Отрывок, характеризующий Булатников, Павел Олегович. Да к чёрту уже тосты

Накануне мероприятия вокалист коллектива Павел Булатников ответил на 12 злых вопросов музыкального журналиста Татьяны Замировской, впервые детально прояснив ряд моментов в распаде группы “Ляпис Трубецкой”.

– Давайте я просто расскажу, как все было. Где-то в июле прошлого года у меня дома собралась группа товарищей: Колмыков, Михалок, Сторожук, Азизбекян и др. В теплой и дружеской обстановке мы обсуждали наше будущее. Михалок сказал, что оставляет за собой песни "Железный", "Воины света", "Капитал" и что-то еще, всего не больше пяти. И что остальные песни "Ляписов" ему вообще неинтересны – делайте с ними что хотите. После этого встал вопрос о названии нашей новой команды. У нас была идея назваться Magister Bibendi, но поскольку было коллегиальное решение, что большая часть репертуара "Ляписов" остается за нами, то возникла идея взять название "Трубецкой". Чтобы сразу была понятна эта вот преемственность. Чуть ли не сам Михалок это предложил, поскольку его лично многие фаны (и не только) называли "Ляписом". Типа Ляпис ушел, а Трубецкой остался. Такая была идея, и она всем нам показалась логичной. Объяснять, почему песни "Ляписов" поет какая-то группа Magister Bibendi, было бы сложнее.

– Ваш имидж, в котором, как можно без труда догадаться, не очень много спортивности, а присутствует некий намек на обычную рок-н-ролльную жизнь не без алкоголя - это элемент лайфстайла или часть имиджа назло Михалку?

– Почему все считают, что если мы что-то делаем, то это назло Михалку? Мы что, дети малые? Или придурки какие-то? Наш имидж – это отражение того, как мы живем. И все, что мы делаем – мы делаем для себя и для наших слушателей, а не назло кому-то. Если честно, порядком достали эти вопросы про "назло". Мы живем своей жизнью, и нам меньше всего хочется ее тратить на какие-то "ответочки".

– Почему вы никогда не могли точно и ясно ответить на вопросы о том, как решились дела с авторскими правами на старые песни группы? Неужели все и правда держалось на честном слове?

– Тут опять проще рассказать, как у нас все было устроено. Вот Михалок часто употреблял такое выражение, как "анархосиндикат", когда говорил о "Ляписах". В этом была доля рисовки, но и правда была тоже. Бумажная волокита у нас в группе использовалась только для общения с третьими лицами, между собой мы никогда не подписывали никаких договоров и гордились этим. У нас действительно все держалось на честном слове.

Что касается документов, то все авторские права на все песни "Ляписов" до сих пор находятся в управлении ООО "Дети Солнца", которым руководит менеджмент группы Trubetskoy. Насчет суда – в свете последних событий мы ничему не удивимся, но юридических оснований для этого не видим.

– Соответствуют ли старые песни "Ляписов", которые вы хотите петь, текущему имиджу коллектива? И не попахивает ли тут эксгумацией - выкапывание древностей, поднятие старинных пластов в духе "Ау-ау-ау"?

– Начну с того, что "Ау-ау" мы не поем. Изначально у нас была идея и дальше перерабатывать ранние песни "Ляписов", но теперь это желание как-то пропало – наверное, понятно почему. Для минского концерта 25 апреля мы подняли несколько раритетов, но основная работа идет над собственными песнями.

– "Покатав" по фестивалям старые песни, вы теперь стали носителями сакрального социологического знания о том, что На Самом Деле нужно людям. Расскажите, какие песни "Ляписов" вызывают наибольшие эмоции у зрителей? Каких песен людям больше всего не хватало все эти годы?

– Мы на концертах не занимаемся социологическими исследованиями. Мы рубим рок. И я могу сказать только одно: с каждым месяцем песен "Ляписов" в нашем сет-листе становится все меньше, а песен группы Trubetskoy – все больше.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.



– Как избавиться от этого травматичного ярлыка кавер-бэнда? Какова ваша последовательность действий на этот счет?

– Если нас так один раз назвал Сергей Михалок, то это не значит, что на нас уже висит какой-то ярлык. Люди, которые ходят на наши концерты, так совершенно не считают. И вообще – вы можете объяснить, почему такие вопросы задаются только нам? Насколько я знаю, группа Brutto тоже исполняет достаточно много каверов на песни "Ляписов". На минуточку, в создании этих песен принимали участие все музыканты группы – но вот Руслан Владыко никому же не кидает предъявы по поводу того, что используются его соло или риффы! Песни в "Ляписах" создавались так: Михалок приносил какой-то набросок, напевал текст под гитару. А все остальное придумывалось на репетициях. Но автором музыки всегда записывали одного Сергея. Мы просто не парились по этому поводу, потому что жили одной семьей… А последовательность действий простая, я уже про это говорил: песни "Ляписов" постепенно будут заменяться нашими, это уже происходит.

– Насколько четко вы понимаете, о чем ваша нынешняя новая музыка - и каким вы видите свой музыкально-эстетический месседж, на котором вы основываетесь, сочиняя новые треки?

– А какой был месседж у "Ляписов"? Он за 24 года менялся сто раз. Одна группа в разное время пела и "Цыки-цык", и "Сочи", и "Андрюшу", и "Рабкор". У нас то же самое – нет какого-то продуманного бизнес-плана, по которому мы пишем песни. Сегодня может родиться песня про любовь к девушке, завтра про любовь к своему городу, а послезавтра – даже не знаю что. Единственное, что мы точно решили на данный момент – в нашем творчестве не будет политики. Мы не хотим множить негатив. Но это не означает, что наши политические взгляды изменились. И, например, на каком-нибудь съезде "Единой России" мы никогда не будем выступать, ни за какие деньги. А, про музыку еще. Музыка нам всем нравится жесткая, гитарная. В этом направлении и движемся.

– Вы не планируете обращаться к сонграйтерам со стороны? Если да, то кто бы вас устроил?

– Да, к Молчану планируем обратиться (смеется ).

– В виртуальных скандалах, которые разжигает Михалок, вы предпочитаете выступать такими добродушными, хорошими ребятами, незлобными, приятными пацанчиками, которые зла не держат, делают свое дело и продолжают валить добрый старый рок-н-ролл. Это тоже часть имиджа или вы действительно относитесь к этому всему с грустью, нежностью и некоторым недоумением?

– Когда случаются подобные разборки, когда я вижу где-то в прессе, что люди начинают друг на друга лить-поливать, мне одинаково неприятна позиция обеих сторон – неважно, кто из них прав, кто виноват. И я не хочу участвовать в чем-то подобном. Мне это неинтересно.

– Вам вообще жалко группу "Ляпис Трубецкой"? Нет ли ностальгии и печали? Вот играете вы на сцене и понимаете – ах, если бы тут еще Сережа стоял, вот бы круто было! А уже не будет такого никогда.

– В эмоциональном плане было тяжело отыгрывать последние концерты "Ляписов", понимая, что это конец серьезного жизненного этапа. Но сейчас я по уши погружен в нашу новую историю. Все, отболело, забыли. Совершенно точно я не мечтаю возродить что-то старое. Мне нравится играть с теми людьми, которые стоят рядом со мной на сцене сейчас.

– Интересно, что после распада как бы "повзрослевшей", мудрой и философской обновленной версии "Ляписов" появилось два коллектива, которые из состояния "взрослости" перепрыгнули назад в инфантилизм и молодецкую удаль. Только у Михалка нигилистическое детство юного борца-партизана, а у вас веселое рок-н-ролльное детство с песнями во дворе под гитару. Объясните, почему взрослая группа распалась на две детские?

– Потому что "Ляписам" было 25 лет, а группе Trubetskoy еще нет и года – такой ответ вас устроит? (Смеется.) У меня ощущение, как будто я на приеме у психиатра, который обо мне уже все знает и все мои ответы заранее разложил по полочкам. А если эти полочки нам не подходят?

– Когда вы уже запишете альбом? Это же теперь дело чести: альбом.

– Мы могли бы выпустить альбом хоть завтра – песен записано уже достаточно. Но у нас нет такой цели – выпустить альбом как можно скорее, потому что все этого ждут. Или кому-то "назло", как вы говорите. Или обязательно включить в альбом все, что было записано. Мы, может, половину песен из него выкинем, потому что сейчас рождаются новые, и они получаются интереснее уже записанных. Так что процесс идет. И результат обязательно будет. А раньше или позже – это как получится.

А К НАМ ПРИЕХАЛ…

Еще в марте музыкальный мир всколыхнула новость о том, что Сергей Михалок распускает группу «Ляпис Трубецкой». А уже в ночь на 1 сентября полуночники-меломаны стали свидетелями образования двух отдельных коллективов – Trubetskoy, в который вошли бывшие участники почившего «Ляписа» ПАВЕЛ БУЛАТНИКОВ и Руслан Владыко, а также Александр Сторожук и Алесь-Франтишек Мышкевич, и группы Brutto во главе с Сергеем Михалком в окружении брутальных мускулистых парней. Отныне слова приветственной «К нам приехал Трубецкой» стали чистейшей правдой. И он таки приехал в Киев в ноябре пока что в рамках проекта «Lyapis Crew Трубьют. Vol. 3». Это случилось всего за несколько дней до дебюта релиза «Ёлки». С нетерпением ждем, когда к нам снова пожалует Trubetskoy с целым ворохом новых песен.

Z: Была ли грусть при мысли об окончании существования группы?
Павел Булатников: Если и была, то только первое время, а потом уже нет. За всеми заботами грустить некогда было. Хотя, конечно, сказать, что атмосфера в коллективе была радужной и счастливой – сложно, потому что за последние месяцы мы провели огромное количество концертов и очень устали.

Z: Участники нашей легендарной группы «Братья Гадюкины» сказали, что главное, чтобы в группе была энергия и человеческое отношение друг к другу. А на Ваш взгляд, что главное?
П.Б.: Пожалуй, я соглашусь, что атмосфера в группе очень важна. Потому что мы проводим больше времени с участниками группы, чем с семьями, и если в коллективе нет нормального микроклимата, то невозможно творить, записывать, придумывать.

«Наркомани на городі». Кавер на «Брати Гадюкіни». Фестиваль Respublica

Z: А для публики что важно?
П.Б.: Прежде всего, конечно, материал, энергия музыки, заряд, который она дает. Но вообще, у каждого человека свои критерии оценки.

Z: В книге Сергея Рыбика «Главные герои» есть интервью, передающее атмосферу в «Ляписе» – группа напилась и проспала прямой эфир на телевидении. Есть вероятность подобных историй или Вы остепенились, изменились, повзрослели?
П.Б.: Повзрослел ли я? Я никогда не задумывался над подобными вопросами. Остепенились ли мы? Ничего не могу обещать. (Смеется.) Меняться? Мы живем насыщенной жизнью, пользуемся всеми благами цивилизации и отдыхаем нормально. Мы не аскеты. Но я за то, чтоб все было в меру.

Z: Название первой песни «Ласточка» было символичным? Это действительно первая песенная ласточка?
П.Б.: Может, кто-то и увидел в этом релизе глубокий смысл. Мы всего лишь исправили несправедливость, которая была допущена в отношении «Ласточки». Она прозвучала всего пару раз на концертах «Ляписа», но в записанном виде так и не появлялась. Мы видели, что в Сети люди пишут: «А когда вы запишите «Ласточку»?». А альбомы все как на подбор были концептуальными настолько, что место такой жизнерадостной песне в них не находилось. И мы решили записать ее как подарок людям, которым она интересна. Александр Бергер (пресс-аташе группы Trubetskoy. – Прим. ред.): Она органично попала в проект «Трубьют». Это был кавер группы Trubetskoy на «Ляписов».

«Ласточка»

Z: А сколько еще таких приятных несправедливостей может быть?
П.Б.: Не знаю. Старые песни мы вряд ли будем перезаписывать, а вот на концертах кое-что из совсем старого будем исполнять, но, естественно, в обновленном виде. Потому что у нас в группе больше нет труб. Поймете, когда услышите. Кто же музыку описывает на словах. (Смеется.)

Z: Можно сказать, что душевная часть «Ляписа» перешла к Вам?
П.Б.: Ну, не знаю, музыка у нас, пожалуй, пожестче, чем была у «Ляписов». Главное, чего нам хочется – быть позитивными в творчестве, потому что по жизни мы люди достаточно позитивные. И хотелось бы, чтобы это ощущали и слушатели на концертах. Мы хотим радоваться жизни, угорать, по крайней мере, мы собираемся это делать.

Z: А как с выступлениями в Беларуси? Вам без Михалка теперь разрешено?
П.Б.: Мы подали заявку на выступление, теперь ждем, когда придет ответ.
А.Б.: В Беларуси система такая: артист, даже если он будет выступать в каком-то забытом богом районном ДК, должен подать заявку в горисполком на выступление с полным описанием программы и произведений, которые планирует исполнять.
П.Б.: Вообще в Беларуси бывали случаи, когда за день до концерта его отменяли. Знаю, что с Лявоном Вольским (лидер групп N.R.M. и «Крамбамбуля») приключилась такая история. (На момент подготовки журнала к выходу появилась информация, что группа Trubetskoy таки выступит в Минске 13 февраля на церемонии вручения ежегодной музыкальной премии «Еврорадио» – «Даём Рады». – Прим. ред.)

Макси-сингл «Ёлки»

Z: Что участники привнесли нового в проект. Например, Алесь-Франтишек Мышкевич или Александр Сторожук?
П.Б.: Новый участник только бас-гитарист Алесь-Франтишек Мышкевич. Саша Сторожук на самом деле старожил. Он играл в группе «Ляпис Трубецкой» с 2001 по 2011 год. Руслан Петрович (Владыко. – Прим. ред.) вообще с самого основания группы работал в ней гитаристом.

Z: Алесь играл в джазовом коллективе. Что он привнес своего?
П.Б.: Он играл не только в джазовом коллективе, а и в той же группе «Крамбамбуля», группе «Без билета» и т.д. Не побоюсь этого слова, Алесь один из лучших бас-гитаристов Беларуси. Он очень подвижный, гибкий музыкант с хорошим музыкальным вкусом.

Z: Беларусь – страна с насыщенной музыкальной жизнью. Но до нас долетают лишь отголоски?
П.Б.: Да! Это правда. Жалко только, что в большой мир выходят единицы. Еще в далеком 2008 году белорусский музыкальный продюсер Александр Богданов, в здании которое предоставила детская теннисная школа , получил премию Артемия Троицкого «Степной волк» в номинации «Деятель» за внедрение моды на белорусскую музыку. Тогда в Москве было очень популярно слушать коллективы из Беларуси: та же «Серебряная свадьба», «Кассиопея», «Петля пристрастия», «нагУаль», PortMone и другие – эти коллективы играют совершенно разную независимую музыку. Сейчас эта волна немножко сошла, но, слава Богу, есть музыкальные порталы Ultra Music, Experty.by, «Тузін Гітоу» – здесь всегда можно открыть для себя что-то новое.

Z: Что важно в развитии группы?
П.Б.: Все! (Смеется.)
А.Б.: Естественно, нужно иметь талант, любовь к тому, чем ты занимаешься, огромную работоспособность, оказаться в нужное время в нужном месте, попасть в струю и умение биться головой об стену – главое, чтобы в одну точку.
П.Б.: Да. Ни в коем случае не расстраиваться, если что-то не получилось.

Z: Вы готовы к отрицательным отзывам о творчестве Trubetskoy?
П.Б.: Естественно. Мы понимали, когда создавали группу, что на нас будет литься много негатива. Кто-то скажет, что мы предатели, кто-то – что не настоящие, кто-то – что используем светлое имя… Мы отдаем себе отчет в том, что невозможно понравиться всем, и я этого не хочу.

Z: На фестивале Respublica сложилось впечатление, что слушатели быстренько забыли, что на сцене нет Сергея Михалка.
П.Б.: Да. Прием был вдвойне приятен, потому что мы знали, что публике сообщили о нашем участии за пять дней до выступления, а билеты были раскуплены заранее. Это была не наша целевая аудитория – люди просто приехали на фестиваль, многие из них не были поклонниками «Ляписа». Конечно, мы волновались.

«Ты кинула». Кавер на «Ляпис Трубецкой». Фестиваль Respublica

Z: Публика на фестивалях отличается от публики на концертах?
П.Б.: Да. Потому что на фестивалях это могут быть поклонники разной музыки, и им в принципе может вообще не нравится коллектив на сцене. А на сольный концерт приходят люди подготовленные, они знают слова, подпевают, у них есть любимые песни. На фестивале же могут показать пальцем и удивленно спросить: «Кто это?».

Z: В Беларуси есть удивительная этно-трио «Троица», на которую можно показать пальцем и удивиться, но слушать ее бегут с завидным энтузиазмом.
П.Б.: О! С ее основателем Иваном Ивановичем Кирчуком я знаком давно. Он был руководителем моей учебной практики, когда я учился в КультПросвет училище. Тогда он выглядел совершенно нормально, ходил в костюме и не напоминал Гендальфа. (Смеется.)

Этно-трио «Троица»

Z: А чем Вы на практике занимались?
П.Б.: Я по образованию хореограф. Было Купалле, в Доме культуры поселка Кривичи мы должны были поставить купальский танец и хоровод, набрали девушек, учениц восьмого – девятого класса. Я начал их учить танцевать, а они – покажи нам лучше ламбаду.
А.Б.: Паша, почему ты не используешь свою профессию хореографа, давно хочу спросить?
П.Б.: Балет в группу? (Смеется.) Слушатели не поймут. Тем более, если еще и я начну танцевать на сцене. Правда, ноги, конечно, помнят – шутка ли, три года в училище и пять в институте. Все знаю: классический танец, дуэтный, историко-бытовые, народные и даже бальные танцы.

Что для Вас вкус жизни?
П.Б.: Друзья, семья и сама жизнь. Z

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Елена Божко

Перед большим концертом Trubetskoy 25 апреля в Минске вокалист группы Павел Булатников раскатил на двоих с журналистом KYKY литр виски и рассказал, что он думает о запретах Михалка, почему отказался от политики на сцене и когда Trubetskoy начнёт писать хиты.

Фотографии: Павел Чаплин

В тот самый момент, когда Павел Булатников вылез из машины у бара Bristle, я пытался выбросить жвачку, но она, скотина такая, приклеилась к ручке. Так что когда он подошёл ко мне и приветственно протянул руку, я ещё несколько секунд тщетно пытался отодрать резинку от пластика. К счастью, этот момент остался самым неловким за весь вечер, и за это наверняка нужно поблагодарить виски. Мы для начала хотели попросить 300 грамм, но администратор быстро уговорила нас на бутылку. Правда, заказанного сорта виски в баре не оказалось, и Павел остановил свой выбор на напитке чуть попроще. Вместе с бутылкой нам принесли лёд, воду и стаканы. Ничего лишнего.

– Приятного отдыха! – улыбается официант, а уже из дверей добавляет в сторону Павла: – Я ваш кумир! Ну, группы «Ляпис Трубецкой».

– Спасибо! – на автомате отвечает Павел «кумиру», откручивая бутыль.

KYKY: Говорят, ты большой поклонник виски.

Павел Булатников: Да, из всех напитков предпочитаю его. Ты со льдом будешь?

KYKY: Наверное. Я не знаю, как лучше! Можешь научить меня правильно пить виски.

П. Б.: Слышал про мою татуировку «Magister bibendi»? На всех пьянках обычно разливаю я. Есть поверье, что у меня лёгкая рука, ни у кого похмелья не бывает. Ну, понятное дело, это смотря сколько выпить, но в целом правда. Magister bibendi – это на латыни «мастер питья». Распорядитель попойки. Ну, давай за знакомство.

За знакомство

На эту тему: Эркин Тузмухамедов: «Большая часть напитков, которые продаются в магазинах, - просто бухло»

П. Б.: Хороший напиток! Шотландский. Это достаточно ординарный виски, не односолодовый, а просто купажированный.

KYKY: Чем, кстати, односолодовые круче?

П. Б.: Односолодовые делаются из одного сорта ячменя, у них яркий вкус. Но это всё для эстетов. Есть виски, который просто так пить невозможно: запах гари и торфа, привкус дыма. Этот виски считается более мужским, но я предпочитаю варианты поспокойнее. Вот Dewars – мой самый любимый виски.

KYKY: Я вот об односолодовых виски слышал, что их лучше пить чистыми – без воды и безо льда.


П. Б.:
Лёд всё-таки можно кинуть. Считается, что вкус некоторых сортов виски раскрывается именно с добавлением небольшого количество льда. Тем более что виски бывает и пятидесятиградусный. Или с долгой выдержкой – по 15 и даже по 25 лет. В них следует кинуть кубик льда, чтобы немного разбавить насыщенный вкус. Но это всё для прожжённых эстетов, а я себя к таким не отношу. Да и отдавать $50 за бутылку виски – это надо очень хорошо зарабатывать.

KYKY: А в Беларуси можно сделать виски такой же хороший, как шотландский?

П. Б.: Сложный вопрос. У них культура приготовления воспитывалась столетиями! По законам Шотландии бочка для виски используется только один раз, потом она разбирается и переправляется в Штаты, где её опять собирают и готовят в ней бурбон. Впрочем, если кто-то заморочится – думаю, сделать неплохой виски у нас можно. Ингредиенты все есть, интернет есть.

KYKY: То есть самогонную столицу Беларуси, Старые Дороги, можно превратить в город великого виски, известного во всём мире?

П. Б.: Сходу точно не получится. Но есть достаточно нетрадиционный японский виски, и по последним рейтингам он входил в десятку лучших сортов мира. Раз в Японии сумели изготовить приличный напиток – значит, и в Беларуси можно. Только качества тут мало, нужен ещё и хороший маркетинг. У нас уже пытались возродить крамбамбулю, и она так и не стала широко популярной. Почему – это уже вопрос не ко мне, а к маркетологам.

Я вот историю вспомнил. Мы были в Париже с гастролями. Дело было осенью или в начале зимы, мы ходили на Эйфелеву башню и все промёрзли, а в кафешках там ничего крепче пива и вина не подают. Мы решили для сугреву чего-нибудь выпить и отыскали неподалёку русский ресторан «Князь Игорь». Как всегда: русские музыканты, русская атмосфера, но нас поразило не это. Попросили водки. Спрашиваем: «А есть у вас к ней бочковые огурцы?» Официант: «Да, без проблем» – и достаёт пятилитровую банку с огурцами. Один из приятелей говорит: «А я вот водки не хочу, у вас, может, пиво есть?» – «Да, есть “Жигулёвское"». Приносит «Жигулёвское» с классической советской этикеткой, наливает в бокал – а оно и по вкусу такое же, как в старые времена, даже пенится так же! Делают в Германии где-то небольшими партиями. Так что для продукции важно не место, где её делают.

На эту тему: Дайте виски шанс: белорусская мечта. Часть первая

П. Б.: Я не очень люблю разведённый виски. Зачем портить продукт? Вот коктейли – да. Я сам люблю дома потчевать гостей коктейлями собственного производства. Я ничего не изобретаю – беру классические рецепты. Ту же Маргариту делаю, например. Хотя она и выглядит в своей большой рюмке как дамский напиток, но на самом деле ничего дамского в нём нет, он достаточно суровый.

KYKY: Ну, раз о коктейлях заговорили, я предлагаю за эксперименты.

П. Б.: Согласен!

За эксперименты

KYKY: Вернусь к обронённой фразе об алкоголе: нужны и качество, и маркетинг. Мне кажется, это в полной мере относится и к группе Trubetskoy.

П. Б.: Конечно, это важно в продвижении чего угодно. Может, у нас и есть сейчас недостатки в маркетинге. Вот с фильмом «Trubetskoy. The Band» был провал. Когда мы его выпускали, нам казалось, что он станет хорошим ответом на вопрос: «Что же такое группа Trubetskoy?». Но посмотреть фильм – это полчаса времени, а в наше время людям нужно очень быстро и лаконично показать, чего ты хочешь, что ты из себя представляешь.

Фильм-визитка "Trubetskoy. The Band" набрал на YouTube 36 тысяч просмотров. Пожалуй, это всё же не провал – но и не успех тоже.


KYKY: Хорошо, быстро и лаконично: что такое Trubetskoy?

П. Б.: Trubetskoy – это люди, которые любят музыку. Мы называем это «рок-н-роллом в чистом виде». Мы любим гитарную музыку, мы играем её живьём и получаем от этого удовольствие.

KYKY: Ну, такие определения я слышал уже сотню раз. Чем Trubetskoy отличается от всей этой сотни?

П. Б.: Мне кажется, у нас есть своё звучание, свой подход к аранжировкам, к звуку, да и к самим песням. Может, это не ново, но я надеюсь, что кому-то это будет интересно. По крайней мере, нам это пока интересно.

KYKY: В позднем «Ляписе» интересно не было?

П. Б.: Тот коллектив изжил сам себя. Мне, да и многим из ребят, там было психологически неуютно. Не хочется про это долго рассказывать. То, что сейчас происходит в нашем коллективе в плане взаимоотношений, мне нравится больше.

KYKY: То есть хотелось собрать команду, а всё остальное – второе дело?

П. Б.: Да, собрать команду, попробовать собственные силы, реализовать свои амбиции, если хочешь. Всё вместе.

KYKY: Насчёт сил. В «Ляписе» ты был серьёзной творческой силой?


П. Б.:
Основным генератором и идейным вдохновителем группы, конечно же, был Сергей Михалок. А мы были всего лишь исполнителями, воплощали идею, которую он приносил. Сейчас ситуация изменилась кардинально: всё приходится делать самим: писать музыку, придумывать тексты. Самое главное – не бояться показаться дураком или неадекватным. Приносишь какой-то набросок и говоришь: «Ребята, показываю в порядке бреда».

KYKY: А творческие идеи за времена исполнительства не замылились?

П. Б.: У нас есть палочка-выручалочка – наш саунд-продюсер Снорре Бергеруд. Во-первых, этот человек далёк от эстетики славянской музыки. Во-вторых, он обращает меньше внимания на тексты, поскольку не совсем их понимает. В-третьих, он сразу видит все наши музыкальные недочёты. Мы доверились ему, и мне нравится, как звучит результат – наши первые синглы.

KYKY: Ну, тогда давай за доверие.

За доверие

KYKY: Насчёт синглов. Буду честным: они мне не нравятся. Мне кажется, это ещё не песни, а только процесс поиска.

П. Б.: У меня и у самого есть вопросы к тому, что мы сделали, особенно в плане текстов. Это ведь проба пера. Многие думали: «Вот сейчас они возьмут старые лирические песни “Ляписов", Булатников запоёт для девочек, все будут счастливы». Нет, я изначально не собирался этого делать, хотя и понимал, что коммерчески это будет более выигрышно. Лавры Стаса Михайлова мне нахрен не нужны. Я делаю музыку с удовольствием, и я делаю это честно. Я не хочу в 40 с лишним лет морщить жопу ради каких-то лавров и выглядеть при этом смешно.

KYKY: Когда мы дождёмся от Trubetskoy первого хита?

П. Б.: Я уже поддал, конечно, стал самоуверенным, но я думаю, что в последнем сете мы записали два отличных трека, два хита. Конечно, сложно говорить, пока их никто не слышал, но всем нам кажется, что это хорошие песни. Плюс один дуэт-сюрприз – к концерту мы его должны выпустить.

Тот самый дуэт-сюрприз: песня «Гагарин», записанная с российским рэпером Лигалайзом. За 10 дней клип набрал 180 тысяч просмотров на YouTube.


KYKY: Хочется верить. У «Ляписа» хитов было предостаточно, а теперь две группы – и ни одна по-настоящему сильных песен пока не сделала.

П. Б.: Может, каждый из нас думал, что ключик у него в кармане, и можно забрать всё и сразу, но так не случилось. Но бывали ведь удачные примеры, когда коллективы распадались и вдруг возрождались в удачной новой форме. Вот наша любимая группа Foo Fighters – её же Дейв Грол собрал, когда не стало Nirvana.

KYKY: Trubetskoy хочет стать белорусскими Foo Fighters?

П. Б.: Было бы здорово.

KYKY: Значит, Trubetskoy хочет каждый год получать Grammy?

П. Б.: (смеётся) Как минимум белорусский Grammy!

KYKY: Слушай, у вас хитов нету, у Brutto песни скучнее и тупее «ляписовских»… Может, все хорошие песни в «Ляписе Трубецком» на самом деле трубачи писали?

П. Б.: Нет, песни писал Серёга. Может, магия была в том, что эти песни делали именно те люди и именно в том составе. Мелочей не бывает. Каждая мелочь – это ценная составляющая. Слушай, не знаю, как ты, а я хочу дальше безо льда пить.

Безо льда (и без тоста)

KYKY: Есть идеи, почему Сергей Михалок внезапно запретил вам петь его песни?

П. Б.: Я не знаю, что по этому поводу сказать: мы всё сказали в заявлении . С Сергеем мы не общаемся, о его заявлениях узнали, как и все, из соцсетей. Да я даже думать об этом не хочу. Мне неважно. Если честно, обрыдло уже молотить про это из интервью в интервью. Концерты, запланированные до заявления Сергея, будут сыграны так, как было обещано – с песнями «Ляписа». Практически все летние фестивали были заявлены до того, как было сделано заявление. А дальше – новый альбом. Дальше будет своё.

KYKY: Кстати, вам же не «Ляписов» играть запретили, а только песни Михалка. Какой это процент от песен «Ляписа»?

П. Б.: В «Ляписе Трубецком» Михалок писал практически всё. Есть песни, которые написал не он – «Курвы», например, написал бывший участник «Ляписа» Александр Ролов. Есть ещё каверы, которые мы делали с «Ляписом»: I Wanna Be Your Boyfriend группы Ramones, например. Правда, сейчас мы эти песни не исполняем.


KYKY:
Не боитесь потерять часть публики, когда перестанете «Ляписов» играть?

П. Б.: Конечно, опасения есть, но это нормально. Вся эта ситуация должна только подстёгивать нас на дальнейшее движение. Для чего в пруду щука? Чтобы карась не дремал. К тому же мы всё равно ощущаем себя молодым и начинающим коллективом. Может, интерес к нам и не совсем оправданный, но я адекватно смотрю на вещи.

KYKY: А интерес к Brutto, по-твоему, тоже завышенный?

П. Б.: Это не мне судить. Я честно скажу: я за творчеством Brutto не слежу. Послушал альбом, и мне неинтересно. К тому же мне не хочется заниматься ни сравнениями, ни гонками, ни соревнованиями. Так что я для себя решил: не смотрю и не слушаю. И чувствую себя нормально.

KYKY: Все эти вопросы о Михалке у тебя уже в печёнках, наверное, сидят?

П. Б.: Если честно, да. Я понимаю, что многим это интересно, но это неинтересно мне. Я устал уже полгода рассказывать об этом.

KYKY: Хорошо, а что тебе интересно?

П. Б.: Очень интересно сыграть 25 апреля концерт в Минске в рамках группы Trubetskoy. Для нас это знаковый концерт: здесь наша родина, здесь куча друзей, знакомых, родственников. «Ляписы» не играли в Минске уже лет шесть. Я понимаю, что многие будут снова нас сравнивать с Brutto, обсасывать эти сравнения – ну и неважно. Для коллектива это знаковое событие. Может, когда мы выпустим новые песни, настроения «они никто, кавер-группа» немного успокоятся, и мы сможем показать: мы самодостаточный коллектив, который тоже имеет право на существование.

KYKY: То есть разговоры о кавер-группе обижают?

П. Б.: Конечно, неприятно постоянно читать о том, что мы кавер-группа! Мы же все люди с амбициями. Мы хотим доказать, что мы состоявшиеся музыканты.

KYKY: Надо налить.

П. Б.: (фотографу Павлу Чаплину) Может, и ты с нами?

Павел Чаплин: Только если чуть-чуть.


П. Б.:
А у нас много-то и нет. Полбутылки всего.

KYKY: Уже без тостов можно, наверное.

П. Б.: Думаю, да.

Да к чёрту уже тосты

KYKY: Давай про идею поговорим. Trubetskoy принципиально отказывается от любых идейно-политических моментов. Почему?

П. Б.: Мы не хотим нести на сцену политику. Мне кажется, в рамках группы «Ляпис Трубецкой» мы уже сказали всё, что хотели, и выносить это на большую аудиторию дальше большого смысла нет. Время сейчас очень сложное, и у меня есть ощущение, что вносить раздрай в это время очень опасно. Но я не меняю ни флагов, ни убеждений. Я тот самый человек, который не один раз держал на сцене бел-чырвона-белы флаг. Я не поменял своё отношение ни к белорусской культуре, ни к белорусской мове, ни к белорусской истории. Да, я считаю, что наш флаг – БЧБ, наш герб – Пагоня, наш язык – белорусский. Но я не хочу призывать со сцены к чему бы то ни было.

KYKY: А вещи из творчества «Ляписа», связанные с политикой, вы играете?

П. Б.: На последних сетах мы постарались уйти от этого. Надоели гневные плевки со стороны и одних, и других, и даже со стороны автора. На наших концертах нет никаких призывов, никакой политики. Мне нравится, когда на концерт могут прийти и поклонники ранних «Ляписов», и любители позднего периода. Они ведь всегда в соцсетях срались между собой: «Ты true, а ты не true», а теперь ещё один распад добавился. Люди могут быть разных слоёв населения, разных политических взглядов, но на наших концертах они вместе поют песни, которые им нравятся. Это ж здорово.

KYKY: Были ли вы c Михалком друзьями когда-нибудь?

П. Б.: Я считал, что были. Так было на протяжении очень долгих лет. Мы даже детей друг друга крестили: я – его сына, он – мою дочь. Да, было время, когда я считал, что это мой лучший друг. Я потому и сказал, что сейчас с опаской говорю про лучших друзей. Теперь я говорю «большие приятели». Но, знаешь, мне не хочется муссировать эту тему.

KYKY: Давай ещё о смысловой составляющей. О чём вы людям хотите сказать?


П. Б.: Сам подумай: что должны говорить люди возрастом около сорока? Конечно, мы не можем петь только про цветочки и девчонок на дискотеке, это будет глупо. Но есть какие-то вещи вне времени. Вот, к примеру, взяли мы стихи Максима Богдановича и сделали из них рок-балладу. С этой песней вообще отдельная история. Гитарист наш, Руслан Петрович, принёс текст, и мы за одну репетицию сделали песню. Радостные – круто же, за день сделать песню! А потом выясняется, что в этот день у Богдановича был день рождения. Мне кажется, в этом есть какая-то мистика.

KYKY: Давай за Богдановича.

За Богдановича

П. Б.: Вообще, я считаю, что наш второй сингл получился более удачным.

KYKY: Вот тут соглашусь. Первый был совсем скомканный. К тому же получился полный провал с презентацией.

П. Б.: Даже не буду спорить. Скомканный получился, потому что мы показали всё, что у нас было. А вот со вторым синглом – мне было очень приятно, что песня моего авторства «Горад» победила в «Тузіне гітоў». Конечно, «Тузін гітоў» – не Grammy, но побеждать всегда приятно, тем более на родине. Особенно с учётом того, что это мой первый опыт написания текста на мове.

KYKY: Ты, кстати, в одном из интервью обронил фразу «Белорусское – это модно». Песни по-белорусски – это погоня за трендом?

П. Б.: Нет, дело не в моде, просто я ощущаю себя белорусом, для меня это как данность. Я не рождён в Беларуси, я здесь с двух лет, но мне кажется, я неплохо владею языком. Думаю я по-русски, но мне не нужен переводчик, чтобы читать, слушать и говорить на белорусском. Мне нравится культура Беларуси. Мне всегда казалось: живёшь в стране – павінен ведаць мову і гісторыю.

KYKY: Вот знаешь, чем меня распад «Ляписов» огорчил? Раньше была одна хорошая в плане идей группа, а теперь стало две группы со спорными идеями. У одних – ёлки и бас, у других – мяч, грач и «получат п**дюлей».

П. Б.: Знаешь, мы не говорим, что больше не будем петь песен другого смыслового направления. Но мне реально страшно, что случившееся с нашими соседями может повториться у нас. Моя родина, моя семья, мои друзья – не пустые слова. Я не хочу, чтобы кто-то из моих соотечественников мог пострадать. Каждый из нас, кто более-менее ответственен, должен это понимать. Сложное время. Но повторюсь: я своих убеждений не поменял.


KYKY:
Мне хочется сказать: «Слава Украине».

П. Б.: Героям слава! Можно, я ещё добавлю?

KYKY: Давай.

П. Б.: Жыве Беларусь!

KYKY: Жыве!

Жыве

У Павла звонит телефон.

П. Б.: (в трубку) Через полчаса заезжай за мной! (кладёт трубку) Жена подкалывает. Речь-то уже буксует.

У мяне руская мова таксама буксуе, таму я аўтаматычна пераходжу на больш звыклую беларускую. Павел пераходзіць за мной.

KYKY: Мне вельмі хочацца перастаць параўноўваць Trubetskoy і Brutto, але вы так адначасова пачалі, нібы і хацелі адказаць: «Яны зрабілі, дык і мы зробім!»
На словах «яны» і «мы» я чамусьці гучна стукаю па стале.

П. Б.: Ведаеш, калі кожны з нас пайшоў сваім шляхам, Сяргей казаў: «Бяры мае песні, выконвай, бо калі ніхто не будзе іх выконваць, гэта будзе глупства. У мяне ёсць Brutto, новы матэрыял, новая гісторыя». Што цяпер здарылася, мы і самі не разумеем. Гэта непрыемна, але не смяротна. То, что нас не убивает, делает нас…
Завісае паўза.

KYKY: Лепш.

П. Б.: Мацней.

KYKY: Угу. Слухай, я вось думаю: а што ваш гітарыст Руслан Пятровіч слухае?

П. Б.: О, у яго добры густ. Калі ты назіраў, ён не робіць модных запілаў – бо мы яму па руках (Павел таксама стукае ў стол) даем. У нас усе музыкі, ведаеш, такія… Разнапланавыя. І джаз, і які-небудзь System of a Down…

KYKY: О, System of a Down – выдатны гурт.

П. Б.: А ведаеш, чаму ён табе падабаецца? Таму што ў іх ёсць славянскія гармоніі!

KYKY: Але ж я і амерыканскую музыку люблю!


П. Б.:
Не маю нічога супраць амерыканскай музыкі, але віскі амерыканцы робяць гаўнячы. Я бурбон піць проста не магу. На смак ён прыемны, але назаўтра гэта кукурузная гісторыя так па башцэ дае! А ўвогуле, ведаеш, што галоўнае? Галоўнае – піць з правільнымі людзьмі з правільнай энергетыкай. Калі ты ўжываў з добрымі людзьмі, то не так і важна, што ўжываў. Спадзяюся, заўтра ўранку ты будзеш мяне добрым словам успамінаць.

KYKY: За гэта і вып"ем.

П. Б.: Будзь здаровы.

За правільную энергетыку

П. Б.: Я што яшчэ хацеў сказаць. Калі я ішоў на інтэрв"ю, я быў у курсе таго, што ты пісаў пра цыцкі і ўсё такое. Я разумею, што ты адэкватны. І я лічу, што такія журналісты і павінны быць. Ты не павінен нікому лізаць сраку. Я не хочу, чтобы кто-то писал, какой я п**датый чувак. Пиши как есть. У меня в жизни есть такой принцип: никогда не врать. По одной простой причине: у меня не очень получается. Если человек спросил, что я думаю, я ему отвечаю. Мне кажется, в этом и есть смысл интервью. Если я стану умничать и притворяться – кто эту херню читать будет? Мои ответы можно и так из интернета дёргать.

KYKY: Тым часам наша 0.7 скончваецца.

П. Б.: Здаецца, тут 0.75.

Павел колькі секунд разглядае бутэльку.

П. Б.: Слухай, тут літр!

KYKY: Ого! Гэта мы ўжо па 0,5 залілі?

П. Б.: Атрымліваецца так. Чытачы таксама ўбачаць, што мы з табой па 0,5 павалілі?

KYKY: Усё, я спыняю інтэрв"ю, бо я напіўся.

П. Б.: Допивать будем?

KYKY: Будзем.


На развітанне фатограф Паша спрабуе зрабіць пастановачнае фота. «А можно чуть улыбнуться?» Усміхаемся.

Павел Булатников
267x400px
Булатников на концерте «20 лет рунета» в 2014 году .
Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности

1989-настоящее время

Страна

Белоруссия 22x20px Белоруссия

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты
Жанры
Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы
Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Павел Олегович Булатников (род. 27 июня 1972 года) - бывший вокалист и перкуссионист минской группы «Ляпис Трубецкой ». После самороспуска группы основал новый проект - «Trubetskoy ».

Биография

Семья

Женат. Воспитывает дочь.

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Напишите отзыв о статье "Булатников, Павел Олегович"

Отрывок, характеризующий Булатников, Павел Олегович

– Я думала, вы знаете меня достаточно давно, ваше святейшество, чтобы понять – угрозы не изменят моего решения... Даже самые страшные. Я могу умереть, не выдержав боли. Но я никогда не предам то, для чего живу. Простите меня, святейшество.
Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...