Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка

Время появления в России первых гармоник датируется 1830-ми годами. Между тем первыми русскими гармониками были миниатюрные органы-позитивы, когда на них еще в 80-е годы ХVIII века жившим в это время в Петербурге чехом Франтишеком Киршником (1720-1799) в качестве источника звука были применены проскакивающие под действием струи воздуха металлические язычки. Воздух нагнетался здесь не горизонтальным движением меха, а вертикальным.

В 1830 году первая ручная гармоника - инструмент системы Демиана попал к тульским мастерам. Согласно данным тульский оружейный мастер Иван Сизов купил немецкую однорядную гармонь на Нижегородской ярмарке и по ее образцу организовал собственный выпуск гармоней. Мастер стремительно расширял свое производство: уже к 1848 году его гармонная фабрика ежегодно производила по 3700 инструментов. Поначалу это были простейшие гармони-пятиклапанки, затем семи- и десятиклапанки.

Изготовление гармоней в нашей стране имело важное отличительное свойство. Если в западных странах достаточно быстро установились основные стандартизированные виды гармоней и их было относительно немного, то в России, в соответствии с огромным пространством страны, в каждой местности появились свои региональные разновидности инструмента, приспособленные к особенностям фольклора той или иной местности.
Разновидности русской гармони.

Тульская гармонь. Имела от 5 до 10 клавиш, расположенных в одном ряду, в левой клавиатуре 2 клавиши позволяли извлечь бас и мажорное трезвучие тоники на разжим, доминанты - на сжим. Уже в 1830 - 40-е годы гармонь, проникая во все новые регионы России, начинает бытовать в самых разнообразных конструктивных вариантах, обусловленных особенностями народной песенности того или иного региона.

Саратовская гармонь. В Саратовской губернии от гармони потребовалась особая звонкость звучания. Поэтому для саратовских гармоней характерно увеличение количества голосов, настроенных "в разлив" - с унисонным и октавным дублированием. Кроме того, саратовские мастера изобрели приспособление - "задвижку" или "движок" для включения и выключения тех или иных голосовых планок. В итоге инструмент мог быть 5-ти или 6-ти голосным. Метрический пульс в саратовских гармонях обострялся наличием колокольчиков - более низкий колокольчик присоединялся к басу, более высокий - к аккорду.

Вятская гармонь Тальянка. Аналогичное явление наблюдалось в созданных несколькими годами позднее вятских Тальянках. Здесь также заметно увеличивается количество унисонных или октавных голосов, звучащих "в разлив", подчеркнутых звонкими разновысотными колокольчиками. Такой тембр делал гармонь незаменимой при организации любого веселья - задорной пляски и аккомпанемента в частушках.

Порой от инструмента требовалось воспроизведение лирических песен, плавных хороводных. Тогда "частое" дыхание, естественное в частушках и плясовых, становилось помехой. В начале 40-х годов ХIХ века были созданы такие конструкции, как Вятские гармони, в которых звучание голосов на разжим-сжим меха при нажатии той или иной кнопки было одинаковым по высоте.

Гармонь Ливенка. Еще большую популярность приобрели Ливенки, производившиеся с 1860-х годов в городе Ливны Орловской губернии. На них появилась возможность воспроизводить мелодическую линию без частой смены меходвижений, обеспечивая особую лиричность звучания. Соответственно, потребовалось увеличение запаса воздуха, а, следовательно, и длины самого меха. На ливенке количество складок меха могло доходить до 40.

Елецкая гармонь. В другой местности Орловской губернии, городе Ельце, в 1880 - 90-х годах появляется Елецкая рояльная гармонь. Ее особенность заключалась в форме клавиш правой клавиатуры, напоминающей аккордеонные; в начале ХХ века начинают изготавливаться и двухрядные модели с большим количеством клавиш и хроматическим звукорядом.

Среди других разновидностей российских гармоней, появившихся в 1860 - 80-е годы, можно назвать Касимовские (г.Касимов Рязанской губернии), Череповки и Черепашки (г.Череповец Вологодской губернии), Бологоевские (Новгородская губ.), Новоржевские (г.Новоржев Псковской губ.), Петербургские, Сибирские (Северный Урал и Сибирь), целый ряд национальных моделей - Комуз (Дагестан), Пшинэ (Адыгея и Кабардино-Балкария), Кога-Кармонь и Кубос (Марийская и Чувашская респ.), Татарская гармонь.
Популярные русские гармони.

Но самыми популярными гармнони в России стали Венки и Хромки. К концу ХIX века их производство было налажено в больших количествах, а особенно увеличилось в 1920 - 30-е годы. Для них появилось множество самоучителей и нотных сборников. Венские гармони с последней четверти ХIX века распространились как в нашей стране, так и во многих других странах мира.

Наиболее широкую известность в России получила гармонь хромка. Судя по названию, напрашивается мысль о том, что для хромки уже был характерен хроматический звукоряд. Однако это не так. Хромка вплоть до наших дней остается диатонической гармонью, она имеет лишь несколько альтерированных хроматических звуков (они расположены в верхней части грифа). Вместе с тем хромка стала единственной русской гармонью, в которой звуки правой клавиатуры располагались в обоих рядах кнопок не по секундовому, а по терцовому принципу - то есть стала переходным звеном к освоению гармонистами баяна.
Белобородовская русская гармонь: переходная фаза между гармоникой и баяном.

Существование в российских городах во второй половине ХIX века концертин и других видов хроматических гармоник предполагало наличие аккомпанирующего инструментария (например, фортепиано). Следовательно, это обусловливало ансамблевый характер исполнительства. Гармони, имеющие собственный аккомпанемент, были диатоническими и распространены в традиционной фольклорной практике. А здесь надобности в хроматическом звукоряде никогда не возникало, так как песни и инструментальные наигрыши бесписьменной традиции не предполагали музыкального мышления в рамках хроматической темперации. Однако желания многих любителей музыки и исполнителей-гармонистов были направлены на исполнение не только традиционного фольклорного репертуара, но и образцов городского музыкального быта, а также несложных произведений классической музыки. По этой причине возникла необходимость в появлении конструкций с хроматической правой клавиатурой и аккомпанементом, воспроизводящим басо-аккордовые чередования гармонических функций. В 1878 году по заказу тульского гармониста-любителя Николая Ивановича Белобородова (1828 - 1912) известный в Туле мастер-конструктор Леонтий Алексеевич Чулков (1846 - 1918) изготавливает хроматическую гармонь, в которой к диатоническому ряду правой клавиатуры был добавлен второй ряд, дававший недостающие хроматические полутоны. Звуки в ней при нажатии той или иной кнопки на разжим-сжим меха были различными. Клавиши на клавиатуре располагались по принципу клавиатуры органа (фортепиано), но в иной последовательности (чтобы сохранить на белых клавишах звукоряд тульской гармони, так как на ней при смене меха звуки были разные). Левая же клавиатура представляла традиционный для гармони диатонический басо-аккордовый аккомпанемент - из нескольких звучащих в октаву басов и, соответствующих им мажорных и минорных трезвучий. Данная модель отличалась уникальными звуковыми свойствами, прежде всего красотой тембра - голоса были изготовлены из серебра, использованы ценные породы дерева. Однако Белобородов не совершенствовал инструмент как солирующий: все его внимание было направлено на расширение звуковых и тембровых возможностей. В таких инструментах, изготовленных в 1870-80-х годах мастерами Л.Чулковым и А.Глаголевым (всего было сделано около 20 инструментов), уже можно было встретить регистры-переключатели, акустические камеры, устройства для смягчения звука.

Н.Белобородов создает из своих инструментов трио, затем оркестр. Позднее по заказу Белобородова для его оркестра была создана целая серия оркестровых гармоней: от пикколо до контрабаса. Для гармони своей системы Белобородовым были написаны два руководства: "Школа для хроматической гармоники по системе Н.И.Белобородова" (1880) и "Самоучитель для хроматической гармонии", совместно с И.Ивановой (1893).

Гармони системы Белобородова имели распространение с 80-х годов ХIX века. В начале ХХ столетия их стали вытеснять более совершенные образцы, и к концу 1920-х годов они вышли из употребления.

**********************

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.


Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.


Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха.

Россия или Германия?

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие - что в России.

По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник - чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.

Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Гармонь и гармоника

Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название - гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность - мажорная или минорная гаммы.

Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.


Однорядная гармонь

Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.

Гармонь – один из любимых музыкальных инструментов русского народа. Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.

Хромка: получится ли на ней сыграть хроматическую гамму?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической. На ней не сыграть всех , но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры.

Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух.

Тульская однорядка: оказывается, звук не одинаков, когда меха растягиваются и сжимаются…

Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, . Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха.

Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них – количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.

Елецкая гармонь: гармонь-полуаккордеон?

Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента – Елецкая гармонь. Её нельзя назвать «чистокровной» гармонью, поскольку она считается прямым предком аккордеона. Правая клавиатура инструмента имеет бемоли и диезы, то есть полную хроматическую гамму. Левую клавиатуру можно назвать выносным грифом с аккордами и клавишами басов.

За всё время своего развития, а первая Елецкая гармонь появилась в далеком 19-м веке, менялась её функциональная часть и внешний вид. Но одно всегда оставалось неизменным – великолепные музыкальные и технические возможности.

Черепашка: любителям маленьких гармошек

Главная особенность инструмента – компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони – диатонический, при сжатии и разжиме мехов издаются разные звуки.

Есть несколько разновидностей Черепашки: «с четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Последний вариант считается самым современным, все соответствующие язычкам и мелодиям клавиши перенесены в нем с левой клавиатуры на правую.

Эти и другие разновидности гармоней, такие как русская «венка», тальянка, псковская резуха и другие, были, есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!