Кузнечный промысел якутов.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Якуты (самоназвание саха ; мн. ч. сахалар ) – тюркоязычный народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Ареал распространения

Расселение якутов по территории республики крайне неравномерно. Около девяти их сосредоточено в центральных районах – в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутского народа: первая из них несколько больше по численности, чем вторая. «Якутские» (или амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, ниж­ним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены. «Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якут­ский быт; здесь он в то же время, особенно на Амгинско-Ленском плато, лучше всего изучен. Третья, значительно меньшая группа якутов рас­селена в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским. И, наконец, последняя, самая малочисленная, но широко расселенная группа яку­тов – это население северных районов Якутии, т. е. басейнов рр. Ко­лымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара.

Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом: в отношении его они больше походят на охотничье-рыболовческие малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров, чем на своих южных соплеменников. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами» (например, в верховьях Оленека и Анабары), хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.

История и происхождение

Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада – пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV–XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620–1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII–XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним – сделанная из жердей ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Якуты и русские

Точные исторические известия о якутах имеются, только начиная со времени их первого соприкосновения с русскими, т. е. с 1620-х гг., и присое­динения к Русскому государству. Якуты не составляли в то время единого политического целого, а делились на целый ряд независимых друг от друга племен. Однако родоплеменные отношения уже разлагались, и имелось налицо довольно резкое классовое расслоение. Царские воеводы и служи­лые люди использовали межплеменную рознь, чтобы сломить сопротивле­ние части якутского населения; они использовали также и классовые про­тиворечия внутри него, поведя политику систематической поддержки господствующего аристократического слоя – князьцов (тойонов), которых они и превратили в свою агентуру по управлению Якутским краем. С этого времени классовые противоречия среди якутов начали все более обо­стряться.

Положение массы якутского населения было тяжелым. Якуты вы­плачивали ясак соболиными и лисьими мехами, несли ряд других повин­ностей, подвергаясь вымогательствам со стороны царских служи­лых людей, русских купцов и своих тойонов. После неудачных попы­ток восстаний (1634, 1636–1637, 1639–1640, 1642 гг.), после перехода тойонов на сторону воевод якутская масса могла реагировать на притес­нения только разрозненными, изолированными попытками сопротивле­ния и бегством из коренных улусов на окраины. К концу XVIII в., в результате хищнического хозяйничанья царских властей, обнаружи­лось истощение пушных богатств Якутского края и его частичное запустение. Одновременно якутское население, по разным Причинам пере­кочевавшее из Ленско-Вилюйского края, появилось на окраинах Якутии, где ранее его не было: на Колыме, Индигирке, Оленеке, Анабару, вплоть до бассейна Нижней Тунгуски.

Но уже и в те первые десятилетия соприкосновение с русским народом оказало благотворное влияние на экономику и культуру якутов. Русские принесли с собой более высокую культуру; уже с середины XVII в. на Лене появляется земледельческое хозяйство; русский тип построек, русская одежда из тканей, новые виды ремесла, новые предметы обстановки и быта постепенно стали проникать в среду якутского населения.

Чрезвычайно важно было то, что с установлением русской власти в Якутии прекратились межплеменные войны и грабительские набеги тойонов, что раньше составляло большое бедствие для якутского населения. Было пресечено и своеволие русских служилых людей, не раз враждо­вавших между собой и втягивавших в свои распри якутов. Установив­шийся уже с 1640-х годов в Якутской земле порядок был лучше преж­него состояния хронической анархии и постоянных усобиц.

В XVIII в., в связи с дальнейшим продвижением русских на восток (присоединение Камчатки, Чукотки, Алеутских островов, Аляски), Яку­тия играла роль транзитного пути и базы для новых походов и освоения дальних «землиц». Приток русского крестьянского населения (особенно по долине р. Лены, в связи с устройством почтового тракта в 1773 г.) создавал условия для культурного взаимовлияния русского и якутского элементов. Уже в конце XVII и в XVIII в. среди якутов начинает, хотя вначале и очень медленно, распространяться земледелие, появляются дома русского типа. Однако количество русских поселенцев оставалось даже в XIX в. сравнительно небольшим. Наряду с крестьянской колонизацией в XIX в. большое значение имела отправка в Якутию ссыльно-поселенцев. Вместе с уголовными ссыль­ными, имевшими отрицательное влияние на якутов, во второй половине XIX в. в Якутии появились политические ссыльные, сначала народ­ники, а в 1890-х годах и марксисты, которые сыграли большую роль в культурном и политическом развитии якутских масс.

К началу XX в. в экономическом развитии Якутии, по крайней мере, центральных ее районов (Якутский, Вилюйский, Олекминский округа), наблюдались большие успехи. Был создан внутренний рынок. Рост эко­номических связей ускорял развитие национального самосознания.

Во время буржуазно-демократической революции 1917 г. движение якутских масс за свое освобождение развернулось глубже и шире. Оно вначале находилось (особенно в г. Якутске) под преобладающим руковод­ством большевиков. Но после отъезда (в мае 1917 г.) большинства полити­ческих ссыльных в Россию в Якутии одержали верх контрреволюционные силы тойонства, вступившего в союз с эсеровско-буржуазной частью рус­ского городского населения. Борьба за советскую власть в Якутии затянулась на долгое время. Только 30 июня 1918 г. власть советов была впервые провозглашена в Якутске, и лишь в декабре 1919 г., после ликвидации колчаковщины во всей Сибири, в Якутии окончательно установилась советская власть.

Религия

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.

Жилье

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние – у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна – в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) – труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере – дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Промыслы

Основные традиционные занятия – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин «рыболов» – балыксыт – употребляется в значении «бедняк»), на нём специализировались также некоторые племена – так называемые «пешие Якуты» – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце 17 века, до середины 19 века было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

Якутская кухня

Она имеет некоторые общие черты с кухней бурятов, монголов, северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. Способы приготовления блюд в якутской кухне немногочисленны: это либо отваривание (мясо, рыба), либо сбраживание (кумыс, суорат), либо заморозка (мясо, рыба).

Из мяса в пищу традиционно употребляется конина, говядина, оленина, пернатая дичь, а также потроха и кровь. Широко распространены блюда из сибирской рыбы (осётр, чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус).

Отличительной чертой якутской кухни является максимально полное использование всех компонент исходного продукта. Весьма типичным примером является рецепт приготовления карасей по-якутски. Перед приготовлением счищается чешуя, голова не отрезается и не выкидывается, рыба практически не потрошится, делается небольшой боковой надрез, через который аккуратно удаляется желчный пузырь, отрезается часть толстой кишки и прокалывается плавательный пузырь. В таком виде рыба варится или жарится. Аналогичный подход используется и по отношению практически ко всем остальным продуктам: говядине, конине и проч. Активно используются практически все субпродукты. В частности, большой популярностью пользуются супы из потрошков (ис миинэ), кровяные деликатесы (хаан) и т. д. Очевидно, такое бережливое отношение к продуктам – результат народного опыта выживания в суровых полярных условиях.

Конские или говяжьи ребра в Якутии известны под названием ойогос. Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и саранки (луковое растение). Из говяжьей или лошадиной крови получается хаан – якутская кровяная колбаса.

Национальным напитком является популярный у многих восточных народов кумыс, а также более крепкий коонньоруу кымыс (или койуургэн ). Из коровьего молока готовят суорат (простокваша), кюэрчэх (взбитые сливки), кобер (масло, сбитое с молоком до образования густого крема), чохоон (или чехон – масло, сбитое с молоком и ягодами), иэдьэгей (творог), суумэх (сыр). Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламат.

Интересные традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий. Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими Якутами. Северные Якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно аккультурированы русскими.

12 фактов про якутов

  1. В Якутии не так уж и холодно, как все думают. Почти на всей территории Якутии минимальная температура в среднем -40-45 градусов, которые не так уж и страшны, так как воздух очень сухой. -20 градусов в Питере будет пострашнее, чем -50 в Якутске.
  2. Якуты едят сырое мясо – жеребятину в замороженном виде, настроганное стружками или порезанное брусочками. Мясо взрослых лошадей тоже едят, но оно не настолько вкусное. Мясо это чрезвычайно вкусное и полезное, богатое витаминами и прочими полезными веществами, в частности – антиоксидантами.
  3. В Якутии также едят строганину – настроганное толстыми стружками мясо речной рыбы, в основном чира и омуля, больше всего ценится строганина из осетра и нельмы (все эти рыбы, за исключением осетра – из семейства сиговых). Всё это великолепие можно употреблять, макая стружки в солью с перцем. Некоторые делают также разные соусы.
  4. Вопреки распространенному мнению, в Якутии большинство населения никогда не видели оленей. Олени водятся в основном на Крайнем Севере Якутии и, как ни странно, в Южной Якутии.
  5. Легенда о ломах, становящихся хрупкими как стекло на сильном морозе – правда. Если при температуре ниже 50-55 градусов ударить чугунным ломом по твердому предмету – лом разлетится на куски.
  6. В Якутии прекрасно вызревают за лето почти все зерновые, овощи и даже некоторые фрукты. Например, недалеко от Якутска выращивают прекрасные, вкусные, красные, сладкие арбузы.
  7. Якутский язык относится к тюркской группе языков. В якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы».
  8. В Якутии дети даже в 40-градусный мороз едят мороженое прямо на улице.
  9. Когда якуты едят медвежатину, они перед едой издают звук «Хук» или подражают крику ворона, тем самым как бы маскируясь от духа медведя – это не мы едим твоё мясо, а вороны.
  10. Якутские лошади – очень древняя порода. Они круглый год пасутся сами по себе без никакого присмотра.
  11. Якуты очень работящие. Летом, на сенокосе могут запросто работать 18 часов в день без перерыва на обед и после этого еще выпить вечером хорошенько и после 2 часов сна снова за работу. Могут работать 24 часа и после этого пропахать за рулем 300 км и там поработать еще часов 10.
  12. Якуты не любят, когда их называют якутами и предпочитают называться «саха».

Хомус - распространенный музыкальный инструмент у тюркских народов. У многих они сохранились до нас.

Хомус или варган считают своим национальным музыкальным инструментом свыше 200 народов мира. На нем играют в Европе, Америке, Африке и Азии, практически на всех континентах. И название у них одинаковое, только у каждого народа звучит по разному. Например, кобуз - по туркменски, купос - по чувашски, кубыз - по татарски, башкирски и т. д. Правда, некоторые народы со временем утеряли навыки изготовления и игры. И в восстановлении вековых традиций им помогли якутские мастера и умельцы, кузнецы. Как рассказал Спиридон Шишигин, в свое время в Японии был найден хомус. Сами японцы не знали его предназначения и обратились к якутянам. Только после консультаций с народными умельцами из далекой Якутии японцы узнали об истинном предназначении находки. Та же история случилась и с австрийцами. Якутские кузнецы помогли восстановить и изготовить народный музыкальный инструмент. И в древней истории Руси нашлось место для варгана или зубанки.

Хомус (варган) - самый популярный в Якутии национальный музыкальный инструмент. Якутский хомус отличается характерным низким, плотным звуком, изготовляется из стали ковкой. Большие размеры язычка этого музыкального инструмента позволяют добиваться длительных нот, громкого, отличимого от любых варганов других народов, звука. Считается, что длительные низкие вибрации язычка хомуса слышны не только человеческому уху, но и прокладывают играющему дорогу в мир духов и земли.

Якутский хомус

Хомус - инструмент широко распространенный по всему миру. У якутского народа,с глубокой древности сохранился хомус, вмещающийся в ладони, но обладающий способностью петь голосом живой природы. Только в одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый всеми инструмент.

Однако хомус - не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека.

Хомусы изготавливались из дерева, кости и железа. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.

Хомус - очень простой инструмент, но он обладает богатейшими возможностями для передачи эмоционального состояния исполнителя. Только на хомусе можно играть так, чтобы были слышны и мелодия, и слова песни, и только на хомусе можно объясниться в любви. В любое время года в его музыке можно услышать запахи цветов, дыхание весны, радостное пение птиц.

>. Так считали наши предки, так говорят и современные исследователи-музыковеды.

Звуковой идеал интонационной культуры якутов сформирован таким образом, что основным музыкальным инструментов считается хомус - дуговой металлический варган с большой круглой петелькой. Существует несколько разновидностей якутского варгана: плоская тонкая и сужающаяся к концу лучина из лиственницы, плоская рамка с вырезанным язычком из кости, металлический варган с двумя язычками и др. Все разновидности варгана (более 400) собраны музее хомуса (варгана) народов мира в Якутске - единственном в России. Согласно традиции, на хомусе играли преимущественно женщины, > (артикулируя) речевые высказывания или известные мелодии. Сложилось несколько видов традиционного музицирования на варгане - >, >, >. Большой популярностью пользовались звукоподражательные мелодии - >, >, >.

Волшебство музыки хомуса еще и таинственно: оно зарождается как естественное явление природы, но иной раз и не зарождается, словно кто-то не хочет этого. А когда в момент игры на хомусе чувствуется, что >, хомус как бы играет сам, поддаваясь каким-то сверхъестественным велениям. Хомусная музыкальная мысль своеобразна, приближена к членораздельной речи. Испокон веков сложилось так, что исполнитель играет на хомусе, словно говоря, тем самым >. - Эти слова принадлежат Ивану Алексееву - Президенту Международного центра хомусной (варганной) музыки, доктору филологических наук, профессору ЯГУ - человеку внесшему огромный вклад в формирование концертно-виртуозного стиля игры на хомусе.

Кузнечное производство - потомственное ремесло якутов.

Кузнечное дело якутов считается потомственным ремеслом. В одном из вариантов эпических сказаний о кузнецах, говорится о том, что чем больше у кузнеца предков-кузнецов, тем он могущественнее. В легенде об Элляе, его сын Тосогор тоже был назван кузнецом. Обычно секреты металлургического и кузнечного производства передаются по наследству. Помимо технологических вопросов, связывающим звеном между ремесленниками разных поколений выступает их общая идеология - культ кузнеца. Любой кузнец должен твердо помнить: дар кузнечного ремесла они получили от родового первопредка, который в свою очередь получил его от всемогущего и благодетельного родоначальника всех кузнецов - Кыдай Бахсы. Потомок кузнеца через шамана должен принести в жертву скот черной масти своему мифическому божеству.

В металлургическом производстве особенно сложным считается плавильный процесс. Только сам мастер может умело управлять ходом термической обработки сырья в плавильной печи. Опыт достигается чисто эмпирическим путем, долголетней практикой, изнурительной и трудоемкой работой. Самые тонкие производственные, технологические секреты отец-мастер передает в конце жизни своему наследнику-сыну плавильщику. Если нет прямого наследника или близкого способного родственника, то он умрет никому не сказавши секреты колдовского дела.

Вообще кузнечное дело в своей узкопрофессиональной среде почитается особо. Местные металлурги пользовались особым уважением. Их знали далеко за пределами своего улуса. Мастер-кузнец, посвятившей своему ремеслу весь свой талант, силу и энергию, пользовался не меньшим почетом, чем сам металлург. Их изделия помимо хозяйственных, производственных назначений, выполняли и другие функции.

Богатый ассортимент металлических изделий показывал социально-экономическое положение зажиточного хозяина. Кроме того, орудия охоты, труда и быта, выкованные в горне профессионального кузнеца всегда были предметами особой гордости. К особо почитаемым изделиям кузнечного ремесла, прежде всего, относились: пальмы, ножи, топоры, особенно нарезные и винтовые ружья. К ним относился и редкий музыкальный инструмент - хомус.

В создании певучего инструмента наравне с чародеем-кузнецом участвовали и верховные божества: заклинали сотворенный хомус. Поэтому, сладко звучащие струны хомуса могут скрасить долгие ночи, погасить грусть-печаль, развеять думы черные, вообше, имеют магическое свойство возвращать жизнь всем: от лежания вялым, от бездействия захиревшим, от недоедания слабым. Этот инструмент создали божественные кузнецы, великие старцы, чтобы

Мастера хомусного производства продолжают лучшие традиции технических достижений якутского кузнечного ремесла. Чем больше начинают углубленно заниматься обработкой металла, тем больше убеждаются в высоком мастерстве, универсальных возможностя металлургов - кузнецов давно ушедших времен. Наравне с техническими секретами, начинают усваивать еще и религиозные воззрения древних металлургов. По крайней мере, чувствуют природную заданность, особое свое назначение, если не божественное, то по крайней мере, их покровительство.

Якутский мастер изготовитель хомусов Иннокентий Никитич Готовцев

Иннокентий Никитич Готовцев, преподаватель высшей категории, руководитель авторской школы изготовления хомуса Намского педагогического колледжа, отличник просвящения РСФСР, заслуженный учитель школ РС (Я).

Иннокентий Никитич родился в 1942 году в Батагайском наслеге Усть-Алданского района Якутии. В 1962 году окончил Дюпсюнскую среднюю школу. С 1962 по 1965 гг. служил в рядах Советской Армии. С 1965 года - учитель начальных классов. В 1972 году окончил Якутский государственный университет, получил квалификацию учителя якутского языка и литературы. С 1970 по 1974 гг. работал учителем во II Хомустахской средней школе Намского улуса. С 1994 года - преподаватель Намского педагогического колледжа. Имеет квалификацию шофера, тракториста, сварщика, изготовителя хомуса, учителя.

В 1994 году специальным республиканским советом присвоено почетное звание "Народный мастер" по изготовлению Якутского народного музыкального инструмента варганной музыки - хомус. В 1980 году награжден знаком "Отличник просвящения РСФСР". С 1991 года учитель-методист. Рационализатор по сельскохозяйственной технике - удостоверение № 5 - 1992 г. , № 7 - 1993 г. от имени Министерства Сельского Хозяйства Республики Саха (Якутия). Участник I, II конгрессов, дипломант III Всемирного конгресса варганной музыки. Автор брошюры "Хомус Готовцева".

В 1993 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный учитель школ Республики Саха (Якутия). Обладатель Гран-при республиканского конкурса мастеров изготовителей хомуса им. С. Гоголева - Амынньыкы уус. В 1997 году стал лауреатом Европейского фестиваля варгана, прошедшем в г. Осло, Норвегия.

Иннокентий Никитич - человек редкостной работоспособности и целеустремленности. Активный сторонник здорового образа жизни. Занимается закаливанием организма, дыхательной гимнастикой.

Имеет 38 лет педагогического стажа, из них 15 лет работал учителем якутского языка и литературы. С женой Матреной Алексеевной воспитали дочь и четверых сыновей, имеют 10 внуков.

Хомус якутского мастера Иннокентия Никитича Готовцева является уникальным по яркости и эффектности звучания варганом. Множество самых разных звуков рождается при первом намеке; при интенсивных же ударах и дыхании инструмент начинает выдавать потрясающую гамму космических обертонов. Громкость так же варьируется в широких пределах, вместе с "пронзительным" частотным диапазоном это позволяет не бояться того, что музыка потеряется в окружающей обстановке, отличной от домашней. Опасность потеряться - в возможностях инструмента - тут подстерегает самого исполнителя.

Конструкция хомуса Готовцева в полной мере соответствует якутским стандартам - это монолитная массивная (варган - один из самых тяжелых) рама нетрадиционной формы с плоским основанием большой площади, позволяющим без напряжения держать инструмент как одними пальцами, так и хватом "от себя". Широкий язычек средней жесткости не задевает о деки ни при каких обстоятельствах, а большое (6 мм диаметром) кольцо на конце просто ласкает палец при ударе в обе стороны. Особенная форма дек с внутренней полостью приводит к повышенному расходу воздуха при игре с активным дыханием, т. е. нужно следить за увлажнением полости рта. Невероятная отзывчивость требует аккуратности при быстром двухстороннем бое, при отсутствии которой может привести к потере управления и превращения мелодии в кашу. На малых же скоростях хомус Готовцева может с успехом использовать даже человек никогда ранее на варганах не игравший.

Мастерская И. Н. Готовцева оборудована в пристрое к дому, весьма небольшая по размеру, однако для работы одному наверное вполне достаточна. Посередине стоит круглый рабочий стол с маленькими тисками и небольшим сверлильным станком. Справа, у стены расположились станки, перечислю их слева направо. Горизонтальный фрезерный, с узкой фрезой для фрезерования паза под язычок. Ещё один сверлильный, электроточило, аппарат для контактной электросварки и дополнительный горизонтальный фрезерный с более широкой фрезой для обработки плоских поверхностей. Слева хранится большое число инструментов на подставках и стоят специальные приспособления.

Мастер рассказал о последовательности изготовления его хомусов. Сначала из листовой стали выпиливается контур рамки. Сверлится большое центральное отверстие. Затем на фрезерном станке делается паз в корпусе под язычок. Окончательная форма рамки придается ей на электроточиле. Далее приходит черед язычка. Иннокентий Никитич много экспериментирует с его материалом. Он показал нам язычок хомуса сделанный из дамасской стали, но, к сожалению, этот эксперимент не удался. Подобная сталь слишком легко расслаивается. На видео показан процесс вырубки язычка из полотна ножовки по дереву. В приспособлении зажимают лист стали, и твердосплавным зубилом делают насечку по краю, затем зажимают в тиски и отламывают заготовку язычка.

В готовом язычке надо проделать отверстие для крепления, мастер применяет следующее хитроумное приспособление, на котором прорубается отверстие. Через это отверстие язычок с помощью винта крепится к корпусу и окончательно крепится точечной электросваркой.

В отдельном помещении есть кузня, в которой рождаются ножи и другие нужные вещи. После мастер-класса Иннокентий Никитич пригласил гостей попить чаю. Чай, правда, оказался полноценными посиделками, за ломящимся от всякой вкуснятины столом. Кстати хозяин ярый сторонник здорового образа жизни и в свои годы не выпил не одной рюмки спиртного и не выкурил ни одной сигареты. Было сказано много добрых слов и сыграно много добрых наигрышей на хомусе.

Иннокентий Никитич Готовцев представитель авторской школы якутских мастеров, его хомусы имеют неповторимое звучание, очень хорошо слушаются исполнителя. Особый, завораживающий тембр, завоевал сердца многих любителей хомуса играющих на инструментах Мастера.

Международный центр хомусной (варганной) музыки.

Создатели музея хомуса.

АЛЕKСЕЕВ И. Е.

Инициатор создания музея

АЛЕКСЕЕВ Иван Егорович - хомусист- импровизатор, доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РФ и РС(Я).

В 1988 г. на фестивале фольклорной музыки народов Северной Америки встретился с известными исследователями и исполнителями варганной музыки: М. Сигером, Ф Крейном, Л. Фоксом. По возвращении в Якутск Иван Алексеев выступил с инициативой и создании Музея Хомуса. Иван Егорович безвозмездно подарил будущему музею уникальную коллекцию варганов, собранную годами. А также фотографии, грампластинки, книги, журналы и другие материалы, посвященные варганной музыке.

К. Д. УТКИН - к. и. н. , д. ф. н. , заслуженный работник культуры РФ

Большой вклад внесли в разработке и размещении экспозиций, работе с другими музеями энтузиасты музейного дела К. Д. УТКИН - к. и. н. , доктор философских наук, заслуженный работник культуры РФ и Е. Е. ВАРЛАМОВА - хомусист- импровизатор, отличник культуры РС(Я).

Е. Е. ВАРЛАМОВА - хомусист- импровизатор, отл. культуры РС(Я).

Директор музея, ИВАНОВ С. В.

Первый специализированный в мире музей - Музей Хомуса (варгана) народов мира- открылся 30 ноября 1990 года. Он создан на базе уникальных коллекций хомусов (варганов) разных стран известного хомусиста-импровизатора, заслуженного работника культуры Якутской-Саха ССР, к. ф. н. Ивана Егоровича Алексеевича, а также изделий народного мастера-изготовителя Захарова Ивана Федоровича - Кылыадьы Уус и других мастеров.

Музей Хомуса - удивительное царство древней музыки, рожденной еще в каменном веке и дожившей до наших дней, благодаря своей чарующей звучности и демократичности самого маленького в мире музыкального инструмента - хомуса (варгана). Изготавливается он из бамбука, дерева, кости и металла.

По рекомендации II Международного конгресса варганной музыки "Варган: традиции и современность", постановлением Совета министров Саха ССР от 19 декабря 1991 года за № 612, с 1 января 1992 года был организован Международный Центр хомусной (варганной) музыки. Созданный ранее Музей Хомуса народов мира передан в введение Международного Центра хомусной (варганной) музыки.

С 25 февраля 1993 года Центр с Музеем является коллективным членом Международного Совета музеев (ИКОМ) при ЮНЕСКО, рег. № 19841. Основные мероприятия вошли в программу ИКОМ ЮНЕСКО.

В целях пропаганды и сохранения музыки хомуса (варгана), древнейшего музыкального инструмента, Международный Центр хомусной (варганной) музыки (Президент - Алексеев И. Е.) с Музеем Хомуса (варгана) народов мира (Вице - президент Центра, директор музея Иванов С. В.) проводит многоплановую работу: семинары, творческие лаборатории, конкурсы и фестивали исполнителей и мастеров - изготовителей, организует передвижные выставки, лекции. Созданы школы игры на хомусе (варгане), повышения мастерства изготовителей; а также классы хомуса в училищах искусств, музыкальных школах, консерваториях, университетах в Кыргызстане, Тыве, Башкортостане, Якутии, Австрии. Ежегодно проводятся фестивали варганной музыки, издаются специализированные буклеты, журналы, антологии в Германии, Австрии, Японии, Америке, Якутии. Выпущены серии из многосерийного видеофильма >. С ростом интереса медиков к природе музыки традиционной медициной Якутии сделаны первые удачные шаги применения хомуса в лечебной практике. Состоялись I Всесоюзная конференция по проблемам варганной музыки (г. Якутск, 1988), I, II, III Международные конгрессы хомусной (варганной) музыки (США, 1984; Якутия, 1991; Австрия, 1998). Впервые проведены детские республиканский международный фестивали > (г. Якутск, г. Покровск, 1999), посвященные Году детства и детского спорта в рамках проекта >, утвержденного Правительством РС(Я) от 9. 12. 1998.

Сейчас в фонд музея хранится около 600 хомусов из 43 стран мира.

Техника игры на хомусе.

Способы фиксирования хомуса.

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и приоткрыв зубы, освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щечки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.

Если вначале это не удается, то можно держать хомус между зубами. В первое время лучше, когда концы корпуса находятся на уровне средних зубов. А потом можно сдвинуть хомус правее.

Извлечение звука. Хомус звучит за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались.

При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычка, производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса удлинится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя.

Чтобы усилить звук необходимо сомкнуть губы так, чтобы они обхватили корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.

Приемы ударов по язычку. Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки. Локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди.

Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным.

Если два этих приема применять вперемешку, получается переменный удар.

Способы дыхания. Основным способом является вдыхание. Вдыхать можно и нужно по-разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз.

При быстрой игре необходимо использовать при дыхании мышцы брюшного пресса, диафрагмы. Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу колебания, значит, силу и время звучания.

Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота. Если > воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.

Движение губ. Если во время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит трудно использовать его при игре. Если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.

Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания можно извлекать самые разнообразные звуки.

Изменение звука.

Прием игры "Хаастатыы"

1,2,3,4 - места касания кончиком языка при произнесении звуков л, ль

Прием игры "Куерэгэйдетии" стрелки показывают направления движения языка при многократном произнесении звука й или слогов йа-йа, йо-йо,йе-йе, йу-йу

Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание.

Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении звука >, при этом язык уходит назад и ротовая полость максимально расширяется.

Подражание жаворонку - широко распространенный прием еще с давних времен. Язык держать так, как будто выговариваешь > и двигать им вперед-назад в быстром темпе, не касаясь твердого нёба.

Подражание гусиному пению - также традиционный прием. При этом язык движется примерно так же, как при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь нёба и отрываясь от него, т. е. образуя артикуляцию слога >.

Чтобы подражать кукушке, напрягаешь мышцы глотки, язык держишь, как будто выговариваешь звук промежуточный между > и > и после удара по язычку, двигаешь языком, беззвучно выговаривая >.

Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путем обхвата его конца губами. Последний эффективнее первого и удобен при постепенной остановке звучания.

Если тормозить губами язычок, можно получить звук, похожий на весеннюю капель. Такой звук называется >. Это сложный прием, можно поранить губы. Проще остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно подражать топоту копыт, весенней капели, стуки дятла, барабанной дроби и т. д.

Любой желающий может научиться играть на хомусе. Чтобы овладеть всей техникой игры, нужны систематические занятия, упорство, настойчивость и большое желание.

Приемы игры на хомусе.

Существуют внешние, артикуляционные и внутренние группы.

Внешними называются приемы игры на хомусе, связанные с различными движениями (ударами) пальцев правой руки о языках хомуса и способствующие порождению всех других артикуляционных и внутренних приемов.

Прием >- односторонние удары образуется при легком подергивании кончика язычка хомуса средним коленком указательного пальца. Разновидностей односторонних ударов, зависящих от ритмичности и динамичности исполняемых мелодий или импровизаций, множество.

Прием >-двусторонние удары образуется путем чередующихся двусторонних (от себя и на себя) ударов о язычок хомуса. По сравнению с односторонними ударами данный прием более разнообразен, богаче, благодаря > обратному удару, при котором затрачивается меньше усилий, чем в убыстренных односторонних ударах.

Прием > - варианты ударов пальцами появился в 70-х годах, благодаря деятельности талантливейших хомусистов-виртуозов С. Шишигина, А. Пахомова. Варианты ударов реализуются посредством комбинированных движений всех пальцев и ладони правой руки исполнителя при мгновенном ударе о язычок хомуса.

Прием > -стаккато, впервые созданный И. Е. Алексеевым, образуется при нажатии основания язычка хомуса большим пальцем левой руки и > губами вибрации язычка инструмента.

Артикуляционными называются группы приемов игры на хомусе, образуемых при обязательном участии артикулирующих органов речи исполнителя (языка, объема и частей полости рта, зева, гортани, носовой полости, фарингса).

Прием > -основной тон образуется при нулевой артикуляции органов речи, т. е. без движения воздуха в полости рта, без движения всех артикулирующих органов речи. Данный прием применяется для настройки, поиска искомого звука хомуса.

Прием > основан на физическом участии губ, преимущественно при исполнении мелодий, импровизаций с губными звуками о, б, в, м.

Прием > - гусиное пение является традиционно развитым способом игры, акустический эффект которого принимается слушателем как подражание гусиному пению. Артикуляционной базой > служат мгновенные и размеренные касания кончиком языка альвеол или различных участков твердого (редко и мягкого) неба. То излюбленный прием якутских хомусистов, который используется при оформлении любой импровизации или попурри.

Прием > -пение жаворонка является исконно традиционным и образуется при ритмичном движении языка исполнителя по полости рта (горизонтально, без касания твердого неба и боковых стенок рта). Кончик языка при этом не должен соприкасаться с колеблющимся язычком хомуса. рэгэйдэтии>> акустически воспринимается как непрерывное звучание хомуса в виде трели жаворонка.

Прием >- глоточный звук образуется при мгновенном смыкании и размыкании глотки исполнителя. Он весьма употребителен при импровизации с убыстренными темперированными структурами.

Прием > - кукушка представляет собой еще более сложную артикуляционно-акустическую модуляцию глоточно- зевного участка. Воспринимаемый звук э>> достигается путем выражения речевого сегмента типа кхах-куух посредством указанных участков дыхательно-речевой полости. Автором э>> является хомусист Александр Пахомов.

Прием > - умеренная игра является традиционно-специфичной манерой игры на хомусе, используемый при монологическом повествовании, лирической импровизации. Умеренно-размеренный темп игры сопровождается фоновыми оттенками двуголосия, динамичными периодами на стыке музыкальных фаз.

Прием > - носовой звук образуется при смыкании мягкого неба с задней стенкой языка, при котором воздух свободно проходит через полость носа и звуки приобретают носовой оттенок.

Во внутреннюю группу приемов игры на хомусе объединяются й>> и >.

Прием > - гортанно-легочный звук образуется в результате подъема мягкого неба в положении артикуляции звуков, н, м и остановки дыхания и напряжения стенок глотки, гортани. При этом образуется единая >-резонатор и акустически воспринимается объемный характер звучания хомуса.

Приемы > - разновидности дыхания образуются при самых различных ритмических вариантах вдоха и выдоха исполнителя в момент игры на хомусе. Их можно распределить на одинарный вдох-выдох, двукратный вдох-выдох, многократные вдох- выдохи. Возможны также разновидности только вдоха и выдоха, т. е. вдох делится исполнителем на несколько ритмизированных компонентов. Аналогичным же образом можно регулировать и выдох.

Об учебном репертуаре. Игра на хомусе в основном имеет тематически направленный импорвизационный характер. Сильно развито лирическое уйуу>>- воспевание, всегда связанное с явлениями родной природы и состоянием душевных переживаний исполнителя. Особое внимание в учебном процессе уделяется стилю уйуу>>, господствовавшем в деятельности хомусистов старшего поколения. уйуу>> отличается от импровизации прежде всего звуко- извлекательными приемами, связанными с речевой артикуляцией. При этом наряду с мелодической линией синхронно произносятся слова о том, что воспевается. Голосовые связки в таком случае не вибрируют, а акустический эффект текста воспевания достигается путем особой артикуляции речевых органов (языка, мягкого неба, полости носа, губ и др.).

В начальной стадии обучения игры на хомусе используются традиционные народные мелодии-куплеты >, ыт-тыа>>, уохай>> (без перевода).

Мелодия > состоит из повторяющегося одного слова биэ, которая доступна каждому начинающему хомусисту.

Биэ-биэ-биэ

Биэ-биэ-биэ

Биэ-биэ-биэдаа

Биэ- биэ- биэ.

Данная мелодия прежде всего применяется при обучении новичка для извлечения первых звуков на хомусе, при котором одновременно используются ритмичные удары, умеренное дыхание, движение всех артикулирующих органов.

Заключение

Хомус - инструмент широко распространённый по всему миру. Только в одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый всеми инструмент.

С виду неприметный, хомус таит в себе необыкновенные возможности, ибо способен извлечь из себя все много - образие естественных звуков, как бы рождённых самой матерью-природой.

Однако хомус - не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольётся с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней.

Предприятия народных промыслов в Якутии являются не только способом сохранения самобытной культуры или центрами творчества, но и целой отраслью экономики, в которой трудятся тысячи человек.

Изделия местных мастеров не ограничиваются производством сувениров для заезжих туристов, они всегда находят применение в быту. Мебель, одежда, холодное оружие, музыкальные инструменты — это далеко не полный список того, что пользуется большим спросом среди местного населения. Как и чем живут ремесленники в Вилюйске и Верхневилюйске, удалось выяснить у самих мастеров.


Иннокентий и Софья Акимовы, Вилюйск:

— Мы оба по профессии учителя и как-то подумали, что наступила прекрасная возможность реализовать себя и начали свой бизнес. В самом начале, мы отправляли свои изделия на реализацию в Мирный и Якутск, а потом подумали — почему бы не продавать на месте и открыли магазин. Стоит сказать, что одни сувениры, ножи и хомусы не приносят желаемой прибыли и поэтому стали продавать товары для рукоделия. Кроме этого, нам дают свои изделия на реализацию сотни местных мастеров.


Во дворе магазина работает наша мастерская, где имеется небольшая кузница и ателье. Помимо прочего, стараемся идти в ногу со временем и кроме старых, проверенных временем технологий применяем новые — иногда используем в производстве сувениров пластик, это дает возможность делать для населения бюджетные сувениры. Кроме бизнеса работаем над тем, чтобы привлечь в профессию молодежь. Для этой цели проводим для школьников факультативные занятия, мальчиков учим обработке металла, а девочек учим мастерству вышивки.


Александр и Алена Томские, Верхневилюйск:

— Заниматься столяркой мы начали больше 10 лет назад, в 2004 году. Производство разместили в старом доме, где вырос глава семейства — переоборудовали его в мастерскую. Потихоньку обзавелись оборудованием, развивались. Со временем количество заказов увеличивалось, но в то же время конкуренции в виде мебельных магазинов не становится меньше. Раньше возили свои изделия на выставки-ярмарки в Якутск, но из-за высоких цен на перевозку отказались от этого.


По большому счету, сейчас занимаемся изготовлением мебели по индивидуальным заказам для населения и детских учреждений. Почти всю выручку направляем в дело, в последнее время думаем хорошенько вложиться и открыть продуктовый магазин, чтобы был источник постоянного дохода. План такой, что магазин должен помочь достроить большую мастерскую, что позволит хорошо размахнуться в плане производства и создать здесь новые рабочие места.


Степан Син-Хой, Верхневилюйск:

— Начну с того, что у меня 30-летний опыт работы на пилораме, но изделия из дерева начал делать постепенно. Можно сказать, что проявить свое мастерство заставила нужда, в 1980-х у меня началась семейная жизнь и дома стало не хватать предметов мебели. В то время, с этим была напряженка и просто пойти и купить всё необходимое в магазине, мягко говоря, было непросто. Таким образом, столы и стулья для дома мне пришлось делать самому. Со временем, приходилось делать небольшие изделия на продажу, но сильно сказывалось то, что у меня не было собственного оборудования. Пять лет назад, не без помощи государства купил столярное оборудование и стал предпринимателем. С тех пор делаю, в основном, ножи и мебель. Сравнительно недавно ездил учиться к известному мастеру якутских ножей Борису Неустроеву - Мандар Уус. Кроме этого, делаю посуду, предметы быта и сувениры, в общем, можно сказать что занимаюсь всем подряд — можем быть, я еще не нашел себя. Детей у меня трое, старшему сыну уже 26 лет и отрадно от того, что он готов продолжить мое дело.

Не секрет, что ремесла являются неотъемлемой частью духовной жизни и культуры любого народа. В настоящее время, ремесло в Якутии — занятие трудоемкое, затратное и его очень сложно, местами даже невозможно автоматизировать. Если необходимо сохранить аутентичность изделий, то их крайне сложно поставить на большой поток. Многие уверены, что изделия народных промыслов возможно развивать только на местах, где имеется большой туристический поток, но как показывают якутские мастера — это не является обязательным условием.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter