Волков, Федор Григорьевич – краткая биография. Волков Федор Григорьевич: краткая биография

Федор Григорьевич Волков

ВОЛКОВ Федор Григорьевич (1729-1763) - актер, создатель русского драматического профессионального театра. Из купеческой семьи. Организовал в Ярославле любительскую труппу, на основании которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый публичный профессиональный драматический театр. Играл в трагедиях Л. П. Сумарокова. В 1763 г. - постановщик уличного маскарада в Москве в честь коронации Екатерины II - «Торжествующая Минерва».

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 91.

Волков Федор Григорьевич (9.02.1729-4.04.1763), основатель постоянного профессионального русского театра, актер, писатель, переводчик. Родился в Костроме в купеческой семье. С 1735 жил в Ярославле. Учился у ссыльного немецкого пастора, затем в Москве, где познакомился с т. н. школьным театром и спектаклями итальянской труппы. В 1748, вернувшись в Ярославль, организовал сначала домашний, а с 1750 публичный театр. В 1752 театр Волкова вызвали в Петербург. В 1754-56 Волков продолжал образование в Шляхетном кадетском корпусе. Деятельность Волкова имела большое значение для развития профессионального театра. Литературное творчество Волкова связано с театром. Он перевел либретто оперы Метастазио «Титово милосердие» (пост. в Ярославле). Ему приписывают также 15 оригинальных и переводных пьес, до нас не дошедших (кроме переводов Мольера, хранящихся в Парижской библиотеке). Известные стихи Волкова «Ты проходишь, дорогая, мимо кельи…», «Станем, братцы, петь старую песню», получившие большое распространение и вошедшие в песенники XVIII в. Эпиграмма Волкова «Всадника хвалят…» опубликована в «Опыте исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова (СПб., 1772). Волкову принадлежит центральная часть либретто маскарадного представления «Торжествующая Минерва», организованного в Москве в 1763 после коронации имп. Екатерины II. В либретто, содержащее и сатирические мотивы, наряду с образами, заимствованными из античной мифологии и истории (Диоген), введены образы, отражающие русскую действительность (Кривосуд, Взятколюб). В характерное для классицизма аллегорическое представление Волков ввел также элементы народных скоморошьих игр. Волков умер, простудившись во время маскарадного шествия, происходившего на улице в зимнее время.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

ВОЛКОВ Федор Григорьевич (1728 или 1729, Кострома - 1763, Москва) - основатель русского театра. В. - старший сына купеческой семье, где было пятеро сыновей. В 1735 у В. умер отец. Мать вскоре вышла замуж за ярославского купца, владельца серного и купоросного заводов Полушкина, и семья переехала в Ярославль. Отчим отправил В. учиться в Москву. Где учился В., не установлено, но его биографы указывают, что за время пребывания "в науках" (1741 - 1748) природный ум и талант он "украсил продолжительным и прилежным учением". Полушкин готовил из пасынков продолжателей своего дела, но В., вернувшись в Ярославль в 1748 после смерти отчима, вскоре отошел от дел, передав заводы брату. В 1750 В. основал публичный театр, спектакли к-рого первоначально проходили в амбаре. После указа, узаконившего частные театры, пользуясь поддержкой дворянских кругов, В. в 1751 построил специальное здание с хорошей сценой, где стали играть впоследствии знаменитые актеры И.А. Дмитревский, Я.Д. Шумский и др. Сам В. был архитектором и режиссером, машинистом и декоратором, автором и композитором, а также первым актером. Слухи об этом театре достигли Петербурга, и ярославцы были вызваны имп. Елизаветой-Петровной. Первые сыгранные спектакли понравились, В. был подарен перстень с руки имп. В. и часть труппы были отданы в кадетский корпус, где артисты обучались наукам, иностранным языкам, гимнастике и декламации. В. помимо этого занимался еще музыкой и рисованием и "употребил все старания выйти... просвещеннейшим, в чем и успел совершенно". В 1756 был издан указ об учреждении "русского для представления трагедий и комедий публичного театра", руководство труппой к-рого, состоявшей из 12 человек, поручалось драматургу А.П. Сумарокову. В. получил звание "первого придворного актера", а в 1761 занял место Сумарокова. "Отец русского театра" (В. Г. Белинский) жил искусством, и сцена занимала все его мысли и чувства. По свидетельству Н.И. Новикова, В. никогда не влюблялся. В 1762 братья Федор и Григорий В. были возведены в дворянское достоинство и награждены поместьями и крестьянами (300 душ) за участие в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II. По указанию новой имп. В. готовил в Москве для коронационных торжеств уличный маскарад "Торжествующая Минерва", где В. был сочинителем либретто, режиссером и главным распорядителем. Жестоко простудившись во время подготовки и проведения торжеств, В. умер. Многие произведения В. разного рода искусств не сохранились.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Волков Федор Григорьевич - основатель русского театра, родился 9 февраля 1729 г. в Костроме. Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства, а мать вышла замуж вторично за ярославского купца Полушкина. Отчим В. был человек состоятельный и добрый. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Бироне, сосланном в Ярославль; затем был отправлен в Москву в Заиконоспасскую академию, где пробыл около трех лет, и в 1743 г. был взят оттуда отчимом. Последний сделал В. и его братьев товарищами своих промышленных и торговых предприятий. В 1746 г. молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течении двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1747 году Полушкин умер, и Волкову пришлось возвратиться в Ярославль. Здесь он организовал труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 г.; была дана драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа". Ближайшими соучастниками были два брата В. Григорий и Гаврило, Дьяконов (впоследствии Дмитревский), Чулков, Попов и др. Представления имели успех, и вскоре был выстроен на пожертвования настоящий деревянный театр. Слух о нем дошел до императрицы, и в 1752 г. В. с своей труппой вызван в Петербург. Молодые ярославцы дебютировали в Царском Селе в трагедии "Хорев". Затем они все были определены в кадетский корпус и всем было назначено казенное содержание. 30 августа 1756 г. последовал указ об учреждении русского театра, а В. присвоено звание первого "придворного актера". С этого времени растет слава В.; его талант засвидетельствован и иностранцами. В 1759 г. он был посылаем в Москву для упорядочения тамошнего театра. В перевороте при восшествии на престол Екатерины II В. принимал деятельное участие, за что и получил дворянство и 700 душ крестьян. Для коронации в 1763 г. он сочинил маскарад "Topжествующая Минерва". Умер 4 апр. 1763 г. Как актер, В. стремился к реальности; его декламация, по словам Новикова, была "только что природная и неукрашенная искусством". Вот этото отсутствие аффектации и перешло к русским артистам. В общем, однако, В. не создал школы. Он исполнял больше 60 ролей; лучшие его роли были трагические. Главная заслуга В. - в создании у нас самого театра, чему способствовали его многие таланты: он был актер, драматург, поэт, музыкант, живописец и скульптор. Литературная деятельность В. заключалась в писании бытовых пьес и переводе французских трагедий и комедий; все они погибли, за исключением переводов Мольера, хранящихся в парижской библиотеке. Ср. "Ф. Г. Волков", А. А. Ярцева (Спб., 1891, в "Биографической библиотеке" изд. Ф. Павленкова).

Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

ВОЛКОВ Федор Григорьевич (9.02.1729-4.04.1763), актер, создатель русского профессионального драматического театра. Из купеческой семьи. Детские и юношеские годы провел в Ярославле, в 1741-49 обучался “заводскому и купеческому делу” в Москве, где увлекся театром. По возвращении в Ярославль занимался управлением заводами и одновременно организацией домашнего театра, который затем стал публичным.

В 1752 по указу Елизаветы Петровны труппа Волкова была вызвана в Петербург. По ее же повелению Волков, его брат Григорий и товарищи по театру И. А. Дмитревский, Я. Д. Шуйский были оставлены для обучения театральному делу и другим наукам в Сухопутном шляхетском корпусе.

Указом от 30 августа 1756 на основе ярославской труппы в Петербурге был учрежден “Русский для представления трагедий и комедий театр”. Волков был директором театра (с 1761), его актером, а также режиссером, капельмейстером, декоратором.

Волков в совершенстве владел исполнительской манерой театрального классицизма, наполняя ее естественностью и ярким темпераментом. Волков выступал как режиссер, постановщик и оформитель грандиозного массового зрелища-маскарада “Торжествующая Минерва”, поставленного по случаю коронации Екатерины II 30 января - 1 февраля 1763 в Москве. По преданию, Волков простудился, руководя этим представлением, что и стало причиной его преждевременной смерти.

Л. Н. Вдовина

Литература:

Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. Л.,1991.

Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.

В 1741–1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны , которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, – все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в.

«Отец русского театра»

К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова . Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в 1750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле . Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова.

Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда в 1851 известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург. В конце января 1852 ярославцы, прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: Хорев , Синав и Трувор , Гамлет Сумарокова и Комедия о покаянии грешного человека Ростовского. Игра волковской труппы отличалась природной талантливостью исполнения. Наиболее одаренные актеры Ярославского театра, в том числе и Волков, были отданы на обучение в шляхетный корпус, где их учили искусству исполнения трагедий. 30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

1756–1762 – расцвет творчества Ф.Волкова. Актер принимал участие и в политической жизни России. Он был одним из инициаторов заговора с целью свержения Петра III. За многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Однако, от предложенной Екатериной II должности кабинет-министра и ордена святого Андрея Первозванного, отказался. Выдающийся общественный деятель второй половины 18 в. писатель Н.И.Новиков писал: «Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».

Волков – Актер

Современники называли Волкова великим актером, однако точных сведений об обширном репертуаре Волкова не имеется. Известно, что обладая колоссальным актерским темпераментом, великолепными внешними данными, Волков играл как комические, так и трагические роли. Для эстетики классицизма , которой в целом отвечало театральное творчество Волкова, такой универсализм был удивителен. Рамки амплуа и строгое разделение на жанры предполагали соблюдение правил при распределении ролей актерам. Нарушив этот незыблемый для классицистов канон, Волков положил начало своеобразию национального актерского искусства: почти все выдающиеся актеры 18 в. играли как трагические, так и в комические роли, что делало их исполнение более близким жизненным образцам.

Для исполнительской манеры Волкова характерно сочетание напевности декламации с повышенной эмоциональностью игры, преодолевающей схематизм построения классических трагедий. В творчестве актера утверждался особый характер русского классицизма. Славу Волкову принесли, главным образом, три роли драматических произведений Сумарокова: Оскольд в трагедии Семира , Американец в балете со сценами Прибежище добродетели , Марс в прологе Новые лавры. Все эти произведения, написанные в разных жанрах, на самом деле были объединены героико-патриотическим характером главных ролей и гражданственной тематикой, несомненно близкой Волкову с его государственным складом ума и качествами, необходимыми актеру-трибуну, просветителю, показывающему зрителю образцы нравственности.

Волков – Режиссер

В начале 1763 Волков выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада Торжествующая Минерва , организованного в Москве в честь коронации Екатерины II. Смысл этого пышного зрелища состоял в оправдании дворцового переворота и свержения Петра III, объясняя его, как победу справедливости и разума, а также прославление новой императрицы, как «торжествующей Минервы» (богини мудрости и правосудия, покровительницы искусства, науки и ремесел). Цель маскарада состояла и в осмеянии человеческих пороков, таких, как мздоимство судей, крючкотворство чиновников, беззаконие и произвол. «Торжествующая Минерва» обещала искоренить эти пороки, покровительствовать мирному труду, способствовать развитию наук и искусства. Волкова горячо увлекла возможность выразить в массовом зрелище, обращенном к народу, важнейшие для него мысли и чувства, мечты о золотом веке. Вместо мифологических фигур он вводит образы и приемы, заимствованные из народных представлений, игр и песен. Так, одна из частей маскарада, «Превратный свет», была построена на фольклорных мотивах. В другой сцене маскарада прославлялся Мир, сжигающий военные орудия. Тексты некоторых сатирических песен приписывались Волкову. В грандиозном зрелище участвовали все театральные силы Москвы, как любительские, так и профессиональные, труппы «охочих комедиантов», артисты иностранных театров. Великолепная организация сложного массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова.

Но на этой высокой ноте творчество Волкова оборвалось. Принимая активное участие в руководстве колоссальным действием, контролируя различные участки маскарада, продолжавшегося три дня на сильном морозе, Волков заболел и скончался 4 апреля 1763.

Екатерина Юдина

Русский актер и режиссер, считается основателем первого в России публичного профессионального театра.

Федор Волков родился 9 февраля 1729 года в Костроме, а умер 4 апреля 1763 года в Москве от болезни. Его отцом был костромской купец, который скончался, когда мальчик был еще совсем мал. В 1735 году его мать вышла замуж за купца Полушникова, который стал для Федора заботливым отчимом. Когда Федору исполнилось 12 лет, его отправили в Москву для обучения промышленному делу. Там юноша выучил немецкий язык, которым впоследствии владел в совершенстве. Тогда же он увлекся театральными постановками студентов Славяно-греко-латинской академии. Новиков отзывался об этом молодом человеке как об исключительно старательном и прилежном ученике, особенно расположенном к наукам и искусствам: «пристрастно прилежал... к познанию наук и художеств».

В 1746 году Волков приехал в Петербург по делам, но и увлечение свое не оставлял. В частности, говорят, что посещение придворного театра произвело на него настолько сильное впечатление, что в течение следующих двух лет юноша занялся изучением театрального дела и сценического искусства. В 1748 году скончался отчим Федора, и ему в наследство достались заводы, но душа молодого человека скорее лежала к сфере искусства, нежели к управлению фабриками, и вскоре Федор передал все дела брату, решив посвятить себя театральной деятельности.

В Ярославле он собрал вокруг себя друзей — любителей театральных постановок, и вскоре эта сложившаяся труппа дала свое первое театральное представление. Премьера состоялась 10 июля 1750 года в старом амбаре, который купец Полушкин использовал в качестве склада. Волков поставил пьесу «Эсфирь» в своем собственном переводе. В следующем году на берегу Волги был построен деревянный театр, в котором и разместилась труппа Волкова. Рождение нового театра ознаменовалось постановкой пьесы А.П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это действительно был первый общедоступный театр в России.

Слухи о театре Волкова дошли до Петербурга, и Елизавета Петровна, которая всячески способствовала развитию русской культуры, специальном указом вызвала молодых актеров в столицу: «…Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…». Вскоре Волков и его актеры играли свои спектакли в Петербурге перед императрицей и двором, а также Сухопутном шляхетском корпусе. В репертуар входили: трагедии А.П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», а также «Гамлет».

В 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр». Так началась история Императорских театров в России. Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков (в 1761 году этот пост занял Волков).

Федор Волков был не только актером и переводчиком, но и автором нескольких пьес. Среди них «Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и другие — все они, к сожалению, не сохранились до настоящего времени. Также Волков писал торжественные оды, одна из которых посвящалась Петру Великому, песни (сохранились «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Кроме того, Волков занимался и оформлением своих постановок — как художественным, так и музыкальным. И сам он играл на разных музыкальных инструментах.

Загадочна роль Волкова в государственном перевороте, в результате которого на российский престол взошла императрица Екатерина Великая. Известен конфликт театрального деятеля с Петром III, который отказался от услуг Волкова в качестве композитора и постановщика опер в театре Ораниенбаума. Тогда Петр был еще Великим князем, но отношения, по-видимому, были испорчены навсегда. Когда Екатерина стала императрицей, Федору Волкову было позволено входить к ней в кабинет без доклада, что, безусловно, говорило об особенном расположении государыни к «первому русскому актеру».

Федор Волков проявил себя и как режиссер. В частности, именно он поставил организованный в 1763 году в Москве маскарад «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II. Разумеется, образ был выбран неслучайно. Богиня мудрости и правосудия, покровительница наук, искусств и ремесел олицетворяла саму императрицу. В этой постановке Федор Волков воплотил свои мечты о золотом веке, в котором пороки искоренены, а культура переживает расцвет.

Однако эта работа стала для него последней. Маскарад продолжался 3 дня на сильном морозе. Принимавший в его проведении активное участие Федор Григорьевич Волков заболел и 4 апреля 1763 года скончался.

(1729-02-20 ) Место рождения: Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Годы активности: Театр:

Русский для представления трагедий и комедий театр

Фёдор Григо́рьевич Во́лков ( -) - русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.

Биография

…Императрица Елисавет Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизвалили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет ». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного , поместий и крепостных.

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

До сих пор одним из самых не ясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада . На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели », который стал последним творением Волкова.

Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января , выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира».

Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря . Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.

(1729-1763) первый русский профессиональный актер, основатель русского театра

Детство Федора Волкова прошло в традиционной обстановке русских провинциальных городов. Он родился в Костроме в семье преуспевающего купца. Отец мальчика умер, когда Федору еще не исполнилось и трех лет. По обычаям того времени мать вскоре вышла замуж вторично за яроcлавского купца Подушкина. Он заменил мальчику отца и позже оставил ему все свое состояние. Полушкин владел в Ярославле несколькими серными и купоросными заводами.

Хотя в семье было четверо детей, Федору, как старшему сыну, отчим дал прекрасное по тому времени образование: вначале с ним занимались домашние учителя, а в возрасте двенадцати лет он был послан на учебу в Москву, где учился в Славяно-греко-латинской академии. Собираясь сделать Федора своим преемником, Полушкин хотел, чтобы пасынок стал всесторонне образованным человеком.

Федор Волков прожил в Москве семь лет и за это время, не только научился свободно говорить на немецком и французском языках, но и преуспел в изучении точных наук, а также философии, истории и литературы. По-видимому, именно в Москве он и увидел первые в своей жизни театральные представления.

В Академии, Федор Волков познакомился с греческим писателем Н. Мотонисом, который организовал небольшую группу слушателей, представлявших публичные игрища во время святок и масленицы. Мы не знаем, принимал ли Волков участие в этих представлениях, но достоверно известно, что он входил в число ближайших друзей Мотониса. Следовательно, юноша вполне мог увлечься его идеями.

Однако Волков был вынужден покинуть столицу и вернуться в свой родной город. Осенью 1748 года его отчим тяжело заболел, и Федор приехал в Ярославль, где принял на себя управление всеми заводами.

После смерти Полушкина, последовавшей через два месяца, он стал наследником и его денежного состояния. Оно было настолько большим, что после устройства всех семейных дел, Федор Волков располагал весьма значительной суммой, которую решил употребить на организацию театральной труппы.

Вместе со своими братьями Гаврилой и Григорием, а также несколькими энтузиастами начал представлять небольшие пьесы на сюжеты из Библии и Жития святых, написанные местным митрополитом Дмитрием Ростовским.

Постепенно репертуар театра расширялся. В нем были поставлены комедия П. Грегори и опера итальянского композитора Метастазио «Титово милосердие». Причем тексты всех произведений перевел на русский язык сам Федор Волков.

Вскоре театр под его руководством стал городской достопримечательностью. Но подлинная известность пришла к нему после того, как на представлении побывал проезжавший через Ярославль правительственный чиновник И. Дмитревский. Слухи о деятельности Волкова дошли до Петербурга, и в 1752 году артистов вызвали в столицу по именному указу императрицы Елизаветы Петровны.

Она захотела сама увидеть игру русских артистов и распорядилась не только предоставить им помещение в Смольном дворце, но и устроить представление в Зимнем дворце во время святок. Спектакли прошли с триумфальным успехом, и императрица распорядилась оставить актеров в Петербурге на постоянное жительство и зачислить на учебу в кадетский корпус. Там с актерами занимались литературой, иностранными языками, а также музыкой и декламацией.

Федору Григорьевичу Волкову были также предоставлены денежные средства на ремонт специального театрального здания и покупку за границей необходимого реквизита. 31 августа 1756 года в Головинском каменном доме начались спектакли труппы. Руководителем театра был назначен известный поэт того времени А. Сумароков. В репертуаре театра были пьесы самого Сумарокова, как, например, трагедия «Синав и Трувор», а также произведения Мольера, Д. Ростовского.

В Петербурге Волков не только ставил спектакли, но и являлся устроителем придворных праздников. В частности, он был постановщиком грандиозного театрализованного представления, посвященного восшествию на престол императрицы Екатерины II. Императрица была настолько восхищена деятельностью Волкова, что наградила его орденом Андрея Первозванного и предоставила право входить в свои покои без доклада.

После этого представления, Федор Волков был специально командирован в Москву для организации публичного театра и устройства театрализованных торжеств в честь императрицы. Праздник в Москве проходил в течение трех дней. Волков применил тогда идею передвижного театрализованного представления: главное действие разворачивалось на Красной площади, а уже оттуда передвигалось по улицам.

Однако во время яркого радостного праздника, Волков простудился и вернулся в Петербург уже тяжело больным. Он пытался преодолеть тяжелый недуг и 29 января выступил в роли Аскольда на премьере новой трагедии Сумарокова «Семира». Это многочасовое представление окончательно подорвало его силы, и на следующий день Федор Григорьевичр Волков умер от острой горячки.

Но развитие национальной театральной культуры уже нельзя было остановить - основанный Федором Волковым театр продолжал работать.