Психология. Для чего мы надеваем маску? Почему надо носить нательный крест

До сорока пяти лет я прожила в прекрасном солнечном крае, название которому - Таджикистан, среди очень красивых добрых людей.

Много путешествовала по кишлакам, поселкам, маленьким и большим городам и всегда восхищалась природой, жилищами, обычаями, которым затем старалась следовать.

В нашей русской семье считали, что нужно обязательно знать обычаи и традиции народа, среди которого живешь, говорить на его языке, изучить его культуру и искусство.

Отец и мать приехали молодыми специалистами в Таджикистан в середине тридцатых годов, да так и остались там навсегда. Я знала с самого детства, что таджики любили моего веселого и умного отца и умнейшую, строгую мать, и старалась быть на них похожей.

В нашем доме всегда был интернациональный круг друзей, куда входили таджики, русские, украинцы, узбеки, евреи.

И хотя мой отец был влюблен (как историк) в историю Франции, он прививал мне интерес (который затем и перерос в настоящую «любовь на всю жизнь») к таджикской земле и людям, которые на ней живут.

У меня было несколько национальных тюбетеечек и помню, что любила их носить, потому что они были яркие, красивые - вышиты нитками или бисером.

Мы жили в двухэтажном кирпичном доме - в строениях кибиточного типа - жили много таджикских семей, где традиционно воспитывалось по пять – семь детей.

Мужчины, женщины и дети носили национальную одежду, которая (как в те далекие годы, так и сейчас) сильно отличается от одежд других народов.

Платья из простых и шелковых тканей с абровыми рисунками, тюбетейки черные и цветные, стеганые халаты для мужчин и обязательные шаровары для женщин.

Особенно вызывали у меня интерес шальвары (еще один вариант названия шаровар) на девочках и женщинах, да еще украшенные очень красивыми ткаными полосочками понизу.

Отец объяснил мне тогда что таков национальный подход к одежде: в таджикских домах нет таких обеденных столов, к которым привыкли мы. Таджики обедают на дастархане - специальной скатерти, которая расстилается на полу. Чтобы девочки и взрослые женщины чувствовали себя удобно и хорошо, в их одежде обязательны шаровары.


Когда я стала взрослой девушкой, у меня появился свой настоящий таджикский костюм.

Подарили его мне в гостях, далеко в горах: как только переступили порог гостеприимного дома мне, матери и отцу хозяева преподнесли национальную одежду.

Совершенно не смущаясь, я с восторгом надела на себя шальвары, рубаху и платье, а дочери хозяев, предложили мне покрасить усмой брови.

Через полчаса никто не мог отличить меня - русскую девочку - от таджички.

В другой раз в другом кишлаке в честь юноши, уходящего в армию, был устроен праздник.

В знак глубокого уважения к нашей семье, мне подарили поясной платок румол, вышитый руками хозяйки, национальный чакан - платье женское, вышитое с ног до головы растительными орнаментами, и платок с огромными розами.

Так после праздника в кишлаке Горный Ханака стала складываться моя коллекция национальной таджикской одежды.

За несколько десятилетий, прожитых в Таджикистане, во мне прочно утвердился образ народа, который знает традицию: где, когда и почему нужно одевать национальные одежды, которые ими передались из поколения в поколение с глубокой древности.

И тогда, когда политико-социальные условия менялись и приходила новая мода; и когда привозились невесть какие «изыски» из-за рубежа - национальные одежды никогда не исчезали из таджикских домов.

Практически за многие столетия не менялись покрои и узорные вышивки на предметах народной одежды.

В восьмидесятые годы прошлого столетия (годы моего активного становления) со мной не раз происходили интересные истории, связанные именно с национальным костюмом- то таджикским, то русским.

И каждый раз все было связано с уважением и почитанием этого феномена, сокровища любого народа - национальный костюм.

В качестве педагогического эксперимента, Министерство народного образования Таджикской ССР разрешило Душанбинской средней школе (вместо часто пропадающих уроков пения) создать новый предмет - «Основы эстетических знаний».

Мне предложили разработать программы и преподавать этот - никому тогда неизвестный - предмет.

Изучали традиционную одежду повседневную и праздничную, рисовали сами эскизы и узоры для вышивок. При разработке программ мы включили материалы о народной таджикской одежде.

В мою программу также вошел и русский традиционный костюм. Ребятам очень нравилось, когда я вела урок в национальном костюме - то в таджикском чакане, шальварах и украшениях, то в русском сарафане или паневе.

Результатом наших уроков стало создание танцевального ансамбля «Березка».

Тогда мы узнали о национальных костюмах разных народов неимоверно много: сами шили по эскизам, осваивали множество таких исконно женских ремесел как вышивка, шитье, декорирование тканей различными материалами, конструирование из картона, низание и расшивание бисером.

Мы все, и дети и взрослые, были очарованы своими изделиями: уверена, что наши увлекательные занятия оставили серьезный след у всех участников на всю жизнь и реально повлияли на отношения с людьми других национальностей (даже для того времени- во времена СССР- это было чувствительно).

Помню «историю с национальным костюмом» для девочек - школьниц из далеких районов, кишлаков, которым было не просто привыкать к обычным школьным платьям и передникам.

А, когда наконец, этого добились, и во всех городах и поселениях республики девочки надели утвержденную в государстве форму, то обнаружилось, что с шароварами и головными платками они не желают расставаться ни в какую.

Да и родители также настаивают, чтобы коричневые платья с передниками дополнялись национальными платками и шароварами.

Смешно, но мы, работники просвещения (а я уже возглавляла эстетический Совет республики и руководила отделом Таджикского НИИ педагогических наук) развернули целую дискуссию по этому поводу.

Мне пришлось выступить в центральной газете со статьей в защиту головных платков и шаровар. Усилия увенчались успехом и в кишлаках перестали «мучить» учениц и их родителей такими требованиями.

Но то, как женщины таджички защищали детали своей национальной одежды, на меня произвело сильное впечатление.


Когда в начале девяностых произошли известные военные действия в Таджикистане, я как и большинство русских людей были вынуждены покинуть республику.

Но уже более двадцати лет я приезжаю в Таджикистан регулярно. И не только на могилы родителей и друзей. Я еду в любимые мной кишлаки, в великие горы; сижу на берегах бурных горных речек.

Вышиваю с подругами и их внучками чаканы и зардеворы и те самые шаровары. С удовольствием вожусь с козлятами на джайлоу и альпийском лугу, то мажу глиной тандыр, национальную печь для лепешек и самбусы.

И все это время хожу в национальном таджикском костюме и наслаждаюсь принадлежностью ко всему этому миру.

Можно спросить, что, без таджикского платья и шальвар природа и общение с людьми стали бы другими? Однозначно «Да!».

Да, совсем другими - менее полными, менее красочными и радостными. И конечно отношение, уважения ко мне как к представителю русского народа, был бы иной, чем тот, что есть сегодня.

Когда несколько лет назад я была в Таджикистане на потрясающем празднике 2700 лет Кулябу, то подготовила к этому событию чакан - знаменитое национальное платье, вышитое с особенной роскошью: много лет назад я засняла в музее города Ховалинга эти узоры и теперь вышила их на прекрасном советском сатине красного цвета. Шел 2006 год.

Я одела это платье с шароварами и пошла по улицам Душанбе и была поражена тем, что происходило в связи с этим вокруг. Со мной стали здороваться совершенно незнакомые люди, улыбались женщины и мужчины, дети.

А милиционер на перекрестке остановил жезлом движение и позволил мне пройти. Это было торжество национального костюма, его языка, его смысловых нагрузок.

Будь я в обычной «европейской» одежде – очевидно, что ничего подобного бы не происходило.

Всем было понятно, что идет в таджикской одежде именно русская женщина, для которой эти одежды родные, и она гордится ими.

Чакан – это не просто национальный костюм. Президент Эмомали Рахмонов всегда подчеркивал, что таджикский костюм - это национальная гордость.

В честь чакана в городе Кулябе проводится конкурс вышивальщиц на лучший чакан года. И я готовлюсь принять в нем участие в скором времени.

СКАЗКА ВПЕРЕДИ

В конце восьмидесятых я по семейным обстоятельствам приехала на свою историческую Родину, в Москву. Одну из комнат в своей квартире я оформила как таджикскую национальную комнату -«МЕХМОНХОНА».

Именно тогда, по приезду меня «резанула» та разница в отношении к национальному наследию таджиков и русских. Тогда мне казалось, что если таджикский народ так уважает свои национальные одежды, то уж русские люди не должны отставать от них в этом вопросе.

Дальнейшая работа в этом направлении поразили меня в самое сердце.

Оказалось, что мы - русские, не знаем традиционной одежды, не шьем и не носим ее!

Ее нет в наших домах, о ней, кроме специалистов почти никто не знает, ее красота и уникальность «заблокированы» кем-то (или нами же) в сумеречных подвалах нашей памяти, которые (как показала дальнейшая жизнь) открываются с большим напрягом.

Тогда-то и возникло ощущение, что передо мной стоит некая важная задача...

Первое удивление и непонимание я испытала, когда приняла предложение выставить свою коллекцию традиционного русского костюма в фойе Кремлевского дворца, где располагалась выставка-ярмарка русских сувениров.

Заполненные яркими и замечательными произведениями Палеха, Мстеры, Городца, Жостова они являли собой впечатляющее зрелище.

Здесь же были размещены наши изделия из текстиля: вышитые женские и мужские рубахи, паневы, сарафаны, передники, детская одежда, повойники.

И как инородные тела присутствовали девушки-продавцы, одетые в безликие темные «офисные» костюмы.

Они поразили бы наших иностранных гостей и были бы прекрасными образами русской национальной культуры, надень они русские национальные одежды.

Я, конечно же, обратилась к ним с вопросом, почему они не в русских костюмах?

Возмущение девушек было столь искренним, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

-Вы хотите выставить нас на посмешище!? Нас все засмеют!
-Все скажут, что мы дуры, вырядились ЧОРТ ЗНАЕТ ВО ЧТО!
-Мы будем выглядеть как чучела!

Когда же я обратилась к их руководству с тем же вопросом, то мне ответили с сожалением, что девушки стыдятся русского национального костюма и отказываются его одевать. Комментарии, как говорится, излишни. На дворе стояли 90-е, перестроечные…


Все последующие годы я плотно занималась изучением вопроса, почему же мы не носим свой национальный костюм?

Почему не знаем - куда и когда его нужно и важно (в своем нынешнем быту) одевать.

У большинства других народов дома обязательно есть национальные костюмы, а у нас- нет. Что произошло в наших душах, если мы повыбрасывали одежды своих пра- и бабушек, их милые простенькие вышивки, кружева, старинные полотенца.

Заполонили свои дома новомодной и коммерчески выгодной мебелью и текстилем.

Надеваем чуждые нам безобразные одежды, поставив самим себе заслоны к прекрасным, теплым, с многовековыми традициями оберега одеждам наших предков.

Тысячи русских на моей памяти восклицали каждый раз одно и то же (в разное время и в разных местах нашей великой страны): «А куда его одевать то, этот русский костюм? Засмеют еще»...

Работая со студентами агроинженерного Вуза (МГАУ им. В.П. Горячкина), я обратила внимание на то, что наши студенты (из разных уголков страны) никогда не спрашивают о традиционных ремеслах и одеждах.

Однако, когда я стала расспрашивать их об этом - все откликнулись с энтузиазмом.

Так… наш ректорат позволил ввести в программу предмета «Этика и Эстетика» материал о русской народной эстетике; дать темы об исследованиях русской народной одежды в перечень дипломных работ; открыть на факультете дополнительных профессий отделения народных ремесел, такие как бисероплетение, коклюшечное кружево, шитье и крой русского народного костюма, русская народная кукла, лоскутное шитье, резьба по дереву, художественная ковка.

Это была вторая половина девяностых.


Совместно со студентами мы начали свои исследования на тему «изучение возможностей возрождения русского традиционного костюма в современных условиях».

И первое, что мы сделали - провели анкетный опрос на тему русского национального костюма в каждой группе педагогического факультета.

Когда анкет собралось более тысячи, мы обнародовали шокирующие результат.

97% студентов, которые приехали из других городов, поселков, районов России, не имеют не только самого костюма в своем доме, но и представлений о нем.

Ничего из русского костюма в их семьях нет (за исключением валенок, платков, телогреек - это из 3%), и все богатство и красота наших потрясающих, невиданных одежд неизвестна им.

Они сообщили, что не наденут его ни на улицу, ни дома, что б принять гостей, ни в церковь, ни на свадьбу - словом, никуда его нельзя надеть.

А на вопросы о названиях самых распространенных деталей наших национальных одежд практически ответили единицы, уместившись в те самые 3%.

Ребята не знали, что такое панева, подоплека, ластовица, гашник, епанечка, душегрея, кокошник, повойник, запон, пестрядь.

Но мы не стали грустить, а решили (по теории малых дел) заняться изучением наших национальных одежд и женских исконных промыслов.

Многие студенты ответили, что если бы политика нашего государства занялось бы восстановлением древних истоков нашей национальной культуры с привлечением мануфактур, домов моделей, выходов в костюмах на национальные праздники, то изучаемые нами возможности можно было бы восстановить.

Вот эта маленькая анкета. Было бы замечательно, если бы все, кто ее прочтет сегодня, сами попробовали бы на нее ответить и увидеть, что же они лично могут сказать по этому поводу сами себе.


АНКЕТА к теме «Изучение возможностей возрождения форм бытования русского национального костюма в современных условиях».

1.В каком месте России Вы родились? Откуда ваши родители?
2.Есть ли в вашем доме русские народные одежды. Носит ли их кто-либо из семьи?
3. Наденете ли вы на себя русский национальный костюм в следующих ситуациях?
- дома, для себя
- дома, для приема гостей
- на улицу, просто пройтись
- после бани
- на работу
- на праздничное гуляние в народ
- в институт
- на свадьбу друга
- на свою свадьбу
- в храм
- венчаться
- на прием по поводу важного мероприятия
4. Расшифруйте следующие названия фрагментов русского национального костюма:
-поднизь; гайтан; косоворотка; ластовица; панева; кичка; запон; повойник; завеска; рясны; зипун; епанечка; пестрядь.
5. Владеете ли вы каким-либо ремеслом для изготовления народного костюма?
ЖЕНСКИЕ РЕМЕСЛА: кружевоплетение; крой; тканье на станке; набойка; вышивание; бисерное плетение; жемчужное низание; шитье на руках; шитье на машинке; расшивание лентами и блесткой; изготовление каких-либо головных уборов; изготовление женских украшений. МУЖСКИЕ РЕМЕСЛА: украшения из металла; изготовление обуви; украшения из бересты и дерева; набойка;
6. Каковы, на Ваш взгляд, причины, по которым русский народ отказался от многих форм бытования своего традиционного костюма?
7.Можно ли возродить русский национальный костюм в нашем современном быту?

ИЗ "ЖИЗНИ" ТВ-ШОУ…

Как то увидела передачу «Как стать миллионером» с Максимом Галкиным устроители выдвинули вопрос «Какой предмет русского народного костюма называется ПАНЕВА»? с подсказкой кофта, юбка, шубка, шапка.

Отвечающий мужчина уже шел на выигрыш в 64 тысячи рублей, было бы всем очень жаль, если бы он неправильным ответом сорвал свой заслуженный успех.

Он колебался между юбкой и кофтой и тут все решили, что ему нужно спросить ЗАЛ.

Таким образом, к знаниям о нашем национальном костюме были подключены многие представители нашей страны.

Зал единодушно решает - конечно, кофта.

Отвечающий все же сомневается. Какая-то неведомая интуиция, запрограммированная в этом русском человеке, подсказывает ему, что панева – это юбка, заложенный предками генофонд на уровне подсознания подталкивает его к правильному ответу, но отсутствие знаний заставляет его быть осторожным.

Тогда решили использовать звонок к другу - журналист, объездил со своими репортажами всю страну.

Кто как не он знает правильный ответ! И друг подтверждает мнение ЗАЛА, панева - это кофта.

Знающий ответ Галкин лукаво вопрошает - Ну, так что ж - КОФТА?

Отвечающий поражает всех своим ответом. «Если я скажу кофта, и ответ будет неправильным, то мой друг всю жизнь будет мучиться, что лишил меня такой большой суммы. Лучше я скажу сам, и тогда моя ошибка будет моим личным проигрышем. Я думаю, что панева – это все таки ЮБКА».

Когда загорелось табло, подтверждая правильный ответ, зал вскочил с аплодисментами и криками, слишком уж напряженной была игра.

В этот знаменательный вечер множество русского народа узнало, что панева – это юбка.

Подтверждение тому, что многие современники не знают, чем панева отличается от сарафана, что это одна из самых древних женских одежд в виде верхней поясной завертки, что это одно из самых красивых произведений национальной русской одежды, на моем жизненном пути было великое множество, об этом можно написать отдельный репортаж.

Здравствуйте! У меня серьёзный вопрос, но сначала краткое предисловие… Бог – блаженство, счастье, любовь, вечная Жизнь… Дьявол – боль, страдание, разрушение, уничтожение, Смерть… Соответственно идеал всех хр. учений и путей – Христос, преодолевший даже биологическую смерть, т.е. Христос - Воскресший и Бессмертный! Не Распятый. И тогда что получается? Мы носим на груди нательный крест «распятия» И. Христа, а не знак Его воскресения, и таким образом, мы воспеваем мучения и боль и в итоге, посредством данного символа поклоняемся… Дьяволу! Понятное дело, что без распятия нет воскресения, но что в конце конца является высшим идеалом??? (Акцент надо расставлять правильно) Как и чем объяснить эту чудовищную подмену в хр. символике? С ув. Валерий

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Валерий!

Не вижу никакой проблемы в данном случае. Бог пришел в этот наш мир, лежащий во зле, и принял все грехи мира и всё зло мира на Себя. Соответственно, пошел на крест, который из орудия позорной казни и унижения превратился в символ бесконечной любви и смирения Бога, явленного миру. Крест – это икона этой самой божественной любви, поруганной, распятой, жертвенной, но побеждающей ад и победившей в конечном счёте с точки зрения вечности. Поэтому поклонение дьяволу здесь не при чем. Более того, как раз дьявол и боится креста! Ибо он был обманут на нем и осмеян. А апостол Павел замечает: «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1: 23). Или: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14). Так что если для Вас это – «чудовищная подмена», то Вы, скорее всего, и будете либо из тех «иудеев», для которых крест с распятым Христом соблазн, либо из «эллинов», для которых это безумие… Лучше не поддавайтесь уловкам этого самого дьявола!

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Читайте также

Украшения в виде крестов-амулетов носили еще с древних времен. В первые века христианства крестики стали носить под одеждой: это был признак принадлежности христианской Церкви. Христиане гордились тем, что носят на себе орудие спасения - Крест Господень. Правом ношения наперсного креста поверх одежды на груди обладали священники и епископы.

Христиане с особым благоговением относятся к ношению нательного крестика и, конечно, носят его не как украшение, а как видимое напоминание о спасительных крестных страданиях Господа Иисуса Христа. Ношение крестика побуждает нас к призыванию помощи Божией во всяком деле, напоминает о Вездесущем и Всевидящем Господе.


Можно ли снимать нательный крестик?

Нательный крестик надевается на младенца при крещении в знак принятия его в лоно Церкви, поэтому крестик носят всю жизнь, не снимая. Бывают случаи, когда человеку необходимо делать операцию или обследование, тогда металлический крестик снимают, достаточно, чтобы он просто находился рядом. Если серебряный или золотой крестик приходится снять при походе в баню, то лучше оставить его дома, а на себя одеть деревянный крест. Многие пожилые люди считают, что ношение ребенком крестика на веревочке или цепочке небезопасно, так как веревочка может запутаться и пережать шею ребенка, предлагают не одевать крестик ребенку в детский сад. На самом деле, крестик на веревочке не более опасен, чем игрушки, с которыми малыш играет, или шапочка с завязками. Просто длина веревочки должна быть достаточной для того, чтобы малыш мог свободно двигаться.


Для чего нужны нательные иконки

Нательные иконки нужны для того же, для чего и крестик: для молитвенного воспоминания. Если христианин хочет постоянно иметь при себе не только крестик, но и образок почитаемого святого, к которому он часто обращается, или Богородицы, то он носит нательную иконку. Можно выбрать нательную иконку в подарок крестнику на крестины или церковный праздник: малыш, видя иконку, будет молиться ей и знать, что он под надежной защитой. Можно и выбрать понравившуюся вам нательную иконку.


Снять крестик - значит, отречься от Христа?

Мусульманским воинам очень не нравится, что православные христиане носят крестики, часто они заставляют своих пленников снять кресты и принять мусульманство. Здесь речь идет именно об отказе от своей веры: многие православные христиане не только не принимают мусульманство, но и отказываются снять крест, не боясь никаких мучений. Яркий пример тому - недавно прославленный мученик воин Евгений Родионов. Он был взят в плен в Чечне, претерпел муки, но был непреклонен в своей вере. Ему предлагали перейти на сторону боевиков, так как он им нужны были мужественные воины. Единственным условием было снять крест и принять мусульманство. Воин Евгений отказался, выдержал все пытки и был обезглавлен. Мать нашла обезглавленное тело своего сына с руками, сжимавшими святой крест: он так и не снял его. Сегодня весь мир знает о подвиге этого христианина.

Действительно, святой крест дает и силу, и мужество, и решимость идти за веру до конца.

Доброго времени суток, мудрые и познающие!

Это на самом деле, так, в противном случае, Вы не зашли бы в школу.

Сегодня поговорим о щепетильной теме, над которой многие задумываются, но мало кто действует))). И когда-то была в числе думающих, а не живущих.

"Человек, притворяясь, забывает, что маска прирастает к коже, а после врастает и в мясо. Исключений нет, какой бы чужеродной и временной маска ни казалось бы поначалу. Один претворяется слабым и становится слабым. Другой притворяется циником и становится циником. Ничто не бетонирует душу быстрее лжи. Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. А если вода замерзает, то сосуд лопается — и вот она, готовая форма. Нужно быть очень осторожным со временным. Оно очень скоро становится постоянным."

Йозеф Эметс

Итак, вопрос: Почему мы носим маски?

Варианты ответы:

Потому, что так удобно.

Потому, что так надо.

Потому, что это защищает или безопасно.

Не буду же я всем показывать свою душу.

Потому, что не умею по-другому.

Потому, что так проще.

Потому, что так научили.

А как по-другому? Или свой вариант.

Принимается любой. Он ни плох и ни хорошо, это просто Ваш ответ. На самом деле не столь важна причина, сколько последствия. Пока нас удовлетворяют последствия, нам выгодна причина, какова бы она не была.

Но, приходит день (отлично, если он пришел как-то мягко и комфортно))), чаще это не комфортные обстоятельства), приходит осознание, что что-то идет не так, жизнь не моя, смысла нет, зачем всё это, ради чего, кому это надо и т.п. Что-то явно пошло не так.

Для чего мы надеваем маску?

Любая маска - это защита. То есть, есть опасность получения боли, дискомфорта, негативных последствий.

К примеру, политик - публичный человек, если он во всеуслышание будет заявлять, что думает, ммм? Он сразу перестанет быть публичным человеком, просто лишиться поста.

Или артист, если он будет вести себя так, как пожелает, везде и всюду. Есть вероятность несоблюдения норма и правил.

Хорошо. Тогда вопрос: кто устанавливает нормы и правила? А главное, почему есть вероятность их нарушения?

И тут мы подошли к самому основному ответу. Чаще всего маска одевается тогда, когда человека убедили в том, что он может быть плохим. Или когда, человек знает, что он может быть плохим.

Рассмотрим первый вариант. Человек ранее на своем опыте столкнулся с осуждением. Не важно в каком возрасте, важно от кого именно человек получил осуждение. И если человек доверял этому "судье", считал его авторитетнее себя (например, ребенок и родитель, или влюбленный и объект любви, начальник и подчиненный, друг), последствия - это боль.

А боль согласитесь не особо хочется испытывать еще раз. Поэтому мозг делает логическое заключение, дабы не испытать эту боль вновь, лучше казаться другим, а точнее таким, каким меня хотят видеть. Раз примерил масочку, другой, третий, а после уже и вжился.

И всё бы ни чего, только истинное лицо ни кто не видит. Развивается страх быть самим собой. Желание побыть одному, использовать допинги для расслабления и т.д. А всё началось с такой мелочи.

Рассмотрим другой вариант. Это больше относится к другой крайности, вседозволенности. Человек, познал себя не в лучшем свете, снова-таки получил осуждение, либо сам понимает, что нарушает какие-то законы. Выход - спасательная масочка.

И в том и в другом случае - присутствует не принятие себя, своей природы. А для того, чтобы что-то изменить, необходимо это сначала принять как данность.

Каковы последствия использования масок?

Это всегда неудовлетворенность и одиночество в разных его проявлениях. Человек может иметь тысячи связей, но при этом оставаться одиноким внутри. Примером этого, могут послужить масса автобиографий известных людей. А может со стороны наблюдать жизнь, не впуская в неё ни кого, а так иногда заглядывая на огонек к другим.

Думаю на вопрос зачем снимать маску, я ответила. На всякий случай повторю: чтобы жить, а не стоять в стороне и наблюдать как проходит жизнь.

Но, жить хочется красиво, хорошо, безопасно.

Основная функция маски - это безопасность. На самом деле, опасности ни какой нет, просто был единичный опыт, который послужил формированию убеждения.

Другой вопрос: как снять эту маску?

1. Признать её наличие. Признать, что она была нужна в какой-то период времени.

2. Осознать свое желание жить свободно. Иначе, Вы одному откроетесь, а перед остальным миром так и будете закрыты навечно.

3. Впустить в свой внутренний мир того, кому готовы довериться, поведать страшную тайну о себе самом, своих опасениях и страхах (друг, левый прохожий, психолог, тренер, незнакомец).

4. Отныне и навсегда быть честным с самим собой, наблюдая за своими желаниями и природой их происхождения. Постепенно те, что Вам не нравятся уйдут, останутся лишь экологичные.

С безграничной любовью и верой в Вас!

Цикл занятий “Основы Православия для самых маленьких” составлен на основе публикаций рубрики “Православный детский сад” газеты “Воскресная школа” в 1999 – 2000 году

Материал к занятию:

нарисованная на большом ватманском листе “Лестница Великого поста” (то же пособие, что использовалось на предыдущем занятии);

Евангелие или молитвослов с изображением
креста на обложке);

иллюстрации с различными изображениями креста;
стихотворения Евгения Санина из книги "Лестница-небесница", изданной в Перми в 1997;

приготовленные на отдельных столах краски, кисточки, листы альбомной бумаги.

красочные большие фотографии храмов, увенчанных крестами;

Давайте мы с вами, ребята, посмотрим на наше изображение Лестницы Великого поста и определим, до какой ступеньки этой лестницы мы уже смогли подняться.

Воспитатель вместе с детьми определяет, что подошла Крестопоклонная неделя.

– А хотите узнать, почему эта неделя так называется и почему мы почитаем Святой Крест, поклоняемся ему?

Крест – главный знак христианства, знамение нашего спасения. Господь наш Иисус Христос из любви к людям сошел с неба на землю и принял страдания как обыкновенный человек, чтобы люди спаслись. Господь был распят, умер на Кресте и в третий день воскрес. Страданием и смертью на Кресте Спаситель сделал крест орудием победы над смертью и грехом, указал, что крест всегда будет помогать нам бороться со злом, грехом и разными бедами. Крест сопровождает христианина на протяжении всей жизни

– Где мы можем видеть изображение креста?

Крест устанавливается на храмах, как бы соединяя небо и землю, призывая весь мир к духовной высоте.

Воспитатель, обращая внимание детей на фотографии куполов храмов, увенчанных крестами, может прочитать или предложить детям для заучивания наизусть стихи Евгения Санина из книги "Лестница-небесница".

Крест над храмом

Над церковью, даже из дальних мест,
Виден большой золоченый крест.
Поднят он так высоко неспроста –
Во славу Господа Иисуса Христа!

Крест изображается на обложке Евангелия и других святых книг, на церковных одеждах священников, на священных предметах. Изображая и нося крест, люди хотят показать, что посвящают себя или творение рук своих Спасителю. Чтобы выразить нашу веру в Христа Спасителя, каждый христианин постоянно носит у самого сердца, пряча под одеждой, крестик, полученный при крещении.

Крест нательный

Крест надевая, знаешь ли ты,
Что крестики носят не для красоты?
На каждом их них – заучи как урок –
Любящий нас и страдающий Бог.

Если вдруг вам станет страшно, тревожно, достаньте свой нательный крестик, горячо поцелуйте его, вспомните и произнесите слова, написанные с обратной стороны крестика: "Господи, спаси и сохрани". И ничего не бойтесь!
Постарайтесь никогда не расставаться с нательным крестиком. Послушайте, как не хотел расстаться со своим крестиком мальчик из стихотворения:

Мне сказал сегодня врач:
"Крест сними с себя и спрячь,
Я тебя послушаю..."
А я его не слушаю!
Не переча, не грубя,
Не снимаю крест с себя.
Не расстанусь я с Христом!
Можно слушать и с крестом.

Крестное знамение

– Подумайте и скажите, на какое слово похоже слово "знамение"?
На слово "знамя". И если мы скажем "знамя креста", это будет совершенно правильно. Когда мы осеняем себя крестным знамением, крестимся, то три пальца правой руки соединяем вместе в знак того, что веруем в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Тремя сложенными пальцами мы прикасаемся сначала ко лбу, потом – к груди, к правому и левому плечу и, опустив руку, кланяемся. Осеняя себя крестом, мы показываем, что хотим принадлежать Спасителю и служить Ему.

Крест
Защитник наш и знак победы
Христа над смертью и грехом,
Крест отведет любые беды
В домах, в пути, в лесу глухом.

Пред ним трепещут силы ада.
С ним человек – непобедим!
Нам только не лениться надо
Почаще осеняться им.

– Почему же третью неделю Великого поста называют Крестопоклонной?

Церковная служба третьего воскресенья Великого поста посвящена Святому Кресту. В церковных песнопениях этого дня крест сравнивается с райским древом жизни, с древом, под тенью которого ищут прохлады и отдыха уставшие путники. На праздничной службе крест, красиво украшенный, выносится из алтаря и полагается на столике-аналое в центре храма. В течение всей недели верующие могут поклоняться кресту, с благоговением целуя его.
Церковь предлагает святой крест для духовного подкрепления людей, проходящих долгие "версты" поста, подобно тому, как пища, питье и отдых служат для подкрепления наших телесных сил.
Духовное подкрепление дается в напоминание любви Божией к людям, по которой Спаситель предал Себя на крестную смерть. Для православного человека, идущего долгой дорогой поста, крест – великое утешение и ободрение, потому что ничто не может так утешить, подбодрить, вдохновить утомившегося духом христианина, как напоминание о бесконечной Божественной любви Христа, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения.
Святая Церковь называет крест "древом жизни", "радостью мира", "оружием непобедимым" и просит даровать людям, поклоняющимся кресту, "свет небесный, жизнь, истинное радование", "сияние, славу и милость".

Стихи, которые мы читали с вами до сих пор, написаны современным поэтом, а теперь прочитаем стихотворение о службе Крестопоклонной недели, напечатанное почти сто лет назад в выходившем тогда детском журнале "Незабудка":

Выносят крест. В немом благоговеньи
Стоит народ. Огни свечей блестят.
Несутся ввысь кадильные куренья,
Живых цветов струится аромат.

Повис над храмом, вторя песнопеньям,
Колоколов протяжный перезвон...
А хор поет о тех часах смятенья,
Когда Господь на Крест был вознесен.

Одежд лишен был грубыми руками,
На древе был повешен, как злодей,
Он, небеса покрывший облаками,
Создавший мир, целивший скорбь людей.

Поет о Том, Кто всем принес спасенье,
Кто ради нас решился смерть вкусить,
Прими же, Боже, наше поклоненье
И научи Тебя благодарить!
(Е.И. журнал “Незабудка”, 1914 год, № 9)

А теперь каждый из вас может подойти к столу, на котором уже приготовлены краски и альбомные листы, и нарисовать несколько красивых цветов. Когда краски на ваших рисунках подсохнут, мы аккуратно вырежем цветы и составим из них венок для украшения изображения Креста Господня, которое в течение этой недели будет украшать святой уголок в нашей группе. На протяжении Крестопоклонной недели мы будем читать короткую, но важную молитву, обращенную к Спасителю:
"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение твое славим".