Михаил михайлович зощенко. Зощенко михаил михайлович

10 августа 1895 года в Санкт-Петербурге появился на свет мальчик Миша - один из восьмерых детей в небогатой дворянской семье Зощенко. Отец его, Михаил Иванович, был художником передвижником и служил при Академии художеств. Некоторые из картин старшего Зощенко хранятся в Третьяковской галерее и в Музее революции. Мать Миши, Елена Осиповна, когда-то играла на сцене, а после замужества писала рассказы и публиковала их в столичном журнале «Копейка».

Миша унаследовал материнский талант - лет с восьми сочинял стихи, а в тринадцать написал свой первый рассказ, называвшийся «Пальто». Правда, литературные способности не отразились на его учебе. В девять лет Мишу отдали в восьмую петербургскую гимназию, и учился он очень посредственно, а самые плохие оценки имел, как ни странно, по русскому языку. Впоследствии Зощенко сам немало этому удивлялся, ведь он с детства мечтал стать писателем. Но факт остается фактом: на выпускном экзамене Михаил получил за сочинение единицу. Для семнадцатилетнего юноши такая оценка стала огромным ударом, и он даже попытался покончить с собой - по его словам, не столько от отчаяния, сколько от бешенства.

Отец Зощенко умер в 1907 году, оставив семью практически без средств к существованию, но Елена Осиповна все нашла возможность платить за гимназию, а в 1913 году Михаил Зощенко стал студентом юридического факультета. Однако через полгода Михаила отчислили из университета - в семье не было денег, чтобы оплачивать его образование. И весной 1914 года Зощенко отправился на Кавказ, где стал контролером на железнодорожной линии «Кисловодск - Минводы», а заодно подрабатывал частными уроками. Осенью он вернулся в Санкт-Петербург, но вместо университета решил сделать военную карьеру.

Михаил стал юнкером Павловского военного училища (вольноопределяющийся 1 разряда), но учиться все же не захотел - прошел ускоренные военные курсы и в феврале 1915 года уехал на фронт в звании прапорщика. Никаких патриотических настроений по поводу начавшейся войны Зощенко не испытывал - скорее, хотел каких-то перемен, борясь таким образом со своей склонностью к меланхолии и ипохондрии. Однако воевал будущий писатель вполне успешно, и никакой меланхолии боевые товарищи за ним не заметили, по крайней мере, в сражениях.

Попал Зощенко в Кавказскую гренадерскую дивизию, уже в ноябре получил осколочное ранение, а в декабре - звание подпоручика. Летом 1916 года он был отравлен газами и после госпиталя отчислен в резерв. Но в запасном полку Зощенко служить не пожелал и осенью вернулся на фронт. В ноябре он стал командиром роты и штабс-капитаном, почти сразу стал исполнять обязанности командира батальона. За войну он получил четыре ордена и был представлен к пятому, но ни орден Святого Владимира, ни чин капитана получить не успел - в России грянула Февральская революция. В том же месяце у Михаила обнаружилось следствие отравления - порок сердца, и его все же демобилизовали. Летом 1917 года Зощенко назначили комендантом Петроградского почтамта, но в октябре Михаил эту должность оставил и уехал служить в Архангельск - адъютантом 14-й Архангельской дружины и секретарем полевого суда. Кстати, здесь ему предложили эмигрировать в Париж, но Михаил отказался - после Октябрьской революции он без раздумий принял Советскую власть.

В Архангельске Михаил встретил свою первую любовь, но Лада, мать троих сыновей, ждавшая пропавшего в море мужа, ему отказала, боясь, что провинциальная обыденность столичному офицеру очень быстро надоест. Возможно, в ее словах была доля истины - Зощенко обладал внешностью, весьма интересной для женщин. По-старомодному красивый и деликатный, он вызывал любопытство своим внешним высокомерием, причиной которого были на самом деле замкнутость характера и неторопливость движений.

В 1918 году Зощенко вернулся в Петроград и сразу записался в Красную Армию - сначала служил пограничником в Кронштадте, потом уехал на фронт. Весной 1919 года болезнь снова дала о себе знать, и Михаилу пришлось демобилизоваться. В Петрограде его ждала тогда невеста, Вера Владимировна Кербиц-Кербицкая, и в следующем году они поженились - ровно через полгода после смерти матери Михаила. А еще через год Вера родила сына Валерия, ставшего впоследствии театральным критиком.

После фронта Зощенко сменил больше десятка профессий, побывав и столяром, и агентом угрозыска, и делопроизводителем, и даже инструктором по разведению кур и кроликов. И все это время он занимался литературой, все больше уверяясь, что его истинное призвание - писательство. С 1919 года он посещал литстудию, организованную при издательстве «Всемирная литература» под руководством Корнея Чуковского. В 1921 году Зощенко вошел в литературную группу «Серапионовы братья» и состоял во фракции, приверженцы которой утверждали, что учиться писать нужно у русских классиков.

В августе 1922 года издательство «Алконост» выпустило первый альманах группы «Серапионовы братья», в котором был и рассказ Зощенко. В том же году вышла и его первая книга, названная «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». Этот сборник новелл стал настоящей литературной сенсацией. Максим Горький, впечатленный талантом Михаила, называл его «тонким писателем» и «чудесным юмористом». Интересно, что первый перевод советской прозы на Западе - «Виктория Казимировна», рассказ Зощенко, который опубликовал бельгийский журнал «Le disque vert».

За последующие несколько лет Михаил Зощенко обрел невероятную популярность, а фразы из его рассказов становились крылатыми выражениями. К середине двадцатых годов он считался едва ли не самым знаменитым советским писателем, причем его творчество любили люди, принадлежащие к разным социальным слоям общества. В основном, слава Зощенко основывалась на том, что он создал новый тип литературного героя - советского обывателя, не имеющего ни образования, ни культурного багажа, примитивного и с убогой моралью. Рассказы были написаны несомненно художественным и при этом обычным, внелитературным, бытовым языком.

В 1927 году в Советском Союзе началась постепенная ликвидация сатирических журналов, а некоторые рассказы самого писателя признали «идеологически вредными». В 1929-м вышла его книга «Письма к писателю», составленная из читательских писем и комментариев к ним. Книга была очень похожа на социологическое исследование и у многих вызвала большое недоумение, ведь от Зощенко по привычке ожидали только смешных историй.

Разумеется, подобные перемены не могли не сказаться на писателе, который и так был с детства склонен к депрессиям. Особенно угнетающее впечатление на него произвела в тридцатые годы поездка группы писателей по Беломорканалу. Там Михаил Михайлович встретил в одном из лагерей свою архангельскую любовь, не имевшую представления, где теперь ее сыновья. После этой поездки писать о «перевоспитании» преступников оказалось просто невыносимым. В 1933 году Зощенко издал повесть под названием «Возвращенная молодость», попытавшись избавиться от депрессии и хоть как-то скорректировать свою психику. Эту книгу, посвященную проблемам психического здоровья, рецензировали научные издания и обсуждали в Академии наук.

Его творческая судьба складывалась очень странно: публикации, популярность, материальное благополучие, известность за границей, в 1939 году - орден Трудового Красного Знамени, но при всем этом - постоянные нападки критики.

В первые дни Великой Отечественной войны Зощенко попытался уйти на фронт, но ему отказали из-за здоровья. В октябре писатель эвакуировался в Алма-Ату, в ноябре стал сотрудником отдела сценаристов «Мосфильма», а в 1943 году его вызвали в Москву и предложили пост ответственного редактора сатирического журнала «Крокодил». Эту должность Михаил Михайлович не принял, но вошел в состав редколлегии «Крокодила». В конце года были приняты два правительственных постановления - одно требовало повышения ответственности секретарей литературных журналов, второе ужесточало контроль над этими журналами. Повесть Зощенко «Перед восходом солнца» объявили «политически вредной и антихудожественной», а ее автора вывели из редколлегии «Крокодила» и лишили продуктового пайка.

С 1944 года года Зощенко писал для театров, и одна из его комедий, «Парусиновый портфель», выдержала за год двести представлений. Но печатать его произведения практически прекратили. И все же Михаил Михайлович получил медаль «За доблестный труд», а в 1946 году стал одним из редакторов журнала «Звезда». Но в августе 1946-го после печально известного постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград», Зощенко исключили из Союза писателей и вновь лишили продуктовой карточки. Все договоры, заключенные с издательствами, журналами и театрами, были расторгнуты. Зощенко пытался подработать в сапожной артели, а Вера Владимировна распродавала их вещи… Основным заработком Зощенко стали тогда переводы, причем фамилия переводчика в книгах отсутствовала.

Михаила Михайловича восстановили в Союзе писателей после смерти Сталина, но всего лишь на год - в 1954 году травля продолжилась. На его защиту встали известные литераторы - Чуковский, Каверин, Тихонов. В конце 1957 года удалось выпустить книгу избранных произведений, но здоровье и психика Зощенко были безвозвратно подорваны.

22 июля 1958 года Михаил Зощенко скончался от сердечного приступа на даче в городе Сестрорецке. Опала не прекратилась и после смерти: хоронить писателя в Ленинграде не разрешили. Его могила находится на городском кладбище Сестрорецка. Говорят, что в гробу Михаил Михайлович, отличавшийся в жизни мрачностью, улыбался…

Зощенко Михаил Михайлович (1894- 1958), писатель.

В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени относятся первые литературные опыты Зощенко (заметка о современных писателях, наброски новелл).

В 1915 г., во время Первой мировой войны, он добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером.

В 1917 г. вернулся в Петербург, в 1918 г., несмотря на болезнь сердца, пошёл добровольцем в Красную армию. После Гражданской войны в 1919 г. Зощенко занимался в творческой студии при издательстве «Всемирная литература» в Петрограде, руководимой К. И. Чуковским.

В 1920-1921 гг. появились его рассказы.

В 1921 г. Зощенко стал членом литературного кружка «Серапионовы братья». Первая книга писателя вышла в 1922 г. под названием «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Затем появились «Разнотык» (1923 г.), «Аристократка» (1924 г.), «Весёлая жизнь» (1924 г.). Публикация их сразу сделала автора знаменитым.

К середине 20-х гг. XX в. Зощенко стал одним из самых популярных писателей в России.

В 1929 г. он издал книгу «Письма к писателю», в которой от лица разных граждан рисовал многие негативные стороны советского быта. Сам он по этому поводу замечал: «Я пишу только на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица». После выхода книги режиссёру В. Э. Мейерхольду было запрещено ставить пьесу Зощенко «Уважаемый товарищ» (1930 г.).

Произведения Зощенко, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки», перестали печатать. Однако сам писатель всё чаще высмеивал жизнь советского общества.

Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда” и „Ленинград”» от 14 августа 1946 г. привело к запрету на издание произведений Зощенко и к травле писателя.

Следствием этой идеологической кампании стало обострение у Михаила Михайловича душевной болезни. Восстановление его в Союзе писателей после смерти И. В. Сталина (1953 г.) и издание первой после долгого перерыва книги (1956 г.) лишь на время облегчили его состояние.

Из воспоминаний современников

Адреса в Ленинграде

Некоторые произведения

Рассказы

Рассказы для детей

Переводы

Экранизации

(29 июля (10 августа) 1894, Петербург — 22 июля 1958, Сестрорецк) — русский советский писатель.

Биография

Сын художника-передвижника, потомственного дворянина Михаила Ивановича Зощенко (1857—1907) и Елены Иосифовны Зощенко, урожденной Суриной (1875—1920), которая до замужества была актрисой, писала рассказы.

В 1913 году окончил гимназию в Петербурге. Один год учился (первая мировая война прервала обучение) на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Возможно, исключён за неуплату.

Участвовал в Первой мировой войне, а также в Гражданской войне. С 29 сентября 1914 года — юнкер на правах вольноопределяющегося первого разряда на ускоренных четырёхмесячных курсах Павловского военного училища.

В феврале 1915 года, закончив курс по первому разряду, произведён в чин прапорщика и направляется в распоряжение начальника штаба Киевского военного округа, а оттуда в состав 106-го пехотного запасного батальона, являясь командиром 6-й маршевой роты, выезжает в действующую армию на укомплектование Мингрельского 16-го гренадерского полка, к которому и был прикомандирован до декабря 1915 года.

22 декабря 1915 года произведён в подпоручики, 9 июля 1916 года в поручики, 10 ноября 1916 года произведён в штабс-капитаны.

В ночь на 20 июля 1916 года попал под газовую атаку немцев. После лечения был признан больным первой категории, но 9 октября возвращается в строй. С 10 ноября 1916 года — командир роты.

После Февральской революции 1917 года назначается начальником почт и телеграфа и комендантом почтамта города Петрограда. Вскоре оставил должность и отправился в Архангельск, где занимал должность адъютанта Архангельской дружины.

После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти.

С 1917 по 1919 работал секретарем суда, инструктором по кролиководству и куроводству в Смоленской губернии. В 1919 году добровольцем пошёл на фронт, несмотря на то, что был освобожден от службы по состоянию здоровья. Служил полковым адъютантом 1-го образцового полка деревенской бедноты. В апреле 1919 года по болезни сердца демобилизуется и снимается с воинского учёта.

С 1920 по 1922 сменил множество профессий: служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником. Посещал литературную студию при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский.

В печати дебютировал в 1922. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья».

В произведениях 1920-х гг. преимущественно в форме рассказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». В 1930-х годах работал в крупной форме: "Возвращенная молодость", "Голубая книга" и др. Очерк "История одной перековки" вошел в книгу "Канал имени Сталина" (1934).

С начала Отечественной войны был в эвакуации в Алма-Ате (работал в сценарной студии «Мосфильма»). Весной 1943 вернулся в Москву, был членом редколлегии журнала «Крокодил».

В 1944—1946 много работал для театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых — «Парусиновый портфель» — выдержала 200 представлений за год.

Начиная с августа 1943 года, в период расцвета славы Зощенко, в литературном периодическом журнале «Октябрь», была начата публикация первых глав повести «Перед восходом солнца». В ней писатель пытался разобраться в своей меланхолии и неврастении, основываясь на учениях З. Фрейда и И. Павлова. 14 августа 1946 года появилось Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором подверглись жесточайшей критике редакции обоих журналов «за предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе». Журналу «Звезда» запрещалось в дальнейшем печатать произведения писателя, а журнал «Ленинград» был вообще закрыт. Вслед за Постановлением на Зощенко и А. Ахматову обрушился секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов. О повести «Перед восходом солнца» в своем докладе он говорил: «В этой повести Зощенко выворачивает наизнанку свою подлую и низкую душонку, делая это с наслаждением, со смакованием….». Этот доклад послужил сигналом к травле и исключению Зощенко из Союза Писателей СССР. В 1946—1953 он главным образом занимался переводческой деятельностью — без права подписи переведённых работ, а также подрабатывал сапожником.

«Перед восходом солнца» была впервые полностью опубликована только через тридцать лет, в 1973 году, нью-йоркским «Издательством имени Чехова».

В июне 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни работал в журналах «Крокодил» и «Огонёк». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти (с 1954 по 1958 годы) Зощенко было отказано в пенсии. Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. Похороны Зощенко на Волковом кладбище, среди бывших литераторов, были запрещены. Похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.

В его последней квартире организован музей.

По произведениям М. М. Зощенко снято несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» (1975) по рассказу и пьесам «Преступление и наказание», «Забавное приключение», «Свадебное происшествие».

Из воспоминаний современников

В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с М. Зощенко в январе 1926 года так отметил особенности характера писателя:

25 января "…Приехал сюда Мейерхольд, повидаться с Ленинградскими писателями, дабы заказать им пьесы. Заказал Федину и Слонимскому, но с Зощенкой у него дело не вышло. Зощенко (которого Мейрхольд как писателя очень любит) отказался прийти к Мейерхольду и вообще не пожелал с ним знакомиться, сославшись на болезненное своё состояние.

Это меня так взволновало, что я в тот же день отправился к Зощенко. Действительно, его дела не слишком хороши. Он живёт в «Доме Искусств» однако, замкнуто, насупленно. Жена его живёт отдельно. Он уже несколько дней не был у неё. Готовит он себе сам на керосинке, убирает свою комнату сам и в страшной ипохондрии смотрит на всё существующее. "Ну на что мне моя «слава», — говорил он. — Только мешает! Звонят по телефону, пишут письма! К чему? На письма надо отвечать, а это такая тоска! «Едет на днях в провинцию, в Москву, в Киев, в Одессу (кажется) читать свои рассказы, — с ним вместе либо Лариса Рейснер, либо Сейфуллина, — и это ему кажется страданием. Я предложил ему поселиться вместе зимой в Сестрорецком курорте, он горячо схватился за это предложение….»


В Сестрорецке, где на даче жил писатель, ежегодно в августе в библиотеке у памятника Зощенко проводятся праздники посвящённые его творчеству.

Адреса в Ленинграде

? — 1934 год — улица Чайковского, д. 75, кв. 5

1935 — 22.07.1958 года — дом бывшего Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9, кв. 119.

Некоторые произведения

  • «Голубая книга» (1934—1935) — цикл сатирических новелл о пороках и страстях исторических персонажей и современного мещанина.

Рассказы

  • Аристократка (1923)
  • Баня (1924)
  • Нервные люди (1924)
  • Лимонад (1925)
  • Мокрое дело (1925)
  • Телефон (1926)
  • Полезная площадь (1927)
  • Медицинский случай (1928)

Рассказы для детей

  • «Лёля и Минька» (1939)
    • Галоши и мороженое
    • Бабушкин подарок
    • Не надо врать
    • Тридцать лет спустя
    • Находка
    • Великие путешественники
    • Золотые слова
    • Приключения обезьянки
    • Стратегическая ошибка
  • Рассказы о Ленине

Повести

  • «Мишель Синягин» (1930)
  • «Возвращенная молодость» (1933)
  • «Тарас Шевченко» (1939)
  • Повесть-эссе «Перед восходом солнца» (ч. 1, 1943; ч. 2, под названием «Повесть о разуме», опубликована в 1972).

Интерес к новому языковому сознанию, широкое использование форм сказа, построение образа «автора» (носителя «наивной философии»).

Переводы

  • «За спичками» (М. Лассила) - с финского
  • «От Карелии до Карпат» (А. Тимонен) - с финского

Экранизации

  • Преступление и наказание (1940)
  • Серенада (1968)
  • На ясный огонь (1975)
  • Не может быть! (1975)
  • Безумный день инженера Баркасова (1983)
  • Золотая рыбка (телеспектакль) (1985)
  • Долой коммерцию на любовном фронте, или Услуги по взаимности (1988)
  • Золотые слова (1989)
  • Собачий нюх (1989)
  • Тюк! (1990)
  • Истинные происшествия (2000)

Награды

  • 17 ноября 1915 года — Орден Святого Станислава III ст. с мечами и бантом
  • 11 февраля 1916 года — Орден Святой Анны IV ст. с надписью «За храбрость»
  • 13 сентября 1916 года — Орден Святого Станислава II ст. с мечами
  • 9 ноября 1916 года — Орден Святой Анны III ст. с мечами и бантом
  • 17 февраля 1939 года — Орден Трудового Красного Знамени

Зощенко Михаил Михайлович, знаменитый русский писатель и драматург, родился в 1894 году, 29 июля (по некоторым сведениям, в 1895 году), в Санкт-Петербурге. Отец его был художником-передвижником, а мать - актрисой. Сначала мы расскажем о том, как сложилась жизнь у такого писателя, как Михаил Зощенко. Биография, представленная ниже, описывает основные события его жизненного пути. Рассказав о них, мы перейдем к описанию творчества Михаила Михайловича.

Обучение в гимназии и в Петербургском институте

Родители в 1903 году отдали своего сына для обучения в Санкт-Петербургскую гимназию № 8. Михаил Зощенко, биография которого может быть воссоздана в том числе и на основе его собственных воспоминаний и произведений, рассказывая об этих годах, отмечал, что учился довольно плохо, в особенности по русскому языку. За сочинение на экзамене он получил единицу. Однако Михаил Михайлович отмечает, что уже в то время хотел быть писателем. Пока еще только для себя создавал Михаил Зощенко рассказы и стихи.

Жизнь порой парадоксальна. Начавший сочинять в девять лет будущий известный писатель - самый отстающий в классе ученик по русскому языку! Неуспеваемость его казалась ему странной. Зощенко Михаил Михайлович отмечает, что в это время даже хотел покончить с собой. Однако судьба его хранила.

После окончания обучения в 1913 году будущий писатель продолжил получать образование в Петербургском институте, на юридическом факультете. Через год из-за неуплаты за обучение он был отчислен оттуда. Зощенко пришлось идти работать. Он начал трудиться на Кавказской железной дороге контролером.

Военное время

Привычное течение жизни прервала Первая мировая война. Михаил решил поступить на военную службу. Сначала он стал юнкером рядового состава и отправился в Павловское военное училище, затем, окончив четырехмесячные ускоренные курсы, ушел на фронт.

Зощенко отмечал, что у него не было патриотического настроения, просто он не мог долго сидеть на одном месте. На службе, однако, Михаил Михайлович отличился. Он являлся участником многих сражений, был отравлен газами, получил ранение. Начав участвовать в боях в звании прапорщика, Зощенко уже капитаном был отчислен в резерв (причина - последствия отравления газами). Кроме того, его наградили 4 орденами за боевые заслуги.

Возвращение в Петроград

Михаил Михайлович, вернувшись в Петроград, познакомился с В. В. Кербиц-Кербицкой, своей будущей супругой. После Февральской революции Зощенко назначают начальником телеграфа и почт, а также комендантом Главного почтамта. Далее была командировка в Архангельск, работа адъютантом дружины, а также выборы Михаила Михайловича в секретари полкового суда.

Служба в Красной Армии

Однако мирная жизнь снова прерывается - теперь уже революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. Михаил Михайлович отправляется на фронт. В качестве добровольца он поступает в Красную Армию (в январе 1919 года). Он служит полковым адъютантом в полку деревенской бедноты. Зощенко участвует в сражениях под Ямбургом и Нарвой против Булак-Балаховича. После сердечного приступа Михаилу Михайловичу пришлось демобилизоваться и возвратиться в Петроград.

Зощенко в период с 1918 по 1921 год сменил множество занятий. Впоследствии он писал, что попробовал себя примерно в 10-12 профессиях. Он работал и милиционером, и столяром, и сапожником, и агентом уголовного розыска.

Жизнь в мирные годы

Писатель в январе 1920 г. переживает смерть матери. К этому же году относится его женитьба на Кербиц-Кербицкой. Вместе с ней он переезжает на ул. Б. Зеленина. В семье Зощенко в мае 1922 года рождается сын Валерий. Михаила Михайловича в 1930 году командируют вместе с бригадой писателей на Балтийский судостроительный завод.

Годы Великой Отечественной войны

Михаил Зощенко в начале войны пишет заявление, в котором просит зачислить его в Красную Армию. Однако он получает отказ - его признают негодным к военной службе. Зощенко приходится вести антифашистскую деятельность не на поле боя. Он создает антивоенные фельетоны и публикует их в газетах, посылает в Радиокомитет. В 1941 году, в октябре, его эвакуируют в Алма-Ату, а через месяц он становится сотрудником "Мосфильма", работает в сценарном отделе студии.

Гонения

Зощенко в 1943 году вызывают в Москву. Здесь ему предлагают занять должность редактора "Крокодила". Однако Михаил Михайлович отказывается от этого предложения. Тем не менее он входит в состав редколлегии "Крокодила". Внешне все выглядит благополучно. Однако через некоторое время над головой Михаила Михайловича начинают все сильнее сгущаться тучи: его выводят из редколлегии, выселяют из гостиницы, лишают продуктового пайка. Продолжаются гонения. С. на пленуме ССП даже нападает на повесть Зощенко "Перед восходом солнца". Писателя практически не печатают, но все-таки вводят в 1946 году в состав редколлегии "Звезды".

14 августа 1946 года - апофеоз всех его перипетий. Именно тогда выходит постановление ЦК ВКП(б) о журналах "Ленинград" и "Звезда". После этого Зощенко исключают из Союза писателей, а также лишают продуктовой карточки. На этот раз повод для нападок был уже совсем ничтожный - детский рассказ Зощенко под названием "Приключения обезьяны". Все журналы, издательства и театры вслед за постановлением расторгают договоры, заключенные ими ранее, требуя возвратить выданные авансы. Семья Зощенко бедствует. Она вынуждена существовать на вырученные от продажи личных вещей деньги. Писатель пробует зарабатывать в артели сапожников. ему в конце концов возвращают. Кроме того, публикует Михаил Зощенко рассказы и фельетоны (конечно, далеко не все). Однако на жизнь зарабатывать в это время приходится в основном переводческой работой.

Михаилу Зощенко удается восстановиться в Союзе писателей только после Знаменательное событие происходит 23 июня 1953 года - писателя вновь принимают в Союз. Однако это еще не конец. Михаилу Михайловичу недолго удалось на этот раз пробыть его членом.

5 мая 1954 года произошло роковое событие. Анну Ахматову и его пригласили в этот день в Дом писателя, где должна была состояться встреча с группой английских студентов. Писатель на ней заявил во всеуслышание о несогласии с обвинениями, пущенными в его адрес. Новый этап травли начинается после этого. Все эти перипетии сказались на его подорванном здоровье. Опубликованная 7 сентября 1953 г. статья "Факты разоблачают правду" стала последней каплей. Имя писателя после этого вовсе перестало упоминаться. Около двух месяцев продолжалось это забвение. Однако Михаилу Михайловичу уже в ноябре предлагают сотрудничество два журнала - "Ленинградский альманах" и "Крокодил". Целая группа писателей встает на его защиту: Чуковский, Каверин, Вс. Иванов, Н. Тихонов. В 1957 году, в декабре, он выпускает "Избранные рассказы и повести 1923-1956 гг.". Однако психическое и физическое состояние писателя все ухудшается. Резкий спад его сил происходит к весне 1958 г. Зощенко теряет интерес к жизни.

Смерть Зощенко

22 июля 1958 года умер Михаил Зощенко. Даже тело его после смерти подвергалось опале: не было дано разрешения похоронить его в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.

Михаил Зощенко, истории жизни которого была посвящена первая часть нашей статьи, оставил большое творческое наследие. Путь его как писателя был непростым. Предлагаем поближе познакомиться с тем, как складывалась его творческая судьба. Кроме того, вы узнаете, какие создал Михаил Зощенко рассказы для детей и каковы их особенности.

Творческий путь

Зощенко активно начал писать после того, как был демобилизован в 1919 году. Его первые опыты представляли собой литературно-критические статьи. В "Петербургском альманахе" в 1921 году появляется первый его рассказ.

Серапионовы братья

В группу под названием Зощенко привело в 1921 году желание стать профессиональным писателем. К этой группе опасливо относились критики, однако отмечали, что среди них Зощенко - "наиболее сильная" фигура. Михаил Михайлович входил вместе со Слонимским в центральную фракцию, которая придерживалась убеждения о том, что учиться следует у русской традиции - Лермонтова, Гоголя, Пушкина. Зощенко опасался в литературе "дворянской реставрации", считал А. Блока "рыцарем печального образа" и возлагал надежды на литературу, имеющую героический пафос. В "Алконосте" в мае 1922 г. появился первый альманах серапионов, в котором был опубликован рассказ Михаила Михайловича. А "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова" - книга, ставшая первым его самостоятельным изданием.

Характеристика раннего творчества

Школа А. П. Чехова была ощутима в ранних произведениях Зощенко. Это, например, такие рассказы, как "Рыбья самка", "Война", "Любовь" и др. Однако вскоре он ее отринул. Зощенко посчитал не соответствующей потребностям современного читателя большую форму рассказов Чехова. Он хотел воспроизводить в языке "синтаксис улицы... народа". Зощенко считал себя человеком, который временно замещает писателя пролетарского.

Большая группа литераторов в 1927 году создала коллективную декларацию. В ней была освещена новая литературно-эстетическая позиция. М. Зощенко был среди тех, кто подписал ее. Он печатался в это время в периодике (главным образом в сатирических журналах "Смехач", "Бегемот", "Чудак", "Бузотер", "Мухомор", "Ревизор" и др.). Однако не все было гладко. Из-за рассказа "Неприятная история" М. Зощенко, якобы "политически вредного", конфисковывают в июне 1927 г. номер журнала "Бегемот". Постепенно осуществляется ликвидация подобного рода изданий. В Ленинграде в 1930 году закрывают и "Ревизор", последний сатирический журнал. Однако Михаил Михайлович не отчаивается и решает продолжать работать.

Две стороны известности

С журналом "Крокодил" он сотрудничает с 1932 года. В это время Михаил Зощенко собирает материал для своей повести под названием "Возвращенная молодость", а также изучает литературу по медицине, психоанализу и физиологии. Произведения его уже хорошо известны даже на Западе. Однако у известности этой была и обратная сторона. В Германии в 1933 году книги Зощенко подвергаются в соответствии с черным списком Гитлера публичному аутодафе.

Новые произведения

В СССР в это же время печатается и ставится на сцене комедия Михаила Зощенко "Культурное наследие". "Голубая книга", одна из наиболее известных его книг, начинает публиковаться в 1934 году. Кроме повестей, рассказов и пьес Зощенко пишет также фельетоны и исторические повести ("Тарас Шевченко", "Керенский", "Возмездие", "Черный принц" и др.). Кроме того, он создает рассказы для детей ("Умные животные", "Бабушкин подарок", "Елка" и др.).

Детские рассказы Зощенко

Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными произведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл "Леля и Минька" пользуется наибольшей известностью.

В 1939-м - 1940-х гг. Михаил Зощенко создал эту серию произведений. В ее состав были включены следующие рассказы: "Золотые слова", "Находка", "Через тридцать лет", "Не надо врать", "Галоши и мороженое", "Бабушкин подарок", "Елка". Не случайно их объединил в один цикл Михаил Зощенко. Краткие содержания этих произведений позволяют сделать вывод о том, что у них есть нечто общее, а именно образы главных героев. Это маленький Минька и Леля, его сестра.

От лица рассказчика ведется повествование. Образ его не менее интересен, чем герои рассказов Михаила Зощенко. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Отметим, что между автором и рассказчиком есть сходство (совпадает даже имя, а также имеется указание на писательскую профессию). До полного совпадения тем не менее не доходит. Речь рассказчика существенно отличается от авторской. Эта форма повествования называется литературным сказом. Он был в особенности актуален в литературе СССР 20-30-х годов. В это время вся культура отличалась тягой к стилистическим и языковым экспериментам.

В этих рассказах, как отмечает С. Я. Маршак, автор не только не прячет мораль. Он говорит о ней со всей откровенностью в тексте, а иногда и в заголовке произведений ("Не надо врать"). Однако рассказы от этого не становятся дидактичными. Их спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, присущая Зощенко. В основе неожиданного юмора Михаила Михайловича лежит остроумная пародия.

Сегодня большой популярностью пользуются многие произведения, которые написал Михаил Зощенко. Книги его проходят в школе, их любят взрослые и дети. Путь его в литературе был непростым, как, впрочем, и судьба многих других писателей и поэтов советского времени. Двадцатый век - сложный период в истории, однако даже в военные годы было создано множество произведений, ставших уже классикой отечественной литературы. Биография такого великого писателя, как Михаил Зощенко, кратко изложенная нами, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.

Зощенко Михаил Михайлович - советский писатель-сатирик, драматург, русский офицер, герой Первой мировой войны.

Михаил Зощенко родился в , на Петербургской (Петроградской) стороне, в доме №4 по Большой Разночинной улице, в семье художника. Отец - Михаил Иванович Зощенко (1857-1907 гг.), художник-передвижник, происхождением из полтавских дворян. Мать - Елена Осиповна, урождённая Сурина (1875-1920 гг.), русская дворянка. В молодые годы служила актрисой в театре, а также писала рассказы о бедных людях, которые потом печатала в журнале «Копейка».

Боевая молодость

После окончания гимназии, в 1913 г., Зощенко поступил учиться на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако его семья была крайне бедна и оказалась не в состоянии оплачивать обучение в университете. Во время каникул Зощенко приходилось даже подрабатывать контролёром на Кавказской железной дороге, но средств всё равно не хватало. Университет пришлось оставить.

1914 г. Грянула Первая мировая война. Юный Зощенко был зачислен юнкером в Павловское военное училище. Изначально Михаил служил на правах вольноопределяющегося, в дальнейшем же он стал юнкером унтер-офицерского состава.

1 февраля 1915 г. Михаил Зощенко, окончивший ускоренные военные курсы, получил звание прапорщика и был зачислен в армейскую пехоту. Он был отправлен на службу в Киевский военный округ, оттуда командирован за новобранцами в и . В марте 1915 г. Зощенко прибыл в действующую армию. Он служил в 16-ом гренадерском Мингрельском полку в Кавказской гренадерской дивизии на должности младшего офицера пулемётной команды. В ноябре 1915 г. Зощенко впервые был ранен. Ранение было лёгкое, осколком в ногу.

В ноябре 1915 г. «за отличные боевые действия» Зощенко наградили орденом Св. Станислава 3-степени с мечами и бантом. В декабре 1915 г. будущий писатель был произведён в подпоручики и назначен начальником пулемётной команды. В феврале 1916 г. герою вручили ещё одну боевую награду - орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», в июле 1916 г. его произвели в поручики.

19 июля 1916 г. поручик Зощенко, вместе со своими солдатами, стал жертвой немецкой газовой атаки. Попав в госпиталь, Михаил выжил, но после отравления газами он, совсем ещё молодой человек, приобрёл страшный диагноз - порок сердца. Доктора признали его больным 1-й категории, то есть пригодным только для службы в запасе. В сентябре 1916 г. Михаилу Зощенко вручили очередной боевой орден - Св. Станислава 2-й степени с мечами. Невзирая на уговоры врачей, 9 октября 1616 г., он вновь вернулся в действующую армию. Через месяц Михаила вновь наградили, на этот раз орденом Св. Анны 3-й степени. На следующий день Зощенко произвели в штабс-капитаны и назначили на должность командира роты. Спустя совсем короткое время он уже временно исполнял обязанности командира батальона. В январе 1917 г. Зощенко был представлен к чину капитана и награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. Таким образом, за участие в Первой мировой войне, будущий классик советской литературы получил пять боевых орденов. Трудно себе представить, чтобы человек трусливый был способен заслужить такое количество серьёзных боевых наград. Прошу читателя взять на заметку этот факт из биографии писателя.

В феврале 1917 г. Михаил Зощенко был отчислен в резерв. Дала о себе знать болезнь, полученная вследствие отравления немецкими газами.

Зощенко вернулся в Петроград, и летом 1917 г. его назначили на ответственейшую должность коменданта Петроградского почтамта, также ему подчинялись все почты и телеграфы. Правда, на этой должности Зощенко пробыл недолго. Вскоре Михаил отбыл в , там его назначили на должность - адъютант Архангельской дружины. Будучи в Архангельске, Зощенко имел реальную возможность эмигрировать во Францию. Однако, несмотря на то, что многие дворяне и офицеры были вынуждены избрать этот путь, Зощенко пошёл по иному пути, он принял сторону революции.

В начале 1919 г., невзирая на старые раны, Зощенко вступил в Красную армию. Теперь он полковой адъютант в 1-ом Образцовом полку деревенской бедноты. Зимой 1919 г. Зощенко участвовал в боях под Нарвой и . В апреле 1919 г. у него случился сердечный приступ. В госпитале Зощенко определили, как негодного к воинской службе, он был демобилизован «в чистую». Однако он вновь поступил на службу, на этот раз - на должность телефониста в пограничную стражу.

В начале 20-х гг. Зощенко с целью заработка успел переменить массу различных профессий. Кем он только не был: секретарём суда, инструктором по разведению кур и кроликов, агентом уголовного розыска, столяром, сапожником, делопроизводителем. Приведем интересный факт, говорящий о мастеровитости Зощенко. Дело было в 1950 г. Как-то раз, у друга Зощенко, писателя Юрия Олеши, порвались штаны. Зощенко взял, да и зашил их, причём сделал это настолько искусно, что можно было, только диву даваться.

Начало литературной деятельности

Безусловно, богатый военный опыт, помноженный на гигантский опыт труженика-передвижника, стали бесценным жизненным багажом писателя. Начиная свою писательскую деятельность, Зощенко был ещё совсем молодым человеком, всего 26 лет. Однако, по причине множества тяжёлых испытаний, выпавших на его долю, даже в таком возрасте он был уже «человеком бывалым».

Итак, в 1919 г., Михаил Зощенко появился на пороге литературной студии, которой на тот момент руководил К. И. Чуковский. Молодой человек заявил, что хочет стать писателем. Писатель М. Слонимский, друг Зощенко, вспоминал потом человека невысокого роста с лицом красивым и темным, как будто на матовой фотографии, представившегося фамилией Зощенко. Впоследствии из участников литературной студии образовалась знаменитая писательская группа «Серапионовы братья». В неё входили М. Зощенко, И. Груздев, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин. Основной концепцией группы, были поиски новых художественных форм в разрезе событий революции и гражданской войны.

В 1920 г. Михаил Зощенко связал себя узами брака. Его избранница - Вера Кербиц-Кербицкая, дочь отставного полковника, польского дворянина. Вскоре у них родился сын Валерий. Однако увы, Зощенко оказался человеком, крайне неприспособленным к обычной семейной жизни. Литература была его основной любовью и страстью. С женой они прожили целых сорок лет, но все эти годы были наполнены постоянными ссорами и примирениями.

1920-1921 гг. - проба пера. Зощенко написал свои первые рассказы: «Старуха Врангель», «Война», «Любовь», «Рыбья самка», а также знаменитые «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». После первого же издания оглушительный успех. В мгновение ока Зощенко стал несказанно популярен. Повсюду цитировались остроумные фразы из его замечательных рассказов, очень быстро в народе они стали крылатыми выражениями. В 1923 г. вышел сборник «Юмористические рассказы», в 1926 г. - «Уважаемые граждане». Зощенко выступал перед многочисленными аудиториями, он объездил всю страну, успех его произведений был огромным. С 1922 по 1946 гг. Зощенко издавали и переиздавали около 100 раз. Было издано даже собрание сочинений в 6-ти томах. В своих ранних произведениях Михаил Зощенко создал особый тип героя: некий советский гражданин, не имеющий никаких базовых ценностей, необразован, бездуховен, однако вполне вооружённый новой, высокой степенью свободы, он уверен в себе и от того постоянно попадает в крайне комичные ситуации. Как правило, рассказы Зощенко велись от лица индивидуального повествователя, от того литературоведы определили его стиль, как «сказовый».

В 1929 г., Зощенко опубликовал книгу «Письма к писателю». Книга состояла из писем читателей и комментариев писателя к ним. Зощенко писал, что хотел показать жизнь, подлинную и неприкрытую, подлинных и живых людей со всеми их желаниями, и вкусом, и мыслями. Эта была первая попытка Зощенко сменить своё литературное амплуа. Однако поскольку все привыкли видеть Зощенко только лишь как автора юмористических рассказов, многие читатели восприняли этот опыт с недоумением.

17 августа 1933 г. большая группа советских писателей и художников посетила грандиозную сталинскую стройку - Беломорканал, среди них был и Зощенко. Поездка была организована с сугубо пропагандистскими целями. Советской творческой интеллигенции на живом материале было показано, как перевоспитываются «враги народа». После этой поездки Зощенко был вынужден написать агитку, повествующую о том, как успешно перевоспитываются люди в сталинских лагерях: произведение под названием «История одной жизни». В реальности же Зощенко был крайне удручён этой поездкой. Историческая справка: на строительстве Беломорканала ежедневно умирало около 700 человек.

В 1933 г. Зощенко напечатал новую повесть «Возвращённая молодость». Произведение являлось своеобразным психологическим исследованием, оно затрагивало вопросы подсознания. Повесть вызвала живейший интерес в научной среде, знаменитый физиолог академик даже начал приглашать Зощенко присутствовать на своих знаменитых «средах». В продолжение повести «Возвращённая молодость» был написан сборник рассказов под названием «Голубая книга». Зощенко вновь выступает в непривычном для критиков амплуа: в «Голубой книге» писатель затронул серьёзные философские идеи, в его творчестве ярко проявились психологические аспекты бытия. Публикация «Голубой книги» вызвала шквал разгромных статей в ведущих партийных изданиях. Сверху по поводу Зощенко была спущена исчерпывающая директива: печатать только фельетоны и не более того. С этого времени, лишь только работа в детских журналах «Чиж» и «Ёж», для которых Зощенко писал рассказы, позволяла писателю проявлять свой талант. Стоит отметить, что «Голубую книгу» Зощенко считал наиболее значимым произведением, из всех написанных им.

Травля

Началась Великая Отечественная Война. Михаил Зощенко, ветеран Первой мировой, пытался попасть на фронт. Но состояние его здоровье было таково, что об этом не могло быть и речи. По приказу из , Зощенко вместе с поэтессой , был вывезен из блокадного Ленинграда. Находясь в эвакуации в Алма-Ате, Зощенко продолжал работать над созданием «Голубой книги». В 1943 г. в журнале «Октябрь» выходит несколько глав из этого потрясающего научно-философского исследования о подсознании. Главы выходят под названием «Перед восходом солнца». Крайне интересны отзывы ведущих учёных того времени, занимавшихся вопросами изучения подсознания. Они отмечали, что в своей книге Зощенко смог на целые десятилетия предвосхитить многие открытия науки о бессознательном.

Однако партийные деятели восприняли выход книги совершенно иначе. Сразу после публикации первых глав «Перед восходом солнца» разразилась истерия. На писателя буквально полились потоки брани. Как его только не клеймили и как его только не называли, каждая мелкая литературная шавка старалась укусить как можно больнее. Даже раздавались голоса о трусости, якобы проявленной Зощенко во время Великой Отечественной Войны. Безусловно, подобные заявления были идиотской ложью. Михаил Зощенко - русский офицер, герой Первой мировой войны, кавалер 5-ти орденов, участник гражданской войны, человек, ставший инвалидом вследствие отравления немецкими газами - просто не мог быть трусом. В отчаянии Зощенко написал . В письме содержалась просьба лично ознакомиться с его произведением, или же дать указание критикам более обстоятельно проанализировать его книгу. В ответ он получает очередную порцию бессмысленных пасквилей, Его книгу назвали «галиматья, нужная лишь врагам нашей родины».

В 1946 г. ленинградский партийный деятель А. Жданов в своём докладе назвал книгу Зощенко «омерзительной вещью». Последний из напечатанных Зощенко рассказов «Приключения обезьяны» был расценён, как пошлый пасквиль на советский быт и советских людей. Писателя обвинили в антисоветчине. На собрании Союза писателей Зощенко заявил, что честь русского офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что его называют «трусом» и «поддонком литературы». Он был исключён из Союза писателей, книги писателя изъяты из библиотек. Деятельность ленинградских литературных журналов «Звезда» и «Ленинград» подвергнуты жесточайшей критике. Журнал «Звезда» публично выпороли (в специальном партийном постановлении было указано «закрыть доступ в журнал произведениям Зощенко, Ахматовой и им подобных»), а «Ленинград» и вовсе закрыли.

Последние годы

В 1953 г., после того, как умер Сталин, Зощенко восстановили в Союзе писателей. В 1954 г. Зощенко и Ахматову пригласили на встречу с английскими студентами. Удивительно, что подобная встреча вообще состоялась, поскольку оба литератора были в глубокой опале, их не печатали и всячески травили. Достаточно комичная причина послужила поводом для этого рандеву. Молодые англичане попросили показать им, где находятся могилы Зощенко и Ахматовой, они были уверены, что оба автора давно умерли. Каково же было изумление иностранных гостей, когда им пообещали предъявить обоих литераторов живыми. Смех сквозь слёзы. На встрече Зощенко вновь, уже в присутствии англичан, изложил своё мнение об ошибочном постановлении ВКП (б) от 1946 г., за что опять был подвергнут травле по второму кругу.

Последние годы жизни Зощенко жил на даче в . У него уже не было сил бороться за правду. Литературная деятельность Зощенко сошла на нет, писатель находился в состоянии жесточайшей депрессии.

22 июля 1958 г. Михаил Михайлович Зощенко скончался вследствие острой сердечной недостаточности. Власти запретили хоронить его на Литераторских мостках Волковского кладбища. Он был похоронен в Сестрорецке. Как рассказывали очевидцы, Зощенко, всегда крайне мрачный при жизни, улыбался в гробу.

Михаил Зощенко - человек, проживший много жизней: война гражданина, писателя. Литератор в высшей степени порядочный, тонко чувствующий, не идущий на сделки с совестью. Остроумец и талант, каких было мало, даже на богатой земле Русской.

Дмитрий Сытов