Гигиенические традиции в древней индии. Медицинская этика аюрведы

Сейчас сложно сказать, где появились первые медицинские специалисты. Каждое древнее государство готово оспаривать это, заявляя, что именно на их землях сформировалась наука. Однако историки, как и другие ученые все больше склоняются к тому, что именно Индия может претендовать на звание первой «медицинской» державы. Древняя Индия считалась разносторонним государством. Здесь действовали многочисленные философы и исследователи. Поэтому не случайно в этом древнем государстве простой интерес к природе и другим знаниям перерос в науку. Индийцы заметили, что некоторые природные препараты превосходно удаляют боль и страдания. Со временем знания расширялись, а количество препаратов возрастало. Даже индийские мифы говорят о том, что в этом государстве существовала медицина. Только вот ее сотворение приписывается не человеку, а божествам. За медицинские познания в Индии отвечали боги Сива и Давантари. Они если не исцеляли самостоятельно, то помогали человеку найти нужное решение в болезни.

Рабовладельческий строй в Индии сложился в III тысячелетии до н.э., причем расслоение общества произошло уникальным образом. Вместо «традиционных» рабов и рабовладельцев в Индии существовало четыре основных сословия (варны), в каждом из которых выделялось еще несколько каст и подкаст (порт. сasto - чистый). Привилегией заниматься врачебным искусством обладали только представители высших сословий - брахманы, кшатрии и вайшья. Первые упоминания о медицинских знаниях содержатся в «Ригведе» и «Атхарваведе» - религиозно-философских сочинениях, датированных серединой I тысячелетия до н.э. В «Ригведе» упоминаются три недуга - проказа (лепра), чахотка (туберкулез) и кровотечение. В «Атхарваведе» возникновение болезней связывается с воздействием злых духов или расценивается как наказание богов, а излечение недугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. В соответствии с господствующими представлениями лекарь так и назывался - бхишадж («изгоняющий бесов»). Чуть позднее в Индии, как и в Древнем Египте, стал соблюдаться принцип разделения труда. Появилось несколько врачебных специальностей: рогахара (терапевты), шальяхара (хирурги), вишахара (специалисты по лечению отравлений), критьяхара (изгоняющие злых духов) и бхиша-атхарваны (исцеляющие с помощью магических заклинаний). В I-II вв. н.э. в Индии сложилась развитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как писал о ней английский ученый-индолог Артур Бэшем. В основе индийской медицины лежало положение о целостности человеческого организма. Считалось, что только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Современные определения понятий «здоровье» и «болезнь», предложенные Всемирной организацией здравоохранения в 1957 г., принципиально не отличаются от выводов древних индийцев. Воздействию подвергалась не болезнь, а сам пациент, со своим индивидуальным характером, привычками и предрасположенностью. Тактика лечения определялась в первую очередь излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение основывалось на диете, лекарственной терапии и хирургических вмешательствах. Интересно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и дальше, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.Основы традиционной медицины долгое время передавались от учителя к ученику в устной форме. Гораздо позже медицинский опыт был обобщен и записан под названием «Аюрведа». В переводе с древнеиндийского языка санскрита «айу» означает «жизнь», а «веда» - «знать». Аюрведа считалась наукой, знанием которой жизнь может быть продлена, а природа жизни может быть познана. В Аюрведе описаны свойства более тысячи лекарственных растений, приведены самые разнообразные методы и приемы лече-ния - от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал.

Философы, ученые, врачи Древней Индии считали, что в основе Вселенной и человеческого организма лежат три главных первоэлемента, которыми и определяются существование космоса и человека - ветер (вайю), желчь (питта) и флегма (капха). Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков, а внутри тела человека он контролирует кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ.Ускорение или замедление «движения соков и веществ» посредством ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма. желчь представлена в космосе огнем, а в организме она обусловливает «естественное тепло», поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы. Флегма во Вселенной и человеке ассоциировалась со всевозможными «мягкими» веществами. Ее связывали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию. Здоровье понималось как результат урав-новешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и результат отрицательного воздействия на человека пяти стихий, к которым причислялись времена года, климат, «неудобоваримая» пища, «нездоровая» вода и подавленные негативные эмоции. Например, считалось, что подавление страха приводит к «нарушениям в почках», гнева - к «нарушениям сердца». Для экстренной борьбы с заболеваниями использовали пять основных способов выведения вредных веществ из организма: терапевтическую рвоту, слабительные средства, лекарственную клизму, введение лекарства через нос и кровопускание.Вспомогательными лечебными методами были иглоукалывание, гелиотерапия (лечение солнечным светом), гирудотерапия (лечение пиявками) и др. По утверждению специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, «…Аюрведа и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями»..

Буддийские тексты донесли до нас славу индийских целителей Чараки и Сушруты, которые свои знания изложили в трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» (I-II вв. н.э.). Не сохранившийся до наших дней оригинал «Сушрута-самхиты», по некоторым данным, мог быть составлен намного раньше - в VI в. до н.э. Оба трактата написаны в прозе и стихах, причем поэзия преобладает. Шесть увесистых томов «Чарака-самхиты» посвящены лечению внутренних болезней и содержат сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в нескольких разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия. Наиболее ценные сведения содержат главы «Эликсиры против старческого одряхления» и «Средства, повышающие половую активность». «Сушрута-самхита» посвящена в основном оперативному лечению: в ней описано более 300 операций, 125 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Несмотря на несовершенную технику исследования, познания индийских врачевателей в области анатомии были наиболее полными в древнем мире. Индийцы, в частности, знали 500 мышц, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (к костям они относили также зубы и хрящи), 107 суставов и т.д. Для сравнения: современной анатомии известно более 600 мышц, 200 костей и 230 суставов. В своем трактате Сушрута в совершенстве изложил физиологию человека, задолго до Гарвея описав циркуляцию крови, задолго до Павлова - секрецию желудочного сока. Любопытно, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в Древней Индии никакого противодействия. В подавляющем же большинстве государств древности и средневековья хирургическое рассечение трупов было запрещено. Античная медицина обратилась к методу анатомического исследования лишь в период упадка Древней Греции - у Гиппократа это исследование вообще не упоминается. А в Китае запрет на вскрытие трупов отменили лишь в 1913 г. Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного (сейчас врачи это называют сбором анамнеза) и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, вида выделений, оценки шумов в легких, голоса и т.п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам «сахарное мочеизнурение», которое он определял по вкусу мочи. Сушрута детально представил причины и механизмы развития около 1200 различных заболеваний. Именно у Сушруты (предположительно VI в. до н.э.), а не у Корнелия Цельса (I-II в. н.э.), как считали еще недавно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса. Признаками начального этапа воспаления Сушрута считал незначительные боли, второго периода - стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, покраснение и нарушение функции. Цельс назвал четыре признака воспаления, которые на латыни звучат как tumor, rubor, color, dolor (отек, покраснение, местный жар, боль), а Гален добавил пятый - functia laesa (нарушение функции). Как говорится, найдите десять отличий… Третий этап воспаления Сушрута охарактеризовал уменьшением припухлости и образованием гноя. Для лечения воспаления он предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, в Южную Сибирь и даже в Китай. Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Наибольшим спросом пользовались нард, сандал, алоэ, термопсис, солодка и раувольфия. Такие препараты, как лив-52 и тентекс, приготовленные по древнеиндийским рецептам, сейчас успешно используются наряду с препаратами современной медицины. Значительных успехов древние индийцы достигли в области профилактической медицины.В «Предписаниях Ману», датированных II в. до н.э., были закреплены строгие гигиенические принципы. «Никогда не следует есть пищу… больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой, ни тронутую собакой. Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах. Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

Относительно вопроса зарождения вакцинопрофилактики, то в большинстве справочников мы найдем следующую информацию: вакцинация против оспы была открыта английским врачом Эдвардом Дженнером в 1796 г. Но на 13 веков раньше в индийском тексте (V в. н.э.) сказано: «Возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет вместе с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка».

Так не пора ли пересматривать вопрос об «изобретении» вакцинации и смещать акценты с честолюбивой Европы на Индию? Танцуй как Шива! В Индии существует красивая легенда, говорящая о том, что мир был создан танцующим богом Шивой. Своим божественным танцем Шива уничтожил врагов, и с тех пор боги всегда танцевали. Индусы считают танец великим даром богов. Танцуя, человек освобождается от отрицательных эмоций за счет снятия мышечных зажимов. Но особенно сильное лечебное воздействие оказывает танец, лишенный всяких правил, когда танцует только тело, а разум отключается. Такой танец называют «пьяным». Ему не надо учиться, это умение придет само, когда вы, включив любимую музыку, начнете двигаться в такт, стараясь отключиться от внешнего мира и сосредоточиться на внутренних ощущениях. Танцуя, надо стремиться достичь такого состояния, когда окружающий мир со своими проблемами отступает на другой план или вовсе исчезает, а все мысли сосредотачиваются на танце. Это будет означать, что вы полностью расслабились.Но особенно преуспели древние индийцы в хирургии. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Хирургический инструментарий делали из стали, производство которой было освоено индийцами. «Шастра (острые инструменты) должны быть изготовлены искусными в своем деле умельцами (кузнецами|), использующими проверенные способы. Они должны быть приятны на вид, остро заточены, удобны для удерживания в руке и способны расщепить волос. Изготавливать их следует из хорошо обработанного твердого металла; цвет их должен напоминать голубой лотос и форма должна соответствовать названию». В наименованиях инструментов упоминались львы, медведи, тигры, волки и олени, множество птиц и насекомых. Их когти, зубы, клювы и хоботы стали прообразами игл, щипцов, скальпелей и ланцетов, и к силе этих животных обращался хирург, приступая к операции.

Сушрута описал 125 различных инструментов и разрешал хирургам изобретать новые для каждого отдельного случая. Сушрута первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на семь видов: ахарья (извлечения твердых тел), бхедья (иссечение), чхедья (разрезание), эшья (исследование), лекхья (скарификация), севья (наложение швов) и висраванья (выведение жидкости).Еще не имея представлений об асептике и антисептике, древние индийцы добивались тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.

Древние индийские хирурги проводили операции на глазах, ампутации конечностей, лапаротомию, камнесечение, грыжесечение и даже пластические операции. По свидетельству Артура Бэшема, они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики (пластическим операциям носа)».

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода» и в различных вариациях сохраняет актуальность до сих пор. В древних индийских текстах впервые описана операция удаления помутневшего хрусталика (катаракты).

Сохранилось немало сведений о Школе Сушруты, в которой были лаборатории для приготовления лекарственных средств, отдельные комнаты для занятий и оборудованные операционные залы. Обучаясь у Сушруты, ученики использовали предметы, похожие на пораженные болезнью органы, - плоды растений и мешки, наполненные водой. Искусству кровопускания учились на сосудах мертвых животных и на стеблях водяных лилий, извлечению твердых тел - на плодах панаса, перевязкам - на макетах, технике катетеризации - на незатвердевшем глиняном сосуде, заполненном водой. Обучающийся медицине обязан был знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию, овладеть всеми гранями врачебного искусства. «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическим сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом», - записано в «Сушрута-самхите».

Этические требования к врачевателю изложены в «Чарака-самхите»: «Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы небес после смерти… Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни. Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому».В тысячи километров от Греции и нескольких столетиях от Гиппократа древние индийцы пришли к тем же выводам. Этических норм врачеватели придерживались и в отношении оплаты своего труда. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов (жрецов). Если же зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф, величина которого зависела от социального положения больного.

Список литературы:

Медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Медицинские сочинения содержат подробные рассуждения о молодости и зрелости растений, о лечении их заболеваний в период бодрствования и «сонливости», причинах увядания и опадания листвы, о влиянии климата, ветра и жары на здоровье растений. Предписывалось ухаживать за растением как за человеком: обкладывать его корни лечебной глиной, поливать водой с молоком. Описание прививания отростков одного дерева на другое подобно описанию хирургических операций.

Традиционно в систему медицинских знаний Древней Индии включалась ветеринария; медицинские трактаты часто содержали рекомендации по лечению скота, прежде всего -- коров. Известно множество индийских рисунков, на которых отшельники, живущие в горных хижинах, изображены в окружении птиц, змей и разнообразных животных, гор и лесов.

Уже впервые века нашей эры в Индии открывались больницы не только для людей, но и для животных. Позже появились специальные сочинения о лечении лошадей и слонов. Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах Востока.

Считалось, что прощение Варуны могут принести жертвы и магические заклинания, а также исполнение «гимнов исцеления». Вот фрагмент одного из них: «Сто, тысяча лекарств есть у тебя, о царь. В водах твоих нектар бессмертия, в них -- могучая сила исцеления». Варуна, наделенный колоссальным могуществом, олицетворял не только силы природы, но и справедливость. Обращения к нему, известные как «покаянные гимны» Ригведы, проникнуты духом раскаяния и жаждой прощения: «Не допусти, о царь, страдать мне за грехи других!». Как высшее счастье воспевается в них дружба с божеством, которое берет человека в свою небесную ладью:

«Когда мы двое восходим на корабль: Варуна и я, Когда мы выводим корабль на середину океана, Когда продвигаемся по поверхности вод, Мы будем вдвоем качаться на качелях...»

«Воды полны исцеления, воды изгоняют болезнь». -- говорится в Атхарваведе. Считалось, что демоны, вторжением которых в человеческую психику индусы объясняли психические заболевания, душевные расстройства и потерю рассудка, после выздоровления человека уходят в воду. По индуистским представлениям, воды священной реки Ганг очищают от грехов, избавляют от болезней.

Древнеиндийский миф говорит о золотом веке, когда люди жили бесконечно долго и не питались земной пищей. Но один человек как-то съел выступившее на поверхности земли вещество и заболел. Услышав его стенания, Брахма посоветовал ему выпить воды, и человек излечился. С тех пор Брахма считается первым врачом, а вода -- первым лекарством.

Лечение водой было свойственно медицинским учениям разных стран. Античные авторы писали о том, что египетские жрецы излечивали с помощью воды даже тяжелые заболевания. После перевода индийских медицинских текстов на арабский язык этот метод лечения широко применялся в восточной медицине. Великий правитель Индии Ба-бур (1483--1530) в своих мемуарах («Книга Бабура» или «Бабур-наме») вспоминал, как его лечили придворные врачи во время осады Самарканда: «... я заболел очень тяжело, так что у меня на четыре дня отнялся язык, и меня поили водой по капле с кусочка ваты... Оставшиеся со мной... потеряли надежду, что я выживу... Спустя четыре--пять дней мое положение немного улучшилось, но косноязычность осталась, а еще через несколько дней я пришел в свое обычное состояние».

Древние предания повествуют о том, что Брахма при лечении сам ничего не придумывал, а просто припоминал рассказанные ему древние медицинские тексты. Так было, например, во время битвы между богами и демонами, когда Брахма был ранен в щеку. Боль была настолько сильной, что он потерял сознание. Очнувшись, он вспомнил древний медицинский текст и вылечил сам себя.

В соответствии с натурфилософским учением индусов, все три элемента имеют как органический, так и космический аспект. Например, ветер в природе -- носитель света, прохлады; невидимый, он несет в себе могущественные тайные силы. В организме человека ветер соотносится с системами, связанными с движением: это, прежде всего нервная система, а также -- кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ. Желчь представлена в природе огнем, а в организме регулирует «естественное тепло» и поддерживает постоянную температуру тела. Она обеспечивает деятельность сердца, главного источника «естественной теплоты», или «теплоты внутри тела». Так называли тепло, которое возникает в процессе пищеварения и правильного обмена веществ. Источник его -- «живительные соки», получаемые с пищей. Флегма в природе человека ассоциируется с мягкими веществами и считается подобной смазочному маслу, покрывающему твердые субстанции.

В индийском учении о «живительных соках», поддерживающих теплоту тела, указывается на кроветворную функцию селезенки: эти соки, проходя печень и селезенку, окрашиваются в розовый цвет и превращаются в кровь. Далее из крови возникают пять основ организма -- плоть, жир, кости, костный мозг и семя.

Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами.

В мифологии Древней Индии пчелы занимали почетное место, поскольку бог Вишну, олицетворяющий небо и жизнь Вселенной, часто изображался в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чашке цветка лотоса. Мед как питательная и вкусная еда с самых древних времен привлекал внимание людей. Среди рисунков каменного века сохранилось изображение окруженного пчелами человека, извлекающего мед из дупла дерева.

Часто для приготовления лекарственных средств употребляли экстракты лекарственных растений. Их части соотносились с тремя стихиями. Так, стебли и ветви соответствовали воде, поскольку через них проходят жидкие соки, цветы -- огню, которому присущи свет и цвет, листья -- воздуху, приводящему растение в движение. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев.

Гармоническое сочетание воздуха, огня и воды наблюдается лишь у немногих людей. У большинства преобладает что-то одно, однако это еще не влечет за собой заболевания. К нарушению равновесия между элементами могут привести многие причины, прежде всего -- неправедные поступки. Нечистоплотность, переедание приводят к загрязнению организма, являются причинами многих болезней, делают человека беззащитным перед искушениями.

Если же вследствие неблагоприятных обстоятельств один из элементов в организме начинает чрезмерно преобладать, наступает болезнь. Задача врача -- вернуть здоровье больному, приведя все элементы в необходимое равновесие. Носителями воздуха, огня и воды в организме человека считались соответственно прана, желчь и слизь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вступление

Врачебная этика в Древней Индии. Довольно интересная тема.

Так, высокий общественный и материальный статус врача сочетался с большой ответственностью за свою работу. Устанавливались определенные профессиональные требования, правила поведения.

Понятно, что врачебная этика играет важную роль в установлении взаимосвязи, взаимного доверия между врачом и пациентом в процессе лечения. Медики древности знали это.

Сейчас мы должны рассмотреть этикет древнеиндийских врачей.

Для лучшего понимания мы сначала познакомимся с медицинскими традициями тех времен, закономерностями развития тех или иных отраслей медицины. Вместе с тем благодаря источникам, узнаем какие же нормы этикета устанавливались для тогдашних врачей.

Вообще, лекарскому делу придавалось большое значение в Древней Индии. Основные моральные принципы врача содержащиеся в трактате Аюрведа (Наука жизни), в учении древнеиндийских врачей, прежде всего Сушруты.

Согласно учению Сушруты, врач должен владеть всеми тонкостями лечебного искусства: он должен быть хорошим практиком и знать теоретическую медицину.

Эти и другие тонкости врачебного этикета Древней Индии мы рассмотрим ниже.

1. Развитие медицины в Древней Индии

Древняя Индия не отвечала полностью по территории и по составу населения современной Индии, поэтому правильнее, имея в виду древности с III тыс. к н. е., говорить о Индостане, или о южноазиатском субконтиненте. Этот субконтинент занимал территорию четырех современных государств: собственно Индию, Пакистан, Бангладеш, Бутан. Рабовладельческий строй в Древней Индии сложился к концу IV-началу III тыс. к н. е. Историю Древней Индии можно поделить на несколько периодов, каждый из которых имеет свою специфику. Соответственно и состояние медицины в каждый из этих периодов имел свои особенности.

Древнейшим был период так называемой хараппської культуры - от названия города Хараппа на территории современного Пакистана. Сформировалась эта высокоразвитая городская культура в долине Инда в III тыс. к н. е., продолжала свое развитие во II тыс, значительно превышая уровень культуры городов Древнего Египта и Месопотамии. Раскопки города Мохенджо-Даро свидетельствуют о плановой застройке: все улицы точно ориентированы на четыре стороны света - север - юг и восток - запад. Это первый в истории пример такого планирования города. Поражает достаточно высокий на то время уровень благоустройства, в частности искусственное орошение, колодцы, бани, система канализации - эти санитарно-технические сооружения являются древнейшими из известных на сегодняшний день. Уникальный большой бассейн в центре города имел глубину 3 м, размер 12X7 м. Вода в нем не застаивалась, была текучей. Колодцы в городе были выложены обожженным кирпичом. В каждом каменном доме была комната для мытья с кирпичным полом и уклоном к одному из углов. Как отмечает английский ученый А. Бешем в книге под названием «Чудо, которым была Индия» (русский перевод.- М., 1977), «...водосточные трубы и канализационная система - одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации. Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода».

Каждая улица и каждый переулок в Мохенджо-Даро имели отдельный выложенный кирпичом канал около 60 см глубиной и около 50 см в ширину. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через выгребные ямы и отстойники, покрытые плотно притертыми крышками. Так же хорошо было продумано систему строительства жилых домов - двух - или трехэтажных. Высокая культура городов долины Инда сумела за 2 тысячи лет до Древнего Рима создать самый совершенный в древности образец санитарно-гигиенического строительства. По подсчетам археологов, в Мохенджо-Даро могли жить около 100 тысяч человек. Письменность хараппской культуры еще не до конца расшифрована, что затрудняет выяснение причин ее упадка на рубеже II и I тыс. до н. е.

Следующим после хараппского был в истории Древней Индии ведический период, с конца II до середины i тыс. к н. е. На это время в долине Ганга сформировалось несколько рабовладельческих государств, мало связанных или, точнее, совсем не связанных с государственными образованиями хараппского периода в бассейне Инда. Вначале как устная традиция, впоследствии и с письменной фиксацией в бассейне Ганга началось составление жрецами текстов вед - откровений или священного учения, а также самхит - сборников гимнов и молитв. Были и самхиты медицинского содержания. Так, сборники медицинских советов, составленные выдающимися врачами - Чаракою (I-II ст. н. е.) и Сушрутою (IV ст. н. э.) - также назывались самхитами: Чарака-самхита, Сушрута-самхита.

Среди вед известны такие: Ригведа - веда гимнов и мифологических сюжетов; Самаведа - веда песен; Яджурведа - веда жертвенных заклинаний; Атхарваведа - веда заговоров и заклинаний, в частности, и против болезней. Позже, уже к началу нашей эры, было составлено Аюрведу - Искусство врачевания, учение о долгую здоровую жизнь. Как отмечают исследователи, в частности уже упоминавшийся известный индолог А. Бошем в своей книге «Чудо, которым была Индия», «индийская система медицинских знаний некоторыми сторонами подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых вопросах ушла далеко вперед».

В Ригведе также находим тексты об обрядах лечения. В ведический период истории Индии лечение и медицинские представления тесно переплетались с религиозными обрядами и представлениями. В Ригведе встречаем и такие критические замечания врачей: «Наши желания различны: извозчик желает дров, врач - болезней, а жрец - жертвенных возлияний».

В ведический период в Индии как медицинские божества почитали близнецов Ашванов - врачей и Рудру - обладателя лекарственных растений. Одновременно признавали и злых демонов, приносят людям болезни, лишают их потомства.

На конец ведического периода население Древней Индии окончательно разделилось на основные общественные сословия - варны, что намечалось уже ранее: брахманы - «знающие священное учение», то есть жрецы, кшатрии - «наделенные могуществом», т. е. военная знать и члены царских родов, вайшьи - «свободные общинники» (земледельцы, скотоводы, торговцы); шудра, или даса,- бесправные бедняки. Каждая варна состояла еще из каст и подкаст - родственных групп людей, одного происхождения. И еще существовали - вне кастами, как бы вне закона - самые низкие, найбезправніші люди - парии, которых использовали на самых грязных работах, само общение с которыми считалось унизительным. Изучать веды и заниматься лечением имели право только три высшие варны: брахманы, кшатрии и вайшьи.

Следующим, самым высоким, периодом в истории Древней Индии был период классический, делится на два полупериода: вторая половина и тыс. к н. е. и И-VI вв. н. е. В классическом периоде в Индии получили значительного развития знания во многих областях: в математике (в частности, создание десятичной системы счисления, принятой сейчас во всем мире); в астрономии; в философии - здесь особое место заняла система йога, сочетала физические упражнения (хатха-йога) с этикой и соответствующим образом жизни (раджа-йога). На этой благодарной почве многостороннего культурного развития закономерными были и значительные успехи в области медицины. Прежде всего они нашли свое выражение в трудах Чараки и Сушруты.

Древняя индийская философия представляет сложную смесь различных взглядов, в которых усматриваются как материалистические, так и идеалистические тенденции. Преимущественно в основе этих взглядов лежит представление о мировой душе, которая в процессе саморазвития побуждает основу всего сущего - первоматерию - до создания материального мира, включая человека. Душа человека бессмертна, тело - лишь внешняя оболочка души, которая является частицей мирового духа, но очень привязанной к земному существованию, поэтому человек по своей природе несовершенна.

Уже с древних времен индийские врачи изучали мацерированые трупы людей и своими знаниями по анатомии превосходили знания врачей всех других стран. Они первые начали рассматривать знания анатомии как обязательная ступень для каждого, кто посвятил себя медицинскому делу. Возможно, что древние индийские ученые, которые хорошо знали акушерство, больше всего изучали анатомию человеческого плода и поэтому считали, что центром жизни является пупок, с которого начинаются все сосуды и нервы. Бессмертная душа, которая находится в нем, по их представлениям, дает телу жизнь. В описаниях тела различались места, повреждение которых опасно или безопасно для жизни.

Первый трактат по нормальной анатомии человека на основании данных вскрытий человеческих трупов было написано лишь в конце X века н. е. Бхаскаре Бхате.

Основными веществами в теле человека древние индийские ученые считали желчь, (носитель жизненного тепла), слизь и воздух (прана). От правильного взаимообмена их и зависит здоровье. Больше всего болезней (80) вызвано нарушениями относительно воздуха, меньше (40) - желчи и еще меньше (20) - слизи. Такие проявления душевного состояния, как печаль, гнев и испуг, очень способствуют возникновению заболевания. В Аюрведах есть четкие описания малярии, сибирской язвы, слоновости и кровавых поносов, а также эпидемий чумы и холеры, которые истребляли целые города и края. Чахотка считались такой же опасной для окружающих болезнью, как проказа. Браминам запрещали жениться на девушке, в роду которой были больные туберкулезом, эпилепсией, проказой и больные на желудок. При храмах и монастырях были школы врачей, которыми руководили жрецы.

За Сушрутой, «ученик должен воспринимать науку от учителя не только ухом, но и разумом, чтобы не быть похожим на осла, который несет на спине сандаловое дерево, знает его вес, но не знает его стоимости». Центральные медицинские школы были в городах Бенаресе и Таксиле. У врачей воспитывали сознание своего высокого назначения. Врач должен быть некорыстным, относиться одинаково ко всем больным, независимо от их положения в обществе и материального достатка, быть для больного самым доверенным лицом. «Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не следует испытывать страх перед врачом: он для больного - отец, мать, друг и наставник». В школах обращали большое внимание на распознавание болезней - диагностику. Советовали учитывать возраст больного, знать его профессию, ознакомиться с его привычками, а во время осмотра обращать внимание на строение тела, характер дыхания, пульса, прощупывать живот, определять размеры печени и селезенки.

Прижизненная лечебная трепанация. (Из раскопок древних перуанских захоронений).

При медицинских школах были крупные больницы, библиотеки. Больницы были также в крупных портовых городах, на торговых путях.

Поскольку причиной заболеваний считали нарушения в соках организма, то в лечении основное значение придавали слабительным и рвотным средствам, кровопусканием. Одновременно советовали обращать особое внимание на чистоту тела, белья, на подбор блюд, которые нравятся больному, на создание приятного для него окружения, для чего использовали музыку, пение и чтение стихов, поскольку хорошее настроение и окружающая красота в широком смысле способствуют выздоровлению.

Из медицинских наук больше всего в Древней Индии почитали хирургию - «драгоценный подарок неба и неиссякаемый источник славы». Врач должен знать хирургию, хирург должен быть хорошо знаком с медицинской наукой. За Сушрутою, «врач, который не разбирается в операциях, у постели больного теряется, как воин, впервые попавший в бой. Врач же, умеющий только оперировать, но не имеет теоретических знаний, не заслуживает уважения. Каждый из них владеет только половиной своей науки и подобен птице с одним крылом».

Древнеиндийские хирурги при переломах отмечали крепитацию, умели останавливать кровотечение лигатурами, делали ампутации, витини камней, трепанации, устранения катаракты, лапаротомии для спасения плода в случае смерти матери, делали поворот на головку и ножку в случае поперечного положения плода. Широко практиковавшееся в те времена отрезание носа как казни и для обозначения рабского состояния заставило индийских врачей разработать методы пластических операций, отдельные из которых сохранились в хирургическом потребления до наших времен. Инструментарий древней индийской хирургии насчитывает около 200 образцов. Не имея представления об антисептике и асептике, индийские врачи требовали тщательно соблюдать чистоту во время операций.

Приводим с Аюрведів Сушруты описание операции пластики носа. «Прежде всего хирург должен нарисовать на листе размер части носа, что ее не хватает. Эту отрисовку он должен вырезать и приложить к щеке рядом с носом. Затем надо вырезать кусочек кожи щеки соответствии с приложенной зарисовки, но соединения с кожей щеки не перерезать. Этот клочок теперь предстоит перевернуть и пришить к остаткам носа, в соответствии с формой части, которой не хватает; предварительно эту рештку нужно освежить. В ноздри следует также ввести две ветки касторового дерева или лотоса или полой травы. С их помощью хирург может поднять прилагаемую кожу так высоко, как это нужно. Приложенный кусок следует пришить к остаткам носа и затем присыпать раневым порошком. Сверху накладывается полоса хлопка, которую следует чаще опрыскивать холодным сезамовим маслом... Когда окажется, что перенесена кожа хорошо прижилась, надо перерезать связь ее с щекой».

Медицина Аюрведов для укрепления здоровья рекомендует заниматься гимнастикой, вставать до восхода солнца, широко использовать водные процедуры, танцы, игры, которые поддерживают хорошее настроение, делают человека сильным и ловким.

При раскопках в северо-западной Индии большого древнего города Мохенджо-Даро обнаружено, что в нем уже за 3 тысячи лет до н. е. была городская канализация с трубами диаметром около 2 м, бассейны возле домов.

Древняя индийская медицина по сравнению с медициной других стран знала больше лекарственных средств. Только лекарственных растений было известно около тысячи названий; широко использовались органические и химические вещества, прежде всего ртуть; изготавливали эликсир с золотом для продолжения жизни. Ученые Индии, в частности врачи, поддерживали отношения и делились своим опытом с врачами Китая, Ирана. В Киевскую Русь из Индии завозили камфору, панты, мускус и другие лекарственные вещества и пряности.

В Аюрведах так изображен образ образцового врача: «Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпеливым, иметь короткую бороду, старательно вычищенные и обрезанные ногти, носить белый надушенная одежду, выходить из дома не иначе как с палкой или зонтиком. Особенно он должен избегать болтовни и шуток с женщинами и не садиться рядом с ними на одну кровать. Речь его должна быть тихая, приятная и бодрящая. Он должен иметь открытое, сочувственное сердце, строго правдивый характер, спокойный темперамент, быть умеренным, добропорядочным и всегда стараться делать добро. Хороший врач обязан часто посещать и пристально исследовать больных, не должен быть робким и нерешительным. Если врач легкомысленно берется вылечить больных неизлечимые болезни, он рискует потерять репутацию, друзей и большие прибыли».

Известно,что опыт древнеиндийской медицины было заимствовано врачами Тибета, о чем свидетельствует трактат тибетской медицины «Чжуд-Ши» (VIII-IX вв. н. е.).

Источниками изучения индийской медицины являются письменные памятники -- Аюрведы (науки жизни) и законы Ману.

В Индии получило широкое распространение анатомирование трупов.

Теоретические представления индийских медиков были такие: тело человека состоит из желчи, слизи и воздуха, а также пяти космических элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира. Из этих элементарных частиц образуется семь органических продуктов, а именно: хилус, кровь, мясо, жировая клетчатка, кости, мозг, семья. Каждый следующий продукт образуется из предыдущего. Так складывается физиологический цикл, что длится месяц и создает жизненную силу, которую можно возбуждать пищевыми и лечебными средствами.

Медицинскую помощь оказывали врачи-жрецы и врачи, которые учились в светских медицинских школах. При школах были больницы и библиотеки.

Из Аюрвед узнаем о требованиях, которые относились к врачу, и отношение к нему окружения. «Врач, практика которого должна быть успешной, должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпелив, носить коротко подстриженую бороду, старательно вычищенные и обрезанные ногти, белый, надушений благовониями одежду. Речь его должна быть тихая, приятная и бодрящая. Он должен иметь открытое, сочувственное сердце, строго правдивый характер, спокойный темперамент, быть умеренным. Всегда стараться делать добро. Хороший врач обязан часто посещать и пристально исследовать больных. Не быть робким и нерешительным. Если врач легкомысленно берется вылечить больного неизлечимой болезнью, он рискует потерять репутацию, друзей и большие прибыли».

Неслучайно в Аюрведах утверждается, что «можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом: он для больного и отец, мать, друг и наставник».

Среди терапевтических средств индийские врачи отдавали предпочтение слабительным и рвотным, кровопусканию. Лекарства назначались в т. зв. критические дни (когда нарушалась взаимодействие соков): рвотные -- раз в две недели, слабительные -- раз в месяц, а кровопускание -- дважды в год.

Их фармацевтический арсенал насчитывал более 700 названий лекарств растительного происхождения (священной была цветок лотоса), а также много минералов и металлов (ртуть, золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, цинк, арсен).

Металлы разбивались на тоненькие ленты, распекались, а потом гасились в масле, молоке или других жидкостях. Использовались как укрепляющие средства. Выделялись также возбуждающие и охлаждающие средства.

Один из авторов Аюрвед, врач Сушрута, писал: «В руках невежды лекарство -- яд, в руках осведомленного они равнозначны напитка бессмертия». Древние индийцы страдали от укусов змей, поэтому научились готовить антидоты из асафетиды, цитрусов в смеси с солями, перцем и тому подобное.

Древние индийцы выделялись размахом хирургической работы. Из хирургических методов лечения применялись цесарский сечение, поворот плода на ножку при поясничном положении, камней из мочевого пузыря, удаление катаракты, трепанация черепа, ампутации конечностей, остановка кровотечения лигатурами. сушрут врач медицина индия

В древней Индии рабов наказывали, отрезая уши и нос. Это заставило индийских врачей разработать пластические операции и соответствующие хирургические инструменты (до нас дошло более 200 образцов).

Среди гигиенических мероприятий предпочтение отдавалось вставанию до восхода солнца, водным процедурам, танцам, играм. Согласно законам Ману до брака допускались лишь здоровые пары.

2. Организация охраны здоровья в Древней Индии

Врачебному делу придавалось большое значение в Древней Индии. Основные моральные принципы врача содержащиеся в трактате Аюрведа (Наука жизни), в учении древнеиндийских врачей, прежде всего Сушруты. О высокое положение врача в Древней Индии можно судить по легендам, по которым одним из 14 драгоценных созданий, созданных богами путем змішуваня земли и моря, был ученый-врачеватель.

Суть древнеиндийских трактатов сводилась к тому, что врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять сочувствие к больному, быть терпеливым и спокойным, вселять в больного уверенность в благоприятном исходе заболевания. А именно: он должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпеливым, вычищенные и обрезанные ногти, белый, надушений благовониями, одежду, выходя из дома с палкой или зонтом, в частности избегать болтовни. Согласно учению Сушруты, врач должен владеть всеми тонкостями лечебного искусства: он должен быть хорошим практиком и знать теоретическую медицину. В своем трактате Сушрута писал: "Врач, который не силен в операциях, приходит в смущение возле кровати больного, подобный трусливого солдата, который впервые попал в бой. Врач же, умеющий только оперировать и пренебрегает теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом".

Поведение древнеиндийского врача регламентировалась в зависимости от того, какое проводится лечение, отличалась в до - и послеоперационный периоды. Существовали этические нормы поведения врача по отношению к тому, кто умирает, и их родственников. Особенно важным считалось сохранение врачебной тайны, которую составляли интимные сведения о больном, его семью, прогноз его заболевания.

На торжественной церемонии, посвященной окончанию обучения, учитель искусства врачевания провозглашал проповедь о моральный долг врача. Она приведена в трактате Чарака-самхита: "Вы должны всей душой стремиться к выздоровлению больного, не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни, не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей, должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме больного и его лечение. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не нужно говорить...".

Право на лечебную практику давал раджа. Он же следил за выполнением врачебного долга, выполнением этических принципов при получении врачами оплаты за свой труд, используя сборник указаний о правилах поведения индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догмами брахманизма (закон Ману). Согласно этих законов, за неправильное лечение животных врач выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний штраф, а царских чиновников - высокий запрещалось требовать вознаграждение за лечение обездоленных, друзей врача и брахманов - служителей культа.

Этический кодекс врачей Древней Индии устанавливал для них следующие обязанности: "Днем и ночью, как бы не был ты занят, ты должен всем сердцем и всей душой стараться облегчить страдания твоих пациентов. Ты не должен покидать или оскорблять, твоих пациентов даже ради спасения собственной жизни или сохранения средств к существованию.

Так, мы убедились, что лекарскому делу придавалось большое значение в Древней Индии.

Основные моральные принципы врача содержатся в трактате Аюрведа (Наука жизни), в учении древнеиндийских врачей, прежде всего Сушруты, а также в законах Маны.

По легендам, по которым одним из 14 драгоценных созданий, созданных богами путем смешения земли и моря, был ученый-врачеватель. Это свидетельствует о высоком положении врача в обществе Древней Индии.

Суть древнеиндийских трактатов сводилась к тому, что врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять сочувствие к больному, быть терпеливым и спокойным, вселять в больного уверенность в благоприятном исходе заболевания. А именно: он должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпеливым, иметь короткую бороду, вычищены и обрезанные ногти, белый, надушений благовониями, одежду, выходя из дома с палкой или зонтом, в частности избегать болтовни. Согласно учению Сушруты, врач должен владеть всеми тонкостями лечебного искусства: он должен быть хорошим практиком и знать теоретическую медицину.

Существовали этические нормы поведения врача по отношению к тому, кто умирает, и их родственников. Особенно важным считалось сохранение врачебной тайны, которую составляли интимные сведения о больном, его семью, прогноз его заболевания.

Для воспитания чувства долга, моральных принципов в Древней Индии существовали определенные традиции при подготовке врачей. Обучение врачей осуществлялось специальными наставниками. На специальном ритуале приема в ученики к врачу наставник говорил: "Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутки, фальшивость, лень и другие пороки поведения...".

Итак, видим, что в Древней Индии нормы этикета не только существовали, а к врачам выдвигались довольно жесткие требования.

Список использованной литературы

1. Баева О.В. Менеджмент в области охраны здоровья/А.В. Баева.-К: Центр учебной литературы, 2008 -- 640 с.

2. Верхратский С. А. История медицины / Сек. А. Верхратский; худож. оформ. "Verstka-Studio". - К.: Здоровье, 2011. - 351 с.

3. Медицина. Интересное. Точка доступа: http://pidruchniki.ws/

4. Древние цивилизации / С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев, В. Г. Ардзинба и др.; Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина.-- М.: Мысль, 1989.-479 с.

5. Бычко А. К., Бычко Бы.И. Бондарь Н.А. Теория и история мировой и отечественной культуры: Курс лекций / Учеб. пособие.- К.: Лыбидь, 1993.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Источники по истории и врачеванию Древней Индии. Особенности культуры и развития в хараппском, ведийском и классическом периодах. Возникновение учения Аюрведы как слияния культур ариев и дравидов. Описание принципов акупунктуры в трактате Сомараджа.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2012

    История китайской медицины. Развитие ветеринарии в Индии. Ветеринарные врачи Древней Персии. Развитие ветеринарии в Месопотамии (долина рек Тигра и Ефрата, XX-XVII вв. до н.э.). Приемы врачевания в Египте. Главная заслуга Гиппократа в развитии медицины.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Аюрведы как источники изучения древнеиндийской медицины, особенности и предпосылки её формирования. История врачевания в Древнем Китае и этапы его развития. Представления врачей о здоровье, использование метода иглоукалывания и профилактические меры.

    презентация , добавлен 10.12.2015

    Отличительные черты развития врачевания и медицинских знаний в различные периоды истории Древней Греции. Потомственный врачеватель Гиппократ. Определение состояния пациента по внешнему виду. Труды Гиппократа в основе развития клинической медицины.

    презентация , добавлен 18.04.2013

    Этические нормы и обязанности врачевателей Древней Греции. Формирование практической медицины в Косской, Кротонской, Книдской, Силицийской школах. Материалистические взгляды Гиппократа на происхождение болезней, его методы лечения переломов и растяжений.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Становление акушерства и гинекологии в Древней Греции. Гиппократ и его труды. Помощь при кровотечениях. Аномалии положения плода. Законы врачебной этики. Поперечное, косое и тазовое предлежания. Выдающиеся греческие врачи, их вклад в развитие медицины.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Тайский массаж - направление массажа, делающее акцент на точечном воздействии и практикуемое в Таиланде, его формирование под влиянием древней культуры Китая и Индии. Основные виды тайского массажа, особенности его процедуры, эффект и противопоказания.

    реферат , добавлен 14.12.2012

    Истоки тибетской медицины. Влияние медицинских систем Индии, Китая, Ирана на формирование и развитие тибетской медицины. Правильное питание как главная составляющая здоровья. Методы лечения болезней. Кондиции человеческого организма по тибетской медицине.

    реферат , добавлен 06.06.2010

    История развития медицины от древнейших времен до наших дней, врачевание в Древней Греции. Учение Гиппократа и его значение в становлении классической медицины, наиболее известные его труды. Особенности и яркие представители Александрийской медицины.

    контрольная работа , добавлен 08.07.2009

    Единой индийской кухни, как таковой, не существует. Климат и религиозные предписания вносят большие различия в кулинарию народов Индии. Многие индусы - строгие вегетарианцы. Индийские национальные блюда. Индийские пряности.

Индия удивляет как своими экзотическими многовековыми архитектурными «изюминками», так и не менее экзотическими древнейшими трудами, в которых заложены уникальнейшие познания об окружающем мире и природе самого человека. Буддийские традиции обладают уходящими в далёкое прошлое корнями, но хранят в себе поистине впечатляющие знания, которые не так уж уступают современным достижениям. К числу таких древнейших индийских познаний относится и традиционная медицинская система аюрведа, основы которой сформировались в глубокой древности, но до сегодняшних дней пользуются немалым авторитетом в сфере медицины.

Наука о долгой жизни от буддийского божества

Основная цель аюрведы заключается в том, чтобы помочь каждому человеку прожить долгую и не омрачённую болезнями жизнь. В переводе с санскрита наименование этой древнейшей системы упорядоченных медицинских сведений и рекомендаций звучит как «знание о жизни» («знание о продолжительной жизни») или же «учение о принципах здоровой жизни», что наиболее тонко определяет её основное предназначение.

Согласно древнеиндийским преданиям, аюрведа является частью великих знаний о Вселенной и возникла ещё до появления людей, а её создателем был бог-врачеватель Дханвантари. Именно он передал эту систему медицинских знаний земным мудрецам.

Первые упоминания об этой системе врачевания встречаются ещё в Ведах. Один из сборников этих древнейших индийских писаний посвящён исключительно медицинским аспектам. В нём не только описаны разнообразные лекарственные растения и применение первых антибиотиков (лишайников, обладающих подобными свойствами), но и приводится описание костей человека. В старинных аюрведических трактатах, которые созданы древнейшими индийскими медицинскими династиями, содержатся сведения о более 600 лекарственных средствах растительного и животного происхождения и областях их применения, об ядах и противоядиях, о проведении операций и инструментах для хирургических вмешательств.



Искусство врачевания с философским подтекстом

Аюрведа – это сочетание медицины и философии. В отличие от западной медицины эта практика базируется на 6 философских идеях, изложенных в Ведах, которые предполагают тесную взаимосвязь человека с Вселенной. Аюрведа рассматривает человека как единое целое, подразумевая единство тела и духа, мыслей и чувств и учитывая не только физическое, но и психологическое, эмоциональное состояние человека, принимая во внимание гармоничное их сочетание. Нарушение этого состояния провоцирует возникновение болезней, поэтому главная задача аюрведической медицины – вернуть эту гармоничную целостность. Согласно аюрведе, ключ к здоровой жизни — в гармонии человека с самим собой и с природой, а один из базовых принципов исцеления заключается в изменении образа жизни. Если организм человека находится в равновесии, то никакие, даже наиболее опасные микробы, не способны повредить его. Поэтому первым делом врач стремится вернуть организм к такому состоянию.

Древнеиндийская методика лечения предусматривает 2 пути борьбы с болезнью: шамана и шодхана. Первый путь предусматривает лишь смягчение признаков болезни, второе направление отвечает за устранение причины болезни, которая зачастую может заключаться вовсе не в инфекции. Если в первом случае болезнь может продолжать прогрессировать, то вторая методика полностью исключает прогресс болезни, предусматривая лишь полное выздоровление больного.

Принципы аюрведической медицины

Принципы лечения аюрведы сильно отличаются от иных медицинских систем. Эта методика предполагает индивидуальный подход к каждому человеку. Лечение базируется на изучении пракрити — особенностей строения отдельного человека и его психофизиологических параметров. Лечебные смеси и препараты также подбираются сугубо индивидуально.

Большинство аюрведических лекарств создано исключительно на травах, которые произрастают преимущественно в Гималаях. В Ригведе перечислено около 700 лекарственных растений. Также аюрведа предусматривает применение лекарств животного происхождения и лечение минералами (в т.ч. драгоценными и полудрагоценными камнями). Одно лекарство приготавливается так, что может помогать от нескольких недугов. Оно должно обладать сильным медицинским эффектом и при этом хорошо сохраняться длительное время. Аюрведические тексты хранят более 1000 рецептов лекарств, но каждый врач должен уметь сочетать их, основываясь на своём опыте и интуиции.

Для очищения организма от нарушающих его равновесие структур в аюрведе используется методика панчакарма, что означает «5 действий», поскольку её курс включает 5 направлений, основными из которых являются диеты, применение лекарственных трав и массаж с использованием специфических масел. Это самая настоящая терапия очистки организма. Религиозные практики (пение мантр, медитации и поклонение божествам) также имеют место в аюрведической практике. Эта медицинская система предлагает больше, чем просто ценные рекомендации по диагностике и лечению, и при многих хронических заболеваниях способна оказать большую помощь, чем традиционная западная медицина.

Аюрведа в современном мире

Аюрведа оказала существенное влияние на развитие традиционной тибетской медицины и медицины арабского мира, а также лежит в основе многих современных методик оздоровления. К середине 20 в. традиционное индийское учение, касающееся здоровья и медицинских аспектов, получило широкое распространение на Западе. Уже к концу 20 в. аюрведу начали изучать студенты медицинских ВУЗов в США и Израиле. Такое обучение включает обязательную стажировку в Индии.

Основные процедуры аюрведы вошли в мировую медицинскую практику, а многие её древнейшие практики полностью перешли в современную медицину. В современном мире аюрведа, как и прежде, широко распространена и популярна в Индии, где является признанной государством медицинской практикой, а также в Непале и на Шри-Ланке, и вызывает особый интерес туристов, стремящихся ознакомиться с древнейшими методиками лечения именно на родине этой альтернативной медицины.

Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. в бассейне р. Инд сформировалась древнейшая в Южной Азии цивилизация. Оно вос­ходит к названию одной из рек на севе­ро-западе страны - Синдху (Sindhu), которую иранцы называли Хинду (Hindu), а греки - Индос (Indos). От­сюда произошло и название народа - «инды» и их страны - «Страна индов». В настоящее время на ее территории располагаются современные государ­ства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

Расцвет Индской культуры приходится на конец 3-го - начало 2-го тысячелетий до н.э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел, письменности.

Периодизация истории врачевания:

1) индская цивилизация (XXIII - XVIII вв. до н.э., долина р. Инд) - протоиндийская цивилизация, древ­нейшая в Южной Азии.

2) ведийский период (XIII -VI вв. до н.э., долина р. Ганг).

3) буддийский (V – III вв. до н.э.) и классический (II в. до н.э. - V в. н.э.).

Характерными чертами санитарного дело периода Индской цивилизации являются:

1. монументальная архитек­тура,

2. плановая застройка городов,

3. высокий уровень их санитарного благоустройства,

4. развитие искусственного орошения,

5. развитие ремесел (керамика, изделия из металла и камня),

6. создание протоиндийской письменности.

По величи­не территории, уровню городского строительства, санитарному благоуст­ройству и т.д. индская культура зна­чительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Строительство городов в долине Инда велось по заранее разработанному плану. В разных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом. Жилые дома строились также из обожженного кирпича. Водосточные трубы через толщу стен выходили в сточную систему города. Ни одна другая древняя цивилизация даже римская, не имела такой совершенной системы водоотвода.

В то же время великолепие санитарно-технических сооружений Индской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в Древней Индии в целом - в последующие периоды истории Древней Индии он значительно снизился.

Его причинами, по мнению исследователей, были явления внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов), проникновение в долину Инда более отсталых племен.

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Так, в «Ригведе» упомянуты лишь три недуга: про­каза, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического вра­чевания, - лечебные знания ведийского периода тесно переплетались с рели­гиозными верованиями и магическими обрядами.



В ведийской религии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связываются с представлениями о врачевании, здоровье и болезни. Важными божествами считались Агни - бог огня, домашнего очага, посред­ник между богами и людьми, и Сурья - божество Солнца и всевидящее око богов. Главным божеством ведийской религии считался Индра - бог грома и молнии, царь (раджа) богов, щедрый покровитель людей; воплощение силы, мужества и плодородия. Наряду с добрыми божествами в древнеиндийской мифологии были и злые духи и де­моны: асуры и ракшасы - враги богов и людей, а также пичаши - которые приносили несчастья, болезни, разорение и лишали потомства.

Эти представления нашли свое отражение в «Атхарваведе». С одной стороны, в ней просматривается эмпирический опыт народа по использованию лекарственных растений, действие которых понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. С другой - болезни в «Атхарваведе» связываются со злыми духами или расцениваются как наказание богов; а излечение не­дугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.

Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Древней Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменились и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» упоминаются соки организма.

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн - брахмамы (знающий священные учения, т.е. жрец), кшатрии (наделенный могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов - правящее сословие, кшатрием был истори­ческий Будда), вайшьи (свободный общинник, т.е. главным образом земледельцы, скотоводы, торговцы). Шудры и парии: практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять, веды.

К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания - аюрведа (ayurveda - учение о долгой жизни).

Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарствен­ные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В тече­ние двух тысяч лет она успешно развивается и высоко ценится в Индии и за ее пределами.

В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака (I -II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) - авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I -II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию.

Представления о строении тела человека в Древней Индии были самы­ми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотрагиванием до священной коровы или взглядом на солнце.

Согласно Сушруте индийские врачеватели считали, что человеческий организм состоит из шести членов (головы, туловища и четырех конечностей) семи перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей и том числе зубы и хрящи), которые подразделялись на плоские, круглые длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нервов, девяти органов чувств и трех жидкостей (слизи желчи и воздуха). Некоторые зоны (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т.д.) выделялись как особо важные. Их повреждение считалось опасным для жизни. В то же время древние индийцы не имели ясного представления о назначении головного мозга и полагали, что вместилище разума является сердце (подобные представления существовали у древних египтян).

Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыгра­ли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Представления о причинах болезней в классический период истории Древ­ней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господство­вавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, кото­рый, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями ко­торых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь (слизь - выше сердца, желчь - между пупком и сердцем, воздух - ниже пупка). Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических про­дуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь - первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя.

Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер заведует кровообращением, пищеварением, выделением и даже обменом веществ, предусматривающим активное движение сложных молекулярных биохимических комплексов. Ускорение же или замедление "движения соков и веществ"" посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.

Желчь представлена в природе огнем, а в организме она обуславливает "естественное тепло", поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.

Флегма в космосе и человеке ассоциировалась со всевозможными "мягкими" веществами. Ее сравнивали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.

При каких-либо нарушениях в действии ветра, желчи и слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между тремя первоэлементами. И врач возвращает здоровье, приводя все три первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний.

Все болезни Сушрута подразделял на естественные, связанные с природой (так, воздух вызывает 80 болезней, желчь - 40, слизь - 30), и сверхъестественные, посы­лаемые богами (проказа, венерические и другие заразные болезни, причины которых понять в то время было еще невозможно).

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и ис­следовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, особенностей голоса и т.п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

Лечение внутренних болезней наиболее полно представлено в трактате «Чарака самхита», который содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождений. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических забо­леваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческо­го одряхления; средства, повышающие половую активность.

Тактика лечения в Древней Индии, как и в других странах Древнего мира, определялась, прежде всего, излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного (говорили, что «дураки легче излечиваются, ибо аккуратнее исполняют советы»).

Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жид­костей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - ле­карственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и в-треть­их - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только враче­ватели.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в Древней Индии по сво­ему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире (оно славилось во всех странах и в Средние века).

Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинс­ких наук, драгоценным произведени­ем неба, верным источником славы». В «Сушрута самхите» описано более 300 операций, свыше 120 хирургичес­ких инструментов и не менее 750 ле­карств из растений, среди которых нет ни одного средства европейского про­исхождения.

Еще не имея научных представлений об антисептике и асептике , индий­ские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного со­блюдения чистоты во время операций.

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Они хранились в специальных деревянных коробках.

Раны перевязывались льняными, шелковыми и шерстяными тканями, про­питанными в растопленном коровьем масле, а также повязками из кожи и пальмовой коры. Для швов употреблялись льняные и сухожильные нити и кон­ский волос.

Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапаротомии, камне-, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на paны головы, лица и даже дыхательного горла. Пластические операции древних индийцев заслуживают особого внимания. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.

В древних индийских текстах впер­вые описана и операция удаления по­мутневшего хрусталика - катаракты. Сушрута описал 76 глазных болезней и их лечение.

Родовспоможение в Древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беремен­ным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение (применяв­шееся после смерти роженицы для спасения младенца), поворот плода на ножку и эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку).

Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии. Предпринимались первые попытки предупрежде­ния заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье человека.

Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены и в «Законах Ману»:

«Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни трону­тую собакой».

«Пусть не купается ни после еды, ни больной, ни среди ночи... ни в непроверен­ном пруду»-

«Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах».

«Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

«Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делами полезными для него» и т.п.

В городах и селениях запрещалось выбра­сывать нечистоты на улицы. Регламентировались места и способы сожжения трупов умерших. В сомнительных случаях гибели человека назначалось обследование (вскрытие); тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разло­жения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Градостроительство в классический период истории Индии не достигло того высокого уровня, который отличал древнюю Индскую цивили­зацию.

В Древней Индии раньше, чем в Западной Европе, появились богадельни (при буддийских храмах) и помещения для больных - дхармашала (лечебницы).

Положение врача в Древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным. В заключительный период истории Древнего мира с развитием кастовой сис­темы и общественного неравенства усилилась тенденция считать некоторые занятия ритуально «нечистыми», а занимающихся ими - неприкасаемыми. Это относилось к ухаживающим за лошадьми и колесницами, плотникам, вра­чевателям (по всей вероятности, тем, кто занимался хирургией и был связан с ритуальной «нечистотой»), фокусникам, акробатам, плясунам и т.п. Тем не менее, в целом о занятии врачеванием в древних текстах говорится с большим уважением.

Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную по­мощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Врачевание в Древней Индии тесно соединялось с религиозно-философ­скими учениями, среди которых особое место занимает йога . Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упраж­нений-поз. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеоб­разному образу жизни.

Среди центров медицинского образования Древней Индии особое место за­нимал г. Таксила. Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебногс искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом», - говорится в «Сушрута самхите».

По окончании обучения учитель произносит перед своими учениками проповедь, которая приведена в «Чарака самхита».

«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день, восставая от сна и отходя ко сну, о благополучии всех существ, особенно коров и брахманов, и вы должны всей душой стремиться к исцелению больного.

Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни...

Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей...

Ваша речь должна быть приятной...

Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению...

Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказы­вать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользу­ясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому».

Право лечебной практики давал раджа. Он же контролировал деятельность врачевателей и соблюдение врачебной этики.

Врачебная этика Древней Индии неукоснительно требовала, чтобы враче­ватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скро­мен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищен­ные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтов­ни...».

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от упла­ты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное ле­чение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положе­ния больного.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока (Месопотамии и Егип­та) индийская цивилизация (как и китайская) не погибла - она продолжила свое поступательное развитие и после эпохи Древнего мира. В Средние века индийские врачи славились во всем мире, а индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных Регионах земного шара.

Особенности медицины в Древнем Китае (середина 2-го тысячелетия до н.э.―III в. н.э.).

Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называ­лось Шан-Инь) сформировалось несколько позже, чем ранние цивилизации Месопотамии, Египта и Индии - в середине 2-го тысячелетия до н.э. в долине Желтой реки - Хуанхэ.

К этому времени относится и создание китай­ской иероглифической письменности. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и дымный порох. Бумага была изобретена в Китае в I в. до н.э.

В течение тысячелетий Китай представлял уникальный пример стабильнос­ти национальной культуры и традиционной медицины.