Смотреть что такое "Суриков, Василий Иванович" в других словарях. Василий Иванович Суриков - биография, личная жизнь великого живописца: человек палитры


Имя: Василий Суриков (Vasiliy Surikov)

Возраст: 68 лет

Место рождения: Красноярск

Место смерти: Москва

Деятельность: русский живописец, художник

Семейное положение: был женат

Василий Суриков - биография

Люди, знавшие Василия Сурикова в последние годы жизни,утверждали, что слава ничуть не изменила его и что он, как в далекой красноярской юности, оставался пылким романтиком, сродни Дон Кихоту, с чистой душой и помыслами. В молодости он, не раздумывая, кидался в драку с сельскими парнями, посмевшими неуважительно отозваться о его даме сердца. И позднее, уже на городских окраинах, в традиционных кулачных боях стенка на стенку стяжал репутацию упорного и стойкого бойца.

Сибирь, отгороженная от Европы Уральским горным хребтом, долго сохраняла свою самобытность. В этом природном окружении, в лоне патриархальной казацкой семьи сформировался особый характер Васи Сурикова. Подвиги завоевателей Сибири и защитников казацких вольностей были для него не книжными рассказами, но живой частью семейного прошлого.

Вся атмосфера сибирской жизни второй половины XIX века мало чем отличалась от старинной московской. Потому, наверное, и дерзкая непокорность стрельцов во время их казни, и старообрядческий фанатизм опальной боярыни Морозовой, и стоическая отрешенность ссыльного Меншикова в Березове были близки и понятны. К тому же предки Сурикова по отцовской и материнской линии принимали участие в основании Красноярска, где 24 января 1848 года родился будущий исторический живописец.

Сотники и есаулы Суриковы брали жен из старых казачьих родов Черкасовых и Торгошиных, участвовавших в сибирских походах и завоеваниях. Один из дедов Василия, атаман Александр Степанович, с лицом темным, «как голенище», заприметив раз с горы оторвавшийся в бурю от берега тяжело груженый плот, сбежал вниз, успел поймать причальный канат и, по колена уйдя в землю, удержал-таки плот с войсковым добром...

В чисто прибранных комнатах родительского дома с резными наличниками на окнах стояли обитые железом сундуки, в которых хранились старинные сарафаны, шушуны, накидки, казацкие кафтаны. Много лет спустя, перебравшись в Петербург, Василий Иванович в каждый свой приезд в Красноярск просил мать надевать канифасовое платье, доставать из сундуков милые его сердцу вещи и показывать, как их раньше носили.

Прасковья Федоровна была женщиной большого ума, красоты и художественного вкуса. Ее отец и дядья возили чай из Китая, владели табунами лошадей и имели в своей фамильной Торгошинской станице на противоположном берегу Енисея узорчатый дом - полную чашу. Дом окружали огороды и буйные сады, на мощеном подворье стояли богатырские кони, запряженные в громадные повозки. По праздникам старики Торгошины надевали расписные китайские халаты и, обнявшись, разгуливали по станице, распевая: «Не белы-то снеги выпадали».

У них было двенадцать дочерей и внучек, которые любили водить запомнившиеся Васе хороводы и послужили ему неиссякаемым источником народных легенд и преданий. В воинственный дом Суриковых строгая в отношении традиционных обрядов и обычаев Прасковья Федоровна внесла нежное дыхание поэзии, причудливый колорит торгошинской семьи.

Отец Сурикова, Иван Васильевич, служил в красноярском земском суде и очень любил старинные казачьи песни, которые заводил по вечерам сильным низким голосом. Обликом напоминал своих предков-казаков - высокий, широкоплечий -и пошел в них крутым, независимым нравом. Василий унаследовал от отца крепость физическую и духовную, но еще - прямоту и честность.

С шести лет Суриков ездил верхом, ходил с отцом на охоту. Быстро научился стрелять настолько метко, что отец отпускал его в чащу одного. Однажды он целый день проблуждал по тайге и только к вечеру выбрался к дому. «Отец и мать стояли на плотине и кричали мне... Помню, как отец схватил меня за ноги, чтобы бить, а мать схватила за голову, чтобы защитить, -чуть меня не разорвали».

Несмотря на строгость нравов, атмосфера в доме была весьма непринужденная, а верность казачьим традициям сочеталась с интересом к современной политической и культурной жизни. Дядья Сурикова, Иван и Марк, считались, по словам художника, людьми образованными, выписывали из столицы книги и журналы, в том числе некрасовский «Современник».

Благодаря им в мальчике рано пробудилась тяга к изобразительному искусству и к отечественной истории. Дядья обсуждали в кругу семьи сооружение Исаакиевского собора в Петербурге и прибытие из Италии знаменитой картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Причем у себя в Красноярске они хранили фотографии... ассирийских памятников.

Такая необычная, на первый взгляд, широта кругозора членов патриархальной казачьей семьи объясняется тем, что деды и родители Сурикова испытали на себе влияние ссыльных декабристов. Их встречала девушкой в церкви и его мать, которая была искусной рукодельницей: вышивала гладью по собственным рисункам целые картины с гарусом и бисером, плела кружева. С ее образом всегда были слиты у Сурикова воспоминания о биографии детских лет.

Когда Васе Сурикову исполнилось пять, отца перевели по службе в село Сухой Бузим. Художник вспоминал, как ранняя зима обступала село непролазными сугробами, вокруг неделями мела злая метель, сквозь обледенелые слюдяные окошки едва можно было разглядеть соседские крыши. А весной проселок тонул в непролазной грязи. Зато с наступлением лета, писал о своей биографии Суриков, «я целыми днями пропадал с ватагою сверстников, то в поемных лугах, где паслись казачьи табуны, то в тайге в поисках ягод и грибов». Жаль, школы в Бузиме не было, и родители отправили сына учиться в Красноярск. Там в феврале 1859 года он и получил известие о смерти отца.

К тому времени Суриков уже вовсю рисовал. С учителем рисования в приходском училище ему явно повезло. Он Васю быстро заприметил и стал осторожно развивать явные способности мальчика. И все же оставаться бы ему уездным регистратором, подобно отцу, и писать на досуге акварелью и маслом, как его дядья, есаул с хорунжим, не повстречай он богатого золотопромышленника-мецената Петра Кузнецова, который снабдил новоиспеченного канцеляриста деньгами на дорогу до Петербурга и обеспечил там его проживание на весь срок обучения в Академии художеств.

В начале лютой зимы 1868 года Суриков с двумя попутчиками тронулись в возке по ямскому тракту. Тяготы и лишения более чем двухмесячного пути закаленного в кулачных боях Василия не страшили. Однако на вступительном экзамене в Академию он провалился «по гипсу». Сдаваться упрямый потомок сибирских казаков не привык. Оказавшийся в ту пору в Петербурге Кузнецов помог ему поступить в рисовальную школу Общества поощрения художников. В этом учебном заведении готовили прикладников, мастеров художественного ремесла. Суриков занимался истово и успешно овладел трехлетним курсом школы за три летних месяца, после чего сдал вступительные экзамены в Академию и был зачислен вольнослушателем.

В августе 1870-го его перевели из вольнослушателей в полноправные студенты. Он был освобожден от платы за обучение, получил в течение двух лет несколько серебряных медалей и денежных премий, а затем стал стипендиатом. В 1874 году ему единодушно присудили Малую золотую медаль за картину «Милосердный самарянин», и Суриков начал готовиться к дипломнои конкурсной работе на Большую золотую медаль.

Занятия почти не оставляли молодому человеку свободного времени. Живопись, книги и музыка заменяли ему развлечения. Кроме семьи своего покровителя Кузнецова он мало кого видел. Но домой писал, что живет «довольно весело». На трудности Суриков ни тогда, ни потом не жаловался. К началу 1870-х годов это был уже сложившийся художник со своим видением мира, со своим чувством натуры и художественной правды.

Большой золотой медали за композицию на заданную евангельскую тему Суриков не удостоился. «Талантливо. Но это не история, а жанр. Это легкомысленно». Так высказались - за исключением Павла Чистякова -все члены Совета Академии. Возможно, не без благого стремления несколько остудить амбиции своего известного уже к тому времени выпускника. Чистяков же, зная крутой сибирский нрав своего ученика - если бросит кисти, то навсегда, - продолжал добиваться присуждения своему воспитаннику заслуженной главной награды. Его горячие доводы все-таки заставили членов Совета изменить свое мнение и ходатайствовать о заграничной стажировке для Сурикова, на что были вскоре получены и разрешение, и 800 червонцев лично от государя.

Неожиданно художник наотрез отказался от высочайшей милости и вместо этого попросил предоставить ему работу по росписи храма Христа Спасителя в Москве. Совет Академии согласился и даже выделил Сурикову мастерскую. Там весной 1877 года Василий Иванович выполнил картоны будущей росписи. Ему заплатили за работу целых десять тысяч рублей. Теперь он чувствовал себя надолго обеспеченным и в начале 1878 года попросил руки давно приглянувшейся ему обаятельной внучки ссыльного декабриста Свистунова, Елизаветы Августовны Шаре. Устоять перед немногословным, но таким мужественным красавцем в шелковой косоворотке, с густыми бровями вразлет и глубоким взглядом больших темных глаз было невозможно.

Молодые сняли маленькую квартирку на Зубовском бульваре и зажили тихо и счастливо. Вскоре у них родились две дочери.

В жене Суриков нашел не только любимую и любящую женщину, но и верную помощницу. Когда она приезжала с ним и дочерьми к его матери в Красноярск, то всегда помогала свекрови на кухне, сопровождала ее в церковь, сшила ей прекрасное платье, в котором Прасковью Федоровну и похоронили.

И все же бешеный сибирский темперамент Сурикова нет-нет да и давал себя знать. В гневе мог даже побить оппонента, за что потом казнил себя. Елизавета Августовна терпеливо успокаивала мужа, и тот слушался ее беспрекословно, хоть втайне ревновал к друзьям-живописцам, даже к , который сблизился с ним вовремя учебы в Академии. Страстность во всем являлась отличительной чертой суриковской натуры. И невероятная требовательность к себе, которой он отличался с первых шагов на художественном поприще. Рассказывают, что как-то ему удалось продать две свои ранние работы за хорошую цену. Опомнившись, Василий Иванович догнал покупателей, вернул им деньги, а холсты сжег...

Именно в Москве Суриков остро почувствовал, что русская историческая живопись - его настоящий путь в искусстве. И с этого пути он больше не свернул. Окрестности Кремля сделались излюбленным местом его вечерних прогулок. Ему чудились в темноте тени стрелецких жен в парчовых душегрейках и страшная непреклонная фигура царя Петра верхом на лошади... Рисунки и акварели исторических памятников, наброски старинной утвари, одежды обозначили подступы к замыслу будущей картины, целиком захватившему художника. Окончательный сюжет «Утра стрелецкой казни» явился ему, по его словам, у Лобного места на Красной площади.

Чтобы облечь этот сюжет, внутренний образ будущей картины, в плоть и кровь, потребовались длительное изучение исторических источников и музейных вещей, десятки предварительных эскизов и этюдов с натуры. Почти три года титанической работы были отданы картине, в которой Суриков явился не только наследником, но и великим новатором русской исторической живописи - от Ломоносова до Ге и Репина. Репин советовал ему заполнить виселицы. «Повесь, повесь!» - убеждал Илья Ефимович. Но Суриков не послушался, красота победила. «Кто видел казнь, тот ее не нарисует», - считал он.

В поисках типажей для образов стрельцов Суриков обшарил все московские «щели» - искал среди могильщиков, на Смоленском рынке, в трактирах. Бегая на морозе по городу в расстегнутом пальто, заболел воспалением легких. Разочаровавшись в докторах, прибег к старому казацкому способу - пустил кровь. К весне полегчало, а летом на кумысе он совсем поправился.

Одну холодную пустую комнату в суриковской квартире, с разбросанными по полу тощими тюбиками красок и двумя сломанными стульями, перегораживал огромный холст. Чтобы охватить взглядом все полотно, художник должен был искоса смотреть на него из соседней, жилой комнаты, куда постоянно забегал, натыкаясь на жену и дочерей.

Это могучее полотно, героем которого выступал народ, публика впервые увидела на открывшейся 13 марта 1881 года очередной выставке передвижников. В тот день народовольцы взорвали бомбой Александра II. На посетителей выставки картина производила большое впечатление, а в снисходительно-сдержанных похвалах критики сквозило явное непонимание ее своеобразия.

Он же тем временем, не давая себе передышки, приступил к работе над «Меншиковым в Березове». С необычайной живостью коренного сибиряка представил себе затерянный на берегу Сосьвы городок и избу, в которой доживал с семьей последние годы опальный сподвижник Петра Великого. Готовясь к воплощению поистине шекспировского замысла, Суриков пристально изучал исторические документы и бытовые реалии, изображения некогда всесильного временщика.

Тема, сюжет будущей картины прояснились, а вот композиция никак не складывалась в авторском воображении. Лето 1881 года Василий Иванович проводил с семьей в подмосковной Перерве. Стояли дождливые дни. Суриков сидел у стола перед раскольничьей божницей. Родные собрались рядом в грустном ожидании хорошей погоды. И вдруг его, словно молнией, озарило: вот оно! Меншиков в Березове. Картина представилась ему во всех деталях.

Лица младших детей героя картины он нашел на следующий день в Москве, куда срочно поехал за красками. А старшую дочь Меншикова, Марию, изобразил в облике своей любимой жены. Так родилась вторая часть суриковской живописной трилогии страдания: казнь стрельцов, ссылка Меншикова, заточение боярыни Морозовой.

Одним из первых подлинное значение Сурикова понял Павел Третьяков. Он приобрел для своей знаменитой галереи «Утро», «Меншикова» и последующие суриковские работы. Полученные деньги позволили художнику после восьми лет непрерывного труда отправиться с женой и дочерьми в длительное заграничное путешествие. Василий Иванович ехал не на отдых, а на «стажировку», от которой когда-то отказался стипендиатом Академии художеств. Его ждали сокровища европейских музейных собраний.

Слава и материальное благополучие не изменили художника. Все знавшие его отмечали редкостную скромность Сурикова, простоту уклада жизни, которую он вел в кругу своей семьи. В этой жизни было мало внешних событий, но она отличалась внутренней насыщенностью и гармонией, полностью подчиняясь неустанному подвижническому труду. Жил он с женой и дочерьми все в той же маленькой квартирке, напоминавшей вещами и обстановкой о сибирских корнях хозяина. В счастливые минуты Василий Иванович снимал со стены гитару и напевал старинные песни. При первой возможности отправлялся на родину, в Красноярск, где создал замечательные психологические портреты земляков, «Сибирскую красавицу», «Горожанку», серию акварельных зарисовок.

В разгар работы семью постигло страшное горе -весной 1888 года скончалась Елизавета Августовна. Долго еще Суриков в дождь и снег бегал на Ваганьковское кладбище к могиле жены и больше года не в силах был вернуться к работе. Только в 1895 году постаревший и поседевший художник закончил свою следующую программную картину «Покорение Сибири Ермаком».

«Степан Разин» стал последним завершенным шедевром в творческой биографии Сурикова, показанным на выставке передвижников 1906 года. А в 1907 году он вышел из утратившего к тому времени свой передовой дух Товарищества передвижных художественных выставок и примкнул к Союзу русских художников. Ему неоднократно предлагали профессуру в Академии художеств и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Однако Суриков отказывался, ибо слишком дорожил творческой свободой. Его имя, его мощная личность обрастали легендами. Вспыльчивый и нетерпеливый, но прямой и искренний, он по-прежнему не любил досужих советчиков и мало кого пускал к себе в мастерскую. Зато уж тем, кого пускал, вываливал из сундука прямо на пол этюды и эскизы, усаживаясь в своей характерной манере верхом на стул.

Василий Иванович успел еще в компании мужа своей старшей дочери, талантливого художника Петра Кончаловского, совершить плодотворное путешествие в Испанию, где оба они не только наслаждались впечатлениями, но и интенсивно работали. Недаром многие суриковские акварели и рисунки испанского цикла стоят на уровне его высших достижений. Увы, Сурикову было уже под семьдесят. Времени и сил не хватало. Известие о начале Первой мировой войны глубоко потрясло его. Могучее здоровье сибиряка стало быстро сдавать.

Ему вдруг стало тесно дома. Хотелось, вероятно, заглушить поездками сердечную боль и тоску. В 1914 году он в последний раз надолго уехал в Красноярск. Летом 15-го пробовал было лечиться в Крыму, но быстро сбежал оттуда в Москву и лег в санаторий. Не выдержал и там. Вернулся в опустевшую квартиру и 19 марта 1916 года скоропостижно скончался от ишемической болезни сердца. Похоронили Василия Ивановича Сурикова, по его просьбе, рядом с могилой жены, на Ваганьковском кладбище.

Василий Иванович Суриков

Из окна Красноярского училища, где учился Суриков, была видна городская площадь. На ней возвышался эшафот для публичных наказаний и казней. Однажды мальчик стал очевидцем казни трех мужиков за поджог. Приговоренных в белых рубахах привезли к эшафоту на телеге. Женщины, их родственницы, с плачем кинулись к ним. Это впечатление надолго запало в душу Сурикова. Через много лет увиденное воплотилось в знаменитой картине «Утро стрелецкой казни».

Василий Иванович Суриков, один из наиболее «русских» живописцев среди всех российских мастеров, обладал поразительным самобытным талантом и художественным чутьем, позволившим ему увидеть и очень точно передать на своих полотнах картины давно минувших дней, «преданья старины глубокой». В этом Сурикову помогли яркие впечатления, связанные с суровой действительностью и природой Сибири, где будущий художник провел свое детство и юность.

Далекий предок знаменитого русского живописца, есаул Суриков, пришел на сибирские земли с Дона вместе с войском Ермака. Потомки есаула, казаки Суриковы, были храбрыми воинами и на протяжении нескольких веков несли караульную службу у стен города, отражая нашествия врагов. Когда неприятель подходил к крепостным сооружениям, на Караульном бугре зажигался огонь.

В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни», 1881, Третьяковская галерея, Москва

В одном из сражений прапрадеду художника, Петру Сурикову, стрелой из лука выбили глаз. С той поры его прозвали Петром Кривым.

Василий Суриков родился в Красноярске. Его отец, Иван Васильевич, занимал должность регистратора в суде. По вечерам он играл на гитаре и пел старинные песни донских казаков, а жена, Прасковья Федоровна, вышивала чудесные узоры на шалях и коврах, вязала кружева. Мать показывала мальчику искусно расшитые шали, повойники из парчи, он любовался старинной казачьей амуницией, бережно хранившейся в доме, седлами, шашками, ятаганами, ружьями, оставшимися от предков. Были в доме и старые книги с диковинными картинками, которые Вася подолгу рассматривал.

Рисовать мальчик начал с четырех лет. Он процарапывал гвоздем нехитрые детские рисунки на сиденьях стульев. Маленького художника ругали, но это не могло остановить его тяги к творчеству. Вскоре Вася стал рисовать на бумаге карандашом и углем.

В школе любимым уроком Сурикова стало рисование. Учитель Н. В. Гребнев показывал ему репродукции известных русских и зарубежных мастеров. Мальчик делал копии с гравюр Тициана, Рафаэля, Боровиковского, Брюллова. Вместе со своим наставником Вася учился писать этюды в окрестностях Красноярска.

В 1861 году Суриков поступил в Красноярское приходское училище, но закончить его Василию не удалось: умер отец, и юноше пришлось зарабатывать на хлеб в должности писца в губернском совете. В свободное время он целиком отдавался любимому занятию - рисованию. Он делал портреты своих сослуживцев и дарил их им, изображал казаков, крестьян, девушек. На Пасху молодой художник расписывал яйца и продавал их по 3 рубля за сотню. Суриков очень хотел учиться, но бедность не давала ему возможности бросить надоевшую работу. И тут вмешался случай.

На одной из бумаг Василий нарисовал муху, а столоначальник, решив пошутить, подложил ее на стол губернатору П. Н. Замятину. Последний, заметив насекомое, начал безуспешно смахивать его со стола. Наконец он догадался, что муха нарисованная, и, вызвав столоначальника, поинтересовался, кто автор столь замечательного творения. Вскоре Сурикову велели прийти к губернатору с другими рисунками. Замятин увидел несомненный талант юноши и походатайствовал о его обучении в Петербургской академии художеств. Деньги на содержание и проезд в столицу молодому человеку дал городской голова, золотопромышленник П. И. Кузнецов.

На экзамене в Академии художеств Сурикову предложили нарисовать гипсовую руку. До этого он никогда не имел дела с гипсовыми моделями, поэтому рисунок получился не совсем удачным. Член приемной комиссии, Ф. А. Бруни, объявил юноше, что он не умеет рисовать, поэтому не может быть принят в академию.

Чтобы подготовиться к новому поступлению в академию, Суриков начал заниматься в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников. Василий старательно изучал анатомию, законы перспективы и ракурса.

В 1869 году он блестяще сдал экзамен и был принят в число учащихся академии.

Учителем Сурикова стал знаменитый педагог, художник П. П. Чистяков, вырастивший многих известных живописцев.

В. И. Суриков. «Меншиков в Березове», 1883, Третьяковская галерея, Москва

В 1875 году Василий Суриков завершил обучение в академии. За свою программную картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» он получил звание классного художника 1 степени. В этой композиции, исполненной по законам академизма, молодому мастеру удалось передать драматизм происходящих событий. Хотя полотно еще не так совершенно, как большинство работ следующих лет, в нем виден несомненный живописный талант Сурикова.

В 1878 году Суриков поселился в Москве. В этом же году художник начал писать картину «Утро стрелецкой казни» (1881, Третьяковская галерея, Москва), замысел которой появился у него еще в то время, когда он ехал из Сибири в Петербург поступать в академию.

Посетив Лобное место на Красной площади, художник вспомнил казнь, которую он видел в Красноярске. Давно минувшее событие ожило перед глазами Сурикова, и он представил все, что будет изображено на полотне. Приступая к созданию картины, Суриков прочитал дневник австрийского посла Иоганна Георга Корба, ставшего свидетелем казни стрельцов.

На полотне изображена Красная площадь ранним утром 1698 года. В темной людской массе выделяются стрельцы, одетые в белые рубахи смертников. В их руках зажженные свечи. Приковывает внимание рыжебородый стрелец с лихорадочно горящими глазами. Его полный ненависти взгляд обращен к Петру I, восседающему на белом коне. Именно эти две фигуры - царя и рыжебородого стрельца - являются главными в общей композиции картины. Стрелец олицетворяет собой все отжившее, уходящее прошлое, Петр I - будущее страны, ее могущество и силу. И в то же время эти две фигуры напоминают о противостоянии двух сил - народа и государственной власти.

Хотя авторская позиция ясна (Петр и его сподвижники представлены сильными и уверенными в своей исторической правоте), Суриков не может не сочувствовать стрельцам, не восхищаться их мужеством и стойкостью. С огромной достоверностью автор передает боль и страдания родных и близких осужденных. На самом деле казнь стрельцов происходила в Преображенской слободе, но живописец намеренно перенес действие на Красную площадь, вкладывая в изображение более глубокий смысл: разрушая устаревшие традиции и открывая России путь в Европу, Петр I сломал множество народных судеб.

Важное место в композиции отведено архитектурному фону. Строгие формы кремлевских башен и стен, под которыми стройными рядами стоят солдаты, напоминают о силе государственной власти, способной поддержать порядок в стране. А над эшафотом возвышается собор Василия Блаженного со срезанными верхним краем холста куполами, как будто обрубленными топором. Сложный ритм многочисленных глав собора соответствует беспорядочному движению людей в толпе, окружившей осужденных. Суриков писал: «В Москве очень меня соборы поразили. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался». Немаловажную роль играет и колорит картины. Красный цвет в одежде стрельцов и их родных, выделяясь яркими пятнами, напоминает о том кровавом зрелище, которое скоро предстанет взору присутствующих.

Обращаясь к событиям ушедшей эпохи, Суриков, всегда далекий от политики, как бы проводит параллель с современностью, с революционной борьбой народничества против царской власти. Знаменателен факт, что IX выставка передвижников, на которой была представлена картина «Утро стрелецкой казни», открылась 1 марта 1881 года, в день убийства Александра II народовольцем И. И. Гриневицким (хотя это совпадение было чистой случайностью).

Картина принесла Сурикову всеобщую известность и славу. Через два года художник написал еще одно свое знаменитое полотно - «Меншиков в Березове» (1883, Третьяковская галерея, Москва). К этому времени мастер задумал «Боярыню Морозову», но, как он сам говорил позднее, «чтобы отдохнуть (после „Стрельцов“) „Меншикова“ начал».

Сурикова интересовала судьба отдельной личности в истории, и он обратился к реальному факту минувшей эпохи - ссылке в Сибирь фаворита Петра I Александра Меншикова после смерти Екатерины I. Все имущество когда-то всесильного временщика было конфисковано, а его самого вместе с семьей отправили на север Сибири. В дороге недалеко от Казани умерла жена опального вельможи.

В. И. Суриков. «Сцена из римского карнавала», 1884, Третьяковская галерея, Москва

Меншиков изображен сидящим в бедной крестьянской избе в окружении двух дочерей и сына. Суриков поместил своих героев в обстановку, знакомую ему с детства: мрачную холодную горницу с маленьким окошком из слюды. Художник вспоминал: «Комнаты у нас в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры казались громадными. Я потому всегда старался или горизонт очень низко поместить, или фону сделать поменьше, чтобы фигуры больше казались». Многие критики поставили в вину мастеру несколько увеличенный масштаб фигуры Меншикова, но для Сурикова важно было передать не столько сходство персонажей с их историческими прототипами, сколько сам дух эпохи.

В. И. Суриков. «Боярыня Морозова», 1886, Третьяковская галерея, Москва

За столом собралась вся семья. Младшая дочь Александра читает Евангелие, но похоже, что ее никто не слышит. Каждый думает о своем. Тягостные мысли одолевают Меншикова, отрешенным взглядом он смотрит в пустоту. Рядом с ним сидит старшая дочь Мария, которая когда-то была нареченной Петра II (моделью для ее образа послужила жена художника). Глаза этой хрупкой, красивой девушки полны глубокой печали. Символична черная, похожая на траур, шубка, в которую закутана Мария. Так же как и ее отец, Мария никогда не вернется на родину и умрет в Сибири. Полной противоположностью своей старшей черноволосой сестра является юная Александра. Ее не тревожит тоска по прошлому, она полна надежд на будущее. После восшествия на трон Елизаветы, дочери Петра, младшая дочь Меншикова вместе с братом Александром, сидящим рядом, вернется в столицу. Склоненная над книгой золотистая головка девушки, ее расшитая душегрея, отороченная светлым мехом, - все создает ощущение светлой радости и счастья.

Картина «Меншиков в Березове» представляет Сурикова замечательным колористом. Вызывают восхищение несколько приглушенные, но свежие краски, звучащие, словно тихая музыка. Благодаря серебристо-голубым, синим, янтарным, золотистым оттенкам парча, бархат, мех кажутся осязаемо реальными.

Виртуозно передано двойное освещение: холодный зимний свет льется из маленького окошка, теплые золотистые лучи идут от горящей у иконы Богоматери лампады.

Современники оценили новый шедевр Сурикова. П. М. Третьяков приобрел полотно для своей галереи и поместил его рядом с «Утром стрелецкой казни». Деньги, полученные художником за картину, позволили ему совершить путешествие по Италии, Франции, Испании, Германии. За границей он изучал картины старых мастеров: Тинторетто, Тициана, Веронезе и др. Привлекала Сурикова и современная живопись.

В Европе художник много времени уделял натурным этюдам. Он стремился сделать краски на своих картинах еще более близкими к естественным. О росте колористического мастерства Сурикова говорит его новая работа «Сцена из римского карнавала» (1884, Третьяковская галерея, Москва). На полотне изображена молодая римлянка, одетая в розовое домино. Звучный колорит этого произведения (одежда девушки, яркие цветы, рассыпанные по парапету) создает у зрителя радостное настроение.

В. И. Суриков. «Переход Суворова через Альпы», 1899, Русский музей, Санкт-Петербург

Вдали от родины Суриков сделал множество рисунков. Особенно привлекала его акварель. В этой технике художник выполнил множество пейзажей с изображением Неаполя, Флоренции, Рима, Помпеев, Севильи, Гранады.

Еще до создания картины «Меншиков в Березове» Суриков задумал написать большое полотно «Боярыня Морозова». За границей, помимо многочисленных акварельных пейзажей, он сделал несколько набросков к этому произведению.

Впервые о судьбе боярыни Морозовой Суриков услышал еще ребенком от родственницы по материнской линии. Рассказ о раскольнице, не отрекшейся от своей веры даже под жестокими пытками, мальчик запомнил на всю жизнь.

Феодосия Прокопьевна Морозова была женой боярина Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича. Она поддержала протопопа Аввакума, не принявшего церковные реформы патриарха Никона. Боярыня привлекла на свою сторону сестру - княгиню Урусову. Все свои богатства боярыня раздала раскольникам. Царь и патриарх пытались уговорить ее, но ничто, даже мучение на дыбе, не смогло сломить упорство этой сильной женщины, кричавшей своим врагам: «Огнем спалите меня на костре, смерть в огне приму как избавление!» Вместе с княгиней Урусовой боярыню Морозову отвезли в Пафнутьев-Боровский монастырь и посадили в яму. Сестер морили голодом и холодом, и вскоре они умерли.

Перед началом работы над картиной Суриков познакомился с трудами историков В. О. Ключевского, И. П. Забелина, Н. С. Тихонравова, изучил исторические документы. Созданию картины предшествовало множество набросков, зарисовок, этюдов и эскизов.

Художник изобразил на полотне тот момент, когда боярыню Морозову в крестьянских санях везут на муки и поругание. Глаза женщины горят фанатичным огнем, рука ее поднята в двуперстном знамении старообрядцев. Ее худое лицо и тонкая фигура, облаченная в черные одежды, кажутся величественными и монументальными. Особую выразительность и трагическую напряженность картине придает контраст черного (шубы и платки нескольких персонажей и самой боярыни) и белого (снег на земле и крышах домов). Нередко цветовые решения во многих произведениях Сурикова появлялись благодаря случайным впечатлениям. Так, художник вспоминал: «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом „Боярыню Морозову“ написал. Да и „Казнь стрельцов“ точно так пошла: раз свечу зажженную днем на белой рубахе увидал, с рефлексами».

Хотя центральной фигурой картины является боярыня Морозова, для Сурикова ее личная трагедия - это трагедия всего народа. Сани окружает множество людей: мужчин, женщин, детей. В их лицах зритель видит отражение страданий боярыни. Взгляд притягивает сидящий на снегу юродивый в рваном рубище. Он бесстрашно отвечает боярыне двуперстным знамением. Рядом стоит странник с деревянным посохом в руке. В его взгляде читается сострадание и печаль. Сочувствие и боль выражены на лицах старухи, прижимающей к губам край богато расшитого жемчугом платка, и молодой женщины возле нее. Ярким пятном выделяется среди других фигур девушка в золотисто-желтом платке и нарядной темно-голубой шубке. Всем своим видом она выражает кротость и в то же время душевную стойкость и силу. Ее низко склоненная голова как будто повторяет движение Богоматери на стене церкви.

Женские образы на картине поражают своей задушевностью и тонким лиризмом. В них художник показал не только физическую, но и духовную красоту русской женщины: умение сострадать чужому горю, доброту, безграничное терпение и готовность к любым жизненным испытаниям.

Прежде чем остановиться на диагональном композиционном построении, Суриков выполнил множество эскизов. Но именно последний вариант отражал глубину авторского замысла и передавал эффект движения саней сквозь толпу людей. Как и в других своих произведениях, в «Боярыне Морозовой» художник отказывается от традиционного способа передачи иллюзорного пространства и уплотняет его, приближая к переднему плану архитектурный фон. Это создает впечатление заполненности улицы человеческими толпами, которое в то же время не закрывает от зрителя главных персонажей и не лишает их значимости.

Художник виртуозно передает фактуру тканей, узоры, покрывающие одежду героев. Все это помогает мастеру уловить дух изображаемой эпохи, показать своеобразие ее быта. Этой же цели служат и архитектурные детали картины. Представляя город XVII столетия, Суриков удачно совместил приметы московских и красноярских улиц. Созданию картины предшествовало множество пейзажных этюдов: мастер писал московские бульвары, занесенные снегом, дома, следы, оставленные полозьями саней.

В. И. Суриков. «Степан Разин», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург

В. И. Суриков. «Посещение царевной женского монастыря», 1912, Третьяковская галерея, Москва

Героев для своей картины Суриков брал из реальной жизни. Первоначально для образа боярыни Морозовой был написан этюд с его тетки, Авдотьи Васильевны. Но эта работа не удовлетворила художника, и он написал портрет уральской начетчицы Анастасии Михайловны. Именно она стала моделью для Морозовой. Одну из девушек в толпе Суриков написал с готовящейся в монашки Сперанской. Позировали ему и женщины-старообрядки.

В поисках натуры для образа юродивого живописец бродил по московским рынкам, где и обнаружил подходящего человека. Позднее мастер вспоминал: «В начале зимы было. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал… Так на снегу его и писал». «Боярыню Морозову», представленную на XV Передвижной выставке, приобрел П. М. Третьяков.

В 1888 году умерла жена художника, и Суриков впал в глубокую депрессию, забросив живопись. Приглушить горе ему помогла поездка в Сибирь (1889–1890), после которой была создана картина «Взятие снежного городка» (1891, Третьяковская галерея, Москва). В этом произведении Суриков попытался создать обобщенный образ русского народа, показать его силу, удаль, веселье.

Одной из лучших исторических картин Сурикова, прославляющих народную мощь и мужество, стало полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Третьяковская галерея, Москва).

Художник изобразил битву русских казаков, возглавляемых Ермаком, с Кучумом. Русское войско кажется монолитным и сплоченным, в рядах противника - смятение и разрозненность. Рядом с суровыми воинами-татарами мечутся местные жители: остяки, вогулы. Автор показал трагедию людей, случайно попавших в водоворот истории. Напряженность борьбы передает сдержанный колорит картины, выдержанный в коричнево-серых тонах. Лишь кое-где выделяются желтые, красные, зеленые пятна. Подвиг русского народа воспевает и композиция «Переход Суворова через Альпы в 1799» (Третьяковская галерея, Москва), написанная Суриковым в 1899 году. Следующее произведение исторического жанра - «Степан Разин» (Русский музей, Санкт-Петербург) - было создано в 1907 году.

Последней крупной работой художника стала картина «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Третьяковская галерея, Москва), замечательно передающая особенности быта старой Руси. Произведение интересно также своим глубоким психологизмом, где автор стремится показать различие человеческих характеров. Темы русской истории не переставали волновать Сурикова и в последний период его жизни. В эти годы он работал над эскизами с изображением княгини Ольги, встречающей тело своего убитого супруга, князя Игоря.

Помимо картин на исторические сюжеты, художник создавал портреты, в которых проявился интерес к внутреннему миру модели (портреты Т. К. Доможиловой, 1891, Третьяковская галерея, Москва; А. Д. Езерского, ок. 1910, частное собрание).

Глубоко патриотичное творчество Сурикова, воспевающее духовные силы народа, стало новым этапом не только в русской, но и в мировой истории живописи. Многие его живописные открытия и достижения были подхвачены другими художниками.

Из книги Черный квадрат автора

М.В. Матюшину (1916)* <Июнь> 1916.Дорогой Михаил Васильевич.Получил Вашу открытку. Очень меня она огорчила. Печально, что культурный уголок Петрограда стал хворать, совсем не кстати. Жаль Закржевского.* * *Меня бог не оставил своей заботой. На целое лето приехала сестра

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

По вертикали Суриков Василий СуриковПереход Суворова через Альпы в1779 году. 1899Холст, масло. 495 х 373 смГосударственный Русский музей,Санкт-ПетербургИз семи великих исторических картин Сурикова “Переход Суворова через Альпы” считается наиболее патриотической и самой

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

Вокруг «Супремуса» (1916–1918) Записка о расширении сознания, о цвете, о молодых поэтах* Не знаю, уменьшилась ли земля1 или увеличилось сознание нашего творчества.Но знаю, что рамки Искусства расширились за пределы земли.Все те, через сознание которых проходят живые токи,

Из книги Антонио Гауди автора Бассегода Нонель Хуан

Бельесгуард. 1900-1916 По сравнению с криптой Колонии Гуэль усадьба Бельесгуард кажется простой и скромной постройкой - во всяком случае, на первый взгляд. Если бы это здание строилось вслед за криптой, то, даже учитывая, что это всего лишь односемейный жилой дом, оно могло

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Василий Суриков 1848-1916 Василий Суриков родился в Красноярске. В дикой сибирской глуши. Мощь сибирской природы, ее суровость наложили неизгладимый отпечаток на характер художника.Двадцатилетним приехал он учиться в Петербургскую Академию художеств. Но по окончании не

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Виктор Васнецов 1848-1926 В 1858 году десятилетний Виктор Васнецов, сын сельского священника, отправился на учебу в Вятское духовное училище. Его деды и прадеды были священнослужителями, старший брат, также посвятил свою жизнь служению Богу.«Будущая ваша жизнь принадлежит и

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Реформаторская горячка в Третьяковской. 1916 Итак, приближался 1916 год. Он начался, как и предыдущий, под грохот орудий. Проходили один за другим санитарные поезда с фронта. Неустанно работали госпитали. Открывались все новые и новые частные лазареты. Война у всех была на уме.

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Василий Иванович Демут-Малиновский В. И. Демут-Малиновский происхождением из семьи «резного дела мастера И. Демута». Учился в Академии художеств у М. И. Козловского, награжден серебряными и золотыми медалями, в том числе большой золотой - за рельефы «Взятие фрегатов

Из книги Ренессанс Русского балета автора Пастори Жан-Пьер

Евсей Евсеевич Моисеенко (1916–1988) Война, на которой ему пришлось побывать, навсегда оставила след в его душе. Сам Евсей Евсеевич говорил: «Я помню, как мать провожала меня на войну; будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин! Как память о

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Одилон Редон (1840–1916) С закрытыми глазами 1890. Музей д’Орсе, ПарижВ живописи Редона присутствует отстраненность человека от окружающей его действительности, что присуще творчеству большинства символистов. Закрытые глаза героини данного полотна, которое некоторые

Из книги автора

Поль Гоген (1848–1903) Девушка, держащая плод 1893. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургГоген, неисправимый фантазер и мечтатель, наделенный необыкновенным воображением, нашел свою «землю обетованную» на Таити, где люди живут в согласии с природой в первозданном мире, не

Из книги автора

Суриков Василий Иванович (1848–1916) Меншиков в Березове А. Д. Меншиков, сподвижник Петра I, генералиссимус, один из богатейших людей этого времени, в годы правления Петра II был отстранен от власти, лишен имущества и отправлен с семьей в ссылку в далекий сибирский город

- (1848 1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть… … Художественная энциклопедия

- (1848 1916), рус. художник. Получив приглашение участвовать в иллюстрировании Собр. соч. Л. (1891, Кушнерев), С. выбрал «Песню про...купца Калашникова» и выполнил илл. «Палач» (итал. карандаш, уголь; ГРМ); художник отошел от традиц. изображения… … Лермонтовская энциклопедия

Русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к… … Большая советская энциклопедия

- (1848 1916) российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных… … Большой Энциклопедический словарь

Суриков (Василий Иванович) исторический живописец и жанрист, родился в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи … Биографический словарь

- (1848 1916), живописец. Член Товарищества передвижников. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряжённым конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную… … Энциклопедический словарь

Суриков, Василий Иванович - В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Третьяковская галерея. СУРИКОВ Василий Иванович (1848 1916), российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В. И. Суриков. Боярыня Морозова. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск — 1916, Москва), живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869—75) у П.П. Чистякова; действительный член Академии художеств (1893). С 1877 в… … Москва (энциклопедия)

Исторический живописец и жанрист; род. в 1848 г.; с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики… … Большая биографическая энциклопедия

Исторический живописец и жанрист, род. в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездн. училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Русские мастера живописи. Василий Иванович Суриков , . Богато иллюстрированное издание! Москва, 1955 год. Государственное издательство изобразительного искусства. Оригинальная обложка. Сохранность хорошая. Издание представляет собой…
  • Василий Иванович Суриков , . Картинами "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" В. Суриков вошел в отечественное искусство как исторический живописец. Влюбленный в русскую культуру, в русские…


Василий Иванович Суриков (12 (24) января 1848, Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва) - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Репин Илья Ефимович. Портрет Василия Ивановича Сурикова.

Родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске. Принадлежал к казачьему сословию. Крещён 13 января во Всехcвятской церкви. Дед - Василий Иванович Суриков (умер в 1854), двоюродный брат деда - Александр Степанович Суриков (1794-1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, обладал большой силой. Однажды в бурю оторвался от берега плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.


Портрет П.Ф. Суриковой (матери художника). 1887

Отец - коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков (1815-1859). Мать - Прасковья Фёдоровна Торгошина (14 октября 1818-1908) - родилась в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края). В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает - семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома.


Музей-усадьба В. И. Сурикова в Красноярске. Автор фото: Кузнецов.

Начал Суриков рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Николай Васильевич Гребнёв - учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске). После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление - у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената - красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.


Старый Красноярск. 1914


Памятник В. И. Сурикову в Красноярске на территории музея-усадьбы Сурикова
(скульптор Юрий Злотя).

11 декабря 1868 года Суриков с обозом П. И. Кузнецова выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Он не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».


Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. 1870

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии - на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году художник подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самаритянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль. 4 ноября 1875 года закончил Академию художеств в звании классного художника первой степени. Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах. Часто ездил в Красноярск, где проводил лето.


Автопортрет. 1883-1884.


Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888


Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. Не позднее 1888.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858-1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени - Елизавета Артуровна Шарэ). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). Брак принёс ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Тем не менее ещё долгие годы Суриков не имел приличной мастерской, а работал в небольших комнатах. У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878-1958) и Елена (1880-1963). Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ - биография деда «Дар бесценный». Её дети - правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка - Ольга Семёнова.


Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1908


Флоренция. Прогулка (жена и дети художника). 1900


Этюд к картине «Меншиков в Берёзове» (старшая дочь Меншикова). Жена художника Елизавета Августовна Сурикова, урождённая Шаре. 1882


Портрет О.В. Суриковой. 1880-е.


Портрет О.В. Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве.
1888

В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создаёт и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке. Целый ряд суриковских портретов не имел служебного значения, их художник не включал в свою работу над картиной. В 1899-1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Фёдору Фёдоровичу Пелецкому. В. Суриков. 1899 г.» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Пелецкий Фёдор Фёдорович (1853-1916) - известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Фёдоровичем. Суриков любил оперу, увлекался музыкой. Музыка оказывала большое влияние на его творчество. Василий Иванович Суриков учился мастерству исполнения на гитаре у Пелецкого, и часто они самозабвенно играли пьесы для двух гитар.



Портрет Ф.Ф. Пелецкого. / Портрет М.П. Кончаловского в детстве (внука художника). 1915


Утро стрелецкой казни. 1881

В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. На картине изображены стрельцы, поднявшие восстание в 1682, которых ведут на казнь. В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. Суриков на лето уезжает в Красноярск. 8 августа 1887 года художник наблюдает полное солнечное затмение, пишет этюд затмения, который хранится в Тверской картинной галерее. В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.


Портрет А.И. Сурикова. 1887-1890


Пейзаж с фигурой брата.


Серов Валентин Александрович. Портрет художника В.И. Сурикова. Конец 1890

8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. В начале лета 1889 года художник вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске было написано полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашёл тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году. С 1893 года Суриков - действительный член петербургской Академии художеств.


Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895


Автопортрет на фоне картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». 1894

В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году - в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.


Автопортрет. 1879


Степан Разин. 1906

Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын - Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына. В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.


Автопортрет. 1902

Параллельно с «Степаном Разиным» Суриков работает над несколькими картинами. В 1901 году В. М. Крутовский показал Сурикову брошюру Н. Оглоблина о Красноярском бунте (издана в Томске в 1902 году). В Красноярской шатости 1695-1698 годов участвовали предки Сурикова - Пётр и Илья Суриковы. Суриков начинает картину «Красноярский бунт 1695 года». Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира.


Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами.


Автопортрет. 1910

После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.


Посещение царевной женского монастыря. 1912


Царевна.


Автопортрет. 1913

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы. Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).


Василий Суриков с дочерью Ольгой. 1915


Автопортрет. 1915


Наташа и Миша Кончаловские с дедом, Василием Суриковым.

В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым, но вскоре возвращается. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. «Я ИСЧЕЗАЮ...» - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.


Коротков В.Д. Портрет В.И. Сурикова. 1997-1998

*Имя Василия Сурикова присвоено Московскому художественному институту.
*На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
*В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.
*В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
*Улицы имени Сурикова в: Липецке, Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Нижнем Новгороде.
*В Казахстане в городе Рудном есть переулок Сурикова.


Улица имени Сурикова в посёлке Сокол в Москве.


Бюст русского живописца Василия Ивановича Сурикова в Румянцевском саду в Санкт-Петербурге.


Мемориальная доска на доме на Волхонке, где жил Суриков, ныне - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (ГМИИ). Photo: Wikipedia / Shakko


Памятник В.И. Сурикову расположен между кафедральным собором и домом художника. Изготовление памятника происходило в 1960 году, в Москве. Скульптор Илья Котов.

Речные суда:

*танкер Василий Суриков - Енисейское речное пароходство;
*теплоход Василий Суриков - Московское речное пароходство.

В филателии-

Знаменитый русский художник.

Семья. Образование

Из семьи потомственных сибирских казаков. Отец - Иван Васильевич - был коллежским регистратором в земском суде родного города. Мать художника - Прасковья Федоровна Торгошина - происходила из станицы Торгошино под Красноярском. В доме родителей, несмотря на строгость нравов, царила непринужденная атмосфера, интерес к культуре.

С 1854 г. из-за служебного перевода отца семья Суриковых жила в с. Сухой Бузим. В восьмилетнем возрасте родители отправили сына в Красноярск, в церковно-приходскую школу, после которой он перешел в уездное училище. А еще через год от туберкулеза скончался отец будущего художника, и мать с детьми снова переехала в город. Из-за нехватки денег Суриковы сдавали внаем второй этаж своего дома. Василий вынужден был пойти в писцы в губернское управление. На дальнейшее образование сына у матери не было средств. Но мальчику повезло. Рано начав рисовать, он не бросил это занятие и в школьные годы, и во время службы. Здесь рисунки юноши заметил енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Он сумел найти для него мецената - золотопромышленника П.И. Кузнецова, который обеспечил дальнейшую учебу в Академии художеств.

С 1868 г. в столице. Не попав в Академию сразу, сначала обучался в Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Там за лето он смог освоить трехлетний курс обучения и осенью 1869 г. поступил в Академию вольным слушателем, а в 1870 г. воспитанником.

Здесь Василий учился в классе профессора П.П.Чистякова. Был четырежды награжден серебряными медалями Академии и несколькими денежными премиями. Он очень серьезно подходил к построению композиции.

Дебют молодого художника - полотно «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) - купил его благодетель П. И. Кузнецов. Летом 1873 г. юноша побывал на его приисках в Хакассии. В 1874 г. он вручил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин», за которую был награжден Малой золотой медалью.

«Утро стрелецкой казни». «Меншиков в Березове». «Боярыня Морозова»

В 1875 г. художник выпустился из Академии в звании «классного художника I степени». Вскоре после этого он получил заказ на написание четырех фресок на сюжеты вселенских соборов в строящемся новом храме Христа Спасителя в первопрестольной. В 1877 г. он перебрался туда. Его мечтой было возвращение в родной Красноярск, куда он отправлялся каждое лето. За храмовые фрески живописцу заплатили 10 тыс. рублей. Поправив финансовое положение, он в 1878 г. попросил руки у своей возлюбленной, Елизаветы Августовны Шаре, внучки ссыльного декабриста Свистунова, наполовину русской, наполовину француженки.

Тогда же художник приступил к работе над своим масштабным историческим полотном «Утро стрелецкой казни», для которого он долго исследовал источники и посещал музеи, делал много эскизов и этюдов с натуры. В этой картине живописец выступил великим новатором русской исторической живописи. Полотно было окончено в 1881 г. Тогда же его автор стал одним из передвижников.

В 1883 г. представил обществу свою новую талантливую работу - полотно «Меншиков в Березове», которую купил П.М. Третьяков. Старшая дочь Меншикова Мария получила облик жены автора.
На деньги от продажи произведения художник смог поехать с семьей в Европу, где побывал в Дрезденской галерее, Лувре и других крупнейших европейских музеях.

В 1881 г. сделал первый эскиз своей знаменитой «Боярыни Морозовой». Эта тема была навеяна художнику еще воспоминаниями своей школьной поры. Когда он жил в Красноярске у своей тетки О.М. Дурандиной, она впервые рассказала ему об опальной боярыне. Долго выбирая прототип для ее образа, художник остановился на выразительной персоне своей родственницы, А.В. Торгошиной. Прежде ее супруг, С.Ф. Торгошин, позировал живописцу для персонажа бородатого стрельца в «Утре стрелецкой казни». В образе смеющегося купца в «Боярыне Морозовой» Суриковым также был изображен его сухобузимский земляк - В.Ф. Закоурцев, а странник с посохом был списан с сибирского переселенца. Живописец создавал полотно в 1884-1887 гг., после чего оно было представлено на XV Передвижной выставке.

Дальнейшее творчество

Летом 1887 г. уехал с семьей в Красноярск. Тогда же начал писать в жанре портрета («Портрет матери», 1887; «Мой брат». 1887 (?)).

8 апреля 1888 г. скоропостижно скончалась жена. Мастер почти год не мог оправиться от потери близкого человека, прекратил писать. Опять отправился в Красноярск, где оставался до 1891 г. Тогда же создал работу на тему традиционной зимней забавы сибиряков - «Взятие снежного городка» (1891). Снежная крепость была специально выстроена в усадьбе художника, а инсценировали «снежную баталию» крестьяне с. Базиха.

Другой работой «сибирского» периода стала картина «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Во время ее написания живописца избрали действительным членом Академии художеств (1893). Однако от преподавания он отказался, дорожа творческой свободой.

За «Ермаком» последовало полотно «Переход Суворова через Альпы» (1899). Оно экспонировалось в Санкт-Петербурге и Москве и было приобретено государем.

В 1887-1900-х гг. Суриков параллельно работал над эпическим полотном «Степан Разин», этюды к которому были сделаны в Сибири и на Дону.

В 1907 г. вошел в Союз русских художников, уйдя из Товарищества передвижников. В Красноярске в 1910 г. с его помощью была открыта школа рисования. К тому же художник писал еще несколько полотен: «Красноярский бунт 1695 года», «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами» (неоконч.), «Посещение царевной женского монастыря».

В 1910 г. вместе с зятем художником П.П. Кончаловским побывал в Испании, благодаря чему родились рисунки и акварели испанского цикла.

В то время живописцу было уже под семьдесят лет. Новость о разразившейся Первой мировой войны глубоко потрясла его. Могучее здоровье сибиряка стало быстро сдавать.
Летом 1914 г. в последней поездке в Красноярск он создал ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее» и несколько акварелей. Осталась незавершенной картина «Благовещенье».

В 1915 г. отправился на лечение в Крым. Не долечившись, снова приехал в Москву, где умер от склероза сердца. Был похоронен, по его завещанию, рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Значение творчества

Творчество Василия Ивановича Сурикова принадлежит к высшим достижениям русской культуры XIX века и сопоставимо по значению с наследием таких ее титанов, как А. Иванов, М. Мусоргский, Л. Толстой, Ф. Достоевский. Глубина постижения человеческого характера сочеталась в нем со стихийной мощью и красотой художественного воплощения. В совершенстве овладев мастерством живописца, соединяя в образах своих картин целые пласты и эпохи жизни народа, он сумел создать подлинные шедевры отечественного искусства.