Балкарцы языки обычаи где проживают одежда традиции. Карачаевцы перед стройкой моста через р

Можно ли назвать целую страну крутой? Справедливо ли говорить, что одна нация круче, чем другая? - спрашивает CNN. Учитывая, что в большинстве стран есть убийцы, тираны и звезды реалити-шоу, ответ однозначен - да, и CNN взялся сам ответить на свой вопрос.

Чтобы отсортировать крутых от менее удачливых, мы составили этот список самых стильных людей на планете. Нелегкая задача, когда имеешь дело почти с 250 кандидатами. Основная проблема, конечно, в том, что каждая национальность в мире считает, что она и есть самая крутая - за исключением канадцев, которые слишком самоуничижительны для такого рода вещей.

Спросите мужчину из Кыргызстана, какие люди самые крутые в мире, и он скажет “кыргызы”. Кто знает (серьезно, кто бы мог знать?), может быть, он и прав. Спросите у норвежца, и он, закончив тщательно пережевывать кусочек тайского зеленого карри, глотнет тайского пива Singha, задумчиво взглянет на тайский курорт Пхукет и на солнце, которое ускользает из его страны в течение 10 месяцев в году, а затем тихонько пробормочет с каким-то суицидальным отсутствием убежденности: “норвежцы”.

Нелегкая задача - определить, кто круче. Итальянцы, потому что некоторые из них носят плотно подходящие дизайнерские костюмы? Являются ли русские не крутыми, потому что некоторые носят устаревшие спортивные костюмы и борцовские прически?

Неужели швейцарцы слишком нейтральны, чтобы быть крутыми?

Итак, давайте посмотрим, какие нация признаны CNN крутыми.

10. Китайцы

Не самый очевидный выбор, но с населением более одного миллиарда, статистически Китай должен иметь свою долю крутых людей. Кроме того, разумно включать китайцев в любой список, например, потому что, если бы мы этого не сделали, находчивые хакеры Китая просто вломились бы на сайт и добавили бы себя в любом случае.

Не говоря уже о том, что им удалось аккумулировать большую часть мировой валюты.

Икона крутости: Брат Шарп - бездомный человек, чья внешность невольно заставила его ощутить интернет-моду.

Не так классно: концепция личной неприкосновенности до сих пор в основном не известна в Поднебесной.

9. Ботсвана

Несмотря на уклоняющегося от уплаты налогов Уэсли Снайпса и увлекательные приключения Анджелины Джоли в Намибии, корону крутых у этой страны забирает соседняя Ботсвана.

Даже животные расслаблены в Ботсване. Страна, где численность населения самая высокая в Африке, предпочитает не заботиться о диких зверях, как некоторые другие страны сафари.

Икона крутости: Мпул Квелагобе. Коронованная Мисс Вселенная 1999 года, Квелагобе на самом деле добилась того, чтобы «сделать мир лучше» и неустанно борется за осведомленность о ВИЧ / СПИДе.

Не так здорово: Ботсвана - лидер по распространению ВИЧ / СПИДа в мире.

8. Японцы

Мы явно не будем говорить о зарплатах японцев, их рабочих местах и караоке, где каждый из них представляет себя Элвисом. Японский факел крутости дерзко держат в своих руках японские подростки, чьи капризы и извращенное современное потребительство, мода и технологии часто диктуют то, что будет носить остальная часть мира (мы имеем в виду вас, Леди Гага).

Икона крутых: Бывший премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, возможно, был самым крутым мировым лидером, но бывший премьер-министр Юкио Хатояма - наш выбор. Забудьте подростков, этот человек знает толк в стиле, особенно когда дело касается рубашек.

Не так здорово: население Японии стремительно стареет. Будущее очень серое.

7. Испанцы

Зачем? Благодаря солнцу, морю, песку, сиестам и сангриие, Испания классная. Испанцы даже не начинают вечеринку, пока большинство других стран не лягут спать.

Жаль, что всем пора идти домой.

Икона крутых: Хавьер Бардем. Антонио Бандерас и Пенелопа Крус.

Не так здорово: мы до сих пор помним о провале испанской баскетбольной команды в Китае в 2008 году.

6. Корейцы

Всегда готовы пить, отказ от участия в нескончаемых раундах по распитию соджу-водки - это личное оскорбление в Сеуле. Сказав “ваншот!”, можно подружиться с корейцами и стать лучшими приятелями в мире. Корейцы - лидеры почти всех нынешних тенденций в музыке, моде, кино. Они доминируют и заслужили право похвастаться немного, когда этот “ваншот!” превращается в 10 или 20.

Икона крутости: Пак Чхан-Ук достиг культового статуса среди актеров эмо-фильмов по всему миру.

Не так здорово: аромат Кимчи.

5. Американцы

Что? Американцы? Запугивающие войнами, загрязняющие планету, наглые, вооруженные американцы?

Глобальную политику оставим в стороне. Где бы хипстеры сегодняшнего дня были без рок-н-ролла, классических голливудских фильмов, отличных американских романов, синих джинсов, джаза, хип-хопа, “The Sopranos” и крутого серфинга?

Хорошо, кто-то еще мог бы придумать все то же самое, но дело в том, что это придумала именно Америка.

Икона крутости: Мэтью МакКонахи: играет ли он ром-ком, застрял ли в космонавтах и ковбоях, он все равно остается крутым.

Не так классно: упреждающие военные удары, случайные вторжения, хищническое потребление, жалкие математические оценки и толстые плоды Walmart автоматически помещают американцев в любой “самый развратный” список.

4. Монголы

Здесь воздух наполнен некой тайной. Эти невозмутимые души, любящие свободу, ведут кочевой образ жизни, предпочитают горловое пение и юрту. Меховое все - сапоги, пальто, шляпы. Это добавляет свое великолепие к исторической мистике. А кто еще держит орлов в качестве домашних животных?

Икона крутости: Актриса Хулан Чулуун, которая сыграла жену Чингисхана в очень крутом фильме “Монгол”.

Не так круто: Яки и молочные продукты при каждом приеме пищи.

Ямайцы вызывают зависть англоязычного мира и обладают самой отличительной и узнаваемой прической планеты. Примечание для туристов: дреды круто смотрятся только на ямайцах.

Икона крутости: Усэйн Болт. Самый быстрый человек и девятикратный олимпийский чемпион.

Не так здорово: высокий уровень убийств и широко распространенная гомофобия.

2. Сингапурцы

Только подумайте: в этот цифровой век, где блоги и обновление Facebook - это почти все, что интересует современную молодежь, старые школьные понятия были перезагружены. Вундеркинды теперь наследуют Землю.

С его абсурдно компьютерно-грамотным населением, Сингапур - центр гиков, и его жители могу претендовать на свое законное место в качестве аватаров современной крутости. Сейчас они, вероятно, все пишут твиты об этом.

Икона крутости: Лим Динг Вен. Этот вундеркинд мог программировать на шести компьютерных языках в возрасте девяти лет. Славное будущее его ждет.

Не так здорово: из-за того, что все зависают в компьютерах, местное правительство фактически поощряет сингапурцев заниматься сексом.

1.Бразильцы

Без бразильцев у нас не было бы самбы и карнавала Рио. У нас не было бы Пеле и Роналду, мы не имели бы крохотных купальников и загорелых тел на пляже Копакабана.

Они не используют свою сексуальную репутацию в качестве прикрытия для истребления дельфинов или вторжения в Польшу, поэтому у нас нет выбора, кроме как назвать бразильцев самыми крутыми людьми на планете.

Итак, если вы бразилец и читаете это - поздравляем! Хотя, поскольку вы сидите за компьютером, а не хвастаетесь своими кубиками на пляже, вы, вероятно, себя крутым не ощущаете.

Икона крутости: Сеу Хорхе. Благодаря португальскому языку Боуи,вы хотите, чтобы Зигги Стардаст был из Бразилии, а не из космоса.

Не так круто: Ммммм, бразильское мясо и какао - вкусно, но уничтожение сельским хозяйством огромных массивов тропических лесов оставляет горькое послевкусие.

История кабардинцев и балкарцев тесно связана с христианством и исламом. Христианская религия оставила глубокий след в культуре этих двух народов, однако кXIX в. ислам вытеснил христианство. Переплетение на различных этапах истории мощных религиозных традиций породило свои особенности, связанные с одновременным почитанием языческих, христианских и мусульманских божеств, при этом последние две религиозные системы, как правило, мифологизировались и приобретали определенные черты языческих культов. Нахождение в одном урочище христианских и мусульманских памятников и совершение здесь же языческих обрядов для многих жителей горной Балкарии и в особенности Кабарды остается нормальным явлением.

До сих пор в ущельях Кабарды можно увидеть сосны, увешанные разноцветными лентами, - знак почитания местными жителями священной природы. В синкретичном сознании кабардинцев сохраняется поклонение «троице»: великому богу Тха, богу души Псатхэ, богу неба Уашхо. Имя бога Тха кабардинские предания связывают с Эльбрусом (Уэщхьэ-махуэ - гора счастья). После проникновения в Кабарду ислама Эльбрус стали считать местом обитания Джина-падишаха, царя духов и властителя птиц, который обладает чудесным даром предугадывать будущее. Перед каждым Новым годом многие кабардинцы считают своей обязанностью совершить своеобразный «хадж» - идти на поклонение к Джину-падишаху. Но так как до вершин Эльбруса добраться невозможно, то паломники обычно направляются к урочищу Татар-туп (татарский холм) на западном берегу Терека, где когда-то были обнаружены изображения Богородицы и Иоанна Крестйтеля. Об удивительной живучести древних народных верований говорит, например, бытование такого обрвда, как «Ханцегуащэ» - вызывание дождя (во время засухи по селу носят лопату, наряженную в женское платье, в каждом доме ее обливают водой и чем-либо од аривают). Синкретичное сознание кабардинского народа хорошо отражается в народном изречении: «Лучше уважать всех богов, чем возносить молитвы одному, а других не помнить. Ведь остальным будет обидно».

Важную роль в жизни кабардинцев играет адыгский кодекс морали и чести «адыгэ-хабзэ», имеющий в основном языческое происхождение. Во многих случаях этот кодекс считается важнее мусульманских обычаев и шариата. В этой системе этических норм важное место занимают традиции почитания старших («власть старшего равна власти Бога»), культ предков, воинская доблесть («из адыгского воина также трудно сделать муллу, как из турецкого муллы - воина»), почитание гостя, культ семьи, а также обряды, связанные с пищей («пища важнее Корана»). В селах древние народные обычаи сохранялись на протяжении всех лет советской власти и заметно усилились в последние годы. Единственным обрядом, в котором в большей степени сильна мусульманская традиция, остаются похороны (хотя и этот обряд в определенной мере дополнен домусульманскими обычаями). Современный исследователь адыгской культуры Баразби Бгажноков отмечает, что адыгская этика вовлекает в сферу своего влияния религиозное сознание и подчиняет его. Это явление актуально для всех периодов исторического развития адыгов-черкесов (кабардинцы - пятигорские черкесы). Адыгэ-хабзэ обладает столь большой социально-бытовой ролью в Кабарде и в других адыгейских регионах, что адыгство было объявлено творением Бога. По мнению Бгажнокова, «в сознании основной массы черкесского населения - это способ бытия в мире, дарованный народу мусульманским Аллахом или языческо-христианским Тха, подобно тому как самим Создателем спускаются народам священные писания. Поэтому считается, что человек, не соблюдающий заповедей адыгства, навлекает на себя гнев самого Бога. Распространены суждения типа: «Когда наши души покинут тело и предстанут перед Аллахом, он спросит с упреком: «Я даровал вам адыгагьэ, чтобы вы жили в соответствии с его законами, почему же вы пренебрегли моим даром?»» Таким образом, адыгская этика сопоставима с непоколебимой национальной религией, которая лояльно и терпимо воспринимает мировые религии - ислам и христианство». (Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 84).

Кабардинцы, как и большинство кавказских народов, пережили несколько периодов христианизации и исламизации. Процесс проникновения христианства в среду адыгских народов начался в IV в.е и активизировался в VI в., когда адыги подчинились Византийской империи. Официально христианство адыги приняли в VI в. при византийском императоре Юстиниане I через греческие фактории на Средиземноморском побережье. В XIII-XIV вв. в результате монголо-татарского нашествия территория современной Кабардино-Балкарии была опустошена. В конце XIV в. под предводительством князя Инала, которого предание считает родоначальником всех кабардинских князей, кабардинцы начали расселяться по Кубани и Тереку. В XIII-XV вв. на Северном Кавказе появились католические миссионеры.

В середине XVI в. кабардинский князь Темрюк Идаров заключил военный союз с Русским государством. В 1561 г. Иван Грозный женился на дочери Темрюка Гошене, которая

приюта крещение с именем Мария. Впоследствии христианские проповедники сохранялись у кабардинцев вплоть до XVIII в.

Становление ислама осуществлялось поэтапно. Районом древнейшего проникновения ислама на Северный Кавказ считается город Дербент (Южный Дагестан). Арабы делали попытки захватить Дербент еще в VII в., но тогда они не смогли закрепиться в «стране гор». В то же время им удалось оказать определенное влияние на религиозные убеждения местных жителей, которые первыми на Северном Кавказе приняли ислам. В дальнейшем ислам проникал к адыгам из Золотой Орды через Нижнее Поволжье.

XIII - первая половина XVI в. - проникновение ислама на Северо- Западный Кавказ, в том числе в Кабарду. После захвата Турцией Черноморского побережья Грузии и Абхазии в середине XV в. и всего Крыма в 1475 г. походы против народов Северного Кавказа турецкие паши и крымские ханы вели под знаменем ислама. В XVI в. часть кабардинских князей приняла ислам суннитского толка. Из Кабарды ислам (суннизм ханифитского толка) проник в Балкарию, где окончательно утвердился к середине XVIII в. Однако в народе еще были очень сильны языческие верования; соединение их с мусульманской традицией прослеживалось во многих обрядах. Кабардинцы сопротивлялись введению мусульманского законодательства - шариата, сохраняя приверженность местным обычаям - адатам.

В 1711 г. Петр I дал грамоту кабардинскому народу о принятии его в российское подданство. С XVIII в. началось активное заселение Северного Кавказа выходцами из России.

В настоящее время кабардинцы занимают преимущественно низменную часть территории Кабардино-Балкарии, в горной ее части проживают балкары.

На территории Балкарии в горных ущельях Приэльбрусья христианство появилось в VI в. Считается, что его носителями стали не только аланы-асы, но и предки современных балкарцев - тюркоязычные болгары, ставшие основным населением Балкарии. Оно распространялось прежде всего из Византии и со стороны Таманского полуострова, однако большое значение имели также связи Балкарии с христианскими государствами - Грузией, Арменией и Абхазией. Вплоть до нашествия Тамерлана в XIV в. огромное миссионерское значение имела Аланская епархия на Северном Кавказе. Ислам стал проникать в Балкарию с XVI в., но до сере- " дины ХУШ в. среди балкарцев было сильно христианство, которое оказало значительное влияние на язык и обычаи народа. Несмотря на распространявшийся более энергично в XVIII-XIX вв. ислам, даже в начале XX в. в Балкарии оставались христианские селения. Знать в основном принимала мусульманство, а простые крестьяне оставались христианами либо языч- никами. В XIX в. православная церковь пыталась организовать свою мис- л сию среди балкарцев, не принесшую больших успехов. В ХЕХ в. ислам стал

официальной религией в Балкарии (см.: Бабаев С.К. К вопросам истории языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 2000. С. 147-190). Балкарский ислам не отличался ортодоксальностью - многие мусульманские установления нарушались, например, в пищу употреблялась свинина, исламские обряды перемешивались с народными традициями, связанными с горским этикетом - тауадэтом. В основе тауадэта лежали языческие элементы, похожие на кабардинское язычество (также как и тауадэт во многом напоминает адыгэ-хабзэ).

В 1921 г. постановлением ВЦИК была образована Кабардино-Балкарская автономная область в составе РСФСР. В советский период Ка- бардино-Балкария, как и весь Северный Кавказ, стала ареной борьбы с «религиозными пережитками», «кулацко-мулльскими элементами» и «антисоветским подпольем», в результате чего в 30-е гг. здесь были уничтожены практически все мечети, а духовенство подверглось репрессиям. В 1944 г. балкарское население, обвиненное Сталиным в сотрудничестве с гитлеровцами, было поголовно депортировано в Сибирь и Среднюю Азию, где оно пребывало вплоть до начала хрущевской «оттепели», а республика была переименована в Кабардинскую АССР. Депортация балкарцев оказала сильное влияние на народную религиозность. Тяжелые условия депортации, проживания вдали от родины заставили балкарцев сплотиться вокруг ислама, основной веры народа на тот период. Христианство и язычество были практически потеряны и забыты.

Деятельность религиозных организаций, а также взаимодействие с ними органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», республиканскими целевыми программами «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2013-2015 годы и «Профилактика терроризма и экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011 - 2015 годы.

Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и религиозных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания населения, поддержания межконфессионального согласия и диалога, осуществляется в рамках республиканской целевой программы «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2011-2012 годы и ведется по двум направлениям:

разработка и реализация комплекса мер, направленных на распространение идей духовного единства и патриотизма, повышение культуры межконфессионального общения;

укрепление межконфессионального согласия, взаимодействие с религиозными организациями, вовлечение их в миротворческие процессы, воспитание толерантности.

На 1 января 2013 года в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 176 религиозных организаций, в том числе 125 мусульманских, 21 православная, 1 иудейская, 3 римско-католических, 26 протестантских. В республике функционируют 147 мечетей, 20 православных церквей, 1 монастырь, 4 храма-часовни, 1 синагога, 27 протестантских и 3 римско-католических молельных домов. Религиозную службу и обряды в них проводят 137 мусульманских, 23 православных, 2 римско-католических, около 30 протестантских служителей, 1 раввин. Религиозную картину в республике в основном определяют мусульманство и православие. Общины данных конфессий составляют более 80-ти процентов от общего количества религиозных объединений, а число последователей – 90 процентов от общего числа верующих.

Конфессиональное пространство в республике в целом носит конструктивный характер: религиозные организации действуют в рамках заявленных уставных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике не имеется межконфессиональных конфликтов и противоречий. Отношения между традиционными конфессиями строятся в режиме диалога и сотрудничества в духовно-нравственном и патриотическом воспитании населения.

В 2012 году в рамках реализации мер, направленных на укрепление межконфессионального согласия и взаимодействие с религиозными организациями, Министерством в данном направлении реализовано более 100 мероприятий с общим охватом около 14 000 человек.

В целях возрождения народных славянских традиций, а также популяризации культурных ценностей народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, совместно с благочинием православных церквей КБР 13 февраля 2012 года в Государственном концертном зале г.Нальчика проведено празднование Широкой Масленицы. В концертной программе приняли участие отдел культуры Пятигорской и Черкесской Епархии Русской православной церкви, национальные культурныецентры КБР, учащиеся общеобразовательных учреждений и школ-интернатов республики.

Совместно с администрацией Чегемского муниципального района КБР с 26 по 30 ноября в с. Нартан реализован республиканский проект «Куначество», направленный на профилактику межнациональных конфликтов и возрождение механизмов установления и поддержания добрососедства в Кабардино-Балкарской Республике. В проекте приняли участие 12 семей, представляющих Чегемский, Майский, Черекский, Урванский, Терский, Зольский и Лескенский муниципальные районы, а также городской округ Прохладный. Ранее, в апреле 2012 года в рамках данного проекта организован и проведен «Лагерь кунаков». В течение четырех дней будущие кунаки из Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Ингушетия, РСО-Алания и Кабардино-Балкарской Республики, проживая в санатории «Маяк» г.Нальчика, знакомились друг с другом. С 16 по 20 июля 2012 годареализован межрегиональный этап молодежного проекта «Куначество», в течение которого ребята - участники проекта проживали в семьях друг друга, знакомились с традициями, бытом, культурными ценностями соседних народов. Цель проведения данного мероприятия - профилактика межнациональных конфликтов среди молодежи Северного Кавказа.

В июне 2012 года совместно с Духовным управлением мусульман КБР организован и проведен межнациональный лагерь «Согласие» под девизом «Межнациональный диалог – залог процветания наших народов!». В течение месяца в лагере проживали около 100 мальчиков и девочек в возрасте от 12-ти до 15-ти лет из разных городских округов и муниципальных районов республики, в том числе представители национальных культурных центров. Согласно специально разработанной программе для участников лагеря организованы и проведены семинары-тренинги по коммуникативности, толерантности, взаимодействию со СМИ, ведению переговоров, «круглые столы», встречи с общественными и религиозными деятелями, конкурсы, диспуты, спортивные соревнования, а также экскурсии по достопримечательностям Кабардино-Балкарии. Цель организации лагеря - обеспечение мира и согласия в обществе, установление диалога и взаимопонимания между различными культурами и народами, а также укрепление и развитие межнациональных отношений между народами, проживающими в Кабардино-Балкарской Республике.

В рамках реализации республиканской целевой программы «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2011-2012 годы проведён конкурс социально значимых проектов среди республиканских социально ориентированных некоммерческих организации, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, направленный на профилактику асоциальных проявлений в молодежной среде Кабардино-Балкарской Республики . По итогам конкурса субсидия в размере 5 200 тыс. рублей предоставлена ДУМ КБР на реализациюпроекта «Духовно-нравственное оздоровление молодежи» в Кабардино-Балкарской Республике. В рамках проекта 10 октября 2012 года Духовным управлением мусульман КБР проведен Международный научно-практический семинар «Московская Богословская Декларация как инструмент преодоления крайних позиций в среде мусульманской молодежи». В семинаре приняли участие преподаватели и студенты светских и исламских учебных заведений Кабардино-Балкарской Республики, имамы, государственные и муниципальные служащие, работающие в сфере государственно-конфессиональных отношений, представители общественных организаций, а также духовных управлений мусульман субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Организованои проведена международная богословскаяконференция «Мусульмане и национальная культура в светском обществе» с участием ученых-исламоведов из Турецкой Республики, Азербайджанской Республики, руководителей духовных управлений мусульман Северо-Кавказского федерального округа, представителей светских и исламских высших учебных заведений, общественных организаций и духовенства республики (15.11.2012г., г.Нальчик).

Духовным управления мусульман КБР с августа 2012 года с целью проведения разъяснительных бесед осуществлено 30 посещений мечетей в муниципальных образований республики. Также с учащимися общеобразовательных учреждений проведены 32 встречи просветительского характера, посвященные проблемам профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде. Выпущено 6 наименований религиозных информационно-просветительских брошюр тиражом по 700 экземпляров каждая.

С целью оказания содействия жителям республики в совершении хаджа в 2012 году распоряжением Главы КБР А.Б. Каноковаот 25 июля 2012 г. № 68-РГ образованорганизационныйкомитет по оказанию содействия паломникам. В его состав традиционно вошли руководители органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители законодательной власти республики, председатель Духовного управления мусульман КБР. В августе-сентябре 2012 года проведено 2 заседания организационного комитета, по итогом которых оказана помощь в отправке 452 паломников из КБР в хадж.

В течение 2012 года в Кабардино-Балкарской Республике конфликтов на межрелигиозной почве не наблюдалось. Религиозная ситуация сохраняла относительную стабильность, однако, несмотря на предпринятые меры, конфликт внутри мусульманской общины, между верующими старшего и молодого поколения все еще существует в латентной форме.

В рамках противодействия распространению радикализма и в целях снижения уровня террористической угрозы религиозными организациями, представляющими основные конфессии, значительно усилена работа просветительского характера среди населения республики.

В течение года для проведения разъяснительных бесед Духовным управлением мусульман КБР было организовано около 200 выездов в общеобразовательные учреждения республики, около 20-ти посещений колоний общего режима, проведено более 60-ти встреч с верующими и пятничных проповедей в мечетях населенных пунктов республики.

Благочинием православных церквей КБР продолжена деятельность по поддержке наименее защищенных слоев общества, профилактике проявления негативных зависимостей и радикальных настроений, ведется работа по реабилитации наркозависимых, а также поддержке лиц, находящихся в местах лишения свободы, привитию им трудовых навыков, восстановлению утраченных социальных связей. Адресная помощь остро нуждающимся категориям граждан, поддержка воспитанников детских домов-интернатов и реабилитационных центров, оказанная благочинием православных церквей КБР, также способствовала поддержанию в обществе межнационального и межконфессионального согласия.

Продолжена деятельность еврейской общины республики. В отчетном периоде следует обозначить ряд значимых событий: завершена реконструкция единственной действующей в г. Нальчике синагоги, на территории которой для совершения ритуальных обрядов построена миква; в марте, мае и сентябре 2012 года проведены торжественные обряды внесения трех новых Свитков Торы. Позитивным явлением в жизни верующих иудеев стало избрание в январе 2012 года Главным раввином Северо-Кавказского федерального округа раввина горско-еврейской общины города Нальчика Л.М. Шабаева.

Особой активизации деятельности со стороны римско-католических и протестантских религиозных организаций в отчетном году не наблюдалось.

С целью объединения усилий и конструктивного взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с религиозными объединениями, сотрудничества в вопросах соблюдения религиозного законодательства, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания, противодействия распространению асоциальных проявлений в обществе, в муниципальных районах и городских округах созданы и функционируют комиссии по взаимодействию с религиозными организациями при местных администрациях.

Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления, соблюдая принцип невмешательства, поддерживают с религиозными объединениями постоянные конструктивные отношения, сотрудничают с ними в вопросах соблюдения законодательства о свободе слова, свободе вероисповедания, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, использования их возможностей в духовном и нравственном воспитании населения, противодействия религиозному экстремизму, оказывают финансовую, материальную и иную помощь в строительстве и реставрации культовых зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлении налоговых и иных льгот.

Развитие государственно-конфессиональных отношений и религиозная политика в республике в целом предполагают дальнейшее совершенствование, в том числе в области просвещения. В развитии религиозного образования и просвещения последователей ислама большие надежды возлагаются на духовных лиц и теологов. В настоящее время в республике функционирует ряд учреждений религиозного профессионального образования.

Университет располагает кадровой базой, учебной программой, состоящей из 23-х религиозных и 12-ти светских дисциплин, отвечающей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В стенах университета получают образование также студенты из других республик Северного Кавказа.

15 марта 2011 года в городе Нальчике начато строительство Религиозно-образовательного центра, который будет включать Соборную мечеть, новый современный университетский комплекс со всей необходимой инфраструктурой, от общежития для студентов до конференц-залов и библиотек. Срок завершения строительства – 2013 год.

Во всех образовательных учреждениях республики на классных часах, факультативных курсах ведется работа по ознакомлению учащихся с историей мировых религий, совместно с религиозными организациями республики, проводятся культурно-просветительские и иные мероприятия, реализуются образовательные проекты, направленные на духовно-нравственное, гражданско-правовое и патриотическое воспитание учащихся. Факультативные занятия проводят преподаватели общественных дисциплин.

Ознакомление учащихся с историей мировых религий проводится по следующим учебникам: «Основы религиоведения» В.П. Павловский, 2006 г.; «История религий», А.О Чуборьян, 2006 г.; «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов, 2003 г.; «История мировых религий», Н.К. Кулаков, 2005 г.; «История религий», А. Мень, 2006 г.

В то же время следует подчеркнуть, что государственно-конфессиональные отношения и в целом религиозная политика в республике нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Население недостаточно осведомлено об исторически сложившейся религиозной культуре народов, проживающих в республике, традициях бытования ислама у кабардинцев и балкарцев, о современном состоянии религий, даже при наличии информации по данной тематике в масс-медиа.

Конфессиональное пространство в республике в целом сложилось конструктивное, религиозные организации действуют в рамках заявленных уставных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике не имеется межконфессиональных конфликтов и противоречий. Отношения между традиционными конфессиями строятся в режиме диалога и сотрудничества в духовно-нравственном и патриотическом воспитании населения.

Реализация государственных мер положительно сказывается на оздоровлении и стабилизации религиозной обстановки, создании и поддержании благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития государственно-конфессиональных отношений в республике.

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории России. Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горец». Согласно данным Переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 108 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы как народность сложились в основном из трех племен: кавказоязычные племена, ираноязычные аланы и тюркоязычные племена (кубанские болгары, кыпчаки). Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: , сванами, . Тесный контакт балкарцев с русскими начался примерно в семнадцатом веке, о чем свидетельствуют летописные источники, где балкарцы названы «Балхарскими кабаками».

В самом начале 19 века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и . В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Балкарцы вернулись на родину. В 1991 году была провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.

На протяжении многих лет балкарцы занимались скотоводством, главным образом, выращивали овец, коз, лошадей, коров и тому подобное. Занимались также горным террасным пашенным (ячмень, пшеница, овёс). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение. Некоторые селения занимались пчеловодством, другие охотились на пушного зверя.

Вплоть до девятнадцатого века балкарцы исповедовали религию, представляющую собой соединение православия, ислама и язычества. Еще с конца семнадцатого века начался процесс полного перехода к исламу, но закончился он только в девятнадцатом веке. До этого момента балкарцы верили в магические силы, наделяли волшебными свойствами камни, деревья. Присутствовали так же и божества-покровители.

Традиционное жилище

Поселения балкарцев, как правило, крупные, состоящие из нескольких родов. Располагались уступами по склонам гор. В целях обороны возводили своеобразные башни. Иногда балкарцы селились на равнинах, стоя свои дома на русский, «уличный» манер с усадьбами.

В горных поселениях балкарцы строили свои жилища из камня, одноэтажные, прямоугольные, в Баксанском и Чегемском ущельях также деревянные срубные с земляными крышами. Согласно семейному уставу, который был в силе до конца 19 века, спальная честь дома балкарцев должна быть разделена на две половины: женскую, и мужскую. Кроме того, присутствовали хозяйственные комнаты, иногда гостевая. Дома в 2-3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоятельных семей в конце 19 века. В 20 веке распространились двухэтажные многокомнатные дома с деревянными полами и потолками. В старые времена дом балкарцев отапливался и освещался открытым очагом.

Народный костюм

Традиционная одежда балкарцев северокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, подпоясанная узким ременным поясом. Из зимней одежды: шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шапочки. Балкарские женщины большое внимание уделяют украшениям: браслеты, кольца, серьги ожерелья и так далее. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Кухня балкарцев

Традиционная кухня балкарцев в основном состоит из пищи, приготовленной из злаков (ячмень, овес, пшеница, кукуруза…). Мясную и молочную пищу употребляли довольно редко, в основном по праздникам. В будни дни ели мед, лепешки, хлеб и похлебки. Варили пиво из ячменя.

В высокогорных районах Центрального Кавказа проживает самобытный народ – балкарцы. Самоназвание – таулула, что означает «жители гор». Представители этой национальности относятся к европеоидной расе. Имеют характерные внешние признаки: большую голову, широкое лицо, прямой или орлиный нос, темные глаза и волосы, светлую кожу.

Карачаево-балкарский язык является тюркским, кыпчакской группы, отличается сложной фонетикой и грамматикой, сохраняет древнетюркские элементы, используются сразу три системы исчисления: четверичная, десятичная, двадцатеричная.

История происхождения балкарского народа

Ранняя история этого кавказского народа покрыта тайной. Известно, что за время своего существования он обзавелся тюркскими, сванскими и адыгскими этническими компонентами. Существует несколько версий о происхождении балкарцев.

Французский ученый Г. Ю. Клапрот, изучавший народы в начале 19-го столетия, считал, что предки балкарцев – переселившиеся в горные ущелья хазары из золотоордынского города Маджары, разрушенного войсками Тамерлана в 1395 г. По мнению других ученых, высокогорные кавказские народы являются потомками воинов Тамерлана, поселившихся в горах после победы над Тохтамышем.

Русские историки и этнографы считают, что они произошли от древних кавказских болгар или выделились из народов, находившихся под монгольским владычеством в XVI веке. Все версии основаны на народных легендах и не имеют прямых доказательств. письменность появилась только в XVIII в., поэтому подлинные исторические сведения о их появлении на не дошли до наших дней.

Издревле они селились в предгорьях и горах, реже на равнинах. Дома из камня и глины скученно строились в местах труднодоступных для нападения. Основу хозяйственного быта балкарцев составляли отгонное скотоводство и пашенное земледелие, что отразилось на кухне и послужило развитию кожевенного ремесла.

Каждое поселение состояло из нескольких родов. Представители высших сословий жили в многокомнатных домах, крестьяне – в однокомнатных. Жилье разделялось на две половины – мужскую и женскую. Дома отапливались и освещались с помощью открытого очага. Долго сохранялся обычай, согласно которому только в один определенный день можно было давать соседям огонь из своего очага, чтобы разжечь их потухший очаг.

Балкарское общество имело многоступенчатую иерархию, которая неофициально сохранилась и в наши дни. Знать – таубии, князья. На ступень ниже уздени – дворянство. Менее привилегированное сословие – каракиши, исполняли не только дворянские обязанности, но и трудовые. Это сословие считалось неоднородным и подразделялось на несколько категорий.

Следующие – азаты – земледельцы, которые работали на землях таубиев. Еще ниже – чагары, имеющие незначительные права. Касаги и карауши занимали низшую ступень и не имели прав. Для представителей каждого сословия был свой свод правил.

Культура, традиции и обычаи балкарцев

Семейные традиции балкарцев продиктованы нормами поведения, сформировавшимися за много веков. Тип уклада семьи – патриархальный с четкой иерархией. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужчине и служить ему, она не имеет права сидеть с ним за одним столом. Посторонним мужчинам запрещено находиться в женской половине дома. Родители проявляют строгость к детям, а старики могут быть с ними ласковы.

Культура уходит корнями в глубокую древность. В деревнях отмечаются праздники и летнего солнцестояния, исполняются обрядовые песни и танцы, совершается или барана.

Древний этикет

Национальная одежда

Одежде присущи характерные черты горских традиций. Мужской костюм состоял из широких штанов, нательной рубахи и черкески, которую надевали поверх бешмета по выходным и праздникам. На поясе, украшенном серебряными украшениями, висел нож . Головной убор, традиционный для Кавказа – . Верхней одеждой служила одежда из овчины или войлока. Обувь – чувяки и – делали из сафьяна и войлока.

Женская одежда была многослойной – нательная рубаха и штаны, поверх — утягивающий фигуру кафтанчик, на него распахнутое впереди платье с нарядным поясом. В холодную погоду также надевалось второе стеганое платье, на плечи накидывалась большая теплая шаль.

Замужние женщины ходили в платках, незамужние девушки — в расшитых высоких шапочках, но голова у всех должна была быть покрыта. Женская обувь не отличалась от мужской. Национальный балкарский костюм определял возраст и принадлежность к сословию. Это хорошо видно на фото балкарцев конца XIX, начала XX века.

Религия предков

До перехода в ислам они были политеистами. Самым главным богом считался Тенгри (Тейри) – обожествленное небо. Также верили в божеств-покровителей, духов, приметы, магическую силу трав, деревьев и камней, изготавливали обереги и тотемные предметы.

Животных почитали и уважали. Согласно поверьям, оленье молоко могло исцелить самые страшные болезни, зажженная волчья жила наводила болезнь на убийцу или вора. Волчьи кости и шерсть оберегали дом от злых духов, а чернобурки – от голода.

Хранила дом змея, живущая во дворе, вход в него — бараньи или турьи рога , а кровью жертвенной овцы мазали личико новорожденного для придания сил. Особо почитался конь – верный друг воина, способный видеть духов и джиннов. Коней хоронили вместе с хозяевами, конский череп окунали в реку во время засухи.

В XVII в. со стороны пришли мусульманские проповедники, но еще в XIX в. религия балкарцев являла собой смешение исламских, христианских и языческих традиций. В наши дни большая часть народа – . Несмотря на официальную , жители многих поселений по-прежнему верят в магию природы.

Депортация, переселение и возрождение

Численность балкарцев составляет примерно 125 тысяч человек, из которых больше 100 тыс. проживают в самой республике. Представители этого народа сохранились в странах бывшей Османской Империи, куда в XIX веке их предки-мухаджиры перебрались из уже российского Кавказа. Есть они и в Средней Азии, куда этот народ депортировали в 1944 г.

Депортация балкарцев – черная страница в истории народа, сколько их погибло по дороге и в первые месяцы жизни на новом месте до сих пор неизвестно. Только в 1957 г. им разрешили вернуться на родину, с условием — не претендовать на прежние жилища и имущество.

Кабардинцы были против их возвращения, и в отношениях с балкарцами до сих пор сохраняется напряжение, вызывающее конфликтные ситуации. В 1991 г. правительство СССР признало депортацию актом геноцида. В 1993 г. был утвержден национальный флаг с двуглавой по центру. Ежегодно 28 марта отмечается День возрождения балкарцев.

Какое будущее у этого народа? Переселение балкарцев на родину практически завершено, они живут на своей земле, имеют возможность хранить традиции и обычаи, учить детей родному языку. Молодежь может получить любую профессию, работать в любой сфере. Их культура, как и других малых народов России, это часть общего культурного достояния, которое нужно беречь и развивать.