Что такое гармонь. Хромка - русская гармонь

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка » (самая распространённая в наше время). Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка », но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Его образование очень похоже на Виолу Бейроу, однако ее талия еще более узкая. который не был ни пилой, ни гору, а колокольчиком, был в свои золотые времена, затронутые в разных обстоятельствах, от танцев и фестивалей деревни до тех, кто разорван в тавернах. был постепенно возрожден с песнями быстроты и тишины, в сопровождении популярного колокола колокольчика. Не теряя поэтичной вены Алентежу, эти вечера дают зеленый свет поэтам-покаятелям, которые делают свою поэзию в настоящий момент, всегда сопровождаемой альтой Тоейрой.

Альт - инструмент большой ржавчины, который относится к самой старой музыкальной традиции архипелага и ее важности, что до недавнего времени, как сообщает Эрнесто Вейга де Оливейра, в книге. Популярные музыкальные инструменты на Азорских островах, она будет частью женской и домашней мебели 50% пар, которые обычно видят на почетном месте дома, на кровати владельцев, на покрывале, чтобы защитить себя от влаги. И он часто фигурировал в скудном багаже ​​азорейского эмигранта, отправляющегося в Соединенные Штаты Америки.

Народные гармони

Русские гармони

Гармонь «Кубань»

Упрощенный вид гармони. Размер клавиатур: 23х12. В басовой клавиатуре имеет 6 нот: До-Мажор, Фа-Мажор, Соль-Мажор, Ля-Минор, Ре-Минор, Ми-Мажор. В правой клавиатуре существуют 3 октавы: Малая октава, 1 октава, 2 октава (до ноты Ля). Ремень в основном кожаный, на правое плечо. Окраска: темно-красное лакированное дерево или чисто зеленый вариант. Широко распространена в России и Украине. Изготавливалась во времена СССР Росмузпром-Армавирской Фабрикой. Ее цена на тот момент составляла 26 рублей.

Самый распространенный афоризменный альта имеет много общего с аламантийским альтом, с центральным отверстием в форме двух сердец. Общеизвестно, что круглый рот был вульгарным. Мигеля и Файала, где преобладают два сердца. На архипелаге традиция альты связана с праздничными песнями «моды» и «балха», раздираемыми, сложными задачами и сплетениями, анимированными зазубринами, погромами свиней, дефолиацией и другими коллективными работами. Украшение является одним из значимых признаков этого альта. Инкрустированные цветочными мотивами вокруг рта в разных цветах дерева, китового и перламутрового инкрустации на руке демонстрируют значительную озабоченность эстетикой.

Саратовская гармонь
Ливенская гармонь
Хромка

Гармонь хромка, в большинстве случаев, имеет правую и левую клавиатуру с 25 кнопками в каждой (25×25).

Тальянка

Сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, на левой - три. Левые три клавиши издают звон колокольчиков. Два колокольчика наподобие велосипедного колокольчика расположены также слева. В России тальянку можно считать любимым народным музыкальным инструментом татарского народа.

Как и на севере, Виола Тоейра была еще лет пять назад, с альтистами этого региона, основным инструментом, который сопровождал праздничные события этого региона, а именно танцы песен и серенад. Прикосновение может варьироваться между пальцами и понтиаром. Однако победа гитары закончилась тем, что дала удачу на гитаре, которая в настоящее время практически не существует, и о которой многие даже не слышали об этом.

Его общая форма очень похожа на размножающуюся альту. Он имеет пять приказов с двенадцатью веревками, из которых первые три удваиваются, а последние два тройки. Ответ на этот часто задаваемый вопрос - «человек». Человек, который в своей мастерской «изобрел аккордеон», никогда не существовал. У разных частей этого инструмента есть своя история, и многие разработчики инструментов внесли свой вклад в развитие аккордеона, как мы его знаем сегодня.

Другие виды

Вятская, саратовская , елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие виды.

Он получил свое название «аккордеон», потому что достаточно нажать ключ, чтобы прозвучать гармоничный аккорд. Звук унисонных тонов и аккордов создается клиньями, вбитыми в вибрацию с помощью тока воздух. Этот воздух циркулирует ручным движением сильфонов аккордеона.

Первые инструменты лезвия

Инструменты, близкие к аккордеонам, например, баджан, бандонеон и концертина. С внешней стороны он мало чем отличался от сегодняшнего аккордеона. Тем не менее, это считается изобретением, из которого родился аккордеон. Он изменил его в течение следующих десятилетий, не добавляя клавиатуры для фортепиано.

Других народов

  • Кавказские: осетинская (фæндыр ), грузинская (дол-гармони ), азербайджанская или ориентальная гармонь.
  • Других народов России: татарская (татар гармун), марийская гармонь (марла-кармонь).

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа.

Производство аккордеона началось в 60-х годах 19-го века. Продолжалась эволюция современного аккордеона. Во все времена были добавлены уточнения, и в конце 19-го века была запатентована серия вариаций. Мирвальдом, имела четыре октавы и регистры. Этот инструмент по-прежнему очень популярен в Аргентине и становится все более и более в Европе. Это был первый аккордеон в «Мюзетте».

Интересным для аккордеонистов является то, что фраза «Мюзет» в словаре музыкальных инструментов определяется как общее понятие для маленьких волынок. В патентном ведомстве изобретения было зарегистрировано несколько вариаций и модификаций различных типов аккордеона, включая даже педальный аккордеон!

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Характеры этих аккордеонов, сохранившиеся до наших дней и хорошо сохранившиеся в современных аккордеонах, делают его универсальным инструментом. Благодаря этим характеристикам интерпретация произведений аккордеона и транскрипции стали возможны оригинальные письменные работы для других инструментов.

Большинство современных аккордеонов имеют 3 или 4 комплекта верхних лезвий и 4 или 5 комплектов лезвий для баса. Для правильной клавиатуры это количество лезвий делает резонанс 3 или 4 голоса для каждой возможной заметки. Для 4-тонального аккордеона обычная компоновка лезвия для правой клавиатуры: 2 набора лезвий для заданного тона, один настроенный на одну октаву выше и один настроенный на одну октаву ниже. Эти звуковые библиотеки содержат электронные звуки всех видов музыкальных инструментов. Напорные клапаны спроектированы таким образом, чтобы сменять между различными инструментальными звуками с одной стороны и контролем сильфона на другом.


Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Объем звука также изменяется с помощью этого сильфона. Звук и акустика обычных аккордеонов будут все больше уточняться, и будет использоваться все более гибкий материал. Не предвидится, в каком направлении движение движется, но несомненно, что сегодня аккордеон Хуэй и завтра смогут сделать гораздо больше, чем старые модели 19-го века, находящиеся в основе этой эволюции.

Это может быть практичным, и музыкальная база данных просто потрясающая, помимо того, что она полностью бесплатна и по своему усмотрению. Мы не можем сказать, что сегодня аккордеон имеет ужасный успех с не-музыкой, а не с фортепиано, скрипкой или другими широко широко известными инструментами. Таким образом, мы собираемся посмотреть на аккордеон, в формах, которые вы, возможно, не знаете, чтобы попытаться сломить миф, который многие люди склонны передавать через смертельные фразы типа Ха, нет, он играет Музетт все гнилой.

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Этот тип предложения внушает большое насилие по отношению к человеку, когда мы знаем богатство и универсальность этого инструмента. Но во-первых, что такое и откуда происходит аккордеон? С исторической точки зрения мало кто согласен, как это часто бывает в истории. Мы часто называем это имя, когда обсуждаем эту тему: Кирилл Демьян.

Итак, да, это инструмент, созданный во время романтического периода, и мы более или менее говорим, что он изобретатель аккордеона, по крайней мере, это он собрал в одном инструменте характеристики инструмента, который мы знаем сегодня. Мы также находим гармонию, это похоже на аккордеон, но с одной клавиатурой и взорван до устья.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Техническая точка: Свободная звуковая и звуковая вибрация

Главной характеристикой этих инструментов является то, что они находятся на ветру, но также, особенно, со свободным тростником. Трость - это клинок, который вибрирует через воздушный поток, вибрация лезвия - это звук, созданный. Эта тростниковая система находится во многих инструментах, таких как саксофон, органы рта, гармоника, гобой и многими другими.

Воздух вибрирует центральную часть и производит звук, довольно просто, в конце концов, звук - это всего лишь вибрация воздуха, распространяемого механизмами изменения давления воздуха. это изменение давления, которое перемещается через различные компоненты воздуха, бросает камешек в воду, вы увидите, что вода не двигается, она остается в одном месте и ограничена вертикальным смещением. скорости движения звуковой волны, счет 334 метра в секунду на воздухе при комнатной температуре, поэтому «грубо» отсчитывает один километр каждые 3 секунды.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Аккордеон имеет две клавиатуры, называемую клавиатурой аккомпанемента для левой руки и клавиатурой для правой руки. Как правило, сольная партия будет воспроизводиться в правой руке. Что касается воздуха, то это мехи, которые имеют дело с ним, а сильфоны - центральная часть, эмблема, типичная для того, что представляет собой аккордеон. Для приведения в действие сильфонов достаточно вытянуть или надавить на левую руку, которая сама должна двигаться.

Техническая точка: диатоническая или хроматическая?

Часто предполагается, что диатонический аккордеон имеет так называемую «фортепианную» клавиатуру, в то время как хроматический имеет круглые клавиши. Просто забудьте об этом, это неназванная глупость, и это не имеет никакого отношения к теме. Диатоническая или хроматическая, это история звука.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

При нажатии одной кнопки вы можете сделать два звука, в зависимости от того, нажимаете ли вы или нажимаете сильфоны. Обе клавиатуры построены на хроматической шкале.

  • Диатонический аккордеон - бизонер.
  • Две клавиатуры построены на диатоническом диапазоне.
  • Хроматический аккордеон является унисоном.
  • Нажав одну кнопку, вы произведете один звук, нажимая или потянув сильфон.
Поэтому будьте осторожны, это два принципиально разных инструмента, потому что инструментальная техника не похожа.

Будь то круглые кнопки или эквивалент фортепианного ключа на вокальной клавиатуре, это всего лишь вопрос предпочтений игры. Вскоре после его концепции инструмент стал по-настоящему популярным, так что он быстро экспортировался в Америку. Многие другие композиторы использовали аккордеон, такие как Прокофьев, Шостакович, Бакингс, Берио и другие.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Классические произведения также широко распространены в Восточной Европе, но играют в баяне, более крупном аккордеоне, чем аккордеон в нашей стране. Аккордеон чрезвычайно популярен в восточных и западноевропейских странах. особенно ориентированные на классическую музыку, проводятся концертные вечера и консерватории, полностью посвященные этому инструменту. Александр Хрущевич за интерпретацию последнего движения 4-х сезонов Вивальди в баяне. Если вы наблюдатели, вы можете видеть, что с подбородком он нажимает кнопки, они используются для изменения регистра.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Некоторые аккордеоны имеют систему голосового окклюдирования для воспроизведения голосов в одиночку или в сочетании с другими. звонки «регистрируют» комбинацию этих голосов. Либо кнопки расположены на верхней части инструмента, и работают на подбородке, либо в центре клавиатуры, и просто управляются пальцами.

Есть огромные аккордеонисты, которые заслуживают обхода, такие как Гус Визеур, Медард Ферреро, Марсель Аззола и тот, который мне особенно нравится: Тони Мурена. Сегодня и даже немного раньше, аккордеон солист, но также аккомпаниатор и контр-песня. Очень честно, молодым и менее молодым, который не помнит «Весула» Жака Бреля с разъяренным Марселем Аззолой? Давайте не будем забывать о Серге Ламе, который гастролировал только с музыкантом-аккордеонистом. Это просто великолепно и очень выразительно, небольшой выбор.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.


Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.