Писатель Владимир Короленко: биография, творчество и интересные факты. В.К

5 класс

Урок № 24.

Тема. Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Цель:

    познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя, оказавшими влияние на становление личности писателя; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века, познакомить с историей создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

    формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями;

    воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.
II. Знакомство с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя. 1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

Николай Васильевич Гоголь – один из самобытнейших русских писателей. Его книги читаются всю жизнь, каждый раз по-новому. Его слово воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России.

Невозможно переоценить влияние, которое Гоголь оказал на русскую, да и на мировую литературу. Достоевский, говоря о себе и своих литературных современниках, сказал, что все они вышли из «Шинели» Гоголя.

К творчеству Гоголя обращался и обращается отечественный и зарубежный театр и кинематограф, находя в нём новое содержание.

3. Рассказ учителя и подготовленных учащихся о Н.В.Гоголе.

Тезисы рассказа (их можно записать в тетради):

Годы жизни: 1809-1852.

Родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству, интересовался литературой и даже написал несколько комедий на украинском языке.

Мать Мария Ивановна – дочь богатого помещика.

Украина – колыбель великого писателя. Малороссийские предания и песни – мир гоголевского детства.

Получил образование в Нежинской гимназии, где проявился его интерес к литературе и живописи, а также актёрский талант.

После окончания гимназии – Петербург, государственная служба. Знакомство с Пушкиным (1831).

Имя молодого писателя стало широко известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

3.1. Детство Н.В.Гоголя, его родители.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Миргородского уезда Полтавской губернии. Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая. Согласно семейному преданию он происходил из старинного украинского казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя, бывшего в конце XVII века гетманом Правобережной Украины.

Прапрадед Ян Яковлевич, воспитанник Киевской духовной академии, «вышедши в российскую сторону», поселился в Полтавском крае, и от него пошло прозвание «Яновских».

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, умер, когда сыну было 15 лет. Василий Афанасьевич получил образование в полтавской духовной семинарии, рано вышел в отставку. Он обладал даром весёлого рассказчика, и к нему часто съезжались гости.

Неподалёку от Васильевки жил богатый родственник – вельможа Трощинский. Василию Афанасьевичу приходилось исполнять у него обязанности управляющего, режиссёра, артиста. Он ставил спектакли, сам писал пьесы и разыгрывал их. Его пьесы до нас не дошли.

Мать Гоголя Мария Ивановна, в девичестве Косяровская, была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет. По отзывам современников, она была исключительно хороша собой. Жених был вдвое старше её. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван. Затем родилась дочь Мария. Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна, Елизавета и Ольга.

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского.

3.2. Годы учёбы Н.В.Гоголя.

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для приготовления к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы.

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. В то время он писал стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым активным участником.

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще.

3.3. Н.В.Гоголь в Петербурге.

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманной надежды на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он понял, что Малороссия возбуждает живой интерес не только среди украинцев, но также и среди русских. Пережитые неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был удовлетворить художественные запросы Гоголя, а также принести и практическую пользу: это были планы „Вечеров на хуторе близ Диканьки“.

3.4. Художественный портрет Н.В.Гоголя.

В 1832 г. вышли в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этот же год художник А.Г.Венецианов просит друзей достать ему эту книгу, а в 1833 г. писатель и художник познакомились, и в 1834 г. Гоголь заказал ему свой портрет

Художник точно передал облик писателя-романтика. Сделанный с натуры портрет молодого Гоголя уникален.

Портрет Гоголя писал и А.С.Пушкин. Его рисунок – явление особой ценности. Но Гоголь в нём выглядит несколько старше, чем у Венецианова. Это уже не франт-романтик и не весельчак. Пушкин, как тонкий художник-портретист, передал черты мыслителя.

В 1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Ф.Моллеру. С.Т.Аксаков в «Воспоминаниях» описывает облик вернувшегося из Италии Гоголя: «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображён на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение». В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а нарядный костюм и причёска придают благородную светскость. Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знают. Это самый известный его портрет.

В 1838 г. в Италии судьба свела Гоголя с художником А.Ивановым, когда тот писал картину «Явление Христа народу».

Мысль о введении Гоголя в картину «Явление Христа народу» запечатлена в эскизе того же года в фигуре кающегося. Её сходство абсолютно, но не только во внешних характерных чертах – это портрет духовного смятения, сокрушённости, покаяния и страха грешника, его униженности. Впоследствии в картине художник переосмыслил образ Гоголя в другом психологическом ключе, но этот уникальный портрет остался как свидетельство духовной драмы.

На исходе 1840 г. в судьбе Гоголя, как он сам говорил, вырисовывается «верный путь, начертанный свыше, укреплённый мыслью и духом». Гоголя этого времени мы видим глазами гениального А.Иванова.

К 100-летию со дня рождения Гоголя в 1909 г. ему был поставлен памятник в Москве работы скульптора Н.А.Андреева. В образе Гоголя отразилось и то драматическое время, когда памятник создавался.

Иконография Гоголя небольшая, и во всех портретах он разный. Только во всех вместе – это Гоголь.

III. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1. Вступительное слово учителя.

Гоголь оказался единственным из русских классиков, кто смог органично соединить в своём творчестве две братские славянские культуры – русскую и украинскую. «Вечера на хуторе близ Диканьки» являли собой свежий, задорный взгляд писателя, принадлежавшего к общероссийской культуре, гражданина великой страны.

2. История создания книги.

Мы не можем в точности сказать, когда зародился замысел написать эти повести в малороссийском духе. Вероятно, вскоре после прибытия в Петербург зимой 1829 года, когда Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов o колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» Он и сам тогда не знал, для чего использует полученные с родины сведения. Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках.

Впервые Гоголь попытался представить свету свои сочинения на малороссийские темы в феврале 1830 года. В «Отечественных записках» была опубликована его повесть на украинском языке «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».

Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны, родившегося умственно недоразвитым. Считается, что Гоголь бывал у Пушкина, на даче Китаевой, где читал ему отрывки из «Вечеров…»

А книга уже печатается в Петербурге в типографии на Большой Морской улице. Вернувшись в августе в город, молодой автор спешит наведаться туда, чтобы самому удостовериться в том, что всё идёт хорошо. Наборщики типографии, завидев его, отворачиваются и прыскают в кулак – так рассмешила их книга, отданная им в работу.

Наконец, в начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины. Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват. Кто сказал об этом произведении: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности»? Конечно, Пушкин!

Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха, можно готовить к печати и второй том. На этот раз в своих просьбах Гоголь не ограничивается одними записями и наблюдениями: «Я помню очень хорошо, что один раз в церкве нашей мы все видели одну девушку в старинном платье. Она, верно, продаст его. Если встретите где-нибудь у мужика старинную шапку или платье, отличающееся чем-то необыкновенным, хотя бы даже оно было изорванное – приобретайте!.. Всё это складывайте в один сундук или чемодан, и при случае, когда встретиться оказия, можете переслать ко мне».

Второй том выходит в марте 1832 года – автор на седьмом небе от счастья, о чём пишет сам в письме Данилевскому. Чуть раньше, в феврале 1832 года, происходит и ещё одно значительное событие – Н.В.Гоголь зван на обед, который дал издатель и книготорговец А.Ф.Смирдин, чтобы отпраздновать открытие нового магазина на Невском проспекте. Среди приглашённых А.С.Пушкин, К.Н.Батюшков, Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч. Ещё год назад о подобном и мечтать было невозможно.

Ради объективности надо отметить, что были и критические отзывы на книгу, но ведь так и должно быть! Не одобрило «Вечера..» высшее духовенство – ещё бы, кто же одобрит полёты на чёрте!

Пересказывать чудные гоголевские истории – дело неблагодарное. Скажем только, что весёлое в «Вечерах…» соседствует с жутким, леденящим кровь. Один колдун из «Страшной мести» чего стоит! Зло в этих историях может быть забавным, как чёрт в «Ночи перед Рождеством» или в «Сорочинской ярмарке», а может быть отвратительным и коварным, как ведьма, заставляющая влюблённого юношу убить младенца, дабы заполучить желанную невесту в «Вечере накануне Ивана Купала». Соседство это, неудивительное для народных сказок.

«Вечера…», несмотря на всю свою сказочность, получились удивительно реалистичными – в дело пошли не только сведения, присланные родными, но и труды по этнографии, лингвистические статьи и даже трактаты по колдовству. Сам Гоголь признавался, что не может придумывать сюжеты из ничего, ему необходима была некая канва, которую он с удивительной точностью и мастерством разворачивал в завораживающее повествование.

3. Композиция книги.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» состоят из двух частей, каждая из которых начинается с предисловия и содержит по четыре повести

Часть первая

В книге Гоголя есть рассказчик, автор указывает на то, что повести изданы пасичником Рудым Паньком. В предисловии к первой части есть такие слова: «Это что за невидаль: „Вечера на хуторе близ Диканьки“? Что это за „Вечера“? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава Богу! еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Еще мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дернула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в нее».

Слышало, слышало вещее мое все эти речи еще за месяц! То есть, я говорю, что нашему брату, хуторянину, высунуть нос из своего захолустья в большой свет - батюшки мои! Это все равно как, случается, иногда зайдешь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Еще бы ничего, пусть уже высшее лакейство, нет, какой-нибудь оборванный мальчишка, посмотреть - дрянь, который копается на заднем дворе, и тот пристанет; и начнут со всех сторон притопывать ногами. «Куда, куда, зачем? пошел, мужик, пошел!..» Я вам скажу... Да что говорить! Мне легче два раза в год съездить в Миргород, в котором вот уже пять лет как не видал меня ни подсудок из земского суда, ни почтенный иерей, чем показаться в этот великий свет. А показался - плачь не плачь, давай ответ.

У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), - у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, - тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум... Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя.

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасичника Рудого Панька. За что меня миряне прозвали Рудым Паньком - ей-Богу, не умею сказать. И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

2.Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали её портрета. Подготовить рассказ о ней.

3.Записать ключевые слова, которые помогают рассказать о характере кузнеца Вакулы. Составить рассказ о герое.

4.Групповое задание: подготовить выразительное чтение отрывка по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану» до слов «Девушки увели с собой капризную красавицу».

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 13.

Тема. В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С. Пушкин.

Цель :

    познакомить ребят с основными фактами биографии В.А.Жуковского, выявить наиболее яркие качества его личности, проявившиеся во взаимоотношениях с А.С.Пушкиным;

    развивать монологическую речь учащихся, формировать навыки выразительного чтения;

    воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...».

III. Изучение нового материала.

    Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Чтение вводной статьи учебника «Из русской литературы XIX века». Беседа по плану:

    Основной объект изображения в творчестве русских писателей.

    Основная тема творчества русских писателей.

    Развитие связи литературы и фольклора.

    Обращение к мифологическим мотивам и сюжетам.

    Интерес к истории России.

    Формирование нового литературного языка.

3.Биография В.А.Жуковского.

3.1. Слово учителя.

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Отцом его был помещик этой деревни Афанасий Иванович Бунин, а матерью – пленная турецкая девушка Сальха. Фамилию свою ребёнок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребёнка, а затем его усыновил. Усыновление не давало права на передачу дворянства, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего.

Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 году шестилетний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.

3.2. Сообщение подготовленного ученика (пересказ статьи учебника «На родине В.А.Жуковского»).

3.3. Слово учителя.

Когда будущему поэту исполнилось 7 лет, его привезли в Тулу, в знаменитый пансион Х.Ф.Роде. Там его признали малоспособным к учению. Из Тульского народного училища его тоже исключили за неспособность к математике.

После этого мальчик живёт в Туле в семье своей крёстной матери В.А.Юшковой, одной из дочерей Бунина.

В 12 лет он сочинил трагедию «Из римской жизни» и принял участие в постановке спектакля на домашней сцене.

В 1797 г. 14-летний Жуковский поступил в Московский Благородный университетский пансион и учился в нём четыре года. Директором его был А.А.Прокопович-Антонский, человек незаурядный, первый председатель Общества любителей российской словесности. Обширных познаний пансион не давал, но ученики под руководством преподавателей нередко собирались читать свои литературные опыты. Лучшие работы печатались в современных периодических изданиях. В 1797 г. за успешную учёбу Жуковский получил серебряную медаль, а через год – золотую и был признан «лучшим воспитанником».

В пансионе возникло особое литературное общество с официально утверждённым уставом. Первым председателем его стал В.А.Жуковский.

В год поступления в пансион умерла его крёстная мать Варвара Афанасьевна Юшкова-Бунина, и 14-летний поэт написал на её смерть прозаический текст «Мысли при гробнице». В продолжение четырёхлетней пансионской жизни Жуковским напечатаны стихотворения «Майское утро», «Добродетель», «Мир», «К человеку». Поэт поражён быстротечностью всего земного; жизнь кажется ему печальной. Такие настроения нашли отражение в поэзии Жуковского и в дальнейшем.

3.4. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Майское утро».

Бело-румяна

Всходит заря

И разгоняет

Блеском своим

Мрачную тьму

Черныя нощи.

Феб златозарный,

Лик свой явивши,

Все оживил.

Вся уж природа

Светом оделась

И процвела.

Сон встрепенулся

И отлетает

В царство свое.

Грезы, мечтанья,

Рой как пчелиный,

Мчатся за ним.

Смертны, вспряните!

С благоговеньем,

С чистой душой,

Пад пред всевышним,

Пламень сердечный

Мы излием.

Радужны крылья

Распростирая,

Бабочка пестра

Вьется, кружится

И лобызает

Нежно цветки.

Трудолюбива

Пчелка златая

Мчится, жужжит.

Все, что бесплодно,

То оставляет -

К розе спешит.

Горлица нежна

Лес наполняет

Стоном своим.

Ах! знать, любезна,

Сердцу драгова,

С ней уже нет!

Верна подружка!

Для чего тщетно

В грусти, тоске

Время проводишь?

Рвешь и терзаешь

Сердце свое?

Можно ль о благе

Плакать другого?..

Он ведь заснул

И не страшится

Лука и злобы

Хитра стрелка.

Жизнь, друг мой, бездна

Слез и страданий...

Счастлив стократ

Тот, кто, достигнув

Мирного брега,

Вечным спит сном.

3.5. Слово учителя.

По окончании курса в пансионе Жуковский начал было служить, но вскоре бросил службу и поселился в Мишенском. У него в доме хорошая библиотека: он занимается изучением русской истории. Это увлечение нашло отражение в повести «Вадим Новгородский».

В 1805 г. начались педагогические занятия Жуковского с его племянницами, дочерьми Е.А.Протасовой (младшей дочери А.И.Бунина). Поэт страстно полюбил свою старшую ученицу, Марию Протасову. С 1802 по 1808 г. он написал «Сельское кладбище», повесть «Марьина Роща», балладу «Людмила».

3.6. Выразительное чтение наизусть отрывка из элегии «Сельское кладбище».

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,

В туманном сумраке окрестность исчезает...

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Лишь дикая сова, таясь под древним сводом

Той башни, сетует, внимаема луной,

На возмутившего полуночным приходом

Ее безмолвного владычества покой.

Под кровом черных сосн и вязов наклоненных,

Которые окрест, развесившись, стоят,

Здесь праотцы села, в гробах уединенных

Навеки затворясь, сном непробудным спят.

3.7. Слово учителя.

В 1809-1810 гг. Жуковский переезжает в Москву и становится редактором журнала «Вестник Европы».

С особенным усердием он занимается теперь и изучением истории, всеобщей и русской.

В 1812 г. Жуковский решил просить у Е.А.Протасовой руки старшей дочери, но получил отказ, несмотря на то что Мария Протасова разделяла его чувства (родственные связи делали невозможным этот брак). Вскоре после этого Жуковский уехал в Москву и поступил в ополчение.

В письме великой княгине Марии Николаевне, отправленном через четверть века, Жуковский описал своё участие в Бородинской битве и пребывание «во стане русских воинов».

В лагере под Тарутином Жуковский написал своё знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов». В тысячах списков разошлось оно по России.

3.8. Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Певец во стане русских воинов».

Сей кубок чистым музам в дар!

Друзья, они в героя

Вливают бодрость, славы жар,

И месть, и жажду боя.

Гремят их лиры - стар и млад

Оделись в бранны латы:

Ничто им стрел свистящих град,

Ничто твердынь раскаты.

Певцы - сотрудники вождям;

Их песни - жизнь победам,

И внуки, внемля их струнам,

В слезах дивятся дедам.

3.9. Слово учителя.

К 1812 г. относится и знаменитая баллада «Светлана».

В январе 1813 г. Жуковский вышел в отставку.

«Послание императору Александру», написанное в 1814 г., навсегда решило его судьбу.

3.10.Выразительное чтение наизусть отрывка из «Послания императору Александру».

Воззри на твой народ, простертый пред тобою,

Благослови его державною рукою;

Тобою предводим, со славой перешед

Указанный творцом путь опыта и бед,

Преобразованный, исполнен жизни новой,

По манию царя на все, на все готовый -

Доверенность, любовь и благодарность он

С надеждой перед твой приносит царский трон.

3.11. Слово учителя.

Императрица Мария Фёдоровна выразила желание, чтобы поэт приехал в Петербург. В 1815 г. Жуковский написал стихотворение «Молитва русских», которое стало государственным гимном Российской империи:

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земле!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю

Все ниспошли!

3.12. Просмотр видеоролика .

3.13. Слово учителя.

С 1817 по 1841 гг. продолжалась придворная жизнь Жуковского, сначала в качестве преподавателя русского языка великих княгинь Александры Фёдоровны и Елены Павловны, а с 1825 г. – в качестве воспитателя наследника престола, Александра Николаевича. К этому периоду относятся нередкие поездки за границу – отчасти вследствие его служебных обязанностей, отчасти для лечения.

В 1837-1839 гг. Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири, путешествовал по Западной Европе.

В Риме он особенно сближается с Гоголем. Эта встреча оказала влияние на мистические настроения Жуковского.

В Дюссельдорфе 21 апреля 1841 г. состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 18-летней дочерью его давнишнего приятеля, живописца Рейтерна. Последние 12 лет жизни Жуковский провёл в Германии.

К этому времени относятся его сказки: «Об Иване-царевиче и Сером волке», «Кот в сапогах» и «Тюльпанное дерево». В 1848-1849 гг. в печати вышли первый и второй том переведённой им «Одиссеи» Гомера.

Он умер в Баден-Бадене 7 апреля 1852 г. Похоронен в Петербурге с большими почестями в Александро-Невском некрополе.

3.14. Экскурсия по галерее портретов В.А.Жуковского.

Прижизненная иконография поэта насчитывает десятки портретов.

К числу самых известных изображений Жуковского относятся портреты работы О.Кипренского, К.Брюллова, П.Соколова, Н.Чернецова, О.Эстеррейха, Т.Гильдебрандта, Ф.Крюгера, Т.Райта.

В 1818 г. А.С.Пушкин увидел у Тургеневых новый портрет В.А.Жуковского работы О.Кипренского. Поэт изображён на фоне романтических руин, его лицо задумчиво и вдохновенно. Пушкин долго рассматривал его, а потом написал стихотворение «К портрету Жуковского» и в пяти строках прозорливо предрёк судьбу его творческого наследия:

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

Два года спустя Жуковский подарил юному Пушкину другой свой портрет – литографию Е.Эстеррейха, сделав на нём свою знаменитую надпись: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила» 1820. Марта 26».

Портрет Жуковского работы К.Брюллова считается одним из самых удачных изображений поэта. Есть все основания полагать, что он нравился и самому Василию Андреевичу. Ведь он даже посвятил ему стихотворение, которое так и назвал «К портрету моему»:

Воспоминания и я – одно и то же:

Я образ, я мечта;

Чем старе становлюсь, тем я

Кажусь моложе.

Самым известным изображением Жуковского этого периода стал портрет, исполненный в 1843 г. в Дюссельдорфе немецким художником Т.Гильдебрандтом.

Тогда же художник исполнил ещё один портрет Жуковского по заказу прусского короля Фридриха Вильгельма IV, с которым русский поэт был дружен и вёл обширную переписку. Это полотно многие годы хранилось в королевском замке.

В.А.Жуковский говорил: «Живопись и поэзия – родные сёстры». Он писал маслом и акварелью, был отменным рисовальщиком, занимался гравировкой. Отправляясь путешествовать за границу, Жуковский всегда брал с собой в дорогу альбом для зарисовок. Он любил писать романтические пейзажи: мрачные своды замков, развалины, надгробия.

3.15. Сообщение подготовленного ученика «В.А.Жуковский и А.С.Пушкин».

Пушкин и Жуковский - ближайшие друзья: истина столь привычная, что мы уже не замечаем в этих отношениях ничего необыкновенного. Меж тем судьба очень старалась их развести. Детство и ранняя юность двух поэтов не имеют почти ничего сходного.

Пушкин, 1799 года рождения, - отпрыск хотя и небогатого, но знатного московского рода; Жуковский же, родившийся в 1783-м, на 16 лет раньше, собственно говоря, даже и не Жуковский.

В тот год, когда родился Пушкин, Жуковский благодаря хлопотам отца находится в одном из лучших дворянских заведений, Благородном пансионе при Московском университете, и вскоре заводит знакомство с Карамзиным, братьями Тургеневыми, братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными. Будущему поэту Александру Сергеевичу в это время всего 4 года.

В 1816 году 33-летний Жуковский появляется в Царском Селе и заново знакомится с 17-летним Пушкиным.

Много ли общих тем? Вряд ли.

Жуковский вдвое старше, формально мог бы даже быть отцом Пушкина; он знаменитый поэт, автор обошедшего всю страну «Певца во стане русских воинов»; тогда и позже стихи, переводы Жуковского столь известны читающей публике, как будто всегда существовали.

И тем не менее буквально с первых встреч старший и младший подружились: отношения близкие, веселые, творческие и, главное, совершенно равные.

Вскоре с единомышленниками они уже заседают в знаменитом литературном обществе «Арзамас», где не было проблемы отцов и детей, где все были дети и 17-летний Пушкин, и вдвое старшие Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, и даже 50-летний гость Карамзин: шуточки на равных, обмен стихами, никто никого не поучает.

Пушкин в некотором отношении ученик Жуковского. Так или иначе, живые, творческие отношения двух поэтов сохраняются навсегда, хотя подвергаются постоянным, непростым испытаниям. Пушкину приходится регулярно выслушивать житейские нравоучения и наставления Жуковского (пусть в шутливой форме); Жуковскому же нужно считаться с самим фактом существования пушкинской поэзии. Мысль, что старший именно с этой поры все больше уходит в переводы, как бы «не смея» сочинять при Пушкине, высказывалась неоднократно, - и в этом, конечно, есть доля истины. Пушкин часто читал стихи Жуковского наизусть и если вдруг ошибался в слове, то Жуковский это слово тотчас заменял...

Карамзин пристраивает Жуковского ко двору - сначала для обучения русскому языку Александры Федоровны, жены Николая I, а затем для воспитания наследника, будущего Александра II.

В 1820 году над А.С.Пушкиным за его вольные стихи нависла угроза Соловков или Сибири. Известно, что юный поэт даже пал духом: не хотел в ссылку, чувствовал, что не выдержит, погибнет. Главным заступником был Карамзин, но именно Жуковский явился «посредником» между ними... Карамзин взял с Пушкина слово «два года ничего не писать против правительства». И вместо смертельно опасной для нервного, впечатлительного Пушкина северной или восточной ссылки царь переводит его «по службе» на юг.

В рекомендации, сопровождавшей Пушкина в Кишинев, значились имена двух поручителей - Карамзина и Жуковского... В мае 1820 года Пушкин и Жуковский расстаются на семь лет. Впрочем, в те небыстрые времена подобные разлуки для дружбы не помеха.

Пушкин ещё не раз находил у Жуковского поддержку и помощь.

А вот последний описанный Жуковским разговор двух друзей, в день рождения Жуковского, в день смерти Пушкина, - 29 января 1837 года: «Жизнь кончена!» - повторил он внятно и положительно, «Тяжело дышать, давит!» - были последние слова его.

В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали.

Минуты через две я спросил: «Что он? - «Кончилось»,-отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долгостояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда.

Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание.

Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?»

Так простился Василий Андреевич Жуковский с Александром Сергеевичем Пушкиным...

Потом стали жить без Пушкина.

Жуковский сразу получил царский приказ - разобрать бумаги погибшего; вскоре к нему был приставлен для надзора жандармский генерал-майор Дубельт.

Вскоре Жуковский заканчивает воспитание наследника, получает соответствующие награды, чин тайного советникаи уезжает в Германию.

Изредка, на короткий срок, возвращается на родину, успевая помочь тому или другому молодому таланту; сам завершает замечательный перевод «Одиссеи»; на старости лет вдруг женится, родились дети.

И снова в Германию. Жуковский не мог жить там, где погиб Пушкин; он считал себя виноватым в том, что не смог уберечь Пушкина.

Жуковский не мог больше и праздновать свой день рождения - столь же весело, легко, бездумно, как раньше. Всякое 29 января отзывалось эхом 1837-ro...

Через 15 лет после гибели Пушкина, в 1852-м, Жуковский скончался в Германии, завещая перевезти тело в Россию.

3.16. Сообщение подготовленного ученика «Музыкальные произведения на стихи В.А.Жуковского».

На слова В.А.Жуковского сочиняли музыку композиторы А.А.Алябьев и А.Г.Варламов, А.С.Аренский и А.Г.Рубинштейн, М.И.Глинка и П.И.Чайковский, А.Н.Верстовский.

Сюжет оперы Глинки «Иван Сусанин» был предложен Жуковским, либретто – Розена. Василию Андреевичу принадлежит текст последней сцены и ария Вани «Ах, не мне, бедному сиротинушке…»

3.17. Прослушивание арии. Обмен впечатлениями.

IV. Подведение итогов урока.

1.Слово учителя.

Критик В.Г.Белинский сказал о В.А.Жуковском очень точные и ёмкие слова: «Несоизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе!.. Подвиг, которому награда не просто упоминание в истории отечественной литературы, но вечное славное имя из рода в род».

Жуковский выразил собою столько же необходимый, сколько и великий момент в развитии духа целого народа.

А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, Д.В.Давыдов, К.Н.Батюшков посвятили В.А.Жуковскому стихи.

2.Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, посвященных В.А. Жуковскому.

V. Домашнее задание.


Сведения о писателях и поэтах, чьи произведения вошли в учебник "«Литературное чтение». 1 класс."

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. Для стихов характерна музыкальность, игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданного «солнечного» начала (сборники «Горящие здания», 1900; «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 г. эмигрировал.

БАРТО Агния Львовна (1906-1981), русская писательница. Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970). Прозаическая книга «Найти человека» (1968) о поисках семей детьми, потерявшимися во время Великой Отечественной войны. Книга «Записки детского поэта» (1976). Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1950).

БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич (1928-1998), русский поэт, писатель. По образованию археолог. Стихи для детей (сборники «Про машину», 1957; «Картинки в лужах», 1962; «Читалочка», 1966; «Идя из школы», 1983; «Птичья зарядка», 1995, и др.). Сказки («Катя в игрушечном городе», 1963, совместно с Т.И. Александровой). Лирика (в том числе пейзажная), развивающая традиции классической русской поэзии (сборники «Семейная фотография», 1973; «Три дороги», 1980; «Определение счастья», 1987). Повести «Приключений не будет» (1962), «Меч в золотых ножнах» (1964) и др. Историко-литературные статьи. Воспоминания об Ахматовой, Чуковском, Маршаке. Переводы.

БИССЕТ Дональд (1911-1995), английский детский писатель. Актер - работал в театре, с 1953 г. вел передачу для детей на ВВС, для которой и начал писать короткие рассказы. Первая книга «Короткие рассказы» (1954), позже «Путешествие дядюшки Тик-Так», «Поездка в джунгли». Художник - сам иллюстрировал свои книги. На русский язык книги впервые переведены в 1963 году.

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, прозаик, поэт, переводчик. Почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 г. эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910; «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Темные аллеи», 1943). Мемуары.

Перевел «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист, драматург, общественный деятель, активный участник революционного движения. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий, оказал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы.

ДРАГУНСКИЙ Виктор Юзефович (1913-1972), русский писатель. Работал в театре, в цирке. Создал пародийный «театр в театре» (1948-1958), писал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Рассказы для детей под общим названием «Денискины рассказы» (1966). Необыкновенная точность в передаче психологии ребенка: свежее восприятие мира. Произведения для взрослых «Он упал на траву» (1961) о первых днях войны, «Сегодня и ежедневно» о жизни клоуна (1964).

ДРУСКИН Лев Савельевич (1921-1990), русский поэт. С 1980 г. жил в Германии. В поэзии - философские размышления, тема природы, религиозные мотивы. Сборники стихов: «Ледоход» (1961), «Стихотворения» (1970), «Прикосновение» (1974), «У неба на виду» (1985), «Свет в окне» (1990) и др. Воспоминания «Спасенная книга» (1984).

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. Поэмы «Баллада о двадцати шести» (1924), «Русь Советская» (1925), «Черный человек» (1925), «Анна Снегина» (1925). Дрматическая поэма «Пугачев» (1921).

ЗАХОДЕР Борис Владимирович (1918-2000), русский поэт, автор стихов, сказок, пьес для детей. Первые публикации в начале 40-х годов. Известен пересказами классических произведений зарубежной детской литературы («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни Пух...» Алана Милна). Перевел произведения П. Тревес, Д. Барри, Я. Бжехвы, Ю. Тувима. Книга остроумных прозаических и стихотворных миниатюр «Заходерзости» (1997). Государственная премия Российской Федерации за книгу «Избранное» (2000).

КОВАЛЬ Юрий Иосифович (1938-1995), русский писатель. По окончании Московского государственного педагогического института (1960) с дипломом учителя русского языка и литературы, истории и рисования работал в сельской школе в Татарии. Первая книга для детей «Алый» вышла в 1969 г., «Чистый Дор» (1970), «Листобой» (1972), «Приключения Васи Куролесова» (1974), «Кепка с карасями» (1974), «Недопесок» (1975), «Пять похищенных монахов» (1977), «Самая легкая лодка в мире» (1984), «Полынные сказки» (1987). Чистота и непосредственность во взгляде на мир, увлекательные сюжеты. Награжден дипломом А. Гайдара (1983), стал

лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1987), премия им. Андерсена в 1995 г. После смерти Коваля был опубликован роман «Суер-Выер» (1996), над которым он работал в последние годы жизни (премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов).

ЛАММ Николай Викторович (1955-1998), русский поэт, прозаик, переводчик, критик, член Союза писателей.

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-1832). Окончил Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков (1834). В 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта» (посвященное гибели А.С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Тонкий лирик, автор стихотворений, поэм. Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством. Поэма «Демон» (1839) - воплощение идеи бунта личности, трагедия одиночества. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием, - вершина реализма Лермонтова.

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964), русский поэт, переводчик. Стихи, сказки, пьесы для детей. Переводы Р. Бернса, сонетов У. Шекспира, сказок разных народов. Философские стихи («Избранная лирика», 1962; Ленинская премия, 1963), лирические эпиграммы. Литературная критика (книга «Воспитание словом», 1961). Книга воспоминаний «В начале жизни» (1960). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1949, 1951).

МИЛН Алан Александер (1882-1956), английский писатель. Взрослые юмористические, детективные произведения, антивоенный роман после Первой мировой войны. Детские стихи начал писать для сына Кристофера Робина (родился в 1920). Сборник стихов для детей (1924). В нем есть баллада «Плюшевый медвежонок». Образ Винни Пуха появился на свет в 1925 г. (на Рождество, 25 декабря 1925 года опубликована в газете и прозвучала по радио 1-я глава из будущей книги). Книга «Винни Пух и все-все-все» была полностью опубликована в 1926 году. Переведена на русский язык в 1960 году.

МИХАЛКОВ Сергей Владимирович (р. 1913), русский писатель, поэт, драматург. Детские стихи начал писать в 30-х годах, в 1936-м - родился его знаменитый персонаж - дядя Степа. Член Союза писателей СССР с 1937 г. Драматургия и сатира во взрослой литературе. Пьесы и басни для детей. Переводы (Ю. Тувим и др.). Трижды лауреат Сталинской премии. Пишет просто о сложном. Стихи очень сценичны, легко читаются по ролям, представляются в виде сценок. Строчки легко запоминаются и становятся знаками своего времени. Автор текста Государственного гимна СССР (совместно с Г.А. Эль-Регистаном, 1943), Государственного гимна РФ (2001).

МОРИЦ Юнна Петровна (р. 1937), русская поэтесса. Напряженность внутреннего мира, изысканность слога, рационалистичность в сборниках лирики «Лоза» (1970), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Синий огонь» (1985), «На этом береге высоком» (1987), «В логове голоса» (1990). Детская поэзия с 80-х годов (сборник «Букет котов»), многие стихи стали песнями (музыка Сергея Никитина).

НЕРУДА Пабло (наст. имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто) (1904-1973), чилийский поэт. Лирическая книга «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924). Антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник «Испания в сердце» (1937), две «Песни любви Сталинграду» (1942-1943). Эпопея о судьбе Латинской Америки «Всеобщая песнь» (1950), лирико-философские «Оды изначальным вещам» (1954-1957), автобиографическая поэма «Мемориал Черного острова» (1964), книга воспоминаний «Признаюсь: я жил» (опубликована в 1974). Международная Ленинская премия (1953), Нобелевская премия (1971).

НОСОВ Николай Николаевич (1908-1976), русский писатель. Повести для детей «Витя Малеев в школе и дома» (1951), Государственная премия СССР (1952), «Повесть о моем друге Игоре» (1972), сказка «Приключения Незнайки и его друзей» (1954) и ее продолжения, рассказы, пьесы.

ОРЛОВ Владимир Натанович (1930-1999), поэт, писатель, драматург, переводчик, классик детской литературы. Автор более 100 книг. Первая книга для детей «Тимошкина гармошка» вышла в 1958 г. Множество стихотворных сборников: «Когда на планете хозяева - дети» (1986), «Где бывал самолет» (1989), «Хрюшка обижается» (1993).

ОРЛОВА Нина Густавовна (1954), современный поэт. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Основные публикации в газетах, журналах, антологиях, коллективных сборниках. Сборник рассказов для подростков «Несерьезные дети». Книги стихотворений: «Утешение», «Царь-сердце»; «Дерево-жираф», «Домой на ослике» (стихи для малышей); «Азбука православных детей», «Православный букварь», детская энциклопедия «Иконопись», детские исторические книги: «Северная столица», «Золотое кольцо России», «Герои русских былин», «Крестоносцы». Энциклопедия «История вещей».

ОСТЕР Григорий Бенционович (р. 1947), русский детский писатель. Сказки «Как хорошо дарить подарки» (1975), «Котенок по имени Гав», «38 попугаев» (обе 1978), «Бабушка удава», «Зарядка для хвоста» (обе 1993), «Остров Эскадо» (1994) и др., многие из которых легли в основу мультфильмов. В стихотворном сборнике «Вредные советы» (1990), тематически нетрадиционных задачниках (по математике и физике) - пародийное «перевертывание» расхожих стереотипов, в том числе постулатов педагогической морали, парадоксы, алогизмы. Пьесы для кукольных театров.

ПАНОВА Вера Федоровна (1905-1973), русская писательница. Социально-нравственные конфликты, психологический анализ современных характеров и отношений: повести «Спутники» (1946), «Сережа» (1955), романы «Кружилиха» (1947), «Времена года» (1953), рассказы, пьесы, сценарии. «Сентиментальный роман» (1958) - выразительный портрет поколения 1920-х гг. Исторические повести. Государственная премия СССР (1947, 1948, 1950).

ПИВОВАРОВА Ирина Михайловна (1939-1986), поэт, прозаик, автор книги воспоминаний о детстве. Сборники стихов «Тихое и звонкое» (1967), «Жила-была собака» (1973), «Два очень смелых кролика» (1975), «Хочу летать» (1983), «Потерялась в небе птица» (1984).

ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873-1954), русский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Рижском политехникуме (1893-1897). Окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета (1902). Во время Первой мировой войны военный корреспондент, в 1917-1918 публицист, в 1918-1922 гг. сельский учитель. Начал печататься в 1898 г. Первый рассказ опубликован в 1906 г. Работал агрономом. Поэтичность, исключительная наблюдательность, достоверность в описании природы. «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1909), «Черный араб» (1910), «Славны
бубны» (1913). Очерки, рассказы, фенологические новеллы. «Башмаки» (1923), «Родники Берендея» (1925-1926). Лирическая проза. «Женьшень» (1933), цикл миниатюр «Лесная капель» (1943). Философский призыв к «творческому поведению относительно жизни». Роман-сказка «Осударева дорога» (1957), сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), повесть-сказка «Корабельная чаща» (1954), роман «Кащеева цепь» (1960) и др. Пришвин - певец русской природы, поэт-философ, тонкий и своеобразный стилист.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах - поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей. Многообразие разработанных жанров и стилей (в т.ч. прозаические и драматургические произведения), легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности. Пушкин поднял ее на уровень мировой.

ПШЕНИЧНЫХ Светлана Григорьевна (р. 1954), поэт, автор многих книг для детей: «Жил-был тигр», «Кто построил круглый дом», «Подрасту и я немножко» и др.

РОДАРИ Джанни (1920-1980), итальянский детский писатель. Сын пекаря, Джанни Родари с 20 лет принял участие в движении Сопротивления, был членом Итальянской коммунистической партии. Работал учителем, затем журналистом в газете «Унита». Автор произведений для детей: стихи (сборник «Поезд стихов», 1952), сказки («Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов»). Книга «Грамматика фантазии» (1973).

РУБЦОВ Николай Михайлович (1936-1971), русский поэт. Проникновенная поэзия природы, сельской жизни. Сборники «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Подорожники» (1976), «Стихотворения. 1953-1971» (опубликованы в 1977). Произведениям поэта присущи тонкий лиризм, напевные интонации, «трепет» простых слов.

СЕРОВА Екатерина Васильевна (р. 1919), русский детский поэт. Лирические миниатюры, добрые и светлые по звучанию. Наиболее известные сборники: «Наши цветы», «Мамин день», «Славная семейка», «Подскажи словечко», «У Егорки отговорки», «Отчего ты, рожь, золотая?» и «Невероятный случай».

СЕФ Роман (наст. имя Роальд Семенович) (1931-2009), русский писатель. Стихи для детей (сборники «Необычайный пешеход», 1965; «Речной трамвай», 1971; «Ключ от сказки», 1984). Государственная премия Российской Федерации (1991). Рассказы. Пьесы. Переводы.

СЛАДКОВ Николай Иванович (1920-1996), писатель, автор повестей и рассказов о природе: «Планета чудес», «Смелый фотоохотник», «Подводная газета», «Капли солнца», «Лесные сказки», «Кто как спит». Показывает детям прелесть природы, ее мудрость и тайны, неисчерпаемую сложность.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-1875), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Крупный поэт-лирик. Совместно с бр. Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882/83-1945), русский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1959). Трилогия «Хождение по мукам» (1922-1941), исторический роман «Петр I» (1929-1945). Научно-фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», рассказы, пьесы. Автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1922), произведения для детей. Антифашистская публицистика. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946).

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), русский писатель, почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Л. Толстого. Его творчество оказало огромное влияние на мировую литературу.

УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937), русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, иронией. Повести «Крокодил Гена и его друзья» (1966) (продолжения в разных жанрах: «Чебурашка и его друзья» (1970), «Отпуск крокодила Гены» (1974) и др.), «Вниз по волшебной реке» (1972), «Дядя Федор, пес и кот» (1974). Сборник стихов «Все в порядке» (1976), сценарии мультфильмов.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870/71), русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 г. окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-1849 гг. профессор ярославского Демидовского лицея, в 1854-1859 гг. преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-1862 гг. инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Главным условием всестороннего развития личности считал труд. Центральное место в образовании отводил родному языку. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т., 1868-1869) и других педагогических работах.

ХАРМС Даниил Иванович (наст. фам. Ювачев) (1905-1942), русский писатель. В пьесе «Елизавета Бам» (постановка 1927), повести «Старуха» (1939, опубликована в 1991), в гротескных рассказах (цикл «Случаи», 1933-1939, опубликован посмертно) показывал абсурдность бытия, обезличивание человека, ощущение надвигающегося кошмара. Комические парадоксы, игровой принцип в стихах для детей («Иван Иваныч Самовар», «Игра»). Репрессирован (1941), симулировал сумасшествие, умер в психиатрической больнице.

ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965), русский писатель, график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Проникнутые юмором и любовью к животным и природе познавательный рассказы для детей с собственными иллюстрациями (сборники «Про больших и маленьких», 1960, «Никитка и его друзья», 1968). Иллюстрации к детским книгам (других авторов), эстампы. «Избранное» (1950).

ЧЕПОВЕЦКИЙ Ефим Петрович (р. 1919), детский писатель, автор сказок «Крылатая звезда», «Непоседа, Мякиш и Нетак» и многих других. Живет в Америке. Там написал и издал сборник стихов «Шут с вами!».

ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) (1882-1969), русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Классические произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др.) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью. Книги: «Мастерство Некрасова» (1952; Ленинская премия, 1962), о А.П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти», 1928, 21-е издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники.

В подборе справочного материала о писателях, составлении словаря литературоведческих терминов принимала участие С.В. Самыкина.

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1-4 классах «Детские писатели в начальной школе»


Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ СШ №5 пгт. Яблоновский, Республика Адыгея
Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством
Задачи : проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов, развивать стремление читать детскую художественную литературу; развивать познавательные интересы, творческое мышление, фантазию, речь, пополнять активный словарный запас
Оборудование: портреты писателей и поэтов, выставка книг, иллюстрации к сказкам

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН (1805-1875)


Родился писатель 2 апреля в городе Оденс, расположенном в Европейской стране Дании, в семье сапожника. Маленький Ханс любил петь, читать стихи и мечтал стать актёром. Когда учился в гимназии, опубликовал первые стихи. А став студентом университета, стал писать и издавать романы. Андерсен любил путешествовать и побывал в Африке, Азии и Европе.
Популярность пришла к писателю в 1835 году, после публикации сборника «Сказки, рассказанные для детей». В него вошли «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Огниво», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка». Писатель написал 156 сказок. Самыми популярными из них являются «Стойкий оловянный солдатик2 (1838), «Соловей» (1843), «Гадкий утёнок» (1843), «Снежная королева» (1844).


В нашей стране интерес к творчеству датского сказочника возник при его жизни, когда на русский язык были переведены его сказки.
День рождения Х.К.Андерсена объявлен Международным днём детской книги.

АГНИЯ ЛЬВОВНА БАРТО (1906-1981)


Родилась 17 февраля в семье ветеринарного врача. Много времени проводила в классах по хореографии, но предпочтение отдала литературе. Её кумирами были К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. В. Маяковский. Первая книга писательницы вышла в 1925 году.


Агния Львовна писала стихи для детей «Мишка-воришка» (1925), «Девочка-ревушка» (1930), «Игрушки» (1936), «Снегирь» (1939), "Первоклассница» (1944), «В школу" (1966), "Я расту»» (1969), и многие другие. В 1939 году был снят фильм по её сценарию «Подкидыш».
Во время Великой Отечественной войны Агния Барто часто выезжала с выступлениями на фронт, а также выступала по радио.
Стихи А.Л.Барто известны читателям во всём мире.

ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ (1894-1959)


Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного-орнитолога. У писателя с детства был привит интерес к природе. После окончания университета, писатель отправился в экспедиции по всей России.
Бианки является основоположником природоведческого направления в детской литературе.
Свою литературную деятельность начал в 1923 году, опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья». А после «Первая охота» (1924), «Чей нос лучше?» (1924), «Хвосты» (1928), «Мышонок Пик» (1928), «Приключения муравьишки» (1936). Большую популярность имеют по сей день повести и рассказы «Последний выстрел» (1928), «Джульбарс» (1937), «Лесные были и небылицы» (1952). И, конечно же, большой интерес представляет для всех читателей знаменитая «Лесная газета» (1928).

ЯКОБ и ВИЛЬГЕЛЬМ ГРИММ (1785-1863; 1786-1859)


Братья Гримм родились в семье чиновника, и жили в доброй и благополучной атмосфере.
Братья Гримм успешно окончили гимназию, получили юридическое образование, служили профессорами в университете. Они являются авторами «Немецкой грамматики» и словаря немецкого языка.
Но славу писателям принесли сказки «Бременские музыканты», «Горшочек каши», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Белоснежка», «Семеро храбрецов» и другие.
Сказки братьев Гримм переведены на многие языки мира, в том числе и русский.

ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ (1913-1972)


В. Драгунский родился в Америке, но после его рождения семья вернулась в Россию. Свою трудовую деятельность мальчик начал в 16 лет, работая шорником, лодочником, актёром. В 1940 году пробовал себя в литературном творчестве (создавал тексты и монологи для артистов цирка и театра).
Первые рассказы писателя появились в журнале «Мурзилка» в 1959 году. А в 1961 году вышла первая книга Драгунского, в которую вошли 16 рассказов о Дениске и его друге Мишке.
Драгунский написал более 100 рассказов и этим внёс огромный вклад в развитие детской юмористической литературы.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895-1925)


Родился 3 октября в крестьянской семье. Окончил сельское училище и церковно-учительскую школу, после которой переехал в Москву.
Стихотворение «Берёза» (1913) стало первым стихотворением великого русского поэта. Оно было напечатано в детском журнале «Мирок». И хотя поэт для детей практически не писал, многие его произведения вошли в круг детского чтения: «Поёт зима-аукает…» (1910), «С добрым утром!» (1914), «Пороша» (1914), «Бабушкины сказки» (1915), «Черёмуха» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1918)

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР (1918-2000)


Родился 9 сентября в Молдавии. Школу окончил в Москве. После учился в Литературном институте.
В 1955 году вышли в свет стихи Заходера в сборнике «На задней парте». В 1958 – «Никто и другие», в 1960 – «Кто на кого похож?», в 1970 – «Школа для птенцов», в 1980 – «Моя Вообразилия». Писал автор и сказки «Мартышкино завтра» (1956), «Русачок» (1967), «Добрый носорог», «Жил был Фип» (1977)
Борис Заходер является переводчиком А.Милна «Винни Пух и все-все-все», А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», П.Треверс «Мэри Поппинс», Л.Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес».

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769-1844)


Родился 13 февраля в Москве. Детство прошло на Урале и в Твери. Всемирное призвание получил как талантливый баснописец.
Первые басни он написал в 1788 году, а первая книга вышла в свет в 1809 году.
Автор написал более 200 басен.


Для детского чтения рекомендованы «Ворона и лисица» (1807), «Волк иягнёнок» (1808), «Слон и Моська» (1808), «Стрекоза и муравей» (1808), «Квартет» (1811), «Лебедь, щука и рак» (1814), «Зеркало и обезьяна» (1815), «Мартышка и очки» (1815), «Свинья под дубом» (1825) и многие другие.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870-1938)


Родился 7 сентября в Пензенской губернии в небогатой дворянской семье. После смерти отца, с матерью переехал в Москву, где был определён в сиротски пансион. Позже окончил Александровское военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Но в 1894 оставил военное дело. Много путешествовал, работал грузчиком, шахтёром, организатором цирка, летал на воздушном шаре, спускался на морское дно в водолазном костюме, был актёром.
В 1889 году познакомился с А. П. Чеховым, который стал для Куприна и наставником и учителем.
Писатель создаёт такие произведения, как «Чудесный доктор» (1897), «Слон» (1904), «Белый пудель» (1904).

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)


Родился 15 октября в Москве. Детство провёл у бабушки в имении Тарханы Пензенской области, где получил прекрасное домашнее воспитание.
Первые стихи начал писать в 14 лет. Первым опубликованным в печати произведением была поэма «Хаджи Абрек» (1835)
А такие стихи как «Парус» (1832), «Два великана» (1832), «Бородино» (1837), «Три пальмы» (1839), «Утёс» (1841) и другие вошли в круг детского чтения.
Погиб поэт на дуэли в возрасте 26 лет.

ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК (1852-1912)


Родился 6 ноября в семье священника и местной учительницы. Получил домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию.
Печататься начал с 1875 года. Написал рассказы и сказки для детей: «Емеля-охотник» (1884), В ученье» (1892), «Приёмыш» (1893), «Вертел» (1897), «СераяШейка» , «Зелёная война», «Постойко», «Упрямый козёл», «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей – царевну Кутафью и царевну Горошину».
Знаменитые «Алёнушкины сказки» (1894-1897) Дмитрий Наркисович написал для своей больной дочери.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК (1887-1964)


Родился 3 ноября в городе Воронеже. Рано стал писать стихи. В 1920 году в Краснодаре создал один из первых детских театров и писал для него пьесы. Является одним из основоположников детской литературы в России.
Все знают его произведения «Сказка о глупом мышонке» (1923), «Багаж» (1926), «Пудель» (1927, «Вот какой рассеянный» (1928), «Усатый-полосатый» (1929), «Детки в клетке» (1923). И многие, многие широко известные и всеми любимые стихотворения и повести в стихах.
А знаменитые повести «Кошкин дом» (1922), «Двенадцать месяцев» (1943), «Теремок» (1946) давно нашли своего читателя и остаются самыми любимыми детскими произведениями миллионов людей разного возраста.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ (1913)


Родился 13 марта в Москве в дворянской семье. Начальное образование получил дома и поступил сразу в 4 класс. Маленькому Сергею нравилось писать стихи. И в 15 лат было опубликовано первое стихотворение.
Известность Михалкову принесла поэма «Дядя Стёпа» (1935) и её продолжение «Дядя Стёпа – милиционер» (1954).


Любимыми произведениями у читателей являются «Про Мимозу», «Весёлый турист», «Мы с приятелем», «Прививка», «Мой щенок», «Песенка друзей»; Сказки «Праздник Непослушания», «Три поросёнка», «Как старик корову продавал»; басни.
С. Михалков написал более 200 книг для детей и взрослых. Является автором гимна России (2001).

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878)


Родился 10 декабря на Украине.
В своём творчестве Некрасов огромное внимание уделял жизни и быту русского народа, крестьянству. Стихотворения, написанные для детей, в большинстве обращены к простым крестьянским детям.
Школьникам известны такие произведения, как «Зелёныйшум» (1863), «Железнаядорога» (1864), «Генерал Топтыгин» (1867), «Дедушка Мазайи зайцы» (1870), поэма «Крестьянские дети» (1861).

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ (1908-1976)


Родился 23 ноября в Киеве в семье актёра. Будущий писатель много занимался самообразованием, театром и музыкой. После института кинематографии работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных и учебных фильмов.
Свой первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 году в журнале «Мурзилка». Затем появилась книга «Тук-тук-тук» (1945) и сборники «Весёлые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951), «На горке» (1953), «Фантазёры» (1957). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965).
По мотивам своих произведений Н.Н. Носов написал киносценарии к художественным фильмам «Два друга», «Фантазёры», «Приключения Толи Клюквина».

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ (1892-1968)


Родился 31 мая. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии. Позже переехал в Москву. Работал санитаром, репетитором, кондуктором трамвая и рабочим на заводе. Много путешествовал.
С 1921 года начинает заниматься литературным творчеством. Появляются рассказы и сказки писателя для детей. Это «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы».
Позже выходят в свет «Лёнька с малого озера» (1937), «Дремучий медведь» (1947), «Растрёпанный воробей» (1948), «Квакша» (1954), «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» и другие.

ШАРЛЬ ПЕРРО (1628-1703)


Родился 12 января в Париже. Всемирную славу автору принёс сборник «Сказки матушки Гусыни» (1697). Нам широко известны сказки «Красная шапочка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», «Золушка», «Синяя борода», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик».
В России сказки великого французского сказочника были переведены на русский язык в 1768 году и сразу привлекли к себе внимание своими загадками, тайнами, сюжетами, героями и волшебством.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837)


Родился 6 июня в семье дворянина. Получил прекрасное домашнее образование. Была у Пушкина няня Арина Родионовна, рассказавшая будущему поэту множество русских сказок, которые нашли своё отражение в творчестве гениального классика.
А. С. Пушкин не писал специально для детей. Но есть замечательные произведения, которые вошли в круг детского чтения: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834).


На страницах школьных учебниках ребята знакомятся с такими произведениями, как поэма «Руслан и Людмила», «У Лукоморья дуб зелёный» (1820), отрывками из романа «Евгений Онегин» (1833): «Уж небо осенью дышало», «Встаёт заря во мгле холодной…», «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» Изучают много стихотворений «Узник» (1822), «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826). «Няне» (1826), «Осень» (1833), «Туча» (1835).
По произведениям поэта снято много художественных и мультипликационных фильмов.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1883-1945)


Родился 10 января в семье помещика. Получил домашнее начальное образование, позже учился В Самарском училище. В 1907 году решил посвятить себя писательскому творчеству. Уехал за границу, где написал автобиографическую повесть «Детство Никиты» (1920).
Маленьким читателям А. Толстой известен как автор сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)


Родился 9 сентября в имении Красная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. Получил домашнее образование. Позже учился в Казанском университете. Служил в армии, участвовал в Крымской войне. В 1859 году открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей.
В 1872 году создал «Азбуку». А в 1875 году выпустил учебник для обучения чтению «новая азбука» и «Русские книги для чтения». Многие знают его произведения «Филипок», «Косточка», «Акула», «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Три медведя», «Как мужик гусей делил», «Муравей и голубка», «Два товарища», «Какая бывает трава на росе», «Откуда взялся ветер», «Куда девается вода из моря».