Выставка из ватикана в третьяковской галерее очереди. Особенное на ватиканской выставке в третьяковке

История и коллекция Музеев Ватикана

Территория Ватикана напоминает ларец с сокровищами, который может неожиданно захлопнуться. Именно так происходит во время важных торжественных церемоний, когда границы города-государства становятся непроницаемыми не только для туристов, но и для полиции. Огромный музейный комплекс заполнялся экспонатами постепенно. На протяжении нескольких столетий сменявшие друг друга папы основывали один музей за другим. Григорианский этрусский - папой Григорием XVI в 1837 году, Пио-Кристиано - Пием IX в 1854, Ватиканская пинакотека, в которой собраны живописные шедевры Рафаэля , Филиппо Липпи , Кранаха, Тициана, Караваджо, - Пием VI в XVIII веке. В этом же столетии большая часть коллекции оказалась в столице Франции по прихоти Наполеона. Через 18 лет картины удалось вернуть на родину. Музей античной скульптуры Кьярамонти основал Пий VII. Сикстинская капелла - уникальный памятник эпохи Возрождения - была возведена в конце XVIII века. Один из самых молодых музеев - Исторический - появился благодаря решению Павла VI в 1973 году.

Концентрация шедевров на квадратный метр здесь такова, что обойти и вдумчиво рассмотреть каждый из них не удастся и за день. Планируя экскурсию, стоит помнить о существовании выходных и праздничных дней, возможности покупки входных билетов в интернете, а не в длинной очереди у входа.

Сикстинская капелла

Своё название Сикстинская капелла получила в честь инициировавшего её возведение папы Сикста IV. Это не только уникальный памятник Возрождения, но и место проведения конклавов (выборов очередного папы). Визуально скромное сооружение прямоугольной формы, напоминающее крепость, внутри поражает бесподобной красотой настенных росписей, выполненных Боттичелли , Гирландайо , Пинтуриккьо , Росселли, Перуджино , мощью творений Микеланджело - огромного плафона и алтарной фрески «Страшный суд». Приглашение Юлия II поработать над внутренним убранством Сикстинской Капеллы, поступившее в 1508 году, поначалу обескуражило гениального скульптора, не считавшего живопись самой сильной стороной своего дарования. Микеланджело проделал невероятную по объёму работу, украсив фресками величественный свод, площадь которого составляет порядка 540 кв. м. Практически без посторонней помощи, на прикреплённых к стенам капеллы «летящих лесах» на консолях, через 4 года мастер завершил свой шедевр. Месяцами в напряжённой позе, откинувшись назад, нажив зоб из-за недостатка йода в местной питьевой воде - Микеланджело отдал работе немало сил и здоровья. Знаменитая фреска «Сотворение Адама» расположена в центре плафона. Указательный палец Бога вот-вот коснётся руки Адама, передав ему жизненную энергию. Очертания мантии, окутывающей Создателя и ангелов, напоминают мозг. Тем самым подчёркивается причастность высшего разума к появлению Адама. Особую выразительность росписи придают ignudi (обнаженные фигуры), размещённые рядом с каждой из фресок.

Страшный суд

Через 29 лет в капелле появится грандиозная алтарная фреска «Страшный суд» о втором пришествии Христа, открывающего дорогу в рай для праведников и наказывающего преисподней тех, кто вершил зло. Трагическое произведение позднего Микеланджело передаёт его разочарование в идеях Реформации и агрессивном наступлении протестантизма. Одна из главных загадок фрески - автопортрет гениального скульптора на содранной живьём коже Святого Варфоломея. По одной из гипотез взор Христа обращён на лицо художника, так как в эту минуту суд божий вершится именно для него.

Станцы Рафаэля

Своим появлением одна из главных драгоценностей музеев Ватикана - Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) - обязана всё тому же Юлию II. Противоречивая личность, мудрый и хитрый политик, полководец, способствовавший объединению Италии и расцвету искусств. Его называли Грозным задолго до появления подобного прозвища у гневливого и чрезвычайно образованного русского царя, у которого с Юлием было немало общего. Благодаря римскому папе в Ватикане работали лучшие художники, архитекторы и скульпторы: Донато Браманте, спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто, Микеланджело, сотворивший чудо в Сикстинской капелле, романтичный флорентиец Сандро Боттичелли. 25-летний Рафаэль по рекомендации Браманте был приглашён для оформления папской резиденции в Ватиканском дворце. Так появились расписанные фресками комнаты Рафаэля - четыре небольших зала. Над тремя из них работал сам мастер. Оформлением четвёртого после ухода из жизни Рафаэля занимались его ученики. Поставленная перед художником задача прославления церкви и самого папы была с блеском выполнена во время работы над рабочим кабинетом понтифика - Stanza della Segnatura. Её фрески гармонично объединили разные стороны духовной жизни: философию и поэзию, богословие и правосудие. Они одновременно возвышенные и светские. Из глубины веков на входящего в зал человека взирают величайшие философы и учёные - Платон, Пифагор, Аристотель, Сократ, Птолемей (на знаменитой фреске «Афинская школа»), потрясающие поэты - Данте, Гомер, Сапфо, Петрарка («Парнас»). На возвеличивающей веру фреске «Диспут» - лики Иоанна Крестителя, Христа и Бога Отца.

Пио-Клементино

«Пио-Клементино» - собрание драгоценной античной скульптуры. Здесь и 500-летний красавец Аполлон Бельведерский, и трагическая скульптурная группа «Лаокоон и сыновья», статуя отважного Персея с отрубленной головой Медузы в левой руке, Венера коленопреклоненная, на которую льёт невидимую воду незримый слуга. В популярном зале животных - множество реалистичных и выразительных скульптур братьев наших меньших. Зал Ротонда с большой порфировой чашей, статуями богов в нишах и роскошной римской мозаикой на полу.

Музеи Ватикана знакомят в своих с древними фресками и старинными географическими картами, огромными гобеленами, древними саркофагами, произведениями искусства из Древнего Египта, сокровищами Собора Святого Петра, бесценными манускриптами Ватиканской апостольской библиотеки. В павильоне карет - разнообразные транспортные средства, использовавшиеся папами в разные века для перемещения по своей резиденции и за её пределами: паланкины, кареты, «папамобили».

Пинакотека - одна из крупнейших коллекций живописи, преимущественно итальянской, на религиозные сюжеты. В ней представлены работы Леонардо да Винчи , Тициана , Караваджо , Кривелли , Джотто , Беллини. В зале Рафаэля - работы, написанные в разные периоды его недолгой жизни («Преображение», «Коронование Марии», «Мадонна ди Фолиньо» и др.), и десять великолепных гобеленов, созданных по его эскизам по заказу папы Льва X.

Собор Святого Петра

Экстерьер Собора Святого Петра является визитной карточкой Ватикана. Это исполинское сооружение с огромным овальным куполом, которое расположилось у основания общественной площади. В своё время папа Юлий ІІ пожелал возвести религиозный собор, который затмит не только языческие храмы, но и превзойдет европейские христианские церкви. Так, из-под умелых рук группы архитекторов возродился Собор посвященный Святому Петру. В возведении сооружения и его украшении принимали участие Бернини и Браманте, Микеланджело и Рафаэль. Эти имена давно знакомы миру благодаря талантливости и необычайному виденью, которое было воплощено в произведениях скульптуры и живописи.

Как добраться

Собор является папской епархией и считается основной из четырёх возведенных базилик. Расположилось сооружение в центре Ватикана на одноименной площади Святого Петра. Добраться туда можно на такси, общественным транспортом или на метро. Правда, от станции придется немного пройти пешком. Но, во время этой пешей прогулки вы получите возможность полюбоваться необычной архитектурой города, которая воплотила в себе самые яркие элементы всех стилей минувших веков. Вход осуществляется с площади через парадные двери.

Туристов Собор принимает всю неделю без выходных. А в праздничные дни помимо знакомства с экспонатами можно воочию насладиться самобытными религиозными католическими шествиями. Посетители допускаются в здание с 07. 00 до 18. 00 часов. В период времени с 1 апреля по 31 сентября каждого года Собор продлевает свою работу на час и закрывается в 19. 00. Вход в сооружение абсолютно бесплатный для всех желающих.

Помимо индивидуального посещения учреждения и знакомства с ценными экспонатами есть возможность заказать групповую экскурсию. Сделать это можно через Интернет, или непосредственно придя в Собор. Опытные гиды обратят ваше внимание на самые достойные образцы культуры и расскажут об истории их создания, культурной ценности, а также об истории приобретения. Со многими из экспонатов связаны чудодейственные легенды и загадочные истории, которыми поделятся с вами экскурсоводы.

Особенности музея

Музей Собора Святого Петра не является отдельным сооружением или залом. Вся постройка представляет собой богатое собрание шедевров живописи, скульптуры, древних рукописей, надгробий и алтарей. Все образцы планомерно размещены в помещении Собора и доступны просмотру простого обывателя. Каждый из экспонатов является примером древнего религиозного искусства, поэтому он используются не только для созерцания, но и при проведении католических обрядов.

Учитывая, что в работе над сооружением принимали участие известные итальянские живописцы и скульпторы, их работам отведено особое место. В частности, единственная в своем роде скульптура, родившаяся под руками Микеланджело, заняла почётное место в зале Собора. Это фигура «Оплакивание Христа». Она не только не имеет копий и аналогов, но и является единственным произведением, на котором скульптор оставил свою подпись.

«Статуя Святой Вероники», созданная мастером Франческа Моки, также является уникальным творением скульптуры. Это невероятно точное изображение женщины в полный рост, которое украсило один из внутренних куполов Собора.

Кроме шедевров скульптуры необходимо обратить внимание на фрески, мозаики и гобелены, которые создавались с целью инкрустации сооружения и являются единственными аналогичными произведениями итальянских живописцев шестнадцатого века.

Музей Собора заслуживает пристального внимания посетителей, поскольку он является не только богатым кладезем образцов религиозной культуры, но и остается ныне действующим католическим учреждением, которое поражает точностью соблюдения древних канонов и традиций.

Такой выставки Москва еще не видела. В Третьяковскую галерею привезли 42 полотна из ватиканской Пинакотеки . И, по словам заместителя директора Музея Ватикана Барбары Ятта, это составило 10% от того собрания, что выставлено в ватиканском музее.

Идея провести подобную экспозицию возникла несколько лет назад. И, как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она исходила от российского президента Владимира Путина и Папы Римского Франциска.

«Идея была представить в России и Ватикане две выставки. Коллекцию музеев Ватикана показать в Москве, а выставку из собрания российских музеев — в Ватикане. Поскольку российская выставка была составлена на 90% из работ, входящих в собрание Третьяковской галереи , то и и выставка из Ватикана логично должна была открыться в этих стенах», — объяснила выбор места проведения экспозиции Трегулова. Она также отметила, что этой выставки могло бы и не быть.

Мелоццо дельи Амбрози. «Aнгел, играющий на виоле»

Средства на дорогостоящий музейный проект изначально должен был выделить Ватикан. Но в последний момент деньги решено было передать в помощь детям из Сирии. Тогда на помощь пришел предприниматель Алишер Усманов. В его фонде «Искусство, наука и спорт» не называют сумму, затраченную на проведение выставки, зато отмечают, что для Усманова это уже не первые поддержанный музейный проект. До этого миллиардер выступал спонсором выставок Уильяма Тернера и прерафаэлитов в ГМИИ им. А. С. Пушкина , а также экспозиции «Уистлер и Россия» в Третьяковской галерее .

Ради выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» некоторые полотна покинули Пинакотеку впервые. Да и в таком количестве картины из музеев Ватикана раньше тоже не вывозили. В трех залах Третьяковки разместились живописные работы, созданные с XII по XVIII век. «Мы убеждены, что для мира, который становится все более поляризованным и все больше раздираем конфликтами, искусство, особенно на религиозную тематику, подает надежду», — отметил приехавший в Москву президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов отметил, что по понятным причинам привести в Москву фрески «Сикстинской капеллы» и Станцы Рафаэля было невозможно. Но в остальном в Москву приехали «шедевры, сверхшедевры и даже сверхсверхшедевры». Первый зал экспозиции открывается редчайшей иконой «Христос Благословляющий» XII века, которая является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя. А следом за ней расположена картина «Святой Франциск Ассизский» Маргаритоне д’Ареццо, входящая во все учебники по истории искусства. Это одно из самых ранних изображений святого, сделанных после его канонизации в 1228 году. И именно его имя выбрал нынешний понтифик.


Икона «Христос Благословляющий» и Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский»

пресс-служба Третьяковской галереи

Экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично — в виде круга, напоминающего площадь Святого Петра. «В проекте было продумано все вплоть до цвета стен — такого типичного для Рима и в то же самое время апеллирующего к залам Ватикана», — отметил Аркадий Ипполитов. А в название вынесли слова Roma Aeterna — «вечный Рим». Торжество вечного города складывается из его шедевров.

Интерес москвичей к классическому искусству достиг новой высоты – у Третьяковской галереи выстраиваются многочасовые очереди за билетами на выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Выставка открылась в конце ноября, но попасть на нее оказалось еще сложнее, чем на знаменитые ажиотажным спросом экспозиции Серова и Айвазовского. По требованию Ватикана, посетителей пускают небольшими группами, по 70 человек за полчаса, а билеты продают заранее. В итоге все билеты на декабрь были раскуплены в первые же дни, а нынешние очереди состоят из желающих попасть на выставку уже в январе. Причина интереса понятна: некоторые из 42 представленных работ прежде не покидали Ватикан, а куратор выставки – один из самых авторитетных российских искусствоведов Аркадий Ипполитов. Republic отобрал 11 работ, дающих представление о труднодоступной выставке, и попросил искусствоведа Ирину Чмыреву объяснить, чем примечательна каждая из них.

Без фигуры Караваджо история живописи была бы совершенно иной. И дело не в том, что его биография изобилует невероятными поворотами, а сам он был личностью неординарной на фоне типажей своей эпохи. Караваджо увидел свет. И своим особенным методом изобразил его, сделал главным героем картины. Путем Караваджо искусство живописи развивалось следующие несколько веков, а живопись светом, будто достающая сюжеты из мрака фона картины, стала называться «караваджистской живописью» или «караваджизмом». Свет у Караваджо имеет исключительно символистское значение, это свет барочной трагедии: человек словно утратил защитный покров веры и на пределе эмоций, погружаясь в переживание, как в пучину, осознал смертность, конечность своего бытия и страдание, физическую боль Христа и мучеников как свои. Живопись самого Караваджо – парадокс гармонии композиции и точности анатомической передачи каждого движения, света, разрывающего тьму и останавливающего время, из мрака медленно выводящего к нам библейские сюжеты.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. Положение во гроб, ок. 1603–1604. Фото: музеи Ватикана

Веронезе – великий венецианец, в колоритах которого сочетаются серебро и пунцовый красный, золото и благородные зеленые и синие тона. Прошло каких-то два века со времен готических иконных вещей ди Нардо, и в храмах их место заняли картины, которые, как волшебные колесницы, могли перенести зрителя в любой момент священной истории с предельной степенью чувственного переживания. Веронезе – замечательный рисовальщик, но в первую очередь он живописец и любитель театральных эффектов – драматического света, выразительных жестов. Каждая картина – тончайшая и с широким размахом поставленная театральная сцена. Он превращает сюжеты из жизни библейских царей и христианских мучеников в явление великолепных героев. В картине из Ватикана святой Елене во сне является крест Господень. Но это не сон тишины, это сон праздника красок и световых эффектов.

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены, ок. 1575–1580. Фото: музеи Ватикана

Святой Плакида (Пласид) Перуджино – не столько бенедиктинский монах-исповедник, знаменитый своей глубокой верой и почитаемый в некоторых областях Италии вплоть до ежегодных, посвященных ему парадов. У Перуджино святой – ангелоподобный созерцатель звездных глубин небес. Знаменитый изображениями мадонн, Пьетро Ваннуччи из Перуджи и в этом очаровательном портрете придает монаху сходство с прекрасными юными созданиями, подчеркивая неземное обаяние сына патриция, ставшего прилежным последователем самого святого Бенедикта.

Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино. Святой Плакида, 1495–1498. Фото: музеи Ватикана

Мы видим очень условное, действительно написанное «на особом языке» древней иконы изображение святого Франциска. Святой предстает в полный рост, неся свои стигмы – кровоточащие подобно Христовым раны; естественно, его лик заключен в условный овал капюшона, а выражение лица не лишено лукавства и почти варварской привлекательности. Фигура художника, создавшего эту икону, загадочна, о нем сохранилось обидно мало документальных свидетельств: жил в XIII веке, работал в Ареццо. Как раз в те времена в этом тосканском городе развивались науки и искусства, музыка и математика – оттуда родом был Гвидо Аретинский, отец современной нотной системы. Так что условность письма образа святого Франциска можно соотнести еще и с музыкой: посмотрите, как певучи линии, как удивительно ритмично поставлена фигура и чередуются светлые «удары» пятен рук, ступней на темном фоне его сутаны. Маргарито ди Маньяно стал известен за пределами Италии еще в середине XVI века благодаря «Жизнеописаниям» Вазари. Мы можем предположить, что письмо Маргарито ди Маньяно воспринималось архаичным, слишком тесно связанным со старой иконной школой письма, в нем прочитывалось влияние коптской и греческой школы иконописи, но авторитет этого художника был у потомков очень велик.

Маргарито ди Маньяно, прозванный Mаргаритоне д’Ареццо. Святой Франциск Ассизский, 1250–1270. Фото: музеи Ватикана

Те, кто не был в Венеции и не видел живопись Джованни Беллини в молочном свете венецианских зим, могут удивиться некоторой жесткости его рисунка. Она кажется нам знакомой после живописи Альбрехта Дюрера, называвшего Джованни Беллини лучшим живописцем Венеции. Беллини – большая династия живописцев, среди которых Джованни отличается мастерством колорита и рисунка, поистине симфонической сложностью жестов, сцеплений фигур в его многофигурных композициях. И конечно же, в его картинах удивительный свет – прозрачный, холодный и сияюще-золотой, придающий всему происходящему торжественность и надмирность. Будто все в картинах Беллини лишь отражение в венецианских зеркалах с золотой амальгамой.

Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной, ок. 1471–1474. Фото: музеи Ватикана

Родившийся и окончивший свою жизнь в Болонье, Гвидо Рени – художник, успевший поработать с декораторами в Риме и в Неаполе в среде живописцев-новаторов, следовавших Караваджо. В родном городе Рени стал одним из основателей болонской школы живописи, упорядочившей художественное образование, задавшей правила и критерии оценки качества работы художника. Но нам Гвидо Рени интересен прежде всего как живописец барокко, у которого свет становится объемным. Не линия, а мазок кисти, имеющий собственный объем, как дорогое шитье гладью, расцвечивает сюжет картины, достает его из темноты. Тем более что из Пинакотеки Ватикана нам привезли один из шедевров художника – «Святого Матфея и ангела».

Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел, ок. 1620. Фото: музеи Ватикана

Флорентиец ди Нардо был сыном скульптора и лучшие свои вещи создал в родном городе. Обычно Мариотто ди Нардо считают представителем флорентийской школы готического искусства. Но если всмотреться в его «Рождество», не готическая структурность и графичность изображения, связанные с архитектурной традицией, привлекают нас, а живость наблюденных художником деталей – здесь и внимающая собака, и отдыхающие овцы, и напряженно сложенные в молении руки пастуха, и точно подсмотренные профили современников, перенесенные в композицию. И конечно же, привлекает музыкальная чистота рисунка ди Нардо. В этой работе, будто стоящей на стыке двух эпох, иконы и картины – окна в другой мир, – мы видим праздничный колорит и символическое использование цвета: над синими горами золото Небес, но горы прописаны как драгоценные складки ткани, и художник радуется, находя многообразие оттенков синего, серого, умбристого и зеленого, чтобы на их фоне написать фигуры пастухов и Иосифа в печали.

Мариотто ди Нардо. Рождество. Пределла, ок. 1385. Фото: музеи Ватикана

Этот фрагмент фрески из разрушенной в XVIII веке церкви – как солнечный день весны. Мелоццо да Форли творил в Риме в конце XV века, когда по всей Италии гремела слава Боттичелли и Пьеро делла Франчески, и влияние этих художников прослеживается в сложности задач, поставленных перед собой римским художником: в изображении лица и руки в ракурсе снизу, в сложном рисунке драпировок одежд. Но ангел да Форли так хорош собой, так привлекателен, что только сухой энциклопедист начнет перечислять все особенности влияний и авторские отличия самого да Форли; остальные же забудут обо всем, глядя на золотые кудри под нимбом из золотых звезд на синем небе, и непроизвольно начнут улыбаться.

Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. Aнгел, играющий на виоле, 1480. Фото: музеи Ватикана

В 1054 году случилась Великая схизма, раскол между Римско-католической и Православной ветвями церкви. Но этот исторический факт не изменил ту традицию древнехристианского искусства, которая развивалась в единстве и полноте соединения локальных традиций. Мы смотрим на эту икону, и ее язык нам внятен – он общий с языком древнерусской иконописи. В этом образе Христа сочетаются античные особенности письма (как мы знаем их по помпейским росписям), и символический – с огромными очами – лик, как в схематических изображениях эпохи пещерных раннехристианских храмов, и уже сложившаяся цветовая система иконного языка. Есть в нем и отголосок романской культуры Центральной и Западной Европы, сохранившийся в архитектуре и скульптуре больше, чем в живописи. Одна икона – а за ней путешествие традиции вокруг континента и перетекание из века в век первых столетий христианской изобразительной культуры.

Римская школа. Христос Благословляющий, вторая половина XII века. Фото: музеи Ватикана

Французский художник, сумевший в Италии систематизировать наследие итальянской живописи, опыт, накопленный на протяжении веков ее развития от иконы к картине, Пуссен создал систему изображения, построенную на триединстве цвета и триединстве композиционных форм, опыте перспективы и строгого, канонического для его метода расположения сюжета в определенных частях картинного пространства. Он сумел соединить знание искусства Ренессанса и античности. Его изобразительная система стала важнейшим явлением эпохи классицизма, отражением в живописи классицистического метода других видов искусства. Но своими картинами Пуссен смог доказать, что его метод не мертвая догма, а герои, расставленные, подобно актерам на сцене, внутри полотна, есть часть гармонического мерцающего видения, создать которое может лишь гений.

Никола Пуссен. Мученичество святого Эразма, 1628–1629. Фото: музеи Ватикана

Этот выставочный сезон в Москве проходит под знаком Рафаэля – только что завершилась его выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Но ради такой изящной оптической обманки можно прийти специально: двадцатитрехлетний художник, признанный современниками искусным рисовальщиком, создает иллюзию майолики – керамической скульптуры, покрытой драгоценной глазурью, виртуозно передавая ракурс, рисунок теней на ее объемах с помощью предельно ограниченной, почти монохромной палитры. Майоликовыми вставками украшали современную Рафаэлю архитектуру, и можно предположить, что эта вещь предназначалась для камерного интерьера, призванная внести в него символические значения. Женская фигура, обнимающая детей, – Милосердие, ее обрамляют фигурки путти с корзиной живого пламени (горячего желания и духовной энергии, необходимой для дел милосердия) и с корзиной виноградных гроздьев (плодов христианской веры).

Рафаэль Санти. Милосердие, 1507. Фото: музеи Ватикана


Третьяковская галерея представляет уникальный проект.
Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции - шедевры XII-XVIII веков.

Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» - часть большого проекта. В 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Проведение в Государственной Третьяковской галерее, крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы вполне естественно.


Джентиле да Фабриано «Св. Николай спасает судно от крушения»

Духовная связь Москвы и Рима оформилась еще в XVI веке, и данный совместный проект - важнейший результат взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости.

Закономерно, что среди великих произведений, представленных на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с русским искусством.

Задача показа - представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе - это величайшее собрание религиозной живописи.

Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит.

Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna - «Вечный Рим». Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко.


Гвидо Рени «Апостол Матфей с Ангелом»

Рим - центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.


Римская школа, XII век «Благословляющий Христос» и Mаргаритоне д’Ареццо «Св. Франциск Ассизский»

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде никогда не экспонировавшегося на временных выставках и пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое произведение, близкое к византийской живописи, интересно также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и русского искусства.

За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви.

Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана.


Джованни Беллини «Оплакивание»

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.

Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа.

Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо.


Караваджо «Положение во гроб» и Никола Пуссен «Мученичество Св. Эразма»

Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.


Паоло Веронезе «Св. Елена»

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях.

Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.


Мариотто ди Нардо. «Рождество Пределла». Около 1385г. и Mелоццо да Форли. «Aнгел, играющий на лютне». 1480г.

В каталог выставки вошли статьи куратора и сотрудника Музеев Ватикана и альбомная часть, включающая все экспонируемые работы с подробными аннотациями.

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт».

Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах - успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м - над ретроспективой Дмитрия Жилинского.

Будет время и желание, посмотрите документальный фильм «Музеи Ватикана. Между небом и землей». Потратив всего час своего времени, вы узнаете - чьи произведения хранятся в Музеях Ватикана, о создавшем их папстве. В то же время фильм - о нас самих. Будут показаны лучшие работы Леонардо да Винчи, Джотто ди Бондоне, Микеланджело Меризи да Караваджо, Винсента Ван Гога, Марка Шагала, Лучо Фонтана, Сальвадора Дали.




Можно с уверенностью сказать, что настоящая выставка - крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект Третьяковской галереи.

На открытии выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» лично выступил президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло. Он отметил, что некоторые из работ, которые смогут увидеть посетители Третьяковки, до сих пор ни разу не покидали Музеи Ватикана.