Почему грушницкий не вызывает доверия у печорина. Печорин и грушницкий сочинение на тему

Печорин и Грушницкий в романе «Герой нашего времени»

Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.

Встречаются оба героя как старые приятели.

Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.

Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

В главе «Княжна Мери» Лермонтов показывает нам отношения между Печориным и Грушницким, их дружбу, постепенно перешедшую во вражду и закончившуюся дуэлью.

Два образа героев

Григорий Александрович Печорин является главным персонажем романа. Произведение показывает нам взаимоотношения героя с другими людьми, в разных жизненных ситуациях.

Грушницкий совсем юн, он романтически настроен, хочет добиться славы, ожидает пламенной любви, любит позировать на публику. Печорин, порождение общества того времени, является эгоистом, уставшим от жизни, он скептик, чаще всего пессимистично настроенный. Григорий наделен силой духа, которой он нигде не может найти применение, в результате чего страдает от тоскливого течения жизни. Если Грушницкий не искушен в жизненных перипетиях, то Печорин закален в психологических баталиях.

От друзей до врагов

Отношения двух этих героев развиваются от положительных до полного неприятия друг друга. Именно в этом взаимодействии раскрываются темные стороны характера Печорина.

Встретив Печорина на водах, Грушницкий рассказывает ему о своей влюбленности в юную княжну, тем самым указав свои слабые места. Печорин не имеет глубоких привязанностей в дружбе, поэтому он от скуки решает развлечь себя некрасивой игрой с юнкером и княжной. Он довольно подло рассказывает некоторые ситуации из жизни Грушницкого, старается сделать из себя печального и непонятого другими романтического скитальца. Неопытная девушка влюбляется в рокового героя, а Печорин тем временем спокойно делится с Вернером своими похождениями и насмешками над бывшим другом.

Холодность и равнодушие к другим людям разбивают видимость дружбы между двумя юношами. Вспыльчивый Грушницкий жестко и грязно мстит Мери.

Дуэль как зеркало героев

В момент схватки герои раскрывают свою истинную сущность. Грушницкий вдруг показывает, что на самом деле труслив - он соглашается не заряжать пистолет пулями, зная, что это обязательно приведет к смерти Печорина.

В момент дуэли раскрывается и двойственный характер Печорина. Держа бывшего друга на мушке, он говорит, что простит его, если он возьмет обратно свою подлую ложь. Он на самом деле был готов прекратить дуэль, но без раздумий стреляет в юнкера, отказавшегося исправить положение. Даже готовясь принять слова прощения, Печорин ни на мгновение не задумывается перед тем, как сделать роковой выстрел.

Продукт своего времени

Дружба, а затем и вражда двух героев закончилась смертью одного из них. Печорин не может спокойно принимать недостатки других - недалекость и пафос Грушницкого ему режут глаз и ухо. Не умея прощать и подстраиваться под других, герой губит немало людей. Взращенный жестоким высшим светом, он и сам жесток, в результате чего Грушницкий убит.

Эти отношения показывают темные глубины души Печорина - неспособность дружить, неспособность любить, равнодушие к жизни и смерти. Не боясь умереть, он живет лишь разумом, отринув чувства. Это положение ведет его еще к большей бездне отчаяния и тоски.


В романе «Герой нашего времени» Лермонтов попытался противопоставить главному герою другой персонаж. Это позволило наиболее четко раскрыть характер и показать насколько не совпадают их взгляды на жизнь.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени» поможет читателю понять, что, несмотря на внешнее сходство персонажей между ними мало общего и они совершенно разные личности, но от этого наблюдать за их действиями на протяжении всего произведения еще интереснее.

Детство и воспитание

Григорий Александрович Печорин дворянин. В чьих жилах текла аристократическая кровь. Воспитание родители ему дали хорошее, как и подобает в кругу людей их уровня. Богат и образован. Житель Петербурга.

Грушницкий дворянского происхождения. Парень из народа. Провинциал. Его родители самые обычные люди. Выросший в деревне он всегда стремился уехать из родных мест, чтобы добиться чего-то в жизни, а не прозябать в глуши от скуки. Получил неплохое образование. Романтик по натуре.

Внешность

Григорий молодой юноша, лет 25. Во всем облике вырисовывалась порода. Блондин, чьи волосы вились от природы. Черные усы и брови. Высокий лоб. Карие, холодные глаза. Среднего роста. Хорошо сложен. Бледный цвет лица. Маленькие руки с длинными, тонкими пальцами. Походка слегка небрежная. Одевался Печорин хорошо, богато. Одежда чистая, всегда выглажена. Он не придает внешнему виду значения, не старается произвести впечатление.

Грушницкому 20 лет от роду. Черноволосый. Кожа смуглая. Хорошо сложен. Усатый. Черты лица выразительны. Любит производить впечатление. Придает большое значение внешнему виду.

Характер

Печорин:
  • рассудителен. Уверен в себе;
  • прекрасно разбирается в людях и в отношениях;
  • обладает аналитическим складом ума;
  • циник. Остроумен и язвителен на язычок. Манипулирует людьми в своих целях;
  • самолюбив;
  • сдержан в проявлении эмоций;
  • скрытный;
  • хорошо пользуется своими преимуществами.
Грушницкий:
  • романтик;
  • эмоционален;
  • не умеет манипулировать людьми;
  • любит изображать из себя страдальца. Склонен все драматизировать;
  • умен;
  • себялюбив по натуре;
  • злобный и завистливый;
  • стремится всем угодить;
  • способен на предательство.

Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин всегда вел себя так, словно бросал вызов себе и окружающему миру. Он разочарован жизнью. Не может найти себе место в обществе и заняться деятельностью по душе. Эти вечные поиски смысла жизни вымотали его и опустошили. Усталый и одинокий. Он высмеивает столичных аристократов, видя их пороки насквозь.

Грушницкий наслаждается жизнью в современном обществе. Ему по душе светские вечера, где есть возможность показать себя и почувствовать себя одним из них. Для него такой образ жизни приемлем. Он к нему стремился всей душой, мечтая об этом с детских лет.

Они похожи друг на друга, но в то же время слишком разные. Грушницкий жалкая пародия на Печорина. В стремлении угнаться за Печориным он смешон и нелеп. Характер Грушницкого раскрыл в Печорине глубину его души, основные качества натуры.

Перед вами сочинение-рассуждение на тему Печорин и Грушницкий. Это сочинение по нетленному роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Сочинение рассчитано на учеников 9 – 10 классов, но может быть использовано и учащимися других классов.

Другие сочинения по данному произведению вы можете найти

Печорин и Грушницкий

«Герой нашего времени’’ — первая попытка создания в русской литературе психологического реалистического романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, синтез различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник — исповедь. Роман Лермонтова – социально-психологический и нравственно- философский. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке», — пишет Белинский.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И с этого момента начинается очередной «эксперимент» Печорина. Можно сказать, что вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его — постижение истины, природы человека, попытка понять, насколько общепризнанные представления о добре, зле, дружбе, любви справедливы. Часто это жестокая игра своей и чужой жизнью. Именно так и происходит в случае в Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и «звездочках» на погонах. Он — посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль байронического разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиям». “Да это же пародия на Печорина!» — вдруг понимаем мы. Совершенно верно. Потому-то и бесит он главного героя романа. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру.

Сначала «экспериментатор» вызывает у Грушницкого даже некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значимым человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” — вот как разговаривает он в начале романа. Но события неумолимо развиваются в соответствии с замыслом Печорина. Мери влюбляется в него, забыв о Гpyшницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается для нас совсем по-новому. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а потом — бесчестным, просто подлым! Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Да, эксперимент Печорина удался блестяще. Здесь с полной силой проявились “демонические» свойства его натуры: «сеять зло” с величайшим искусством. И в очередной раз убеждается он, как легко человек поддается искушению. Но такое подтверждение его теории отнюдь не радует героя Ему надоело «играть роль топора в руках судьбы”. Oн признается, что, как орудие казни, упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к смерти. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация эта уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Так, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность страданий этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Читая произведение и знакомясь с работой автора на уроке литературы, мы видим, как раскрывается образ героя в отношениях с другими действующими лицами. Наблюдаем мы проявление характера Печорина и во взаимоотношениях с такими героями, как Грушницкий, княжна Мэри, Вера и Вернер. Со всеми вышеуказанными личностями, которые были придуманы , главный герой открывается с новой для нас стороны.

Взаимоотношения с Вернером

Если рассуждать об отношениях Печорина и Вернера, то скорее это дружеские отношения. Персонажей связывает наблюдательность, особый ум и находчивость. Вот только здесь мы видим пассивность к жизни со стороны Вернера, что является преградой Вернеру к поступкам, в то время как главный герой в постоянном поиске приключений. Печорин активен и любит испытать свою судьбу. В целом, в данных отношениях проявляется такая черта характера у Печорина, как эгоизм, где такого понятия, как дружба, герой не признает. Ведь здесь нужно самозабвение и жертвы к которым он не готов.

Взаимоотношения с Грушницким

По иному проявляется характер Печорина в отношениях с Грушницким, с которым у него были сначала добрые отношения, переросшие затем в некую борьбу. Она привела героев к дуэли. Когда мы видим отношения Грушницкого и Печорина, то отмечаем, что для главного героя является нормой отсутствие таких понятий, как страх, злоба, жалость. Эти чувства напрочь исчезли, о чем говорит и сам герой, который перед дуэлью ничего из вышесказанного не почувствовал.

Взаимоотношения с княжной Мэри

В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум. Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой. Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.

Взаимоотношения с Верой

Казалось бы, можно делать выводы о бездушности Печорина, может даже некой жестокости по отношению к другим людям, если бы не встреча с Верой. Да, эти отношения не имеют счастливого конца, однако мы видим, что герой не бездушен. Есть еще у него в глубине души небольшой, еле тлеющий огонек человечности. Жаль только, что у Печорина этот огонек, из-за его эгоизма и холодности, быстро затухает.

Проявление характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким
  • Печорин
  • какие чнрты лисности проявляются в истории его отношений с верой в романе герой нашего времени
  • княжна мери характеристика печорина
  • Отношения печорина и вернера произведение Лермонтов герой нашего времени княжна мери

Печорин и Грушницкий сочинение на тему Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»