«Татьяна — милый идеал…» (А.Пушкин «Евгений Онегин»). Сочинение на тему: Татьяна - милый идеал поэта (по роману А.С

В романе «Евгений Онегин» Пушкин особо выделяет из все представительниц дворянского общества лишь одну – Татьяну. Татьяна, по своему развитию, на много выше своих сверстниц. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны, до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна - это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: “И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас» Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять “ветошь маскарада” на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщин ее круга, она ненавидит волнения. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам высшего света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность - основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, “где воспитанием немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье;
Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою.

Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: “Ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой”. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно понаблюдать за людьми типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм.

Примечание:

Вот как впервые появляется героиня на страницах романа:

Итак, она звалась Татьяной,
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

В Татьяне Лариной пленяет совсем другое: задумчивость, мечтательность, любовь к природе, искренность, цельность натуры.

От небес озарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...

Татьяна безусловно является лирической героиней. Она, начитавшись французский романов, представляет Онегина одним из героев таких романов и наделяет его теми же качествами, но мы знаем, что Татьяна глубоко ошибается – Онегин не является героем романов.

А.Н. Островский (Гроза)

Две строфы второй главы романа А.С. Пушкина «Евгеций Онегин» посвящены невесте Ленского, Ольге. Портрет ее настолько ясен, что я не буду на нем останавливаться. В этой же главе автор знакомит нас с Татьяной, и с первых стихов, посвященных ей, мы чувствуем, что речь пойдет о персонаже замечательном, не менее важном, чем герой, именем которого назван роман:

Ее сестра звалась Татьяна...

Впервые именем таким

Страницы нежного романа

Мы своевольно осветим.

Поэт размышляет о выборе имени героини: имя это звучит простонародно:

... с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей.

Когда Пушкин только говорит о героине, перед читателем возникает поэтический образ провинциальной девушки с весьма разнообразными чертами: «Дика, печальна, молчалива... Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Она не играла с подругами сестры, «ей скучен был их звонкий смех И шум их ветреных утех».

Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга. Однако воздействие среды - явление сложное. Мы видим, что Онегин общается с лучшими людьми того времени (дружит с Кавериным, Чаадаевым, Пушкиным), а потом приходит и к отрицанию той «большой» среды, в которой живет. Так и Татьяна воспринимает семейное окружение и общество поместных дворян как нечто чуждое. Вспомним слова из ее письма к Онегину:

Никто меня не понимает...

На формирование ее характера и взглядов большое влияние оказали сказки няни, родная природа, интерес к книгам. Она зачитывается романами Ричардсона и Руссо, которые воспитывали в ней мечтательное воображение, чувствительность, но вместе с тем и высокие моральные принципы.

Рисуя образ Татьяны, Пушкин все больше и больше раскрывает национальное народное влияние на ее характер - это влияние природы, деревни (а не только усадьбы), русского фольклора. Онегин умен, интересен, не похож на других знакомых в скучном, бессодержательном кругу соседей. Татьяна наделена «воображением мятежным... И сердцем пламенным и нежным». Мечтательность, стремление к идеалу, созданному ею по образу благородных героев прочитанных романов, помогли вспыхнуть любви к новому знакомому.

Татьяна вновь обращается к книгам, ведь ей некому поверить свою тайну, не с кем поговорить. В романах она ищет объяснения и совета, -и воображение ее создает свой образ Онегина...

За первой встречей следует письмо Татьяны. Этот эпизод принадлежит к самым блестящим страницам романа. Простой и поэтический пейзаж начинает сцену письма:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

Письмо Татьяны проникнуто сильным и искренним чувством. Письмо просто и поэтично, в нем слышатся едва сдерживаемое волнение, трепет, оно полно веры в благородство Онегина. Герой предстает в ореоле, созданном воображением Татьяны. Сцена письма заканчивается, как и начинается, пейзажем:

Но вот уж лунного луча

Сиянье гаснет. Там долина,

Сквозь пар яснеет. Там поток

Засеребрился, там рожок

Пастуший будит селянина

Вот утро...

Онегин же не чувствует себя способным ответить на любовь, так доверчиво ему открытую. В речи его есть грусть. Ему жаль Татьяну, но жаль и себя:

Мечтам и годам нет возврата,

Не обновлю души моей...

Какая-то «преждевременная старость души» присуща этому еще молодому человеку. А Татьяна?

Что было следствием свиданья?

Увы, нетрудно угадать!

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души...

Мне грустно и жаль Татьяну, потому что ее образ очень нравится мне. Татьяна продолжала в одиночестве томиться и тосковать, не переставая любить Онегина и думать о нем. Она отважилась даже на посещение усадьбы Онегина. В его библиотеке перебирает она груду книг, находит на страницах пометки - следы внимательного чтения их Онегиным. Она погружается в чтение книг и задумывается о том, что же собой представляет Евгений. После долгих размышлений она пришла к мысли, что Онегин не тот, какого она создала в своем воображении.

Прошло три года. Татьяна вышла замуж и уехала в Петербург. Татьяна стала княгиней, но есть в ней черты, напоминающие о прежней Татьяне: «Все тихо, просто было в ней...» Да, перед нами прежняя Татьяна, но уже умудренная опытом жизни.

Татьяна на последнем свидании с Онегиным отвергает его не потому, что не любит, а потому, что она не может изменить самой себе, своим взглядам на жизнь, своим нравственным принципам:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить...

Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был эгоистом, хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в ее жизнь того, о чем она мечтала.

В истории русской литературы важная роль Пушкина состоит в том, что он первый дал художественные образцы поэтического воспроизведения русской действительности, находя в ней богатый и разнообразный материал.

Пушкин явил миру роман «Евгений Онегин». Ни в одном произведении до Пушкина русская жизнь не была представлена столь полномасштабно, как в романе «Евгений Онегин».

План к сочинению «Татьяны милый идеал»

I. Вступление
Роман «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в стихах о русской жизни

II. Татьяна Ларина – лучший образ романа
1. Воспитание, образование Татьяны
2. Черты характера
3. Любовь к Онегину
4. Почему Татьяна — «милый идеал» поэта?
5. Моё отношение к Татьяне

III. Заключение
Обобщающие положения, выводы

Сочинение «Татьяны милый идеал»
В истории русской литературы важная роль Пушкина состоит в том, что он первый дал художественные образцы поэтического воспроизведения русской действительности, находя в ней богатый и разнообразный материал.

Пушкин явил миру роман «Евгений Онегин». Ни в одном произведении до Пушкина русская жизнь не была представлена столь полномасштабно, как в романе «Евгений Онегин». Автор показал нам высший свет, крестьянскую деревню, быт и нравы своих современников. В романе он соприкоснулся с судьбами молодых людей эпохи декабризма, он показал взаимоотношения мужчины и женщины, общества и индивида. На всё он откликнулся, как звучное эхо.

Пушкин написал роман в стихах – и в этом его большая заслуга. В прозе написать о жизни проще. Пушкин же замахнулся на создание произведения, «в котором отразился век и современный человек» — в стихах, что гораздо сложнее.

При чтении любого романа зачастую делается акцент на женские образы. В романе «Евгений Онегин» наиболее полно, цельно, с любовью выписан образ Татьяны Лариной.

Знакомство с семнадцатилетней провинциальной барышней Татьяной, дочерью помещиков Лариных, происходит во второй главе романа. Мы сразу же замечаем, насколько тепло автор отзывается о Татьяне. Он рассказывает о ней милым и простым языком.

Какая она Татьяна? Задумчивая, молчаливая, спокойная, мечтательная, радующаяся картинкам природы:

«Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…»

Родители воспитанием Татьяны не занимались. Мать девушки – простодушная помещица Ларина. В ней много наивного и грубого, но злобы нет. Отец Татьяны – не глуп, но и не совсем умен. Он сам «не читая никогда» ровно ничего, не заботился и о том, «какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой».

Надо сказать, что Татьяне «рано нравились романы, они ей заменяли всё». Одним из излюбленных авторов Татьяны был английский писатель Ричардсон, родоначальник «чувствительной» литературы. Настоящая жизнь в его романах была представлена крайне однобоко. Либо идеал – привлекательный характер добродетельного человека, либо, в пику ему — мрачный злодей. И тот и другой образы далеки от реалий жизни. При чтении романов подобного рода у Татьяны сформировался некий стереотип — жизненный идеал, совершенно не похожий на типаж реальной действительности. Татьяна, видя, что её представления (почерпнутые в книгах), не совпадают с реальной жизнью, замыкается в себе, отворачивается от действительности. В дальнейшем за свой идеал Татьяна принимает Онегина. Именно он показался ей совершеннее, умнее, добрее других.

Но пока Татьяна с Онегиным не знакома, а мы вернёмся к вопросам её воспитания. Няня Татьяны (вот чья душа была истинно хорошей) — добрая и простая. К образу няни Филипьевны автор обращается в третьей и в финальной, восьмой главе. Именно няня для Татьяны – родная душа. Хотя она – не её сословия, обычная крепостная крестьянка. Образ няни — настоящий, он наделён народной житейской мудростью.

Вообще мотивы всего настоящего, русского привносятся в роман именно с образом Татьяны. В отображении характера Татьяны Пушкин впервые художественно применил принцип всестороннего реалистического обобщения.

Черты народности, свойственные типажу Татьяны, донесены до нас не только посредством прямых описаний и оценок, но и с помощью специальных задумок автора, для чего введены создающие особое настроение пейзажные зарисовки, своеобразные мотивы. Всё это располагает к более правильному восприятию образа Татьяны, приближенному ко всему родному, к национальным корням.

Умела Татьяна любить. И уж если такая целостная натура, как Татьяна полюбит, то всей душой. Её любовь — Евгений Онегин, человек серьёзный и умный. Но, к сожалению, не обладающий достаточной силой воли, чтобы решительно покончить с прежней жизнью (пустой и бесцельной), и твёрдо взяться за свою нравственную переработку. И не на словах, а на деле показать себя стоящим человеком.

Почему Татьяна обратила внимание на Онегина? Дело в том, что она сразу же заметила его превосходство над людьми того круга, в котором она вращалась. Для молодой, не искушенной в любовных завязках и развязках провинциальной девушки, этого оказалось достаточно, чтобы разглядеть в Онегине человека, похожего на героев романов Ричардсона. Такой герой подсознательно давно уже завоевал её сердце.

Татьяна пишет Онегину письмо, в котором признаётся в своих чувствах. Это письмо «свело с ума всех русских читателей». Но только не Онегина. Он не впечатлился. Он даже и представить не мог, чтобы найти в себе ответные чувства к наивной, провинциальной барышне. Он отверг любовь Татьяны.

Онегин исчез на время из её жизни.

Но, как это часто бывает, ситуации в жизни повторяются, только с точностью до наоборот. Проходит время, и вот уже Татьяна – жена старого бравого генерала. Онегин встречается с ней и поражается произошедшим в ней переменам. Да, Татьяну не узнать. Ей кланяются ниже, ловят взор её очей, проходят мимо тише. Онегин видит, что ей поклоняется свет. Он влюбляется в неё.

Когда-то Онегин преподал ей урок на тему любви, теперь пришла очередь Татьяны дать ему ответный урок.

«Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Ни с чем остался Онегин. Многосложна его судьба, как, впрочем, и судьба Татьяны. Лучшие умы романа, лучшие люди своего времени Татьяна и Онегин – не обретают счастья.

«А счастье было так возможно,
Так близко…»

Для Татьяны счастье, построенное на несчастии других, неприемлемо. Её понятия о чести не дают ей права переступить сомнительную черту.

Какие бы события не происходили с Татьяной в романе, ничто не ломает её духовного склада, её внутреннего мира. Она имеет прочный внутренний стержень, что выделяет её среди других героев романа. Она – «милый идеал» поэта от начала и до конца романа.

В романе идеал человека воплощён автором в женщине, в «русской душой» Татьяне. Почему именно в ней? Потому что именно она оказалось ответственнее и мудрее, взрослее и серьёзнее, чем другие персонажи романа. Она способна сохранить верность своему чувству, искреннему и чистому, не поддаться искушению. У Татьяны близкие народу представления о жизни. Ей свойственны реалистическая трезвость, высокие моральные устои. Такое понимание жизни по нраву Пушкину. Они соответствуют его представлению об идеале.

Кроме того, Татьяна – женщина. А женщина для поэта, как впрочем, и для любой великой творческой личности – это непостижимое счастье, это таинственная, чудная загадка. Это недосягаемый идеал. Создание и раскрытие образа Татьяны стало ключевым на творческом пути поэта.

Чем привлекает меня образ Татьяны? Меня привлекает духовная чистота, простота, скромность героини. Мне импонирует её правильное, уходящее в народное миропонимание, представление о нравственности, морали, долге, чести. Я так же, как и она, люблю встречать восход солнца, читать книги.

Заключение

Правильное отношение к русской действительности Пушкин воплотил во многих своих произведениях. Но ни в одном из них он не показал так полновесно свою эпоху, своих современников. Люди зачастую находятся в поисках идеалов. И великие поэты тоже. Для Пушкина «милым идеалом» стала Татьяна Ларина. Ей отдана любовь поэта от начала и до конца произведения.

В романе «Евгений Онегин» проявилась пушкинская полнота духа как способность вмещать и выражать все многообразие жизни. «Пушкин в «Евгении Онегине» исторически подошел к менявшейся на его глазах современности и к своему собственному сознанию»158, - справедливо указывает И.М. Семенко. В современном европейском и русском литературоведении, исследующем сложнейшие проблемы Автора и Читателя, Автора и его «картины мира», Автора и Героя, пушкинский роман становится буквально кладезем аргументации в спорах по этим вопросам.
В 60-70-х гг. ХХ в. имел место спор об образе автора – одной из основных категорий теоретико-литературной мысли (идею автора как центра художественного произведения отрицал, например, Р. Барт (программная статья «Смерть автора»), настаивая на мысли, что «письмо есть изначально обезличенная деятельность»159). Однако ведущие российские литературоведы (С. Бочаров, В. Кожинов), развивая идеи В. Виноградова160 и М.М. Бахтина161, заговорили о проблеме автора как основополагающей в науке о литературе. В настоящее время центральная позиция автора в мире художественного произведения не вызывает сомнений: ведь автор берет на себя функции обеспечения «внутренней цельности и целостности» произведения, «вступая в различные взаимоотношения с героями»162. И автор, и читатель, а также непосредственные действующие лица повествования - постоянные, активные характеры в романе "Евгений Онегин". Их взгляды на мир по-разному переплетаются, а изменение во взглядах автора вызывает уже упомянутые «противоречия» между отдельными частями романа, усиливая его жизненность. «Евгений Онегин» характеризуется «размыванием границы между действительностью, изображаемой в произведении, и реальностью, в которой существуют живой создатель художественного текста (биографический автор) и его читатели»163, и авторское «я» настраивает читателя на доверительный разговор-исповедь. Действительно, «авторская творческая активность направлена на воплощение «мечты о своем читателе». Потому в художественной структуре произведения – наряду и в соответствии с «образом автора» - происходит выделение его коммуникативной пары: «образ читателя», воображаемый читатель (адресат)»164. Говоря о лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин», мы в общих чертах уже касались проблемы читателя как собеседника автора, причем собеседника как бы вне зависимости от «временного статуса» читателя. Если же говорить о «близком автору «читателе», понимающем собеседнике-современнике»165, то это предполагает постоянное возвращение к воспоминаниям, обусловленным общим для «читателя-современника» и для автора социально-историческим прошлым (отсюда, кстати, и необходимость комментирования романа, возникшая уже в конце XIX в., когда многие реалии пушкинской эпохи стали историей), возвращение к ранее прочитанным частям текста («смотрите первую тетрадь» (V, 116)) и различным сюжетным моментам («Онегин (вновь займуся им)…» (V, 170)). Обращаясь к читателю, автор оценивает определенные жизненные явления, выражая при этом свой философский взгляд на мир, что неизменно связано с духовным самораскрытием автора.
Современное литературоведение осваивает категорию автора как одну из масштабных и всеобъемлющих: без нее невозможно полноценное исследование художественного произведения. Проблему автора в разное время рассматривали такие замечательные исследователи, как Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, Л.Я. Гинзбург. В их трудах находит отражение мысль о «протеизме» Пушкина, высказанная еще В.Г. Белинским и Н.В. Гоголем и связанная с проблемой выражения авторской личности. «В своем развитии творчество Пушкина вместило разные воплощения авторского я»166, - справедливо писала Л.Я. Гинзбург, указывая также на то, что при этом конкретность «авторского образа» «…из плана биографического, фактического отчасти переключилась в план философский и психологический»167. Б.М. Эйхенбаум, говоря о философском взгляде Пушкина на мир, верно замечал, что поэт в своем творческом акте «поднимается» над жизнью, «чтобы в самой текучести и изменчивости видно было нечто постоянное, вечное»168.
Мы задаемся вопросом - можно ли и нужно ли отождествлять автора («я») в «Евгении Онегине» с Пушкиным – автором «Евгения Онегина»? Думается, что нет: перед читателем не реальный поэт, а его романный образ, художественный двойник: «автор» имеет лишь опосредованное отношение к реально-биографической личности автора-писателя»169. Г.А. Гуковский очень точно охарактеризовал проявление личности автора в романе «Евгений Онегин»: «Автор неотступно присутствует при всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Он присутствует не только как автор, литературно существующий во всяком романе, а именно как персонаж, свидетель, отчасти даже участник событий и историограф всего происходящего»170.
В.С. Непомнящий, обращая внимание на структуру текста и ее связь с образом автора, справедливо пишет, что сюжет героев внутри романа предназначен для того, чтобы «развернуть духовную жизнь автора в общечелове­ческий план. А то, что на­зывается отступлениями, представляет собой опорные точки авторской темы, которые не дают «материалу», то есть сюжету героев, стать самостоятельным повествова­нием»171. Пушкин в самом деле создал для автора-повествователя особые условия, формирующие всю лирическую стихию романа, которая определяется личностью автора, его миропониманием, его мироощущением. Таким образом, в романе «Евгений Онегин» перед нами предстает своеобразная поэтическая биография Пушкина, отражение «души в заветной лире» (как сказал поэт в своем программном стихотворении «Памятник» (1836)). Поэт помещает себя в центр вымышленного романного мира, в систему отношений с персонажами, созданными его воображением, переживая вместе с ними любовь и разлуку, радость и печаль, вдохновение и хандру. В.Г. Одиноков справедливо отмечал, что «романная судьба героев… не может не влиять на функционирование биографической канвы повествователя, который теперь сам выступает как персонаж»172. Также и В.С. Непомнящий, говоря о неразделимости вымышленных героев и образа автора, пишет, что «в каждом из них – часть авторского опыта и авторской души»173.
Разумеется, «понимание образа автора невозможно без проникновения в диалогические отношения автора и героев»174. Наиболее интересным для рассмотрения нам представляется соотношение образов автора и заглавного героя. Сопоставляя себя с героями, размышляя о них и о себе, автор находится в постоянных поисках идеала. В связи с этим мы считаем уместным говорить об авторском идеале, выраженном в романе «Евгений Онегин».
В образе Евгения Онегина с наибольшей силой проявляются отличительные черты молодого человека начала XIX века, который в связи с этим особенно близок поэту. Мы действительно замечаем сходство между автором и героем: недаром автор с самого начала рекомендует Онегина: «добрый мой приятель». Поэт делает героя человеком одного круга с собой, Онегин не только не антипод по отношению к автору, но его единомышленник. Хотя ему и присущи «неподражательная странность//И резкий охлажденный ум», он, как и автор, «условий света свергнул бремя» (V, 28). Автор подружился с ним, сказано далее, «как он, отстав от суеты», «именно тогда, - справедливо указывает В.С. Непомнящий, - когда Евгению такая жизнь опротивела, когда «ему наскучил света шум»175. Правда, из столкновения с «суетой» автор не вынес хандру, как Онегин, но тоже вышел с огромными душевными потерями: «Увы, на разные забавы//Я много жизни погубил!» (V, 22) По верному наблюдению Г.Г. Красухина, «отстав от суеты», автор сполна оценивает ее губительную силу», сознавая «бездуховность той среды, в которую ему приходилось погружаться»176.
О сходстве своего и онегинского характеров автор пишет:
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.
(V, 28)

Однако в дальнейшем мы встречаем свидетельство более критичного отношения автора к герою с его «язвительным спором», шуткой «с желчью пополам» и «злостью мрачных эпиграмм» (V, 29). Ведь автор здесь же, в первой главе, замечая «разность» между собой и героем, стремится обозначить ее еще и для того, чтобы отделить свое мировоззрение от «чайльд-гарольдства» Онегина. Это доказательство того, как далеко ушел Пушкин от Байрона, поэта «гордости», для которого оказалось «невозможно//Писать поэмы о другом,//Как только о себе самом» (V, 33-34). В этих шутливых по тону строках по существу содержится отчетливо сформулированная декларация принципиально нового творческого пути, на который Пушкин становится уже в 1823 г. и который делается основным в его творчестве. Нам представляется интересной мысль В.Г. Одинокова, который писал: «Пушкину, чтобы написать роман, нужно было быть Онегиным и перестать им быть»177. Как характерную черту облика заглавного героя исследователь отмечает то, что «Онегин лишен поэтического дара»178. Добавим, что мотив отсутствия «поэтического дара» - один из главных при сопоставлении автора и его героя, и он не случайно повторяется:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
(V, 12)

Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…
(V, 27)

Испытав силу любовной страсти, Онегин «…чуть с ума не своротил//Или не сделался поэтом.//Признаться: то-то б одолжил!» (V, 184). Здесь звучит явная авторская ирония; заметим также, что в этой же строфе автор называет Онегина своим «бестолковым учеником», который «стихов российских механизма…не постиг» (V, 184-185). Поэтому вполне закономерно, что Онегин, «томясь душевной пустотой» (V, 28), не попал «в цех задорный» поэтов, к которым принадлежит и сам автор.
«Душевная пустота» - вот та основная черта, что отличает героя от автора с его многоаспектным духовным миром. И, благодаря уже упомянутому совмещению в этом духовном мире различных наследий, благоговейно сохраняемой памяти о прошлом, постоянному обращению к нравственным ценностям, мы можем говорить о внутренней свободе автора. Концепт внутренней свободы подробно рассмотрен Д.С. Лихачевым, которому принадлежит весьма интересное наблюдение: «Пушкин – несомненный интеллигент»179. Почему? Потому, что «русской интеллигенции присуща «тайная» свобода, о которой писали и Пушкин, и Блок»180 (курсив наш. – В.К.). Эта свобода указывает человеку настоящую дорогу, она открывает ему «свет истины» (В.С. Непомнящий). Онегина же нельзя назвать нравственно свободной личностью. Первопричины его несвободы – искаженная картина мира, воспитание, породившее ложную систему мнимых ценностей, зависимость от общественного мнения, неподготовленность к духовному «самостоянью», нравственному и духовному пересозданию своей личности в соответствии с идеалом. Онегина после убийства друга мучит совесть (эта истина в человеческой душе!), и он бежит из тех мест, «где окровавленная тень//Ему являлась каждый день» (V, 171), пытаясь отдалить неотвратимый час нравственного суда над собой. По верному определению Ю.С. Степанова, «духовное странничество… связано с передвижением в мире материальном»181. Значит, не случайно Онегиным «овладело беспокойство,//Охота к перемене мест» (V, 171).
Россия для Онегина началась с Новгорода Великого, куда его манят «тени великанов» (Рюрика, Ярослава, Иоанна), и В.А. Кошелев очень точно указывает на то, что город «воспринимается как своеобразный затонувший «Китеж-град», обиталище «теней». Именно это «обиталище» становится в конечном итоге общественно-историческим символом онегинской «тоски»182. Изображая Москву, куда затем едет герой, автор ищет наиболее точного образа русской древней столицы, отталкиваясь от собственных впечатлений (по словам В.А. Кошелева, Пушкин понемногу «стал ощущать сплетни и недоверие, которые стали заслонять московское «хлебосольство»183). В Нижнем Новгороде, «в отчизне Минина» Онегин замечает «меркантильный дух» (V, 200), ложь, суету, от которой не так давно «отстал»… Образ Руси оказывается безрадостным. И именно поэтому тоска Онегина усиливается. Он едет на Кавказ, затем в Крым… И дальнейшее повествование в главе о странствии героя приобретает лирический характер: автор пользуется случаем рассказать о перемене своих поэтических устремлений: «Иные нужны мне картины://Люблю песчаный косогор,//Перед избушкой две рябины,//Калитку, сломанный забор…» (V, 203)
В этом смысле путешествие сближает автора и его героя: оба в движении, в поисках настоящего. По тонкому наблюдению В.А. Кошелева, «взгляд героя становится более созерцательным, более эпичным; воззрения автора – более объемными… он переживает резкий поворот к новым «картинам», новым темам и мотивам, к иным оценкам поведения героев своего романа, к новому типу восприятия и философского осмысления жизни»184. А герой пока не может обрести себя, и его путь может оказаться без «исхода» (Ф.М. Достоевский). Кроме того, со странничеством Онегина можно ассоциировать «мотив отрыва от родной почвы»185, тогда как автор никогда не терял с ней связи. В пределах современной России для Онегина места нет.
Интересно замечание Г.Г. Красухина, который считает, что «Отрывки из путешествия Онегина» объясняют «сущность… душевного состояния Онегина, обозначающего кризис его душевной болезни, после которого дело обычно движется к выздоровлению»186. Заметим, что онегинские «сплин», «хандра», «скука» превращаются в «тоску». Автор настойчиво стремится обратить внимание на этот факт: слово «тоска» рефреном звучит в «Отрывках…». Тоска поселяется в душе героя, когда он находится в поисках чего-то вечного, незыблемого, стремится испытать чувство внутренней свободы, но не находит его в странствиях. Нужно отметить, что понятие «тоска» неизмеримо глубже понятия «скука». Выдающийся русский мыслитель Н.А. Бердяев писал, что «скука говорит о пустоте и пошлости… В тоске есть надежда, в скуке – безнадежность. <…> Возникновение тоски есть уже спасение»187. На этом основании, включаясь в давний спор русской критики и науки, мы вправе сделать вывод о том, что автор оставляет своего героя с надеждой на духовное возрождение - и в этом сокращает «разность» между Онегиным и собой. Ведь он, как и его герой, как любой человек, стремился достигнуть той истины, того идеала, который, согласно высказыванию В.С. Непомнящего, - «не отдаленная мечта, а то, что есть в каждом чело­веке, <…> что… свидетельствует о высоком человеческом предназначении»188. И в этом заключен один из вечных парадоксов человеческой жизни – невозможность достижения идеала, изначально заложенного в самом существе человека.
Автор в «Евгении Онегине» предстает перед нами как универсальный образ в его сложных отношениях с вымышленным и реальным миром: ведь он находится в постоянном диалоге с героями и читателем. Перед нами возникает созданная поэтическим воображением Пушкина «картина мира» (В.С. Непомнящий), «образ мира» (Ю.М. Лотман). Свобода творческой личности, как писал еще Гегель, состоит во «внимании к многообразному бытию»189. С этим утверждением перекликается высказывание современного исследователя И.В. Кондакова, очень верно указавшего на то, что истинная свобода «достигается лишь художником-гением, создающим произведение искусства, которое становится средством преодоления любых ограничений»190. Иначе говоря, произведение, созданное художником, воплощает объективную универсальную картину мира. Пушкин как художник осознает себя в мире и чувствует свое неразрывное единство со Вселенной. Поэтому Пушкин – автор «Евгения Онегина» и творческая личность – сегодня предстает перед нами как феномен русского мира с присущими ему национальными и нравственными особенностями и как субъект русского мира, который этот мир осмысливает и формирует.
Таким образом, современная поэту русская жизнь поворачивается к читателю двуединством богатства объективной картины России и соразмерного ей неисчерпаемого богатства личности творца «Евгения Онегина».

Является роман в стихах «Евгений Онегин». На его создание писатель потратил более семи лет. В результате «Евгений Онегин» стал одним из наиболее значительных произведений русской словесности. Главных героев автор изобразил яркими, запоминающимися и необычайно живыми. Это и молодой повеса Онегин , и романтичный мечтатель Ленский , и легкомысленная Ольга , и погруженная в свой мир Татьяна . Повышенный интерес у критиков вызывали женские образы в этом романе. Как известно, каждый писатель стремился изобразить тот идеал, в котором видел лучшие народные черты. Таким идеалом у Пушкина стала Татьяна.

Она стала эталоном и образцом подражания для множества других женских персонажей в произведениях русских классиков. Главные черты Татьяны - пылкость, искренность, прямодушие, мечтательность. Она всегда задумчива, печальна, полна необъяснимой глубины. В романе она проявила себя, как преданная дочь, сестра, друг и жена. Такое имя для своей героини Пушкин выбрал неслучайно. В первой половине 19-го века оно не было особо популярным и считалось простонародным, даже немного старомодным. Как он сам отмечает: «Впервые именем таким/ страницы нежные романа/ мы своевольно освятим». Он хотел, чтобы она отличалась от жеманных столичных красавиц, поэтому имя Татьяна оказалось самым подходящим для его героини.

Внешность Татьяны довольно заурядна и даже не так красива, как многие могли себе представить. По сравнению со своей младшей сестрой, розовощекой, белокурой красавицей Ольгой, Татьяна не привлекает ни красотой, ни румяной свежестью, но Онегин замечает в ней что-то неординарное, как раз то, что ему нравится в людях. Эта застенчивая барышня-подросток даже дома чувствовала себя лишней и чужой. Она всех сторонилась, проводила много времени за чтением иностранных романов и изучением народных приданий. Описывая Татьяну, нужно отметить, что она безумно любила русскую зиму, катания на санях и святочные гадания. Неслучайно ее именины проходят в этот период года. Она любит ворожить, верит в приметы, гаданья и сбыточные сны.

Сон, увиденный ею в период святок, сбывается со всей реалистичностью. Она видит, как Онегин в гневе убивает Ленского и с ужасом просыпается, не найдя объяснения картинам, возникшим в ее воображении. В результате так и получается. Ленский, ревнуя Ольгу к Онегину, вызывает его на дуэль и умирает от руки друга. Тот факт, что Татьяна предвидела это событие, свидетельствует о том, что она обладала чутким сознанием и обостренной интуицией. Не случайно она выбирает Онегина героем своих надежд и мечтаний. Она видит в нем недюжинный ум и способности, скрытые под маской отстраненности. Даже понимая, что он, скорее всего, не умеет любить, девушка продолжает им восхищаться.

Для Татьяны, как и для Ленского, любовь - это основа всего, великое счастье и единственный путь к благополучию. К Онегину это понимание приходит позже, когда он понимает, что Татьяна его единственный идеал. Встретив ее через несколько лет, уже в качестве жены какого-то новомодного князя, он думает, что наверняка она изменилась, стала фальшивой и жеманной, как все дамы света. Но как же его удивляет ее прежняя простота, которая осталась неизменной. Одна строка в романе удивительным образом описывает Татьяну - «без подражательных затей». Героиня действительно настолько прямодушна и прекрасна на фоне светской фальши, что Онегин вдруг отчетливо понимает, что упустил самое важное в своей жизни. Это любовь его идеальной женщины.