Леонардо да Винчи. ч.3

«Мона Лиза», она же «Джоконда», полное название - Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.

История картины

Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».

Проблема идентификации модели

В сведениях о личности женщины на картине долгое время оставалась неопределённость и высказывалось множество версий:

  • Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца


Катерина Сфорца

  • Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская


Работа последователя Леонардо - изображение святой. Возможно, в её облике запечатлена Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, одна из кандидаток на роль Моны Лизы

  • Чечилия Галлерани (модель другого портрета художника - «Дамы с горностаем»)


Работа Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем».

  • Констанца д’Авалос, которая имела прозвище «Весёлая», то есть La Gioconda по-итальянски. Итальянский искусствовед Вентури в 1925 году предположил, что «Джоконда» - портрет герцогини Костанцы д´Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о её портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи.
  • Пачифика Брандано - другая любовница Джулиано Медичи, мать кардинала Ипполито Медичи (По версии Роберто Заппери, портрет Пачифики был заказан Джулиано Медичи для узаконенного им позже внебрачного сына, жаждавшего увидеть мать, которая к этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий).
  • Изабела Галанда (Isabela Gualanda)
  • Юноша в женском одеянии (например, Салаи, возлюбленный Леонардо)

Салаи на рисунке Леонардо (Салаи - ученик Леонардо да Винчи, с которым художника связывали длительные - более 25 лет - и, возможно, интимные отношения.)

  • Автопортрет самого Леонардо да Винчи

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника

Леонардо да Винчи

  • Ретроспективный портрет матери художника Катерины (предложена Фрейдом, затем у Serge Bramly, Rina de" Firenze, Roni Kempler и др.).

Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых - портрет Лизы Герардини».


Пометка на полях доказала правильность идентификации личности модели Моны Лизы

Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо - Лизой Герардини. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.

Описание картины

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута.

Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.


Копия «Моны Лизы» из коллекции Уоллас (Балтимор) была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны.

Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»

Современное состояние

«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря» вообще практически погибла. Современники художника, тем не менее, успели выразить свои восторги не только по поводу композиции, рисунка и игры светотени - но и относительно колорита произведения. Предполагается, например, что изначально рукава её платья могли быть красными - как это видно из копии картины из Прадо.


Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо демонстрирует, как много теряет портретный образ, помещённый на тёмный нейтральный фон

Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы».

Макросъёмка позволяет увидеть большое количество кракелюр (трещин) на поверхности картины

Техника

Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных. Он хотел при помощи приёмов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека».

Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно -это чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что "моделировка - душа живописи". Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, лёгкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Сфумато - это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».

Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах - в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».

Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. … Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура; и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».

Пейзаж

Искусствоведы подчёркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения, и насколько сильно это увеличило достоинства портрета.

Виппер считает пейзаж вторым средством, которое создаёт одухотворённость картины: «Второе средство - это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама её фигура. У Моны Лизы - реальность жизни, у пейзажа - реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты».

Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского "сфумато" до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. … "Джоконда" - не портрет. Это - зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».


В 2012 году копия «Моны Лизы» из Прадо была расчищена, и под поздними записями оказался пейзажный фон - ощущение от полотна сразу меняется.

«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени, и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.

Кража

Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность.

21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Картину нашли только спустя два года в Италии — причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой - дали ему небольшой срок в тюрьме.


Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела.

В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, поэтому неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.

Вандализм

В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.


Толпа в Лувре у картины, наши дни.

Мона Лиза Леонардо да Винчи – одно из самых известных произведений живописи во всём мире.

В наше время эта картина находится в парижском Лувре.

Создание картины и изображённая на ней модель, были окружены множеством легенд и слухов, и даже сегодня, когда белых пятен в истории «Джоконды» практически не осталось, мифы и легенды продолжают ходить среди множества не особенно образованных людей.

Кто такая Мона Лиза?

Личность изображённой девушки на сегодняшний день вполне известна. Считается, что это Лиза Герардини – известная жительница Флоренции, принадлежавшая к аристократической, но обедневшей семье.

Джоконда – это, по всей видимости, её фамилия в замужестве; супругом её был успешный торговец шёлком Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. Известно, что Лиза с мужем родили шестерых детей и вели размеренную жизнь, характерную для обеспеченных граждан Флоренции.

Можно думать, что брак был заключён по любви, но при этом имел и дополнительные выгоды для обоих супругов: Лиза вышла замуж за представителя более богатой семьи, а Франческо через неё породнился со старинным родом. Совсем недавно, в 2015 году, учёными была обнаружена и могила Лизы Герардини – возле одной из старинных итальянских церквей.

Создание картины

Леонардо да Винчи сразу взялся за этот заказ и отдавался ему полностью, в буквальном смысле с какой-то страстью. И в дальнейшем художник был тесно привязан к своему портрету, везде носил его с собой, а когда в позднем возрасте решил уехать из Италии во Францию, то вместе с несколькими избранными своими работами он захватил с собой и «Джоконду».

С чем было связано такое отношение Леонардо к этой картине? Есть мнение, что великий художник имел с Лизой любовную связь. Однако не исключено, что живописец ценил эту картину как пример наивысшего расцвета своего таланта: «Джоконда» действительно получилась необыкновенной для своего времени.

Мона Лиза (Джоконда) фото

Интересно, что Леонардо так и не отдал портрет заказчику, а увёз его с собой во Францию, где её первым владельцем стал король Франциск I. Возможно, такой поступок мог быть связан с тем, что мастер не закончил полотно к сроку и продолжал написание картины уже после отъезда: о том, что свою картину Леонардо «так и не окончил», сообщает знаменитый писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари.

Вазари, в своей биографии Леонардо, сообщает множество фактов о написании этой картины, однако не все они достоверны. Так, он пишет, что художник создавал картину в течение четырёх лет, что является явным преувеличением.

Пишет он также, что во время позирования Лизы в студии находилась целая группа шутов, развлекавших девушку, благодаря чему Леонардо удалось изобразить на лице её улыбку, а не стандартную для того времени грусть. Однако, скорее всего, рассказ о шутах Вазари сочинил сам для развлечения читателей, используя фамилию девушки – ведь «Джоконда» означает «играющая», «смеющаяся».

Однако можно отметить тот факт, что Вазари привлекала в этой картине не столько реалистичность как таковая, сколько удивительная передача физических эффектов и мельчайших деталей образа. Судя по всему, писатель описывал картину по памяти или же по рассказам других очевидцев.

Некоторые мифы о картине

Ещё в конце XIX века Грюйе писал, что «Джоконда» вот уже несколько столетий буквально лишает людей рассудка. Многие задумывались, созерцая этот удивительный портрет, из-за чего он оброс множеством легенд.

  • По одной из них, на портрете Леонардо аллегорически изобразил… самого себя, что якобы подтверждается совпадением мелких деталей лица;
  • По другой, на картине изображён юноша в женской одежде – например, Салаи, ученик Леонардо;
  • Ещё одна версия говорит о том, что на картине изображена просто идеальная женщина, некий абстрактный образ. Все эти версии в настоящее время признаны ошибочными.


Собрать пазл


Комментарий


Похожие


Избранное

«Мона Лиза», «Джоконда» или «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) – самая известная картина Леонардо да Винчи и, возможно, самая известная картина в мире. Больше пяти столетий Мона Лиза гипнотизирует мир своей улыбкой, природу которой пытаются объяснить многие учёные и историки. По последним данным, портрет был написан между 1503 и 1519 годами. Существует две версии картины кисти Леонардо, более ранняя находится в частной коллекции, написанная позднее - в экспозиции Лувра.

КОММЕНТАРИИ: 47 Написать

«Мона Лиза», «Джоконда» или «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) – самая известная картина Леонардо да Винчи и, возможно, самая известная картина в мире. Больше пяти столетий Мона Лиза гипнотизирует мир своей улыбкой, природу которой пытаются объяснить многие учёные и историки. По последним данным, портрет был написан между 1503 и 1519 годами.

Существует две версии картины кисти Леонардо, более ранняя находится в частной коллекции, написанная позднее - в экспозиции Лувра. По одной из версий, моделью Леонардо была не Лиза Герардини, а ученик художника Салай, образ которого можно встретить на многих картинах Леонардо, но большинство историков всё-таки сходятся во мнении, что это портрет Лизы Герардини (Лизы дель Джокондо), жены флорентийского торговца Франческо дель Джокондо.

«Мона Лиза» входила в число избранных работ, с которыми сам живописец не расставался. Некоторые специалисты считают «Джоконду» квинтэссенцией не только творчества да Винчи, но и его мировоззрения и философии.

Другие версии

Загадка «Моны Лизы»

Сегодня любой человек может заказать для себя портрет за приемлемую для него цену. Однако, ещё несколько десятилетий назад, такую роскошь могли позволить себе лишь достаточно состоятельные люди.

В период эпохи Возрождения считалось престижным, когда человек мог заказать у художника свой портрет. Такая услуга стоила довольно дорого, и поэтому его наличие в интерьере подчеркивало высокий социальный статус человека, и убедительно свидетельствовало о его материальном достатке.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, также известная как «Джоконда», по праву считается самым узнаваемым портретом во всём мире. Ежегодно тысячи людей из разных стран приезжают в Париж и посещают Лувр, чтобы самим увидеть этот шедевр. Леонардо Да Винчи оставил миру не просто портрет женщины, а загадку. Гений не оставил никаких записей о своём произведении, но многие искусствоведы единодушно сходятся во мнении, что художник начал работу над созданием портрета в 1503 году. Существует гипотеза, что картина была заказана богатым флорентийским купцом, торговавшим шелковыми тканями, Франческо дель Джокондо и его супругой Лизой. Однако, по неизвестным причинам, портрет не был доставлен заказчику.

Исследователи предполагают, что портрет был создан в честь какого-то события. Возможно, он был заказан Франческо дель Джокондо, чтобы украсить новый дом, который был им приобретён в 1503 году. А может быть, картина была написана в честь рождения второго ребёнка в семье Джокондо – Андреа, который появился на свет в декабре 1502 года, спустя три года после смерти дочери в 1499 году.

История создания портрета до сих пор остаётся загадкой. До сих пор нет достаточно аргументированной версии, что за женщина изображена на полотне и существовала ли она в действительности. По словам современников, Да Винчи никогда не расставался с ним и даже увёз его с собой во Францию к королевскому двору. Лишь находясь при смерти, художник вынужден был расстаться с портретом, подарив его своему другу и покровителю, королю Франциску I, который впоследствии добавил полотно в свою личную коллекцию.

Таинственная улыбка «Моны Лизы» стала предметом вдохновения многих творческих натур. При первом взгляде на портрет, кажется, что его героиня кокетливо улыбается, но если присмотреться внимательней – можно увидеть, что на лице женщины нет даже тени улыбки.

Улыбается «Мона Лиза» или нет? Отчасти. Именно такой ответ на этот вопрос даёт большинство известных исследователей-искусствоведов, изучающих картину на протяжении многих лет. Они предполагают, что когда зритель смотрит на портрет, то, в первую очередь, обращает внимание на глаза «Моны Лизы», а все остальное, в том числе и её рот, находятся в области периферийного зрения. Видя периферийным зрением, человек неясно различает детали, но может увидеть чёрный и белый цвета, а также тени и движение. Поэтому из-за теней на щеках «Моны Лизы» и уголках рта создается впечатление, что её губы приподняты в полу-улыбке.

Конечно, восприятие тех или иных эмоций, как и красоты, зависит зрителя, поэтому никто с точностью не может сказать, улыбается Джоконда на картине или наоборот, пребывает в меланхолии.

Леонардо да Винчи. Картина Мона Лиза.

В чём секрет магического воздействия этого портрета? До конца дней Леонардо не расставался с этим портретом. Портрет Моно Лизы (Мона – это госпожа), известной также как Джоконда написана на деревянной доске из тополя. Размеры: 77на 53 см. подпись и дата создания на картине отсутствуют, как и на всех прочих произведениях Леонардо.


На первый взгляд картина выглядит очень просто: она не поражает нас ни яркостью красок, ни роскошью одежды, изображенной здесь женщины, собственно, красотой самой модели. Ничто не отвлекает нашего внимания от пристального, приковывающего к тебе взгляда Джоконды. Именно здесь возникает та интрига, которая составляет главную привлекательность этого портрета. Возникает, каким образом художник строит контакт между моделью и зрителем. Чем больше мы смотрим на нее, тем больше у нас возникает желание проникнуть в её внутренний мир. Но, это сделать чрезвычайно трудно, потому что, с одной стороны -она привлекает нас, с другой стороны она ставит как бы точную границу, перейти которую мы не можем. В этом состоит одна из главных интриг этого портрета. Не случайно, сказано: «Ни столько мы смотрим на Джоконду, сколько она смотрит на нас в течение 500 лет, на многие поколения тех, кто ею любовался». Улыбка и взгляд-это главное, следовательно, главное здесь лицо женщины. Все остальное –это как бы детали, которые подчинены этому главному, в том числе и руки, которые тоже чрезвычайно важны в этом портрете. Композиционное построение отличается строгостью, выверенностью и чрезвычайной простотой, а также математической точностью, которая присутствует здесь в том, как построена композиция. Нижняя часть фигуры проецируется на темный фон. Она сидит на балконе, лоджии, проецируется на этот темный фон и как бы сливается с ним не очень четко выявлено. Тогда как верхняя часть ясно вырисовывается на фоне далекого пейзажа. Справа и слева есть очень узкие полосочки, части колон их края, которые закрыты всегда рамой картины. Эти колоны поддерживают лоджию. Фигура главенствует над пейзажем. И пейзаж понимается здесь как некий всеобщий образ природы. Следуя принципу гармонии художник добивался ощущения свободы и естественности в позе модели. Она не позирует, она просто присутствует здесь как абсолютная доминанта на картине. Таким образом, ощущается идея, когда фигура человека доминирует на этой картине над пейзажем, над этим образом мира, она как бы побеждает пространство и время. Верхняя и нижняя части композиции соотносится друг с другом по правилу «золотого сечения», как 3 к 5. Именно Леонардо выявил это правило, которому следовал Рафаэль и другие мастера Высокого Возрождения. Фигура построена таким образом, что она образует довольно четкую пирамиду (алгебра и геометрия). Если провести ровно по центру вертикаль, то эта вертикаль будет проходить по зрачку Джоконды, ровно по зрачку левого глаза. Таким образом, художник четко знал, как соорентировать фигуру, которая четко бы смотрела на нас и здесь стал ярко выражен контакт со зрителем возможно в раскрытии модели, ее характера, ее индивидуальных черт. Этот математический закон сработал. Здесь многократно повторена форма круга. Точно в круг вписывается голова Джоконды, затем разные линии повторяют виде полукружья, вторят кругу: это и вырез платья, и положения рук и другие детали. Дальше это соотносится так или иначе с мотивами, с движением, с ритмами пейзажа, который мы видим издали. Причем, математическая точность не исключала естественности. В этом состоит удивительное мастерство Леонардо, и то чудо, которое он сумел воплотить в этом портрете. Эта модель находится с нами в определенном контакте в определенных отношениях. Она привлекает, она завораживает, она затягивает в свое поле и одновременно не пускает нас. Это одна из магий этого портрета. Джоконда очень естественна: естественное лицо, простая прическа, волосы спускаются на плечи свободными прядями, голова покрыта прозрачной вуалью, очень просто платье темного цвета, без украшений, мода того времени, все очень просто. Очень интересно соотношение пейзажа и фигуры, соотношение фигуры и фона. Во первых, мы видим их с разных точек зрения, фигуру мы видим фронтально, а фон пейзажный мы видим как бы сверху. Линия горизонта разная: с левой стороны она высокая, потому что линию горизонта закрывает линия высоких гор. Высоко заканчиваются эти горы по отношению к изображению головы Джоконды. Мы переводим взгляд направо, и там мы видим линию горизонта, которая как бы опускается. Если с левой стороны Леонардо как бы стушевывает границу фигуры пейзаж, т.е. мы не видим четкого контура границы, то когда наш взгляд поднимается вверх, а потом начинает плавно опускаться вниз справой стороны, тут контуры границы головы Джоконды обретают ясность, четкость, четко вырисовываются на фоне неба и с правой стороны уже более ясно отделяются от пейзажа. Какой эффект это рождает? Джоконда начинает господствовать над миром, который расположен вокруг нее. Разные точки зрения: фронтальный и вид сверху это усиливают. Предполагается, что пейзаж –это северный пейзаж, ломбардский пейзаж в окрестностях Милана, вернее к северу от Милана. Пейзаж сделан Леонардо во второй Миланский период, написанный под впечатлением ломбардской природы совершенно другой. Она северная, она таинственная, дали не имеют такой ясности, горы высокие и совершенно других очертаний, чем пологи контуры тосканских холмов. Гор высоких в Тоскане (западное побережье центральной Италии) нет, поэтому атмосфера таинственности пейзажа, где такой стелющийся туман, извилистая гладь воды, то ли река, то ли озеро, которое в ущелье где-то теряется, заснеженные вершины гор – это все можно увидеть в Ломбардия к северу от Милана в окрестностях города Варези. Леонардо, находясь в Милане, уже написав портрет, он продолжал над ним работать и дописывал пейзаж именно там. Леонардо создает портрет не просто с натуры, а вкладывает в него более серьезные, более общие и глубокие понятия. Главным остается, конечно же фигура при всех значимых моментах пейзажа и общих построениях. И здесь главным для него средством выражения является света-тени. Потому что света-тень дает художнику создать подвижность выражения лица, поэтому и говорят о том, что это лицо может выражать и радость, и грусть, и совершенно другие оттенки человеческих эмоций. Леонардо умел подчеркнуть тенью, где то выявить форму, а где-то наоборот, ее как бы нивелировать. Границ теней четких контрастных теней у Леонардо нет. Все есть движения, а это движения света-тени рождает движение внутреннее, движение внутреннего состояния модели. Именно свет становится для Леонардо главным средством драматургического построения картины и психологического раскрытия характера. Колорит картины изменен благодаря пожелтевшему лаку, например, пейзаж он не зеленый, это результат взаимодействия желтого лака с синим пигментом, в котором написан пейзаж, дает зеленый цвет. Леонардо использовал один очень важный прием: он сделал подготовку цветную под живопись внизу на уровни парапета(стенка, ограждающая что-то) – красным, т.е. теплым, а в верхней части –синим. Таким образом, верхняя часть, где лицо оказалась более светоносным, холодноватым, тогда как внизу, где больше тени, там просвечивает теплый нижний слой. Леонардо вложил душу в этот портрет. Кажется, что женщина живая, что она нам что- транслирует, что- то хочет сказать. Кто же эта женщина?

Джорджио Вазари 1568г. дает подробную характеристику: Франческо дель Джиокондо пригласил Леонардо написать портрет его жены Моно Лизы. Эта картина находится во Франции, пишет Вазари. Сам портрет необычаен ибо и сама жизнь не могла быть иной. В 1538 г. скончался муж, были живы дети и сама моно Лиза и многочисленные родственники. Ее настоящее имя Лиза Геральдини в 1579г рождения. Её муж старше Лизы на 14 лет. Это для него был 2 брак. Джоконда по итал.- это веселая, радостная. Ей 16 ему 30. Франческо дель Джокондо был человеком состоятельным и дружил с отцом Леонардо. В 1502 г. родился 2-ой сын Моно Лизы,(Андреа) в 1503г. начат портрет вскоре после этого события. Сведения, сообщаемые Вазари достоверные. Итоги: это портрет реального лица, кем бы ни была модель сам портрет это не меняет 1503-1505гг. не довел его до совершенства, пейзаж был написан в Милане, возвращаясь к портрету не однократно, волей- не волей он все больше отдалялся от модели, все больше обобщая и наполняя образ своими представлениями о мире. В итоге, портрет Джоконды превратился в образ почти символический: гениальное представление о человеке вообще, в единстве его физических, душевных и психических свойств. Подлинное чудо этого произведения заключается в том, что художнику удалось соединить душу и тело изображенной и заставить их жить одной жизнью. И эта жизнь происходит на наших глазах - это главное чудо этой картины.

Картина находится во Франции в Лувре -музее.



В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза посетил мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».

По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, в следствии чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».

Согласно Джорджио Вазари (1511-1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джиокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.

Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица … Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс…». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позирования даму».

Может быть эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.

Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Не смотря на слова этого анонимного современника, многии исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500-1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д"Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?

Интересен и тот факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта физическая особенность шедевра оставила глубокое впечатление среди посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.

Композиция

Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Не смотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ей создан визуальный барьер - ручка стула, действующая как перегородка. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому как рамкой тёмными, скрытыми под прозрачной фатой, волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.


Детективная история «Моны Лизы»

Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность.

С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.

Cудьба портрета Монны Лизы (Джоконды) — прославленного шедевра Леонардо да Винчи — исключительна во всей истории мирового искусства. Картина, изображающая молодую женщину из Флоренции и написанная в XVI столетии, сегодня, пожалуй, самое знаменитое живописное произведение на Земле. Трудно в наши дни найти человека, который не знал бы об этом портрете или не видел его репродукций. А в крупнейшем музее мира, Лувре, где «Джоконда» хранится уже пятый век, в каждом зале помещен указатель с краткой надписью: «К «Джоконде», к главному сокровищу музея.
В чем же секрет неувядающей славы и обаяния этой картины? Ведь нельзя объяснить ее популярность лишь данью моде или гипнозом сенсации. Почему во время демонстрации «Джоконды» в музеях самых разных стран мира многочисленные толпы зрителей шли к ней непрерывным потоком? И что видели в этом портрете многие поколения людей, пристально вглядывавшихся в лицо молодой женщины?
Каждый шедевр обязан своим рождением не только гению создавшего его мастера — он несет в себе отзвук определенного времени, судьбы целой страны, духовного творчества тысяч ее безымянных тружеников. Ибо идеалы народа, его мечты, исторические потрясения словно в зеркале отражаются в созданиях великих художников.

Портрет Монны Лизы связан с замечательной порой в истории человечества — эпохой Возрождения. В Италии и в других странах Европы в это время происходили важнейшие изменения в общественной жизни, национальной культуре и мировоззрении человеческой личности. Открытие Колумбом Америки как бы раздвинуло горизонты, впервые показало
истинные масштабы нашей планеты; предложенная Коперником гелиоцентрическая система вселенной не только совершила переворот в развитии астрономии, но и нанесла удар незыблемости религиозных представлений; изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в Германии стало могучим средством распространения научных и философских знаний.
Высочайшего расцвета в эту эпоху достигла литература. Данте, Петрарка и Боккаччо в блестящей плеяде писателей и философов-гуманистов открыли новые пути развития светской литературы, создали итальянский литературный язык. Шекспировские трагедии, комедии и сонеты раскрыли величие, разнообразие человеческих характеров и страстей. В Испании Сервантес создал роман о Дон-Кихоте, образ которого стал для последующих поколений воплощением благородства, бескомпромиссности и честного служения долгу. А рожденные фантазией великого французского писателя Франсуа Рабле образы Гаргантюа и Пантагрюэля воплотили идею жизнелюбия, ниспровергнув мрачную доктрину средневекового аскетизма и ложную мудрость богословия.

Но, может быть, самые удивительные свершения эпохи Ренессанса относятся к области изобразительных искусств. Это было время великих живописцев, скульпторов. и архитекторов. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан в Италии, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн в Германии, Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель в Нидерландах вот лишь несколько величайших гениев из сотен замечательных и по сей день широко известных художников.
Рядом с этими сыновьями эпохи Возрождения жили безымянные герои Великой крестьянской войны в Германии, Гуситского движения в Чехии, Столетней и религиозных войн во Франции крестьяне и горожане, боровшиеся за национальную независимость, против диктатуры церкви, за свободу человеческой личности. Люди этой эпохи смело ломали закосневшие представления, отправлялись в опасные путешествия, совершали героические подвиги, утверждая тем самым право человека творить свою судьбу, познавать и преобразовывать мир, подчинять стихийные силы природы. Они гордо называли себя устами великого Данте поколением новых людей.
Сформировавшийся в эту эпоху гордый идеал гармонической и разносторонней личности вдохновлял и манил к себе все последующие поколения. Он и сегодня остается живым, непосредственно связанным с нашим временем.
Нравственный и художественный идеал эпохи Возрождения в наивысшей степени воплощен в портрете Джоконды. В облике прекрасной женщины, одухотворенном и возвышенном гением Леонардо, перед нами словно предстает «лицо» эпохи, озаренное чувством собственного достоинства, богатством и сложностью интеллекта, спокойной уравновешенностью.
В истории портрета много неясного и даже таинственного. Огромная научная литература посвящена исследованию картины, но ученые не пришли к единому мнению по многим вопросам. Среди исследователей творчества Леонардо да Винчи до сих пор ведутся споры: была ли Монна Лиза ди Антонио ди Нольди Герардини — жена богатого флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо — действительно моделью художника, или этот портрет изображает знатную неаполитанку Констанцию д"Авалос, маркизу Франкавиллу? Непонятно также, почему картина до конца жизни Леонардо находилась у художника, а не была передана заказчику. Наконец, который из шестидесяти вариантов картины, находящихся во многих музеях мира и в частных коллекциях, является оригиналом? И хотя никто из специалистов не сомневается в подлинности луврской «Джоконды», само обилие копий и вариантов, созданных за четыре столетия, остается загадкой.
О фактах жизни Леонардо да Винчи мы знаем прежде всего от его современника — художника и историка искусства итальянского Возрождения Д. Вазари. Леонардо писал портрет около трех лет и, видимо, закончил его около
1503 года, сообщает Вазари. Он же называет Монну Лизу моделью художника и приводит подробности работы мастера над портретом. По словам биографа, Леонардо «...приглашал во время позирования Монны Лизы людей, игравших на лирах и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, с тем чтобы этим способом устранять меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам».
В «Жизнеописаниях» Вазари мы находим и первую оценку произведения. Современники видели в нем чудо живописи, где мастерство художника достигает таких высот, «что и сама жизнь не могла бы быть иной».
И действительно, живопись этой картины кажется нерукотворной. Взгляд улавливает легкую дымку теней, окутывающих лицо, замечает влажный блеск глаз и прозрачность темной вуали, ниспадающей на плечи молодой женщины, уходит в бездонную глубину неба, но при этом нигде не выделяет мазка кисти художника. Изображение кажется созданным не кистью на деревянной доске, а порождением самой реальности. Еще Вазари писал о Джоконде, что ее рот «казался не красками, а живой плотью».
Невольно поддаешься чудесному обаянию жизненности этого произведения. Вглядитесь в лицо Монны Лизы, и вы заметите не только необычайное правдоподобие изображения, его живую одухотворенность, но и тот трепет
Леонардо да Винчи. Джоконда. 4 Масло. Около 1503. Париж. Лувр.
жизни, о котором Вазари говорил, что «всякий, кто внимательнейшим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса». Эта кажущаяся пульсация жизни проявляется прежде всего в мимике лица. Улыбка буквально на наших глазах сменяется задумчивостью, взгляд кажется то напряженным и сосредоточенным, то рассеянным и ушедшим в себя, на смену иронии приходит открытая доброжелательность. Подобно чуткому собеседнику, Джоконда словно откликается на ваше настроение, на ваши мысли.
Портрет поражает удивительным сочетанием внешней простоты и внутренней сложности замысла. Выбор формата картины, поза модели — все кажется абсолютно естественным.
Молодая дама, одетая по моде XVI века, сидит в спокойной, непринужденной позе — руки покоятся на подлокотнике кресла, лицо задумчиво обращено к собеседнику, которым и чувствует себя зритель. Ни ее поза, сложно сочетающая в себе профиль и фас, ни окружение не являются случайными, они продуманы до мельчайших деталей. Постепенный разворот фигуры на зрителя усиливает то ощущение внутреннего движения жизни, что так. захватывает нас в изменчивости выражения лица. А удивительный «космический» пейзаж за спиной Монны Лизы вызывает размышления о беспредельности вселенной.

Художник сознательно отказался от изображения будничной среды города или привычного уголка итальянской природы. Пейзаж безлюден и пустынен, в красках и рисунке нет конкретных примет времени года — ни солнечного летнего дня, ни суровой зимы. В нем представлены лишь самые общие стихии, неподвластные изменениям, — бездонность купола неба, зеркальность глади вод, скалистые силуэты гор, красно-коричневые первозданные краски земли, вибрация потоков воздуха, то сгущающегося в клубы тумана, то обреающего в далях хрустальную голубизну.
На фоне такого изображения вечного и бесконечного мира и самый образ человека обретает черты философской возвышенности, словно освобождаясь от повседневности. А контраст крупного масштаба фигуры и отдаленного пейзажа наглядно символизирует идею господства человека в мире. Величественный силуэт как бы заслоняет от зрителя небеса, землю, моря и горы. Образ Джоконды приобретает особую торжественность, общечеловеческое звучание. Не случайно английский историк искусства прошлого века Уолтер Патер писал об этом портрете: «Все мысли, весь опыт мира врезались в эти черты... она древнее скал, ее окружающих...» А его современник, французский поэт-романтик Теофиль Готье уподобляет Джоконду древнему загадочному сфинксу, «...который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили...».
В чем же «загадка» Джоконды?

Портрет Джоконды, конечно, чудо, но чудо искусства, мудрости и мастерства художника, сумевшего не только увидеть и постичь всю сложность человеческой души, но и передать ее такими художественными средствами, которые победили бы неподвижность и неизменность живописного изображения, ограниченного одним моментом. Вглядываясь в игру света и теней, тончайшие переходы цвета, мы поражаемся воздушности колорита, легкости движения кисти. Нигде наш взгляд не находит резких контуров или жестких границ формы. В этой тонкости живописной фактуры, прозрачности светотени — знаменитого леонардовского «сфумато» — бесконечная неуловимость нюансов настроения. Выражение лица ускользает в своей неопределенности, так же как скользит по нему свет и тают прозрачные тени. Лицо становится «зеркалом души», изображение насыщается мыслью, оживает во времени.
В высказываниях Леонардо да Винчи не раз повторяется мысль, чтр искусство должно не только учиться у природы, но и превзойти ее. В своем творении он достиг этого. Портрет Джоконды стал вершиной творчества великого художника и философа, итогом жизни и размышлений о человеке, смысле его существования и месте в мире.
Т. ПРИЛУЦКАЯ

ж-л «Юный художник»
№3, 1980 г.