Детские рисунки в технике фроттаж. Нетрадиционные техники рисования: фроттаж

Я предлагаю вашему вниманию небольшой обобщающий опыт в нетрадидионном виде графики, находки в технологическом процессе работы с учащимися. Покажу как в зависимости от возраста, умений и навыков учеников, можно использовать на уроках графические техники, позволяющие мотивировать к творчеству, эмоциональному и профессиональному развитию.

Для любого преподавателя, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Графика расширяет возможности в техническом воплощении своих замыслов, позволяет найти для многих увлечение на всю жизнь, а некоторым ориентир в профессии. Ведь чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы, а также материалы, с которыми действуют ученики, тем интенсивнее развиваются художественно-творческие способности.

Уже на подготовительном отделении в своей работе я использую такие графические техники, как: «кляксография», «монотипия», «отпечатки листьев», «восковые мелки, свеча и акварель», «оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «набрызг» и др. Такая практика дает учащимся представление о выразительных возможностях различных материалов, вырабатывает разнообразные умения и навыки, даёт возможность воплотить любой изобразительный замысел, раскрыть возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Поступив в 1 класс нашей школы, учащиеся получают знания и навыки на дополнительном предмете, не предусмотренном учебным планом - «Графика». На учебную дисциплину «Графика» отводится 1 час в неделю. В школе имеется авторская программа по предмету. Авторы программы - Муругов Юрий Алекссандрович и Муругова Маргарита Трофимовна. Программа отмечена СЕРТИФИКАТОМ. на областном конкурсе профмастерства «Волжский проспект».

Наличие печатного станка в школе значительно расширяет возможности в изучении этого предмета. Открываются возможности преподавания - как для поднятия общего культурного уровня учащихся, так и для профессиональной специализации особо одарённых детей.

Интерес педагогов, и поиск новшеств в подходах к процессу печати, связанный с появлением новых материалов на рынке, позволяет им самим окунаться в процесс творчества, приобщая к этому и своих учеников.

На уроках решаются следующие задачи:

Формируется интерес учащихся к изобразительной деятельности;

Формируются умение предварительно продумывать содержание образа и последовательность его воплощения;

Стимулируется активность, самостоятельность, инициатива детей в придумывании содержания и способов изображения, оригинальных замыслов;

Развивается эстетическое восприятие, художественный вкус.

Расскажу об одной из самых увлекательных техник в графике «фроттаж» в переводе с французского «натирание, протирка».

Придумал эту чудо-технику немецкий художник, сторонник сюрреализма, график и живописец Эрнст Макс. Эта техника проста и оригинальна. Мы все знакомились с ней в детстве. Если положить монету под тонкую бумагу и плотно заштриховать её карандашом, получится чёткое изображение рельефа. Эта техника и есть «фроттаж».

На самом деле список предметов, помимо монеты, используемых в технике «фроттаж» безграничен, Можно использовать любой фактурный или рельефный материал для творческой работы.

Если полученное изображение целиком состоит из переведённого рисунка, он не может считаться вашим творением. Нужно на бумагу переводить лишь отдельные рельефные элементы как дополнение к собственной работе.


Главным в технике «фроттаж» является объём, что позволяет раскрытию широких возможностей для творчества и оригинальных идей.

Предметы для работы в технике «фроттаж» можно найти где угодно. В ход могут пойти любые предметы, которые вокруг нас. Их можно найти дома, на улице. Главное, чтобы предметы имели чёткую фактуру, удобную для перевода на бумагу.

Например, эти прекрасные одуванчики получились путём натирания щётки для душа.→

Букет цветов и пейзаж при помощи деревянной салфетки.

Работать можно с любым природным материалом: листьями с деревьев, кора, доски, камни и др.

Для работы в этой технике можно использовать:

  • простые и цветные карандаши от нв до ;
  • цветные восковые мелки;
  • пастель и др.

Главное в процессе работы держать правильно карандаш или мелок. Если, например, хотите показать не чётко выраженный рельеф с преобладанием штриховок, то нужно работать штриховкой, пользуясь разными карандашами, сильно нажимая грифелем на бумагу. Если, предпочитаете показать плавные тональные переходы с чётко выраженным рельефом, используйте более мягкие материалы, например восковые мелки и пастель, при этом работать надо тушевкой, держа мелок горизонтально к бумаге, либо катать, слегка нажимая, способом натирания.

Работая в технике «фроттаж» получаются очень интересные графические композиции, при использовании одного чёрного цвета. Особенно потрясающими создаются рельефные изображения с помощью восковых мелков из-за мягкости материала.

На следующем рисунке показано 3 простых варианта передачи фактуры листика в изображении на бумагу

  • 1 вариант - пользуясь одним цветом;
  • 2 вариант - пользуясь двумя цветами, наложенными друг на друга;
  • 3 вариант - добавляя для контраста чёрный цвет;



Также, в качестве упражнения, используйте разные приёмы натирания на бумагу мелками или карандашами, путём сильного и слабого надавливания. Подчеркивая контур, нужно нажимать сильнее материалом, с которым работаете, а постепенно расслабляя пальцы, можно перейти к передаче плавных тонов и передаче объёма.

Используйте бумагу разной тональности белую и разноцветную.

Цвет бумаги может быть основой для поиска идей и создания интересных композиций.

Как создать композицию в этой технике?

Процесс работы прост, но требует внимательного изучения рельефного материала и тогда может возникнуть спонтанная идея,озарение для создания уникальной работы. Если рельефный материал изучен, сделаны

предварительные упражнения для изучения фактуры материала, идея композиция есть, можно приступать к работе. Изучим 3 способа создания композиции.

1 способ

Главной центральной идеей в композиции является выбранный вами, рельефный материал. Это самый простой вариант в создании композиции. Сначала нужно правильно класть под лист материал, придерживаясь замысла вашей композиции.

После нанесения изображения на бумагу в технике «фроттаж», рисунок можно дополнить небольшими элементами, придуманными вами. Рисунок этой Жар-птицы выполнен таким способом цветными мелками, создавая красивую гамму, путём наложения цвета друг на друга.

2 способ

Возможности для раскрытия творческих идей бесконечны. Нужно только удачно выбрать предмет для переведения узора или сюжета. Техника «фроттаж» поистине уникальна тем, что она доступна всем возрастным категориям, малышам и взрослым.

Способов изображения мажет быть много, учитывая оригинальность и диапазон для творчества в технике «фроттаж». Можно начать с упражнений, для того чтобы изучить и понять фактуру предметов.

Возьмём для примера красивый природный материал: это листья с деревьев. Нельзя работать с листьями, только что снятыми с веточки, их надо слегка просушить, они очень мягкие и могут испачкать бумагу.

Для малышей можно давать уроки по технике «фроттаж», используя очень яркий фактурный материал - это листья клёна, боярышника, дуба, рябины и др.

Для них работа в этой технике как волшебство, сказочное превращение.



Покажите им простые приёмы натирания цветными мелками или пастелью по бумаге, малыши будут в восторге. Для них открывается целый мир фантазий для творчества.

Детям постарше, давая уроки симметрии и ассиметрии в технике «фроттаж», можно работать и в декоративном стиле. Путём правильного, аккуратного наложения рельефного материала под тонкую бумагу, создавайте орнаменты в разных стилях и композициях.

Например:

5.Дальше идёт работа над фоном. Для создания разноплановости и перспективы, мы последовательно накладываем листья друг на друга с обратной стороны бумаги. Сначала кладём листья и закрепив их бумажным скотчем, изображаем средний план, слегка катая мелком по бумаге. Затем, завершаем работу над дальним планом, также накладывая листья поверх других листьев, заранее отобразившихся на бумаге. Следите за тем, чтобы сказочный персонаж не сливался с фоном. Сделайте фон мягче и воздушнее.

Для творческой реализации своей фантазии в создании этой композиции, можно пользоваться цветными и чёрными мелками, пастелью и др. на белом или на цветном фоне.

Техника «фроттаж» очень полезна для развития творческой фантазии у детей младшего и школьного возраста. Изучив и поработав в этой технике, дети будут очарованы тем, что насколько большие просторы для творчества открываются перед ними.

Фроттаж – техника нанесения рисунка на бумагу, ткань, реже – кожу. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани), эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша).

История

Работы Макса Эрнста: графитовый рисунок 1931 года с изображением солнца и деревьев, живописная работа в технике фроттаж 1970 года

Слово «фторраж» происходит от французского глагола frotter, что переводится как «тереть». Авторство техники фроттаж приписывают немецкому сюрреалисту Максу Эрнсту , он создавал большое количество своих работ методом фроттажа. Техника была разработана художником в 1925 году . Эрнста вдохновил древний деревянный пол, который он пожелал сделать частью своего произведения. Он взял лист бумаги и перевел зернистую поверхность пола на бумагу путем трения карандаша. Так и родился фроттаж.

Почти каждый ребенок знаком с техникой фроттаж. Дети любят переводить на лист бумаги отпечатки монет или других ребристых или рельефных поверхностей. Но это не только детская забава. Фроттаж сегодня – это современная техника рисования на бумаге.

Суть техники

Техника фроттажа помогает снимать размеры со старинных объектов

Художник берет карандаш (простой или цветной) или любой другой мягкий материал (уголь, сангину, восковые мелки, пастель и пр.) и закрашивает бумагу. При этом, под бумагой должна находиться какая-то ребристая поверхность. В результате на поверхности бумаге проявляется как бы «слепок» рельефа. Лучше всего получается рисунок, если закрашивать бумагу ребром грифеля, его плоской стороной.

Методом фроттажа можно получить точную копию рельефной поверхности. Например, таким способом художники-реставраторы получают «слепки» старинных ваз, посуды, монет, анализируют таким образом старинные объекты (в профессиональной среде их называют «кроки»). А затем переносят полученные «слепки» на ватман, составляя точные обмеры старинных музейных экспонатов.

Листья деревьев - одни из самых популярных объектов для фроттажа

Одними из самых популярных объектов для фроттажа являются монеты, листья деревьев, старинные элементы декора интерьера (литые решетки, люки и т.д.), даже подошвы ботинок или кроссовок .

Вариантом фроттажа можно назвать технику, при которой рифленая поверхность переносится на бумагу не грифелем карандаша, а продавливанием пальцами с помощью измельченного в пудру грифеля. Либо с помощью краски: руки или губка пачкаются в краске и на бумаге выдавливается рисунок.

Фроттаж в детском творчестве

Рифленой поверхностью может быть обычная батарея или терка для овощей

Для воспитателей и родителей фроттаж может стать настоящей находкой. Потому что им очень легко увлечь ребенка, а также потому, что сделать ошибку практически невозможно, результат всегда получается качественным. Для детей элементами фроттажа могут стать абсолютно любые ребристые или рельефные поверхности, даже терки для овощей, упаковки с объемными буквами (сроками годности), игрушки.

Аппликация из текстурированной с помощью фроттажа бумаги

  • Фроттаж для текстурирования . Любые рифленые поверхности могут стать рапортом текстуры. Например, на бумагу можно перенести рельеф древесных кругов (на срезе дерева), плетенки, решетки и пр. А затем использовать эту текстуру как фон для дальнейшего рисунка. Можно также текстурированную бумагу использовать как упаковочную для подарков .

Другой прием – сделать различные текстуры и вырезать из них элементы композиции. Это хороший принцип коллективного детского творчества. Каждый ребенок сделает свою текстуру и свой объект, а затем группа сделает общий арт-объект (картину).

Аппликация из листьев деревьев, переведенных на бумагу с помощью фроттажа

  • Фроттаж для изготовления объектов аппликации. Выдавленные рисунки можно вырезать по силуэту, а затем использовать как объекты для аппликации . Например, таким способом можно сделать интересную композицию из вырезанных листьев деревьев или цветов. Фроттаж позволяет сделать довольно тонкую детализацию рисунка, что помогает создавать даже очень сложные объекты.

Композиция-фроттаж, мастер-класс художника Ольги Поляковой

  • Фроттаж как готовая композиция . Например, можно сделать композицию из листьев деревьев и кустарников. При этом, одинаково хорошо подойдут и свежие листья, и сухие. Это может стать хорошим стимулом для ребенка собрать гербарий (засушенные листья), потому что впоследствии они станут элементами картины. Следует определиться с цветами и собрать композицию. Чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины), а затем прорисовывать мелками разного цвета. Полученную композицию следует кадрировать, а затем можно помещать в рамку.

Почтовые радости
Снежные
конв ертики
в технике фроттаж
Мастер класс
для Вас…
https://vk.com/envelop

Необходимые материалы:
Белый конверт
Цветные карандаши
Синий линер или тонкий фломастер
Фактурные снежинки (открытки, вырубки,
чипборды)
https://vk.com/envelops

https://vk.com/envelops

Наверное, многие помнят из своего детства
одно нехитрое, но очень интересное своим
результатом развлечение. Берём монетку,
кладём под тетрадный листок и закрашиваем
сверху простым графитным карандашом и о,
чудо… ещё одна монетка как настоящая.
А это оказывается не просто чудо, а техника
изображения – фроттаж.
https://vk.com/envelops

Слово «фроттаж» происходит от
французского «frotter» -«тереть,натирать».
Это техника воспроизведения фактуры
рисунка посредством натирания бумаги.
Любую рельефную, фактурную форму можно
скопировать, покрыв ее листом бумаги и
заштриховав поверхность.
Мы будем использовать снежинки.
https://vk.com/envelops

Для начала необходимо потренироваться.
Накрываем наши снежинки листом бумаги и начинаем штриховать…
https://vk.com/envelops

Разные по мягкости карандаши и способы
рисования, дают различный результат…
Если штриховать боковой стороной грифеля,
фон практически не закрашивается.
https://vk.com/envelops

Использование нескольких цветов от светлого к тёмному и контура,
делают изображение снежинки немного объёмным.
https://vk.com/envelops

Совет:
Не нажимайте в начале работы сильно на
карандаш. Это даст вам возможность
стереть ластиком не нужные детали фона,
которые образуются при штриховке. Или
сделать их менее яркими, смягчив края
ластиком.
https://vk.com/envelops

И так начнём! Вкладывая в конверт по одной снежинке и
располагая соответственно вашему замыслу в нужном месте,
проявляем узор карандашами.
https://vk.com/envelops

https://vk.com/envelops

Можно использовать ещё один вариант…
Вырезаем лист размером с конверт. Приклеиваем на него снежинки.
https://vk.com/envelops

Вкладываем лист в конверт.
Снежинки не двигаются, а вы не
переживаете за смещение рисунка,
спокойно рисуете.
https://vk.com/envelops

Перенесение фактуры на бумагу

Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter - «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.

Техника фротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своим руками – готова! Главная задача - найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге. И подобрать цвета, конечно.

Если вы положите на монету тонкую бумагу и плотно заштрихуете ее карандашом - получится чёткое изображение рельефа. Эта техника рисунка называется фроттаж (от французского frotter - „тереть"); с ее помощью художники создают очень интересные работы.

Конечно же, рисунок, целиком состоящий из переведенного узора, не может считаться
вашим творением. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы .

Огромным преимуществом фроттажа является объем, а результаты применения этой техники поражают воображение. Несмотря на то что, прежде чем использовать фроттаж, поверхность того или иного предмета внимательно изучают, угадать, как именно будет выглядеть рельеф, перенесенный на бумагу, довольно трудно. Список предметов, пригодных для этой техники, практически бесконечен. То же самое можно сказать и о получаемых фактурах.

Узор, созданный с помощью мелковолокнистой доски, пригодится для изображения не только деревянной поверхности, но и отдаленных холмов на пейзаже или кожи человека на портрете. Используя в качестве фактурной поверхности листья, можно изобразить перья птицы, стены здания или же деревья. Фроттаж - техника для творческих личностей , к тому же с чувством юмора.

Прежде всего внимательно осмотритесь вокруг: что можно использовать для получения необходимого узора? Кухни, кладовки, гаражи и сараи - вот куда непременно нужно заглянуть. Желательно выбирать сравнительно большие предметы с четко выраженным рельефом. Тогда можно будет работать быстро и спокойно, не волнуясь, что карандаш вот-вот соскользнет с поверхности. Перед тем как остановить свой выбор на каком-либо предмете, переведите его фактуру на бумагу и оцените узор.

В этой работе для передачи фактуры тюля мастерски использованы салфетки. Удачный выбор предмета для переведения узора - главный секрет хорошего фроттажа. Однако если использовать эту технику только в декоративных целях, рисунок будет казаться неубедительным и поверхностным.

Фроттаж - техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений незаточенного карандаша. Фроттаж является одним из "автоматических" приемов сюрреализма, направленным на спонтанное озарение и на активизацию работы подсознания.

Изобретатель

Макс Эрнст (1891 -1976) открыл технику фротттажа 10 августа 1925 года, находясь в небольшом французском отеле. Позже он вспоминал об этом в своей книге «За пределами живописи» (1948) Эрнст был одним из ведущих сюрреалистов, которые стремились передавать реальность подсознательно посредством свободных ассоциаций. Для создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи, наждачной бумаги, засохшего хлеба). Уникальные работы Эрнста будоражат воображение.

«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием». (Андре Бретон)
рисуем в технике «фроттаж»

Для работы нам понадобится несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но нам придется снять обертку, так будет удобнее работать. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся.

Из дополнительных материалов можно приготовить рамку для будущей картинки, ножницы и карандаш.

И, конечно же, нам понадобятся объекты для рисования. Соберите на прогулке несколько листьев деревьев или кустарников, можно использовать и листья цветов. Хорошо, если у листьев будут крупные жилки. Если от момента сбора листьев до, собственно, рисования должно пройти какое-то время, положите листья в полиэтиленовый пакет, чтобы они не завяли. Кстати, когда будете собирать листья, обратите внимание ребенка на название растений. (Ну а то, что местом для сбора растительного материала не станет ближайшая городская клумба, думаю, и так понятно?) Мы у себя на даче нашли вот что: шиповник, девичий виноград, смородину, липу, скумпию и буквицу.

Выбираем несколько листьев, которые будем рисовать в первую очередь. Возможно, для первых опытов стоит выбрать листья простой формы. Теперь приклеиваем листья на бумагу. Скорее всего, дети приклеят листья лицевой стороной вверх, жилками вниз. Это хорошо, как раз то, что нужно.

Теперь перевернем лист бумаги, мы будем работать на его обратной стороне. Но перед тем, как начать рисовать, подложим под наш рабочий лист несколько других листов бумаги, иначе мы получим не только снимки листьев, но и отпечаток рабочей поверхности. Все готово? Тогда приступим! Мы взяли желтый мелок, положили его на лист бумаги плоско, а затем стали двигать в этом положении, прижимая к бумаге. У нас получились светлые отпечатки листьев.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения листьев проступили четче, и рисунок стал более интересным. Но чтобы все получилось удачно, следите за постановкой рук ребенка: на этом занятии мы работаем всей поверхностью мелка, поэтому не нужно брать его в руку так, как делаем это обычно для письма.

Если рисунок готов, отклейте с его обратной стороны листья растений. Можно поместить готовую работу в рамку. Отмечаем карандашом контур будущей картинки, затем вырезаем.

Кстати, работы в этой технике могут пригодиться не только для создания картин. Таким способом можно получить интересную дизайнерскую бумагу, которая потом будет нужна и для создания открыток, и для украшения альбомов, и для фонов аппликации из природного материала.

Надеюсь, вашим детям понравится рисовать в этой технике. Попробуйте поэкспериментировать, что будет, например, если рисовать не на белой, а на цветной бумаге? Или будет ли рисунок другим, если использовать пастель вместо воскового мелка? Уверена, эти маленькие самостоятельные открытия принесут вашему малышу радость.