие.

Выживаемость: Почти сверхчеловеческая. Был подстрелен, утоплен, взорван, горел в огне, через него пропускали ток, и все равно он выжил.

Отношения с преступным миром: Как уже было сказано, сложные. У него нет друзей и постоянных сообщников, ибо он отрицает любые законы и правила – в том числе и уголовного мира. Джокер неоднократно объединял силы с другими суперзлодеями (с Пингвином, Пугалом, Лексом Лютором, Карнейджем); каждый раз все заканчивалось обоюдным предательством и схваткой. Однако его жуткая аура и кошмарная репутация вызывают почтительный страх и почти благоговение у большинства преступников, и его власть в стенах “Аркэма” безгранична. Джокер никогда не испытывал недостатка в помощниках, так как он хорошо платит и его планы всегда срабатывают (пока не вмешивается Летучая Мышь). Как правило, клоун-маньяк берет в свою команду двух-трех сильных и туповатых головорезов, которые не задают лишних вопросов и не задумываются над тем, что делают. Но, в отличие от большинства криминальных боссов, он обожает сам делать всю грязную работу.

Джокер является членом Несправедливой Банды – секретного общества суперзлодеев, возглавляемого Лексом Лютором. Он также вхож в Совет Нерона (так зовут в DCU Дьявола), был одним из пяти его лейтенантов; правда, потом объединился с Лютором, чтобы украсть силу правителя ада.

Теперешнее состояние: Здоров, весел, безумен, энергичен и готов к действию.

В киноиндустрии Джо тоже засветился:

Бэтмен (фильм, 1966) (фильм и сериал) - Сизар Ромеро

Бэтмен (1989) - Джек Николсон

Бэтмен: Тупик (фильм, 2003) - Эндрю Кениг

Тёмный рыцарь (2008) - Хит Леджер

Хит Леджер был бесподобным Джокером. Именно он раскрыл весь его характер. Но Джокер сыграл с ним злую шутку. 22 января 2008 года Хит Леджер был обнаружен мертвым в своей квартире на Манхэттэне. Вероятные причины смерти - самоубийство или передозировка наркотиков. Многие считаю его смерть виной Джокера. Что именно роль Джокера повлияла на психику самого Хита. Даже Джек Николсон верит в это. Перед съемками фильма «Тёмный рыцарь», Хит встречается с Николсоном, что бы он поделился опытом. Первое что сказал Джек: «Не связывайся с Джокером, до добра он тебя не доведет». Кто знает может это и Джокер постарался…

Ну начнем сначала. Первым появлением Джокера в кино стал сериал 60-х, где он был несколько изменён в плане облика: теперь у него светло-зелёные волосы, расчёсанные в шарик, а вместо застывшей улыбки ему удлинили помадой углы рта. Костюм ему сделали тёмно-розовым, а перчатки - фиолетовыми. В сериале Джокер больше напоминает клоуна, чем злодея. К тому же, он здесь действует очень слабо, всего лишь выполняя указания Пингвина. После этого Джокер долгое время был только в мультфильмах и комиксах.

В 1989 году Джокер вернулся в фильме Тима Бёртона «Бэтмен» в исполнении Джека Николсона. Здесь у него возникает имя - Джек Напьер, бывшая правая рука криминального босса Карла Гриссома. Джек падает в кислоту… дальше я уже писал) В этом фильме нет Робина, и Бэтмен вспоминает что Джокер убил родителей Брюса Уэйна когда Брюс был ещё маленьким мальчиком (кстати вот тут интересно… представьте: маленький Брюс… ну сколько ему примерно было когда убили его родителей? И примерно сколько Джо в те годы? Ну скажем лет 25. Сейчас Брюсу 25-30, то примерный возраст Джо 45-50… но это если смотреть по фильму 89 года). Традиционный облик был сохранён: зелёные волосы, белое лицо, красные губы, дорогой фиолетовый костюм, фиолетовые перчатки и постоянная улыбка. С улыбкой здесь постарались: Джеку Николсону накладывались в качестве грима искусственные уголки губ и щеки, «застывшие в улыбке». В конце фильма он был убит Бэтменом, хотя Джокеру уделили гораздо больше времени, чем Бэтмену. Харли Квин по сюжету была убита самим Джокером (хотя ей отказали в костюме шута и в прозвище, но будем надеяться, что в следующем Бэтмене Харли покажет себя).

В 2003 появляется очередной фильм, на этот раз любительский малобюджетный, НО Эндрю Кениг (исполнитель роли Джокера) впечатлил многих и считается чем-то средним между образами Леджера и Николсона. Внешность Джокера напоминает собой фильм Нолана, но у Джокера здесь каштановые, а не зелёные волосы. Характером Джокер в этом фильме немного псих и погибает в конце.

И наконец «Темный рыцарь». Здесь у Джокера нет имени (кроме того, он не оставляет улик, и узнать его прошлое нельзя). Облик традиционный, но искаженный: у Джокера светло-зеленые вьющиеся волосы, чёрные контуры вокруг глаз (взято из комиксов), грязный фиолетовый костюм, тёмно фиолетовые перчатки и белое лицо. Постоянной улыбкой стали 2 шрама, вырезанные во рту. В течение фильма Джокер дает две версии их появления: издевательство отца и несчастная семейная жизнь, но истинная причина так и не раскрыта. Истории сопровождаются фразой «А чего ты такой серьёзный?» (в оригинале «Why so serious?»), которая стала подписью к фильму. От падения в отходы здесь отказались — белое лицо Джокера здесь — неаккуратно наложенный грим, который несколько раз подтирается по ходу фильма. Нож является любимым оружием нового Джокера: по его мнению: «ножи обеспечивают наиболее близкий контакт с жертвой». Также отличительным признаком этого злодея являются динамит и бензин. В финале Джокер не умирает, что делает фильм приквелом.

Хит сам, закрывшись в гостиной на месяц, придумывал образ Джокера. Он не хотел, чтобы его Джокер был похож на Джокера Джека Николсона. Джокер Хита эгоистичный, со своей непревзойдённой мимикой, с вечной улыбкой в виде шрамов, с чудесными интонациями психопата. В этом фильме Джокер показывает всю мораль общества. Не Бэтмен, который защищает граждан города, а Джокер. Джокер Хита Леджера поставляет нам смысл и философию людей, как Харви Дент, а также общества. Джокер погружает город в хаос и ведет свою тонкую игру.

Большое влияние на персонаж Джокера в этой версии повлияли эпизоды комиксов о Бэтмене под названиями «Длинный Хэллоуин», «Убийственная шутка», «Человек, который смеётся». Один из создателей этого персонажа в 1940-х годах, Джерри Робинсон, был нанят консультантом, также как и его коллега Боб Кейн для «Бэтмена» (1989).

Грим Джо

Спойлер Трагическая смерть Хита Леджера поставила два острых вопроса при выпуске фильма: показывать ли недавно скончавшегося Хита Леджера в образе изуродованного Джокера, говорящего коронную фразу, а также целесообразность вырезания из финального монтажа сцены, где Джокер притворяется мертвым. Эту ситуацию решили, мотивировав тем, что Хит Леджер очень сильно работал над этой ролью и в любом случае был бы горд и рад ей.

Ну на фильмах закончили.

Следующий образ Джокера показан в недавно вышедшей игре Batman: Arkham Asylum. Джокер является одним из противников Бэтмена и боссов игры. Доставленый Бэтменом в Аркхэм. Как оказалось – это был тщательно спланированный план по попытке убиения Бэтмена, но как оказалось не идеальный. Он поднимает бунт и захватывает власть в больнице. Постоянно появляется, оставляя как аудиопослания, так и видеообращения. Является главным противником Бэтмена. В одном из встреч он превращает двух своих помощников в монстров с помощью мутагена, под названием «Титан» (в последнем встрече и себя самого). В версии игры для PlayStation 3 есть возможность игры за Джокера (надеюсь появиться на PC). На облик Джокера в игре больше всего повлияли фильм Бэтмен, комиксы и мультсериал. Озвучивал Джокера актёр Марк Хэмилл(всеми любимый джэдай также озвучивает надзирателя в игре Darksiders), успевший ознакомиться с этим характером во время работы над мультсериалом про Бэтмена.

Всем известные мрачные события, происходящие, по сути, у нас под боком навевают мрачные посты и размышления. Чтобы не вдаваться в политическую риторику, интерполируем весь мрак и плохое настроение в сравнение одного из самых одиозных персонажей-злодеев комиксов, фильмов, мультсериалов, виртуальных игры и т.д. и т.п на примере двух версий кинокартин 1989 и 2008 гг.

Кто такой Джокер?

Джокер в любом своем проявлении и исполнении — сорвавшийся с катушек психопат, не получавший до определенного момента отпора от кого бы то ни было, но, встретившись в схватке с , получивший интригующее со всех сторон приключение для самого себя и посчитавший это противостояние главной миссией своего существования. Но не все интерпретации Джокера были одинаковыми в исполнении разных актеров. Самые примечательные роли сумасшедшего злодея сыграли Джек Николсон и Хит Леджер, именно поэтому они и попадут под бдительный взор нашей редакции, став подобием подопытных крыс. Но так как персонаж вымышленный, а кино на 99% не представляет собой объективной связи с реальностью и первоисточником, можно быть уверенными, что ни один Джокер не пострадает. Итак, начнем с персонажа Джека Николсона.

Актер (Джек Николсон) получил награду «Золотой глобус» за роль Джокера в фильме Бэтмен 1989 года. Фильм получил «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика.

Настоящее имя персонажа

Джек Напье — криминальный элемент, правая рука главаря гангстеров Готэм Сити. Фамилия была дана персонажу в честь умершего незадолго до съемок актера, который играл роль Альфреда в сериале про Бэтмена прошлых лет Алана Напье.

Возраст

Точный возраст неизвестнен, но есть упоминание о криминальной деятельности молодого Джека Напье 20-25-летней давности. примерно 40-50 лет.

Коронная фраза

«Тебе не приходилось танцевать с дьяволом при свете луны?»

Становление Джокера

Джек Напье во время очередной криминальной вылазки оказался подставлен своим боссом и во время задержания полицией и схватки с Бэтменом упал в чан с химикатами. На удивление себе и всем остальным он выжил, перенеся ряд пластических операций, которые так и не смогли скрыть уродства его лица. Кожа Джека, а теперь его имя стало Джокер, приобрела характерный белый цвет от воздействия химикатов. Далее следует месть своему боссу и захват его преступной империи.

Описание личности Джокера

Джек Напье прошел весь путь истинного гангстера, начиная от мелкого грабежа в переулках до становления правой рукой своего непосредственного шефа. Именно во время одного из своих грабежей молодой преступник застрелил мать и отца Брюса Уэйна, который в последствии стал Бэтменом. Их дорогам еще было суждено переплестись. Джокер в этом фильме невероятно эгоистичен и рассержен на всех тех, кто причастен к его уродству. Он не смог простить своему шефу, что тот подставил его, самого верного помощника, из-за жены, в связях с которой тот уличил Джека Напье. О характере еще не ставшего Джокером персонажа отлично сказано в досье, которое было на него предоставлено Брюсу Уэйну — резкие перепады настроения, высокий интеллект, любит химию и искусство. Верное описание. В данной версии фильма Джокер в меньшей степени психопат. Он действительно интеллектуал, любит дорогую и стильную одежду, всегда следит за своей внешностью, обладает вкусом и своим взглядом на искусство, не без манер, которые он приобрел за время долгого пребывания в высшем обществе Готэм Сити. Джокер падок до женщин, забывая об интересах общего дела и впадая в романтическую нирвану. Его юмор сравни его же жестокости, он убивает с улыбкой и без агрессии, просто убийство человека для него давно уже стало работой. Он не получает от этого удовольствия, просто жмет курок, потому что считает это правильным. И главное, он ненавидит Бэтмена и хочет от него избавиться. Бэтмен отнимает у него всю славу и портит все его планы. А самолюбивый характер не приемлет постоянных поражений от мужика, одетого в костюм летучей мыши.

Как погиб

Актер (Хит Леджер) получил награды «Оскар» и «Золотой глобус» за роль Джокера (посмертно) в фильме «Темный рыцарь» 2008 года выпуска. Фильм также получил награду «Оскар» (за лучший монтаж звука).

Настоящее имя персонажа:

Неизвестно.

Возраст

Точный возраст неизвестен, но его внешний вид, манера движения и прочие второстепенные факторы навевают на мысль, что персонаж находится в возрасте 27-35 лет.

Коронная фраза

«Чего ты такой серьезный?»

Становление Джокера

Никаких подробностей о становлении Джокера нет. Есть пара историй, рассказанных им самим, которые больше напоминают бред умалишенного, старающегося отвлечь внимание своей жертвы перед хладнокровным убийством.

Описание личности Джокера

История Джокера в этой версии фильма про Бэтмена окутана вуалью неизвестности. Он появился из ниоткуда, став воплощением всех самых жестоких и низменных желаний людей. Он ходячий хаос, мечтающий о полыхающем вокруг огне, его сущность — лико мизантропа. Он чрезмерно жесток, беспощаден. Его действия и поведение — поступки психопата, социопата, маньяка. Он получает истинное удовольствие от расправ над своими жертвами. Став главарем банды наемников, он сумел подчинить своему беспределу все криминальные элементы города, запугав даже их. У него нет мотивов, нет конкретный целей — только хаос. При этом он очень умен и хитер. Как и любой маньяк, он просчитывает наперед все свои шаги, оставаясь далеко впереди своих оппонентов. При этом у него нет никаких личных мотивов, он как сгусток деструктивной энергии, помещенной в человеческую плоть, несет разрушение и сеет панику в обычных людей. Даже его противостояние с Бэтменом лишено каких-то желаний уничтожить Темного рыцаря. Он сам признается, что существование Бэтмена делает его жизнь интересней. Ему не хочется от него избавляться, ему хочется с ним поиграть и уничтожить его как личность. Один внешний вид Джокера навевает мрак и надвигающуюся бурю, которой будет руководить именно он, держа в руке свое любимое оружие в виде ножа и бегающим взглядом озирая последствия своей работы. Он призван разбудить в людях самое плохое, чтобы передать свою разрушительную силу в руки самих жителей города.

Как погиб

Сорвался с крыши здания после борьбы с Бэтменом.

Сравнение Джокеров

Такие разные интерпретации одной личности, такие разные характеры Джокера при сохранении сути персонажа. Зло бывает разным — убивающим с улыбкой на лице, выполняя свою работу, или маниакально получающим удовольствие от своей кровожадности — но оно никогда не обладает конструктивными способностями. Однажды уверовав в свое всесилие, зло начинает играть в смертельную шутку с самим собой, оправдывая свои поступки определенными целями или вообще их не оправдывая, а просто вымещая все свои обиды на общество. И настает день, когда все самые верные просчеты, в основе которых лежит отрицательная энергия, дают сбой. Обнаруживается ошибка, чаще всего иррациональная, которую невозможно просчитать заранее. Она и приводит к краху всех злых намерений. И те, кто творит добро со злой сущностью всегда проиграет тем, кто творит зло с доброй сущностью. Потому что наступает момент, когда маски спадают, и люди, избавляясь от лапши на ушах и собственной низости, прозревают. В такие моменты им лишний раз не надо говорить, что делать.

Все мы любим заговоры, теории и скрытые детали фильмов, которые способны пролить свет на истинные замыслы создателей. Наверняка вы помните мои нашумевшие видео о теориях фильмов Бэтмен против Супермена , cаге Звездные Войны , Матрице и мультфильмах Пиксар, ну что ж, в этот раз я постараюсь перевернуть с ног на голову картину Кристофера Нолана - Темный Рыцарь , доказав вам, что самый главный злодей фильма на самом деле не злодей. В этом видео я расскажу вам о том, что Джокер - герой Готэм сити, так что не переключайтесь.

Начну с того, что попрошу вас обратить внимание на то, что основу для этой теории я взял из Реддита , но переработал её от начала и до кутнула добавив много нового. Ссылку на оригинальную теорию вы найдёте в описании. Ну, что ж, довольно вступлений, или, как говорится - Cut The Crap, поехали.

Как мы знаем, Джокер - это маниакальный психопат, который являлся главным злодеем картины Кристофера Нолана - Темный Рыцарь , однако к концу фильма становится известно, что за всем его хаотичным злодейством стоит чёткий и выверенный до мелочей план.

И если рассматривать этот план детально, то мы понимаем, что все его злодейства были во имя общей благой цели. Он словно лекарство для Готема, которое хоть и имело побочный эффект, но смогло вылечить его.

Готэм-сити известен всем как один из самых криминальных городов вселенной DC, кишащий разнообразными злодеями и живущий по коррупционным схемам.

В самом начале фильма мы узнаем, что целые районы города закрыты из-за беспорядков, криминальной активности и высокого уровня преступности. А большинство чиновников и политиков коррумпированы. Власти города даже закрыли глаза на то, что в городе творит самосуд линчеватель в резиновом костюме. Ну, костюм у него из углеродного волокна, но это ничего не меняет.

И в это темное время появляется безымянный персонаж, который называет себя Joe Kerr, что безусловно является анаграммой Джокера и за очень короткое время происходят масштабные изменения во всем Готеме.

Практически вся организованная преступность устранена, многие коррумпированные верхи правительства либо мертвы, либо посажены за решетку, а линчеватель в резиновом костюме пропал на целых 8 лет.

И это все, часть невероятного плана Джокера. Давайте рассмотрим его поподробнее.

Несмотря на то, что Джокер утверждал обратное и являлся воплощением хаоса и анархии мы не можем не заметить, что у него действительно был план на протяжении всех событий фильма.

В самом начале фильма мы видим, как Джокер грабит контроллируемый мафией банк, убивая целую команду настоящих профессиональных грабителей, нанятых им. Во-первых, таким образом он моментально избавляет город от банды опасных грабителей, а во-вторых получает доступ к сбережениям влиятельных мафиозных кланов города. Но он не преследует алчных и корыстных целей - кровавые деньги, полученные преступным путём для него презрительны, получая доступ к деньгам мафии далее по сюжету фильма он не видит иного способа смыть с них всю кровь и по-этому сжигает их. Однако перед этим он выполняет следующую часть своего плана. Эти деньги помогают ему выйти на Лау и найти место его убежища.

Однако Лау находится в Китае, а Китай не выдаёт своих граждан и здесь по плану на помощь Джокеру выходит Бэтмен. Который спешит в Гонконг и вызволяет Лау.

Теперь Лау в безопасном месте, в которое Джокер может с легкостью проникнуть. Что он собственно и делает, и с помощью Лау выходит на главу банды чеченов, убивает их главаря и берет её под свой контроль.

Это конечно же всего лишь часть сюжетного замысла фильма, но и далее Джокер делает все как надо - убивает основных криминальных авторитетов и мелких коррумпированных чиновников, которые могли бы прикрыть своих крупных коррумпированных политических руководителей.

И несмотря на то, что Дент, утверждает, что для очистки города от мелких головорезов нужно начинать с политических вершин, Джокер видит долгосрочную перспективу своего метода, устраняя марионеток, чтобы добраться до
их кукловодов.

В этот момент за душу Готема сражаются трое - Джокер, Бэтмен и Дент. Однако последние двое лишь играют роли в большом плане Джокера.

С помощью Бэтмена и комиссара Гордона Джокеру удается выследить всех продажных полицейских, и Дент даже убивает некоторых из них в конце фильма.

Повышение Гордона тоже играет большую роль для Готема. Зрители фильма решили, что апплодисменты Джокера в сцене с повышением Гордона были наполнены сарказмом, однако скорее всего Джокер по-настоящему верил в Джима, который был единственным настоящим человеком чести и достоинства.

Ну что ж, получается теперь Джокер разделался с двумя главными проблемами Готема - Организованной преступностью, лишив их средств и убив их главарей и Корумпированными чиновниками, но осталась еще одна - таинственный линчеватель в костюме летучей мыши, который творит самосуд.

Но почему Бэтмен - это проблема, если он герой, который спасал Готем рискуя собственной жизнью?

Ну, как мы заём ещё из комиксов, далеко не все одобряли его методы, так как его демонический образ внушал страх не только бандитам. Многие считали, что Бэтмен сам по себе и есть корень всех зол и именно изза него в Готеме высокий уровень преступности.

Он был мифом, легендой, в которую верили далеко не все и для очень многих головорезов это было своеобразным вызовом, стать как можно большей угрозой для общества, чтобы увидеть своими глазами знаменитого Темного Рыцаря, а для некоторых это была ещё и Попытка проверить свои способности. Именно такой вызов бандитам и являлся причиной высокого уровня преступности.

В фильме ситуация похожа. Мы узнаем в самом начале, что Бэтмен вдохновлял других борцов с преступностью вершить правосудие, что естественно не приемлемо в гражданском правовом обществе. Поэтому этот символ страха, необузданной жестокости и возмездия, который вдохновляет на новые преступления и борьбу с ними, каким его видит Джокер, должен быть остановлен, но не убит. Если он погибнет, то моментально станет мучеником и этот символ получит еще большее значение.

Однако и Светлый Рыцарь - Харви Дент - однозначно был символом для жителей Готема и после смерти он был бы еще большим мучеником и его по-настоящему благие цели и идеалы стали бы святыми для города.

Несмотря на то, что остается загадкой каким образом Джокеру удалось так сильно изменить рассудок Харви, очевидно, что на его психику он оказал влияние через череду событий фильма, а именно - взрыв на заводе и смерть его возлюбленной. Джокер специально направил Бэтмена по неправильному адресу, чтобы он спас Харви. Эти страшные муки от потери любимой и ненависть к самому себе за то, что он остался в живых, вместе с такими устрашающими увечьями, полностью изменившими его облик смогли свести его с ума, заставив пойти по пути мщения. Однако потеря Рейчел сказалась и на Бэтмане, ведь он тоже был в нее влюблен и такая психологическая встряска смогла сломать основной принцип Темного Рыцаря, заставив его убить Дента. Это смогло сломать его и заставить скрыться на долгие года, оставшись лишь городским мифом Готема до событий Возвращения легенды.

Возрождение Легенды показывают нам события, произошедшие спустя 8 лет после исчезновения Бэтмена. Все эти годы город жил в мире и безопасности и ему не нужен был герой-каратель, ну, пока не появился Бэйн. Джокер сумел показать Бэтмену ошибки его методов своими методами, учинив немало разрушений на своем пути.

Даже сцена с двумя лодками в самой развязке фильма служит одной цели - показать, что люди Готэм сити не станут причинят друг другу вред. Джокер сумел доказать, что в сердце этого, пропитанного криминалом и преступностью города еще живет добро и надежда.

В конце концов Готэм был очищен полностью. И это не заслуга Харви, который погиб раньше, чем сделал что-то действительно хорошее, за исключением того, что стал мучеником и символом города. И даже не заслуга Бэтмена, который был изгнан из общества, как отъявленный преступник на целых 8 лет.

Готэм очистил Джокер, который сумел разоблачить коррумпированных полицейских и вышестоящих чиновников, уничтожить организованную преступность обанкротив ее казну и убрав главарей группировок, поднять дух города дав ему символ в виде мученника Дента и даже избавить его от летучего карателя, который нарушал принципы правового гражданского общества устраивая самосуд и вдохновляя на преступления других.

Примечательно так же и то, что среди вырезанных сцен фильма есть одна, которая могла бы пролить свет на его истинные мотивы в самом начале фильма. Судя по словам создателей фильма из финальной версии была вырезана очень трогательная сцена, в которой Джокер, перед тем как его подобрали напарники встретился с пожилой женщиной, которая пыталась перейти рядом с ним дорогу. Джокер хотел толкнуть её под колёса мчавшегося по дороге автобуса и уже занёс руки, чтобы сделать это. Однако в последний момент остановился, достал из кармана стодолларовую купюру и отдал ей. Эта сцена могла показать нам символическую борьбу двух его сущностей, опасного и непредсказуемого психопата и доброго самаритянина - в которой победила как раз вторая.

Примечательно и то, что Хит Леджер, актёр, сыгравших Джокера, создавал его модель поведения практически с нуля используя за основу модель поведения гиены. Мы можем обратить внимание на его внешний вид - его специально сделали похожим на неопрятного бездомного, который имеет характерный смеющийся оскал и тембр голоса. Внешнее сходство с гиеной действительно есть, она так же бродит по пустыне в поисках падали, словно бродяга роющийся по помойке, её злобный оскал выглядит как сумасшедшая улыбка и даже её вой звучит как смех. Гиены всегда символизировали зло и коварство и вроде бы и в этом фильме Джокер, словно гиена, такой же символ зла, однако это ошибочно. Дело в том, что в природе гиена не олицетворяет зло, а совсем наоборот, гиена - санитар саванны. Она избавляет фауну саванн от вирусов больных животных и бактерий разлагающейся падали, совершая умеренное зло во имя общей благой цели - благополучия всего ареала, в котором они обитают. Это удивительно точно похоже на модель поведения Джокера - совершая умеренные преступления, в основном избирая своими жертвами преступников или корумпированных чиновников, он избавил весь Готем от распространявшейся заразы криминала.

И именно в этом и заключался главный план Джокера, который, как подобает настоящему герою не требовал признания и остался для города одним из самых опасных преступников. Настоящий герой не требует оваций и одобрения, ему даже не нужно имя. Ведь главная фраза всей трилогии: “Героем может быть каждый”. И, возможно, речь идёт о Джокере в том числе.

Именно поэтому, Джокер - герой, который не нужен этому городу, но тот, которого он заслуживает.

Не забудь подписаться на Cut the Crap и наш

Джокера в редакции Джареда Лето – его фото режиссер фильма «Отряд самоубийц» Дэвид Эйр запостил у себя в твиттере в честь 75-летия со дня первого появления зеленоволосого злодея на страницах комиксов DC. Теперь самое время сравнить, чем версия Лето отличается от других, появлявшихся как в печатном виде, так и на экране. THR представляет вашему вниманию 75-летнюю эволюцию Джокера.

Оригинал

Джокер появился в первом выпуске «Бэтмена» в 1940 году. Он принадлежал перу и карандашу Билла Фингера, Джерри Робинсона и Боба Кейна , хотя до сих пор не до конца ясно, кто из последних двух разработал внешний вид персонажа. В любом случае, никто их них не спорит, что вдохновением послужил образ немецкого актера Конрада Файдта в фильме 1928 года «Человек, который смеется» – американской экранизации романа Виктора Гюго .

Золотой век

Одной из лучших версий Джокера признается та, что была создана Диком Спрангом в 50-е годы. После редизайна персонаж стал более абстрактным и мультяшным – идеальным для комиксов того периода, когда истории о Бэтмене были переосмыслены в ключе сюрреалистичной чрезмерности.

Сезар Ромеро

Хоть Ромеро и отказался сбрить свои усы для роли Джокера в телесериале 60-х годов с Адамом Уэстом (на Blu-ray эта растительность выглядит особенно дикой и очевидной), он все же привнес в образ определенный драйв и стал главным и, чего уж там, единственным воплощением этого персонажа для целого поколения зрителей.

Бронзовый век

В 70-е Бэтмен претерпел серьезные изменения в руках Денниса О"Нила, Нила Адамса и Джима Апаро . Претерпели их и его оппоненты, включая и нашего зловещего клоуна, которому снова дали в руки шашки и позволили убивать – впервые за долгое время.

«Убийственная шутка»

Пожалуй, самая известная история Джокера всех времен – графический роман «Убийственная шутка» (The Killing Joke) . В тексте Алана Мура персонаж предстает во всей красе его психопатической натуры, и не последнюю роль в этом играет нарисованный Брайаном Болландом образ злодея – гротескный, безумный и по-настоящему ужасающий. Собственно, именно эту версию персонажа и пытался изобразить Лето на фото.

Джек Николсон

Возможно, это и закономерно, учитывая звездный статус актера, но когда Джек Николсон появился в роли Джокера в «Бэтмене» Тима Бертона в 1989 году, он выглядел просто как Николсон в гриме, а не как худой клоун-психопат из комиксов. Однако создателей фильма нельзя винить в том, что они отошли от канона и отдали персонажа в руки известного актера. Фанаты, конечно, жаловались, но что с них взять, если они тогда были недовольны даже выбором Майкла Китона на главную роль.

Мультсериал

Созданный в стиле ар-деко Брюсом Тиммом и вдохновленный дизайном Алекса Тота , мультсериале 90-х «Бэтмен» представил миру Джокера как комбинацию всех уже существующих образов, но при этом выглядел он совершенно уникально. Удивительнее всего было то, что зловещего клоуна довольно умело озвучил Марк «Люк Скайуокер» Хэмилл .

Хит Леджер

Образ Хита Леджера , который последним на сегодняшний момент появился на экране в роли Джокера в «Темном рыцаре» , поначалу вызвал уйму критических отзывов. Но все любители ставить диагноз по фотографии притихли, когда увидели фильм целиком и одного из мощнейших злодеев в современном кино в исполнении к тому моменту уже покойного актера. Леджер установил планку очень высоко, и Лето в «Отряде самоубийц» надо вылезти из кожи вон, чтобы до нее допрыгнуть.

«Смерть семьи»

Одно из двух значительных переосмыслений Джокера в комиксах за последние годы осуществил Грег Капулло в историях, сквозь которые проходит с сюжетная арка «Смерть семьи» (Death of the Family) . Там персонажу пришлось буквально присобачивать себе старое лицо, после того, как оно было ампутировано. Результат получился настолько впечатляющим, что маска с изуродованным лицом Джокера стала массово производиться в мерчейдазинговых целях.