Избушка на курьих ножках- языческий домик мертвых. Изба бабы яги на алтае

Жили-были старик со старухой у самого Синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха плела ему сети. И была у них дочка-красавица да помощница. Звали её Аринушка. Бывало переделает она всю работу по дому и пойдёт к морю купаться. Плавает по волнам, а Морской царь на неё любуется. Выйдет она из воды, косы отжимает – Морской царь глаз отвести не может. А как домой Аринушка уйдёт, тоска так сердце царское сожмёт, что и дохнуть нельзя. Полюбил он девицу, всей душой полюбил! Вот и задумал Морской владыка украсть её да своей женой сделать. Раз пошла Ариша под вечер купаться. Солнце в море уж стало садиться: вода в кровавый цвет окрасилась. Далеко заплыла она. Тут слуги царские, осьминоги да мурены, окружили Аринушку и под воду к Морскому царю понесли.

Долго ждали старики свою доченьку ненаглядную. Стоя по колено в воде, кликали её, плакали, все глаза проглядели. Да только, видно, утонуло их дитятко. А слуги доставили Арину прямо в хрустальный дворец Морского царя. Нарядили её в лучшие одежды, жемчугами шею украсили, в уши серьги бриллиантовые вдели, косы золотыми нитями переплели. Настоящая Морская царевна получилась! Привели Аринушку в тронный зал. Сидит там владыка Морей и Океанов: сам – огромный, зелёная борода далеко стелется, изумрудными нитями поблёскивает. В крепких руках царь трезубец золотой держит, на голове – корона тяжёлая, драгоценными камнями изукрашена, а на подушках его рыбий хвост покоится. Как взглянул он на девицу, похолодело всё у неё внутри, заныло сердце, защемило. Стала она просить-умолять Морского царя отпустить её на землю к отцу с матушкой. Но не слушал царь те речи, лишь грозно взглянул и молвил: «Быть тебе отныне и до веку моей женой да над всем Морем-Океаном царицей! Жить будешь во дворце: на золоте есть, на шелках спать, в жемчуга наряжаться». Вскрикнула Аринушка и без чувств упала.

Много ли времени прошло, мало ли, про то одному Богу ведомо, а только жила Арина по-прежнему во дворце подводном. Всё бы хорошо было, да нет тут родимой землицы, отца да матери, берёзок-подружек, птичьих песен да солнца ласкового. Родила Морская церевна пятерых сыновей и двух дочерей. За это царь её ещё больше полюбил. А Аринушка всё о земле вспоминала: о родителях брошенных да о солнышке красном.

Вот раз отправился Морской царь со свитой в дальний путь, в океан Ледовый, а царицу с детьми одну оставил. Долго он с женой прощался, как будто беду чувствовал. Уехал царь, а Аринушка бежать задумала: созвала своих детушек, усадила их на дельфинов да вперёд отправила. Сама всё назад оглядывалась: боялась как бы муж домой не воротился. Плывут они: вот уж и берег близко и солнышко с небес так ласково греет. Вдруг налетела мгла непроглядная, завыл ветер ураганный, загремел гром стогласый. Это царь, владыка Морской, беду почуяв, домой воротился, а не найдя никого – в погоню пустился. Поднялся он над разбушевавшимся морем и видит: стоят его дети на берегу, дождь их изо всех сил хлещет, молнии глаза слепят, а с ними жена его возлюбленная. Рассердился царь, обида его до самого сердца прожгла. Направил он на них трезубец сверкающий: «Что ж убегаете от меня, детки милые? Так летите гусями-лебедями к самому небу! А ты, жена моя, стой, где стоишь, весь свой век: ни ко мне не воротишься, ни с детьми не уйдёшь!» Сказал так и скрылся в пучине. Море тут же затихло, улеглось. А на берегу вместо детей – стая гусей-лебедей жалобными голосами кричит, шеи тянут да крыльями по воде полощут. А Аринушки нигде не видно: стоит только на берегу избушка, коей раньше не было, а по стенам её слёзы катятся. Заколдовал жестокий царь Аринушку: превратил её в избу деревянную. Стоять ей теперь век, с места не стронуться: ни с детьми улететь, ни к отцу с матерью вернуться, ни в царство Морское!

Немало времени прошло, а только пролетала над тем местом баба Яга в ступе, увидала избу у самой воды да гусей-лебедей на крыше, удивилась. Подлетела она к избе, гуси ей и рассказали о своём горе. Пожалела Яга Аринушку с детками и говорит: «Нет у меня такой силы волшебной, как у царя Морского, но помочь вам помогу. Не век же вам у воды маяться!» Вытащила Яга из передника две сухие ножки куриные, посыпала на них пеплом огневым, сбрызнула их своею кровью, поплевала три раза. Потом надёргала у гусей-лебедей по пёрышку и всё это в узелок крепко-накрепко завязала да под избу подложила. «А теперь», - говорит, - «Спать ложитесь! Утро вечера мудренее».

Раным-рано солнышко над морем поднялось. Встрепенулись гуси-лебеди, проснулась и Яга. Глядят, а у избушки курьи ноги выросли! Избушка на них по берегу похаживает, ставеньками похлопывает, дверью поскрипывает. «Ну, вот и ладно» - говорит Яга. – «Вот и хорошо. А теперь ступайте, горемычные, со мной. Вместе будем век вековать да беду бедовать. Авось, когда и сумею вас расколдовать». И отправились они в леса дремучие, в болота тягучие: Яга в ступе летит, за ней гуси-лебеди, а избушка на Курьих Ножках по земле ковыляет.

Так и стали вместе жить-поживать да горя не знать. Может и по сей день живы…



Почему у Бабы Яги костяная нога?

Многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия - страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья.

Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой - там. Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого. На самом деле все обстоит несколько сложнее, то есть такая позиция и верна, и ошибочна. В общем, сплошные дуализмы…
Обратимся к традициям разных народов. Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже - сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.

Трупы рядовых членов племени после сгнивания на открытом воздухе переносили либо туда, где они жили раньше, либо в небольшую пристройку из коры рядом, через некоторое время хоронили в общей могиле. Любопытно, что аналогичный обычай существовал и у американских ирокезов.

Нганасаны хоронили детей и подростков завернутыми в шкуру или положенными в деревянный ящик, помещая на вершину столба высотой в человеческий рост. В некоторых районах Японии умершего человека в древние времена хоронили, а по прошествии определенного времени эксгумировали, чтобы перезахоронить кости. В далекой Австралии сооружали постройки наподобие могильных домиков русичей.

У ряда монгольских племен была выделена специальная природная площадка, куда укладывали покойников… на съедение хищникам, а потом собирали кости и устраивали погребальный ритуал. Зороастрийцы тоже помещали посмертное ложе таким образом, чтобы плоть умершего склевали птицы и похоронный обряд совершали исключительно с оставшимися после птичьей трапезы частями скелета.

На русском Севере несколько лет назад археологи обнаружили курган, в котором костные останки человека были расположены внутри, так сказать, во чреве обгоревшей до углей деревянной женской фигуры очень больших размеров - длиной около 4 метров. Почему же?

Нам сегодня это может показаться дикостью, но не стоит торопиться с выводами. У подобных действий имелась своя философия и идеология. В древние времена люди иначе воспринимали понятия бренности существования и ее антипода - вечности. Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее - связанной с понятиями воскрешения и перерождения души.

Таким образом, костяная нога Бабы Яги есть не что иное, как демонстрация причастности к вечному, а не только противоположности жизни и смерти, ведь предки наши глубоко верили в посмертное существование, иначе не оказались бы столь живучими предания о реках Стикс и Смородине.

И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси - золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности - не человек, а дух.

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство?

Примечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок, обретавшейся в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она стояла на курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиваться минимум на 180 градусов. Были ли реальные прототипы этих характеристик в архитектурных сооружениях наших предков? Давайте разбираться.

Курьи ножки

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных - то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т.п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма - вместилище души предка - в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры - те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных — то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т. п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма — вместилище души предка — в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры — те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.


Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

Сказка о избушке на курьих ножках, бабе Яге и царевиче не Иване.

"Сказка -- ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!"

Народная мудрость.

С лучилось то в стародавние времена, за тридевять земель в тридевятом царстве. Леса в то время были дремучие, болота не проходимые, зверья много разного водилось: волки, зайцы, медведи, лисы и другие зверушки. А правил той страной царь-государь по имении Березень Великий. И было у того царя детей тьма тьмущая. Царь и порой сам не помнил, как из них и кого зовут. Дошел до царя как-то слух, что поселилась в их лесах Баба по имени Яга. Сказывали, что зла она никому не делает, да не пристало людям рядом с нечистью жить. И позвал он тогда к себе одного из сыновей своих и говорит: -- Так, Иван... -- Не Иван я. - поправил сын, но царь лишь отмахнулся и продолжил -- Значит так, сынок. Пойди-ка ты через дремучий лес и найди-ка ты бабу Ягу, что людям покоя не дает, да избавь честной люд от невидали этакой. Сын поклонился отцу. -- Ступай с богом, Иванушка. - благословил государь. -- Да не Иван я. - снова поправил царевич. Но государь его не слушал, только помахал рукой на прощание. Стал царевич в путь дорогу собираться, да думу думать, как ему Ягу одолеть. Оседлал своего верного коня, приладил меч, да отправился в путь. Долго ли, коротко ли ехал он, но привела его дорога к речке. А речке той ни конца не края не видно: не в брод перейти, не в плавь переплыть. Даже мосточка худого, и того не сыщешь. Призадумался царевич. Вдруг слышит голос позади спрашивает: -- Чего призадумался, Иван-царевич? -- Не Иван я. - по привычке ответил он, и только потом обернулся. Видит, стоит девушка-красавица: глаза черные, губы алые, бровки ровные, щеки горят. На плече коса лежит с два кулака толщиной. -- А ты откуда тут взялась? - вопрошал царевич. -- Да вот гуляла, травки лечебные собирала. - ответила девушка. -- А как речку перешла? -- Речку-то? - переспросила она. - Так вот что тебя опечалило, ну так это я помогу. - заверила девушка. Вытащила из косы гребень, да как кинет его. И стал гребень мостом ладным через реку. -- Ну и ну! -изумился царевич. - Проси, что хочешь за помощь. -- Придет время попрошу. А сейчас ступай. - отвечала девушка. -- Ну что же. Тогда прощай. -- Прощай! - помахала голубеньким платочком она. А парень отправился дальше в путь дорогу. Долго ли коротко ли ехал он, да привела его дорога к чаще глухой - лесу дремучему. Спешился царевич, присел на большой камень у дороги да призадумался, как ему лес пройти. Слышит позади снова голос вопрошает: -- О чем призадумался, Иван Царевич? -- Не Иван я. - опять по привычке ответил он и вновь только потом обернулся. Видит стоит та же девушка-красавица, да улыбается ему. -- Вот и снова свиделись с тобой царевич. -- Вот те на! - удивился парень. - Что за чудо, снова ты? Как же красавица сюда быстрее меня добралась? -- А меня Леший батюшка довел быстрыми тропками. - отвечала она. -- Леший? - почесал царевич затылок. - А через лес провести может? -- Через лес? Давай у него спросим. Батюшка Леший, покажись! - крикнула она. -- Звала меня, девица-краса русая коса? - из под земли вырос низенький, сморщенный старичок, весь в листьях, а на носу у него росли три маленьких поганки. -- Батюшка Леший, проведи Ивана царевича через лес твой, а я уж в долгу не останусь! - просила девица. -- Да не Иван я. - в который раз сказал парень -- Провести. Ну это можно. - низким грудным голосом, точно медведь прорычал, ответил Леший. - Следуй за мной царевич. И провел хозяин леса царевича через вотчину свою. Вышел парень. Коня под уздцы вывел. Видит поляна перед ним. А на поляне той стоит на курьих ножках избушка, то даже не избушка, а хоромы белокаменные. Подивился царевич, да делать нечего, ясно ему сказали, Ягу изгнать надобно. Подошел он ближе к "избе", да как крикнет во весь свой молодецкий голос: -- Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом. Заскрипели хоромы, заворочались, да поворачиваться стали. -- Выходи Яга, биться будем. - снова крикнул царевич. Отворилась дверь, и видит парень, а на пороге та самая девица-красавица стоит. -- Ну здравствуй Иван царевич. -- Не Иван я. Так ты и есть Яга? -- Я. - подтвердила девушка. Вот и моя очередь настала тебя просить. Посмотрел царевич на коня, потом на меч, сплюнул под ноги и сказал: -- Проси. -- Возьми меня в жены, Иванушка, верной супружницей тебе стану. Лихо я не творила, людей лечила,зачем со мной сражаться? -- Тьфу ты, невидаль какая, да не Иван я! Ва-си-ли-й! - произнес по слогам царевичь. - Ну а тебя Яга, возьму в жены с большой радостью, понравилась ты мне за красоту твою, да сердце доброе. Мораль сей сказки такова, не все то зло, что Ягой зовется!

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» - царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная - та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство - загробный мир - при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках


В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги - это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках - домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями - казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост


Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа - Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть». Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище - Змей Горыныч.

Змей Горыныч


В христианстве змей - это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея - одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч - символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня - один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже - с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» - сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный


Кащей (или Кощей) - один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость - непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок - «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей - обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, - это характеристики смерти.

Кащей - бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии. В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом - Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» - пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».