Почему невозможно православное фэнтези.

«Опасный момент возникает, когда вымышленное смешивается с реальным. По сути, мистика отличается от фантастики именно этим – отсутствием четкой границы вымысла. В мистике правда и неправда всегда смешиваются». Писатель Дмитрий Емец – о том, что позволяет писателю жанр фэнтези и какие произведения «с христианским уклоном» в этом жанре можно прочитать.

Фэнтези – чемодан, куда можно запаковать что угодно

Каждый развлекательный литературный жанр имеет свои тайные законы. Бывают жанры-конструкторы. Это жанры, когда читатель еще книгу не открыл, а уже примерно представляет, что окажется под обложкой. Например, детектив. Книга едва куплена, а уже догадываешься, что кто-то совершит преступление, его будут расследовать (вариации сыщика от крутого супермена до рассеянной бабульки), думать не на тех, а в конце всё распутают.

Или любовная проза. Он любит ее, она любит его. Тут появляется кто-то третий и все обрушилось. Страдания, сопли, вопли. Или боевик. Тут на каждой странице гарантированно будут трещать позвоночники и летать пули.

Для писателя это одновременно и большое облегчение, поскольку жанр все за тебя решает, но и мука, потому что ужасно скучно, когда сам наперед все знаешь, точно играешь какое-нибудь учебное упражнение на пианино.

Лишь один жанр из развлекательных стоит особняком – фэнтези. Фэнтези – жанр-чемодан, то есть такая универсальная форма, в которую можно запаковать все что угодно. Хочешь – любовную историю, хочешь – греческий миф в новом прочтении, хочешь – философский трактат или серьезный городской роман. Вообще все.

Писателю это дает полную свободу. Наконец-то можно разорвать тесные объятия жанра и выразить все, что тебе хочется, не стесняясь никакими границами.

Развлечение с прорывом в вечность

Жанр фэнтези начинался как трансформация мифа, сказки и легенды – истории о героях без страха и упрека, непрерывно совершающих подвиги и крушащих своими мечами все живое и неживое. Тут же мистика, тут же где-то Чаша Грааля и рыцари короля Артура.

Но очень скоро это направление стало почти тупиковым, читателям и писателям надоело. Казалось, всё, смерть, но тут произошло скрещение фэнтези с городским реалистическим романом и романтической повестью. И тут на уровне гибридизации случилось чудо. На стыке правды и неправды, вымысла и истины стали рождаться вещи исключительно яркие и интересные.

Развлекательный жанр стал жанром серьезным, может быть, самым серьезным из существующих, даже с прорывом в вечность. По сути, к жанру фэнтези можно отнести и Гоголя с «Вием», и Булгакова с «Мастером и Маргаритой», и Гофмана, и Маркеса, и Орлова с «Альтистом Даниловым».

В колдунах, магах и всем прочем, что временами попадает на страницы книг, нет ничего дурного. Нет ничего страшного и в том, что герои выпускают из колец искры, летают на пылесосах или ныряют на двушку на пеге.

Опасный момент возникает, когда вымышленное смешивается с реальным. По сути, мистика отличается от фантастики именно этим – отсутствием четкой границы вымысла. В мистике правда и неправда всегда смешиваются.

Мой же собственный внутренний рецепт такой, что христианское фэнтези – жанр хороший и полезный, если не заигрываешься и соблюдаешь определенные внутренние законы.

Главный же закон такой, что ты только подводишь к дверям храма, потому что если ты за них переступил, будет мистика, а мистика – это всегда подмес.

Фэнтези – жанр населенный. Есть сотни его вариаций самых разных. В этой статье-списке хотелось бы остановиться на православном – или, более точно, христианском – фэнтези, поскольку два основных родоначальника этого жанра Толкин и Клайв Льюис не были православными, а без их книг нашему списку не обойтись.

1. Клайв Льюис: добро с отсылкой к Библии

Обычно все сразу вспоминают книги Льюиса о Нарнии: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари», «Серебряное кресло», «Последняя битва». Играя в старом доме у дяди, дети находят платяной шкаф, залезают в него и через шкаф, как через портал, оказываются в чудесной стране Нарнии.

Книги замечательные, добрые. Примерно на 7-12 лет, мне кажется. Там много отсылок к Библии, к Ветхому Завету и к Новому. Но мне, как читателю взрослому, все же слишком проста «Нарния» и нравятся другие книги Льюиса: «Расторжение брака» и «Письма Баламута». Я знаю их буквально наизусть, и всем всегда советую. Особенно «Расторжение брака». Есть, кстати, прекрасная звуковая версия. Я с нее начинал, и она меня зацепила.

2. Джон Р.Р. Толкин: весомая книга

«Две крепости», «Возвращение короля» и другие «хоббитские» книжки. Хоббиты уничтожают Кольцо Власти в огне Роковой горы в Мордоре, и другие приключения. Книга замечательная и христианская. Причем лучше иметь ее одним кирпичом, в котором около полутора тысяч страниц. Очень весомая книга во всех отношениях. Просто начинаешь себя уважать, когда ее внимательно прочитаешь.

Многие теперешние священники начинали свой путь с Толкина. Во всяком случае, я встречал нескольких, которые об этом рассказывали.

3. Юлия Вознесенская: хорошие книги для девочек

Без Юлии Вознесенской наш список никак не обойдется. Мне запомнились книги «Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», «Паломничество Ланселота». Это романы-антиутопии, которые производят сильное впечатление. Почти такое же сильное, как «Мечеть парижской Богоматери» Чудиновой.

Кроме того, у Юлии Вознесенской есть серия книг о Юлианне «Юлианна, или Игра в киднеппинг», «Юлианна, или Опасные игры», «Юлианна, или Игра в дочки-матери». У меня они вызывают, правда, не совсем однозначное чувство. Я бы определил их как хорошие книги для девочек в возрасте 8-11 лет. У нас они есть, мы их докупаем, дарим, и они занимают заметное место на детских полках. Но ключевые слова: «девочки» и «8-11».

4. Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»: тайный заряд и боль

Герой книги работает пожарным. А что делают пожарные? Правильно, сжигают книги, поскольку в книгах есть вредные мысли, а мыслящий человек опасен всякой государственной системе. Это тоже частично фэнтези, частично роман-антиутопия. В книге есть какой-то тайный заряд, мысль, боль. Она запоминается сразу и надолго. Сейчас же, когда человечество попало в необоримый плен к смартфону и планшету, книга просто пророческая. Кстати, 451 °F – температура воспламенения бумаги.

5. Александр Торик, «Димон»: хороший воцерковляющий эффект

У Александра Торика еще есть «Флавиан» и его продолжения, очень полезные книги для воцерковления взрослых людей, очень неназойливо знакомящие со всеми основными церковными понятиями, но мне больше нравится «Димон». Я несколько книг в свое время разным знакомым раздарил. С одной стороны, «Димон» написан как бы вообще мимо стандартов литературы, но это и придает ему особую силу. Тебя захватывает сюжет. У книги очень хороший воцерковляющий эффект, особенно если она попадет к мальчику лет 13-14-15, не слишком много читающему.

Сюжет прост. 17-летний подросток, прыщавый, неудачливый, нелепый, отправляется в ад и проходит мытарства, чтобы спасти свою одноклассницу, девицу довольно легкомысленную. Во всяком случае настолько, что она в 17 лет уже в аду. Но заканчивается все славно – свадьбой.

6. Дмитрий Емец, «ШНыр»: меньше нравоучений

«Лев, пегас и кентавр», «У входа нет выхода», «Мост в чужую мечту», «Стрекоза второго шанса», «Муравьиный лабиринт», «Череп со стрелой», «Глоток огня», «Седло для дракона».

«Шныр» – это мой самый новый проект, новее только серия «Моя большая семья»: «Бунт пупсиков», «День карапузов», «Таинственный Ктототам». Вот это, наверное, уже в чистом виде православное фэнтези, во всяком случае, так я его задумывал.

ШНыр – это не имя, не фамилия, не прозвище. ШНыр – это здание, в котором собираются шныры и которое можно найти на карте ближнего Подмосковья. Внешне это самое обычное панельное здание, похожее сверху на букву Н. Каждые сто лет его сносят и строят новое, чтобы не привлекать внимания.

Шныры не маги, хотя их способности намного превосходят всякое человеческое разумение. Если где-то в мире происходит что-то значительное или необъяснимое, значит, дело тут не обошлось без шныров. Постороннему человеку попасть на территорию ШНыра невозможно. Тому, кто хоть раз предал законы ШНыра, вернуться назад нельзя.

Если резиденция мрака находится в Москве, но ШНыр уже в Подмосковье. Им отдельная база нужна, тоже там географически все продумано. За основу поселка, который там рядом и называется Копытово, я взял Колюбакино, которое я хорошо знаю.

Концепция сериала такая. Есть три мира. Наш мир, мертвый мирболото , и истинный вечный мир, где не существует смерти – двушка . Двушка – мир, только еще приготовленный для людей и пока незаселенный. На двушку можно проникнуть единственным образом – с помощью пега – крылатого коня, который пронесет шныра через мертвый мир.

Шныром не рождаются. Никакие сверхъестественные дарования или родство с волшебником для этого не нужны. Выбирают шныров золотые пчелы, единственный в мире улей которых находится в ШНыре. Никто, даже сами шныры, не знают, кого пчела выберет в следующий раз и, главное, почему. Случайно раздавить или убить золотую пчелу нельзя, но ее можно предать. В этом случае она умирает.

И тоже, как и «Мефодий», внешне «ШНыр» абсолютно не нравоучителен. Меня, наверное, в свое время перекормили моралистической литературой и поэтому у меня на нее аллергия. Мне кажется, мораль и идея – это нечто такое, что лучше всего работает, пока это не высказываешь явно. В самих поступках, в трактовке ситуаций и т.д. Нравоучений же должно быть как можно меньше.

Будь всё иначе, достаточно было бы пятьдесят раз подряд написать что-нибудь абсолютно правильное, типа: «Дети, хорошо учитесь и будьте чудесными людьми!», чтобы все поголовно стали отличниками и соблюдали все заповеди. Однако мозг человека работает совсем не так. Если мне сказать пятьдесят раз подряд: «Будь хорошим человеком!», всякому автоматически захочется стать плохим, а возможно, и кинуть в нравоучителя табуретом.

Я это всегда стараюсь помнить, когда что-то пишу.

О х уж это фэнтези, сколько копий из-за него сломано! Дочка увлеклась Толкиеном - родители хватаются за голову: опасно для души! Сын зачитывается Гарри Поттером - книги прочь из дома! Муж хочет посмотреть фильм «Аватар» - жена категорически против: это всё от лукавого! Муж запрещает читать детям сказки, ведь они тоже - фэнтези, а жена втихаря рассказывает отпрыскам сказки своего детства...

У священнослужителей тоже нет определённости в этом вопросе. Одни относятся к фэнтези как к обычной сказке или притче, считая её не вредной, а, наоборот, полезной - ведь и Христос учил народ притчами. Другие называют фэнтезийные произведения бесовскими бреднями и не рекомендуют читать их ни детям, ни взрослым.

Попробуем разобраться вместе с омилийским апологетом фэнтези монахиней Евфимией (Пащенко) , православной писательницей из Архангельска, которая иногда пишет в этом непростом жанре, автором множества книг, критиком, краеведом.

Матушка, прежде всего, конечно, хочется спросить о том, что такое сказка в принципе и чем, на ваш взгляд, фэнтези отличается от обычной сказки? В чем вообще особенность этого литературного жанра?

На этот вопрос я вам не отвечу по простой причине: я не писатель, не литературовед, а врач. Разве что поговорку припомню: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Разумная, кстати, поговорка: «ложь» забудется, «намёк» - останется с нами навсегда. А что до сказок, помнится Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» называл «сказкой» роман А. Дюма «Три мушкетёра». С другой стороны, современная писательница Юлия Набокова, пишущая в жанре фэнтези, называет оный «сказками для взрослых». Приходилось встречать ещё такое определение: фэнтези - это «вся ненаучная фантастика» или «современная сказка, которая усложнилась вместе с человеком и обществом, но не изменила своей сущности». Все та же, кстати, - «ложь, да в ней намёк»... Так что не обессудьте, если ниже буду называть фэнтези - сказками. Потому что я не совсем поклонница и не совсем апологет этого жанра. Скорее, православная монахиня, читающая фэнтези. Опять же - не всегда и не всякую.

Почему вы сами пишете в этом жанре? Как состыковывается ваша вера с фэнтези? Не было ли у вас каких страхов или внутренних конфликтов? Как вы решили вопрос для себя?

Я не пишу в жанре фэнтези, скорее, экспериментирую с ним. То немногое, что я написала в этом жанре, имеет свои «двойники» на «реале». Достаточно сравнить размещённые в «Омилии» «Дневник неизвестного» и «Легенду о погашенном пламени» . В одном случае - полубезумный, сломленный священник и чекист, пытающийся склонить его к отступничеству. В другом - в сущности, те же герои, только фэнтезийные: Моргот и Феанор. А суть - одна. И, по правде говоря, я начала читать фэнтези довольно поздно, будучи лет за сорок. Нет, конечно, до этого, в юности читала три первые романа о Геде («Волшебник Земноморья») Урсулы Ле Гуин, «Льва, колдунью и платяной шкаф» К. Льюиса, первое «детлитовское» издание, где Аслан ещё именуется Эсланом... Читала и первые четыре тома «Гарри Поттера» (моя рецензия на эти книги до сих пор висит в Сети). Отчасти с годами я изменила своё отношение к этой книге. Но, к чему лукавить, - взрослые дяди и тёти в своё время «делали себе имя» на обсуждении этих книг: кто-то статьи писал, а кто - и целые книги (как персонаж одного стихотворения Маршака прослыл умным потому, что всегда твердил «не так»).

Надо сказать, что я прошла через неприятие этого жанра (ну, «не бредни бесовские», а, скажем так: зачем оно нужно, если есть святые отцы?) до любви к некоторым произведениям тех, кто писал и пишет фэнтези. Возможно, мне было дано узнать и полюбить эти книги тогда, когда я уже научилась видеть не столько сказочные реалии, сколько скрытый за ними смысл произведения. Иначе говоря - главное в них.

- Чего боятся те, кто считает фэнтези - вредной литературой?

Возможно, они боятся, прежде всего, собственного страха. Потому что просто не читали хорошего «фэнтези». Или судят о ней с чужих слов. Вспоминается выступление на XV Рождественских Чтениях известного православного писателя, уверявшего, будто сказка «Властелин колец» - это еще хуже, чем «Гарри Поттер». При всем уважении к писателю и единоверцу, скажу: он вряд ли читал эти книги. Иначе бы заметил: в них существует четкое разграничение добра и зла. Перефразируя слова короля Арагорна из «Властелина колец» - добро и зло в них местами не меняются. И положительные герои противостоят злу. Об этом, кстати, писал и о. Андрей Кураев: враг, с которым борются персонажи вышеупомянутой сказки - отнюдь не сказочное существо. Нам он тоже знаком... Причем победить его можно лишь всем вместе, позабыв о взаимных распрях. А самым «героическим» оказывается самый смиренный из героев. Вернее даже не сам он, а его верный друг и слуга... Разве это плохо? Опять-таки, есть примеры, когда произведения, написанные в жанре «фэнтэзи», приводили их читателей к Богу. Ниже пойдет речь об одном таком примере.

Что до запретов... На тех же 15-х Рождественских Чтениях в конце первого дня заседаний на концерт пришли дети. Вполне православные детишки, соответственно одетые. Передо мной на галерке сидела девочка и с увлечением читала какую-то книжку... Как вы думаете, какую? Подскажу: на обложке ее был изображен мальчик в очках верхом на метле... Видимо, у этой девочки были разумные родители. Они не стали запрещать ей читать «Гарри Поттера». Ведь девочка вырастет - и покинет сказочный мир. Полеты на метлах и «зельеварение» забудутся. Запомнится самое главное и лучшее, о чем говорится в сказках: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро». А запреты, как правило, приводят к совершенно противоположному результату: «Запретный плод всегда сладок»...

- За что любят фэнтези поклонники?

Не знаю. Это уж лучше спросить у поклонников оной. Возможно, ее любят за то самое, за что мы любим сказки. А сказка - она и скрашивает реальную жизнь вокруг нас, и вселяет веру в победу добра над злом (в жизни чаще случается иначе). Ведь, по словам Л. Филатова:

«Чем всегда притягивают сказки,
Что в сказках не бывает серой краски...»

«...хоть вопрос и ставится ребром,
Но все всегда кончается добром»!

А разве это не замечательно? В реальном мире чаще «плохо верится в силу добра...» И если кому-то помогают выжить именно сказки - что ж в том плохого?

Наверное, это вообще опасности, стоящие перед любым автором (писателем, художником). Написать ложь или «товар на потребу». Подменить добро - злом. Вот сейчас говорю об этом, и вспоминается история художника Чарткова из первой части повести Н. Гоголя «Портрет»... Весьма актуальная история...

- Возможно ли православное фэнтези? Каковы его особенности?

Думаю, что возможно, хотя и крайне сложно. Мне известно несколько примеров неудачных попыток написать «православное фэнтези». Называть не буду. Зачем обижать людей, наверняка искренне хотевших написать хорошие книги? Ведь это очень трудно. И есть много «подводных камней», подстерегающих писателя на этом пути. Например, опасность скатиться в оккультизм. Или излишне увлечься пресловутой «борьбой с силами тьмы», забыв при этом о «Света Подателе» - Господе, и в итоге изобразив зло - всесильным. Опять же вопрос: как совместить сказочных существ, населяющих мир фэнтези, и православные реалии? Представьте себе книгу, в которой православные эльфы перед битвой с нечестивыми гоблинами служат молебен Господу Сил... Благочестиво? Или смешно? Упаси нас Господь от таких книг...

Но есть другой путь, проторённый людьми, являющимися основоположниками жанра фэнтези. Не знаю, есть ли термин «католическое фэнтези», но есть английский писатель Джон Толкиен, чьи книги читают люди без различия национальностей и вер. Для меня было открытием прочитать в недавно вышедшей книге С. Колдекота «Тайное пламя. Духовные взгляды Толкиена», что этот писатель был глубоко верующим человеком (католиком), ходившим к каждой Литургии и едва не ежедневно причащавшимся Святых Таин. Пусть читатель этих строк спросит себя - живёт ли он такой же евхаристической жизнью? Да, в сказках Толкиена эльфы, гномы, хоббиты и даже люди не ходят к обедне. Но насмерть противостоят злу, не смиряясь с ним. Причем не только с оружием в руках. Они ведут с ним и духовную брань, хотя она показана не столь явно, как битвы и поединки. Мало того - в сказках Толкиена достаточно убедительно показано: чтобы победить зло, его надо прежде всего преодолеть в собственной душе. И о гордыне, как об основной причине падения и гибели человека (впрочем, эта духовная болезнь одинаково губительна для любого существа его сказочного мира - от могущественного духа до хоббита), этот писатель сказал весьма ярко и убедительно. У него есть целая «галерея» персонажей, погибших из-за собственной гордыни. Ярчайший пример: Саруман во «Властелине колец», который постепенно превращается из могучего доброго волшебника в атамана бандитской шайки по кличке Аспид. Можно оправдываться, ссылаясь на злой рок, «несчастливое» имя, и прочее. Но справедливы слова, которые говорит одному из героев Толкиена его друг-эльф: «Проклятие заключено не в твоем имени, а в тебе самом»... Не случайно лучшие герои сказок Толкиена - смиренны. Как Бильбо в «Хоббите», как Сэм во «Властелине колец»... Им вполне достаточно роли «мелкой сошки в этом мире». Как видим, духовные взгляды автора нашли отражение в его книгах. Хотя он был достаточно мудр, чтобы не декларировать их. Точно так же делал это и живший в ХIХ в. предшественник Толкиена шотландский пастор Джордж Макдональд. Он просто написал «волшебную повесть для мужчин и женщин» под названием «Фантастес». Как-то раз ее купил и прочёл один человек... Потом, вспоминая об этом, он признавался: «в ту ночь христианским стало моё воображение; на мою душу, разумеется, ушло гораздо больше времени». Этого человека звали Клайв Льюис... Да-да, автор «Хроник Нарнии», известный христианский писатель-апологет... Сказка привела к вере будущего христианского сказочника.

Что до православной фэнтези, то известнейший пример писателя, успешно пишущего в этом жанре - Юлия Вознесенская. Лучше ее это пока не сделал никто. Точнее сказать, я не знаю православного фэнтезиста, сделавшего это лучше её. Но думаю, со временем (хотя и нескоро) они появятся. Именно со временем, когда мы переболеем «детской болезнью неофитства в Православии». Перифразируя слова Н. Лескова, не только крестимся во Христа, но и облечёмся в Него. А пока не будем ни испуганно шарахаться от фэнтези, как от бредней бесовских», ни, так сказать, «крестить эльфов». Не будем мешать сказке нести людям добро.

Несколько слов о хороших, подходящих для людей православного мировоззрения, авторах и произведениях этого жанра.

Могу высказать лишь своё личное мнение, назвав трёх авторов: Макдональд, Толкиен и Клайв Льюис. Это - признанная классика, написанная верующими (хотя и не православными) людьми. Добавлю сюда Юлию Вознесенскую. А из «старых» авторов - английскую сказочницу Эдит Несбит. Хотя ее книги - чтение для детей. Из современных - Стивен Лохед (трилогия «Пендрагон»), выпущенная издательством «Триада».

Но оговорюсь сразу - я не сторонник «советов и запретов». Человек - существо со свободной волей. Мало того - думающее, способное самостоятельно различить, где правда, где - ложь. И в жизни, и в книгах.

Почему лично вы читаете фэнтези? Что вам даёт такая литература? Несколько слов о пользе фэнтези тем, кто пока не открыл для себя этот литературный феномен.

Я её читаю именно «лично». Получилось так, что в один тяжёлый период своей жизни, в 2005 г., я посмотрела фильм «Властелин колец». Фильм отличается от книги, по которой он поставлен. Он более жесток. Вернее, там (как мне кажется), больше, чем в книге, сделан акцент на теме НЕРАВНОГО противоборства человека с силами тьмы. Если угодно, пресловутой «немощи человеческой». Пожалуй, эта тема немощи (скорее даже, обречённости) человека без помощи Свыше (или отказавшегося от неё) ярче показана в «Сильмариллионе». После этого фильма я и стала читать Толкиена. Потом прочла ещё одну книгу, современную. Сказку о человеке, который попадал в разные, весьма болезненные, передряги, но сумел остаться собой. И спустя два года впервые вышла в Интернет, чтобы отрецензировать ее. Потому что она, как говорится, «задела за живое». К несчастью (или к счастью) я тогда не разглядела в ней главного. Что в сущности эта книга - о покаянии и надежде. Лишь познакомившись с автором, я поняла, почему меня так «задела» эта книга. Автор оказался моим единоверцем... Мы подружились. Дружба эта длится уже три года (дай Бог, чтобы и дольше!). Говоря словами Честертона - «нам есть о чем потолковать, но спорить - нет нужды».

Потом я читала книги Э. Дансени, Крэга Гарднера, А. Белянина, О. Громыко, Е. Хаецкой, Стивена Лохеда, «Дозоры» Лукьяненко, часть романов из цикла «Отблески Этерны» В. Камши (весьма масштабное и интересное произведение об истинных и ложных ценностях), ряд повестей нашего северного фантаста Н. Тутова, и не только их... Немного - скажет истинный любитель фэнтези. Впрочем, для православной монахини - список немалый.

На книги Макдональда я вышла «случайно» (хотя, как известно, случайностей не бывает), купив в очередной приезд в Москву в «Православном слове» «Лилит», «Фантастес» и «Сэра Гибби», изданные в Нижнем Новгороде (изд-во «Агапе»). Пожалуй, это мой самый любимый писатель из тех, кто творил в жанре фэнтези. Хотя он писал и стихи, и сказки, и реалистические произведения, где в открытую говорил о встрече с Богом, и о жизни во Христе. Например, роман «Сэр Гибби». У Макдональда мне нравится и тема «параллельных миров» - рядом с нашим миром существует мир сказки (Зазеркалье, волшебная страна фей), через который Господь в своё время проводит человека, чтобы научить смирению и любви. Удивительным образом это перекликается к книгой современной американской писательницей Кэтрин Паттерсон «Мост в Терабитию», где двое школьников придумывают себе сказочную страну. «Терабития - как замок, в котором посвящают в рыцари. Там надо побыть и стать сильнее, чтобы двигаться дальше». Наверное, это отчасти ответ на один из предыдущих вопросов - ради чего люди любят фэнтези. И ради чего ее кому-то стоит почитать.

А для тех, кто не знаком с произведениями этого жанра, процитирую слова одного современно писателя-фэнтезиста: «Не стоит делать из фэнтези божество или пугало».

В этом жанре, как и в других, есть книги хорошие, а есть - плохие. И дай Бог, чтобы в нужное время нам попали в руки именно хорошие книги.

Беседовала Светлана Коппел-Ковтун

«Опасный момент возникает, когда вымышленное смешивается с реальным. По сути, мистика отличается от фантастики именно этим – отсутствием четкой границы вымысла. В мистике правда и неправда всегда смешиваются». Писатель Дмитрий Емец – о том, что позволяет писателю жанр фэнтези и какие произведения «с христианским уклоном» в этом жанре можно прочитать.

Каждый развлекательный литературный жанр имеет свои тайные законы. Бывают жанры-конструкторы. Это жанры, когда читатель еще книгу не открыл, а уже примерно представляет, что окажется под обложкой. Например, детектив. Книга едва куплена, а уже догадываешься, что кто-то совершит преступление, его будут расследовать (вариации сыщика от крутого супермена до рассеянной бабульки), думать не на тех, а в конце всё распутают.
Или любовная проза. Он любит ее, она любит его. Тут появляется кто-то третий и все обрушилось. Страдания, сопли, вопли. Или боевик. Тут на каждой странице гарантированно будут трещать позвоночники и летать пули.
Для писателя это одновременно и большое облегчение, поскольку жанр все за тебя решает, но и мука, потому что ужасно скучно, когда сам наперед все знаешь, точно играешь какое-нибудь учебное упражнение на пианино.
Лишь один жанр из развлекательных стоит особняком – фэнтези. Фэнтези – жанр-чемодан, то есть такая универсальная форма, в которую можно запаковать все что угодно. Хочешь – любовную историю, хочешь – греческий миф в новом прочтении, хочешь – философский трактат или серьезный городской роман. Вообще все.
Писателю это дает полную свободу. Наконец-то можно разорвать тесные объятия жанра и выразить все, что тебе хочется, не стесняясь никакими границами.

Развлечение с прорывом в вечность

Жанр фэнтези начинался как трансформация мифа, сказки и легенды – истории о героях без страха и упрека, непрерывно совершающих подвиги и крушащих своими мечами все живое и неживое. Тут же мистика, тут же где-то Чаша Грааля и рыцари короля Артура.
Но очень скоро это направление стало почти тупиковым, читателям и писателям надоело. Казалось, всё, смерть, но тут произошло скрещение фэнтези с городским реалистическим романом и романтической повестью. И тут на уровне гибридизации случилось чудо. На стыке правды и неправды, вымысла и истины стали рождаться вещи исключительно яркие и интересные.
Развлекательный жанр стал жанром серьезным, может быть, самым серьезным из существующих, даже с прорывом в вечность. По сути, к жанру фэнтези можно отнести и Гоголя с «Вием», и Булгакова с «Мастером и Маргаритой», и Гофмана, и Маркеса, и Орлова с «Альтистом Даниловым».
В колдунах, магах и всем прочем, что временами попадает на страницы книг, нет ничего дурного. Нет ничего страшного и в том, что герои выпускают из колец искры, летают на пылесосах или ныряют на двушку на пеге.
Опасный момент возникает, когда вымышленное смешивается с реальным. По сути, мистика отличается от фантастики именно этим – отсутствием четкой границы вымысла. В мистике правда и неправда всегда смешиваются.
Мой же собственный внутренний рецепт такой, что христианское фэнтези – жанр хороший и полезный, если не заигрываешься и соблюдаешь определенные внутренние законы.
Главный же закон такой, что ты только подводишь к дверям храма, потому что если ты за них переступил, будет мистика, а мистика – это всегда подмес.
Фэнтези – жанр населенный. Есть сотни его вариаций самых разных. В этой статье-списке хотелось бы остановиться на православном – или, более точно, христианском – фэнтези, поскольку два основных родоначальника этого жанра Толкин и Клайв Льюис не были православными, а без их книг нашему списку не обойтись.

1. Клайв Льюис: добро с отсылкой к Библии


Обычно все сразу вспоминают книги Льюиса о Нарнии: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари», «Серебряное кресло», «Последняя битва». Играя в старом доме у дяди, дети находят платяной шкаф, залезают в него и через шкаф, как через портал, оказываются в чудесной стране Нарнии.
Книги замечательные, добрые. Примерно на 7-12 лет, мне кажется. Там много отсылок к Библии, к Ветхому Завету и к Новому. Но мне, как читателю взрослому, все же слишком проста «Нарния» и нравятся другие книги Льюиса: «Расторжение брака» и «Письма Баламута». Я знаю их буквально наизусть, и всем всегда советую. Особенно «Расторжение брака». Есть, кстати, прекрасная звуковая версия. Я с нее начинал, и она меня зацепила.

2. Джон Р.Р. Толкин: весомая книга


«Две крепости», «Возвращение короля» и другие «хоббитские» книжки. Хоббиты уничтожают Кольцо Власти в огне Роковой горы в Мордоре, и другие приключения. Книга замечательная и христианская. Причем лучше иметь ее одним кирпичом, в котором около полутора тысяч страниц. Очень весомая книга во всех отношениях. Просто начинаешь себя уважать, когда ее внимательно прочитаешь.
Многие теперешние священники начинали свой путь с Толкина. Во всяком случае, я встречал нескольких, которые об этом рассказывали.

3. Юлия Вознесенская: хорошие книги для девочек


Без Юлии Вознесенской наш список никак не обойдется. Мне запомнились книги «Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», «Паломничество Ланселота». Это романы-антиутопии, которые производят сильное впечатление. Почти такое же сильное, как «Мечеть парижской Богоматери» Чудиновой.
Кроме того, у Юлии Вознесенской есть серия книг о Юлианне «Юлианна, или Игра в киднеппинг», «Юлианна, или Опасные игры», «Юлианна, или Игра в дочки-матери». У меня они вызывают, правда, не совсем однозначное чувство. Я бы определил их как хорошие книги для девочек в возрасте 8-11 лет. У нас они есть, мы их докупаем, дарим, и они занимают заметное место на детских полках. Но ключевые слова: «девочки» и «8-11».

4. Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»: тайный заряд и боль


Герой книги работает пожарным. А что делают пожарные? Правильно, сжигают книги, поскольку в книгах есть вредные мысли, а мыслящий человек опасен всякой государственной системе. Это тоже частично фэнтези, частично роман-антиутопия. В книге есть какой-то тайный заряд, мысль, боль. Она запоминается сразу и надолго. Сейчас же, когда человечество попало в необоримый плен к смартфону и планшету, книга просто пророческая. Кстати, 451 °F – температура воспламенения бумаги.

5. Александр Торик, «Димон»: хороший воцерковляющий эффект


У Александра Торика еще есть «Флавиан» и его продолжения, очень полезные книги для воцерковления взрослых людей, очень неназойливо знакомящие со всеми основными церковными понятиями, но мне больше нравится «Димон». Я несколько книг в свое время разным знакомым раздарил. С одной стороны, «Димон» написан как бы вообще мимо стандартов литературы, но это и придает ему особую силу. Тебя захватывает сюжет. У книги очень хороший воцерковляющий эффект, особенно если она попадет к мальчику лет 13-14-15, не слишком много читающему.
Сюжет прост. 17-летний подросток, прыщавый, неудачливый, нелепый, отправляется в ад и проходит мытарства, чтобы спасти свою одноклассницу, девицу довольно легкомысленную. Во всяком случае настолько, что она в 17 лет уже в аду. Но заканчивается все славно – свадьбой.

6. Дмитрий Емец, «ШНыр»: меньше нравоучений

«Лев, пегас и кентавр», «У входа нет выхода», «Мост в чужую мечту», «Стрекоза второго шанса», «Муравьиный лабиринт», «Череп со стрелой», «Глоток огня», «Седло для дракона».
«Шныр» – это мой самый новый проект, новее только серия «Моя большая семья»: «Бунт пупсиков», «День карапузов», «Таинственный Ктототам». Вот это, наверное, уже в чистом виде православное фэнтези, во всяком случае, так я его задумывал.
ШНыр – это не имя, не фамилия, не прозвище. ШНыр – это здание, в котором собираются шныры и которое можно найти на карте ближнего Подмосковья. Внешне это самое обычное панельное здание, похожее сверху на букву Н. Каждые сто лет его сносят и строят новое, чтобы не привлекать внимания.
Шныры не маги, хотя их способности намного превосходят всякое человеческое разумение. Если где-то в мире происходит что-то значительное или необъяснимое, значит, дело тут не обошлось без шныров. Постороннему человеку попасть на территорию ШНыра невозможно. Тому, кто хоть раз предал законы ШНыра, вернуться назад нельзя.


Если резиденция мрака находится в Москве, но ШНыр уже в Подмосковье. Им отдельная база нужна, тоже там географически все продумано. За основу поселка, который там рядом и называется Копытово, я взял Колюбакино, которое я хорошо знаю.
Концепция сериала такая. Есть три мира. Наш мир, мертвый мир – болото, и истинный вечный мир, где не существует смерти – двушка. Двушка – мир, только еще приготовленный для людей и пока незаселенный. На двушку можно проникнуть единственным образом – с помощью пега – крылатого коня, который пронесет шныра через мертвый мир.
Шныром не рождаются. Никакие сверхъестественные дарования или родство с волшебником для этого не нужны. Выбирают шныров золотые пчелы, единственный в мире улей которых находится в ШНыре. Никто, даже сами шныры, не знают, кого пчела выберет в следующий раз и, главное, почему. Случайно раздавить или убить золотую пчелу нельзя, но ее можно предать. В этом случае она умирает.
И тоже, как и «Мефодий», внешне «ШНыр» абсолютно не нравоучителен. Меня, наверное, в свое время перекормили моралистической литературой и поэтому у меня на нее аллергия. Мне кажется, мораль и идея – это нечто такое, что лучше всего работает, пока это не высказываешь явно. В самих поступках, в трактовке ситуаций и т.д. Нравоучений же должно быть как можно меньше.
Будь всё иначе, достаточно было бы пятьдесят раз подряд написать что-нибудь абсолютно правильное, типа: «Дети, хорошо учитесь и будьте чудесными людьми!», чтобы все поголовно стали отличниками и соблюдали все заповеди. Однако мозг человека работает совсем не так. Если мне сказать пятьдесят раз подряд: «Будь хорошим человеком!», всякому автоматически захочется стать плохим, а возможно, и кинуть в нравоучителя табуретом.
Я это всегда стараюсь помнить, когда что-то пишу.

Ох уж это фэнтези, сколько копий из-за него сломано! Дочка увлеклась Толкиеном — родители хватаются за голову: опасно для души! Сын зачитывается Гарри Поттером — книги прочь из дома! Муж хочет посмотреть фильм «Аватар» — жена категорически против: это всё от лукавого! Муж запрещает читать детям сказки, ведь они тоже — фэнтези, а жена втихаря рассказывает отпрыскам сказки своего детства…

У священнослужителей тоже нет определённости в этом вопросе. Одни относятся к фэнтези как к обычной сказке или притче, считая её не вредной, а, наоборот, полезной — ведь и Христос учил народ притчами. Другие называют фэнтезийные произведения бесовскими бреднями и не рекомендуют читать их ни детям, ни взрослым.

Попробуем разобраться вместе с омилийским апологетом фэнтези , православной писательницей из Архангельска, автором множества книг, критиком, краеведом, которая иногда пишет в этом непростом жанре.

— Матушка, прежде всего, конечно, хочется спросить о том, что такое сказка в принципе и чем, на ваш взгляд, фэнтези отличается от обычной сказки? В чем вообще особенность этого литературного жанра?

— На этот вопрос я вам не отвечу по простой причине: я не писатель, не литературовед, а врач. Разве что поговорку припомню: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Разумная, кстати, поговорка: «ложь» забудется, «намёк» — останется с нами навсегда. А что до сказок, помнится Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» называл «сказкой» роман А. Дюма «Три мушкетёра». С другой стороны, современная писательница Юлия Набокова, пишущая в жанре фэнтези, называет оный «сказками для взрослых». Приходилось встречать ещё такое определение: фэнтези — это «вся ненаучная фантастика» или «современная сказка, которая усложнилась вместе с человеком и обществом, но не изменила своей сущности». Все та же, кстати, — «ложь, да в ней намёк»… Так что не обессудьте, если ниже буду называть фэнтези — сказками. Потому что я не совсем поклонница и не совсем апологет этого жанра. Скорее, православная монахиня, читающая фэнтези. Опять же — не всегда и не всякую.

— Почему вы сами пишете в этом жанре? Как состыковывается ваша вера с фэнтези? Не было ли у вас каких страхов или внутренних конфликтов? Как вы решили вопрос для себя?

— Я не пишу в жанре фэнтези, скорее, экспериментирую с ним. То немногое, что я написала в этом жанре, имеет свои «двойники» на «реале». Достаточно сравнить размещённые в «Омилии» « » и » ». В одном случае — полубезумный, сломленный священник и чекист, пытающийся склонить его к отступничеству. В другом — в сущности, те же герои, только фэнтезийные: Моргот и Феанор. А суть — одна. И, по правде говоря, я начала читать фэнтези довольно поздно, будучи лет за сорок. Нет, конечно, до этого, в юности читала три первые романа о Геде («Волшебник Земноморья») Урсулы Ле Гуин, «Льва, колдунью и платяной шкаф» К. Льюиса, первое «детлитовское» издание, где Аслан ещё именуется Эсланом… Читала и первые четыре тома «Гарри Поттера» (моя рецензия на эти книги до сих пор висит в Сети). Отчасти с годами я изменила своё отношение к этой книге. Но, к чему лукавить, — взрослые дяди и тёти в своё время «делали себе имя» на обсуждении этих книг: кто-то статьи писал, а кто — и целые книги (как персонаж одного стихотворения Маршака прослыл умным потому, что всегда твердил «не так»).
Надо сказать, что я прошла через неприятие этого жанра (ну, «не бредни бесовские», а, скажем так: зачем оно нужно, если есть святые отцы?) до любви к некоторым произведениям тех, кто писал и пишет фэнтези. Возможно, мне было дано узнать и полюбить эти книги тогда, когда я уже научилась видеть не столько сказочные реалии, сколько скрытый за ними смысл произведения. Иначе говоря — главное в них.

— Чего боятся те, кто считает фэнтези — вредной литературой?

— Возможно, они боятся, прежде всего, собственного страха. Потому что просто не читали хорошего «фэнтези». Или судят о ней с чужих слов. Вспоминается выступление на XV Рождественских Чтениях известного православного писателя, уверявшего, будто сказка «Властелин колец» — это еще хуже, чем «Гарри Поттер». При всем уважении к писателю и единоверцу, скажу: он вряд ли читал эти книги. Иначе бы заметил: в них существует четкое разграничение добра и зла. Перефразируя слова короля Арагорна из «Властелина колец» — добро и зло в них местами не меняются. И положительные герои противостоят злу. Об этом, кстати, писал и о. Андрей Кураев: враг, с которым борются персонажи вышеупомянутой сказки — отнюдь не сказочное существо. Нам он тоже знаком… Причем победить его можно лишь всем вместе, позабыв о взаимных распрях. А самым «героическим» оказывается самый смиренный из героев. Вернее даже не сам он, а его верный друг и слуга… Разве это плохо? Опять-таки, есть примеры, когда произведения, написанные в жанре «фэнтэзи», приводили их читателей к Богу. Ниже пойдет речь об одном таком примере.

Что до запретов… На тех же 15-х Рождественских Чтениях в конце первого дня заседаний на концерт пришли дети. Вполне православные детишки, соответственно одетые. Передо мной на галерке сидела девочка и с увлечением читала какую-то книжку… Как вы думаете, какую? Подскажу: на обложке ее был изображен мальчик в очках верхом на метле… Видимо, у этой девочки были разумные родители. Они не стали запрещать ей читать «Гарри Поттера». Ведь девочка вырастет — и покинет сказочный мир. Полеты на метлах и «зельеварение» забудутся. Запомнится самое главное и лучшее, о чем говорится в сказках: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро». А запреты, как правило, приводят к совершенно противоположному результату: «Запретный плод всегда сладок»…

— За что любят фэнтези поклонники?

— Не знаю. Это уж лучше спросить у поклонников оной. Возможно, ее любят за то самое, за что мы любим сказки. А сказка — она и скрашивает реальную жизнь вокруг нас, и вселяет веру в победу добра над злом (в жизни чаще случается иначе). Ведь, по словам Л. Филатова:

«Чем всегда притягивают сказки,
Что в сказках не бывает серой краски…»

«…хоть вопрос и ставится ребром,
Но все всегда кончается добром»!

А разве это не замечательно? В реальном мире чаще «плохо верится в силу добра…» И если кому-то помогают выжить именно сказки — что ж в том плохого?

— Наверное, это вообще опасности, стоящие перед любым автором (писателем, художником). Написать ложь или «товар на потребу». Подменить добро — злом. Вот сейчас говорю об этом, и вспоминается история художника Чарткова из первой части повести Н. Гоголя «Портрет»… Весьма актуальная история…

— Возможно ли православное фэнтези? Каковы его особенности?

— Думаю, что возможно, хотя и крайне сложно. Мне известно несколько примеров неудачных попыток написать «православное фэнтези». Называть не буду. Зачем обижать людей, наверняка искренне хотевших написать хорошие книги? Ведь это очень трудно. И есть много «подводных камней», подстерегающих писателя на этом пути. Например, опасность скатиться в оккультизм. Или излишне увлечься пресловутой «борьбой с силами тьмы», забыв при этом о «Света Подателе» — Господе, и в итоге изобразив зло — всесильным. Опять же вопрос: как совместить сказочных существ, населяющих мир фэнтези, и православные реалии? Представьте себе книгу, в которой православные эльфы перед битвой с нечестивыми гоблинами служат молебен Господу Сил… Благочестиво? Или смешно? Упаси нас Господь от таких книг…

Но есть другой путь, проторённый людьми, являющимися основоположниками жанра фэнтези. Не знаю, есть ли термин «католическое фэнтези», но есть английский писатель Джон Толкиен, чьи книги читают люди без различия национальностей и вер. Для меня было открытием прочитать в недавно вышедшей книге С. Колдекота «Тайное пламя. Духовные взгляды Толкиена», что этот писатель был глубоко верующим человеком (католиком), ходившим к каждой Литургии и едва не ежедневно причащавшимся Святых Таин. Пусть читатель этих строк спросит себя — живёт ли он такой же евхаристической жизнью? Да, в сказках Толкиена эльфы, гномы, хоббиты и даже люди не ходят к обедне. Но насмерть противостоят злу, не смиряясь с ним. Причем не только с оружием в руках. Они ведут с ним и духовную брань, хотя она показана не столь явно, как битвы и поединки. Мало того — в сказках Толкиена достаточно убедительно показано: чтобы победить зло, его надо прежде всего преодолеть в собственной душе. И о гордыне, как об основной причине падения и гибели человека (впрочем, эта духовная болезнь одинаково губительна для любого существа его сказочного мира — от могущественного духа до хоббита), этот писатель сказал весьма ярко и убедительно. У него есть целая «галерея» персонажей, погибших из-за собственной гордыни. Ярчайший пример: Саруман во «Властелине колец», который постепенно превращается из могучего доброго волшебника в атамана бандитской шайки по кличке Аспид. Можно оправдываться, ссылаясь на злой рок, «несчастливое» имя, и прочее. Но справедливы слова, которые говорит одному из героев Толкиена его друг-эльф: «Проклятие заключено не в твоем имени, а в тебе самом»… Не случайно лучшие герои сказок Толкиена — смиренны. Как Бильбо в «Хоббите», как Сэм во «Властелине колец»… Им вполне достаточно роли «мелкой сошки в этом мире». Как видим, духовные взгляды автора нашли отражение в его книгах. Хотя он был достаточно мудр, чтобы не декларировать их. Точно так же делал это и живший в ХIХ в. предшественник Толкиена шотландский пастор Джордж Макдональд. Он просто написал «волшебную повесть для мужчин и женщин» под названием «Фантастес». Как-то раз ее купил и прочёл один человек… Потом, вспоминая об этом, он признавался: «в ту ночь христианским стало моё воображение; на мою душу, разумеется, ушло гораздо больше времени». Этого человека звали Клайв Льюис… Да-да, автор «Хроник Нарнии», известный христианский писатель-апологет … Сказка привела к вере будущего христианского сказочника.

Что до православной фэнтези, то известнейший пример писателя, успешно пишущего в этом жанре — Юлия Вознесенская. Лучше ее это пока не сделал никто. Точнее сказать, я не знаю православного фэнтезиста, сделавшего это лучше её. Но думаю, со временем (хотя и нескоро) они появятся. Именно со временем, когда мы переболеем «детской болезнью неофитства в Православии». Перифразируя слова Н. Лескова, не только крестимся во Христа, но и облечёмся в Него. А пока не будем ни испуганно шарахаться от фэнтези, как от бредней бесовских», ни, так сказать, «крестить эльфов». Не будем мешать сказке нести людям добро.

— Несколько слов о хороших, подходящих для людей православного мировоззрения, авторах и произведениях этого жанра.

— Могу высказать лишь своё личное мнение, назвав трёх авторов: Макдональд, Толкиен и Клайв Льюис. Это — признанная классика, написанная верующими (хотя и не православными) людьми. Добавлю сюда Юлию Вознесенскую. А из «старых» авторов — английскую сказочницу Эдит Несбит. Хотя ее книги — чтение для детей. Из современных — Стивен Лохед (трилогия «Пендрагон»), выпущенная издательством «Триада».

Но оговорюсь сразу — я не сторонник «советов и запретов». Человек — существо со свободной волей. Мало того — думающее, способное самостоятельно различить, где правда, где — ложь. И в жизни, и в книгах.

— Почему лично вы читаете фэнтези? Что вам даёт такая литература? Несколько слов о пользе фэнтези тем, кто пока не открыл для себя этот литературный феномен.

— Я её читаю именно «лично». Получилось так, что в один тяжёлый период своей жизни, в 2005 г., я посмотрела фильм «Властелин колец». Фильм отличается от книги, по которой он поставлен. Он более жесток. Вернее, там (как мне кажется), больше, чем в книге, сделан акцент на теме НЕРАВНОГО противоборства человека с силами тьмы. Если угодно, пресловутой «немощи человеческой». Пожалуй, эта тема немощи (скорее даже, обречённости) человека без помощи Свыше (или отказавшегося от неё) ярче показана в «Сильмариллионе». После этого фильма я и стала читать Толкиена. Потом прочла ещё одну книгу, современную. Сказку о человеке, который попадал в разные, весьма болезненные, передряги, но сумел остаться собой. И спустя два года впервые вышла в Интернет, чтобы отрецензировать ее. Потому что она, как говорится, «задела за живое». К несчастью (или к счастью) я тогда не разглядела в ней главного. Что в сущности эта книга — о покаянии и надежде. Лишь познакомившись с автором, я поняла, почему меня так «задела» эта книга. Автор оказался моим единоверцем… Мы подружились. Дружба эта длится уже три года (дай Бог, чтобы и дольше!). Говоря словами Честертона — «нам есть о чем потолковать, но спорить — нет нужды».

Потом я читала книги Э. Дансени, Крэга Гарднера, А. Белянина, О. Громыко, Е. Хаецкой, Стивена Лохеда, «Дозоры» Лукьяненко, часть романов из цикла «Отблески Этерны» В. Камши (весьма масштабное и интересное произведение об истинных и ложных ценностях), ряд повестей нашего северного фантаста Н. Тутова, и не только их… Немного — скажет истинный любитель фэнтези. Впрочем, для православной монахини — список немалый.

На книги Макдональда я вышла «случайно» (хотя, как известно, случайностей не бывает), купив в очередной приезд в Москву в «Православном слове» «Лилит», «Фантастес» и «Сэра Гибби», изданные в Нижнем Новгороде (изд-во «Агапе»). Пожалуй, это мой самый любимый писатель из тех, кто творил в жанре фэнтези. Хотя он писал и стихи, и сказки, и реалистические произведения, где в открытую говорил о встрече с Богом, и о жизни во Христе. Например, роман «Сэр Гибби». У Макдональда мне нравится и тема «параллельных миров» — рядом с нашим миром существует мир сказки (Зазеркалье, волшебная страна фей), через который Господь в своё время проводит человека, чтобы научить смирению и любви. Удивительным образом это перекликается к книгой современной американской писательницей Кэтрин Паттерсон «Мост в Терабитию», где двое школьников придумывают себе сказочную страну. «Терабития — как замок, в котором посвящают в рыцари. Там надо побыть и стать сильнее, чтобы двигаться дальше». Наверное, это отчасти ответ на один из предыдущих вопросов — ради чего люди любят фэнтези. И ради чего ее кому-то стоит почитать.

А для тех, кто не знаком с произведениями этого жанра, процитирую слова одного современно писателя-фэнтезиста: «Не стоит делать из фэнтези божество или пугало».

В этом жанре, как и в других, есть книги хорошие, а есть — плохие. И дай Бог, чтобы в нужное время нам попали в руки именно хорошие книги.

Беседовала Светлана Коппел-Ковтун

Эту статью я хотел бы начать с целого вороха дисклеймеров.

Христианское фэнтези, несомненно, существует. Тому примером «Хроники Нарнии» (да и вообще почти все творчество Льюиса), «Братство Талисмана» и многие другие произведения.

Православная художественная литература также, несомненно, существует, и там попадаются воистину гениальные авторы и произведения.

Православный автор вполне способен написать интересное, талантливое фэнтези. Тому примером Виталий Каплан, хотя его «Круги в пустоте» все же носят несомненный отпечаток православия - дальше я подробно объясню, что это значит - и потому не вполне удобочитаемы. А если понимать «фэнтези» предельно широко, то, конечно же, нельзя не вспомнить Гоголя, чьи «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вий» - прекрасное во всех отношениях описание магического мира, в котором в его время жил малороссийский крестьянин.

Вообще, далеко не всякий православный соответствует тому описанию, которому посвящена эта статья. Но тем не менее православие устроено так, чтобы по возможности приближать к этому идеалу каждого своего приверженца.

И наконец, все, что я скажу сегодня, относится в первую очередь именно к русскому православию. Мне неизвестно, как обстоят дела в этом отношении в других странах - Греции, Болгарии, Грузии и т.д. Если у вас есть такие сведения, обязательно сообщите мне об этом в комментариях.

Рассуждая о русском православии, следует держать в голове один простой факт - по своей сути оно есть старообрядчество. Оно рассталось с католичеством, не в последнюю очередь, по тем же причинам, по которым шестьсот лет спустя раскольники порвали уже с московским патриархатом. Католики, кстати говоря, и называют православных не еретиками, а именно раскольниками - смотрите значение слова «схизма» и его отличие от понятия «ересь».

Православная идентичность завязана на обряд и только на обряд. Чтобы православный мог осознавать себя православным, он должен быть членом православной группы, вместе с остальными исполнять правильные ритуалы и поклоняться Богу определенным образом. И обязательно ждать прихода антихриста и конца света - это уже специфически наша, отечественная особенность.

Это накладывает отпечаток и на всю православную литературу - в ней обязательно должны упоминаться монахи, иконы, купола, исповеди, акафисты и весь прочий антураж. Без этого никакой текст не будет опознан православными как свой.

Когда я говорю, что православие фиксировано на антураже и обрядности, я вовсе не имею в виду, будто у него нет собственного внутреннего наполнения.

Напротив, оно есть. Это атмосфера сосредоточенного благоговейного внимания. То чувство, с которым человек принимает от своего предшественника великое сокровище, чтобы в неизменном виде передать его, когда придет время, своему наследнику.

Проблема с этой атмосферой в том, что она никак не совместима с критическим мышлением, пониманием, способностью сомневаться и задавать вопросы. Можно только внимать, впитывать слова и «слагать их в сердце своем», как сказано в Евангелии от Луки.

Отсюда очень характерное именно для русского православия понятие - ему не нужно следовать, им не нужно жить, его нужно держаться . Оторвался, отпустил руку - потерял вверенное тебе сокровище. Заново его дадут, только если успеешь раскаяться и понести наказание за свой проступок, пока силы тьмы до тебя не добрались.

Ощущение самодостаточности и завершенности православия влечет за собой и отрицательное отношение к любым пересмотрам и исследованиям. Если полнота истины уже явлена тебе, то и все средства решения проблем тоже к твоим услугам. Их незачем искать где-то там - достаточно вовремя вспомнить. Любые изменения божественного совершенства - всегда отклонение от истины, изменения к худшему.

В другой статье я уже приводил пример, к чему это ведет в литературе. Католический священник, которому нужно изгнать из мира людей древнего вавилонского демона, будет искать, каким заклинанием этого демона призвали культисты мрака, и какими словами можно отправить его обратно в глубины ада. Православный батюшка изгонит беса походя, крестным знамением, святой водой и Иисусовой молитвой, и бес ничего не сможет ему сделать, ибо бессилен перед праведником.

Фэнтези - повесть о чудесах в волшебном мире. Этот вид литературы стал популярен именно потому, что наш собственный мир расколдован. Читая фэнтези, мы временно заколдовываем его обратно, накладываем волшебную реальность на повседневную и прикасаемся к чуду.

Но православие - самая магически ориентированная ветвь христианства. У него есть свой, довольно мрачный, волшебный мир, наполненный духами и невидимыми силами. Православный обитает в нем постоянно, и именно его считает единственно настоящим.

Для него расколдованная реальность, в которой живут все остальные - наоборот, результат злых чар, коварства дьявола, который сумел убедить людей, что ни его, ни Бога не существует.

Есть у православных и свои повести о чудесах в этом волшебном мире - это жития святых. Вот только православный читает их не как способ прикоснуться к чуду, а как документальные источники. Усомниться, что один святой победил дракона, а второй летал на бесе в Иерусалим - значит, усомниться в самом православии.

И потому в голове у православного не укладывается введенное Толкином понятие вторичной реальности. Чтобы перейти в придуманный автором волшебный мир, ему нужно вначале выйти из своего. Он этого не делает - это равнялось бы отречению от веры. Вместо этого он тянет любые тексты о чудесах в собственный волшебный мир и понимает их по его законам.

Если вы хотите понять, почему православные не любят Джоан Роулинг, имейте в виду - для них буквально нет разницы между Гарри Поттером и Петром Муромским.
Когда православный читает «Повесть о Петре и Февронии», то верит, что ее герой действительно сражался со змеем-оборотнем и добыл чудесный меч из-под церковной стены.

Когда он читает ГП, то верит, что волшебники действительно могут летать на метлах, варить колдовские зелья и накладывать чары. Но при этом книга говорит ему, что они делают это не бесовской силой и не боятся молитвы. В мире житий такого просто не может быть, а значит, эта книга - ложь, сочиненная колдунами, чтобы исказить и испортить его мир и его веру.

Возьмем тех писателей, которые были упомянуты в начале статьи.

Гоголь помещает действие в мире слегка христианизированного язычества, которым жил - и по большей части живет и сейчас - простой народ. Его герои - тоже далеко не святые. Поэтому круг, очерченный мелом, оказывается для Хомы Брута лучшей защитой, чем церковные стены, крест и молитвы, да и остальные герои (кроме разве что кузнеца Вакулы, который смиряет черта крестным знамением), сталкиваясь с магией, общаются с ней по магическим же законам.

Виталий Каплан - просто талантливый автор фэнтези. Его произведения можно назвать христианскими, но в них нет ничего специфически православного. Те же «Круги в пустоте» происходят в мире, устроенном совершенно не по-библейски. Там есть астральное пространство, тонкие энергии, у человека три души, одна из которых привязывает его к родному миру и не дает перейти в другой - словом, оккультизм во все поля. И все это не просто верования колдунов из экзотического и жестокого Оллара, а суровый факт - можно сказать, местная магическая физика.

Христианство же здесь не в том, что по молитве совершаются чудеса (хотя и это случается тоже), а в том, что люди, живущие по правде, одерживают верх над теми, кто заботится о себе. Ну и еще в том, что человеческими силами зло невозможно победить окончательно - оно всегда рано или поздно снова поднимет голову, пусть даже в другом мире.

Пожалуй, «Круги в пустоте» можно было бы назвать православным ответом Гарри Поттеру, вот только книга эта совершенно не детская.

А любые попытки написать фэнтези именно по православным правилам вырождаются либо во что-то вроде «Юлианны», либо во что-то вроде печально известных «Детей против волшебников».