Композитор и его произведения. Музыка и австрия. Великие композиторы австрии


Алексей – далеко не ортодокс от классики, он легко порхает и в современной музыке, и в джазе, и в салонно-камерном репертуаре. При этом о любых фактах из истории музыки умеет рассказать так, словно сам при этом присутствовал. Ну, или, как минимум, подглядывал из-за портьеры. Сам себя он называет «хороший человек широкого профиля».
http://www.silver.ru/leading/skanavi_aleksey/

Радиопрограмма:
Рандеву с дилетантом на радио "Орфей"
В гостях у Владимира Молчанова Алексей Сканави


Алексей Сканави : «Своей основной миссией я считаю то, чтобы научить слушать музыку людей, которые пока еще не умеют этого делать.Потому что классическая музыка, помимо того, что это искусство, это еще и культура в своем концентрированном выражении, показатель высокого качества жизни и неисчерпаемый источник удовольствия. Но получать это удовольствие возможно только в том случае, если понимаешь, что это такое…»

Тошио Хосокава присутствовал на спектакле и лично оценил достижения молодых певцов Монтеверди. Мы благодарны, что мы смогли представить эту специальную премьера. Йозеф Ламмерц умер в возрасте 83 лет. Для всех музыкантов была особая честь, что композитор лично принимал участие в исполнении своих произведений.




Репетицию хора для Кшиштофа Пендерцкого сделала Матиас Беккерт. Всемирно известный композитор выступил со своими работами в культурном городе Вюрцбург. Во время приема с мэром Георга Розенталем в Вацлавском зале Ратуши «Золотой композитор всемирной славы» вошел в Золотую книгу Вюрцбурга. На фото изображен всемирно известный польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерцкий в личной беседе с Маттиасом Беккертом, дирижером Монтевердихора Вюрзбурга.



ИДЕМ НА КОНЦЕРТ

Стандартный симфонический концерт состоит из увертюры и концерта для какого-нибудь инструмента (чаще всего для фортепиано или скрипки) с оркестром в первом отделении и собственно самой симфонии - во втором. Чаще всего исполняют либо увертюры из известных театральных произведений, либо имеющие собственный сюжет, который позволяет воспринимать музыку даже совсем неподготовленным слушателям - на внемузыкальном смысловом уровне. Инструментальные концерты композиторы пишут также в расчете на восприятие массового слушателя. С симфонией все кажется гораздо сложнее, но это только на первый взгляд.

Хайнц Вернер Циммерманн, дирижер Маттиас Беккерт, профессор. Известные композиторы Жолт Гбрдоний и композитор Хайнц Вернер Циммерманн, две известные личности, присутствовали на концертах Монтевердихор Вюрзбурга. Монтевердихор Вюрзбург получил особую честь. Произведения композитора Хайнца Вернера Циммермана сегодня исполнены во всем мире. Его хоровые произведения акапелла и его оратории сделали его всемирно известной личностью. Хайнц Вернер Циммерманн. Перевозчик почетных докторов из Университета Лейпцига и Виттенбергского университета в Спрингфилде.

Вклады отдельных наций в развитие человеческой культуры не оцениваются по современным искусственно раздутым и раскрученным «звёздам», которых все успевают забыть, прежде чем они сами уйдут в небытие. Гораздо больше ценятся гении, чьи имена на столетия вперёд прочно связываются в человеческом восприятии с искусством и предопределяют его развитие на долгий период. Трудно спорить с тем, что в области ваяния и живописи лидируют итальянские мастера, как и с тем, что совсем небольшая (теперь) Австрия стала лидером в отношении классической музыки. В списке австрийских композиторов-гениев так много имён, что этот факт не может не поражать. Современным композиторам не остаётся ничего иного, как снять молча шляпу перед австрийскими гениями былых времён.

Композитор Жолт Гбрдоний, в возрасте девятнадцати лет, был победителем конкурса Будапештского университета, как по органу, так и по составу. Профессор Жолт Гррдони Научные интересы Гармоничность века и отношения между композицией, интерпретацией, анализом и импровизацией сделали его самым ценным композитором города Вюрцбурга. Он был одним из самых известных композиторов в мире за всю свою жизнь. Но как он стал таким знаменитым. Молодой Гайдн случайно обнаружил свой талант.

Развитие Джозефа Гайдна в качестве композитора было необычным. В отличие от Моцарта, например, у которого был один из лучших учителей музыки своего времени в качестве отца, Гайдн выросла в бедной и нелюдимой семье. Никто в своей семье не играл на инструменте или даже не мог читать музыку.

Вольфганг Амадей Моцарт

Первым, кто вспоминается из тех, кого подарила миру музыкальная Австрия, является Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) - один из трёх китов Венской классической школы наряду с Йозефом Гайдном и Людвигом ван Бетховеном. Его короткая жизнь ярчайшим метеором пронеслась по европейскому музыкальному небосводу. Гений Моцарта в лучших его произведениях достиг невероятных высот. Его музыкой наслаждаются многие поколения слушателей вот уже более двух столетий, причём уровень интеллекта и социальный статус не мешают этому наслаждению.

Он не получал своего музыкального образования, пока ему не исполнилось восемь лет: Георг фон Рейтер, музыкальный руководитель собора Святого Стефана в Вене, просто искал молодых певцов. В одном из самых отдаленных районов Австрии он, наконец, обнаружил Гайдна, отвез его в Вену и обучил его хоровому певцу, фортепиано и скрипачу.

С наступлением полового созревания, как и у каждого мальчика, началась так называемая головоломка Гайдна. Голос звучит вдвое глубже, чем раньше. Отныне Гайдн больше не мог петь в хоре. Он был вынужден жить на улице и ночевать на скамейках в парке. Они вскоре впитали его, и он начал работать как внештатный музыкант и камердинер. В течение следующих десяти лет он развил свой талант и, в конечном итоге, стал первым Капельмейстером семьи Эстерхази.

Моцарт был удивительно плодовитым композитором, начавшим сочинять ещё в раннем детстве. К 17 годам он уже успел написать:

  • 13 симфоний;
  • 4 оперы;
  • 24 сонаты и ещё множество мелких произведений.

А количество партитур к моменту его смерти казалось невероятным. Среди самых известных и часто исполняемых его произведений можно упомянуть 6 посвящённых Гайдну струнных квартетов, оперы «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро», «Так поступают все или Школа влюблённых», «Похищение из Сераля», «Волшебная флейта», симфонии №№ 39-41, реквием - последнее гениальное творение Моцарта, который он не успел завершить, скоропостижно скончавшись.

Поскольку Капельмейстер Гайдн создал огромное количество работ: в конце своей жизни он написал вдвое больше симфоний, таких как Моцарт и Бетховен. И это были не какие-то нацарапанные музыкальные пьесы. Симфонии Гайдна по-прежнему считаются сегодня шедеврами, такими как прощальная симфония или симфония с треском.

Дворец Эстерхази в Эйзенштадте. Гайдн был описан его современниками как юмористический человек. Он послужил хорошим примером его юмора с его так называемой прощальной симфонией. История такова: принц Эстерхази, в служении которой Гайдн стоял, не давал своим оркестровым музыкантам никакого отпуска. Чтобы выразить протест своих коллег, Гайдн составил Прощальную симфонию, в которой последнее движение все музыканты вышли из зала оркестра один за другим и в то же время сдули свечу на своей музыкальной площадке.

Антонио Сальери

Знаменитый современник Моцарта - Антонио Сальери (1750 - 1825) добился популярности в довольно молодом возрасте. Так, его опера «Венецианская ярмарка» , написанная в 1772 году, была восторженно встречена публикой. Поэтому уже через пару лет Сальери получил должность руководителя Венской придворной капеллы и оперного театра. Следующая опера - «Школа ревнивых» (1778) также имела успех. В тот же год Сальери начал учиться у Глюка, тот даже доверил ему написать вместо себя предназначавшуюся для парижской академии оперу «Данаиды» . Всего же на счету Сальери больше 40 опер.

В конце концов, только один скрипач играет в почти полной темноте. С последним, нежным тоном он тоже сдувает свечи. Музыканты получили отпуск. Помимо Моцарта и Бетховена, учителем которого был Гайдн, его влияние достигает современной эпохи. Концертные гости и футбольные фанаты по-прежнему пользуются его работой сегодня.

Примечание. Все снимки и ссылки в архиве были удалены. Буржуазная концепция, которая, как противовес трезвому миру бизнеса, рассуждению и строительству, придавала ощущение и воображение на первый план, определяла стиль. И институциональное развитие публичной концертной системы, и частная музыкальная забота в домашней структуре сформировали краеугольные камни буржуазной музыкальной культуры, которая должна быть доступной и понятной для всех. По этой причине доклассические токи также характеризуются простотой и естественностью.

Карьера Сальери была невероятно успешной, он быстро стал популярен во всей Европе. Людовик XVIII даже вручил ему орден Почётного легиона. Кроме опер, Сальери также писал симфонии, мессы, реквием, два фортепианных и один органный концерт, кантаты, оратории и прочие произведения.

Кроме творчества, Сальери славился блестящим педагогом, взрастившим свыше 60 учеников, среди которых были Бетховен, Лист, Шуберт. Сальери стал первым директором знаменитой Венской консерватории в 1817 году.Большую свинью подложил Сальери российский гений А. Пушкин, голословно обвинивший в своих «Маленьких трагедиях» ни в чём не повинного итальянца в злодейском отравлении Моцарта. В сознании обывателей это клеймо прочно прицепилось к достойному всяческого уважения музыкальному мэтру.

Музыка больше не обслуживала отдельные случаи, но была исполнена и услышана как самостоятельный объект для самого себя. Это также включало общие общие цели, такие как образование и эстетическая самореализация. В частности, основными представителями доклассических исследований являются.

Важные композиторы доклассического периода

После органистской позиции в Дрездене он занял пост кантора в Либфрауенкирхе в Галле и получил звание режиссера Музикуса. Из-за более длительных поездок он брал с отцом и частым отсутствием Галле, он был уволен как кантор. Помимо выступлений в качестве скрипача и камерного композитора, он посвятил себя обширной учебной деятельности, которая дала ему высокую репутацию в Зальцбурге. Он был основателем Школы Мангейма и новаторским для развития симфонии, в котором он был первым, кто интегрировал менуэт.

  • Был немецкий композитор, так называемый «Милан Бах» или «Лондон Бах».
  • Хотя итальянский стиль оказал огромное влияние на его композиционную работу, Дж.
  • Он считается важным представителем Мангеймской школы и уважаемого учителя.
  • Был немецкий композитор и виртуоз скрипки.
  • Был немецкий композитор и скрипач.
  • Был австрийским композитором и пианистом.
Реформация разделяет семьи, города, страны и, наконец, всю Европу.

Франц Гайдн

Франц Йозеф Гайдн (1732 - 1809) оставил не меньшее музыкальное наследие. На его симфониях и инструментальных произведениях взросло множество поколений музыкантов.

Он быстро, как бы между делом писал симфонии, коих набралось 104, а кроме них:

Даже в жизни музыкантов время оставляло свой след. Повсюду в реформаторских композиторах приходили конфликты веры и совести, приходилось позиционировать себя между старой и новой религией или пытались выразить эту напряженность в своей музыке. Людвиг Сенфл - один из немногих композиторов эпохи Реформации, музыку которого можно услышать как в католическом, так и в протестантском богослужении, но с разными предпочтениями. Например, все его полифонические Массовые настройки сохранились и по сей день в великолепных книгах хора «Баиришер Хофкапелле» в Мюнхенской государственной библиотеке, за исключением мессы на псалме «Ниси Доминус», которая сохранилась только в протестантских источниках.

52 фортепианные сонаты;
. 83 квартета, оперы;
. 14 месс.

Этот музыкальный гений писал оптимистическую музыку, которая поднимает настроение и придаёт сил. Для многих поколений авторов эталонами музыкальных произведений стали его оратории «Времена года» и «Сотворение мира» .

Семья Штраусов

Упоминание Вены мгновенно заставляет вспомнить венские вальсы и их «короля» - Иоганна Штрауса сына (1825 - 1899) с его невероятно музыкальной семьей (отца и братьев). Своими усилиями они подняли обычную танцевальную мелодию до уровня классической музыки.

Сеньф всегда был официально верен католической вере, но это не мешало ему развивать интенсивный обмен с Мартином Лютером и другими реформаторами и принимать приказы от протестантских князей, таких как герцог Альбрехт из Пруссии. Из крепости Кобург преступник Мартин Лютер преследовал рейхстаг в Аугсбурге. Людвиг Сеньф, который был высоко оценен как композитор по обеим конфессиям, пытался использовать эту позицию для работы со своей музыкой для мирного решения конфликта.

Как хор, важнейшее утверждение повторяется несколько раз: «Посмотрите, как хорошо и красиво, когда братья живут вместе в гармонии». Лютер попросил композитора полифоническую обстановку антифона «В темпе в идипсуме» - «Я лежал и спал спокойно», что должно было выразить его желание смерти в то время и прозвучать на его похоронах. Людвига Сеньола нет никаких заявлений о его личных убеждениях, а также о том, привели ли споры его времени к внутренним и внешним конфликтам лояльности. Гуманистическая мысль, вероятно, сыграла большую роль для него, во всяком случае, музыка, по его мнению, как универсальное искусство, кажется, выше всех конфессиональных различий.

Иоганн Штраус сын написал:

168 вальсов;
. 73 кадрили;
. 117 полек;
. 31 мазурку;
. 43 марша;
. комическую оперу;
. 15 оперетт и балет.

Но именно вальсы сделали его великим. Можно бесконечно слушать его лучшие вещи: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста» и многие другие - они до сих пор звучат в мире и остаются невероятно популярными.

Джон Тавернер, тайна

Современником Сенф был британский композитор Джон Тавернер. Он вырос в то время, когда была только одна церковь, по крайней мере для христиан Центральной и Западной Европы. Тот факт, что он тренировался как хорбой в соседнем Таттерсхалле, а затем провел короткое время в Лондоне, теперь отрицается музыкальными исследованиями. Два года спустя он был там - хотя бы незначительно - участвовал в распространении в то время как еретические лютеранские писания; Говорят, что он некоторое время был задержан по подозрению в ереси.

Ференц Лист

Лучший пианист XIX века, композитор, дирижёр и востребованный музыкальный педагог - Ференц Лист (1811 - 1886) не только виртуозно исполнял чужие произведения (он блестяще переложил все бетховенские симфонии на фортепиано), но и оставил 647 собственных , многие из которых звучат и в наши дни и хорошо знакомы слушателям.

Это не доказано и доказано. Подумайте: это было время английской Реформации под эгидой короля. Разделение английской церкви из Рима произошло, отказ от папы, ограничение таинств на крещение, покаяние и Вечеря Господня, был введен новый перевод Библии, традиционная литургия переведена на английский язык и многое другое. Результатом стало расколотое общество. Несмотря на свою связь с Кромвелем, Джон Тавернер, похоже, не проявил однозначной поддержки с обеих сторон.

Винченцо Руффо - от мадригалиста до композитора метронома

По своей природе он не мятежный и упрямый, он жил - женат и уважался - в своем родном городе Бостоне жизнь процветания и респектабельности. Католическая церковь видела себя под угрозой реформаторских устремлений во многих европейских странах в их существовании и имела последствия: они хотели лишить Реформацию, пытаясь устранить самые худшие злоупотребления и изменения, чтобы стать более привлекательными для верующих. В ходе Совета Трента было переопределено не только положение католической церкви, но и определено, как должна звучать католическая церковная музыка с этого момента.

Кристоф Глюк

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787) больше трудился над операми (более 50), балетами и интермедиями. Его известными операми являются «Орфей», «Семирамида», «Парис и Елена», «Альцест», «Армида», «Ифигения в Авпиде», «Ифигения в Тавриде» . Какие-то оперы Глюка не сохранились, другие он неоднократно переделывал, поэтому точное число его опер неизвестно.

Ярким примером этого духа Контрреформации были духовные сочинения Винченцо Руффо. Винченцо Руффо был известен своими светскими композициями, особенно мадригалами. Только в этом году Совет Трента был завершен. И именно миланский архиепископ Карло Борромео был одним из самых влиятельных и влиятельных представителей католической реформы.

С этого момента священная музыка в смысле Трент-Совета определила работу Винченцо Руффо. В музыкальном дискурсе Контрреформации основное внимание уделялось текстовому пониманию в литургических произведениях. Музыкальное слово не должно затрагивать ни слова Божьего слова, которое особенно критиковали в композициях франко-фламандской вокальной полифонии. И действительно, некоторые из певцов были уволены, потому что их голоса и вокальные навыки были слишком бедными. Кроме того, хор использовался, чтобы попытаться понять текст разных Мессвертонгенгов.

Франц Шуберт

Франц Петер Шуберт (1797-1828) один из первых представителей романтического направления, написал множество песен для голоса и фортепиано, органной и фортепианной музыки, в том числе 15 опер, 7 симфоний и 6 месс , которые обессмертили его имя.

Густав Малер


Густав Малер (1860-1911) - прекрасный симфонический и оперный композитор, а также дирижёр. При своей жизни Малер был более известен именно в качестве дирижёра, входящего в известную «послевагнеровскую пятёрку». В то же время его композиторский талант ценили лишь немногочисленные преданные почитатели.

Настоящее признание к музыке Малера сильно запоздало, придя через полвека после его смерти - потомки признали его виднейшим симфонистом XX века. Написал он не так уж много - в основном симфонии и песни, но они быстро закрепились в исполнительском репертуаре. В наши дни музыка Малера - одна из наиболее исполняемых.

Карл Диттерс

Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739 - 1799) - австрийский скрипач и композитор . Он работал в направлении классицизма, испытал значительное влияние итальянской школы. В настоящее время самыми известными его произведениями являются пара концертов для контрабаса с оркестром и один для альта с оркестром, хотя при жизни его больше знали, как автора немецких зингшпилей и опер-буфф с итальянским текстом («Доктор и аптекарь», «Красная Шапочка или ни вреда, ни пользы»). А ещё этот автор написал порядка 120 симфоний.