Женские образы в романе "Отцы и дети": смысловая и художественная значимость. Литературные сиблинги: две сестры (Тургенев "Отцы и дети")

И. С. Тургенев и И. А. Гончаров стреми­лись создать образы русских женщин раз­ных сословий.

В романе «Отцы и дети» три основных пер­сонажа: Анна Сергеевна Одинцова, Катери­на Сергеевна Локтева и Фенечка. Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сер­геевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отно­шениях с мужчинами, разговорчива. А Кате­рина Сергеевна робка, молчалива, «беспре­станно краснеет и быстро переводит дух». Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами.

Даже во внешнем облике автор показыва­ет их противоположность, непохожесть друг на друга. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. «Обнажен­ные ее руки красиво лежали вдоль стройно­го стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спо­койно и умно, именно спокойно, а не задум­чиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались ед­ва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но «она очень много улыбалась, застенчиво и откро­венно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зе­лено: и голос, и пушок на всем лице, и розо­вые руки с беловатыми кружками на ладо­нях, и чуть-чуть сжатые плечи...»

Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбеж­но, и ждала его, довольная собой. А для Ба­зарова, наверное, это была не любовь, а только страсть.

Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее кра­соту, он выбрал Катю. Я думаю, что это слу­чилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, про­ста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высоко­мерно и заставляет всех, общающихся с ней, чувствовать себя не очень уютно.

В свой роман Тургенев вводит образ Фенечки. Она была «беленькая и мягкая, с тем­ными волосами и глазами, с красными, дет­ски пухленькими губками и нежными ручка­ми». Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи челове­ком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь. В романе И. А. Гончарова «Обломов» толь­ко два основных женских образа, тоже про­тивопоставленных друг другу. Это Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Их внеш­ность также противоположна. Ольга Серге­евна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколь­ко высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонирова­ло с плечами, плечи - с станом».

Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выра­жение лица; руки белые, но жесткие, с вы­ступившими наружу крупными узлами си­них жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому ис­кусству, даже к лишней юбке, чтоб увели­чить объем бедер и уменьшить талию».

Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц. Но душа Ильи Ильича не лежала к той жизни, которую ему предлагала Оль­га. И та поняла это: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хоте­ла, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало это­го, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!» Поэтому она бросила Обломова и нашла свое счастье со Штольцем. Обло­мов тоже нашел свое тихое, спокойное счастье - Агафью Пшеницыну. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в нем леность, изнеженность барина, от че­го Обломова в свое время пытались изба­вить Ольга и Штольц.

Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много об­щего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваются ее любыми спо­собами, а ждут, когда она придет сама. Ког­да к ним наконец-то приходит чувство, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями.

Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, кото­рый подходит ей.

И. А. Гончаров и И. С. Тургенев показы­вают нам разные судьбы, разные характе­ры. И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.

Роман "Отцы и дети" всегда рассматривают как антинигилистический или роман о споре поколений. При этом к анализу привлекают образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Базарова. Мало кто рассматривает женские образы. В романе Тургенева "Отцы и дети" их роль достаточно значима. Всего в романе мы видим пять основных образов: Фенечка, Одинцова, ее сестра, мать Базарова Арина Власьевна и Кукшина.

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе "Отцы и дети" выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя - псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Арина Власьевна

Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка

Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя - это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Женские образы в романе "Отцы и дети" (выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в "Отцы и дети" Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой - они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.

И.С.Тургенев (1818-1883). Краткие биографические сведения

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детство писателя прошло в родовом имении матери – Спасском-Лутови­нове. Тургенев учился сначала в частных пансионах в Москве, потом – в Московском и в Петербургском университетах. В 1837 году он окончил в Петербурге словесное отделение философского факультета. Спустя не­которое время Тургенев едет в Берлин и слушает там лекции по философии и классической филологии. Первые литературные опыты писателя относятся к 1830-м годам.

В 1844 году Тургенев знакомится с известной французской певицей Полиной Виардо. Это событие оказалось роковым для писателя: любовь к певице он сохранит на всю оставшуюся жизнь, неугасимое чувство к ней заставит его надолго уезжать из России, жить во Франции и в Германии, лишь иногда возвращаясь в отечество.

Всероссийскую известность Тургенев приобрел в 1840-е годы – как писатель «натуральной школы», как автор «Записок охотника». Первый очерк из этого цикла – «Хорь и Калиныч» – был опубликован в 1847 году. Уже в этот период творчества Тургенев заявил о себе как о художнике, который сочувствует крестьянству, простому народу. Это послужило причиной сближения Тургенева с Н.А.Некрасовым, издававшим журнал «Современник», который впоследствии стал трибуной русской революционной демократии.

Вместе с тем Тургенев не разделял революционных идей. Он неизменно выступал за путь постепенных реформ. Позиция писателя наиболее ярко проявилась накануне 1861 года, когда Тургенев прервал свои отношения с редакцией «Современника».

В 1850-е годы и в начале 1860-х Тургенев создает свои наиболее известные романы: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». В этих произведениях писатель стремился отразить общественные процессы, происходившие в России в переломную эпоху ее развития. В 1860-1870-е годы Тургенев создает еще два романа – «Дым» и «Новь».

В 1850-1860-е годы Тургенев пишет также ряд повестей, в которых, в отличие от романов, на первом плане философские проблемы. Это «Ася», «Фауст», «Первая любовь» и другие произведения. В конце творческого пути Тургенев создает цикл «Стихотворения в прозе».

«Отцы и дети»

Время создания и первой публикации. Тематика

Роман «Отцы и дети» был завершен Тургеневым в 1861 году. В 1862 году он был опубликован в журнале «Русский вестник».

В романе освещается жизнь России в предреформенную эпоху , противоречия этой эпохи. Тургенев показал жизньлиберального дворянства , выявилновый тип русской жизни – типнигилиста . Тургенев касается и «вечных» тем, например темыприроды .

Проблематика. Отражение в романе идейной борьбы конца 1850-х годов

Главная проблема романа – проблема отцов и детей . Эта проблема имеет не только возрастной, но также и идеологический и философский смысл.

В связи с проблемой отцов и детей по-новому осмысляется писателем и проблема героя времени . На смену «лишнему человеку» приходит «новый человек». Новым героем становится носитель разночинской идеологии.

Тургенев исследует в своем произведении и «вечные», философские проблемы. Этовера и безверие, смысл жизни, любовь, искусство, человек и природа.

Хотя роман Тургенева был напечатан уже после 1861 года, действие произведения относится к1859 году. В это время в русском обществеобострились идейные споры о путях дальнейшего развития страны.

Либерально настроенное дворянство выступало запуть постепенных реформ. Демократы-разночинцы , напротив, выступали зареволюционный путь развития России.

Главный вопрос , стоявший перед русским обществом накануне реформы,сформулирован в третьей главе романа устамиАркадия Кирсанова :«Преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить?» По этому вопросу разгораются идейные споры между героями произведения. Споры возникают и по другим вопросам – философским, нравственным.

С одной стороны, автор ставит под сомнение способность либерального дворянства осуществить прогрессивные преобразования в России. Поэтому значительное место в произведении занимает критика либерального дворянства (в лице Павла Петровича Кирсанова, Николая Петровича Кирсанова, отчасти и Аркадия).«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», – замечал писатель об «Отцах и детях». Тургенев хотел подчеркнуть, что дворянство перестало быть передовым классом, утратило прогрессивную роль в обществе. Тургенев обнажил историческую ограниченность дворянского либерализма.

Одновременно писатель дорожит духовными ценностями дво­рянской жизни . Тургенев с симпатией рисует семейные отношения Кирсановых, отмечая ихискренность ивзаимную любовь ,благородство , ихумение ценить искусство ,видеть красоту природы .

Подвергая критике дворянский либерализм, Тургенев одновременно показывает на примере Базарованесостоятельность нигилизма.

В целом же отношение Тургенева к главному герою романа сложно, неоднозначно.

Писатель питает к Базарову чувство уважения . Ему импонируютнезаурядность личности Базарова , егоблизость к народу , а также такие черты героя, каклюбовь к труду ,честность, бескорыстие .

В то же время писатель не принимает ни крайностей характера Базарова , ниидей героя.

Подвергая критике идеи нигилизма, Тургенев утверждает в своем произведении такиевечные ценности , каккрасота природы, искусство, истинная любовь.

Персонажи

Нигилист Евгений Базаров илиберал Павел Кирсанов – главные участники идейных споров в тургеневском романе.

Павел Петрович Кирсанов аристократ , причем не только по своему происхождению, но прежде всегопо убеждениям . К тому же онангломан .

Павел Петрович не занимается никакой деятельностью . Он ведет праздное существование в фамильном имении. В то же время это человек честный, благородный. Эти черты характера героя проявляются в его отношении к брату Николаю, к Аркадию, к Фенечке и даже в отношении к Базарову.

Павел Петрович не мыслит своей жизни без «принсипов » иавторитетов . В споре с Базаровым он заявляет: «Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя».

В спорах с Базаровым Павел Петрович выступает как противник материализма изащитник религии . Атеистические взгляды Базарова он воспринимает с ужасом.

В политическом плане Павел Петрович – выразитель идей дворянского либерализма. Идеал героя – английский парламентаризм, который, по-видимому, привлекает Кирсанова тем, что сохраняет многие права и привилегии аристократии. Недаром Павел Петрович восхищается английскими лордами.

Если по своему идеалу общественного устройства Павел Петрович – типичный либерал-западник , тов отношении народа его позиция близка кславянофилам . Павел Петрович умиляетсяпатриархальностью иблагочестием крестьян. «Он патриархальный, он не может жить без веры», – говорит Павел Петрович о народе.

Характер героя раскрывается с помощью различных художественных средств . Главное из них –испытание любовью . Бесплодная страсть к княгине Р. испепелила душу героя, и его жизнь прошла бесплодно. В эпилоге мы видим Павла Петровича в Дрездене, по-прежнему немного экстравагантным, одиноким, грустным, общающимся с англичанами и молящимся в русском храме.

Характер Павла Петровича раскрывается и в ситуации дуэли . С одной стороны, защищая честь Фенечки и собственного брата, Павел Петрович проявляет честь и благородство. С другой стороны, поведение аристократа в этой ситуации выглядит несколько смешным.

Важное средство создания образа Кирсанова – его портрет . Автор подчеркивает такие детали, как тонкие черты лица героя, изящная рука, розовые ногти. Павел Петрович одет в английский «сьют». Его отличают утонченные манеры.

Интересна речевая характеристика персонажа. Слова он произносит на французский лад («принсипы» вместо «принципы») или изысканно искажает их («эфтим» вместо «этим»).

Важнейшее средство раскрытия убеждений Павла Петровича, как, впрочем, и Базарова – идейные споры героев в шестой и десятой главах романа.

Евгений Васильевич Базаров – полная противоположность Павлу Петровичу.

Отметим прежде всего незнатное происхождение Базарова. Его отец – сын дьячка, бывший полковой лекарь, дворянин в первом поколении. Мать Базарова – небогатая дворянка. Базаров гордится своим происхождением. «Мой дед землю пахал», – замечает герой.

Базаров с детства приучен к труду , его отличаютсильная воля ,незаурядный ум .

Занятия естественными науками имедициной способствовали формированиюматериалистических убеждений героя, а также егоатеизма .

В спорах с Павлом Петровичем выявляется вульгарный материализм Базарова – в духе книги Бюхнера «Материя и сила». Как известно, вульгарный материализмотрицает духовную жизнь, сводит её к материальной. Это проявляется, например, в том, что Базаровне видит красоты природы , отношение его к ней – сугубо утилитарное. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», – замечает герой. Онотрицает теоретическую науку (признаёт только практические направления научной деятельности),искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»),возвышенное начало в любви . Обо всём этом Базаров заявляет в своих спорах с Павлом Кирсановым. А вот в спорах с Одинцовой наиболее полно выявляетсявульгарный взгляд Базарова на человека,на человеческую природу . Базаров считает, что если организм у всех людей устроен одинаково, то «достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить о всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой». Корень социальных проблем Базаров видит не в несовершенстве человека, а в несправедливом общественном устройстве. «Исправьте общество, и болезней не будет», – уверяет Базаров.

Базаров – нигилист , то есть человек, который всё отрицает. Причём нигилизм Базарова проявляется не только в отношении духовной жизни, но ив отношении государственного устройства России , перспектив развития страны.

В отличие от либерала Павла Кирсанова, Базаров выступает за революционный путь . По причинам цензурного характера Тургенев не мог вложить в уста героя революционных идей. Однако по отдельным высказываниям Базарова мы можем судить о его радикальных взглядах. «От копеечной свечи Москва сгорела», – заявляет Базаров. «Мы драться хотим», – говорит он Аркадию.

У Базарова нет положительной программы будущего общественного устройства страны. В этом смысле тургеневский герой тоже нигилист: он предлагает всё разрушить, но не знает, что строить на месте разрушенного. «Сначала нужно место расчистить», – утверждает Базаров.

Если говорить об отношении Базаровак народу , то патриархальность крестьян вызывает у Базарова, в отличие от Павла Петровича, не умиление, а резкую критику. Известно, что революционные демократы критиковали народ за покорность помещикам, долготерпение, пассивность, рабскую психологию. Причем они часто связывали эти качества крестьян с их религиозностью.

Важнейшее средство раскрытия характера Базарова – его психологический портрет. Вот как Тургенев описывает внешность героя: «Лицо его, длинное и худое, с широким лбом… большими зеленоватыми глазами… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Незнатное происхождение Базарова подчеркнуто такой деталью, как большая красная рука труженика. Характерны и такие детали внешности героя, как длинный балахон, потрепанный картуз.

Речь Базарова проста и безыскусна. Вместе с тем он употребляетпословицы , меткие народные выражения («Русский мужик Бога слопает», «Мы люди тертые: в городах живали»).

Как и многие другие герои Тургенева, Базаров проходит испытание любовью. Несмотря на свои нигилистические взгляды, Базаров не способен противостоять чувству любви.Любовь оказаласьсильнее научных выводов героя.

Тургенев проводит героя и через самое страшное испытание. Таким испытанием становится смертельная болезнь . Приближение смертине сломило мужества Базарова , не заставило его отступить от главного в собственных убеждениях –атеизма , о чем свидетельствует его отказ от исповеди, однако же вынудило егопризнать власть природы над человеком.

Николай Петрович Кирсанов – брат Павла Петровича,среднепоместный дворянин, аристократ. Его отличаетсклонность к либерализму. Герой старается перестроить хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями времени. Он говорит: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел… читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями…» Однако все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Услышав слова Базарова о том, что «его песенка спета», Николай Петрович легко соглашается с этим. Он охотно верит в то, что идеи молодежи более современны и полезны.

Вместе с тем Николай Петрович высоко ценит природу, поэзию, музыку : он восхищается закатом солнца, читает Пушкина, играет на виолончели. Он не может принять холодного материализма Базарова.

Николай Петрович – прекрасный отец ,любящий изаботливый . Это человек, созданный для семейного счастья, для тихой радости. Об этом свидетельствуютдва счастливых брака Николая Петровича – с первой женой Машей, безвременно умершей, и Фенечкой.

В то же время некоторая его лень исозерцательность ума отчасти сближают его с гоголевским Маниловым.

Аркадий , сын Николая Петровича, – молодой дворянин, выпускник университета. С одной стороны, его отличаютпростота идушевная теплота . С другой стороны, емунедостает твёрдости характера . В мировоззрении героя борютсяюношеский нигилизм иверность патриархальным устоям дворянской жизни.

С первых страниц романа становится ясно, что Аркадий лишь временно оказался под влиянием Базарова . Он поддался обаянию сильной личности, увлекся взглядами и идеями своего нового университетского товарища. Но эта приверженность Аркадия взглядам Базарова носит внешний характер. Тонкая натура Аркадия не смогла смириться с беспощадным отрицанием всех духовных богатств, общечеловеческих ценностей.

Чистая и нежная любовь Аркадия к Кате все большеотдаляет его от Базарова . Аркадий начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих его людей. Поэтому в конце концов Аркадий переходит на сторону «отцов».

Виктор Ситников иЕвдоксия Кукшина – весьма ограниченный «прогрессист» и по-русски эмансипированная женщина. Эти персонажи представляют собойпародию на Базарова и на его крайние нигилистические взгляды.

Анна Сергеевна Одинцова главная героиня романа. Этобогатая помещица, вдова. Одинцова – образованная и независимая в своих суждениях женщина. Героиня очень красива, о чем свидетельствуют еепортретные характеристики . Особенно замечательны ееглаза. Вот как описывает их Тургенев: «Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво глядели светлые глаза... Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Всю свою любовь изаботу Одинцоваотдает сестре , хотя и скрывает свою нежность под маской строгости.

Тургенев совершает экскурс в прошлое героини, рассказывает о тех трудностях, с которыми она столкнулась в молодости и которые с честью смогла преодолеть.

По словам Тургенева, Одинцова была «довольно странное существо», характер у нее был свободный и довольнорешительный . В то же время героинялюбит спокойную и размеренную жизнь , потомуувлечение Базаровым лишь эпизод в её биографии . Действительно, встреча с Базаровым вносит некоторое разнообразие в жизнь Одинцовой. В то же время едва ли можно утверждать, что она по-настоящему полюбила его. Ей интересно общаться с ним, слушать человека, «который имеет смелость ничему не верить». Одинцовавызывает в Базарове глубокое чувство , заставившее героя-нигилиста по-новому взглянуть на любовь, на отвергаемый им «романтизм». Одинцова проявляет истинноеблагородство и несомненноемужество , приехав к умирающему Базарову. Преодолевая страх перед опасностью заражения, она выслушивает последнее признание Базарова.

Характерно, что в итоге Одинцова выходит замуж не по любви, а «по убеждению» – за человека достойного, но такого же холодного, как и она сама.

Катя Локтева – сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Ее отличаютлюбовь к природе, к музыке , но одновременно итвердость характера . Катя не случайно привлекает Аркадия: в них много общего. Катя не понимает Базарова, даже боится его. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя становится для Аркадиявоплощением того идеала семейной жизни , к которому он втайне стремится и благодаря которому Аркадий в итоге возвращается в лагерь отцов.

Фенечка народный характер ,женщина простая, добрая, скромная. Она сделала Николая Петровича счастливым, окружила его заботой и любовью. Фенечка немного стесняется аристократа Павла Петровича с его тайной страстью к ней. По-настоящему легко и свободно Фенечка чувствует себя с Базаровым; она уважает его как доктора, хотя бесстыдное ухаживание Базарова явно смущает ее. Фенечка, как и Катя, воплощают тотидеал тихой, спокойной жизни , к которому стремятся Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий.

Княгиня Р . – загадочное лицо в романе. Вставная новелла, в которой рассказывается история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р., играет важную роль в произведении. Её окружает ореолтаинственности . Княгиня вела «странную жизнь», у нее был необыкновенный,«загадочный взгляд». О тайне характера героини свидетельствует и такая предметная деталь,как кольцо со сфинксом .

История княгини Р. позволяет провести параллель между Павлом Петровичем и Базаровым. Оба героя пережили любовь-страсть. Любовь к княгине Р. испепелила душу Павла Петровича, «погубила» всю его жизнь. Базаров, полюбив Одинцову, приложил огромные усилия, чтобы справиться со страстью, однако даже перед лицом смерти не смог до конца преодолеть ее.

Отец Базарова Василий Иванович – отставнойвоенный лекарь , живущий в маленьком поместье своей жены. Мать БазароваАрина Власьевна – русская «дворяночка». Родителей главного героя отличаютдушевная теплота, доброта и безграничная любовь к сыну .

Родители Базарова, в отличие от их блудного сына, – глубоко верующие люди. Из всех многочисленных представителей поколения «отцов» именно они в полной мере олицетворяют идеюправедности . После смерти Евгения весьсмысл их жизни состоит в том, чтобыотмолить сына , спасти его грешную душу. В отношении родителей к сыну-бунтарю раскрываетсяистинный ,глубинный , лишенный всякой политической окраскисмысл проблемы отцов и детей и единственно верный путь к её разрешению – путь«святой, преданной любви» . Этот путь открывается пред читателем и в известиях о томительном ожидании отцом и матерью приезда Евгения, и в эпизодах его жизни в родительском доме, и в ужасных скорбях родителей, ухаживающих за смертельно больным сыном, и в картине его смерти на родительских руках; и, наконец, в последней главе, – в молитвенном подвиге стариков на могиле сына.

Жанровые и композиционные особенности

Как известно, Тургенев писал не только романы, но и повести. И те и другие небольшие по объему. В то же время тургеневские романы имеютпринципиальное отличие от тургеневских повестей. В повестях Тургенев показывает человекав егочастном бытии , апроблемы , которые при этом ставит писатель, –«вечные», философские. А в романах писатель изображает своих героевв сфере общественной , на первом плане –проблемы социально-политические . Между тем и «вечные» проблемы не остаются без внимания.

«Отцы и дети» – роман идеологический . Важное место в произведении занимаютидейные споры героев, отражающие общественно-политическую борьбу конца 1850-х годов. Одновременно это романфилософский ипсихологический .

Говоря о жанре и композиции тургеневского романа, следует отметить его лаконичность . Роман «Отцы и дети», как и другие романы писателя,невелик по объему . В нем небольшое число действующих лиц;главный герой один ; о нем основное повествование.Действие романа продолжаетсяв течение нескольких недель . Самое жеглавное состоит в следующем. Тургенев показывает своих героевв кризисные, переломные моменты их судеб. О предшествующих событиях в жизни персонажей рассказывается вбиографических экскурсах (ретроспекциях ). Это рассказ о прошлом Николая Петровича Кирсанова, история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. (своеобразный «роман в романе»), рассказ о прошлом Фенечки, история Одинцовой. О том, что происходит с героями после завершения основного действия романа, Тургенев говорит в своеобразном эпилоге (последняя глава).

Ключевое место в судьбах героев тургеневского романа занимает испытание любовью (ситуация «rendez-vous», по выражению Н.Г.Чер­нышевского). Это испытание проходят все основные герои романа.

История любви Павла Петровича к княгине Р. – свидетельство бесплодно прошедшей молодости героя. Бессмысленно и его запоздалое чувство к Фенечке.

Первый брак Николая Петровича являет собой идиллию семейного счастья. Взаимоотношения героя с Фенечкой и их последующий брак характеризуют Николая Петровича как добропорядочного семьянина.

Катя Локтева (сестра Анны Сергеевны Одинцовой) «приручает» Аркадия. Он отходит от Базарова и нигилистических идей и становится таким же семьянином, как и его отец.

Испытание любовью проходит и Базаров. Герой оказывается способным на сильное чувство. Это ценит в нем Тургенев. Даже во имя любви Базаров не может отказаться от своих убеждений. В то же время любовь к Одинцовой обнаруживает несостоятельность вульгарного материализма Базарова. Так, после объяснения с Одинцовой Базаров идет в лес не за лягушками. Он хочет остаться наедине с природой и со своими мыслями.

В основе сюжета произведения –летнее путешествие двух студентов к их родственникам. Базаров и Аркадий проходятдва «круга». Первый «круг» двух героев почти совпадает: Марьино, губернский город, Никольское, родительский дом Базарова, снова Никольское, снова Марьино. Второй «круг» Аркадия: Никольское, снова Марьино. Второй «круг» Базарова: Никольское, родительский дом, где героя застигает смерть. Судьбы Аркадия и Базарова расходятся. Аркадий возвращается к жизни «отцов». Базаров умирает.

В первых одиннадцати главах действие происходит в Марьине. Центральное место занимают здесьспоры Павла Петровича с Базаровым (главы VI и X). Здесь же – экскурсы в прошлое Николая (Iглава) и Павла (VIIглава) Кирсановых, а также Фенечки (VIIIглава). В главах с XII по XV рисуется картина губернского города, причем изXVглавы мы узнаем также о прошлом Одинцовой. Таким образом,первые пятнадцать глав можно рассматривать какобширную экспозицию ковторой половине романа , где развертываютсяосновные события . Этоистория любви Базарова к Одинцовой иистория любви Аркадия и Кати . Обе истории развиваются параллельно, оттеняя друг друга. Этоухаживание Базарова за Фенечкой , завершившеесядуэлью главного героя с Павлом Петровичем. Наконец, этоболезнь и смерть Базарова финал основной сюжетной линии романа. Последняя,XVIIIглава, выполняет функциюэпилога .

Тургенев построил свое произведение именно так не случайно. Писатель хотел сначала заявить о взглядах, идеях своих героев, апотом продемонстрировать, как эти идеи проверяются жизнью.

Развитием сюжета Тургенев стремился показать , с одной стороны,незаурядность, силу духа Базарова , его в каком-то смысле превосходство над главным противником – Павлом Кирсановым. С другой стороны, с помощью сюжета писатель выявляетнесостоятельность, бесперспективность идей Базарова , прежде всего егонигилизма .

Роль природы и художественные функции пейзажа

Свое философское понимание природы Тургенев дает в очерке «Поездка в Полесье» (1858). Писатель утверждает мысль о том, чточеловек ничтожен перед могучей силой природы. Вечная природа постоянно напоминает человеку о быстротечности его жизни, о смерти. «Мне нет до тебя дела, – говорит природа человеку, – я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть».

В романе «Отцы и дети» писатель стремится показать, что природа сильнее человека. Так, красота природы выявляет несостоятельность вульгарно-материалистических теорий. Природное, страстное начало в любви оказывается сильнее вульгарных представлений Базарова о любви. Сама смерть Базарова показывает, по мысли писателя, безграничную власть природы над человеком.

Одновременно Тургенев выступает в своем произведении и как певец русской природы , её несравненнойкрасоты . Образы природы придают тургеневскому роману особуюпоэтичность .

Пейзаж в III главе имеет в значительной степенисоциальный смысл . Вид убогих полей, нищих крестьян заставляет Аркадия задуматься. «Нет, – подумал Аркадий, – не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»

В то же время этот же пейзаж приобретает и философское значение. Тургенев пишет: «Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое». Писатель хочет подчеркнуть, чтоприрода живёт по своим законам ; онане зависит от человека , от его размышлений.

Пейзаж в XI главе является ярким примеромвыражения авторской позиции. Замечательнаякартина летнего вечера обнаруживаетнесостоятельность вульгарно-материалистического взгляда на природу. Тургенев пишет: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… “Как хорошо, Боже мой”, – подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста: он вспомнил Аркадия, “Stoff und Kraft”, и умолк…»

Описание природы в XXI главе («Настал полдень…») предваряетразговор Аркадия и Базарова под стогом .Образ осины символичен. Он напоминает Базарову его детство, когда в душе героя царили мир и гармония. Теперь, по его словам, «талисман не действует». Далее автор передает философские размышления Базарова: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет». Тургеневскийгерой сознает, что человек ничтожен перед лицом природы, перед тайнами мироздания.

В XXIV главе Тургенев рисует замечательнуюкартину утренней природы перед дуэлью Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым: «Утро было славное, свежее…» Описывая чудесную природу, Тургенев дает понять читателю, насколькопротивоестественна самаситуация дуэли.

В XXV главе идиллические картины природы сопровождают безмятежнуюисторию любви Аркадия и Кати .Ясень – символ чистой, ясной, девственной любви.

Исключительно важным представляется завершающее роман описание деревенского кладбища и могилы Базарова. Эта картина сопровождаетсяфилософскими размышлениями автора : «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…».

С одной стороны , цитируя слова Пушкина о «равнодушной» природе, Тургенев хочет подчеркнуть, что«передовые» идеи Базарова и вся его бунтарская жизнь оказываютсяничтожными и бессмысленными перед могучей силой природы.

С другой стороны , автор уверен, что«святая, преданная любовь» стариков Базаровых«всесильна» : онасильнее «равнодушной» природы ,сильнее смерти . Писатель не сомневается в том, что родители Евгения, претворившие свои безмерные страдания в многотрудный молитвенный подвиг, составляющий отныне весь смысл и содержание их жизни, будут услышаны Богом, их сын-бунтарь будет прощен и его душа обретёт, несмотря ни на что,«вечное примирение» и «жизнь бесконечную» 1 .

«Тайный» психологизм

«Отцы и дети» – психологический роман . Автор стремится показать внутренний мир своих героев, приоткрыть, по его словам, «тайны духовной природы человека».

Одновременно Тургенев замечал, что «писатель должен быть психолог, но тайный». У Тургенева мы не найдем развернутых внутренних монологов героев, как у Лермонтова, Толстого или Достоевского. Тургенев передает состояние души героев, их переживания через внешниедетали . Поэтому психологизм Тургенева называют «тайным психологизмом». Не случайно главный герой романа «Отцы и дети» замечает: «Разве человек может громко сказать всё, что в нем происходит?»

Приведем некоторые примеры из текста романа. По дороге от почтовой станции домой, созерцая поля, Аркадий начинает восхищаться природой, но, вспомнив о присутствии Базарова, умолкает. Здесь содержится намек на то, что Аркадий боится мнения Базарова о себе.

Тургенев пишет о мыслях Павла Петровича: «Не в одном только прошедшем бродили они». Далее писатель замечает: «А в маленькой задней комнатке… сидела… молодая женщина, Фенечка». Таким образом Тургенев намекает на тайную страсть Павла Петровича к Фенечке. Писатель описывает состояние Павла Петровича после посещения им Фенечки: «Он бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с отчаянием глядя в потолок».

В связи с отъездом Базарова вместе с Аркадием в город Тургенев замечает: «Дуняша даже всплакнула». Эта психологическая деталь свидетельствует о неравнодушии Дуняши к Базарову.

При встрече с Одинцовой Базаров «с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился». В присутствии Одинцовой Базаров, «развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно». Когда Одинцова пригласила Базарова в Никольское, Аркадий заметил, что «приятель его покраснел». Указанные детали свидетельствуют о зарождающемся чувстве Базарова к Одинцовой. То же можно сказать о следующей детали: уже в Никольском, перед встречей с Одинцовой, Базаров требует себе «рюмку водки» (для храбрости). Кроме того, в Базарове стала проявляться «небывалая прежде тревога».

Далее Тургенев заостряет внимание читателя на том, что Базаров влюблен в Одинцову: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Тогда он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами. Во время объяснения Базарова с Одинцовой «руки его дрожали». Через некоторое время после объяснения Базаров «вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами».

Немаловажны и детали, передающие сложное отношение Одинцовой к Базарову. Когда Базаров сообщил, что он собирается ехать в деревню к родителям, «словно ее что в сердце кольнуло». После признания Базарова в любви Одинцова «направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова… и села опять, и опять задумалась».

Во время пребывания двух друзей в Никольском Аркадию кажется, что он, как и Базаров, влюблен в Одинцову. Однако некоторые психологические детали свидетельствуют об интересе Аркадия к Кате. Так, Аркадий подумал о ней: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна».

Отец Базарова волнуется при встрече с сыном: «Чубук так и прыгал у него между пальцами». Василий Иванович безмерно любит Евгения и не может скрыть своих чувств.

Когда Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль, «у Базарова что-то пробежало по лицу». Видимо, Базаров отчасти понял низость своего поведения с Фенечкой.

Приведенные примеры подтверждают мысль о своеобразии психологического анализа в тургеневском романе.

Вопросы и задания

1. В каких местах прошло детство Тургенева и как детские впечатления отразились в его творчестве? Где будущий писатель учился? Какие произведения сделали его известным? Какую роль в жизни писателя сыграла Полина Виардо? Какова была позиция Тургенева в идейной борьбе его времени? Назовите шесть романов писателя. В какое время они создавались? Какие повести Тургенева вам знакомы? Как называется цикл лирических произведений-миниатюр, созданный писателем в последние годы жизни?

2. Когда был написан роман «Отцы и дети»? Где и когда он был опубликован? К какому времени относится действие в произведении? Чем характеризовалась эпоха, отраженная в «Отцах и детях»?

3. Назовите основные проблемы романа и кратко прокомментируйте их. Кто из героев и в каких словах формулирует основной вопрос, стоявший перед русским обществом накануне реформы 1861 года?

4. Рассмотрите идейную направленность произведения. Каково отношение Тургенева к либеральному дворянству и к разночинцам-демо­кратам? Какие вечные ценности утверждает писатель в своем произведении?

5. Охарактеризуйте Павла Петровича Кирсанова, выделите главные черты его личности, проанализируйте его взгляды и убеждения. Какие художественные средства использует Тургенев при создании образа этого героя?

6. Рассмотрите образ Базарова. Выявите главные черты его характера, расскажите о его взглядах, убеждениях. В чем смысл нигилизма Базарова? В чем проявляется его нигилистическое отношение к природе, искусству, человеческим чувствам? Каковы политические взгляды героя? В чем смысл его отношения к народу? Какие художественные средства использует Тургенев, создавая образ Базарова?

7. Кратко охарактеризуйте Николая Петровича и Аркадия. Какие черты характера и мировоззрения сближает отца и сына? Какие жизненные идеалы отличают всю семью Кирсановых?

8. Расскажите об Анне Сергеевне Одинцовой. Какие черты личности героини делают её незаурядной, позволяют стать главной героиней романа? Какие средства использует Тургенев при создании ее образа? Что сближает и что разделяет Анну Сергеевну и её сестру Катю?

9. Какую идейно-композиционную роль в «Отцах и детях» играет Фенечка? Почему именно эта героиня оказывается в центре коллизии Павел Петрович – Базаров?

10. Какую роль в романе играет княгиня Р. – возлюбленная Павла Петровича? Какие приёмы использует писатель при создании ее образа?

11. Расскажите о родителях Базарова. Что составляет суть их характеров, их мировоззрения? Почему именно эти лица из поколения «отцов» оказываются предстоящими Богу в заключительной картине тургеневского романа?

12. Охарактеризуйте жанровые и композиционные особенности «Отцов и детей». В чем состоит главное отличие романов Тургенева от его повестей? Почему «Отцы и дети» могут быть названы идеологическим, философским, психологическим романом? В чем проявляется лаконичность тургеневского романа? Какую роль в «Отцах и детях» играет ситуация «rendez-vous»? Назовите и кратко охарактеризуйте основные любовные истории в «Отцах и детях».

Что лежит в основе сюжета всего произведения? Какие два «круга» проходят Базаров и Аркадий? В чем причина несовпадения их второго «круга»?

Какую композиционную роль играют в произведении первые пятнадцать глав? Какие элементы композиции в этих главах наиболее существенны? Какие события являются наиболее важными в последующих тринадцати главах, какую идейно-композиционную роль эти события играют? Как через сюжетное построение произведения выявляется авторская позиция?

13. Каковы философские воззрения Тургенева в отношении природы? Как называется очерк, в котором писатель выразил свой взгляд на природу наиболее ярко? Каковы основные функции образов природы в «Отцах и детях»? Рассмотрите основные пейзажные зарисовки в романе, определите их идейный смысл. Какие философские идеи выражает автор в заключительном описании природы – картине сельского кладбища?

14. В чем суть «тайного» психологизма Тургенева? В каких словах сам Тургенев определил задачи психологического анализа? А как об этом говорил его герой Базаров? Приведите примеры «тайного» психологизма из текста «Отцов и детей».

15. Составьте развернутый план-конспект на тему: «Семьи Кирсановых и Базаровых в романе “Отцы и дети”».

16. Напишите сочинение: «Тема любви и своеобразие её художественного воплощения в произведениях И.А.Гончарова и И.С.Тургенева (“Обломов”, “Отцы и дети”)».

Катя - младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживаются самостоятельность и душевная сила. К. внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию Кирсанову свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова. Именно благодаря ей оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. К. наглядно воплощает в романе Тургенева правду и красоту обыкновенности.

    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...

    Главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и социальных норм. В России это...

    В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное...

    В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

  1. Новое!