Ф гойя офорты. Франсиско гойя, франсиско гойя картины, капричос франсиско гойя

«Капричос» (исп. Los Caprichos - «причуды») - знаменитая серия, состоящая из 80 офортов, которая была создана испанским художником Франсиско Гойей в 1799 году. Извещение об этом событии появилось в одной из мадридских газет почти сразу после того, как первые 300 экземпляров «Капричос» поступили в продажу: «Сеньор Франсиско де Гойя изготовил серию офортов на фантастические сюжеты. Из всех странностей и несуразностей, присущих нашему обществу, из многочисленных предрассудков и заблуждений автор отобрал те, что показались ему наиболее подходящими для фантастических и вместе с тем поучительных картин. Сеньор де Гойя далек от намерения с насмешкой или осуждением касаться определенных лиц и событий, его цель - заклеймить черты типические, пороки и извращения, присущие многим…»

Большинство людей, приходивших посмотреть на «Капричос», выставленные на продажу, не извлекали из них урока, не черпали познания, они лишь недоуменно перелистывали содержимое папки с офортами. Интересно, как на очередную публикацию «Капричос» отреагируют наши современники?

(Всего 26 фото)

1. Определив, в каком порядке будут лежать листы, и пронумеровав офорты, Гойя стал придумывать для них названия. Если название получалось слишком «бледным», он прибавлял к нему коротенькое толкование. «Тантал» - такое название он дал рисунку, на котором любовник горюет над мертвой, исподтишка наблюдающей за ним возлюбленной, и высмеял в объяснении самого себя: «Будь он более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила».

2. В этом альбоме причудливых офортов художник изобразил буквально все, что приключается с женщинами города Мадрид. Они выходят замуж за уродливых богачей, они используют влюбленных простаков, они обирают всякого, кого только можно обобрать, а их самих обирают ростовщики. Офорт «Они говорят «да» и протягивают руку первому встречному» Гойя прокомментировал так: «Легкость, с которой многие женщины соглашаются на брак, объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше».

3. «Какая жертва!»: «Как водится, жених не из самых привлекательных, но он богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь».

5. «Ее похитили!»: «Женщина, которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного, а когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что ее похитили».

6. «Вот они и ощипаны»: «Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место».

7. «Как ее ощипывают!»: «Но и на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка. Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется».

8. Мадридские женщины любят и любезничают, горделиво прогуливаются и катаются в пышных каретах или, жалостно съежившись, предстают перед судом за распутство. При этом их неизменно окружает рой безнравственных щеголей, грубиянов и сводниц. Офорт под названием «Один другого стоит» Гойя объясняет так: «Немало было споров о том, кто хуже: мужчины или женщины. Пороки тех и других происходят от дурного воспитания. Распутство мужчин влечет за собой разврат женщин. Барышня на этой картинке так же безрассудна, как и щеголь, беседующий с ней, а что до двух гнусных старух, то и они друг друга стоят».

9. «Он даже и так не разглядит ее»: «А как же ему распознать ее? Чтобы узнать женщину как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и недостает нашему бедняжке».

10. Под офортом, на котором секретарь священного трибунала читает приговор жрице любви, Гойя подписал: «Можно ли так дурно обходиться с честной женщиной, которая за кусок хлеба с маслом усердно и успешно служила всему свету! Безобразие!»

11. «Никто не знает себя»: «Свет - тот же маскарад. Лицо, одежда и голос - все в нем притворно. Все хотят казаться не тем, что они есть на самом деле. Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь».

12. Гойя делает удивительно точные и актуальные даже для нашего времени наблюдения относительно самых разных жизненных ситуаций и проблем. Не обходит своим вниманием он и тему воспитания детей. Описание офорта «Вот идет бука» звучит так: «Пагубная ошибка в начальном воспитании состоит в том, что у ребенка вызывают страх перед несуществующим и заставляют его бояться буки больше, чем отца».

13. Офорт «Небрежное воспитание»: «Потворство и баловство делают детей капризными, упрямыми, заносчивыми, жадными, ленивыми, несносными. Вырастая, они становятся недорослями. Таков и этот маменькин сынок».

14. «Ведь он разбил кувшин!»: «Кто из них хуже?»

15. Франсиско Гойя высмеивает человеческие пороки: глупость, скупость, жажду наживы, безнравственность, предательство… Офорт «А не умнее ли ученик?» художник сопровождает метким комментарием: «Неизвестно, умнее ли он или глупее, но нет сомнения, что более важной, глубокомысленной особы, чем этот учитель, невозможно сыскать».

16. Офорт «Брависсимо!» Франсиско Гойя объясняет так: «Если для понимания довольно иметь длинные уши, то лучшего ценителя не найти; но как бы он не стал хлопать тому, что совсем плохо звучит».

17. «Вплоть до третьего поколения»: «Это бедное животное свели с ума знатоки геральдики и родословных. Оно не одиноко».

18. «От какой болезни он умрет?»: «Врач - отменный, способный к размышлению, сосредоточенный, неторопливый, серьезный. Чего же еще желать?»

19. «Точь-в-точь»: «Он заказал свой портрет - и хорошо сделал. Те, кто с ним не знаком и не видел его, все узнают по портрету».

20. «Доносчики»: «Из всех видов нечисти доносчики - самые противные и в то же время самые несведущие в колдовском искусстве».

21. «Чего не сделает портной!»: «Нередко приходится видеть, как смешной урод преображается в надутое ничтожество, пустое, но весьма представительное на вид! Поистине велико могущество ловкого портного и столь же велика глупость тех, кто судит по внешности».

22. «А у него горит дом»: «Пока пожарные насосы не освежат его, ему никак не удастся снять штаны и прервать беседу со светильником. Такова сила вина!»

23. «Зачем их прятать?»: « Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80, он все еще боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчеты скупости».

24. «До самой смерти» - офорт, являющий перед нами мерзкую, грустную картину, сотни раз перепетую на все лады, - осмеяние стареющей кокетки. «Она прихорашивается - и очень кстати. Сегодня день ее рождения, ей исполнилось 75 лет, и к ней придут подружки». Но, как ни бедна идея рисунка, сам по себе он хорош. В этой старухе, жадно глядящейся в зеркало, нет назойливой морали, нет и пустой издевки, а есть бесстрастная, печальная, простая и голая правда.

25. Второй тираж «Капричос» был издан в королевской художественной типографии большим тиражом, комплект офортов можно было купить во всех крупных испанских городах. «Капричос» бойко раскупались, несмотря на то, что большинству они по-прежнему были непонятны. Люди только потому выкладывали за комплект офортов 288 реалов, что уж очень много шумихи и болтовни поднялось вокруг них. К офорту «Все погибнут» Гойя оставил пояснение: «Удивительно! Опыт погибших не идет впрок тем, кто стоит на краю гибели. Ничего тут не поделаешь, все погибнут».

26. Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой evseeva-centre.ru

Информация о лекциях и мероприятиях Центра Дарьи Евсеевой -

Билеты на выставку не продаются отдельно. Для посещения выставки необходимо приобрести входной билет в Главное здание.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина начинает год с открытия выставки «"Капричос». Гойя и Дали".
На выставке будут представлены работы из двух графических серий гравюр: «Капричос» Франсиско Гойи из собрания ГМИИ и «Капричос Гойи», созданной Сальвадором Дали, — из коллекции Бориса Фридмана.
Экспозиция включает 41 гравюру Гойи и соответствующую им 41 гравюру Дали. Оттиски XIX века с оригинальных досок 1799 года были выполнены Гойей в технике офорта с акватинтой. Тогда как работы Сальвадора Дали исполнены в техниках офорта, сухой иглы и пошуара и печати поверх гелиогравюр с оригинальных офортов Гойи.

К каждой паре листов Гойи и Дали приводится комментарий Гойи. Таким образом, экспозиция представляет собой литературный текст (комментарии Гойи) и иллюстрации к нему (офорты Гойи и Дали). Такая конструкция экспозиции позволит зрителю лучше понять то, что сделано художниками, почувствовать современное звучание произведения искусства, созданного более двухсот лет тому назад и продолженного в ХХ веке.
Одной из вершин графического творчества Франсиско Гойи является создание им серии офортов «Капричос». Капричос (итал. capricci; фр. caprices; исп. caprichos) — особый жанр, сложившийся в искусстве Западной Европы на рубеже XVI—XVII вв. еков, предполагающий создание в изобразительном искусстве, музыке или поэзии серии капризов, причуд или фантазий, объединенных какой-либо темой.
Первые зарисовки к серии «Капричос» художник создал в 1793 году. В окончательном виде графическая серия была оформлена им в 1799 году. Сам Гойя назвал серию «Собрание эстампов на фантазийные сюжеты»


Все сюжеты серии «Капричос» рассказывают о современных художнику реалиях политической и социальной жизни Испании, переживающей в тот период глубокий кризис. Еще одним сюжетом серии является история счастливой и трагической любви художника к герцогине Каэтане Альба. В своих работах он выступает критиком общественной морали, последовательно обнажая скрытый смысл действительности и разрушая существующие устои старого мира. Среди сюжетных линий, поднимаемых им, можно выделить самообман и притворство, женскую ветреность и несчастья, метафору человеческого мира как животного, сон разума и пробуждение человеческого сознания. Гойя высмеял Испанию зло и саркастически: пороки простых людей, лицемерие дворянства, придворные круги, правящую чету, церковь, инквизицию.
Сложный замысел графической серии из 80 офортов потребовал более развернутого комментария. Первым его дал сам Гойя. На одном из альбомов, подаренных королю художником, были собственноручно пером сделаны дополнительные разъяснения к каждому из листов. Этот так называемый «официальный комментарий» Гойи из альбома, хранящегося в музее Прадо, лежит в основе большинства современных публикаций «Капричос». В рамках данной экспозиции сделан новый перевод на русский язык всех комментариев Гойи к офортам графической серии. Чтобы глубже понять созданное художником, рассматривать эту серию следует совместно с его комментариями.
Почти через 180 лет после публикации графической серии Франсиско Гойи, его соотечественник Сальвадор Дали, один из ярких представителей направления сюрреализма в искусстве ХХ века, представил свое прочтение содержания и смыслов офортов, созданных Гойей. Дали воспринимал листы «Капричос» как что-то близкое собственному сюрреалистическому методу.
Взяв за основу серию из 80 офортов Гойи, повторенную в технике гелиогравюры специально для этой работы, художник вводит в изображения Гойи дополнительные персонажи, детали и красочные элементы, используя технику сухой иглы, офорта и пошуара. В одних случаях он переиначивает персонажей гравюр Гойи, в других — добавляет своих действующих лиц. Дали создает новые смыслы, придавая всей серии иной вид и характер. Дорисовывая фон, изображая ставшие знаменитыми «потекшие» часы или подпорки, художник помещает героев Гойи в свое пространство. Иногда он просто следует за образами Гойи, не вторгаясь ни в изображение, ни в смысловую составляющую подписей, применяя только раскраску. Так он или комментирует произведения Гойи, или вовлекает его героев в свою игру, а иногда и вступает в диалог со своим великим соотечественником.
Принципиальной особенностью работы Дали с графической серией является замена всех наименований изображений, данных Гойей, на комментарии, сделанные самим Дали, которые не столько поясняют сюжеты, сколько задают еще одну линию их интерпретации, дополняя фантазии Гойи сюрреалистическими видениями Дали, вступающими спустя почти два века в своеобразный диалог с великим предшественником. В экспозиции выставки и в сопровождающем ее издании впервые приводится перевод на русский язык наименований, данных Дали. К загадке Франсиско Гойи Сальвадор Дали добавил свои собственные.
Как и «Капричос» Гойи, серия Дали начинается с автопортрета Гойи. Дали помещает его в уменьшенном виде внутри фигуры сфинкса, лежащего на фоне пустынного пейзажа. Из тела сфинкса открывается ящик с ветрами, а на заднем плане вырисовывается профильный черный силуэт в старинном испанском костюме. Глаза сфинкса закрыты, что усиливает впечатление сна, в который Дали погружает все изображенные образы. Сфинкс у него символизирует тайну и решен в традиционной для художника манере: плавная тональная проработка создает эффект акварели, контуры фигуры очерчены тончайшей линией; глаза закрыты — он спит, он видит сон о том, как этот мир рождается в голове Гойи.


В силу сложности представляемого материала, особое внимание было уделено лекционной программе по тематике выставки. К участию в насыщенной программе лекций приглашены ведущие зарубежные специалисты. Об истории создания Франсиско Гойей серии офортов «Капричос» расскажет сотрудник отдела живописи музея Прадо (Мадрид), профессор кафедры истории искусства Мадридского университета Вирджиния Албаран Мартин. Большой интерес для любителей искусства будет представлять встреча с известной французской печатницей, автором нескольких изданий по техникам печати Николь Ригаль. Николь Ригаль печатала офорты к семи изданиям livre d’artiste Сальвадора Дали и была с ним хорошо знакома. Она же печатала и экспонируемую на выставке серию гравюр «Капричос» Дали, о чем запланирована ее отдельная лекция. Достигнута также договоренность о приезде в Москву в период прохождения выставки испанского писателя и философа, профессора Игнасио Гомеса де Лианьо, близко дружившего с Дали, автора книги воспоминаний о художнике. Во время визита в Музей он расскажет о своих встречах с Дали. С конкретными датами запланированных мероприятий можно будет ознакомиться на сайте Музея.
К открытию выставки приурочен выход отдельного издания «Капричос. Гойя. Дали» Во время выставки состоится презентация этого издания, на которой посетители выставки встретятся с сотрудниками издательства, автором издания, состоится обсуждение книги с участием ведущих российских и зарубежных специалистов.

Иллюстрация: Художник Франсиско Гойя. Серия офортов «Бедствия войны».
Лист № 71 «Против общественного блага» («Contra el bien general»). 1820г.

«В столице больше церквей и часовен, чем жилых домов, больше попов и монахов, чем мирян. На каждом углу вниманию прохожих предлагаются поддельные реликвии и рассказы о лжечудесах…»

Так гласил памфлет «Хлеб и арена», живописуя поистине печальное положение вещей, которое наблюдалось во второй половине 18-того века в Испанском королевстве.

«Вся религия состоит из нелепых обрядов, развелось столько духовных братств, что умерли братские чувства. В каждом уголке нашей дряхлой, разлагающейся, темной, суеверной Испании вы найдете заросшие грязью изображения мадонны. Мы исповедуемся каждый месяц, но мы закоснели в пороках, с которыми не расстаемся до самой смерти. Даже злодей-язычник лучше любого христианина-испанца. Мы не боимся Страшного суда, мы боимся застенков инквизиции».

Под псевдонимом Кандидо Носедаль, которым был подписан памфлет, скрывался прогрессивный государственный деятель, боровшийся против главенствующих в обществе архаичных феодально-клерикальных порядков, Гаспар Ховельянос, не смотря на свои высокие посты и связи в высшем свете однажды все-таки не избежавший преследования за свободомыслие, судебного следствия и семилетнего тюремного заключения.

В мадридском музее Прадо можно увидеть портрет этого человека работы художника Франсиско Гойи, созданный в 1798 году, за три года до ареста (Ховельянос предстал перед судом инквизиции в 1801 году). Франсиско Гойя примерно в это же время также был вызван в суд инквизиции, в связи с тем, что опубликовал серию офортов «Капричос» («Los Caprichos» - «Причуды»). Если бы не уловка с преподнесением «Капричос» королю, которая, к счастью и для художника, и для его творения, вполне удалась, ему бы тоже не избежать по меньшей мере крупных неприятностей.

Гойя не мог не сознавать, какому риску подвергается, публикуя свою работу, равную, а может быть, даже превосходящую по остроте резкие обличительные слова Ховельяноса. Однако он пошел на этот риск, вероятно, считая это своим долгом, - долгом перед своей гордой и несчастной родиной, перед пострадавшими в борьбе с реакционным засильем друзьями, перед самим собой.

В романе Лиона Фейхтвангера «Гойя. Тяжкий путь познания» есть место, посвященное размышлениям узкого кружка единомышленников относительно того, что для художника, конечно, безопаснее скрыть «Капричос» и опубликовать его, только когда это уже не сможет принести его автору вред, - но ведь в этом случае рисунки потеряют свою злободневность и превратятся просто в произведение искусства. Все имеет особенную ценность в свой срок. Подобные размышления не могли не посетить художника перед тем, как решиться на весьма отчаянный шаг и выложить рисунки на всеобщее обозрение.

Гойя опубликовал «Капричос» в феврале 1799 года, выразив доступными ему средствами протест против ужасов и мерзостей эпохи, среди которых он сам и его современники вынуждены были жить - и которые необходимо было преодолеть для того, чтобы дать путь прогрессу, - вероятно, со смутной надеждой, что его работа окажет свое влияние на ход событий. Ему не суждено было дожить до того момента, когда в его стране покончили со страшными уродливыми пережитками прошлого, но он не мог не верить, что так однажды будет. Об этом свидетельствует последний офорт серии № 80 «Уже пора»: «На рассвете разбегаются в разные стороны ведьмы, домовые, привидения и призраки. Хорошо, что это племя показывается только ночью и в темноте. До сих пор никто не сумел узнать где они прячутся днем. Тот, кому удалось бы захватить логово домовых, поместить его в клетку и показывать в десять часов утра на Пуэрта-дель-Соль, не нуждался бы ни в каком наследстве».

К слову сказать, очень жаль, что «до сих пор никто не сумел узнать где они прячутся днем». Сложно было предположить заранее, что, даже пролежи офорты «Капричос» под спудом многие годы, они еще не однажды обретут остроту современности.

++++++++++
«Капричос». Офорт № 59 «А они еще не уходят».

На рубеже 20-21 веков искусство Гойи давно уже получило всеобщее признание и сделалось достоянием мировой культуры. Всеобщий язык живописи не нуждается в переводе, так или иначе, но он внятен для всех без исключения и многое способен без слов сказать людям всех слоев общества, всех стран и народов, - довольно бывает и одного взгляда, а уж если вглядеться повнимательней, то и подавно.

Я хорошо помню, как впервые в свой черед познакомилась с творчеством Гойи, чего никак нельзя избежать в процессе хотя бы самого начального образования, поскольку это слишком известное имя. Музей Прадо и дворец де Лириа в Мадриде, где выставлены сегодня многие работы Гойи, мне посетить не посчастливилось, но репродукции самых известных его картин и рисунков были в моем полном распоряжении.

20-й век подходил к концу, скоро мироустройство должно было измениться с окончанием грозной и блистательной советской эпохи, но основные тенденции предыдущих десятилетий были еще достаточно ощутимы, и окружающее все еще воспринималось через их призму. С полотен испанского художника прошлого на меня смотрели дамы и кавалеры, гранды и грандессы… я вглядывалась в их лица – жестко сжатый рот королевы Марии-Луизы, надменные дуги бровей герцогини Альба, вальяжная поза премьер-министра Годоя – «Князя мира»… но ведь все они были не более чем прошлым, и жутковатый гротеск «Капричос» коробил, но не прожигал до сердца – потому что, как подсказывало мне мое воспитание и свидетельствовала спокойная и обеспеченная жизнь, которую я вела вместе с подавляющим большинством моих соотечественников, победа над темными силами была уже одержана, и все эти мрачные и жуткие сцены средневековых шабашей и засилья облеченных властью ослов и попугаев, воплощенные гением мастера, – они уже не повторятся в реальности, став не более чем экспонатами исторического музея, монстрами кунсткамеры.

Все офорты «Капричос» (а их в серии 80) я тогда не видела, но мне это и не казалось необходимым. С антуражем прошедшей эпохи можно познакомиться по нескольким ярким образцам, что я и проделала. У меня была возможность рассмотреть самый знаменитый, растиражированный офорт серии - № 43 «Сон разума рождает чудовищ», а также офорты, посвященные жертвам инквизиции: № 23 «Из той пыли…» и № 24 «Тут ничего нельзя было поделать». Кроме того, мне попался пикантный № 7 «Он даже так не разглядит её», с флиртующими дамой и кавалером, - и еще несколько других, один офорт с ослом, которого рисуют в виде льва (№ 41), и офорт № 51, со странными существами наподобие роботов, названных почему-то сурками, который я тогда не поняла.

Кроме визуального знакомства с творчеством художника, я осилила роман Фейхтвангера «Гойя или тяжкий путь познания» («Goya oder der arge Weg der Erkenntnis», 1951г., - собственно, лучшее, что можно прочесть о Гойе в художественной литературе и на сегодняшний день), причем в романе меня в те мои светлые юные дни, разумеется, более всего заинтересовали сложные взаимоотношения пылкого художника и капризной герцогини. Еще выпал случай побывать на весьма своеобразном театральном спектакле, посвященном «Капричос». Спектакль представлял собой фантасмагорическую пантомиму и оставил довольно сильный след в моей впечатлительной душе, впитывавшей мир подобно губке, что так свойственно юности.

Новая встреча с «Капричос», с Гойей, с романом Фейхтвангера ждала меня через несколько лет… сколько же их прошло? 34 года, однако… так многое изменилось и во мне самой, и вокруг меня.
Слава Интернету и Википедии! Случайно, плутая в поисках чего-то, уж и не упомню чего, в паутине сети, я открыла папку с офортами «Капричос» и увидала все 80 листов, по порядку, без изъятия, испытав гораздо больший шок, чем когда-то. Все уже знакомые офорты предстали передо мной в новом свете, а те, которых я ранее не видела, поразили тем сильнее.

К тому же теперь они все вдруг сделались мне понятны. Я даже вспомнила старую мысль о том, что некоторые вещи происходят в свой срок, именно в нужное время, когда ум подготовился к их восприятию.

Образы рисунков Гойи, составившие его «Капричос», снова стали актуальными. А ведь Гойя так надеялся, что этого не произойдет, в его ли стране, в какой-то другой – неважно, главное, что не произойдет, ведь недаром же он словно запечатал, словно заклял весь цикл, всю эту кошмарную фантасмагорию, тем самым заключительным офортом № 80 «Уже пора», с ревущей от бессильной ярости сворой бесов, которых сметает с лица земли свежий ветер перемен.

Я долго разглядывала офорт № 59 с его зловещими полуистлевшими мертвецами, выползающими из-под приподнятой ими гробовой доски, с надписью, начертанной под ним «А они ещё не уходят», вчитываясь в пояснение, сопровождающее рисунок: «Тот, кто не задумывается над превратностями судьбы, спит спокойно среди опасностей; он не умеет уберечься от бед, которые ему угрожают, и любое несчастье застает его врасплох». И мне показалось, что эта страшная картинка имеет отношение не только к давнему прошлому, но и к нашей современности.

++++++++++
«Капричос». Офорт № 50 «Сурки».

Помимо офорта № 59 «Y aun no se van!» - «А они еще не уходят» - наиболее ужасен, на мой теперешний взгляд, офорт № 50 «Los Chinchillas» - «Сурки». Картинка с первого взгляда кажется бессмысленной, но при этом весьма экспрессивной, что не может не насторожить. Какой-то странный человек с плотно завязанными глазами и большими ослиными ушами, торчащими из-за повязки вверх, торопливо кормит с ложки двух уродов, глухих из-за больших висячих замков, на которые замкнуты их уши, и слепых вдобавок.

«Тот, кто ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает, принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся», - это сказано про них. Они омерзительны до тошноты, недееспособны, ни на что не годны, а человек, недаром увенчанный ослиными ушами, не перестает кормить их, выбиваясь из сил, делая совершенно не нужную ни ему, ни кому-то другому работу, тратя время и средства попусту.

Если бы он мог остановиться хоть на минуту, то, наверное, догадался бы сорвать повязку с глаз – и, ужаснувшись, прекратил свой бессмысленный унизительный труд. Но все происходит слишком стремительно, и минуты этой у него, отдающего все силы навязанной ему работе, просто нет. И все продолжается, и будет продолжаться, пока он не рухнет от изнеможения.

Хотя ослиные уши, нарисованные над головой несчастного труженика, намекают еще на одну причину его рабства, ведь, сдерни он повязку с глаз, пришлось бы ему осознать, какую вопиющую глупость он совершает, между тем, возможно, он боится узнать правду о своем положении, хотя самообман и обходится слишком дорого?

Мне подумалось, что, разглядывая рисунки «Капричос», мы как раз и снимаем с глаз повязку.

++++++++++
Последний тираж «Капричос». 1937 год.

Офорт - одна из разновидностей гравюры на металле, позволяющей тиражировать рисованные изображения в черно-белой гамме - известен с 15-того века. В общем и целом, это отпечаток с процарапанной гравировальными инструментами металлической пластины (доски), предварительно покрытой стойким лаком и затем протравленной кислотой. Пример классического офорта – работы Альбрехта Дюрера, в которых хорошо проработаны контуры, слегка оживленные мелкой штриховкой, но пространство картины при этом остается бестеневым, плоским.

С развитием химии появилась возможность обогатить изобразительные средства офорта. В середине 18-того века был разработан метод акватинты (итал. aqua - вода, tinta - оттенок), при котором перед травлением медная пластина покрывалась расплавленной канифолью. Оттиски, получавшиеся при печати с подготовленной таким образом пластины, приобретали вид теневого рисунка черной тушью, слегка размытого, что свойственно акварели. Чаще всего мастера применяли смешанный метод, совмещая классический офорт, непременным инструментом при изготовлении которого была гравировальная игла, и химию акватинты. В этом случае при наличие четких силуэтных линий имелись формирующие объем пятна разной цветовой интенсивности от черного до светло-серого и белого. Результат получался очень впечатляющим.

Методом акватинты в сочетании с применением сухой иглы (без дополнительного травления) были созданы Гойей листы «Капричос». Они лаконичны по своему исполнению, четкие резкие штрихи соседствуют с массированными заливками, что в целом создает и объем, и форму, делая произведение ярким, запоминающимся, насыщая его внутренней динамикой как нельзя лучше.

Далее художник продолжал работать в технике офорта и создал еще несколько серий, причем некоторые из них («Бедствия войны», «Диспаратес») при его жизни вообще не увидели свет, впервые их отпечатали много позднее: только в 1863 году вышли «Бедствия войны» (82 листа) и 22 листа «Диспаратес» («Причуды» или «Глупости»), изданные под названием «Los Proverbios» («Притчи»,«Пословицы»). По стечению обстоятельств только «Капричос» были растиражированы сразу после создания, не отстав от своего времени, произнеся свое слово точно в срок. Это наиболее известная серия из созданных Гойей.

Офорты «Бедствия войны» посвящены кошмарам военного времени (охват событий 1808-1824 годы).

В «Диспаратес» (время создания 1820-1823 годы), отчасти продолживших тему фантасмагории «Капричос», изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют рядом с людьми. В этой серии Гойя достигает предельной силы выразительности, рассматривать ее, не устояв перед ее странным гипнозом и гадая о смысле аллегорий, можно долго.

С хорошо изготовленных офортных досок можно было отпечатать несколько сотен экземпляров, причем постепенно основа стиралась, отпечатки получались уже менее качественные – не настолько насыщенные цветом, недостаточно четкие, поэтому наиболее ценятся первые оттиски – на них даже видны контуры самой медной пластины.

В 1799 году Гойя напечатал 300 экземпляров «Капричос», именно эти оттиски, изготовлявшиеся лично им или же под его непосредственным надзором, наиболее ценны. Затем с 80 медных досок, преподнесенных им королю и далее поступивших на хранение в Королевскую Академию Изобразительных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде (часто пишут также Академия Изящных Искусств), было напечатано еще несколько копий. Точных данных о том, сколько всего копий было с тех пор напечатано с досок Гойи, мне не встретилось, - встретилось мнение коллекционера, что в этом деле полной ясности не наблюдается. Пятая редакция вышла в 1861 году. Обычно полная серия переплеталась вместе, представляя собой журнал (или книгу), но офорты имеют хождение и порознь. На ранних офортах виден оттиск печати Королевской академии Мадрида. Кроме того, «Капричос» тиражируется репродукциями – хотя знатоки ценят, разумеется, оттиски с авторской основы. На аукционах такие оттиски стоят дорого.

В Академии Сан-Фернандо в конце концов собралась коллекция почти всех авторских офортных досок Гойи всех изготовленных им серий. Последний оттиск со стирающихся медных пластин был сделан в 1937 году, перед Второй Мировой войной, с осознанным стремлением сохранить наследие великого художника, по указу республиканского правительства, уже вступившего в войну с Франко, в недалеком будущем фашистским диктатором Испании.

В 1937 году, на 20-тую годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции, испанское правительство преподнесло в дар СССР четыре полные серии офортов Гойи – «Капричос», «Бедствия войны», «Тавромахия» (цикл с мотивами корриды), «Диспаратес». Они хранились в Музее Революции СССР (сегодня это - Государственный центральный музей современной истории России). Недавно этим музеем были организованы гастроли коллекции (всей, без купюр) по нескольким городам России. Если учесть, что до 2011 года все четыре серии целиком (218 листов) не показывались, то это крупное культурное событие.

++++++++++
Выставка в Минске. 2016 год.

Вообще говоря, то ли ныне проснулся новый интерес к творчеству Гойи, то ли музеи, проявляя инициативу, чтобы удержаться на плаву в наше непростое время, вытаскивают из своих хранилищ все, что может привлечь внимание публики, - но только Гойя вдруг стал достаточно активно выставляться.
(А может быть, если допустить долю мистики, как мы обычно и склонны делать, в этом есть нечто знаковое, пророческое? К примеру, серия «Бедствия войны» выставлялась в апреле 2014 года в Киеве, совпадение кажется жутковатым. Однако о выставке в Киеве я узнала позднее, чем разобралась с другими вернисажами).

Знакомясь с выставочной жизнью «Капричос» и других серий Гойи в последнее десятилетие, я для начала нашла репортаж о выставке в Минске, в Национальном Художественном музее Беларуси, проходившей в начале 2016 года. Репортаж, сам про себе интересный, сообщавший немало сведений и о представленной коллекции, и о судьбе творческого наследия Гойи в целом, был к тому же снабжен весьма информативными фотографиями офортов в руках у музейщиков и на стенах выставочного зала. На фотографиях хорошо виден размер оригинальных офортов: небольшие, примерно в тетрадный лист.

Смотреть фоторепортаж было очень интересно. Вот переплетенные в книгу листы «Капричос», с которыми сравниваются выставочные отпечатки, вот один из первых отпечатков листа №1 с автопортретом Гойи, на котором отчетливо просматривается контур доски с гравировкой. Глядя на это, испытываешь какое-то особенное чувство – вневременности и сопричастности.

Выставка графики называлась «Гойя... Пикассо», она прибыла в Белоруссию из собрания Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, ее ядро составляли 80 гравюр Франсиско Гойи (весь «Капричос») и 15 офортов Пабло Пикассо из серии «Сюита Воллара», иллюстрации к «Неведомому шедевру» Бальзака и отдельные офорты – «Раненый пикадор», «Актерская труппа», «Три женщины и тореадор». Кроме «Капричос», на выставке в Минске также были представлены отдельные офорты Гойи из серий «Тавромахия», «Диспаратес» и «Бедствия войны».

++++++++++
«Капричос». Франсиско Гойя и Сальвадор Дали.

В 2005 году частное собрание Кунстгалериен Боттингерхаус (Kunstgalerien Bottingerhaus, Германия, Бамберг, владелец - Рихард Х. Майер) провело в Российской академии художеств выставку «Сны, которые увидели Гойя и Дали» («Сны разума»). Выставка состояла из 160 парных офортов: 80 офортов «Капричос» Франсиско Гойи, 1799 года создания, отпечатаны в 1868 году, и 80 офортов «Капричос» Сальвадора Дали, 1977 года создания.

Кроме Москвы, выставка «Сны разума» Гойя-Дали в 2005 году нигде больше не экспонировалась, но через два года этот пробел был восполнен, и «Сны разума» отправились в турне по десяти городам России, формально приуроченные к приближающемуся юбилею: 265-тилетию со дня рождения Гойи (1746-2011гг.).

В репортажах о выставках приводились некоторые факты и замечания. Журналисты обращали внимание читателей на то обстоятельство, что художники, чьи графические работы оказались выставлены вместе, - соотечественники (оба испанцы), что в датах создания ими их работ присутствует некая магия цифр: 1799-1977 годы, а также упоминалось, что для Франсиско Гойи серия «Капричос» была первая в его работе над офортами, для Сальвадора Дали – последняя, но оба художника работали над «Капричос» в сложные моменты жизни: Гойя приступил к созданию этой серии после тяжелой болезни, в результате которой практически полностью потерял слух, а Дали, вроде бы добившись и славы, и известности, именно в это время переживал тяжелый разлад в своей личной жизни, сконцентрированной вокруг его требовательной и своенравной музы – Гала.

Под репортажами, как оно водится, тянулась вереница комментариев. Встретилось вот такое мнение: «Гойя – действительно велик, Дали действительно велик и… но… как бы это сказать… - Дали». Была высказана мысль, что Дали, переживавший внутренний кризис, исчерпал себя и потому обратился к офортам Гойи как к источнику вдохновения, а также отзывались о нем, как о самопиарщике, прибегшем к славе другого художника для того, чтобы освежить славу собственную. Кто знает.

Оригинальное название серии Дали: Les Caprices de Goya. Серия состоит из 80 офортов.
Год: 1977. Техника: гравюра + акватинта + краски.
Размеры: титульный лист 22,7 * 17 см, все остальные листы 39 * 31,3 см.
Отпечатки выполнены на бумаге BFK Rives. На офортах имеются: названия внизу, печатные номера наверху, карандашная подпись Дали. Тираж - 200 экземпляров.

Взяв за основу офорты Гойи, Дали переработал их, раскрасил в яркие тона (интенсивный розовый, откровенный алый, насыщенный лимонный), добавив и усилив некоторые аспекты, после чего дал новым композициям новые имена. В результате же предпринятых им стараний, как об этом говорят, сатира оказалась претворена в гротеск, в целом же «несмотря на яркие и радостные оттенки, сами работы Гойи в обработке Дали» стали «еще страшнее», поскольку «несколькими штрихами, парой мазков» он довел «гиперболизированное изображение Гойи до полного исступления, открывая его суть, с кожей срывая все маски».

Мнение посетителей выставок «Сны разума Гойя-Дали» разнилось, от неприятия до восторга, обобщенно сказать можно лишь одно – произведение Гойи очень сильное и способно «заразить» собой зрителя, тем более если этот зритель, как в случае с Дали, еще и сам художник, но Дали при внешнем сходстве, почти буквальном на первый взгляд, создал автономное произведение, тоже по-своему яркое и тоже задевающее чувства зрителя – но иначе.

По сути, наличие двух «Капричос», сходных и различных, - удивительный и странный феномен. Вот был 1799 год – и Гойя опубликовал свои «Капричос», строгие, трагические, траурные, густо-черно-белые, страстные, словно молчаливо кричащие, задевающие за живое, леденящие кровь, возмущающие, ранящие. Вот настал 1977 год – и Дали увидел те же образы через цветную призму времени, через 178 лет, разделяющих две серии. Все стало другим, искусство стало другим, а уж хуже ли, лучше… Современное искусство ругают, называют вырожденческим. Дали тоже, бывает, ругают, в крайнем случае даже говорят, что его творчество - это вообще не искусство. Но как, в каких масштабах и метрических единицах сравнивать буквально то, что разделено целой временной бездной?

Мир изменился – изменилось и его восприятие. Часто можно слышать выражение: «мир художников Ренессанса», или «мир Пикассо», «мир Дали». Но это не только их мир, он не обособлен от мира окружающего, он взращен им, насыщен им, внутренний – внешним.

Мы можем видеть офорты Гойи. Мы можем видеть те же офорты, но в обработке Дали. Вот каким стал мир за 178 лет, вот каким воплотил его в своих работах Дали. Ярко-дико-кошмарный, словно передвинувшийся еще больше в сторону минуса, где стройный танец превращается в кривлянье, где величественности нет уже ни в чем, где даже искусство (при всей своей искусности) уже как будто не искусство.

Сальвадор Дали был настоящим мастером своего дела, этого у него не отнять, и он был талантлив и чуток. Может быть, мир со времен Гойи стал безумнее, отвратительнее и, в конечном счете, ужаснее (хотя, казалось бы, куда еще ужаснее)? Даже, возможно, безнадежнее?

«Капричос» Дали до сих пор был мало известен. Мне пришло в голову, что, когда Дали, на закате своих лет, создавал его, я как раз впервые знакомилась с творчеством Гойи, находясь в начале своего жизненного пути. И вот теперь пришло время Дали.

++++++++++
«Сон разума». Размышления на вернисаже.

В 2007 году выставку «Сны разума Гойя-Дали» привезли из Бамберга в Волгоград, первый город в списке турне. В августе 2009 года «Сны» экспонировались в Новосибирске, с 5 февраля по 28 марта 2010 года - в Екатеринбурге.
Чтобы все оказалось максимально понятно, организаторы выставки снабдили ее изобилием дополнительного материала: были представлены биографии самих художников, описание техники исполнения офортов и литографий, а также комментарии, самые современные из которых сделал специально для этого показа немецкий профессор искусствоведения Курт Руперт.

Устроители позаботились об оригинальном оформлении, что выглядело примерно так: «Всё пространство выставочного зала драпировано чёрной материей (на это ушло более 700 метров ткани), по периметру зала хаотично разбросаны стилизованные под монахов фигурки в неестественных позах, работы художников оформлены бечёвками и гвоздями».

Или же так: «Представьте себе офорты, подвешенные на двух пеньковых бечёвках со свободными концами внизу. От любого сквозняка, от движения любого человека, прошедшего мимо, вся ткань вместе с работами начинает готично качаться и колыхаться – может, это так и задумано, но рассмотреть детали работ мастеров Вам уже не удастся, поскольку офорты достаточно малы и содержат кучу мелких интересных деталей, проработанных от и до».

Пробежав по комментариям под репортажами о «Снах разума», можно заключить, что ультра-современные изыски в оформлении зала понравились далеко не всем, желтоватую подсветку многие отметили как помеху («подсветка установлена таким образом, что, если подойти к экспонату близко, - тень от вашей головы начинает причудливо дополнять недосказанное Гойей и Дали; если 3–4 посетителя заинтересовались офортом – получается коллективное творчество через века»); декорации, включавшие в себя «монахов в строительных перчатках, натянутых на вешалки и швабры», вообще вызывали смех, и, в общем и целом, «подобный дизайн достигал любого из эффектов, кроме задуманного».

Дополняла «не самую радостную атмосферу» звучавшая в зале «мрачноватая музыка», написанная композитором Романом Рязанцевым специально для этой выставки (к музыке, кстати сказать, у посетителей претензий не было).

Стоимость билетов для посещения выставки (взрослый - 200 рублей, льготный - 120, школьный - 50) была оценена большинством комментаторов как «дорого». Сначала я ужаснулась тому, что люди в Волгограде зарабатывают столько, что 200 рублей за выставку – это дорого. Однако потом подумала, что за осмотр 160-ти маленьких офортов, развешанных на веревочках в компании огородных пугал, 200 рублей – в самом деле дорого. Мой комментарий, если бы я взялась его писать, оказался бы таким же.

Если же говорить о главном, о существе дела, не отвлекаясь на детали вроде драпировки стен и цены билетов, то отзывы по свежим следам от посещения «Снов» Гойи и Дали прозвучали следующие: «Это выставка о том темном, что всегда было и будет в обществе. У тьмы нет возраста и национальности, она летит, как совы над задремавшим на краю стола человеком». Один эмоциональный посетитель высказался даже таким образом: «Я смог посетить ад. Спасибо вам за это».

Когда-то Гойя выставил свои «Капричос» на продажу не в интерьере склепа или сарая (замечено не в пику устроителям выставки, но просто по факту), - но в респектабельной антикварной лавке, полной всякими дорогими безделушками и диковинками. Стоил полный набор офортов тоже отнюдь не дешево (корона получила в результате реализации подарка Гойи хорошие дивиденды).

Читая о «монахах» в зале выставки, сделанных из костылей с натянутыми на них черными тряпками, я вспомнила, что они соответствуют сюжету одного из офортов Гойи: лист № 51 «Чего не сделает портной!». К сожалению, буквальное следование аллегории может привести к результату, обратному тому, что был задуман.

В постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С.Пушкина на Волхонке имеется старинная статуя католического монаха, которая на меня лично всегда производила весьма сильное впечатление. Жутковатый экспонат прячется в темном уголке под колонной позади «Итальянского дворика», сразу за крупом огромной бронзовой лошади, на которой восседает огромный бронзовый кондотьер из итальянского Средневековья, причем лошадь и всадник, закованные в броню, имеют одинаково зверское выражение лица. Но я не о них, а о монахе.

Статуя вместе с постаментом не превышает человеческого роста, вся фигура задрапирована в черную сутану, подпоясанную веревкой, из-под глубокого копюшона выступает только нижняя часть полного лица с массивным подбородком и ярко покрашенными красным, мясистыми губами. Поверьте, наткнуться в потемках музейного перехода на этот материальный призрак прошлого – страшно. Этот монах смотрелся бы рядом с кошмарами Гойи лучше, чем кое-как сварганенные современные декорации.

После экспозиции в 10-ти российских городах выставка «Сны разума» отправилась обратно в Германию. Но в декабре 2016 года было анонсировано проведение выставки «Капричос» Гойи и Дали на январь 2017 года в Москве, в помещении ГМИИ. Так что упомянутая мной статуя монаха и офорты Гойи окажутся в соседних помещениях, можно сказать, встретятся.

++++++++++
«Бедствия войны». Лист № 18 «Хоронить и молчать».

Не удивляет, что не все серии офортов Гойи при его жизни были напечатаны и обнародованы – таково было время. Странным показалось, что во времена СССР подаренные Испанией в 1937 году полные серии офортов целиком не выставлялись. Интересно, что в нашей современности, когда мир снова утратил стабильность и начал довольно стремиться меняться, все, что уже широко тиражировалось ранее и слегка приелось, обрело остроту новизны, а то, что хранилось до сих пор в запасниках, увидело свет.

Хотя на самом деле, если подумать, в отношении всех приведенных примеров странного как раз ничего и нет - как нет и удивительного.

Сатира Гойи мрачна, язвительна и многогранна. Его фривольные махи с кавалерами, обстоятельно вырисованные чудовища, попугаи на трибуне, представительные ослы и вообще весь этот сумбурный неожиданный бестиарий нельзя свести к одному знаменателю. Потому-то и происходит то, о чем хорошо сказал один из организаторов минской выставки: «На самом деле, во многих его [Гойи] работах есть персонажи и сюжеты, характерные для любого времени. Поэтому любой порок общества, построенного на контрасте, на лжи, на том, что видимое никак не соответствует истинному, для государства всегда являлся сложной темой. Может быть, поэтому Гойю и не любят выставлять».

Но это только одна сторона медали. Кроме сатиры, Гойя рисовал просто страшные вещи (причем самое страшное в этих вещах то, что их он, в отличие от фантасмагорий «Капричос», отнюдь не выдумал), которые мимоходом, как само собой разумеющееся, вытаскивать на свет, может быть, в самом деле не следует, а из таких именно вещей состоит серия «Бедствия войны». Хотя «хоронить и молчать», как гласит подпись под одним из его военных офортов, - это не выход. Не доводит замалчивание, даже из человеколюбивых намерений, когда не хотят слишком чувствительно задеть ранимые души (или просто породить в мыслях хаос и смуту), до добра. Как учит опыт, время хаоса и смуты все равно однажды наступает, и душам, возможно, следует быть немного закаленнее.
(Однако следует иметь ввиду, что излишне свободное обращение с такими материалами начинает наводить на мысли о кощунстве, а стало быть, соблюдение разумной меры необходимо).

Если исходить из того, что знать всегда лучше, чем не знать (ведать лучше, чем не ведать), даже с риском получить шок, то сегодня – и нельзя исключить, что, возможно, именно и только сегодня - у нас есть уникальная возможность увидеть без изъятия всего Гойю, открывающего нам бездну ада - ада на земле. Можно начать с «Капричос», раз серия так активно экспонируется, а там, глядишь, и все прочие серии представится возможность посмотреть.

Когда в Москве откроется анонсированная выставка «Капричос» Гойи и Дали, я постараюсь ее посетить, - Интернет дает возможность увидеть все работы художника, но лицезрение подлинных офортов – размер, бумага, печать – возможности сети не заменят. Надо торопиться воспользоваться благоприятным моментом.

Судя по недавним выставкам в российских городах, они проходили по крайней мере без эксцессов, вроде неумеренной борьбы за нравственность и против сатанинских образов в искусстве (хотя как-то так получается чаще всего, что люди, которые нынче изо всех сил защищают возвышенные идеалы, порой мало что знают об искусстве, преградой данное обстоятельство на пути их деятельности, как мы можем наблюдать, отнюдь не становится).

++++++++++
«Бедствия войны». Лист 74 «Это хуже всего!»

Начало 19-того века ознаменовалось для Испании тяжелыми испытаниями – войнами, восстаниями, неоднократной сменой власти, потерей американских колоний, экономическим кризисом. В конце концов с помощью внешних сил (Священный Союз, роялистская Франция) утвердившийся на испанском престоле король Фердинанд VII не надумал ничего более правильного, чем восстановление монархического абсолютизма в самых худших традициях старины, жестоко подавляя всяческие оппозиционные проявления и вернув инквизицию.

Франсиско Гойя все эти страшные годы находился в Мадриде и по-прежнему рисовал королей, министров и генералов, то одних, то других… а также ужас и горе, отчаяние и смерть, расстрелы восставших, зверские расправы над пленными, мародеров и насильников, умерших от голода женщин, осиротевших детей… горы трупов. Он рисовал каннибалов, ужасного Хроноса, пожирающего свое дитя, и чудовище, которое с деловым видом пишет книгу истории – потому что за написание истории очень часто берутся именно чудовища. Он все видел, сделать ничего не мог… рисовал.

В серии «Бедствия войны» есть один офорт, принадлежащий к заключительным: лист 74 «Это хуже всего»! (Esto es lo peor!). Хуже всего, пережитого испанским народом, было торжество реакции, тащившей его обратно, в темные времена Средневековья, в нищету и невежество, в пыточные камеры и на эшафоты.
На офорте посреди толпы оборванных связанных людей изображен матерый черный волчище, ставящий свою подпись на развернутом свитке. Вплотную к нему, нависая над свитком, расположена фигура католического монаха в сутане и с тонзурой, который отстраняет протянутые к волку руки, чтобы просители не мешали своими мольбами. Похоже, что свиток подал на подпись волку именно он.

Инквизиция столь славно прижилась в Испании как последствие Реконкисты, когда победа в деле отвоевания страны у арабов была одержана, но народонаселение оставалось весьма пестрым, некоторой его части власти доверять не могли (недаром же нужны были официальные подтверждения чистоты испанской крови, чтобы занять административный пост), к тому же никто никогда не упускал удобную возможность обогащения (имущество осужденных подлежало неукоснительной конфискации).

Но время шло, и к 18-тому веку, когда важные задачи укрепления государства были решены, хотя и откровенно бесчеловечными методами, продолжавший действовать Центральный инквизиционный совет (Супрема) полностью и окончательно выродился в карающий всё, выходящие за рамки установленного, тормозящий развитие страны орган. Как отмечал прогрессивный политический деятель, современник Гойи, дон Гаспар Ховельянос, «св. трибунал невозмутимо запрещает все новое, все, что выступает против прошлого, все, что говорит об эмансипации и свободе».

Больше того, испанская инквизиция ради сохранения своего могущества готова была пойти против своего народа, официально и публично осудив анти-французское восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде, практически встав на сторону оккупантов (восстание было охарактеризовано Супремой как «скандальный мятеж невежественных людей», с утверждением, что злоба и невежество ввели в заблуждение неосведомленных «простаков, толкнув их на революционные беспорядки, под покровом патриотизма и любви к монархам»).

Этот акт предательства не принес, однако, отцам-инквизиторам желаемого: мощным отголоском Великой Французской революции, на волне которой Наполеон Бонапарт пришел к власти, было отторжение католической церкви как изжившего себя, вредного, ненавистного явления. Согласно французским революционным декретам, «все общественные здания, ранее именовавшиеся «храмами, церквами и часовнями», отныне должны быть отведены не для целей суеверия, а для общественно полезных целей», - такие строки говорят о многом.

В общем, вместо того, чтобы принять услуги лицемерных наследников Торквемады, французы сочли за лучшее упразднить их. В декабре того же 1808 года, когда наполеоновские войска утопили в крови мадридское восстание, Наполеон I издал декрет, который отменял инквизицию как «покушающееся на суверенитет и на гражданскую власть» учреждение. «В пользу испанского государства», во главе которого уже был поставлен король-француз, брат Наполеона Жозеф, имущество инквизиции подлежало конфискации. В Мадриде были снесены церкви и монастыри, в результате чего «в районе вокруг Королевского дворца появился целый ряд площадей».

Упразднение инквизиции продублировали Кадисские кортесы (22.02.1813), однако пришедший к власти Фердинанд VII, подобно королям 15-того века, нуждался в репрессивном аппарате, которым являлась инквизиция с самого начала своего существования, чтобы иметь возможность с наибольшей эффективностью подавлять все, что могло грозить королевской власти. С конституцией, кортесами, Рафаэлем Риего было покончено, инквизиция возобновлена.

Фердинанд VII: «Я решил … восстановить святой трибунал и дать ему возможность действовать в том объеме, в каком он действовал ранее. … Испания обязана инквизиционному трибуналу тем, что в XVI веке не была заражена тем злом, которое причинило столько несчастий другим европейским государствам. Инквизиции Испания… также обязана славной плеядой великих писателей и ученых, тем блеском, которым озарен путь святости и добродетели. … главнейшим средством, к которому прибег притеснитель Европы, чтобы сеять семена продажности, испорченности и беспорядка, было запрещение этого трибунала под лживым предлогом, будто прогресс и культура несовместимы с его дальнейшей деятельностью. Так называемые общие и чрезвычайные кортесы руководились теми же мотивами … к крайнему огорчению народа. Вот почему меня усиленно и неустанно просят о скорейшем восстановлении инквизиции...»

Переименованная в «хунту по делам веры», инквизиция продолжила свою деятельность, к вящему упрочению того блеска, «которым озарен путь святости и добродетели».

В 1826 году инквизиция отправила на эшафот свои последние жертвы - в Мурсии повесили и затем четвертовали масона Антонио Каро; в Валенсии был казнен через повешение школьный учитель Каэтано Риполь.

Риполь придерживался прогрессивных взглядов, в духе которых он и вел преподавание. Два года в тюрьме не сломили этого человека, и даже перед виселицей в обмен на помилование он не отрекся от своих убеждений. Риполь не был атеистом: он говорил о том, что верит в бога, - но вне церкви. Инквизиционный трибунал объявил его «упорствующим и злобствующим еретиком», тело казненного захоронили в гробу с намалеванными на нем языками адского пламени.

Еще во время революции 1820-23гг, начавшейся с восстания Риего, народ, который был якобы огорчен временным упразднением инквизиции, вовсю громил инквизиционные трибуналы, освобождая узников. Казнь Риполя вызвала новую волну возмущения, и в Испании, и в соседних странах. Король Фердинанд вынужден был приостановить деятельность «хунты по делам веры», однако окончательная точка в этом давнем кровавом деле была поставлена только уже после его смерти, последовавшей в 1833 году. 15 июля 1834 года – день торжества разума и справедливости.

Франсиско Гойя, покинувший Испанию в 1824 году и через 4 года упокоенный во французской земле, не дожил до этого дня, когда на его родине была окончательно уничтожена инквизиция, шести лет. Заключительный офорт серии «Бедствия войны» в аллегорической форме изображает замученную погибшую Правду, вокруг которой угасают исходящие от нее лучи света. Серия «Капричос» 1799 года заканчивалась более оптимистично (офорт № 80 «Уже пора»: «На рассвете разбегаются в разные стороны ведьмы, домовые, привидения и призраки…»).

«Капричос» и «Бедствия войны» разделяют 20 лет, столько произошло за это время, столько изменилось – и не к добру, но к худу. Наверняка сказать сложно, но нельзя исключить, что Гойя уезжал со своей родины в отчаянии, потеряв надежду.

Бывает трудно предположить, чье имя в будущем напишут на стене золотыми буквами.

Старания короля Фердинанда VII упрочить свой трон с помощью арсенала старых средств не оправдали себя, последнее десятилетие его жизни и правления показали это со всей ясностью. Кризисное положение в стране усугублялось династическими склоками (еще одним пережитком старины, собиравшем тем не менее свои жертвы). Видимо, ситуация сложилась совсем отчаянная, ибо инстинкт самосохранения все же подтолкнул властную верхушку, состоявшую из вдовы короля, регентши при новой малолетней королеве Изабелле II, и ее окружения, проявить здравый смысл (к чему властные верхушки, как показывает практика, не слишком предрасположены), поскольку иначе всей стране, и ее элите в том числе, оставалась незавидная доля.

Сформированное в 1835 году новое либеральное правительство, в состав которого вошел лидер партии прогрессистов Мендисабаль (ранее активно поддерживавший Риего, в связи с чем его жизни угрожала реальная опасность), приступило к необходимым реформам, - в частности возобновилась отсроченная Фердинандом секуляризация церковной собственности. Церковное землевладение и накопленные церковью богатства являлись препятствием общественному прогрессу, вследствие чего черта была решительно подведена. Численность священнослужителей и монахов резко сократилась, 60 монастырей было упразднено и разрушено. Опустевшие церковные здания приспосабливались под жилье, хозяйственные нужды или сносились (было снесено порядка 500 зданий), освобождая место для новой застройки, необходимой развивающимся растущим городам.

Дальнейшие события отличались большим разнообразием, однако попытки задним числом оправдать деятельность испанской инквизиции успеха не имели. Все-таки не всем мертвецам (как это подсмотрел и нарисовал однажды Гойя) удается отодвигать гробовые плиты с намерением выбраться наружу, чтобы вмешаться в жизнь живых, отравив ее своим могильным смрадом.
09.01.2017

Использованная литература, Интернет-ресурсы:

Http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000092/st024.shtml
«Инквизиция». «Кровавая эпопея испанской Супремы».
Григулевич И.Р.

И. И. ПОТАПОВ. РАФАЭЛЬ ДЕЛЬ РИЭГО

Http://interstroy-omsk.ru/history-portrait/rafael-del-riego.php
Рафаэль дель Риэго.

Http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/147579
Гаспар Мельчор де Ховельянос-и-Рамирес. Биографическая справка.

Http://www.art-spb.ru/article/321
Эстамп. Классификация и разновидности.

Https://ru.wikipedia.org/wiki/Капричос
Все 80 листов «Капричос» Гойи приведены по порядку номеров, с названиями и пояснениями.

Http://works.doklad.ru/view/YkWSB7F2v64.html
Гойя. Капричос. Статья содержит описание и анализ офортов.

Http://www.dali-genius.ru/Les-Caprices-de-Goya.html
«Капричос» Сальвадора Дали.

Http://www.yar.kp.ru/daily/26480.3/3349056/
21.12 – 17.04.2016. Минск. Выставка графики «Гойя... Пикассо» в Национальном Художественном музее. 80 гравюр Гойи и 15 офортов Пикассо из собрания Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
«Мировые шедевры в Минске: офорты Гойи мы увидим благодаря… инквизиции».
Заметка Надежды БЕЛОХВОСТИК, Фото: Павел МАРТИНЧИК.

Http://afisha.relax.by/expo/10537385-gojja-pikasso/minsk/
21.12 – 17.04.2016. О продлении выставки графики «Гойя... Пикассо» в Минске.

10-19.12.2007. Волгоград. «Разум, просыпайся!». Заметка – Александр Иванов.
В выставочном зале музея ИЗО Волгограда проходит выставка «Гойя-Дали: Сны разума», на которой представлены 160 оригинальных работ известных художников.

Http://weburg.net/news/19198
08.02.2010. «Сны, которые увидели Гойя и Дали».
Екатеринбург. Заметка - Ольга Сурганова.

Http://video.tcm10.ru/?v=201403211930Kudi
21.03.2014. Новосибирск. 4 серии Франсиско Гойи.
«В Новосибирском художественном музее… открылась выставка офортов Франсиско Гойи. В экспозиции - 218 листов, четыре полные серии». Заметка - Алексей Кудинов.

Http://www.glamour.ru/culture/news/1281097/
28.12.2016. Анонс. 24 января 2017 года в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) откроется выставка «Капричос», где покажут одноименные циклы работы двух испанских художников - Франсиско Гойи и Сальвадора Дали.
Выставка-сравнение творчества Дали и Гойи пробудет в Пушкинском музее до 12 марта 2017 года.

6 февраля 1799 года в «Diario de Madrid» появилось длинное объявление. Оно рекламировало сборник из 80 гравюр. В объявлении автор долго и многословно извинялся; предупреждал, что сатира направлена не против конкретных личностей, а против пороков в общем; рассказывал как трудно было рисовать гравюры не следуя ни более ранним образцам, ни природе и всячески себя расхваливал. Этот сборник до сих пор является одним из самых фантасмагорических творений человеческого разума. Речь идёт о «Los Caprichos». Автором же его был придворный художник его величества Карла IV, короля Испании — Франсиско Гойя и Лусиентес.

Гойя выпустил 300 экземпляров «Капричос» — всего ему пришлось напечатать 24 000 гравюр (не считая брака). Один сборник стоил 320 реалов (тогда столько стоил 31 грамм — или одна унция — золота). За четыре года было продано 27 экземпляров «Капричос». В итоге весь оставшийся тираж вместе с гравировальными досками выкупил Карл IV.

Caprichos переводится как каприз, фантазия, игра воображения. Считается, что слово произошло от глагола, обозначающего прыжки и скачки молодых козочек на травке. До Гойи в этом жанре изображались в основном архитектурные фантазии, намного реже — жанровые или гротескные сценки. Сатирическая фантасмагория была, по сути, изобретением Гойи.

Надо отметить, что кроме графических фантазий итальянцев, на «Капричос» оказала значительное влияние английская карикатура того времени, большим поклонником которой Гойя являлся.

Но в первую очередь он являлся большим поклонником себя. Поэтому альбом начинается с его автопортрета.

Каприз №1. Франсиско Гойя и Лусиентес, художник

Когда Гойя начал работу над серией, ему был 51 год (родился он 30 марта 1746 года). Франсиско Гойя появился на свет в суровом Арагоне, в небогатой ремесленной семье. В возрасте 13 лет он начал обучение ремеслу живописца у друга своего отца, Хосе Лузана. В 1766 году (со второй попытки, первую он бездарно провалил) он получил стипендию Художественной Академии для поездки в Италию. Вернувшись, он работал в Сарагоссе; там же и женился; и благодаря удачной женитьбе (его свояк, Франсиско Байё, в 1767 году стал предшественником Гойи на должности главного придворного художника) — переехал в Мадрид и стал управляющим Королевской Гобеленовой Мануфактуры. Благодаря общительности, чувству юмора и любви к охоте молодой художник завел нужные знакомства — и в итоге приобрел немалую популярность в высших слоях испанского общества, а так же сменил своего ушедшего на покой родственника на высшей должности, доступной художнику в Испании. Кроме того он к этому времени был отцом значительного количества детей (от семи до двадцати, из них только один сын выжил) и абсолютно глухим.

Каприз №2. Она говорит «Да» и отдает руку первому попавшемуся

Каприз №2. Она говорит «Да» и отдает руку первому попавшемуся.

У этой гравюры с изображением немного гротескной свадьбы — девушка в маске, одетая в дорогое, сшитое по последней моде платье, и довольно потасканный, хоть и с претензией одетый, жених — есть история и прототип, правда, литературный. Был у Гойи приятель, Гаспар Ховельянос. И был этот Ховельянос довольно типичным образцом человека эпохи Просвещения: немного юрист, немного экономист, немного литератор; восхищался британским общественным строем; почитывал Руссо, Вольтера, Монтескье и Гоббса; проникался современными экономическими теориями физиократов и Адама Смита и, конечно же, пускал слезу над судьбой героинь (или героев) сентиментальных романов (чувствительность тогда была в моде). Начитавшись всего этого развращающего чтива, он окинул критическим взглядом окружающую действительность и (разумеется) пришел к мысли о том, что нравы срочно нуждаются в исправлении. Результатом этих мыслей стала поэма «К Арнесто». Поэма клеймила некоторые не совсем безупречные способы заведения знакомств с матримониальными целями. Например девушки обвинялись в использовании косметики, сокрытии возраста, демонстрации ложной скромности и прочих притягательных черт характера. Молодые же люди обвинялись в сообщении заведомо неверных сведений о своем материальном благосостоянии и общественном положении. И в этой поэме есть приблизительно такие строки:

…Бездумно доверяя жениху,
Не оценив его достоинств и пороков
Сказала «да» и руку отдаёт
Тому, кто первый глянул на неё
Коварным, злым и похотливым оком.

Теперь, я думаю, вы понимаете, почему невесту окружают эти мерзкие, ухмыляющиеся, мошеннические рожи. Хотя когда довольный жених приведет аристократическую красавицу к себе в трущобы, она снимет маску… и жених тоже может быть слегка удивлён и разочарован.

В те времена по Мадриду ходило много сплетен и анекдотов о том, как темпераментные синьоры впускали ночью в дом своих любовников под видом привидения. Дети, видя такое, в испуге отправлялись спать и боялись даже нос высунуть из-под одеяла. А изобретательная мамаша в упоении предавалась радостям жизни и ролевым играм. Обратите внимание на разницу между лицами детей и женщины. Кстати дело не только в мимике — испуганные лица детей — резкий и жесткий контраст между светом и тенью; лицо женщины — мягкие полутона. Есть правда и другая трактовка, отраженная в написанном от руки примечании к одному из экземпляров этой гравюры: «Это ужасная ошибка в первоначальном образовании детей. Ребенок боится призраков больше, чем отца и верит в то, чего не существует». Но, глядя на мимику изобретательной синьоры, я всё-таки склоняюсь к версии с любовником.

Каприз №4. Маменькин сынок

Здесь, как говорится, комментарии излишни — рисунок и подпись говорят сами за себя. А если вас удивляет костюм дитяти — то тогда было принято независимо от пола детей до пяти лет одевать в платьица. Можно добавить только выдержку из «Сокровищницы кастильского или испанского языка» Каваррубиуса (1610 год): «…некоторые мальчики, даже будучи уже большими, не знают, как оторваться от титек своих матерей; из таких вырастают глупцы и порочные злодеи». У «мальчика», изображенного на гравюре судя по лицу, уже, пожалуй, борода пробивается — я тоже знаю несколько таких тридцати-сорокалетних недорослей.

Каприз №5. Одно другого стоит

Самая популярная интерпретация этой гравюры гласит, что она изображает королеву Марию-Луизу в виде мадридской проститутки и её фаворита Годоя — в виде клиента. Вряд ли это так. Во первых Гойя не был ни идиотом, ни оторванным от реальности идеалистом. Он был весьма практичным человеком. Вряд ли он бы поставил под удар свою успешную карьеру ради сомнительного удовольствия посмеяться над работодателями и покровителями. Во вторых его собственноручная подпись на эскизе гласит: «Старухи от души смеются, потому что знают, что у него нет ни гроша за душой». И если бы на изображении женщина «снимала» молодога человека в костюме «а-ля мод» — ради того, чтобы сделать его своим альфонсом — повода для смеха у старух бы не возникло. Так что это скорее всего просто зарисовка комичной (на взгляд Гойи и современной ему публики) сценки. Не говоря уж о том, что историки до сих пор задаются вопросом — а был ли Годой действительно любовником Марии-Луизы. Но об этом — позже.

Во второй половине XVIII века Европу (и Испанию в том числе) охватила мода на карнавалы в венецианском духе — с масками и переодеваниями. Французский философ и социолог Кайуа считает, что карнавальная маска позволяет скрыть социальную роль, присущую человеку, и побыть некоторое время самим собой. Гойя тоже использует маски не для того, чтобы скрыть сущность человека, а для того, чтобы показать её как можно более выпукло и ярко — взгляните на персонажей заднего плана. Об остальном говорит название: даже если девушка справа и поддастся соблазну — об этом никто не узнает.

Каприз №7. Даже так он её не узнает

Молодой модник, афранчезадо (офранцузившийся — то есть одетый по французской моде), разглядывает в монокль проститутку. Сценку эту наблюдает довольная сводня. Здесь, пожалуй, в виде пояснения достаточно надписи, сделанной Гойей на эскизе к гравюре: «Как он может распознать её? Для того, чтобы понять её сущность, недостаточно увеличительного стекла, здесь нужно верное суждение и жизненный опыт — чего недостаёт бедному молодому кабальеро…».

Каприз №8. И её похитили

Каприз №8. И её похитили…

Эта гравюра иллюстрирует специфическое чувство юмора Гойи. Композиция характерна для многочисленных изображений снятия с креста, что совсем не соответствует содержанию — сцене похищения девушки. В Испании того времени такие похищения не были редкостью: насильственные браки, похищения ради выкупа, изнасилования… В данном случае обращает на себя внимание монашеское облачение одного из похитителей. Один из комментариев к изображению говорит прямо: «Священнослужитель, жаждущий незаконной любви, нашел себе помощника для черного дела».

Каприз №9. Тантал

Тантал знаменит наказанием, которому его подвергли олимпийские боги. Он стоял по шею в воде — но когда наклонялся, чтобы попить, вода уходила от него. Прямо над его головой висели на ветке спелые фрукты — но как только он тянулся к ним, ветка отодвигалась. Око видит, да зуб неймёт. Так — по мнению Гойи — происходит и с престарелыми кабальеро, женящимися на молоденьких сеньоритах. Так что эта гравюра, изображающая заламывающего руки в страданиях пожилого джентльмена с соблазнительной, полураздетой и бесчувственной (это от того, что ей пришлось забыть о чувственных удовольствиях) девицей на коленях, — является аллегорическим изображением импотенции.

Каприз №10. Любовь и смерть

Здесь все интерпретаторы сходятся в одном: запретная любовь плохо заканчивается. В данном случае — дуэлью и смертью любовника.

Каприз №11. Парни готовы

Ещё одна гравюра без особых скрытых смыслов. Единственный вопрос, который она вызывает, это вопрос о том, кто же всё-таки здесь изображен: контрабандисты или разбойники? Хотя разбойники в те времена не брезговали промышлять контрабандой, а контрабандисты — разбоем. В любом случае современнику было понятно, что именно эти парни готовы с ним сделать при встрече.

Каприз №12. Охота за зубом

Эта сценка, в принципе, в комментариях не нуждается. Девушка пытается вырвать зуб у повешенного — не так то это и просто! Он ей нужен для колдовства. Зуб повешенного — необходимый ингредиент приворотного зелья, например.

Просто жадные монахи не дождавшиеся, пока остынет суп. Довольно безобидно, если не знать, что один из эскизов к этой гравюре назывался «Сон о неких людях, которые нас едят», а на подносе у прислужника красовалась отварная человечья голова.

Довольно типичная ситуация. Молодую девушку (судя по всему из благородной, но испытывающей затруднения семьи) продали замуж старому, уродливому и богатому карлику (некоторые предполагают в нём маррана: испанского или португальского еврея, принявшего — искренне или не очень — христианство). Девушка не в восторге, но готова пожертвовать собой ради благополучия семьи. Папаша с мамашей — довольны удачной сделкой. Только дуэнья закрыла глаза рукой — не может смотреть на похотливого уродца.

Каприз №15. Хорошие советы.