Лучшие русские современные писатели 21 века. Топ лучших современных российских писателей

Ищете, что почитать? Данная проблема актуальна как и для тех, кто редко читает, так и для заядлых книгочеев. Всегда возникают такие моменты, когда хочется открыть для себя что-то новое: найти интересного автора или познакомься с необычным для себя жанром.

Если ваши любимые авторы давно не выпускают новых произведений или же вы просто новичок в литературном мире, наш сайт поможет вам найти лучших современных писателей . Давно известно, что при выборе чтения отличным способом всегда являлись рекомендации друзей или знакомых. Вы всегда можете начать с лучших писателей, чтобы выработать собственный вкус и понять свои литературные предпочтения. Однако если ваши друзья не читают или ваши вкусы кардинально разнятся, вы можете воспользоваться сайтом КнигоПоиск.

Выяви самых популярных авторов книг

Именно здесь каждый может оставить отзыв о прочитанной книге, поставить ей оценку, тем самым составляя специальный список «Самые популярные писатели ». Разумеется, окончательный вердикт всегда остается за вами, однако если множество людей считают произведение хорошим, есть вероятность, что оно понравится и вам.

В данном разделе собраны популярные современные писатели , которые получили высшую оценку от пользователей ресурса. Удобный интерфейс поможет вам разобраться в литературе и станет первым шагом, чтобы структурировать в голове весь этот необъятный мир.

Лучшие авторы книг: выбери своего

На нашем сайте вы можете не только руководствоваться мнением других о лучших авторах книг , но и сделать свой вклад в формирование и наполнение этого списка. Это очень просто. Голосуй за авторов, которых считаешь гениальными, и впоследствии они тоже войдут в топ популярных писателей. Приобщайте людей к прекрасному вместе с нами! Популярные авторы книг ждут вас!

После распада СССР его правопреемница Россия пережила несколько очень тяжелых лет, что привело к негативных последствий, в том числе обесценению писательского труда и резкому изменению вкуса многих читателей. Стали востребованными низкопробные детективы, слезливо-сентиментальные романы и т.п.

Еще сравнительно недавно огромной популярностью пользовалась научная фантастика. Теперь же некоторые читатели отдают предпочтение жанру фэнтези, где сюжет произведений основан на сказочных, мифологических мотивах. В России наиболее известные писатели, работающие в этом жанре, это С.В. Лукьяненко (больше всего его поклонников привлекает серия романов про так называемые «дозоры» - «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор» и т.д.), В.В. Камша (циклы романов «Хроники Арции», «Отблески Этерны») и другие произведения). Следует упомянуть и Н.Д. Перумова (псевдоним – Ник Перумов), автора эпопеи «Кольцо Тьмы» и многих других произведений. Хотя после экономического кризиса 1998 года Ник Перумов переехал с семьей в США.

Наиболее известные российские писатели –детективщики

Большой популярностью у читателей пользуется цикл романов о сыщике-любителе Эрасте Фандорине, созданный писателем Г.Ш. Чхартишвили (творческий псевдоним – Борис Акунин). Впервые Фандорин появляется в романе «Азазель» как совсем еще молодой человек, мелкий чиновник, который благодаря воле судьбы и своим блестящим способностям нападает на след могущественной законспирированной организации. Впоследствии герой неуклонно повышается в чинах и принимает участие в расследовании все более и более сложных дел, угрожающих самому существованию Российской империи.

Огромная читательская аудитория у жанра так называемых , которых попадают в самые нелепые, трагикомические обстоятельства и распутывают преступления (зачастую, сами того не желая). В этом жанре бесспорный лидер – писательница А.А. Донцова (псевдоним – Дарья Донцова), создавшая несколько сотен произведений. Хотя критики практически единогласно считают, что количество пошло в ущерб качеству, и что большинство таких книг и литературой-то назвать нельзя, у творчества Донцовой много поклонников. В этом жанре немало и других популярных , например, Татьяна Устинова.

Публикации раздела Литература

Топ-5 современных писателей, которых важно знать

Е жегодно в России выпускается около 100 тысяч новых книг, появляются десятки ранее неизвестных авторов. Как выбрать, что почитать? «Культура.РФ» рассказывает о современных авторах, которые в последние годы стали лауреатами самых крупных российских литературных премий, чьи книги месяцами возглавляют рейтинги продаж книжных магазинов. К ним благосклонно относятся критики, о них лестно отзываются знаменитые писатели, но главное - их книги стали важными событиями в культурной жизни страны.

Евгений Водолазкин

Романы «Лавр», «Авиатор», сборник повестей и рассказов «Совсем другое время»

Евгений Водолазкин. Фотография: godliteratury.ru

Евгений Водолазкин. «Лавр». ООО «Издательство АСТ». 2012

Евгений Водолазкин. «Авиатор». ООО «Издательство АСТ». 2016

Профессор по древнерусской литературе, научный сотрудник Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге, ученик Дмитрия Лихачева , настоящий петербуржский интеллигент - так еще несколько лет назад представляли Евгения Водолазкина на лекциях, конференциях, встречах. Теперь он не только один из самых многообещающих авторов современной русской литературы, но и один из самых известных - в редком магазине не увидишь его книг, имя Водолазкина в лидерах по запросам в библиотеках.

В 2012 году он буквально ворвался в литературу с романом «Лавр». Уже в следующем году роман получает две самые значимые отечественные премии - «Большая книга» и «Ясная Поляна», в течение двух лет становится популярен за рубежом. Сегодня «Лавр» переведен на 23 языка. Последней новостью стали известия о покупке прав на полнометражную экранизацию романа. В книге сошлось все, что ждали и взыскательный критик, и читатель, - хорошая история о средневековом целителе, богатый язык, своя особая стилистика, замешанная на переплетении нескольких (исторических) сюжетов.

Это не первый роман автора, до того он выпустил «Похищение Европы» (2005), «Соловьев и Ларионов» (2009). Кроме того, Евгений Водолазкин - составитель нескольких книг о Лихачеве: «Дмитрий Лихачев и его эпоха» (2002), а также сборника воспоминаний о жизни на Соловецких островах в разные исторические периоды «Часть суши, окруженная небом» (2010) По следам «Лавра» в 2013 году выходит сборник ранних повестей и рассказов «Совсем другое время».

После первого успеха «все стали ждать второго «Лавра» - как не раз говорил сам автор . Но опытный филолог и знаток литературы, Евгений Водолазкин знал, что «второго «Лавра» писать нельзя», так что в основу второго романа легли события революции 1917 года - и ее последствия. Литературная премьера весны 2016 года вышла под названием «Авиатор», а рисунок для обложки книги сделал художник Михаил Шемякин. Еще до выхода книги отрывок текста по всей стране писали в рамках образовательного проекта «Тотальный диктант». Со дня выхода и до конца 2016 года книга находилась в топе продаж крупнейших магазинов, получила благожелательные отзывы в прессе и в итоге - премию «Большая книга». Сегодня автор работает над новым романом, который будет посвящен эпохе второй половины прошлого столетия.

Гузель Яхина

Роман «Зулейха открывает глаза», рассказы

Гузель Яхина. Фотография: readly.ru

Гузель Яхина. «Зулейха открывает глаза». ООО «Издательство АСТ». 2015

Гузель Яхина. Фотография: godliteratury.ru

Еще один яркий, неожиданный литературный дебют. Сначала молодая писательница из Казани Гузель Яхина написала сценарий «Зулейха открывает глаза» - историю раскулачивания казахских татар в 1930-х годах. Не найдя возможностей реализации его в кино, создала одноименный роман - но он никак не публиковался, его не брали даже столичные «толстые» журналы. Впервые текст был опубликован в новосибирском журнале «Сибирские огни». Тем временем рукопись оказалась в руках Людмилы Улицкой, книга ей понравилась, и она порекомендовала роман своему издательству.

«Роман обладает главным качеством настоящей литературы - попадает прямо в сердце. Рассказ о судьбе главной героини, татарской крестьянки времен раскулачивания, дышит такой подлинностью, достоверностью и обаянием, которые не так уж часто встречаются в последние десятилетия в огромном потоке современной прозы», - позже напишет Людмила Улицкая в предисловии к книге.

Литературная судьба романа чем-то схожа с судьбой «Лавра» Водолазкина. В 2015 году «Зулейха открывает глаза» также получает премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», переводится на два десятка языков, получает огромное количество благодарных отзывов от читателей и надолго остается в топе продаж. После литературного успеха экранизировать книгу в виде 8-серийного фильма вызвался телеканал «Россия-1». Гузель Яхина мечтает, чтобы главную роль в сериале сыграла Чулпан Хаматова, также родившаяся в Казани.

Валерий Залотуха

Роман «Свечка», сборник «Отец мой, шахтер»

Валерий Залотуха. Фотография: kino-teatr.ru

Валерий Залотуха. «Свечка». Том 1. Издательство «Время». 2014

Валерий Залотуха. «Свечка». Том 2. Издательство «Время». 2014

До 2015 года имя Валерия Залотухи известно было скорее в мире кино - он был сценаристом фильмов Хотиненко «Макаров», «Мусульманин», «Рой», «72 метра», позже снимал документальные фильмы. А что в литературе? В 2000 году опубликованная в «Новом мире» повесть «Последний коммунист» попадает в финальный список «Русского Букера». После этого имя Залотухи исчезает с литературного горизонта на 14 лет, двенадцать из которых уходит на создание двухтомного, объемом почти в 1700 страниц, романа «Свечка». Книга оказалась редким явлением в современной литературе на фоне «быстрой» прозы, когда произведения пишутся быстро и в напечатанном виде помещаются в карман пальто. Тема - «лихие 90-е», но без отсылок к истории, что также редкость для прозы последних лет.

Первыми роман заметили не читатели, а коллеги по перу. Именно они сразу разглядели в многостаночном фолианте Валерия Залотухи попытку создать большой русский роман. Тот классической роман, который читатель помнит по книгам Распутина, Солженицына , Астафьева...

«Я боюсь, все предыдущие киносценарии и литературные заслуги Залотухи померкнут перед романом «Свечка» и его будут помнить как автора этих двух массивных томов... - говорит о книге Дмитрий Быков. - «Свечка» - это роман о хорошем русском человеке, чего сейчас практически нет. Это очередное русское хождение по мукам. Но обаяние этого героя таково, что все происходящее с ним вызывает у нас глубочайшее сочувствие» .

Задача, которую ставит перед собой автор, - написать полновесную книгу об эпохе 1990-х годов - вызвала живой интерес у критиков и публики. Итогом стало присуждение роману премии «Большая книга». К сожалению, сам автор премию получить не смог - за несколько недель до презентации «Свечки» Валерий Залотуха скончался.

В 2016 году в издательстве «Время» посмертно вышла книга «Мой отец, шахтер», куда вошла вся проза автора, написанная до «Свечки». В сборник включены повести «Последний коммунист», «Великий поход за освобождение Индии», «Макаров», а также рассказы. В печати эти произведения не выходили уже много лет. Сборник словно вернул их широкому читателю, представив автора как талантливого повествователя и мастера короткого рассказа. Готовится к изданию собрание сценариев Валерия Залотухи.

Алиса Ганиева

Повесть «Салам тебе, Далгат»; романы «Праздничная гора», «Жених и невеста»

Алиса Ганиева. Фотография: wikimedia.org

Алиса Ганиева. «Салам тебе, Далгат!». ООО «Издательство АСТ». 2010

Алиса Ганиева. «Праздничная гора». ООО «Издательство АСТ». 2012

В 2010 году Алиса Ганиева ярко дебютировала с повестью «Салам тебе, Далгат!». Книга получила молодежную премию «Дебют» в номинации «Крупная проза» и благожелательные отзывы критиков и читателей. По национальности - аварка, выпускница Литературного института им. Горького, Алиса Ганиева открыла в современной русской литературе (что важно - молодежной) тему культуры Кавказа, а точнее - родного Дагестана. Автор рассказывает об особенностях традиций и темперамента, а главное - о европеизации Дагестана, пытается разобраться, как кавказские республики вливаются в новый, ХХI век, с какими трудностями сталкиваются, к каким новшествам приспосабливаются, а что отвергают.Сергей Беляков. «Гумилев сын Гумилева». ООО «Издательство АСТ». 2013

Сергей Беляков. «Тень Мазепы». ООО «Издательство АСТ». 2016

Имя историка по образованию, литературного редактора Сергея Белякова впервые громко прозвучало в 2013 году. Тогда за исследование в жанре нон-фикшен «Гумилев, сын Гумилева» он был удостоен премии «Большая книга». «Гумилев, сын Гумилева» - увлекательная биография знаменитого историка-востоковеда, сына двух великих поэтов Серебряного века - Анны Ахматовой и Николая Гумилева , - символично переплетенная с историей ХХ века. Второй книгой Сергея Белякова стал труд на стыке литературы и истории «Тень Мазепы».

Писатели жанра нон-фикшен выходят в лидеры не впервые. Так, еще в 2005-м Дмитрий Быков получил премию «Большая книга» за биографию Бориса Пастернака , а победитель 2016 года Леонид Юзефович написал в этом же жанре книгу о Гражданской войне. Прошлогоднее вручение Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич, работающей в жанре документальной прозы, лишь упрочило позиции этого жанра в литературных рядах.

Сильные женщины в литературе были всегда. Можно вспомнить Сикибу Мурасаки, которая творила на рубеже 9 и 10-го веков в Японии, или же Артею из Киринеи, написавшую около 40 книг в первом веке до н. э. И если задуматься о том, что женщинам долгое время отказывали в возможности получать образование, то героини прошлых столетий вызывают восхищение. Они смогли отстоять свое право на творчество в мужском мире.

Чуть свободнее стали чувствовать себя женщины-писательницы в 19-м веке: они по-прежнему сталкивались с жесткой дискриминацией по половому признаку, но их все же печатали. В основном дамам позволялось заниматься поэзией и написанием легких любовных романов. При этом они зарабатывали гораздо меньше своих коллег мужчин.

Но с течением времени ситуация становилась все лучше и лучше, и сегодня женское имя на обложке никого не удивит. В золотом фонде мировой литературы немало произведений, написанных женщинами. А некоторые авторы завоевали любовь читателей по всему миру.

Зачем женщины пишут под мужским псевдонимом?

Женщины-писательницы с мужскими псевдонимами сегодня не редкость, а веком раньше их было гораздо больше. Почему авторы предпочитают мужской вариант псевдонима? На этот вопрос есть несколько ответов:

  1. Женщины, занимающиеся написанием книг, раньше подвергались дискриминации. Книги не печатали, их работы не интересовали мужскую аудиторию, и за свой труд они получали меньше. Мужское имя на обложке решало большую часть проблем. Если кто-то думает что такое отношение к авторам женского пола в прошлом, то он глубоко заблуждается: писательниц не ущемляют в вопросах оплаты, но и сегодня женское имя на обложке отпугивает какую-то часть потенциальных читателей.
  2. Для более серьезного отношения к произведению. Женские книги согласно всем канонам считаются легкими, развлекательными или же слезливыми, страдательными. Для того чтобы работу восприняли более серьезно писатели обезличивают свой пол.
  3. Чтобы книгу читали. Старт новичка в литературном мире может быть неудачным из-за одного имени: мужская часть проигнорирует хорошо написанный роман, а женская сочтет его неудачным, так как он изначально был рассчитан на другую аудиторию.
  4. В 18 и 19-м веке женщины-писательницы часто брали псевдонимы, чтобы обезопасить свою жизнь, так как занятие литературой для женщины того времени было чем-то неприличным, почти постыдным, и авторы часто страдали от своей скандальной популярности.
  5. Чтобы больше зарабатывать. Сегодня гонорары авторов зависят от раскрученности имени, но не так давно авторы мужчины получали за равнозначный труд больше.

Кто из известных авторов скрывал свою половую принадлежность?

Вот самые знаменитые писательницы с мужскими псевдонимами:

  1. Марко Вовчок (1833-1907 гг.). Мария Вилинская знаменита своими рассказами о жизни русского народа в период крепостного права и борьбе за свободу.
  2. Жорж Санд (1804-1876 гг.). Она же Аврора Дюпен, в замужестве Дюдеван. Невероятно сильная и волевая женщина, которая взяла мужской псевдоним как символ женской свободы. В обществе вела себя как мужчина, то есть скандально для своего времени и свободно заводила романы. Написала множество романов, рассказов и пьес.
  3. Сестры Бронте. Шарлотта (1816-1855 гг.), Эмили (1818-1848 гг.) и Эн (1820-1849) первоначально писали под псевдонимом Братья Белл, причем первые работы они издавали на собственные деньги, и романы не пользовались успехом. Все изменил роман Шарлотты «Джейн Эйр», который опубликовали под настоящим именем, и вслед за этим стали пользоваться популярностью и книги сестер.
  4. Джордж Элиот (1819-1880 гг.). Мужской псевдоним обеспечил девушке неприкосновенность личной жизни. Самое знаменитое произведение - «Мельница на Флоссе».
  5. Макс Фрай (1965 г.). Под псевдонимом скрывается Светлана Мартынчик (ранние работы созданы в соавторстве с Игорем Степиным).
  6. Джоан Роулинг (1965 г.). Имя настоящее, но по совету издателя на обложке первой книги были только инициалы, так что пол автора оставался под вопросом.

Век 19-й

Самых известных женщин писательниц 19 века мы уже упомянули - это Жорж Санд, сестры Бронте, Джордж Эллиот, Марко Вовчок. Еще можно вспомнить Зинаиду Гиппиус, Дурову Александру, Джейн Остин, Мэри Шелли и Аду Кросс. С поэзией дело обстояло несколько лучше - только одна наша страна собрала целый букет талантливых поэтесс, таких как Е. Бекетова, А. Баркова, Н. Грушко, С. Дубнова, В. Ильина, Ф. Коган, Л. Лесная, Н. Поплавская, В. Рудич и М. Лохвицкая. Но нужно отметить, что к поэтессам серебряного века мужской мир относился снисходительно, преуменьшая и недооценивая их литературный талант. Мужьям поэтесс сочувствовали, так как вместо нормальных женских дел их жены занимались «глупостью».

Век 20-й

В 1909 г. произошло знаменательное событие. Впервые Нобелевскую премию по литературе вручили женщине - Сельме Лагерлеф, отдавая дань ее творчеству.

С того времени женщины-писательницы 20 века награждались еще несколько раз:

  • Грация Деледда в 1926 г. за поэтические произведения.
  • Сигрид Уинсет в 1928 г. за описательные труды по скандинавским Средним векам.
  • Перл Бак в 1938 г. за произведение, посвященное жизни китайских крестьян.
  • Габриэла Мистраль в 1945 г. за поэтические сочинения.
  • Нелли Закс в 1966 г. за труды, посвященные судьбе еврейского народа.
  • Надин Гордимер в 1991 г. за оригинальный эпос.
  • Вислава Шимборская в 1996 г. за поэзию.

В новейшее время награды вручали Дорисс Лессинг, Грете Мюллер, Элис Монро и белорусской писательнице Светлане Алексевич.

Но вот что интересно: несмотря на огромный вклад перечисленных авторов в духовное развитие всего человечества, читатели больше помнят и ценят творчество совсем других авторов. И они предпочитают читать книги других женщин писательниц, а именно:

  1. Маргарет Митчелл (1900-1949 гг.) со свои самым знаменитым романом «Унесенные ветром» обходит по популярности «Властелина колец».
  2. (1929-2018 гг.). Совсем недавно мир потерял одного из лучших авторов фэнтези. Ее лучшие работы - это серия «Земноморье» и Хайнский цикл.
  3. Вирджиния Вулф (1882-1941 гг.). Одна из лучших романисток своего времени. Наиболее популярные работы - «Миссис Дэллоуэй», «Орландо» и «Часы».
  4. (1912-2005 гг.). Величайший автор фэнтези и классической научной фантастики.
  5. Астрид Линдгрен (1907-2002 гг.). Ее можно лишь бесконечно благодарить за счастливое детство в компании с Карлосоном, Пеппи Длинныйчулок, сорванцом Эмилем из Леннеберги, юным детективном Калле и братьями Львиное сердце.
  6. Харпер Ли (1926-2016). Автор романа «Убить пересмешника». И хотя писательница написала всего две книги, она достойна своего почетного места в зале славы.

Мастера детективного жанра

Женщины-писательницы детективов не редкость в нашем мире. Даже в нашей стране есть множество авторов, специализирующихся на этом литературном направлении. Это могут быть серьезные, приближенные к реальности книги, как у Александры Марининой, или же более легкое развлекательное чтиво, как у Дарьи Донцовой и Юлии Шиловой, или же с романтичной линией как у Татьяны Устиновой. Но в любом случае эти произведения нельзя назвать выдающимися. Да, эти русские женщины писательницы очень популярны, и книги их расходятся большим тиражом, но их труды, по мнению некоторых критиков, только обесценивают культурное достояние страны.

  • Гиллиан Флинн (1971), автор детективов-триллеров «Исчезнувшая» и «Острые предметы».
  • Тесс Геритсон (1953), автор серии детективов о Джейн Риццоли и множества триллеров.
  • (1963), прославилась романом «Щегол», позже написала детектив «Тайная история».
  • (1966), автор книги «Большая маленькая ложь».

Если же посмотреть на список лучших мастеров детективного жанра во всем мире, то в нем будет только одно женское имя - Агата Кристи (1890-1976 гг.). Великолепная и прекрасная, удивительная Агата Кристи! Литературная «мама» мисс Марпл и Эркюля Пуаро и других чуть менее известных книжных детективов. Произведения Агаты Кристи никогда не затрагивали тем откровенного насилия и сексуальных преступлений, и хотя порой в них поднимались разные социальные проблемы, в основном в ее повестях и рассказах герои решали классическую головоломку «Кто убийца?»

Современные писательницы России

Женщины в нашей стране пишут много и часто. Но в массе своей это посредственные книги, рассчитанные на женскую аудиторию. К примеру, все почитатели женского любовного фэнтези знакомы с творчеством Звездной, Косухиной, Жильцовой, Громыко и Мяхар. Их романы нельзя назвать плохими, они рассчитаны на конкретную целевую аудиторию и полностью отвечают запросам массового покупателя. Но они совершенно не запоминаются и пишутся как по шаблону.

Есть и другие современные российские писательницы, женщины, которые известны не только в России, но и за границей. Их уже сейчас можно назвать классиками русской литературы, а точнее эпохи постмодернизма. Вот эти имена:

  • Татьяна Толстая (1951). Входит в «100 самых влиятельных женщин в России», продолжает эксплуатировать традиционный для русской литературы прием, а именно раскрывать «трагедию маленького человека».
  • Людмила Улицкая (1943). Ее произведения переведены на 25 языков мира.
  • Людмила Петрушевская (1938 г.). Российская писательницы, прозаик и поэтесса.

Есть и другие, не менее, а для большинства людей, и более известные российские писательницы женщины. Их книги раскупаются огромными тиражами, но при этом они регулярно занимают места в рейтингах «худших из худших».

Итак, это:

  • Дарья Донцова.
  • Александра Маринина.
  • Татьяна Устинова.
  • Полина Дашкова.
  • Юлия Шилова.
  • Анна Малышева.
  • Мария Арбатова.

Авторы любовных историй

Самые известные женщины писательницы в современном мире прославились зачастую не за счет большого литературного таланта, а благодаря тому, что их произведение неожиданно «попало» в аудиторию. Так обычно происходит с любовными романами и книгами для девочек подростков.

И сегодня в лучах мировой славы купаются следующие современные писательницы женщины:

  • Сильвия Дэй. Мастер романтического и эротического романа.
  • Вероника Рот. Автор серии «Дивергент».
  • Касандра Клэр. Любитель, писавший фанфики неожиданно получил мировое признание за серию «Орудия смерти».
  • Стефани Майер. Автор сверхпопулярных вампирских «Сумерек».
  • Э. Л. Джеймс. Прославилась серией романов о миллионере с богатой фантазией под названием «50 оттенков серого».
  • Известна всем как автор «Голодных игр», но она также написала неплохое подростковое фэнтези «Грегор Надземный».

Отдельно от всего списка женщин писательниц хотелось бы чуть подробнее остановиться на нескольких авторах. Они не просто смогли стать лучшими, эти писательницы повлияли на жизнь целых поколений.

Агата Кристи

Эта женщина писательница своим лучшим произведением считала «10 негритят», или как его сегодня называют по соображениям политкорректности «И никого не стало». Позволим не согласиться с автором - у нее очень много великолепных детективов, и, разумеется «10 негритят» входит в их число. Как и «Убийство в Восточном экспрессе», «Кривой домишко», «Вилла «Белый конь», «Разбилось зеркало, звеня» и многие другие отличные произведения.

Ее книги - это «замкнутые детективы», когда круг подозреваемых ограничен, и только правильная логическая цепочка и улики помогут изобличить преступника. Книги Агаты Кристи много раз экранизировали, и продолжают делать регулярно. Только за последние 3 года на свет появились 3 фильма и один сериал по произведениям писательницы.

Джоан Роулинг

Жизнь Джоан Роулинг - это мечта не только любой женщины писательницы, но и писателей вообще. В один момент ты безработный, живущий на пособие, и уже через год - автор лучшей в мире серии фэнтези, получающий миллионы за свое творчество. Книги о Гарри Поттере обожают миллиарды людей по всему миру - дети, подростки, взрослые и солидные мужчины, домохозяйки и даже другие писатели. Сам Стивен Кинг признавался в безграничной любви к «поттериане».

Астрид Линдгрен

Среди всех известных женщин писательниц Астрид Линдгрен заслуживает особого внимания. Все слышали историю о том, что сказки про «Пеппи Длинныйчулок» появились на основе тех историй, что Астрид Линдгрен рассказывала на ночь своей дочке. Но мало кто знает, что в юности будущей знаменитости пришлось отдать новорожденного сына в приемную семью, так как не имела финансовой возможности вырастить его. И только годы спустя, она смогла забрать мальчика в свою семью.

Возможно, этот шаг повлиял на все творчество знаменитой писательницы - женщина, которая не могла себе простить, то, что отказалась от сына, всю себя посветила детям. Она написала множество детских сказок и книг для подростков, и благодаря ее выступлению в парламенте Швеции впервые в европейских странах появился закон, направленный на защиту детей.

Джейн Остин

Первая леди английской литературы, которая создавала яркие, образные, одновременно сатирические и романтические произведения. У Джейн Остин (1775-1817 гг.) был удивительный дар - она видела насквозь все людские слабости характера и склонности к порокам и метко отражала увиденное на бумаге. Ее лучшие произведения - «Гордость и предубеждение», «Разум и чувство», «Эмма».

Книги Джейн Остин неоднократно экранизировали. Только роман «Гордость и предубеждение» снимали 9 раз - первый раз в 1938 г., последний - в 2005 г., с Кирой Найтли в главной роли. И это если не считать множества киноадаптаций под разные культуры и использование идеи книги в фильмах с другим названием.

Мэри Шелли

Этой юной бунтарке не суждено было прожить скучную жизнь обычной женщины. (1797-1851 гг.) - дочь писательницы и ярой феминистки и философа-атеиста, стала родоначальником целого жанра, а именно научной фантастики. Ее роман «Франкенштейн или современный Прометей» многократно обыгрывался и в литературном мире, и в кинематографе. Другие произведения Мэри Шелли - «Матильда», «Лодор», «Фолкнер», не так известны.

» Джонатана Франзена, автора «Поправок» и «Свободы» - семейных саг, ставших событиями в мировой литературе. По этому случаю книжный критик Лиза Биргер составила краткий ликбез по главным прозаикам последних лет - от Тартт и Франзена до Уэльбека и Эггерса, - написавшим самые важные книги XXI века и заслуживающим права называться новыми классиками.

лиза биргер

Донна Тартт

Один роман в десять лет - такова производительность американской романистки Донны Тартт. Так что ее три романа - «Тайная история» в 1992-м, «Маленький друг» в 2002-м и «Щегол» в 2013-м - это целая библиография, к ней от силы добавится десяток статей в газетах и журналах. И это важно: Тартт - не просто один из главных авторов с тех пор, как роман «Щегол» получил Пулицеровскую премию и снес все верхние строчки всех в мире бестселлер-листов. Она еще и романист, хранящий исключительную верность классической форме.

Начиная со своего первого романа «Тайная история» о группе студентов-античников, чрезмерно увлекшихся литературными играми, Тартт вытаскивает неповоротливый жанр большого романа на свет современности. Но настоящее здесь отражается не в деталях, а в представлениях - нам, сегодняшним людям, уже не так важно знать имя убийцы или даже вознаградить невинных и наказать виновных. Мы просто хотим, открыв рот и замерев от удивления, следить за тем, как вращаются шестеренки.

Что читать в первую очередь

После успеха «Щегла» его героическая переводчица Анастасия Завозова заново перевела на русский и второй роман Донны Тартт «Маленький друг». Новый перевод, избавленный от ошибок прошлого, отдает наконец должное этому завораживающему роману, главная героиня которого заходит слишком далеко, расследуя убийство своего маленького брата, - это одновременно страшная сказка о тайнах Юга и предвестник будущего бума жанра young adult.

Донна Тарт «Маленький друг»,
Купить

Кто близок по духу

Донну Тартт часто ставят в один ряд с другим спасителем большого американского романа, Джонатаном Франзеном . При всей их очевидной разнице Франзен превращает свои тексты в настойчивый комментарий к состоянию современного общества, а Тартт именно к современности вполне себе равнодушна - оба они ощущают себя продолжателями классического большого романа, чувствуют связь веков и выстраивают ее для читателя.

Зэди Смит

Английская романистка, о которой в англоязычном мире шумят намного больше, чем в русскоязычном. В начале нового тысячелетия именно она считалась главной надеждой английской литературы. Как очень многие современные британские писатели, Смит принадлежит сразу двум культурам: ее мать с Ямайки, отец - англичанин, и именно поиск идентичности стал главной темой ее первого романа «Белые зубы» о трех поколениях трех британских смешанных семей. «Белые зубы» примечательны прежде всего способностью Смит отказаться от оценок, не видеть трагедию в неизбежном столкновении непримиримых культур и одновременно умением сочувствовать этой другой культуре, не презирать ее - хотя само это противостояние становится неиссякаемым источником ее едкого остроумия.

Точно так же непримиримо оказалось в ее втором романе «О красоте» столкновение двух профессоров: один либерал, другой консерватор, и оба изучают Рембрандта. Наверное, именно убежденность в том, что есть что-то, объединяющее нас всех, несмотря на различия, будь то любимые картины или земля, по которой мы ходим, и отличает романы Зэди Смит от сотен таких же искателей идентичности.

Что читать в первую очередь

К сожалению, последний роман Смит «Северо-Запад» («NW») так и не был переведен на русский язык, и неизвестно, что будет с новой книгой «Время свинга», которая выйдет на английском в ноябре. А между тем «Северо-Запад» - это, пожалуй, самая удачная и, может, даже самая понятная нам книга о столкновениях и различиях. В центре - история четырех друзей, выросших вместе в одном районе. Но кому-то удалось добиться денег и успеха, а кому-то -нет. И чем дальше, тем большим препятствием для их дружбы становятся социокультурные различия.

Зэди Смит «NW»

Кто близок по духу

Кто близок по духу

Рядом со Стоппардом так и тянет поставить какую-нибудь большую фигуру прошлого века вроде Томаса Бернхарда. В конце концов, его драматургия, конечно, очень сильно связана с ХХ веком и поисками ответов на сложные вопросы, поставленные его драматической историей. На самом деле самый близкий родственник Стоппарда в литературе - и не менее нам дорогой - это Джулиан Барнс , у которого точно так же через связи времен выстраивается жизнь вневременного духа. Тем не менее растерянная скороговорка стоппардовских персонажей, его любовь к абсурдизму и внимание к событиям и героям прошлого нашли свое отражение в современной драме, искать которую следует в пьесах Максима Курочкина, Михаила Угарова, Павла Пряжко.

Том Вулф

Легенда американской журналистики - его «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка», вышедшая в 1965 году, считается началом жанра «новой журналистики». В своих первых статьях Вулф торжественно провозгласил, что право наблюдать за обществом и ставить ему диагноз отныне принадлежит журналистам, а не романистам. Через 20 лет он сам написал свой первый роман «Костры амбиций» - и сегодня 85-летний Вулф все еще бодр и с той же яростью кидается на американское общество, чтобы разодрать его в клочья. Впрочем, в 60-х он как раз этого не делал, тогда его еще завораживали чудаки, идущие против системы, - от Кена Кизи с его наркотическими экспериментами до парниши, придумавшего для себя и своего мотоцикла костюм гигантской ящерицы. Теперь сам Вулф превратился в этого антисистемного героя: джентльмен с Юга в белом костюме и с палочкой, презирающий всех и вся, нарочито игнорирующий интернет и голосующий за Буша. Его магистральная идея - все кругом настолько безумно и криво, что невозможно уже выбирать сторону и серьезно относиться к этой кривизне, - должна многим оказаться близкой.

Трудно пропустить «Костры амбиций» - большой роман о Нью-Йорке 80-х и столкновении черного и белого миров, самый приличный перевод Вулфа на русский (работа Инны Берштейн и Владимира Бошняка). Но простым чтением его не назовешь. Совсем не знакомому с Томом Вулфом читателю стоит прочитать «Битву за космос», рассказ о советско-американской космической гонке с ее драмами и человеческими жертвами, и последний роман «Голос крови» (2012) о жизни современного Майами. Когда-то книги Вулфа продавались миллионными экземплярами, но его последние романы такого успеха не имели. И все же на читателя, не отягощенного воспоминаниями о Вулфе лучших времен, эта критика всего должна производить ошеломляющее впечатление.

Кто близок по духу

«Новая журналистика», к сожалению, родила мышь - на поле, где когда-то неистовствовали Том Вулф, Трумен Капоте, Норман Мейлер и многие другие, остались только Джоан Дидион да журнал «Нью-Йоркер», все так же предпочитающий эмоциональные рассказы в настоящем времени от первого лица. Но настоящими продолжателями жанра стали комиксисты. Джо Сакко и его графические репортажи (на русский переведена пока только «Палестина ») - лучшее из того, чем литература сумела заменить вольный журналистский треп.

Леонид Юзефович

В сознании массового читателя Леонид Юзефович остается человеком, придумавшим жанр исторических детективов, так утешавший нас в последние десятилетия, - его книги о сыщике Путилине вышли еще раньше акунинских рассказов о Фандорине. Примечательно, впрочем, не то, что Юзефович был первым, а то, что, как и в других его романах, героем детективов становится реальный человек, первый глава сыскной полиции Петербурга сыщик Иван Путилин, рассказы о знаменитых делах которого (возможно, им самим и написанные) публиковались еще в начале XX века. Такая точность и внимательность к реальным персонажам - отличительная черта книг Юзефовича. Его исторические фантазии не терпят лжи, да и выдумку не ценят. Здесь всегда, начиная с первого успеха Юзефовича, романа «Самодержец пустыни» о бароне Унгерне, вышедшего в 1993 году, будет реальный герой в реальных обстоятельствах, домысленных только там, где в документах остались слепые пятна.

Впрочем, в Леониде Юзефовиче для нас важна не столько его верность истории, сколько представление о том, как эта история абсолютно всех нас перемалывает: белых, красных, вчерашних и позавчерашних, царей и самозванцев, всех. Чем дальше в наше время, тем отчетливее исторический ход России ощущается как неизбежность и тем популярнее и значительнее фигура Юзефовича, который вот уже лет 30 об этом твердит.

Что читать в первую очередь

Прежде всего - последний роман «Зимняя дорога» о противостоянии в Якутии начала 20-х годов белого генерала Анатолия Пепеляева и красного анархиста Ивана Строда. Столкновение армий не означает столкновение персонажей: их объединяет общее мужество, героизм, даже гуманизм, и в конечном счете -общая судьба. И вот Юзефович оказался первым, кто смог написать историю Гражданской войны, не занимая сторон.

Леонид Юзефович «Зимняя дорога»

Кто близок по духу

Исторический роман нашел сегодня в России благодатную почву, и на ней за последние лет десять выросло много хорошего - от Алексея Иванова до Евгения Чижова. И пусть Юзефович оказался вершиной, которую не взять, у него есть замечательные последователи: например, Сухбат Афлатуни (под этим псевдонимом скрывается писатель Евгений Абдуллаев). Его роман «Поклонение волхвов» о нескольких поколениях семейства Триярских - это и про сложные связи эпох российской истории, и про странную мистику, все эти эпохи объединяющую.

Майкл Чабон

Американский писатель, имя которого мы никогда уже не научимся произносить правильно (Шибон? Шейбон?), поэтому будем придерживаться ошибок первого перевода. Выросший в еврейской семье, Чабон с детства слышал идиш и наряду с тем, чем обычно напитываются нормальные мальчишки (комиксы, супергерои, приключения, нужное добавить), напитался печалью и обреченностью еврейской культуры. В итоге его романы - это взрывная смесь из всего, что мы любим. Тут есть и обаяние идиша, и историческая тяжесть еврейской культуры, но все это сочетается с развлечениями самого верного толка: от детективов в жанре нуар до эскапистских комиксов. Это сочетание оказалось вполне революционно для американской культуры, четко пилящей аудиторию на умных и дураков. В 2001 году автор получил Пулицеровскую премию за свой самый известный роман «Приключения Кавалера и Клея»,в 2008-м - премию Хьюго за «Союз еврейских полисменов» и с тех пор как-то затих, что обидно: кажется, главного слова Чабон в литературе еще не сказал. Его следующая книга «Лунное сияние» выйдет на английском уже в ноябре, но это не столько роман, сколько попытка задокументировать биографию всего века через историю деда писателя, рассказанную внуку на смертном одре.

Самый заслуженно известный текст Чабона - «Приключения Кавалера и Клея» о двух кузенах-евреях, придумавших в 40-х годах прошлого века супергероя Эскаписта. Эскапист - это такой Гудини наоборот, спасающий не себя, а других. Но чудесное спасение может существовать только на бумаге.

Другой известный текст Чабона, «Союз еврейских полисменов», заходит еще дальше в жанр альтернативной истории - здесь евреи разговаривают на идише, живут на Аляске и мечтают вернуться в Землю обетованную, которая так и не стала государством Израиль. Когда-то по этому роману мечтали снять фильм Коэны, но для них в нем, наверное, слишком мало иронии - а для нас в самый раз.

Майкл Чабон «Приключения Кавалера и Клея»

Кто близок по духу

Возможно, именно Чабона и его сложные поиски правильной интонации для разговора об эскапизме, корнях и собственной идентичности стоит благодарить за появление двух блестящих американских романистов. Это Джонатан Сафран Фоер с его романами «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко» - о путешествии в Россию по следам еврейского дедушки и о девятилетнем мальчике, который ищет погибшего 11 сентября отца. И Джуно Диас с упоительным текстом «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вао» о нежном толстяке, мечтающем стать новым супергероем или хотя бы доминиканским Толкином. Ему не удастся это сделать из-за семейного проклятия, диктатора Трухильо и кровавой истории Доминиканской Республики. И Фоер, и Диас, кстати, в отличие от бедного Чабона, прекрасно переведены на русский язык - но, как и он, они исследуют мечты об эскапизме и поиски идентичности уже не второго, но, скажем, третьего поколения эмигрантов.

Мишель Уэльбек

Если не главный (французы бы поспорили), то самый известный французский писатель. Мы вроде как все про него знаем: ненавидит ислам, не боится сексуальных сцен и постоянно утверждает конец Европы. На самом деле способность Уэльбека конструировать антиутопии шлифуется от романа к роману. Было бы нечестно по отношению к автору видеть в его книгах только сиюминутную критику ислама или политики или даже Европы - общество, по Уэльбеку, обречено издавна, и причины кризиса гораздо страшнее любой внешней угрозы: это потеря личности и превращение человека из мыслящего тростника в набор желаний и функций.

Что читать в первую очередь

Если предположить, что читающий эти строки никогда не открывал Уэльбека, то начать стоит даже не со знаменитых антиутопий вроде «Платформы» или «Покорности», а с романа «Карта и территория», получившего в 2010 году Гонкуровскую премию, - идеального комментария к современной жизни, от ее потребительства до ее искусства.

Мишель Уэльбек «Карта и территория»

Кто близок по духу

В жанре антиутопии у Уэльбека есть замечательные соратники в среде, что называется, живых классиков - англичанин Мартин Эмис (также неоднократно выступавший против ислама, требующего от человека тотальной потери личности) и канадская писательница Маргарет Этвуд , мешающая жанры для убедительности своих антиутопий.

Замечательную рифму к Уэльбеку можно найти в романах Дэйва Эггерса , возглавившего новую волну американской прозы. Эггерс начал с огромных размеров и амбиций романом взросления и манифестом новой прозы «Душераздирающее творение ошеломляющего гения», основал несколько литературных школ и журналов, а в последнее время радует читателей хлесткими антиутопиями, такими как «Сфера » - роман об одной интернет-корпорации, захватившей мир до такой степени, что сами ее служащие ужаснулись содеянному.

Джонатан Коу

Британский писатель, блестяще продолжающий традиции английской сатиры, - никто лучше него не умеет точечными ударами разносить в клочья современность. Его первым большим успехом стал роман «Какое надувательство» (1994) о грязных секретах одного английского семейства времен Маргарет Тэтчер. С еще большим чувством мучительного узнавания мы читали дилогию «Клуб ракалий» и «Круг замкнулся» о трех десятилетиях британской истории, с 70-х по 90-е, и о том, как современное общество стало таким, каким оно стало.

Русский перевод романа «Номер 11», сиквела романа «Какое надувательство», действие которого происходит уже в наше время, выйдет в начале следующего года, но и пока нам есть что читать: романов у Коу много, на русский переведены почти все. Их объединяет крепкий сюжет, безупречный стиль и все, что принято называть писательским мастерством, что на читательском языке означает: возьмешься за первую страницу - и не отпустит до последней.

Что читать в первую очередь

. Если Коу сравнивают с Лоренсом Стерном, то Коу рядом с ним будет Джонатаном Свифтом, даже с его лилипутами. Среди самых известных книг Сэлфа - «Как живут мертвецы» о старушке, которая померла и попала в параллельный Лондон, и никогда не выходивший на русском языке роман «The Book of Dave », в котором дневник лондонского таксиста становится Библией для племен, населивших Земли спустя 500 лет после экологической катастрофы.

Антония Байетт

Филологическая гранд-дама, получившая за свои романы орден Британской империи, - казалось, Антония Байетт существовала всегда. На самом деле роман «Обладать» вышел всего лишь в 1990 году, а сегодня его изучают в университетах. Главное умение Байетт - это способность говорить со всеми обо всем. Все сюжеты, все темы, все эпохи связаны, роман может быть одновременно романтическим, любовным, детективным, рыцарским и филологическим, и по Байетт действительно можно изучать состояние умов вообще - в ее романах так или иначе отразилась всякая тема, интересовавшая человечество в последние пару сотен столетий.

В 2009 году «Детская книга» Антонии Байетт уступила Букеровскую премию «Волчьему залу» Хилари Мэнтел, но это тот самый случай, когда история запомнит не победителей. В некотором роде «Детская книга» - это ответ на бум детской литературы в XIX и ХХ веках. Байетт обратила внимание, что все дети, для которых писались эти книги, либо плохо кончили, либо прожили несчастливую жизнь, как Криcтофер Милн, который до конца своих дней слышать не мог про Винни Пуха. Она придумала историю про детей, живущих себе в викторианском поместье и окруженных сказками, которые придумывает им писательница-мать, а потом бац - и наступает Первая мировая война. Но если бы ее книги описывались так просто, то Байетт не была бы собой - здесь тысяча персонажей, сотня микросюжетов, а сказочные мотивы переплетаются с главными идеями века.

Сары Уотерс . Уотерс начала с эротических викторианских романов с лесбийским уклоном, но в итоге пришла к историческим книгам о любви вообще - нет, не к любовным романам, но к попытке разгадать тайну человеческих отношений. Ее лучшая книга на сегодня, «Ночной дозор», показывала людей, нашедших себя под лондонскими бомбежками Второй мировой войны и сразу после потерявших. Иначе любимую Байетт тему связи человека и времени исследует Кейт Аткинсон - автор отличных детективов, чьи романы «Жизнь после жизни» и «Боги среди людей» пытаются разом объять весь британский ХХ век.

Обложка: Beowulf Sheehan/Roulette