Предыстория человечества. Древнейшая история человечества

Все на земле имеет свое начало и конец, в том числе и человечество. Праотцом человечества, согласно Корану и другим священным писаниям, является пророк Адам (мир ему и благословение). В Коране рассказ о появлении первого человека начинается с того, что однажды Всевышний сообщил ангелам о своем решении сотворить людей. «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (Коран 2:30).

Далее по велению Аллаха ангелы спустились на землю, чтобы собрать все виды почвы, какие только существуют на нашей планете: черные, красные, песчаные и т.д. Благодаря этому потомки Адама (мир ему и благословение) на земле – это люди разных рас, внешности и привычек… Затем из горсти собранной почвы Господь сотворил Адама (мир ему). «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины» (Коран, 38:71). В Коране особо подчеркивается Адам (мир ему) как и пророк Иса (мир ему и благословение) единственные люди на Земле кто был создан непосредственно руками самого Всевышнего. «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник» (Коран 3:59)

По наставлению Аллаха Адам (мир ему) поприветствовал наблюдавших за созданием человека ангелов словами «Ассаляму алейкум» (Мир вам). Ангелы в ответ произнесли: «И тебе мир и милость и благословение Аллаха». С тех пор и пошла традиция у мусульман приветствовать друг друга такими словами.

Далее Аллах сообщил людям, что создал их только для поклонения. Такая цель была и у других божьих созданий – ангелов, но человек, в отличии ангела, был призван не только поклоняться Всевышнему, но и размышлять, самостоятельно делать выбор и давать названиям предметам и явлениям, которые происходят вокруг него. То есть, лишив людей такого могущества, какое есть у ангелов, Аллах дал человеку возможность для самостоятельного пути. «Он научил Адама всевозможным именам…» (Коран 2:31), то есть научил людей самим постигать этот мир, научив всему необходимому.

Пророк Адам (мир ему) был одинок в райских садах, пока однажды утром не проснулся и увидел взирающую на него прекрасную женщину. Оказалось, что за ночь, пока Адам (мир ему) спал, Аллах сотворил из его левого ребра женщину, причем удаленное ребро отросло обратно, до того, как сам пророк проснулся. Если не воспринимать эту информацию буквально, а подойти к этому вопросу с современной научной точки зрения, то получается что супруга пророка Адама (мир ему) была создана из его генетического материала, а возможность реализации такого варианта в наш технический век не могут отрицать даже ярые атеисты.

Адам (мир ему) открыл глаза и увидел прекрасное лицо женщины, взирающей на него. Он удивился и спросил, для чего Господь создал ее. В самом Коране не упоминается конкретное имени жены Адама, а пишется просто как «супруга». «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой» (Коран 7:19).

Согласно преданиям, считается, что после того, как ангелы спросили пророка Адама (мир ему), кто это, то он ответил Хава (в переводе с арабского «живая»).

Согласно достоверным хадисам, рассказывая историю сотворения Евы из ребра, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) подчеркивал важность бережного отношения к женщине:

«Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра – верхняя, поэтому если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым. Поэтому обращайтесь с женщинами хорошо» (аль-Бухари).

В садах Рая Адам и Ева обитали в полном благоденствии. И весь Рай был в их распоряжении, причем в этом вопросе нет никаких разночтений между Кораном и Библией. Всевышний сказал пророку Адаму (мир ему): «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете…» (Коран 2:35).

Вопрос о том, где находился Рай до сих пор открыт, так как в Коране нет точных указаний на его местоположение.

Всевышний, предоставив первым людям все прелести жизни в Раю, запретил им пробовать плоды одного единственного дерева. «…Но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (Коран 2:35).

В ответ на отказ преклониться перед человеком, Всевышний отверг одного из своих ангелов – Иблиса. Мстя за это людям, Иблис провоцировал Адама и Еву попробовать плоды этого запретного дерева. «Сатана стал наущать их, чтобы обнажить их срамные места, которые были сокрыты от них. Он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертным» (Коран 7:20).

После долгих наущений Иблиса они поддались искушению и попробовали запретный плод. Тем не менее, осознав свою ошибку, они попросили прощения у своего Создателем за данный проступок и Аллаh простил их. Таким образом, они очистились от этого малого греха. После этого они были спущены из Рая на землю, где Адам получил пророческие откровения Всевышнего. «Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь» (Коран 20:122).

Разъяснение.

Считается, что проступок первых людей был малым грехом, и поэтому они легко получили прощение от своего Создателя. Вместе с Адамом на землю был спущен и черный камень Каабы, на месте установки которого позднее был построен храм. Пророк Адам, прожив на земле достаточно долгое время (около 2000 лет), после своей смерти был похоронен в Мекке, а после потопа его тело было перезахоронено в Иерусалиме. Его супруга умерла через 40 лет после своего мужа. Над ее могилой, которая находиться в городе Джидда и носит название Мукбарат умна Хавва (Могила Хаввы), была построена гробница, которая была забетонирована в 1975 г. властями Саудовской Аравии якобы из-за того, что паломники поклонялись ей.

История пророка Адама (мир ему) и первых посланников Всевышнего весьма интересна и таит в себе немало примечательных подробностей, подтверждение которым находит современная светская наука, но это уже предмет отдельного разговора.

Ильнар Гарифуллин

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

В большинстве мифологий весь человеческий род идёт от пары прародителей-перволюдей, которые стали отцом и матерью остальных людей. В скандинавской мифологии это Аск и Эмбла, в иудаизме и пошедших от него религиях — Адам и Ева.
В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ.
В индуизме, греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.
Согласно научной точки зрения, современный человек появился в Африке около 200 тысяч лет назад в результате эволюции от обезьяноподобных предков. При помощи «грубого» анализа митохондриальной ДНК Ребекка Канн определила возраст первой Евы-прародительницы всего современного человечества примерно в 160 тысяч лет. 196 тыс. лет назад — возраст черепов Омо-1 и Омо-2 (homo sapiens) в Эфиопии. В момент начала расселения (100 тыс. л. назад) в первичное человечество не превышало 10 тысяч особей. Причем за пределы Африки переселелись лишь несколько сотен человек.
66 тыс.л. назад люди достигли Индии. Сосуществование людей и неандертальцев на Ближнем Востоке.
40 тыс.л. назад появление совершенной Ориньякской культуры.

Реальная история человечества начинается с появления самого человечества. Чтобы вести дальнейший разговор, надо сразу же определиться - что такое человечество и когда оно появилось. Излишне не философствуя, можно вывести следующее определение - человечеством является совокупность всех людей, населяющих нашу планету, каждый из которых обладает разумом и способностью к творческой деятельности (кто в большей, кто в меньшей степени), которую реализует на практике (когда с пользой, а когда на вред и себе и другим). Такое человечество существует сегодня, существовало оно 100, 1000 и 10.000 лет назад. О том, когда возникли люди, живописно повествуют многие учения. Внимательно изучая священные тексты, можно определить дату случившегося, указанную прямо или намеком. Так ирландский священник Джеймс Ушер, скpупулезно исследуя Библию, установил, что первые люди - Адам и Ева, были сотворены в 4004 до Р.Х. Однако современные антропологи, анализируя останки методом углерода С14, пришли к выводу, что люди современного вида жили уже за 40.000 до Р.Х.
В те далекие времена люди уже обладали разумом и способностью к творческой деятельности - среди останков археологи находят и плоды рук человеческих. Однако предметы искусственного происхождения находят и в гораздо более древних слоях, когда люди современного вида еще не существовали. Неужели тут поработали пришельцы? Нет - среди этих орудий встречаются останки существ, похожих на людей, но людьми не являющимися. У этих существ столько общих с нами черт, что когда их впеpвые обнаружили в 19-м веке, то приняли за останки врожденных уродов или людей, болевших костными болезнями. Однако затем был обнаружен целый pяд подобных останков. Это убедило учёных в том, что перед ними существа других биологических видов, вымерших к нашему времени.
Многочисленные находки ископаемых останков поpодили множество теоpий. Сpеди них выделяется эволюционная теория Дарвина. И хотя её часто подвеpгают кpитике, до сих пор не существует более аpгументиpованных объяснений - почему появляются и исчезают биологические виды. Если верить Даpвину, то современный человек возник не сразу, как готовый вид, а постепенно эволюционировал из других видов. Его предками были существа, явно обладавшие разумом, поскольку изготовляли различные пpедметы. Можно ли группы этих существ назвать человечеством? Учитывая данное нами определение наверное можно.
Биологи называют подобные существа гоминидами. Таким образом история человечества начинается с истории гоминид. Примерно в 2.200.000 до Р.Х. - когда появились первые орудия (точнее самые древние из найденых орудий имеют такой возраст). Однако существа, изготовлявшие эти орудия, жили задолго до появления самих орудий. Они появились от 3-х до 5-ти миллионов лет назад. Эти существа скоpее похожи на обезьян, чем на людей. Hо у них есть одна важная черта, благодаря которой мы считаем их скорее людьми, чем животными...

Адам и Ева
«Сотворение мира» Микеланджело, из Сикстинской капеллы. Микеланджело показал Бога, создающего Адама, и Еву в Его руке.
Адам (ивр. אָדָם, Adam — Земля или человек) и Ева (ивр. חַוָּה, Havva — живущая или жизнь) — в авраамических религиях первые люди на Земле, созданные Богом.
История создания описана в книге Пятикнижия — Бытие, в главах 2 и 3, а также в главах 4 и 5. Основные сюжетные элементы включают в себя создание мужчины и женщины, искушение и грехопадение; изгнание из Эдема; а также последующее расселение людей по миру вне Эдемского сада. Пересказанная ниже история о создании человека ввела в культуру несколько символов, включающих себя, помимо всего прочего, Древо знаний, запретный плод, змия как воплощение сатаны, а также несколько положений христианской веры, таких как, например, первородный грех и подчинённость женщины мужчине.
История о создании человека
История создания Адама и Евы рассказана в главах 2 и 3 книги Бытия, кроме того, некоторые упоминания имеются в главах 4 и 5 той же книги.
В главе 2 говорится о создании всего мира (описание отлично от такового в главе 1) в контексте грехопадения.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал». Среди рая было два особых дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла, и Бог сказал человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». Затем Бог создал из земли всех животных и птиц, чтобы они были ему помощниками, и привёл их к человеку, чтобы тот дал им названия, «но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Тогда Бог взял ребро у человека, когда он спал, и сделал из этого ребра первую женщину, а человек сказал, что «она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]». «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
В главе 3 описан змей, который "был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог". Змей искушает (обольщает) женщину и пытается уговорить её съесть запретный плод с дерева познания добра и зла. Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей отвечает ей, что она не умрёт: "Вы будете как боги, знающие добро и зло". Женщина съела плод и дала съесть мужу. "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания". А когда Бог прогуливался по раю в прохладе дня, то Адам и жена его скрылись от Него, поскольку им стало стыдно своей наготы. Адам сказал Богу, что жена уговорила его съесть плод. Жена же его сказала, что её обольстил змей и уговорил съесть плод. Тогда Бог проклял змея: "Ты будешь ходить на чреве своём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей". Бог также сказал жене, что будет рожать она в муках и подчиняться мужчине. Мужчине он сказал, что с трудом теперь ему будет доставаться пропитание от земли, которую Бог проклял, а также то, что люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам. Адам даёт жене имя Ева, "ибо она стала матерью всех живущих". Бог изгоняет Адама и его жену из Эдемского сада и ставит у входа в сад херувима с вращающимся пламенным мечом.
В главе 4 рассказывается, как Ева зачала и родила Каина, сказав при этом: "Приобрела я человека от Господа". Затем Ева зачала и родила второго сына, Авеля, а затем, после убийства Авеля, третьего - Сифа.
В главе 5 перечисляется родословие Адама: все патриархи от Адама до Ноя и то, сколько они прожили лет. Как и все патриархи до потопа, Адам жил много лет: указано, что он прожил 930 лет.

ВВЕДЕНИЕ.

История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней.

Глубина длительной доистории - всеобщей основы, - по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени - времени письменной документации - случайны и неполны, число источников растет лишь начиная с XVI в. Будущее неопределенно, это область беспредельных возможностей.

Между безмерной доисторией и неизмеримостью будущего лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. Эта история открыта в прошлое и будущее. Ее нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны, чтобы обрести тем самым замкнутую картину, полный самодовлеющий ее образ.

В этой истории находимся мы и наше время. Оно становится бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Целью книги Ясперс хотел содействовать углублению нашего сознания современности.

Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе.

С другой стороны, свершение настоящего определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своими.

Но свершенное настоящее заставляет нас заглянуть в вечные истоки. Пребывая в истории, выйти за пределы всего исторического, достигнуть всеобъемлющего; это - последнее, что недоступно нашему мышлению, но коснуться чего мы все-таки можем.

Первая часть

МИРОВАЯ ИСТОРИЯ

По широте и глубине перемен во всей человеческой жизни нашей эпохе принадлежит решающее значение. История человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время. То, что у нас вообще есть история; что история сделала нас такими, какими мы кажемся сегодня; что продолжительность этой истории до настоящего момента сравнительно очень невелика, - все это заставляет нас задать ряд вопросов. Откуда это? Куда это ведет? Что это означает? Человек издавна создавал для себя картину мира: сначала в виде мифов, затем калейдоскопа божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, еще позже - данного в откровении целостного понимания истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца мира и страшного суда. Принципиально иным становится историческое сознание с того момента, как начинает опираться на эмпирические данные. Сегодня реальный горизонт истории необычайно расширился. Библейское ограничение во времени - 6000-летнее существование мира - устранено. Исследователи ищут в прошлом следы исторических событий, документы и памятники былых времен. Эмпирическая картина истории может свестись к простому выявлению отдельных закономерностей и нескончаемомуописанию множества событий: одно и то же повторяется, в различном обнаруживается подобное; существуют различные структуры политической власти в типичной последовательности их форм, существует также их исторические взаимопересечение; в сфере духовного существует равномерное чередование стилей и сглаживание неравномерностей длительности.

Но можно стремиться и к сознанию единой обобщающей картины мира в ее целостности: тогда выявляется наличие различных культурных сфер и их развитие; они рассматриваются отдельно и во взаимодействии; постигается их общность в постановке смысловых проблем и возможность их взаимопонимания; и наконец, разрабатывается некое смысловое единство, в котором все это многообразие обретает свое место (Гегель)

Ясперс считал, что каждый, кто обращается к истории, невольно приходит к этим универсальным воззрениям, превращающим историю в некое единство. Эти воззрения могут быть некритичными, более того, неосознанными и поэтому непроверенными. В историческом мышлении они обычно являются само собой разумеющимися предпосылками.

История есть там, где живут люди. Мировая история охватывает во времени и пространстве весь земной шар. По своему пространственному распределению она упорядочивается географически (Гельмольт). История была повсюду. Благодаря вычленению в истории целостных культур вновь стали уделять внимание соотношению рангов и структур

Из чисто природного человеческого существования вырастают наподобие организмов, культуры рассматриваются как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец. Культуры не взаимосвязаны, но иногда могут соприкасаться и мешать друг другу. Шпенглер насчитывает 8, Тойнби - 21 культуру. Шпенглер определяет время существования культуры в тысячу лет, Тойнби не считает, что оно может быть точно определено.

Оригинальную всеохватывающую картину исторического развития дал в нашу эпоху Альфред Вебер. Его концепция универсальной истории, культурная социология, остается по существу очень открытой, несмотря на склонность делать предметом познания культуру как целостность. Тонкая историческая интуиция и безошибочное чутье в определении ранга духовных творений позволяют ему нарисовать процесс исторического развития, не возводя в принцип ни тезис о рассеянных, не соотносящихся друг с другом культурных организмах, ни единство человеческой истории как таковой. В его концепции представлен всемирно-исторический процесс, который он разделяет на первичные культуры, вторичные культуры первой и второй ступени и доводит до истории западноевропейской экспансии, идущей с 1500 г.

Карл Ясперс уверен что человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае, в виде достоверного знания. Они ощутимы лишь в мерцании многозначных символов. Наше существование ограничено ими. В философском осмыслении мы пытаемся приблизиться к тому и другому, к истокам и к цели.

Ясперс писал: “Все мы, люди, происходим от Адама, все мы связаны родством, созданы Богом по образу и подобию Его. Вначале, у истоков, откровение бытия было непосредственной данностью. Грехопадение открыло перед нами путь, на котором познание и имеющая конечный характер практика, направленная на временные цели, позволили нам достигнуть ясности. На завершающей стадии мы вступаем в сферу гармонического созвучия душ, в царство вечных духов, где мы созерцаем друг друга в любви и в безграничном понимании.

К истории относится все то, что, во-первых, будучи неповторимым, прочно занимает свое место в едином, единственном, процессе человеческой истории и, во-вторых, является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия.

Карл Ясперс ввел понятие осевого времени. Явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление. Но христианская вера - это лишь одна вера, а не вера всего человечества. Недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующему христианину.

Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным,что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории Ясперс относит, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.

1. Характеристика осевого времени

В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других *. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратусгра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;

в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда *. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.

Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - все это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Все это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была еще жива и действенна, ее явления прояснялись и она тем самым преображалась.

Известный антрополог и популяционный генетик Алан Темплтон привел веские доводы против теор ии, считавшейся общепризнанной последние 20 лет. Новые генетические данные показывают, что древнее евразийское человечество не было вытеснено сапиенсами, вышедшими из Африки 80-100 тыс. лет назад, а смешалось с ними. В наших жилах течет кровь евразийских архантропов , а возможно, и неандертальцев.

Факты, с которыми все согласны

Прародиной человечества была Африка, в этом сейчас не сомневается никто. Примерно 1,9 млн лет назад наши далекие предки - ранние архантропы, носители галечной (олдовайской) культур ы, впервые вышли за пределы родного континента, о чем свидетельствуют, в частности, недавние находки в Грузии . Архантропы широко расселились по Южной Азии. 800-600 тыс. лет назад состоялась вторая евразийская экспансия выходцев из Африки, на этот раз осуществленная более продвинутыми представителями рода человеческого (Homo antecessor и ему подобные, носители сложившейся ранее в Африке ашельской культур ы).

Европейские и западноазиатские популяции этих людей спустя несколько сот тысячелетий стали неандертальцами, а в Африке тем временем их дальние родичи эволюционировали в «анатомически современного человека» - Homo sapiens . Примерно 100 тыс. лет назад небольшая группа сапиенсов вышла из Африки и постепенно заселила Азию, Австралию и Европу. Всё это - вполне достоверные факты. Специалисты спорят о другом: смешались ли представители «последней волны» с древним евразийским человечеством или полностью вытеснили его?

Митохондриальная Ева и Игрек-Хромосомный Адам в африканском Эдеме

В течение двадцати последних лет решительный перевес был на стороне второй точки зрения. Главным аргументом были результаты анализа митохондриальной ДНК (мтДНК) современных людей, в меньшей степени - Y-хромосомы. На основе полиморфизма нуклеотидных последовательностей мтДНК было реконструировано эволюционное древо этой части человеческого геном а, ветви которого, если двигаться по ним сверху вниз (вспять во времени), сходились в одну точку во времени и пространстве: Африка, около 150 тыс. лет назад. Так появилась в научной печати и в СМИ «митохондриальная Ева» (митохондрии передаются по материнской линии), а вслед за ней аналогичным образом возник и «Y-хромосомный Адам» (Y-хромосома есть только у мужчин и передается от отца к сыну), живший примерно в то же время и в том же месте.

Эти результаты были восприняты общественностью очень бурно, и, как водится, мало кто понял их истинный смысл . На самом деле, как справедливо отмечает Алан Темплтон, ничего удивительного нет ни в Адаме, ни в Еве. Любые гомологичные участки ДНК где-нибудь в прошлом неизбежно сходятся в одну точку, то есть в одну предковую молекулу ДНК. И эта точка вовсе не обязательно совпадает с моментом возникновения вида. Более того, если брать разные гомологичные участки ДНК, каждый из них даст свою, отличную от других «точку схождения». Приблизительное совпадение результатов по мтДНК и Y-хромосоме - не более чем случайность, отчасти объясняющаяся тем, что оба этих участка геном а имеют общее свойство: они присутствуют в каждой клетке лишь в одном экземпляре (в отличие от большинства других участков геном а, которые присутствуют в двух экземплярах). Есть еще Х-хромосома, занимающая промежуточное положение: у женщин она присутствует в двух экземплярах, у мужчин в одном.

Темплтон показал, что ожидаемое время схождения эволюционного древа, построенного для отдельного участка ДНК, в одну точку, зависит от того, в скольких экземплярах присутствует данный участок в клетках. Быстрее всего должны сходиться как раз мтДНК и Y-хромосома (что и наблюдается, они сходятся примерно 150 тыс. лет назад). Это не значит, что именно тогда и появился H. sapiens , это значит лишь, что эти участки геном а не годятся для реконструкции более давних событий. Участки, локализованные на Х-хромосоме, сходятся в более далеком прошлом (до 2 млн лет); все остальные участки - в еще более глубокой древности, некоторые даже еще до того, как разделились эволюционные линии человека и шимпанзе.

История мтДНК - еще не история человечества

Каким образом по мтДНК или другому участку геном а можно сделать вывод о выходе наших предков из Африки в какое-то определенное время? Это возможно в том случае, если вскоре после данного события у кого-то из переселенцев возникла мутация в изучаемом участке ДНК, которая затем в ходе экспансии размножилась. И тогда современный генетик увидит, что частота встречаемости данной мутации у внеафриканского населения, к примеру, 10%, а в Африке ее нет. Время возникновения мутации определяется на основе других, позднее возникших мутаций, по методу «молекулярных часов». Ну а если вскоре после выхода из Африки в данном участке геном а никакой мутации не возникло? Тогда, разумеется, ничего не выйдет: этот участок геном а просто не сохранит следов интересующей нас экспансии.

Одним словом, Темплтон убедительно показал (и с этим большинство биологов, кстати, согласны) что по одному-единственному участку геном а (например, по мтДНК) нельзя делать окончательные выводы об эволюции и истории расселения человечества. Для таких выводов необходим комплексный анализ многих разных участков геном а.

Человечество всегда было единым

Именно этим и занимается Темплтон. В 2002 году он уже опубликовал свои результаты, основанные на изучении 12 участков ДНК (кроме мтДНК и Y-хромосомы в анализ было включено еще 10 участков). Критики тогда указали на недостаточный размер выборок, низкую точность и прочие возможные методолог ические огрехи. На этот раз Темплтон довел число проанализированных участков человеческого геном а до 25. Результаты не изменились, напротив, они стали гораздо более четкими и убедительными.

Состоят они в следующем. Разные участки ДНК сохранили следы разных событий в истории человечества. Общая картина удивительно точно совпадает с той, которая реконструируется по данным археологии. Три участка ДНК сохранили следы древнейшей волны выхода из Африки около 1,9 млн лет назад. Это означает, что в наших жилах течет кровь древних азиатских архантропов! Семь участков ДНК свидетельствуют о втором исходе из Африки около 0,65 млн лет назад (ашельская экспансия). Представители этой волны - тоже наши прямые предки. Наконец, еще пять участков ДНК (в том числе мтДНК и Y-хромосома) подтверждают третий исход из Африки около 100 тыс. лет назад.

Более того, данные Темплтона показывают, что обмен генами между евразийскими и африканскими популяциями наших предков практически никогда не прекращался, хоть и был сильно затруднен большими расстояниями. Получается, что древнее человечество вовсе не было совокупностью изолированных популяций (рас, подвидов, видов...) - оно было относительно единым на протяжении двух последних миллионов лет!

Неандертальский вопрос

МтДНК неандертальцев сильно отличается от нашей, а другие участки геном а выделить из ископаемых костей пока не удается. Однако, по мнению Темплтона, это вовсе не доказывает, что наши предки не скрещивались с неандертальцами и что в современных людях нет и толики неандертальской крови. Могла происходить, к примеру, однонаправленная гибридизация (женщины-сапиенсы могли рожать детей от неандертальских мужчин) - в этом случае мтДНК ничего не может нам сказать. Подобные примеры, когда гены одного народа передавались другому только через мужчин, известны из более поздней истории человечества.

На основе своих данных Темплтон рассчитал вероятность того, что теор ия полного вытеснения сапиенсами всех древних жителей Евразии все-таки верна. Вероятность оказалась равной 10 –17 . Меньше не бывает. Исследователь считает, что эта теор ия им не просто опровергнута - она уничтожена.

Осталось подождать контраргументов противной стороны.

Рассматривая развитие цивилизации, нельзя обойти такую тему, как происхождение человечества и его ранняя история. И, собственно, тут у нас есть два варианта. Первый - принимать ту версию, которую предлагает нам "официальная" наука, второй - записаться в ряды "альтернативщиков", сторонников альтернативной истории. Какой же вариант более верен и почему вообще нужно сомневаться в официальной версии?

Подробное рассмотрение ситуации в современной науке выходит за рамки этой части, это будет сделано позже. Тем не менее, можно совершенно чётко сказать, что те, кто занимаются наукой в своём большинстве, по сути, не более разумны, чем обыватели. Предлагаемая наукой кратина мира является не рациональной, а лишь рационализированной. Значительная часть тех методов, которые считаются научными, на самом деле иррациональны и нелогичны. Из основных иррациональностей современной западной науки (а вся она, по сути, построена на западной традиции), выделим 2 проблемы, имеющие особое значение для данной темы. Во-первых, зачастую, и даже как правило, за официальную, "достоверную" научную теорию принимается правдоподобная гипотеза, в пользу которой по сравнению с альтернативными версиями нет явных и строгих доказательств. Более того, даже если есть факты, свидетельства, противоречащие этой официальной гипотезе, они отбрасываются, замалчиваются, без всяких на то причин объявляются ошибками, фальсификациями и просто бредом. Во-вторых, при доведении "официальной" позиции науки до широких масс производится просто чудовищное редуцирование и упрощение вплоть до искажения той картины, которая есть у специалистов, работающих в данной области. Если специалисты знают об альтернативных версиях и трактовках тех или иных находок, знают о спорах вокруг них и доводах, приводящихся той или другой стороной, знают о неудобных фактах и т. п., то в популярных изложениях все эти особенности исчезают и спорная гипотеза, выдвинутая, например, на первый план авторитетом какого-то учёного, приобретает вид неоспоримо доказанной истины. В истории и археологии эти 2 проблемы проявляются очень сильно, а то, что очень сильное влияние на историю всегда оказывала политика и идеология, даёт достаточные основания для того, чтобы считать официальную версию истории, особенно древней, недостаточно достоверной. Да и не секрет, что западная историческая наука уже пережила массу "проколов" - например, в 19 в. многие историки считали сказками описанные в античных источниках Трою и Вавилон (пока не были раскопаны их руины), а теории происхождения человека в первой половине 20 в. строились во многом на находке черепа т. н. "пилтдаунского человека", впоследствии оказавшегося подделкой.

Конечно, в трудах многочисленных "альтернативных" историков проблем ещё больше. Более 90% их теорий - полная чушь, хотя они и могут поначалу произвести какое-то впечатление на неподготовленного читателя. Зачастую "альтернативщики" действуют куда более бредовыми методами, чем учёные - выдирают отдельные фрагменты из мифов, и произвольно интерпретируя их, выдают их за достоверные факты, притягивают за уши какие-то второстепенные искусственные доводы, напрочь игнорируя всё, что их версии противоречит и т. п. Есть и те, кто генерирует откровенный бред ради пиара. Почитав такие альтернативные горе-теории, вы узнаете и о том, что недавно на Земле была ядерная война, выбросившая в космос 7/8 атмосферы, и о том, что вся мировая история до 18 века сфальсифицирована, и о том, люди каменного века разговаривали и писали на современном русском языке. Однако есть и более адекватные "альтернативщики", уделяющие внимание довольно подробному изучению фактов и предоставляющие наглядные и достаточно убедительные доказательства в пользу ошибочности официальных теорий. Например, заслуживают внимания отчёты об экспедициях, организованных "лабораторией альтернативной истории ".

Так или иначе, для того, чтобы составить хоть отчасти претендующую на достоверность картину древней истории человечества, необходимо достаточно тщательное изучение и сопоставление фактов, свидетельств, глубокая проверка обоснованности тех или иных выводов и теорий.

Какова официальная версия происхождения человека и возникновения цивилизации? Предки человека - древние гоминиды жили в Африке. 6-7 млн. лет назад ветвь, ведущая к человеку, отделилась от ветви, ведущей к ближайшим современным "родственникам" Homo Sapiens - человекообразным обезьянам. Началась постепенная эволюция ко всё более развитым видам человека, при этом иногда от главной ветви отщеплялись тупиковые виды человека, впоследствии вымершие. В результате сокращения лесов и наступления саванны древние предки человека (дриопитеки) слезли с деревьев, освоили прямохождение, начали использовать примитивные орудия труда. Затем они научились использовать огонь, появилась речь, примитивные формы культуры. Современный вид - Homo Sapiens, согласно современным представлениям, появился в Африке примерно 100-200 тыс. лет назад. Долгое время наши предки жили охотой и собирательством, за это долгое время они из Африки расселились практически по всему миру, где, после окончания 10-12 тыс. лет назад последнего ледникового периода (сама интерпретация которого современной наукой также является спорной) в некоторых благоприятных для этого очагах (Египет, Междуречье, Индия и Китай, Мексика и Перу) перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, а затем в тех же очагах примерно 5-6 тыс. лет назад (3-4 тыс. лет днэ) возникли первые цивилизации.

А теперь рассмотрим спорные вопросы и проблемы этой официальной версии и доводы, говорящие в пользу другой версии.

1) Странность в происхождении человека.

Эволюционная версия выглядит довольно логичной. Несмотря на некоторую путаницу в определениях видов древних людей, современные антропологи готовы нарисовать примерную схему эволюции человека от ранних предков к современному виду:

Наиболее интересным является последний переход - от гейдельбергского человека к современному Homo Sapiens. На основании археологических данных оказалось затруднительно установить примерные обстоятельства, место и время подобного перехода. Долгое время соперничали 2 теории - теория происхождения Homo Sapiens в одном месте и последующего его расселения по всей планете (с вытеснением других видов древних людей, расселившихся ранее) и теория мультирегионального происхождения, согласно которой процесс "сапиентации", т. е. превращения архаичных форм в человека разумного произошёл независимо в разных регионах. Весомое слово в этом споре в пользу теории происхождения из одного центра сказали исследования ДНК современных людей. Из них следует, что, во-первых, генетическое разнообразие современных людей (несмотря на наличие разных рас) крайне мало и значительно уступает генетическому разнообразию среди конкретных видов тех же обезьян, несмотря на то, что численность популяции человека намного больше. А во-вторых, они приводят к выводу о существовании для всех людей на планете единственного общего предка по материнской линии (т. н. "митохондриальной Евы") и о том, что все современные Homo Sapiens произошли от очень и очень малой изначальной популяции людей, живших примерно 100-200 тыс. лет назад. Современная наука объясняет это "эффектом бутылочного горлышка" - некогда предки современных людей в результате какого-то природного катаклизма, эпидемии и т. п. почти вымерли, за исключением всего нескольких десятков человек, и от этих немногих выживших произошло всё современное человечество. Само по себе данное обстоятельство выглядит несколько странным, но помимо этого, оно даёт аргументы в руки сторонников альтернативной версии происхождения человека, а именно - в эволюцию нашего вида вмешались и сделали тот самый ключевой, заключительный шаг в переходе от не слишком разумного существа к настоящему человеку некие внешние силы, например, инопланетная цивилизация.

2) Мифология.

Комментируя мифы, учёные любят объяснять их содержание пустой фантазией. Конечно, вряд ли стоит призывать принимать всё описываемое в них за достоверные факты. Многие мифы очевидно "сказочны" и нереалистичны по своему содержанию. Понятно, что, например, волшебная корова, исполняющая желания, или река, превращающаяся в девушку, в "Махабхарате" - однозначно сказочные элементы и глупо пытаться эту сказку читать буквально. Тем не менее, если мыслить логически, даже описываемое в мифах откуда-то берётся. А если в мифах разных народов пусть разными словами, но говорится о похожих событиях, если там присутствуют специфические элементы, это должно наводить исследователей на определённые мысли. Списывать абсолютно всё на фантазию ненаучно.

А мифы говорят не в пользу официальной версии. Мифы народов мира не говорят о том, что люди произошли от не слишком разумных предков и самостоятельно овладели теми или иными достижениями. Напротив, все как один мифы народов мира говорят о том, что человек сотворён некими богами, а также о том, что именно боги научили его основным технологиям древности, принесли в дар культурные растения и научили их выращивать. А ещё мифы рассказывают о том, какими чудесными способностями обладали боги и те люди, которым они часть своего могущества иногда передавали. И если в одних мифах об этом рассказывается иносказательно и с примешиванием большой доли сказочных элементов, то в других - достаточно конкретно и недвусмысленно. Например, не имеют никакого логического объяснения в рамках официальной версии мифы африканского племени догонов, в которых рассказывается о прилёте на Землю богов в далёком прошлом. При этом в пользу правдоподобности мифа говорят присутствующие в нём сведения астрономического характера, которые совпадают с последними открытиями современных астрономов и уж точно никак не могли быть самостоятельно открыты первобытным племенем. Полны описаниями богов и их деяний древнеиндийские мифы, при этом в них столько упоминаний о "виманах" - летающих аппаратах и они описаны настолько подробно, что очень сложно списать это на простую фантазию. В "Истории Египта" Манефона, которая считается одним из наиболее ценных источников по истории Древнего Египта, правителям-фараонам, согласно утверждению автора, предшествует длительный период правления богов и полубогов, причём это период продолжался 12 тыс. лет. Однако признавая реальность описанных в этом труде фараонов, предшествующий период современные историки считают простой выдумкой.

3) Строения и артефакты прошлого.

Материальные свидетельства присутствия на Земле тех, кто обладал высокими технологиями, превышающими возможности современной цивилизации, на виду. Простое знакомство с египетскими пирамидами, например, приводит к однозначному выводу, что их постройка лежала далеко за пределами возможностей цивилизации бронзового века. Ни масштабы строительства, ни огромные размеры каменных блоков, ни удивительное качество их обработки никоим образом не согласуются с официальной версией. Более того, попытка построить при помощи древних технологий (которые, как считается, применялись при строительстве пирамиды) небольшую пирамиду, подобную пирамиде Хеопса, предпринятая в 1978 г. японскими исследователями, закончилась неудачей.

Часть пирамиды Джосера, наглядно показывающая разницу в технологии - видимо, использовав древние блоки в основании пирамиды, достраивали её древние египтяне самостоятельно

Баальбек - даже сегодня никто бы не смог строить здания из таких блоков

И таких "невозможных" сооружений в разных частях мира ещё много: пирамиды в Мексике, крепости в Перу, храм в Баальбеке и т. д. и т. п. Более того, не вписывающиеся в официальную версию истории, но при этом совершенно достоверные артефакты и памятники древности (что, впрочем, не мешает официальной науке всё равно пытаться их отрицать и объявлять подделками) совсем не исчерпываются огромными постройками. Среди них, например, камни Ики, фигурки Акамбаро, карта Пири Рейса, саккарская коллекция и пр.

Подробное рассмотрение теории палеоконтакта и реконструкция действительных событий древней истории человечества выходит за рамки данной концепции. Тем не менее, сегодня накоплено уже достаточно фактов, ставящих под сомнение официальную версию. Вероятно, непосредственное вмешательство внеземных цивилизаций в развитие человечества действительно имело место, и "запуск" человеческой цивилизации, а возможно, и само появление вида Homo Sapiens является результатом данного вмешательства. Тем не менее, примерно 5-6 тыс. лет назад или раньше внеземные цивилизации прекратили прямое вмешательство и предоставили человечеству возможность развиваться самостоятельно.

Материалы для дополнительного ознакомления: